Дом с мезонином краткое содержание брифли. Дом с мезонином, чехов антон павлович

Антон Павлович Чехов

«Дом с мезонином»

Рассказчик (повествование идёт от первого лица) вспоминает, как шесть-семь лет назад жил в имении Белокурова в одном из уездов Т-ой губернии. Хозяин «вставал очень рано, ходил в поддёвке, по вечерам пил пиво и все жаловался мне, что он нигде и ни в ком не встречает сочувствия». Рассказчик — художник, но летом так обленился, что почти ничего не писал. «Иногда я уходил из дому и до позднего вечера бродил где-нибудь». Так он забрёл в незнакомую усадьбу. Возле ворот стояли две девушки: одна «постарше, тонкая, бледная, очень красивая» и вторая — «молоденькая — ей было семнадцать-восемнадцать лет, не больше — тоже тонкая и бледная, с большим ртом и с большими глазами». Оба лица почему-то показались давно знакомыми. Он вернулся с чувством, будто видел хороший сон.

Вскоре в имении Белокурова появилась коляска, в которой сидела одна из девушек, старшая. Она приехала с подписным листом просить деньги для крестьян-погорельцев. Подписавшись в листе, рассказчик был приглашён в гости посмотреть, по выражению девушки, «как живут почитатели его таланта». Белокуров рассказал, что ее зовут Лидией Волчаниновой, живёт она в селе Шелковка вместе с матерью и сестрой. Ее отец когда-то занимал видное место в Москве и умер в чине тайного советника. Несмотря на хорошие средства, Волчаниновы жили в деревне безвыездно, Лида работала учительницей, получая двадцать пять рублей в месяц.

В один из праздников они поехали к Волчаниновым. Мать и дочери были дома. «Мать, Екатерина Павловна, когда-то, по-видимому, красивая, теперь же сырая не по летам, больная одышкой, грустная, рассеянная, старалась занять меня разговором о живописи». Лида рассказывала Белокурову, что председатель управы Балаган «все должности в уезде роздал своим племянникам и зятьям и делает что хочет». «Молодёжь должна составить из себя сильную партию, — сказала она, — но вы видите, какая у нас молодёжь. Стыдно, Петр Петрович!» Младшая сестра Женя (Мисюсь, ибо в детстве она звала так «мисс», свою гувернантку) казалась совсем ребёнком. Во время обеда Белокуров, жестикулируя, опрокинул рукавом соусник, но никто, кроме рассказчика, казалось, не заметил этого. Когда они возвращались, Белокуров сказал: «Хорошее воспитание не в том, что не прольёшь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой. <…> Да, прекрасная, интеллигентная семья…»

Рассказчик стал бывать у Волчаниновых. Ему понравилась Мисюсь, она тоже симпатизировала ему. «Мы гуляли вместе, рвали вишни для варенья, катались в лодке <…> Или я писал этюд, а она стояла возле и смотрела с восхищением». Его особенно привлекало то, что в глазах юной провинциалки он выглядел талантливым художником, знаменитой личностью. Лида невзлюбила его. Она презирала праздность и считала себя трудовым человеком. Ей не нравились его пейзажи потому, что в них не показывались народные нужды. В свою очередь Лида не понравилась ему. Как-то он затеял с ней спор и сказал, что ее благотворительная работа с крестьянами не только не приносит пользы, но и вредна. «Вы приходите к ним на помощь с больницами и школами, но этим не освобождаете их от пут, а, напротив, ещё больше порабощаете, так как, внося в их жизнь новые предрассудки, вы увеличиваете число их потребностей, не говоря уже о том, что за книжки они должны платить земству и, значит, сильнее гнуть спину». Лидин авторитет был непререкаем. Мать и сестра уважали, но и боялись ее, взявшей на себя «мужское» руководство семьёй.

