Духовное развитие человека. Духовное развитие личности. Древние учения самосовершенствования. Йога

Между возрастом человека и темпами духовного развития проявляется обратно пропорциональная зависимость : чем ниже возраст, тем выше темп духовного развития; с возрастом темп духовного развития замедляется. По словам Л. Н. Толстого: ``От пятилетнего ребенка до меня - только один шаг. От новорожденного до пятилетнего - страшное расстояние. От зародыша до новорожденного - пучина..."".

Духовное развитие людей протекает неравномерно . Даже при самых благоприятных условиях психические функции и свойства личности, лежащие в основе духовных качеств, не находятся на одном и том же уровне развития. Существенные отличия между людьми выражаются, прежде всего, в уровнях интеллектуальной деятельности, структуре сознания, потребностях, интересах, мотивах, нравственном поведении, уровне социального развития.

Существуют оптимальные сроки для становления отдельных видов психической деятельности и обусловленного ими развития духовных качеств - сензитивные периоды (возрастные периоды, когда условия для развития тех или иных качеств оптимальны). Причины сензитивности - неравномерность созревания мозга и нервной системы и то обстоятельство, что некоторые свойства личности могут формироваться лишь на основе уже сформировавшихся свойств, при этом большое значение имеет приобретаемый в процессе социализации жизненный опыт. Например, так называемые дети-Маугли не овладели человеческой речью - важнейшим элементом психики человека, так как был упущен сензитивный период для формирования речи - 1,5-2,5 года, а если ребенок к этому времени не овладел речью, то с каждым днем наверстывать упущенное будет все труднее. Задержка, например, прямохождения влечет за собой цепную реакцию в развитии двигательного и вестибулярного аппарата. Педагоги должны уделять пристальное внимание периодам формирования интеллектуальных, нравственных, социальных качеств (младший и средний школьный возрасты). Согласно исследованиям американских психологов, возраст от 6 до 12 лет - сензитивный период для развития навыков решения проблем (творческого мышления).

По мере развития психика человека и его духовные качества приобретают устойчивость, сохраняя при этом пластичность и возможность компенсации . На пластичности нервной системы (способности к адекватным перестройкам функциональной организации мозга в ответ на значимые изменения внешних и внутренних факторов) основано действие воспитания. Пластичность также открывает возможности компенсации : слабые психические функции могут быть компенсированы более сильными качествами (например, слабая память может быть компенсирована более высокой организацией познавательной деятельности).

Василий Александрович Сухомлинский…

Это имя известно всем, кто занимается воспитанием детей. Сегодня ссылку на слова Сухомлинского встретишь и в газете, и в статье учёного-педагога, услышишь в простом житейском разговоре: «А Сухомлинский говорил…», «А вы читали Сухомлинского?»

Василий Александрович Сухомлинский был директором Павлышской средней школы. Всю свою жизнь он отдал детям. «Каждый ребёнок был миром – совершенно особым, уникальным», – записывает Сухомлинский слова, которые мы не раз слышали. Мы понимаем, что это так, что это правда: каждый ребёнок – совершенно особый мир. Но какая пропасть между пониманием этих слов умом и сердцем! Но только человек, для которого каждый ребёнок действительно уникальный мир, способен установить тонкие духовные отношения с ребёнком, понимать его, чувствовать; только тот и способен воспитывать. «Я глубоко убеждён, что наиболее точным определением было бы следующее: процесс воспитания выражается в единстве духовной жизни воспитателя и воспитанников - в единстве их идеалов, стремлений, интересов, мыслей, переживаний», – пишет Сухомлинский

Все стороны воспитания – идейное, умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое – для Сухомлинского важны именно в той степени, в какой влияют они на духовный мир ребёнка. Важна такая мысль Василия Александровича, что «…нельзя сводить духовный мир маленького человека только к учению. Если будем стремиться к тому, чтобы все силы души ребёнка были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями». Но школа – это, прежде всего, урок. Как без него? Об уроке написано много. Меняются цели и содержание, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы ни свершались реформы, урок остаётся вечной и главной формой обучения. На нём держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации ни вводились, только на уроке встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом. Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы. Как бы ни старались уравнивать учителя с учеником, он как был, так и остаётся главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний.



