Игумен на «Мысе Любви. Игумен Евмений: биография, деятельность и интересные факты

В последнее время во Всеукраинский апологетический Центр им. свт. Иоанна Златоуста все чаще стали обращаться люди с просьбой разъяснить деятельность так называемого игумена Евмения. Нас спрашивают, что это за «христианская медитация» такая, которой он обучает за немалые деньги?



Повышенное внимание к этому феномену возникло в связи с тем, что «гастролировать» с такими практиками игумен Евмений по городам Украины стал все чаще. Наших сотрудников, как правило, не удивить плакатами с обещаниями просветления, самосовершенствования или раскрытием гармонии Вселенной, но вот увидеть афишу с православным монахом вместо гуру, который обещает вышеперечисленное... Это обескуражило. На подобные уловки традиционно пускаются разного рода оккультисты, а никак не клирики Православной Церкви (пускай и заштатные).

Кто же этот странный игумен с плакатов о просветлении?

Игумен Евмений (Перистый) родился в 1969 г. в Донецкой области Украины, принял монашество в Киево-Печерской Лавре в 1989 г., а с 1992 по 2006 гг. был настоятелем Макарьево-Решемского мужского монастыря Ивановской епархии. Свою бурную деятельность он начинает в Москве, куда переезжает со временем. Здесь он становится известным как публицист и организатор "прогрессивных" семинаров под названием «Альфа-курс».

Однако уже в 2008 г. приказом № 2/3 от 6 февраля председателя Миссионерского отдела РПЦ архиепископа Белгородского Иоанна (Попова) он отстраняется от миссионерской деятельности, освобождается от должности клирика Никольского храма Патриаршего подворья в Отрадном г. Москвы и отправляется за штат.

За что отправили за штат игумена Евмения?

Согласно заявлению пресс-службы Синодального миссионерского отдела РПЦ, книги Евмения «Притчи православного миссионера» выходят без благословения священноначалия, а текст их содержит «сомнительные примеры и сравнения, которые вносят смущение в умы и сердца новоначальных и не могут служить главному назначению миссионерства - распространению православной веры». В связи с чем рекомендовано воздержаться от использования этих текстов в миссионерской работе.

С критикой его «Альфа-курса» выступили известные православные миссионеры, сектоведы и священники. Попытка создать волну, по сути харизматического обновления в православной обертке, снискала ему недобрую славу. Это движение было расценено специалистами как лжеучение и внутрицерковное сектанство.

Как заштатный клирик стал восточным гуру?

Однако никто не предполагал, что Евмений настолько сильно погрузится в индуистскую мистику и восточные практики. Все началось с того, что общественности стали доступны опубликованные горе-миссионером фотографии путешествий, на которых он позирует, обнимая разные идолы, красуется на фоне индуистских храмов в компании с разными гуру. Позже появляются фотографии, где он уже с тилакой (красная точка) на лбу или же в позе лотоса в накидке для медитации.

И вот сегодня его можно увидеть на цветных плакатах во многих городах Украины. Игумен Евмений предлагает украинцам погрузиться в «христианскую медитацию»...

И что же конкретно проповедует «гуру» Евмений на своих семинарах-тренингах?

На одной из ознакомительных встреч поприсутствовал и наш сотрудник.

Евмений объяснял, что любая религия – это оковы для человека, из которых надо выбраться. Сравнивал религию с открытой дверью, возле которой столпились тысячи, но через которую не входят (почему-то). В общем, всячески намекал, что есть человек, который вырвался из оков, прошел сквозь дверь и теперь знает, как через нее проскочить и другим...

А еще он знает, как простыми методами йоги гармонизировать внутренний мир, наладить взаимоотношения с людьми и обрести уверенность в себе. Словом, уроки индийских гуру для Евмения не прошли даром. Даже для ряда эзотериков и йогинов он стал диковинкой. Когда еще монах в рясе и с крестом распространял оккультный бред, а вместо Евангелия цитировал Веды?

Все дело в цене, или Почем «новое учение»?

Только вот такая «уникальность» дорогого стоит. Самые главные тайны на бесплатном занятии не открывали, их можно было узнать, заплатив всего 2000 грн.

Несколько «ярких мыслей» из выступлений «учителя»

Предлагаем несколько крылатых высказываний Евмения из его выступлений в неоиндуистской общине «Дивья Лока», что расположена в нижнем Новгороде, а известна, к слову, тем, что была заподозрена в связях с Аум Синрике.

