Образовательная технология «ИнтеллекТ. ОТИ (Образовательная Технология "ИнтеллекТ") Ломоносовская школа технология интеллект

ОТИ это новейшая образовательная технология Московской Ломоносовской школы, которую сегодня используют самые передовые образовательные учреждения - она способствует развитию у детей 4-х основных образовательных навыков (говорение, слушание, письмо и речь) и 4-х основных психологических процессов (внимание, память, мышление, воображение). Школа "ЭйдоС" второй на Украине приобрела и внедрила эту технологию.

Цель Образовательной Технологии «ИнтеллекТ»: Развитие интеллектуальных способностей учеников для повышения эффективности учебной деятельности.

Урок «ИнтеллекТ» вводится в учебный план для:

  • координации деятельности учителей-предметников по развитию интеллектуальных способностей (ИС).
  • оптимизации общих усилий преподавателей посредством расстановки акцентов на развитие различных ИС путем взаимного влияния линий развития ИС (когда развитие одной ИС помогает, поддерживает другую ИС), обобщения линий развития;
  • показа, что каждая из частей востребована и оказывает пользу в базовом предмете.

Для достижения цели ставятся конкретные задачи интеллектуального развития учеников:

  • активизировать и развить предметно-ориентированные психические качества (память, логическое мышление, внимание, воображение), позволяющие полно и точно сохранять в памяти знания и практические умения, а также своевременно и точно выдавать предметные знания, применять их в различных ситуациях.
  • сформировать предметный тезаурус, обеспечивающий восприятие, осмысление и выдачу предметных знаний, а также формирование умственных действий в соответствии с требованиями учебных программ.
  • развить предметно-речевые навыки, способствующие восприятию, осмыслению и запоминанию информации, позволяющие полно и точно воспроизводить полученные знания в письменной и устной формах.
  • повысить мотивацию учебно-познавательной деятельности, личностный смысл учебы.

Задачи решаются путем выполнения действий (упражнений) , направленных на развитие внимания, мышления, памяти, воображения, чтения, говорения, письма, слушания, тезауруса, — необходимых составляющих успешной учебы, обеспечивающих выполнение указанных задач. Упражнения носят, как правило, развивающий и диагностический характер, что позволяет ребенку и преподавателю на каждом этапе определять уровень развития того или иного качества, проводить своевременную корректировку. (Корректировка развития определенных психических качеств или речевых навыков производится путем подбора учащемуся индивидуальных заданий.)

Оценивающая функция упражнений играет немаловажную роль в формировании самооценкишкольника. Большинство заданий составлены в занимательной форме, а их содержаниесовпадает со школьной программой по основным предметам (на уровне понятий, утверждений, вопросов и целых текстов), благодаря чему производится подготовка обучающихся к гибкому и творческому применению полученных знаний и навыков.

Таким образом, содержание учебного предмета превращается в средство развития интеллектуальных качеств обучающегося иусваивается в ходе целенаправленного развития интеллектуальных качеств и осмысливается обучающимися как материал, на котором можно развиваться.

Кроме этого, в заданиях, тестах и тренингах учитывается различное соотношениераспределения аспектов тех или иных психических качеств и речевых навыков в рамках отдельно взятых учебных дисциплин. В связи с этим, мы говоримо развитии предметно-ориентированных психических качеств и предметно-речевых навыков.

Поддержание поискового интереса происходит за счет того, что предлагаемые задания нестандартны, носят занимательный характер, усложняются постепенно, выполнение готовых заданий, подготовленных учителем,чередуются с составлением упражненийсамими обучающимися (в начале ребенок действует по образцу, постепенно увеличивая долю творчества, тем самым тренируясьв постановке собственных проблем).

Все задания, предлагаемые для выполнения, содержатинструкцию, где подробно описан ход выполнения задания.

Регулярное повторение упражнений и действий по программе обеспечивает отработку и закрепление полученных знаний и навыков, что приводит к полноценному выполнению поставленных задач.

Отличительные особенности по частным пунктам программы определяются конкретными целями обучения в каждом отдельно взятом классе и ориентированы на сценарии развития интеллектуальных качеств каждого класса.

