Киношная зоя космодемьянская. Космодемьянская любовь тимофеевна

Подвиг Зои Космодемьянской не раз подвергался ревизии. Мужественную девушку-героя, замученную фашистами, объявляли психопаткой-поджигательницей и даже преступницей. Женя Огурцова из популярного сериала «Ранетки» и участница одноименной музыкальной группы – внучатая племянница той самой Зои, которая стала символом несгибаемости советских воинов. Она и ее мама Татьяна Космодемьянская рассказали корреспонденту "Только звезды", в чем заключалась болезнь их бесстрашной родственницы.

Мама бесшабашной рыжеволосой клавишницы Жени Огурцовой из популярной молодежной рок-группы «Ранетки» носит известную фамилию – Космодемьянская. Отец Татьяны Анатольевны – двоюродный брат хрестоматийных героев Великой Отечественной войны – Зои и Александра Космодемьянских. Жили они далеко друг от друга: Толик – в Тамбовской губернии, откуда и пошел род Космодемьянских, а Саша с Зоей – в Москве. Об их гибели он узнал из газет. Для матери героев Любови Тимофеевны тамбовский племянник стал чуть ли не единственным близким человеком.

– При первой же возможности папа вырывался в Москву, чтобы помочь ей, ведь она, потеряв детей, оказалась одна, – рассказывает Татьяна Космодемьянская. – Хотя одинокой назвать ее было нельзя. Над ней шефствовали московские школы, в ее доме частыми гостями были делегации из разных республик Союза. Любови Тимофеевне дали двухкомнатную квартиру в элитном доме на Звездном бульваре. Как мать героев войны она пользовалась многочисленными льготами. Получала продуктовые пайки, раз в год ложилась на обследование в кремлевскую больницу. Она была скромным человеком и старалась ни на кого не перекладывать свои заботы. Папа, приезжая к ней, всегда обнаруживал, что где-то нужно забить гвоздь, починить кран или утюг.

Мать известных на всю страну Зои и Шуры умерла в 1978 году, ей было под 80. Скончалась одна в своей квартире.

– В последние годы она стала очень подозрительной, говорила, что ее дом чуть ли не напичкан прослушками, будто за ней следят – куда ходит, с кем встречается, – говорит Татьяна Космодемьянская. – Только, наверное, зря я это рассказываю, боюсь, все это опять будет неправильно истолковано. Понимаете, ведь мать известных на всю страну Зои и Шуры после их гибели не принадлежала себе…

И действительно. Едва прошла печальная церемония опознания останков девушки, повешенной фашистами в Петрищево, Зою Космодемьянскую решено было сделать символом героизма советских людей, ее подвиг должен был вдохновлять миллионы бойцов Советской армии на самопожертвование. На мать героини возложили идеологическую миссию – ей настойчиво предложили выступать перед воинами, уходящими на фронт, в школах, на фабриках и заводах перед бойцами трудового фронта. Каждое ее слово выверялось работниками идеологических отделов, она не могла позволить себе никаких эмоций, кроме дозволенных.
Давалось ей это нелегко.

– Ведь все дело в том, что она долго не верила в смерть Зои. Когда в 1942 году Любовь Тимофеевну привезли в Петрищево на эксгумацию тела, она не признала в этой девушке свою дочь, – уверяет Татьяна Космодемьянская. – С момента захоронения прошло несколько месяцев, и без того обезображенный труп успел истлеть. В искаженных чертах она не увидела ничего общего с лицом Зои. Кроме того, Зоя до той поры числилась в без вести пропавших. И это давало матери надежду, что дочка все же жива. Однако, несмотря на отрицательный результат опознания, Любови Тимофеевне все же вскоре сообщили: личность похороненной девушки в селе Петрищево удалось установить в результате допроса свидетелей.

Труп кремировали и провели торжественное перезахоронение на Новодевичьем кладбище. Мать больше не имела права на сомнения. Единственное, что согревало ее душу – сын Саша. Он тоже ушел добровольцем на фронт. До победы оставалось совсем немного. Страшная весть о его гибели пришла в апреле 1945-го. А в июле ему присвоили звание Героя Советского Союза.

– Любовь Тимофеевна как-то в порыве откровенности сказала моему отцу: «А знаешь, Саша не совершил никакого поступка, который можно считать героическим, – рассказывает Татьяна Анатольевна. – В его танк попал снаряд, он выбрался из него, отстреливался, его убили. Он не бегал от пуль. Но это был обычный бой, так погибали миллионы. А ему дали Героя потому, что он – брат легендарной Зои».

Удобная история получилась: брат и сестра – герои!

Но конечно же об этом она никогда не говорила на лекциях. Став матерью уже двух героев, Любовь Тимофеевна получила важное партийное задание – написать книгу «Повесть о Зое и Шуре». До войны она работала учительницей, теперь же ей пришлось стать общественным деятелем. Ее выбрали членом Комитета защиты мира, отправили участвовать в работе Всемирного конгресса сторонников мира в Париж, она ездила в составе делегаций в Венгрию, Болгарию, Чехословакию, ГДР и всюду рассказывала о своих детях-героях. Постоянно на людях, под бдительным присмотром спецслужб… Возможно, в конце 70-х она уже и не представляла интереса для идеологической машины. Но ее психика женщины, потерявшей самое дорогое, что может быть у матери – детей, не выдержала…

– Я не хотела об этом говорить, боюсь спекуляций на эту тему, – повторяет Татьяна.

И ее можно понять, ведь в 90-е годы, когда оголтело принялись развенчивать мифы о хрестоматийных героях войны, в газетах появились «сенсационные» публикации: Зоя Космодемьянская страдала шизофренией! Писали, якобы она и вовсе не герой. Изобрели даже кощунственную версию: дескать, таких, как она, нервнобольных специально подбирали сотрудники НКВД и формировали из них группы диверсантов. Страдающие психическими отклонениями «психи» будто бы совершали безумные поступки, не отдавая себе отчета и не ведая страха – кидались под поезда, обвесившись бомбами, поджигали штаб-квартиры немцев… В доказательство «разоблачители» подвига Зои ссылались на то, что в 1939 году она находилась на освидетельствовании в психиатрической клинике.

– Есть такой диагноз гиперчестность, – рассуждает Татьяна. – К примеру, творится несправедливость, кто-то врет. Один человек скажет: «Ну и фиг с ним!» А она говорила, как думала, и всё – в лицо. Зоя не могла терпеть несправедливости. Теперь это называется психическим заболеванием?

Честные, прямолинейные люди всегда были неудобными. Ведь мать Зои не скрывала – в 8-м классе она, прежде веселая, общительная, вдруг стала замкнутой, молчаливой, стала сторониться одноклассников. Ее предали подружки, и она сильно переживала. Учителя предложили Любови Тимофеевне проверить дочку у врачей. И она отвела ее на обследование в Кащенко.

