Казахские правила. Как выучить казахский язык в домашних условиях

Так выучить казахский язык, если ты не располагаешь достаточным количеством времени, чтобы посещать специальные курсы и школы? Было бы желание, а способ найдется!

Мы предлагаем тебе 6 замечательных ресурсов, которые дают возможность не только усовершенствовать свои знания, но и выучить язык «с нуля». Каждый из них содержит огромное количество информации, которая пригодится и школьнику, и студенту, и успешному бизнесмену.

Онлайн-курс казахского языка сайт

Бесплатный онлайн-ресурс поможет овладеть разговорным казахским языком даже тем людям, рабочий день которых расписан по минутам. Здесь вы найдете 24 урока, которые доступны для изучения 24 часа в сутки, множество обучающих аудио- и видеозаписей, словарь, справочник по грамматике, сборник упражнений и прочие полезные материалы.

Курс базируется на элементах традиционной методики изучения языков и новых технологиях, что, по словам авторов проекта, очень облегчает учебный процесс.

Чтобы изучать казахский язык с помощью сайт, не обязательно находиться за компьютером. Мобильный гаджет, интернет и несколько минут свободного времени - вот и все, что понадобится вам для успешного обучения.

Сайт «Казахский язык. Грамматика. Просто о сложном»

Сайт с длинным названием «Казахский язык. Грамматика. Просто о сложном» - это детище программиста, преподавателя, поэтессы и астролога Валяевой Татьяны Владимировны. Она самостоятельно изучила казахский язык, чтобы помогать своим детям с уроками.

Татьяна Владимировна разработала огромное количество таблиц и уроков, которые позволяют без проблем запомнить суффиксы глаголов, окончания существительных и прочие сложные вещи. Пользуйтесь на здоровье!

Uchim.kz

Сегодня игра считается одним из самых эффективных методов обучения, ведь, развлекаясь, человек усваивает гораздо больше, чем на скучных уроках. Наверное, именно поэтому создатели Uchim.kz предлагают изучать казахский в игровой форме.

Овладеть языком в совершенстве с Uchim.kz вряд ли получится, но для того, чтобы освежить свои знания и пополнить словарный запас, этот ресурс точно подходит.

Видеоуроки by Maksat Imangazi

Do you speak English? Тогда обязательно загляни на видеоканал Maksat Imangazi . Этот парень успешно обучает казахскому инострастранцев. Его лекции позволят тебе «прокачать» оба языка в один подход. Отличное предложение для тех, кто по-настоящему ценит свое время!

Если ты хочешь не только изучать казахский язык, но и общаться с ребятами, которые интересуются этим предметом не меньше, чем ты, вступай в группу

Изучить казахский язык хотят по разным причинам. Кто-то недавно переехал в Казахстан и хочет избавиться от языкового барьера. Кому-то неудобно не знать родную речь. На посещение репетитора и обучающих курсов многим не хватает времени. Поэтому сегодня мы расскажем, как выучить казахский язык в домашних условиях.

Казахский язык с нуля

Методика обучения казахскому языку в целом не отличается от изучения языков других народов. Для начала необходимо создать базу, которая сделает дальнейшую учебу эффективнее.

  • «Казахский язык. Грамматика. Просто о сложном».

Создатель ресурса - Татьяна Владимировна Валяева. Чтобы помогать детям в учебе, она своими силами выучила казахский. Кроме того, Татьяна Владимировна сочиняет стихи, разбирается в астрологии и программировании. Последний навык помог ей создать сайт для всех желающих разобраться в нюансах грамматики казахского языка. Здесь собраны таблицы и множество уроков. Попробуйте и добавляйте в закладки.

  • Онлайн-курс Soyle.kz

Отличный инструмент, чтобы быстро освоить разговорный казахский язык, причем совершенно бесплатно. Здесь собрано 24 урока.

На Soyle.kz предусмотрено приложение для смартфонов. Выдалась пара свободных минут? Уделите их обучению. Это удобно в дороге, когда под рукой нет компьютера.

Методика обучения соединила традиционный подход с технологиями. Информация подается в виде специальных упражнений, а также аудио- и видеороликах. Также в вашем распоряжении словарь казахского языка и справочник по грамматике.

