Проект "занимательные головоломки мира". Презентация на тему "математика в ребусах" муниципальное общеобразовательное учреждение

Слайд 2

Введение

Я выбрала эту тему, потому что сама очень люблю разгадывать ребусы. Ребусы всегда подаются в увлекательной форме, они прогоняют интеллектуальную лень, вырабатывают привычку к умственному труду, воспитывают настойчивость в преодолении трудностей. В отличие от простой загадки, где основа идет на словесное описание, ребус развивает еще и логическое образное мышление, учит ребенка нестандартно воспринимать графическое изображение, а также тренирует зрительную память и правописание. В процессе выполнения этой работы мы узнаем: когда и где появились первые ребусы, какими бывают ребусы, научимся разгадывать ребусы, я придумаю и нарисую свои ребусы, - составлю кроссворд с помощью ребусов

Слайд 3

Из история ребусов

Ребус – это загадка изображенная рисунками, знаками, буквами и другими фигурами, ответ на которую получается путём сопоставления составных его частей по расположению, форме, виду. В основном ребусы - это детские загадки. Детям ребусы разгадывать очень интересно, так как это в основном они составлены из картинок. Более сложным видом являются математические ребусы - загадка, представляющая собой математическое вычисление. Название образовано от латинского rebus – (вещь, предмет).

Слайд 4

Первые ребусы появились во Франции в XV веке. Со временем характер ребуса изменился. Ребусом стали называть каламбур, построенный на игре слов. Приблизительно тогда же появились и первые рисованные ребусы. В XVI веке рисованные ребусы становятся известны в Англии, Германии, Италии. В их оформлении принимали участие профессиональные художники. Первый печатный сборник ребусов появился во Франции в 1582 году. В России ребусы появились позднее - в середине XIX века. Сначала они появляются в журнале "Иллюстрация", а в 1880 году начинает издаваться журнал "Ребус". Им увлекались многие взрослые и дети, и разгадывание ребусов вскоре стало одной из любимых семейных игр.

Слайд 5

Какими бывают ребусы

Классический ребус Классический ребус - это головоломка, в которой необходимо разгадать зашифровывание с помощью рисунков, букв и знаков - слова и фразы. Арифметический ребус Существует разновидность ребусов, называемых арифметическими. Эти ребусы представляют собой примеры обычных арифметических действий (вычитания, сложения, деления и умножения), в которых часть или даже все цифры заменены на точки, звездочки, буквы или другие символы. каждый символ может обозначать любую цифру от 0 до 9. В таких ребусах некоторые цифры могут повторяться несколько раз, а другие не использоваться вовсе. Решить ребус - восстановить первоначальный вид примера. *+6*=78; 1*+*3=90

Слайд 6

Как разгадывать ребусы

Ознакомившись с правилами как разгадывать ребусы, вы сможете без особого труда не только справиться с любым ребусом, но и узнаете как составить ребус самому. 1) Название всего, что изображено на картинках в ребусе, читается только в именительном падеже. 2) Картинка в ребусе может иметь не одно название. Пример: нога и лапа, глаз и око; или изображение может иметь общее или частное название (птица - общее название; петух, голубь, чайка - частное название). 3) Запятые (не имеет значения, перевёрнутые или нет) указывают, что из слова следует убрать крайние буквы. Сначала слова, если запятые стоят перед картинкой, или с конца слова, если запятые после картинки. Количество букв, которые нужно убрать, соответствует количеству запятых. ЛЕС

Слайд 7

4) Зачёркнутые буквы - такие буквы следует убрать из слова. Если зачёркнутые буквы повторяются, то они убираются все. КАССА 5) Зачёркнутые цифры указывают, что в слове такую по счёту букву надо убрать. 6) Знак равенства между буквами (А=Е) указывает, что нужно заменить все буквы А на Е. Равенство 1=Е указывает на замену только первой буквы в слове. СИЛА 7) Стрелка между буквами (Е -> В) тоже указывает на соответствующую замену букв. 8) Цифры 1,2,7,5 над картинкой указывают, что из данного слова нужно взять буквы под номерами 1,2,7,5 и составить их в том порядке, в котором расположены цифры. ТАНК

Слайд 8

9) Перевёрнутый вверх ногами рисунок указывает, что слово следует читать справа налево. (КОТ - ТОК) 10) Стрелка, остриём влево, изображённая над картинкой указывает, что после того как слово разшифровано его нужно прочитать задом наперёд. КОТ 11) Когда в ребусе используется дробь, это разгадывается как "НА" (разделить НА). Если же в ребусе используется дробь со знаменателем 2, то это разгадывается как "ПОЛ" (половина). ПОЛКА ФОНАРЬ 12) При составлении ребусов используют ноты.

Слайд 9

13) Внутри буквы "О" расположен слог "ДА", получается В-О-ДА, т.е. "ВОДА". Также это можно прочитать как "ДА-В-О". Выбирается вариант, подходящий по смыслу. ВОЛЯ 14) Когда картинки расположены друг над другом, это читается как "НАД", "НА", "ПОД" (в зависимости от того, что подходит по смыслу). ПОДАРОК АНАНАС 15) Буква, состоящая из других букв, читается как предлог "ИЗ". Например из буквы "Б" составим букву "А", то получим: из «Б» «А» (ИЗБА). ИЗБА

Слайд 10

16) Буква, расположенная поверх другой буквы, читается как "ПО". ПОЛЕ 17) Буква, изображённая за другой буквой, читается как предлог "ЗА" или «ПЕРЕД». Выбирается вариант, подходящий по смыслу. ЗАЯЦ 18) Знак "+" означает предлог "К" (Прим. 2+3 можно прочитать: К Двум прибавить Три или Три прибавить К Двум). Следует выбирать вариант подходящий по смыслу. ОкНО кОкон

Слайд 11

19) Двойная стрелка между цифрами означает, что буквы под этими номерами нужно поменять местами друг с другом. Лапка 20) Перечёркнутый знак "=" между картинками следует читать как "НЕ" (Прим.: «С» НЕ равно «Г»). СнеГ

Для развития мышления человеку необходимо разгадывать разные головоломки, кроссворды, шарады, ребусы. Мы заинтересовались, как именно действуют ребусы на мышление человека, историей их появления, видами, алгоритмом их решения и составления.