– Вы же понимаете, какие это были годы – все должны были ходить в одной одежде, говорить одинаковые слова, одинаково реагировать… – продолжает Татьяна. – Если ты не такой, как все, тебя надо изолировать. Это ведь удобно – представить человека неадекватным, и нет проблемы, нет конфликта. Да и сейчас такое бывает… Зоя была требовательной к себе, делала все, чтобы ею гордились в семье: окончила школу на хорошие и отличные отметки, несмотря на то, что в 10-м классе слегла в больницу с менингитом. И для нее не стояло вопроса, что делать, когда началась война. Она записалась добровольцем в разведывательно-диверсионную группу и выполняла задание партии – поджигала дома в деревнях, чтобы в них не могли расквартироваться фашисты. Да, жестокий приказ. Но не исполнить его Зоя не могла. И исполнила ценой собственной жизни.

О смерти Любови Тимофеевны ее племянник узнал из газет.

– Почему так произошло? Почему вам не сообщили сотрудники социальных служб, они ведь знали о вашем существовании?

– Мы тоже недоумевали. Связь с ней мы поддерживали постоянно – каждый день звонить не могли, но все равно звонили часто, – рассказывает Татьяна Анатольевна. – Любовь Тимофеевна не раз предлагала папе переселиться вместе с семьей в Москву, но он отказывался – считал, что не вправе пользоваться привилегиями, которые получали родные погибших героев. К тому же к ней постоянно наведывались сотрудники социальных служб, предлагали, чтобы рядом круглосуточно присутствовала сиделка, но она и мысли такой не допускала. Все делала сама… Мы приехали в Москву, опоздав на похороны. Нам оставалось только поклониться ее могиле. После кладбища поехали на квартиру Любови Тимофеевны. Но в нее нас не впустили.

При этом никаких претензий на жилплощадь Любови Космодемьянской ее родственники не имели. Они в ней не были прописаны и потому просто не имели на нее права. Похоже, причина того, что их проигнорировали, заключалась вовсе не в пресловутом «квартирном вопросе».

В обеих комнатах умершей, всюду, где только можно, лежали, стояли, висели подарки, привезенные в знак любви и благодарности ей как матери героев. Это были и дорогие блюда, вазы, статуэтки, картины, и мягкие игрушки из ваты. Она бережно хранила их все – неважно, из чего они были сделаны: из серебра, золота или соломы.

– Мы поинтересовались, куда вывезли эти подарки. Нам сказали, будто все имущество передано в музей в Петрищево, – продолжает Татьяна. – Кто их передавал и как – неизвестно. Но в Петрищево этих подарков я не видела.

Кто оказался проворным? Это могли быть работники ЖЭКа. Но не исключено, что первыми в дом матери Зои после ее смерти вошли сотрудники КГБ. Может, они и выбрали, что им больше пришлось по вкусу. А остальное свалили на помойку.

В доме Жени из группы «Ранетки» от тех подарков есть лишь небольшой бронзовый бюст Зои Космодемьянской. Она и не помнит, в каком возрасте мама ей рассказала о том, как она погибла. Кажется, о ней она знала всегда.

– Дед не любил разговоров о войне, о Зое, – говорит Женя. – Когда я приставала к нему, он переводил разговор на другую тему. Потом мама мне объяснила: он всегда переживал, что так и не успел уйти на фронт. Он родился позже Зои на пять лет.

– Мой отец имел право ездить за границу, лечиться бесплатно в санатории как родственник героев Великой Отечественной войны. Но отказался от всех этих льгот. Считал стыдным пользоваться ими, – говорит Татьяна Анатольевна. – И даже считал себя недостойным быть коммунистом. Потому что думал: коммунисты – самые достойные, самые образованные. А он окончил художественное училище и не смог получить высшее образование. И это тоже та самая фамильная гиперчестность.

Любовь Тимофеевна Космодемьянская (1900-1978) известна как мать двух Героев Советского Союза, Александра и Зои Космодемьянских, погибших во время Великой Отечественной войны.

Александр Анатольевич был танкистом, командиром батареи самоходных установок, и дошел с боями до Кёнигсберга, где был убит 13 апреля 1945 года - меньше чем за месяц до великой победы. А Зоя стала для всей огромной страны больше, чем бесстрашным бойцом - с её именем солдаты шли в атаку, её мужество было тем знаменем, которое подхватили другие бойцы, а её мученическая смерть в подмосковном Петрищево жгла сердце брата и всех советских воинов желанием отомстить.

Но до трагических дней войны семья Космодемьянских, скромная и интеллигентная, никак не выделялась среди других. Любовь Тимофеевна родилась в селе Чернавка Кирсановского уезда Тамбовской губернии, а вскоре, вместе с родителями, переехала в деревню Осиновые Гаи. Там она училась в земской школе, а после - в женской гимназии города Кирсанова. Образование со временем позволило Любови Тимофеевне самой стать учительницей, работала она в начальной школе деревни Соловьянка и в Осиновых Гаях. Там, на родине отца и матери, в 1922 году Люба познакомилась с Анатолием Петровичем Космодемьянским. Её будущий муж был сыном убитого бандитами сельского священника. В Осиновых Гаях Анатолий Космодемьянский служил заведующим избой-читальней и сельской библиотекой.

13 сентября 1923 года у семейной пары родилась дочка Зоя, а 27 июля 1925 года - сын Александр. Космодемьянским не раз пришлось менять место жительства - возможно, из-за происхождения Анатолия Петровича, а может быть, потому, что он не раз высказывался против "перегибов" советской власти в селе. Некоторое время супруги с детьми жили в Сибири (д. Шиткино Енисейского округа), а потом переехали в Москву, где у Любови Тимофеевны были брат и две сестры.

Любовь Космодемьянская рано стала вдовой: Александр Петрович, работавший бухгалтером в Тимирязевской сельскохозяйственной академии, скоропостижно умер в 1933 году. Дети, Зоя и Шура, учились в одном классе, и Любовь Тимофеевна полностью посвятила себя им и работе в школе в две смены. Сына и дочь она воспитывала в патриотическом духе, и, когда началась Великая Отечественная война, оба ушли на трудовой фронт.

Восемнадцатилетней Зое этого казалось мало, и она настойчиво просила в военкомате, чтобы ее зачислили в разведывательно-диверсионную часть. Немцы подступали к Москве, и хрупкая девочка, которая совсем недавно тяжело болела менингитом, ушла вместе с группой диверсантов в морозный ноябрьский лес. Зоя получила задание проникнуть в деревню Петрищево и сжечь дома, в которых квартировали немцы. 28 ноября 1941 года начался ее крестный путь...

О последних днях своей девочки Любовь Тимофеевна узнала из публикации в газете "Правда". Немцев отбросили от Москвы, Петрищево освободили, и фронтовой корреспондент П. Лидов во всех подробностях описал подвиг неизвестной комсомолки, назвавшейся Таней, которую во время выполнения боевого задания схватили немцы. Девушка перенесла нечеловеческие пытки, но никого не выдала и была повешена. Статью иллюстрировали фотографии, на которых была Зоя... В свой самый страшный час она назвалась именем Татьяны Соломахи, своей любимой героини, погибшей на Гражданской войне.

Зою и Александра похоронили на Новодевичьем кладбище, и с того дня Л. Космодемьянская жила только памятью о них. В 1949 году в свет вышла ее книга "Повесть о Зое и Шуре", которая была переведена на многие языки. Мать двух героев бесконечно просили выступать с рассказами о своих легендарных детях, Любовь Тимофеевна получала сотни писем, и никогда не отказывалась выступать, отвечать на вопросы - эта миссия стала смыслом ее существования.

