Открытие второго фронта в Европе (высадка в Нормандии). Справка. «Оверлорд» (операция). Нормандская операция. История Второй мировой войны

Операция «Нептун»

Высадка союзников в Нормандии

Дата 6 июня 1944
Место Нормандия, Франция
Причина Необходимость открытия Второго фронта на европейском ТВД
Итог Успешная высадка союзников в Нормандии
Изменения Открытие Второго фронта

Противники

Командующие

Силы сторон

Операция «Нептун» (англ. Operation Neptune), день "Д" (англ. D-Day) или высадка в Нормандии (англ. Normandy landings) - морская десантная операция, проведенная в период с 6 июня по 25 июля 1944 года в Нормандии во время Второй мировой войны силами США, Великобритании, Канады и их союзников против Германии. Являлась первой частью стратегической операции «Оверлорд» (англ. Operation Overlord) или Нормандской операции, предусматривавшей захват союзниками северо-западной Франции.

Общие данные

Операция «Нептун» являлась первой фазой операции «Оверлорд», и заключалась в форсировании Ла-Манша и захвате плацдарма на побережье Франции. Для обеспечения операции военно-морские силы Союзников были собраны под командованием английского адмирала Бертрама Рамсея , который имел опыт подобных крупномасштабных морских операций по переброске живой силы и военной техники (см. эвакуация союзных войск из Дюнкерка, 1940 год).

Характеристика участвующих сторон

Немецкая сторона

Сухопутные части

В июне 1944 года немцы имели на Западе 58 дивизий, восемь из которых дислоцировались в Голландии и Бельгии, а остальные - во Франции. Около половины этих дивизий были дивизиями береговой обороны или учебными, а из 27 полевых дивизий только десять были танковыми, из них три - находились на юге Франции и одна - в районе Антверпена. Для прикрытия двухсот миль нормандского побережья было развернуто шесть дивизий, четыре из которых были дивизиями береговой обороны. Из четырех дивизий береговой обороны три - прикрывали сорокамильный участок побережья между Шербуром и Каном, а одна дивизия была развернута между реками Орн и Сена.

Военно-воздушные силы

3-ий воздушный флот (Люфтваффе III) под командованием фельдмаршала Гуго Шперле, предназначенный для обороны Запада, номинально насчитывал 500 самолетов, но квалификация пилотов оставалась ниже средней. К началу июня 1944 года в состоянии оперативной готовности на Западе Люфтваффе имел 90 бомбардировщиков и 70 истребителей.

Береговая оборона

Береговая оборона включала в себя артиллерийские орудия всех калибров, начиная от 406-мм башенных орудий береговой обороны, и кончая французскими 75-мм полевыми пушками времен первой мировой войны. На побережье Нормандии между мысом Барфлер и Гавром имелась одна батарея из трех 380-мм орудий, расположенная в 2,5 милях севернее Гавра. На 20-мильном участке побережья восточной стороны полуострова Котантен были установлены четыре казематных батареи 155-мм орудий, а также 10 гаубичных батарей, состоящих из двадцати четырех 152-мм и двадцати 104-мм орудий.

Вдоль северного побережья Бухты Сены, на расстоянии 35 миль между Изиньи и Уистреамом было только три казематных батареи 155-мм орудий и одна батарея 104-мм орудий. Кроме того, на этом участке находилось еще две батареи открытого типа 104-мм орудий и две батареи 100-мм орудий.

На семнадцатимильном участке побережья между Уистреамом и устьем Сены были установлены три казематные батареи 155-мм орудий и две открытые батареи 150-мм орудий. Береговая оборона в этом районе состояла из системы опорных пунктов с интервалами примерно в милю друг от друга с эшелонированной глубиной в 90–180 м. Казематные орудия были установлены в бетонных укрытиях, чьи крыши и обращенные в сторону моря стены достигали толщины 2,1 метра. Меньшие по размеру артиллерийские бетонированные укрытия, в которых находились 50-мм противотанковые орудия, располагались таким образом, чтобы держать под продольным огнем побережье. Сложная система ходов сообщений связывала артиллерийские позиции, пулеметные гнезда, позиции минометов и систему пехотных траншей друг с другом и с жилыми помещениями личного состава. Все это защищалось противотанковыми ежами, проволочными заграждениями, минами и противодесантными заграждениями.

Военно-морские силы

Структура командования немецкого военно-морского флота во Франции замыкалась на главнокомандующего военно-морской группой «Запад» адмирала Кранке, штаб которого находился в Париже. В группу «Запад» входил адмирал военно-морских сил, командующий на территории побережья Ла-Манша со штабом в Руане. Ему подчинялись три командующих районами: командующий участком Па-де-Кале, простиравшимся от Бельгийской границы на юг до устья реки Соммы; командующий районом Сена-Сомма, границы которого определялись побережьем между устьями указанных рек; командующий нормандским побережьем от устья Сены на запад до Сен-Мало. Существовал также адмирал, командующий участком Атлантического побережья, штаб которого находился в Анжере. Последнему командующему подчинялись три командующих районами Бретани, Луары и Гаскони.

Границы военно-морских районов не совпадали с границами военных округов, не существовало никакого непосредственного взаимодействия между военной, морской и авиационной администрацией, необходимого для действий в условиях быстро меняющейся обстановки в результате высадки союзников.

Группировка немецких ВМС, находящаяся в непосредственном распоряжении командования зоны Канала (Ла-Манша), состояла из пяти эсминцев (база в Гавре); 23 торпедных катеров (8 из которых были в Булони и 15 - в Шербуре); 116 тральщиков (распределены между Дюнкерком и Сен-Мало); 24 сторожевых кораблей (21 - в Гавре и 23 - в Сен-Мало) и 42 артиллерийских барж (16 находились в Булони, 15 - в Фекане и 11 - в Уистреаме). По атлантическому побережью, между Брестом и Байонной, находилось пять эсминцев, 146 тральщиков, 59 сторожевых кораблей и один торпедный катер. Кроме того, 49 подводных лодок были предназначены для противодесантной службы. Эти лодки базировались в Бресте (24), Лориане (2), в Сен-Назере (19) и в Ла-Паллисе (4). В базах Бискайского залива находилось еще 130 больших океанских подводных лодок, но они не были приспособлены к действиям в мелких водах Ла-Манша и в планах отражения десанта не учитывались.

Кроме перечисленных сил, 47 тральщиков, 6 торпедных катеров и 13 сторожевых кораблей базировались в различных портах Бельгии и Голландии. Прочие военно-морские силы Германии, состоящие из линейных кораблей Tirpitz и Scharnhorst , "карманных линкоров" Admiral Scheer и Lützow , тяжелых крейсеров Prinz Eugen и Admiral Hipper , а также четырех легких крейсеров Nürnberg , Köln и Emden , вместе с 37 эсминцами и 83 торпедными катерами находились либо в Норвежских, либо в Балтийских водах.

Немногочисленные морские силы, находившиеся в подчинении командующего военно-морской группой «Запад», не могли постоянно находиться в море в готовности для действий на случай возможных высадок врага. Начиная с марта 1944 года, радиолокационные станции противника засекали наши корабли, как только те выходили из баз... Потери и повреждения стали настолько ощутимыми, что, если мы не хотели лишиться наших немногочисленных морских сил еще до того, как дело дойдет до высадки противника, мы не должны были нести постоянного сторожевого охранения, не говоря уже о разведывательных рейдах к побережью противника».

главнокомандующий немецким флотом гросс-адмирал Дениц

В целом планируемые противодесантные мероприятия немецкого флота состояли из следующего:

  • использование подводных лодок, торпедных катеров и береговой артиллерии для удара по десантным судам;
  • постановка большого количества мин всех типов, в том числе новых и простых типов, известных как мина КМА (контактная мина для прибрежных районов), по всей протяженности европейского побережья;
  • применение сверхмалых подводных лодок и человеко-торпед для удара по кораблям в районе вторжения;
  • интенсификация ударов по союзным конвоям в океане с использованием новых типов океанских подводных лодок.

Союзники

Военно-морская часть операции

Задача ВМС союзников заключалась в организации безопасного и своевременного прибытия конвоев с войсками к побережью противника, обеспечении бесперебойной высадки подкреплений и огневой поддержки десанта. Угроза со стороны ВМС противника особенно большой не считалась.

