Кланы древней японии. Японский клан такэда - "самураи семьи такэда быстры как ветер,спокойны как лес,яростны как огонь". Топ самых известных самураев Японии

В мировой истории всегда были такие группы людей, чей образ навечно остался романтизированным в людских сердцах. Западная поп-культура опирается на европейские и американские героические личности, оживляя их в вестернах, фильмах о средневековье и сказках, в странах, где правили короли и королевы. Ковбои и рыцари всегда служили идеальным образом для создания популярных медийных продуктов, благодаря бесчисленным приключениям и захватывающим ситуациям, в которых они оказывались с завидным постоянством.

Самураи были аналогом европейских рыцарей, знатным военным классом в средневековой Японии. На протяжении сотен лет, самураи играли важнейшую священную роль в японском обществе. Самурай присягал своему господину и обязался служить ему своим клинком и мудростью, следуя определенному своду моральных и философских правил, называемому бусидо. Следование пути бусидо помогало самураю воплотить в жизнь понятия рыцарства, достигнуть мастерства во владении боевыми искусствами, почитать такие понятия, как преданность, честь, служение, и предпочитать смерть бесчестью. Некоторые самураи могли стать военачальниками по праву наследования, не дожидаясь воли господина.

После того, как рассказы о самураях распространились за пределы Японии, люди со всей планеты проявили живой интерес к их истории. Это на самом деле было очень увлекательно: самураи воплощали в себе образ идеального воина, почитавшего культуру и законы, серьезно относящегося к избранному им жизненному пути. Когда самурай подводил господина или самого себя, по местным обычаям он должен был быть подвергнут ритуалу «сэппуку» - ритуальному самоубийству. В нашем списке вы найдете десять величайших самураев, которые жили в Японии в то или иное время.

10. Ходзё Удзицуна (1487 — 1541)

Ходзё Удзицуна был сыном Ходзё Соуна, основателя клана Ходзё, контролировавшего большой участок региона Канто — самого густонаселенного острова Японии, в период Сэнгоку (1467 — 1603). Период Сэнгоку характеризовался постоянными войнами между семьями высокопоставленных военнослужащих, и Ходзё Удзицуна улыбнулась удача появитсья на свет именно в этот промежуток времени, в 1487 году. Удзицуна разжег давнюю вражду с кланом Уэсуги, забрав себе замок Эдо в 1524 году, одно из главных средоточий власти в средневековой Японии. Ему удалось распространить влияние своей семьи на весь регион Канто, и к моменту его смерти в 1541 году, клан Ходзё был одной из самых могущественных и доминирующих семейств в Японии.

9. Хаттори Ханзо (1542 — 1596)

Это имя может быть знакомо поклонникам творчества Квентина Тарантино, поскольку именно на основе реальной биографии Хаттори Ханзо, Квентин создал образ фехтовальщика для фильма «Убить Билла». О раннем периоде жизни Ханзо не так уж много известно, но историки склоняются к тому, что он родился в 1542 году. Начиная с возраста 16 лет, он боролся за выживание, участвуя во множестве сражений. Ханзо был предан Токугава Иэясу, не раз спасая жизнь этому человеку, позже основавшему сегунат, стоявший во главе Японии более 250 лет, с 1603 по 1868 год. Во всей Японии он известен, как великий и преданный самурай, ставший легендой. Его имя можно найти высеченным у входа в императорский дворец.

8. Уэсуги Кэнсин (1530 — 1578)


Уэсуги Кэнсин был сильным военачальником и по совместительству лидером клана Нагао. Он отличался выдающимися способностями в качестве командира, в результате чего его войска одержали множество побед на поле боя. Его соперничество с Такэда Сингэном, еще одним военачальником, было одним из самых широко известных в истории за период Сэнгоку. Они враждовали на протяжении 14 лет, за это время участвуя в нескольких схватках один-на-один. Кэнсин умер в 1578 году, обстоятельства его смерти остались невыясненными. Современные историки полагают, что это было что-то похожее на рак желудка.

7. Симадзу Ёсихиса (1533 — 1611)


Это еще один японский полевой командир, который жил на протяжении кровавого периода Сэнгоку. Он родился в 1533 году, будучи юношей, зарекомендовал себя в качестве талантливого командира, позднее эта черта позволила ему и его товарищам захватить большую часть региона Кюсю. Благодаря своим успехам на поле боя, он заслужил беззаветную верность своих слуг (заклятых мечей, как их еще называли), которые отчаянно сражались за него на поле боя. Ёсихиса стал первым, кто объединил весь регион Кюсю, в последствии он был разбит Тоётоми Хидэёси и его 200-тысячной армией.

6. Мори Мотонари (1497 — 1571)

Мори Мотонари вырос в относительной безвестности, но это не помешало ему взять под контроль несколько крупнейших кланов в Японии и стать одним из самых устрашающих и сильных военачальников периода Сэнгоку. Его появление на общей сцене было внезапным, столь же неожиданным был ряд побед, которые он одержал над сильными и уважаемыми соперниками. В конечном счете он захватил 10 из 11 провинций Тюгоку. Многие его победы были одержаны над куда более многочисленными и более опытными соперниками, что сделало его подвиги еще более впечатляющими.

