Очень краткое содержание маскарад

Год написания:

1836

Время прочтения:

Описание произведения:

Драма в стихах Маскарад была написана в период с 1835 по 1836 годы Михаилом Лермонтовым , опубликована в 1842 году. Драма имеет четыре действия.

Главный герой драмы Маскарад - это мятежный по духу и уму дворянин Евгений Арбенин. Сама пьеса описывает петербургское общество 1830-х годов XIX века.

Ниже читайте краткое содержание драмы Маскарад.

Евгений Александрович Арбенин, человек не первой молодости, игрок по натуре и по профессии, разбогатев на картах, решает переменить судьбу: заключить «союз с добродетелью», жениться и зажить барином. Задумано - сделано. Жизнь, однако, вносит существенную поправку в прекраснейший сей план. Посватавшись не то чтобы по прямому расчету, скорее «по размышленьи зрелом», Евгений, неожиданно для себя, влюбляется, и не на шутку, в юную свою жену. А это при его-то угрюмстве и с его темпераментом - как лава, «кипучем» - душевного комфорта не обещает. Вроде бы «утих», причалил к семейной пристани, а чувствует себя «изломанным челноком», брошенным снова в открытое, бурное море. Жена его, спору нет, ангел, но она - дитя, и душой, и годами, и по-детски обожает все, что блестит, а пуще всего «и блеск, и шум, и говор балов». Вот и сегодня: праздники, Петербург развлекается, танцует, развлекается где-то и Настасья Павловна Арбенина (по-домашнему - Нина). Обещалась быть до полуночи, сейчас уж час второй…

Наконец является. Подкрадывается на цыпочках и целует, как доброго дядюшку, в лоб. Арбенин делает ей сцену, да милые бранятся - только тешатся! К тому же Евгений Александрович и сам нынче не без греха: нарушил зарок - «за карты больше не садиться». Сел! И крупно выиграл. Правда, и предлог благовидный: надо же выручить из беды проигравшегося князя Звездича! Со Звездичем же из игорного дома едет он в дом маскарадный - к Энгельгардту. Чтобы рассеяться. Рассеяться не получается: в праздной толпе Арбенин всем чужой, зато Звездич, молодой и очень красивый гвардеец, в своей стихии и, конечно же, мечтает об амурном приключении. Мечта сбывается. Таинственная дама в маске, интригуя, признается ему в невольной страсти. Князь просит на память о маскарадной встрече какой-нибудь символический «предмет». Маска, не рискуя отдать свое кольцо, дарит красавчику потерянный кем-то браслет: золотой, с эмалью, премиленький (ищи, мол, ветра в поле!). Князь показывает маскарадный «трофей» Арбенину. Тот где-то видел похожий, но где, не помнит. Да и не до Звездича ему, некто Неизвестный, наговорив дерзостей, только что предсказал Евгению несчастье, и не вообще, а именно в эту праздничную зимнюю ночь!.. Согласитесь, что после такого бурного дня у господина Арбенина есть основания нервничать, ожидая припозднившуюся жену! Но вот гроза, так и не превратившись в бурю, умчалась. Ну что с того, что Нина любит иначе, чем он, - безотчетно, чувствами играя, так ведь любит же! Растроганный, в порыве нежности Евгений целует женины пальцы и невольно обращает внимание на ее браслет: несколько часов назад точно таким же, золотым и с эмалью, хвастал Звездич! И вот тебе на! На правом запястье браслета нет, а они - парные, и Нина, следуя моде, носит их на обеих руках! Да нет, не может быть! «Где, Нина, твой второй браслет?» - «Потерян». Потерян? Потерю, по распоряжению Арбенина, ищут всем домом, естественно, не находят, в процессе же поисков выясняется: Нина задержалась до двух часов ночи не на домашнем балу в почтенном семействе, а на публичном маскараде у Энгельгардта, куда порядочной женщине, одной, без спутников, ездить зазорно. Пораженный странным, необъяснимым (неужели всего лишь детское любопытство?) поступком жены, Арбенин начинает подозревать, что у Нины - роман с князем. Подозрение, правда, еще не уверенность. Не может же ангел-Нина предпочесть ему, зрелому мужу, пустого смазливого мальчишку! Куда больше (пока) возмущает Арбенина князь - до амурных ли шалостей было бы этому «купидону», если бы он, Арбенин, не отыграл великодушно его карточный проигрыш! Устав до полусмерти от выяснения отношений, супруги Арбенины, в самом дурном расположении духа, расходятся по своим комнатам.

На другой день Нина отправляется в ювелирный магазин; она наивно надеется, что муж сменит гнев на милость, если удастся подобрать взамен утраченной безделушки точно такую же. Ничего не купив (браслеты - штучной работы), мадам Арбенина заезжает к светской приятельнице молодой вдове баронессе Штраль и, встретив в гостиной Звездича, простодушно рассказывает ему о своей неприятности. Решив, что таинственная дама в маске и Нина Арбенина - одно и то же лицо, а «сказочка» про якобы потерянный браслет - с намеком, Звездич в миг преображается из скучающего бонвивана в пламенного любовника. Остудив его пыл «крещенским холодом», Нина поспешно удаляется, а раздосадованный князь выкладывает «всю историю» баронессе. Вдова в ужасе, ведь это именно она, не узнанная под маскарадной маской, нашла и подарила Нинин браслет!

Спасая свою репутацию, она оставляет Звездича в заблуждении, а тот, в надежде запутать Нину и тем самым добиться своего, отправляет ей, по домашнему адресу, предерзкое письмо: дескать, скорей умру, чем откажусь от вас, предварительно оповестив о его содержании половину светского Петербурга. В результате многоступенчатой интриги скандальное послание попадает в руки Арбенина. Теперь Евгений не только убежден, что жестоко обманут. Теперь он видит в случившемся еще и некий вещий знак: дескать, не тому, кто испытал «все сладости порока и злодейства» - мечтать о покое и беспечности! Ну, какой из него, игрока, муж? И тем более добродетельный отец семейства! Однако отомстить коварному «соблазнителю» так, как это сделал бы «гений злодейства» и порока, то есть задушить Звездича словно кутенка, - спящим, Арбенин не может: «союз с добродетелью», пусть краткий, видимо, все-таки что-то изменил в самом его существе.

