Инфантильность причины. Инфантильность или незрелость личности: ошибки воспитания. Понятие « инфантильного человека» в психологии

ГЛАВНАЯ ИСТИНА

Ты особенный для Бога

ВВЕДЕНИЕ

«Да не лезь ты! Не мешай! Не крутись под ногами! Малявка , отстань, а!»

Было ли у тебя такое, когда тебе не доверяли помочь потому, что считали, что ты слишком маленький? Или не пускали в игру, обзывая слабаком или неудачником? Как ты себя чувствовал?

ПРЕДЛОЖЕНИЕ-СВЯЗКА

Сегодня я хочу рассказать тебе об одном человеке, который переживал похожие чувства. И хотя он был богат, почти никто не понимал и не любил его. Эту историю я прочитала в Библии. Интересно, как чувствовал себя этот человек…

1. Закхей хочет увидеть Иисуса (ст. 1-3а)

Однажды Иисус вместе со своими учениками проходил через город, называемый Иерихон. Вокруг них собралось множество людей. К тому времени весть о том, что Иисус с особой любовью относится к людям, достигла и этого большого и процветающего города.

Слышал об особенных делах и чудесах Иисуса и один из богатых людей Иерихона. Этот человек был начальником мытарей. (Вопрос к детям) Напомни мне, пожалуйста, кто такой мытарь? (Ответы детей.) Да, мытари собирали налоги. Часть отдавали царю и римлянам, а часть оставляли себе. Они очень часто обманывали людей, брали с них намного больше положенного, чтобы самим стать богаче. Вот таким человеком был Закхей . Он был очень богатым, но большинство людей Иерихона ненавидели его.

Наверное, Закхею было не просто решиться выйти на улицу, быть в толпе с простыми и бедными людьми. Но он очень хотел увидеть Иисуса. Он так много слышал о Нем. Он не мог упустить такую возможность – увидеть Его своими глазами! А, может, даже заглянуть в Его глаза…

2. Неудачная попытка (причина неудачи – маленький рост) (ст. 3б)

На улицах города было много людей. Не одному Закхею хотелось увидеть этого особенного учителя, пророка. Некоторые даже говорили, что Иисус – Сын Божий, обещанный Спаситель, которого все так ждали!

Людей становилось все больше и больше. Возле одной из центральных улиц они замедляли ход, останавливались и пытались увидеть, когда же приблизится Иисус. Закхей , поняв, что дальше в толпу пробраться не удастся, стал тоже выглядывать из-за спин людей, стоящих впереди. Но – увы! – он был чуть ли не самым низеньким в этой толпе. Закхей попытался подпрыгнуть, но его тут же осадили: «Да не лезь ты! Не мешай! Самим не видно!» Когда шум в толпе стал нарастать, Закхей понял, что Иисус проходит где-то совсем рядом… Н о увидеть Иисуса так и не удалось.

Фокус на эмоциях:

Вопрос: «Что бы ты почувствовал на месте Закхея ?»

Выслушайте ответы детей.

Возможно, он подумал: «Ну почему я родился такого маленького роста? Так хочется увидеть Иисуса! Никто не понимает, как мне хочется Его увидеть! Никто не пропускает меня! Никто не хочет мне помочь!»

3. Закхей залезает на смоковницу (ст. 4)

Но Закхей решил не сдаваться. Оценив ситуацию, он понял, каким путем Иисус пойдет дальше. Закхей забежал наперед, где людей было еще не так много. «Но, как же быть? - думал он, - если опять соберется толпа, я опять ничего не увижу! Так обидно!» И тут он заметил дерево, стоящее у дороги, - смоковницу. Но как он, взрослый мужчина, полезет на дерево, как какой-то простой сельский мальчишка? Времени на размышления не было. Что-то особенное было в этом Иисусе. «Мне нужно Его увидеть!» - жажда росла в сердце. Поэтому Закхей продирался меж ветвей, чтобы занять хорошую позицию и увидеть ВСЕ!

Кто-то заметил невысокого мужчину, взбирающегося на дерево, показывал пальцами, даже хихикал. Но Закхею уже было все равно: вдалеке он увидел приближающуюся толпу людей. Где-то посреди них и должен быть ОН – Иисус!

4. Иисус обращает на него внимание (ст. 5-6)

Толпа приближалась. Когда Иисус с учениками подошли ближе к смоковнице, Иисус остановился. У Закхея все замерло внутри. «Вот Он, Иисус! Наверное, сейчас произойдет что-то особенное! Иисус что-то почувствовал, на кого-то обратил внимание!» …Иисус посмотрел на собравшихся , а потом поднял голову и встретился взглядом с Закхеем . Закхей не мог отвести глаза – в глазах Иисуса было столько любви!

