Классный час на тему: Женщины на войне. Женщины в великой отечественной войне

Мусульмане приняли активное участие в войне и внесли свою лепту в победу

В этом году отмечается 67-я годовщина Великой Отечественной войны. Казалось бы, столько лет прошло, и та боль должна бы притупиться, подзабыться. Но нет! Как могут ум и сердце забыть ту страшную трагедию, которая потрясла нашу страну?

Тысячи добровольцев уходили на фронт и сражались до последнего, до победного конца!

Боль, которую нам пришлось пережить, с годами, напротив, становится всё более ощутимой. Ведь каждый год от нас уходят те, которые сражались за Родину, благодаря которым мы живём под мирным голубым небом.

Необходимо отметить, что вся страна встала на защиту против агрессора, против фашизма. Не только мужчины уходили на войну, но и старики, дети помогали всем, чем могли. Большую роль сыграли и женщины.

Женщины оставили яркий след в истории этой жестокой войны. История помнит их, уважает и ценит. Немало славных страниц военной летописи написали хрупкие женские руки, которые за годы войны взвалили на себя все мужские профессии, мужские заботы. Работа в тылу стала главной женской профессией, с которой они справлялись на «отлично».

Согласно 13-й статье Закона о всеобщей воинской обязанности, принятого IV сессией Верховного Совета СССР 1 сентября 1939 г., женщины наряду с мужчинами имели право нести воинскую службу. Единственное отличие – они должны были иметь медицинскую, ветеринарную и специально-техническую подготовку. Они могли быть привлечены на учебные сборы. В военное время женщины, имеющие такую подготовку, могли быть призваны в армию и флот для несения вспомогательной и специальной службы. С первых дней начала войны около половины заявлений стать добровольцем поступило именно от женской половины населения страны. А по-другому просто и не могло быть, ибо Родина – одна на всех, и чувство патриотизма присуще любому человеку независимо от национальности, расы, пола, социального статуса.

Есть такое выражение: «Любовь к Родине – от веры». Любая беда и горе в разные исторические эпохи и годы всегда объединяли весь народ.

Созданный 30 июня 1941 года Государственный комитет обороны (ГКО) принял ряд постановлений о мобилизации женщин для несения службы в войсках ПВО, связи, внутренней охраны, на военно-автомобильных дорогах... Было проведено несколько комсомольских мобилизаций, в частности мобилизации комсомолок в Военно-Морской Флот, в Военно-Воздушные Силы и вой­ска связи (http://topwar.ru).

Многие легендарные советские фильмы рассказывают нам, молодым, о подвигах девушек: вспомнить хотя бы фильмы «А зори здесь тихи» или «В бой идут одни старики». Когда видишь такую смелость, храбрость, мужество, боевую хватку совсем юных девчонок, становится стыдно за себя. Мы раскисаем по любому, самому маленькому поводу и даже без него, а у тех девушек и времени-то порой не было, чтобы думать, а подумав, принимать решения. Они действовали решительно, включали всю свою сноровку и шли вперёд, навстречу своему врагу.

Безусловно, в войну большое значение имели врачи, которые своевременно оказывали помощь. Так, в годы ВОВ более 40 % было женщин-врачей и более 80 % – средних и младших медицинских работников.

Многие женщины за заслуги перед Отечеством удостоены самого высокого звания: «Герой Советского Союза».

И пулемётчицы, и разведчицы

Великая Отечественная война – ярчайший пример того, как женщины могут освоить все военные профессии, ведь они были и пулемётчицами, и разведчицами, и связистками, и танкистками, и лётчицами, и снайперами.

Некоторым может показаться, что словосочетание «женщина-солдат» странно звучит, что она не должна была лезть под обстрелы. Но опять-таки повторюсь, что у войны нет лица и нет пола. Война касается всех без исключения, и каждый должен сделать всё по мере своих сил.

Немного отойдя от нашей темы, вспомним, как, к примеру, женщины помогали имаму Шамилю в годы Кавказской войны. Конкретно известен случай при обороне Ахульго, когда женщины переодевались с мужскую одежду и своей общей численностью создавали врагу мнимость того, что горцев очень много. Женщины тогда помогали своему имаму всем, чем могли.

Возвращаясь к теме нашей беседы, замечу, что такая же и, возможно, ещё более тяжёлая ситуация складывалась в те 40-е годы. Вопрос стоял о порабощении, о суверенитете родной страны. Так как же женщины могли оставаться в стороне?

Оловянные солдатики

Нельзя со счетов сбрасывать тыл страны, где женщины стояли как настоящие оловянные солдатики, готовые выполнить любую самую грязную работу. Они встали за станки, изготавливали снаряды, помогали копать окопы, работали в шахтах, на металлургических заводах. Да всего и не перечислишь. Хочется отдать дань памяти этим женщинам-героям.

Давая оценку ратному подвигу советских женщин, прошедших вместе с воинами-мужчинами весь боевой путь, маршал Советского Союза А. И. Ерёменко писал: «Едва ли найдётся хоть одна военная специальность, с которой не справились наши отважные женщины так же хорошо, как их братья, мужья и отцы».

