Казаки забайкалья история. Забайкальское казачье войско

Заселение Забайкалья

В самом конце 30-х годов 17-го века до далеких Забайкальских земель добрались первые поселенцы. Это были енисейские и прочие сибирские казаки. Они проводили разведку путей из Предбайкалья до берегов Амура, искали серебряные рудники, а также налаживали контакты с местными аборигенами. Поэтому постепенно на той территории стали появляться зимовья и остроги.

Забайкальские казаки

Одним из главных первопроходцев стал атаман Петр Иванович Бекетов. Это он основал Якутск, Нерчинск и Читу. По большому счету Бекетов продолжил дело, начатое еще Еналеем Бахтеяровым, Василием Поярковым и Ерофеем Хабаровым.

Основанный Петром Ивановичем Читинский острог вскоре стал столицей всего разношерстного Забайкальского казачьего войска. Оттуда русские первопроходцы отправлялись в далекие, еще неизведанные земли.

Чита — столица Забайкальского казачества

Интересно то, что пограничное казачье войско было сформировано лишь во второй половине 18-го века. Вскоре для его усиления специально начали создавать бурятские полки. Дело в том, что в то время официальной границы с Монголией как таковой не существовало. Постоянно исходила угроза из Маньчжурских земель. Все эти факторы требовали наличия в Забайкалье полноценного и сильного войска, способного при необходимости дать отпор неприятелю. Поэтому кроме бурятских полков началось формирование и тунгусских.


Забайкальское казачье войско в первой мировой войне

К 1764 году казаков-бурятов насчитывалось немногим менее двух с половиной тысяч человек (они служили в 6 полках). Численность тунгусов была значительно скромнее — всего пятьсот.

Любопытно вот еще что: русские казаки являлись православными, а большинство бурятов — исповедовали буддизм. Но никаких разногласий и столкновений на религиозной почве не происходило.

Пограничная жизнь

К началу 19-го века по восточной границе расползлась сеть казачьих острогов, которые прикрывали так называемые «сторожки». Проще говоря, наблюдательные вышки, на которых 24 часа в сутки несли боевое дежурство несколько казаков. Периодически на разведку обстановки в приграничные территории отправлялось несколько отрядов, численность которых варьировала от 25 до 100 человек.

Казаки несли круглосуточное дежурство на вышках

Учитывая растянутость границы, численности казаков не хватало. Поэтому в 10−20-х годах 19-го века в приграничные остроги начали переселять других казаков и просто «гулящих» людей из близлежащих территорий. Соответственно, численность Забайкальского казачества резко увеличилась.

Официально оно появилось лишь в середине марта 1851 года по распоряжению императора Николая I. К этому его подтолкнула рекомендация генерал-губернатора Восточной Сибири Николая Николаевича Муравьева-Амурского. Так на Забайкальской земле появилось сильное и, что важно, мобильное войско. Ему поручили важную и сложную задачу — нести службу на границе с Китаем.

Численность войска превышала 48 тысяч человек. Правда, большую половину солдат составляли горнозаводские крестьяне. Службу они начинали в 17 лет, а в отставку — в 58. В 1866 срок службы был сокращен до 22 лет.


Ни один конфликт Российской империи того времени не обошелся без участия в нем Забайкальских казаков. Так, например, они подавляли Ихэтуаньское восстание (1899−1901) в Китае и дошли до Пекина. Затем бились с японцами в 1904—1905 годах при Мукденах и у Порт-Артура. Довелось им «наследить» и в Первой Мировой войне.

Забайкальским казакам довелось поучаствовать даже в Первой Мировой войне

Забайкальских казаков в темно-зеленых мундирах с желтыми лампасами знали и боялись. Особенно, жители Маньчжурии и Японии. Самураи во время войны и вовсе отказывались вступать в бой с казаками даже при большом перевесе сил в свою пользу.

Трудный выбор

К моменту гражданской войны Забайкальское казачество представляло из себя серьезную силу. Оно объединяло 12 станиц, около 70 хуторов и 15 выселок, где жило около 260 тысяч людей. А на постоянной военной службе числилось порядка 15 тысяч солдат.

Как и большинство казаков в Гражданской войне, Забайкальские не предали царя и воевали на его стороне. Лидерами сопротивления стали атаман Григорий Михайлович Семенов и барон Роман Федорович (Роберт-Николай-Максимилиан) Унгерн-Штернберг. Но некоторые, конечно, поддержали и красных.


