Проклитика - безударный слог перед ударным, напр., я думал. Значение прикрытый слог в словаре лингвистических терминов

Значение ПРИКРЫТЫЙ СЛОГ в Словаре лингвистических терминов

ПРИКРЫТЫЙ СЛОГ

Слог, начинающийся на согласный звук. Например, первый слог в словах батон, бивак, бочар, бу лат. см. неприкрытый слог.

Словарь лингвистических терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПРИКРЫТЫЙ СЛОГ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • СЛОГ в Большом энциклопедическом словаре:
  • СЛОГ
    минимальная произносительная (артикуляционная) единица речи, состоящая из одного или нескольких звуков, которые образуют тесное фонетической единство на основе единого выдыхательного …
  • СЛОГ в Энциклопедическом словаре:
    1. -а, мн. -и, -бв, м. Звук или сочетание звуков, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха. Делить слова на слоги. Читать …
  • СЛОГ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    миним. произносительная единица речи, состоящая из одного или неск. звуков, к-рые образуют тесное фонетич. единство. Открытый С. заканчивается гласным, закрытый …
  • СЛОГ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    сло"г, сло"ги, сло"га, слого"в, сло"гу, слога"м, сло"г, сло"ги, сло"гом, слога"ми, сло"ге, …
  • СЛОГ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    — фонетико-фонологическая единица, занимающая промежуточное положение между звуком и речевым тактом (см. Звуки речи, Артикуляция). Выделяется неск. признаков С. как …
  • СЛОГ в Словаре лингвистических терминов:
    I. 1) В физиологическом отношении (со стороны образования) звук иди несколько звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха. 2) В акустическом …
  • СЛОГ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    сл"ога, м. 1) Звуки или сочетание звуков в слове, произносимые при одном выдохе. Читать по слогам. Делить слово на слоги. …
  • СЛОГ
    В нем лишь одна …
  • СЛОГ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Кирпичик …
  • СЛОГ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Часть …
  • СЛОГ в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: манера, язык, …
  • СЛОГ в Тезаурусе русского языка:
    Syn: манера, язык, …
  • СЛОГ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. речь, стиль, язык || бойкий слог, едкий слог, острый …
  • СЛОГ
    икт, перо, речь, силлабема, склад, стиль, эвфуизм, …
  • ПРИКРЫТЫЙ в словаре Синонимов русского языка:
    загороженный, загражденный, закрытый, заслоненный, затворенный, захлопнутый, защищенный, ликвидированный, накрытый, одетый, окутанный, покрытый, притворенный, прихлопнутый, скрытый, сощуренный, укрытый, …
  • СЛОГ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
  • ПРИКРЫТЫЙ в Словаре русского языка Лопатина.
  • СЛОГ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    слог, -а, мн. -и, …
  • ПРИКРЫТЫЙ в Полном орфографическом словаре русского языка.
  • СЛОГ в Орфографическом словаре:
    слог, -а, мн. -и, …
  • ПРИКРЫТЫЙ в Орфографическом словаре.
  • СЛОГ в Словаре русского языка Ожегова:
    2 == стиль 1 N3 Писать хорошим слогом. Высокий с. слог 1 звук или сочетание звуков, произносимые одним толчком выдыхаемого …
  • СЛОГ в Словаре Даля:
    см. слагать …
  • СЛОГ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    минимальная произносительная единица речи, состоящая из одного или нескольких звуков, которые образуют тесное фонетическое единство. Открытый слог заканчивается гласным, закрытый …
  • СЛОГ
    слога, мн. слоги, слогов, м. 1. Звук или сочетание звуков в слове, произносимые одним выдыхом (лингв.). Открытый слог (оканчивающийся на …
  • ПРИКРЫТЫЙ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    прикрытая, прикрытое; прикрыт, прикрыта, прикрыто. Прич. страд. прош. вр. от …
  • СЛОГ в Толковом словаре Ефремовой:
    1. м. Звук или сочетание звуков в слове, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха (в лингвистике). 2. м. Способ, манера изложения …
  • СЛОГ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    I м. Звук или сочетание звуков в слове, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха (в лингвистике). II м. Способ, манера изложения …