1418 дней шли они по фронтовым дорогам, преодолевая все трудности и невзгоды военной жизни, восхищая мужчин своим мужеством и выносливостью, воодушевляя молодых малоопытных солдат. В последних ударах по фашистской армии было применено новое стратегическое оружие – прожекторы, расчёты которых состояли в основном из девушек. Советские патриотки гордились своим участием в этом важном и ответственном поручении.

«Яркими лучами прожекторов враг был ослеплён и пришёл в замешательство, и, пока гитлеровцы опомнились от мощного светового удара, наша артиллерия и танки прорвали оборону противника, а пехотинцы пошли в атаку; вместе с прожектористками в выполнении этой исторической операции (дело происходило во время наступления на Берлин. – Прим. ред.) участие принимали и 40 девушек-снайперов. И Родина по достоинству оценила ратные подвиги своих отважных дочерей, окружила их вниманием и заботой. За боевые заслуги в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками свыше 150 тыс. женщин награждено боевыми орденами и медалями. Многие из них получили по несколько боевых наград. 200 женщин награждены орденами солдатской Славы, а четыре патриотки стали полными кавалерами ордена Славы» (А.Ф. Шмелёва, «Советские женщины в Великой Отечественной войне»).

Партизанская война

Одним из важных этапов борьбы с врагом явилась и партизанская война. Число женщин-партизан велико, здесь они справлялись со своими задачами не хуже тех, кто открыто вёл бой.

Помню, в нашей домашней библиотеке была книга, посвящённая Зое Космодемьянской. Я любила эту книгу и, перечитывая её, каждый раз по-новому восхищалась мужеством этой девушки. Она первая женщина, удостоенная звания «Герой Советского Союза» (посмертно) во время Великой Отечественной войны.

Саму казнь одна из свидетельниц описывает следующим образом: «До самой виселицы вели её под руки. Шла ровно, с поднятой головой, молча, гордо. Довели до виселицы. Вокруг виселицы было много немцев и гражданских. Подвели к виселице, скомандовали расширить круг вокруг виселицы и стали её фотографировать… При ней была сумка с бутылками. Она крикнула: «Граждане! Вы не стойте, не смотрите, а надо помогать воевать! Эта моя смерть – это моё достижение». После этого один офицер замахнулся, а другие закричали на неё. Затем она сказала: «Товарищи, победа будет за нами. Немецкие солдаты, пока не поздно, сдавайтесь в плен». Офицер злобно заорал: «Русь!» – «Советский Союз непобедим и не будет побеждён», – всё это она говорила в момент, когда её фотографировали… Потом подставили ящик. Она без всякой команды встала сама на ящик. Подошёл немец и стал надевать петлю. Она в это время крикнула: «Сколько нас ни вешайте, всех не перевешаете, нас 170 миллионов! Но за меня вам наши товарищи отомстят!» Это она сказала уже с петлёй на шее. Она хотела ещё что-то сказать, но в этот момент ящик убрали из-под ног, и она повисла. Она взялась за верёвку рукой, но немец ударил её по рукам. После этого все разошлись» (М. М. Горинов, «Зоя Космодемьянская» // Отечественная история).

Интересно, а мы смогли бы так мужественно встретить смерть?

Не забываем и вклад мусульман нашей страны в дело разгрома германского фашизма. Вот как о нём пишет президент Академии военных наук, генерал армии Махмут Гареев: «Наша победа в Великой Отечественной войне имеет общемировое значение. Мусульманские народы бывшего Советского Союза, как и народы, придерживающиеся других религий, приняли активное участие в войне и внесли свою лепту в победу. Среди получивших правительственные награды – ордена и медали на фронтах Великой Отечественной войны – десятки и сотни тысяч представителей мусульманских народа. Только Героями Советского Союза из моего родного народа – татар – стало свыше 200 человек. Много их и среди других мусульманских народов» (http://damir-sh.livejournal.com).

Сыграли огромную роль в войне и женщины-мусульманки, помогая своим отцам, мужьям, сыновьям.

Время никогда не сможет стереть из памяти тот подвиг, которые совершили наши деды и отцы в самые сложные годы нашей страны. Женская помощь оказалась очень кстати, списывать заслуги представительниц прекрасного пола мы не имеем права.

В статье «О моральном облике нашего народа» М. И. Калинин писал: «…всё предыдущее бледнеет перед великой эпопеей нынешней войны, перед героизмом и жертвенностью советских женщин, проявляющих гражданскую доблесть, выдержку при потере любимых и энтузиазм в борьбе с такой силой и, я бы сказал, величественностью, каких никогда не наблюдалось в прошлом».

Никто не забыт и ничто не забыто. Мы обещаем помнить вас всегда. Благодаря вам мы живём в мире и согласии несмотря ни на что. Хочется искренне поблагодарить наше старшее поколение за то, что оно дало нам возможность ЖИТЬ!

  • 1846 просмотров

Сабиха Гёкчен, Симон Сегуан, Элизабет Гаррет Андерсон — это лишь немногие из известных лиц, открывших пути для других женщин. Каждая из них стала первопроходцем или выдающимся специалистом в той или иной области, оставив яркий след в мировой истории.

