Факторы развития общества. Что будем делать с полученным материалом

Развивающаяся система. И на неё оказывает влияние многое. Для упрощения понимания темы наука выделяет объективные и субъективные факторы развития общества. И далее в статье мы постараемся их перечислить и рассмотреть подробнее.

Природа

Это первое, что необходимо отметить вниманием, рассказывая про объективные и субъективные факторы развития общества. Природа относится к первой категории. Ведь, по сути, объективные факторы - это те, которые не зависят напрямую от сознательной деятельности человека и людей, а также от их воли.

Так вот, природа играет важную роль в И тому имеется масса доказательств. Например, древнейшие цивилизации основывались на берегах рек. И это логично, ведь рядом находится вода, необходимая человеку для полноценного существования.

О разрушениях

Правда, природный фактор нередко способствовал и гибели. Вспомнить хотя бы минойскую цивилизацию, существовавшую в период с 2700 до 1400 г. до н.э. Её расцвету поспособствовали именно природные условия. В скалах минойцы высекали жилища, начали практиковать штамповку печатей на глине. Главной их деятельностью была морская торговля, поскольку остров находился на пересечении основных торговых путей. Но потом произошло извержение вулкана Санторин - и этот природный фактор ускорил гибель минойской цивилизации.

Технологии

Итак, природа способствует удовлетворению основных потребностей человека. Но технологии тоже включены в факторы развития общества. Можно даже сказать, что в наше время они находятся на первом месте.

Так считали многие ученые. Например, (американский публицист, социолог и экономист) является основателем идеи технократии. Он утверждал, что прогресс общества - это развитие технологий. И особенно активно эта идея начала распространяться в тот момент, когда возник промышленный переворот. Многие деятели того времени уверяли, что для того, чтобы индустриальное общество развивалось и формировалось достойно и создавало богатство производством, а не войнами и грабежом, нужно передать власть в руки технической интеллигенции.

Человек и техника

Рассказывая про объективные и субъективные факторы развития общества, необходимо уделить внимание и тому, как именно в наше время технологии влияют на его процветание. Безусловно, немного раньше появление чего-то нового являлось чудом, которое могло улучшить производительность, качество того или иного процесса и т. д. Но сейчас, наверное, около 90% человеческого труда механизировано. И это нехорошо. Поскольку у многих людей отпала потребность развиваться и трудиться. А это уже не прогресс, а деградация. И в жизни тому существует масса наглядных примеров.

Как было раньше? Студенты, чтобы сдать экзамен или зачёт, учили, читали тонны книг, сидели в библиотеках, готовились. Писали подсказки от руки, мелким почерком (попутно запоминая написанное). И благодаря этому из стен вуза они выходили подготовленными специалистами, которые получили образование своим умом и силами. Что происходит в наше время? Есть микронаушники, ручки со встроенными потайными «шпаргалками», телефоны с Интернетом, в конце концов. Конечно, далеко не все «учатся» таким способом и не везде, но то, что качество подготовки специалистов снизилось - факт. И это лишь один из примеров.

О прогрессе

Рассказывая про объективные и субъективные факторы развития общества, нельзя не обратиться к примерам. А именно: к США, Западной Европе и Японии. Там прогресс проявляется максимально. А развития общества являются пресловутая компьютеризация, автоматизация и И всё - на благо людей.

При помощи современных технологий получается обрабатывать невероятные объемы информации. Благодаря этому увеличивается выпуск продукции, а управление учреждениями различного рода становится более простым. Все это оказывает непосредственное влияние на то, что технический прогресс способствует проявлению субъективных факторов развития. Общество, отдельные социальные группы, индивиды получают возможность проявить себя. Технический прогресс - это толчок к саморазвитию.

И при грамотном подходе информация будет причиной не сокращения традиционных производств, а расширения. Просто то, что существовало ранее в общественных системах, получит дополнительные, новые импульсы для развития. Правда, Россия пока отстаёт от вышеперечисленных стран по компьютеризации управления и промышленности.

Две стороны одной медали

Рассказывая про основные факторы развития общества, нельзя не упомянуть о последствиях пресловутого прогресса. Они могут быть как позитивными, так и негативными.

Взять, к примеру, совершенствование орудий труда. Это прогресс, который способствует росту уровня жизни и удовлетворению людских потребностей. Но в то же время он может спровоцировать безработицу, а ещё - истощение энергии и запасов сырья.

Рост городов - это тоже хорошо, поскольку растёт уровень благосостояния и духовной культуры населения. Но в то же время не исключено появление отчуждения между людьми. А самое печальное - это загрязнение природной среды.

Внедрение компьютерной техники обеспечивает простоту получения и последующей обработки информации. Принимать решения стало намного легче и быстрей. Но компьютеризация может грозить глобальным манипулированием сознанием и появлением профессиональных заболеваний.

К прогрессу относят и открытие возможностей применения ядерной энергии, которое способствует росту экономики и удешевлению энергии. Но последствием может стать гонка ядерных вооружений или даже угроза уничтожения планеты.

Последнее, что хотелось бы отметить вниманием - это распространение массовой культуры. Хорошим последствием этого можно считать легкодоступность культурных достижений. А плохим - упадок нравственности и отсутствие духовности.

Что играет определяющую роль

Выше были рассмотрены некоторые объективные и субъективные факторы - вообще очень интересная наука. И люди, занимающиеся ею, придерживаются определённого мнения о том, что именно играет определяющую роль в нашей жизни, отводя ее объективным факторам. Ведь ими обуславливается всё, что является субъективным - направление деятельности людей и общества.

К ним можно отнести состояние социальных институтов (армии, семьи, образования и суда), размер территории государства, специфику климата. Есть масса примеров. Если, допустим, в том или ином регионе царит сильная жара - люди будут думать над созданием эффективной и малозатратной системы охлаждения, но никак не о проведении отопления. Этот пример показывает, как объективный фактор (климат) способствует развитию общества методом применения того, что является субъективным (технологии).

