Дисциплины по выбору. Из скольких статей состоит Программа учебной дисциплины

ТЕМА 1

ЗАДАЧА № 1

Из цифр 1, 2, 3, 4, 5 составлены всевозможные пятизначные числа без повторения цифр. Сколько среди этих чисел таких, которые начинаются цифрой 3?

1) Поставим цифру 3 на первое место и зафиксируем ее. А остальные четыре цифры будем переставлять для получения различных чисел. Таким образом, количество чисел будет определяться количеством перестановок среди чисел 1, 2, 4, 5. Чтобы его найти, воспользуемся формулой комбинаторики:

где N – количество вариантов перестановок, n – количество цифр.

ОТВЕТ: Из цифр 1, 2, 3, 4, 5 можно составить 24 пятизначных числа без повторения цифр, которые начинаются цифрой 3?

ЗАДАЧА № 2

Расписание одного дня содержит 5 уроков. Определить количество таких расписаний при выборе из 11 дисциплин.

Количество различных расписаний можно определить с помощью формулы комбинаторики для размещения по 5 из 11 элементов. Выбор размещения определяется тем, что при построении расписания необходимо учитывать порядок следования уроков.

ОТВЕТ: При данных условиях можно составить 55440 различных расписаний.

ЗАДАЧА № 3

Сколькими способами можно выбрать 3 дежурных из группы в 20 человек?

Так как для данной задачи несущественен порядок выбора, то воспользуемся формулой комбинаторики для сочетания из 20 по 3:

ОТВЕТ: Трех дежурных из группы в 20 человек можно выбрать 1140 способами.

Тема 2 задача № 1

Вычислить вероятность того, что некоторое событие не произойдет, если известно, что при n испытаниях оно в среднем происходит в m случаях.

1) Обозначим событие А = «Событие произошло». Определим вероятность появления данного события. Для этого воспользуемся классическим определением вероятности события, согласно которому вероятность определяется по формуле:

где m – число исходов, при которых появляется событие А, n – общее число элементарных несовместных равновозможных исходов. 2) Определим вероятность того, что событие А не произойдет, по формуле:

ОТВЕТ: Вероятность того, что событие не произойдет, равна

Задача №2

Из 60 вопросов, входящих в экзаменационные билеты, студент подготовил 50. Какова вероятность того, что взятый наудачу студентом билет, содержащий 2 вопроса, будет состоять из подготовленных им вопросов?

1) Обозначим событие А = «Вытянутый студентом билет состоит из подготовленных им билетов». Для вычисления вероятности появления данного события воспользуемся классическим определением вероятности события, согласно которому вероятность определяется по формуле:

где m – число исходов, при которых появляется событие А, n – общее число элементарных несовместных равновозможных исходов. 2) Определим n. Общее число билетов определяется сочетанием по 2 из 60:

3) Количество билетов, вопросы которых студент знает, определяется сочетанием по 2 из 50:

4) Определим вероятность события А:

ОТВЕТ: Вероятность того, что взятый наудачу студентом билет, содержащий 2 вопроса, будет состоять из подготовленных им вопросов равна Р(А) = 0,69. То есть, если будет, например, 100 таких студентов, то 69 из них вытянут билеты, к вопросам которых они подготовлены.

Задача № 3

Какова вероятность того, что среди вынутых наудачу 4 карт из полной колоды 52 карт ровно две окажутся принадлежащими пиковой масти?

1) Для вычисления вероятности появления данного события воспользуемся классическим определением вероятности события, согласно которому вероятность определяется по формуле:

где m – число исходов, при которых появляется событие А, n – общее число элементарных несовместных равновозможных исходов. 2) Определим n. Для этого воспользуемся формулой сочетания по 4 из 52(так как нас не интересует порядок вытянутых карт):

3) Обозначим событие А = «Из 4 вынутых карт 2 принадлежат пиковой масти». Найдем вероятность вытягивания 2 пиковых карт по формуле сочетания по 2 из 13 (так как всего карт пиковой масти 13):

4) Найдем вероятность вытягивания оставшихся двух карт не пиковой масти по формуле сочетания по 2 из 39 (52-13).