Система командования для вторжения и последующей проводки конвоев была следующей:

Восточный сектор:

  • Восточное Военно-морское Оперативное Соединение: Командующий контр-адмирал сэр Филип Вайен. Флагманский корабль «Сцилла».
  • Силы «S» (Сворд): Командующий контр-адмирал Артур Тэлбот. Флагманский корабль «Ларгс» (3-я английская пехотная дивизия и 27-ая танковая бригада).
  • Силы «G» (Голд): Командующий коммодор Дуглас-Пеннант. Флагманский корабль «Булоло» (50-ая английская пехотная дивизия и 8-ая танковая бригада).
  • Силы «J» (Джуно): Командующий коммодор Оливер. Флагманский корабль, «Хилари» (3-я канадская пехотная дивизия и 2-ая канадская танковая бригада).
  • Силы второго эшелона «L»: Командующий контрадмирал Пэрри. Флагманский корабль «Альбатросе» (7-ая английская танковая дивизия и 49-ая пехотная дивизия; 4-ая танковая бригада и 51-ая шотландская пехотная дивизия).

Западный сектор:

  • Западное Военно-морское Оперативное Соединение: Командующий контр-адмирал ВМС США Алан Керк. Флагманский корабль американский тяжелый крейсер Augusta .
  • Силы «О» (Омаха): Командующий контр-адмирал ВМС США Д. Холл. Флагманский корабль «Анкон» (1-ая американская пехотная дивизия и часть 29-ой пехотной дивизии).
  • Силы «U» (Юта): Командующий контр-адмирал ВМС США Д. Мун. Флагманский корабль десантно-войсковой транспорт «Бейфилд» (4-ая американская пехотная дивизия).
  • Силы второго эшелона «В»: Командующий коммодор ВМС США С. Эдгар. Флагманский корабль «Малой» (2-ая, 9-ая, 79-ая и 90-ая американские дивизии и остаток 29-ой дивизии).

Военно-морские командующие Оперативными Соединениями и Десантными силами должны были оставаться старшими начальниками на соответствующих участках до тех пор, пока армейские части твердо не закрепятся на плацдарме.

Среди кораблей, выделенных для обстрела Восточного сектора, были 2-ая и 10-ая эскадры крейсеров, находящиеся под командованием контр-адмиралов Ф. Делраймпл-Гамилтона и У. Петтерсона. Будучи старше по званию командующего Оперативным Соединением, оба адмирала согласились отказаться от своего старшинства и действовать согласно инструкции Командования оперативным соединением. Точно так же эта проблема ко всеобщему удовлетворению была решена и в Западном секторе. Контр-адмирал ВМС Свободной Франции Жожар, державший свой флаг на крейсере Georges Leygues , также согласился с подобной системой командования.

Состав и распределение военно-морских сил

Всего флот союзников включал в себя: 6 939 кораблей различного назначения (1213 - боевых, 4126 - транспортных, 736 - вспомогательных и 864 - торговых судна).

Для артиллерийской поддержки было выделено 106 кораблей, включая артиллерийские и минометные десантные суда. Из этих кораблей 73 находились в Восточном секторе и 33 - в Западном. При планировании артиллерийской поддержки предусматривался большой расход боеприпасов, поэтому были приняты меры для использования лихтеров, груженных боеприпасами. По возвращении в порт лихтеры должны были ставиться под погрузку немедленно, что обеспечивало кораблям артиллерийской поддержки возвращение на позиции для бомбардировки с минимальными задержками. Кроме того, было предусмотрено, что кораблям артиллерийской поддержки может потребоваться смена орудий из-за изношенности стволов в связи с интенсивностью их использования. Поэтому в портах южной Англии был создан запас орудийных стволов калибром от 6-дюймов и ниже. Однако корабли, нуждавшиеся в замене 15-дюймовых орудий (линкоры и мониторы), должны были направляться в порты северной Англии.

Ход операции

Операция «Нептун» началась 6 июня 1944 года (дата также известна как «День Д»), закончилась 1 июля 1944 года. Её целью было завоевание плацдарма на континенте, которое продолжалось до 25 июля.

За 40 минут до высадки десанта началась плановая непосредственная артиллерийская подготовка. Огонь вели 7 линкоров, 2 монитора, 23 крейсера, 74 эскадренных миноносца. Тяжелые орудия объединенного флота вели огонь по обнаруженным батареям и железобетонным сооружениям противника, разрывы их снарядов, кроме того, очень сильно действовали на психику немецких солдат. По мере сокращения дистанции, в бой вступала более легкая корабельная артиллерия. Когда первая волна десанта стала приближаться к берегу, у мест высадки был поставлен неподвижный заградительный огонь, который прекратился сразу, как только войска достигли берега.

Примерно за 5 минут до начала высадки на берег штурмовых отрядов для увеличения плотности огня открыли огонь реактивные минометы, установленные на баржах. При ведении огня с ближних дистанций одна такая баржа, по мнению участника высадки капитана 3-го ранга К. Эдвардса, по мощности огня заменяла более чем 80 легких крейсеров или почти 200 эсминцев. Было выпущено около 20 тыс. снарядов на участках высадки британских войск и около 18 тыс. снарядов на участках высадки американских войск. Артиллерийский огонь кораблей, удары реактивной артиллерии, накрывавшие все побережье, оказались, по мнению участников высадки, более эффективны, чем удары авиации.

Был принят следующий план траления:

  • для каждой из сил вторжения через минный барьер должно быть протралено два канала; траление каждого канала осуществляется флотилией эскадренных тральщиков;
  • осуществить траление прибрежного фарватера для обстрела кораблями побережья и других операций;
  • по возможности быстрее протраленный канал должен быть расширен для создания большего пространства маневрирования;
  • после высадки продолжать следить за миннозаградительными операциями врага и осуществлять траление вновь поставленных мин.
Дата Событие Примечание
В ночь с 5 на 6 июня Траление подходных фарватеров
5-10, 6 июня Боевые корабли по протраленным фарватерам прибыли в свои районы и встали на якоря, прикрыв фланги развертывания десанта от возможных контрударов противника с моря
6 июня, утро Артиллерийская подготовка В обстреле берега приняли участие 7 линкоров, 2 монитора, 24 крейсера, 74 эскадренных миноносца
6-30, 6 июня Начало высадки морского десанта Сначала в западной зоне, а на час позднее в восточной зоне первые отряды морского десанта высадились на берег
10 июня Завершена сборка искусственных портовых сооружений 2 комплекса искусственных портов «Малберри» и 5 искусственных волнорезов «Гузберри» для защиты портов
17 июня Американские войска вышли на западное побережье полуострова Котантен в районе Картере Немецкие части на полуострове оказались отрезанными от остальной территории Нормандии
25-26 июня Наступление англо-канадских войск на Кан Цели не достигнуты, немцы оказали упорное сопротивление
27 июня Взят Шербур К концу июня плацдарм союзников в Нормандии достиг 100 км по фронту и от 20 до 40 км в глубину
1 июля Полуостров Котантен полностью очищен от немецких войск
первая половина июля Восстановлен порт в Шербуре Порт в Шербуре играл существенную роль в снабжении войск союзников во Франции
25 июля Союзники вышли на рубеж южнее Сен-Ло, Комон, Кан Нормандская десантная операция завершилась

Потери и итоги

В период с 6 июня по 24 июля американо-английскому командованию удалось осуществить высадку экспедионных сил в Нормандии и занять плацдарм около 100 км по фронту и до 50 км в глубину. Размеры плацдарма были примерно в 2 раза меньше предусматривавшихся планом операции. Однако абсолютное господство союзников в воздухе и на море позволяло сосредоточить здесь большое количество сил и средств. Высадка союзных экспедиционных сил в Нормандии явилась самой крупной десантной операцией стратегического значения в ходе второй мировой войны.

В течение Дня «Д» союзники высадили в Нормандии 156 000 человек. Американский компонент насчитывал 73 000 человек: 23 250 морской десант на пляж «Юта», 34 250 - пляж «Омаха» и 15 500 - воздушный десант. На британские и канадский плацдармы высадилось 83 115 военнослужащих (из них 61 715 - британцы): 24 970 - пляж «Голд», 21 400 - пляж «Джуно», 28 845 - пляж «Сорд» и 7 900 - воздушный десант.

Было задействовано 11 590 самолётов воздушной поддержки различного типа, которые совершили в общей сложности 14 674 самолёто-вылетов, сбито 127 боевых самолётов. На высадку воздушного десанта в течение 6 июня привлекалось 2 395 самолётов и 867 планеров.

Военно-морские силы задействовали 6 939 кораблей и судов: 1 213 - боевых, 4 126 - десантных, 736 - вспомогательных и 864 - для грузовых перевозок. Для обеспечения флот выделил: 195 700 моряков: 52 889 - американских, 112 824 - британских, 4 988 - из других стран коалиции.

