"Письмо заглавной и строчной буквы Й, й.! Создание проблемной ситуации. Букву Й зовут «И кратким». Й как И в твоей тетрадке

Тема: «Письмо строчной и прописной буквы Й, й».

Тип урока: урок формирования графического навыка,

Урок изучения нового материала.

Вид урока: традиционный урок.

Цели урока:

а) образовательные:

– формирование представлений о роли буквы й в обозначении

звука [й"];

Формирование зрительно-двигательного образа буквы й строчной и прописной;

б) развивающие:

– развитие умения отличать согласный звук [й"] от гласного звука [и];

Развитие графического навыка, мышления, речи, фонематического слуха.

в) воспитательные:

– воспитание в детях таких качеств, как трудолюбие, самостоятельность, аккуратность при выполнении задания.

Ход урока:

l.Организационный момент.

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

ll.Основная часть.


  1. Артикуляция знаний учащихся.
Повторение звука, изученного на уроке чтения.

1) На полочке доски выставлено пособие «Поезд» с тремя вагонами.

Паровоз, паровоз, новенький, блестящий.

Он вагоны повёз, словно настоящий.

Рассмотрите внимательно пассажиров поезда. Что это за пассажиры?

Вспомните, с каким звуком мы познакомились на уроке чтения. Дайте его полную характеристику (расскажите о звуке [й"]).

Покажите эту букву в алфавите.

А теперь все вместе повторим буквы алфавита, которые мы изучили.

На доску вывешиваю строчную и прописную букву Й, й.


  1. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы с вами будем учиться писать строчную и прописную букву Й, й.

Давайте внимательно посмотрим на букву Й, й. Скажите, ребята, на какую букву похожа буква Й, й.

Потому что запятая на её плечах сидит.

Букву Й зовут «И кратким». Й как И в твоей тетрадке.

Чтобы Й не путать с И, сверху галочку пиши.
- Мы сегодня научимся писать эту букву красивую и аккуратную.

lll .Физкультминутка «Зайка».
Зайка серенький сидит и ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.

Кто-то зайку напугал, зайка – прыг! – и убежал.

Прилетели утки, заиграли в дудки.

Ах, какая красота, заиграли в дудки.

Взялись зайцы за бока, заплясали гопака.

Вот какая красота, заплясали гопака.

lV .Формирование зрительно-двигательного образа буквы й.

1) Рассмотрим образец буквы Й, й строчной и прописной. Из каких элементов состоит прописная буква Й? Из каких элементов состоит строчная буква й?

2) Найдите эту букву в алфавите и обведите пальчиком правой руки.

3) Напишем эту букву на доске. Посмотрите, как я напишу букву Й. Букву й.(Запись буквы Й, й на доске).

Затем букву Й, й пишут ученики на доске.

3)Напишем букву Й прописную и й строчную пальчиком правой руки на парте.

4)Напишем букву й под счёт:

в воздухе.

V .Работа в тетрадях.

Я тетрадочку открою

И с наклоном положу,

Я, друзья, от вас не скрою,

Ручку я вот так держу.

Вспомним правила посадки и положения тетради.

Прописываем сначала строчную букву Й, а затем прописную букву й.

Постараемся написать так красиво и аккуратно, чтобы приятно было самому посмотреть на свою работу.

6) Читаем слоги с доски: ай ой Ай Ой.

Почему они звучат одинаково, а пишутся по-разному?

Спишите эти слоги в тетрадь.

Vl . Физкультминутка для пальчиков и глаз:

Сидя: Вот помощники мои, их, как хочешь, поверни.

По дороге белой, гладкой скачут пальцы, как лошадки.

Чок-чок, чок-чок-чок. Скачет резвый табунок.

Vll . Работа с разрезной азбукой.

Составить слова лай май

лайка майка

Разобрать с детьми, сколько слогов в каждом слове. Где находится буква й, в начале, в конце, в середине?

Vlll . Письмо под диктовку.

Сейчас мы будем писать слова под диктовку.

Рой, май, мой, дай, майка, зайка.

l Х. Первичное закрепление.