Тренируя ум, человек становится наблюдательным, сообразительным, догадливым, находчивым, остроумным. Ребусы - это средство повышения информационной культуры, «гимнастика для ума». При самостоятельном составлении ребусов развиваются навыки поиска информации, творчества, интеллектуальные способности.

Для ребят, уже умеющих решать ребусы, есть перспектива - принимать активное участие в олимпиадах, интеллектуальных марафонах, викторинах, Всероссийских конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру», «ЭМУ», «Учи» и других.

Составление ребуса - это умственный труд. Иногда для этого требуется много времени. Но какое удовольствие получаешь, когда ребус разгадан. С детского возраста нужно решать ребусы, это поможет развить математические способности.

Бронских Любовь Владимировна, 10.04.2017

5773 446

Содержимое разработки

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Школа №3» Камышловского городского округа

Проект

Ребусы - «гимнастика для ума»

Автор проекта

Бронских Павел,

ученик 3 «Б» класса

МАОУ «Школа №3» КГО

Руководитель

Тимофеева О.В., учитель

начальных классов

Камышлов, 2017

Введение………………………………………………………………………….…3

  1. Что такое «ребус?»………………………………………………………….….5

2. История появления ребусов…………………….……………………….…….6

3. Виды ребусов ……………………………………………………………….…...8

4. Правила разгадывания ребусов………………………………………....…..11

5. Правила составления ребусов…………………………………………...…..12

6. Результаты опроса учащихся 3 «Б» класса…………………………….…..19

Заключение …………………………………………………….…………………22

Список используемой литературы……………………...……………………..24

Приложения……………………………………………………………………….26

ВВЕДЕНИЕ

Обоснование актуальности

Для развития мышления человеку необходимо разгадывать разные головоломки, кроссворды, шарады, которых огромное множество, но существует такой вид головоломок, который знаком и взрослым, и детям, – это ребусы. И я хочу узнать, как именно действуют ребусы на мышление человека, а также узнать историю их появления, их виды.

Проблема

Математика всегда считается трудным предметом. Некоторым ученикам с трудом удается запомнить понятия и формулы. Составление и разгадывание ребусов при изучении математики позволяет учащимся развивать внимание, наблюдательность, логическое и творческое мышление, сделать процесс обучения более интересным.

Гипотеза

Если мы научимся решать ребусы, то сможем расширить круг знаний, учебных умений, навыков, сможем успешно участвовать в очных и заочных конкурсах, олимпиадах и викторинах.

Цель: Выяснить роль ребусов в развитии мышления человека.

Задачи:

    Проанализировать понятие «Ребус» в различных словарях.

    Выяснить, когда и как возникли ребусы.

    Познакомиться с различными видами ребусов.

    Изучить правила решения и составления ребусов.

    Создать памятку «Как научиться решать ребусы», брошюру «Ребус – друг мышления» и папку-альбом «Математические ребусы глазами третьеклассников»

    Провести исследование в 3 «Б» классе и доказать, что ребусы влияют на развитие мышления.

    Оформить результаты в виде презентации и рассказать о них одноклассникам.

Объект исследования : ребусы

Предмет исследования : ребусы как средство развития мышления

Методы исследования:

    Изучение литературы.

    Работа с Интернет-ресурсами.

    Социологический опрос.

    Практическая работа.

Практическое применение работы:

Материал данной работы может быть использован на уроках, например, на устном счёте, на занятиях математического кружка и для подготовки к олимпиадам, в качестве дидактического материала для домашних заданий.

  1. Что такое «ребус?»

Я нашел несколько определений слова ребус в разных словарях.

1. Большой энциклопедический словарь /Д.Н. Ушаков, В.И. Даль

Ребус , ребуса, ·муж. (от ·лат. rebus, ·букв. вещами, при помощи предметов).
1. Загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков, напр. написанная над буквой "к" буква "у" - ребус, обозначающий "наука" (на-"у"-"ка").

2. перен . Что-нибудь загадочное, непонятное, замысловатое. Не человек, а ребус!

2. Толковый словарь Ефремовой`

Ребус - м. 1) Загадка, в которой искомое слово или фраза изображены в комбинации рисунков, букв, знаков. 2) перен. разг. То, что загадочно и непонятно.

3. Большой словарь иностранных слов» А.Н. Булыко

Ребус - ребуса, м. [от латин. rebus , букв. вещами, при помощи предметов]. 1. Загадка, в к-рой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков. 2. перен. Что-н. загадочное, непонятное, замысловатое.

4. Большой энциклопедический словарь

РЕБУС (от лат. rebus - при помощи вещей) - загадка, в которой разгадываемые слова или выражения даны в виде рисунков в сочетании с буквами и некоторыми др. знаками.

5. Малый академический словарь`

Ребус , м. 1. Загадка, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами и знаками.

Мы с ним подружились за ребусами. Я хорошо решал ребусы, это его подкупило. (Каверин. «Два капитана» ).

2. перен. Вопрос, задача, требующие разрешения, разгадки; то, что непонятно, загадочно. (Мир полон топонимических ребусов и шарад. Разгадывать их могут только знающие, широко образованные специалисты. Л. Успенский.)

6. «Толковый словарь живого великорусского русского языка» В.И. Даля

Ребус - м., франц. загадка в рисунке.