  • YouTube-канал Maksat Imangazi.

Отличный канал для тех, кто знает английский язык. Максат Имангази в 24 уроках рассказывает об основах казахского языка, начиная от приветствия и заканчивая правилами грамматики.

Если давно не практиковали английский и хотите изучить казахский, канал Максата - это отличная возможность «прокачать» сразу два языка.

  • Интерактивный обучающий сайт Uchim.kz.

Известно, что эмоциональное подкрепление способствует лучшему запоминанию. А что, как не игра, вызывает эмоции?

Сайт Uchim.kz помогает изучать казахский язык онлайн, буквально играючи. «Птички» и «Пузырьки» помогут наработать словарный запас и освежить знания.

  • Группа «Казахский язык» во «ВКонтакте».

Учить язык в среде единомышленников проще. Познакомьтесь с новыми людьми в группе «Казахский язык» и двигайтесь к общей цели.

В этом сообществе можно не только пообщаться и спросить совета, но и найти обучающий материал. Вступайте в группу! И да пребудет с вами сила знаний!

  • Проверьте знания с Kazakhtest.kz.

Выучив правила грамматики и тысячи слов, достигнув совершенства во всех обучающих играх, пройдите серьезное тестирование по казахскому языку. Этот сайт поможет.

Тестирование проводится по системе КАЗТЕСТ, которая одобрена Правительством Республики Казахстан. Тут можно проверить навыки чтения, восприятия языка на слух, а также лексико-грамматические знания.

Как выучить казахский язык дома

Итак, имеем набор сервисов. Давайте поговорим о том, как применять их на практике. Для быстрого изучения казахского языка в домашних условиях есть несколько действенных методик. С чего начинать?

Первые уроки казахского языка посвятите освоению букв и звуков, чтобы в дальнейшем не путаться в произношении и написании слов. Это основа, а, как известно, без прочного фундамента дом не построить.

К счастью, алфавит казахского языка, кроме привычных 33 букв кириллицы, содержит только 9 уникальных звуков: ә, і, ө, ү, ұ, ң, ғ, қ, һ. Поэтому первые шаги в обучении не покажутся сложными.

Освоив специфические буквы, купите казахский словарь. Выпишите слова, в которых присутствуют эти звуки, и поработайте над ними. Отточив произношение, переходите к увеличению словарного запаса.

Чем шире лексикон, тем лучше понимаешь собеседника и тем проще строить предложения. Выучить казахские слова можно со словарем или с помощью онлайн-сервисов, инструментов, которые мы упоминали выше.

Изучаем казахский язык: грамматика

Ни одну речь невозможно освоить в совершенстве, не зная грамматики. Казахский язык не исключение: правил написания и построения предложений в нем довольно много. Например, тут нет местоимений, обозначающих род. Привычные «он» и «она» заменяются на «ол».

Поэтому многим казахам сложно освоить окончания слов в русском языке. Все правила грамматики можно выучить дома, изучая и перечитывая тексты на казахском языке, однако это займет немало времени.

Если хотите быстрее разобраться во всех тонкостях, запишитесь на курсы казахского языка. Специалист объяснит и покажет на примерах все правила грамматики. Если что-то непонятно, всегда можно переспросить.

Как заставить себя начать обучение? Казахский язык для начинающих может показаться сложным, потому что люди ставят себе невыполнимые задачи - выучить 200 слов за день или освоить грамматику за неделю. Видя перед собой такой объем работы, легко поддаться лени. В итоге обучение так и не начнется.

Обратите внимание на такие секреты:

  • Исправить положение поможет японская техника «Кайдзен».

Она подразумевает занятие любым делом в течение одной минуты каждый день. За 60 секунд многого не сделать. Но это только первый шаг, который приведет к совершенному владению казахским языком.

  • Увеличивайте нагрузку постепенно.

Если одни не могут начать заниматься, то другие, напротив, нагружают себя слишком сильно.

Главное в казахском для начинающих - это регулярность занятий. Достаточно 30 минут обучения каждый день, чтобы достичь впечатляющих результатов. При таком подходе еще останется время на домашние дела.

  • Слушайте.

Если живете в Казахстане, прислушивайтесь, как строят свою речь окружающие, и старайтесь запоминать.