Между тем баронесса Штраль, испугавшись за жизнь князя, которого, несмотря ни на что, любит, за что - не зная, «быть может, так, от скуки, от досады, от ревности», решается открыть Арбенину истину и тем самым предотвратить неизбежную, по ее представлению, дрль. Арбенин, прокручивая в голове варианты отмщенья, не слушает ее, точнее, слушая, не слышит. Госпожа Штраль в отчаяньи, хотя волнуется она напрасно: поединок не входит в планы Евгения; он хочет отнять у счастливчика и баловня судьбы не жизнь - зачем ему жизнь «площадного волокиты», а нечто большее: честь и уважение общества. Хитроумное предприятие удается вполне. Втянув бесхарактерного князька в карточное сраженье, придирается к пустякам, публично обвиняет в мошенничестве: «Вы шулер и подлец», дает пощечину.

Итак, Звездич наказан. Очередь за Ниной. Но Нина - это не безнравственный и безбожный князек; Нина это Нина, и Арбенин, суеверный, как все игроки, медлит, ожидая, что скажет, что подскажет судьба ему, ее старинному и верному рабу. Судьба же «ведет себя» крайне коварно: распутывая интригу, тут же и запутывает ее! Госпожа Штраль, после неудачной попытки объясниться начистоту с мужем подруги и понимая, что при любом повороте событий светская ее карьера безнадежно погублена, решает удалиться в свое деревенское именье, а перед отъездом разъясняет Звездичу «разгадку сей шарады». Князь, уже переведенный, по собственной его просьбе, на Кавказ, задерживается в Петербурге, чтобы вернуть злополучную безделушку ее настоящей владелице, а главное, чтобы остеречь Нину, которая симпатична ему: берегитесь, мол, ваш муж - злодей! Не придумав иного способа поговорить с госпожой Арбениной наедине, он весьма неосторожно подходит к ней на очередном великосветском балу. Называть веши своими именами князь не решается, а Нина решительно не понимает его намеков. Ее Евгений - злодей? Муж собирается ей отомстить? Какая чепуха? Не догадывается она и о том, к какому решению приходит издалека наблюдающий эту сцену Арбенин («Я казнь ей отыщу… Она умрет, жить вместе с нею доле я не могу»).

Разгоряченная танцами, давно позабыв о смешном офицерике, Нина просит мужа принести ей мороженое. Евгений послушно плетется в буфетную и перед тем, как подать блюдечко с мороженым жене, подсыпает туда яд. Яд - быстродействующий, верный, в ту же ночь, в страшных мучениях, Нина умирает. Проститься с телом покойной приходят друзья и знакомые. Предоставив визитеров скорби слугам, Арбенин в мрачном одиночестве бродит по опустевшему дому. В одной из дальних комнат его и находят Звездич и тот самый неизвестный господин, который несколько дней назад, на маскараде у Энгельгардта, предсказал Арбенину «несчастье». Это его давний знакомый, которого Евгений Александрович когда-то обыграл и пустил, что называется, по миру. Изведав, на своем горьком опыте, на что способен этот человек, Неизвестный, уверенный, что мадам Арбенина умерла не своей смертью, заявляет открыто, при Звездиче: «Ты убил свою жену». Арбенин - в ужасе, на некоторое время потрясение отнимает у него дар речи. Воспользовавшись возникшей паузой, Звездич, в подробностях, излагает истинную историю рокового браслета и в качестве доказательства передает Евгению письменное свидетельство баронессы. Арбенин сходит с ума. Но перед тем как навеки погрузиться в спасительный мрак безумия, этот «гордый» ум успевает бросить обвинение самому Богу: «Я говорил Тебе, что ты жесток!»

Неизвестный торжествует: он отмщен вполне. А вот Звездич безутешен: дуэль при нынешнем состоянии Арбенина невозможна, и, значит, он, молодой, полный сил и надежд красавец, навек лишен и спокойствия, и чести.

Вы прочитали краткое содержание драмы Маскарад. Предлагаем вам также посетить раздел Краткие содержания , чтобы ознакомиться с изложениями других популярных писателей.

Обращаем ваше внимание, что краткое содержание драмы Маскарад не отражает полной картины событий и характеристику персонажей. Рекомендуем вам к прочтению полную версию драмы.

Вариант 1

Действие начинается за карточным столом. Князь Звездич, Казарин и Шприх мечут банк и понтируют. Входит Арбенин. Казарин упрекает Арбенина, что с женитьбой он забыл прежних друзей и перестал играть. Арбенин предлагает Казарину поехать на маскарад.
На маскараде среди масок Арбенин говорит, что его сердце холодно, хотя повсюду старается найти развлечения. Маска вступает с князем в беседу.
Ты! Бесхарактерный, безнравственный, безбожный,
Самолюбивый, злой, но слабый человек;
В тебе одном весь отразился век,
Век, нынешний, блестящий, но ничтожный.
Наполнить хочешь жизнь, а бегаешь страстей.
Все хочешь ты иметь, а жертвовать не знаешь;
Людей без гордости и сердца презираешь,
А сам игрушка тех людей.
Дальше разговор заходит о любви. Князь говорит, что не ищет её.
Женская маска, разговаривавшая с князем, в одиночестве размышляет. На полу она замечает браслет и решает отдать его князю, чтобы по нему князь нашёл её впоследствии. Появляется князь, убеждает её открыть лицо, но та убегает, оставляя ему браслет. Появляется Арбенин, подшучивает над князем, которому в душу запала незнакомка. Тот говорит, что отыщет её обязательно. После маскарада Арбенин дома. Его жены нет, хотя уже второй час ночи. Он размышляет над тем, что наказан за прежние грехи: его вот так ждали чужие жёны, как он теперь ждёт свою.
Появляется Нина. Арбенин упрекает её, что она вернулась так поздно. Она в ответ говорит, что, если бы он любил её, она оставила бы свет и скрылась в деревне, но он не любит и не ревнует её. Арбенин убеждает её в обратном, они почти мирятся, но вот он целует её руки и на одной не видит браслета. Арбенин в чрезвычайном возбуждении. Нина упрекает его в том, что тревога поднята из – за такого пустяка. Арбенин грозит разорвать свою и её жизни, несмотря на то, что он любит её. Он не терпит измены. Со словами «Прощай, я знаю всё» Арбенин гонит её прочь. Нина уверяет, что измены не было. Арбенин ей не верит. Баронесса в одиночестве размышляет о судьбе женщины в современном обществе. Приезжает Нина. Баронесса замечает, что у неё заплаканные глаза. Приезжает князь. Он намекает, что на маскараде узнал присутствующих женщин. Его упрекают, говоря, что порядочные дамы не посещают такие места, но князь не верит. Он заводит разговор о браслете. Нина не понимает, куда он клонит, сердится, разговор заканчивается. Спустя некоторое время, князь пытается поговорить с Ниной, возвращает ей браслет и сообщает, что уезжает на Кавказ. Арбенин решает убить жену. На балу он всыпает ей в мороженое яд. Нина умирает. Арбенин в печали размышляет. К нему приезжает неизвестный человек. Вместе с князем они обвиняют Арбенина во многих грехах, в том числе и в убийстве жены. В разговоре открывается, что Нина умерла невиновной. Огромное горе охватывает Арбенина.

