Пассионарный человек значение слова. Значение слова "пассионарный". Пассионарная теория Гумилева

Пассионарность как качество личности – непреодолимая склонность к какой-либо деятельности на осуществление великих в понимании человека целей; склонность рисковать, увлекаться до одержимости, идти на жертвы ради достижения того, что считается человеком ценным; быть страстным в половом отношении.

Политрук во время небольшого марша ведет беседу с солдатами. Тема разговора кирпичи, которые кучей лежат у места отдыха. Политрук спрашивает у солдат: «Какие желания у Вас возникают, когда смотрите на груду кирпичей?» Один солдат говорит: У меня возникает желания построить дома всем бездомным». Другой говорит: « Я хочу построить стену вдоль границы». Солдат Ваня молчит. К нему обращается политрук: «Ну а у тебя Иванов, какое возникает желание?» Ваня смотри в землю и говорит: «Женщину хочется». Политрук: «Ну почему, когда смотришь на кирпичи, женщину хочешь». Ваня отвечает: «А мне всегда женщину хочется, на что бы я не смотрел».

О сексуальности известных пассионариев ходят легенды. Например, монголы утверждают, зная о сексуальности Чингисхана, что каждый десятый монгол его кровный потомок. О Наполеоне рассказывают, что во время завоевательных походов к нему приводили женщин, он отрывался от совещания выходил в соседнюю комнату, вступал в интимные отношения с приведенной ему знатной дамой, не отстегивая шпаги, и снова возвращался на совещание,… женщины обижались.

Лимарев В.Н. пишет: «Пассионарии неудержимы в своем стремлении к активным действиям во имя каких-либо целей. Они — движущая сила при обновлении человеческого рода. Благодаря их энергии происходят, в соответствии с теорией этногенеза, преобразования в обществе. Один из аспектов проявления их жизненной энергии это повышенная сексуальность».

Историк Гумилев в своих работах пишет (цитирую близко к тексту). Я (Гумилев) задумался, как незначительные числом гунны, ворвавшись в Европу, и покорив её огромное пространство, превращаются, неожиданно, в многочисленный народ. А потом, подумал, а мужиков, собственно говоря, много и не надо. Много мужиков не надо было арабам, когда они завоевывали мир. У арабов были преимущества над другими окружающими их народами — повышенная пассионарность и наставления пророка Мухаммеда.

Понятие пассионарности в свое время предложил Лев Николаевич Гумилев. Этот термин происходит от «passio» — страсть. Пассионарный (от английского passion — страсть) — страстный, эмоциональный.

Психологи отмечают, что пассионарий не может жить спокойно, повседневными заботами без увлекающей и манящей цели – он склонен геройствовать и за ценой не постоит. Причем жертвовать будет не только собой, но и другими. Возможны также «перегибы» и «перегревы», когда пассионарность выходит из-под контроля разумной целесообразности и из силы созидательной превращается в разрушительную. Пожалуй, стоит добавить, что правильнее называть пассионариев не «ведущими», а «толкающими», «раскачивающими» и не всех вождей считать пассионариями. Пасионарий инициативен, деятелен, смел, и решителен. Он всегда готов к переменам, к изменению реальности вокруг себя.

Великие пассионарии: Эрнесто Че Гевара, Наполеон, Александр Македонский, Сальвадор Дали, Колумб.

Журналист Александр Зубарев задумывается, можно ли завидовать пассионариям. Сама пассионарность, как явление, вызывает только тихую зависть. Вот, повезло же человеку. «Энергии биосферы у него много. Он просто не может не действовать! Вот мне бы так!». Есть такие мысли? Не торопитесь завидовать. Пассионарность не так хороша для большинства людей, как это может показаться.

Наполеон, начал свое восхождение бедным поручиком в артиллерии. Во время итальянской компании он стал богачом, поэтому остальную часть жизни мог прожить не трудясь, а купаясь в роскоши, но его потянуло в Египет, затем на Испанию, на Москву …

Для современников стимул деятельности Наполеона оставался загадкой. Ведь все его деяния не были нужны стране и французской буржуазии, но он не останавливался. Да, Наполеон всякий раз по-разному объяснял мотивы своих поступков, но действительным источником их была неуемная жажда деятельности. Даже на острове Святой Елены он писал мемуары, потому что не мог не действовать.