1. Эмма Гейтвуд (Emma Rowena Gatewood) (1887 — 1973)

В 1955 году Эмма Гейтвуд прочитала в National Geographic статью о тяжелейшем пешем маршруте через Аппалачи, протяжённостью в 3489 километров. В статье говорилось, что только пять человек смогли пройти его за один сезон и что, разумеется, никакой женщине это не под силу.

Эмме в это время было 68 лет, она уже была матерью одиннадцати детей, бабушкой двадцати трех и прабабушкой еще тридцати. Женщина решила, что это хорошая идея и пошла налегке. Эмма пошла в кедах и взяла с собой только армейское одеяло, плащ, пластиковые занавески для душа, аптечку, одну смену одежды и небольшой запас еды. У нее не было ни карты, ни компаса, ни палатки — ничего, что могло бы облегчить путешествие. Её рацион состоял из вяленой говядины, сыра и орехов, а остальную пищу она находила в лесу.

Эмма Гейтвуд похудела на 15 килограммов, но она прошла весь маршрут за 142 дня. Через 5 лет она преодолела этот же маршрут еще раз, а потом еще раз в 75 лет.

Эмма Гейтвуд (Emma Rowena Gatewood)

2. Марта Геллхорн (Martha Gellhorn) (1908-1998)

В умах многих Марта Геллхорн навсегда останется третьей женой Эрнеста Хемингуэя. Именно в таком качестве ее представляют справочники и энциклопедии, несмотря на то что она была одной из немногих женщин, занимающихся освещением военных событий.

Всей душой преданная журналистскому ремеслу, она посвятила написанию репортажей ни много ни мало шестьдесят лет. Этой женщине официально было присвоено звание одной из пяти журналистов, оказавших наибольшее влияние на формирование и развитие общества в Америке на протяжении XX века. Это знаменательное событие отмечено выпуском специальной серии марок для почтовых конвертов.

Востребованность и популярность журналистки в середине 30-х годов достигали впечатляющих масштабов: ее поездки по странам Европы и статьи, раскрывающие суровую правду о жизни людей в американской глубинке, имели изобличающий характер. После окончания мировой войны журналистка принялась за освещение других военных конфликтов. Во второй половине XX века читатели газет и журналов воспринимали многие события именно глазами Марты.

Марта Геллхорн (Martha Gellhorn)

3. Барбара Мак-Клинток (Barbara McClintock) (1902-1992)

Барбара Мак-Клинток известна как учёная, сделавшая множество фундаментальных открытий в цитогенетике. Начиная с 1970-х годов, она получила большое количество премий и медалей, а также была удостоена 14 почётных докторских степеней и степени L.H.D. Венцом карьеры Барбары Мак-Клинток стала Нобелевская премия по физиологии и медицине, присуждённая ей с формулировкой «За открытие мобильных генетических элементов» — за открытие, сделанное ею более тридцати лет назад. В 1986 году она была включена в Национальную женскую галерею славы.

Барбара Мак-Клинток (Barbara McClintock)

4. Ретта Скотт (Retta Scott) (1916 — 1990)

Ретта Скотт известна как первая женщина, получившая работу в Walt Disney. Она была нанята в 1938 году и назначена в отдел Story, где под её началом начал разрабатываться амбициозный проект «Бэмби» — анимационный фильм, вошедший в Национальный реестр фильмов Соединённых Штатов Америки. Это был значительный успех для молодой художницы, так как в то время студия Дисней трудоустраивала женщин только для рутинных задач.

Ретта Скотт (Retta Scott)

5. Хелен Томас (Helen Thomas) (1920 — 2013)

Хелен Томас известна как новостной корреспондент и как член пресс-корпуса Белого дома. Она работала 57 лет корреспондентом и, позже, главой бюро агентства «Юнайтед пресс интернэшнл» по освещению событий в Белом доме. Томас работала при всех президентах США, начиная с последних лет администрации Дуайта Эйзенхауэра, выдвинувшись на первый план при Джоне Кеннеди и закончив на втором году работы администрации Барака Обамы. Она была первой женщиной в руководстве Национального пресс-клуба, первой женщиной, ставшей членом и президентом Ассоциации журналистов Белого дома, а также первой женщиной, ставшей членом Гридирон-клуба.

Хелен Томас (Helen Thomas)

6. Валентина Терешкова (1937 -)

Первая советская женщина-космонавт, Герой Советского Союза. Единственная в мире женщина, совершившая космический полет в одиночку, а также первая в России женщина в звании генерал-майора. Сегодня Валентина Терешкова — заместитель председателя Комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, член высшего совета «Единой России».

В отряд космонавтов Терешкова была зачислена 12 марта 1962 года и стала проходить обучение как слушатель-космонавт второго отряда. На момент назначения пилотом «Востока-6» Валентина была на 10 лет младше, чем Гордон Купер — самый молодой из первого отряда американских астронавтов. В день своего полета в космос она сказала родным, что уезжает на соревнования парашютистов — о полете они узнали из новостей по радио. Валентина выдержала 48 оборотов вокруг Земли и провела почти трое суток в космосе, где вела бортовой журнал и делала фотографии горизонта, которые позже были использованы для обнаружения аэрозольных слоев в атмосфере.