7. «Толковый словарь» С. И. Ожегова

Ребус, -а, м. Загадка, в к-рой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков. Разгадать р. Говорить ребусами (перен.: непонятно, с намеками). || прил. ребусный, -ая, -ое.

8. «Словарь иностранных слов русского языка»

Ребус (фр.). Умственная забава, состоящая и заменении слов и целых фраз рисунками, фигурами. Шарада в рисунках.

9. Большой толковый словарь синонимов русской речи

Ребус - загадка, задача, криптограмма

10. "Словарь иностранных слов»

Ребус – а, м. Загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв и знаков. Разга-дать, решить р. Ребусный - относящийся к ребусу, ребусам.

В этих определениях общее то, что ребус – это загадка, которую нужно разгадать с помощью рисунков.

2. История появления ребусов

Самые первые ребусы встречаются еще в рисуночном письме. Такие ребусы сходны с иероглифами. Изображения ребусов использовались, чтобы передать названия городов на греческих и римских монетах или для обозначения родовых фамилий в средневековой геральдике, а также в качестве способствующих восприятию символов в религиозных искусстве и архитектуре.

Позднее ребусы появились во Франции в XV веке. Но тогда это было не загадка в картинках, а балаганное представление на злобу дня. В иносказательной форме комедианты высмеивали отрицательные черты сильных мира сего, их пороки и «делишки».

Со временем характер ребуса изменился. Ребусом стали называть каламбур, построенный на игре слов. Приблизительно тогда же появились и первые рисованные ребусы. Первоначально они иллюстрировали известные фразеологические обороты, позднее появились более сложные варианты.

В XVI веке рисованные ребусы появились в Англии, Германии, Италии. В их оформлении принимали участие профессиональные художники. Первый печатный сборник ребусов появился во Франции в 1582 году.

В 1783 году появилась необычная Библия для детей. В ней пересказываются события Святого Писания в форме ребусов. Такая Библия стала называться "иероглифической". В тексте некоторые слова заменены картинками. Такие необычные иероглифические Библии стали очень популярными в конце XVIII века, поскольку позволяли легче и интереснее преподавать Святое Писание детям.

Всем известный автор сказок "Алиса в Стране чудес" и "Алиса в Зазеркалье" Льюис Кэрролл, часто использовал ребусы в своей переписке с юными читателями. В своих письмах он часто заменял часть слов картинками либо изображал буквы в зеркальном отображении. Для прочтения таких загадочных писем нужна была смекалка, что, конечно, очень нравилось детям.

В России ребусы появились позднее - в середине XIX века. Стал выходить специальный журнал "Ребус". "Мы знаем немало серьёзных людей, - писалось в нем, которые с удовольствием посвящают часы досуга разгадыванию ребусов и в особенности рекомендуют это занятие молодым как отличительную гимнастику для ума...". Нам понравилось это выражение, и мы взяли его для названия проекта.

Во второй половине XIX века ребусы стали широко применяться в обществе.

Интересно, что даже во время войны ребусы были в почете. Во время Великой Отечественной войны, в 1942 году московские полиграфисты выпустили сборник ребусов А.А. Рязанова "В часы досуга: ребусы". Они были предназначены для взрослого населения. В 1945 году, после окончания войны выходит небольшая брошюра художника-иллюстратора Георгия Кельсиевича Бедарева "Ребусы".

В послевоенное время ребусы стали ориентироваться на детскую аудиторию. В настоящее время ребусы предназначаются и для взрослых, и для детей. Трудно найти детский журнал или развивающее пособие, в котором нет ребусов. Часто детям задают подобные задания в школе и даже дают задание придумать ребусы.

Мне же мама частенько покупает журналы с ребусами «Бабушкин компот», «Отгадай-ка», «Мурзилка», «Веселый Затейник», «СканвордЁнок», «Приключение Эму», «Энциклопедия игр».

3. Виды ребусов

    Ребусы-загадки представляют собой двойную задачу: разгадав ребус, вы прочтете загадку, но загадку-то ведь нужно разгадать.

    Ребусы «сложи и вычти» отличаются от обычных тем, что значение изображения, следующего за знаком минус, не прибавляется к уже полученному сочетанию слов, а отнимается от него.

    Ребусы-шутки - это шуточная загадка в стихах.

    Ребусы-пословицы представляют собой зашифрованную пословицу, которую нужно разгадать и объяснить ее смысл.

    Звуковой ребус - это упражнения-загадки, позволяющие отработать навык слияния слогов.

    Ребус-рассказ состоит из большого ребуса, который нужно разгадать и составить рассказ.

    Ребус-задача - это ребус, который нужно разгадать и решить задачу. Он состоит из нескольких ребусов.

    Числовые ребусы - это ребусы, которые совершенствуют умение понимать и осмысливать позиционный принцип при записи чисел в десятичной системе.

    Особую группу ребусов составляют математические ребусы .

Они представляют собой примеры обычных арифметических действий (сложения, вычитания, деления и умножения), в которых часть или даже все цифры заменены на точки, звездочки, буквы или другие символы. Каждый символ может обозначать любую цифру от 0 до 9. Причём, некоторые цифры могут повторяться несколько раз, а другие не использоваться вовсе. Такие ребусы, зачастую, называют числовыми, арифметическими или цифровыми.

Решить математический ребус – значит восстановить первоначальный вид математического равенства.

В се виды ребусов развивают мышление, тренируют сообразительность, логику, интуицию, смекалку, помогают расширить кругозор, запомнить новые слова, предметы.

Виды ребусов по сложности

Ребусы - один из видов наглядности, широко применяемый для развития логического мышления детей, при обучении грамоте и для повышения информационной культуры детей. Кроме концентрации внимания, развития мышления и логики, ребусы несут определенную информационную нагрузку. Часто приходится выяснять значение слов, работать над их многозначностью.

По степени сложности ребусы можно разделить на несколько групп.