Наконец рассказчик признался Жене в любви вечером, когда она провожала его до ворот усадьбы. Она ответила ему взаимностью, но тут же побежала все рассказать матери и сестре. «Мы не имеем тайн друг от друга…» Когда на следующий день он пришёл к Волчаниновым, Лида сухо объявила, что Екатерина Павловна с Женей уехала к тёте, в Пензенскую губернию, чтобы затем, вероятно, отправиться за границу. По дороге обратно его нагнал мальчишка с запиской от Мисюсь: «Я рассказала все сестре, и она требует, чтобы я рассталась с вами… Я была не в силах огорчить ее своим неповиновением. Бог даст вам счастья, простите меня. Если бы вы знали, как я и мама горько плачем!» Больше он не видел Волчаниновых. Как-то по дороге в Крым он встретил в вагоне Белокурова, и тот сообщил, что Лида по-прежнему живёт в Шелковке и учит детей. Ей удалось сплотить возле себя «сильную партию» из молодых людей, и на последних земских выборах они «прокатили» Балагина. «Про Женю же Белокуров сообщил только, что она не жила дома и была неизвестно где». Постепенно рассказчик начинает забывать про «дом с мезонином», про Волчаниновых, и только в минуты одиночества он вспоминает о них и: «…мало-помалу мне почему-то начинает казаться, что обо мне тоже вспоминают, меня ждут и что мы встретимся… Мисюсь, где ты?»

Автор повествования, молодой художник, когда-то гостил в имении Белокурова. Когда он гулял по окрестностям, то дошел до какой-то усадьбы, где увидел двух девушек: одна из которых, что постарше, очень красивая и тонкая, а младшая - с большими глазами и такая же красивая, лет восемнадцати.

Вскоре Белокуров с рассказчиком были приглашены в гости, а перед этим Белокуров рассказал, что старшая девушка, Лидия Волчанинова, живет с матерью и младшей сестрой Женей. Отец их, бывший в чине тайного советника, уже умер. Лида работает учительницей.

На праздник они и отправились к Волчаниновым. Мать, стареющая женщина, с остатками былой красоты, говорила о живописи. Лида посвятила свой разговор проблеме с председателем управы Балаганом, раздавшем все сытные места в управе своим родным. Женя казалась совсем ребенком. Белокуров случайно опрокинул соусницу, но никто за столом и виду не подал, что заметили это. Лишь по пути домой Белокуров отметил, что это благородные и воспитанные люди, раз не позволили себе делать замечания.

Рассказчик стал навещать Волчаниновых. Лида его невзлюбила из-за того, что он праздно проводит время, не показывает в своих картинах нужды народа. У него с ней как-то возник спор на тему улучшения жизни трудового народа. А Женя гуляла с ним, смотрела на то, как он рисует и проявляла к нему симпатию.

Художник делает признание полюбившейся Жене. Она тоже влюблена и бежит с сообщением своей матери и сестре, так как у них не было секретов. А когда он на следующий день пришел к ним, то узнает от Лиды, что Женя с матерью уехали. Получает записку от Жени со словами извинений за то, что она с матерью не в силах сопротивляться воле Лиде, которая против их отношений. Волчаниновых он больше не видел.

Прошло какое-то время и он в поезде встречает Белокурова, от которого узнает, что Лида так же учит детей, сплотила партию, которая противостоит Балагану. А про Женю ничего ему не было известно.

Рассказчик постепенно забывает про Волчаниновых и про тот дом с мезонином, в котором жила Женя.

Рассказ "Дом с мезонином" написан в 1896 году. Произведение хоть и сравнительно небольшое по размеру, но интересное по своей сути. Речь идет о деревенской жизни российской интеллигенции середины 19 века. Повествование идет о событиях, произошедших за 6 - 7 лет до написания рассказа. Среди героев мы видим художника - пейзажиста, который основное время проводит в деревне; также мы встречаем маму с двумя молодыми дочерьми (ихний отец имел при жизни хорошую должность - умер в чине тайного советника) и помещика Белоброва, который все время недоволен жизнью.

Основное внимание в произведении уделяется описанию праздного образа жизни этих людей. Пейзажист вообще уверен в том, что главной причиной всех болезней является физический труд. Как у этих людей проходит день? Помещик утверждает, что он все время работает, потому что хочет стать лучшим хозяином на деревне. Он по характеру очень медлительный, поэтому процесс "работы" из-за этой медлительности еще более растягивается.

Наиболее плодотворно день проходит у одной из дочерей - Лиды. Она работает в местной школе и активно участвует в жизни уездной организации земства. Она была человеком очень инициативным и все время продвигала вопрос расширения сети медицинских пунктов. Как только в газете прочитала объявление о смерти роженицы, так она, забыв что находится дома, вступила с пейзажистом в политические дебаты.