  • СЛОГ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I м. Звук или сочетание звуков в слове, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха (в лингвистике) . II м. …
  • ПРИКРЫТЫЙ ПУТЬ
    — широкая полоса земли между гласисом и контрэскарпом. Предложен в 1554 г. итальянским инженером Тарталья. Служил в крепостях для удобства …
  • ПРИКРЫТЫЙ ПУТЬ
    стрелковая, а иногда артиллерийская позиция за гребнем контрэскарпа, прикрытая бруствером гласиса; служит и для закрытого передвижения войск и часовых. Преимущества …
  • СИМЕОН (ДУ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Симеон (Ду) , (1886 - 1965), епископ Шанхайский. В миру: Ду Федор Жуньчэнь (杜润臣). …
  • АГМЕН в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Agmen, маршевое, походное построение войска. У греков расчленение на отдельные отряды, лежавшее в основе боевого построения, сохранялось и в походе. …
  • ОТКРЫТЫЙ КАПОНИР в Словаре военно-исторических терминов:
    — ход на дне крепостного рва, шириной до 3 м, прикрытый с обеих сторон гласисообразным бруствером, для фланкирования рва. Применялся …
  • ЗОБ ВНУТРИТРАХЕАЛЬНЫЙ в Медицинских терминах:
    (s. intratrachealis; син. з. интратрахеальный) подъязычный З., образующийся в области незаращенного щитоязычного протока, прикрытый подъязычной костью и, таким образом, расположенный …
  • СТИХОСЛОЖЕНИЕ в Литературной энциклопедии:
    [иначе — версификация]. I. Общие понятия. Понятие С. употребляется в двух значениях. Часто оно рассматривается как учение о принципах стихотворной …
  • ЛИТЕРАТУРНЫЙ РАСПАД в Литературной энциклопедии:
    название двух критических сборников, сыгравших большую роль в эпоху реакции после 1905. В 1907 группа с.-д. — Л. Б. Каменев, …
  • ХОРВАТСКО-ВЕНГЕРСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ 1868 в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    соглашение 1868, акт, определивший положение Хорватии и Славонии в составе Венгерского королевства - части Австро-Венгрии. Оформлено на переговорах (февраль …
  • ТАБОР (ВОЕН.) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от чеш. tabor), 1) (военный) в чешском, польском, румынском и венгерском языках - лагерь, стан, обоз; в русском языке в …
  • СССР. ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    строение Крупнейшие элементы структуры земной коры на территории СССР: Восточно-Европейская и Сибирская платформы и разделяющие их складчатые геосинклинальные пояса - …
  • ПОРТ (ГАВАНЬ) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (франц. port, от лат. portus - гавань, пристань), участок берега моря, озера, водохранилища или реки и прилегающая водная площадь, естественно …
  • НЕОФАШИЗМ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    понятие, объединяющее современное право-радикальные движения, которые в политическом и идейном отношении являются преемниками фашистских организаций, распущенных после 2-й мировой войны …
  • МАТЕРИАЛИЗМ в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • МАМОНТОВА РЕЙД 1919 в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    рейд 1919 , набег белоказачьей конницы под командованием генерал-лейтенанта К. К. Мамонтова на тылы советского Южного фронта в августе - …
  • КРЕПОСТЬ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    важный в стратегическом отношении пункт (город) с постоянным гарнизоном, вооружением, запасами и самостоятельным управлением, подготовленный средствами долговременной фортификации к круговой …
  • ЭФИРНЫЕ МАСЛА
  • ЭКСЭНЦЕФАЛИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    уродство, при котором головной мозг или его часть помещается вне черепа, образуя подобие грыжи. Мозг может частью выходить из черепа …
  • ХЛЕБОПЕКАРНЫЕ ПЕЧИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • ФОРТ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    небольшое долговременное или временное отдельное укрепление на гарнизон в несколько сот человек, способное к самостоятельной обороне. По своему назначению Ф. …

Значение НЕПРИКРЫТЫЙ СЛОГ в Словаре лингвистических терминов

НЕПРИКРЫТЫЙ СЛОГ

Слог, начинающийся на гласный звук. Например, первый слог в словах абажур, итог, окно, уход. Различие между неприкрытым и прикрытым слогами отражается на характере редукции. ср. произношение гласного первого слога в словах оборот (л) — поворот (иъ). см. прикрытый слог.