1. К первой группе относятся самые простые ребусы, которые помогают детям запомнить графическое изображение буквы и употребление ее в словах. Они используются, в основном, при знакомстве с буквой (Лас-точка)

2. Во вторую группу входят более сложные ребусы, в которых требуется заменить или убрать какую-либо букву, прочитать число, вставленное в ребус.

3. К следующей группе можно отнести ребусы, предусматривающие определенный навык чтения и определенный уровень развития логического мышления. Если ребенок затрудняется разгадать подобный ребус, нужно познакомить его с общими принципами их решения. Прежде всего, обратить внимание на то, что часть слова находится внутри какой-то буквы. Например, тра в А (трава), в О рона (ворона). Если часть слова расположена за буквой, читаем по-другому: за В тра (завтра).

В тех случаях, когда ребусы представляют собой довольно сложные загадки, мальчикам и девочкам приходится серьезно «поломать» голову, чтобы найти правильный ответ. В процессе этого увлекательного занятия у детей формируется нестандартное мышление. В дальнейшем этот навык пригодится для поиска возможных выходов из разных жизненных ситуаций.

Действительно, задачи, представленные в занимательной форме, очень интересны. Их хочется решать, они увлекают своей необычностью. Появляется желание обязательно решить ребус, присутствует даже элемент состязания.

Работа с ребусами и задачами развивает мыслительные способности детей и концентрирует их внимание. Нам нравятся подобные задания. Появляется желание придумать самим что-либо подобное. А это уже способствует развитию наших творческих и познавательных способностей.

4. Правила разгадывания ребусов

Чтобы разгадывать ребусы, не требуется специальных знаний или умений. Все, что нужно знать, это несколько правил. Эти правила размещены на сайте .

Независимо от того, кому предназначены ребусы, правила отгадывания их одинаковы.

Ребус читается слева направо и сверху вниз.

Если нарисовано несколько одинаковых предметов, то читается слово во множественном числе.

Рисунок в ребусе может обозначать не все слово, а только его часть. Запятые возле рисунка показывают, сколько букв надо из слова убрать. Если запятые слева от рисунка, убираем первые буквы; запятые справа показывают сколько букв в конце слова надо отбросить.

Если предмет в ребусе нарисован в перевернутом виде, то слово читают с конца. Например, если нарисован кот вниз головой, то читаем слово «ток».

Если возле рисунка стоит перечеркнутая буква, то ее из слова надо убрать. Если нарисована перечеркнутая цифра, то убираем букву с таким порядковым номером.

Если нарисована буква возле слова, то ее надо к слову добавить.

Если возле рисунка написано равенство (5 = В или Я = В), то надо эту букву заменить другой, той, что справа.

Если предметы нарисованы в разном положении относительно друг друга, то при чтении используются предлоги. Один предмет в другом – «в». Предмет нарисован на другом предмете, можно читать по-разному: «на», «над», «под». Подбираем по смыслу.

Если буква состоит из другой буквы, то используем предлог «из». Например, «из – Б – А».

Если встречаются ноты, то они обозначают соответствующие их названиям отдельные слоги.

Если возле рисунка написаны цифры, то буквы из названия предмета следует читать в указанном цифрами порядке. Буквы, не обозначенные цифрами, не используются.

Если буква перечеркнута крест накрест, то читается как "не". Например, перечеркнута "Д", читаем "не-Д".

Если возле рисунка изображены две цифры со стрелками направленными в разные стороны, значит, в слове необходимо указанные цифрами буквы поменять местами.

5. Правила составления ребусов

Правила составления ребусов мы нашли на сайте

1. Названия всех предметов, изображенных в ребусе, читаются только в именительном падеже и единственном числе . Иногда нужный объект на картинке указывается стрелкой.

2. Очень часто предмет, изображенный в ребусе, может иметь не одно, а два или больше названий, например «глаз» и «око», «нога» и «лапа» и т.п. Или же он может иметь одно общее и одно конкретное название, например «дерево» и «дуб», «нота» и «ре» и т.п. Подбирать нужно подходящее по смыслу.

Умение определить и правильно назвать изображенный на рисунке предмет представляет одну из главных трудностей при расшифровке ребусов. Кроме знания правил, вам понадобятся смекалка и логика.

3. Иногда название какого-либо предмета не может быть использовано целиком - необходимо отбросить в начале или в конце слова одну или две буквы . В этих случаях употребляется условный знак - запятая. Если запятая стоит слева от рисунка, то это значит, что от его названия нужно отбросить первую букву, если справа от рисунка - то последнюю. Если стоят две запятые, то соответственно отбрасывают две буквы и т.д. Например , нарисован «хомут», надо прочесть только «омут», нарисован «парус», надо прочесть только «пар».

4. Если два каких-либо предмета или две буквы нарисованы одна в другой, то их названия читаются с прибавлением предлога «в» . Например : «в-о-да», или «не-в-а, или «в-о-семь»:

В этом и следующих пяти примерах возможно различное прочтение, например, вместо «восемь» можно прочесть «СЕМЬВО», а вместо «вода» - «ДАВО». Но таких слов не бывает! Тут вам и должны прийти на помощь смекалка и логика .

5. Если какая-либо буква состоит из другой буквы, то читают с прибавлением «из» . Например : «из-б-а» или «вн-из-у» или «ф-из-ик»:

6. Если за какой-нибудь буквой или предметом находится другая буква или предмет, то читать нужно с прибавлением «за» .
Например: «Ка-за-нь», «за-я-ц».