Для ее семнадцатилетней сестры, которую все считают еще маленькой и называют Мисюлей, день заключается в чтении книг. Она выбирает укромное местечко и читает... читает... в итоге сильно устает, но без этого не может. Всем своим поведением девушка показывает, что она уже выросла и достаточно умна. Но понимает это только художник. Первая встреча с этой девушкой художнику не очень сильно запомнилась, а потом он настолько к ней привязался, что сам этого не ожидал. Он любил каждую клеточку ее тела! Он просто боготворил ее!

Мисюля и ее мама принимали художника у себя дома практически как члена семьи уже, но эта связь очень по какой-то причине не понравилась Лиде. Для сесты и для матери Лида была человеком особенным и они ни в чем не могли ее ослушаться. Именно поэтому Мисюля и мать ее Екатерина уехали к родственникам в Пензенскую губернию. Герой (он же художник) долго скучал, пытался найти какие-то ихние следы, но все тщетно Через несколько лет художник и помещик встретились в поезде. В жизни помещика многое поменялось за то время, что они не виделись.

Старое поместье продано, приобретено новое, поменьше. Про маму и дочерей он практически ничего не знал. Разве что рассказал, что старшая так и работает в школе, и продвинулась по земской линии, собрав вокруг себя проблему единомышленников. Произведение А.П.Чехова "Дом с мезонином" - вроде бы как обычный рассказ про определенный период жизни нескольких людей, но реально в нем поднимаются много социальных проблем общества того времени, а именно:

  • слабый уровень медицины;
  • сильные разрывы в обществе между разными категориями;
  • социальная несправедливость.

Произведение А.П. Чехова «Дом с мезонином» посвящено несостоявшейся любви молодого художника и провинциальной чистой девушки по имени Женя. Молодой человек не понравился ее старшей сестре, Лиде, так как не оценил ее общественной деятельности в земстве, и она заставила их расстаться. Много лет спустя художник узнал о том, что старшая девушка продолжает жить в поместье и заниматься просветительской деятельностью среди крестьян, а Женя уехала из родительского дома и живет неизвестно, где. Главный герой рассказа всю жизнь с тоской вспоминает Женю и тревожится за ее судьбу.

Основной идеей рассказа является то, что есть разряд людей, которые считают себя правыми во всем. Они гордятся тем, что всегда поступают так, как положено, и считают себя просвещенными и передовыми. При этом они не подозревают, что способны покалечить и растоптать чужую жизнь.

Читать Краткое содержание рассказа Дом с мезонином Чехова

Рассказ А.П. Чехова начинается с того, что молодой перспективный художник приехал летом в деревню на этюды. В деревне он случайно видит двух очень красивых девушек. Они сестры. Старшую сестру зовут Лидия. Она в семье занимает главное положение, потому что у нее очень сильный характер и очень твердые убеждения.

Младшую сестру зовут Женя. В семье к ней относятся как к ребенку и называют детским прозвищем «Мисюсь». Так она называла свою гувернантку-англичанку еще в детстве, когда не могла выговорить слово «мисс». Мисюсь и художник сблизились и полюбили друг друга. Ему льстило то восхищение, с которым Мисюсь относилась к его картинам, это заставляло его верить в то, что он очень талантлив.

Понравился молодой художник и матери Лиды и Жени, Екатерине Павловне. Они подолгу разговаривали о живописи. Единственный человек, с кем он не нашел общего языка в этой семье, была Лида. Несмотря на то, что семья Волчаниновых имела неплохие средства, Лида работала в земской школе учительницей, получала двадцать пять рублей и гордилась тем, что тратила на себя только эти деньги.

Кроме просвещения, Лида занималась и общественной деятельностью. Она пыталась влиять на местную политику, лечила крестьян и была убеждена, что художник обязан писать исключительно на народные темы, чтобы привлечь интерес общественности к нуждам и бедам крестьянства.

Главный герой не разделял убеждений Лиды. Между ними часто разгорались споры о том, нужно ли вообще заниматься крестьянскими нуждами, ведь, по его мнению, это еще больше порабощало этих забитых людей.

Лида сердилась на художника и за то, что он не хочет примкнуть к ее партии из местных молодых людей, чтобы лишить власти местного земского председателя, деятельность которого она считала неправильной.

Когда молодой человек и Мисюсь объяснились в любви, она сочла себя обязанной рассказать об этом матери и Лиде. Автор не повествует о том, какая сцена разыгралась в той семье. Он говорит лишь о том, как на следующий день художник пришел в дом к Волчаниновым и не застал там ни Жени, ни Екатерины Павловны.