Вариант 2

Евгений Александрович Арбенин, человек не первой молодости, игрок по натуре и по профессии, разбогатев на картах, решает переменить судьбу: заключить «союз с добродетелью», жениться и зажить барином. Задумано - сделано. Жизнь, однако, вносит существенную поправку в прекраснейший сей план. Посватавшись не то чтобы по прямому расчету, скорее «по размышленьи зрелом», Евгений, неожиданно для себя, влюбляется, и не на шутку, в юную свою жену. А это при его-то угрюмстве и с его темпераментом - как лава, «кипучем» - душевного комфорта не обещает. Вроде бы «утих», причалил к семейной пристани, а чувствует себя «изломанным челноком», брошенным снова в открытое, бурное море. Жена его, спору нет, ангел, но она - дитя, и душой, и годами, и по-детски обожает все, что блестит, а пуще всего «и блеск, и шум, и говор балов». Вот и сегодня: праздники, Петербург развлекается, танцует, развлекается где-то и Настасья Павловна Арбенина (по-домашнему - Нина). Обещалась быть до полуночи, сейчас уж час второй… Наконец является. Подкрадывается на цыпочках и целует, как доброго дядюшку, в лоб. Арбенин делает ей сцену, да милые бранятся - только тешатся! К тому же Евгений Александрович и сам нынче не без греха: нарушил зарок - «за карты больше не садиться». Сел! И крупно выиграл. Правда, и предлог благовидный: надо же выручить из беды проигравшегося князя Звездича! Со Звездичем же из игорного дома едет он в дом маскарадный - к Энгельгардту. Чтобы рассеяться. Рассеяться не получается: в праздной толпе Арбенин всем чужой, зато Звездич, молодой и очень красивый гвардеец, в своей стихии и, конечно же, мечтает об амурном приключении. Мечта сбывается. Таинственная дама в маске, интригуя, признается ему в невольной страсти. Князь просит на память о маскарадной встрече какой-нибудь символический «предмет». Маска, не рискуя отдать свое кольцо, дарит красавчику потерянный кем-то браслет: золотой, с эмалью, премиленький (ищи, мол, ветра в поле!). Князь показывает маскарадный «трофей» Арбенину. Тот где-то видел похожий, но где, не помнит. Да и не до Звездича ему, некто Неизвестный, наговорив дерзостей, только что предсказал Евгению несчастье, и не вообще, а именно в эту праздничную зимнюю ночь!.. Согласитесь, что после такого бурного дня у господина Арбенина есть основания нервничать, ожидая припозднившуюся жену! Но вот гроза, так и не превратившись в бурю, умчалась. Ну что с того, что Нина любит иначе, чем он, - безотчетно, чувствами играя, так ведь любит же! Растроганный, в порыве нежности Евгений целует женины пальцы и невольно обращает внимание на её браслет: несколько часов назад точно таким же, золотым и с эмалью, хвастал Звездич! И вот тебе на! На правом запястье браслета нет, а они - парные, и Нина, следуя моде, носит их на обеих руках! Да нет, не может быть! «Где, Нина, твой второй браслет?» - «Потерян». Потерян? Потерю, по распоряжению Арбенина, ищут всем домом, естественно, не находят, в процессе же поисков выясняется: Нина задержалась до двух часов ночи не на домашнем балу в почтенном семействе, а на публичном маскараде у Энгельгардта, куда порядочной женщине, одной, без спутников, ездить зазорно. Пораженный странным, необъяснимым (неужели всего лишь детское любопытство?) поступком жены, Арбенин начинает подозревать, что у Нины - роман с князем. Подозрение, правда, еще не уверенность. Не может же ангел-Нина предпочесть ему, зрелому мужу, пустого смазливого мальчишку! Куда больше (пока) возмущает Арбенина князь - до амурных ли шалостей было бы этому «купидону», если бы он, Арбенин, не отыграл великодушно его карточный проигрыш! Устав до полусмерти от выяснения отношений, супруги Арбенины, в самом дурном расположении духа, расходятся по своим комнатам.

На другой день Нина отправляется в ювелирный магазин; она наивно надеется, что муж сменит гнев на милость, если удастся подобрать взамен утраченной безделушки точно такую же. Ничего не купив (браслеты - штучной работы), мадам Арбенина заезжает к светской приятельнице молодой вдове баронессе Штраль и, встретив в гостиной Звездича, простодушно рассказывает ему о своей неприятности. Решив, что таинственная дама в маске и Нина Арбенина - одно и то же лицо, а «сказочка» про якобы потерянный браслет - с намеком, Звездич в миг преображается из скучающего бонвивана в пламенного любовника. Остудив его пыл «крещенским холодом», Нина поспешно удаляется, а раздосадованный князь выкладывает «всю историю» баронессе. Вдова в ужасе, ведь это именно она, не узнанная под маскарадной маской, нашла и подарила Нинин браслет!