Александр Македонский имел по праву происхождения все, что нужно человеку: пищу, дом, развлечения и даже беседы с Аристотелем. И тем не менее он вел столько войн одна за другой, что бессмысленность их возмутила даже самих македонян. И кто знает, от чего на самом деле умер Александр в Индии?

Сальвадор Дали, хоть и был очень богат, считался лицом нежелательным для многих стран. Лев Толстой, хоть и граф, а подвергся отлучению от церкви, что в то время означало для большинства людей пометку «опасен и заразен. Держаться как можно дальше».

Посмотрим на наших современников. Бил Гейтс, например, имеет столько денег, что может жить много жизней без всяких забот, но он по-прежнему «на посту». Да и вообще, большинство бизнесменов, по их же словам, делают дело не потому, что им деньги нужны, а потому что «чем еще заниматься? Просто так жить скучно…».

Цитата из книги Льва Гумилева «Конец и вновь начало», позволяющая шире понять суть такого качества личности как пассионарность.

Обратимся к более поздним временам — периоду завоевания Испанией Америки. Кто шел в конкистадоры, кто ехал после Колумба за море с Кортесом, Писарро, Кесадой, Карвахалем, Вальдивией в страшные американские джунгли Юкатана, в нагорье Мехико, в перуанские оснеженные Анды, в благословенное Чили, где арауканы победили испанцев и сохранили свою независимость до освобождения Америки и до создания Чилийской республики? Самое опасное место было в Чили. Туда женщин не брали, поэтому все чилийцы сплошь метисы. Индейские женщины очень красивы, и поэтому испанцы, которые воевали против арауканов — насельников Южного Чили, женились на местных женщинах.

Но зачем они туда шли? Я посмотрел статистику. Статистика эта, правда, касается не Америки, а Филиппин — другой испанской колонии. Так вот: 85% приезжавших испанцев умирало в первый же год — от болезней, от недоедания, некоторых убивали в стычках с туземцами, некоторых — в скандалах с начальством, потому что в этих отдаленных местах произвол был невероятный, и любой неугодный человек мог быть осужден за что угодно и казнен.

В общем, 85% шли на смерть, а из тех 15%, которые возвращались, вероятно, 14% были безнадежно больны, потому что они не выдерживали такого переутомления, когда уже любой грипп может человека свалить и дать хроническую болезнь.

Да, золото они привозили, но это золото им было не на что тратить, потому что золота стало столько, что в Испании подскочили цены и на вино, и на оливки, и на хлеб, и на ткани… Всех их точила алчность, стремление получить золото, которое само по себе и не нужно, но важно как знак твоих подвигов, как знак свершения.

Петр Ковалев

Пассионарный

Пассионарный

ая, ое, рен, рна ( лат. passio (passionis) страсть).
этн. Выражающий специфическое для каждого этноса и внутренне присущее ему (и отдельным его представителям) стремление к обновлению и развитию, осуществляемое независимо от внешних обстоятельств.
Пассионарность - свойство пассионарного.
| Термин п. ввел в науку русский этнолог и историк Л.Н. Гумилев (1912-1992).

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .


Синонимы :

Смотреть что такое "пассионарный" в других словарях:

    Прил., кол во синонимов: 1 страстный (37) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    пассионарный - пассион арный … Русский орфографический словарь

    Ая, ое; рен, рна, рно. [от лат. passio (passionis) страдание, страсть] Книжн. Обладающий повышенной активностью, страстностью (о человеке, людях, народе). П ая волна. П ые тенденции. ◁ Пассионарность, и; ж. П. германцев … Энциклопедический словарь

    пассионарный - ая, ое; рен, рна, рно.; (от лат. passio (passionis) страдание, страсть); книжн. см. тж. пассионарность Обладающий повышенной активностью, страстностью (о человеке, людях, народе) П ая волна. П ые тенденции … Словарь многих выражений