7. Симон Сегуан (Simone Segouin) (1925 -)

Симон Сегуан была деятельницей французского Движения Сопротивления времён и кавалером Военного креста 1939-1945 годов. Она несла службу в рядах партизан под именем Николь Мине.

Николь отличилась в боях за Шартр и Париж, став одной из немногих партизанок-участниц уличных боёв в городах. В Шартре она лично захватила в плен 25 немецких солдат, а в Париже сумела занять часть города при помощи всего двадцати человек, хотя сама она об этом не любит говорить и часто утверждает, что её заслуги преувеличивают. За мужество и самоотверженность в 1946 году она была награждена Военным крестом и получила звание лейтенанта, что она так же не считает особой заслугой, называя своей главной заслугой помощь в освобождении страны.

Симон Сегуан (Simone Segouin)

8. Зоя Космодемьянская (1923 — 1941)

Первая женщина, удостоенная звания Герой Советского Союза (посмертно) и ставшая символом героизма советского народа в Великой Отечественной войне.

Выполняя приказ, Зоя вместе с сослуживцами организовала несколько поджогов в деревне Петрищево. Во время второй попытки поджога житель деревни поднял тревогу и Космодемьянская была арестована. На допросе разведчица назвалась Таней и, несмотря на жестокие пытки, никого не выдала. После долгих мучений и издевательств Зоя была повешена на деревенской площади. Перед казнью призвала местных жителей бороться с врагом, который обязательно будет сокрушен. Встав на ящик с петлей на шее она выкрикнула: «Нас двести миллионов, всех не перевешаете! Вам отомстят за меня».

9. Элизабет Гаррет Андерсон (Elizabeth Garrett Anderson) (1836 — 1917)

Элизабет проложила путь для женщин-врачей в Англии, что казалось неслыханной вещью для женщины в те дни, а старомодными людьми могло быть расценено как нечто неприличное. Она стала первой женщиной в Великобритании, которую аттестовали врачом, несмотря на то, что лиц женского пола не допускали к медицинскому образованию.

Элизабет Гаррет Андерсон (Elizabeth Garrett Anderson)

10. Сабиха Гёкчен (Sabiha Gökçen) (1913 — 2001)

В 23 года Сабиха Гёкчен стала первой женщиной-пилотом в Турции и первой турчанкой - военным пилотом-истребителем. В течение своей карьеры в турецких Воздушных силах Гёкчен пилотировала 22 различных типа самолёта в течение более чем 8000 часов, из них 32 часа были боевыми вылетами. Она облетела весь мир за 28 лет, написав после этого книгу «Жизнь по пути Ататюрка». Второй международный аэропорт Стамбула назван в её честь.

Сабиха Гёкчен (Sabiha Gökçen)

Источники:
1 guns.allzip.org
2 fb.ru
3 ru.wikipedia.org
4 ru.wikipedia.org
5 ru.wikipedia.org
6 ru.wikipedia.org

Есть ли что-то более нелепое, чем сочетание: «Женщины и война»? Казалось бы, это несовместимые понятия. Тем не менее в жизни они сочетались. И не раз. Не раз девчонки с оружием в руках защищали Родину, были на передовой, бомбили с воздуха фашистов. Не раз матери теряли своих детей. Не раз труженицы стояли у станка и делали всё для фронта, для победы.

«Мои героини»

Здесь над Волгою
Небо спокойно и сине,
Словно не было
Той самой страшной из войн.
Здесь прошли вы с боями,
Мои героини,
Чтоб спасти синеву
Над моей головой.

Я люблю вас, вчерашних, —
В походных шинелях…
Пусть девчонки –
В атаках никто не дрожал.
Я люблю ваши песни –
За то, что их пели
Перед смертью,
В разлуках, в сырых блиндажах.
Я люблю вашу верность
Товарищам близким –
И спасённым, и павшим
Друзьям боевым.
Эту верность
В молчанье хранят обелиски,
Завещая бессмертную
Память живым.
И теперь вы
Своей безупречной судьбою
Призываете молодость
Правде служить.
Вам ещё –
Поколенья вести за собою:
Вас проверила смерть
И проверила жизнь.
Я люблю вас, сегодняшних, —
Милых и звонких…
Как вы в праздник Победы
Светлы и шумны,
Фронтовые подруги,
Седые девчонки,
Молодые мои ветераны войны!

«Суровый танец»

И на току,
И в чистом поле
В войну я слышала не раз:
— А ну-ка, бабы,
Спляшем, что ли!
И начинался сухопляс.
Без музыки.
Без вскриков звонких,
Сосредоточены, строги,
Плясали бабы и девчонки,
По-вдовьи повязав платки.
Не павами по кругу плыли,
С ладами чуткими в ладу,
А будто дробно молотили
Цепами горе-лебеду.
Плясали, словно угрожая
Врагу:
— Хоть трижды нас убей,
Воскреснем мы и нарожаем
Отечеству богатырей!
Наперекор нелёгкой доле,
Да так, чтобы слеза на глаз,
Плясали бабы в чистом поле
Суровый танец –
Сухопляс.