Спасая свою репутацию, она оставляет Звездича в заблуждении, а тот, в надежде запутать Нину и тем самым добиться своего, отправляет ей, по домашнему адресу, предерзкое письмо: дескать, скорей умру, чем откажусь от вас, предварительно оповестив о его содержании половину светского Петербурга. В результате многоступенчатой интриги скандальное послание попадает в руки Арбенина. Теперь Евгений не только убежден, что жестоко обманут. Теперь он видит в случившемся еще и некий вещий знак: дескать, не тому, кто испытал «все сладости порока и злодейства» - мечтать о покое и беспечности! Ну, какой из него, игрока, муж? И тем более добродетельный отец семейства! Однако отомстить коварному «соблазнителю» так, как это сделал бы «гений злодейства» и порока, то есть задушить Звездича словно кутенка, - спящим, Арбенин не может: «союз с добродетелью», пусть краткий, видимо, все-таки что-то изменил в самом его существе.

Между тем баронесса Штраль, испугавшись за жизнь князя, которого, несмотря ни на что, любит, за что - не зная, «быть может, так, от скуки, от досады, от ревности», решается открыть Арбенину истину и тем самым предотвратить неизбежную, по её представлению, дуэль. Арбенин, прокручивая в голове варианты отмщенья, не слушает её, точнее, слушая, не слышит. Госпожа Штраль в отчаяньи, хотя волнуется она напрасно: поединок не входит в планы Евгения; он хочет отнять у счастливчика и баловня судьбы не жизнь - зачем ему жизнь «площадного волокиты», а нечто большее: честь и уважение общества. Хитроумное предприятие удается вполне. Втянув бесхарактерного князька в карточное сраженье, придирается к пустякам, публично обвиняет в мошенничестве: «Вы шулер и подлец», дает пощечину.

Итак, Звездич наказан. Очередь за Ниной. Но Нина - это не безнравственный и безбожный князек; Нина это Нина, и Арбенин, суеверный, как все игроки, медлит, ожидая, что скажет, что подскажет судьба ему, её старинному и верному рабу. Судьба же «ведет себя» крайне коварно: распутывая интригу, тут же и запутывает ее! Госпожа Штраль, после неудачной попытки объясниться начистоту с мужем подруги и понимая, что при любом повороте событий светская её карьера безнадежно погублена, решает удалиться в свое деревенское именье, а перед отъездом разъясняет Звездичу «разгадку сей шарады». Князь, уже переведенный, по собственной его просьбе, на Кавказ, задерживается в Петербурге, чтобы вернуть злополучную безделушку её настоящей владелице, а главное, чтобы остеречь Нину, которая симпатична ему: берегитесь, мол, ваш муж - злодей! Не придумав иного способа поговорить с госпожой Арбениной наедине, он весьма неосторожно подходит к ней на очередном великосветском балу. Называть веши своими именами князь не решается, а Нина решительно не понимает его намеков. Ее Евгений - злодей? Муж собирается ей отомстить? Какая чепуха? Не догадывается она и о том, к какому решению приходит издалека наблюдающий эту сцену Арбенин («Я казнь ей отыщу… Она умрет, жить вместе с нею доле я не могу»). Разгоряченная танцами, давно позабыв о смешном офицерике, Нина просит мужа принести ей мороженое. Евгений послушно плетется в буфетную и перед тем, как подать блюдечко с мороженым жене, подсыпает туда яд. Яд - быстродействующий, верный, в ту же ночь, в страшных мучениях, Нина умирает. Проститься с телом покойной приходят друзья и знакомые. Предоставив визитеров скорби слугам, Арбенин в мрачном одиночестве бродит по опустевшему дому. В одной из дальних комнат его и находят Звездич и тот самый неизвестный господин, который несколько дней назад, на маскараде у Энгельгардта, предсказал Арбенину «несчастье». Это его давний знакомый, которого Евгений Александрович когда-то обыграл и пустил, что называется, по миру. Изведав, на своем горьком опыте, на что способен этот человек, Неизвестный, уверенный, что мадам Арбенина умерла не своей смертью, заявляет открыто, при Звездиче: «Ты убил свою жену». Арбенин - в ужасе, на некоторое время потрясение отнимает у него дар речи. Воспользовавшись возникшей паузой, Звездич, в подробностях, излагает истинную историю рокового браслета и в качестве доказательства передает Евгению письменное свидетельство баронессы. Арбенин сходит с ума. Но перед тем как навеки погрузиться в спасительный мрак безумия, этот «гордый» ум успевает бросить обвинение самому Богу: «Я говорил Тебе, что ты жесток!»

Неизвестный торжествует: он отмщен вполне. А вот Звездич безутешен: дуэль при нынешнем состоянии Арбенина невозможна, и, значит, он, молодой, полный сил и надежд красавец, навек лишен и спокойствия, и чести.

Первое действие начинается с разговора за карточным столом, насыщенного специфическими терминами.

Звездич проигрывает.

Игрок :
Я вижу, вы в пылу, готовы все спустить.
Что стоят ваши эполеты?

Князь :
Я с честью их достал, — и вам их не купить.
Шприх предлагает князю денег взаймы.

Появляется Арбенин . Он говорит, что уж не играет, поскольку женился и занят «любовью, не делами».

Неприятное лицо Шприха, ищущего с ним знакомства, заинтересовывает Арбенина. Шприх — «нужный человек» и при этом приспособленец: «с безбожником — безбожник, а с честным — честный человек».

В беседе с приятелем Казариным Арбенин едко обсуждает присутствующих.

Звездич жалуется Арбенину на проигрыш. Евгений Александрович садится играть за князя, выигрывает и отдает ему деньги, стараясь уклониться от благодарности.

Арбенин с князем уезжают в маскарад. Под маской многие становятся откровенными — и женщины тоже.