Словарь лингвистических терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое НЕПРИКРЫТЫЙ СЛОГ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • СЛОГ в Большом энциклопедическом словаре:
  • СЛОГ
    минимальная произносительная (артикуляционная) единица речи, состоящая из одного или нескольких звуков, которые образуют тесное фонетической единство на основе единого выдыхательного …
  • СЛОГ в Энциклопедическом словаре:
    1. -а, мн. -и, -бв, м. Звук или сочетание звуков, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха. Делить слова на слоги. Читать …
  • НЕПРИКРЫТЫЙ в Энциклопедическом словаре:
    , -ая, -ое; -ыт. Откровенный, ничем не скрываемый. Неприкрытая ложь. II сущ. иеприкрьггость, -и, …
  • СЛОГ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    миним. произносительная единица речи, состоящая из одного или неск. звуков, к-рые образуют тесное фонетич. единство. Открытый С. заканчивается гласным, закрытый …
  • СЛОГ
    сло"г, сло"ги, сло"га, слого"в, сло"гу, слога"м, сло"г, сло"ги, сло"гом, слога"ми, сло"ге, …
  • НЕПРИКРЫТЫЙ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    неприкры"тый, неприкры"тая, неприкры"тое, неприкры"тые, неприкры"того, неприкры"той, неприкры"того, неприкры"тых, неприкры"тому, неприкры"той, неприкры"тому, неприкры"тым, неприкры"тый, неприкры"тую, неприкры"тое, неприкры"тые, неприкры"того, неприкры"тую, неприкры"тое, неприкры"тых, …
  • СЛОГ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    — фонетико-фонологическая единица, занимающая промежуточное положение между звуком и речевым тактом (см. Звуки речи, Артикуляция). Выделяется неск. признаков С. как …
  • СЛОГ в Словаре лингвистических терминов:
    I. 1) В физиологическом отношении (со стороны образования) звук иди несколько звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха. 2) В акустическом …
  • СЛОГ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    сл"ога, м. 1) Звуки или сочетание звуков в слове, произносимые при одном выдохе. Читать по слогам. Делить слово на слоги. …
  • СЛОГ
    В нем лишь одна …
  • СЛОГ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Кирпичик …
  • СЛОГ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Часть …
  • СЛОГ
    Syn: манера, язык, …
  • НЕПРИКРЫТЫЙ в Тезаурусе русской деловой лексики:
  • СЛОГ в Тезаурусе русского языка:
    Syn: манера, язык, …
  • НЕПРИКРЫТЫЙ в Тезаурусе русского языка:
    Syn: явный, открытый, откровенный, нескрываемый, прямой, очевидный, обнаженный (обр.) Ant: прикрытый, скрытый, неочевидный, …
  • СЛОГ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. речь, стиль, язык || бойкий слог, едкий слог, острый …
  • СЛОГ
    икт, перо, речь, силлабема, склад, стиль, эвфуизм, …
  • НЕПРИКРЫТЫЙ в словаре Синонимов русского языка:
    незакрытый, незаслоненный, нескрываемый, обнаженный, откровенный, открытый, очевидный, прямой, …
  • СЛОГ
  • НЕПРИКРЫТЫЙ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    прил. 1) а) Не имеющий покрова. б) Не закрытый плотно. 2) Оставленный без прикрытия, без защиты. 3) перен. Совершенно откровенный, …
  • НЕПРИКРЫТЫЙ в Словаре русского языка Лопатина:
    неприкр`ытый (откровенный, …
  • СЛОГ
    слог, -а, мн. -и, …
  • НЕПРИКРЫТЫЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    неприкрытый (откровенный, …
  • СЛОГ в Орфографическом словаре:
    слог, -а, мн. -и, …
  • НЕПРИКРЫТЫЙ в Орфографическом словаре:
    неприкр`ытый (откровенный, …
  • СЛОГ
    2 == стиль 1 N3 Писать хорошим слогом. Высокий с. слог 1 звук или сочетание звуков, произносимые одним толчком выдыхаемого …
