Холоднее становятся дни смеется. Анализ стихотворения "Осень" К.Д. Бальмонта

«Осень» Константин Бальмонт

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

Анализ стихотворения Бальмонта «Осень»

Поэт Константин Бальмонт по праву считается одним из первых русских символистов, чье творчество стало образцом для подражания среди литераторов на рубеже 19 и 20 веков. Экспериментируя со стилями, Бальмонт увлекался декадентством и романтизмом, однако именно символам придавал с воем творчестве огромное значение, считая, что лишь с их помощью можно наиболее полно и ярко выразить свои мысли, донести их до будущих поколений читателей.

Стихотворение «Осень» было написано поэтом в 1899 году, на пике литературной славы. Это короткое и, на первый взгляд, весьма лиричное произведение на самом деле несет в себе достаточно глубокую смысловую нагрузку. Начинается стихотворение с незатейливых фраз о том, что в лесу поспевает брусника, дни становятся короче и крик улетающих на юг птиц навевает грусть. Именно так выглядит осенняя хандра, которая нередко охватывает души впечатлительных и романтичных людей , тонко чувствующих окружающий мир и живущих с ним в гармонии. Однако первое четверостишье призвано настроить читателя на определенный лад, подготовить к восприятию более важной и значимой информации, которую автор собирается до них донести.

Не следует забывать, что это произведение датируется последним годом уходящего 19 века. Смена эпох вызывает у символистов не только легкую грусть, но и вполне объяснимую панику . В каждом событии они видят своего рода предзнаменование того, что очень скоро жизнь изменится. Причем, не в лучшую сторону. Поэтому в стихотворении «Осень» сквозят отчетливые ностальгические нотки, которые сегодня, по прошествии века, можно назвать пророческими. Константин Бальмонт любуется птицами, которые улетают за море, в теплые края, и словно бы предчувствует, что скоро и ему придется покинуть Россию, в которой наступит осень не по времени года, а по ощущению, когда все старое умирает, а новому пока еще не суждено появиться на свет.

Сама осень у поэта ассоциируется со слезами, что также очень символично. И дело не только в дождливой погоде, которая весьма характерна для этого времени года. Пройдет 17 лет, и в точно такой же дождливый осенний день мир будет расколот на два противоборствующих лагеря. Поэтому фразу «скоро осень проснется и заплачет спросонья» можно трактовать, как предчувствие беды, которая также неотвратима, как и смена времен года.

Если рассматривать данное произведение с литературной точки зрения, не пытаясь читать его между строк, то стихотворение «Осень» представляет собой великолепный образец пейзажной лирики. Причем, Константин Бальмонт, слывущий полиглотом и знатоком 15 иностранных языков, не стремится расцветить описание самой унылой поры года яркими эпитетами и сравнениями. Образ природы в этом произведении – второстепенен, равно как и чувства поэта . Поэтому стихотворение не производит на читателей особого впечатления, так как в русской литературе можно найти гораздо более волнующие и запоминающиеся рифмованные строчки, посвященные осени. Однако с точки зрения символизма это стихотворение безупречно. В нем сказано более чем достаточно для тех, кто привык искать в обычных словах потаенный смысл. Это и естественная грусть, связанная со сменой веков, и тайная надежда на то, что, возможно, предчувствия окажутся обманчивыми, и попытки остановить мгновения пока еще беззаботной жизни, запечатлев их в стихах. Но, увы, пророчества великих поэтов, к которым, без сомнений, относится и Константин Бальмонт, имеют обыкновение в точности сбываться. Сам автор в момент написания стихотворения «Осень» об этом лишь смутно догадывается, и вместе с осенью оплакивает не только собственную жизнь, но и судьбу своей страны, в которой грядут фатальные перемены.

Поэт Константин Бальмонт - признанный поэт-романтик, первый русский символист, считал, что с помощью символов полно и красиво, а, главное, доступно можно выразить свои мысли и чувства.

Стихотворение «Осень» он написал в 1899 году, уже будучи хорошо известным поэтом. Поначалу стихотворение можно отнести к простому лиричному произведению, ведь начинается оно достачно буднично и рассказывает об обычном явлении природы - наступлении осени: вот и брусника поспела, и дни становятся короче, и слышны крики птиц, улетающих в жаркие страны. Грусть, тоска, почти явная хандра в душе романтиков, людей, остро реагирующих на окружающий их мир, на настроение природы, потому что они живут в этом мире и наслаждаются каждым его проявлением.

Но это только начало произведения, которое настраивает нас на дальнейшее восприятие, быть может, чего-то более серьезного и важного, чем простое наступление очередной осенней поры.