Лида сухо объявила ему об отъезде матери и сестры. Было понятно, что инициатором их бегства была именно она. Позже молодой человек получил записку от Жени, где она писала, что не может противиться воли сестры, которая категорически требует от нее расстаться с художником.

Много лет спустя уже немолодой человек узнал о том, что Мисюсь уже не живет с матерью и сестрой, а Лида все продолжает учить и лечить в своем земстве, и что ей даже удалось свергнуть неугодного ей земского деятеля.

Данное произведение имеет весьма обширную проблематику. Читатель невольно задается вопросом о том, где та грань, которая разделяет ответственность за близких, и желание властвовать их судьбами. Лида, много делая для людей, сочла, что имеет право распоряжаться их жизнями.

Актуален и вопрос о том, что представляет собой интеллигентный человек. В начале сюжета художник проливает соус за столом. Его радует тот факт, что никто не обратил на это внимание, и он считает именно это признаком интеллигентности. А позже молодому человеку еще предстоит убедиться в том, что интеллигентность не в манерах и вежливости, а в уважительном отношении к чужому мнению, чужой позиции, чужой жизни.

Данной произведение не потеряло своей значимости и по сей день, так как оно говорит о вечных человеческих ценностях.

Картинка или рисунок Дом с мезонином

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Чехов Тоска

    Главным героем рассказа А. П. Чехова «Тоска» является старый извозчик. У этого несчастного пожилого человека недавно умер сын. Он тоскует и страдает, и ему необходимо рассказать кому-нибудь о своем великом горе.

«Это было шесть-семь лёт тому назад, когда я жил в одном из уездов Т-ой губернии, в имении помещика Белокурова, молодого человека, который вставал очень рано, ходил в поддевке, по вечерам пил пиво и все жаловался мне, что он нигде и ни в ком не встречает сочувствия. Он жил в саду во флигеле, а я в старом барском доме, в громадной зале с колоннами, где не было никакой мебели, кроме широкого дивана, на котором я спал, да еще стола, на котором я раскладывал пасьянс. Тут всегда, даже в тихую погоду, что-то гудело в старых амосовских печах, а во время грозы весь дом дрожал и, казалось, трескался на части, и было немножко страшно, особенно ночью, когда все десять больших окон вдруг освещались молнией».

Как-то, возвращаясь домой, главный герой забрел в какую-то незнакомую усадьбу. Здесь, пройдя по старым аллеям, он дошел до белого дома с террасой и с мезонином. У белых каменных ворот, которые вели со двора в поле, у старинных крепких ворот со львами, стояли две девушки. «Одна из них, постарше, тонкая, бледная, очень красивая, с целой копной каштановых волос на голове, с маленьким упрямым ртом, имела строгое выражение и на меня едва обратила внимание; другая же, совсем еще молоденькая — ей было семнадцать-восемнадцать лет, не больше — тоже тонкая и бледная, с большим ртом и с большими глазами, с удивлением посмотрела на меня, когда я проходил мимо, сказала что-то по-английски и сконфузилась, и мне показалось, что и эти два милых лица мне давно уже знакомы. И я вернулся домой с таким чувством, как будто видел хороший сон».

Вскоре после этого, когда главный герой и Белокуров гуляли около дома, въехала во двор рессорная коляска, в которой сидела одна из тех девушек. Старшая из сестер приехала с подписным листом просить на погорельцев. После того как Оба подписались, она пригласила Петра Петровича и главного героя в гости.

Когда она уехала, Петр Петрович сказал, что эта девушка из хорошей семьи. Ее имя — Лидия Волчанинова. Имение, в котором она живет с матерью и сестрой, называется Шелковкой. «Отец ее когда-то занимал видное место в Москве и умер в чине тайного советника. Несмотря на хорошие средства, Волчаниновы жили в деревне безвыездно, лето и зиму, и Лидия была учительницей в земской школе у себя в Шелковке и получала двадвать пять рублей в месяц. Она тратила на себя только эти деньги и гордилась, что живет на собственный счет».

Вскоре оба отправились в Шелковку. «Мать, Екатерина Павловна, когда-то, по-видимому, красивая, теперь же... больная одышкой, грустная, рассеянная, старалась занять меня разговором о живописи». «Лидия, или, как ее звали дома, Лида, говорила больше с Белокуровым, чем со мной. Серьезная, не улыбаясь, она спрашивала его, почему он не служит в земстве и почему до сих пор не был ни на одном земском собрании ».