  • НЕПРИКРЫТЫЙ в Словаре русского языка Ожегова:
    откровенный, ничем не скрываемый Неприкрытая …
  • СЛОГ в Словаре Даля:
    см. слагать …
  • СЛОГ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    минимальная произносительная единица речи, состоящая из одного или нескольких звуков, которые образуют тесное фонетическое единство. Открытый слог заканчивается гласным, закрытый …
  • СЛОГ
    слога, мн. слоги, слогов, м. 1. Звук или сочетание звуков в слове, произносимые одним выдыхом (лингв.). Открытый слог (оканчивающийся на …
  • НЕПРИКРЫТЫЙ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    неприкрытая, неприкрытое. 1. Прич. страд. прош. вр. от прикрыть с отриц. "не". Неприкрытая чашка. 2. перен. Представленный в своем естественном …
  • СЛОГ
    1. м. Звук или сочетание звуков в слове, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха (в лингвистике). 2. м. Способ, манера изложения …
  • НЕПРИКРЫТЫЙ в Толковом словаре Ефремовой:
    неприкрытый прил. 1) а) Не имеющий покрова. б) Не закрытый плотно. 2) Оставленный без прикрытия, без защиты. 3) перен. Совершенно …
  • СЛОГ
    I м. Звук или сочетание звуков в слове, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха (в лингвистике). II м. Способ, манера изложения …
  • НЕПРИКРЫТЫЙ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    прил. 1. Не имеющий покрова. отт. Не закрытый плотно. 2. Оставленный без прикрытия, без защиты. 3. перен. Совершенно откровенный, не …
  • СЛОГ
    I м. Звук или сочетание звуков в слове, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха (в лингвистике) . II м. …
  • НЕПРИКРЫТЫЙ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    прил. разг. 1. Не имеющий покрова. отт. перен. Оставленный без прикрытия, без защиты. 2. перен. Совершенно откровенный; …
  • СЕКС в Новейшем философском словаре.
  • СТИХОСЛОЖЕНИЕ в Литературной энциклопедии:
    [иначе — версификация]. I. Общие понятия. Понятие С. употребляется в двух значениях. Часто оно рассматривается как учение о принципах стихотворной …
  • МАНУ ЗАКОНЫ в Литературной энциклопедии:
    [древнеиндийск. M?nava-dharma-??stra, между II в. до христ. эры и IV в. после христ. эры] — знаменитый памятник дидактической литературы древней …
  • ИНДОНЕЗИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Indonesia), Республика Индонезия (Republik Indonesia). I. Общие сведения И. - государство в Юго-Восточной Азии. Расположено на островах Малайского (Индонезийского) архипелага, …
  • СТИХОСЛОЖЕНИЕ
  • СТИЛИСТИКА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    учение о литературной речи. Слово стиль (от??????, stylus) означало у древних заостренный стерженек для писания на восковых дощечках, затем …
  • СТИХОСЛОЖЕНИЕ
    (в дополнение к ст. Метрика). Несмотря на то, что стихотворную речь независимо от ее содержания никто не принимает за поэзию, …
  • СТИЛИСТИКА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? учение о литературной речи. Слово стиль (от??????, stylus) означало у древних заостренный стерженек для писания на восковых дощечках, …
  • КРИТИКА ЛИТЕРАТУРНАЯ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? получила свое начало в древней Греции. Еще до Аристотеля многие греческие философы не только задумывались над вопросами эстетики и …
  • УКОР в Словаре эпитетов:
    Беззвучный, безмолвный, вечный, глубокий, горький, громкий, едкий, ехидный, живой, заслуженный, злобный, злой, ласковый, молчаливый, мучительный, мягкий, надменный, насмешливый, нежный, немой, …