Стихотворение несет в себе политическое значение, ведь оно написано в последний год уходящего девятнадцатого века, на пороге века двадцатого. Внимательный читатель поймет, что автор как бы прощается с птицами, улетающими далеко-далеко, он как будто чувствует, что в скором будущем он будет вынужден, словно подражая этим улетающим птицам, покинуть свою родную сторонушку, оставить свою Родину, которую ждут такие же перемены как в осенней природе: все старое умирает в предчувствии нового рождения, рождения новой эпохи.

Вчитываясь в стихотворение, понимаешь, что осень для автора это дождь, а дождь - это слёзы. К. Бальмонт будто чувствует беду, которая придет обязательно, придет как смена времен года, и фразу «скоро осень проснется и заплачет спросонья» нужно понимать именно так.

Конечно, если говорить только о самом стихотворении, а не о его переносном значении, то можно сказать, что автор просто мастерски описывает унылую пору, используя эпитеты и сравнения, не столь, правда, яркие и сочные, как у других великих русских писателей и поэтов, но тем не менее. В его обычных словах кроется какой-то потаенный смысл: грусть, тоска, он как бы оплакивает судьбу России, в которой грядут произойти огромные перемены.

Стихотворение очень "тихое", грустное, мне кажется, оно учит просто, "тихо и спокойно" любить свой край, свой уголок, свою осень, свою Родину, помнить о том, что Россия - самая прекрасная страна на Земле, с самыми красивыми рассветами и закатами, птицами и деревьями, знать, что краше Родины любимой нет ничего, любить ее и гордиться ею.

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

1899

Поэт Константин Бальмонт по праву считается одним из первых русских символистов, чье творчество стало образцом для подражания среди литераторов на рубеже 19 и 20 веков. Экспериментируя со стилями, Бальмонт увлекался декадентством и романтизмом, однако именно символам придавал в своем творчестве огромное значение, считая, что лишь с их помощью можно наиболее полно и ярко выразить свои мысли, донести их до будущих поколений читателей.
К. Д. Бальмонт… в своем творчестве очень часто обращался к природе, описывая ее красоту, загадочность и величие. Его стихи удивительно красивы и музыкальны, идеально подобранные рифмы, понятные слова и какая-то легкость написания, придает произведениям Бальмонта нежность, свежесть и певучесть. В стихотворении «Осень», поэт описывает начало осенней поры - разноцветную осень.
Стихотворение «Осень » было написано поэтом в 1899 году, на пике литературной славы. Это короткое и, на первый взгляд, весьма лиричное произведение на самом деле несет в себе достаточно глубокую смысловую нагрузку. Начинается стихотворение с незатейливых фраз о том, что в лесу поспевает брусника, дни становятся короче и крик улетающих на юг птиц навевает грусть. Именно так выглядит осенняя хандра, которая нередко охватывает души впечатлительных и романтичных людей, тонко чувствующих окружающий мир и живущих с ним в гармонии» .
Автор говорит, что «в сердце стало грустнее ». То ли это состояние природы осенней поры так впечатляют поэта, то ли, грядущие перемены в обществе, поскольку стихотворение было написано в 1899 году. Сердце поэта охватывает грусть, даже «солнце реже смеется »... Дождливая погода, что вполне характерно для второй половины осени, здесь является неким символом наступления не лучших перемен и не только в природе как смена времен года.
Не следует забывать, что это произведение датируется последним годом уходящего 19 века. Смена эпох вызывает у символистов не только легкую грусть, но и вполне объяснимую панику. В каждом событии они видят своего рода предзнаменование того, что очень скоро жизнь изменится. Причем, не в лучшую сторону. Поэтому в стихотворении «Осень» сквозят отчетливые ностальгические нотки, которые сегодня, по прошествии века, можно назвать пророческими. Константин Бальмонт любуется птицами, которые улетают за море, в теплые края, и словно бы предчувствует, что скоро и ему придется покинуть Россию, в которой наступит осень не по времени года, а по ощущению, когда все старое умирает, а новому пока еще не суждено появиться на свет.
Сама осень у поэта ассоциируется со слезами, что также очень символично. И дело не только в дождливой погоде, которая весьма характерна для этого времени года. Пройдет 17 лет, и в точно такой же дождливый осенний день мир будет расколот на два противоборствующих лагеря. Поэтому фразу «скоро осень проснется и заплачет спросонья» можно трактовать, как предчувствие беды, которая также неотвратима, как и смена времен года.
Если рассматривать данное произведение с литературной точки зрения, не пытаясь читать его между строк, то стихотворение «Осень» представляет собой великолепный образец пейзажной лирики. Причем, Константин Бальмонт, слывущий полиглотом и знатоком 15 иностранных языков, не стремится расцветить описание самой унылой поры года яркими эпитетами и сравнениями» .
Обратимся к самому тексту стихотворения «Осень ».
Текст стихотворения разделен на три четверостишья, связанных по смыслу, что организует внимание читателя.
Целостность текста достигается не только по смыслу, но и благодаря точным лексическим повторам (стали-стало), корневым повторам (птичьего-птиц, разноцветное - цветах), контекстуальным синонимам (холоднее-грустнее).
Доминантой всего текста является заголовок «Осень ». Он не только задает тему стихотворению, но и превращается в имя собственное в последней строфе «Скоро Осень проснётся… ». Таким образом, поэт показывает, что осень для него является живым человеком.
По жанру данное стихотворение относится к элегии. Элегия написана от первого лица. Таким образом, перед нами лирическое произведение, проникнутое печальным настроением.
Стихотворение написано двустопным анапестом, благодаря чему текст произносится легко и плавно, словно нараспев. Этому же способствует точная женская рифма и перекрестный тип рифмовки. В совокупности этих признаков текст звучит мелодичнее и лиричнее.
Как уже было сказано, в тексте стихотворения практически отсутствуют художественные тропы. Однако нетрудно заметить постоянный эпитет «синее море» и олицетворения «Солнце реже смеется », «Скоро Осень проснётся И заплачет спросонья ». Этими словами поэт подчеркивает, что природа, словно живое существо, тоже тоскует по весенней поре. Она грустит по теплым летним денькам. Внутри нее всегда весна, как и в душе самого автора, который легко и без особых украшений говорит об осенней поре.
Рассмотрим синтаксис стихотворения. Первые две строфы представляют собой сложные предложения, состоящие из ряда простых. Последняя строфа состоит из одного сложного и одного осложненного однородными членами предложения. Интересно наличие составных именных сказуемых («стали холоднее », «стало грустнее », «реже смеется »). Лексическое значение составного сказуемого, заключенное в его основе, не выражает никакого действия, а служит для передачи настроения природы и созвучного ей настроения автора.
После первого же прочтения можно отметить, что логическое ударение падает именно на эти сказуемые, что как нельзя лучше передает чувства самого автора.
С фонетической стороны можно отметить аллитерацию на глухие шумные С , Ц . Благодаря повторению этих согласных звуков усиливается выразительность стихотворения, оно становится благозвучнее. В этих звуках улавливается грусть и тоска не только самой природы, но и автора. Читатель ощущает унылое настроение поэта, кажется, что он сам находится где-то рядом и слышит его тихую певучую речь.