Игра «Узнай звук»

(на различение звуков [й"] и [и]).

Я буду называть слова. Если вы услышите согласный звук [й"], вы должны хлопнуть в ладоши, если звука й в слове нет, вы просто стоите.

Лиса, майка, игра, лицо, соловей, умывальник, ель, троллейбус, ножницы, змей, имя, чай.

Х. Вторичное закрепление. Работа с учебником.

2.с. 96, списать 2 строчки.

Хl. Итог урока.

Итак, ребята, какую букву мы сегодня с вами научились писать?

Какие слова с буквой й мы писали?

Молодцы! На этом наш урок закончен. Всем спасибо за работу.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 п. Клетня Брянской области
Строчная буква й
1 класс
Урок разработала
учитель начальных классов
Исаченкова В. А.
Педстаж 9 лет
Первая квалификационная
категория

2015 г
Строчная буква й.
Класс: 1
Предмет: обучение грамоте
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цель урока: научить письму строчной буквы «й».
Планируемые результаты
Личностные результаты:
­становление положительного отношения к урокам письма;
­овладение элементами способности оценивать свой учебный труд, принимать
оценки одноклассников, учителя;
­осознание себя как индивидуальности и как члена общества с ориентацией на
проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду;
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
­организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения
работы;
­принимать учебно­познавательную задачу и сохранять её до конца учебных
действий;
­планировать свои действия в соответствии с решаемыми учебно­
познавательными, учебно­практическими задачами;
­контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы;
­оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и
способы их устранения.
Познавательные универсальные учебные действия:

­осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач
из собственных наблюдений;
­понимать информацию, основную и второстепенную;
­применять для решения задач, под руководством учителя, логические
действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления
причинно­следственных связей, построения рассуждений и выводов;
­наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать
полученную при наблюдении информацию;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
­осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
­аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения,
строить понятные для одноклассников высказывания, задавать вопросы;
­вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками,
осуществлять совместную деятельность в малых группах, осваивая различные
способы взаимной помощи партнёрам по общению;
­допускать возможность существования у одноклассников различных точек
зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других,
проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Предметные результаты:
­ сформировать в памяти ясный, четкий образ буквы, отработать начертание
букв в целом, формировать графический навык каллиграфического письма,
умение различать гласный звук И от согласного Й;
­ способствовать формированию информационной культуры учащихся;
­развивать графическую зоркость, речь, любознательность, мышление,
орфографическую зоркость;
­воспитывать сдержанность, умение выслушать товарища, интерес к учению,
любовь к родному языку.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, «Пропись 1 кл. №2»
В.Г.Горецкого, образец написания буквы й,

карточки ­ заготовки для звуковых схем, тема урока, рисунок йога, буквы на
магнитах, элементы буквы й.
Дидактические материалы: презентация, сигнальные карточки жёлтого,
зелёного и красного цветов для самоконтроля детей, цветные карандаши.
Форма работы: индивидуальная, фронтальная, работа в паре.

I .Оргмомент. Мотивация учебной деятельности.
Прозвенел сейчас звонок –
Начинается урок.
Все ль на месте, всё ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки!
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Уже звонок нам дал сигнал:
Всем работать час настал.
Дети: Будем внимательны,
А ещё старательны!
II .Актуализация знаний.
(на доске образец строчных букв)
И, Р, Л, Ы, О, Й, Н
­Назовите буквы.
­ На какие группы можно разбить? (Буквы гласных звуков и буквы согласных
звуков)
Ученик выходит к доске и классифицирует буквы.
­К какой группе вы отнесли букву й? (К буквам согласных звуков)
­Дайте характеристику звуку /й/.