5) Полученные значения мы перемножаем: m = m1 ? m2

m = 78 ? 741 = 57798

6) Найдем вероятность того, что среди вынутых наудачу 4 карт из полной колоды 52 карт ровно две окажутся принадлежащими пиковой масти:

ОТВЕТ: Вероятность того, что среди вынутых наудачу 4 карт из полной колоды 52 карт ровно две окажутся принадлежащими пиковой масти, равна 0,21.

Тема 3 задача № 1

Один из мальчиков родился в марте, а другой в апреле. Какова вероятность того, что оба они родились в первой неделе месяца?

1) Вероятность того, что первый мальчик родился в первой неделе марта равна:

2) Вероятность того, что второй мальчик родился в первой неделе апреля равна:

3) Вероятность того, что оба они родились в первой неделе месяца, равна P(A) ? P(B):

ОТВЕТ: Вероятность того, что оба мальчика родились в первой неделе месяца равна 0,05.

У этого термина существуют и другие значения, см. Наука (значения) … Википедия

- (греч. πολιτικός от греч. πολίτης гражданин, далее от греч. πόλις город; др. греч. λόγος … Википедия

- (от др. греч. φιλολογία, «любовь к слову») совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве. Лингвистика не всегда включается в филологию: во первых, она не обязательно исследует тексты, во… … Википедия

Примеры разнообразных физических явлений Физика (от др. греч. φύσις … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Химия (значения). Химия (от араб. کيمياء‎‎, произошедшего, предположительно, от египетского слова km.t (чёрный), откуда возникло также название Египта, чернозёма и свинца «черная… … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. География (значения). География: (др. греч. γεωγραφία, землеописание, от γῆ Земля и γράφω пишу, описываю) единый комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли и акц … Википедия

- (ср. нем. Informatik, англ. Information technology, фр. Informatique, англ. computer science компьютерная наука в США, англ. computing science вычислительная наука в Великобритании) наука о способах… … Википедия

Запрос «Социологические исследования» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Социология (от лат. socius общественный + др. греч … Википедия

Одно из направлений политологии (политической науки). Основным методом сравнительной политологии выступает метод сравнения. Отсюда происходит еще одно название этого направления компаративистика (от англ. compare сравнивать). Сравнительная… … Википедия

Книги

  • , Булавинцева Юлия Валерьевна , Изучение истории развития хоровой музыки и знакомство с профессиональным (хоровым) репертуаром являются обязательными в программе обучения художественных руководителей и дирижеров… Категория: Музыка Серия: Учебники для вузов. Специальная литература Издатель: Планета музыки ,
  • Западноевропейская хоровая музыка. Возрождение. Барокко. Классицизм. Учебное пособие , Булавинцева Юлия Валерьевна , Изучение истории развития хоровой музыки и знакомство с профессиональным (хоровым) репертуаром являются обязательными в программе обучения художественных руководителей и дирижеров… Категория:

Учебный год состоит из трех основных этапов:

  1. Учебные модули. Учебный год разбит на 4 модуля по 8-12 учебных недель. Точные даты начала и окон­чания каждого модуля зависят от выходных и праздничных дней в текущем году. Некоторые программы имеют в году два семестра или три модуля (см. подробнее о ).
  2. Сессии. Каждый модуль завершается сессией. Времени на подготовку к экзаменам не выделяется. В течение семи дней сессии студентам могут назначить 7 экзаменов, но не более одного экзамена в день.
  3. Каникулы. Дважды в год.

Образовательные программы НИУ ВШЭ

Существует несколько ключевых моментов, свойственных для каждой образовательной программы:

  • проведение набора абитуриентов на основании отдельного конкурса;
  • относится к одному из уровней высшего образования и направлению подготовки/специальности;
  • программа имеет единый учебный план и единый график учебного процесса;
  • образовательная программа имеет академического руководителя и учебный офис, также может иметь академический совет.