Атаман Семенов

Когда стало известно, что монархия свергнута, в марте 1917 года в Чите произошел Первый съезд Забайкальского казачьего войска. На нем было принято решение «превратить» казаков в обычных граждан, а само казачество просто ликвидировать. Большинство эту инициативу не поддержало. Началась борьба за сохранение казачества. Но она успехом не увенчалась. В 1920 году, уже в Советской России, Забайкальское казачество (как и другие казачьи войска) было упразднено.

Казаки эмигрировали в Китай, Австралию и Северную Америку

Несогласные с этими решение казаки вместе с семьями перебрались в хорошо им знакомую Маньчжурию, возведя там свои станицы. Другие эмигрировали в Австралию, третьи — в США и Канаду.


Памятник основателю Читы Бекетову Петру Ивановичу

Забайкальские казаки или Забайкальское казачье войско - этническая группа русских в Забайкалье. Старшинство с 20 августа 1655. Войсковой штаб - в городе Чите . Войсковой праздник, войсковой круг - 17 марта, день преподобного Алексия человека Божьего.

Цвета и знамёна Забайкальского казачьего войска

Забайкальские казаки традиционно носили желтые лампасы , погоны и околыши и темно-зеленые мундиры.

Казачье знамя представляло собой полотнище войсковых цветов с изображением лика Спаса Нерукотворного. На знамени была надпись: "С нами Бог".

История Забайкальского казачьего войска

Костяк забайкальских казаков составили донские казаки, которые появились в Забайкалье около 1639. В 1654 казаки Петра Бекетова основали Нерчинск. По образцу казачьего войска были организованы буряты (4 полка) и тунгусы (500 человек = 1 полк), которые позже слились с казаками. Отличительной особенностью забайкальских казаков был тот факт, что наряду с православием часть из них (преимущественно происхождения) исповедовала ламаизм

Забайкальское казачье войско было образовано 17 марта 1851 приказом императора Николая I, по предложению генерал-губернатора Н. Н. Муравьева-Амурского , на территории Забайкалья из части сибирских казаков, бурят, эвенкийских военных формирований и крестьянского населения некоторых районов в составе 3 конных полков и 3 пеших бригад (1-й, 2-й, 3-й русские полки , 4-й тунгусский (эвенкийский) полк и 5-й и 6-й бурятские полки). Осуществляло охрану границы с Китаем и внутреннюю службу.

В 1854 забайкальские казаки осуществили сплав по реке Амур и основали пограничные посты вдоль границы с Китаем. 1858 из Забайкальского было выделено Амурское казачье войско .

В начале XX века забайкальские казаки выставляли в мирное время 1 гвардейскую полусотню, 4 конных полка и 2 батареи; в Первую мировую войну выставили 1 гвардейскую полусотню, 9 конных полков, 4 батареи и 3 запасные сотни.

В 1916 казачье население Забайкальского казачьего войска составляло 265 тысяч человек, на военной службе находилось 14,5 тысяч. Участвовало в подавлении Ихэтуаньского восстания 1899-1901, в Русско-японской 1904-1905 и Первой мировой войнах.

Во время Гражданской войны 1918-20 часть казачества активно воевала против большевиков под руководством атамана Г. М. Семёнова и барона Унгерна, некоторые казаки поддержали красных.

В 1920 Забайкальское казачье войско, как и прочие казачьи войска в СССР , было ликвидировано советской властью . После поражения Семёнова примерно 15 % казаков вместе с семьями ушли в Маньчжурию, где обосновались, создав свои станицы (Трехречье). В Китае они поначалу тревожили набегами советскую границу, а затем замкнулись и жили своим бытом до 1945 (наступления Советской Армии). Затем некоторые из них эмигрировали в Австралию (Квинсленд). Некоторые в 1960-е гг. вернулись в СССР и были поселены в Казахстане. Потомки смешанных браков остались в Китае.

Современность

В эпоху советской перестройки началось возрождение забайкальского казачества. В 1990 в Москве был созван Большой казачий круг, на котором в числе прочих было принято решение о воссоздании Забайкальского казачьего войска. В 1991 был образован ансамбль песни и пляски "Забайкальские казаки" . В 2010 в Чите был избран атаманом Забайкальского казачьего войска Сергей Бобров. 30 марта 2011 забайкальские казаки отметили 160-летие своего войска.