III
. Самоопределение к деятельности. Создание проблемной ситуации.
­Ребята, сегодня к нам на урок пришёл необычный гость, отгадайте, кто это?
(Это гимнаст, акробат: он умеет принимать разнообразные, самые
невероятные позы, стоит на голове, складывается пополам и может буквально
завязать все свое тело в узел; он спит на гвоздях, может надолго задерживать
дыхание и пульс;)
­Правильно, это йог. (Вывешивается картинка йога)
­Выполним звуко­буквенный анализ этого слова.(Один ученик у доски)
Дети выполняют в парах на своих местах.
­Назовите первый звук в слове йог.(/Й/)
­Какой буквой на письме обозначается звук /й/.(Буквой й)
­А сможем ли мы записать это слово? Почему? (Мы не знаем, как пишется
буква й)
­Сформулируйте тему урока.(Строчная буква й)
­Какую цель мы поставим перед собой? (Научиться писать строчную букву й,
слова и предложения с этой буквой)
IV
. Изучение нового материала.
­А чтобы научиться писать строчную букву й, что нам поможет? (Пропись)
­Открываем пропись на с.13
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Сяду ровно, не согнусь,
Низко я не наклонюсь.
Сравнение й и и.
­Давайте сравним, с какой буквой схожа буква й? (С буквой и)
­А чем различны? (Галочка или дужка сверху, буква и гласная буква)

Букву й зовут «и­краткой»
Й как и_в твоей тетрадке.
Чтобы й_не путать с и
Сверху галочку пиши.
Анализ элементов букв.
­Из каких элементов состоит буква й? (Строчная буква й состоит из 3­х
элементов: двух наклонных линий с закруглением внизу и короткой выгнутой
линии.
­У вас на столах зелёные конверты, откройте их и соберите из элементов
букву й.
­Найдите эти элементы и обведите их по контуру и узор в широкой рабочей
строке.
Письмо буквы.
­Слушаем и слышим. (Включается фрагмент написания буквы й)
­ Начинаем писать букву от верхний линии движением руки вниз. Проводим
прямую наклонную линию, которая закругляется вправо возле нижней линии
и ведётся наклонно к верхней линии. Отсюда, не отрывая руки, проводим
снова вниз прямую наклонную с таким же наклоном, как и первую, и
закругляем возле нижней строчной до середины строчки. Над верхней
строчной линией между двумя написанными элементами буквы пишем третий
– короткую выгнутую линию движением вправо. Под счёт: раз­и­два­и­три.
­Пропишите в воздухе под счёт раз­и­два­и­три.
­Найдите верхнюю рабочую строку и пропишите до слова.
­Найдите букву, которая получилась у вас лучше всех.
Физкультминутка
­Я называю слова, если вы слышите в них звук /й/, хлопайте в ладоши, если
нет, садитесь на корточки:
Лиса, лайка, пружина, умывальник, соловей, троллейбус, яблоко, машина,
чай, чайка, Москва, рейка, зайка, дом, йод, йогурт, баю­бай, муравей, шубка.

IV
.Отработка навыка письма изученной буквы.
­Сейчас мы будем писать слово, а какое­я сделаю вам подсказку­в нём один
слог, три буквы, три звука и оно обозначает весенний месяц (Май)
­Найдите это слово и пропишите его в прописи.
Работа над предложением.
­Что написано на следующей рабочей строке?(Предложение)
­Докажите (Первое слово написано с заглавной буквы, в конце
восклицательный знак, слова связаны по смыслу)
­О чём это предложение?
­Для чего нужны дорожные знаки? (Помогать пешеходам и водителям)
­А кем являемся мы? (Пешеходами)
­Что нам помогает переходить дорогу? (Пешеходный переход и светофор)
­Вспомните цвета светофора, какой сигнал подаёт нам светофор, чтобы
переходить дорогу?
­Ребята, вы соблюдаете правила дорожного движения?
­А как вы думаете, наш гость их соблюдает?
­Конечно. Вы люди должны соблюдать правила дорожного движения. А
теперь запишите это предложение.
Не забывайте, смотрю на образец, пишу по образцу.
­Ребята, йог приготовил вам загадку, а отгадав её, узнаете, о чём пойдёт речь
в следующем предложении:
Кинешь в речку­не тонет,
Бьёшь об стенку­не стонет,
Будешь оземь кидать,
Станет кверху летать.(Мяч)
­Прочитайте.