5. Миямото Мусаси (1584 — 1645)

Миямото Мусаси был самураем, чьи слова и мнения до сих пор несут отпечаток на современной Японии. Мусаси был ронином, самураем без хозяина, который жил в период Сэнгоку. На сегодняшний день он известен, как автор «Книги пяти колец», где описывается стратегия и философия самураев в бою. Он первым применил новый боевой стиль в технике владения мечом кендзюцу, назвав его нитен ичи, когда бой ведется двумя мечами. По легенде, он путешествовал по древней Японии, и за время путешествия успел одержать победу во множестве поединков. Его идеи, стратегии, тактики и философия являются предметом изучения по сегодняшний день.

4. Тоётоми Хидэёси (1536 — 1598)

Тоётоми Хидэёси считается одним из отцов-основателей Японии, одним из трех человек, чьи действия помогли объединить Японию и положить конец долгой и кровавой эпохе Сэнгоку. Хидэёси сменил своего бывшего господина Ода Нобунага, и начал проводить социальные и культурные реформы, которые определили дальнейшее направление развития Японии на промежуток в 250 лет. Он запретил владение мечом лицам, кто не является самураем, а так же начал общенациональные поиски всех мечей и прочего оружия, которое должно было отныне принадлежать лишь самураям. Несмотря на то, что это сосредоточило всю военную силу в руках самураев, такой шаг стал огромным прорывам на пути к общему миру со времен воцарения эпохи Сэнгоку.

3. Такэда Сингэн (1521 — 1573)

Такэда Сингэн был, пожалуй, самым опасным командиром за все время эпохи Сэнгоку. Он родился наследником рода Такэда, но лично захватил власть, когда выяснилось, что его отец собирался оставить все своему другому сыну. Сингэн союзничал с несколькими другими сильными самурайскими кланами, что подтолкнуло его к выходу за пределы родной провинции Кай. Сингэн стал одним из немногих, кто смог победить армию Ода Набунаги, который на тот момент успешно захватывал другие территории Японии. Он умер в 1573 году, страдая от болезни, но к этому моменту он был уже на пути к консолидации власти над всей Японией. Многие историки полагают, что если бы он не заболел, то Ода Набунага никогда не пришел бы к власти вновь.

2. Ода Нобунага (1534 — 1582)


Ода Нобунага был движущей силой объединения Японии. Он был первым военачальником, сплотившим вокруг себя огромное количество провинций и сделал своих самураев доминирующей военной силой во всей Японии. К 1559 году он уже захватил свою родную провинцию Овари и решил продолжить начатое, расширяя свои границы. В течение 20 лет Нобунага медленно шел к власти, представ в образе одного из самых страшных военачальников страны. Лишь паре человек, среди которых был и Такэда Сингэн, удалось одержать победы в борьбе с его уникальной военной тактикой и стратегией. К счастью для Нобунага, Сингэн умер и оставил страну на его растерзание. В 1582 году, на пике своего могущества, Нобунага стал жертвой государственного переворота, начатого его же собственным генералом, Акеши Мицухидэ. Осознав, что поражение неизбежно, Нобунага отступил внутрь храма Хонно-Джи в Киото и совершил сэппуку (ритуальное самоубийство самураев).

1. Токугава Иэясу


Токугава Иэясу, возможно, был не самым эффективным самураем, но к концу периода Сэнгоку он стал тем человеком, на руках у которого оказались самые лучшие карты. Иэясу заключил союз между кланами Токугава и Ода Нобунага, но со смертью последнего, огромные военные силы оказались без главнокомандующего. Хотя Тоётоми Хидэёси и заменил Нобунагу, его абсолютная власть над страной продлилась очень короткое время. С 1584 по 1598 года силы Токугава Иэясу боролись с армией Тоётоми Хидэёси за контроль над страной. В 1598 году Хидэёси умер от болезни, оставив 5-летнего сына в качестве наследника. В 1600 году в битве при Сэкигахара, силы армии Токугавы нанесли смертельный удар остаткам альянса Ода и Тоётоми. С этого момента он стал первым сегуном, чья династия правила Японией вплоть до возрождения династии Мейдзи в 1868 году. Годы правления клана Токугава наложили свой отпечаток на путь развития страны, изолировав ее от остального мира на целую четверть тысячелетия.


Теги:

Иди за своими компаньонами в огонь и в воду. Не жалей для них ни красоты, ни здоровья и ни жизни. Делись с ними последним куском еды, что имеешь. На доброту отвечай искренностью и преданностью. Оберегай их дом и их детей так же, как оберегаешь свои собственные. Если же тебя предадут твои друзья – отомсти им. Сделай месть своей жизнью и мсти до тех пор, пока некому станет мстить. Сделай так, чтобы в их саду жизни многие тысячи лет не росло ни одного ребёнка, ни одного цветка и ни одной травинки.

Хисаи Ивасаки, третий президент “ Mitsubishi”.