Слог

Слог - минимальная единица произнесения звуков речи, на которые можно разделить свою речь паузами. Слово в речи делится не на звуки, а на слоги. В речи осознаются и произносятся именно слоги. Поэтому при развитии письма у всех народов в алфавитах сначала возникали слоговые знаки, и только потом буквы, отражающие отдельные звуки.

В основе деления на слоги - различие звуков по звучности. Более звучный, чем соседние звуки звук называется слогообразующим и образует слог.

Слог обычно имеет вершину (ядро) и периферию. В качестве ядра, т.е. слогообразующего звука, как правило, выступает гласный, и периферия состоит из неслогового (неслогообразующего) звука или нескольких таких звуков, которые обычно представлены согласными. Но слог может состоять только из одного гласного без периферии, напр. дифтонг в англ. местоимении I «я» или двух и более гласных (итал. vuoi ). Периферийные гласные неслоговые.

Но слоги могут и не иметь гласного, напр., в отчестве Ивановна или в междометиях «кс-кс», «тссс». Согласные могут быть слогообразующими, если они сонанты или находятся между двумя согласными. Такие слоги очень часто встречаются в чешском языке:prst «палец» (ср. древнерус. перст ), trh «рынок» (ср. рус. торг ), vlk «волк», srdce, srbsky, Trnka (известный чешский лингвист). В предложении Vlk prchl skrz tvrz (волк пробежал через крепость) нет ни одного гласного. Но в примерах из чешского языка видно, что слогообразующий согласный всегда сонорный.

Деление на слоги объясняются разными теориями, которые взаимно дополняют друг друга.

Сонорная теория : в слоге наиболее звучный звук - слоговой. Поэтому в порядке уменьшения звучности слоговыми звуками чаще всего бывают гласные, сонорные звонкие согласные, шумные звонкие согласные и иногда глухие согласные (тсс).

Динамическая теория : слоговой звук - самый сильный, интенсивный.

Экспираторная теория : слог создается одним моментом выдоха, толчком выдыхаемого воздуха. Сколько слогов в слове, столько раз дрогнет пламя свечи при произнесении слова. Но нередко пламя ведет себя вопреки законам этой теории (напр., при двусложном «ау» дрогнет один раз).

Виды слогов

Открытый слог - это слог, оканчивающийся гласным звуком, напр., дa, ау .

Закрытый слог - это слог, оканчивающийся согласным звуком, напр., ад, ум, кот .

Прикрытый слог начинается с согласного звука, напр., рад, поп .

Неприкрытый слог начинается с гласного звука: а, он, ах, уж .

В русском языке в основном открытые слоги, а в японском почти все открытые (Фу-дзи-я-ма, и-ке-ба-на, са-му-рай, ха-ра-ки-ри).

Встречаются и случаи крайне закрытых и прикрытых слогов, напр., всплеск, анг. и фр. strict (строгий), нем. sprichst (говоришь), грузинский - msxverpl (жертва).

Есть языки, где корни и слоги совпадают. Такие языки называются моносиллабическими, напр. кит. яз. - типичный моносиллабический.

Зачастую в речи бывает очень трудно определить границу слога.

Рус. Под руку вели - подруг увели. Гадюку били - гадюк убили. Палитра - пол-литра.

Англ . an ocean - a notion; an aim - a name.

Суперсегментные единицы языка

Звуковые единицы языка могут быть сегментными (линейными) и суперсегментными.

Сегментные единицы - это звуки (фонемы), слоги, слова и т.д. Более длинные языковые единицы делятся на более короткие сегменты.