7 мая 1978 года земной путь этой выдающейся женщины оборвался, и спустя несколько дней Любовь Тимофеевну Космодемьянскую похоронили рядом с ее детьми.

На нашем книжном сайте Вы можете скачать книги автора Космодемьянская Любовь Тимофеевна в самых разных форматах (epub, fb2, pdf, txt и многие другие). А так же читать книги онлайн и бесплатно на любом устройстве – iPad, iPhone, планшете под управлением Android, на любой специализированной читалке. Электронная библиотека КнигоГид предлагает литературу Космодемьянская Любовь Тимофеевна в жанрах военные мемуары, мемуары.

Подвиг Зои Космодемьянской бесспорен, хрестоматичен и свят. С именем этой семнадцатилетней, зверски казненной девочки шли врукопашную, поднимали в огненное небо самолеты и ложились на вражеские амбразуры. В 1944 году на экраны вышел фильм, рассказывающий о подвиге московской комсомолки. Картина «Зоя» стала лидером мирового проката за тот, военный год, собрав у экранов миллионы зрителей.

Роль бесстрашной партизанки блестяще сыграла Галина Водяницкая, став лауреатом Госпремии СССР. Ее кинозвезда блеснула на киногоризонте и незаметно сошла в тень. Сегодня, в свои почти восемьдесят семь лет, Галина Владимировна в потрясающей физической форме. Живет в самом центре Москвы, в престижной «сталинке», выглядит максимум на семьдесят очень ухоженных лет. За время нашего разговора она часто повторяла одну и ту же фразу: — Как вы меня нашли? Это первое интервью за последние тридцать лет...

— Галина Владимировна, после фильма «Зоя» вы проснулись знаменитой?

— В сентябре 1944 года эта картина вышла большим тиражом во многих странах мира. Помню, в 1945 году, после победы, по всей Болгарии, где я была, висели афиши с «Зоей». Меня везде узнавали.

— Бремя славы тяжело?

— Я не была этим озабочена, ведь наше поколение романтичное и патриотичное. Я воспринимала работу как свой долг. Фильм снимался в суровых условиях в военной Москве — в павильонах было минус пять градусов. Так что я уже была артисткой, закаленной во всех отношениях.

— Как вы попали на эту роль?

— Я была студенткой ВГИКа, который в войну эвакуировался в Алма-Ату. После выхода знаменитой повести Лидова «Таня», рассказывающей о подвиге Зои Космодемьянской, сразу родилась идея снять о ней фильм. Я, переболев брюшным тифом, была худющая и коротко стриженная. Ассистент режиссера, увидев меня, сфотографировал, потом пригласили на кинопробы. Проб было очень много, решающим стало слово Любови Тимофеевны Космодемьянской, матери Зои, — она выбрала меня.

— Картина получилась жесткая, я бы даже сказал — жестокая.

— В этой картине жестоких людей не было. Жестокий фильм был сделан добрыми руками. Ростислав Плятт играл там главного немца, который меня мучил. В жизни же это добрейший и интеллигентнейший человек. В картине он бил меня, жег мне лицо. Эта сцена давалась Плятту очень тяжело. Режиссер кричал ему: «Ну ударь ты ее, ударь наконец...» У Плятта долго ничего не получалось — воспитание не позволяло... Сцену повешения Зои первоначально снимали в Семипалатинске. Потом в съемки вмешался ЦК ВЛКСМ, и нашу съемочную группу перевели работать в Москву под бдительное идеологическое око.

— Какой осталась в вашей памяти мать Зои Космодемьянской?

— С Любовью Тимофеевной мы сблизились на съемках, я бывала у нее дома. Очень мужественный человек, я до сих пор поражаюсь ее силе воли. Она мне показывала много Зоиных фотографий, живой и казненной. Любовь Тимофеевна уже это все перестрадала, и для нее смерть дочери была судьбой, с которой ничего не поделаешь. Говорят, что мать Зои слишком много выступала в публичных местах. В данном случае слишком много не бывает. Она выступала ровно столько, сколько ее просили, и очень хорошо говорила. Ее постоянно приглашали на отсмотр материала снимаемой картины. Она не требовала стопроцентного сходства и не придиралась к каким-то деталям. Любовь Тимофеевна понимала: фильм посвящен не только Зое, а всем девочкам и мальчикам, погибшим в войну.

— Музыку к фильму писал Шостакович?

— Да, Дмитрий Дмитриевич был другом режиссера Лео Арнштана, их дружба была еще с Ленинграда. Шостакович — потрясающий мастер: вначале он все отсматривал, засекая сцены по секундомеру, и приносил музыкальные куски, написанные точь-в-точь под сцены. Композитор не ошибался ни на секунду.

— Как жила Любовь Космодемьянская, мать двух Героев Советского Союза?

— Очень скромно, у нее не было даже отдельной квартиры, лишь комната в коммуналке, правда в центре Москвы.

— В деревне Петрищево, где казнили Зою, снимали какие-то сцены?

— Нет. Тогда вся деревня была в шоке от происшедшего, и там работать было очень трудно. Нашли похожую деревню, простые люди приходили сниматься в массовке. Когда я перед казнью обращалась к ним с последним словом, то видела у них в глазах слезы. Для простых жителей это было настоящим потрясением.

— Вы тогда еще молодая артистка, где брали эту правду, чтобы так сыграть?

— Я тогда не чувствовала себя артисткой, я была той Зоей, очень сострадала своей героине, потому глубоко вжилась в образ. Сцена повешения была самая неприятная. Снимали все по-настоящему, выбивали табурет, и я повисала на тоненькой страховке. Было два дубля, и все смотрелось очень физиологично. Я была спортсменка, и у меня был спортивный кураж: выдержу или нет. Это очень важно, чтобы актер умел управлять своим телом.

— Вы ходили к ней на могилу, ездили ли на место ее казни в послевоенное время?

— Я даже в этом году была в Петрищеве, меня партизаны Подмосковья приглашали. Там, возле памятника Зое, мне вручили знак «Партизан Московской области». Приятно, что эти мужественные люди приняли меня в свою среду. Часто бываю на Новодевичьем кладбище, на Зоиной могиле. Я почти всю жизнь прожила с ее образом в сердце.

— Сегодня некоторые называют Зою Космодемьянскую сумасшедшей...

— Ах, она поджигала дома, вопят некоторые. У нее задание было такое, она обязана была это делать. Фашистов выкуривали всеми способами. Главное — ее мужество, как она себя вела на допросах. Много кто в семнадцать лет способен смотреть смерти не в глаза, а в самые зрачки?..

— По жизни вы продолжали общаться с Любовью Тимофеевной?

— После выхода картины некоторое время наши пути часто пересекались. Потом мне позвонила одна женщина и сказала, что Любовь Тимофеевна хочет меня удочерить. Я сказала, что моя мама живая, а в жизни двух мам не бывает. Полагаю, мать Зои обиделась: с тех пор мы больше не виделись.

— Ваша киношная жизнь оказалась очень короткой.

