Много говорит а мало делает. Кто много говорит, тот мало делает. Смотреть что такое "Кто много говорит, тот мало делает." в других словарях

Жак Луи Давид «Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года», 1806-1807

Лувр, Париж

Неоклассицизм

Церемония коронации состоялась 2 декабря 1804 года. Этому предшествовала серьезная подготовка к празднику в стиле Цезаря. По всему Парижу, окна богачей были завешаны знаменами и коврами, в оконных проемах бедняков полоскались разукрашенные простыни. Для коронации выбрали собор Парижской Богоматери.
Архитекторы Персье и Фонтень спешно залечивали повреждения нанесенные революцией и декорировали Нотр Дам в стиле Империи.
Картина была создана Давидом по заказу самого Наполеона I. На ней изображён эпизод коронации императора, произошедший 2 декабря 1804 года в соборе Парижской Богоматери. Давид выбрал момент, когда Наполеон коронует Жозефину, а папа Пий VII даёт ему своё благословение.

Давид создал своё полотно под впечатлением от картины «Коронация Марии Медичи» Рубенса. Давид работал над картиной 3 года и завершил работу в 1807 г. В феврале 1808 года она была выставлена на всеобщее обозрение. Матери Наполеона не было на его коронации, но когда он заказывал картину, попросил Давида нарисовать ее в самом центре.

Папа Римский появился в соборе Парижской Богоматери к гимну «Tu es Petrus». В момент коронации, как только Пий VII произнес: «Получают императорскую корону…», Наполеон неожиданно повернулся, жестом дал понять Папе, что сам знает, что делать дальше: сам надел «корону Карла Великого», потом заменил ее на золотой лавровый венок. Затем короновал, ставшую перед ним на колени Жозефину.

1. Наполеон I
2. Жозефина Богарне
3. Летиция Рамолино- мать Наполеона
4. Людовик I Бонапарт
5. Жозеф Бонапарт
6. Наполеон-Карл - сын Людовика Бонапарта и Гортензии Богарне
7. Сёстры Наполеона
8. Шарль Франсуа де Лебрен
9. Жан Жак Режи де Камбасерес
10. Луи Александр Бертье
11. Шарль Морис де Талейран-Перигор
12. Иоахим Мюрат
13. папа Пий VII
14. Жак Луи Давид

«Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года».Картина французского художника Жака луи Давида.

Церемония коронации состоялась 2 декабря 1804 года. Этому предшествовала серьезная подготовка к празднику в стиле Цезаря. По всему Парижу, окна богачей были завешаны знаменами и коврами, в оконных проемах бедняков полоскались разукрашенные простыни. Для коронации выбрали многострадальный собор Парижской Богоматери.

Архитекторы Персье и Фонтень спешно залечивали повреждения нанесенные революцией и декорировали Нотр Дам в стиле Империи.

Картина была создана Давидом по заказу самого Наполеона I. На ней изображён эпизод коронации императора, произошедший 2 декабря 1804 года в соборе Парижской Богоматери. Давид выбрал момент, когда Наполеон коронует Жозефину, а папа Пий VII даёт ему своё благословение.

Давид создал своё полотно под впечатлением от картины «Коронация Марии Медичи» Рубенса. Давид работал над картиной 3 года и завершил работу в 1807 г. В феврале 1808 года она была выставлена на всеобщее обозрение. Матери Наполеона не было на его коронации, но когда он заказывал картину, попросил Давида нарисовать ее в самом центре.

В настоящее время картина находится в 75-м зале на 1-м этаже галереи Денон в Лувре.

Кто есть кто?

  1. Наполеон I
  2. Жозефина Богарне
  3. Рамолино, Летиция — мать Наполеона
  4. Людовик I Бонапарт
  5. Жозеф Бонапарт
  6. Наполеон-Карл — сын Людовика Бонапарта и Гортензии Богарне
  7. Сёстры Наполеона
  8. Лебрен, Шарль Франсуа де
  9. Камбасерес, Жан Жак Режи де
  10. Бертье, Луи Александр
  11. Талейран-Перигор, Шарль Морис де
  12. Мюрат, Иоахим
  13. папа Пий VII
  14. Давид, Жак Луи
  15. На картине находится от 152 до 200 фигур. Не все их можно узнать, но можно точно идентифицировать следующих:

Папа Римский появился в соборе Парижской Богоматери к гимну «Tu es Petrus». В момент коронации, как только Пий VII произнес: «Получают императорскую корону…», Наполеон неожиданно повернулся, жестом дал понять Папе, что сам знает, что делать дальше: сам надел «корону Карла Великого», потом заменил ее на золотой лавровый венок. Затем короновал, ставшую перед ним на колени Жозефину.