К 11 июня 1944 года на французском берегу уже находилось: 326 547 военных, 54 186 единиц военной техники, 104 428 тонн военного имущества и запасов.

Потери союзников

В ходе высадки англо-американские войска потеряли погибшим 4 414 человек (2 499 - американцы, 1 915 - представители других стран). В целом общие потери союзников в День "Д" составили около 10 000 человек (6 603 - американцы, 2 700 - британцы, 946 - канадцы). Потери, которые понесли союзники включают: погибших, раненых, пропавших без вести (чьи тела так и не были найдены) и военнопленных.

Всего союзники в период с 6 июня по 23 июля потеряли 122 тыс. человек (49 тыс. англичан и канадцев и около 73 тыс. американцев).

Потери германских сил

Потери войск Вермахта в день высадки по оценке составляют от 4 000 до 9 000 человек.

Общий урон немецко-фашистских войск за период почти семинедельных боёв составил 113 тыс. человек убитыми, ранеными и пленными, 2117 танков и 345 самолётов.

От 15 000 до 20 000 мирных французских жителей погибло во время вторжения - в основном в результате бомбардировок союзной авиацией

Оценка события современниками

Примечания

Образ в искусстве

Литература и источники информации

  • Почтарев А.Н. "Нептун" глазами русских . - Независимое военное обозрение, № 19 (808). - Москва: Независимая газета, 2004.

Галерея изображений

В ночь с 5 на 6 июня 1944 года началась высадка союзных войск в Нормандии. Для того чтобы самая грандиозная десантная операция в истории не закончилась столь же грандиозным провалом, командованию союзников необходимо было достичь самого высокого уровня координации всех родов войск, принимавших участие в высадке. Исключительная сложность задачи, разумеется, не позволила исполинскому механизму вторжения отработать без единого сбоя; накладок и проблем хватало. Но главное — цель была достигнута, и Второй фронт, открытия которого так долго ожидали на Востоке, начал функционировать в полную силу.

Уже на ранней стадии подготовки вторжения командованию союзников было ясно, что без завоевания абсолютного превосходства в воздухе любые действия морских и сухопутных сил обречены на неудачу. В соответствии с предварительным планом, действия военно-воздушных сил должны были проходить в четыре этапа. Первый этап — бомбардировка стратегических целей на территории Германии. Второй — удар по железнодорожным узлам, береговым батареям, а также по аэродромам и портам в радиусе около 150 миль от зоны вторжения. На третьем этапе авиация должна была прикрывать войска во время переправы через Ла-Манш. Четвёртый этап предусматривал непосредственную авиационную поддержку сухопутных войск, препятствование переброске подкреплений для немецкой армии, проведение воздушно-десантных операций и обеспечение воздушного снабжения войск необходимыми грузами.

Отметим, что наладить взаимодействие между авиацией и другими родами войск было довольно трудно. Английские ВВС после того, как вышли в 1918 году из подчинения армии и флота, всеми силами старались сохранить независимость.

Американские ВВС также стремились к максимальной независимости. При этом и англичане, и американцы были уверены, что бомбардировщики смогут сокрушить противника при минимальном участии солдат и моряков.

Некоторая доля истины в этом убеждении была. С осени 1943 года английские и американские стратегические бомбардировщики наносили по Германии удары, направленные на уничтожение промышленных центров и снижение воли немцев к сопротивлению. Использование «летающих крепостей» и «Либерейторов» в сопровождении истребителей привело к тому, что немцы, отбивая воздушные атаки, теряли в боях с истребителями сопровождения не только машины, но и пилотов (что было куда серьёзней, так как хорошего лётчика быстро воспитать было невозможно). В результате средний уровень мастерства пилотов люфтваффе очень сильно упал к моменту начала операции «Оверлорд».

Крупным успехом союзной авиации было то, что из-за постоянных бомбёжек с мая по август 1944 года в Германии резко упал уровень производства синтетического топлива и авиационного спирта. По мнению некоторых исследователей, если бы «летающие крепости» генерала Карла Спаатса продолжали действовать в том же духе, то Германию можно было бы разбить уже к концу 1944 года. Насколько это убеждение верно, можно только предполагать, потому что с самого начала года генералы, прорабатывавшие планы высадки, старались подчинить стратегическую авиацию своим интересам. И после долгих споров главнокомандующий союзными силами Дуайт Эйзенхауэр добился своего: бомбардировочная авиация была передана в подчинение объединённого англо-американского комитета начальников штабов.

Для участия в операции были выделены Английское бомбардировочное командование А. Харриса, 8-я американская армия стратегической авиации К. Спаатса и Союзные экспедиционные воздушные силы в составе 9-й американской воздушной армии и английских Вторых тактических ВВС. Командовал этим соединением главный маршал авиации Траффорд Ли-Мэллори. Последнего существующее разделение сил не устраивало. Он заявил, что без участия бомбардировочных сил не сможет обеспечить выполнения задач по прикрытию флота во время пересечения Ла-Манша, а также надлежащую поддержку наземным силам. Ли-Мэллори хотел, чтобы всеми действиями авиации руководил один штаб. Такой штаб был развёрнут в городке Хиллингдон. Начальником штаба стал маршал авиации Конингхэм.

Был разработан двухэтапный план применения бомбардировщиков. В соответствии с этой идеей, вначале стратегическая авиация должна была нанести максимальный урон железным дорогам Франции и Бельгии для снижения их пропускной способности. Затем, уже непосредственно перед высадкой, нужно было сосредоточиться на бомбёжках всех путей сообщения, мостов и транспортного подвижного состава в зоне высадки и на прилегающих территориях, тем самым блокировав перемещения германских войск. Ли-Мэллори наметил 75 целей, которые следовало уничтожить в первую очередь.

Командование решило проверить план на практике. Для начала в ночь на 7 марта около 250 британских бомбардировщиков «отработали» по станции Трапп около Парижа, на месяц выведя её из строя. Затем в течение месяца было нанесено ещё восемь подобных ударов. Анализ результатов показал, что Ли-Мэллори в принципе прав. Но был неприятный момент: подобные бомбардировки неизбежно влекли за собой жертвы среди гражданских лиц. Будь это немцы - союзники бы не слишком переживали. Но бомбить предстояло Францию и Бельгию. И гибель мирных жителей едва ли способствовала бы доброжелательному отношению к освободителям. После долгих споров было решено: удары наносить только там, где риск потерь среди гражданского населения будет минимальным. 15 апреля окончательный список целей был утверждён и доведён до сведения командующих стратегической авиацией.

К началу высадки союзников бомбёжкам было подвергнуто около 80 объектов, на которые суммарно обрушилось более 66 тысяч тонн бомб. В результате перемещение немецких войск и грузов по железным дорогам оказалось сильно затруднено, а когда операция «Оверлорд» началась, немцы не смогли организовать быструю переброску сил для решительного контрудара.

Чем ближе была дата нападения, тем активнее становились авианалеты союзников. Теперь бомбардировщики громили не только железнодорожные узлы и промышленные объекты, но также радиолокационные станции, эшелоны, военные и транспортные аэродромы. Сильным атакам подвергались береговые артиллерийские батареи, причём не только те, которые находились в зоне высадки десанта, но и другие, расположенные на побережье Франции.

Параллельно с бомбёжками союзники занимались обеспечением воздушного прикрытия районов сосредоточения войск. Было организовано непрерывное патрулирование истребителями над Ла-Маншем и в окрестностях. Приказ командования гласил: появление немецких самолетов над Южной Англией необходимо исключить полностью. Впрочем, люфтваффе уже не были способны к серьёзному воздушному наступлению, так что немногочисленные разведывательные вылеты не смогли вскрыть союзнических планов.

Немцы, конечно же, понимали, что высадка англо-американских войск на континенте неизбежна. Но жизненно важного знания о том, где именно это случится, они не получили. Между тем сил на обеспечение надежной обороны всего побережья у германской армии не было. А так называемый «Атлантический вал», о неприступных укреплениях которого в Германии не слышали разве что глухие, был в большей степени пропагандистской выдумкой, чем реальным оборонительным сооружением. Когда фельдмаршала Роммеля назначили командующим группой армий «В», он совершил инспекционную поездку по «Валу» и был неприятно поражён увиденным. Многие укрепления существовали только на бумаге, строительные работы велись с непозволительным пренебрежением, а имеющихся
в наличии войск не всегда хватало даже на то, чтобы заполнить уже построенные фортификации. И самое страшное, что понял тогда Роммель, это то, что никаких усилий не хватит, чтобы изменить эту ситуацию в лучшую сторону.