— После «Зои» у режиссеров срабатывал стереотип, и мне давали похожие роли — Жанну д’Арк предлагали играть. А моим кумиром стала Серафима Бирман, и мне хотелось играть так же, как она. Но... Своей киношной жизнью я довольна. Дай бог, каждой актрисе сыграть роль, подобную моей «Зое». Эта картина навсегда вошла в историю мирового кино, что бы там ни говорили.

— Скажите, на что вы потратили свою Сталинскую премию?

— Я получила двадцать пять тысяч и купила несколько отрезов на платье. Хорошая портниха пошила мне чудные туалеты. На этом закончилась моя Сталинская премия (смеется). Зато в Каннах блистала.

— Звание «Лауреат Сталинской премии» в жизни помогало?

— Реально ничего это звание не давало. Может, морально по молодости тешило самолюбие. Знаю одно, что вначале меня представляли к премии II степени. Сталин, посмотрев картину, сказал: «Почему вторую? Надо первую степень дать». Возражать ему не смели.

— Потом вы выпали из актерской жизни?

— Бывают в жизни моменты, когда приходится выбирать. Я выбрала семью и материнство и о своем выборе ни грамма не жалею. У меня выросла замечательная дочка. Большую часть жизни я занималась режиссурой дубляжа, озвучивала зарубежные фильмы. Моим голосом говорят Марлен Дитрих и Анна Маньяни.

— Ностальгии об актерском ремесле не было?

— Для меня важнее было быть женой и матерью. Быть женой Сергея Васильева и Лео Арнштана — это тоже неплохой выбор судьбы (улыбается). У меня трое потрясающих внуков, правнук уже есть. Компания очень неплохая. Все меня безумно любят. Это дороже любого звания и гонорара.

Одна известная актриса, узнав, что я иду на интервью с вами, удивленно воскликнула: «А она что, еще живая?» (Смеется. ) Это потому, что я нигде не появляюсь — ни на каких тусовках, сборищах. В феврале была на фестивале «Дух огня» в Ханты-Мансийске. Спину держала прямо, улыбалась и шутила. Никто, правда, не догадывался, какой ценой мне это далось. Но я же артистка, играла... Это мне давало определенный адреналин, который в восемьдесят шесть лет нелишний. Кстати, я никогда не скрывала свой возраст. Я самодостаточна, чтобы бояться своих лет.

— Простите, вам скоро девяносто лет, а вы потрясающе выглядите. В чем секрет?

— В молодости очень много занималась спортом. Хорошо плавала. Мне охранник нашего дома как-то сказал: «А вы еще женщина!» Я сначала опешила, потом рассмеялась. Комплимент. Не знаю никаких секретов, диет не соблюдала, и сегодня могу рюмку коньяка выпить.

Космодемьянская Любовь Тимофеевна

Повесть о Зое и Шуре

Любовь Тимофеевна Космодемьянская

Повесть о Зое и Шуре

Дети Л.Т.Космодемьянской погибли в борьбе с фашизмом, защищая свободу и независимость своего народа. О них она рассказывает в повести. По книге можно день за днем проследить жизнь Зои и Шуры Космодемьянских, узнать их интересы, думы, мечты.

Вступление

Осиновые Гаи

Новая жизнь

Снова дома

Горькая весть

Брат и сестра

"Людей посмотреть, мир повидать!"

Неизгладимый след

В путь-дорогу

Год спустя

Все вместе

Праздник

Вечером...

По дороге в школу

Новоселье

Новая школа

Греческие мифы

Любимые книги

Новое пальто

"Челюскин"

Старшая и младший

Сергей Миронович

"А кто у нас был!"

Чудесное путешествие

"Взвейтесь кострами, синие ночи!"

Дневники

"Белая палочка"

Девочка в розовом

Татьяна Соломаха

Первый заработок

Вера Сергеевна

Высокая мера

"Отлично" по химии

Наедине с собой

"Само собой разумеется"

Дом по Старопетровскому проезду

Под Новый год

Тяжелые дни

Аркадий Петрович

Одноклассники

"Зеленый шум"

Двадцать второе июня

Военные будни

Первые бомбы

"Чем ты помог фронту?"

Прощанье

Записная книжка

В Петрищеве

Как это было

Рассказ Клавы

Со всех концов страны

"Пожелай мне доброго пути!"

Вести из Ульяновска

Военный корреспондент

Пять фотографий

"Я очень хочу жить!"

От всего сердца

Смертью героя

Они должны быть счастливыми!

ВСТУПЛЕНИЕ

Апрель 1949 года. Огромный зал Плейель в Париже. Конгресс защитников мира. Флаги всех наций украшают трибуну, и за каждым флагом - пароды и страны, человеческие надежды и человеческие судьбы.

Алый флаг нашей страны. На нем - серп и молот, символ мирного труда, нерушимого союза между теми, кто работает, строит, созидает.

Мы, члены советской делегации, все время ощущаем, что нас окружает горячая любовь участников конгресса. Нас встречают так сердечно, нас приветствуют так радостно! И каждый взгляд, каждое рукопожатие словно говорит: "Мы верим в вас. Мы надеемся на вас. Мы никогда не забудем того, что вы сделали..."

Как велик мир! Это с особенной, поражающей силой чувствуешь здесь, в просторном, высоком зале, глядя на белые, желтые, оливково-смуглые лица, лица всех цветов и оттенков - от молочно-белого до черного. Две тысячи человек со всех концов земли собрались сюда, чтобы от имени народа сказать свое слово в защиту мира, в защиту демократии и счастья.

Я смотрю в зал. Тут много женщин. На их лицах страстное, неотступное внимание. Да и может ли быть иначе! Призыв к миру несется поистине со всех концов земли, и в нем - надежда всех жен и матерей.

Сколько услышала я здесь рассказов о людях, которые пожертвовали жизнью для того, чтобы победить фашизм, чтобы минувшая война закончилась победой света над тьмой, благородного над подлым, человеческого над бесчеловечным!

И я думаю: неужели кровь наших детей пролилась напрасно? Неужели мир, добытый ценою жизни наших детей, ценою наших слез - слез матерей, вдов и сирот, - будет вновь нарушен по воле злобных и гнусных сил?

На трибуну конгресса поднимается наш делегат - Герой Советского Союза Алексей Маресьев. Его встречают бурей аплодисментов. Для всех присутствующих Алексей Маресьев олицетворяет русский народ, его мужество и стойкость, его беззаветную отвагу и выдержку.

Каждый человек должен спросить себя: "Что я делаю сегодня в защиту мира?" - несутся в зал слова Алексея Маресьева. - Нет сейчас более почетной, более благородной, более высокой цели, чем борьба за мир. Это обязанность каждого человека...

Я слушаю его и спрашиваю себя: что же я могу сделать сегодня для дела мира? И отвечаю себе: да, я тоже могу вложить свою долю в это великое дело. Я расскажу о своих детях. О детях, которые родились и росли для счастья, для радости, для мирного труда - и погибли в борьбе с фашизмом, защищая труд и счастье, свободу и независимость своего народа. Да, я расскажу о них...