7. Если одна фигура или буква нарисована под другой, то читать нужно с прибавлением «на», «над» или «под» - выбирайте предлог по смыслу. Например : «фо-на-ри» или «под-у-шка»:

Фразу: «Нашел Тит подкову и подарил её Насте» - можно изобразить так:

8. Если по какой-либо букве написана другая буква, то читают с прибавлением «по» . Например : «по-р-т», «по-л-е», «по-я-с»:

9. Если одна буква лежит у другой, прислонена к ней, то читают с прибавлением «у» . Например : «Л-у-к», «д-у-б»:

10. Если в ребусе встречается изображение предмета, нарисованного в перевернутом виде, то наименование его нужно читать с конца . Например , нарисован «кот», читать нужно «ток», нарисован «нос», читать нужно «сон».

11. Если нарисован предмет, а около него написана, а потом зачеркнута буква, то это значит, что букву эту надо выбросить из полученного слова . Если же над зачеркнутой буквой стоит другая, то это значит, что нужно ею заменить зачеркнутую . Иногда в этом случае между буквами ставится знак равенства. Например : «глаз» читаем «газ», «кость» читаем «гость»:

12. Если над рисунком стоят цифры, например, 4, 2, 3, 1, то это значит, что сначала читается четвертая буква названия объекта, изображенного на рисунке, потом - вторая, за ней - третья и т.д., то есть буквы читаются в том порядке, который указан цифрами. Например , нарисован «гриб», читаем «бриг»:

13. Если возле рисунка изображены две цифры со стрелками, направленными в разные стороны, значит, в слове необходимо указанные цифрами буквы поменять местами . Например , «замок» = «мазок».

14. Применение стрелки, идущей от одной буквы к другой, тоже служит для указания соответствующей замены букв. Также стрелка может расшифровываться как предлог «К» . Например , «К буквам АП идёт ЕЛЬ» = «КАПЕЛЬ»

15. При составлении ребуса могут использоваться и римские цифры. Например , «сорок А» читаем «сорока».

16. Если какая-либо фигура в ребусе нарисована бегущей, сидящей, лежащей и т.п., то к названию этой фигуры надо прибавить соответствующий глагол в третьем лице настоящего времени (бежит, сидит, лежит и т. д.), например «у-бежит».

17. Очень часто в ребусах отдельные слоги «до», «ре», «ми», «фа» изображают соответствующими нотами. Например , слова, записанные нотами читаем: «до-ля», «фа-соль»:

Так как не все знают ноты и положение на нотном стане, приводим их названия.

В ребусах возможны и другие знаки: названия химических элементов, всевозможные научные термины, специальные символы: «@» - собачка, «#» - диез, «%» - процент, «&» - амперсанд, «()» - скобки, «~» - тильда, «:)» - смайлик, «§» - параграф и другие.

В сложных ребусах перечисленные приемы чаще всего комбинируются.

«Красная девица сидит в темнице, а коса на улице»

Ребусы - это средство повышения информационной культуры. При самостоятельном составлении ребусов развиваются навыки поиска информации, творчества, интеллектуальные способности.

6. Результаты опроса учащихся 3 «Б» класса

Среди обучающихся 3 «Б» класса мы провели опрос «Что вы знаете о ребусах?». Для этого была составлена анкета.

Анкета

7.Знаете ли вы где можно применить эти знания?
Результаты опроса представлены в виде диаграммы.

В ходе работы для третьеклассников, которые захотели научиться решать ребусы, мы создали памятки с правила решения ребусов (Приложение 1).

Нами было опрошено 25 человек. В исследовании приняли участие обучающиеся 3 «Б» класса.

Таблица 1.

Вопрос

Ответы

обучающихся

1. Знаете ли вы, что такое ребусы?

2. Знаете ли вы, когда появились первые ребусы?

3. Умеете ли вы решать ребусы?

4. Хотите ли вы научиться решать ребусы?

5. Интересно ли вам было самим составлять ребусы?

6. Вызывает ли у вас интерес тема урока, который начинается с ребуса?

7. Знаете ли вы где можно применить эти знания?

Рисунок №1. Распределение ответов обучающихся 3 «Б» класса.

Изучив результаты анкеты, мы убедились в практической значимости проекта, так как обучающиеся захотели научиться решать ребусы. Мы предложили таким ребятам сначала познакомиться с правилами решения ребусов, а затем выбрать понравившееся слово из курса математики и изобразить его в виде ребуса. Все с желанием выполнили эту работу, и мы создали папку-альбом «Математические ребусы глазами третьеклассников».

После выбора темы проекта было решено каждый урок математики начинать с ребуса, который бы заинтересовал нас темой урока, развивал математическое мышление, сообразительность, вызывал творческую активность. Учитель отмечает, что наш словарный запас пополняется, развивается внимание и образное мышление.

Составление ребуса – это умственный труд. Иногда для этого требуется много времени. Но какое удовольствие получаешь, когда ребус разгадан. С детского возраста нужно решать ребусы, это поможет развить математические способности

Заключение

Ребусы - это занимательная задача, игра, в которой зашифрованы слова, фразы или целые предложения при помощи рисунков в сочетании с буквами, фигурами и знаками.

Ребус развивает внимание, память. При самостоятельном составлении ребусов развивается логическое мышление и творчество.

При выполнении данной работы мы:

    Узнали историю происхождения ребусов, их виды.

    Изучили правила составления и решения ребусов.

    Провели исследование в 3 «Б» классе;

    Создали памятку «Как научиться решать ребусы», брошюру «Ребус – друг мышления» и альбом-папку «Математические ребусы глазами третьеклассников».

В ходе работы над проектом мы познакомились с литературой и другими информационными источниками по выбранной теме. В них мы нашли 10 определений понятию «ребус», информацию об истории происхождения ребусов, о видах ребусов, узнали правила решения и составления ребусов.

Работая над проектом, я научился находить нужную информацию в научной литературе, Интернет-ресурсах, работать с программами: Microsoft Office Word ; Microsoft Office Power Point . Мы собрали информацию о ребусах и представили ее в виде презентации и буклета.