    Пассионарный признак в пассионарной теории этногенеза, рецессивный генетический признак, обусловливающий пассионарность, то есть, повышенную абсорбацию особей биохимической энергии из внешней среды и выдачу этой энергии в виде работы.… … Википедия

    В Пассионарной теории этногенеза микромутация, вызывающая появление пассионарного признака в популяции и приводящая к возникновению новых этнических систем в затронутых ею регионах. Наблюдается на поверхности Земли в виде полос шириной порядка… … Википедия

    Пассионарный толчок в Пассионарной теории этногенеза микромутация, вызывающая появление пассионарного признака в популяции и приводящая к возникновению новых этнических систем в затронутых ею регионах. Наблюдается на поверхности Земли в… … Википедия

    Лев Николаевич (1912 1992) русский историк этнолог, философ, автор оригинальной концепции исторического процесса. Сын поэтов Анны Ахматовой и Николая Гумилева. Арестовывался в 1933 и 1935. В заключении на Беломорканале и в Норильске (1938 1943).… … Новейший философский словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Этногенез (значения). Э̀тногенез (от греч. ἔθνος, «племя, народ» и γένεσις, «происхождение») процесс сложения этнической общности (этноса) на базе различных этнических компонентов. Этногенез … Википедия

    ТОП 10 стран по количеству эмигрантов, 2007 2008 г.г. № Страна Количество эмигрантов (млн. чел.) 1 … Википедия

Книги

  • Откровения знаменитостей , Дардыкина Наталья Александровна. В новую книгу вошли откровенные и увлекательные беседы с признанными деятелями отечественной и мировой культуры - писателем Михаилом Веллером, Виктором Ерофеевым, поэтами Евгением Евтушенко,…
  • Сокровенное сказание монголов. Великая Яса , Чингисхан. В ушедшем тысячелетии Азия породила два великих нашествия – гуннов и татаро-монголов. Но если первое, после поражения на Каталаунских полях от объединенных сил римлян и варваров, схлынуло и…

Больше, чем это требуется только для личного и видового самосохранения , и выдавать эту энергию в виде целенаправленной работы по видоизменению окружающей их среды. Судят о повышенной пассионарности того или иного человека по характеристике его поведения и психики .

Пассионарии являются людьми нового склада в популяции и ломают сложившийся уклад жизни, из-за чего вступают в конфликт с обществом . Они организуются в группы (консорции ), те, в свою очередь, становятся ядрами новых этносов , образующихся обычно через 130-160 лет после «толчка», и выдвигают идеологии , становящиеся их доминантами .

В контексте [прояснить ] определение используется в значении «предприимчивые, активные и рисковые люди, стремящиеся к выполнению поставленной задачи, преодолевающие страх смерти».

Источники

  • Гумилёв Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. - СПб. : Кристалл, 2001. - ISBN 5-306-00157-2 .
  • Мичурин В. А. . - М ., 1993.

Напишите отзыв о статье "Пассионарии"

Отрывок, характеризующий Пассионарии

В этот же вечер, Пьер поехал к Ростовым, чтобы исполнить свое поручение. Наташа была в постели, граф был в клубе, и Пьер, передав письма Соне, пошел к Марье Дмитриевне, интересовавшейся узнать о том, как князь Андрей принял известие. Через десять минут Соня вошла к Марье Дмитриевне.
– Наташа непременно хочет видеть графа Петра Кирилловича, – сказала она.
– Да как же, к ней что ль его свести? Там у вас не прибрано, – сказала Марья Дмитриевна.
– Нет, она оделась и вышла в гостиную, – сказала Соня.
Марья Дмитриевна только пожала плечами.
– Когда это графиня приедет, измучила меня совсем. Ты смотри ж, не говори ей всего, – обратилась она к Пьеру. – И бранить то ее духу не хватает, так жалка, так жалка!
Наташа, исхудавшая, с бледным и строгим лицом (совсем не пристыженная, какою ее ожидал Пьер) стояла по середине гостиной. Когда Пьер показался в двери, она заторопилась, очевидно в нерешительности, подойти ли к нему или подождать его.
Пьер поспешно подошел к ней. Он думал, что она ему, как всегда, подаст руку; но она, близко подойдя к нему, остановилась, тяжело дыша и безжизненно опустив руки, совершенно в той же позе, в которой она выходила на середину залы, чтоб петь, но совсем с другим выражением.
– Петр Кирилыч, – начала она быстро говорить – князь Болконский был вам друг, он и есть вам друг, – поправилась она (ей казалось, что всё только было, и что теперь всё другое). – Он говорил мне тогда, чтобы обратиться к вам…
Пьер молча сопел носом, глядя на нее. Он до сих пор в душе своей упрекал и старался презирать ее; но теперь ему сделалось так жалко ее, что в душе его не было места упреку.
– Он теперь здесь, скажите ему… чтобы он прост… простил меня. – Она остановилась и еще чаще стала дышать, но не плакала.
– Да… я скажу ему, – говорил Пьер, но… – Он не знал, что сказать.