Ограниченному в действиях Пию VII, ничего не оставалось, как объявить всем на латыни: «Император навсегда!

Вокруг папы: кардинал Феш, кардинал Капрара, греческий патриарх, различные итальянские и французские прелаты.


Группа наполеоновских офицеров (в шляпах с плюмажем): принцы Невшателя и Понте-Корво, французский архиканцлер и архиказначей, вице-король Италии, принц Мюрат, и три маршала: Монси , Серюрье и Бессьер.


33. Наполеон-Шарль.
34. Жюли Бонапарт, в девичестве Клари.
35. Гортензия Богарне.
36. Элиза
37 Полина
38 Каролина.
- Группа Императрицы: братья и сестры Наполеона, фрейлины и камергеры принцесс, и три маршала: Лефевр , Периньон и Келлерман .

Над мадам Мер: видные буржуа, художники и писатели. Некоторые говорят, что в этой группе Давид изобразил также себя (человек, делающий зарисовки?). Ясно, что его мастер, Вьен, здесь.

Позади главного алтаря: иностранные послы.


Давид несколько искажает реальность, хотя он присутствовал на церемонии и делал многочисленные подготовительные зарисовки. Картина в целом не отражает сцены коронации. Главным образом это касается матери Наполеона, которую можно увидеть величаво усевшейся между двумя центральными колоннами на заднем плане, и которой там на самом деле не было (она в это время находилась в Риме). Кроме того, Давид придает ей лицо со значимым встревоженно-печальным взглядом.


ЗОЛОТО И АЛМАЗЫ
:



Корона Карла Великого (Шарлеманя) — древняя регалия королей франков, а после 1237 года, королей Франции. Была сделана из четырех пластин, увенчанных крестом, украшенных драгоценными камнями, а позднее, большими геральдическими лилиями. Корона несколько столетий венчала французских королей, но во время революции была утрачена.

Парижский ювелир Мартин-Гийом Бьенне, по заказу Наполеона изготовил золотую корону в средневековом стиле. Восемь полуарок сошлись в центре, увенчанные распятием. Главную регалию, как и прежние венцы французских королей, назвали нескромно «корона Карла Великого». Ныне корона Шарлеманя №2 находится в Лувре, в зале Аполлона.

Наполеон – давний поклонник Римской империи, спал и видел: императоры, как истинные победители, венчались лавровыми венками. Чем хуже он — Бонапарт? Ювелиры выковали золотой лавровый венок. Символ доблести, обошелся казне в 8 000 франков.

Лавровый венок Наполеона в 1819 году будет уничтожен королем Луи XVIII. Существуют его многочисленные копии и единственный подлинный лист. Когда Жан-Батист Исабей писал очередной портрет Бонапарта, вынесли корону, чтобы художник мог понять ее пропорции.


Император надел лавровый венок, и пока пристраивал на голове — отвалился лист. Наполеон попросил Исабея сохранить его. С чувством благоговения Жан-Батист исполнил пожелание императора. Этот лист – единственная уцелевшая часть императорской лавровой короны.

Но,а что же Жозефина?

Муж усердно декорировал Жозефину бриллиантами. Ко времени коронации у жены Бонапарта был гарнитур из крупных отборных жемчужин размером с «маленький апельсин», два больших бриллиантовых комплекта, парюра из изумрудов, гарнитур из рубинов редкой красоты.


Нито.Тиара Жозефины.

Мари-Этьен Нито – известный парижский ювелир, основавший ювелирный дом Chaumet в 1780 году. Он изготовил для знаменитой клиентки Жозефины коронационную тиару — усыпанную 1040 бриллиантами, диадему «Лавровый венок» и пять роскошных гарнитуров (диадема, ожерелье, браслет, пояс, серьги, гребень, булавка) ко 2 декабря 1804 года.

Позднее у мадам Богарне были сотни, затем тысячи украшений и камней без оправы. А Наполеон безостановочно покупал новые. Да и сама Жозефина не сильно тормозила. В ее шкатулки переехали драгоценности французской короны.


