Разбор по русскому. Виды разборов по русскому языку в начальной школе

Синтаксический разбор (грамматический разбор) – один из видов языкового анализа, состоит в указании грамматических признаков слов, их форм, их морфологического состава, в общей характеристике разбираемого предложения, его частей, членов предложения, а также (отчасти) в комментировании орфограмм и знаков препинания. Используется преимущественно как упражнение на этапах закрепления и повторения материала, с целью связи теории с практикой. Способствует быстрому распознаванию грамматических категорий и форм. Г. р. может использоваться и при изучении нового материала в ходе эвристической беседы. Виды Г. р.: разбор слов по составу; разбор по частям речи (морфологический) и синтаксический разбор; выборочный, тематический и полный разбор. При Г. р. используется определенный порядок, определенная последовательность действий – «схемы разбора». В школьной практике нередко в понятие «Г. р.» включают и фонетический, и словообразовательный, и орфографический, и другие виды анализа языка.

Фонетический разбор – один из видов языкового анализа; состоит в определении звукового состава фонетического слова (количество звуков, их соотнесение с буквенным составом слова, гласные и согласные звуки, характеристика каждого звука); в определении места ударения; в разделении слова на слоги и т. д. Используется не только при изучении фонетики, но и при решении орфографических, словообразовательных и иных задач, при разборе слов морфологически и пр. Может быть полным и выборочным, в зависимости от учебных задач. Проводится обычно вместе с другими видами языкового анализа: с грамматическим, орфографическим и иными видами разбора.

Транскрипция в школе – методический прием, передача слов или текстов с помощью специальных знаков. В обучении языку используется фонетическая Т., созданная на основе русского алфавита, с некоторыми дополнительными знаками: " – знак мягкости согласного и т. п. Фонетическая Т. позволяет фиксировать звуковой состав речи в отличие от ее орфографического написания:

потолок – [паталок] ее – [йийо]

сшить – [шыт"] груздь – [грус"т"]

Транскрибирование слов и их сочетаний помогает учащимся понять систему позиционных чередований и, следовательно, природу орфографических трудностей. Т. помогает также понять морфологическое членение слова, особенно в тех случаях, где встречается звук [и]: чей – [ч"йиво], [ч"йиму], [ч"ййм] и т. п.

Элементы Т. вводятся в IV классе: обозначение мягкости согласных [м] и [м"], йотированные [й"а], [й"у], [й"э], [й"о], что [шт], яичница [шн] и пр. Делались попытки вводить элементы Т. с I класса, а в IV – V классах знакомить учащихся с основными транскрипционными знаками, но эти попытки не вышли за рамки эксперимента.

Словообразовательный разбор – вид языкового анализа; состоит в выяснении, является ли данное слово производным или первообразным, если производным – каков способ словообразования (префиксальный, суффиксальный и пр.). С. р. предполагает построение словообразовательных цепей, гнезд, ступеней образования слова: пис-а-ть за-пис-а-ть за-пис-к-а. В школе вводится с IV класса; в начальных классах – анализ состава слова, выяснение, от какого слова образовалось, подбор родственных слов. С. р. создает предпосылки для элементов исследовательской работы учащихся, для создания проблемных ситуаций.

Пунктуационный разбор (комментированоое письмо) – вид языкового анализа; состоит в нахождении (в предложениях, компонентах текста) пунктограмм, их объяснении, в синтаксическом, смысловом и интонационном обосновании, в указании способов их проверки, наконец, в выполнении самого действия проверки и в выборе нужного знака препинания. В практике используется полный П. р., когда рассматриваются все пунктограммы, и тематический, выборочный, когда исследуются пунктограммы лишь на определенные темы. Может быть различной степень полноты П. р.: полное обоснование; сжатое обоснование; указание лишь типа пунктограммы; указание знака препинания с называнием темы. П. р. обычно выполняется устно.

Орфографический разбор (комментированоое письмо) – вид языкового анализа; состоит в обнаружении в словах, словосочетаниях, в тексте орфограмм, в их объяснении, в указании способов их проверки, в выполнении орфографического действия – проверки. Различается полный О. р., когда разбору подвергаются все орфограммы, и тематический, выборочный, когда разбору подвергаются орфограммы лишь на определенные темы. Употребляются также термины полный и частичный, общий и выборочный. Различаются также степени полноты разбора; он может ограничиваться лишь характеристикой орфограмм, без их проверки. О. р. обычно выполняется устно; при письменном выполнении используются также условные обозначения.