«Ей приснилось, что она – Россия»

Пуля, жизнь скосившая сыновью,
Жгучей болью захлестнула мать.
Некого с надеждой и любовью
Ей теперь под кров свой ожидать!
От глухих рыданий обессиля,
Задремала. И приснилось ей,
Будто бы она – сама Россия,
Мать ста миллионов сыновей.
Будто в поле, вихрем опалённом,
Где последний догорает бой,
Кличет, называя поимённо,
Сыновей, что не придут домой.
Беззаветно храбрых и красивых,
Жизнь отдавших, чтоб жила она…
Никогда их не забыть России,
Как морей не вычерпать до дна…
Свет дымится; он пропитан кровью.
Меж убитых тихо мать идёт
И с суровой терпеливой скорбью
В изголовье Вечность им кладёт.
А в душе не иссякает сила.
И лежит грядущее пред ней,
Потому что ведь она – Россия,
Мать ста миллионов сыновей!

«Пусть не в меня в прямом бою…»

Пусть не в меня в прямом бою
Вонзался штык чужой огранки,
Прошли сквозь молодость мою
Года
Тяжёлые, как танки.
О трудный марш очередной
За хлебом,
Клеклым от бурьяна,
И над молчаньем площадей
Суровый голос Левитана…

А дети в ватничках худых,
А вдов опущенные плечи!
Нет горше будней фронтовых,
Но эти –
Вряд ли были легче…
Ты знаешь это.
Ты видал
Цеха бессонные, в которых
Из гнева плавится металл,
А слёзы
Превращались в порох.

«Вовкина бабушка»

Была простая бабушка
У Вовки Черемных.
Ничем не выделялась
Она среди других.

Пекла для Вовки шанежки,
С морковкой пирожки,
Трусы ему стирала
И штопала носки…

Но вот пришёл однажды
Какой-то генерал.
Он крепко-крепко бабушку
При всех расцеловал.

Так вот какая бабушка!
А Вовка и не знал:
Спасён от смерти бабушкой
Вот этот генерал.

И все в отряде знали
Настёну Черемных.
Разведчицей отважной
Слыла она у них.

Теперь для Вовки шанежки
Вкуснее во сто раз.
А всё, что скажет бабушка, —
Как воинский приказ!

«Материнская слава»

Она при встрече людям говорила:
— Какие ж были у меня дела…
Я никогда в разведку не ходила
И самолеты в небо не вела.

Я в жизни подвигов не совершила,
Жила, как все, в простой семье своей,
Я просто мыла, стряпала и шила,
Да вот еще растила сыновей…

А сыновья ее шептали имя,
Идя родную землю защищать.
И шла она незримо вместе с ними,
Совсем седая, ласковая мать.

В платке цветном встречала за оградой,
Рассматривала молча ордена…
И каждою сыновнею наградой
Она сама была награждена.

«У войны – не женское лицо», «война – дело мужское»… Всё правда. Как правда и то, что в годы Великой войны 800 000 наших женщин находились на фронте. 150 000 награждены боевыми орденами и медалями. Читаешь документы, воспоминания участников войны и осознаёшь: как же много «белых пятен» на красной от крови земле! «Ночные ведьмы» и «бандитский батальон».

Война только началась, а сотни тысяч 17-18-летних девчушек уже осаждали военкоматы с требованием немедленно отправить их на фронт. В 1942 году, когда миллионы мужчин-бойцов погибли или были ранены, в Советском Союзе объявляется массовая мобилизация молодых женщин. Впервые в XX веке женщин мобилизуют в регулярную армию – даже в качестве комбатов (!). Это невероятно, но факт. Ранее воюющие женщины встречались только в легендах: амазонки, кельтские и африканские женщины-воины. Это было исключением из правил – в Красной Армии всё было иначе.

Родина учила девушек пользоваться автоматами. Они обрезали длинные волосы и становились не только санитарками, связистками и телефонистками, но и снайперами, танкистами, пилотами бомбардировщиков.

В приказе 0099 Сталин пишет об образовании трёх специальных женских лётных полков. Немцы называли женщин-пилотов «ночными ведьмами»: они летали преимущественно ночью.

Один британский историк писал: «Во время битвы под Харьковом в мае 1942-го отряды генерала Паулюса впервые противостояли женщинам. 389-я пехотная дивизия столкнулась с «бандитским батальоном» под командованием женщины. Воевать против женщин было особенно опасно. Они лежали в соломенных снопах, пропускали нас вперёд, а потом стреляли сзади».

Есть множество свидетельств: немцы очень боялись наших женщин-воинов.

Смешанные чувства…

Женщины оружие всегда вызывали и вызывают смешанные чувства. И удивление, и страх, и восхищение, и пренебрежение…

А что чувствует на войне сама женщина?

Есть ли различия в том, как женщины и мужчины переживают катастрофы, подобные войне? Да, есть.
Женщины были готовы к подвигу, но не были готовы к армии и к тем неожиданностям, которые их подстерегали. Гражданскому человеку всегда трудно перестроиться «на военный лад», женщине – особенно.