Шприх хочет сойтись поближе с Арбениным, разузнать о нем побольше для своей пользы. Поэтому, поужинав за счет хозяина дома, где играют в карты, отправляется в маскарад.

Арбенин на маскараде чувствует себя всем чужим. Звездич ищет приключений, любовных, конечно.

Князь встречается с маской, которая едко характеризует его:

Эта маска заинтересовала князя. Они уходят вместе.

Арбенин же встречается с мужской маской, которая пророчит ему несчастье в эту ночь.

Позже Евгений сталкивается со Шприхом и, поскольку тот ему неприятен, подшучивает над тем, что красивая жена пройдохи ему неверна. Шприх оскорблен и грозит вслед Арбенину, что тот и сам будет рогат.

Маска, влюбленная в Звездича, падает на диванчик (канапе) и в монологе сокрушается о том, что такая женщина, как она, знатная и обожаемая многими, готова все отдать за внимание князя. На канапе она находит потерянный какой-то женщиной драгоценный браслет.

Звездич, не добившись от маски того, чтобы она ему открылась, просит хоть что-нибудь на память. Та отдает ему только что найденный чужой браслет.

Звездич рассказывает о своем приключении Арбенину на ухо. Очевидно, приключение было довольно интимным.

Потом князь показывает приятелю браслет — и Евгений узнает его.

Вернувшись домой, Арбенин узнает от слуги, что жена все еще на каком-то балу. Евгений играл женщинами, не любя их. И вот...

Арбенин боится любви, потому что больше всего ценит свое «я» — а вдруг оно будет унижено?

Возвращается Нина. Арбенин упрекает ее, что она пришла слишком поздно.

Нина отвечает, что при одном его слове она готова оставить балы и уехать в деревню.

Арбенин говорит, что ревновать просто смешно, и раскрывает жене душу:

Нина жалуется, что Арбенин вечно всем недоволен. Муж привлекает ее к себе и вдруг замечает отсутствие одного из браслетов. Нина беспечно признается, что браслет потерян. В сердце Арбенина закрадывается страшное подозрение.

Слуга ищет браслет в карете, но не находит: «Наверно, в маскераде он потерян...»

Подозрения Арбенина усиливаются. Нина смеется.

— Дай бог, чтоб это был не твой последний смех! — восклицает Арбенин.

Нина отвечает:

Арбенин говорит, что его ничего в жизни не привлекает:

Арбенин в молодые годы часто обманывал чужих мужей и теперь, уже уверен в измене жены. Теперь у него одно на уме: месть!

Нина приезжает в гости к баронессе Штраль, где встречает Звездича, которому жалуется на потерю браслета.

Звездич решает, что таинственной незнакомкой, доказавшей ему свою любовь, была именно Нина. Он обещает ей вернуть браслет в обмен на определенные знаки внимания, о которых говорится довольно прозрачными намеками. Нина шокирована, она холодно дает Звездичу от-пор.

Звездич разозлен. Он рассказывает о приключении баронессе Штраль. Та наедине с собой произносит монолог о том, что мужчины рады хвастаться своими победами и вовсе не берегут честное имя женщины.

Да, это она влюблена в Звездича и позволила себе с ним вольности на карнавале. Ей жаль, что она подарила ему на память браслет именно своей ни в чем не повинной подруги. Но свою честь она будет защищать даже за счет подруги. Поэтому Штраль начинает распускать сплетни о Нине и Звездиче, воспользовавшись визитом Шприха.

Шприх летит к Арбенину, встречается там с Казариным и тут же передает ему сплетню о том, что Арбенин рогат.

Шприх привез Нине письмо, которое муж, конечно же, прочел. В этом письме Звездич сообщает, что не откажется от Нины. Хотя она почему-то отрекается от всего, что было между ними.

Арбенин впадает в отчаяние:

Главный герой пьесы отправляется к Звездичу, чтобы убить его — но не решается. Выходя, он сталкивается с дамой в вуали, направляющейся к Звездичу. Арбенин думает, что это его жена, отводит с ее лица вуаль — это баронесса. Баронесса лепечет нечто невразумительное, что позволяет Евгению сделать вывод: Штраль — сводница, покровительница грешных отношений князя и Нины. Теперь Арбенин собирается мстить еще и баронессе.

Штраль порывается рассказать Арбенину правду, но не решается. Однако баронесса рассказывает Звездичу, что та игривая маска — это она.

На очередном карточном сражении Арбенин играет против Звездича, обвиняет его в шулерстве (передернул карту) и швыряет ему карты в лицо. Это страшное унижение для князя. Звездич пытается вызвать Арбенина на дуэль, но тот холодно отказывает: пусть позор останется несмытым.

Князь:

О, где ты, честь моя?., отдайте это слово,
Отдайте мне его — и я у ваших ног,
Да в вас нет ничего святого,
Вы человек иль демон?

Арбебнин:

Я? Игрок!

Баронесса Штраль уезжает в деревню. Звездич, отвергнутый всеми, собирается воевать на Кавказ. Перед отъездом он на балу возвращает Нине браслет и предупреждает, что ее муж — жестокий человек и может ее погубить.

Арбенин издалека наблюдает сцену прощания жены с князем. В душе его — ад. Он всегда носит с собой яд — некогда хотел отравиться, если проиграет в карты свою последнюю ставку. Этот яд он всыпает в мороженое Нины и увозит ее домой с бала.

Нина жалуется служанке на нездоровье. Муле ее служанку отсылает. Нине делается все хуже. Посылают за доктором. Арбенин же, не обращая внимания на ее жалобы, впадает в романтическо-философские рассуждения о жизни и смерти. Не слушая жены, он в трагическом упоении жалеет себя:

Нина умирает и перед смертью клянется, что невинна.

Арбенин близок к помешательству, что замечает доктор. Некто Неизвестный вместе со Звездичем наносят визит ревнивому убийце. Князь снова вызывает Арбенина на дуэль — ив этот раз получает согласие.