Откуда пошло слово – урок? Наиболее понятный и привычный смысл (по В.И. Далю) – учение в назначенный час, срочная задача, назидание. Но вот происхождение слова заставляет задуматься: «урок» ведёт своё начало от древнерусских «урекать», «урочить» – испортить, навредить, изуродовать, наводить сглаз. Отсюда же и уроки – это и болезни, в особенности – детские. Такому смысловому повороту и сегодня вряд ли стоит изумляться.

За годы обучения в школе число учащихся с близорукостью, нарушениями опорно-двигательного аппарата возрастает в 5 раз, с психоневрологическими отклонениями – в 1,5 – 2 раза. В специальной литературе стали нормой такие связанные со школой термины, как «школьный стресс», «дидактогения», «школофобия». Сейчас до 80% детей уже «сломали» свои нормальные физиологические функции – сердце, дыхание, пищеварение – в том числе из-за бесконечных нагрузок и перегрузок, которые накапливаются и будут накапливаться дальше. У детей всё больше атрофируются чувства самостоятельности, ответственности, стремления к творчеству, размышлениям, критическому и мотивированному отношению к действительности. Впору задуматься, чего же мы, и учителя, и ученики, недополучили на тех школьных уроках, где нас должны были научить всему. А надо ли учить всему? Не проще ли заложить основы знаний для самостоятельного принятия решений в неординарных ситуациях, руководствуясь не только логикой рассудительности, но и ценностями разума. Чтобы убедиться в этом, достаточно внимательно посмотреть на структуру привычного урока: оргначало, опрос, новый материал, закрепление, оценка, выводы. Это и есть те самые обстоятельства, которые создаются учителем и превращают ученика в жертву. Противоречия между знанием учителя и незнанием ученика снимаются здесь просто: надо заставить ученика учить, т. е. все усилия направить на превращение человека в жертву обстоятельств на школу и учителя. Тем не менее, каждый школьник за годы своего ученичества посещает почти 10 000 уроков. Урок остаётся не только главной, но и единственной формой современного образования. Ему отводится не менее 98% учебного времени.

В настоящее время большинство учителей по-прежнему тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций.

МИНУСЫ ТРАДИЦИОННОГО УРОКА

Очень высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, так как большую часть урока проводит сам учитель; надоедает одно и то же, бесконечное повторение пройденного; жалко «сильных» учеников, которых с каждым годом всё меньше и меньше («низкий» уровень подтягиваем до «среднего», а с «сильными» работать некогда). Постоянное чувство неудовлетворённости из-за отсутствия интереса, нежелания учиться, из-за роста непонимания со стороны родителей к требованиям, предъявляемым учителем. При традиционном обучении ученикам, успешно закончившим школу, гораздо труднее найти себя в окружающей действительности. Среди них гораздо больше не состоявшихся личностей. Не случайно родилась шутка: « Кому жить хорошо: отличнику или троечнику?» Ответ всегда один – троечнику, т. к. он адаптирован к жизни, умеет приспособиться, выбрать нестандартное решение, принять на себя ответственность, рискнуть и т. д. Именно поэтому среди них гораздо меньше неустроенных, несчастных, чем, к сожалению, среди отличников, которые всегда чётко и правильно выполняли указания учителя. Значит нужно искать новые методы и подходы к уроку!

Очень многому можно научиться, если внимательно перечитать советы В.А.Сухомлинского. Почаще перечитывать его труды. Важны его слова: «Надо… пробуждать чувство гордости своими силами, а если у них (детей) встретились какие-нибудь затруднения, например в учении, подбодрить их, вселить уверенность в возможности преодоления трудностей. Проявлением уважения духовных и физических сил юношей и девушек, признанием их зрелости является, в частности, переход воспитателя в обращении к ним с «ты» на «вы». Необходимо отказаться от ежедневного сравнивания успехов одного ученика с успехами другого, ведь за этим и таится опасность разочарования неуверенности в своих силах, замкнутости, равнодушия, озлобления, т.е. таких душевных сдвигов, которые приводят к огрублению души, утрате чуткости к слову и красоте. В Павлышской школе учителя договорились: если подросток не выполнил задания потому, что не понял, не ошеломлять его сразу оценкой. Они вообще не ставили неудовлетворительных оценок. «Если вы ещё не поняли, поработайте, подумайте, выполните самостоятельно то, что нужно было выполнить вместе с классом», – такими были смысл и тон обращения. За доверие подростки платили искренностью и трудолюбием.