Индивидуальные линии развития ИС

Отдельные обучающиеся по отдельным предметам имеют большие трудности. Причиной может быть недостаточное развитие интеллектуальных способностей, несмотря на развитие на специальном уроке и на учебных предметах. В таком случае проводится индивидуальная работа в специально отведенное время. Для обучающегося подбирается индивидуальная Программа развития, рассчитанная на полгода и более длительный период времени. Время определяется успешностью развития необходимых интеллектуальных способностей. Нужно, чтобы ребенок с потенциально слабыми интеллектуальными способностями почувствовал успех, поддержку.

Индивидуальная линия развития проводится и для детей, относящихся к категории одаренных. Целью развития одаренных детей является получение высоких результатов в некоторых областях науки.

В Программе индивидуального развития для одаренных детей ставятся задачи развития способностей по выявлению проблем, их формулировке, с последующим нахождением путей решения (креативный компонент). Цель индивидуального интеллектуального развития - добиться приведения ребенка в состояние изобретательства.

ОТИ это очень круто. И очень нравится ученикам нашей Школы.


Авторы: научный руководитель Ломоносовской школы д. п. н. Зиганов Марат Александрович; руководитель научно- методической лаборатории "ИнтеллекТ" Корешкова Лариса Анатольевна


Образовательная технология « ИнтеллекТ » (ОТИ) – современная педагогическая технология повышения эффективности учебной деятельности за счет: повышения интереса учащихся к учебе (дети, учителя и родители оценивают, что учеба начинает даваться легче); снижения утомляемости детей в школе (дети меньше тратят усилий и времени на выполнение учебных действий по школьным программам); увеличения качества усвоения школьной программы и качества применения усвоенного на практике (актуальные интеллектуальные способности позволяют лучше понимать устную и письменную речь, крепче сохранять усвоенное и продуктивнее применять знания, умения и навыки).


Основные задачи применения ОТИ: формирование навыков научной организации труда обучающихся; формирование устойчивого интереса к учебному процессу как к интеллектуальному труду; формирование внутренней готовности обучающихся к осознанному и самостоятельному планированию, реализации и корректированию перспектив своего развития; снижение физической и психологической нагрузки обучающихся и сотрудников.


Программа развития интеллектуальных способностей взаимосвязана с программами изучения базовых предметов и реализуется с учетом трех положений: 1- е положение: Актуальность интеллектуальных способностей. На каждом этапе интеллектуального развития учащимся предлагаются упражнения, развивающие именно те интеллектуальные способности, которые будут востребованы на уроках по данной учебной дисциплине в ближайшие 1-2 недели при изучении определенных тем. 2- е положение: Содержательность интеллектуальных способностей. На каждом этапе интеллектуального развития выполнение развивающих упражнений и диагностика уровня развитости интеллектуальных способностей производится на учебном материале, который изучался немного позднее или будет изучаться в скором будущем (только если ещё не изученный материал будет понятен учащимся). 3- е положение: " Инерционность " развития интеллектуальных способностей. Развитие различных интеллектуальных способностей, проявляющихся в одной предметной области, протекает с различной скоростью для одного какого - либо учащегося. Так, например, если избирательность внимания конкретного ученика к конкретным правилам и свойствам развивается 2-3 недели, то устойчивость его внимания при применении этих правил и свойств достигается за неделю.


Карта развития п/п Тема память внимание мышление воображение чтение говорение слушание письмо тезаурус 1Обозначение натуральных чисел Тест 1++ Тест 2+ Тест 3+ Тест 4+ Тест 5+ 2Отрезок. Длина отрезка. Треугольник Тест 1++ Тест 2+ Тест 3++ 3Плоскость прямая луч Тест 1+ 4Шкалы и координаты Тест 1++ Тест 2+





Сравним задания разных уровней Уровень АУровень ВУровень С Найдите периметр треугольника со сторонами 3 см, 4 см и 5 см. Найдите периметр треугольника со сторонами 10 см, 12 см и 17 см. Найдите периметр треугольника, если одна сторона равна 11 см, вторая – короче первой на 6 см, а третья сторона составляет 15 см.





ОТИ - это современная педагогическая технология, которая повышает эффективность учебной деятельности за счет:

  • увеличения интереса учащихся к учебе;
  • снижения утомляемости детей в школе;
  • развития интеллектуальных способностей школьников.