А вот в историческом идеализме всё наоборот. Там субъективный фактор является определяющим. Потому что он включает в себя определённую деятельность значимых и выдающихся личностей, опирающуюся на церковь и власть. Народная масса здесь - способствующий общественному развитию объективный фактор (или, другими словами, условие).

Критерии прогресса

Существует 4 главных фактора развития общества. Ими характеризуется переход от низшего к высшему, или, иначе говоря, путь к совершенству:

  1. Возрастающее благосостояние и социальная защищенность членов общества.
  2. Спад конфронтации между людьми, совершенствование межличностных отношений. И соответственно, рост духовности и обретение людьми нравственности.
  3. Утверждение демократии.
  4. Обретение людьми свободы. Именно в отсутствии принуждения к чему-либо со стороны заключается счастье каждого человека.

Критериев всего 4. Объективные и субъективные факторы развития общества в них явно переплетаются. Потому что одно не может существовать без другого.

О субъективности

Это последнее, о чем хотелось бы рассказать. Объективные и субъективные факторы развития общества, кратко говоря, представляют собой некую основу всего современного социума. Тема достаточно сложная. Поскольку связана с людьми, от которых зависит всё субъективное. Например, нравственное сознание - мораль, которая направлена на урегулирование общественных отношений и поведения индивидов. Моральным сознанием является совокупность определенных взглядов, мнений и идей о чём-либо. В данном случае - о поведении людей. Соответственно, мораль выступает в роли регулятора последнего.

Включает в себя этические чувства, принципы, суждения, нормы поведения, ценности. Всё это отражается на общественном развитии - на его процветании или деградации. Например, если бы абсолютно каждый человек проявлял должную заботу об окружающей среде, думал о её сохранности, то наша планета была бы действительно зелёной. Отсутствовали бы окурки, бутылки, не вырубались бы леса, не истребляли бы животных. Многие исчезнувшие виды сохранились бы. Так и выглядит проявление соотношения объективного фактора (природы) и субъективного (поведения людей).

Изучение природы и специфики общественной жизни следует начинать с изучения его первичного элемента - человека, человека как личности. Но человек не рождается личностью. В процессе жизнедеятельности, особенно в раннем возрасте, она приобретает все так или иначе необходимые социальные признаки и черты, которые помогают ей жить и действовать в социальной среде, воспринимать его и вносить свои влиятельные коррективы в процессе деятельности.

Индивид не имеет возможности выбирать где, когда и как ему жить. Он застает определенное естественное и социальная среда, вынужден приспосабливаться, адаптироваться к его условиям. Этот процесс «вхождения» в общественную жизнь принято называть социализацией. Сущность его заключается в освоении социальных ролей (сына, брата, друга, студента, покупателя, пассажира и т. П.) И приобретении навыков соответствующей ролевого поведения. Усвоения и корректировки таких навыков стимулируются поощрением или осуждением со стороны окружающих, через систему социального контроля. Социализация начинается с раннего детства и происходит в течение всей жизни, поскольку варианты ролевого поведения бесконечны.

Итак, человек постоянно чувствует свою полную или хотя частичную зависимость от других людей или деперсонализированы внешних обстоятельств. Она видит, что ее желание и стремление каждый раз наталкиваются на определенные препятствия, ее возможности в реализации собственной воли и достижения своей цели, как правило, ограничены. Уже с детского возраста она привыкает воспринимать окружающий мир людей, как жестко нормировано и детерминированный обычаю, законом или чьей-то волей. Поэтому решающее значение в изучении системы действия данных факторов приобретает теория социализации.

Социализацией будем называть процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает определенные качества, необходимые для жизнедеятельности в обществе. В более широком определении это понятие понимают как процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, которые необходимы для успешного функционирования индивида в данном обществе.

Теория социализации устанавливает, под влиянием каких социальных факторов создаются определенные особенности личности, и самый механизм процесса вхождения человека от индивидуального к социальному. С этих позиций в систему социализации включаются: социальное познание, овладение определенными навыками практической деятельности, усвоение определенных норм, позиций, ролей и статусов, выработки ценностных ориентаций и установок, а также включение человека в активную творческую деятельность. Социализация включает в себя процессы усвоения, адаптации (привыкания к новым условиям), воспитания (целенаправленное воздействие на духовную сферу и поведение индивида), обучение (овладевания новыми знаниями) - одним словом, усвоение «правил жизни». Иногда, как производные, сюда относят и возмужания и взросления (социопсихологические на физиологические процессы формирования человека). Таким образом, социализация - это не только приобретение социальной и экономической самостоятельности, но и формирование личности. Индивид - это начальная точка этого процесса, а зрелая личность - завершающая.

Процесс социализации продолжается всю жизнь, в нем выделяют несколько "жизненных" циклов (стадий): к трудовой, трудовой и пислятрудовий. В этом плане социализация имеет деятельный характер.

В зависимости от возраста лица, условно определяют три основных этапа социализации: первичная (социализация ребенка, маргинальная (подростковая), стойка целостная социализация (переход к зрелости). Кроме того, каждый период характеризуется определенными признаками. Так, во взрослом возрасте социализация нацелена на изменение поведения в новой ситуации, а в детском возрасте акцент делается на формировании ценностной ориентации. Взрослые, опираясь на собственный опыт, способны лишь оценивать и воспринимать их критически, а дети в состоянии только усваивать их. На рис. 1 показано соотношение усвоения и приобретения социальных признаков и качеств в процессе социализации и в зависимости от возраста: в раннем возрасте - процесс усвоения качеств проходит наиболее интенсивно, и, как правило, - наиболее важные жизненные, базовые признаки, в более позднем возрасте - наоборот.

