Гуттаперчевый мальчик пересказ. Гуттаперчевый мальчик, григорович дмитрий васильевич

Дело происходило на пятый день масленицы. Народ толпился около здания цирка. Только что закончилось утреннее представление. И вдруг разыгралась метель, да нешуточная. Всё смешалось: люди, кони, сани. Шум, гам.

В цирке артисты отдыхали после представления. Кто-то полностью снял костюм и смыл грим, а другие как выступали, так в этом обличье и сидели в креслах. Среди них клоун Эдвардс. Режиссёр делал замечания по выступлениям артистов утром. Особенно досталось наезднице Браун за неудачные прыжки через обруч её дочери.

Клоун Эдвардс тоскливо слушал это. У него начинался приступ меланхолии. Эти приступы случались у этого замечательного артиста, любимца публики часто. И режиссёр знал, что это настроение клоуна скоро закончится запоем. Но надеялся, что произойдёт это после закрытия сезона. А Эдвардс переживал за гуттаперчевого мальчика, воспитанника гимнаста Беккера, грубого и жестокого человека.

Эдвардс зашёл в комнату акробата и увидел Голиафа – Беккера и худого, бледного мальчика, которого в афишах называли гуттаперчевым. Клоуну было жалко мальчонку, он упрашивал гимнаста дать тому отдохнуть. Но Беккер был неумолим: надо готовиться к вечернему отделению, отдыхать будет в пост.

Гуттаперчевый мальчик, которого звали Петя, боялся своего хозяина. Тот часто бил его, плохо кормил. Петя ходил в рванье.

Мальчик попал к Беккеру следующим образом. Петя родился в бедной семье. Мать пробивалась случайными заработками, а отец был швейцаром. Как только Петя чуть подрос, отец их оставил, а потом пришло известие о его смерти. Мать ещё раз выходила замуж, но неудачно. Муж бил и её, и мальчика. Жили впроголодь. После того как отчим их бросил, мать вскоре умирает.

Петя остался один на белом свете. Его приютила знакомая старушка. А иногда забирала к себе тётя Варя, подруга матери. Но они жили бедно, им трудно было прокормить мальчика. И Варвара решила его пристроить. В доме, где она жила, несколько комнат снимали работники цирка. Вот тётка и привела Петю к гимнасту. Тот грубо схватил мальчика, зажал между коленями и стал проверять силу мышц и гибкость мальчика. Пете стало больно и страшно. Он плакал. Но Беккер уже всё решил.

Так Петя попал в цирк. Он привык к новой необычной жизни. Многие циркачи хорошо к нему относились, подкармливали его. Особенно клоун Эдвардс. И мальчик мечтал работать с ним. Но это были только мечты.

Беккер каждый день заставлял мальчика репетировать, выполнять различные упражнения, от которых болело всё тело. Если что-то не получалось, то гимнаст хватал своими огромными ручищами Петю, насильно сгибал ему туловище, руки, ноги. Мальчонка кричал от боли. Даже если он хорошо исполнял трюк, акробат Беккер никогда его не хвалил.

Однажды клоун подарил Пете щенка. Мальчик ухаживал за ним. Но однажды собачка попала под ноги Беккеру. Тот пнул щенка, и собачонка осталась лежать неподвижно в углу комнаты. Петя безутешно рыдал. В общем, это был несчастный ребёнок.

Дети графа Листомирова готовились пойти вечером в цирк. Жили они богато.

В комнате у маленького Павла было полно игрушек. А недавно ему подарили красивую собачку, которую он очень просил, без блох. Сестёр Павлика звали Вера и Зиночка. Особенно хороша была Вера: большие голубые глаза, пушистые пепельные волосы. Зина по сравнению с ней выглядела дурнушкой. Младших детей называли разными ласкательными именами. Павлик был Пуфом, Булкой. Зину чаще звали Зизи. Только старшую сестру называли Верочкой и никак больше. Она любила читать и даже сочинила басню.

С нетерпением ждали дети поездки в цирк. Вместе с тетей Соней они рассматривали афишу, где их внимание привлекали слова: Гуттаперчевый мальчик. Им так хотелось его увидеть.

Наконец, сели в возок и поехали на представление. Цирк был переполнен.