Пос певает брус ника,
С тали дни холоднее,
И от птичьего крика
В с ердц е с тало грус тнее.

С таи птиц улетают
Прочь, за с инее море.
Все деревья блис тают
В разноц ветном уборе.

С олнц е реже с мее[ц а],
Нет в ц ветах благовонья.
С коро ос ень прос не[ц а]
И заплачет с прос онья.

Таким образом, стихотворение «Осень » - яркий образец пейзажной лирики. Бальмонт преподнес описание самой унылой поры года, не используя яркие эпитеты и сравнения, не расцвечивая ее яркими словами. Он сумел передать в этом стихотворении и описание осени, и состояние своей души и чувств, которые наполняют его внутренний мир.

Одно из самых трогательных и лиричных произведений русской пейзажной лирики стихотворение К. Бальмонта «Осень» создано в 1899 году. Это тяжелый период в истории нашей страны; смена века и неспокойная обстановка в обществе навевали печальные мысли, которые ассоциировались с печальной осенней погодой.

Текст стихотворения Бальмонта «Осень» ребята читают уже в 5 классе, нередко его задают учить наизусть. И это вполне объяснимо: чистый, хрустальный стиль этого маленького шедевра очень нравится детям. Говоря о нем на уроках литературы, пятиклассники отмечают грустное настроение поэта, которое он выражает в своем произведении. Образы так просты и трогательны, что очень легко представить себе печальную красавицу осень, плачущую слезами дождя. Юным читателям видится в этом стихотворении элегический пейзаж, украшенный и оживленный олицетворениям: «Осень проснется и заплачет», «солнце смеется». Обращаясь к этому произведению вновь, уже в старших классах, школьники обращают внимание на то, что стихотворение написано в последнюю осень XIX века. Поэт с тоской оглядывается в прошлое и смотрит в будущее без оптимизма. Не приход зимы он видит там, а слезы осени. Что оплакивает она? Об этом мы можем лишь гадать.