У каждой образовательной программы есть определенный «жизненный цикл», в течение которого она создается, реализуется и может в какой-то момент либо измениться, превратившись в обновленную программу или, выполнив свое предназначение - закрыться:

  • 1 этап. Лицензирование нового направления подготовки. Лицензирование нового направления подготовки необходимо только в случае, если у вуза еще нет лицензии по тому направлению подготовки, по которому планируется открытие новой образовательной программы (по вопросам лицензирования обращаться к ).
  • 2 этап. Открытие новой образовательной программы. Для открытия новой образовательной программы необходимо подготовить пакет документов для обсуждения на учебно-методическом совете НИУ ВШЭ, и последующего рассмотрения на ректорате и Ученом совете НИУ ВШЭ (по вопросам подготовки пакета документов обращаться к )
  • 3 этап. Реализация образовательной программы – самый важный и длительный этап в жизни образовательной программы (проведение приемных кампаний, обучение и выпуск студентов). См. действующие регламенты на )
  • 4 этап. Аккредитация программы.Если программа была открыта по новому направлению подготовки, то ей необходимо пройти государственную аккредитацию, т.е. получить право на выдачу дипломов государственного образца (по вопросам подготовки к аккредитации обращаться к ).
  • 5 этап. Обновление и модернизация программы с целью повышения ее конкурентоспособности на рынке образовательных услуг /или закрытие программы.

Учебный план образовательной программы

Опираясь на свой ОС, каждая основная образовательная программа в НИУ ВШЭ разрабатывает учебный план. В учебном плане программы всегда есть как обязательные для изучения дисциплины, так и в рамках данной программы или из общеуниверситетских пулов дисциплин, которыми студенты могут дополнить свою индивидуальную траекторию обучения ( , в магистратуре, ).

Уникальная образовательная модель бакалавриата

Студенты бакалавриата учатся по

  • Первый год бакалавриата предусматривает значительную долю дисциплин гуманитарного цикла, которые изучаются студентами в больших потоках.
  • Кроме базовых дисциплин и курсов по выбору, которые будут являться основой будущей профессии (major), шестую часть времени (20 зачетных единиц) студенты 2-го и 3-го курсов отдают изучению майнора - дополнительного профиля (minor).

Один поток и даже одна семинарская группа дисциплин гуманитарного цикла или майнора могут включать студентов разных образовательных программ. Рекомендуем преподавателям таких дисциплин обратить особое внимание на LMS и на электронную ведомость, которые помогут оперативно взаимодействовать со студентами и менеджерами образовательных программ в этой непростой ситуации.

  • Значительная часть учебного времени отведена под раздел «Практики, проектная и/или научно-исследовательская работа»; он предназначен для использования студентами знаний, умений и навыков, полученных в ходе обучения, при решении реальных задач. При этом задачи могут носить как академический, так и прикладной характер. Важным элементом этого раздела является Как один из механизмов организации проектной работы действует «Ярмарка проектов» ().

Оценки

10-балльная шкала

Оценки выставляются по 10-балльной шкале. При этом для каждого балла установлено соответствие 5-балльной шкале, официально принятой в России, и европейской шкале ECTS.

При оценке текущих результатов преподаватель имеет право использовать любую шкалу. Но накопленную и результирующую оценки он должен выставить все-таки в 10-балльной шкале.

Накопительная система оценки

Результирующая оценка по дисциплине (или по части дисциплины) складывается из накопленной оценки и оценки за экзамен. Накопленная оценка складывается из текущих оценок (за домашние работы, эссе, проекты, контрольные работы, выступления на семинарах и пр.). Принцип сложения текущих оценок в накопленную преподаватель описывает в программе читаемой им дисциплины. Оценки за разные элементы дисциплины могут иметь разный «вес». Но при сложении их в накопленную оценку все текущие оценки в сумме должны составлять 100%.

В программе дисциплины преподаватель также описывает, какой «вес» в результирующей оценке имеет оценка за экзамен и накопленная оценка.