ОСИНОВЫЕ ГАИ

На севере Тамбовской области есть село Осиновые Гаи. "Осиновый гай" значит "осиновый лес". Старики рассказывали, что когда-то здесь и вправду росли дремучие леса. Но в пору моего детства лесов уже не было и в помине.

Кругом далеко-далеко расстилались поля, засеянные рожью, овсом, просом. А у самого села земля была изрезана оврагами; с каждым годом их становилось все больше, и казалось - крайние избы вот-вот сползут на дно по крутому, неровному откосу. В детстве я побаивалась зимними вечерами выходить из дому: все холодно, неподвижно, всюду снег, снег без конца и края, и далекий волчий вой - то ли он слышится на самом деле, то ли мерещится настороженному детскому слуху...

Зато весной как преображалось все вокруг! Зацветали луга, земля покрывалась нежной, словно светящейся зеленью, и всюду алыми, голубыми, золотыми огоньками вспыхивали полевые цветы, и можно было целыми охапками приносить домой ромашки, колокольчики, васильки.

Село наше было большое - около пяти тысяч жителей. Почти из каждого двора кто-нибудь уходил на заработки в Тамбов, Пензу, а то и в Москву клочок земли не мог прокормить бедняцкую крестьянскую семью.

Я росла в большой и дружной семье. Мой отец, Тимофей Семенович Чуриков, был волостной писарь, человек без образования, но грамотный и даже начитанный. Он любил книгу и в спорах всегда ссылался на прочитанное.

А вот, помнится, - говорил он собеседнику, - пришлось мне прочитать одну книгу, так там насчет небесных светил объяснено совсем по-другому, чем вы рассуждаете...

Три зимы я ходила в земскую школу, а осенью 1910 года отец отвез меня в город Кирсанов, в женскую гимназию. Более сорока лет прошло с тех пор, но я помню все до мелочей, словно это было вчера.

Меня поразило двухэтажное здание гимназии - у нас в Осиновых Гаях не было таких больших домов. Крепко держась за руку отца, я вошла в вестибюль и остановилась в смущении. Все было неожиданно и незнакомо: просторный вход, каменный пол, широкая лестница с решетчатыми перилами. Здесь уже собрались девочки со своими родителями. Они-то и смутили меня больше всего, больше даже, чем непривычная, показавшаяся мне роскошной обстановка. Кирсанов был уездным купеческим городом, и среди этих девочек, пришедших, как и я, держать экзамены, мало было крестьянских детей. Мне запомнилась одна, по виду настоящая купеческая дочка - пухлая, розовая, с ярко-голубой лентой в косе. Она презрительно оглядела меня, поджала губы и отвернулась. Я прижалась к отцу, а он погладил меня по голове, словно говоря: "Не робей, дочка, все будет хорошо".

Потом мы поднялись по лестнице, и нас стали одну за другой вызывать в большую комнату, где за столом сидели три экзаменатора. Помню, что я ответила на все вопросы, а под конец, забыв все свои страхи, громко прочла:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу...

Внизу меня ждал отец. Я выбежала к нему, не помня себя от радости. Он сразу поднялся, пошел мне навстречу, и лицо у него было такое счастливое...

Так начались мои гимназические годы. Я сохранила о них теплое благодарное воспоминание. Математику у нас ярко, интересно преподавал Аркадий Анисимович Белоусов, русский язык и литературу - его жена, Елизавета Афанасьевна.

В класс она всегда входила улыбаясь, и устоять перед улыбкой ее мы не могли - такая она была живая, молодая и приветливая. Елизавета Афанасьевна садилась за свой стол и, задумчиво глядя на нас, без всякого вступления начинала:

Роняет лес багряный свой убор...

Мы могли слушать ее без конца. Она хорошо рассказывала, увлекаясь и радуясь красоте того, о чем говорила.

Слушая Елизавету Афанасьевну, я поняла: учительский труд - большое искусство. Чтобы стать хорошим, настоящим учителем, надо иметь живую душу, ясный ум и, конечно, надо очень любить детей. Елизавета Афанасьевна любила нас. Она никогда не говорила об этом, но мы это знали без всяких слов - по тому, как она смотрела на нас, как иной раз сдержанно и ласково клала руку на плечо, как огорчалась, если кого-нибудь из нас постигала неудача. И нам все нравилось в ней: ее молодость, красивое вдумчивое лицо, ясный, добрый характер и любовь к своему труду. Много позже, уже став взрослой и воспитывая своих детей, я не раз вспоминала любимую учительницу и старалась представить себе, что сказала бы она мне, что посоветовала бы в трудную минуту.

Зоя Анатольевна Космодемьянская. Родилась 13 сентября 1923 года в селе Осино-Гай Тамбовской губернии - погибла 29 ноября 1941 года в деревне Петрищево Московской области. Советская разведчица-диверсант, боец диверсионно-разведывательной группы штаба Западного фронта, заброшенная в 1941 году в немецкий тыл. Первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза (16 февраля 1942; посмертно) во время Великой Отечественной войны.

Зоя Космодемьянская родилась 13 сентября 1923 года в селе Осино-Гай (Осинов Гай / Осиновые Гаи) Тамбовской губернии (ныне Гавриловский район Тамбовской области). По другим источникам родилась 8 сентября.

Отец - Анатолий Петрович Космодемьянский, учитель, из духовного сословия.

Мать - Любовь Тимофеевна (в девичестве Чурикова), учительница.

Фамилия происходит от названия церкви святых Козьмы и Дамиана, где служил их предок (на языке богослужения она писалась как «Козьмодемьянский»).

Дед - Пётр Иоаннович Козьмодемьянский был священником Знаменской церкви села Осино-Гай. Со слова старожилов села, в ночь на 27 августа 1918 года он был схвачен большевиками и после жестоких истязаний утоплен в Сосулинском пруду. Труп его был обнаружен лишь весной 1919 года и был похоронен рядом с церковью, которая была закрыта советской властью в 1927 году.

Младший брат - Александр Космодемьянский, советский танкист, Герой Советского Союза. После гибели Зои отправился на фронт в возрасте 17 лет, желая отомстить за смерть сестры. Воевал на танке КВ, на котором он сделал надпись «За Зою». Известен подвигами во время штурма Кёнигсберга. 6 апреля 1945 года Александр в Кёнигсберге на САУ СУ-152 самостоятельно форсировал канал Ландграбен, уничтожил там батарею противника и удерживал плацдарм до создания переправы советских войск. 8 апреля батарея САУ СУ-152 под его командованием захватила ключевой пункт обороны Кёнигсберга форт «Королева Луиза». 13 апреля 1945 года в бою с противотанковой батареей противника на северо-западе Кёнингсберга, после того как его САУ была подбита, при поддержке других САУ под его командованием, вступил в стрелковый бой с немецкой пехотой и захватил ключевой опорный пункт в городке Фирбруденкруг, был смертельно ранен в этом бою.

В 1929 году семья Космодемьянских оказалась в Сибири. По некоторым данным, они были сосланы за выступление отца против коллективизации. По свидетельству матери, опубликованному в 1986 году, бежали в Сибирь, спасаясь от доноса.