Началось действие. Вот вышли клоуны, потом наездница с девочкой-акробаткой. А вот на арене появился мускулистый Беккер, а с ним белокурый худенький мальчик. Все смотрели на их выступление, затаив дыхание. И вот главный трюк. Длинный шест на животе атлета.

Мальчик взбирается по шесту вверх. Выполняет несколько упражнений. И вот он изгибается, руки соскальзывают, мальчик падает вниз. Зал замер. Вера громко заплакала, она звала мальчика. Беккер прячется за кулисы, распластанного на арене Петю уносят.

Вернувшись домой, дети долго не могли успокоиться. Особенно плохо себя чувствовала Верочка: она была впечатлительным ребёнком. Ночь прошла беспокойно. Она вздрагивала, всхлипывала во сне.

Эдвардс глядел на лежащего с перебинтованной головой гуттаперчевого мальчика. Тот бредил. Клоун плакал, не сдерживая слёз. А придя в свой номер, запил горькую, не дожидаясь окончания циркового сезона.

На другой день представления в цирке продолжались, но гуттаперчевый мальчик не выступал. Он покинул эту землю.

Среди разнообразия детских книг есть одно из самых трагичных произведений - «Гуттаперчевый мальчик», которое следует прочитать и детям, и их родителям. Печальная история маленького сироты никого не оставит равнодушным и неприятно удивит отношением взрослых людей к маленькому ребенку, который в восемь лет вынужден участвовать в опасном цирковом номере.

Структура произведения

Повесть Дмитрия Григоровича «Гуттаперчевый мальчик» условно можно разделить на три части:

  1. Настоящий день, в котором происходит действие повести. С него начинается и им заканчивается книга.
  2. История жизни гуттаперчевого мальчика.
  3. Рассказ о семье графа Листомирова.

Произведение состоит из семи глав. Первая и шестая главы рассказывают о том, что происходит в цирке за кулисами и на арене во время представления. Из второй и третьей главы можно узнать историю гуттаперчевого мальчика. Четвертая и пятая главы посвящены жизни детей графа Листомирова. Седьмую главу можно сравнить с эпилогом.

Действующие лица повести

Для лучшего понимания краткого содержания «Гуттаперчевого мальчика» Д. Григоровича необходимо познакомиться с основными действующими лицами повествования:

  • Петя - гуттаперчевый (обладающий очень гибким телом) мальчик.
  • Беккер Карл Богданович, немец - артист цирка (атлет, акробат), воспитатель и хозяин Пети.
  • Эдвардс - клоун в цирке.
  • Анна - мать Пети.
  • Варвара - подруга Анны.
  • Бабушка - соседка, у которой жил Петя после смерти матери.
  • Семья Листомировых: Вера, Зина (Зизи), Павел (Паф) - дети. Граф и графиня Листомировы - родители. Тетя Соня - сестра графини. Мисс Бликс (англичанка) - няня. Молодая швейцарка - учительница музыки. Кормилица новорожденного младенца.
  • Режиссер цирка.
  • Фрау Браун и ее дочь Амалия (пятнадцатилетняя девушка - гимнастка в номере с лошадьми).

Сюжет произведения

Когда я родился — я заплакал; впоследствии каждый прожитой день объяснял мне, почему я заплакал, когда родился...

С этого эпиграфа начинается печальная, полная трагизма повесть Д. Григоровича «Гуттаперчевый мальчик».

Она была написана в 1883 году. В рассказе о гуттаперчевом мальчике писатель прекрасно описывает жизнь бедных и богатых слоев населения. События повествования происходят в цирке Санкт-Петербурга.

Действие повести начинается с описания испортившейся погоды и переживаний режиссера по поводу вечернего выступления артистов цирка. Он боится, что метель отпугнет зрителей и выручка от программы будет маленькая. Его волнения вполне обоснованы, ведь действие происходит в пятницу Масленицы, последней недели перед постом, а в пост выступлений в цирке не будет. Люди, покидающие цирк после утренней программы, также не довольны испортившейся погодой, которая еще с утра была чудесной и солнечной.

После того как все зрители утреннего представления разошлись по домам, режиссер идет по мрачным помещениям цирка, чтобы обсудить свое мнение о выступлении с артистами. Григорович очень детально описывает темные помещения цирка, которые в дальнейшем выступают контрастом с описанием дома графа Листопадова. Выразив свое недовольство фрау Браун по поводу неудачного выступления ее дочери Амалии, которая несколько раз за свой номер упала с лошади, и выслушав, но не приняв ее оправданий, он направляется к клоуну Эдвардсу.