Морфемный анализ – выделение морфем в словах. Морфема – минимальная значимая часть слова: корень, приставка, суффикс, постфикс, интерфикс, префиксоид, окончание. Поскольку морфемы служат средством образования новых слов, М. а. смыкается со словообразовательным анализом; поскольку с их помощью образуются формы слов, можно говорить о морфологическом анализе. М. а. может быть определен как грамматико-орфографическое упражнение аналитического типа. Служит средством внутри-предметных связей, так как связывает в работе учащихся уровни языка: фонологический, морфологический, словообразовательный, лексический. М. а. проводится во всех классах, усложняясь по мере изучения новых тем по составу слова и словообразованию. Наибольшую трудность у учащихся вызывают элементы фонетического анализа, вплетающиеся в М. а., особенно в тех случаях, когда есть чередование, звук [j] и т. п.


Фонетический разбор
Выделить слоги, указать, сколько их в слове.
Отметить возможность переноса.
Показать место ударения.
Дать характеристику гласных звуков (ударные или безударные), какими буквами они обозначены.
Дать характеристику согласных звуков (звонкие - глухие, твердые - мягкие), какими буквами они обозначены.
Указать количество звуков и букв.
Словообразовательный разбор
На основе изменения слова выделить окончание.
Записать слово, от которого образовано данное.
Обозначить суффикс или приставку, с помощью кото-рых образовано слово.
Привести подобный пример образования слов.
Если слово, от которого образовано данное, имеет суффикс или приставку, разобрать сто по составу, найти is нем все орфограммы и объяснить их.
Морфологический разбор самостоятельных частей речи
Найти слово, относящееся к данной части речи, указать в нем признаки этой части речи, назвать его начальную форму (если слово изменяется). Затем указат ь:
у имени существительного: собственное или нарицательное; одушевленное или неодушевленное; род; склонение; в каком падеже употреблено; единственное или множественное число; чем является в предложении; как образовано: от какого слова и с помогцыо чего; особенности правописания: наличие орфограмм в слове, каким принципам орфографии они подчиняются, если морфологическому, то какие и как необходимо применять правила;
у имени прилагательного: качественное, относительное или притяжательное; степень сравнения (если есть); полная или краткая форма; в каком падеже, числе, роде употреблено; с каким словом и как связано (вид связи); чем является в предложении; как образовано; особенности правописания;
у имени числителыюго: разряд по значению (количественное, дробное, собирательное, порядковое), по составу (простое, сложное, составное); в какой форме употреблено; синтаксическая роль; как образовано; особенности правописа-ния;
у местоимения: разряд по значению; в какой форме употреблено; с какой другой частью речи соотносится; чем является в предложении; какова его роль в тексте; особенности правописания;
у глагола: вид; переходный или непереходный; возвратный или невозвратный; спряжение; в какой форме употреблен (наклонение, время, число, лицо или род); чем является в предложении; как образован; особенности правописания;
у причастия: действительное или страдательное; какого вида и времени; полное или краткое; в каком падеже (если полное), числе и роде употреблено; как образовано; чем является в предложении; есть ли зависимые от него слова; особенности правописания;
у деепричастия: от какого глагола-сказуемого оно зависит (поставьте вопрос); есть ли у него зависимые слова; его роль в предложении; как оно образовано; особенности правописания;
у наречия: разряд по значению; имеет ли оно степень сравнения; как образовано; особенности правописания.
Морфологический разбор служебных частей речи и междометий
Найти слово, относящееся к служебным частям речи или междометиям.
Назвать часть речи, указать ее признаки в данном слове.
Определить разряд (группу) по значению.
Выявить синтаксическую (или смысловую) роль.
Как образовано (для производных, сложных и составных частей речи)?
Особенности правописания.
Синтаксический разбор словосочетания
Выделить словосочетание из предложения.
Рассказать о строении словосочетания: найти главное и зависимое слова и указать, какими частями речи они выражены; определить способ синтаксической связи.
Указать грамматическое значение словосочетания.
Синтаксический разбор простого предложения
Найти в тексте простое предложение, выделить в нем граммат и ческую ос нову.
Определить его вид по цели высказывания, по интонации, по наличию - отсутствию второстепенных членов (распространенное или нераспространенное), полное или не- полное предложение.
Определить его вид по характеру грамматической основы (двусоставное или односоставное; если односоставное, то назывное или определенно-личное, неопределенно-личное, безличное).
Разобрать его по членам предложения: чем выражено подлежащее, определить тип сказуемого (простое глагольное, составное глагольное, составное именное), чем оно выражено; назвать второстепенные члены, чем они выражены.
Чем осложнено предложение (однородными членами, обособленным оборотом, обращением, вводным словом)?
Объяснить постановку знаков препинания, какую они выполняют функцию.
Синтаксический разбор сложного предложения
Найти в тексте сложное предложение, определить его вид по цели высказывания, интонации, средствам связи между ого частями.
Выделить грамматические основы, определить структурные типі.! простых предложений в составе сложного (двусоставное, назывное, определенно-личное, безличное), полное или неполное каждое из них, чем они осложнены.
Чем соединены части сложного предложения? Каковы смысловые отношения между его частями?
Если предложение сложноподчиненное, назвать главное и придаточное, какое слово (или слова) поясняет придаточное, к какой группе по значению оно относится.
Если в предложении несколько придаточных, определить связь между ними (последовательное, параллельное, однородное подчинение).
Объяснить постановку знаков препинания, их функцию.
Разбор предложения с прямой речью
Выделить тіл текста предложения с прямой речью.
Указать слова автора и прямую речь.
Объяснить постановку знаков препинания.