На момент начала операции «Оверлорд» перед ВВС стояли две главные задачи: прикрыть флот вторжения и высадку войск, а также доставить к месту назначения планёрные и парашютные части воздушных десантников. Причём планёры были даже в какой-то мере важней, потому что на них перевозились противотанковые орудия, автомобили, тяжёлое вооружение и прочие массивные грузы.

Высадка воздушного десанта началась в ночь с 5 на 6 июня. В ней принимали участие 1662 самолета и 500 планёров со стороны американских ВВС и 733 самолета и 335 планёров британской военной авиации. За ночь на территорию Нормандии было сброшено 4,7 тысяч солдат, 17 орудий, 44 автомашины «Виллис» и 55 мотоциклов. Ещё 22 планёра с людьми и грузом разбились при посадке.

Параллельно с высадкой воздушного десанта проводились отвлекающие операции в районе Гавра и Булони. Возле Гавра 18 британских кораблей проводили демонстративное маневрирование, а бомбардировщики сбрасывали металлические ленты и зеркальные рефлекторы, чтобы на экранах германских радаров отображалось много помех и казалось, что к континенту движется большой флот.

В это же время на северо-западе Франции разыгрывался другой спектакль: с самолётов сбрасывали чучела парашютистов и пиротехнику для имитации стрельбы.

Пока флот приближался к берегам Нормандии, союзная авиация бомбила места расположения немецких войск, штабы, береговые батареи. На главные батареи самолёты англо-американских ВВС обрушили более 5000 тонн бомб, на оборонительные сооружения в бухте Сены - почти 1800 тонн.

Мнения относительно результативности этого налёта довольно противоречивы. Во всяком случае, точно известно, что многие батареи и после интенсивной бомбёжки вели огонь по морскому десанту союзников. Да и сама бомбардировка не всегда была точной. В местечке Мервилль своими же бомбами накрыло 9-й парашютный батальон. Подразделение понесло тяжёлые потери.

Около 10 утра, когда высадка с моря шла уже полным ходом, в воздухе находилось примерно 170 истребительных эскадрилий. По воспоминаниям очевидцев и участников в воздухе творился настоящий хаос: из-за низкой облачности самолёты «Мустанг» и «Тайфун» были вынуждены летать на малой высоте. Из-за этого немецкой зенитной артиллерии удалось сбить 17 и повредить большое количество крылатых машин.

Немногочисленные германские ВВС были захвачены врасплох. Вообще, немцы не имели ни малейшего шанса наладить сопротивление крылатой армаде союзников, так как из четырёх сотен боевых самолетов, имевшихся в наличии 3-го воздушного флота, менее двухсот могли подняться в воздух. Фактически взлетело только несколько самолётов, не оказавших на ситуацию ни малейшего
влияния.

Небольшие группы истребителей «Фокке-Вульф» и «Ме-110» пытались действовать против флота вторжения. В период с 6 по 10 июня им удалось потопить американский эсминец и одно десантное судно. В масштабах высадки это были совершенно мизерные потери.

Утром 7 июня 175 немецких бомбардировщиков пытались атаковать высадившиеся войска. «Спитфайры» британских ВВС отразили это нападение, и единственное, что удалось немцам, - это выбросить небольшое количество мин в бухту Сены. На них подорвалось несколько десантных кораблей.

К 10 июня союзникам удалось закончить строительство первого аэродрома на территории Нормандии. С него начали действовать три эскадрильи из состава 144-го авиакрыла канадских ВВС. Другими подразделениями этот и прочие аэродромы, которые стремительно возводились на континенте, поначалу использовались как точки дозаправки и пополнения боекомплекта, а по мере того, как линия фронта сдвигалась от побережья, самолёты союзников стали пользоваться ими и как постоянными.

Потери немецкой авиации в период с 6 июня по 5 сентября составили более 3500 самолётов, британцы лишились 516 машин. Одним из результатов этого разгрома стало то, что уменьшилось количество лётчиков-асов в союзных ВВС, так как вероятность встречи с противником в воздухе резко упала.

Значение ВВС на подготовительной стадии вторжения в Нормандию и непосредственно во время операции «Оверлорд» трудно переоценить. Стратегическая авиация союзников нанесла сильнейший ущерб транспортным коммуникациям на оккупированных территориях Франции и Бельгии. Истребители и лёгкие бомбардировщики захватили безоговорочное господство в воздухе над зоной высадки, благодаря чему немецкая авиация, и так не слишком сильная, оказалась нейтрализованной практически на сто процентов. Зенитная артиллерия немцев физически не могла справиться с теми армадами самолётов, которые подняли в воздух союзники. Даже несмотря на допущенные ошибки и довольно сомнительную эффективность действий авиации в ряде моментов, это была чистая победа.

"На роль главной битвы Второй мировой войны претендуют многие сражения. Кто-то считает, что это битва под Москвой, в которой фашистские войска потерпели первое поражение. Другие полагают, что таковой нужно считать Сталинградскую битву, третьим кажется, что главным было сражение на Курской дуге. В Америке же (а в последнее время и в Западной Европе) никто не сомневается, что главной битвой была Нормандская десантная операция и последовавшие за ней сражения. Сдается мне, что западные историки правы, хотя и не во всем.


Давайте задумаемся, что было бы, если западные союзники в очередной раз промедлили и не высадили десант в 1944 году? Понятно, что Германия все равно была бы разбита, только Красная армия закончила бы войну не под Берлином и на Одере, а в Париже и на берегах Луары. Понятно, что к власти во Франции пришел бы не прибывший в обозе союзников генерал де Голль, а кто-нибудь из деятелей Коминтерна. Аналогичные деятели нашлись бы и для Бельгии, Голландии, Дании ну и всех прочих больших и малых стран Западной Европы (как они нашлись для стран Восточной Европы). Естественно, Германия не была бы разделена на четыре оккупационные зоны, следовательно, единое немецкое государство образовалось бы не в 90-х, а в 40-х, да и называлось бы оно не ФРГ, а ГДР. Не оказалось бы в этом гипотетическом мире и места для НАТО (кто бы в него вошел кроме США и Англии?), а вот в Варшавский договор объединил бы всю Европу. В конечном итоге Холодная война, если бы она вообще состоялась, носила бы совсем другой характер, и имела бы совсем другой исход. Впрочем, я вовсе не собираюсь доказывать, что все было бы именно так, а не иначе. Но в том, что итоги Второй мировой были бы другими, сомнений нет. Ну а битва, которая во многом определила ход послевоенного развития, по праву должна считаться главной битвой войны. Вот только битвой ее назвать можно с большой натяжкой.

Атлантический вал
Так называлась немецкая система обороны на западе. По фильмам и компьютерным играм этот вал представляется чем-то очень мощным - ряды противотанковых ежей, за ними бетонные ДОТы с пулеметами и орудиями, бункеры для живой силы и т.д. Однако вспомните, приходилось ли вам где-нибудь видеть фотографию, на которой все это было бы видно? На самой известной и широко тиражируемой фотографии НДО видны десантные баржи и бредущие по пояс в воде американские солдаты, причем снято это со стороны берега. Нам удалось разыскать фотографии мест высадки, которые вы здесь видите. Солдаты высаживаются на совершенно пустой берег, где кроме нескольких противотанковых ежей нет никаких оборонительных сооружений. Так что же все-таки представлял собой Атлантический вал?
Впервые это название прозвучало осенью 1940 года, когда в короткие сроки были сооружены четыре дальнобойные батареи на побережье Па-де-Кале. Правда, предназначались они не для отражения десанта, а для нарушения судоходства в проливе. Только в 1942 году, после неудачной высадки канадских рейнджеров под Дьеппом началось строительство оборонительных сооружений, главным образом все там же, на побережье Ла-Манша (предполагалось, что именно здесь произойдет высадка союзников), на остальные же участки рабочая сила и материалы выделялись по остаточному принципу. Оставалось же не так уж и много, особенно после активизации налетов на Германию союзной авиации (пришлось строить бомбоубежища для населения и промышленных предприятий). В результате сооружения Атлантического вала были готовы в целом процентов на 50, ну а непосредственно в Нормандии и того меньше. Более-менее был готов к обороне единственный участок, тот, который впоследствии получил наименование плацдарм "Омаха". Однако и он выглядел совсем не так, как это изображено в хорошо известной вам игре.