­ Чем отличается оно от первого? (В конце стоит вопросительный знак)
­Как читается? (Вопросительно)
­Давайте ответим на вопрос? (Мяч зелёный)
Ученик работает у доски.
Физкультминутка «Как живёшь?»
Дети встают из­за парт.
­Как живёшь ты?
­Вот так! (показывают большой палец руки)
­Как идёшь?
­Вот так! (дети показывают шаг)
­А бежишь?
­Вот так! (движения при беге)
­Ночью спишь?
­Вот так! (руки под щёку, нагнуть голову)
­Как берёшь?
­Вот так! (ладонь в кулачок)
­А даёшь?
­Вот так! (ладонь раскрыта)
­Как молчишь?
­Вот так! (прикрыть ладонь руками)
­А грозишь
­Вот так! (погрозить соседу пальчиком)
­А теперь я прочту вам предложение. (Читает учитель)А вы подумаете, что я
вам прочла?
(Пословицу)

­ Когда так говорят? (Когда закаляются)
­Чем это предложение отличается от других? (Напечатано)
­Правильно. А мы что должны сделать? (Написать прописными буквами)
­А теперь обозначим гласные буквы.
­Ну, молодцы!
­А сейчас задание для самых любознательных. А кто у нас самый
любознательный?
На магнитах слово зайчик.
Используя порядок цифр, составьте новое слово­чай.
­Найдите в прописи слово зайчик и вместо точек запишите слово чай.
V. Итог урока. Рефлексия.
1.­Оцените себя, кто научился писать строчную букву й?(Поднимают
сигнальную карточку)
2.­Кто научился соединять строчную букву й?
3.­Сможетели вы теперь написать слово йог? Кто хочет, можете дома в
дополнительных тетрадях написать это слово.
4.­А теперь поднимите сигнальную карточку, если у вас всё получилось и не
было затруднений­зелёного цвета, если были некоторые затруднения­жёлтого
цвета, и красного цвета­если вы не научились писать строчную букву й и вам
было трудно.
­Спасибо за урок!

УМК «Перспективная начальная школа»

Цели урока:

Сформировать в памяти первоклассников четкий зрительно-двигательный образ строчной буквы «й», научить писать ее по ал-горитму и соединять с буквами верхнего соединения;

Развивать у учащихся фонематический слух, формировать уме-ние звукового анализа слов и перекодирования их в графическую форму.

Формирование универсальных учебных действий:

Учить планировать свои действия,

Уметь анализировать слова с выделением существенных признаков,

Использовать знаково-символические средства,

Учить общаться друг с другом при работе в парах.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы учащихся, тетрадь по письму №2, мягкая игрушка заяц, карточки для оценки записи предложения, интерактивная доска.

Ход урока

1. Организационный момент.

Все буквы мы знали до школы отлично!

Но в школе

Мы с ними знакомимся лично!

Нам букву покажут, а мы представляем,

Что мы эту букву ни капли не знаем.

Где живут буквы, с которыми мы уже познакомились? (В городе Букваринск)

2. Актуализация знаний.

Чем отличается звук от буквы? (Звук слышим и произносим, а букву пишем и видим)

С какими звуками познакомились? (Гласными и согласными).

Игра «Где живут буквы?». (Поселить согласные и гласные в свои домики).

Посмотрите на доску: назовите эти буквы. (а о у н л э р й м ы).

Какие это буквы? (Гласные и согласные)

Значит, их можно распределить в две группы. Саша возьмет себе гласные и поселит в домик №1, а Наташа - согласные и поселит в домик №2. (Перетаскивают буквы в домик №1 и домик №2.)

Правильно ли ребята выполнили задание? Как вы считаете? По какому признаку вы отбирали буквы?

Отгадайте загадку, кто к нам пришел на урок:

Много бед таят леса.
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги...
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? ...
(Зайка)

Появляется игрушка - зайка. Выходит девочка и берет зайку в руки.