1. Фонетический разбор

2. Разбор слова по составу (морфемный разбор)

3. Морфологический разбор существительного.

4. Морфологический разбор прилагетельного.

5. Морфологический разбор глагола.

6. Морфологический разбор наречия.

7. Синтаксический разбор простого предложения.

8. Синтаксический разбор сложного предложения.

Что надо знать для фонетического разбора слов в начальной школе.
Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.
Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме.
Звуки мы произносим и слышим, буквы – видим и пишем. Читая слова, мы видим буквы, а произносим звуки.
Звуки бывают гласные и согласные .
В русском языке 10 гласных букв: А-Я,О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е,
но 6 гласных звуков: [А], [О], [У], [Ы], [ Э], [И].
А, О, У, Ы, Э - это буквы, которые дают предыдущему согласному команду: «Читайся твёрдо! », но звуки [ч"], [щ"] – всегда мягкие:
сон [сон], дым [дым], чаща [ч"ащ"а], часы [ч"асы].
Я, Ё, Ю, И, Е - это буквы, которые дают предыдущему согласному команду: «Читайся мягко!» (обозначают мягкость предыдущего согласного), но звуки [ж], [ш], [ц] остаются всегда твердыми:
мята [м"ата], тёрка [т"орка], мюсли [м"усл"и], мел [м"эл], лес [л"эс], жир [жыр], ширь [шыр"], цифра [цыфра].

В транскрипции буквы Я, Ё, Ю, Е не используются. Звуков [е ], [ё ], [ю ], [я ] не существует .
[й"] – согласный, всегда звонкий, всегда мягкий звук.

Л, М, Н, Р, Й - всегда звонкие.
Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С – парные согласные по звонкости-глухости.
X, Ц, Ч, Щ - всегда глухие согласные.
Ч, Щ, Й - всегда мягкие согласные.
Ж, Ш, Ц – всегда твердые согласные.
Ж, Ш,Ч, Щ - шипящие.

Морфологический разбор существительного

План разбор имени существительного:

I.Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II. Начальная форма. Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки:
1 собственное или нарицательное;
2 одушевлённое или неодушевлённое;
3 род;
4 склонение;
5 число (если слово имеет только одну форму – единственного или множественного числа).
Б Непостоянные морфологические признаки:
1 число (если слово изменяется по числам);
2 падеж.
III Роль в предложении (каким членом предложения является существительное в данном предложении)

Морфологический разбор имени прилагательного

План разбора.
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки.
1. Начальная форма (имен. падеж ед. числа муж. рода).
2. а) падеж, б) число, в) род (в ед. ч.).
III. Синтаксическая роль.
Образец разбора.
Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой…

Золотой (луч)- им. прилаг., н.ф.- золотой

2. ед. ч., муж. р.

3. Луч (какой?)золотой (подчеркиваем волнистой линией)

Морфологический разбор глагола

План разбора

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма (инфинитив).
вид (совершенный, несовершенный);
время;
число;
лицо (в настоящем, будущем времени);
род (в единственном числе прошедшего времени).
III Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).

Образец разбора

Любишь - глагол; Н. ф. – любить. Морфологические признаки:
несовершенный вид;
II спряжение.
настоящее время;
единственное число;
2-го лицо.
В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Виды разборов по русскому языку (5-9 классы)

Схема фонетического разбора слова

1. Разбейте слово на слоги, укажите количество слогов.

2. Поставьте ударение в слове,

укажите ударный слог.

3. Запишите фонетическую

транскрипцию слова.

4. Охарактеризуйте звуки слова. Гласные: ударные - безударные, какой буквой обозначены; согласные: твёрдые, мягкие (парные, непарные), звонкие, глухие (парные, непарные), какой буквой обозначены.

5 Укажите количество звуков и букв.

Образец разбора

отбелить

от-бе-лить 3 слога

3-ий слог является ударным [адб"ил"ит"]

[а] - гласный, безударный; обозначен буквой «о»;

[д] - согласный, твёрдый, парный (пара [д"]); звонкий, парный (пара [т]); обозначен буквой «т»;

[б"] - согласный, мягкий, парный (пара [б]); звонкий, парный (пара [п"]);обозначен буквой «б»;

[и] - гласный, безударный; обозначен буквой «е»;

[л"] - согласный, мягкий, парный (пара [л]); звонкий, непарный (пара [-]); обозначен буквой «л»;

[и] - гласный, ударный; обозначен буквой «и»;

" ] - согласный, мягкий, парный (пара [т]); глухой, парный (пара [д"]); обозначен буквами «т», «ь».