Суперсегментные единицы , или иначе просодические (от греч. prosodia - припев, ударение) наслаиваются на цепочку сегментов - слогов, слов, фраз, предложений. Типичные суперсегментные единицы - ударение и интонация.

Такт - группа слов, объединенных одним ударением и отделенных друг от друга паузой.

Проклитика - безударный слог перед ударным, напр., я д у мал .

Энклитика - безударный слог после ударного, напр., зн а ю я .

В качестве энклитиков часто выступают и безударные слова - артикли, предлоги, частицы. Иногда они перетягивают на себя ударение: «по д руку».

Таким образом, границы слова и такта могут не совпадать.

Ударение

Ударение (акцент) - это выделение звука, слога, слова, группы слов.

Три основных вида ударения - это силовое, количественное и музыкальное.

    Силовое (динамическое) ударение связано с амплитудой колебаний звуковой волны, чем больше амплитуда, тем сильнее произносится звук.

    Количественное (квантитативное) ударение связано с длительностью, долготой звука, ударный слог имеет большую длительность, чем безударные слоги.

    Музыкальное (политоническое) ударение связано с относительной высотой тона, с изменением этой высоты.

Обычно в языках, имеющих ударение, все три ударения переплетаются, но одно из них преобладает и по нему определяется основной вид ударения в том или ином языке.

В русском языке силовое ударение, будучи основным, сопровождается долготой ударного слога.

В шведском языке музыкальному ударению сопутствует силовое.

Есть языки, в которых вообще отсутствует ударение, например, в палеоазиатских языках (чукотском и др.).

К языкам с силовым ударением как основным относятся рус, анг., фр., нем., баш., тат. и многие другие.

Количественное ударение как основное не используется и только употребляется как компонент в сочетании с другими видами ударения. В некоторых языках, например, латинском, стихосложение основано на чередовании долгих и кратких слогов (что сответствует ударным и безударным слогам в русском стихосложении). Поэтому на слух итальянца, привыкшего к стихам, основанным на динамическом ударении, латинские стихи неритмичны.

К языкам, в которых музыкальное ударение используется широко или играет роль основного ударения, прежде всего относятся такие восточные языки как китайский (4 тона в литературном, 6 тонов в гонконгском диалекте), тайский (5 тонов), вьетнамский (6 тонов) и др. В этих языках каждый слог имеет свой тон, а так как в этих языках, как правило, слог совпадает со словом, то у каждого простого слова свой постоянный тон, который меняется лишь изредка при словосложении.

В кит. яз. ma (1) с ровным тоном имеет значение «мать», ma (2) с восходящим тоном означает «конопля», ma (3) с нисходяще-восходящим тоном - «лошадь» и «цифра,» ma (4) с нисходящим тоном значит «ругаться.»

Еще пример из кит. яз.: глагол mai с нисходящим тоном означает «продавать», a mai с нисходяще-восходящим тоном - «покупать».

Еще более удивительный пример распределения тонов в слогах можно найти на юге Китая вкантонском (гонконгском) диалекте, где имеются 6 тонов (тоны обозначены цифрами): Fu 55 (верхний регистр) - мужчина, муж; Fu 35 (восходящий верхний регистр) - мучиться, страдать; Fu 33 (уходящий верхний регистр) - богатство, богатый; Fu 21 (ровный нижний регистр) - поддерживать, опираться; Fu 13 (восходящий нижний регистр) - женщина; Fu 22 (уходящий нижний регистр) - отец, старший родственник.

В японском языке три типа музыкального ударения, но они падают только на ударные слоги, аналогично динамическому ударению в русском языке.

hana (0) произносимое низким тоном на первом слоге и средним на втором означает «нос, сопли»; hana (1) произносимое высоким тоном на первом слоге и низким на втором означает «начало, конец»; hana (2) произносимое низким тоном на первом слоге и высоким на втором означает «цветок».

В древнегреческом языке тоже было музыкальное ударение трех видов. Ударный слог произносился не сильнее безударного, а с более высоким тоном.