По результатам опроса одноклассников мы убедились в необходимости умения решать ребусы. Ребусы помогают нам в развитии памяти, внимания, логического мышления, развивают мыслительную деятельность, концентрируют внимание.

Тренируя ум, человек становится наблюдательным, сообразительным, проницательным, догадливым, изобретательным, находчивым, остроумным, а также приобретает многие другие важные и полезные качества. Ребусы – это средство повышения информационной культуры. При самостоятельном составлении ребусов развиваются навыки поиска информации, творчества, интеллектуальные способности.

Для ребят, уже умеющих решать ребусы, есть перспектива - принимать активное участие в олимпиадах, интеллектуальных марафонах, викторинах, городских, областных, Всероссийских конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру», «ЭМУ» и других.

Список используемой литературы

    Асанин С., «Смекалка для малышей». (Занимательные задачи, головоломки, ребусы.)., Москва., «Омега»., стр. 127 – 211.

    Большой энциклопедический словарь /Д.Н. Ушаков, В.И. Даль. М.: Наука», 2000. – 1000 с.

    Большой толковый словарь синонимов русской речи: Идеографическое описание 2000 синонимических рядов, 10 500 синонимов / [Л. Г. Бабенко и др.] ; под общ. ред. Л. Г. Бабенко. - М. : АСТ-ПРЕСС, печ. 2008. - 753 c.

    Булыко А.Н. Большой словарь иностранных слов: 35 тысяч слов / А.Н. Булыко. - М. : Мартин, 2006. - 703 c.

    Городкова Т.В., Елкина Н.В. «Детские кроссворды»., М., 2014. – 353с.

    Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В. И. Даль; совмещ. ред. изд. В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ; [науч. ред. Л. В. Беловинский]. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009. - 573 c.

    Кордемский Б.А. Математическая смекалка. - М.: ГИФМЛ, 1958. - С. 189-194.

    Ливинский В. Журнал «Не скучай», стр. 193 – 197.

    Лучшие математические игры и головоломки, или самый настоящий математический цирк / пер. с англ. М. И. Антипина. - М.: АСТ, Арель,2009. - С. 123. - 255 с..

    Математические шарады и ребусы/Н.В.Удальцова - М.: Чистые пруды, 2010 – 32с.: ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Математика», вып.35).

    Мочалов Л.П. Головоломки. - М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1980. - 128 с..

    Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой . - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. – 652 с.

    Словарь иностранных слов современного русского языка, 100 000 слов и выражений, Егорова Т.В., 2014 . – 824 с. `

    Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. – 314 с.

    Толковый словарь русского языка /С.И. Ожегов, Н.Ю. Швецова. – М., 2003.

    Толковый словарь русского языка /Ефремова Т.Ф. – М., 2000. – 1233 с.

Электронные ресурсы

1.http://womanadvice.ru/matematicheskie-rebusy
2.http://galia.rusedu.net/post/5445/101714

3.http://chitalochka-ru.ru/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey/pravila-razgadyivaniya-rebusov.html

    П

    Памятка «Как научиться решать ребусы?»

    Ребус – это слово или фраза, зашифрованная с помощью картинок, цифр, букв или знаков. Ребус читается слева направо. Решать ребус, лучше всего, вооружившись бумагой и ручкой, чтобы не забыть ранее отгаданное.

    • Если картинка перевернута вверх ногами , значит, что это слово читается «задом наперед». Например: перевернутый нос - сон.

      Запятые справа или слева от картинки означают, что в загаданном, с помощью картинки, слове нужно удалить столько букв, сколько стоит запятых. При этом, запятые слева от картинки указывают, что нужно убрать начальные буквы, а запятые справа от картинки показывают, сколько убрать букв в конце. Например: "голубь" с тремя запятыми сзади, значит, что нужно убрать три последние буквы - ГОЛ.

      Если справа от картинки стоит одна или несколько букв - это значит, что эти буквы просто следует добавить. Бывает, перед ними ставится знак «+». Ниже, на картинке зашифровано имя "КАРЛ".

      Если над картинкой стоит зачеркнутая буква , а рядом стоит другая, то эту букву в слове нужно изменить на данную. Если же одна или несколько букв просто зачеркнуты, то их нужно удалить из данного слова.

      Знак "=" тоже служит для замены одной из букв на другую.

      Стрелка на картинке может указывать, на что именно обратить внимание.

      Цифры рядом с картинкой служат для нумерации букв в слове. Цифра обозначает место буквы в данном слове, а порядок, в котором написаны цифры – определяет новое место этой буквы. Если цифр меньше, чем букв в слове, значит, не все буквы слова используются, а только данные. Например, таким образом, из слова "ТИГР" получаем слово "ТРИ".

      Горизонтальная черта между стоящими друг под другом картинками или буквами служит для шифрования буквосочетаний с помощью предлогов «НА», «НАД», «ПОД».

      Вместо картинки могут использоваться цифры (обычно 100, 2, 3, 5, 7). Например: 100л (стол)

      Несколько одинаковых букв подряд означают, что нужно их сосчитать и обьединить цифру с буквой. Например: сжжж (с три ж), яяяяяяя (семь я)

      Часто в ребусе встречается сочетание картинок с буквенным ребусом. Используется изображение букв относительно друг друга (одни за другими, одни внутри других, одни «бегут» к другим, одни «выходят» из других и пр.). Это служит для зашифровывания буквосочетаний с помощью предлогов, союзов и т.д. : «И», «В», «К», «У», «С», «ЗА», «ИЗ», «НА», «ПО», «ПЕРЕД» и других. Например, слово "ВОДА" , может быть и наоборот "ДА В О".

      Наложение букв друг на друга, когда они выглядывают друг из-за друга или стоят друг перед (за) другом, прислонились друг к другу, используются для шифрования «ПЕРЕД», «ЗА», «НАД», «ПОД», «СКВОЗЬ».