3. Формулирование учащимися темы урока.
- Сейчас Олеся нам расскажет стихотворение, а вы скажете, какой звук слышится чаще всего.

Поиграй-ка, зайка,

Поиграй со мной.

Отвечает зайка:

Не могу, больной!

Ой-ой-ой, бедный! (Е. Благинина).

Звук [й’].

Этот звук часто прячется в буквах я, ё, ю, е. А какой буквой он обозначается на письме?

Сейчас мы расскажем, что мы узнали про букву й на уроке чтения. (Один ученик рассказывает.)

Согласны вы с Дашей?

Кто прочитает, что здесь написано? За йка

Всё ли вам здесь нравится? Какая буква написана в середине? Правильно ли она написана? А нам надо написать? (Письменную, строчную.)

Умеем ли мы писать письменную букву? (Нет)

Значит, чему мы будем учиться на уроке? Какую главную цель поставим? (Научиться писать строчную букву й, которая нужна для обозначения согласного звука [й’]).

Давайте составим план урока. Как мы будем добиваться нашей цели? Откройте тетрадь по письму на стр.11, рассмотрите задания, которые нам предстоит выполнить. А теперь посмотрите на доску, здесь у меня слова-опоры. Давайте расставим их по порядку.

С чего начнем работать? (С узора.)

Какую работу выполним в конце? (Спишем предложение.)

4. Упражнение в нахождении буквы й в рукописном тексте. Работа в парах.

Прежде, чем учиться писать букву й, давайте поучимся ее находить в рукописном тексте.

Возьмите карточки с текстом. Найдите букву й в тексте и обведите ее, 1 вариант обводит красным фломастером, а 2 вариант - синим.

Й - у лайки есть, у сойки,

У малышки-землеройки.

На хвостах несут с собой

Воробей и козодой.

Теперь поменяйтесь карточками и проверьте работу своего соседа. Если найдете букву, которую пропустил ваш товарищ, то обведите ее.

Поменяйтесь снова карточками. Встаньте те ребята, которые не пропустил ни одной буквы й . Кто ошибся, был невнимателен?

Назовите выделенный звук. (Это звук [й’]).

Произнесите звук [й’]. Что происходит при его произношении? (При произношении звука [й’] воздух встречает преграду, слышится голос и шум, произносится мягко).

Охарактеризуйте звук [й’]. (Звук [й’] согласный, звонкий, мягкий).

5. Физминутка. Игра «Запомни, кто, где стоял»

Девочки встают в ряд. Мальчики запоминают, кто, где стоит, и закрывают глаза. Две девочки меняются местами. Мальчики должны сказать, какие девочки поменялись местами. Игру можно повторить с мальчиками.

6. Рисование узора-бордюра. «Листья»

Что у нас первым стоит по плану? На что похож узор?

Что происходит с деревьями осенью? Как называется такое природное явление?

Что вам напоминают длинные прямые линии?

Давайте вспомним правила письма.

Зарядка для пальчиков:

Мама, мама!

Что, что?

Гости едут!

Ну и что?

Здрасьте, здрасьте!

Чмок, чмок, чмок!

Здрасьте, здрасьте!

Чмок, чмок, чмок!

Нарисуйте узор.

Первый пункт нашего плана выполнен.

7. Формирование зрительного образа буквы в памяти учащихся.

Сравнение малой и большой печатной, строчной и заглавной письмен-
ной букв Й.

Графический анализ, сравнение с другими буквами:

Рассмотрите строчную букву й .

Из каких элементов она состоит? (Маленькая буква й состоит из 3-х элементов: двух наклонных палочек с закруглением внизу и короткой выгнутой линии вверху).

Выберите нужные элементы и закрасьте кружочки рядом с ними красным цветом.

На какие буквы она похожа?

Как получить эту букву из и ? ш ? ц? щ?

Исполнение песни про буквы и и й , которую выучили на уроке чтения.

Объяснение написания буквы й :

Начинаем на верхней линейке. Сверху вниз пишем прямую, не дойдя до нижней линейки делаем закругление вправо, ведем плавную линию до верхней линейки, пишем вниз прямую. Не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо. Над буквой пишем короткую выгнутую линию.

