Особенности жанра литературной баллады. Вопрос: Чем отличается баллада от летописи в песне о вещем Олеге

Среди жанров мировой литературы особо выделяются баллады, обращаться к которым любили поэты-романтики. Изначально жанр зародился в поэзии Средних веков, но позднее был переосмыслен и приобрел новое звучание и значение. Предлагаем познакомиться с ключевыми признаками баллады, которые помогут отличить ее от иных стихотворных произведений.

Отличительные черты

Создателем литературной баллады принято считать Роберта Бернса, который активно обращался к народным сюжетам, но облекал их в более правильную стихотворную форму. В его произведениях гармонично сплетены черты собственно песни и увлекательного рассказа с сюжетом. Какие же основные признаки баллады выделяют литературоведы?

  • Авторские чувства или ощущения персонажей выражены ярко и выразительно.
  • Обязателен сюжет, но в отдельных случаях его может заменять диалог, в котором присутствует какое-либо действие.
  • Часто используется элемент таинственности, мистики, чего-то непознанного, это придает тексту особое звучание. Примеры подобного построения текста можно встретить у Жуковского (например, «Светлана», «Ленора» - авторский перевод одноименного произведения Бюргера).
  • Зачастую действие происходит на фоне поразительного пейзажа: невероятного красивого или фантастического.

Не менее важно отметить, что отличительный признак баллады как литературного жанра - это объединение в едином тексте, нередко небольшом по объему, эпического и лирического начал.

Отличие от прочих жанров

Рассмотрим, чем баллада отличается от схожих жанров, былины и сказки. Для удобства материал представлен в форме таблицы.

жанра баллады
Параметр сравнения Баллада Былина Сказка
Авторство Есть народный и литературные тексты Автора нет, тексты относятся к устному народному творчеству Есть народные и литературные тексты
Особенность изложения Писались в стихотворной форме. Использовалась балладная строка: четные и нечетные стихи обладали различным числом стоп Написаны тоническим стихом, чаще всего число ударений от 2 до 4 Могла использоваться как прозаическая, так и стихотворная форма, в зависимости от желания автора
Сюжет Наличие сюжета обязательно
Герои Героем мог быть любой человек, с которым произошло событие, достойное упоминания

Положительный герой - воплощение мужества и справедливости в народном сознании - богатырь или князь. Он всегда совершает свои подвиги ради народа.

Отрицательный герой - воплощение злых качеств, нередко являлся выдуманным существом (Соловей-разбойник)

Волшебная сказка: героями были цари, царевичи, выдуманные существа, колдуны.

О животных: действуют представители живой природы, наделенные человеческими качествами.

Бытовые: обычные люди (крестьяне, попы, солдаты)

Место действия На фоне таинственного либо прекрасного пейзажа Обязательно четко указывалось (Киев-град) В тексте могло отсутствовать упоминание места действия
Тема Необычное событие из жизни любого человека, необязательно героя. Хотя имеется отдельный пласт героических баллад (например, о Робине Гуде) Событие общероссийского значения, обладающее патриотическим пафосом, нечто великое, грандиозная победа Абсолютно любое событие по воле рассказчика

Пользуясь таблицей, можно понять признаки баллады и быстро отличить произведения этого жанра от любых других.

Тексты Жуковского

Этот поэт-романтик настолько любил рассматриваемый жанр, что его в шутку прозвали «балладником». Его перу принадлежит огромное количество и переводов, и собственных текстов, которые до сих пор интересны читателю благодаря незамысловатому слогу и увлекательному сюжету. Какие же основные признаки баллад Жуковского можно выделить?

  • Во многих тестах звучит мотив борьбы зла и добра, причем симпатии автора на стороне последнего, но победа часто достается отрицательным персонажам (девушка Людмила в одноименном произведении погибла только за то, что хотела навсегда остаться с возлюбленным).
  • Наличие потусторонней силы, мистический компонент (гадания, призраки, фантастические существа - все это делает тексты интересными для современного читателя).
  • Большое количество диалогов, которые делают восприятие текста еще более простым.
  • Особую роль играет описание природы, иногда пейзаж становится своеобразным действующим лицом.

Признак баллад любовной тематики - глубокая проникновенность и выражение в поэтическом тексте тончайших оттенков чувств.

Приведем пример из «Светланы»:

Как могу, подружки, петь?

Милый друг далеко;

Мне судьбина умереть

В грусти одинокой.

Год промчался - вести нет;

Он ко мне не пишет;

Ах! а им лишь красен свет,

Им лишь сердце дышит...

Иль не вспомнишь обо мне?

Где, в какой ты стороне?

Где твоя обитель?

Я молюсь и слезы лью!

Утоли печаль мою,

Ангел-утешитель.