В середине 19 столетия для подавляющего числа стран азиатского региона решался принципиальный и очень важный в своих возможных перспективах вопрос. Суть вопроса состояла в грядущей реконструкции веками складывавшихся экономических систем восточных государств традиционного типа. и стандартизация на европейских лад всех существующих экономических составляющих сулили Азии, если и не грандиозными инвестиционными вливаниями западных финансовых институтов, то, по крайней мере, приличными дивидендами в виде плавающих тарифов по природной сырьевой ренте уже в самом ближайшем времени. Своеобразие текущего исторического момента застало Японию в плачевном положении. В отличие от других азиатских государств, где мало-помалу, но всё же происходили хоть какие-то сдвиги в сторону собственного капиталистического развития, Япония к началу 20 века продолжала оставаться военно-феодальным конгломератом сёгунатов, занятых в основном поборами с неимущего крепостного крестьянства и кровопролитными распрями друг с другом.

Малоземелье, недостаточное количество естественных природных богатств, технологическая неразвитость, территориальная и политическая раздробленность лишали её всяких шансов даже на то, чтобы стать хотя бы сырьевым придатком западных демократий. Ситуация усугублялась ещё и тем, что традиционно изолированное и замкнутое в себе общество Японии упорно не желало идти на сближение с прогрессивными европейскими государствами, воспринимая всякие попытки завязать отношения извне как покушение на собственную финансовую независимость и государственный суверенитет. В подобной атмосфере тотального идеологического гнёта и повсеместного обнищания японского народонаселения на карте крупнейших мировых финансовых корпораций появляется японская промышленная группа “Mitsubishi”. Группа, представленная семейным кланом, который на сегодняшний день по силе своего воздействия, оказываемого на общемировые политические события, и количеству нулей в совокупной цифре, отождествляющей размер фамильного богатства, можно сравнить разве что с кредитной империей Ротшильдов.

Основателем данного клана является Ятаро Ивасаки. С именем этого легендарного и богатейшего человека всех времён и народов связана не только известный афоризм, гласящий, что Япония – это и есть международный “Mitsubishi”, но ещё и глубочайшая интеграция японской промышленности в мировую экономику. Один из самых влиятельных политиков от бизнеса и бизнесменов от политики, он являл собой идеал самурая периода реставрации и роста могущества Мэйдзи.

Ятаро Ивакаси родился 11 января 1835 года (по некоторым сведениям – в конце 1834 года) в городке Инокуши воинственного сёгуната Тоса. Могущество клана Тоса и его многочисленные связи с императорской фамилией надолго предопределили консервацию феодальных отношений в пределах всего сёгуната, подвластное население которого преимущественно составляли деревенская беднота и мелкие ремесленники. Фамилия Ивакаси принадлежала к прослойке мелкопоместного дворянства. Дед и прадед Ятаро находились на службе императора и имели богатый послужной список, что позволило семье обзавестись небольшим земельным наделом и десятком крестьян-рабочих. Как бы то ни было, преуспеть в феодальном землепользовании семье суждено не было. К моменту приобретения Ятаро совершеннолетия, долги и прямые убытки стали постоянной и превалирующей частью хозяйственного баланса клана Ивасаки. Площадь земельных угодий семьи сократилась на две трети по сравнению с первоначальной, а подневольные крестьяне, гонимые голодом и нуждой, разбрелись в поисках работы по городам. К 1850 году на полях Ивасаки работать стало некому, а ещё через год в целях финансового обеспечения получения сыном образования, главой семейства было принято решение о продаже большей части фамильных ценностей, деловых реликвий (вместе с аттестатом феодала и фамильным гербом) и почётного титула имперского самурая.

Многие исследователи сравнивают жизнь Ятаро Ивасаки с идеально исполненным и реализованным бизнес-планом, где практически под каждое действие была подведена мощнейшая морально-этическая . Поэтому, для того, чтобы разобраться в причинах невероятного богатства этого человека, казавшегося на тот момент просто невозможным, следует вникнуть в обстоятельства идеологической подоплёки этого богатства и, прежде всего, самурайской её составляющей. С самого начала своего победного шествия по головам и трупам своих финансовых конкурентов, Ятаро Ивасаки взял за правило руководствоваться тремя непреложными, как ему казалось, самурайскими правилами, ставшими впоследствии писаным кодексом чести “Mitsubishi” , изложенным в переработанном виде президентом компании Хисаи Ивасаки в 20 веке.

Сам Ятаро называл эти три главных принципа своего собственного самурайского пути ценнейшими бриллиантами, имея которые перед собой любой здравомыслящий человек может прожить жизнь, достойную самой ценной похвалы. Отсюда и эмблема Митцубиси – три бриллианта, расходящиеся в стороны из одного, общего центра. Этот центр, в свою очередь, красноречиво символизировал единоличного и всевластного правителя, стоящего во главе компании. Единовластие и безразмерный авторитаризм считались Явасаки лучшими из придуманных людьми методов рационального управления процессами. Демократический стиль властвования отвергался им как вредный и несостоятельный, а всякий либерализм в отношениях между подчинёнными и начальством считался главным признаком отсутствия дисциплины и преступного попустительства со стороны руководства.