В течение года семья жила в селе Шиткино (Иркутская область) на Бирюсе, однако затем сумела переехать в Москву - возможно, благодаря хлопотам сестры Любови Ольги, служившей в Наркомпросе. В книге «Повесть о Зое и Шуре» Любовь Космодемьянская сообщает, что переезд в Москву произошёл после письма её сестры.

Семья жила на дальней окраине Москвы, недалеко от железнодорожной станции Подмосковная сначала на Старом шоссе (ныне ул. Вучетича в районе Тимирязевского парка), затем в двухэтажном деревянном доме в Александровском проезде, дом № 7 (ныне район Коптево, по улице Зои и Александра Космодемьянских, 35/1; дом не сохранился).

В 1933 году отец умер после операции. Зоя и её младший брат Александр остались на руках матери.

В школе Зоя училась хорошо, особенно увлекалась историей и литературой, мечтала поступить в Литературный институт. В октябре 1938 года Зоя вступила в ряды Ленинского комсомола.

Зоя Космодемьянская в годы войны:

31 октября 1941 года Зоя в числе 2000 комсомольцев-добровольцев явилась к месту сбора в кинотеатре «Колизей» и оттуда была доставлена в диверсионную школу, став бойцом разведывательно-диверсионной части, официально носившей название «партизанской части 9903 штаба Западного фронта».

Секретарь МГК комсомола А. Н. Шелепин и руководители разведывательно-диверсионной войсковой части № 9903 предупредили новобранцев, что участники операций по сути являются смертниками, так как ожидаемый ими уровень потерь разведывательно-диверсионных групп составлял 95 %, причём существенная часть диверсантов-новобранцев скорее всего погибнет от пыток немцев в случае попадания в плен, поэтому те, кто не согласны мучительно умереть, должны покинуть разведшколу.

Космодемьянская, как и большинство её товарищей, остались в разведшколе. После короткого обучения продолжительностью три дня Зоя в составе группы была 4 ноября переброшена в район Волоколамска, где группа успешно справилась с заданием по минированию дороги.

В тот момент было принято решение применить в широких масштабах тактику выжженной земли. Вышедший 17 ноября Приказ ВГК № 428 предписывал лишить «германскую армию возможности располагаться в сёлах и городах, выгнать немецких захватчиков из всех населённых пунктов на холод в поле, выкурить их из всех помещений и тёплых убежищ и заставить мёрзнуть под открытым небом», с каковой целью «разрушать и сжигать дотла все населённые пункты в тылу немецких войск на расстоянии 40-60 км в глубину от переднего края и на 20-30 км вправо и влево от дорог».

Боевое задание группы Зои Космодемьянской:

Во исполнение приказа № 428, 18 (по другим сведениям - 20) ноября командиры диверсионных групп части № 9903 П. С. Проворов (в его группу вошла Зоя) и Б. С. Крайнов получили задание сжечь в течение 5-7 дней 10 населённых пунктов, в их числе деревню Петрищево (Верейский район) (ныне Рузский район Московской области).

Для выполнения задания диверсантам выдали бутылки с зажигательной смесью и сухой паёк на 5 дней. Несмотря на то, что скорее всего диверсантам предполагалось поджигать дома, в которых находились немецкие солдаты с автоматическим оружием, из вооружения диверсантам были выданы только пистолеты, в том числе имевшие проблемы с механикой взвода. Поскольку костры могли демаскировать диверсантов, предполагалось, что они будут спать на морозе в лесу без огня и согреваться с помощью алкоголя, для чего диверсантам выдали по бутылке водки.

Выйдя на задание вместе, обе группы диверсантов (по 10 человек в каждой) у деревни Головково (10 км от Петрищева) попали в засаду, организованную как часть боевого охранения сёл, используемых для логистики немецких войск. Не имея серьёзного оружия, диверсанты понесли тяжёлые потери и частично рассеялись. Часть диверсантов попали в плен.

Веру Волошину из группы нацисты зверски пытали, пытаясь узнать, какое задание имеет группа. Не добившись результата, нацисты повезли её на казнь. Жестоко избитая Вера поднялась и выкрикнула перед смертью: «Вы пришли в нашу страну и найдёте здесь свою смерть! Москву вам не взять... Прощай, Родина! Смерть фашизму!».

Остатки диверсионной группы объединились под командованием Бориса Крайнова. Поскольку их товарищи умерли на допросах, но не раскрыли цель диверсии, они смогли продолжить выполнение задания.

27 ноября в 2 часа ночи Борис Крайнов, Василий Клубков и Зоя Космодемьянская подожгли в Петрищеве три дома (жителей Кареловой, Солнцева и Смирнова). На допросе Зоя заявила также, что ей удалось уничтожить 20 лошадей для транспортировки грузов нацистами в хозпостройках сожжённых дворов. Смирнова А. В. подтвердила этот факт своими показаниями.

Подруга Зои по диверсионной школе Клавдия Милорадова утверждает, что один из сожжённых Зоей домов использовался как немецкий узел связи. Дом семьи Ворониных в селе по показанием свидетелей действительно использовался как штабное помещение для офицеров перемещаемых войск, но не был сожжён.

Многие участники диверсионной группы отмечают, что были подожжены дома, в которых немецкие солдаты ночевали, а также держали во дворах своих лошадей, использующихся для перевозки военных грузов.

После первой попытки поджога Крайнов не дождался Зои и Клубкова в условленном месте встречи и ушёл, вернувшись к своим. Позднее Клубков был также схвачен немцами.

Зоя, разминувшись с товарищами и оставшись одна, решила вернуться в Петрищево и продолжить поджоги. Однако немецкие военные власти в деревне к тому времени организовали сход местных жителей, на котором создали ополчение во избежание дальнейших поджогов. Его члены носили на руках белые повязки.

Зоя Космодемьянская в плену:

Вечером 28 ноября при попытке поджечь сарай Свиридова Космодемьянская была замечена хозяином. Вызванные им квартировавшие у него немцы около 7 часов вечера схватили девушку. По свидетельству односельчан, Свиридов за это был награждён немцами бутылкой водки. Свиридов был членом организованной немцами для предотвращения поджогов самообороны и носил белую повязку как отличительный знак. Впоследствии Свиридов был приговорён советским судом к расстрелу.

Известно, что Космодемьянская не отстреливалась. При этом её личный револьвер № 12719 оказался у её подруги Клавдии Милорадовой. По её словам, они обменялись оружием потому, что её пистолет не имел самовзвода. Она уходила на задание раньше, и Космодемьянская отдала ей более надёжное оружие, а произвести обратный обмен подруги не успели. Часть исследователей предполагает, что Зоя не успела привести оружие в боевое состояние.

В ряде источников (книга «Повесть о Зое и Шуре», фильм «Битва за Москву») рассказывается версия, что командир немецкого 332-го пехотного полка 197-й пехотной дивизии подполковник Людвиг Рюдерер допрашивал Зою лично. Иосиф Сталин, узнав о зверской казни Космодемьянской, распорядился не брать в плен солдат и офицеров 197-й дивизии.

Известно, что допрос вели три офицера и переводчик в доме Василия и Прасковьи Кулик. На допросе Зоя назвалась Таней и не сказала ничего определённого. Имя Таня, которым назвалась Зоя, было выбрано ей в память казнённой во время Гражданской войны Татьяны Соломахи.