Подумайте сами, какой смысл располагать бетонные укрепления на самом берегу? Конечно, установленные там орудия могут обстреливать десантные суда, а пулеметным огнем можно поражать солдат противника, когда они бредут по пояс в воде. Но стоящие прямо на берегу бункеры прекрасно видны неприятелю, так что он без особого труда может подавить их корабельной артиллерией. Поэтому непосредственно у среза воды создаются только пассивные оборонительные сооружения (минные поля, бетонные надолбы, противотанковые ежи). За ними, желательно по гребням дюн или холмов, отрываются окопы, а на обратных склонах холмов сооружаются блиндажи и другие укрытия, где пехота может переждать артналет или бомбежку. Ну а еще дальше, иногда в нескольких километрах от берега, создаются закрытые артиллерийские позиции (вот тут-то и можно увидеть мощные бетонные казематы, которые нам так любят показывать в кино).

Примерно по такому плану и была выстроена оборона в Нормандии, но, повторюсь, основная ее часть была создана только на бумаге. Например, мин было выставлено около трех миллионов, однако по самым скромным подсчетам нужно было не менее шестидесяти миллионов. Артиллерийские позиции были в основном готовы, однако орудия были установлены далеко не всюду. Расскажу такую : задолго до начала вторжения французское движение Сопротивления доложило, что на батарее Merville немцы установили четыре морских 155-мм орудия. Дальность стрельбы этих орудий могла достигать 22 км, так что возникала опасность обстрела военных кораблей, поэтому было принято решение уничтожить батарею любой ценой. Эта задача была возложена на 9-й батальон 6-й парашютной дивизии, который готовился к ней почти три месяца. Был построен очень точный макет батареи, и бойцы батальона день за днем атаковали его со всех сторон. Наконец наступил день D, с большим шумом и гамом батальон захватил батарею и обнаружил там... четыре французских 75-мм пушки на железных колесах (времен Первой мировой). Позиции действительно были сделаны под 155-мм орудия, но вот самих орудий у немцев не было, так что они поставили то, что оказалось под рукой.

Надо сказать, что арсенал Атлантического вала вообще состоял главным образом из трофейных пушек. На протяжении четырех лет немцы методично стаскивали туда все, что досталось им от разбитых армий. Там были чешские, польские, французские и даже советские орудия, причем ко многим из них имелся весьма ограниченный запас снарядов. Примерно так же обстояло дело и со стрелковым вооружением, в Нормандию попадало либо трофейное, либо снятое с вооружения на Восточном фронте. Всего в 37-й армии (а именно на нее пришлась основная тяжесть сражения) использовалось 252 типа боеприпасов, причем 47 из них были давно сняты с производства.

Личный состав
Теперь поговорим о том, кому же именно пришлось отражать вторжение англо-американцев. Начнем с командного состава. Наверняка вы помните однорукого и одноглазого полковника Штауфенберга, совершившего неудачное покушение на Гитлера. А задавались ли вы вопросом, почему такой инвалид не был уволен вчистую, а продолжал служить, пусть и в армии резерва? Да потому, что к 44-му году требования к годности в Германии были значительно снижены, в частности, утрата глаза, руки, тяжелая контузия и т.п. уже не являлись основанием для увольнения со службы высшего и среднего офицерского состава. Конечно, на Восточном фронте проку от таких монстров было бы немного, но зато была возможность затыкать ими дыры в частях, дислоцировавшихся на Атлантическом вале. Так что примерно 50% командного состава там относилось к категории "ограниченно годен".

Не обошел фюрер своим вниманием и рядовой состав. Возьмем для примера 70-ю пехотную дивизию, более известную как "дивизия белого хлеба". Она целиком состояла из солдат, страдающих разного рода заболеваниями желудка, из-за чего им приходилось постоянно находиться на диете (естественно с началом вторжения диету соблюдать стало затруднительно, так что дивизия эта сама собой исчезла). В других частях были целые батальоны из солдат, страдающих плоскостопием, болезнями почек, диабетом и т.д. В сравнительно спокойной обстановке они могли нести тыловую службу, но боевая ценность их была близка к нулю.

Однако не все солдаты на Атлантическом вале были больными или калеками, имелось там немало и вполне здоровых, вот только было им за 40 лет (а в артиллерии так и вовсе главным образом служили пятидесятилетние).

Ну и последний, самый потрясающий факт - коренных немцев в пехотных дивизиях было всего около 50%, остальную же половину составляла всякая шваль со всех концов Европы и Азии. Стыдно в этом признаваться, но немало было там и наших соотечественников, например 162-я пехотная дивизия целиком состояла из так называемых "восточных легионов" (туркменских, узбекских, азербайджанских и т.д.). Были на Атлантическом вале и власовцы, правда, сами немцы не были уверены, что от них будет какой-то прок. Например, командующий гарнизоном Шербура генерал Шлибен говорил: "Очень сомнительно, что нам удастся склонить этих русских сражаться за Германию на территории Франции против американцев и англичан". Он оказался прав, большинство восточных войск сдались союзникам без боя.

Кровавый пляж "Омаха"
Американские войска высаживались на двух участках, "Юта" и "Омаха". На первом из них сражения не получилось - на этом участке имелось всего два опорных пункта, каждый из которых оборонялся усиленным взводом. Естественно, оказать какое-либо сопротивление 4-й американской дивизии они не смогли, тем более, что оба были практически уничтожены огнем корабельной артиллерии еще до начала высадки.

Кстати, тут имел место интересный случай, прекрасно характеризующий боевой дух союзников. За несколько часов до начала вторжения были высажены воздушные десанты в глубине обороны немцев. Из-за ошибки летчиков около трех десятков парашютистов были сброшены на самом берегу возле бункера W-5. Часть из них немцы уничтожили, других же взяли в плен. И вот в 4.00 эти пленные принялись упрашивать командира бункера немедленно отправить их в тыл. Когда же немцы поинтересовались, что это им так приспичило, бравые вояки тут же сообщили, что через час начнется артподготовка с кораблей, за которой последует высадка. Жаль, что история не сохранила имен этих "борцов за свободу и демократию", выдавших час начала вторжения ради спасения своей шкуры.

Вернемся, однако, на плацдарм "Омаха". В этом районе находится всего один доступный для высадки участок длиной 6.5 км (к востоку и к западу от него на многие километры тянуться крутые утесы). Естественно, что немцы смогли хорошо подготовить его к обороне, на флангах участка имелись два мощных бункера с орудиями и пулеметами. Однако пушки из них могли обстреливать только пляж и небольшую полосу воды вдоль него (со стороны моря бункеры были прикрыты скалами и шестиметровым слоем бетона). За сравнительно узкой полосой пляжа начинались холмы, высотой до 45 метров, по гребню которых были отрыты окопы. Вся эта система обороны была прекрасно известна союзникам, но они надеялись подавить ее до начала высадки. Огонь по плацдарму должны были вести два линкора, три крейсера и шесть эсминцев. Кроме того, с десантных судов должна была стрелять полевая артиллерия, ну а восемь десантных барж были переделаны в установки для пуска реактивных снарядов. Всего за тридцать минут должно было быть выпущено более 15 тыс. снарядов разных калибров (вплоть до 355-мм). И они были выпущены... в белый свет как в копеечку. Впоследствии союзники придумали множество оправданий малой эффективности стрельбы, тут и сильное волнение на море, и предрассветный туман, и еще что-то, но так или иначе, ни бункеры, ни даже окопы от артобстрела не пострадали.

Еще хуже действовала союзная авиация. Армада бомбардировщиков "Либерейтор" сбросила несколько сотен тонн бомб, однако ни одна из них не попала не только в укрепления противника, но даже на пляж (а некоторые бомбы взрывались в пяти километрах от берега).

Таким образом, пехоте пришлось преодолевать совершенно неповрежденную полосу обороны противника. Впрочем, неприятности для наземных частей начались еще до того, как они оказались на берегу. Например, из 32 плавающих танков (DD Sherman) 27 затонули почти сразу после спуска на воду (своим ходом до пляжа добрались два танка, еще три были выгружены прямо на берег). Командиры некоторых десантных барж, не желая входить в сектор, обстреливаемый немецкими орудиями (у американцев вообще инстинкт самосохранения развит гораздо лучше чувства долга, да и всех прочих чувств), откидывали аппарели и приступали к выгрузке на глубинах около двух метров, где большинство десантников успешно тонуло.

Наконец, худо-бедно первая волна десанта была высажена. В нее входил 146-й саперный батальон, бойцы которого должны были, прежде всего, уничтожить бетонные надолбы, чтобы можно было начать высадку танков. Но не тут-то было, за каждым надолбом лежало два-три бравых американских пехотинца, которые, мягко говоря, возражали против уничтожения такого надежного укрытия. Пришлось саперам закладывать взрывчатку со стороны, обращенной к неприятелю (естественно многие из них при этом гибли, всего из 272-х саперов было убито 111). Для помощи саперам в первой волне было придано 16 бронированных бульдозеров. До берега добралось только три, а использовать саперы смогли всего два из них - за третьим укрылись десантники и, угрожая водителю , заставили его оставаться на месте. Думается, примеров "массового героизма" вполне достаточно.