От Лидии герой узнал о том, что весь уезд находится в руках Бала-гина, председателя управы, и его родственников. Лидия считает, что с этим надо бороться, создать сильную молодежную партию.

«Младшая сестра, Женя, пока говорили о земстве, молчала. Она не принимала участия в серьезных разговорах, ее в семье еще не считали взрослой и, как маленькую, называли Мисюсь, потому что в детстве она называла так мисс, свою гувернантку. Все время она смотрела на меня с любопытством и, когда я осматривал в альбоме фотографии, объясняла мне: «Это дядя... Это крестный папа», — и водила пальчиком по портретам, и в это время по-детски касалась меня своим плечом, и я близко видел ее слабую, неразвитую грудь, тонкие плечи, косу и худенькое тело, туго стянутое поясом».

Возвращаясь домой, друзья говорили об этой «прекрасной, интеллигентной» семье. Главный герой же думал про Белокурова, что тот «тяжелый и ленивый малый».

II
Главный герой часто стал бывать у Волчаниновых. Он привык к тому, что «Лида принимала больных, раздавала книжки и часто уходила в деревню с непокрытой головой, под зонтиком, а вечером громко говорила о земстве, о школах». Лида считала, что у них с главным героем нет общих интересов. «Она не любила меня за то, что я пейзажист и в своих картинах не изображаю народных нужд, и что я, как ей казалось, был равнодушен к тому, во что она так крепко верила».

«А ее сестра, Мисюсь, не имела никаких забот и проводила свою жизнь в полной праздности, как я. Вставши утром, она тотчас же бралась за книгу и читала, сидя на террасе в глубоком кресле, так что ножки ее едва касались земли, или пряталась с книгой в липовой аллее, или шла за ворота в поле. Она читала целый день, с жадностью глядя в книгу, и только потому, что взгляд ее иногда становился усталым, ошеломленным и лицо сильно бледнело, можно было догадаться, как это чтение утомляло ее мозг». Она всегда была рада видеть главного героя.

Однажды, собирая грибы, главный герой и Женя разговорились. Девушка спросила, почему они с Лидой все время спорят. «Потому что она неправа», — ответил он. После все встретились на террасе. Герой отметил, что Екатерина Павловна и Женя обожали друг друга. И к людям они относились одинаково, «Екатерина Павловна также скоро привыкла и привязалась ко мне, и когда я не появлялся два-три дня, присылала узнать, здоров ли я. На мои этюды она смотрела тоже с восхищением, и с такою же болтливостью и так же откровенно, как Мисюсь, рассказывала мне, что случилось, и часто поверяла мне свои домашние тайны».

Все снова стали говорить о Лиде. Мать сказала, что ее старшей дочери пора подумать о себе. Замуж нужно.

Возвращаясь домой, главный герой спросил у Белокурова, почему тот до сих пор не влюбился в одну из сестер. Тот ответил, что любит другую — Любовь Ивановну, которая живет с ним вместе во флигеле. Это была очень полная, пухлая, важная дама. «Она была старше его лет на десять и управляла им строго, так что, отлучаясь из дому, он должен был спрашивать у нее позволения. Она часто рыдала мужским голосом, и тогда я посылал сказать ей, что если она не перестанет, то я съеду с квартиры; и она переставала».

Главный герой предположил, что Лида может полюбить только земца, увлеченного так же, как она, больницами и школами. «А Мисюсь? Какая прелесть эта Мисюсь!»

III
В следующий раз главный герой и Лида снова заспорили. Теперь о том, нужен ли медицинский пункт в Малоземове. Лида уверяла, что если бы были такие пункты, то смертность бы уменьшилась. А главный герой на это отвечал, что такие люди «...болеют от непосильного труда, всю жизнь дрожат за голодных и больных детей, всю жизнь боятся смерти и болезней, всю жизнь лечатся, рано блекнут, рано старятся и умирают в грязи и в вони; их дети, подрастая, начинают ту же музыку, и так проходят сотни лет, и миллиарды людей живут хуже животных — только ради куска хлеба, испытывая постоянный страх. Весь ужас их положения в том, что им некогда о душе подумать, некогда вспомнить о своем образе и подобии; голод, холод, животный страх, масса труда, точно снеговые обвалы, загородили им все пути к духовной деятельности, именно к тому самому, что отличает человека от животного и составляет единственное, ради чего стоит жить. Вы приходите к ним на помощь с больницами и школами, но этим не освобождаете их от пут, а, напротив, еще больше порабощаете, так как, внося в их жизнь новые предрассудки, вы увеличиваете число их потребностей, не говоря уже о том, что за мушки и за книжки они должны платить земству и, значит, сильнее гнуть спину».