7 звуков, 8 букв

Разбор слова по составу (морфемный анализ)

Порядок разбора

  1. Определить, какой частью речи является анализируемое слово, в какой форме оно употреблено.
  2. Если слово изменяется, выделить формообразовательные морфемы
  3. Выделить основу.
  4. В основе выделить корень, словообразовательные морфемы (если есть).

Образец разбора

Городской.

Городской – прилагательное в форме мужского рода именительного падежа единственного числа.

Окончание – ой.

Основа городск -.

Корень город -.

Словообразовательный суффикс – ск -.

Морфологический разбор имени существительного

План разбора.

1. Начальная форма (имен. падеж ед. числа).

2. Постоянные признаки: а) собственное или нарицательное, б) одушевленное или неодушевленное, в) род, г) склонение.

3. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число.

III. Синтаксическая роль.

Образец разбора.

Ветер по морю гуляет…

I. ( По) морю – им. сущ., обозначает предмет, (что?) море ;

II. Н.ф.- море , нариц., неодуш., ср. р., 2 скл.; в дат. п., в ед. ч.;

III.В предложении является обстоятельством.

Морфологический разбор глагола

План разбора.

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (инфинитив).

2. Постоянные признаки: а) вид, б) спряжение, в) возвратность, г) переходность.

3. Непостоянные признаки: а) наклонение, б) число в) время (если есть), г) лицо (если есть), д) род (если есть).

III. Синтаксическая роль.

Образец разбора.

Работай до поту, так поешь в охоту.

I. Поешь - глагол, обозначает действие, (что сделаешь?) поешь ,

II. Н.ф. – поесть ; сов. в., разноспряг., невозвр., перех.; в изъяв. накл., в буд. вр., в ед. ч., во 2 л.;

III. В предложении является сказуемым.

Морфологический разбор имени прилагательного

План разбора.

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (имен. падеж ед. числа муж. рода).

2. Постоянные признаки: разряд (качественное, относительное, притяжательное).

3. Непостоянные признаки: 1) у качественных: а) степень сравнения, б) краткая или полная форма; 2) у всех прилагательных: а) падеж, б) число, в) род (в ед. ч.).

III. Синтаксическая роль.

Образец разбора.

Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой

I. Золотой (луч) - им. прилаг., обозначает признак предмета, луч (какой?) золотой ;

II. Н.ф.- золотой, качеств, в полн. ф., в им.п., ед. ч., муж. р.;

Морфологический разбор имени числительного

План разбора.

I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (имен. падеж).

2. Постоянные признаки: а) простое или составное, б) количественное или порядковое, в) для количественных разряд: целое число или количество, дробное, собирательное.

3. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число (если есть), в) род (если есть).

III. Синтаксическая роль

Образец разбора.

Школьный участок занимает десять гектаров.

I. Десять – им. числ., обозначает количество, (сколько?) десять ;

II.Н.ф.- десять , колич., прост., целое количество; в вин. п.;

III. В предложении является дополнением.

Морфологический разбор наречия

План разбора.

I.Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

1. Разряд по значению.

2. Неизменяемость.

3. Степень сравнения (если есть).

III. Синтаксическая роль.

Образец разбора.

С севера порывисто дул ветер.

I. Порывисто – наречие, обозначает признак действия,

II. Дул (как?) порывисто , образа действия, неизм.;

Морфологический разбор причастия

План разбора.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (имен. падеж, ед. число, муж. род).

2. Постоянные признаки: а) действительное или страдательное, б) время, в) вид, г) возвратность.

3. Непостоянные признаки: а) полная или краткая форма (у страд. прич.), б) падеж (у причастий в полной форме), в) число, г) род (в ед. ч.).

III. Синтаксическая роль.

Образец разбора.

Остывшая за ночь степь окутана сизым туманом.

I .Остывшая (степь) – особая форма глагола – причастие, (какая?) остывшая , остыть + -вш-(ая) ;

II.Н.ф.- остывший , действ., прош. вр., сов. в., невозвр.; в им. п., ед. ч., ж. р.;

III. В предложении является определением.

Морфологический разбор деепричастия

План разбора.

I. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение. От какого глагола образовано.

II. Морфологические признаки.

1.Вид.

2.Возвратность.

3 Неизменяемость.

III. Синтаксическая роль.

Образец разбора.

От реки, окутывая прибрежные кусты, шел туман.

I .Окутывая - особая форма глагола – деепричастие,(как? Что делая?) окутывая , окутывать + -я- ;

II.Несов. в., невозвр., неизмен.;

III. В предложении является обстоятельством.

Морфологический разбор предлога

План разбора.