Вот теперь-то и мы подошли к самому главному – СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ. Каким он должен быть, чтобы учиться с увлечением и быть здоровым.

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

· Обучение через открытие

· Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.

· Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счёт обсуждения истинной точки зрения

· Развитие личности

· Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть её субъектом

· Демократичность, открытость

· Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, что чувствовал ученик при этом.

· Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.

· Урок позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию.

· Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то задача, пример, правило, закон, теорема или выведенное самостоятельно понятие

· Педагог ведёт учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.

Главное, что должен обеспечить урок – это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем. Увлекаясь новыми технологиями, нельзя забывать и о здоровье детей. На это обращает наше внимание и В.А.Сухомлинский: «Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.» Пагубно влияет на качество урока – интенсификация учебного процесса. А это в настоящее время стало особенно популярным. Интенсификация идёт разными путями: увеличение количества учебных часов, реальное уменьшение количества часов при сохранении или увеличении объёма материала. При интенсификации вместе с приготовлением домашних заданий рабочий день современного школьника составляет – 9 – 10 часов в начальной, 10 – 12 в основной и 13 – 15 – в средней школе. Существенное увеличение учебной нагрузки не проходит бесследно: у детей чаще отмечается большая распространённость и выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, более низкая сопротивляемость болезням и другие нарушения. Реальное уменьшение количества часов при сохранении или увеличении объёма материала приводит неизбежно к увеличению домашних заданий. Следствие – состояние усталости, утомления, переутомления. Именно ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ создаёт предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развитие нервных и других заболеваний. Приходим к выводу: нужны здоровьесберегающие технологии урока.

Что советует нам Сухомлинский?

«Ребёнок – живое существо, его мозг – тончайший, нежнейший орган, к которому надо относиться заботливо и осторожно. Источник полноценного труда не в темпе и напряжённости умственного труда, а в правильной, продуманной его организации, в осуществлении многогранного физического, интеллектуального, эстетического воспитания». Также Сухомлинский обращает наше внимание на правильное питание, на закаливание детского организма, на правильный режим дня, на то, чтобы ребёнок больше находился на воздухе (в лесу, в поле, на лужайке). В качестве главных видов занятий по физической культуре в Павлышской школе избрали гимнастику и лёгкую атлетику. Цель таких упражнений – «…воспитать чувство красоты движений, силу, гармоничность, ловкость, выносливость». В каждом виде спорта Сухомлинский видел эстетическое удовлетворение. «Забота о человеческом здоровье,- говорил Василий Александрович, – тем более о здоровье ребёнка, - это не просто комплекс санитарно – гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

Вот и подошли мы к тому, что урок надо сконструировать так, чтобы ребёнку на нём было интересно. От правильной организации урока во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно- ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучение в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. Учащимся приходится много писать, читать, а потому учитель – словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающих технологиям. Без их применения не обойтись, т. к. они, в свою очередь, «работают» на усвоение учебного материала и влияют на качество образования. Большое значение имеет организация урока.

Для примера взяла урок по литературе «Любовь как чувство, полагающее сохранить честь и достоинство в сложных жизненных ситуациях» по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Помним девиз: «Чтобы не остался никто в стороне».

УРОК - ИССЛЕДОВАНИЕ.

Сопоставить образы Гринёва и Швабрина, показать их роль в повести для раскрытия основной мысли; развивать умение самостоятельно отбирать нужный материал для раскрытия темы урока, совершенствовать навыки анализа художественного текста; воспитывать понимание сложного чувства любви.