Полностью разделяя этический свод правил самурая, основополагающими принципами которого являлись жёсткая дисциплина и беспрекословная преданность своему господину, Ивасаки, разумеется, своей властью ни с кем делиться не собирался. Правда, так было далеко не всегда. В первые годы своей деятельности на коммерческом поприще Ивасаки вынужден был делить ложе управляющего со своими деловыми компаньонами, владевшими львиной долей активов судоходного предприятия.

Так, в 1870 году давний знакомый Ивасаки Когами Сёкай, женатый на сестре Ятаро Суоми Ивасаки, берёт его в число акционеров вновь организованной судоходной компании “Shokai-Tsukumo”, владевшей на первых порах всего десятком небольших грузовых кораблей. Доля акций Ятаро на тот момент составляла всего на всего пять процентов, а пребывание в компании объяснялось исключительно кровным родством с любимой супругой Сёкай. Тем не менее, проявив недюжинные организаторские способности и таланты переговорщика, Ивасаки практически за пять месяцев дошёл до поста главного советника Когами Сёкай по финансовой части. Развив в организации дух здоровой конкуренции, Ятаро, в конце концов, сделал так, что без его участия в компании не принималось ни одного мало-мальски значимого решения. Однако, зная лидерские наклонности Ивасаки, нетрудно предположить, что пребывания на вторых ролях ему было недостаточно.

Через два года при невыясненных обстоятельствах Когами Сёкай гибнет и пост главного управляющего, который, в принципе, должен был перейти к Ятаро Ивасаки, так как единственный брат покойного Когами Кидо Сёкай был недееспособным, переходит к взявшемуся ниоткуда брату Когами Сёкай Митсокаве (на протяжении пяти лет считался погибшим). Компания была преобразована в филиал правительственной верфи “Shokai-Mitsukawa”, а Ивасаки понижен до должности заместителя распорядителя одного из отделов. Смиренно, перенеся удар судьбы, Ятаро повторил тот же фокус, что и ранее. Проводя различные “конкурсы идей” среди подчинённых, компрометируя своих непосредственных начальников и стравливая друг с другом отделы компании, Ивасаки вскоре снова занял своё законное место на посту управляющего с уже 15-процентной долей акций. Но больше испытывать фортуну Ивасаки не стал. В 1873 году он, продав свою долю акций, основывает собственную компанию (с небольшой долей участия постороннего капитала), получившую название “Mitsubishi” – в честь фамильного герба семьи Ивасаки.

Позже, окончательно утвердившись в статусе полноправного и единоличного владельца компании, он отошёл от практики коллегиального принятия ответственных решений и исключил всякую возможность карьерного роста своих непосредственных помощников, не являющихся членами семьи Ивасаки, выше ранга младших административных сотрудников. Обычай имперского стиля управления, где власть передавалась от отца к сыну, а за его неимением – к другим родственникам и свойственникам, перекочевал сначала в двадцатый век, а затем и в новое тысячелетие. Этим можно объяснить и ту известную долю самостоятельности компаний, действующих под эгидой корпорации “Mitsubishi”. “В каждой компании должен быть единоличный император, независимый ни от кого. “Mitsubishi” можно представить как систему формально независимых друг от друга элементов. Так оно и есть на самом деле. Все они подобны пальцам на руке. Свободны и беспечны до тех пор, пока обстоятельства не потребуют крепко сжатого кулака” – писал Хисаи Ивасаки в своей книге “О величии и процветании”.

Другой принцип, который ввёл в практический оборот основатель “Mitsubishi”, заключался в нерасточительстве заработанных денежных средств. Будучи ещё владельцем небольшой судовладельческой компании, Ятаро Ивасаки принудил всех своих служащих (под страхом увольнения и штрафа) пользоваться в повседневной жизни услугами исключительно собственной компании. Поступая на работу к Явасаки, все сотрудники, чья должность своим статусом превосходила “должность” помощника кочегара подписывали специальное обременяющее соглашение, в соответствии с которым обязывались в течение всего срока службы на предприятии не прибегать к услугам фирм-конкурентов. Так Ивасаки воспитывал в своих подчинённых крепкий корпоративный дух, и так понимал значение конкурентной борьбы. Впрочем, сам себя он частью дружного коллектива компании не ощущал.

Жёстко регламентируя жизнь подчинённых даже за пределами рабочих графиков, Ивасаки сурово наказывал за малейшие признаки непослушания и “болезненного” упрямства. Болезненным упрямством в “Mitsubishi” считалось, например, дружить с кем-либо из конкурирующей компании, или иметь родственников-служащих конкурирующих компаний. Увольнение с отметкой “упрямое нарушение воли руководства работодателя” во многих случаях означало невозможность будущего трудоустройства на всей территории Японии, а штраф “за пренебрежение общеорганизационных целей и интересов” мог достигать суммы двухлетнего заработка старшего инженера предприятия Ивасаки. Наследникам Ятаро этот принцип также пришёлся по душе. Сегодня, когда практически ни одна сфера производства и потребления не обходится без участия “Mitsubishi”, сотрудники компании попали в тотальную зависимость от товаров и услуг, предоставляемых розничными сетями японского финансового клана.