Социализация - как целенаправленный конструктивный процесс - должна начинаться в детстве, когда почти на 70% формируется человеческая личность. Если опоздать, могут начаться необратимые процессы. Именно в детстве закладывается фундамент социализации, время - это самый незащищенный ее этап. Процесс приобретения определенных социальных качеств происходит по чьей посторонней помощью - агентов социализации (конкретных людей, которые ответственны за обучение и усвоение культурных норм и социальных ролей институтов социализации (учреждения, учреждения, которые влияют на процесс социализации и направляют его). Поскольку социализация делится на два вида - первичная и вторичная, постольку и агенты и институты социализации делятся на первичные (непосредственное и ближайшее окружение человека: родители, семья, близкие, друзья, учителя и др., и вторичные (все те, кто стоит во втором, менее важном эшелоне воздействия на человека: представители администрации школы, института, предприятия, армии, церкви, правоохранительных органов, средств массовой коммуникации, различные формальные организации, официальные учреждения).

Социализация проходит этапы, которые совпадают с так называемыми жизненными циклами. Они знаменуют важные вехи в биографии каждого человека. Жизненные циклы связаны с изменением социальных ролей, приобретением нового статуса, изменением образа жизни и тому подобное. На этом базируется один из механизмов социализации - так называемая циклическая теория социализации (согласно стадиям или циклами индивидуального человеческого развития). По этой теории формирования личности проходит соответственно 8 стадий, при каждой из которых происходит характерный механизм восприятия и освоения социальной среды:

Данная теория имеет социально-психологический и возрастной аспекты формирования человека.

Процесс социализации иногда существенно видоизменяется. Это, как правило, связано с переходом человека на новую жизненную ступень, новый жизненный цикл. Человеку приходится многому переучиваться: отходить от предыдущих ценностей, норм, ролей, правил поведения - (десоциализация) обучением и усвоением новых ценностей, норм, ролей, правил поведения взамен старых (ресоциализация). Все эти подпроцессы всего входят в структуру многогранного механизма социализации.

Социология изучает социализацию в разных аспектах: социализация поколений в конкретно-исторических условиях, индивидов в определенных социально-экономических условиях, возрастная социализация в условиях конкретного общества. Но будет полнее, если начнем изучение общественных явлений из условий их формирования: природных, экономических, культурных. Это так называемый эволюционный (комплексный) уровень механизма социализации (рис. 2. Факторы формирования общественных отношений).

Естественны. Начнем с того, что "общественная жизнь" - это комплекс явлений, которые возникают из взаимодействия лиц и групп. "Общественность" проявляется и в растительном, и в животном мире. У растений это естественный процесс эволюции, приспособления к среде, прямая зависимость от условий, и в них нет сознательного действия, намерений. У животного есть связи, пробуждение, которые есть и у людей, на примере некоординированных объединений (тараканы) сплоченности высокого типа (муравьи, пчелы, волки, львы, обезьяны). И поскольку эти связи не определяются больше никакими факторами, а только природными, то можно обнаружить и влияние их на людей.

Начальными основами общественной жизни являются биологические - это особенности человеческого организма, биологические потребности, физиологические процессы. Основные из них, благодаря которым формировалась человеческая культура - это:

■ прямая ходьба;

■ руки, пальцы (до сегодняшнего дня универсальный инструмент человеческой деятельности);

■ зависимость детей от родителей, забота последних;

■ пластичность потребностей, привычек, развитая адаптация;

■ устойчивость и специфичность поведения (в частности, половой "), связи.

Существуют различные антропологические теории, согласно которым природные условия трактуются как основной фактор в развитии общества.

Географические условия - это второй комплекс природных условий. Человек, как "зоологический вид", живет на суше, где существует влияние географических условий на ее деятельность (рельеф, климатические и погодные условия). Специфика этих условий отражает размещения людей, расселение, состояние здоровья. (Пример: сравнение специфики географических и социальных условий жителей тундры, пустыни, лесной зоны). Существует направление в социологической теории - географический детерминизм, который объясняет психику человека как реакцию на природные географические условия. (Пример: сравнение характера испанца и шведа). Но человек - это творческое существо, она меняет, подчиняет, приспосабливает среду. Зависимость от географических условий ощущалась преимущественно только в первобытном обществе. Поэтому географическая среда, хотя и составляет основу, но не определяет хода общественной жизни.

К природным условиям можно отнести и демографические основы: это явления рождаемости, естественного прироста, плотности населения; относительный состав определенного типа населения (молодежь, люди пожилого возраста). Все это влияет на экономические и социальные процессы и явления (производство, уровень жизни). Демографический процесс также определяет определенные рамки общественной жизни. Рационально количественно регулируемое и гигиенично здоровое население является важным фактором социального развития.

Социальные теории, изучающие проблему социального развития, численность и качество народонаселения, определяются как концепции демографического детерминизма. Природные условия являются необходимой основой общественной жизни, но не являются определяющими.

Другая группа условий-факторов общественной жизни - это экономические условия. Как биоистота, человек в определенной степени зависит от природы, но эта зависимость не является определяющей. Человек по своей сути создатель - он приспосабливается, подчиняет элементы природной среды, трудится. Процесс целенаправленного воздействия человека, в ходе которой она превращает элементы природной среды на средства удовлетворения своих потребностей, на необходимые для жизни материальные блага называется трудом. Это постоянный и необходимый процесс, а потому производство материальных благ определяет основные процессы общественной жизни. Для того, чтобы превратить элемент природы на определенную и нужную, достойную форму для пользования, потребления, человек приводит в действие все свои природные силы: руки, пальцы, голову. Действуя на природу, она и социально видоизменяется. Сам процесс производства включает в себя:

■ целенаправленную деятельность человека;

■ предмет, который производится;

■ орудие, которым руководствуется.

Орудия труда в историческом развитии под действием человека видоизменялись; менялись и люди, которые занимались этими орудиями. Но процесс производства - это не только уровень развития, в этом процессе люди взаимодействовали между собой вступали в определенные отношения, взаимосвязи. Так формировались производственно-экономические отношения - система связей и зависимостей, в которой люди заняты в процессе производства, обмена, потребления. Экономические отношения - тот способ, которым люди определенного общества производят средства к жизни и обмениваются продуктами (поскольку существует разделение труда). Люди, занимаясь производством, вступают в определенные общественные и политические отношения.