«Я с удовольствием захожу в англиканский храм или в аудиторию, где проходят дзен-медитации. И я слушаю сердцем, обогащаюсь и наполняюсь. И когда сердцем волна принята, тогда я понимаю писание этой традиции. А как сердцем? Когда я полюблю то состояние и тех людей, которые являются носителями, я тогда понимаю те форматы, те теории и те практики».

«Мои догматические убеждения говорят, что в это Божественное измерение только один путь по имени Христос! И это догматические истины, в которых я убежден, и меня убедили, и так далее. Когда я вижу, например, вас (йогов). Я по сердцу слышу тот же резонанс и тот же самый вкус. Я по текстам, которые встречаю, вижу те же резонансные ответы, которые известны мне из Священного Писания. И здесь передо мной, как перед христианином, стоит вопрос, то ли вернуться в свое догматическое, то ли довериться новизне встречи, которое по резонансу меня с вами роднит. Я выбираю путь сердца!»…

К чему может привести такое «миссионерство»?

Можно по-разному пытаться объяснить "молитвы" этого человека с еретиками, камлания с иноверцами и разного рода оккультистами. Некоторые пытаются оправдать такие действия, называя их, хоть и своеобразным, но миссионерством. Якобы так Евмений пытается познакомить с Православием далеких от христианства людей, но выглядит все ровным счетом наоборот.

Заштатный игумен в рясе утверждает в ересях собравшихся на его лекциях. И после подобного «миссионерства» уже практически невозможно будет объяснить человеку, далекому от истинного учения Церкви, что подобные практики никак не могут соотноситься с Православием. И куда печальней и трагичней, если неокрепший в вере православный христианин, доверившись авторитету и советам Евмения, начнет прибегать к таким оккультно-эзотерическим экспериментам. «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18:7). Ведь любое новшество, не имеющее твердых корней в предании Церкви, чуждое ему, и не должно приниматься нами.

Особую обеспокоенность вызывают его семинары-тренинги

Евмений, используя телесно-ориентированную психотерапию, пропитывает свои практики смертельным ядом оккультизма и преподносит все это, как учение Православной Церкви. Подобные наработки, взятые из оккультных практик, могут негативно воздействовать на психику и тело человека, и уж тем более категорически неприемлемо связывать это с христианством.

Путь из монахов в гуруизм лежит через…

Итак, что могло толкнуть игумена на то, чтобы оставить христианскую аскезу, богословие и отправиться на духовные поиски в оккультно-мистические практики?

Люди, которые лично знают Евмения, объясняют это тем, что в свое время его сильно обидели, недооценив талант и миссионерские стремления. Но, похоже, это не вся правда, причина должна быть глубже.

Существует ряд схожих примеров зарождения сектантских тенденций в разных религиях. Лидерам таковых движений свойственно постоянно приспосабливаться к изменяющимся запросам общества. Как правило, последователи таких внутрицерковных течений перестают видеть востребованность существующего вероучения в окружающей их реальности, поэтому начинают поиск новых «живых» форм религиозных переживаний и интерпретаций. Поначалу эти новые формы они пытаются найти в рамках вероучения и практики своей Церкви. Если искомое не будет ими обнаружено, то они могут взять на себя инициативу по изменению традиции, начиная тем самым процесс развития сектантских тенденций.

Вполне вероятно, что адекватность восприятия Евмений потерял с попыткой ввести в Православие такое опасное течение, как «Альфа-курс».

Все остальное его перевоплощение в гуру, похоже, обусловлено необходимостью приспособиться к новой реальности и найти в ней свою нишу. И надо признаться, он ее нашел.

Оккультист в монашеском одеянии – эзотерики в восторге!

Нехристианские практики гуру предлагает в православном одеянии и с наперсным крестом на груди. Только подумайте: монах, который владеет оккультными знаниями! Вот та эклектика, которую многие оккультисты ждали и на которую ссылались, когда говорили, что «монахи прячут тайные знания в монастырях и не рассказывают о них простым людям».

И можно ожидать, что как только исчерпается тема «христианских медитаций» и «православной йоги», последует новая волна перевоплощения игумена в русле «православного вудизма» или «православного танца Дервишей».

Весьма прискорбно осознавать, что игумен Евмений и сам шагает к погибели, и другим служит соблазном. В связи с чем особенно актуально в наше время быть начеку – хранить свой ум от всякого рода лжеучений или «религиозного винегрета», который время от времени готовят неокрепшим умам подобные умельцы.

Важно четко понимать, что абсолютно неприемлемо и опасно привносить в реку церковного учения чуждые духу Православия новшества, гнездящиеся в оккультизме, в восточных религиях, а порой носящие откровенно демонический характер.