Слово "пассионарность" образовано от прилагательного "пассионарный". В переводе с латинского "passio" - страсть, что как раз и является движущей силой пассионарного человека.

Что значит пассионарный человек

Такую личность называют "пассионарий". Это герой по натуре, которого ничего не может остановить на пути к выполнению своей миссии. Простой образ жизни его не привлекает. Страдания, трудности, лишения - это его стихия.

Для него не существует понятия цены результата, он ничего и никого не пожалеет ради цели, даже себя. Из окружающей среды он получает массу энергии, и в совокупности этой энергии со своей собственной,он способен буквально сдвигать горы и менять мир.

Пассионарий может обладать даже минимальными способностями, может быть высоким и низким, уродливым и прекрасным - абсолютно любым, но обязательно - неравнодушным и энергичным.

Пассионарный человек может действовать как во имя добра, так и во имя зла, нет никаких критериев, кроме того,что ради цели он ничем не поступится. В качестве всемирно известных пассионариев выступают философ Иммануил Кант, мореплаватель и первооткрыватель Америки Христофор Колумб, знаменитый физик Исаак Ньютон, полководец и император Наполеон Бонапарт, ключевая фигура российской истории Петр I, национальная героиня Франции Жанна Д"Арк, великий учёный Михаил Ломоносов, а также Адольф Гитлер.

Пассионарность по Гумилёву

Появление слова "пассионарность" в науке связано с именем историка Льва Гумилёва, он выступил с его описанием в середине 20 века. Российский историк считал пассионарность энергией, которая непосредственно связана с теорией этногенеза, т.е. с теорией развития народов. "Пассионарная теория этногенеза" Гумилёва включает в себя 7 этапов развития пассионарности народа от "подъема до "реликтовой фазы", когда историческая активность этноса отсутствует полностью. Историк считал, что пассионарии появляются в результате мутаций, которые происходят в связи с космическими излучениями.

По Гумилёву, пассионарность можно представить как шкалу, на одном конце которой находятся пассионарии, а на другом - субпассионарии, т.е. люди, которые являются полной их противоположностью: абсолютно равнодушные к каким-либо жизненным проявлениям, живущие ради удовлетворения своих инстинктивных потребностей бродяги, пьяницы, преступники.

Посередине шкалы между пассионариями и субпассионариями располагаются гармонические личности - гармоники, каких болишинство. Их стремление к свершениям и инстинкт самосохранения находятся в равномерной пропорции. Именно от соотношения пассионариев и субпассионариев каждого этноса зависит будущее народа и ход истории.

Пассионарность передается генетически, причем не обязательно из поколения в поколение.

Пассионарность заразительна, зачастую импульсивные люди, которых окружают пассионарии, начинают действовать так же, как они.

Этнические системы являются одновременно:

Этнические системы, в общем случае, не являются следующими единствами:

хотя и могут ими быть.

Этнические системы [ | ]

Различаются следующие виды этнических систем, в порядке снижения уровня этнической иерархии: суперэтнос , этнос , субэтнос , конвиксия и консорция . Этническая система является результатом эволюции этнической единицы более низкого порядка или деградации системы более высокого; она содержится в системе более высокого уровня и включает в себя системы более низкого.