Производственно-экономические отношения преображались на определенную основу - отношения людей к орудиям производства (форма собственности). В процессе историко-экономического развития одни овладевали средствами, другие - предлагали рабочую силу (физическая сила, умение, знания). Отсюда - шел разделение людей на общественные классы, слои. Удовлетворение природных благ привело к формированию институтов производства, обмена и потребления, определенную систему отношений, которые, в свою очередь, породили различные формы общности людей.

Культурные основы - это третий комплекс факторов, определяющих явления и процессы общественной жизни.

Влияние культуры на общественную жизнь выражается, прежде всего, через социализацию и формирование отдельного лица, а также через формирование и развитие каждой отдельной эпохи в процессе исторического развития общества, которая, в свою очередь, и определяет оттенок и характер социализации. Наиболее полно место и роль феномена культуры реализуется благодаря важным социальным функциям, которые культура выполняла и выполняет в обществе. Каждый индивид становится, членом общества, а главное - личностью только в процессе социализации, благодаря усвоению знаний, умений, навыков, языка, ценностей, норм, традиций, правил поведения своей социальной группы и всего общества в целом. Культура консолидирует, спаивает, интегрирует людей, обеспечивает целостность общества.

Схематично социализацию можно изобразить как систему "ребенок - семья - человек". Именно в семье ребенок приобретает первых признаков общественной жизни. Человек формируется в процессе воспитания. Ребенок учится, принимает и приобретает определенные черты, знаний и навыков.

Создание и введение системы ценностей - другая форма влияния культуры. Культура устанавливает систему ценностей, определяет критерии. Сюда можно отнести не только обучение культурным нормам и освоение социальных ролей, но и передачу от родителей детям социальных ценностей, представлений о том, что такое добро и зло, хорошо и плохо тому подобное. Человек прежде всего характеризуется биологическими потребностями, и их она удовлетворяет. В дальнейшем механизме удовлетворения потребностей возникают интересы, ценности, потому что реализуются они разными путями, средствами, методами - формируется выбор в интересах и средствах.

В таких ситуациях вступают в действие ценности, шкала ценностей - те "предметы" (материальные и духовные), которые обеспечивают лицу внутреннее равновесие, или те, которые необходимы для удовлетворения потребностей, поддержания внутреннего равновесия. Это - важный фактор поведения. Благодаря иерархии ценностей человек по-разному проявляет свое отношение, ведет себя, реагирует. Создается комбинация ее действий в различных ситуациях. Ценности создаются и развиваются в ходе развития культуры. Они приобретаются в общественной жизни - в ходе социализации. Развивается человек - формируется ее система ценностей. Развитая система ценностей - результат правильной социализации. Система ценностей определяет выбор средств удовлетворения потребностей, интересов, определяет направления в потребностях. А как модифицируется система ценностей в разных ситуациях, это и признается "образцами" действий, поведения, установленные в рамках определенной культуры.

Образцы деятельности и образцы поведения также являются элементами механизма формирования и функционирования общественных отношений. Образцы поведения - это определенные схемы поведения, применяемые в определенных ситуациях, то есть: "как надо себя вести и действовать в различных условиях и ситуациях". Образец поведения выражает определенную установленную и принятую в данной культуре регулярность хода явлений. Это - установленная схема общественного поведения. Это - желанная модель, связанная с ценностями, которые необходимо принять. Принятые модели становятся стилем, принципом, определенным образом действуют на организацию человеческих общностей.

Окончательно на формирование личности культура оказывает влиятельную силу через создание и функционирование социальных институтов, социальных систем. В процессе общественного развития исторически сформовувалися формы организации совместной деятельности людей, согласно которым последние в процессе своей жизнедеятельности при взаимных действиях пользуются (и должны) принятыми социальными нормами и социально культурными образцами, определяющих устойчивые формы социального поведения. Эти нормы и образцы человек не выбирает, а закрепляет их и действует согласно им.

Социализация, установление ценностей, образцов и моделей, институциональные факторы - важнейшие способы влияния культуры на ход общественной жизни. Вместе с экономическими основами она дает людям символы, ценности, определяет, а также отвечает на потребности, после удовлетворения основных биологических потребностей. В ходе социализации индивид играет как пассивную (усвоение социального опыта, восприятия ценностей), так и активную роль (формирование определенной системы ориентации, установок).

Процесс социализации в социологии рассматривается и как двуединый процесс интернального и экстернального характера действия индивида. Интернальность в поведении человека проявляется в трансформации внешних факторов социальной среды во внутренние процессы сознания и ориентацию человека на внешние воздействующие жизненные факторы как на доминанту. Экстернальность оказывается в объективации внешнего мира человека в его практической деятельности, а система собственных проявлений сознательного действия с внешним миром является доминантным признаком. Таким образом, культура - это то, что усваивается человеком в процессе социализации. А социализация - это то, как усваивается человеком культура. Это одновременно и механизм, и процесс.

Тема 8. Природные факторы развития общества

Жизнь общества протекает в условиях определенной природной среды и поэтому последняя, несомненно, влияет на развитие общества. В данной теме рассмотрены конкретные природные факторы и условия, воздействующие на общество. Природные факторы одного рода непосредственно влияют на жизнь и здоровье людей и поэтому их причисляют к экологическим детерминантам. К природным условиям и факторам, от которых зависит развитие производительных сил общества, относят географические условия его существования (климат, почва, наличие полезных ископаемых, лесов, рек, озер и т.п.).

Воздействие географических факторов на общество отмечали многие историки, географы, политики и государственные деятели. Иногда это воздействие настолько сильно преувеличивалось, что географическая среда выступала в качестве главного детерминанта развития общества; такие взгляды справедливо характеризуют как географический детерминизм. Численность населения также оказывает воздействие на развитие общества и его производительных сил, но если до начала XIX века рост населения оценивался положительно, то впоследствии некоторые экономисты и социологи стали видеть в нем негативный фактор. Наиболее яркими выразителями таких негативных взглядов стали Т. Мальтус и его последователи - мальтузианцы. Критикуя их взгляды, следует показать, что демографические процесса детерминируются не столько биологическими, сколько социально-экономическими факторами.