Структура Забайкальского казачьего войска

Во главе Забайкальского казачьего войска стоял наказной атаман, подчинявшийся генерал-губернатору Сибири. Атаман совмещал права начальника дивизии и губернатора. При нем было учреждено два комитета: войсковое дежурство (для ведения военных дел) и войсковое правление (для ведения хозяйственных дел). Высшей формой организации казаков была бригада (всего было 6 бригад), которая делилась на полки (500-600 бойцов), а те на сотни.

Полки назывались по имени центрального поселения: Аргунский, Верхнеудинский, Читинский, Нерчинский .

Территориальное расположение

1-й Отдел

  1. Атамано-Николаевская (Харацайская) станица,
  2. Желтуринская станица,
  3. Кударинская станица,
  4. Мензинская станица,
  5. Мурочинская станица,
  6. Усть Урлукская станица,
  7. Цаган Усунская станица,
  8. Цакирская станица,
  9. Шарагольская станица,
  10. Аракиретская станица,
  11. Боргойская станица,
  12. Верхнеудинская станица,
  13. Гыгетуйская станица,
  14. Селенгинская станица,
  15. Харьясская станица,
  16. Янгажинская станица.

2-ой Отдел

  1. Акшинская станица,
  2. Букукунская станица,
  3. Верхнеульхунская станица,
  4. Дуроевская станица,
  5. Дурулгуевская станица,
  6. Зоргольская станица,
  7. Мангутская станица,
  8. Могойтуевская станица,
  9. Цаган-Олуевская станица,
  10. Чиндантская 2-я станица,
  11. Чиндант-Гродсковская станица,
  12. Улятуевская станица,
  13. Быркинская станица,
  14. Донинская станица,
  15. Калгинская станица,
  16. Манкечурская станица.

3-ий Отдел

  1. Ботовская станица
  2. Житкинская станица
  3. Ильдиканская станица
  4. Курлыченская станица
  5. Кулаковская станица
  6. Куенгская станица
  7. Куларская станица
  8. Ломовская станица
  9. Митрофановская станица - (г. Шилка)
  10. Новотроицкая станица
  11. Сретенская станица
  12. Торгинская станица
  13. Усть-Теленгуйская станица
  14. Ундинская станица
  15. Кайдаловская станица
  16. Макковеевская станица
  17. Размахнинская станица
  18. Титовская станица
Забайкальское казачество Смирнов Николай Николаевич

1. Казаки - кто они?

1. Казаки - кто они?

Само слово «казак» тюркского происхождения, что означает «удалец», «вольный человек».

Это определение наиболее верно отражает смысл понятия «казак», хотя у разных народов существовало много вариантов его трактовки. Спор между историками о происхождении слова «казак», как и вообще - кто такие казаки, - остается нерешенным.

В трудах многих старых российских ученых существовала непоколебимая уверенность, что казаки - это часть славя некого народа, его особая ветвь. Другие отождествляют казаков с кочевыми народами индоиранской расы, пришедшими из Азии, где они жили в верховьях Енисея и на востоке от озера Байкал, доходя на западе до реки Ангары.

Встречаются работы, где казаков считают потомками нескольких южных приазовских и причерноморских племен, которые, породнившись между собой, и образовали особую народность - казаков.

Есть и такие, которые прародиной казачества считают Северный Кавказ.

Спорить можно много, но ясно одно, что каково бы ни было происхождение слова «казак», в конечном итоге носителем его стал русский человек со своим языком, обычаями и культурой. Как получилось, что многочисленные южные племена, носившие название кос-саки (ка-сака), меото-кайсары, аланы-асы, танаиты, азиаты хакасы, хасаки, кай-саки и т. д., явившиеся прародителями казаков, по мнению некоторых ученых, заговорили на русском языке, переняли русскую культуру, обычаи, бесследно растворились во всем русском, оставив лишь незначительные признаки своего существования?

Очевидно, что мощная волна русов, захлестнувшая юг, значительно превосходила местные племена, поглотила их, отчего стало преобладать все русское.