Цирковой клоун

Эдвардс является любимцем публики. Его выступление украшает любую программу и приводит в восторг зрителей. Но у клоуна есть один неприятный недостаток, который в повести представлен как болезнь. Сначала он впадает на несколько дней в тоску, которая заканчивается для клоуна длительным запоем, во время которого он выступать на арене цирка не в состоянии.

Хороший и добрый человек, который пытается защитить Петю от Беккера и отвлечь мальчика от грустных мыслей. Но все его усилия мало помогают. Даже его подарок оборачивается для несчастного ребенка трагедией. Клоун дарит мальчику маленькую собачку, но Беккер в приступе гнева убивает щенка.

Как раз во время этих заключительных представлений в цирке перед постом Эдвардс начинает заболевать, и режиссер умоляет его постараться перебороть себя хотя бы до начала поста.

Акробат Беккер

Неприятный и жестокий человек лет сорока. Считает себя красавцем, сокрушающим женские сердца, хотя на деле выглядит тяжелым и неповоротливым. Григорович сравнивает атлета с Голиафом. Беккер считается воспитателем и учителем Пети, но мальчика он не любит и даже не замечает, что ребенку необходима новая одежда. Вся его забота о сироте заключается в изнуряющих упражнениях и бесконечных побоях за любую оплошность мальчика. Петя для него скорее инструмент для выполнения эффектного номера, чем живой человек. Впрочем, так можно сказать почти обо всех героях «Гуттаперчевого мальчика», которые даже не понимают, какой опасности подвергается ребенок на представлениях.

История Пети

Мальчик осиротел в возрасте пяти лет. Анна, мама Пети, была бедной женщиной и служила у разных людей кухаркой. Из-за своего дурного характера, когда хорошее настроение быстро сменяется раздражением, ее постоянно выгоняли с работы. Со временем она выходит замуж за солдата, временно служившего швейцаром, и рожает слабого мальчика. После рождения сына отношения между супругами портятся, и отец Пети возвращается в казармы. Через некоторое время Анне сообщают, что ее муж погиб. Варвара, подруга Анны, устраивает ее на хорошее место, в прачечную. Для Пети это было самое счастливое время жизни. Он мог гулять на природе и отдыхать на плоту у речки.

Но через пару лет Анна снова выходит замуж за некрасивого и склочного портного. Отчим не любил Петю и грозился утопить мальчика в проруби. Заработанные деньги портной пропивал и в конце концов пропал где-то в Шлиссельбурге. Анне от этого легче не стало. Оставив любимого сына своей соседке, которую Петя называл бабушкой, она отправляется искать поденную работу. От непосильной жизни Анна умирает. Не зная, что делать с мальчиком, Варвара устраивает его к Беккеру, который жил с ней по соседству.

Сцену, где писатель описывает, как Беккер осматривает ребенка, можно сравнить с выбором не человека, а скотины. Атлету нет никого дела до чувств мальчика, его не волнует, что ребенок напуган и плачет. Для Беккера главное - не ошибиться в гуттаперчевых способностях тела мальчика. Грубо ощупав худенькое тельце ребенка и выгнув его так, что грудь выпучилась вперед и голова запрокинулась назад, а Петя застыл от ужаса и боли, акробат решает взять сироту к себе в цирковой номер.

Семья Листомировых

Рассказ о жизни семьи графа Листомирова начинается с описания комнат, в которых живут дети. Эти яркие, насыщенные солнцем уютные комнатки, украшенные красивой мебелью, занавесками и коврами, невольно заставляют читателя вспомнить о мрачных помещениях цирка в начале повести. Дети, обладатели этих чудесных комнат, стараются всю масленичную неделю вести себя как можно лучше. За хорошее поведение им обещана поездка в цирк. Верочка, старшая дочь восьми лет, - милая и добрая девочка с большими глазами и густыми пепельного цвета волосами. Она внимательно следит за поведением младшей сестры Зины и брата Пафа, боясь, что они могут своими играми сорвать обещанное развлечение.