ОБОРУДОВАНИЕ

Портрет А.С.Пушкина; тексты повести «Капитанская дочка», фрагменты из кинофильма «Капитанская дочка»

ХОД УРОКА

1. Организационный этап

2. Актуализация опорных знаний

· Назовите эпиграф к повести

· Как Пётр Гринёв следует этому завету отца? (домашнее задание)

3. Постановка целей и задач урока

Все, наверное, согласятся с тем, что главное богатство человека – это здоровье. Резервы человеческого организма огромны. Например, сердце человека имеет потенциал как минимум на 300 лет жизни, легкие – лет на 200 и примерно столько же лет все внутренние органы. Одним словом, средняя продолжительность жизни человека должна составлять минимум 150 лет. Станет ли когда-нибудь эта теория реальностью, угадать невозможно, но уже сегодня средняя продолжительность жизни в Европе составляет 74,9 лет, в Японии – 87,5 лет.

От чего же зависит наше здоровье? По заключению экспертов Всемирной организации здоровья, оно зависит на 20% от состояния окружающей среды, 20% на него влияет наследственность, 10% - уровень развития медицины и состояние медицинской помощи. И большая часть 50% зависит от социальных условий и образа жизни субъекта.

Культуру здоровья следует понимать как нечто целое, состоящее из взаимозависимых частей:

    Физический аспект культуры здоровья. Понимается то, как функционирует наш организм и все его системы.

    Эмоциональный аспект. Означает понимание своих чувств и умение выражать их.

    Социальный аспект. Это осознание себя в качестве личности как части окружающего мира.

    Личностный аспект культуры здоровья означает то, как развивается наше «я», что каждый понимает под успехом и что стремится достичь.

    Духовный аспект культуры здоровья отражает то, что действительно важно для нас, то. Что мы больше всего ценим. Это главный аспект, центр нашей жизни, который обеспечивает цельность нашей личности.

Важность последнего духовного аспекта культуры здоровья подтверждают известные ученые- медики. Академик Углов, раздумывая о здоровье человека, дает нам советы, утверждая, что для здоровой и полноценной жизни человека необходимы собственные усилия самого человека. По его мнению, в человеческом обществе должна господствовать любовь к людям, как призывал нас Иисус Христос. Любовь к людям рано или поздно принесет тебе ответную любовь людей. Даже если не все ответят на твою любовь, ты не смущайся, а продолжай делать добро людям. В этом ты познаешь удовлетворение и счастье, и это обязательно скажется на окружающих людях и на тебе самом.

И второе, что не менее важно – не делать зла окружающим. Сделанное тобой зло увеличит зло общества, в котором живешь ты и твои близкие, и непременно скажется на тебе самом и на твоих детях. Тут действует закон: что посеешь, то и пожнешь.

говорит как о физическом, так и о духовном компоненте здоровья:

    Люби Родину и защищай ее. Безродные долго не живут.

    Люби работу. И физическую тоже.

    Умей владеть собой. Не падай духом ни при каких обстоятельствах.

    Сохрани свой нормальный вес. Не переедай.

    Делай добро. Зло, к сожалению, само получится. И так далее.

А вот православный взгляд на проблему здоровья. Каково же соотношение физического развития и духовной жизни человека?

В Священном Писании сказано первым людям, изгнанным из рая: «В поте лица своего будете добывать хлеб свой». Это означает, что род людской будет прикладывать большой физический труд для добывания своей пищи. И, действительно, сколько труда следует приложить, чтобы сделать буханку хлеба или построить дом. «В поте лица своего» трудился человек многие тысячелетия. Физический труд стал основой жизни человека, поэтому и наш организм адекватно приспособлен для физического труда.

Когда человек живет вне физического труда, вне физического напряжения, происходит дряхление мышц, от этого страдает и сердечно-сосудистая система, меняется обмен веществ. У человека развивается много различных заболеваний, что сокращает жизнь человека. Но физическая лень порождает не только физические болезни, но разлагает человека духовно, приводя к лени, нежеланию работать, вызывает стремление к греховному времяпрепровождению.

Важное значение физическому труду придавал апостол Павел. Именно ему принадлежит известное всем выражение: «Кто не работает, тот да не ест».