Сотрудник Миссионерского отдела Московского патриархата игумен Евмений (Перистый) - одна из самых ярких личностей в современной РПЦ, вокруг которой ведется много споров. С 1992 года отец Евмений был настоятелем Макариев-Решемского мужского монастыря в поселке Решма Кинешемского района Ивановской области, где вел активную социальную и миссионерскую деятельность: при монастыре находился Просветительский центр, был организован реабилитационный центр для наркоманов, проводился миссионерский курс «Альфа и Омега».

Однако деятельность отца Евмения, прежде всего, из-за его дружеский отношений с христианами разных конфессий, всегда подвергалась резкой негативной оценке, особенно среди «антисектантов». Антисектанты, по словам отца Евмения, часто «ищут врагов сначала среди чужих, а потом среди своих, и тщательно их «отстреливают», используя, в том числе, инструмент политического доноса». По обвинению в неправильном ведении монашеской жизни в начале 2006 года отец Евмений был снят с должности настоятеля Макариев-Решемского монастыря. В настоящее время он является сотрудником Миссионерского отдела Московского патриархата, руководителем миссионерской программы "Путь". Организованное в Решме издательство "Свет Православия" было перенесено на новый сайт, реабилитационный центр наркоманов также возобновил свою работу. Однако критика отца Евмения не прекращается до сих пор. Больше всего она связана с миссионерской деятельностью игумена, а именно – заимствованным из Англии Альфа- курсом.

Альфа-курс - программа, направленная на знакомство далёких от Церкви людей и в первую очередь молодёжи с основами христианской веры. Программа была разработана в англиканской Церкви в 70-х годах прошлого века. Впоследствии она была использована и в рамках других протестантских направлений не только в Англии, но и в других странах. В декабре 2005 года представители Свято-Филаретовского института побывали в Лондоне для знакомства с опытом предоглашения на Альфа-курсе. В это время там уже существовал православный аналог "Альфы" - "The way", проводимый в Успенском соборе, где служил митрополит Антоний (Блум). Осенью 2006 года в Москве была созвана англо-российская научно-практическая конференция "Современные методы миссионерской деятельности", посвященная "Альфа-курсу".

Без изменений использовать Альфа-курс в православной церкви было невозможно, поэтому, по словам игумена Евмения, она была адаптирована и названа "Альфой и Омегой". Изначально курс был поддержан архиепископом Белогородским и Старооскольским Иоанном (Поповым) и протоиереем Дмитрием Смирновым, руководителем Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами, в помещении которого изначально проводился курс. Архиепископ Иоанн и после резкой критики "Альфы" и снятия отца Евмения с должности настоятеля монастыря своего благословения не снял: программа была переименована в "Путь" и в настоящее время проводится в Москве на разных площадках города.

По мнению игумена Евмения, курс очень хорошо разработан с психологической точки зрения. Каждая встреча состоит из 4 базовых компонентов: совместного ужина, песен под гитару, темы, излагаемой одним из участников команды и свободного обсуждения темы в малых группах. В рамках программы проводятся 11 встреч и один выездной семинар.

Принципиально важным моментом является для отца Евмения принцип командного миссионерства. Причём, подход «командности» необходим не только по отношению к адресатам миссии, но и к самим миссионерам, работающим вместе с ним. Видя не одного проповедующего священника, а дружную группу единомышленников, люди получают возможность погрузиться в атмосферу, где «Христос посреди них». Свою задачу организаторы видят в том, чтобы привлечь интерес молодых людей, ничего не знающих о Церкви, показать, что христианство не мрачное и несовременное, а яркое и радостное. Что Церковь максимально открыта для людей, не оторвана от жизни, не замкнута в своем кругу, человечна.

С самого начала предложение об адаптации "Альфа курса" вызвало неоднозначную реакцию, однако на конференции 2006 года он был поддержан, и отца Евмений получил благословение на продвижение курса среди православных. Наиболее важное заимствование из оригинального курса, не характерное для православных катехизационных программ – отсутствие чёткой иерархии: лидера-проповедника и группы слушающих и запоминающих проповедуемые им истины. Деятельность групп основана на диалоге, люди получают возможность быть выслушанными, даже если их мысли кажутся неприемлемыми или смешными для остальных. Из-за этого «Путь» часто обвиняют в поверхностности, а максимальная открытость и дружелюбие участников команды становится поводом для подозрений в сектантстве, распространении протестантизма и даже "оранжевой революции". Наиболее активным критиком "Альфы и Омеги" является известный сектовед Александр Дворкин, который рассматривает этот курс как неохаризматическую секту. Его поддерживают священники Олег Стеняев, Александр Ильяшенко и некоторые другие. По словам отца Евмения, одним из главных аргументов непринятия Альфа- курса в православной среде является его происхождение: то, что Православная церковь может перенять миссионерский опыт протестантов считается недопустимым. Программу "Путь" зачастую не отличают от оригинала и критикуют методики самих харизматов, их учение о схождении Святого Духа, говорении на языках, применяя их к православному аналогу «Альфы».