Письмо под счет в воздухе, обратной стороной ручки на ладони, в тетради.

Какую задачу мы сейчас выполнили? Что еще нам предстоит сделать?

8. Письмо слогов и слов.

Давайте вспомним, что кричал больной зайка в стихотворении, которое прочитала нам Олеся, когда не хотел играть. (ой-ой) А что еще можно кричать, когда нам больно? (ай)

Чтение слогов, сравнение их написания.

Показ учителем и письмо слогов и слов детьми в тетради.

9. Выполнение логического задания. Задания «Вопросительного знака».

Какой общий элемент есть во всех этих буквах? Напишите его в кружочке.

В каких буквах есть первый элемент?

Где мы видим второй элемент?

Почему некоторые буквы подчеркнуты?

10. Фонетический анализ слов. Характеристика звуков.

Составление слов лай и май из печатных букв. (2 ученика у доски)

Сколько слогов в слове «лай»?

Как ты определил, что один слог? (По количеству гласных звуков)

Какой последний звук в слове «лай»? ([й’])

Дай характеристику звуку [й’].

Проверяем Машу. Сколько слогов в слове «май»?

Как ты узнала?

Какой последний звук в слове «май»? ([й’]).

Что общего в этих словах?

Чем отличаются?

Запись слов в тетради.

11. Физкультминутка.

Если услышите гласный звук, потопайте, если согласный, хлопайте в ладоши.

12. Работа над предложением.

Перед вами слова. А что с ними можно сделать? (Составить предложение). Вот и составьте в парах предложение. Как составите, встаньте и поднимите руки.

Что вам помогло составить предложение? (То, что слово У написано с заглавной буквы).

А какое еще слово пишется с заглавной буквы? (Марина) Почему?

У Марины малина.

Сколько слов в данном предложении?

Какое первое слово? Сколько в нем слогов?

Какое второе слово? Сколько в нем слогов? На какой слог падает ударение?

Какое третье слово? Сколько в нем слогов? На какой слог падает ударение?

Сейчас мы будем списывать предложение. Диктовать нам его будет Ульяна. Слушайте ее внимательно. Не спешите.

Списывание.

А теперь давайте поменяемся тетрадями и проверим работу друг у друга.

Сейчас мы постараемся оценить свою работу и работу соседа. Вначале заполним графу «Знак ошибки».

Неверное написание буквы - х.

Пропуск (замена) буквы - -.

Перестановка/вставка букв(ы) - v.

Пропуск слова - □.

Теперь в графе «Я сам(а) расставьте знаки, если нашли ошибки. Поменяйтесь тетрадями и карточками. Проверьте работу соседа и в графе «Сосед(ка)» тоже расставьте знаки, если найдете ошибки.

13. Рефлексия урока.

Чему вы сегодня учились на уроке?

Достигли ли мы главной цели?

Всё ли у вас получилось?

С каким заданием было всего труднее справляться?

Давайте составим «Коврик настроения».

Фокеева Маргарита Ивановна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ им. М.И.Калинина, д. Верхняя Троица, Кашинского района, Тверской области

Чтобы скачать материал или !

§ 1 Строчная буква й

В этом уроке у нас в гостях особая согласная буква.

Особая, потому что она очень близка с гласными.

Это буква «И краткое» или «ий», как её ещё называют.

Прочитайте историю, как она появилась в алфавите:

Однажды буква И отправилась гулять. Ей на плечо села галочка. Буква И испугалась и стала заикаться. Заикаясь, она не смогла больше петь, поэтому ушла к согласным, какая же она гласная без голоса. Так в алфавите появилась новая буква - И краткое.

Букву Й зовут "И кратким".

Й как И в твоей тетрадке.

Чтоб Й не путать с И,

Сверху галочку пиши.

(В. Степанов)

Буква И краткое обозначает только один звук [й].

Он согласный, звонкий, мягкий.

У него нет парного глухого и парного твёрдого согласного.