«Вес» экзамена должен быть не ниже 20% и не выше 80%.

Результирующая, накопленная и оценка за экзамен обязательно выражаются целыми числами, поэтому преподавателю важно заранее объявить студентам правила округления, которые он будет использовать при расчетах. Сделать это нужно в программе дисциплины.

Преподаватель вправе не проводить экзамен и выставить оценку по накопленным текущим оценкам. Однако это решение он должен принять до начала чтения курсами зафиксировать его в программе дисциплины.

Если на экзамене студент получил неудовлетворительную оценку, его итоговая оценка по курсу необязательно тоже будет неудовлетворительной: она может быть выше, если текущие оценки были достаточно высоки и формула предусматривает весомый вклад накопленной оценки в результирующую .

Вклад накопленной
оценки

Вклад оценки
за экзамен

Результирующая
оценка

Если ваша дисциплина идет несколько модулей и вы будете проводить промежуточную аттестацию (экзамены) несколько раз, то программа дисциплины должна содержать описание правил расчета результирующей оценки для каждого периода и в целом по дисциплине.Итоговая оценка по дисциплине, которая и будет напечатана в дипломе студента, может быть выведена по какому-либо правилу из всех промежуточных, либо может совпадать с последней результирующей оценкой. Выберите один из этих вариантов заранее, зафиксируйте в программе дисциплины и сообщите студентам.

Программа дисциплины (учебного курса)

Программа курса разрабатывается преподавателем (группой преподавателей)и проходит процесс согласования/утверждения (для обязательных дисциплин -раз в три года, для выборных дисциплин - раз в два года, для дисциплин общеуниверситетских пулов - ежегодно). В согласовании программы дисциплины участвуют кафедра/департамент, реализующие эту дисциплину, академический совет и академический руководитель образовательной программы, в учебный план которой она включена. На каждом этапе согласования ответственные за этот этап лица имеют право утвердить программу либо дать рекомендации по ее доработке. Если программа плохого качества, то ее могут не утвердить. Это означает, что ее нельзя будет использовать.

  • Преподаватель имеет право регулярно - вне связи с формальными сроками ее утверждения - обновлять программу курса по мере развития предметной области (появления новой литературы, смещения актуальных акцентов и пр.). Если изменения затрагивают больше 30% содержания программы, ее нужно переутверждать.
  • Преподаватель должен организовывать учебный процесс в соответствии с утвержденной программой дисциплины. Если возникает необходимость оперативно и незначительно скорректировать формулы оценивания, порядок изучения тем, то преподаватель обязан проинформировать студентов об изменениях. Лучше всего использовать письменные виды уведомлений (LMS, электронную почту) - таким образом вы можете обезопасить себя в случае предъявления студентами претензий, связанных с нарушением описанных в программе договоренностей.
  • Все программы дисциплин размещаются в открытом доступе на сайте ВШЭ: .
  • Полная и утвержденная программа дисциплины должна быть размещена на портале не позднее начала того модуля/семестра, в котором она читается. Для некоторых дисциплин установлены более ранние сроки размещения программ и аннотаций (подробнее об этом см.: http://www..
  • Преподаватель отвечает за наличие и качество программ учебных курсов, размещенных на сайте ВШЭ.
  • Разместить программу курса на сайте поможет менеджер департамента. Программа размещается в корпоративной информационной системе и оттуда публикуется на сайт к каталог программ университета.
  • Студенты зарубежных вузов, которые приезжают учиться в Высшую школу экономики, выбирают курсы за полгода до начала учебы в НИУ ВШЭ. Поэтому, если курс читается на иностранном языке, его программа должна быть передана в Методический центр Дирекции основных образовательных программ за 6 месяцев до начала семестра, в котором планируется чтение курса: для дисциплин 1–2-го модуля - не позднее 15 февраля текущего года, для дисциплин 3–4-го модуля - не позднее 15 сентября предыдущего года.