Но валютная наличность и объём исключительной правосубъектности в отношении средств государственных и частных фондов никогда не представляли для Ивасаки той ценности, которую имела для него благосклонность правителя того государства, на территории которого он имел возможность осуществлять промышленно-торговую деятельность своей компании. В этом заключался третий, и последний принцип религии Ятаро Ивасаки.“Самурай не выбирает своего господина. Господин выбирает себе самурая. Уже за то, что такой выбор пал на участь самурая, последний должен быть благодарен и услужлив перед господином. У самурая нет другого пути, кроме служения своему господину. Бог даёт самураю жизнь, господин даёт самураю смысл жизни. Без служения господину жизнь самурая пуста и бессмысленна. Служение есть всевидящий и добродетельный поводырь самурая сквозь ночи, холод и смерть” – гласит Кодекс Чести Самурая Тоса. Этот пункт самурайской библии был отправным для всей нелёгкой жизни предков Ятаро Ивасаки по отцовской линии и стал таковым для самого бизнесмена в его бесконечных интригах и деловых исканиях. Это же изречение, исполненное в серебре с золотыми вкраплениями, венчало вход в домашнюю резиденцию японского магната. Сам Ивасаки не раз утверждал, что без государственного покровительства и экономического партнёрства со стороны национального правительства не может существовать ни одно доходное дело.

Наиболее ярким примером делового партнёрства “Mitsubishi” и национального правительства, позволившим Ивасаки добиться государственной милости и всесторонней поддержки, является отправка правительственных войск на Тайвань в 1874 году. Зная о напряжённой обстановке на острове и желании правительства разрешить конфликт военной силой, Ивасаки, имеющий некоторые связи в почтовой службе, организует своего рода диверсию – изымает корреспонденцию двора, адресованную пароходной компании Японии с требованием о доставке войск на остров Тайвань. В результате контракт на доставку войск, а заодно и наградной символ императорской милости, попадает в цепкие руки Ивасаки. С тех пор, по образному выражению историка Митсуэ Аббэ, “благодарная рука Ятаро ни на минуту не отпускала из своих крепких объятий щедрую руку Японии”.

После смерти Ятаро в 1885 году пост директора “Mitsubishi” занял его родной младший брат Яносуке Ивасаки, показавший себя ещё более ревнительным хранителем самурайских традиций, нежели его предшественник. В настоящее время влияние империи “Mitsubishi” распространилось на подавляющее большинство развитых и развивающихся стран мира. Число коммерческих организаций и их хозяйственных объединений под торговой маркой “Mitsubishi” составляет более четырёх сотен, а точное количество компаний, объединённых крепкими родственными и свойственными узами клана Ивасаки, вообще не поддаётся исчислению.

Литература.

1)Хисаи Ивасаки. “О величии и процветании”.

2)Митсуэ Аббэ. “Классические размышления на экономическую тематику”.

Продолжение следует.

Кто такие самураи? Они представляют собой феодальный класс Японии, который пользовался великим уважением и почтением среди всех остальных сословий. Самураев боялись и уважали, за их жестокость в боях и благородство в мирной жизни. Великие имена самураев Японии написаны историей, которая навсегда запомнит этих легендарных личностей.

Это своеобразный аналог европейских рыцарей, которые присягали служить верой и правдой своему господину и играли одну из главнейших ролей в японском сообществе. Их деятельность и образ жизни жестко был связан кодексом чести, который носил название «бусидо». Великие самураи Японии сражались за феодалов или даймё – наиболее могущественных правителей страны, которые подчинялись могущественному сёгуну.

Эпоха даймё продолжалась с X по середину XIX века. За это время самураи успели окружить себя своеобразным ореолом благородства, их боялись и уважали даже за пределами страны Восходящего Солнца. Простые смертные восхищались ими, преклоняясь перед их жестокостью, отвагой, хитростью и изворотливостью. Самураям причислялись многие подвиги, однако правда на самом деле была гораздо прозаичней – знаменитые самураи Японии были рядовыми убийцами, но каков был характер их преступлений!

Топ самых известных самураев Японии

О великих самураях можно говорить бесконечно. Их истории окутаны ореолом таинственности и благородства, очень часто им приписывали незаслуженные подвиги, однако эти личности по-прежнему оставались предметом поклонения и бескорыстного уважения.

  • Тайра-но Киёмори (1118 — 1181)

Был полководцем и воином, благодаря которому была создана первая самурайская административная система управления в истории японского государства. До начала его деятельности все самураи были просто-напросто наёмными воинами для аристократов. После этого он взял под свою защиту клан Тайра и достаточно быстро добился успехов в политической деятельности. В 1156 году, Киёмори вместе с Минамото-но Йошимото (глава клана Минамото) сумели подавить восстание и принялись управлять двумя высшими кланами воинов в Киото. В результате их союз превратил в непримиримых соперников, а в 1159 году Киёмори одержал победу над Йошимото. Таким образом, Киёмори стал главой самого могущественного воинского клана в Киото.