В жизни говорят не так, как пишут в учебниках, поэтому лучше сразу практиковаться, разговаривая на «человеческом» языке.

Если учить язык по словарю, из предложенных вариантов слов одного значения невозможно понять, какое лучше подходит в конкретной ситуации. Например, для слова «понимать» словарь предлагает девять вариантов перевода. Однако в речи чаще используют слово түсіну. Если человек не носитель языка, он не сможет этого понять.

  • Используйте ассоциации.

Информация лучше запоминается, если связать ее с образами. Народные традиции помогут учить казахский язык более эффективно. В казахской культуре множество пословиц и крылатых выражений. Изучайте их, узнавайте значения слов.

Кроме того, в ассоциативном обучении поможет чтение, просмотр фильмов на казахском языке, посещение национальных сайтов, прослушивание музыки. Обязательно посмотрите кинокартины: «Махаббат станциясы», «Шал», «Коктейль для звезды», «Менің атым Қожа».

  • Практикуйтесь.

Старайтесь всегда применять свои знания, вставляя слова и фразы в речь. Лучшее место для этого - рынок. Казахи будут относиться с большим почтением к тому, кто пытается изучать их родной язык.

Если живете в Казахстане, читайте вывески, слушайте радио и запоминайте слова. Отличное решение - пообщаться с носителями языка в социальных сетях. Желающих найдете в тематических группах.

Чтобы быстро пройти все уроки казахского языка для начинающих и запомнить, о чем шла речь, используйте сервисы, о которых мы говорили.

Не забывайте о регулярности: каждый день уделяйте обучению 10‒30 минут, купите казахский разговорник и практикуйте готовые фразы. А главное - помните: Көңілсіз бастаған іс көпке бармайды - ‘Дело, начатое без души, начатым и останется’.


В общей таблице собраны все падежные окончания и окончания множественного числа. Для простоты запоминания правил сюда же включена таблица «Отрицание, вопрос» и притяжательные окончания 2-ой формы. Каждая таблица потом будет изучаться отдельно.

В первом столбике всех таблиц – окончания, а во втором столбике – после каких букв они добавляются.
Знак "/ " читайте как "или ". Например, окончания "дан " или "ден " присоединяются, если слова заканчиваются на гласные буквы, или на сонорные "л, р, у, й ", или на звонкие "ж, з ". Цифры "1, 2, 3 " – лица имен существительных.

К сонорным относятся: "м, н, ң " и "л, р, у, й ".
Буква "у " в конце слова может быть и гласной, и согласной (подробно смотрите в разделе «Фонетический разбор»), но для правильного присоединения окончаний это неважно. В любом случае после "у " добавляются окончания как после сонорной согласной (если "у " гласная, она имеет два звука и второй – сонорный).
Сонорные "м, н, ң " в таблицах всегда вместе, их называют «носовыми сонорными».
К глухим согласным относятся: "".
Гласные, которые чаще всего встречаются в конце слова: "а, е, ы, і ", также возможны "ә, я, о, и, ю ".

Все таблицы окончаний существительных разделены на четыре группы:

1. Первая группа объединяет пространственные падежи. Эти три падежа (исходный, местный и дательно-направительный) показывают расположение предмета в пространстве;

2. Вторая группа объединяет тоже очень похожие падежи – родительный и винительный. (В эту же группу я добавила притяжательные окончания 2-ой формы, чтобы легче было запомнить правила присоединения этих окончаний);

3. Третья группа – окончания множественного числа и отрицание/вопрос (отрицательные суффиксы и вопросительные частицы);

4. Четвёртая группа – творительный падеж (одна таблица).