- Закхей ! Спускайся!

«Неужели Иисус знает, как меня зовут?» - пронеслось в голове у Закхея , когда он спускался.

Фокус на эмоциях:

Вопрос: «Как ты думаешь, что чувствовал в тот момент Закхей ?»

«Не могу поверить! Я – невысокого роста человек, залезший на дерево, что во мне особенного? А Иисус обратил на меня внимание! Никто не хотел пускать меня к Нему, но он увидел меня! Неужели я важен для него?»

5. Иисус решает придти в гости к Закхею (ст. 5б-6)

И вот Закхей стоит рядом с Иисусом посреди большой толпы людей. Глаза всех устремлены на этого невысокого мужчину. Что сделает Иисус? Что особенного в этом коротышке?

- Закхей ! Я буду обедать у тебя сегодня!

Фокус на эмоциях:

Вопрос: «Что бы ты чувствовал на месте Закхея , когда Иисус обратился бы к тебе и захотел придти к тебе в гости?»

Используйте ответы детей, чтобы передать мысли Закхея . При необходимости добавьте те переживания, которые помогут вам передать вашу скрытую истину.

«Иисус считает меня важным и достойным Своего внимания! У Него есть время для меня! Я на самом деле особенный!»

6. Люди осуждают решение Иисуса (ст. 7)

Когда Закхей слез с дерева, все увидели его лицо. Люди узнали его.

«Иисус, как ты можешь идти в гости к этому мытарю? Он же грешник! Он обманул и обворовал весь город!» – многие в толпе возмущенно кричали им вслед.

Иисус никак не отвечал на эти слова. Он просто шел рядом с Закхеем к его дому. А Закхей , находясь рядом с Иисусом, совсем по-другому воспринимал эти обидные, хотя и правдивые слова. У него в сердце было другое:

«Иисус не осуждает меня! Он знает меня по-настоящему! Я для Него – особенный! Он меня любит, любит просто так!»

7. Покаяние Закхея (ст. 8-10)

Когда зашли в дом и сели кушать, Закхей не смог сдержать слез! Он понял, как он обижал людей, несправедливо отнимая у них лишние деньги. «Я не могу так больше жить! Я хочу измениться!»

Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, я воздам вчетверо.

Все были впечатлены, ведь даже по закону Божьему Закхею не нужно было раздавать настолько много денег.

Давай прочитаем, что Иисус сказал ему в ответ (дать кому-то из детей зачитать Лк.19:9-10):

«Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее».

Т.е. другими словами, Иисус сказал: «Закхей для Меня – особенный просто потому, что он – человек. Я очень люблю всех людей. Поэтому хочу, чтобы они перестали грешить и дружили со Мной».

Думаю, Закхей в тот вечер засыпал совсем с другими мыслями: «Я особенный для Бога! Иисус не осуждает меня! Он любит меня по-настоящему!»

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ

Закрой, пожалуйста, глаза. Вспомни те ситуации, когда ты чувствовал себя слабым, ненужным, не таким, как все – точно так же, как чувствовал себя Закхей . Расскажи Иисусу о своих чувствах. Расскажи Ему, что или кто вызывает у тебе такие чувства. (Дайте время детям встретиться с Богом и Богу послужить детским сердцам. Не торопите детей.) Аминь.

Город Иерихон расположен на дне Иорданской долины в глубокой впадине, приблизительно на 250 метров ниже уровня мирового океана. По данным археологов, это один из самых древних городов мира, в нем обнаружены строения, датируемые VIII веком до Р.Х. Современный Иерихон находится на расстоянии примерно двух километров от древнего города. Древний Иерихон был расположен на главной дороге, пересекающей всю Иорданскую долину от Галилейского озера до Мертвого моря, а также на центральной дороге, соединявшей восточный берег Иордана с Иерусалимом. Помимо удобного географического положения, Иерихон также богат плодородными землями, здесь много воды.

В Иерихоне и его окрестностях есть места, связанные с деятельностью пророков Илии и Елиссея. Так, в Иерихоне пророк Елисей исцелил воды источника , непригодные ранее для питья. Этот источник сохранился и поныне.