Киёмори смог серьезно продвинуться по карьерной лестнице. В 1171 году он выдал свою дочь замуж за императора Такакура. Чуть позже у них родился первенец, который частенько использовался в качестве рычага давления на императора. Однако планы самурая осуществить не удалось, он скончался от лихорадки в 1181 году.

  • Ии Наомаса (1561 – 1602)

Был известным генералом или даймё в период, когда у власти находился сегун Токугава Иэясу. Это был один из самых преданных самураев, которых знала история Японии. Он значительно продвинулся по служебной лестнице и получил большое признание после того, как 3000 солдат под его предводительством одержали победу в битве при Нагакутэ (1584).Он сражался с таким напором, что даже противники восхищались его поведением на поле боя. Наибольшую популярность принесла ему битва при Секигахаре. Во время сражения в него попала шальная пуля, после чего он так и не смог полностью поправится. Его отряд носил название «Красные Дьяволы» за соответствующий цвет доспехов, которые одевали воины во время боя для устрашения противников.

  • Датэ Масамунэ (1567 — 1636)

Список «Самые известные самураи» продолжает эта легендарная личность. Даймё был безжалостным и беспощадным, так говорили о нем практически все. Это был выдающийся воин и отличный стратег, а его личность стала еще более запоминающейся из-за потери одного глаза, за что Масамунэ и получил прозвище «Одноглазый Дракон». Он должен был занять главенствующее место в клане после своего отца, но потеря глаза вызвала раскол в семье и к власти пришел младший брат Датэ. Уже будучи генералом, самурай смог завоевать хорошую репутацию и стал по праву считаться лидером. Именно после этого он развязал кампанию для того, чтобы одержать победу над соседними кланами. Это породило значительное волнение. В результате соседний клан обратился к отцу с просьбой обуздать своего старшего сына. Терумунэ был похищен, но он успел предупредить своего сына о подобном исходе событий и попросил его убить всех членов соседних кланов. Датэ Масамунэ исполнил наставление отца.

Хоть это и противоречит некоторым представлениям о самураях, но Датэ Масамунэ был сторонником религии и культуры. Он даже лично был знаком с папой Римским.

  • Хонда Тадакацу (1548 — 1610)

Был генералом и одним из Четырех Небесных Королей Иэясу наряду с Ии Наомаса, Сакакибара Ясумаса, и Сакаи Тадацугу. Из этих четырех, Хонда Тадакацу имел репутацию самого опасного и беспощадного. Это был истинный воин, даже в глубине своей души. Так, например, Ода Нобунага, который, кстати, не очень радовался своим последователям, считал Тадакацу настоящим самураем среди всех остальных самураев. О нем часто говорили, что Хонда обошел саму смерть, так как ни разу не получал серьезных травм, несмотря на то, что количество его сражений перевалило за 100.

  • Хаттори Хандзо (1542 — 1596)

Он являлся самым известным самураем и ниндзя эпохи Сэнгоку. Благодаря ему император Токугава Иэясу остался в живых, а также чуть позже стал правителем объединенной Японии. Хаттори Хандзо показал блестящую военную тактику, за что и получил прозвище Дьявол Хандзо. Он выиграл свою первую битву еще в совсем юном возрасте – Хандзо тогда было всего 16 лет. После этого он смог освободить из заложников дочерей Токугава в замке Каминого в 1562 году. 1582 год стал для него решающим в карьере и завоевании лидирующего положения – он помог будущему Сёгуну бежать от преследователей в провинцию Микава. В этой операции ему помогли местные ниндзя.

Хаттори Хандзо был отличным фехтовальщиком и свои последние годы, как говорят исторические источники, он скрывался под видом монаха. Многие частенько приписывали этому самураю сверхъестественные способности. Говорили, что он мог мгновенно скрываться и появляться в самых неожиданных местах.

  • Бэнкэй (1155 — 1189)

Был воином-монахом, который находился на службе у Минамото-но Есицунэ. Бэнкэй, пожалуй, является самым популярным героем японского фольклора. Рассказы о его происхождении многолики: некоторые утверждают, что он родился у изнасилованной женщины, а другие склоняются к тому, что Бэнкэй являлся потомком бога. Ходят слухи, что этот самурай убивал, как минимум, 200 человек в каждом своем бою. Интересный факт – в возрасте 17 лет он был ростом больше 2-х метров. Он обучился мастерству владения нагинатой (длинное оружие, которое представляет собой смесь копья и топора) и ушел из буддистского монастыря, чтобы присоединиться к секте горных монахов.

По преданию, он отправился на мост Годзё что расположен в Киото, и смог обезоружить каждого проходящего фехтовальщика. Таким образом, он смог собрать 999 мечей. Во время 1000-ого сражения с Минамото-но Ёсицунэ Бэнкэй потерпел поражение и вынужден был стать его вассалом. Несколько лет спустя, находясь в осаде, Есицуне совершил ритуальное самоубийство, в то время, как Бэнкэй сражался за своего хозяина. Поговаривают, что остальные солдаты боялись выступить против этого гиганта. В том бою самурай положил около 300 солдат, которые своими глазами видели, как пронзенный стрелами гигант по-прежнему стоит. Так все смогли узнать о «стоячей смерти Бэнкэя».