Ну а дальше у нас начинаются сплошные загадки. В любом источнике, посвященном событиям на плацдарме "Омаха", обязательно есть упоминания о двух "огнедышащих бункерах на флангах", но ни в одном из них не говорится, кто, когда и как подавил огонь этих бункеров. Такое впечатление, что немцы стреляли-стреляли, а потом перестали (возможно, так оно и было, вспомните, что я писал выше о боеприпасах). Еще интереснее обстоит дело с пулеметами, стрелявшими по фронту. Когда американские саперы выкурили своих товарищей из-за бетонных надолбов, им пришлось искать спасения в мертвой зоне у подножия холмов (в некотором роде это можно считать наступлением). Одно из укрывшихся там отделений обнаружило узкую тропинку, ведущую к вершине.

Осторожно продвигаясь по этой тропинке, пехотинцы добрались до гребня холма, и обнаружили там совершенно пустые окопы! Куда же подевались оборонявшие их немцы? А их там и не было, на этом участке оборону занимала одна из рот 1-го батальона 726-го гренадерского полка, состоявшего преимущественно из чехов, насильно призванных в Вермахт. Естественно они мечтали как можно быстрее сдаться американцам, но согласитесь, выкидывать белый флаг еще до того, как неприятель тебя атакует как-то несолидно даже для потомков бравого солдата Швейка. Чехи лежали себе в окопах, время от времени выпуская очередь-другую в сторону американцев. Но через некоторое время они поняли, что даже такое формальное сопротивление сдерживает наступление противника, поэтому собрали манатки и отошли в тыл. Там их, в конце концов, и взяли в плен к общему удовольствию.

Короче говоря, перелопатив груду посвященных НДО материалов, мне удалось найти один единственный рассказ о боевом столкновении на плацдарме "Омаха", привожу его дословно. "Рота "Е", высадившаяся перед Кольвилем после двухчасового боя захватила немецкий бункер на вершине холма и взяла в плен 21 человека". Все!

Главная битва Второй мировой
В этом кратком обзоре я поведал только о первых часах Нормандской десантной операции. В последовавшие за ними дни англо-американцам пришлось столкнуться со многими трудностями. Тут и шторм, практически уничтоживший один из двух искусственных портов; и неразбериха со снабжением (полевые парикмахерские были доставлены на плацдарм с большим опозданием); и несогласованность действий союзников (англичане начали наступление на две недели раньше, чем было намечено, очевидно, они меньше американцев зависели от наличия полевых парикмахерских). Однако противодействие неприятеля среди этих трудностей стоит на самом последнем месте. Так стоит ли все это называть "битвой"?"

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter


Нормандская операция, или операция «Оверлорд» - стратегическая операция Союзников по высадке войск во Франции, начавшаяся рано утром 6 июня 1944 года и закончившаяся 31 августа 1944 года, после чего союзники пересекли реку Сену, освободили Париж и продолжили наступление к французско-германской границе.

Операция открыла Западный (или т. н. «второй») фронт в Европе во Второй мировой войне. До сих пор является крупнейшей десантной операцией в истории - в ней приняли участие более 3 миллионов человек, которые пересекли пролив Ла-Манш из Англии в Нормандию.
Нормандская операция осуществлялась в два этапа:
  • Операция «Нептун» - кодовое имя начальной фазы операции «Оверлорд» - началась 6 июня 1944 года (дата также известна как «День Д»), закончилась 1 июля 1944 года. Её целью было завоевание плацдарма на континенте, которое продолжалось до 25 июля;
  • Операция «Кобра» - прорыв и наступление по территории Франции была осуществлена союзниками сразу по завершении первой фазы

Британские военные с надувным макетом американского танка M4 «Шерман» на юге Англии.

Взвод чернокожих американских солдат в городе Вьервилль-сюр-Мер (Vierville-sur-Mer) готовится к поиску снайпера, засевшего неподалеку.
Сержант и солдат слева вооружены карабинами М1, солдат по центру - винтовкой М1 Гаранд.

Расчет зенитной пушки на транспорте Береговой охраны США во время высадки в Нормандии.
На фото слева - матрос 3-го класса Джон Р. Смит (John R. Smith), справа - Дэниэл Кашоровски (Daniel J. Kaczorowski).
Джон Смит участвовал в высадках в Африке, Сицилии и Италии.

Учения-репетиция высадки союзников в Нормандии. Проводились в Слэптон Сандс на побережье Великобритании.

Пограничный сторожевой корабль береговой охраны США USCG-20, выброшенный на берег штормом во время высадки союзников в Нормандии. Корабль получил пробоину в днище. Позже был переправлен в Великобританию и отремонтирован.

Пограничный сторожевой корабль береговой охраны США USCG-21 во время высадки союзников в Нормандии
Этот корабль принадлежал к спасательной флотилии ВМС США и занимался спасением солдат с потопленных или поврежденных десатных кораблей.

Пограничный сторожевой корабль береговой охраны США USCG-1 швартуется к десантному кораблю #549 в день высадки союзников в Нормандии в районе пляжа Омаха.

Американские солдаты направляются на десантные суда перед высадкой в Нормандии в одном из портов Великобритании.

Американский солдат у своего товарища, раненного во время высадки на пляже Омаха.

Вид на пляж «Омаха». Войска союзников высаживаются на захваченный плацдарм.

Солдаты 16-го полка 1-й пехотной дивизии США выбираются на на пляж «Омаха» под обстрелом.
Фотокорреспондент журнала «Life» Роберт Капа сошел на берег «Омаха» вместе с первыми десантниками, высаживавшимися здесь под ураганным огнем береговой обороны немцев. Оказавшись под обстрелом, Капа был вынужден нырять под воду вместе с камерой, чтобы не попасть в прицел немецких пулеметчиков. Он чудом не погиб. Из снятых в тяжелейших условиях ста с небольшим кадров получилось только восемь - остальные испортил лаборант журнала, спешивший поскорее проявить пленку для нового номера. Но эти восемь нерезких снимков десантников, выбирающихся из воды на берег под обстрелом, стали знамениты на весь мир. Через пятьдесят лет режиссер Стивен Спилберг, снимая свой фильм «Спасение рядового Райна», не только воспроизвел эти кадры на экране, но и попытался передать эффект размытости изображения, снимая некоторые сцены трясущейся камерой и убрав с объективов защитную пленку от брызг.

Солдаты 16-го полка 1-й пехотной дивизии США укрываются от обстрела за противотанковыми «ежами» на пляже «Омаха».

Американский солдат в воде на пляже «Омаха» под обстрелом.

Выведенный из строя немецким артогнем десантный катер USS LCI(L)-93 стоит на мели на пляже «Омаха». Корабль был поврежден огнем немецкой артиллерии после того, как войска с него сошли на берег.

Британский танк «Кромвель» (Cromwell Mk IV) командира 1-й польской танковой дивизии Станислава Мачека (Stanis?aw Maczek) в Скарборо, Англия. Дивизия была высажена в Нормандии в июле 1944 и включена в состав 2-го корпуса 1-й канадской армии.

Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль и верховный главнокомандующий экспедиционных сил союзников в Европе Дуайт Эйзенхауэр инспектируют 506-й полк 101-й воздушно-десантной дивизии.

Генерал Дуайт Эйзенхауэр (Dwight Eisenhower) беседует с бойцами роты «E» 502-го полка 101-й воздушно-десантной дивизии перед их погрузкой в самолеты накануне воздушного десанта в Нормандии. Летное поле Гринхем Комн, Беркшир, Англия (Greenham Common Airfield, Berkshire, England).

Генерал Дуайт Эйзенхауэр (Dwight Eisenhower) беседует с командиром 502-го полка 101-й воздушно-десантной дивизии подполковником Робертом Коулом (Robert Cole). За спиной Эйзенхауэра стоит его морской помощник Гарри Батчер (Harry Butcher). Фото сделано перед погрузкой парашютистов в самолеты накануне «Дня Д» на летном поле Гринхем Комн (Беркшир, Англия) (Greenham Common Airfield, Berkshire, England).

Впоследствии подполковник Коул был награжден Медалью Почета за штыковую атаку на «Аллее Пурпурного Сердца» («Purple Heart Lane») недалеко от Карентана, Нормандия. Он не смог получить награду, так как был убит во время операции «Маркет Гарден» 18 сентября 1944 года.
Фото частично повреждено цензурой (замазаны нашивки на плечах подполковника и солдата правее него).