В тексте переданы все переживания Светланы, ее тоска, сомнения и надежда на то, что любимый к ней все-таки вернется.

«Лесной царь»

Рассмотрим признаки баллады в «Лесном царе» Жуковского, небольшом по объему произведении, построенном в форме диалога. Какие же черты позволяют отнести текст к балладам?

  • Наличие сюжета, который имеет определенную динамику.
  • Большая роль диалогов.
  • Выражение чувств: читая балладу, начинаешь испытывать ужас, который ребенок и его отец ощущают от присутствия Лесного царя.
  • Мистический компонент - сам царь, гибель младенца.

Наконец, несмотря на то что произведение по смыслу завершено, оно сохраняет в себе элемент таинственности. Такие признаки баллады можно найти в «Лесном царе» Жуковского.

Баллада - удивительный жанр, который сейчас незаслуженно утратил свою популярность. Эти поэтические тексты позволяют и рассказать о необычном событии, и выразить свое отношение к героям повествования.

«Рэп» - Lil Jon(Лил Джон). Децл ака Le Truk. Американский рэпер Tupac(Тупак). В инструментарии классических рэп-композиций обязательно использовался проигрыватель виниловых пластинок, выполнявший роль вспомогательного инструмента ритм-секции. Каста. Впервые рэп увидел свет в черных диско-клубах Южного Бронкса (Нью-Йорк) в середине семидесятых.

«Жанр авторской песни» - И сама по себе не играет гитара, а дана человеку, как голос души. Градский. Грушинский. Булат Окуджава. Кто же такие барды. Бардовская (авторская) песня. Истоки авторской песни. Александр Галич. Барды – поэты и музыканты, исполнители собственных песен. Каждый пишет, что он слышит, каждый слышит, как он дышит.

«Хип хоп» - Постепенно американская культура приживается и у нас, обретая новое воплощение. Некоторые MC превращают свои тексты в настоящие запутанные загадки(напр. На смену old school пришел new style. Рисунки графити. В 90-е годы танцевальный хип хоп пережил настоящую эволюцию. Молодежная музыкальная Культура.

«Джаз музыка» - Джаз многолик. Истоками джаза считаются: Направления джаза. Блюзы Рэгтаймы Спиричуэлсы. -Джаз. Инструменты джазистов. Цель: дать представление об истоках джаза, особенностях джазовой музыки. О нем наш разговор. История джаза- часть истории 20-го века. Труба Тромбон Кларнет Рояль Контрабас Гитара Банджо.

«Барды и авторская песня» - Черты жанра. Лиричность. Краткость. В древности бардами называли народных певцов-поэтов в кельтских племенах. Ироничность. Личностность. Вероника Долина. Отражение реальной жизни. «Шестидесятничество». Ирония. Так в чём же связь А.П. с фольклором? Игорь Сильченко. Черты авторской песни. «Сонеты В.Шекспира» С.

«Бардовские песни» - Понятие синего цвета в радуге: воспоминание, чувство тоски об ушедшем, о прошлом. Юрий Визбор. Что ждет современную популярную музыку, бардовскую песню в будущем? Начал выступать в составе дуэта вместе с Петром Старцевым. А. Галич. Розенбаум - не только поэт и исполнитель авторских песен. Песни пишет с 1978.

Всего в теме 15 презентаций













Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

К уроку ученики получили задание прочитать балладу А. С. Пушкина и повторить определение баллады, сделать карточки «Значение незнакомых слов»: песнь, волхвы, жрец, вещий, праща. Перевести древнерусский текст летописи. Индивидуальные задания: сообщение о князе Олеге, выразительное чтение фрагмента летописи (перевод).

ХОД УРОКА

1. Вводное слово учителя (слайд 1)

2. Урок начнем с теоретической разминки

Восстановите деформированный текст (слайд 2) Проверим себя (слайд 3).
Сделаем вывод: в чём особенность изучаемого произведения?

3. Пушкин всегда интересовался историей русского народа. Он хорошо знал труды известных историков. Пушкин хорошо был знаком с текстом «Повести временных лет», составленной монахом Нестором. Из этой летописи и почерпнул поэт сюжет для своего произведения. Пушкина поразила легенда о предсказании кудесника киевскому князю Олегу и осуществление этого пророчества в тот момент, когда князь был уверен, что опасность миновала.