ОТИ была разработана задолго до выхода стандартов Нового поколения, приоритетом которых является развитие способностей учащихся. Поэтому у ОТИ есть ответы на вопросы что, сколько, когда и как нужно развивать в интеллектуальной сфере школьников.

ОТИ представляет систему развивающих упражнений по различным учебным предметам для детей 1-8 классов: русскому языку, иностранным языкам, математике, естествознанию, истории, биологии, географии, физике, химии.

Учителям интересно и легко применять ОТИ на уроках, т.к. технология помогает добиваться значительных результатов с небольшими временными затратами. Поэтому ОТИ зарекомендовала себя во многих регионах России и за рубежом.

Целью применения образовательной технологии «ИнтеллекТ» в ЧУ СОШ «Петровская школа» является повышение эффективности учебного процесса, и как следствие повышение качества обученности учеников.

Основные задачи применения ОТИ:

  • формирование навыков научной организации труда обучающихся;
  • формирование устойчивого интереса к учебному процессу как к интеллектуальному труду;
  • формирование внутренней готовности обучающихся к осознанному и самостоятельному планированию, реализации и корректированию перспектив своего развития;
  • снижение физической и психологической нагрузки обучающихся и сотрудников.

Автором образовательной технологии «ИнтеллекТ» является Зиганов Марат Александрович , доктор педагогических наук (МАН), профессор Европейского университета права, директор Школы рационального чтения, основатель Президентской школы и сети Ломоносовских школ; удостоен медали Кембриджа и включен Кембриджским биографическим центром в число выдающихся ученых XX века по направлению «Развитие интеллектуальных способностей».

Образовательная технология «ИнтеллекТ» признана НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков здоровьесберегающей технологией




Методическое обеспечение курса для применения ОТИ на 1-ой ступени использования технологии в образовательном процессе

  1. Развивающее пособие для повышения успеваемости по основным предметам. Ломоносовская школа. Образовательная технология «ИнтеллекТ».1 класс. М.: Клевер-Медиа-Групп, 2013.
  2. Развивающее пособие для повышения успеваемости по основным предметам. Ломоносовская школа. Образовательная технология «ИнтеллекТ». 2 класс. М.: Клевер-Медиа-Групп, 2013.
  3. Развивающее пособие для повышения успеваемости по основным предметам. Ломоносовская школа. Образовательная технология «ИнтеллекТ». 3 класс. М.: Клевер-Медиа-Групп, 2013.
  4. Развивающее пособие для повышения успеваемости по основным предметам. Ломоносовская школа. Образовательная технология «ИнтеллекТ». 4 класс. М.: Клевер-Медиа-Групп, 2013.



Методическое обеспечение курса для применения ОТИ на 2-ой ступени использования технологии в образовательном процессе

1 класс

Математика. Развиваем интеллект М.: Клевер-Медиа-Групп, 2013.

2 класс
Русский язык. Развиваем интеллект. М.: Клевер-Медиа-Групп, 2013.

3 класс
Русский язык. Развиваем интеллект. М.: Клевер-Медиа-Групп, 2013.
Математика. Развиваем интеллект. М.: Клевер-Медиа-Групп, 2013.

4 класс
Русский язык. Развиваем интеллект. М.: Клевер-Медиа-Групп, 2013.
Математика. Развиваем интеллект. М.: Клевер-Медиа-Групп, 2013


Педагоги школы, прошедшие обучение на курсах «1-ая и 2-ая ступень использования ОТИ в образовательном процессе» в Ломоносовской школе

  1. Архипова Александра Валерьевна
  2. Батурова Владлена Михайловна
  3. Волынец Людмила Владимировна
  4. Перевезенцева Ирина Ивановна
  5. Страмнова Наталья Вадимовна

В 2014-2015 учебном году технологи ОТИ применяется на уроках математики и русского языка:
1-я ступень использования – 3 «А» класс, Страмнова Н.В.
2-я ступень использования – 1 – е классы, Батурова В.М. 2 «А» класс, Архипова А.В.


Руководитель НМЛ «ИнтеллекТ» : Корешкова Лариса Анатольевна.
Технолог ОТИ (Ломоносовская начальная школа) : Воробьёва Марина Аркадьевна.
Администратор ОТИ в ЧУ СОШ «Петровская школа» : Батурова Владлена Михайловна.

© 1993 - 2019 Петровская частная школа