В наше время, когда физический труд низвержен до минимума, а нравственное разложение человека стало нормой жизни, недостаток физического напряжения приводит к физической деградации и усиливает его духовное разложение. В этом случае для нормального функционирования организма, особенно подрастающего – ребенка, подростка – физическая культура и спорт, особенно на постоянной основе, способствуют нормальному физическому развитию, оздоровляют организм, являются профилактическим средством против развития многих заболеваний, особенно позвоночника и опорно- двигательного аппарата, способствуют дисциплинированию духа.

Хотя, надо сказать, что сейчас говорят о духовном кризисе спорта. Это относится, в первую очередь, к большому спорту, который стал коммерческим бизнесом. Критично надо относится к модному сейчас увлечению восточными боевыми искусствами, которые уводят человека от христианской духовности, от Церкви. Православная церковь также дает отрицательную оценку популярным системам оздоровления, в частности, методике Порфирия Иванова. Считает эту методику языческой, вредной для здоровья и жизни человека.

С точки зрения православной Церкви, телесное здоровье не является самоцелью, но для поддержания здоровья личности и народа весьма важны профилактические меры, среди которых в условиях современного гиподинамического и компьютеризированного образа жизни, физической культуре и спорту должно быть уделено важное место.

В заключение хочется привести слова Феофана Затворника, который,рекомендуя труд и физические упражнения как средство телесного развития, постоянно подчеркивает, что их использование должно соответствовать целям христианского воспитания. «Тот воспитатель злой, - замечает он,- который ради крепости и живости тела убивает душу»

Закономерности физического и духовного развития.

Развитие – 1. процесс и результат количественных и качественных изменений человека;

2. процесс физического, психического, социального созревания, количественных и качественных изменений его свойств.

Общие закономерности:

    большая интенсивность развития в детстве;

    взаимосвязь психического и физического развития;

    переход количественных изменений в качественные;

    скачкообразность;

    развитие происходит в деятельности;

    для ребенка необходимо социальное окружение.

Исследования в области человеческого развития выявили ряд важных закономерностей, без учета которых невозможно спроектировать и организовать эффективную учебно-воспитательную деятельность. Педагогика опирается на закономерности физического развития :

    В более молодом возрасте физическое развитие человека идет быстрее и интенсивнее; по мере того, как человек становится старше, темп развития замедляется.

    Физически ребенок развивается неравномерно: в одни периоды – быстрее, в другие – медленнее.

    Каждый орган тела развивается в своем темпе; в целом части тела развиваются неравномерно и непропорционально.

С физическим неразрывно связано духовное развитие, в динамике которого также есть значительные колебания, обусловленные неравномерностью созревания нервной системы и развития психических функций. Исследования показывают, что существенные отличия между людьми выражаются прежде всего в уровне интеллектуальной деятельности, потребностях, интересах, мотивах, нравственном поведении. Духовное развитие подчиняется ряду закономерностей:

    Между возрастом человека и темпами духовного развития существует обратно пропорциональная зависимость: по мере взросления человека темп его духовного развития замедляется.

    Духовное развитие человека во многом обусловлено особенностями его психофизиологического развития и наоборот.

    Степень духовного развитие человека детерминируется (определяется) широтой его внешних связей и отношений, многообразием деятельности.

    Духовное развитие людей протекает неравномерно, что обусловлено врожденными предпосылками, степенью активности личности, направленной на самосовершенствование, особенностями воздействия внешних факторов.

КРАСНОАРМЕЙСКИЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
ПРИХОД В ЧЕСТЬ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА

Районные Кирилло-Мефодиевские чтения

Взаимосвязь духовного и физического здоровья

Реферат подготовила:

Учащаяся 8 класса

МОУ Арсентьевской ООШ

Ржевская Ксения Владимировна

Научный руководитель:

Учитель биологии и ОПК

Ларина Ольга Робертовна

Введение.............................................................................................................3 1. Проблема здоровья в современном обществе............................................4 2. Понятие о здоровье и его критерии...........................................................6 3. Понятие о здоровом образе жизни: православный взгляд....................8 4. Понятие о здоровом образе жизни: научный взгляд …………………..10 5. Анализ результатов исследования..............................................................12. 5.1. Описание методики и организации исследования.............................12 5.2. Анализ результатов и их обсуждение...................................................15. Заключение.........................................................................................................19Литература..........................................................................................................20 Приложения........................................................................................................21

Введение

Мы говорим при встрече, здравствуйте, а это значит, что мы желаем друг другу здоровья. Я задумалась над тем, почему в приветствии людей заложено пожелание здоровья? Наверно, потому, что здоровье для человека – одна из главных жизненных ценностей. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем.