«Женская память охватывает тот материк человеческих чувств на войне, который обычно ускользает от мужского внимания, – подчёркивает автор книги «У войны – не женское лицо...» Светлана Алексиевич. – Если мужчину война захватывала как действие, то женщина чувствовала и переносила её иначе в силу своей женской психологии: бомбёжка, смерть, страдание – для неё ещё не вся война. Женщина сильнее ощущала, опять-таки в силу своих психологических и физиологических особенностей, перегрузки войны – физические и моральные, она труднее переносила «мужской» быт войны». В сущности, то, что пришлось увидеть, пережить и делать на войне женщине, было чудовищным противоречием её женскому естеству.

«А в жёны бы не взял…»

У многих мужчин было чувство вины за то, что воюют девчонки, а вместе с ним – опять-таки смешанное чувство восхищения и отчуждения. «Когда я слышал, что наши медицинские сёстры, попав в окружение, отстреливались, защищая раненых бойцов, потому что раненые беспомощны, как дети, я это понимал, – вспоминает ветеран войны М. Кочетков, – но когда две женщины ползут кого-то убивать со «снайперкой» на нейтральной полосе – это всё-таки «охота»... Хотя я сам был снайпером. И сам стрелял... Но я же мужчина... В разведку я, может быть, с такой и пошёл, а в жёны бы не взял».

Но, с другой стороны, «если мужчины видели женщину на передовой, у них лица другими становились, даже звук женского голоса их преображал». По мнению многих, присутствие женщины на войне, особенно перед лицом опасности, облагораживало человека, который был рядом, делало его «намного более храбрым».

«Походно-полевая жена»

Была ещё одна «тема» с потоком сплетен и анекдотов, породившая насмешливо-презрительный термин «поход-но-полевая жена» (ППЖ). Но вот что характерно: особенно охотно злословили по этому поводу в тылу – те, кто сам предпочитал отсиживаться подальше от передовой за спинами всё тех же девчонок, ушедших на фронт добровольцами. Зато фронтовая мораль гораздо строже осуждала неверную жену, оставшуюся дома и изменившую мужу-фронтовику с «тыловой крысой».
А ведь рождались на фронте и подлинные чувства, самая искренняя любовь, особенно трагичная потому, что у неё не было будущего, – слишком часто смерть разлучала влюблённых. Но тем и сильна жизнь, что даже под пулями заставляла людей любить и мечтать о счастье.

Так не пора ли закрыть тему, господа-товарищи?

«Как нас встретила Родина?»

Общественное мнение не жаловало бывших героинь-красноармейцев, если угодно, красноармеек.

«Как нас встретила Родина? Об этом я не могу думать без слёз. Нам кричали в лицо: что вы делали там? Вы жили с нашими мужчинами!» – рассказывала Людмила, защитница Сталинграда. «У меня был друг, я спасла его из огня. Мы жили вместе год, потом он ушёл от меня к другой женщине. Она пахла духами. Ты пахнешь портянками и сапогами».
Не успела война закончиться, а в стране спешно формируется мещанский образ «советской женщины». Вспомнили! Женщины должны быть матерями и рожать детей. Мода становится особенно женственной, косметика в изобилии попадает на прилавки магазинов, ужесточаются законы, запрещаю­щие аборты.

А бывшие подруги-фрон-товички? Их оценивали не по поступкам во время войны, как мужчин, а по морали. «Смотри, не принеси мне ребёнка с фронта!» – кричала мама Людмилы ей вслед. Это было больно. Девушка хотела «только» защищать Родину.

Женщины-ветераны победили в одной войне, но капитулировали в другой – под названием «нормальная жизнь». Они должны были стать снова абсолютными женщинами. Многие замалчивали свой фронтовой опыт, стыдились своих воспоминаний…

* * *
Не надо бы стыдиться. Ни тем, кто воевал, ни тем, кто голодал в тылу, всё отдавая фронту… Никому за Победу стыдиться не надо. Кроме сволочей, которым, впрочем, чувство стыда не присуще.

Нам должно быть стыдно лишь за одно: за свою дырявую память. Забудем о войне – погибнем без всякой войны.

Виталий НАБОЖЕНКО

Вопрос о том, почему Советский Союз победил на войне, в десятки раз более тяжелой, нежели та, которая всего за 25 лет до этого досталась императорской России, остается. Но иного ответа нет: в России в это время жили совершенно другие люди. Не только не такие, как мы, - «славных прадедов великих правнуки поганые», - но даже не такие, как русские царской России.

Если посмотреть на то, как преподносятся сейчас многими СМИ наши предки, жившие накануне Великой Отечественной, то становится грустно - уж больно мерзки наши корни. И тупы были эти люди, и подлы, и доносы друг на друга писали, и ленивы, и работали из-под палки, и ничему не учились, ничего не умели, умирали от голода и страха перед НКВД. Надо сказать, подобным образом представляли себе наших предков и фашисты. Но познакомились - и их мнение начало меняться.

Через год с небольшим после нападения Германии на СССР, давшего возможность немцам увидеть советских солдат и согнанных в Германию советских рабов, в Берлине появился официальный документ (приведенный ниже), с которым, я считаю, нужно знакомить учеников в каждой средней школе.