Кроме того, часть огромных южных пространств вообще не была никем заселена, так что переселившимся на эти земли русским некого было ассимилировать, и они полностью жили по своим обычаям, законам, сохраняя все признаки национальной культуры, но изменив их в соответствии с условиями существования.

Без сомнения, что переселенцы, общаясь с кочевниками, переняли часть их культуры, обычаев, породнились с местными племенами, вобрав в себя некоторые их внешние признаки, но корни остались русские. Подтверждением этому могут служить забайкальские казаки.

Современным казакам надо гордиться своим славянским происхождением, а не искать прародину в Скифии, Азии или на Кавказе.

Таким образом, можно предположить, что казаки - это уникальное славянское народонаселение, образованное за пределами Руси и в условиях, от нее не зависимых.

Покидая по различным обстоятельствам свою родину, русские люди селились на никем не занятых землях в бескрайних южных степях вне пределов Руси, где опасность грозила им со всех сторон. Отражая нападения кочевников на свои селения, казаки сами совершали набеги, экспедиции и походы в неизведанные земли. Война становилась для этих людей профессией, формировала характер и своеобразный быт.

«Существование казаков, как пограничного воинственного народонаселения, было естественно и необходимо по географическому положению Древней Руси, по открытости ее границ», - писал историк С.М. Соловьев. Характеризуя государственное значение казаков, он отмечал, что «на всех границах долженствовали быть и действительно были казаки, в особенности на тех границах, где никто не смел селиться, не имея характера воина, готового всегда отражать, сторожить врага. Граница запаслась казаками».

По своей организации казачья община являлась одновременно хозяйственной и военной. Во главе ее управления стоял круг, то есть собрание всех казаков. Кругу принадлежала распорядительная и высшая судебная власть. Для исполнительной деятельности круг выбирал войскового старшину - атамана, его помощника - есаула, войскового подьячего (писаря) для письменных дел.

Исполнитель воли казачьего круга в мирное время, атаман обладал неограниченной властью во время войны или похода. В то время в атаманы выбирались казаки прежде всего по своим деловым качествам, а не по имущественному положению, как стало значительно позднее. К атаману предъявлялись высокие требования: личная храбрость и смелость в бою, умение грамотно командовать отрядом в походе, знание военного дела, сильных и слабых сторон противника; обладание твердой волей и умением увлечь людей для достижения поставленной цели. Атаман должен быть хорошим администратором в мирные дни, заботиться о казаках, понимать их. При выборе атамана учитывался его ум, способность правильно оценивать обстановку и принимать решение. Случайных людей в атаманы не избирали - только тех, которых хорошо знали и кому казаки могли доверить свои жизни.

В мирное время казаки занимались скотоводством, охотой и рыболовством. Земледелие у них не поощрялось, так как считалось, что земля закрепощает людей, требует постоянства и покоя, да и непрекращающиеся набеги степных кочевников делали это занятие невозможным. Хлеб казаки получали из царской казны или у русских купцов в обмен на рыбу, пушнину или добытые в походах товары.

Очаговый характер расселения, большое удаление друг от друга не позволяли казачьим общинам поддерживать тесные связи между собой. Со временем, когда поток русских переселенцев на свободные пограничные земли увеличился, выросло и число казаков, активизировалась их военная деятельность, назрела необходимость для объединения разобщенных казачьих общин в войско с общим кругом и выборными атаманами.

Превратившись в грозную силу, казачьи войска в XV–XVII веках не раз предпринимали военные походы в Крым, к побережью Черного и Каспийского морей, отваживались на открытую борьбу с татарским и турецким войском, добирались даже до далекой Персии.

Вооружены были казаки саблями, пиками, легким огнестрельным оружием (карабины, пистолеты, мушкеты), была у них и артиллерия.

Характерной особенностью их тактики в наступлении являлись внезапные и дерзкие набеги, применение засад и «поисков». В обороне казаки опирались на созданные ими укрепленные городки, засеки, обозы. Широко использовали водные пути, для чего имели большие лодки, вмещавшие 50–70 человек, необходимые запасы воды, продовольствия и вооружения. Казаки имели свой кодекс чести и, тесно связанные общинными интересами, являлись монолитной, дружной, управляемой военной организацией, способной малыми силами достичь больших результатов. Так, например, запорожские казаки в 1614 году уничтожили 26 судов турецкого флота непосредственно у берегов Турции, у мыса Трапезунд (Трабзон), а донские казаки в 1637 году взяли мощную турецкую крепость Азов.