Кроме того, забывая о миссионерской, а не катехизационной направленности курса, г-н Дворкин обвиняет ведущих в использовании неправославной лексики, а курс в отсутствии лекций по православной культуре, истории Церкви. Отец Евмений действительно говорит о том, что во время "Пути" миссионерская команда старается говорить на доступном языке, не используя большого количества славянизмов. Ведущие проходят специальный ораторский курс, где их учат говорить живо, интересно, не используя непонятных церковных терминов, которые отпугивают многих молодых людей. Отец Евмений старается разговаривать с приходящими на курс как с равными, а ироническое отношение к церкви становится предметом дискуссии. Основная цель курса заключается в знакомстве вновь пришедших не с церковными обрядами, а в рассказе о встрече с Богом, о Евангелии.

Безусловно, этот курс вряд ли станет универсальным: некоторым людям он может не подойти психологически. Поскольку курс создан прежде всего для невоцерковленных людей, для которых традиции и строгая догматика скорее препятствие, нежели ценность, яростные замечания оппонентов «Пути» говорят больше всего об их неспособности принять новый подход. Православной Альфе была посвящена целая диссертация священника Александра Усатова, написанная под руководством сектоведа Дворкина, где подробно рассматривается курс как неохаризматическая секта, отвращающая православных от Церкви. Неприятие и даже некий страх перед новой программой дошли до того, что священниками Олегом Стеняевым и Даниилом Сысоевым был снят фильм "Альфа- курс. Сети ада". Кроме того, неприятие вызывает и активное использование отцом Евмением знаний из области психологии.

По словам самого игумена, знания по психологии необходимы любому пастырю. В своем служении он опирается на две составляющие: духовное окормление, (то есть область пастырской деятельности, которая предполагает религиозный аспект человеческой жизни) и так называемую пастырскую психологию, в задачи которой входит оказание окормляемому помощи советом, беседой, обучением в решении практических жизненных задач с позиции христианских нравственных ценностей, с использованием как практического житейского опыта, так и профессиональных знаний из различных областей духовных и светских дисциплин. Таким образом, игумена Евмения интересуют в психологии прежде всего практические навыки и подходы, которые можно использовать для психологической помощи конкретному человеку.

Игумен Антоний (Логинов) и Сергей Гончаров посвятили целую статью анализу НЛП, которое, по их словам, использовалось отцом Евмением. Игумен Евмений нашел нужным рассмотреть эту работу, подробно объясняя, что суть НЛП заключается не в психическом воздействии на человека, но в определении сначала его актуального состояния, затем - желаемого и выяснение того, что необходимо для достижения результата, при поддержке в человеке убеждения, что в нем уже есть все необходимое для достижения результата, нужно только простроить шаги. Сам отец Евмений в 2000 году действительно интересовался данной методикой и по благословению архиепископа Амвросия прошел курс по изучению НЛП, однако, как это ни парадоксально, вопреки многочисленным обвинениям, игумен подчёркивает, что никакой НЛП-практики в его работе нет. Наоборот, «видя принципиальную неприемлемость некоторых теоретических положений практической психологии, и в частности нейро-лингвистического программирования, для целей пастырского душепопечения», игумен Евмений вот уже около трех лет работает над созданием концепции Пастырской психологии и психотерапии.

Серия книг по «Пастырской психологии» выходила в издательстве «Свет Православия», просветительском центре, организованном игуменом Евмением в Макариев-Решемском монастыре. При нем издавались книги разных авторов на темы, остро волнующие современных людей, такие как: психология, вопросы семьи, рождения и воспитания детей, медицина, помощь душевнобольным и зависимым людям и др. В том числе книги и статьи самого игумена Евмения: "Пастырская помощь душевнобольным", "Духовность и ответственность", трилогия против наркомании "Луч надежды в наркотическом мире, "Батюшка, я - наркоман!", «Здравствуй малыш!», статья "Психотерапия в пастырском душепопечении". После ухода отца Евмения из монастыря издательство продолжило работу отдельно от монастыря.

В 2007 году была издана новая книга отца Евмения "О Побеждающем христианстве", где он подчеркивает необходимость возвращения талантливых, умных и успешных людей в Церковь, а также важность и актуальность воспитания у православного христианина активной жизненной позиции по отношению к запросам времени. Это вызывает неприязнь сектоведа Дворкина и др., видящих во взглядах Евмения пропаганду любви к деньгам, успеху и других "американских" ценностей.