НАЧАЛЬНИК ПОЛИЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ И СД. Управление III. Берлин, 17 августа 1942 г. CBII, Принц-Альбрехтштрассе, 8. Экз. №41.
Секретно!
Лично. Доложить немедленно! Сообщения из империи № 309.
II. Представления населения о России.

Это была объемистая аналитическая записка, в которой аналитики гестапо на основании поступивших со всех концов рейха доносов делали вывод, что контакт немцев и русских показал первым лживость геббельсовской пропаганды, и это начало приводить рейх к унынию. Что же доносили агенты?

Первое, что произвело на немцев шоковое впечатление, - это внешний вид рабов, выгружаемых из вагонов. Ожидалось увидеть замученные колхозами скелеты, но… Аналитики гестапо сообщают руководству рейха:

«Так, уже по прибытии первых эшелонов с остарбайтерами у многих немцев вызвало удивление хорошее состояние их упитанности (особенно у гражданских рабочих). Нередко можно было услышать такие высказывания:
«Они совсем не выглядят голодающими. Наоборот, у них еще толстые щеки и они, должно быть, жили хорошо».

Советские женщины - солдаты, попавшие в плен

Между прочим, руководитель одного государственного органа здравоохранения после осмотра остарбайтеров заявил:

«Меня фактически изумил хороший внешний вид работниц с востока. Наибольшее удивление вызвали зубы работниц, так как до сих пор я еще не обнаружил ни одного случая, чтобы у русской женщины были плохие зубы. В отличие от нас, немцев, они, должно быть, уделяют много внимания поддержанию зубов в порядке».

Затем аналитики сообщили о шоке, который вызвала у немцев общая грамотность и ее уровень у русских. Агенты доносили:

«Раньше широкие круги немецкого населения поддерживались мнения, что в Советском Союзе людей отличает неграмотность и низкий уровень образования. Использование остарбайтеров породило теперь противоречия, которые часто приводили немцев в замешательство. Так, во всех докладах с мест утверждается, что неграмотные составляют совсем небольшой процент. В письме одного дипломированного инженера, который руководил фабрикой на Украине, например, сообщалось, что на его предприятии из 1800 сотрудников только трое были неграмотными (г. Райхенберг)».

Подобные выводы следуют также из приводимых ниже примеров.

«По мнению многих немцев, нынешнее советское школьное образование значительно лучше, чем было во времена царизма. Сравнение мастерства русских и немецких сельскохозяйственных рабочих зачастую оказывается в пользу советских» (г. Шгеттин).

«Особое изумление вызвало широко распространенное знание немецкого языка, который изучается даже в сельских неполных средних школах» (г. Франкфурт-на-Одере).

«Студентка из Ленинграда изучала русскую и немецкую литературу, она может играть на пианино и владеет многими языками, в том числе бегло говорит по-немецки…»(г. Бреслау).

«Я чуть совсем не опозорился, сказал один подмастерье, когда задал русскому небольшую арифметическую задачу. Мне пришлось напрячь все свои знания, чтобы не отстать от него…» (г. Бремен).

«Многие считают, что большевизм вывел русских из ограниченности» (г. Берлин).

В итоге немцев поразили как интеллект, так и техническая осведомленность русских.

«Истребление русской интеллигенции и одурманивание масс было также важной темой в трактовке большевизма. В германской пропаганде советский человек выступал как тупое эксплуатируемое существо, как так называемый «рабочий робот». Немецкий сотрудник на основе выполняемой остарбайтерами работы и их мастерства ежедневно часто убеждался в прямо противоположном. В многочисленных докладах сообщается, что направленные на военные предприятия остарбайтеры своей технической осведомленностью прямо озадачивали немецких рабочих (Бремен, Райхенберг, Штеттин, Франкфурт-на-Одере, Берлин, Галле, Дортмунд, Киль, Бреслау и Бейреут). Один рабочий из Бейреута сказал:

«Наша пропаганда всегда преподносит русских как тупых и глупых. Но я здесь установил противоположное. Во время работы русские думают и совсем не выглядят такими глупыми. Для меня лучше иметь на работе 2 русских, чем 5 итальянцев».

Во многих докладах отмечается, что рабочий из бывших советских областей обнаруживает особую осведомленность во всех технических устройствах. Так, немец на собственном опыте не раз убеждался, что остарбайтер, обходящийся при выполнении работы самыми примитивными средствами, может устранить поломки любого рода в моторах и т.д. Различные примеры подобного рода приводятся в докладе, поступившем из Франкфурта-на-Одере:

«В одном имении советский военнопленный разобрался в двигателе, с которым немецкие специалисты не знали что делать: в короткое время он запустил его в действие и обнаружил затем в коробке передач тягача повреждение, которое не было еще замечено немцами, обслуживающими тягач».

В Ландсберге-на-Варте немецкие бригадиры проинструктировали советских военнопленных, большинство которых происходило из сельской местности, о порядке действий при разгрузке деталей машин. Но этот инструктаж был воспринят русскими покачиванием головы, и они ему не последовали. Разгрузку они провели значительно быстрее и технически практичнее, так что их сообразительность очень изумила немецких сотрудников.