А кто же таков Неизвестный? Будучи молодым, он был жестоко обыгран Арбениным в карты, а Евгений еще и посмеялся в ответ на его мольбы. С тех пор этот игрок стал следить за Арбениным, желая ему всяческих несчастий. И вот настал час его торжества — он может объявить своему погубителю:

— Послушай: ты... убил свою жену!..

Князь и Неизвестный говорят ревнивцу, что его жена невинна.

Арбенин хохочет.

Тогда князь показывает безумцу письмо баронессы, где она признается, что нашла браслет на маскараде, и рассказывает всю историю ужасного заблуждения.

Убедившись в полной невиновности жены, ревнивый убийца впадает в окончательное безумие.

Ни о какой дуэли не может быть и речи. Неизвестный отомщен, а Звездич так и остается опозоренным.

Михаил Юрьевич Лермонтов

«Маскарад»

Евгений Александрович Арбенин, человек не первой молодости, игрок по натуре и по профессии, разбогатев на картах, решает переменить судьбу: заключить «союз с добродетелью», жениться и зажить барином. Задумано — сделано.

Жизнь, однако, вносит существенную поправку в прекраснейший сей план. Посватавшись не то чтобы по прямому расчёту, скорее «по размышленьи зрелом», Евгений, неожиданно для себя, влюбляется, и не на шутку, в юную свою жену. А это при его-то угрюмстве и с его темпераментом — как лава, «кипучем» — душевного комфорта не обещает. Вроде бы «утих», причалил к семейной пристани, а чувствует себя «изломанным челноком», брошенным снова в открытое, бурное море.

Жена его, спору нет, ангел, но она — дитя, и душой, и годами, и по-детски обожает все, что блестит, а пуще всего «и блеск, и шум, и говор балов». Вот и сегодня: праздники, Петербург развлекается, танцует, развлекается где-то и Настасья Павловна Арбенина (по-домашнему — Нина). Обещалась быть до полуночи, сейчас уж час второй… Наконец является. Подкрадывается на цыпочках и целует, как доброго дядюшку, в лоб. Арбенин делает ей сцену, да милые бранятся — только тешатся!

К тому же Евгений Александрович и сам нынче не без греха: нарушил зарок — «за карты больше не садиться». Сел! И крупно выиграл. Правда, и предлог благовидный: надо же выручить из беды проигравшегося князя Звездича!

Со Звездичем же из игорного дома едет он в дом маскарадный — к Энгельгардту. Чтобы рассеяться. Рассеяться не получается: в праздной толпе Арбенин всем чужой, зато Звездич, молодой и очень красивый гвардеец, в своей стихии и, конечно же, мечтает об амурном приключении. Мечта сбывается. Таинственная дама в маске, интригуя, признается ему в невольной страсти. Князь просит на память о маскарадной встрече какой-нибудь символический «предмет». Маска, не рискуя отдать своё кольцо, дарит красавчику потерянный кем-то браслет: золотой, с эмалью, премиленький (ищи, мол, ветра в поле!). Князь показывает маскарадный «трофей» Арбенину. Тот где-то видел похожий, но где, не помнит. Да и не до Звездича ему, некто Неизвестный, наговорив дерзостей, только что предсказал Евгению несчастье, и не вообще, а именно в эту праздничную зимнюю ночь!..

Согласитесь, что после такого бурного дня у господина Арбенина есть основания нервничать, ожидая припозднившуюся жену! Но вот гроза, так и не превратившись в бурю, умчалась. Ну что с того, что Нина любит иначе, чем он, — безотчётно, чувствами играя, так ведь любит же! Растроганный, в порыве нежности Евгений целует женины пальцы и невольно обращает внимание на её браслет: несколько часов назад точно таким же, золотым и с эмалью, хвастал Звездич! И вот тебе на! На правом запястье браслета нет, а они — парные, и Нина, следуя моде, носит их на обеих руках! Да нет, не может быть! «Где, Нина, твой второй браслет?» — «Потерян». Потерян? Потерю, по распоряжению Арбенина, ищут всем домом, естественно, не находят, в процессе же поисков выясняется: Нина задержалась до двух часов ночи не на домашнем балу в почтенном семействе, а на публичном маскараде у Энгельгардта, куда порядочной женщине, одной, без спутников, ездить зазорно. Поражённый странным, необъяснимым (неужели всего лишь детское любопытство?) поступком жены, Арбенин начинает подозревать, что у Нины — роман с князем. Подозрение, правда, ещё не уверенность. Не может же ангел-Нина предпочесть ему, зрелому мужу, пустого смазливого мальчишку! Куда больше (пока) возмущает Арбенина князь — до амурных ли шалостей было бы этому «купидону», если бы он, Арбенин, не отыграл великодушно его карточный проигрыш! Устав до полусмерти от выяснения отношений, супруги Арбенины, в самом дурном расположении духа, расходятся по своим комнатам.

На другой день Нина отправляется в ювелирный магазин; она наивно надеется, что муж сменит гнев на милость, если удастся подобрать взамен утраченной безделушки точно такую же. Ничего не купив (браслеты — штучной работы), мадам Арбенина заезжает к светской приятельнице молодой вдове баронессе Штраль и, встретив в гостиной Звездича, простодушно рассказывает ему о своей неприятности. Решив, что таинственная дама в маске и Нина Арбенина — одно и то же лицо, а «сказочка» про якобы потерянный браслет — с намёком, Звездич в миг преображается из скучающего бонвивана в пламенного любовника. Остудив его пыл «крещенским холодом», Нина поспешно удаляется, а раздосадованный князь выкладывает «всю историю» баронессе. Вдова в ужасе, ведь это именно она, не узнанная под маскарадной маской, нашла и подарила Нинин браслет!

Спасая свою репутацию, она оставляет Звездича в заблуждении, а тот, в надежде запутать Нину и тем самым добиться своего, отправляет ей, по домашнему адресу, предерзкое письмо: дескать, скорей умру, чем откажусь от вас, предварительно оповестив о его содержании половину светского Петербурга. В результате многоступенчатой интриги скандальное послание попадает в руки Арбенина. Теперь Евгений не только убеждён, что жестоко обманут. Теперь он видит в случившемся ещё и некий вещий знак: дескать, не тому, кто испытал «все сладости порока и злодейства» — мечтать о покое и беспечности! Ну, какой из него, игрока, муж? И тем более добродетельный отец семейства! Однако отомстить коварному «соблазнителю» так, как это сделал бы «гений злодейства» и порока, то есть задушить Звездича словно кутёнка, — спящим, Арбенин не может: «союз с добродетелью», пусть краткий, видимо, все-таки что-то изменил в самом его существе.