II. Морфологические признаки.

1. Простой или составной.

2. Производный или непроизводный.

3. Неизменяемость.

Образец разбора.

По небу метались встревоженные галки.

I. По (небу) – предлог.

II. Простой. Непроизводный. Неизменяемый.

Морфологический разбор союза

План разбора.

I. Часть речи. Для чего служит.

II. Морфологические признаки.

1. Разряд: сочинительный (соединительный, разделительный, противительный) или подчинительный (изъяснительный, обстоятельственный (вид обст.)).

2. Простой или составной.

3. Неизменяемость.

Образец разбора.

Водолазы спустились, для того чтобы проверить последний раз крепление понтонов.

I .Для того чтобы – союз, соединяет части сложного предложения;

II.Подчинит., обстоят., целевой, составной, неизменяемый.

Морфологический разбор частицы

План разбора.

I. Часть речи. Для чего служит.

II. Морфологические признаки.

1. Разряд (формообразующая, модальная (какое значение выражает)).

2. Неизменяемость.

Образец разбора.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

I.Не – частица, служит для выражения отрицания,

II.Модальная, отрицание,

III.Неизменяемая.

Cинтаксический разбор простого предложения

Порядок разбора

3. Найти грамматическую основу предложения и доказать, что оно простое.

4. Определить тип предложения по структуре:

а) двусоставное или односоставное (определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное, безличное, назывное);

б) распространенное или нераспространенное;

в) полное или неполное;

г) осложненное (указать, чем осложнено: однородными членами, обособленными членами, обращением, вводными словами).

5. Разобрать предложение по членам и указать, чем они выражены.

6. Составить схему предложения и объяснить расстановку знаков препинания.

Синтаксический разбор сложного предложения

Порядок разбора

1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное).

2. Определить тип предложения по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное).

3. Найти грамматические основы в предложении и доказать, что оно сложное.

4. Определить средства связи простых предложений в составе сложных (союзы, союзные слова, интонация) и установить тип данного сложного предложения (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное, предложение с разными видами связи).

5. Если предложение сложносочиненное , то охарактеризовать смысловые отношения между составляющими его простыми; указать средства связи между простыми предложениями.

Если предложение сложноподчиненное , то назвать главное и придаточное; указать средства связи между простыми предложениями и вид придаточного.

Если предложение бессоюзное , то определить смысловые отношения между составляющими его простыми.

Если предложение с разными видами связи , то выделить смысловые части. Каждую часть разобрать как соответствующее простое или сложное предложение.

6. Составить схему предложения и объяснить постановку знаков препинания.

Схема лексического разбора слова

1. Определите лексическое значение слова в контексте.

2. Если слово многозначно, укажите другие его значения (при необходимости можно пользоваться толковым словарём русского языка).

3. Установите тип лексического значения в данном контексте: а) прямое; б) переносное.

4. Если значение переносное, охарактеризуйте вид переносного значения.

5. Постройте синонимический ряд для слова в данном значении.

6. Подберите антонимическую пару к данному слову.

7. Определите, является данное слово исконно русским или заимствовано из другого языка.

8. Установите принадлежность анализируемого слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной в употреблении.

9. Определите, является ли слово устаревшим.

10. Укажите, входит ли данное слово в состав фразеологизмов.

Схема орфографического разбора слова

1. Выписать контрольное слово.

2. Вставить пропущенные буквы или раскрыть скобки.

3. Подчеркнуть в слове место орфограммы.

4. Назвать орфограмму и объяснить (устно или письменно) условия правильного написания.

5. Указать проверочное слово (если возможно) и привести примеры слов с данной орфограммой.

Образец орфографического разбора слова

Скош..(н,нн)ая трава лежит ровными рядами.

Скошенная - правописание суффиксов причастий.

  1. Две буквы «н» пишутся в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, если слово образовано от глагола совершенного вида (что сделать? - скосить): выкрашенный, прочитанный;
  2. Суффикс -енн- пишется в причастиях, образованных от глаголов на -ить, -еть или глаголов с основой на согласный.

    Произнести слово. Разделить слово на слоги и определить ударный слог.

    Затранскрибировать слово, то есть указать последовательно звуки.

    Охарактеризовать каждый звук:

а) гласный – ударный или безударный;

б) согласный – звонкий или глухой, парный или непарный;

мягкий или твёрдый, парный или непарный.

4. Указать количество звуков и букв. Если количество звуков и букв не совпадает, то указать причину.

Образец разбора:

ёж – 1 слог

ё - [й, ] – согл., звонк., непарн., мягк., непарн.

[о] – гласн., ударн.

ж -[ш] – согл., глух., парн.[ж] , твёрд., непарн.