Документы:

  • Регламент разработки, согласования и утверждения программ учебных дисциплин:
  • Регламент размещения программ учебных дисциплин на сайте ВШЭ:
  • Шаблон программы учебной дисциплины:

Письменные работы

Письменные работы студентов включают домашние задания, рефераты, эссе, контрольные и экзаменационные работы, курсовые и выпускные квалификационные работы. Преподаватель самостоятельно определяет, как часто, в каком объеме и формате студенты готовят письменные работы при изучении его курса. Сроки их подготовки, формат и тематика должны быть описаны в программе дисциплины.

Есть, однако, и общие требования, распространяющиеся на все письменные работы: они не должны нарушать академических норм университета.

Если вес элемента текущего контроля в результирующей оценке >= 30% , и студент пропустил его по уважительной причине , преподаватель обязан дать возможность пересдачи или перераспределить вес на другие элементы контроля.

Не допускаются:

  • списывание;
  • двойная сдача письменных работ;
  • плагиат;
  • подлоги;
  • фабрикация данных и результатов работы.

За нарушение академических норм при выполнении письменных учебных работ или при подготовке к ответу во время устного экзамена (опроса) студенты могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию - от замечания и неудовлетворительной оценки до отчисления.Если преподаватель обнаружил в работе студента одно из перечисленных нарушений, он обязан поставить ему оценку «неудовлетворительно»(0 по 10-балльной шкале) и сделать ему замечание. Данная работа считается невыполненной.

Списывание

В случае списывания преподаватель имеет право поставить оценку «неудовлетворительно» (0 по 10-балльной шкале) и тому студенту, который намеренно предоставил свой текст для списывания.

Плагиат

Курсовые и выпускные квалификационные работы, выполненные на русском языке, в обязательном порядке проверяются на наличие в них плагиата при помощи электронной системы «Антиплагиат» (http://corp.antiplagiat.ru). Работы на английском языке студентов англоязычных программ проверяются через систему Turnitin (http://turnitin.com/ru/). Загрузка итоговых файлов студенческих работ для обязательной проверки на наличие заимствований в тексте осуществляется студентом самостоятельно через систему LMS НИУ ВШЭ. Форма загрузки становится активной для студента при внесении в систему АСАВ утвержденных тем сотрудниками учебного офиса образовательной программы. Инструкция по загрузке работ студентами размещена по . Подтверждением загрузки студентом работы на проверку процента заимствований является формирование QR-кода. Для просмотра полного текста загруженной работы, а также просмотра детального отчета из системы «Антиплагиат.ВУЗ» с указанием заимствованных блоков необходимо использовать мобильный гаджет с доступом в интернет и предустановленным мобильным приложением для считывания QR-кодов. Преподаватель должен стремиться к созданию образовательной атмосферы, исключающей нарушение академических норм.

Документы:

  • Приложение 2 к Правилам внутреннего распорядка обучающихся:
  • Приложение 1 к Положению об организации промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости студентов НИУ ВШЭ:
  • Регламент использования системы «Антиплагиат» для сбора и проверки письменных учебных работ:

Ведомость

В ходе чтения курса преподаватель фиксирует промежуточные результаты студентов в своей рабочей ведомости. Ее удобно вести в системе LMS.Оценки за экзамены и иные контрольные испытания выставляются в экзаменационную ведомость, которую составляет учебный офис образовательной программы перед проведением экзамена.Преподаватель может по желанию выбрать бумажную или электронную экзаменационную ведомость. Бумажную ему надо получить в учебном офисе до экзамена. Электронную ведомость преподаватель может получить самостоятельно на сайте , используя логин vedomost и пароль vedomost . Электронный вариант ведомости позволяет использовать формулы для расчета результирующей оценки.Заполненную и отсканированную ведомость преподаватель может отправить на указанный адрес сотрудника учебного офиса соответствующей образовательной программы. Оригинал ведомости необходимо представить менеджеру департамента.

Как заполнять ведомости промежуточной аттестации:

Ведомость содержит четыре графы: «Оценка накопленная», «Оценка за экзамен», «Оценка результирующая (число)» и «Оценка результирующая (текст)».