По свидетельствам Прасковьи Кулик, Зою раздели догола и пороли ремнями. Затем жители села Петрушкина, Воронина и другие видели, как приставленный к Космодемьянской часовой на протяжении четырёх часов периодически водил её босой в одном белье по улице на морозе. До получаса они вдвоём оставались на улице, затем часовой заходил на 15 минут погреться и заводил Космодемьянскую в дом. Ноги Зои получили обморожение, проявление которого видела Прасковья Кулик. Около 2 часов ночи охранник сменился. Он позволил Зое лечь на лавку, где она пробыла до утра.

По показаниям свидетелей, в избиениях Космодемьянской участвовали А. В. Смирнова и Ф. В. Солина, имущество которых пострадало от поджогов. За это впоследствии они были осуждены по статье 193 Уголовного кодекса РСФСР за коллаборационизм и расстреляны.

В 10:30 следующего утра Космодемьянскую вывели на улицу, где уже была сооружена виселица; на грудь ей повесили табличку с надписью на русском и немецком языках: «Поджигатель домов». Когда Космодемьянскую подвели к виселице, Смирнова ударила её по ногам палкой, крикнув: «Кому ты навредила? Мой дом сожгла, а немцам ничего не сделала...».

Саму казнь одна из свидетельниц описывала так: «До самой виселицы вели её под руки. Шла ровно, с поднятой головой, молча, гордо. Довели до виселицы. Вокруг виселицы было много немцев и гражданских. Подвели к виселице, скомандовали расширить круг вокруг виселицы и стали её фотографировать... При ней была сумка с бутылками. Она крикнула: «Граждане! Вы не стойте, не смотрите, а надо помогать воевать! Эта моя смерть - это моё достижение». После этого один офицер замахнулся, а другие закричали на неё. Затем она сказала: «Товарищи, победа будет за нами. Немецкие солдаты, пока не поздно, сдавайтесь в плен». Немецкий офицер злобно заорал. Но она продолжала: «Русь!» «Советский Союз непобедим и не будет побеждён», - всё это она говорила в момент, когда её фотографировали… Потом подставили ящик. Она без всякой команды встала сама на ящик. Подошёл немец и стал надевать петлю. Она в это время крикнула: «Сколько нас ни вешайте, всех не перевешаете, нас 170 миллионов. Но за меня вам наши товарищи отомстят». Это она сказала уже с петлёй на шее. Она хотела ещё что-то сказать, но в этот момент ящик убрали из-под ног, и она повисла. Она взялась за верёвку рукой, но немец ударил её по рукам. После этого все разошлись».

Снимки казни Зои были найдены у одного из убитых солдат вермахта под деревней Потапово близ Смоленска.

Тело Космодемьянской провисело на виселице около месяца, неоднократно подвергаясь надругательствам со стороны проходивших через деревню немецких солдат. Под Новый 1942 год пьяные немцы сорвали с повешенной одежду и в очередной раз надругались над телом, исколов его ножами и отрезав грудь. На следующий день немцы отдали распоряжение убрать виселицу, и тело было похоронено местными жителями за околицей деревни.

В акте опознания трупа от 4 февраля 1942 года, проведённого комиссией в составе представителей ВЛКСМ, офицеров Красной Армии, представителя РК ВКП(б), сельсовета и жителей села, об обстоятельствах гибели на основании показаний очевидцев обыска, допроса и казни установлено, что комсомолка Космодемьянская З. А. перед казнью произнесла слова призыва: «Граждане! Не стойте, не смотрите. Надо помогать воевать Красной Армии, а за мою смерть наши товарищи отомстят немецким фашистам. Советский Союз непобедим и не будет побеждён». Обращаясь к немецким солдатам, Зоя Космодемьянская сказала: «Немецкие солдаты! Пока не поздно, сдавайтесь в плен. Сколько нас ни вешайте, но всех не перевешаете, нас 170 миллионов».

Зоя Космодемьянская с эшафота призывала немцев сдаться

Впоследствии Космодемьянская была перезахоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.

О судьбе Зои стало широко известно из статьи Петра Лидова «Таня», опубликованной в газете «Правда» 27 января 1942 года. Автор случайно услышал о казни в Петрищеве от свидетеля - пожилого крестьянина, которого потрясло мужество неизвестной девушки: «Её вешали, а она речь говорила. Её вешали, а она всё грозила им...» Лидов отправился в Петрищево, подробно расспросил жителей и на основе их расспросов опубликовал статью. Её личность была вскоре установлена, об этом сообщила «Правда» в статье Лидова от 18 февраля «Кто была Таня».

16 февраля 1942 года она была награждена Медалю «Золотая Звезда» Героя Советского Союза и Орденом Ленина (посмертно).

Предательство Василия Клубкова:

Есть версия, что Зою Космодемьянскую предал её товарищ по отряду, комсорг Василий Клубков. Она основывается на материалах дела Клубкова, рассекреченных и опубликованных в газете «Известия» в 2000 году. Клубков, явившийся в начале 1942 года в свою часть, заявил, что он был взят в плен немцами, бежал, снова был схвачен, снова бежал и сумел добраться до своих. Однако на допросах изменил свои показания и заявил, что был схвачен вместе с Зоей и выдал её, после чего согласился сотрудничать с немцами, прошёл обучение в разведшколе и был отправлен с разведывательным заданием.

«- Как меня только сдали офицеру, я проявил трусость и рассказал, что нас всего пришло трое, назвав имена Крайнева и Космодемьянской. Офицер отдал на немецком языке какое-то приказание немецким солдатам, они быстро вышли из дома и через несколько минут привели Зою Космодемьянскую. Задержали ли они Крайнева, я не знаю.

Вы присутствовали при допросе Космодемьянской?

Да, присутствовал. Офицер у неё спросил, как она поджигала деревню. Она ответила, что она деревню не поджигала. После этого офицер начал избивать Зою и требовал показаний, но она дать таковые категорически отказалась. Я в её присутствии показал офицеру, что это действительно Космодемьянская Зоя, которая вместе со мной прибыла в деревню для выполнения диверсионных актов, и что она подожгла южную окраину деревни. Космодемьянская и после этого на вопросы офицера не отвечала. Видя, что Зоя молчит, несколько офицеров раздели её догола и в течение 2-3 часов сильно избивали резиновыми палками, добиваясь показаний. Космодемьянская заявила офицерам: «Убейте меня, я вам ничего не расскажу». После чего её увели, и я её больше не видел...»

Клубков был расстрелян за измену Родине 16 апреля 1942 года. Его показания, как и сам факт его присутствия в деревне во время допроса Зои, не находят подтверждения в других источниках. К тому же показания Клубкова путаны и противоречивы: сначала он говорит, что Зоя при допросе у немцев назвала его имя, затем говорит - не называла его имени; заявляет, что он не знал фамилии Зои, далее утверждает, что назвал её по имени и фамилии, и так далее. Даже деревню, где погибла Зоя, он называет не Петрищево, а «Пепелище». Непонятной остаётся и цель немецких пыток: ведь Клубков уже рассказал немцам всё, что могла знать Зоя.