Паф, хотя по-настоящему его зовут Павел, - единственный сын и продолжатель фамилии графа Листомирова. Описание внешности и характера пятилетнего Пафа создает контраст с гуттаперчевым мальчиком. У него рыхлое, тяжелое тело и апатичный характер. Хотя при предложении поехать в цирк он оживляется и пытается изображать клоуна.

Кроме рассказа о детях, Григорович дает описание другим членам семьи.

  • Тетка, одинокая тридцатипятилетняя Соня, посвятила свою жизнь воспитанию детей своей сестры, которая совершенно истощена частыми родами.
  • Отец семейства - задумчивый и довольно скучный человек. С женой общается мало, свое мнение предпочитает оставлять при себе. Чрезмерно аккуратный человек и требует, чтобы все вещи лежали на своих местах.
  • Мать детей - это заморенная родами женщина, которая боится огорчить своего мужа, поэтому все время находится в нервном напряжении.

Трагическое представление в цирке

В последних главах повести писатель возвращает читателя в цирк. Артисты готовятся к выступлению, зрители разноцветной толпой наполняют зрительный зал. На арене праздничное настроение, один номер сменяет другой, но все ждут выступления гуттаперчевого мальчика. В цирке звучит веселый вальс, и на арену выходят акробат с худеньким мальчиком. Служители выносят длинный шест с перекладиной на конце, который уходит под самый потолок. Беккер закрепляет шест на поясе, и Петя поднимается по нему для выполнения опасного номера под куполом цирка. Выполняя упражнения, мальчик неожиданно срывается с перекладины и падает на арену.

Служители цирка стараются быстрее и незаметнее вынести Петю за занавес, но зрители все равно покидают цирк. Более всех расстроена Верочка, она плачет и все время повторяет: «Ай, мальчик, мальчик!» Даже дома она остается расстроенной, чем приводит в возмущение отца, который считает, что какой-то «негодяй» сорвался и упал, тем самым испортив настроение его детям. Он не испытывает никакого сострадания к бедному, чужому ребенку.

Финал повести печален и мрачен. Петя умирает на тюфяке для акробатов, который лежит на полу у конюшни, в полном одиночестве. Даже добрый клоун оставляет его, уйдя в состояние запоя. А на следующий день номер с погибшим мальчиком просто снят с афишки.

Повесть «Гуттаперчевый мальчик», содержание которой оставляет след в душе человека, необходимо знать каждому. Таких бедных детей в то время было много. И часто их конец был таким же трагическим.