Конец 20 – начало 21 века характеризуется, в частности, ростом заболеваемости и смертности населения на фоне высоких достижений медицины, совершенства технических средств диагностики и лечения болезней. Современный этап развития нашего общества связан с демографическим кризисом, снижением продолжительности жизни, снижением психического состояния здоровья населения страны, что вызывает обеспокоенность многих ученых и специалистов.

Не менее трагичен и кризис личности, порождающий кризис семьи. А результат страшный: 4.5 млн. детей-сирот при живых родителях, рост наркомании и алкоголизма, частые суициды в подростковой и молодежной среде. Эти и многие другие факты подтверждают, что русская нация действительно находится в крайне тяжелой ситуации. Еще одним критическим показателем является ухудшение здоровья нации. В одном из западных английских журналов опубликовано очень интересное исследование о том, как русские относятся к своему здоровью. И там приводится ряд цифр, которые говорят о том, что хуже, чем русские к своему собственному здоровью не относится, наверное, в Европе и других цивилизованных странах, никто. Как дар его никто не воспринимает, и губят его абсолютно спокойно. Ко всему прочему нужно отметить и продолжающееся старение населения. Уже сейчас на одного молодого человека приходится 1,5 пенсионера. Российская Академия наук в 1914 году, в самый канун первой мировой войны, подсчитала, что по самым скромным данным к началу XXI столетия в России должно было проживать 500 млн. человек.

Все эти показатели говорят о том, что сегодня в современном обществе особую актуальность приобретают вопросы здоровья нации и комплекс проблем, связанных со здоровым образом жизни. Государство и общественные организации проводят в этом направлении определенную работу: но это работа, направлена на устранение последствий. Учитывая традиционную направленность современной медицины, становится ясным, что медицина сегодняшнего дня и обозримого будущего не сможет существенно влиять на сохранение здоровья человека. Этот факт обосновывает необходимость поиска более эффективных способов и средств сохранения и развития здоровья. Первым шагом в этом направлении может служить выяснение представлений о здоровом образе жизни в современном обществе с целью дальнейшей их корректировки, а также формирования новых представлений и установок на здоровье, здоровый образ жизни и болезнь. В первую очередь это имеет значение для молодого поколения, так как его здоровье - это общественное здоровье через 10 - 30 лет. Поэтому в нашем исследовании мы изучали представления о здоровом образе жизни у детей и подростков.

Целью моей работы явилось изучение результатов исследования понимания учащимися здорового образа жизни, их практическое значение для возможной дальнейшей работы в направлении формирования представлений о тесной взаимосвязи духовного и физического здоровья.

1. Проблема здоровья в современном обществе

В самом начале этого года Министерство образования и науки Российской федерации обнародовало данные по числу учащейся молодёжи и образовательных учреждений в России на текущий момент. На самом деле цифры крайне тревожные. По сообщению главного образовательного ведомства страны, за парты российских школ в сентябре 2007 года село 14 500 млн. детей и подростков. Это на 260 тыс. человек меньше, чем в прошлом году, и на 1 млн. меньше, чем в позапрошлом. А это значит, на 1 миллион 400 человек уменьшилось число школьников за два года. За последние семь лет число учащихся сократилось в среднем на 5,5 млн. человек. На одного ребенка школьного и дошкольного возраста в современной России приходится 1,5 пенсионера, что свидетельствует о продолжающемся старении страны. Если подобные тенденции сохранятся впредь, то к 2040 году, как подсчитано, число учащихся в России составит не более 5,5 млн. человек. То есть в 2,5 раза меньше чем сегодня. Только 5,5 млн., когда 30 лет назад – 20 млн. Цифры очень тревожные, но статистика вещь суровая и во многом непреодолимая в рамках 1-2-3-х лет.