4. Чтение фрагмента летописи (перевод читает подготовленный ученик)

Олег княжил в Киеве долгие годы и находился в мире со всеми странами. Наступила осень, вспомнил Олег своего старого коня. Однажды он призвал к себе волхвов-прорицателей и спросил: "Отчего суждено мне умереть?" И волхвы ответили: "Примешь ты, князь, смерть от своего любимого коня". Опечалился Олег и сказал: "Если так, то никогда больше не сяду на него". Он приказал увести коня, кормить его и беречь, а себе взял другого. Через 4 года вспомнил князь коня и спросил, где он сейчас и здоров ли. Ответили князю: "Уже три года прошло, как умер твой конь". Тогда воскликнул Олег: "Солгали волхвы: конь, от которого они сулили мне смерть, умер, а я жив!" Он захотел увидеть кости своего коня и поехал в чистое поле, где лежали они в траве, омытые дождями и выбеленные солнцем. Князь тронул ногой конский череп и сказал, усмехнувшись: "От этого ли черепа смерть мне принять?" Но тут из конского черепа выползла ядовитая змея и ужалила Олега в ногу. И от змеиного яда умер Олег. И "оплакивали его все люди плачем великим", погребли на горе, которая называется Щековица. До сего дня есть есть там могила Олега. А всего княжил Олег 33 года.

5. Баллада называется «Песнь о вещем Олеге». (Слайд 4)

– Почему «песнь»? Чем «песнь» отличается от «песни»? (Высокое, торжественное звучание, память о прошлом)
– А кто такой Олег? (Обычно про Олега дети говорят, что это князь). (Слайд 5) На репродукции изображен князь Олег.

6. Послушаем небольшую историческую справку (ученик зачитывает карточку-информатор)

Карточка-информатор

Олег – первый киевский князь из рода Рюрика, который перенёс столицу из Новгорода в Киев и подчинил своей власти славянские племена. В 907 году он совершил поход на Константинополь (в древнерусской традиции – Царьград). Запросивший мира византийский император согласился на большой выкуп и заключил с князем Олегом договор, согласно которому русские купцы получали право беспошлинной торговли по всем землям Византии. В знак победы и нерушимости заключенного договора Олег прибил свой щит на врата Царьграда. Когда Олег возвратился в Киев, ликующие киевляне, «...дивясь храбрости, уму и богатству», нарекли его Вещим.

7. (Слайд 6) А что означает слово «вещий»? (Значение слова «вещий» устанавливаем по словарю В. И. Даля, словарю Ожегова).

8. Сопоставьте лексическое значение слова «вещий» с текстом баллады. Не видите ли вы какого-либо противоречия? (Обычно дети говорят о том, что «умеющий предвидеть будущее» князь не сумел уберечься от злой участи) – Почему же так произошло? Для ответа на поставленный вопрос обратимся к основным событиям, составляющим сюжет баллады (слайд 7).

Работа в тетради: Расположите события в том порядке, как они идут в балладе (задание выполняется письменно, через 3–4 минуты проверяется коллективно) Итак, события в балладе идут так (слайд 8):

1. Предсказание
2. Разлука с конем
3. Возвращение на Родину
4. Воспоминание о коне и сожаление об утрате товарища
5. Появление змеи
6. Гибель князя

9. Изменилось ли что-нибудь в композиции баллады по сравнению с летописью? (в случае затруднения перечитываем первые два предложения из летописи и видим, что летопись начинается с воспоминаний о коне, а баллада – с предсказания кудесника)

Физкультпауза

10. Пушкин не случайно избирает хронологическую последовательность повествования, выводя центральный эпизод баллады на первый план. Перечитаем сцену встречи князя Олега с кудесником (слайд 9). В 1899 году вышло юбилейное издание «Песни о вещем Олеге», иллюстрации к которому выполнил художник В. М. Васнецов. Одна из них перед вами.

11. Задание по вариантам (проследите по тексту): (Сначала обсуждение в парах)

1 вариант – какие черты старца говорят о том, что князь не мог не послушаться его совета?
2 вариант – как в речи волхва переданы особенности его характера? (Звук на слайде 9)

12. Обсуждаем выполнение задания.

13. А как князь относится к предсказанию кудесника? (Читаем и комментируем строфу 8)
Итак, всего лишь предсказание – и что делает Олег? (Меняет коня) Кем был для него конь? (Верный друг) Доказательства из текста поэмы.
– Как прожил свою жизнь Олег?
– Всегда ли достойно себя вел?
– Он великий правитель, могучий, вещий и вдруг такая смерть (как у обычного человека).
Несмотря на предостережение, предсказание волхва сбылось. Да какое предсказание! Князь умер от коня! (Древние славяне считали, что убитый в загробном мире становится рабом убийцы ) (Слайд 10)

(На доске схема):

15. Сможете теперь вы назвать одну из основных тем баллады? (Тема судьбы) – (слайд 11) Пушкин писал своему другу Вяземскому: «Судьба не перестаёт с тобою проказить. Не сердись на неё, не ведает бо, что творит. Представь её огромной обезьяной, которой дана полная воля. Кто посадит её на цепь? Ни ты, ни я, никто. Делать нечего, так и говорить нечего...».