Репетиция высадки на песчаные пляжи батальона истребителей танков M10 и нескольких рот пехоты в Слапстон Сэндс (Slapton Sands) в Англии.

На переднем плане на песке лежат рулоны сетки Зоммерфельда (Sommerfeld Tracking), которые применялись для укрепления слабых и вязких грунтов.

В центре кадра американский истребитель танков M10 с именем «Бесси» («Bessie»), оборудованный специальными коробами, которые защищают двигатель от попадания воды. За «Бесси» виден бульдозер «Катерпиллер», использовавшийся союзниками при высадке для расчистки пляжей и проделывания проходов для людей и техники.

На фотографии видны два десантных судна класса LCT с номерами 27 и 53. Чуть далее производит высадку большой десантный корабль LST-325, который впоследствии участвовал в доставке войск на пляж Омаха. После войны он был продан Греции и служил во флоте этой страны до 1999 года. В 2000 году он был выкуплен США и сейчас служит мемориалом кораблям этого класса в Эвансвилле штат Индиана (Evansville, Indiana).

Медики американской 4-й пехотной дивизии оказывают помощь раненым на пляже Юта.

Немецкие парашютисты из 6-го парашютно-десантного полка на развалинах города Сен Мер Элиз (Sainte Mere Eglise) в Нормандии.

Командующий немецкой группой армий «В» генерал-фельдмаршал Эрвин Роммель инспектирует укрепления Атлантического вала близ французского города Сангат (Sangatte) у мыса Белый Нос (Cap Blanc Nez) на побережье пролива Па-де-Кале. Видны наклонно вкопанные бревна, предназначенные для повреждения днищ десантных транспортов в случае высадки десанта во время прилива.

Американские солдаты у захваченного немецкого бункера на пляже Омаха. На переднем плане боец с пулеметом Браунинг M1919.

Немецкие военнопленные, сдавшиеся при высадке американцев в Нормандии, несут своих раненых в американский полевой госпиталь. Справа вверху грузовик-амфибия Dukwi. Пляж Сен-Лоран-сюр-Мер.

Американские рейнджеры на десантном корабле в английском порту ждут сигнала к отплытию к побережью Нормандии.
Один боец вооружен реактивным гранатометом Bazooka M1, остальные самозарядными винтовками M1 Garand. Слева виден миномет.

Крайний слева - первый сержан Сэнди Мартин (1sg Sandy Martin) (будет убит во время высадки), перед ним рядовой первого класаа Фрэнк Локвуд (PFC Frank E. Lockwood), в центре Джозеф Маркович (Joseph J. Markowitz), крайний справа - капрал Джон Лошиаво (Cpl. John B. Loshiavo).

Разгромленные позиции и немецкий ДОТ, уничтоженный союзниками во время высадки в Нормандии.

Взятие в плен немецких солдат американцами в местечке Пойнт ду Ок (Pointe du Hoc), примерно в 6,5 км к западу от побережья Омаха. Некоторые пленные переодеты в гражданское.

Американские десантные корабли типа LCI(L) пересекают Ла-Манш на пути к Нормандии, к сектору Юта. Ближайшие в левой колонне LCI(L)-96 и LCI(L)-325, в правой - LCI(L)-4. Каждый корабль имеет заградительный аэростат для защиты от атак немецких самолетов.

Немецкие военнопленные на пляже Омаха Бич в ожидании отправки в Англию.

Британский премьер-министр Уистон Черчилль на борту эсминца «Келвин» (HMS Kelvin) направляется к побережью Нормандии.

Сначала Черчилль намеревался высадиться в Нормандии вместе с союзными войсками в день открытия второго фронта 6 июня 1944 года. Он сообщил командующему силами союзников Дуайту Эйзенхауэру, что собирается наблюдать за высадкой с корабля у берегов Нормандии. На все возражения Эйзенхауэра премьер ответил, что может назначить себя членом команды корабля и генерал его не остановит. Черчилля удалось отговорить от столь опасного шага лишь благодаря вмешательству короля Георга VI: король сказал, что если премьер-министр считает необходимым направиться к месту событий, то и он, король, тоже полагает, что его долг - принять участие в войне и встать во главе своих войск. Тем не менее, своего британский премьер все-таки добился. 12 июня, на шестой день после так называемого «дня Д», Черчилль пересек Ла-Манш на эсминце «Келвин» и высадился на побережье Нормандии в местечке Курсель-сюр-Мер в 11 часов дня.

Американцы на захваченном мысе Пуэнт дю Хок в Нормандии. На заднем плане видны конвоируемые немецкие военнопленные.

Медик из 3-го батальона, 16-го пехотного полка, 1-й пехотной дивизии армии США идет по полосе прибоя и руководит оказанием помощи раненым товарищам, укрытым за скалами.

Американское подкрепление движется к пляжу «Омаха». С борта десантного катера хорошо видно, как на холм уже поднимаются люди и техника с захваченного берега.
Фото сделано 6 июня 1944 года ровно в полдень.

Солдаты 16-го пехотного полка (1-я пехотная дивизия) рядом со своими ранеными товарищами, одному из которых переливают плазму. Пляж «Омаха».

Американские десантники в десантном катере LCVP 6 июня 1944 года, перед высадкой в Нормандии.

Санитары американской 4-й американской пехотной дивизии оказывают помощь раненым 8-го пехотного полка на пляже Юта. Дуги на касках (синие в оригинале) у двух бойцов позади указывают на то, что они относятся к 1-й специальной инженерной бригаде (Engineer Special Brigade). То, что они находятся здесь, вероятно, означает, что раненых готовят к эвакуации на корабли.

6 июня 1944 года в 8:30 во время следования к месту высадки на пляже Омаха, десантный катер LCI(L)-85 подорвался на мине и получил сильные повреждения. На борту погибли 15 и были ранены 30 человек, на судне возник пожар.
Около 12:00 к нему подошел транспорт АРА-26 «Samuel Chase», который снял раненых и уцелевших с LCI(L)-85. Эвакуация была завершена в 13.30, а в 14:30 катер затонул (место неизвестно). Фото снято около 14.00 после завершения эвакуации людей.
По другим данным, катер был поврежден немецкой артиллерией и сам смог подойти к транспорту для пересадки уцелевших людей.

Тела германских парашютистов из 6-го парашютно-десантного полка, убитых в бою с американскими десантниками из 82-й дивизии.
Битва за город Сен Мер Элиз (Sainte Mere Eglise).

Танки PzKpfw V «Пантера» 130-го полка танковой учебной дивизии вермахта в Нормандии. На переднем плане - дульный тормоз орудия одной из «Пантер».

Солдаты 352-й пехотной дивизии вермахта, оборонявшей пляж «Омаха» в Нормандии тренируются незадолго до «Дня Д» - высадки войск союзников в Нормандии 6 июня 1944 года. На переднем плане пулеметчик с ручным пулеметом MG-42.

Канадские солдаты на пляже «Юнона» в Нормандии - месте высадки канадских войск во время Нормандской десантной операции.

Канадский солдат рядом с двумя немецкими пленными, захваченными канадскими войсками на пляже «Юнона» во время высадки. Пленные сидят у противотанковой стены.

Канадские солдаты на пляже «Юнона» (Juno Beach) во время высадки в Нормандии.

Канадские десантники из полка «Горцы из Стормонта, Дандеса и Гленгарри» («Stormont, Dundas & Glengarry Highlanders»), входящего в 9-ю бригаду 3-й пехотной дивизии высаживаются в секторе «Нан уайт» пляжа Юнона у городка Бернье-сюр-Мер. На переднем плане большой десантный корабль флота его величества LCI(L)-299, переданный Соединенными Штатами Великобритании по ленд-лизу.

Подготовка к операции «Оверлорд». На переднем плане три американских солдата в БТР M3A1, оснащенном пулеметом M2 50-го калибра. Начало июня 1944 года.

Молодой немецкий солдат сдается американцам. Нормандия, Франция.

Раненые американские солдаты из состава 1-ой пехотной дивизии. Район Фокс Грин к востоку от Кольвиль-сюр-Мер, сектор «Omaha Beach».

Союзные войска обустраивают лагерь на отбитом у немцев побережье Нормандии.

Английские штурмовые десантные катера типа LCA (landing craft, assault), в том числе №№-521, 1377, доставляют войска на десантный корабль в ходе подготовки к высадке в Нормандии. Южное побережье Англии, неподалеку от порта Уэймут (Weymouth).
Катера приписаны к войсковому транспорту «Принц Бодуэн» («Prince Baudouin»). На борту катеров военнослужащие 5-го батальона рейнджеров 5-го корпуса 1-й американской армии, которые будут высаживаться в секторе «Омаха», на участке «Dog Green».