Казачьи общины, преобразованные в войско, получали наименование по территориальному признаку. За войском закреплялась земля, которая передавалась в пользование казачьим станицам. До 1719 года казачьи общины находились в ведении Приказов (Разрядного, Сибирского, Посольского и т. д.), а с 1721 года перешли в подчинение Военной коллегии.

Выборность атаманов и старшин постепенно ликвидировалась, они стали назначаться. Так появились наказные атаманы, т. е. назначенные правительством.

Отношение Русского правительства к казакам не было однозначным. С одной стороны, бояре и помещики не могли мириться с бегством своих крепостных, а с другой - правительству было выгодно иметь на границе государства казаков, войска которых сражались с общим врагом. При этом особых материальных издержек, как на регулярное войско, правительство не несло, а границы охранялись. Казачьи общины до определенной поры были признаны, и Москва не раз обращалась к ним за помощью в отражении нападений многочисленных врагов, сопровождения по степным просторам русских послов.

По отношению к правительству казаки разделялись на служилых и вольных. Первые официально считались подданными русского царя и обязаны были выполнять его приказы. Из числа этих казаков комплектовались гарнизоны пограничных городов и крепостей, пешие и конные полки. За службу получали денежное и хлебное жалованье по твердым окладам, обеспечивались порохом и свинцом. Служили они под началом «голов», назначаемых Разрядным приказом.

Вторые - не считались царскими подданными и не были обязаны служить по его приказу. В походах они участвовали по доброй воле и на определенных условиях. Свобода и независимость были для них превыше всего.

Царское правительство пользовалось услугами своих бывших подданных, но относилось к ним с недоверием. Не связанные присягой, вольные казаки не брезговали «разбойным» промыслом, нападая на иностранных и русских купцов, посольские караваны, что приносило правительству немало неприятностей. Были случаи, когда царь, не желая обострения внешнеполитических отношений с сопредельными государствами, приказывал публично казнить одного или нескольких «воровских людей». Так называли вольных казаков в XVI веке. Попытки царского правительства покончить с казацкой вольницей до 80-х годов XVI века не давали решающих результатов. По мере расширения границ государства и смещения пограничных линий на территорию их обитания вольные казаки уходили в Заволжье, на Яик, Кубань и Терек.

Из книги Детский мир императорских резиденций. Быт монархов и их окружение автора Зимин Игорь Викторович

Камер-казаки Первых лиц Российской империи «по должности» окружали телохранители. При этом плотность кольца личной охраны менялась в зависимости от сложности внутриполитической ситуации в стране. Охраной царя занимались разные подразделения государственной охраны,

Из книги Великие советские фильмы автора Соколова Людмила Анатольевна

Кубанские казаки (1949) Режиссер Иван ПырьевСценарист Николай ПогодинОператор Валентин ПавловКомпозитор Исаак ДунаевскийВ главных ролях:Марина Ладынина - Галина ПересветоваСергей Лукьянов - Гордей ВоронАлександр Хвыля - КореньВладимир Володин - завхоз

Из книги Хроники разрушенного берега автора Кречмар Михаил Арсеньевич

Остров Завьялова. Казаки Дизель неторопливо постукивал. Серая, казалось бы, почти шершавая, как бугристая кожа слона, волна колыхала поплавок катера на теле Охотского моря. Вадим сидел на крыше каюты и наслаждался чистым морским ветерком, из которого исчезли все

Из книги Азовское сидение. Героическая оборона Азова в 1637-1642 г автора Венков Андрей Вадимович

Глава 1. Донские казаки, Москва и Азов в «Смутное время» Город Азов и его окрестности на протяжении веков, если не тысячелетий, были северным форпостом Средиземноморского бассейна. По мере того, как в Восточном Средиземноморье менялся хозяин, менялась власть и в Азове, а

Из книги Уроки украинского. От Майдана до Востока автора Ахмедова Марина Магомеднебиевна

Глава 3. Казаки захватывают Азов Сама жизнь ставила перед донскими казаками необходимость выбора. Бесконечно разбойничать невозможно. Сообщество разрастается, становится предельно опасным. Потенциальные жертвы начинают обходить эту опасную зону десятой дорогой. На что