Суперэтнос Самая крупная этническая система. Состоит из этносов . Общий для всего суперэтноса стереотип поведения является мировосприятием его членов и определяет их отношения к фундаментальным вопросам жизни. Примеры: российский, европейский, римский, мусульманский суперэтносы. Этнос Этническая система более низкого порядка, обычно в обиходе называемая народом . Члены этноса объединены общим стереотипом поведения, имеющим определённую связь с ландшафтом (этноса), и, как правило, включающим религию, язык, политическое и экономическое устройство. Этот стереотип поведения обычно называется национальным характером . Субэтнос , конвиксия и консорция части этноса , обычно жёстко привязанные к определённому ландшафту и связанные общим бытом или судьбой. Примеры: поморы , старообрядцы , казаки .

Этнические системы более высокого порядка обычно существуют дольше, чем системы более низкого. В частности, консорция может не пережить своих основателей.

Формы этнических контактов [ | ]

Не являются терминами и объектом изучения ПТЭ, хотя Лев Гумилев ввел их в научный оборот социологии [ ]

Этнические антисистемы [ | ]

Не является термином и объектом изучения ПТЭ, хотя Лев Гумилев ввел этот термин в научный оборот философии [ ]

Критика пассионарной теории этногенеза [ | ]

Янов указывает, что Гумилёв подчёркивает приоритет нации (этноса) над личностью: «Этнос как система неизмеримо грандиознее человека», является противником культурных контактов между этносами, а свобода для Гумилева тождественна анархии: «Этнос может… при столкновении с иным этносом образовать химеру и тем самым вступить в „полосу свободы“ {при которой} возникает поведенческий синдром, сопровождаемый потребностью уничтожать природу и культуру…».

Теории «химер», «антисемитизм» [ | ]

Согласно Л. Н. Гумилеву,

…экзогамия, отнюдь не относящаяся к «социальным состояниям» и лежащая в иной плоскости, оказывается реальным деструктивным фактором при контакте на суперэтническом уровне. И даже в тех редких случаях, когда в зоне контакта появляется новый этнос, он поглощает, то есть уничтожает, оба прежних.

Это высказывание критикуют Ю. Бромлей и В. А. Шнирельман .

В.Шнирельман к тому же обвиняет Гумилёва в антисемитизме:

Хотя примеры «химерных образований» рассыпаны по всему тексту… он выбрал лишь один сюжет, связанный с так называемым «хазарским эпизодом». Однако в силу явной антисемитской направленности публикацию его пришлось отложить, и автор посвятил этому сюжету добрую половину своей выпущенной позднее специальной монографии по истории Древней Руси.

См. также [ | ]

Похожие труды [ | ]

Примечания [ | ]

  1. Гумилев Л. Н. // Большая российская энциклопедия , т.8 М., 2007, с.155..
  2. Гумилёв Лев Николаевич в энциклопедии «Кругосвет »: «В последние годы существования СССР, когда учение Гумилева об этногенезе впервые стало объектом публичного обсуждения, вокруг неё сложилась парадоксальная атмосфера. … Все учёные отмечали, что несмотря на глобальность теории и её кажущуюся основательность (Гумилев заявлял, что его гипотеза есть результат обобщения истории более 40 этносов), в ней очень много допущений, никак не подтвержденных фактическими данными».
  3. http://antropogenez.ru/interview/717/
  4. В.Кореняко. К критике концепции Л. Н. Гумилева : «В России критиков Л. Н. Гумилева гораздо меньше, чем его почитателей. Западноевропейская и американская научная литература дает прямо противоположную картину».
  5. Дугин А. Г. Этносоциология. Учебно-методический комплекс для специальности № 020300 «Социология». М.: МГУ, 2010.
  6. http://penza-psychology.ru/fileadmin/user_upload/facults/psyhology/documents/пособие1.pdf
  7. И. С. Шишкин. Три статьи из газеты «Завтра»
  8. Кралюк П. Болезнь евразийства. Рефлексия русского самосознания в «альтернативной истории» . - «День», № 72, 19 апреля 2003 года.
  9. Антонов А. Фольк-хистори Архивировано 13 апреля 2003 года. . - anton2ov.spb.ru, 2003.