Лида обиделась и сказала, что нельзя сидеть сложа руки, но и освободить людей от труда невозможно. Тогда главный герой предложил Лиде взять на себя долю их труда. После долгой перепалки он понял, что пора идти домой.

IV
«На дворе было тихо; деревня по ту сторону пруда уже спала, не было видно ни одного огонька, и только на пруде едва светились бледные отражения звезд. У ворот со львами стояла Женя неподвижно, поджидая меня, чтобы проводить». Это была грустная августовская ночь. Женя сказала, что считает главного героя правым в его убеждениях. Он был слишком раздражен, чтобы остаться одному. Главный герой попросил Женю задержаться.

«Я любил Женю. Должно быть, я любил ее за то, что она встречала и провожала меня, за то, что смотрела на меня нежно и с восхищением. Как трогательно прекрасны были ее бледное лицо, тонкая шея, тонкие руки, ее слабость, праздность, ее книги. А ум? Я подозревал у нее недюжинный ум, меня восхищала широта ее воззрений, быть может, потому, что она мыслила иначе, чем строгая, красивая Лида, которая не любила меня. Я нравился Жене как художник, я Победил ее сердце своим талантом, и мне страстно хотелось писать только для нее, и я мечтал о ней, как о своей маленькой королеве, которая вместе со мною будет владеть этими деревьями, полями, туманом, зарею, этою природой, чудесной, очаровательной, но среди которой я до сих пор чувствовал себя безнадежно одиноким и ненужным». В порыве чувств главный герой стал осыпать Женю поцелуями. Она убежала в дом. Долго молодой человек ждал ее возвращения, а потом отправился домой.

На другой день после обеда главный герой снова пришел к Волчаниновым. Оказалось, что Екатерина Павловна с Женей уехали к тете, в Пензенскую губернию. А зимой, вероятно, они поедут за границу.

«И я ушел из усадьбы тою же дорогой, какой пришел сюда в первый раз, только в обратном порядке: сначала со двора в сад, мимо дома, потом по липовой аллее... Тут догнал меня мальчишка и подал записку. «Я рассказала все сестре, и она требует, чтобы я рассталась с вами, — прочел я. — Я была бы не в силах огорчить ее своим неповиновением. Бог даст вам счастья, простите меня. Если бы вы знали, как я и мама горько плачем!»

Придя домой, главный герой уложился и вечером уехал в Петербург.

Больше он уже не видел Волчаниновых. А через время, по дороге в Крым, он встретил в вагоне Белокурова. Стало известно, что имение свое он продал и купил другое, поменьше, на имя Любови Ивановны. Лида жила по-прежнему в Шелковке и учила в школе детей, собрала около себя кружок симпатичных ей людей, которые составили из себя сильную партию и на последних земских выборах «прокатили» Балагина, державшего до того времени в своих руках весь уезд. Где теперь была Женя, никому не известно.

«Я уже начинаю забывать про дом с мезонином, и лишь изредка, когда пишу или читаю, вдруг ни с того ни с сего припомнится мне то зеленый огонь в окне, то звук моих шагов, раздававшихся в поле ночью, когда я, влюбленный, возвращался домой и потирал руки от холода. А еще реже, в минуты, когда меня томит одиночество и мне грустно, я вспоминаю смутно, и мало-помалу мне почему-то начинает казаться, что обо мне тоже вспоминают, меня ждут и что мы встретимся...

Рассказчик (повествование идет от первого лица) вспоминает, как шесть-семь лет назад жил в имении Белокурова в одном из уездов Т-ой губернии. Хозяин «вставал очень рано, ходил в поддевке, по вечерам пил пиво и все жаловался мне, что он нигде и ни в ком не встречает сочувствия». Рассказчик - художник, но летом так обленился, что почти ничего не писал. «Иногда я уходил из дому и до позднего вечера бродил где-нибудь». Так он забрел в незнакомую усадьбу. Возле ворот стояли две девушки: одна «постарше, тонкая, бледная, очень красивая» и вторая - «молоденькая - ей было семнадцать-восемнадцать лет, не больше - тоже тонкая и бледная, с большим ртом и с большими глазами». Оба лица почему-то показались давно знакомыми. Он вернулся с чувством, будто видел хороший сон.