На улице плохая дождливая погода. Режиссер цирка озабочен тем, что на выступлении будет мало публики.
Он ругает хромую женщину за то, что ее дочь, за которую она получает 120 рублей в месяц, плохо работает, потому, что девочка несколько раз упала на выступлении, и сообщает, что сегодня будет еше одно представление, а женщина пытается объяснить, что ее дочь устала.
Режиссер находит за кулисами клоуна Эдвадса, который приближается к запою, и уговаривает его продержаться до воскресенья. Клоун Эдвардс привязывался к цирковым детям, а. если детей не было, то к собачкам, обезьянам и птицам. Сейчас он привязался к мальчику лет восьми, который находится в учениках аккробата Беккера. Эдвардс сообщает режиссеру, что у мальчика не в порядке со здоровьем, но режиссер говорит, что гуттаперчевый мальчик должен работать, потому. что его имя заявлено в афишах.
Мальчик Петя родился у бедной и болезненной женщины, которая умерла. когда ему было 5 лет. Соседка Варвара, которая убиралась в комнатах у цирковых, отвела его к аккробату Беккеру, который взял его на обучение.
Беккер был грубым и жестоким человеком, и мальчик его боялся все эти годы. Беккер не заботился о мальчике, не покупал для него одежду, и Петя все три года носил одежду. которую купила ему Варвара перед тем, как отдать его Беккеру, а эта одежда давно превратилась в лохмотья. Однажды клоун Эдвадс подарил Пете щенка, и Петя был счастлив и целовал щенка, которого Беккер убил, пинком швырнув на стену.
В доме графа Листомирова комнаты детей выходили на южную сторону, были красиво обставлены, с множеством игрушек, учебной и ванной комнатой, в которой англичанка - гувернантка мисс Бликс каждый вечер купала детей. Возле голландской печи стоял шкаф. наполненный согревающимися полотенцами.
На масленницу дети графа вели себя хорошо, и тетя Соня, сестра графини, сказала. что, если они будут так вести себя и дальше, то, в пятницу, их возьмут в цирк. Дети, Верочка, Зина и Павел очень радовались этому.
Кргда наступила пятница, граф сомневался, стоит ли посылать детей в цирк. Когда дети вышли к завтраку, мисс Бликс сказала. что еще никогда не видела таких послушных детей, и графиня приказала заказать ложу в цирке на вечернее представление.
Вера читает афишку представления, и дети очень заинтересовываются гуттаперчевым мальчиком. Погода портится, начинается метель, и дети волнуются, боясь, что поездка в цирк будет отменена, но, несмотря на погоду, их везут в цирк. Дети нарядно одеты, но милее всех Верочка.
В первом отделении выступают клоуны, среди которых публика узнает Эдвадса и кричит ему "Браво, Эдвардс!", но Эдвадс выступает плохо. Потом, на лошади, выступает Амалия, девочка, которая упала на представлении, за ней - жонглеры. клоуны с собачками, танцоры на проволоке, лошади. Дети, с нетерпением, ждут начала второго отделения, потому. что в нем будет выступать гуттаперчевый мальчик.
Наконец, на арену вышел аккробат Беккер, держа за руку худенького белокурого мальчика, оба одеты в трико телесного цвета, с блестками. Оба раскланялись, и Беккер перекувырнул маоьчика 3 раза в воздухе. Потом Беккер прикрепил золоченый шест с железным перехватом на другом конце, который уходил высоко, к самому куполу, к своему золоченому поясу. Шест был тяжелый, и Беккер с трудом удерживал его в равновесии.
Мальчик вскарабкался по шесту на самый верх и исполнял сложные трюки, которые сначала восхищали публику. а затем испугали, и зрители требовали прекратить выступление, потому. что оно было очень опасное, но Беккер выступления не прерывал.
Вдруг, что-то сверкнуло, завертелось в воздухе и, с глухим стуком. упало на арену. Несколько человек подняли упавшего мальчика и быстро унесли за кулисы.
Верочка зарыдала, выкрикивая: "Ай, мальчик! мальчик!!".
В, слабо освещенном коридоре, на тюфяке для аккробатов, лежит ребенок. с ног до головы обмотанный тряпками, с переломаными ребрами и разбитой грудью. Только клоун Эдвардс, который был уже в запое, изредка подходит и склоняется над мальчиком.
В завтрашних афишах уже не было упоминания о выступлении гуттаперчевого мальчика, потому, что мальчик умер.

- 1,5 ч

За кулисами цирка толпятся артисты, народ весёлый и беспечный. Среди них выделяется уже не слишком молодой лысый человек, чьё лицо густо раскрашено белым и красным. Это клоун Эдвардс, вступивший в «период тоски», за которым последует период тяжкого запоя. Эдвардс - главное украшение цирка, его приманка, но поведение клоуна ненадёжно, в любой день он может сорваться и запить.

Режиссёр просит Эдвардса продержаться хотя бы ещё два дня, до конца масленицы, а там уже и цирк закроется на время поста.

Клоун отделывается ничего не значащими словами и заглядывает в уборную акробата Беккера, грубого мускулистого великана.

Интересует Эдвардса не Беккер, а его питомец, «гуттаперчевый мальчик», подручный акробата. Клоун просит разрешения погулять с ним, доказывая Беккеру, что после отдыха и развлечения маленький артист станет лучше работать. Всегда чем-то раздражённый Беккер и слышать об этом не хочет. И без того тихому и безгласному мальчику он грозит хлыстом.

История «гуттаперчевого мальчика» была проста и печальна. Он лишился матери, взбалмошной и излишне любвеобильной кухарки, на пятом году жизни. И при матери порой приходилось ему и голодать и мёрзнуть, но он все же не чувствовал себя одиноким.

После смерти матери её землячка, прачка Варвара, устроила судьбу сироты, определив его в ученье к Беккеру. При первой встрече с Петей Карл Богданович грубо и больно ощупал раздетого догола мальчика, замершего от боли и ужаса. Как он ни плакал, как ни цеплялся за подол прачки, Варвара отдала его в полное владение акробату.