Чаще всего этот звук стоит после гласных в конце слова: хоккей, воробей, соловей и в середине слова: чайка, сойка, майка, шайба.

Очень редко встречаются слова с буквой й в начале слова: йогурт, йод, йог.

В большинстве случаев для обозначения звука [й] и следующих за ним гласных звуков [а], [о], [у], [э] в русском языке используются буквы я, ё, ю, е.

Поучимся писать строчную букву й.

Она состоит из двух одинаковых элементов - двух наклонных линий с закруглением внизу вправо.

Ставим ручку на верхнюю линию рабочей строки и ведём вниз наклонную прямую линию, немного не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, касаемся нижней линии рабочей строки, пишем прямую линию вправо вверх, доводим до верхней линии.

Пишем второй элемент: ведём наклонную прямую к нижней линии рабочей строки, закругляем.

Касаемся нижней линии, закругляем вправо вверх и доводим почти до середины рабочей строки.

Сверху над буквой изобразим дугу, чтобы не спутать букву й с буквой и.

На следующей строчке напишем слова, которые выражают наши чувства: ай, ой.

Везде верхнее соединение.

При переносе слов с буквой й в середине слова нужно знать правило: нельзя отрывать её от предшествующей гласной.

Переносить слова нужно так: зай-ка, тай-на, лей-ка.

Запишем эти слова.

Русских имён, отчеств, фамилий, названий городов, рек, которые начинаются на букву Й нет.

Все имена собственные с буквой Й в начале слова пришли к нам из других языков.

В России есть город Йошкар-Ола - столица Республики Марий Эл, что в переводе с марийского языка означает «красный город».

В Йошкар-Оле есть улица имени Йывана Кырли - так звали марийского актёра и поэта.

На карте мира мы также найдём другие города на букву Й, например, города Йорк в Великобритании, Йена в Германии, Йоккаи́ти в Японии.

§ 2 Заглавная буква Й

Поучимся писать заглавную букву Й.

Чтобы письмо не составило большого труда, нужно вспомнить, как пишется заглавная буква И.

Заглавную букву Й начинаем писать чуть ниже середины вспомогательной строки.

Пишем линию вверх вправо, закругляем, ведем наклонную прямую вниз к нижней линии рабочей строки.

Немного не доходя до нее, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо до верхней линии рабочей строки.

Затем начинаем писать второй элемент.

Он находится на том же уровне, что и первый.

Начинаем писать от середины вспомогательной строки.

Ведем вниз; чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо до середины рабочей строки.

Выведем над буквой дугу.

Запишем предложение:

Первое слово в предложении - йог, поэтому оно пишется с заглавной буквы.

§ 3 Краткие итоги урока

Самое главное в уроке:

1.Буква й обозначает согласный, непарный звонкий, непарный мягкий звук [й].

2.Чаще всего звук [й] стоит в середине и конце слова.

3.При переносе слов с буквой й в середине слова её нельзя отрывать от предыдущей гласной.

4.В русском языке почти нет слов, начинающихся с буквы й.

5.С заглавной буквы Й пишется начало предложения, о также географические названия иноязычного происхождения.

Список использованной литературы:

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Букварь. 1 класс. Учебник по обучению грамоте и чтению. – М.: Баласс, 2014.-160с.
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Методические рекомендации к учебнику "Букварь" и прописям "Мои волшебные пальчики". 1 класс. – М.: Баласс, 2014.-416с.
  3. Волина В.В. Учимся играя. - М.: Новая школа.- 1994. – 448с.

Тема урока: «Письмо строчной и заглавной буквы Й».

Тип урока: урок изучения новой темы, урок-презентация с применением ИКТ.

Цели урока :
1) Научить детей писать букву й и заглавную, и строчную.
2) Развить орфографический навык письма.
3) Воспитать аккуратность, уважение друг к другу.

Оборудование: компьютер, проектор, планшет, учебник, пропись.