В графу «Оценка накопленная» выставляйте число по 10-балльной шкале, которое характеризует результаты текущей работы студента в течение модуля.

В графу «Оценка за экзамен» выставляйте число по 10-балльной шкале, характеризующее качество ответов студента непосредственно в момент экзамена.

В графу «Оценка результирующая (число)» выставляйте рассчитанную и округленную до целого числа результирующую оценку.

В графу «Оценка результирующая (текст)» внесите соответствующую текстовую запись: «отлично», «хорошо», «удовлетв.», «неудовлетв.».

Шкала соответствий числовой и текстовой оценок имеется на бланке ведомости. Если студент получает оценку «автоматом» (т.е. по результатам накопленной оценки), то выставляется максимальный балл в обе графы оценок. Студенту, не пришедшему на экзамен и не имеющему «автомат», выставляется «неявка» в обе графы.

Методика расчета результирующей оценки отражена в программе дисциплины. Формула расчета результирующей оценки должна быть записана преподавателем в ведомости в специально отведенном для этого месте (справа вверху над таблицей).

ИМЕННО ЭТА ОЦЕНКА выставляется менеджером учебного офиса в электронную базу данных и появляется у студента в электронной зачетной книжке в LMS! Преподаватель обязан сдать ведомость в учебный офис лично - в бумажном виде или по электронной почте изображение копии с подписью.Если вы пересылаете ведомость в электронном виде, то оригинал нужно передать на хранение менеджеру вашего департамента.

Документы

  • Положение об организации промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости студентов НИУ ВШЭ:
  • Видеоинструкция по заполнению ведомости: http://www.youtube.com/embed/F5bz0XRzaCQ

Зачеты

В НИУ ВШЭ зачетов нет, за редким исключением. Некоторые дисциплины, например физическая культура, а также малые по числу зачетных единиц сервисные проекты могут быть оценены по системе «зачтено / не зачтено».

Экзамены

Преимущественно письменные, но могут быть устными по усмотрению преподавателя или департамента. Более точный формат (эссе, ответы на вопросы, тестирование и пр.) определяет преподаватель. Письменный экзамен не должен длиться более 4 часов.Студенты не должны сдавать более одного экзамена в день. Запрещается начинать экзамены раньше 9 утра и задерживать студентов позднее 9 вечера.

Апелляция

В состав апелляционной комиссии не может быть включен преподаватель, принимавший экзамен или пересдачу экзамена.

Апелляционная комиссия проводит заседание в присутствии студента и преподавателя, принимавшего экзамен или пересдачу экзамена. На заседании также может присутствовать один представитель Студенческого совета факультета, на котором обучается студент, по предварительному согласованию с председателем апелляционной комиссии.

Пересдачи

Разрешаются только после 2 модуля (с 11 января до 15 февраля) и после 4 модуля (с 1 сентября будущего учебного года до 15 октября). Студент имеет право на две попытки. Первая пересдача проводится точно в таком же формате, как и сам экзамен. Вторую пересдачу принимает комиссия из трех преподавателей. Если дисциплина не предполагала экзамен, то студенту предлагается только одна пересдача - сразу комиссии.

Зачетная книжка студента

У студентов Вышки она электронная. Доступ к ней - в системе LMS НИУ ВШЭ в личном кабинете каждого студента. Преподаватель ставит оценки не напрямую в зачетную книжку. Он передает записанные в экзаменационную ведомость оценки, в учебный офис образовательной программы, а сотрудники учебного офиса заносят оценки в АСАВ, оттуда они уже "заливаются" в электронную зачетку в LMS НИУ ВШЭ.

Рейтинг студентов

Это документ, отражающий относительную успеваемость студентов одной обра­зовательной программы, обучающихся на одном курсе, за выбранный промежуток времени. Рейтинг составляется сотрудниками учебных офисов и публикуется на сай­те образовательной программы. В зависимости от того, какое место в рейтинге занимает студент, он может претендовать на (повышенную) стипендию или скидку по оплате обучения (если он учится на платном месте), или даже перейти с платного места на бюджетное.Рейтинг бывает текущим (за полгода) и кумулятивным (по итогам всей учебы студента с момента поступления).