Между тем баронесса Штраль, испугавшись за жизнь князя, которого, несмотря ни на что, любит, за что — не зная, «быть может, так, от скуки, от досады, от ревности», решается открыть Арбенину истину и тем самым предотвратить неизбежную, по её представлению, дуэль. Арбенин, прокручивая в голове варианты отмщенья, не слушает её, точнее, слушая, не слышит. Госпожа Штраль в отчаяньи, хотя волнуется она напрасно: поединок не входит в планы Евгения; он хочет отнять у счастливчика и баловня судьбы не жизнь — зачем ему жизнь «площадного волокиты», а нечто большее: честь и уважение общества. Хитроумное предприятие удаётся вполне. Втянув бесхарактерного князька в карточное сраженье, придирается к пустякам, публично обвиняет в мошенничестве: «Вы шулер и подлец», даёт пощёчину.

Итак, Звездич наказан. Очередь за Ниной. Но Нина — это не безнравственный и безбожный князёк; Нина это Нина, и Арбенин, суеверный, как все игроки, медлит, ожидая, что скажет, что подскажет судьба ему, её старинному и верному рабу. Судьба же «ведёт себя» крайне коварно: распутывая интригу, тут же и запутывает ее! Госпожа Штраль, после неудачной попытки объясниться начистоту с мужем подруги и понимая, что при любом повороте событий светская её карьера безнадёжно погублена, решает удалиться в своё деревенское именье, а перед отъездом разъясняет Звездичу «разгадку сей шарады».

Князь, уже переведённый, по собственной его просьбе, на Кавказ, задерживается в Петербурге, чтобы вернуть злополучную безделушку её настоящей владелице, а главное, чтобы остеречь Нину, которая симпатична ему: берегитесь, мол, ваш муж — злодей! Не придумав иного способа поговорить с госпожой Арбениной наедине, он весьма неосторожно подходит к ней на очередном великосветском балу. Называть вещи своими именами князь не решается, а Нина решительно не понимает его намёков. Ее Евгений — злодей? Муж собирается ей отомстить? Какая чепуха? Не догадывается она и о том, к какому решению приходит издалека наблюдающий эту сцену Арбенин («Я казнь ей отыщу… Она умрёт, жить вместе с нею доле я не могу»).

Разгорячённая танцами, давно позабыв о смешном офицерике, Нина просит мужа принести ей мороженое. Евгений послушно плетётся в буфетную и перед тем, как подать блюдечко с мороженым жене, подсыпает туда яд. Яд — быстродействующий, верный, в ту же ночь, в страшных мучениях, Нина умирает.

Проститься с телом покойной приходят друзья и знакомые. Предоставив визитёров скорби слугам, Арбенин в мрачном одиночестве бродит по опустевшему дому. В одной из дальних комнат его и находят Звездич и тот самый неизвестный господин, который несколько дней назад, на маскараде у Энгельгардта, предсказал Арбенину «несчастье». Это его давний знакомый, которого Евгений Александрович когда-то обыграл и пустил, что называется, по миру. Изведав, на своём горьком опыте, на что способен этот человек, Неизвестный, уверенный, что мадам Арбенина умерла не своей смертью, заявляет открыто, при Звездиче: «Ты убил свою жену». Арбенин — в ужасе, на некоторое время потрясение отнимает у него дар речи. Воспользовавшись возникшей паузой, Звездич, в подробностях, излагает истинную историю рокового браслета и в качестве доказательства передаёт Евгению письменное свидетельство баронессы. Арбенин сходит с ума. Но перед тем как навеки погрузиться в спасительный мрак безумия, этот «гордый» ум успевает бросить обвинение самому Богу: «Я говорил Тебе, что ты жесток!»

Неизвестный торжествует: он отмщён вполне. А вот Звездич безутешен: дуэль при нынешнем состоянии Арбенина невозможна, и, значит, он, молодой, полный сил и надежд красавец, навек лишён и спокойствия, и чести.

Е.А. Арбенин – азартный человек немолодых лет, однажды разбогатев на картах, принимает решение изменить свою судьбу.

Евгений женится на юной девушке. Нина обожала блеск балов. Вот и сейчас она где то пропадала на очередном балу.

Евгений Андреевич, нарушил слово и сел за карты под предлогом выручить проигравшегося князя Звездича. Он крупно выиграл и они с князем отправились к Энгельгардту в маскарадный дом.

Звездич жаждет амурного приключения. Его мечта сбывается, и дама в маске признается в своей страсти к красавчику. На память о маскарадной встрече дама отдает кем - то потерянный золотой браслет. Князь показывает его Арбенину, но тот мельком глянув, был озадачен совсем другим. В эту праздничную зимнюю ночь, какой-то незнакомец напророчил ее несчастье.

Целуя хрупкие пальчики жены, Арбенин замечает браслет, который точно совпадал с тем, что показывал Звездич пару часов назад. Глянув на правое запястье, он обнаружил, что браслета нет. Они были парные, и Ниночка как истинная модница носила их на обеих руках. В ходе поисков жена созналась, что была не на домашнем балу, а на публичном маскараде. Арбенин подозревает жену в связи с Звездичем.

На следующий день Нина поехала навестить свою приятельницу, молодую вдову баронессу Штраль. В гостиной встречает Звездича и рассказывает о семейном скандал. Князь решает, что дама в маске и Нина это одно лицо и превращается в пламенного любовника. Остудив его пыл, Нина поспешно уходит. Разочарованный князь делится своей историей с баронессой. Та пребывает в ужасе, ведь именно она скрывалась под маской в тот вечер.