16. Как тема судьбы решена в балладе, почему «вещий» Олег не сумел уберечься от злой участи? (От судьбы не уйдешь!)

17. Идея произведения в чем? (Помните, мы говорили, что поэт в России – пророк, предсказатель, он знает будущее и борется за него). Напомню, что стихи написаны в ссылке. Что могло волновать ссыльного Пушкина? Каким должно быть творчество? Есть ли ответ на этот вопрос в тексте?
(В ссылке Пушкин размышлял о свободе поэта, родственного в своём пророческом даре древним волхвам)

18. Итак, что же общего между жанрами летописи и баллады и чем они отличаются друг от друга? (Можно по группам)
В тетради сделать таблицу:

(Общее: произведения обоих жанров основаны на историческом событии. Различия: летопись – прозаическое произведение, баллада – поэтическое, использующее средства художественной выразительности. Цель баллады, в отличие от летописи, не только сообщить о событии, но и создать определённый образ, повлиять на читательское отношение к герою.)

19. – Знаете ли вы, что во время Гражданской войны и в красных, и в белых войсках любили распевать на один и тот же лихой мотив... «Песнь о вещем Олеге»? Вот только припев к этому гимну был их собственного сочинения и отличался одной строкой (слайд 15)

20. Общий вывод по уроку учащиеся самостоятельно делают в форме синквейна :

Баллада
Загадочная, непредсказуемая
Интригует, заставляет задуматься
Помни: от судьбы не уйдёшь
Рок

Вместо синквейна можно провести тест.

Тест :

1. Основой «Песни о вещем Олеге» является:

А) народная легенда,
Б) летописное предание,
В) Житие Олега.

2. Жанр «Песни о вещем Олеге» – это

А) сказ,
Б) баллада,
В) новелла,
Г) поэма.

3. Кому принадлежат эти слова в «Песне о вещем Олеге»: «…Волхвы не боятся могучих владык…»?

А) Игорю,
Б) Олегу,
В) Кудеснику.

4. Кто предсказывает Олегу судьбу? (По «Песне о вещем Олеге»)

А) Ольга,
Б) Кудесник,
В) Игорь.

Ответы: 1 – Б, 2 – Б, 3 – В, 4 – Б.

21. Домашнее задание:

1) подготовить выразительное чтение наизусть 1–7 строфы баллады;
2) устно ответить на вопрос: почему «Песня о вещем Олеге» стала гимном русского воинства?
3) Письменная работа (вопрос по выбору): Какие чувства и мысли вызвало у вас стихотворение Пушкина. Какова, на ваш взгляд, идея «Песни…»?

Чем отличается баллада от летописи в песне о вещем Олеге

Ответы:

Тебе очень кратко? Всё что нужно. Князь Олег - очень известная личность в истории Руси.О нём есть упоминание в летописи "Повесть временных лет"(летописца монаха Пимена) .О нём говорит и Карамзин.Олег покорил Царьград (Константинополь) Киев сделал столицей российского государства. Летопись рассказывает о подвигах вещего Олега и,в частности,о его гибели от змеи. Пушкин любил русскую историю.изучал её и заинтересовался судьбой князя Олега.Он творчески переработал документ (летопись) и создал на её основе - замечательную балладу -"Песнь о вещем Олеге" Безусловно,эти два произведения сходны тем,что основаны на одном историческом сюжете,событии.В них один и тот же герой. НО ОНИ РАЗЛИЧАЮТСЯ:Различия: летопись – прозаическое произведение, баллада – поэтическое, в котором использованы различные средства художественной выразительности.(эпитеты,метафоры,сравнения) Цель баллады, в отличие от летописи, не только сообщить о событии, но и создать определённый образ, повлиять на читательское отношение к герою.Пушкину это удалось сделать.Мы горюем о безвременной кончине героя.Но так ли всё просто? В летописи дан документальный факт.А в балладе - есть мораль.И она очень поучительна.Олег высокомерен с кудесниками,не желает их сначала даже слушать,но потом всё же велит отправить коня,своего верного друга,не раз спасавшего ему жизнь,на конюшню.Князь заводит себе другого коня..Вот это,по мнению Пушкина,и явилось предательством.за которое Олег понёс наказание.Иные критики считают,что главная мысль произведения в том,что от своей судьбы никуда не уйти: хоть ты великий князь,хоть простой смерд.Ведь Пушкин называет поэму"Песнь о ВЕЩЕМ Олеге" Вещий,значит -ВЕДАЮЩИЙ.Вот кудесник - вещий (он много чего поведал о жизни Олега - о его победах,о его заслугах).А Олег не смог предвидеть свою судьбу.Он пошёл к костям коня.и принял "он смерть от коня своего"