Основные вопросы для обсуждения. Что понимают под географической средой? В чем состоит сущность географического детерминизма? Охарактеризуйте взгляды Ш. Монтескье на роль географической среды. Что нового вносит Г. Бокль в понимание географической среды? Какую роль отводит Л. И. Мечников природной среде и речным цивилизациям? Что представляет собой экологический детерминизм? Какое влияние оказывает народонаселение на развитие общества? В чем заключается доктрина Т. Мальтуса о народонаселении? Как оценивается фактор народонаселения в материалистическом понимании истории?

Общество – система динамичная, постоянно развивающаяся. На развитие общества влияет множество факторов, среди них принято выделять объективные факторы развития общества те, которые напрямую не зависят от воли и сознательной деятельности людей и социальных групп и субъективные факторы развития общества, зависящие от воли, интереса и сознательной деятельности человека и различных социальных групп.

Важнейшим объективным фактором в развитии общества является природа. Так, древнейшие цивилизации возникли на берегах великих рек (их так и называют – “речные цивилизации”). Однако природный фактор может способствовать и гибели. Ярким примером влияния природного фактора на развитие и гибель цивилизаций является минойская цивилизация, расцвету которой способствовали благоприятнее природные условия, а гибель ускорило извержение вулкана.

Природный фактор дает толчок фактору технологическому - в благоприятных условиях тропиков охота и собирательство удовлетворяют основные потребности человека, однако изменение условий приводит к необходимости поиска новых технологий - способов обеспечения человеческих потребностей. Появляется земледелие, скотоводство, ремесло, торговля. Новые формы обеспечения жизнедеятельности требуют усложнения организации общества, совершенствования культуры. Некоторые учёные связывают появление государств с необходимостью проведения массовых ирригационных работ, например, в долине Нила.

Технологический фактор может способствовать быстрому развитию общества, демографическому росту, благодаря которому появляется больше возможностей проявиться факторам субъективным.

Основными субъективными факторами развитие общества являются народные массы, социальные группы и исторические личности.

Все факторы могут способствовать как прогрессу, так и регрессу общества.

Если обернуться назад и вспомнить каким было общество 200, 500, 1000 лет назад, то мы однозначно придем к выводу о том, что общественное развитие движется вперед от более простых и примитивных форм к более сложным и совершенным, т.е. общество прогрессирует. Прогресс - направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от более низких и простых форм общественной организации к более высоким и сложным. Понятию прогресса противоположно понятие регресс, для которого характерно обратное движение - от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим формам.

Представление о развитии общества как прогрессивном процессе окончательно оформилось в трудах французских просветителей (Анн Робер Жак Тюрго, Мари Жан Антуан де Кондорсе и др.). В качестве критерия прогресса они выделяли развитие человеческого разума, распространение просвещения. Ряд мыслителей XIX века (например, Анри Сен–Симон, Франсуа Мари Шарль Фурье) в качестве критерия прогресса выделяли развитие общественной нравственности. Георг Вильгельм Фридрих Гегель связывал прогресс со степенью сознания свободы. Марксизм в качестве основного критерия прогресса выделял развитие производительных сил.


В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т. е. переходом от традиционного общества к индустриальному, а затем и к постиндустриальному.

Исходя из всего вышесказанного можно сказать, что основным критерием прогресса является степень свободы, которую общество предоставляет личности для максимального развития ее возможностей.

Однако, движение вперед не исключает возвратных движений, регресса. Так, развитие орудий труда, высокая производительность труда - очевидное свидетельство прогресса, но они породили глобальные экологические и сырьевые проблемы. Удобства городской жизни сопровождаются многочисленными «болезнями урбанизации». Прогресс противоречив. Противоречивость прогресса в том, что прогресс в одной сфере общественной жизни может сопровождаться или даже быть причиной регресса в другой сфере общественной жизни.

(Дополнительная справка) Развитие общества, его источники и движущие силы:

Прогресс (движение вперед, успех) – представление о том, что общество развивается от простого к сложному, от низшего к высшему, от менее упорядоченного к более организованному и справедливому.

Регресс – представление о таком развитии общества, когда оно становится менее сложным, развитым, культурным, чем было.

Стагнация – временная остановка развития.

Критерии прогресса:

1) Кондорсе (XVIII век) считал критерием прогресса развитие разума.

2) Сен-Симон: критерий прогресса – нравственность. Общество должно быть таким, где все люди по отношению друг к другу – братья.

3) Шеллинг: прогресс – постепенное приближение к правовому устройству.

4) Гегель (XIX век): усматривает прогресс в сознании свободы.

5) Маркс: прогресс – развитие материального производства, что позволяет овладеть стихийными силами природы и добиться социальной гармонии и прогресса в духовной сфере.

6) В современных условиях прогресс – это:

– продолжительность жизни общества;

– образ жизни;

– духовная жизнь.

Реформа (изменение) – изменение какой – либо области жизни, проведенное властью мирным путем (социальные изменения общественной жизни).

Виды реформ: – экономические,

– политические (изменения Конституции, избирательной системы, правовой сферы).

Революция (поворот, переворот) – коренное, качественное изменение основных каких-либо явлений.

Модернизация – приспособление к новым условиям.

Что движет человеческой историей (?):

1) Провиденциалисты: все в мире идет от бога, по божественному провидению.

2) Историю творят великие люди.

3) Общество развивается по объективным законам.

а) Часть ученых придерживается позиции, что это теория социального эволюционизма: общество, как часть природы развивается прогрессивно и идет однолинейно.

б) Другие придерживаются теории исторического материализма: движущей силой развития общества является признание первичности материальных потребностей людей.