Господь неоднократно проходил через Иерихон, следуя из Галилеи в Иерусалим и обратно. И сейчас современная Иерихонская дорога, соединяющая Иерусалим с Иерихоном, проходит по тому же пути, что и во времена Спасителя. Евангелие упоминает о нескольких чудесах, совершенных Спасителем в этих местах. Здесь Он исцелил слепого , который взывал ко Господу словами: "Иисусе, сыне Давидов, помилуй мя!". В этом крике Иерихонского слепца толкователи Священного Писания видят указание на молитву Иисусову, ее прообраз. В Иерихоне к Спасителю подошел богатый благочестивый юноша, спросив, что ему нужно делать, чтобы иметь жизнь вечную.

Дерево Закхея

Еще одно известное Евангельское событие, которому посвящен один из воскресных дней, подготовительных к Великому Посту - встреча Господа с Закхеем - произошло тоже в Иерихоне. Закхей был очень богатым человеком, начальником мытарей, т.е. сборщиков налогов для римлян. Народ ненавидел и презирал мытарей, поскольку они были сребролюбивы, корыстолюбивы, и часто грабили народ, собирая больше, чем требовалось отдавать римским властям. Иисус проходил через Иерихон. И вот Закхей, грешный человек, движимый внутренней потребностью в духовном возрождении, пробудившейся в сердце жаждой спасения, настолько захотел увидеть Христа, что, теснимый толпой, влез на дерево, так как был мал ростом. Он забыл о своем положении, о своем достоинстве, им двигало только неудержимое желание хоть издали видеть Иисуса. А Господь знал, какой перелом произошел в душе Закхея и сказал ему: "Закхей! Сойди скорее, ибо сегодня мне надобно быть у тебя в доме" . Мытарь поспешно слез с дерева, чтобы принять в своем доме Спасителя. И настолько глубокое действие на душу Закхея оказало это Божественное посещение, что он сказал: "Господи, половину имения моего я отдам нищим, и если кого чем обидел, воздам вчетверо" (Лк. 19, 8). Это означало раздать практически все свое имение, но покаяние Закхея было столь глубоким, что он стремительно решается на этот поступок. Что же ответил Господь? "Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама; ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее" (Лк. 19, 9). Господь отвечал не только Закхею, но и народу, роптавшему на то, что Он вошел в дом к грешному человеку, к мытарю. И для нас, чтобы мы всегда помнили, что Господь "пришел взыскать и спасти погибшее"

"Дерево Закхея", т.е. дерево, на которое он влез, называется сикомóр (иногда его называют еще сикомора или сикимора). Это не смоковница, а другое плодовое дерево (тоже из рода фикусов, как и смоковница). От него сейчас остался пенечек, который можно увидеть во дворе греческого храма, посвященного пророку Елисею (по преданию, на этом месте был дом пророка Елисея).

Также в Иерихоне есть участок Русской Духовной Миссии , на котором сейчас подвизаются сестры Горненской обители. На этом участке есть небольшой храм, посвященный святому Иоанну Предтече, ибо здесь неподалеку он крестил народ.


-… И именно здесь Закхей услышал от Господа те слова, услышать которые было бы великой честью и радостью для каждого из нас: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее», – заканчивает матушка Анисия рассказ о месте, на котором теперь трудится - об участке Русской Духовной Миссии в Иерихоне на месте дома мытаря .

Вход в трапезную на подворье святого Иоанна Предтечи в Иерихоне

Обитатель русского участка в Иерихоне

Этот небольшой кусочек земли приобрел в 1874 году начальник Русской Миссии архимандрит Антонин (Капустин), чтобы принимать паломников, следующих на гору Искушения Спасителя и на место Его Крещения на Иордане от Иоанна Крестителя. Поэтому здесь установлена часовня во имя святого Пророка и Предтечи Иоанна. По преданию, именно на этом месте и находился дом Закхея, и еще в VI веке прп. Савва Освященный построил здесь приют для паломников.

На участке

Впервые мы встречаемся с Иерихоном (древний город находился в полутора километрах от нынешнего) на страницах Ветхого Завета, в начале книги Иисуса Навина. Именно этот город был первым на пути следующих в обещанную Богом землю Ханаанскую древних израильтян. Все коренное языческое население было уничтожено в ходе войны, в живых осталась только укрывшая израильских разведчиков блудница Раав и ее семья.

Ветхий Завет - отражение Нового. Далекое эхо истории Раав слышится в Евангелии: как грешница-язычница вдруг каким-то чудом поняла, что чужеземцы - не просто захватчики, а народ Божий, и фактически отреклась от своего народа, так и грешник-мытарь вдруг встречает в странствующем Учителе своего Спасителя и отрекается от своего прошлого…

Иерихон сегодня - по-восточному шумный и грязный город, наполненный запахами пряностей и фруктов. Он находится на территории Палестинской автономии, большая часть населения - арабы-мусульмане, есть еще небольшое количество арабов-христиан (в основном являющихся прихожанами греческой церкви рядом со смоковницей, на которой Закхей ожидал Христа).