Каждая таблица построена по следующему принципу распределения окончаний:

(четвертая строка добавляется, когда есть исключения)

1) В первой строке каждой таблицы «звонкие» окончания, то есть окончания, которые начинаются на звонкую согласную и чаще это звонкая согласная "д " (дар/дер , да/де и т.д), лишь в дательно-направительном падеже звонкие "ғ/г " и в остальных случаях звонкая "б ". Звонкие окончания первых строк таблиц всегда следуют после звонких согласных "ж, з ". То есть если вы встречаете слово, которое заканчивается на "ж " или "з ", вы знаете, что какой бы ни был падеж (из любой таблицы), вы всегда берёте окончание первой строки! (қағаз+да – на бумаге, қағаз+ды – бумагу, қағаз+бен – бумагой )

2) Во вторых строчках каждой таблицы находятся «глухие» окончания, то есть окончания, начинающиеся на глухую согласную. Чаще это "т ", в дательно-направительном падеже глухие "қ/к " и в остальных случаях глухая согласная "п ". Глухие окончание следуют после глухих согласных "к, қ, п, с, т, ш, щ, ф, х, h, ц, ч ", а также после звонких букв "б, в, г, д " (эти четыре согласные редко встречаются в конце слова, в основном, если слова заимствованы из русского, Иванов+та – у Иванова; клуб+та – в клубе). Всегда, когда слово заканчивается на глухую согласную, добавляется глухое окончание из второй строчки таблицы (сағат+та – на часах, сағат+ты – часы, сағат+пен – с часами ).

3) В третьих строках всех таблиц «сонорные» окончания, то есть окончания, которые начинаются на сонорные буквы: чаще "н ", но также есть "м " и "л ", в каких случаях они добавляются будет пояснение позже, так как в каждой таблице по-своему.

Два случая мы уже изучили: 1) после звонких "ж, з " всегда следует «звонкое» окончание из первых строчек таблиц, 2) после глухих согласных всегда следует «глухое» окончание из вторых строчек таблиц.
Сложнее всего запомнить какие окончания нужно писать после слов, оканчивающихся на гласные и сонорные. Будут использоваться окончания из разных строк таблиц – либо из первой, либо из третьей. Но я расположила таблицы так, чтобы как раз это и было просто запомнить!

Предлагаю вам для просмотра или заучивания ещё два варианта «Общей таблицы».

1. Первый вариант – общая таблица в упрощённом виде.

Увеличить

2. Второй вариант – выделение цветом букв, после которых добавляются окончания. В этом случае удобно визуально запомнить после каких букв какие добавляются окончания. Все окончания на рисунках серого цвета, так как их цвет в данном случае неважен. Зато обведены яркими цветами буквы, после которых добавляются окончания (для лучшего визуального восприятия).

Будем постепенно заполнять таблицу, в четыре в этапа.

Рисунок 1) На нём отображено то, что во всех таблицах одинаково: окончания первой строки следуют после звонких "ж, з " (обведены зелёным цветом) и окончания второй строки – после глухих и звонких "б, в, г, д " (обведены коричневым цветом):


Увеличить

Рисунок 2) Добавляем в таблицы цифры (только где падежи), которые показывают лица имён существительных. После окончаний 3-его лица (сы/сi, ы/i ) следуют сонорные окончания падежей. Только в винительном падеже для существительных в 3-ем лице отдельное окончание в четвёртой строке. И в дательно-направительном падеже дополнительная четвёртая строка окончаний для существительных в 1-ом и 2-ом лице (т.е. после притяжательных окончаний "ым/iм/м " и "ың/iң/ң ", примеры будут приведены в следующих подразделах):

Увеличить

Рисунок 4) Осталось разместить сонорные буквы. С ними немного сложнее, но это последнее, что нужно сделать. Синим цветом я выделила носовые сонорные "м, н, ң", голубым – остальные сонорные. Там, где все сонорные вместе, идёт обобщающее слово "сонор":


Казахский язык (каз. қазақ тілі , قازاق ٴتىلى, qazaq tili) - государственный язык Республики Казахстан.
Входит в кыпчакскую подгруппу тюркских языков (татарский, башкирский, карачаево-балкарский, кумыкский, караимский, крымскотатарский, каракалпакский, карагачский, ногайский). Вместе с ногайским, каракалпакским и карагачским языками относится к кыпчакско-ногайской ветви.

Алфавит и фонетика

Аа Әә Бб Вв Гг Ғғ Дд Ее Ёё Жж Зз Ии Йй Кк Ққ Лл Мм Нн Ңң Оо Өө Пп Рр Сс Тт Уу Ұұ Үү Фф Хх Һһ Цц Чч Шш Щщ Ъъ Ыы Іі Ьь Ээ Юю Яя

Буквы в, ф, ц, ч, ь, ъ, е, э используются только при написании слов иноязычного происхождения.