  • Уэсуги Кэнсин (1530 — 1578)

Это был один из самых могущественных полководцев времен Сенгоку в Японии. Он верил в буддистского бога войны, а его последователи были убеждены в том, что Уэсуги Кэнсин был воплощением Бисямонтена. Он был самым юным правителем провинции Этиго – в возрасте 14 лет он занял место своего старшего брата.

Он согласился выйти против величайшего полководца Такеды Сингена. В 1561 году состоялась самая масштабная битва Сингена и Кэнсин. Результаты сражения были неоднозначны, так как обе стороны потеряли в этом бою около 3000 человек. Они были соперниками более 14 лет, но даже этот факт не мешал им обмениваться подарками. И когда Синген умер в 1573 году, Кэнсин не мог смириться с утратой такого достойного соперника.

Данные о смерти Уэсуги Кэнсин неоднозначны. Кто-то говорит, что он умер от последствий тяжелого пьянства, кто-то склоняется к версии о том, что он был серьезно болен.

  • Такеда Синген (1521 – 1573)

Это, пожалуй, самый знаменитый самурай в истории Японии. Известен он, по большому счету, своей уникальной военной тактикой. Часто упоминается как «тигр из Кай» за свои отличительные характеристики на поле боя. В 20-летнем возрасте он взял под свою опеку клан Такэда, затем объединился с кланом Имагава – в результате молодой военачальник получил власть над всеми близлежащими территориями.

Это был единственный самурай, который обладал достаточной силой и мастерством, чтобы победить могущественного Ода Нобунага, стремящегося к власти над всей Японией. Синген скончался во время подготовки к очередному бою. Некоторые говорят, что его ранил солдат, а другие склоняются к тому, что самурай умер от тяжелой болезни.

  • Токугава Иэясу (1543 — 1616)

Это первый сёгун и основатель сёгуната Токугава. Его семья практически управляла страной Восходящего Солнца с 1600 года до начала Реставрации Мэйдзи в 1868 году. Иэясу получил власть в 1600 году, через три года стал сёгунов, а еще через два отрекся от должности, но находился все остальное время у власти вплоть до своей смерти. Это был один из самых известных полководцев за всю историю Японии.

Этот самурай пережил многих известных правителей на своем веку: Ода Нобунага заложил основу для сёгуната, Тоётоми Хидэёси захватил власть, Сингэн и Кенсин, два сильнейших соперника, были мертвы. Сёгунат Токугавы, благодаря хитрому уму и тактическому мышлению Иэясу, будет править Японией еще в течение следующих 250 лет.

  • Тоётоми Хидэёси (1536 — 1598)

Это также самый известный самурай в своем роде. Он был генералом и великим политиком эпохи Сэнгоку, а также вторым объединителем Японии и человеком, который положил конец периоду Воюющих царств. Хидэёси приложил усилия к созданию некоторых культурных наследий. Так, например, он ввел ограничение, из которого следовало, что только члены класса самураев могли носить оружие. Кроме того, он финансировал строительство и восстановление многих храмов, а также сыграл значительную роль в истории христианства на территории Японии.

Хидэёси, несмотря на свое крестьянское происхождение, смог стать великим генералом Нобунаги. Он не смог получить титул сёгуна, но сделал себя регентом и построил дворец. Когда его здоровье начало давать сбои, Хидэёси начал завоевывать династию Мин с помощью Кореи. Классовые реформы, которые проводил самурай, существенно изменили японскую социальную систему.

В самые древние времена японцы объединялись в племена, которые после стали называть японскими кланами. Живя в горной стране и имея непростые отношения с соседями, люди, боясь жить изолированно, объединялись для самозащиты. По прошествии времени некоторые племена становились могущественными и сильными и захватывали власть над другими племенами, которые постепенно сливались с ними или превращались в рабов. В племенах не было равенства, каждый выполнял собственную работу – ремесленника, крестьянина или раба. Те, которым удавалось разбогатеть, быстро отвоевали себе привилегии и командовали беднотой.

Наиболее сильными племена постоянно воевали с остальными, часто побеждали и подчиняли их себе.

Из более могущественного класса выбирались судьи, они готовили вооружение, могли принять или отвергнуть чужака, определяли круг сельскохозяйственных работ. Над всеми стоял вождь племени, который помимо всего прочего был наделен еще и религиозной властью.

Таким образом, первой социальной структурой является племя, за которым следовал “клан” – объединение племен. Вся японская история может считаться созданной кланами, которые в кровопролитнейшей борьбе отвоевали у других сильных групп право главенства.