Подвергаются критике и другие изданные работы отца Евмения. Например, недавно миссионерским отделом Санкт-Петербургской епархии была запрещена книга из серии «Притчи православного миссионера», несоответствующих, как было указано в официальном заявлении Пресс-службы Миссионерского отдела "главному назначению миссионерства - распространению православной веры."

Критика игумена Евмения опять же основывается на неприятии христиан других конфессий, с которыми он сотрудничает, отчасти из-за поддержки им межконфессионального реабилитационного центра в Санкт-Петербурге. Центр «Новая жизнь» был основан Сергеем Матиевосяном и изначально был протестантским, что послужило причиной выступления против него миссионерского центра Санкт-Петербургской епархии. Свою позицию, по замечанию отца Евмения, критики озвучивали более чем жестоко: "Лучше пусть эти наркоманы умрут, крещеные в православии, чем они уверуют через каких-то там психопатов, харизматов и так далее!". Защита центра обернулась для отца Евмения многочисленным критическим материалом в прессе и запретом на издание «Притч».

Сам отец Евмений и в своем социальном служении уделял большое внимание реабилитации наркозависимых. Еще в Макариев-Решемском монастыре им был создан реабилитационный центр. После «изгнания» Евмения из монастыря центр на время был распущен, но потом восстановил свою деятельность, и сейчас он действует в Решме на тех же принципах. Директор центра Сергей Иванович Половец совместно с отцом Евмением продолжает издавать книги о работе с наркозависимыми. Связь с бывшими наркоманами тоже поддерживается: некоторые из них даже работают сейчас с игуменом Евмением в миссионерских программах.

Реабилитация заключается в том, что человек проживает год в другом социальном окружении - в христианской общине. При этом очень важно, чтобы за время реабилитации человек взял ответственность за какой-то определенный участок работы, поскольку у наркозависимых людей очень ослаблено чувство ответственности. Но, прежде всего, цель создания такой общины - познакомить этих людей с Господом. В реабилитационном центре при монастыре специально не применялась помощь психологов и других специалистов по реабилитации. Отец Евмений считает, что важно показать людям, что и в реальной жизни, а не в искусственно созданных специалистами условиях, целительным фактором является любовь и человеческие отношения. Ведь наркомания, по словам отца Евмения, это болезнь отсутствия любви, недостаток которой люди пытаются заменить химическим эффектом. В борьбе с наркозависимостью отец Евмений также часто использует опыт других конфессий и сотрудничает с ними в совместных антинаркотических акциях.

Таким образом, пастырская и миссионерская деятельность игумена Евмения сопряжена с использованием и творческой переработкой опыта других конфессий и светской науки. Игумен Евмений осознает необходимость передачи невоцерковленным людям глубины русской православной культуры. Однако в современной ситуации, по его мнению, важнее возвращение к истоку, Евангелию, осознание себя прежде всего христианином, а уже потом православным.

Вера Филатова

Экология жизни. Люди: Мы живем в эпоху потребления. Большинство людей и на отношения смотрят так же: если есть что потреблять, если "вкусно", то притягиваются к источнику потребления.

Ценность жизни

В жизни всякое случается.

Иногда ты на вершине, иногда - спад.

Иногда ты – источник энергии для других, а, порой, тебе просто нечего дать, ты чувствуешь, что опустошен.

Бывает, что ты безупречен в словах и действиях, случается – совершаешь ошибку за ошибкой.

Иногда – ты крайне эгоистичен, а через некоторое время – сама жертвенность и безусловная любовь.

Эта синусоида у разных людей - разной амплитуды.

Мы живем в эпоху потребления. Большинство людей и на отношения смотрят так же: если есть что потреблять, если "вкусно", то притягиваются к источнику потребления. Если люди, которые тебя окружают, наелись тебя, напробовались – ты становишься неинтересен. Ты, вроде бы, продемонстрировал полную открытость и искренность – но, тем самым, раскрывшись полностью, оказался «человеком без тайны», а значит уже (как им кажется) понятым, изученным, исследованным.

Когда мы жертвенно опустошились, «во имя ближнего» – увы, ближние пойдут искать кого-то другого.

Когда ты пуст, «бездуховнен», некреативен и безрадостен, когда, как тебе кажется, «все отдал другим», и ничего нового не рождается – кто заметит тебя, кому ты такой нужен? Сможет ли кто прийти и восполнить тебя своей душой, поддержать, напоить, просто побыть с тобой? Так ты размышляешь в период спада.