Директор одной силезской льнопрядильни (г. Глагау) по поводу использования остарбайтеров заявил следующее: «Направленные сюда остарбайтеры сразу же демонстрируют техническую осведомленность и не нуждаются в более длительном обучении, чем немцы».

Остарбайтеры умеют еще из «всякой дряни» изготовить что-либо стоящее, например, из старых обручей сделать ложки, ножи и т.д. Из одной мастерской по изготовлению рогожи сообщают, что плетельные машины, давно нуждающиеся в ремонте, с помощью примитивных средств были приведены остарбайтерами снова в действие. И это было сделано так хорошо, как будто этим занимался специалист.

Из бросающегося в глаза большого количества студентов среди остарбайтеров немецкое население приходит к заключению, что уровень образования в Советском Союзе не такой уж низкий, как у нас часто это изображалось. Немецкие рабочие, которые имели возможность наблюдать техническое мастерство остарбайтеров на производстве, полагают, что в Германию, по всей вероятности, попадают не самые лучшие из русских, так как большевики своих наиболее квалифицированных рабочих с крупных предприятий отправили на Урал. Во всем этом многие немцы находят определенное объяснение тому неслыханному количеству вооружения у противника, о котором нам стали сообщать в ходе войны на востоке. Уже само число хорошего и сложного оружия свидетельствует о наличии квалифицированных инженеров и специалистов. Люди, которые привели Советский Союз к таким достижениям в военном производстве, должны обладать несомненным техническим мастерством».

В области морали русские также вызвали у немцев удивление, смешанное с уважением.

«В сексуальном отношении остарбайтеры, особенно женщины, проявляют здоровую сдержанность. Например, на заводе «Лаута-верк» (г. Зентенберг) появилось 9 новорожденных и еще 50 ожидается. Все, кроме двух, являются детьми супружеских пар. И хотя в одной комнате спят от 6 до 8 семей, не наблюдается общей распущенности.

О подобном положении сообщают из Киля:

«Вообще, русская женщина в сексуальном отношении совсем не соответствует представлениям германской пропаганды. Половое распутство ей совсем не известно. В различных округах население рассказывает, что при проведении общего медицинского осмотра восточных работниц у всех девушек была установлена еще сохранившаяся девственность».

Эти данные подтверждаются докладом из Бреслау:

«Фабрика кинопленки «Вольфен» сообщает, что при проведении на предприятии медосмотра было установлено, что 90% восточных работниц в возрасте с 17 до 29 лет были целомудренными. По мнению разных немецких представителей, складывается впечатление, что русский мужчина уделяет должное внимание русской женщине, что в конечном итоге находит отражение также в моральных аспектах жизни».

Поскольку наша молодежь сегодня как-то неуверенно связывает половую распущенность с моралью, хочу пояснить слова «находит отражение также в моральных аспектах жизни» примером из того же документа:

«Начальник лагеря при заводе «Дойчен Асбест-Цемент А.Г.», выступая перед остарбайтерами, сказал, что они должны трудиться с еще большим прилежанием. Один из остарбайтеров выкрикнул: «Тогда мы должны получать больше еды». Начальник лагеря потребовал, чтобы выкрикнувший встал. Сначала никто на это не отреагировал, но затем поднялось около 80 мужчин и 50 женщин».

Умники отпарируют, что эти данные только подтверждают, что русские всего боялись, так как над ними властвовало НКВД. Так думали и немцы, но… солженицыны, волкогоновы, яковлевы и прочие тогда в гестапо еще не работали, поэтому в аналитической записке дана объективная, правдивая информация.

«Исключительно большая роль в пропаганде отводится ГПУ. Особенно сильно на представления немецкого населения воздействовали принудительные ссылки в Сибирь и расстрелы. Немецкие предприниматели и рабочие были очень удивлены, когда германский трудовой фронт повторно указал на то, что среди остарбайтеров нет таких, кто бы подвергался у себя в стране наказанию. Что касается насильственных методов ГПУ, которые наша пропаганда надеялась во многом еще подтвердить, то, к всеобщему изумлению, в больших лагерях не обнаружено ни одного случая, чтобы родных остарбайтеров принудительно ссылали, арестовывали или расстреливали. Часть населения проявляет скептицизм по этому поводу и полагает, что в Советском Союзе не так уж плохо обстоит дело с принудительными работами и террором, как об этом всегда утверждалось, что действия ГПУ не определяют основную часть жизни в Советском Союзе, как об этом думали раньше.

Благодаря такого рода наблюдениям, о которых сообщается в докладах с мест, представления о Советском Союзе и его людях сильно изменились. Все эти единичные наблюдения, которые воспринимаются как противоречащие прежней пропаганде, порождают много раздумий. Там, где антибольшевистская пропаганда продолжала действовать с помощью старых и известных аргументов, она уже больше не вызывала интереса и веры».

К сожалению подобные документы не цитируются ни в одной телевизионной программе. Не найдете подобного и у модных современных «околоисторических» авторов. А жаль! Нам всегда следует помнить дела наших славных предков и гордиться ими.

Использованная литература:
Мухин Ю. И. Крестовый поход на Восток