Первые впечатления от цирка с его пестротой и шумом у Пети были так сильны, что всю ночь он вскрикивал и несколько раз просыпался.

Учение акробатическим трюкам давалось нелегко тщедушному мальчику. Он падал, расшибался, и ни разу суровый великан не ободрил Петю, не приласкал его, а ведь ребёнку шёл всего лишь восьмой год. Один только Эдвардc показывал ему, как выполнить то или иное упражнение, и Петя тянулся к нему всей душой.

Однажды клоун подарил Пете щенка, однако счастье мальчика было недолгим. Беккер хватил собачонку о стену, и она тут же испустила дух. Заодно и Петя заработал пощёчину. Одним словом, Петя был «не столько гуттаперчевым, сколько несчастным мальчиком».

А в детских комнатах графа Листомирова царит совсем другая атмосфера. Здесь все приспособлено для удобства и веселья детей, за здоровьем и настроением которых тщательно следит гувернантка.

В один из последних дней масленицы графские дети были особенно оживлены. Ещё бы! Тётя Соня, сестра их матери, обещала повести их в пятницу в цирк.

Восьмилетняя Верочка, шестилетняя Зина и пятилетний пухлый бутуз по прозвищу Паф изо всех сил стараются примерным поведением заслужить обещанное развлечение, но не могут думать о чем-либо, кроме цирка. Грамотейка Верочка читает сестре и брату цирковую афишу, в которой их особенно заинтриговывает гуттаперчевый мальчик. Время для детей тянется очень медленно.

Наконец наступает долгожданная пятница. И вот уже все волнения и страхи позади. Дети усаживаются на свои места задолго до начала представления. Им все интересно. С неподдельным восторгом смотрят дети на наездницу, жонглёра и клоунов, предвкушая встречу с гуттаперчевым мальчиком.

Второе отделение программы начинается с выхода Беккера и Пети. Акробат прикрепляет к поясу тяжёлый золочёный шест с небольшой перекладиной наверху. Конец шеста устремляется под самый купол. Шест колеблется, публика видит, с каким трудом великан Беккер удерживает его.

Петя карабкается вверх по шесту, вот он уже почти не виден. Публика аплодирует и начинает кричать, что следует прекратить опасный номер. Но мальчик должен ещё зацепиться ногами за перекладину и повиснуть вниз головой.

Он выполняет и эту часть трюка, как вдруг «что-то сверкнуло и завертелось в ту же секунду послышался глухой звук чего-то упавшего на арену».

Служители и артисты подхватывают маленькое тельце и быстро уносят. Оркестр играет весёлый мотив, выбегают, кувыркаясь, клоуны...

Расстроенная публика начинает тесниться к выходам. Верочка истерически кричит и рыдает: «Ай, мальчик! мальчик!»

Дома детей с трудом удаётся успокоить и уложить в постель. Ночью тётя Соня заглядывает к Верочке и видит, что сон её неспокоен, а на щеке засохла слезинка.

А в тёмном безлюдном цирке на тюфяке лежит обвязанный тряпками ребёнок с переломанными рёбрами и разбитой грудью.

Время от времени из мрака появляется Эдвардc и наклоняется над маленьким акробатом. Чувствуется, что клоун уже вступил в полосу запоя, недаром на столе виднеется почти опорожнённый графин.

Все вокруг погружается во мрак и тишину. На следующее утро в афише не указывался номер «гуттаперчевого мальчика» - его уже не было на свете.