      Одна или несколько букв вписаны в другую – это читается как «В» (например, буквы «ТА» вписаны в букву «А» - это «ВАТА»).

      Изображение букв, взявшихся за руки, читается – «И», «С». Например: буква «М» за руку с буквой «Г» - это «М» и «Г» - МИГ; или «О» с «А» - ОСА).

      Буквы убегающие друг от друга, подбегающие друг к другу, выходящие откуда-либо, входящие куда-либо, взбирающиеся на что-либо, и так далее - используются для шифрования «ИЗ», «ОТ», «КА», «ПО», «НА», «В» и т. д.

      Стрелка также может указывать направление и обозначать «К» или «ОТ».

    Как видите, ничего сложного нет.

    Разгадывать ребусы не только интересно. но и полезно для ума.

    риложение 1

Номинация «Математика»

Каждое лето мы всей семьей едем в путешествие. Чтобы не скучать, берем с собой много журналов и книг с логическими задачками. Мне всегда нравилось находить маршруты в лабиринтах. В детских журналах все лабиринты простые, но однажды мне встретился довольно сложный, над которым я трудилась дольше обычного.

И я задумалась, а нет ли таких лабиринтов, из которых нельзя найти выход? Может быть, в журналах специально рисуют такие, из которых легко выбраться, чтобы не расстраивать детей? В пятом классе мы начали изучать очень интересную науку - геометрию. Может она ответит на мой вопрос?

И я решила узнать о лабиринтах больше и посвятила этому свой проект.

Так как ни один из решенных пока мной лабиринтов не оказался безвыходным, я выдвинула гипотезу: безвыходных лабиринтов нет .

Цель проекта: доказательство возможности выхода из любого лабиринта.

Задачи проекта:

  • узнать происхождение и значение слова «лабиринт»;
  • найти и пройти как можно больше лабиринтов;
  • разделить все найденные лабиринты на типы;
  • узнать, решались ли лабиринты раньше математическими или геометрическими способами;
  • узнать, существует ли современный способ решения лабиринтов;
  • узнать, есть ли универсальное решение любого типа лабиринта.

Предмет исследования : алгоритмы решения задачи о лабиринтах.

Объекты исследования : лабиринты разных типов.

Методы и приемы : анализ тематических источников информации, наблюдения, пробы, эксперименты.

План работы

  1. Поиск информации о происхождении и значении слова «лабиринт».
  2. Поиск лабиринтов разных типов.
  3. Решение найденных лабиринтов.
  4. Поиск универсальных правил решения лабиринтов.
  5. Проверка найденных правил на практике.
  6. Поиск современного использования правил прохождения лабиринтов.
  7. Оформление материалов в виде отчета.
  8. Подготовка презентации и защиты проекта.

Ход работы изложен в презентации (см. ниже).

Выводы

1. Моя гипотеза подтвердилась: безвыходных лабиринтов нет.

2. Метод проб и ошибок применим к лабиринтам - логическим игрушкам, общий план которых виден сверху.

3. Метод правой (левой) руки является наиболее простым и верным, но применим только к односвязным лабиринтам и в том случае, когда не требуется отыскать кратчайший путь.

4. Метод зачеркивания тупиковых ходов является универсальным для решения любого типа лабиринтов, применим как для неформальных исполнителей (людей), так и для формальных (роботов).

5. Зная правило построения лабиринта, можно составлять алгоритм его прохождения для формальных исполнителей (роботов).

Практические результаты:

1. Найдена и оформлена информация о происхождении и значении слова «лабиринт».

2. Найденные лабиринты разделены на типы.

3. Найдены три способа прохождения лабиринтов.

4. Все три способа применены на практике для найденных лабиринтов.

5. Выявлен универсальный способ прохождения лабиринта любого типа - метод зачеркивания тупиковых ходов.

6. Найдено современное использование правил прохождения лабиринтов - в робототехнике.

7. Составлен алгоритм для Лего-робота (на базе NXT-2.0), решающий задачу прохождения лабиринта, созданного по правилу: односвязный лабиринт состоит из множества параллельных коридоров, в которых вход и выход находятся в противоположных стенах.

Заключение

В каждом задании, представленном в форме лабиринта, тесно переплетаются ЛОГИКА, ТВОРЧЕСТВО и ИНТЕЛЛЕКТ. Многие считают решение занимательных задач, таких, как лабиринты, средством для приятного времяпрепровождения, отдыха, но если вдуматься, то становится ясной их гораздо более важная роль. Несомненно, что именно решение занимательных задач является одним из самых мощных инструментов развития человеческого интеллекта. Не зря люди передавали эти задачи устно и письменно из поколения в поколение.

В результате проведенной исследовательской работы я узнала универсальный способ прохождения любого лабиринта, и теперь я точно знаю, что найду выход из любой пещеры, из любого дернового или ледового лабиринта, которые часто строят для забавы.

В ходе выполнения работы я узнала много нового. А некоторые новые понятия меня очень заинтересовали. Например, моя старшая сестра анализировала найденный мной маршрут в цветном лабиринте с использованием графа и матриц. Что это такое? Может быть это станет темой моего следующего проекта…

Исследовательский проект «Лабиринты»

Борискова Елизавета Юрьевна, 5 «Б» класс, МОУ «СОШ № 112», г. Трехгорный, Челябинская область. Руководитель проекта: Мятиева Галина Алексеевна, учитель математики МОУ «СОШ № 112», высшая квалификационная категория, Отличник народного просвещения, Заслуженный учитель Российской Федерации, педагогический стаж – 45 лет, г. Трехгорный, Челябинская область.

Буркова Евгения

Руководитель проекта:

Паршакова Лилия Борисовна

Учреждение:

МАОУ «Ныробская СОШ им. А. В. Флоренко»

В представленном исследовательском проекте по математике "Занимательные головоломки мира" автор изучает историю появления головоломок, находит определение значения слова в толковых и энциклопедических словарях, описывает виды головоломок.