Из книги Въездное & (Не)Выездное автора Губин Дмитрий

Глава 4. Казаки в Азове Взятие Азова и перенос туда столицы не принесли сразу ожидаемых результатов. Город был разрушен, разграблен. Зная, что туркам и татарам в настоящее время не до Азова, донцы расслабились. Побывавший в Азове астраханский татарин рассказывал, что

Из книги Легенды Львова. Том 1 автора Винничук Юрий Павлович

Глава 8. Судьба Азова. Казаки временно оставляют город Итак, в ночь с 25 на 26 сентября турки ушли.По расспросу первых языков выходило, что у турок и татар побито 20 тысяч человек. 2 октября с этими сведениями отправился в Москву со станицей сам Наум Васильев.9 октября вышли

Из книги Забайкальское казачество автора Смирнов Николай Николаевич

Шахтеры и казаки К штабу ополчения в Антраците Луганской области бесперебойно тянутся горожане. Сюда приходят пенсионерки узнать - когда будут бомбить. Сюда свозят нарушителей и пьяных. Воров и мародеров. Начальник штаба - местный казак Андрей - курит под деревом.

Из книги автора

#Россия #Ростов-на-Дону Казаки и гопники Теги: Казаки, суши и «Маргарита». – Гопники, Nike и аутентичность. – Документальное кино, любовь и мат как лингвистический транспорт. Казаки в Ростове-на-Дону – хмельные, с иконами, с толстозадыми бабами – смотрят на тебя начиная с

Из книги автора

Как казаки взяли Высокий замок В нижней части Стрыйского парка неподалёку от озерца протекает небольшой ручеёк с необычайно чистой водой. У этого ручейка своя интересная история.Когда в 1649 году казаки осадили Львов, гетман Хмельницкий дал приказ штурмовать в первую

Из книги автора

1. Казаки - кто они? Само слово «казак» тюркского происхождения, что означает «удалец», «вольный человек».Это определение наиболее верно отражает смысл понятия «казак», хотя у разных народов существовало много вариантов его трактовки. Спор между историками о

Из книги автора

2. Из крестьян в казаки Одной из существенных особенностей Забайкальского казачьего войска и было то, что социальная его основа состояла из крестьян. Потомственные казаки составляли явное меньшинство. Благодаря тому, что тысячи крестьян со своими семьями переселились в

Из книги автора

Забайкальские казаки на Кавказском фронте в 1916 году Весной для содействия кавалерийскому экспедиционному корпусу, продвигавшемуся на Керманшах-Багдадском направлении, русское командование предприняло силами Ван-Азербайджанского отряда наступление на Мосул. Город

В ноябре 1905 года казаки участвуют во всех крупных собраниях солдат Читинского гарнизона и рабочих читинских железнодорожных мастерских. В совете солдатских и казачьих депутатов РСДРП, избранном на собрании 22 ноября, работали такие известные казаки, как Ц. Ранжуров, К. Белоглазов, А. Беломестнов, Г. Гантимуров, П. Селяев, А. Лопатин, К. Пешков, М. Козулин, К. Рюмкин, И. Перевалов, А. Простокишин, М. Братеньков, Г. Шишкин.

Третья часть забайкальских станиц выступает с требованиями политического характера, используя митинги и так называемые «революционные переговоры». Для них характерны призывы созвать Учредительное собрание, уравнять казачье сословие с другими в отбывании воинской повинности, сократить срок действительной армейской службы, ввести подоходный налог, уничтожить винную монополию, захватить земли кабинета его Величества и изгнать царских чиновников.

Хорошее, как известно, забывается скорее. Народ помнил о казаках все-таки больше как о «нагаечниках», «лампасочниках», помогавшим душить свободу. Поэтому о ликвидации казачества как сословия мечтали и большевики, и эсеры, и даже кадеты. Но первым приложило к этому руку Временное правительство после Февральской революции 1917 года.

Под нажимом военного министра А. Гучкова 17 апреля в Чите состоялся Первый съезд казаков Забайкальской области. Делегаты на него не избираются, а только посылаются представители станиц и тыловых казачьих частей. Фронтовиков оставляют в стороне, опасаясь их явного сопротивления, ведь на повестке дня съезда стоял вопрос о ликвидации казачьего сословия. Фактически съездом объявляют казачью секцию Первого съезда сельского населения.