Кроме одной — алмаз «Регент» принадлежал Наполеону. Вокруг шептались, у императрицы хранятся опалы – предвестники несчастья. Особенно впечатлял один, невероятно красивый, за сполохи на поверхности, он мрачно именовался «Сожжение Трои».


Корона Жозефины «Лавровый венок» с бриллиантами

Пий VII благословил регалии и державу, помазал священным елеем и возложил на алтарь. Наполеон, не доверяя никому, взял с алтаря корону Карла Великого и увенчал ею свою буйную головушку. Поносил, снял, и «просто» надел лавровый венок. Сверкая золотыми листиками на голове, с короной Карла Великого в руках, он приблизился к, стоящей на коленях, Жозефине и поднял корону над ее головой.

Этот момент и запечатлен на картине Жака-Луи Давида. Но тиара на Жозефине не списана с шедевра Нито вольным художником Жаком-Луи. Подлинная тиара Жозефины ныне является собственностью фирмы Van Cleef and Aspels, ее фотографии показывают, насколько фантазия живописца разнится с действительностью.

В первом варианте картины Давида, Наполеон короновал сам себя правой рукой, а в левой — держал шпагу с «Регентом», прижимая к сердцу. Но ученик художника посоветовал изобразить императора, коронующим Жозефину. Это была редкая наглость.

Скипетр — признак верховной власти. На коронации Наполеона их было два — скипетр Карла V и «Рука Правосудия». Оба ныне находятся в Лувре, в отделе предметов искусства.

Скипетр Карла Пятого.

Рука правосудия.

Уникален французский скипетр «Рука Правосудия» в виде левой ладони из слоновой кости в жесте благословения. И держать его полагалось в левой руке. Для коронации Наполеона в 1804 году, ювелир Мартин-Гийом Бьенне удлинил «Руку Правосудия» — она была вдвое короче, до бархатной части.

В данной композиции, только «рука» из слоновой кости — средневековая. Медный стержень девятнадцатого века. Соединение украшено «кольцом Святого Дени», камеей-инталией из сокровищ Сен-Дени.

Меч «Жуайёз», Лувр

Для коронации, Наполеон велел доставить меч принадлежавший Карлу Великому, из Экса. Это оружие, названное «Жуайёз» (Joyeuse) спешно привезено из лавки подержанных вещей. Но тут Наполеона ожидала засада: на эфесе красовались королевские лилии — символ французской монархии.

Ювелирам было приказано переделать рукоять и изготовить ножны, украшенные зеленым бархатом с золотыми пчелами. В конце концов, Бонапарту надоела возня с доделками-переделками, и он заказал новые регалии.


Мечи для коронации Наполеона, Фонтенбло

В мечтах, Наполеону виделся коронационный палаш, украшенный «Регентом». Но знаменитый алмаз был вставлен в эфес его консульской шпаги. «Регент» массой 136,75 карат, огранки «подушка», в первоначальном виде весил 410 карат

.

В 1886 году сокровища французской короны выставили на торги. «Регент», купленный Лувром за 6 миллионов франков, находится в музее и поныне.

Согласно оценке, стоимость камня составляла две трети всех королевских регалий. Раритет чудом уцелел после экспроприации французских королей, революционно настроенными гражданами. При разграблении королевского дворца, в 1792-ом, «Регент» пропал. Уникальный алмаз был найден и заложен республиканцами московскому купцу Трескову. Выкупил «Регент» генерал Бонапарт.

Алмаз принимал участие в коронации на эфесе шпаги Наполеона, закрепленной на белой бархатной перевязи. Папа Римский, освящая императорские регалии, вероятно, снял проклятие с алмаза «Регент», имевшего черную-пречерную репутацию.


Коронационное кольцо Жозефины – огромный рубин в золоте. Мальмезон, Франция.

Все пройдет – пройдет и это. Ушло время Наполеона. Бурбоны вернули королевский титул и все началось «с точностью до наоборот». Теперь истерично старались ликвидировать остатки культа Наполеона, искоренить память о нем во французском обществе. Для этого, в 1819 году императорские регалии были уничтожены. От роскошного лаврового венка остался единственный листок, сохраненный художником Исабеем. Ныне это бережно хранимая реликвия, заключенная в специальный футляр.