_____________________

2 буквы, 3 звука (буква Ё в начале слова обозначает 2 звука)

Лексический разбор слова

    Определить лексическое значение слова (самостоятельно или с помощью словаря).

    Установить, в прямом или переносном значении употреблено слово. Если в переносном значении, то указать вид тропа (метафора, олицетворение, эпитет).

    Установить, есть ли у слова синонимы, антонимы, омонимы.

    Определить стилистическую окраску слова (разговорное, нейтральное или книжное), особенность употребления в речи (для устаревших, диалектных, профессиональных слов).

    Определить происхождение слова (самостоятельно или с помощью словаря) – исконно русское или заимствованное.

Образец разбора.

Задремали звёзды золотые.

    Задремать – впасть в дремоту, заснуть лёгким сном.

    Перен.знач. – олицетворение.

    Забыться, заснуть, погрузиться в сон, уснуть, забыться сном – синонимы.

  1. Исконно русское.

Словообразовательный разбор слова.

    Определить, какой частью речи является слово.

    Выделить его основу и окончание (если это изменяемая часть речи); указать грамматическое значение окончания.

    Установить значение слова и определить, как оно образовано (от какого слова и при помощи каких морфем)

    Составить словообразовательную цепочку слова.

Образец разбора:

холодноватый

    Это слово – имя прилагательное, значит, в нём выделяется окончание -ый.

    Холодноватый – «немного, слегка холодный». Значение «немного, слегка» передаётся при помощи суффикса –оват-. Данное прилагательное образовано от слова холодный с помощью названного суффикса: холодноватый ← холодный.

Холодный – «имеющий отношение к холоду, связанный с холодом». Прилагательное образовано от существительного холод при помощи суффикса –н-:

холодный← холод

Холод- - корень.

Итак: холод → холодный → холодноватый.

Орфографический разбор слова.

разлетелись

1. раз- пишу а, т.к. без ударения; роспуск.

2. пишу з, т.к. перед звонким согласным л (раз- - рос-); рассыпать, раскрашенный.

3. –лет- безударная гласная в корне слова, проверочное слово – лётчик; вылет, полетят.

4. –сь пишу ь для обозначения мягкости согласного звука.

подложенного

1. под- пишется всегда одинаково, подкопать, подпол.

2. –енн- пишу е, т.к. причастие образовано от глагола подложить.

3. –енн- пишу нн, т.к. это полное причастие, подложена.

4. –ого слышу –ова-, а пишу –ого, окончание ед.ч., м.р.(ср.р.), р.п., зелёного, сварившего.

Морфологический разбор имени существительного

I . Общее грамматическое значение (предмет).

Начальная форма (именительный падеж, единственное число)

II . Постоянные признаки:

Собственное или нарицательное,

    одушевлённое или неодушевлённое,

    склонение.

Непостоянные признаки:

III .

Учится в школе

I . Учится (где?) в школе – имя сущ., обозначает предмет

Нач.ф. – школа

II . Пост. пр.: нариц., неодуш., женск.р., 1 скл.

Непост.пр.: в един.ч., п.п.

III . В предложении является обстоятельством - учится (где?) в школе

Морфологический разбор имени прилагательного

I . Общее грамматическое значение (признак предмета).

Начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род).

II . Постоянные признаки:

Качественное, относительное или притяжательное.

Непостоянные признаки:

III . Каким членом предложения является (синтаксическая роль).

Приехал в бабушкин дом

I . Дом (чей?) бабушкин прилагательное, обозначает признак предмета

по принадлежности к лицу

Нач.ф. – чей? бабушкин

II . Пост.пр.: притяж.

Непост.пр.: степени сравнения и кр. формы нет, в в.п., ед.ч., ср.р.

III . В предложении является согласованным определением

Морфологический разбор глагола

I . Общее грамматическое значение (действие, состояние)

Начальная форма (инфинитив) – что делать? что сделать?

II . Постоянные признаки:

    возвратный(ся) или невозвратный

    вид(несов.в. – что делать?; сов.в. – что сделать?)

    переходность(перех. глагол может иметь при себе прямое дополнение без предлога)

    спряжение

Непостоянные признаки:

Изъявительное, повелительное или сослагательное(условное) наклонение

Для изъявительного:

    время (настоящее, прошедшее, будущее)

    лицо(для настоящего и будущего простого времени)

    род (для прошедшего времени)

Для повелительного:

Для сослагательного:

III . Каким членом предложения является(синтаксическая роль)

Солнце стояло высоко.

I . Солнце (что делало?) стояло – глагол, обозначает действие предмета

Нач.ф.: что делать? стоять

II . Пост.пр.: невозвр., несов.в., неперех., II спр.(стоит)

Непост. пр.: в изъяв.накл., прш.вр., ед.ч., ср.р.

III . В предложении является простым глагольным сказуемым.