Совсем рядом с русским участком возвышается красивая мечеть с желтым куполом. Как раз сейчас слышно, как протяжно голосит мулла. Наслышанная об ужасах религиозных конфликтов на Святой Земле, спрашиваю у матушки:

– А с мусульманами не бывает проблем?

– Да нет, – улыбается она. – Здесь народ спокойный.

Мечеть за подворьем

Здесь народ, действительно, спокойный и мирный. Кажется, Иерихон существует для того, чтобы разрушать мифы о , как про-, так и антиизраильские. Первый гласит: «Есть бескультурные агрессивные палестинцы, умеющие только взрывать и грабить, и есть высококультурный Израиль, который пытается этому безобразию противостоять». Другой вторит: «Есть несчастные палестинцы, у которых ничего нет, а есть жадный и злой Израиль, который и то, что было, готов отнять».

Современное население Иерихона нельзя назвать ни несчастным, ни агрессивным.

В Иерихоне выращивают самые вкусные и дешевые фрукты, которыми питается весь Израиль, поэтому вопиющей нищеты тут не встретишь.

Знаменитые иерихонские фрукты

Лачуги, поначалу наводящие ужас на туристов, свидетельствуют не столько о бедности, сколько о традиционности: из-за облупившегося строения может как выйти ослик с поклажей, так и выехать очень недешевый автомобиль.

Рядом с выглядящими древними хижинами - современные автомобили

В Иерихоне никто не кинет в вас камнем из-за отсутствия хиджаба или выпущенного наружу креста. В Иерихоне не пишут на стенах «Free Palestine!» и не рисуют карикатур на евреев. В Иерихоне мирно сосуществуют восточная и западная цивилизация, и совершенно невозможно поверить, что десять или чуть меньше лет назад сюда с огромным трудом, если вообще пускали туристов, а израильский и палестинский солдаты на границе придирчиво разглядывали каждого въезжающего и выезжающего, сверяясь с паспортами.

Находиться здесь было опасно. Например, если паломников пропускали на гору Искушений, то с балкончика греческого монастыря Сарантариу высовываться запрещали - обстрелять могли с любой стороны…

Сегодня Иерихон - гостеприимен и дружелюбен, ему не до политики и не до цивилизационных конфликтов.

Сад на подворье

Прогуливаясь по аккуратным дорожкам русского участка, греясь на выглянувшем из-за зимних облаков солнышке, хорошо понимаешь местных жителей. Какие конфликты, какие войны? Все уже отгромыхало задолго до Рождества Христова, когда стены Иерихона чудесным образом сокрушались перед древними евреями, и все позднейшие войны кажутся неумным подражанием, если не кровавой пародией на Священную Историю.

Над участком Русской Духовной Миссии в Иерихоне развевается российский флаг

То ли промыслом Божьим, то ли по какому-то заранее продуманному плану архимандрит Антонин (Капустин) выкупил несколько участков, связанных с гостеприимством. Горненский монастырь находится на месте дома родителей Иоанна Предтечи, где праведная Елисавета с радостью приняла в дом Пречистую Деву Марию. Возле храма святой Троицы в Хевроне находится дуб Мамврийский - под ним произошла встреча Авраама с Пресвятой Троицей, чему посвящен известный иконописный сюжет «Гостеприимство Авраама» (в т.ч. и «Троица» прп. Андрея Рублева). Здесь, в Иерихоне, как уже было сказано, находился дом мытаря Закхея. Тут останавливаются передохнуть уставшие паломники, и нехитрая трапеза из чая, конфет и фруктов, выращенных на этом же участке, кажется уместнее богато накрытого стола.

Матушка Анисия

– Подлить еще чаю? – заботливо спрашивают матушка Анисия и трудницы, обходя трапезную. Конечно, подлить! И не потому даже, что хочется пить, а просто отсюда совсем не хочется уходить. Здесь как будто вечно продолжается этот радостный прием («и принял Его с радостью» (Лк.19:6) - наверное, вместе с учениками принял? По крайней мере, предыдущая глава повествует о том, что Господь двигается в Иерусалим с учениками - и дорога лежит через Иерихон).

И в этой живой иллюстрации к Евангелию открывается очевидный и вечно новый смысл - только с нетерпением дожидаясь, прыгнув выше головы в самом буквальном смысле («взобраться на смоковницу») и с радостью встретив Христа в своем сердце, можно услышать Его голос: «Ныне пришло спасение дому сему…».