А вот, заказанную Наполеоном корону Карла Великого, оставили, взамен уничтоженного революцией древнего венца французских королей. Сегодня она вольготно живет в парижском Лувре. Больше никого не будет короновать знаменитый венец!

В 1885 году Национальное собрание Франции постановило продать большую часть королевских, императорских регалий и драгоценностей, чтобы воспрепятствовать любым попыткам реставрации монархии. Сохранились лишь несколько предметов, благодаря их исторической ценности.

Даже не знаю,что будем обсуждать: картину художника Жака Луи Давида или драгоценности Наполона и Жозефины.Вам виднее,что вам больше понравилось.

Слова императора Франции Наполеона I (1769 - 1821), во время его коронации, как короля Италии, 26 мая 1805 года в Миланском соборе. Прибыв на церемонию коронации Наполеон I, вопреки сложившейся ранее традиции возложения короны на голову короля кардиналом, вырвал железную корону лангобардов из рук кардинала Капрора и сам надел на себя. При этом он сказал: "Dieu me la donne, gare a qui la touche" (итал.) (Бог мне дал корону. Беда тому, кто ее тронет).

Следует отметить, что впервые Наполеон возложил сам на себя корону годом раньше, во время торжественного венчания и помазания на царство Франции в Париже. Этот эпизод описывает Е. В. ТАРЛЕ в книге "Наполеон":

"2 декабря 1804 г. в соборе Нотр-Дам в Париже произошло торжественное венчание и помазание на царство Наполеона. Когда нескончаемый ряд золотых придворных карет со всем двором, генералитетом, сановниками, папой и кардиналами подвигался от дворца к собору Нотр-Дам, несметные толпы народа глядели на этот блестящий кортеж. В этот день, впрочем, повторялась кое-где и фраза, которую историческая легенда приписывает разным лицам и которая будто бы была сказана одним старым республиканцем из военных в ответ на вопрос Наполеона, как ему нравится торжество: "Очень хорошо, ваше величество, жаль только, что недостает сегодня 300 тысяч людей, которые сложили свои головы, чтобы сделать подобные церемонии невозможными". Эти легендарные слова относят иногда и к моменту подписания конкордата, но они являются и для того и для другого случая весьма характерными.

В центральный акт коронации Наполеон внес совершенно неожиданно для папы и вопреки предварительному постановлению церемониала характернейшее изменение: когда в торжественный момент Пий VII стал поднимать большую императорскую корону, чтобы надеть ее на голову императора, подобно тому как за десять столетий до того предшественник Пия VII на престоле св. Петра надел эту корону на голову Карла Великого,- Наполеон внезапно выхватил корону из рук папы и сам надел ее себе на голову, после чего его жена, Жозефина, стала перед императором на колени, и он возложил на ее голову корону поменьше. Этот жест возложения на себя короны имел символический смысл: Наполеон не хотел, чтобы папскому "благословению" было придано слишком уж решающее значение в этом обряде. Он не пожелал принимать корону из чьих бы то ни было рук, кроме своих собственных, и меньше всего из рук главы той церковной организации, с влиянием которой он нашел целесообразным считаться, но которую не любил и не уважал".

Художник Жак Луи Давид по заказу самого Наполеона I написал картину «Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года» (фр. Sacre de l"empereur Napoléon Ier et couronnement de l"impératrice Joséphine dans la cathédrale Notre-Dame de Paris, le 2 décembre 1804).

Давид выбрал момент, когда Наполеон коронует Жозефину, а папа Пий VII даёт ему своё благословение. Давид работал над картиной 3 года и завершил работу в 1807 г. В феврале 1808 года она была выставлена на всеобщее обозрение. Матери Наполеона не было на его коронации, но когда он заказывал картину, попросил Давида нарисовать ее в самом центре.

Картина находится в 75-м зале на 1-м этаже галереи Денон в Лувре. Код: INV. 3699.

Примеры

(1828 - 1910)

"Война и мир" (1863 - 1869 гг.):

"Князь Андрей усмехнулся, прямо глядя в лицо Анны Павловны.
– «Dieu me la donne, gare a qui la touche», – сказал он (слова Бонапарте, сказанные при возложении короны). – On dit qu"il a ete tres beau en prononcant ces paroles, (Бог мне дал корону. Беда тому, кто ее тронет).