Острое (лат. acutus ) ударение с более высокой нотой, напр., πατηρ [pat e r ] - отец; тяжелое ударение (лат. gravis ) с более низкой нотой, напр. αρχη [arch e ] - начало; облегченное ударение (лат. circumflex ) с комбинацией острого и тяжелого ударений, напр., σωμα [s o ma ] - тело.

Из современных европейских языков музыкальное ударение (2-3 вида) встречается в сербском, хорватском, латышском, шведском языках, но всегда в сочетании с основным силовым ударением.

Музыкальное ударение может быть на слоге или слове.

Слогоударение: кит.., тибетский, бирманский, сиамский (тайский), вьетнамский, латышский, сербский.

Словоударение: японский, айнский, тагальский, малайский, шведский, норвежский.

Ударение в слове бывает основным (´) или второстепенным (\), напр., жел е зобет о н .

Ударение в языках может быть постоянным (фиксированным) , т.е. ударные слоги имеют постоянное место в слове, или свободным , т.е. не связанным с определенным местом в слове (тво рог, творо г).

Один из подсчетов показал, что в 444 исследованных языках ударение на начальном слоге имеют 25% языков, на предпоследнем - 18%, на конечном - 20%, а свободное ударение - у 33% языков.

Постоянное ударение на первом слоге свойственно чешскому, венгерскому, латышскому языкам. Ср. чеш. s o bota «суббо та», v o jak «солда т»; венг. a lma «я блоко», b a lta «топор».

Постоянное ударение на предпоследнем слоге (втором слоге от конца) присуще польскому языку, напр. matemat y ka, k o ziol «козел».

Большинство слов испанского языка тоже имеют ударение на предпоследнем слоге, особенно с гласным звуком в конце (s i esta ).

Постоянное ударение на последнем слоге характерно для фр. яз., тюркских языков (баш., тат. и др.), персидского языка (фарси): фр. revoluti o n , баш., тат. алма (яблоко), балта (топор), Тегеран.

Самый типичный язык с свободным ударением - это русский язык.

Иногда ударение помогает различать значения омографов - слов с одинаковым написанием, напр., кру жки - кружки , по лки - полки .

Кроме традиционного ударения в речи может делаться логическое ударение, с тем, чтобы подчеркнуть значимость той или иной части предложения или же выразить дополнительное значение к основному значению фразы. Напр., в книге A. M. Арто «Звучит слово» приводится следующий пример логического ударения:

«Возьмем стандартную фразу Дайте мне стакан чаю и разложим ее на составные смыслы. Если мы делаем упор на первое слово , открываем следующее: «Довольно пустой болтовни! Я пришел усталый, измучен жаждой, дайте мне стакан чаю, а потом я вам расскажу все новости». Упор на втором слове : «Соседу справа дали, соседу слева дали, всем налили, всех спросили, про меня забыли - почему так? Дайте и мне, если всем даете…». На третьем слове : «Вы знаете прекрасно, что я не пью из чашки, дайте мне стакан. Можете хоть немного считаться с моими привычками!» И, наконец, на четвертом : «Чаю! Понимаете - ни вина, ни кофе! Ничто так не утоляет жажду, как добрый, душистый чай!»

Интонация

Интонацией называются все просодические явления в синтаксических единицах - словосочетаниях и словах.

Интонация состоит из следующих 5 элементов, два первых из которых - основные компоненты интонации:

    ударение;

  1. темп речи;

    Хотя слоги в словах относительно легко выделяют все носители языка, в лингвистике до сих пор нет общепринятого определения слога. Этот факт объясняется тем, что слог не связан со значением слова, а выделяется только на основе фонетических характеристик. Существуют три теории слога :

    1. Экспираторная (от лат espirato ‘выдувать’) теория слога (предложили американские ученые). Слог – это звук или комплекс звуков, который произносится одним толчком выдыхаемого воздуха. Однако такое понимание слога, во-первых, не охватывает всех языков мира, а во-вторых, не является безупречным (например, слово ртуть – слог один, а толчков выдыхаемого воздуха при произношении два).