С точки зрения Вебера, источником и движущей силой развития общества является протестантская этика: человек должен трудиться, чтобы стать избранным богом к спасению.

1. Влияние гелиофизического фактора на биологическую и социальную жизнь на Земле. : c. 415-418; : c. 423-427.

2. Гелиобиология и гелиосоциология А.Л.Чижевского. 11 – летние солнечные циклы и общественные процессы (“исторические циклы”). : с. 416-418; : c. 593-597; : c. 427-428; : c. 89-92.

3. Географический детерминизм. Влияние географических факторов на общественные процессы и явления. : c. 425-427.

4. Теория этногенеза Л.Н.Гумилева. : c. 427-428; : c. 93-97.

5. Фазы этногенеза. : c. 197-198; : c. 597-601.

6. Этология – наука о поведении животных.: c. 164-180, 389-479; : c. 341-352.

7. Соотношение биологических и социальных факторов в природе человека и общества. : c. 123-125; : c. 532-534; : c. 69-73.

Тема 13. Теория сознания и творчества в эпоху компьютеризации

1. Современная наука о мозге и высшей нервной деятельности человека. : c. 440-448; : c. 203-208.

2. Концепции научной психологии о сознании. : c. 208-213; : c. 331-334.

3. Сознание, подсознательное и бессознательное. : c. 159-164; : c. 213-214.

4. Психофизиологическая проблема. : c. 164-167; : c. 76-81.

5. Функциональная асимметрия мозга и функционирование сознания. : c. 529-531, 546-547; : c. 73-76.

6. Работоспособность человека. : c. 554-555; : c. 388-396.

7. Тайна творчества. Осознанное и неосознанное в творческой деятельности человека. : c. 551-554; : c. 365-370.

8. Структура творческого процесса. Природа изобретения. : c. 370-374.

9. Компьютеры, информационные сети, банки знаний как усилители творческих способностей человека. : c. 107-108; : c. 228-244, 560-571.

10. Человек как фактор ноосферы. : c. 621-625.

Тема 14. Современные науки о здоровье человека и биоэтика

1. Медицина и здоровье человека. : c. 555-560; : c. 375-376.

2. Зависимость здоровья от параметров жизни. : c. 242-245.

3. Проблема человеческой нормы и патологии. : c. 560-561; : c. 376-379.

4. Физическое, психическое и нравственное здоровье человека. : c. 380-388.

5. Космические ритмы, экология, экономика, социальные отношения и здоровье человека. : c. 563-566.

6. Начала биоэтики. Этические правила и права человека при проведении медико-биологических исследований и экспериментов на человеке. : c. 390-393; : c. 243-246; : c. 566-573; : c. 341-362.

Тема 15. Современная естественнонаучная картина мира и ее место в культуре

1. Современная естественнонаучная картина о структуре мира и общих законах его развития. : c. 229-231; : c. 538-540.

2. Науки – лидеры и определяющие открытия в структуре современного естествознания. : c. 177-178.

3. Естествознание как основа социально – гуманитарного и технологического знания. : c. 10-16; : c. 20-26.

4. Естествознание в системе культуры. : c. 579-581; : c. 5-6.

5. Гармония науки и культуры. : c. 6-10.


ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Бондарев В.П. Концепции современного естествознания: Уч. пос. М.: Альфа-М, 2003.

2. Горбачев В.В. Концепции современного естествознания: Уч. пос. М., 2003.

3. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Уч. пос. М.: Центр, 1998.

4. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Уч. пос. М.: ВЛАДОС, 1998.

5. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания: Уч. пос. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

6. Дубнищева Т.Я., Пигаров А.Ю. Современное естествознание, Новосибирск, 1998.

7. Канке В.А. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов. М.: ЛОГОС, 2002.

8. Карпенков С.Х. Основные концепции естествознания: Уч. пос. для вузов, М.: ЮНИТИ, 1998, 208 с.

9. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Справочник. М.: Высш. Шк., 2004.

10. Концепции современного естествознания: 100 экзаменационных ответов/Под общей редакцией С.И. Самыгина. Ростов н/Д, 2002.

11. Концепции современного естествознания. Под. Ред. С.И. Самыгина, Ростов н/Д:, 2003.

12. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. Учебник. М., 2005.

13. Основы естественнонаучных знаний для юристов. Учебник для вузов по курсу «Концепции современного естествознания»/ Под ред. Е.Р. Росинской. М., ИНФРА-М, 1999.

14. Остапенко В.С., Попов Е.В. Концепции современного естествознания: Уч. пос. Воронеж, 1999.

Дополнительная

По теме 1

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.,1994

2. Кедров Б.М. Классификация наук. /М., 1989. Т. 1,2.

3. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории./ М., 1974

4. Пуанкаре А. О науке. / М., Наука, 1983.

По теме 2

1. Баженов Л.Б. Строение и функции естественно-научной теориии. М., 1978.

2. Рузавин Г. И. Методология научного исследования./М., 1999

3. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки./ М., 1980

По теме 3

1. Сноу Ч.П. Две культуры./ М., Прогресс, 1973

2. Файнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. / М., 1998.

3. Философия и методология науки./ Под ред. В.И. Купцова М., 1996.

По теме 4

1. Бухбиндер И.Л. Фундаментальные взаимодействия //Соросовский образовательный журнал. № 5. 1997.

2. Джемер М. Эволюция понятий квантовой механики / Пер. с англ. М., 1985.

3. Ландау Л.Д., Китайгородский А.И. Физика для всех. Молекулы./ М.: Наука, 1982

4. Ландау Л.Д., Китайгородский А.И. Физика для всех. Физические тела./ М.: Наука, 1982

5. Мостепаненко А.М. Пространство и время в микро -, мега – и макромире./ М.,1974

6. Оппенгеймер Р. Летающая трапеция: Три кризиса в физике./ М., 1967

7. Паули В. Физические очерки. / М.: Наука, 1975

8. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. / М., 1994

9. Пуанкаре А. О науке. / М., Наука, 1983.