Те, кто назывался друзьями, не замечают, не отвечают, тебя для них будто вовсе нет, связующая нить утеряна... Горячо возлюбленные становятся равнодушными, из отношений уходит ясность, свет, общность...

Все чаще слышу истории о том, как знаменитые артисты, известные проповедники, великие писатели, отдавшие всю душу своему делу, – уходят из жизни с чувством непонятости, невостребованности и в одиночестве.

Когда у тебя спад, тебе может казаться, что жизнь уже прожита, все, что ты мог сделать, – сделал, а самое главное так и не совершилось, не произошло.

Ты можешь прочитать в книжке или в интернете, что "среди множества мнений обо мне самым верным является мнение того человека, который больше всех меня любит", но тебе в это время покажется, что этого-то любящего, понимающего и принимающего человека в твоей жизни нет и никогда не будет... То есть, больше нет тех, ради кого... имеет смысл что-то делать, кто ободрит и соберет тебя тогда, когда жизнь вынесет тебя на обочину.

Остается снова выстроить вертикаль внутри себя, найти свой Центр, Бога внутри тебя, найти свое самое Постоянное Непостоянство... Ведь согласился же ты когда-то идти этим путем. Значит, так тому и быть. Значит, как есть. Просто принять, что эту жажду никому из людей не утолить...

Тому, кто идет дорогой Огня, необходимо доверять своему Глубинному Я и следовать за ним, как бы странно иногда это не выглядело со стороны. Ты будешь выглядеть отрешенным, нелюдимым, печальным. Не ведись на попытки «достать» и «расшевелить» тебя.

Время собраться в себя и вернуться к себе. Ощутить свою собственную ценность для себя самого, ценность своей жизни, своего внутреннего мира. Это время, когда из отношений с людьми необходимо вернуться к себе. Не гонись за тем, что ускользает, не ищи того, чего уже нет. Верни себя себе, соберись в себе, волны твоего Океана в это время возвращаются вспять.

Это определенный этап жизни твоей души. Прими его как Божественный Дар, с благодарностью.

Независимая миссионерская деятельность одного из настоятелей российских монастырей всегда вызывала если не зависть, то по крайней мере удивление со стороны духовенства Московской патриархии. Бывший игумен Макариев-Решемского монастыря в селе Решма Кинешемского района Евмений (Перистый) стал отрытым для всех проповедником. В отличии от православного журналиста диакона Андрея Кураева, о. Евмений менее известен широкой публике, так как в своих выступлениях избегал жёстких идеологических акцентов и не создал себе имиджа строгого духовника с многочисленными верными чадами. Самостоятельность, отсутствие церковного корпоративизма и роль духовного психолога, а не начальника, поставили игумена Евмения вне церковной системы.

В начале 90-х гг. о. Евмений (Перистый) одним из первых в Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии РПЦ МП стал заниматься молодёжной миссией и изданием просветительской литературы. В православной среде о. Евмений был пионером в реабилитации наркозависимых. Макариев-Решемским монастырём игумен руководил с 1992 года – за это время вокруг обители появилась масса проектов – издательство "Свет Православия", одноимённый православный центр, семинары, молодёжное служение и группы "Альфа-курсов" в Решме, получившие название "Альфа и Омега". Издательство монастыря выпускало такие книги, которые можно назвать скорее общехристианскими. Среди авторов были и священнослужители, к примеру, помимо самого Евмения, священик Анатолий Гармаев, священник Артемий Владимиров, и светские исследователи. Тематика изданий была самой широкой – воспитание ребенка, отношение к душевнобольным, духовный выход для наркомана, семейные отношения, духовность как ответственность. Социальную работу центра "Свет Православия" можно назвать по-своему уникальной, потому что психологические сочинения игумена Евмения и его открытость и доступность в общении с молодёжью никак не вписывались в обычное представление о том, каким должен быть настоятель монастыря.

Игумен провинциального монастыря в селе Решма стал также активным участником межхристианского диалога в социальной сфере. Евмений вёл семинары вместе с пасторами евангельских церквей во время всероссийской антинаркотической акции "Поезд в будущее", проводившейся в нескольких городах России. Инициаторами проекта "Поезд в будущее" и его организаторами стали фактически протестанты – пятидесятники и евангелисты. От лица РПЦ МП о. Евмений выступал и на мероприятиях ежегодного Рождественского музыкального фестиваля "Вифлеемская звезда", также организованного протестантами из культурно-просветительского фонда "Новое Христианское Творчество". Для многих протестантских служителей игумен Евмений является представителем открытого "евангельского" православия, считающего других христиан своими братьями.