В начале VIII века началась эпоха Нара, названная так по первой столице, которую клан Фудживара основал в регионе Йамато. Эта эпоха характеризуется усвоением китайской культуры: в то время были проведены аграрные реформы, появились своды законов, была адаптирована иероглифическая письменность. За Фудживара последовали Минамото, сделавшие столицей город Камакура. В эту эпоху был создан новый институт власти – “сёгунат” просуществовавший вплоть до XIX века.

Даймё, представители знати, обладавшие значительным количеством привилегий, делились на три категории и часто враждовали между собой.

Сёгун был генералиссимусом, командующим военными и политическими силами, в то время как император, конечно же по-прежнему уважаемый и почитаемый за свое божественное происхождение, потерял реальную власть в обществе и воспринимался как религиозный властитель и верховная власть. В то время население делилось по значимости следующим образом: главнейшими были “даймё” – очень могущественные феодалы, затем торговцы, потом крестьяне, ремесленники и в самом низу были рабы.

Даймё, у которых уже были некоторые привилегии, в некоторый момент предприняли попытку добиться независимости, воспользовавшись затяжной войной, которую страна вела против монголов. В итоге к власти пришел Асикага, который объявил себя сёгуном и положил начало эпохе Муромаки.

Самураи семьи Такэда быстры как ветер, спокойны как лес, яростны как огонь, непоколебимы как гора" - таков девиз клана Такэда, это знаменитый японский род, ведущий свою родословную от Императора Сэйва. Прославился созданием боевого искусства айки-дзюцу, а также известными полководцами, самураями и мастерами боевых искусств.
Клан Такэда известен во всем мире, их влияние на историю Японии трудно переоценить. Основателем клана считается Минамото Есикие (Minamoto Yoshiki), который поселился в провинции Кога, где основал самурайский клан Такэдо. Он наследовал боевую систему айки-дзюцу от своего отца, создавшего её.


Эта боевая система в то время включала в себя не только методы ведения боя различными видами оружия хэйхо, но и методы ведения войн. Это позволило роду Такэда выживать в провинции Каи несколько веков.

Печатка с моном клана Такэда


Такэда Сингэн

Представителем клана Такэда был Такэда Сингэн (1521 - 1573) — один из величайших полководцев Японии периода Сэнгоку. Он ыл старшим сыном Такэды Нобуторы, полководца и правителя провинции Каи. При рождении получил имя Кацутиё («победа навсегда»), но потом сменил его на Харунобу. Имя Сингэн принял с монашеским саном в 1589 году. Харунобу рос нелюбимым ребёнком, отец хотел избавиться от него, так как благоволил больше своему второму сыну — Такэде Нобусигэ, и именно ему собирался передать свои владения. Однако Харунобу вступил в тайный заговор с Имагавой Ёсимото, а затем, в 17 лет, при поддержке большинства самураев провинции Каи восстал, и, изгнав своего отца, стал править самостоятельно.

Японцы считают Такэду Сингэна одним из самых лучших полководцев в своей истории. Существует множество легенд и преданий, основанных на исторической хронике семьи Такэда «Коё гункан», повествующих о его подвигах, бесстрашии и воинском таланте. Он был популярен среди самураев, с которыми переносил все опасности и лишения службы, и среди крестьян, которые звали его Сингэн-ко — Принц Сингэн. Он покровительствовал боевым искусствам и проповедовал благородство в бою, невозмутимость и дзэнское хладнокровие в самых тяжелых ситуациях.

Битва при Каванакадзима

В месте, где сливаются реки Сайгава и Тикумагава в Японских Альпах, лежит равнина Каванакадзима. С 1553 года по 1564 год пять битв между силами даймё провинции Этиго Уэсуги Кэнсин и даймё провинции Каи Такэда Сингэн произошло на этой равнине. Провинции обоих даймё были разделены горами, поэтому Каванакадзима стала самым подходящим местом сражений, как единственное место с достаточно плоским ландшафтом.

Такэда Кацуёри

Такэда Кацуёри (1546 - 1582) был сыном Такэды Сингэна. Это 20-й глава рода Такэда и правитель провинции Каи. Кацуёри стал фактическим наследником рода после смерти Такэды Ёсинобу, своего старшего брата. Его отец, Такэда Сингэн, не хотел видеть Кацуёри следующим главой рода и назначил Такэду Нобукацу, собственного внука, будущим руководителем. Однако Кацуёри сосредоточил все рычаги власти в своих руках, выполняя функции регента при Нобукацу.

Кацуери Такэда в битве при Нагасино.

После смерти Сингэна Кацуёри продолжил завоевательную политику отца. В 1574 году он захватил труднодоступный замок Такатэндзин, а в 1575 вторгся вглубь территории провинции Микава, центральные владения Токугавы Иэясу. Однако агрессивная политика Кацуёри потерпела крах в битве при Нагасино, в которой его войска были наголову разбиты союзными силами Токугавы и Оды Нобунаги. В 1582 году эти союзники напали на владения Кацуёри и уничтожили оставшееся войско. Загнанный в тупик, глава рода Такэда и члены его семьи совершили сеппуку.

Памятник самураю Сингэну Такэда .

Памятник Такэде Кацуёри в префектуре Яманаси