10. Розенталь И.Л. Элементарные частицы и структура Вселенной. / М., 1984.

11. Фейнман Р. Характер физических законов./ М.: Наука, 1987

12. Энштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. / М., 2006

По теме 5

1. Васильев А.Н. Эволюция Вселенной // Соросовский образовательный журнал. №2. 1996.

2. Гнедин Ю.Н. Современная астрономия: новые направления и новые проблемы //Соросовский образовательный журнал,№7, 1996

3. Климашин И.А. Открытие Вселенной./ М., 1987

4. Кочаров Г.Е. Термоядерный котел в недрах Солнца и проблема солнечных нейтрино. // Соросовский образовательный журнал,№ 10, 1996.

5. Хойл Ф. Галактики, ядра и квазары./ М.,1968

6. Хойл Ф. Бесконечность и Вселенная./ М., 1969

7. Чижевский А.Л. На берегу Вселенной. Годы дружбы с Циолковским. Воспоминания. / М.: Мысль, 1995

8. Чижевский А.Л. Эхо солнечных бурь./ Калуга, 1924

9. Шама Д. Современная космология / Пер. с англ. М.,1973

10.Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум./ М., 1987

По теме 6

1. Короновский Н.В., Якушова А.Ф. Основы геологии. М., 1991.

2. Рапацкая Л.А. Общая геология. М., 2005.

3. Якушова А.Ф. Общая геология. М., 1979.

По теме 7

1. Глинка Н.Л. Общая химия. /М., 2004

2. Гузей Л.С., Кузнецов В.Н., Гузей А.С. Общая химия. /М., 1999.

3. Кузнецов В.И. Общая химия. Тенденции развития. / М.: Высшая школа, 1989

4. Несмеянов А.А., Несмеянов Н.А. Органическая химия. Т. 1,2. М., 1969-1970.

5. Соловьев Ю.И. История химии. / М.: Просвещение, 1976

6. Соловьев Ю.И., Курашев В.И. Химия на перекрестке наук, исторический процесс развития взаимодействия естественнонаучных знаний. / М.,1989

7. Фримантл М. Химия в действии./ М., Мир, 1991. – Т.1 и Т.2

По теме 8

1. Винер Н. Кибернетика./ М., 1968.

2. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики./ М., 2002.

3. Концепции самоорганизации: становление нового образа научного мышления./ М., 1994.

4. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. / М., 1994

5. Хакен Г. Синергетика./ М., 1989

По теме 9

1. Алтухов Ю.П. Вид и видообразование. //Соросовский образовательный журнал,№ 4,1997

2. Бухар М.И. Популярно о микробиологии./ М., 1989

3. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т. 1,2,3.

4. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора. / М., 1986.

5. Лещинский И.. Генетическая инженерия. Механизмы регуляции активности генов в процессе транскрипции. //Соросовский образовательный журнал, №1,1996.

6. Мендель Г. История биологии с начала ХХ века до наших дней./ М., 1975

Опарин А.И., Фесенков В.Г. Жизнь во Вселенной./ М., 1956

8. Северцов А.С. Основы теории эволюции. / М., 1987.

По теме 10

1. Баландин Р.К. Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация. М., 1988.

2. Вернадсий В.И. Биосфера и ноосфера./ М., Наука, 1989

3. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни./ М., Республика, 1989

4. Кузнецов Г.А. Экология и будущее./ М., 1988

5. Разумихин Н.В. природные ресурсы и их охрана./ Л., 1987

6. Сочава В.Б. Введение в учение о геосистемах./ Новосибирск, 1978.

7. Одум Ю. Экология./ М., 1994

По теме 11

Матюшин Г.Н. У истоков человечества./ М.,1988

2. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории./ М., 1974

3. Тейяр де Шарден. Феномен человека. / М., 1973

4. Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум./ М., 1987

5. Шредингер Э. Что такое жизнь? С точки зрения физика./ М., 1972

По теме 12

1. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.,1989.

2. Меннинг О. Поведение животных. Вводный курс./ М.: Мир, 1982.

3. Чижевский А.Л. На берегу Вселенной. Годы дружбы с Циолковским. Воспоминания. / М.: Мысль, 1995.

4. Чижевский А.Л. Эхо солнечных бурь./ Калуга, 1924.

По теме 13

1. Бирюков Б.В., Гутчин И.Б. Машина и творчество./ М., 1982

2. Венициан Г.Л. Мозг и поведение./ М.,1990

3. Горбатенко А.С. Системная концепция психики и общей психологии./ Ростов – на – Дону, 1994

4. Дубров А.П., Пушкин В.П. Парапсихология и современное естествознание./ М., 1990

5. Крамаренко и др. Интеллект человека./ Воронеж, 1990

6. Пономарев Я.А. Психология творчества./М.,1976

7. Сергеев Б.Ф. Парадоксы мозга (Раскрывая тайны психики)./ М.,1985

8. Тейяр де Шарден. Феномен человека./ М., 1973

9. Фрейд З. Психология бессознательного./ М.,1989

По теме 14

1. Адлер А. Искусство жить./ М., 1992.

2. Биомедицинская этика./ Под ред. В.И. Покровского. М., 1997

3. Зикмунд В. Болезни – следствие цивилизации? / Братислава: Веда, 1987

4. Фаворова О.О. Лечение генами – фантастика или реальность? //Соросовский образовательный журнал,№ 2,1997

По теме 15

1. Белик А.П. Культурология. Антропологические теории культур. /М., 1998

2. Григорьев В.И. Наука в контексте культуры. /М., 1981

3. Философские проблемы естествознания. Под ред. С.Т. Мелюхина М., 1985

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ

1. Естествознание как совокупность наук о природе. Важнейшие этапы и закономерности развития естествознания.

2. Методология современного естествознания. Понятие научного метода. Категориальный строй науки.

3. Физика – фундаментальная отрасль естествознания. Становление современной физической картины мира.

4. Фундаментальные взаимодействия в природе.