Морфологический разбор причастия

I . Общее грамматическое значение (признак предмета по действию)

Начальная форма (мужской род, единственное число, именительный падеж) – какой?

что делающий? что делавший? + от какого глагола образовано

II . Постоянные признаки:

    действительное или страдательное

    возвратное(ся) или невозвратное

    время (настоящее или прошедшее)

Непостоянные признаки:

    полная или краткая форма (у страдательных причастий)

    род (только в единственном числе)

    падеж (у полных причастий)

III . Каким членом предложения является (синтаксическая роль)

Поля уже сжаты.

I . Поля (каковы? что сделаны?) сжаты – причастие, обозначает признак предмета по действию

Нач.ф.: какой? сжатый, образовано от глагола - сжать

II . Пост.пр.: страд., невозвр., сов.в., прош.вр.

Непост.пр.: в краткой форме, множ.ч.

III . В предложении является именной частью составного именного сказуемого.

Морфологический разбор деепричастия

I . Общее грамматическое значение (добавочное действие к основному действию)

Начальная форма: от какого глагола образовано

II . Постоянные признаки:

Непостоянные признаки:

    неизменяемость

Я шёл по дороге, стараясь заметить их следы.

I . Шёл (что делая? как?) стараясь – деепричастие, обозначает добавочное действие

Нач.ф.: образовано от глагола – стараться

II . Пост.пр.: несов.вид

Непост.пр.: неизмен.

Морфологический разбор имени числительного

I . Общее грамматическое значение (количество предметов, порядок при счёте)

Начальная форма (именительный падеж) – сколько? какой?

II . Постоянные признаки:

    количественное (целое, дробное, собирательное) или порядковое

    простое, сложное или составное

Непостоянные признаки:

В чёрном море обитает сто восемьдесят видов рыб.

I . Видов (сколько?) сто восемьдесят – числительное, обозначает количество предметов

Нач.ф.: сто восемьдесят

II . Пост.пр.: колич., целое, составное

Непост.пр.: в и.п., рода и числа не имеет

III . В предложении является подлежащим.

Морфологический разбор местоимения

I . Общее грамматическое значение (указывает на предмет, его признак и количество,

не называя их)

Начальная форма (именительный падеж)

II . Постоянные признаки:

    разряд по значению (у личных – лицо)

Непостоянные признаки:

    число (если есть)

    род (если есть)

III . Каким членом предложения является (синтаксическая роль)

Мне пятнадцать лет.

I . Пятнадцать лет (кому?) мне – местоимение, указывает на лицо

Нач.ф.: кто? я

II . Пост.пр.: личн., 1 лицо ед.число

Непост.пр.: в д.п.

III . В предложении является косвенным дополнением.

Морфологический разбор наречия

I . Общее грамматическое значение (признак действия или признак другого признака)

Начальная форма (если это наречие, имеющее степени сравнения)

II . Постоянные признаки:

    группа по значению

Непостоянные признаки:

    неизменяемость

    степень сравнения

III . Каким членом предложения является (синтаксическая роль)

Коля прыгнул выше.

I . Прыгнул (как?) выше – наречие, обозначает признак действия

Нач.ф.: высоко

II . Пост.пр.: образа действия

Непост.пр.: неизм., в простой сравн. степени

III . В предложении является обстоятельством.

Морфологический разбор слов категории состояния

I . Общее грамматическое значение (состояние)

Начальная форма – у омонимичных наречиям, имеющим степени сравнения

II . Постоянные признаки:

    разряд по значению

Непостоянные признаки:

    неизменяемость

    степень сравнения

III . Каким членом предложения является (синтаксическая роль)

На улице очень светло.

I . На улице (каково?) светло – слово категории состояния, обозначает состояние

II . Пост.пр.: состояние природы

Непост.пр.: неизм.

III . В предложении является сказуемым.

Морфологический разбор предлога

    разряд по значению

    простой или составной

    производный или непроизводный

    с каким падежом употребляется

    неизменяемое слово

III . Каким членом предложения является.

По небу метались встревоженные галки.

I . По – предлог, выражает зависимость существительного небо от глагола метались

II . Морф.пр.: зачение места, простой, непроизв., употреблён с д.п., неизмен. слово

III . Не член предложения.

Морфологический разбор союза

I . Грамматическая роль (для чего служит)

II . Морфологические признаки:

    сочинительный (соединительный, противительный, разделительный) или подчинительный(причинные, целевые, временные, условные, сравнительные, изъяснительные, уступительные)

    простой или составной

    производный или непроизводный

    одиночный или повторяющийся

    неизменяемость

III . Каким членом предложения является

Звёзды меркнут и гаснут.

I . И – союз, связывает однородные члены предложения

II . Морф.пр.: соч, соед., прост., непроизв., одиночн., неизм.

III . Не член предложения.