Американские рейнджеры на борту английских штурмовых десантных катеров типа LCA (landing craft, assault) в порту Уэймут (Weymouth). Дальше стоят пехотно-десантные корабли типа LCI(L) (landing craft, infantry (large)) №№- 497, 84 и тяжелый десантный катер LCH (landing craft, heavy) №-87.

Американские рейнджеры проходят контрольную палатку офицеров службы тыла, где получают горячий кофе и пончики перед погрузкой на корабли. Порт Уэймут (Weymouth) , Англия.
Погрузка рейнджеров на корабли началась за пять дней до начала операции «Оверлорд» 01 июня 1944 из соображений секретности.

Американские десантники выбираются из воды на пляж Омаха.

Десантный катер LCVP с группой солдат передового отряда 16-го пехотного полка 1-й пехотной дивизии армии США приближается к зоне высадки Омаха.

Панорамный вид на пляж «Омаха». Войска союзников выгружают технику и грузы на захваченный и уже «обустроенный» плацдарм. Высаживается американская 2-я бронетанковая дивизия - первая танковая дивизия, высаженная в Нормандии.

Погибшие десантники из 325-го планерно-пехотного полка (82-я воздушно-десантная дивизия) рядом с разбившимся при посадке вечером 6 июля 1944 года планером «Horsa» английского производства.

Американские десантники высаживаются с десантных катеров на пляж «Юта» в Нормандии.

Высадка войск союзников с десантных катеров на пляже «Омаха» под ожесточенным пулеметным огнем немцев. На снимке запечатлен момент начала высадки подразделений роты E 16-го пехотного полка 1-й пехотной дивизии армии США. Высадка этих десантников производилась с транспортного судна «Сэмюэл Чейз» (USS» «Samuel Chase» (APA-26) посредством десантных катеров LCVP. Авторское название фото – «Челюсти смерти» («The Jaws of Death.»).

Омаха-бич, наши дни

При подготовке материала активно использовались сайты:

70 лет назад, 6 июня 1944, тысячи солдат и офицеров готовились принять участие в операции, которая ознаменовала собой конец Второй мировой войны. Высадку союзников в Нормандии, в которой было задействовано более 130 тысяч военных, планировали больше года. К вечеру того “самого длинного дня” более 10 тысяч человек погибли, получили ранения и попали в плен. Эта операция стала крупнейшим морским сражением в мировой истории.

Вы можете познакомиться с самыми знаковыми и, в том числе, малоизвестными фактами той операции и увидеть редкие фотографии.

1. Смертельная репетиция “Дня Д”

28 июля 1944 года восемь кораблей с американскими пехотинцами и оборудованием на борту оставили берега британского Девона и начали репетицию запланированной высадки в Нормандии. Однако не все прошло гладко. Суда использовали радиочастоты, которые перехватили немецкие разведчики. Из-за плохо налаженной системы коммуникаций корабли стали легкой мишенью для подводных лодок гитлеровской армии. В итоге погибло около 800 человек.

Обеспокоенное утечкой секретной информации, командование армий государств-союзников заморозило все архивы данных. Следовательно, некоторые семьи так и не смогли выяснить, как погибли их близкие.

2. Искушение

В книге Джонатана Майо “День Д” рассказывается о необычном испытании, которое устроил своему воинскому подразделению подполковник Теренс Отвей. Он хотел быть уверенным, что перед высадкой солдаты не проболтаются о планируемой операции. Чтобы проверить солдат “на прочность”, Отвей попросил самых красивых девушек из воздушной эскадрильи пойти в паб, соблазнить военных, которые там отдыхали, и выведать тайну. Никто из военных не попал в ловушку.

3. О чем думал Черчилль накануне операции?


Уинстон Черчилль, блистательный оратор, известный умением убедить любую аудиторию, накануне “Дня Д” чувствовал себя не слишком уверенно. Своими страхами он поделился с женой: “Ты понимаешь, что завтра утром, когда ты проснешься, 20000 солдат уже никогда не проснутся? “ – спросил британский премьер.

4. Кодовые названия “ Дня Д”

При подготовке операции был использовано ряд кодовых названий. “Юта”, “Омаха”, “Голд” и “Сордо” обозначали пляжи на побережье Нормандии. “Нептун” – название самой
высадки, а “Оверлорд” – всей операции по освобождению Нормандии от нацистов. ‘Биго “ – кодовое название для тех, кто имел допуск на самом высоком уровне.

Эти секретные данные прятали за семью замками. Как перепугалось командование, когда, незадолго до начала операции, в Daily Telegraph напечатали кроссворд, содержащий целых пять кодовых названий, в том числе “Юта”, “Омаха” и “Нептун”. Британская разведка забила тревогу, подозревая, что таким образом кто-то пытается передать врагу секретную информацию. Однако обыски в доме автора кроссворда ничего не дали.

5. Кампания по дезинформации

При разработке плана вторжения союзники во многом опирались на уверенность в том, что противнику неизвестны две важнейшие детали - место и время проведения операции “Оверлорд”.
Для обеспечения секретности и внезапности высадки была разработана и успешно проведена крупнейшая в истории дезинформационная операция (операция Fortitude).

Чтобы дезинформировать противника, союзные армии разработали фальшивые коды и планы операции.

Рано утром 6 июня в Нормандии и Па-де-Кале высадились отряды барабанщиков в военной формае. У них было специальное шумовое оборудование, которое имитировало звук стрельбы и воздушного налета. Этот эпизод вошел в историю под названием “Титаник”. Его главной целью было отвлечь внимание врага от основных сил союзников, высадившихся немного западнее этого места.

6. Что означает “Д” в термине “День Д”?

На протяжении многих лет люди задумывались, что же означает буква “Д” в названии “День Д”, под которым известна Нормандская операция.

“День Д” – это общепринятый в военном деле термин, которым обозначается день начала военной операции. Он использовался как до высадки союзников во Франции, так и после.

Военные термины “день Д” и “час Ч”, обозначают время начала какой-либо операции, реальный срок которой определить однозначно нельзя и где соблюдается режим строгой секретности.

Как правило, “Д” и “Ч” , заранее вообще неизвестны. Время начала действий сообщается в день наступления. В документах по планированию действий в течение военной операции время рассчитывается примерно следующим образом: время подготовки к операции – “Ч” минус XX часов XX минут, а все последующие действия – “Ч” плюс XX часов XX минут.

7. Письмо генерала Эйзенхауэра на случай поражения

Генерал США Эйзенхауэр написал письмо, которое должно бы было быть опубликовано в случае поражения.
“Высадка наших войск в зоне Шербург-Гавр не принесла успешных результатов и я отозвал наши войска. Мое решение нанести удар на данный момент основывается на информации, заслуживающей доверия. Наши морские и воздушные войска продемонстрировали небывалое мужество. Если кто-то и виноват в их поражении, то только я сам “, – говорилось в письме, которое генерал случайно подписал 5 июля, а не 5 июня.

8. Погода оказалась на стороне союзников

Первоначально высадка в Нормандии планировалась на 5 июня, однако плохая погода заставила генерала Эйзенхауэра отложить операцию на сутки. Согласно документам Морской библиотеки США немецкое командование ожидало вторжения союзников в конце мая, когда была полная луна, прилив и слабый ветер. немного ветра. Когда в начале июня погода ухудшилась, немцы расслабились и потеряли бдительность. В этот момент метеослужба союзников дала благоприятный прогноз, и операция началась.

9. Взломать код “Энигмы”


В Германии шифровальный аппарат “Энигма” использовали с 1920 года. Уникальная машина создавала возможности для более чем двухсот триллионов комбинаций букв и считалась несокрушимой. Однако незадолго до высадки в Нормандии союзникам удалось разгадать код аппарата, и в Берлине об этом не узнали. Расшифрованные данные раскрыли координаты расположения гитлеровских войск в Нормандии и подтвердили, что немцы купились на дезинформацию о фальшивых планах высадки.

10. “Человек, который выиграл войну”

Генерал Дуайт Эйзенхауэр как-то сказал: “Эндрю Хиггинс – человек, который выиграл войну для нас”.
Так кто же он – Эндрю Хиггинс?

Хиггинс – гений -самоучка в области конструирования маломерных судов, который разработал и сконструировал десантные катера-амфибии, с помощью которых силы союзников пересекли Ла-Манш. “Если бы Хиггинс не создал эти суда, мы никогда не смогли бы высадиться на открытом пляже. Стратегия всей войны была бы совсем другой”.