Всеми делегатами (при незначительном числе воздержавшихся) принимается резолюция: «Казачье сословие, как пережиток старины и следствия существования постоянных армий, должно быть уничтожено и сравнено со всеми свободными гражданами России».

Съезд предложил упразднить должность наказного атамана, образовать уездные земства, но на первый период войны государство должно обеспечивать казаков оружием, лошадьми и обмундированием.

В забайкальских станицах к решению съезда относятся неоднозначно. Одни одобряют, другие выступают против. Ярко выраженными противниками ликвидации казачьего сословия становятся Сретенская и Верхнеудинская станицы . Забайкальские казаки разделяются на «граждан» и «казаков». К первым, разумеется, тяготеют бедные и средние слои, ко вторым – более зажиточные и часть средних.

Такое деление не могло не сказаться потом, в период гражданской войны, поставившей казаков перед мучительным выбором: за какую власть проливать кровь?

В августе 1917 года в Чите состоится второй областной Казачий съезд, подготовленный есаулом Г. Семеновым, генералом И. Шильниковым и кадетом С. Таскиным. Он отменяет решение Первого съезда, восстанавливает казачье сословие. Забайкальское казачье войско вступает в Союз казачьих войск России.

После установления Власти Советов в марте – апреле 1918 года состоится Третий казачий съезд. Большинство делегатов голосуют за ликвидацию казачьего сословия. Но спустя пять месяцев власть в Забайкалье захватывает есаул Г. Семенов (в период гражданской войны генерал- лейтенант, атаман Забайкальского, Амурского и Уссурийского казачьих войск) и своим приказом восстанавливает в станицах атаманов и казачьи правления.

Летят над Аргунью
Проклятья и стоны
И красною пеной
Вскипает волна
Разрублены шашкой
Судьба и погоны.
Казацкая доля –
Чужая война.

Сыны на отцов,
Брат на кровного брата,
И шашка – острее,
И пуля – точней,
Но всем уготовлена
Страшная плата-
Вселенское горе родных матерей.

Прощай, атаман,
Мы устали от сечи,
И кони устали по крови скакать.
Мерцают в церквах погребальные свечи,
И нас по приказу
Спешат проклинать.

Мы тоже сражались
За счастье и волю.
Казачья Отчизна – едина для всех.
Пробита душа вековечною болью:
Простит ли она обоюдный наш грех.

Закатное солнце маньчжурской границы.
Под кровом чужбины судьба умирать.
Господь, помоги нам в родимых станицах
С последним поклоном еще побывать.

А волны Аргуни отчаянно бьются,
И ветер степной закусил удила.
Не дети, так внуки
Однажды вернуться.
Даурия – наша родная земля.


В годы существования Дальневосточной республики принимается Конституция, одна из статей которой отменяет «сословные деления граждан, сословные преимущества и привилегии» и, таким образом, автоматически ликвидирует казачье сословие. Но все-таки борьбу за то, быть ему или не быть, завершает советская власть.
Несмотря на то, что Советы изначально не являются инициаторами расказачивания, они как органы власти играют решающую роль в ликвидации, а точнее, уничтожении казачества.

24 января 1919 года Оргбюро ЦК РКП(б) принимает циркулярное письмо по отношению к казачеству, а через пять дней после этого Я. Свердлов подписывает директиву, которую историки называют «страшной директивой». Вот строка из нее: «Провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем казакам».
Так росчерком пера одного человека на эшафот и в ссылку посылается более двух миллионов человек (около 125000 –казнены), среди них женщины, дети, старики.

В большей степени страдают казаки Дона и Кубани. В Забайкалье репрессии начинаются в 1921 году. Немало казаков уходят за Аргунь и селится на китайской стороне в районе так называемого Трехречья: Хулу, Дербула и Гана. Места здесь не обжитые. Поначалу несчастные эмигранты строят землянки, надеясь на быстрое возвращение на родную землю. Но идут годы, власть в России не меняется, приходится обживаться основательно. Однако спокойно жить не дают. Казаки постоянно подвергаются набегам и грабежам с советского берега.

Казачество как сословие ликвидируется, но мысль о возрождении в казачьем народе не умирает.