Вскоре в имении Белокурова появилась коляска, в которой сидела одна из девушек, старшая. Она приехала с подписным листом просить деньги для крестьян-погорельцев. Подписавшись в листе, рассказчик был приглашен в гости посмотреть, по выражению девушки, «как живут почитатели его таланта». Белокуров рассказал, что ее зовут Лидией Волчаниновой, живет она в селе Шелковка вместе с матерью и сестрой. Ее отец когда-то занимал видное место в Москве и умер в чине тайного советника. Несмотря на хорошие средства, Волчаниновы жили в деревне безвыездно, Лида работала учительницей, получая двадцать пять рублей в месяц.

В один из праздников они поехали к Волчаниновым. Мать и дочери были дома. «Мать, Екатерина Павловна, когда-то, по-видимому, красивая, теперь же сырая не по летам, больная одышкой, грустная, рассеянная, старалась занять меня разговором о живописи». Лида рассказывала Белокурову, что председатель управы Балаган «все должности в уезде роздал своим племянникам и зятьям и делает что хочет». «Молодежь должна составить из себя сильную партию, - сказала она, - но вы видите, какая у нас молодежь. Стыдно, Петр Петрович!» Младшая сестра Женя (Мисюсь, ибо в детстве она звала так «мисс», свою гувернантку) казалась совсем ребенком. Во время обеда Белокуров, жестикулируя, опрокинул рукавом соусник, но никто, кроме рассказчика, казалось, не заметил этого. Когда они возвращались, Белокуров сказал: «Хорошее воспитание не в том, что не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой. [...] Да, прекрасная, интеллигентная семья...».

Рассказчик стал бывать у Волчаниновых. Ему понравилась Мисюсь, она тоже симпатизировала ему. «Мы гуляли вместе, рвали вишни для варенья, катались в лодке [...] Или я писал этюд, а она стояла возле и смотрела с восхищением». Его особенно привлекало то, что в глазах юной провинциалки он выглядел талантливым художником, знаменитой личностью. Лида невзлюбила его. Она презирала праздность и считала себя трудовым человеком. Ей не нравились его пейзажи потому, что в них не показывались народные нужды. В свою очередь Лида не понравилась ему. Как-то он затеял с ней спор и сказал, что ее благотворительная работа с крестьянами не только не приносит пользы, но и вредна. «Вы приходите к ним на помощь с больницами и школами, но этим не освобождаете их от пут, а, напротив, еще больше порабощаете, так как, внося в их жизнь новые предрассудки, вы увеличиваете число их потребностей, не говоря уже о том, что за книжки они должны платить земству и, значит, сильнее гнуть спину». Лидин авторитет был непререкаем. Мать и сестра уважали, но и боялись ее, взявшей на себя «мужское» руководство семьей.

Наконец рассказчик признался Жене в любви вечером, когда она провожала его до ворот усадьбы. Она ответила ему взаимностью, но тут же побежала все рассказать матери и сестре. «Мы не имеем тайн друг от друга...» Когда на следующий день он пришел к Волчаниновым, Лида сухо объявила, что Екатерина Павловна с Женей уехала к тете, в Пензенскую губернию, чтобы затем, вероятно, отправиться за границу. По дороге обратно его нагнал мальчишка с запиской от Мисюсь: «Я рассказала все сестре, и она требует, чтобы я рассталась с вами... Я была не в силах огорчить ее своим неповиновением. Бог даст вам счастья, простите меня. Если бы вы знали, как я и мама горько плачем!» Больше он не видел Волчаниновых. Как-то по дороге в Крым он встретил в вагоне Белокурова, и тот сообщил, что Лида по-прежнему живет в Шелковке и учит детей. Ей удалось сплотить возле себя «сильную партию» из молодых людей, и на последних земских выборах они «прокатили» Балагина. «Про Женю же Белокуров сообщил только, что она не жила дома и была неизвестно где». Постепенно рассказчик начинает забывать про «дом с мезонином», про Волчаниновых, и только в минуты одиночества он вспоминает о них и: «...мало-помалу мне почему-то начинает казаться, что обо мне тоже вспоминают, меня ждут и что мы встретимся... Мисюсь, где ты?».