Естественно, что в начале февраля 2006 года епархиальный совет Ивановской епархии фактически обвинил игумена Евмения в неправильном ведении монашеской жизни и в протестантизме. Как отмечал Евмений в беседе с автором, специально для его снятия с должности была создана комиссия, которая представила епархиальному совету жалобы "патриотически" настроенных верующих. Во время самого заседания совета игумена обвиняли в том, что он заставлял участников семинаров повторять перед картинами некие мантры. Еретическим искажением православия было сочтено проведение "Альфа-курсов" по изучению Библии. В монастыре курс "Альфа и Омега" стал программой, "раскрывающей основные темы христианской веры в интересной, живой и неформальной атмосфере". К дискуссии приглашались "ДВР ("дети верующих родителей"), ушедшие из церкви в осознанном возрасте, или вовсе неверующие, имеющие серьёзные претензии к православию и христианству в целом". Однако тот факт, что "Альфа-курс" возник в недрах Англиканской церкви и что он чрезвычайно популярен в российских евангельских церквях, послужил причиной для обвинений в уклонении игумена Евмения в протестантское учение.

Епархиальное решение было приведено в исполнение практически немедленно. Исполняющим обязанности наместника монастыря был назначен женатый священник Димитрий Иванов. По словам игумена Евмения, отец Димитрий тактично и вежливо принял дела, и Евмений со своими единомышленниками тут же покинули монастырь. Молодёжная группа (около 10 чел.) стала собираться в небольшой частной квартире, издательство прекратило свою работу, а реабилитационный центр для наркоманов был распущен (8 человек были отправлены домой). Как отметил отец Евмений, Церкви все его начинания оказались неинтересны, и всё было в одночасье ликвидировано.

Формально руководство Ивановской епархии предложило вполне благоразумное объяснение удаления игумена Евмения, никак не связанное с его автономной просветительской деятельностью. Секретарь Ивановской епархии архимандрит Зосима (Шевчук) в интервью автору утверждал, в частности, что главной причиной отстранения миссионера стало то, что он не смог создать нормальный большой и богатый монастырь, тогда как настоятель обязан обладать качествами строителя. При этом, по словам отца Зосимы, о. Евмений может продолжать своё служение в епархии, для чего ему будут предоставлены соответствующие возможности. Вместе с тем, по мнению архимандрита Зосимы, экспертизы проектов Евмения, молодёжных семинаров и психотренингов, которые разрабатывались в центре "Свет Православия", никто не проводил.

Ивановская епархия до сих пор положительно смотрела на работу игумена Евмения, его хвалили и представители других епархий, но, как заметил отец Зосима, возник значительный перекос – в монастыре, по сути, не было монашеской жизни, люди уходили и приходили, а сами монастырский комплекс не восстанавливался. Безусловно, что пятидесятникам, привлекающим людей играми, танцами и тусовками, игумен Евмений противопоставлял свою проповедническое служение. Однако, по словам отца Зосимы, у многих православных за долгие годы сложилось критическое отношение к настоятелю Макариев-Решемского монастыря.

Секретарь епархиального совета Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии Алексей Федотов заявил о том, что о. Евмений будет главой Центра ("Ивановская газета", 15 февраля 2006 года). Обещание назначить о. Евмения директором Духовно-Просветительского епархиального Центра появилось фактически под давлением светских властей. Накануне игумен Евмений встречался с недавно назначенным губернатором области Михаилом Менем. По словам о. Евмения, решение епархиального совета и изгнание центра "Свет Православия" из Макариев-Решемского монастыря вызвали гнев губернатора. Михаил Мень пообещал, что найдёт для миссионера Евмения такую нишу, чтобы он всё-таки остался в лоне РПЦ МП, то есть обяжет руководство епархии создать реабилитационный Духовный центр во главе с игуменом Евмением.

Особенность Ивановской епархии состоит в том, что свобода разного рода иницитив, которая существовала при архиепископе Амвросии (Щурове), сразу превратилась в повод для обвинений и борьбу группировок духовенства между собой, как только появились слухи о скором уходе владыки Амвросия на покой по состоянию здоровья (тем более, что владыка Амвросий и так фактически отстранился от управления епархией). Богатство и власть таких монастырей как Николо-Шартомский под Шуей во главе с архимандритом Никоном (Фоминым) последние годы всё больше определяло внутриепархиальную политику и позицию местных чиновников. Параллельная слабеющей епархиальной власти – монастырская власть – начала отвоевывать хозяйственную территорию. Эта система, по словам игумена Евмения, работает только на выход, а её создатели считают, что "непослушание им, это непослушание Богу".