Ход урока:

1. Организация класса.
Громко прозвенел звонок,
Начинаем мы урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

2. Сообщение темы, целей урока.
Сегодня у нас урок – презентация по теме: «Письмо строчной и заглавной буквы Й». (показ слайда с темой)
На этом уроке мы научимся писать строчную и заглавную букву Й

3. Знакомство с буквой Й, сравнение И с Й.
(чтение на слайде загадки)
Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (воробей) (на слайде появляется воробей)
- А какую новую букву принёс нам на хвостике воробей? (букву Й) (показ слайда с буквой Й)
- Ребята, вы уже много знаете, умеете. Так сравните буквы Ии и Йй и подумайте, чем они отличаются в написании? (показ слайда с этими буквами)
Так чем? (они очень похожи по внешнему виду, буква Й отличается от И шапочкой на голове, а вот звуки они обозначают разные. Буква И – гласные ударные или безударные звуки, а Й – согласные, мягкие, звонкие)
Трудно писать букву И? (нет) Давайте вспомним как она пишется. (показ слайда с прописной буквой И)
А теперь, по аналогии давайте попробуем написать букву Й. (показ слайда с прописной буквой Й)
(дети пишут)
После письма выберите самую красивую, правильную из написанных и подчеркните.

4. Практическая работа «один - много»(на примере схем)
(показ на слайде схем)
Если я изменю в схеме хвостик, Й на И, то что произойдёт со словом? (слово будет означать много)
Приведите примеры. (мой-мои, свой-свои, сарай-сараи…)
Дети пишут слова, подчёркивая красным карандашом букву И, а зелёным – букву Й.

5. Работа над предложением.
(показ слайда с предложением)
Не играй на мостовой!
Что интересного в этом предложении? (встречается звук Й)
Когда так предупреждают детей? (сообщая правила безопасного поведения)
А что на дорогах нам помогает соблюдать правила поведения? (светофор)
А зачем нам нужен светофор?
(показ слайда со светофором) О чём говорит каждый свет светофора?
Красный: ясно, путь опасный. (показ красного света с комментарием на слайде)
Жёлтый: то же, что и красный. (показ жёлтого света с комментарием на слайде)
Зелёный: не зевай, проходи и не мешай. (показ жёлтого света с комментарием на слайде)

6. Игра на внимание «Красный-зелёный».
Я называю слово, если в нём есть звук Й, показываем зелёный кружок, а если нет – красный.
Лужайка, полянка, репей, ручей, иней, снег, град, змейка, верёвка, линейка, муравей, крокодил, сарай, мойка, уборка, поймал, выпустил, чайник, кофейник, кофе, чай.

7. Упражнение в распознавании буквы Й.
Есть ли в русском языке хоть одно слово, которое начиналось бы с буквы Й?
В русском языке очень мало слов, которые начинались бы с буквы Й, практически все они иностранного происхождения.
-Йод хороший, йод не злой,
Зря кричишь ты: «Ой-ой-ой!»,
Чуть увидев с йодом склянку.
Йод порой, конечно, жжёт,
Но быстрее заживёт
Йодом смазанная ранка. (йод)
(показ слайда с появлением стиха о йоде, а затем картинки с йодом)
-Йог вовек не скажет: «Ох!»
«Ой-ой-ой!» - не крикнет йог.
Молодой, владей собой.
Старый будь, как молодой! (йог)
(показ слайда с появлением стиха о йоге, а затем картинки с йогом)
-Йогурт очень любят дети,
Он вкусней всего на свете.
Клубничный и малиновый,
Черничный, апельсиновый.
(показ слайда с появлением стиха о йогурте, а затем картинки с йогуртом)
С каких же слов начинаются все эти стихотворения? (с большой буквы Й)
Почему? (так как они являются началом предложений)
Дети пишут эти три слова в тетради, каждое с заглавной буквы.

8. Итог урока.
Что нового узнали на уроке?
Какие буквы научились писать?
Как отличить И гласную от Й согласной?

Сегодня вы работали очень хорошо. Всем спасибо за работу! Солнышко вам дарит свою улыбку и просит вас побольше улыбаться и радоваться. (показ слайда с солнышком)