Морфологический разбор частицы

I . Грамматическая роль (для чего служит)

II . Морфологические признаки:

    разряд (формообразующая, отрицательная или модальная)

    группа по значению (у модальных)

    простая или составная

    производная или непроизводная

    неизменяемость

III . Каким членом предложения является.

Даже цветы на родине пахнут по-иному.

I . Даже – частица, служит для придания особого смыслового оттенка слову цветы

II . Морф.пр.: модал., усил.-выдел., прост., непроизв., неизм.

III . Не член предложения.

Морфологический разбор междометий

I . Грамматическая роль (для чего служит)

II . Морфологические признаки:

    группа по значению

    производное или непроизводное

    неизменяемость

III . Каким членом предложения является.

Ба! Знакомые всё лица.

I . Ба – междометие, выражает чувство

II . Морф.пр.: выражает восторг, непроизв., неизм.

III . Не член предложения.

Синтаксический разбор словосочетания

    Вычленить словосочетание из предложения.

    Указать главное и зависимое слово.

    Определить, чем выражены слова.

    Определить вид словосочетания (именное, глагольное, наречное)

    Определить вид синтаксической связи (согласование, управление, примыкание).

    Указать средства связи слов в словосочетании (окончание, предлог)

Стоит одиноко (глаг., примык., связь по смыслу)

глаг. нар.

Синтаксический разбор простого предложения

    Найти грамматическую основу предложения.

    Разобрать предложение по членам и указать, чем они выражены.

    Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).

    Вид предложения по интонации (восклицательное или невосклицательное).

    Вид предложения по наличию главных членов (двусоставное или односоставное) если односоставное, указать тип(определённо-личное, неопределённо-личное, обобщённо-личное, безличное, назывное).

    Вид предложения по наличию или отсутствию второстепенных членов (распространенное или нераспространенное).

    Вид предложения по наличию или отсутствию необходимых членов предложения (полное или неполное).

    Установить, осложнено ли предложение однородными членами, обращением, вводными конструкциями, обособленными или уточняющими членами.

Над нашим биваком кружились несметные тучи мошки.(Прост., повеств., невоскл., двусост., распростр., полное, неосложн.)

Синтаксический разбор предложения с прямой речью

    Составить схему предложения с прямой речью.

    Объяснить постановку знаков препинания.

Говорит им князь тогда: «Добрый путь вам, господа». (предложение с прямой речью, А: «П»., после слов автора ставится двоеточие, прямая речь в кавычках с заглавной буквы, после прямой речи ставится точка, далее слова автора и прямая речь разбираются по членам предложения).

Синтаксический разбор сложного предложения

    Определить вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности.

    Выделить грамматические основы и определить, простое предложение или сложное. Указать количество и характер основ (двусоставные, односоставные).

    Определить средства связи и решить, какое предложение: сложносочиненное(ССП), сложноподчинённое(СПП), бессоюзное(БСП), сложное предложение с разными видами связи.

    Составить схему предложения.

    Объяснить постановку знаков препинания.

    Возможен (как дополнительное задание) разбор составных частей сложного предложения по схеме простого.

Зимой ветры гуляли в голых макушках, и лес гудел. (повесв., невоскл., сложное, 2 грам. основы, основы двусост., связь сочинит. с помощью союза и, ССП, союз и указывает на соединительные отношения, на одновременность происходящего, запятая перед и разделяет части ССП.)

Члены предложения

Порядок лингвистического разбора текста

    Указать средства связи между частями текста;

    Определить тему, основную мысль, озаглавить текст;

    Выделить микротемы, составить план;

    Определить тип речи, стиль, жанр;

    Выявить стилевые признаки: лексические, морфологические, синтаксические, композиционные.

Порядок литературоведческого анализа художественного текста

    Прокомментировать связь данного отрывка с композицией произведения, его идейно-образным содержанием;

    Выявить признаки жанра, литературного стиля, особенности индивидуально-авторского стиля;

    Выявить и прокомментировать художественные детали, изобразительно-выразительные средства.

Порядок литературоведческого анализа лирического текста

(стихотворения, лирического отступления в поэме или эпическом произведении крупной формы, лирической миниатюры в прозе, стихотворения в прозе)

    Передать чувства и мысли лирического героя, отношение к жизни, людям;

    Охарактеризовать художественно-языковое своеобразие (использование эпитетов, сравнений, метафор, стилистических фигур и т.д.);

    Прокомментировать особенности построения текста, его композиции в связи с его идейно-образным содержанием;

    Определить ритмическую организацию и звуковое оформление текста;

    Указать особенности рифм;

    Выявить единство, взаимодействие разных компонентов текста;

    Выразительно прочитать текст с последующей характеристикой его эмоционально-эстетического содержания, передаваемого интонацией, с обоснованием логических и эмоциональных пауз и ударений, повышений и понижений голоса, предпочтительного тембра голоса.