Князь отправляет на домашний адрес письмо для Нины, в котором сообщает, что не собирается отказываться от возлюбленной и готов пойти на многое.

Письмо доходит до рук Арбенина и он окончательно убеждается, что обманут своей женой.

Баронесса Штраль беспокоясь за жизнь Звездича, решается открыть всю правду Арбенину. Он не услышал всей правды, одержимый местью. Смерть князя не входила в его планы, Арбенин хотел большего, отнять честь и уважение Звездича в обществе.

Евгений втянул князя в карточную игру и публично обвинил его в мошенничестве и дал пощечину.

Штраль принимает решение уехать в свое деревенское имение, она понимала, что репутация ее загублена. Перед отъездом она раскрывает карты Звездичу.

Князь ищет встречи с Ниной для того чтобы передать браслет и предостеречь девушку от мести мужа. Он подходит к девушке на очередном балу и не решается вести разговор прямо. Намеки князя о том, что ее муж жаждет мести, для Нины звучат смешно, и она не придает этому значение. За этой беседой издали наблюдал Арбенин.

Кружась в танце, Нина быстро позабыла о разговоре с князем. Она просит мужа принести ей мороженое. Евгений подает мороженое жене, перед этим подсыпав в него яд. Ночь девушка скончалась в страшных муках.

С ее телом пришли проститься друзья и родственники. В одной из комнат Арбенин встретил Звездича и того самого незнакомца, который предсказал несчастье. Ним оказался старый знакомый, которого Евгений Александрович однажды обыграл в карты и оставил ни с чем. Звездич подробно рассказывает всю историю о браслете. В качестве доказательств князь прилагает письмо баронессы.

Евгений сходит с ума. «Неизвестный» торжествует, а Звездич огорчен тем, что так и не сможет отстоять свою честь и достоинство, так как дуэль с Арбениным невозможна.

Сочинения

Философские проблемы добра и зла жизни и смерти в поэме «Маскарад» Драматургия в творчестве Лермонтова на примере драмы «Маскарад» Герой и толпа в поэме «Маскарад» Нина - характеристика литературного героя Рецензия на драму М.Ю. Лермонтова «Маскарад»

В 1835 году написал самую известную свою драму «Маскарад» Лермонтов. Краткое содержание поэмы рассказывает читателю о жизни Евгения Арбенина, профессионального игрока в карты, разбогатевшего на этом поприще. Поскольку мужчина уже дожил до средних лет, то он решил остепениться, бросить играть и обзавестись семьей, что вскоре и сделал. Его молодая жена Нина (официально Настасья Павловна) была настоящим ангелом, Арбенин неожиданно для себя влюбился, поэтому постоянно сидел, словно на пороховой бочке, ревнуя свою красавицу к каждому встречному.

Первые подозрения в неверности жены

Несоответствие характеров и разные взгляды на жизнь мужчины в возрасте и его молодой жены изобразил в пьесе «Маскарад» Лермонтов. Краткое содержание рассказывает о том, что Нина любила ходить на балы, тогда как Арбенин нарушал зарок и садился за карты. Один раз он выручил из беды князя Звездича, который крупно проигрался. Из игорного дома товарищи отправились к Энгельгардту - в дом маскарадный. Арбенин в новом обществе чувствовал себя чужаком, ему хотелось поскорее отправиться домой, а вот его молодой и красивый друг был на пике популярности.

Одна незнакомка в маске призналась Звездичу в любви, а тот попросил ее что-то дать на память о встрече. Красавица испугалась быть узнанной и дала оброненный кем-то браслет. Князь похвастался своим трофеем перед Арбениным, украшение показалось тому знакомым, но он не придал этому значения. Евгений Александрович возвращается домой и дожидается свою супругу, какое же было его удивление, когда на Нине не оказалось одного браслета, а потом выяснилось, что она была не на балу, а на публичном маскараде, куда приличным женщинам вход заказан.

Расследование ревнивого мужа

Неспособность и нежелание услышать человека, разговаривающего с тобой, хотел показать в своей драме «Маскарад» Лермонтов. Краткое содержание повествует о том, что Нина оббегала все ювелирные магазины в поисках похожей на утерянный браслет безделушки, но ничего не нашла. В отчаянии она пошла к своей приятельнице вдове баронессе Штраль и рассказала о своей неприятности. Подруга с ужасом понимает, что она наделала, ведь это именно она в маске подходила к Звездичу и дала ему чужое украшение.

Каждый думает лишь о себе и спасает свою репутацию, это наглядно показал в пьесе «Маскарад» Лермонтов. Краткое содержание рассказывает о том, что баронесса тонко намекает Звездичу, что незнакомкой, подарившей браслет, является Нина, тем самым она отводит подозрения от себя. Князь начинает ухаживать за мадам Арбениной, но та его отталкивает, не понимая, в чем дело. Звездич распустил слухи о своем романе с Ниной на весь Петербург, а Евгений в который раз убеждается, что его жестоко обманули.

Раскрытие обмана

Подлость и коварство светского общества изобразил в своей пьесе М. Лермонтов. «Маскарад», краткое содержание которого рассказывает, что баронесса все же призналась во всем как Арбенину, так и Звездичу, повествует о том, что Евгений задумал отомстить своим обидчикам, не желая слушать чьи бы то ни было оправдания. Втянув князя в карточное сражение, Арбенин придирается к пустякам, дает оппоненту пощечину, унижая при всех. Звездич пытается предупредить Нину, что ее муж злодей и может погубить ее, но женщина ничего не понимает. Арбенин приносит супруге мороженое, отравленное ядом, и она в ту же ночь погибает.

На похороны к Нине приходят друзья, знакомые, а также Звездич с незнакомым господином, который на маскараде предрек несчастье Арбенину. Князь при всех называет Евгения убийцей и во всех подробностях рассказывает ему правдивую историю браслета. Глупость и слепая ревность погубили невинную жизнь - именно об этом написал Лермонтов «Маскарад». Краткое содержание повествует о том, что в итоге Арбенин сошел с ума, а Звездич лишен чести и спокойствия, потому что не смог вызвать на дуэль своего обидчика.