В процессе работы над исследовательским проектом по математике "Занимательные головоломки мира" ученицей 6 класса была поставлена цель рассмотреть и изучить разные виды головоломок, заинтересовать одноклассников решением головоломок.


В основе исследовательской работы по математике "Занимательные головоломки мира" лежит анализ теоретических сведений о головоломках и уровне их влияния на развитие логического мышления.

В предложенном проекте по математике "Занимательные головоломки мира" в следствие проведенного опроса автором была собрана и проанализирована информация о знакомстве одноклассников с головоломками, а также их способности находить решение сложных задач на логику.

Введение
1. Из истории «Головоломка »
2. Определение и виды головоломок
3. Математические головоломки
4. Математические головоломки в жизни учащихся школы.
Заключение
Список литературы
Приложение

Введение


Есть такая особая порода людей, которые больше всего на свете любят «ломать голову ». Наткнувшись на очередную загадку, люди приходят в дикий восторг и тут же бросаются разгадывать её так, как будто от этого зависит их жизнь.

Увлечение разгадывать головоломки принесло человечеству огромную пользу. Многие великие открытия совершались именно благодаря людям, которые разгадывали разного рода загадки.

Рассматривая очередной журнал сканвордов, я увидела головоломки, спросила у учителя про головоломки и она показала мне серию: «Занимательных головоломок мира », поэтому я решила написать эту небольшую работу, которая посвящена математическим головоломкам, которые можно разгадывать учащимся в любое свободное время.

Актуальность исследования. Головоломка - гимнастика ума. Решение головоломок развивает память, воображение, находчивость, сообразительность, наблюдательность, логическое мышление и помогает усваивать предметы математического цикла.

Цель исследования: Рассмотреть и изучить разные виды головоломок, заинтересовать одноклассников решением головоломок.

Задача исследования : Изучить серию головоломок прививающий интерес к математике.

Объект исследования: Головоломки

Предполагаемая гипотеза: Всем известно, разгадать головоломки – истинное удовольствие.

Для реализации поставленных задач, определяем методы исследования

  • изучение литературы; обращение к сети Интернет;
  • опрос учащихся; тестирование (решение математических головоломок).

1. Из истории головоломок


Безусловно, в начале начал была математика. По сути, многие древние задачи представляли собой головоломки, которые использовались в обучении. Решение каких-то из них влекло за собой дальнейшие успехи математики, что, в свою очередь, способствовало разнообразию самих головоломок, так как расширяло их тематическую содержательность.

Некоторые головоломки известны с глубокой древности. Оригинальные логические задачи находят на стенных египетских пирамид, в древнегреческих манускриптах и в других исторических памятниках.

Эпохой расцвета в средневековой истории головоломок можно считать конец IX века. Рост уровня образования и снижение религиозной нетерпимости к наукам привели к расширению круга любителей логических задач. В это время появилась первая книга головоломок «задачи для молодого ума »

Уже в древней Месопотамии, почти пять тысяч лет назад, составляли и решали достаточно сложные алгебраические задачи на определение неизвестной величины. Позже в Древнем Египте появились первые задачники.

Задачи, помещенные в них, были просты с точки зрения сегодняшнего дня, но уже тогда многие из них имели житейскую наполненность, а это приближало бесстрастные вычисления к реальности. Их безошибочно можно отнести к головоломкам, так как относительная простота сочеталась с изрядной долей содержательности, превращая поиски решения в увлекательное занятие.

Шотландский египтолог Хинд обнаружил папирус, датируемый XVII веком до нашей эры, посвященный математике. Он представляет собой свиток длиной около пяти с половиной метров и шириной около пятнадцати сантиметров. Писец Ахмес, написавший текст, утверждает, что скопировал его с оригинала двухсотлетней давности.

Задача 79 из папируса имеет следующее содержание: В семи домах содержат по семь кошек. Каждая кошка ловит семь мышей в день, а каждая мышь, останься она живой, съела бы за тот же день семь колосьев пшеницы. Если каждый колос может дать семь гекатов зерна, сколько всего здесь перечислено?

Математика формировалась неравномерно, в разное время вклад в ее развитие сделали Вавилон, Древняя Греция, Китай, Индия. Кстати, математика в Вавилоне имела дело не только с арифметикой, но и с алгеброй, серьезно обгоняя в этом отношении Египет. Интересно, что в Вавилоне использовалась шестеричная система счисления.

ГОЛОВОЛОМКА, загадка, задача, требующая для своего решения догадливости, сообразительности; игра с задачами такого характера.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Усть-Чаунская средняя общеобразовательная школа с.Рыткучи»

в номинации «Тайны математики»

Жуков Илья Максимович

Манджиев Владислав Артурович

Качуровская Анастасия Павловна

Король Надежда Сергеевна

Руководитель: учитель начальных классов

Жукова Вероника Васильевна

с. Рыткучи

2015 г

Ведение_______________________________________________________3-4

Ход проекта

    Подготовительный этап______________________________________5

    Основной этап______________________________________________5-6

    Заключение________________________________________________6

Список литературы________________________________________________7

Введение.

Для развития мышления человеку необходимо разгадывать всевозможные головоломки, которых огромное множество, но существует такой вид головоломок, который знаком и взрослым и детям - это ребусы

Данный проект призван способствовать повышению познавательной активности учащихся, интереса к изучению математики в дальнейшем. Познакомить с одним из интереснейших занятий – разгадыванием и составлением ребусов; изучением правил составления ребусов; научиться владеть этими правилами; определить слова для использования в ребусах; подобрать графические и текстовые описания выбранных слов; составить свои ребусы.

Проект реализуется в урочное и внеурочное время.