5. Иерархия структур в микро – , макро – , мегамире.

6. Принцип относительности и инвариантность.

7. Свойства пространства – времени и законы сохранения.

8. Классическая концепция Ньютона.

9. Понятие пространства и времени в специальной и общей теории относительности А.Энштейна. Понятие пространственно – временного континуума.

10.Современные представления о строении атома.

11.Квантовые числа, их физический смысл.

12.Корпускулярно – волновые свойства света.

13.Корпускулярно – волновые свойства микрочастиц. Принципы неопределенности и дополнительности.

14.Вероятностный подход в современной физике.

15.Принципы причинности и соответствия.

16.Эволюция химических знаний. Развитие учения о составе вещества.

17.Учение о периодическом изменении свойств элементов.

18.Проблемы структурной химии.

19.Синтез новых материалов. Химия экстремальных состояний.

20.Эволюционная химия как высший уровень развития химических знаний.

21.Модель расширяющейся Вселенной

22.Рождение и этапы развития Вселенной.

23.Образование Солнечной системы.

24.Рождение и эволюция звезд.

25.Синергетика – теория самоорганизации.

26.Самопроизвольные процессы. Второе начало термодинамики. Понятие энтропии.

27.Особенности биологического уровня организации материи.

28.Сущность живого, его основные признаки.

29.Принципы воспроизводства и развития живых систем. Наследственность, изменчивость, естественный отбор.

30.Клетка как первокирпичик жизни. Свойства клетки. Обмен веществ. Гомеостаз.

31.Принципы биологической эволюции. Работы К.Линнея, Ч.Дарвина, Г.Менделя.

32.Современные проблемы генетики.

33.Молекулярные основы генетики. Роль ДНК в передаче наследственной информации. Открытие Д.Уотсона и Ф.Крика.

34.Человек и биосфера. Биогеоценозы. Работы В.И.Вернадского.

35.Взаимосвязь космоса и живой природы. Работы А.Л.Чижевского.

36.Учение Вернадского о ноосфере.

37.Противоречия в системе: природа – биосфера – человек.

38.Теория этногенеза Л.Гумилева.

39.Современная наука о мозге и высшей нервной деятельности человека.

40.Понятие искусственного интеллекта. Компьютеры, информационные сети, банки знаний как усилители творческих способностей человека.

41.Проблема здоровья современного человека. Болезни современной цивилизации.

42.Современная естественнонаучная картина о структуре мира и общих законах его развития.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Роль естествознания в формировании профессиональных знаний.

2. Естествознание и окружающая среда.

3. Естествознание и математика.

4. Темпы развития науки.

5. Антинаучные тенденции в развитии науки.

6. Естествознание и нравственность.

7. Рациональная и реальная картина мира в формировании мировоззрения.

8. Искусство как способ познания мира: о единстве и противоположности науки и искусства

9. Истоки творческих озарений и проблема совместимости науки и религии

10.Достоинства и недостатки взглядов на устройство мира натурфилософов VI-III в. до н.э.

11.Значение учения Аристотеля для развития научных знаний. Гениальность и противоречивость его учения.

12.Концепции материи, движения, пространства и времени.

13.Фундаментальные принципы и законы физики.

14.Классическая концепция Ньютона.

15.Статистические и термодинамические свойства макросистем.

16.Принцип неисчерпаемости материи.

17.Нуклонный уровень организации материи.

18.Лазерные технологии – важнейшая отрасль современного естествознания

19.Гипотезы профессора Н.А. Козырева о новых свойствах времени

20.Первые модели атомов и современная точка зрения о строении атомного ядра

21.Проявления принципа соответствия в физике

22.Золотое сечение – одно из наиболее ярких проявлений гармонии в природе

23.Великие тайны современного естествознания. Происхождение и эволюция Вселенной. Концепция Большого взрыва.

24.История современного календаря

25.Проблемы происхождения и развития Земли

26.Развитие химических знаний.

27.Многообразие химических веществ.

28.Химические технологии и экономика.

29.Средства управления химическими процессами.

30.Определение сложных молекулярных структур.

31.Превращение органических и неорганических соединений.

32.Современный катализ.

33.Симметрия кристаллов

34.Запасы и потребление сырья.

35.Металлы.

36.Неметаллическое сырье.

37.Химические процессы и энергетика.

38.Природные энергоресурсы.

39.Источники электрической и тепловой энергии.

40.Развитие периодической системы элементов Менделеева.

41.Радиоактивные изотопы и их применение.

42.Полимерные материалы.

43.Сверхпрочные и термостойкие материалы.

44.Оптические материалы.

45.Материалы с электрическими свойствами.

46.Высокотемпературные сверхпроводники.

47.Материалы диссоциации металлоорганических соединений.

48.Тонкопленочные материалы для накопителей информации.

49.Экология и современный мир.

50.Естественнонаучные знания и окружающая среда.

51.Вредные вещества и реальная опасность.

52.Сохранение озонового слоя.

53.Кислотные осадки.

54.Парниковый эффект.

55.Сохранение водных ресурсов.

56.Захоронение радиоактивных отходов.

57.Естественные и антропогенные экосистемы

58.Структура и функции белков.

59.Носитель генетической информации.

60.Функции белков.

61.Строение и разновидности клеток.

62.Современное представление о происхождении жизни.

63.В.И. Вернадский о биосфере и живом веществе

64.Ноосфера – будущее человечества

65.Роль Циолковского и Чижевского в установлении связи Человек-Космос

66.Валеология – наука и здоровье души и тела

67.Рост населения и обеспечение продовольствием.

68.Повышение плодородия почвы и продукты животноводства.

69.Современные биотехнологии.

70.Генная инженерия.

71.Биотехнологии и медицина.

72.Проблемы клонирования.

73.Геном человека.

74.Реальная польза от генных технологий и потенциальный риск.

75.Синергизм – новая концепция культуры

76.Русский космизм

77.Русский циклизм

78.Искусственный интеллект и эволюционное моделирование