Как и в любом языке, фонетический строй казахского языка включает в себя гласные и согласные звуки. Согласные, в свою очередь, делятся на сонорные /үнді/, звонкие /ұяң/, и глухие /қатаң/. В связи с этим существуют законы сингармонизма, ассимиляции. Суть закона сингармонизма в следующем: в зависимости от слогообразующего гласного в корне слово может принять только твердые или только мягкие аффиксы: әже-лер, бала-лық, оқу-шы-лар-ға .
Этому закону не подчиняются аффиксы принадлежности -дікі /-тікі, -нікі/: ата-нікі, қыз-дікі /девушки/, Мұраттікі /Мурата/ и окончание инструментального падежа -мен /-бен, -пен/: Марат-пен, автобус-пен, қыз-бен /с девушкой/.

Явление ассимиляции бывает 2-х видов: прогрессивная и регрессивная. По прогрессивной ассимиляции последующий согласный звук на слоговой границе употребляется предыдущему, например: кітап-тар, қалам-дар, т.е. к словам, оканчивающимся на глухие и звонкие б, в, г, д прибавляются аффиксы, начинающиеся на глухие согласные: а слова со звонкими, сонорными и гласными в конце требуют аффиксов со звонкими или сонорными звуками: аға-дан, қыз-дың, үй-дің .
Регрессивная ассимиляция предполагает озванчивание глухих согласных қ, к п на конце слова если прибавляемые аффиксы начинаются на гласные. Например: кітап - кітабым /моя книга/, оқулық /учебник/, оқулығы /его учебник/.


Существительные изменяются по падежам и числам

Именительный падеж (Атау септік) - кто? (кім?) что? (не?) - без окончаний
Родительный падеж (Ілік септік) - кого? (кімнің?) чего? (ненің?) - -ның, -нің, -дың, -дің, -тың, -тің
Дательный падеж (Барыс септік) - кому? (кімге?) чему? (неге?) куда? (қайда?) - -ға, -ге, -қа, -ке, -на, -не, -а, -е
Винительный падеж (Табыс септік) - кого? (кімді?) что? (нені?) - -ны, -ні, -ды, -ді, -ты, -ті, -н
Местный падеж (Жатыс септік) - у кого? (кімде?) у чего? (неде?) где? (қайда?) - -да, -де, -та, -те, -нда, -нде
Исходный падеж (Шығыс септік) - от кого? (кімнен?) от чего? (неден?) - -дан, -ден, -тан, -тен, -нан, -нен

Творительный падеж (Көмектес септік) - с кем? (кіммен?) с чем? (немен?) - -мен, -бен, -пен

Множественное число образуется суффиксами -дар/-дер/-тар/-тер/-лар/-лер
қағаздар – бумаги, қыздар – девочки, адамдар – люди, аңдар – звери
емтихандар – экзамены, сандар – числа, шамдар – лампы, армандар – мечты
елдер – страны, кiлемдер – ковры, сөздер – слова, үстелдер – столы
дүкендер – магазины, бөлiмдер – отделения, гүлдер – цветы, тiлдер – языки
жолдастар – товарищи, сұрақтар – вопросы, хаттар – письма, кiтаптар – книги
ағаштар – деревья, құстар – птицы, бастықтар – начальники, ойыншықтар – игрушки
мектептер – школы, есептер – счета, суреттер – картины, шелектер – вёдра
үтiктер – утюги, әрiптестер – коллеги, студенттер – студенты, жидектер – ягоды
таулар – горы, балалар – дети, айлар – месяца, айналар – зеркала
жануарлар – животные, қалалар – города, маталар – ткани, сапарлар – путешествия
үйлер – дома, әкелер – отцы, пәтерлер – квартиры, көшелер – улицы
нәрселер – вещи, шеберлер – мастера, дәрiгерлер – врачи, терезелер – окна