    2. Теория мышечного напряжения (предложил Л.В. Щерба). Слог – это звук или комплекс звуков, который произносится одним мышечным усилием, одним импульсом.

    3. Теория сонорности/звучности (разработал О. Есперсен, поддержал Р.И. Аванесов). Слог – это сочетание более звучного (сонорного) элемента с менее звучным. Слог может состоять из одного звучного элемента.

    Р.И. Аванесов разработал шкалу сонорности :

    Граница слогоделения проходит там, где наименьший спад звучности.



    Правила фонетического слогоделения не совпадают с правилами переноса (!).

    В последнее время более распространенным становится комплексное определение слога: Слог – это сочетание более звучного (сонорного) элемента с менее звучным, которое произносится одним толчком выдыхаемого воздуха и одним мышечным усилием (Н.И. Тоцкая).

    Все теории слога признают, что вершиной, центром любого слога является гласный , а согласный его сопровождает. Только в некоторых языках (сербский) сонорные согласные могут быть слогообразующими.

    Итак, слогообразующим звуком, как правило, является гласный , и тут возможны такие структурные типы :

    1. Монофтонг – один гласный звук постоянного качества, однородный в течение всего своего звучания. Он один в слоге является слогообразующим элементом. Это типичные для всех языков простые гласные.

    2. Полифтонги – несколько гласных, которые существуют в пределах одного слога:

    англ. my , town , poor

    *восходящие дифтонги – слогообразующим является второй компонент, он ударный, а первый – неслогообразующий, он не может нести ударения. Сонорность возрастает к концу слога.

    исп. fiesta ‘отдых’

    *нисходящие дифтонги – слогообразующим является первый компонент, он ударный, а второй – неслогообразующий, он не может нести ударения. Сонорность спадает к концу слога.

    англ. my , town , poor

    англ. our [á u∂ ], flower

    В зависимости от того, каким образом в структуре слога объединяются слогоообразующий и неслогообразующий элементы (слогоообразующий компонент присутствует всегда), выделяются такие типы слогов :

    1) открытый слог – заканчивается гласным: ма а , бе е а ;

    2) полуоткрытый слог – заканчивается сонорным: он , ве-чер ,чай -ка;

    3) закрытый слог – заканчивается шумным согласным: дуб , ду-бок , ше-пот ;

    4) неприкрытый слог – начинается с гласного: о -на, э -нер-ги-jа;

    5) полуприкрытый слог – начинается с сонорного согласного: р еч-ка, м а-м а, н е-р вы, э-н ер-ги-j а;

    6) прикрытый слог – начинается с шумного согласного: ш е-п от, д у-б ок.

    Базовыми являются четыре характеристики (открытый/закрытый, неприкрытый/прикрытый), учитывая которые можно выделить такие типы слогов:

    1) открытый неприкрытый слог (V): a, o, y, и; англ. eye , are ;

    2) закрытый прикрытый слог (CVC): сад, кот, англ. hat, look$

    3) открытый прикрытый слог (CV): на, то, при; анг. day, know, far;

    4) закрытый неприкрытый слог (VC): ум, ус, он; англ. is, ice, arm.

    В разных языках структура слога неодинакова. В русском, украинском, польском, немецком, английском языках преобладают открытые и прикрытые слоги. Во французском языке граница слога, как правило, проходит после согласного (ac-teur). В полинизийских языках возможны только открытые слоги (ср. названия островов: Са-мо-а, Га-ва-и, Та-и-ти). В немецком языке в конце слога невозможны звонкие согласные.

    В большинстве языков мира слог – это сугубо фонетическое (а не содержательное) явление. В некоторых языках (вьетнамском, китайском) слог совпадает с морфемой, поэтому звуки отдельно не выделяются, и минимальной единицей считается слог – силлабема .

    кит. слово женьминьжибао состоит из четырех корней, каждый из которых является отдельным слогом, т. е. из 4 силлабем (жень – ‘человек’, минь – ‘народ’, жи – ‘день’, бао – ‘газета’).