В России происходит процесс закрытия школ в связи с их неукомплектованностью. Если в начале 90-х годов их было 67 тысяч. То сегодня – 58 тысяч. То есть 10 тысяч школ за 10 лет в минусе. При сохранении данных показателей к тому же 2040 году в России останется менее 30 тысяч школ, а это в 2,5 раза меньше, чем в Российской империи 1914 года. Данные показатели не могут не волновать нас – подрастающее поколение России, за кем – будущее нашей страны.

Позволю несколько цифр по Самарской губернии. Учитывая, что Самара не совсем среднестатистический регион, экономические показатели у нас довольно высоки, однако демографические показатели по Самарской области таковы. По данным Министерства экономического развития инвестиций и торговли Самарской области, в 2006 году в Самарской области родилось 32 тысячи человек. Умерло 50 тысяч человек. В 2010 году рождаемость составила - 34 тыс. человек, смертность - 45 тыс. В том числе от транспортных травм погибло – 2%, от отравления алкоголем – 1,5%. Таким образом, численность населения губернии составила 3,2 млн. человек. Это на 12 тысяч человек меньше, чем на год раньше и на 300 тысяч меньше чем в 1995 году. За 12 лет минус 300 тысяч – в одном из самых благополучных регионов страны.

Очень важный показатель, число школьников в Самарской области также значительно сократилось. Если в сентябре 1997 года за партой сидело 460 тысяч, в 2006 году – почти 300 тыс. человек, 160 тысяч за 12 лет в минусе. Таким образом, численность учащихся за 10 лет в Самарской области снизилась на 35% , в среднем по России – на 25%. Возникает вопрос, достаточно ли просто ввести экономические меры для преодоления демографического кризиса? Есть губернии более бедные, которые не демонстрируют такого тревожного показателя. Численность учащихся очень важный показатель, как и численность школ. Если в 1997 году в Самарской области было более 1000 государственных муниципальных образовательных учреждений, то сегодня – 780.

Каковы же данные статистики по Красноармейскому району? Позволю несколько цифр по нашему району. Мы сделали запрос в отдел ЗАГСа муниципального района Красноармейский о состоянии демографической ситуации в нашем районе за последние 5 лет: данные неутешительные – смертность по–прежнему превышает рождаемость. Число школьников за эти годы также сократилось: за пять лет на 700 учащихся.

Эти показатели и по России, губернии и нашему району, на мой взгляд, наглядно демонстрируют о том, что демографический кризис не только не преодолевается, но и не замедляется. Реальные цифры вещь конкретная. А конкретика такова, что по-прежнему, несмотря на все усилия, разрыв между умирающими и рождающимися людьми в России составляет около 1 млн. человек. И мимо этой цифры пройти нельзя.

Другим очень тревожным показателем демографического процесса в России является сокращение средней продолжительности жизни. У нас самый большой в Европе разрыв между средним возрастом мужчины и женщины – 13 лет. В 1990 году разрыв между возрастом мужчин и женщин в России составлял 6 лет. В Германии, к примеру, 2 года. Среднестатистический мужчина в нашей стране не доживает до пенсионного возраста, умирая в 59 лет. И эта тревожная цифра свидетельствует о том, что мужчины умирают не только из-за старости, а из-за того, что психологическое, депрессивное состояние, безысходность, которую они ощущали, приводила и к алкоголизации, и к наркомании. Особую тревогу вызывают эти показатели среди подросткового и трудоспособного населения.

Еще одним критическим показателем является ухудшение здоровья нации. По данным РОЗ более 35% населения России находятся в той или иной степени в тревожно-депрессивном состоянии. А это потеря ощущения здоровья, потеря ощущения социальных и эмоциональных связей. В нынешнем веке среди заболеваний доминируют эпидемии, а также сердечно-сосудистые заболевания: инфаркт миокарда, артериальная гипертония, инсульты. Число инсультов растет, люди встревожены, испытывают влияние стрессов. И вот на эти стрессы организм отвечает такими заболеваниями. Стремительно растет заболеваемость сахарным диабетом второго типа, ухудшается легочное здоровье.

Все эти показатели говорят о том, что сегодня в современном обществе особую актуальность приобретают вопросы здоровья нации и комплекс проблем, связанных со здоровым образом жизни.