Форма принадлежности образуется путем прибавления к существительному в единственном и множественном числах следующих окончаний:
а) если конечный звук основы согласный:
І лицо -ым / -ім /м
ІІ лицо -ың / -ің
вежливая форма -ыңыз / -іңіз
ІІІ лицо -ы / -і
б) если конечный звук основы гласный:
І лицо -м
ІІ лицо -ң
вежливая форма -ңыз / -ңіз
ІІІ лицо -сы / -сі
Во множественном числе к основе слова прибавляется сначала суффикс множественного числа -лар /-лер , -дар /-дер , -тар /-тер , а затем притяжательные окончания:
І лицо -ымыз / -іміз
ІІ лицо -ың / -ің
вежливая форма -ыңыз / -іңіз
ІІІ лицо -ы / -і

әжем – моя бабушка, балам – мой ребёнок, айнам – моё зеркало
досым – мой друг, қағазым – моя бумага, сағатым – мои часы
үстелім – мой стол, сөздiгiм – мой словарь, пәтерiм – моя квартира

Прилагательное состоит либо из корня, либо из корня и образующего суффикса. Согласования с существительным в падеже и числе нет, в случае, если прилагательное является сказуемым, оно приобретает личный суффикс.


Глагол имеет 4 лица в форме единственного и множественного числа, обозначаемые суффиксами. Время глагола образуется синтетически и аналитически. Синтетически образуются форма прошедшего времени и «настояще-будущего» времени, обозначающего действие в будущем или обычное действие в настоящем. Действие, совершаемое в определенный момент времени в настоящем, образуется по схеме «деепричастие+глагол, обозначающий положение субъекта». Широко используются причастия и деепричастия.

Примеры спряжений с выделенными окончаниями:

Настоящее время:

Мен әдемі сарайда тұрмын . – Я в красивом дворце стою. Мен жүрмiн . – Я иду.
Біз әуежайда отырмыз . – Мы в аэропорту сидим. Біз далада жүрмiз . – Мы на улице ходим.
Сен кiтапханада тұрсың . – Ты в библиотеке стоишь. Сен саябақта жүрсiң . – Ты в парке ходишь.
Сендер далада тұрсыңдар . – Вы на улице стоите. Сендер далада жүрсіңдер . – Вы на улице ходите.
Сіз мұғалімде отырсыз . – Вы у учителя сидите. Сіз қайда жүрсіз ? – Вы где ходите?
Сіздер қай көшеде тұрсыздар ? – Вы на какой улице стоите?
Анар диванда жатыр. – Анара на диване лежит. Балалар саябақта жүр. – Дети в парке ходят.

Прошедшее время:

От глагола в неопределённой форме отбрасывается суффикс у, добавляются суффиксы ты/ті после глухих согласных, в остальных случаях - суффиксы ды/ді . После суффиксов добавляются личные окончания.
Мен жаздым . – Я писал. Мен мектеп бiтiрдiм . – Я школу закончил.
Біз Алматыда тудық . – Мы в Алматы родились. Біз биледiк . – Мы танцевали.
Сен диванда отырдың . – Ты на диване сидел. Сендер жаптыңдар . – Вы закрыли.
Сіздер сөйледіңіздер . – Вы разговаривали. Ол музыка тыңдады . – Он музыку слушал.

Местоимения (личные)

Мен Я
Сен Ты (неформальное ед. числа)
Сіз Вы (формальное ед. числа)
Ол Он/Она/Оно
Біз Мы
Сендер Вы (неформальное мн. числа)
Сіздер Вы (формальное мн. числа)
Олар Они

Порядок слов в казахском языке постоянен:
а) сказуемое всегда в конце предложения - Мен университетте оқимын (Я учусь в университете);
б) определение всегда перед определяемым словом - Мен мемлекеттік университетте оқимын (Я учусь в государственном университете);
в) вопросительное слово при отсутствии глагола-сказуемого стоит на последнем месте - Ректорат қайда? (Где ректорат?); при наличии в предложении глагола-сказуемого вопросительное слово перед ним - Университет қайда орналасқан? (Где находится университет?).

Пример текста:

Барлық адамдар тумысынан азат және қадір-қасиеті мен кұқықтары тең болып дүниеге келеді. Адамдарға ақыл-парасат, ар-ождан берілген, сондықтан олар бір-бірімен туыстық, бауырмалдық қарым-қатынас жасаулары тиіс.

«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».

Полезный ресурс по грамматике и речи: http://www.kaz-tili.kz/

Словарь: http://www.sozdik.kz/ru/dictionary/