Забайкальские казаки Их боялись даже самураи Забайкальские казаки были оплотом российской государственности на самых дальних рубежах нашей Родины. Беспрецедентная смелость, решительность и выучка делали их грозной силой, способной противостоять лучших подразделениям противника. Первые остроги Забайкальское казачество ведет свою историю с 40-х годов XVII века, когда в Забайкалье появились первые донские и сибирские казаки. Владение территориями в районе озера Байкал открывало новые возможности для российского государства - это контроль границ с восточными соседями, освоение серебряных рудников, о богатстве которых давно складывались легенды, а также подконтрольность местных жителей - тунгусов и бурятов. Как и раньше, в освоение новых земель главную роль играли казаки. Сибирь, Оренбуржье, Урал были присоединены к Российскому государству руками казаков. Первые остроги по рекам Лене и Ангаре были заложены казаками атамана М. Перфильева, П. Бекетова. Кстати, в числе первых казаков-землепроходцев был знаменитый путешественник и мореплаватель Семен Дежнев. Казачье войско Впервые до Байкала добрались казаки под руководством Курбата Иванова. С этого времени начинается масштабное заселение казаками Забайкалья, установления дружеских связей с туземцами и включения их в состав нового войска. В 1649 году поход Ерофея Хабарова ознаменовался присоединением Приамурья к России, а 1653 году казаком Петром Бекетовым был построен Читинский острог, который в будущем станет столицей Забайкальского казачьего войска. Так приумножалась территория России. Дальнейшее продвижение казачьих войск на восток требовало создания военного оплота на Байкале. Для этого в острогах и городках организуются казачьи полки, а во второй половине XVIII века было сформировано «пограничное казачье войско». Для усиления войска в 1775 году создаются полки из бурятов. Однако, отсутствие официальной границы с Монголией и сложные взаимоотношения с Маньчжурией говорили о том, что в Забайкалье должно существовать полноценное казачье войско. Надо сказать, к началу XIX века на восточных границах была выстроена линия казачьих острогов, а на передовых позициях возвышались «сторожи» - наблюдательные вышки, где круглосуточно несли службу 4-6 казаков. В разведку каждый пограничный город отправлял в степь одну-две станицы численностью от 25 до 100 человек. Таким образом, силами казаков была создана мобильная пограничная линия, которая могла оповестить о подходе неприятеля, но и самостоятельно дать отпор врагу. Но на всю пограничную линию казачьих станиц не хватало. Поэтому российское правительство принимает меры по переселению казаков и других «гулящих» людей из близлежащих городов на пограничную службу. С тех пор количество казаков в Забайкалье резко увеличилось. Официально Забайкальское казачье войско было образовано 17 марта 1851 году. Проект создания войска направил военному министру и государю генерал-губернатор Н. Н. Муравьев, который вел активную работу по созданию сильного войска на окраинах огромной империи. В основу войска вошли сибирские и донские казаки, бурятско-тунгусские формирования и крестьянское население Забайкалья. Благодаря деятельности Муравьева в Забайкалье штатная численность войска достигла 18 тысяч казаков. Каждый из них начинал службу в 17 лет, а выходил на пенсию в 58 лет. Хранители границы Вся жизнь забайкальского казака была связана с границей. Здесь он жил, воспитывал детей, служил, охранял, воевал и умирал. Лишь в 1866 году высочайшим императорским указом был установлен срок действительной военной службы в 22 года. Внутреннее управление войском копировало устав о воинской повинности области войска Донского. Забайкальские казаки принимали участие во всех военных конфликтах на Востоке России: они дошли до Пекина в Китайском походе, отважно сражались при Мукденах и в Порт-Артуре в русско-японской войне, первой мировой и многих других. Казаки в темно-зеленых мундирах и желтых лампасах стали примером мужества, их боялись даже японские самураи, которые не решались атаковать отряд казаков без весомого преимущества в численности бойцов. К 1917 году Забайкальское казачье войско включало в себя более 260 тысяч человек, 12 станицы. 69 хуторов и 15 выселок. Однако, в Гражданской войне забайкальцы решительно выступили против Советской власти, а в 1920-х годах эмигрировали в Китай, где образовали одну из самых больших колоний в Харбине. Несколько лет назад в Чите - столице Забайкальского казачьего войска был открыт памятник основателю города казаку Петру Бекетову. Так восстанавливается история большой страны, которая связана с именами простых казаков. Источник