  1. Книга гуттаперчевый мальчик очень грустная и чрно-белая. Эта книга заставит читателя сжалится над бедным Петей (имя самого мальчика) и его мучениями. Эта книга очень печальная, ведь в конце Петя умер в возрасте 8-ми лет.
  2. аееееееен
  3. плак плак....
  4. гуттаперчивый мальчик (Мальчик Петя) погиб во время выступления в цирке... вы же сказали к р а т к о е...
  5. Произведение "Гуттаперчевый мальчик" было написано известным русским писателем Дмитрием Григоровичем в 1883 году. В нм рассказывается о тяжлой жизни круглого сироты Пети, отданного на обучение цирковому акробату Беккеру. "Гуттаперчевый мальчик" - наиболее известная повесть Григоровича. Е чтение вызывает у читателей сострадание и жалость к несчастному ребнку, которому за свою крошечную жизнь пришлось видеть только лишения и жестокость.
  6. За кулисами цирка толпятся артисты, народ веселый и беспечный. Среди них выделяется уже не слишком молодой лысый человек, Это клоун Эдварде, вступивший в период тоски, за которым последует период тяжкою запоя. Эдварде главное украшение цирка, его приманка, но поведение клоуна ненадежно, в любой день он может сорваться и запить.
    Режиссер просит Эдвардса продержаться хотя бы еще два дня, Клоун отделывается ничего не значащими словами и заглядывает в уборную акробата Беккера. Интересует Эдвардса не Беккер, а его питомец, гуттаперчевый мальчик, подручный акробата. Клоун просит разрешения погулять с ним, Всегда чем-то раздраженный Беккер и слышать об этом не хочет. И без того тихому и безгласному мальчику он грозит хлыстом.
    История гуттаперчевого мальчика была проста и печальна. Он лишился матери на пятом году жизни. И при матери порой приходилось ему и голодать и мерзнуть, но он все же не чувствовал себя одиноким.
    После смерти матери е землячка, прачка Варвара, устроила судьбу сироты, определив его в ученье к Беккеру. Учение акробатическим трюкам давалось нелегко тщедушному мальчику. Он падал, расшибался, и ни разу суровый великан не ободрил Петю, не приласкал его, а ведь ребенку шел всего лишь восьмой год. Один только Эдварде показывал ему, как выполнить то или иное упражнение, и Петя тянулся к нему всей душой.
    Однажды клоун подарил Пете щенка, однако счастье мальчика было недолгим. Беккер хватил собачонку о стену, и она тут же испустила дух. Заодно и Петя заработал пощечину. А в детских комнатах графа Листомирова царит совсем другая атмосфера. Здесь все приспособлено для удобства и веселья детей, за здоровьем и настроением которых тщательно следит гувернантка.
    В один из последних дней масленицы графские дети были особенно оживлены. Еще бы! Тетя Соня, сестра их матери, обещала повести их в пятницу в цирк.
    Восьмилетняя Верочка, шестилетняя Зина и пятилетний пухлый бутуз по прозвищу Паф изо всех сил стараются примерным поведением заслужить обещанное развлечение, но не могут думать о чем-либо, кроме цирка. Наконец наступает долгожданная пятница. И вот уже все волнения и страхи позади. Дети усаживаются на свои места задолго до начала представления. Им все интересно. С неподдельным восторгом смотрят дети на наездницу, жонглера и клоунов, предвкушая встречу с гуттаперчевым мальчиком.
    Второе отделение программы начинается с выхода Беккера и Пети. Акробат прикрепляет к поясу тяжелый золоченый шест с небольшой перекладиной наверху. Конец шеста устремляется под самый купол. Шест колеблется, публика видит, с каким трудом великан Беккер удерживает его.
    Петя карабкается вверх по шесту, вот он уже почти не виден. Публика аплодирует и начинает кричать, что следует прекратить опасный номер. Но мальчик должен еще зацепиться ногами за перекладину и повиснуть вниз головой.
    Он выполняет и эту часть трюка, как вдруг что-то сверкнуло и завертелось в ту же секунду послышался глухой звук чего-то упавшего на арену.
    Расстроенная публика начинает тесниться к выходам. Верочка истерически кричит и рыдает: Ай, мальчик! мальчик!
    Дома детей с трудом удается успокоить и уложить в постель. Ночью тетя Соня заглядывает к Верочке и видит, что сон е неспокоен, а на щеке засохла слезинка.
    А в темном безлюдном цирке на тюфяке лежит обвязанный тряпками ребенок с переломанными ребрами и разбитой грудью.
    Время от времени из мрака появляется Эдварде и наклоняется над маленьким акробатом. Чувствуется, что клоун уже вступил в полосу запоя, недаром на столе виднеется почти опорожненный графин.
    Все вокруг погружается во мрак и тишину. На следующее утро в афише не указывался номер гуттаперчевого мальчика его уже не было на свете.
  7. кто может ответить только на 20 предложений?
  8. одного не могу понять! Зачем детям во ВТОРОМ классе произведение такой "тяжести"????
  9. я в 5 классе мне задали.