Болезнь Зои Космодемьянской:

В 1939 году у Зои произошёл конфликт с одноклассниками, по свидетельствам близких, на следующей почве: Зоя была избрана комсомольским группоргом класса и сразу же предложила, чтобы одноклассники взяли на себя общественную нагрузку - после школы заниматься с неграмотными. Это предложение было принято, но затем ученики стали уклоняться от взятых на себя обязанностей, а так как Зоя продолжала настаивать и стыдить их - не переизбрали её группоргом. После этого Зоя отдалилась от одноклассников, и у неё появились признаки нервного заболевания.

Сохранившиеся данные о нервной болезни Зои содержатся в воспоминаниях её одноклассника В. И. Белокуня и матери. Белокунь писал: «Эта история (конфликт с одноклассниками и непереизбрание группоргом) очень подействовала на Зою. Она стала как-то постепенно уходить в себя. Стала менее общительной, больше полюбила уединение. В 7-м классе за ней ещё чаще стали замечать, как нам казалось, странности... Слишком загадочными были для нас её молчание, всегда задумчивые глаза, а порою некоторая рассеянность. И непонятная Зоя становилась ещё непонятней. В середине года мы узнали от её брата Шуры, что Зоя больна. Это произвело сильное впечатление на ребят. Решили, что в этом виноваты мы».

По словам матери, «Зоя болела нервным заболеванием с 1939 г., когда переходила из 8-го в 9-й класс... У неё... было нервное заболевание по той причине, что её ребята не понимали».

В № 43 газеты «Аргументы и Факты» за 1991 год был опубликован материал за подписью «Ведущий врач Научно-методического центра детской психиатрии А. Мельникова, С. Юрьева и Н. Касмельсон». В нем говорилось: «Перед войной в 1938-1939 гг. 14-летняя девочка по имени Зоя Космодемьянская неоднократно находилась на обследовании в Ведущем научно-методическом центре детской психиатрии и лежала в стационаре в детском отделении больницы им. Кащенко. У неё подозревали шизофрению. Сразу после войны в архив нашей больницы пришли два человека и изъяли историю болезни Космодемьянской».

Позднее эта информация часто появлялась в других газетах, но никаких других источников и новых свидетельств шизофрении у Зои Космодемьянской больше не приводилось.

Других свидетельств либо документальных подтверждений подозрений на шизофрению в статьях не упоминалось. В последующих публикациях газеты, ссылавшиеся на «Аргументы и факты», часто опускали слово «подозревали».

В 2016 году публицист Андрей Бильжо, врач-психиатр по профессии, заявил, что лично видел в больнице имени Кащенко историю болезни Космодемьянской, и что эта история была изъята только во времена перестройки.

Известно также, что в конце 1940 года Зоя перенесла острый менингит, с которым лежала в Боткинской больнице, а затем по 24 марта 1941 года проходила реабилитацию в санатории «Сокольники», где познакомилась с отдыхавшим там же Аркадием Гайдаром, её любимым писателем.

Образ Зои Космодемьянской в культуре и искусстве:

Художественные фильмы:

«Зоя» - фильм 1944 года режиссёра Лео Арнштама;
«Во имя жизни» - фильм 1946 года режиссёров Александра Зархи и Иосифа Хейфица. (В этом фильме есть эпизод, где актриса играет в театре роль Зои);
«Великая Отечественная», фильм 4-й. «Партизаны. Война в тылу врага»;
«Битва за Москву» - фильм 1985 года режиссёра Юрия Озерова.

Документальное кино:

«Зоя Космодемьянская. Правда о подвиге» (2005);
«Зоя Космодемьянская. Правда о подвиге» (2008);
«Зоя Космодемьянская. Трудное решение» (2012)

Художественная литература:

М. И. Алигер посвятила Зое поэму «Зоя». В 1943 году поэма была удостоена Сталинской премии;
Л. Т. Космодемьянская опубликовала "Повесть о Зое и Шуре (литературная запись Ф. А. Вигдоровой, свыше 30 переизданий);
Советский писатель В. Ковалевский создал дилогию о Зое Космодемьянской. В первой части, повести «Брат и сестра», описаны школьные годы Зои и Шуры Космодемьянских. Повесть «Не бойся смерти!» посвящена деятельности Зои в годы Великой Отечественной войны;
Поэмы Космодемьянской посвятили чувашский поэт Петр Хузангай, турецкий поэт Назым Хикмет и китайский поэт Ай Цин; стихи - А. Л. Барто («Партизанке Тане», «У памятника Зое»), Р. И. Рождественский, Ю. В. Друнина, В. П. Туркин («Зоя») и другие поэты.

Музыка:

Музыка Дмитрия Шостаковича к фильму 1944 года «Зоя» Лео Арнштама;
«Песня о Тане партизанке», слова М. Кремера, музыка В. Желобинского;
Одноактная опера «Таня» В. Дехтерева (1943);
Ор­кестровая сюита «Зоя» (1955) и опера «Зоя» (1963) Н. Макаровой;
Балет «Татьяна» А. Крейна (1943);
Музыкально-драматическая по­эма «Зоя» В. Юровского на слова М. Алигер;
«Песня о Зое Космодемьянской», слова П. Градова, музыка Ю. Милютина.

Живопись:

Кукрыниксы. «Зоя Космодемьянская» (1942-1947);
Дмитрий Мочальский «Зоя Космодемьянская»;
К. Н. Щекотов «Последняя ночь (Зоя Космодемьянская)»

Художественные произведения:

Борисов Н. А. С именем Зои;
Ковалевский В. Не бойся смерти;
Лачин Самед-заде Адская честь (отрывок из романа «Бог крадется незаметно»);
Фрида Вигдорова Герои рядом с тобой (отрывок из книги «Мой класс»);
Успенский В. Зоя Космодемьянская;
Титов В. Быть полезным! (повесть);
Алигер М. Зоя (поэма);
Фролов Г. Бессмертие (отрывок из книги «Часть № 9903»);
Аргутинская Л. Татьяна Соломаха (очерк);
Емельянов Б. Зоя и Гайдар (опубликовано в журнале «Смена»);
Космодемьянская Л. Т. Повесть о Зое и Шуре;
Карпель Р., Швецов И. Музей в Петрищеве

Статьи:

П. Лидов. Таня («Правда», 27 января 1942 года);
П. Лидов. Кто была Таня («Правда», 18 февраля 1942 года);
П. Лидов. Партизанка Таня (журнал «Пионер», январь-февраль 1942 год);
П. Лидов. Пять немецких фотографий («Правда», 24 октября 1943 года);
С. Любимов. Мы не забудем тебя, Таня! («Комсомольская правда», 27 января 1942 года);
П. Нилин. Подлость (очерк о судебном заседании Военного трибунала над жительницей деревни Петрищево Аграфеной Смирновой, которая избивала Зою, сентябрь 1942 год);
Я. Милецкий. Кто предал Таню («Красная звезда», 22 апреля 1942 года);
Письмо к молодёжи от Л. Т. Космодемьянской «Отомстите за мою дочь» (Пятигорск, 1942 год);
А. Космодемьянский. Моя сестра (февраль-май 1942 год);
А. Космодемьянский. Я мщу убийцам моей сестры (газета «На врага», октябрь 1943 год).