Роман Лункин,
"Портал-
Credo. Ru"

«Мужчина и Женщина. Встреча в Присутствии», где он собирается под видом православного учения калечить людские души, используя оккультные методики, сообщается в блоге игумена .

Деятельность скандально известного клирика анализирует в интервью « » председатель Собора православной интеллигенции иерей Алексий Мороз .

«Прежде всего, нужно отметить, что игумен Евмений (Перистый) находится на пропротестантских позициях. Он вводит в сферу Православия некие прозападные образцы поведения и заимствует методики из разных оккультных учений. Будучи знаком с психологией, он использует психологические наработки, таящие в себе приемы, взятые из оккультных практик, негативно воздействуя на психику и тело человека. Он использует и телесно-ориентированную психотерапию, которая как одно из направлений имеет право на жизнь, но игумен, пропитывая его смертельным ядом оккультизма, преподносит его под видом Православия. Это категорически нельзя принимать.

Многое из его учения противоречит великому бесценному наследию святых отцов, нашей православной догматике. Если бы он предстал пред нами в облике светского психолога, то в этом не было бы никаких проблем. Теперь таковых несть числа - фрейдистов и последователей Юнга, проповедующих ложные, а часто сатанинские теории, строя на них свои системы воздействия на человека. Не пристало удивляться и протестовать, потому, как мир лежит во зле. Но Евмений (Перистый), откровенно прикрывающийся Святым Православием, вводит в православный контекст чуждые нашему духу бесовские влияния и пагубные воздействия. Страшно ещё и то, что информации на 80% правдива, она почерпнута из православного вероучения и научной психологии, но те 20%, являющееся извращением, сатанинскими практиками, напрочь разрушают духовную направленность и весь человеческий жизненный путь.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, что даже одно неправильное представление и понятие в духовной жизни, вошедшее в сознание человека, искажает душу и приводит к неминуемой ее погибели. Но мы, православные христиане, понимаем, что аггел сатаны редко предстает в собственном облике, стараясь являться в образе ангела света, выступая в неприкрытом, явном виде, иначе подавляющее число людей категорично его отвергнет. Бесы золотят горькую пилюлю сатанизма, покрывая её сахарной пудрой, имея цель погибель души человеческой. И в этом печальном обстоятельстве бедный человек, неискушенный в области православной патрологии и психологии, принимая правильные слова в учении игумена Евмения, впитывает и то зло, дьявольскую ложь, скрыто присутствующую в его изречениях. Он безжалостно, с лукавой скрытностью, калечит людские души. Когда им что-то вещает священник, они воспринимают это как истину, без контроля и критического анализа, не подозревая в этом душевредную ложь. Этот момент неимоверно опасен.

Правило Викентия Лиринского категорично гласит о запрете принимать все то, что когда-либо не содержалось в Священном Писании и Священном Предании. Нельзя принимать то, что не было признанным когда-либо всей Церковью. Любое новшество, не имеющее твердых корней в предании Церкви, чуждое ему, не должно приниматься нами. Все попытки влить в реку церковного учения новшества, чуждые духу Православия, гнездящиеся в оккультизме, в восточных религиях, имеющих демонический характер, абсолютно не приемлемы! Мир принимает с радостью то, что свойственно ему, это понятно и объяснимо. Человек, говорящий слова, которые привыкли слышать по радио, легко воспринимается как истинный, умный и понятный, он имеет вес в мирском обществе, почитается. Не зря будет сказано, что достаточно много в нашей Церкви появляется священнослужителей, пытающихся внести в Церковь совершенно чуждые ей учения от своего «Я».

Святая Церковь - это наипаче всего послушание, приходя в храм Божий, расстанься со всем мирским. Прими все те дары, которые бережно и с любовью сохранила и приумножила внутри себя Мать-Церковь. Прими, гордый человек, из златых уст святых отцов аскетические познания, духовные сокровища, являющиеся бесценными лекарствами. Живи, православный христианин сообразно с ними. Не нужно выдумывать нового, вносить своего понимания, чуждого Богу. Но человеческая гордость не позволяет так поступать, и несчастный человек начинает выдумывать свое. К горькому сожалению, это результат падшего человеческого естества, прежних жизненных заблуждений.

На мой взгляд, категорически недопустимо проведение подобных мероприятий, приносящих немало духовных бед людям, которые окажутся на этом горе-семинаре. Евмений (Перистый) выступает как игумен, представитель Церкви, вводя людей в соблазн и погибель, а этого допустить ни в коем случае нельзя, нужно его остановить».