Конституция РК?
a) +98

335. Кто является источником государственной власти РК:
a)+народ РК

336. Укажите государственные символы РК:
d) +флаг, герб, гимн

338. Укажите признанные формы собственности РК:
d) +государственная и частная

339. Статус русского языка по Конституции РК определяется как:
e) +статус официальный, наряду с казахским, для управления государственных и местных органов власти

340.Административное право – это:
a)+ совокупность нормативных законов, регулирующих сферу управления

341. Кто относится к субъектам административного права?
a) +граждане, иностранные граждане, политические партии, учреждения

342. К обязанностям граждан относятся:
c) + выплата налогов в РК, бережливое отношение к культурным и историческим памятникам

343. Кто не относится к госслужащим?
e) + исполнительное лицо, отвечающее за техническое обеспечение аппарата

госслужащий, принесший присягу Премьер-министру

344. Президент РК – это:
a)+ глава государства, высшее должностное лицо, определяет положение Казахстана на политической арене; лицо которое определяет внутреннюю и внешнюю политику, а также международные взаимоотношения

345. Кем избирается Президент РК:
a) +свободным голосованием граждан
346. Трудовое отношение – это. . .
d) +это юридическое отношение по применению труда физического лица в качестве наемного работника на предприятии, в учреждении, организации независимо от форм собственности и хозяйствования, где одна сторона (работники) обязана выполнять работу определенного рода с подчинением установленному там трудовому распорядку, а другая сторона (работодатель) обязана обеспечивать работника работой в соответствии с его специальностью, квалификацией или должностью, оплачивать его труд по количеству и качеству, не ниже установленного государством минимума, создавать здоровые и безопасные условия труда. . .

347. Нормальное рабочее время. . .
c) +40 часов неделю

348. Виды отпусков. . .
a) +ежегодные оплачиваемые, дополнительные, учебные, социальные

349.Способность иметь все предусмотренные трудовым законодательством права – это. . .
a) + правоспособность

350.Субъекты трудового права. . .
е) +все перечисленное

351.Какие предусмотрены виды дисциплинарных взысканий. . .
e) + все перечисленное

352. Виды рабочего времени. . .
b) +нормальное, сокращенное, неполное, сверхурочное

353.К сверхурочным работам привлекаются. . .
А) +с согласия работника

354. Виды времени отдыха. . .
e) +все перечисленное

355.К мерам поощрения относятся. . .
a)+ объявление благодарности, выдача премии, награждение ценными подарками, грамотами и государственными наградами

356. Разногласия между работником и работодателем по вопросам применения трудового законодательства РК, выполнения условий соглашений, трудового и(или)
коллективных договоров:
d) +трудовой спор

357.Вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества и условий выполняемой работы:
a) +заработная плата

358.Время в календарном исчислении, затраченное работником на осуществление трудовых обязанностей:
e) +трудовой стаж

359.Надлежащее исполнение работодателем и работниками обязательств, установленных трудовым, коллективным договорами, актами работодателя:
a) +трудовая дисциплина

360.Обязательства работника и работодателя, обусловленные трудовым договором:
c) + обязанности

361.Освобождение работника от работы на определенный период для обеспечения ежегодного непрерывного отдыха работника или социальных целей с сохранением за ним места работы:
a) +отпуск

362. Совокупность правовых норм, регулирующих личные и имущественные отношения между гражданами, возникающие в силу брака, рождения детей, родства и допускаемые законом форм принятия детей на воспитание в условиях семьи - это
a) +семейное право

363. Равномерный союз между мужчиной и женщиной, заключаемый при свободном и полном согласии сторон в установленном законом порядке, с целью создания семьи, порождающий личные неимущественные и имущественные отношения между супругами – это:

364. Брак, заключенный в установленном законом порядке, без намерения создать семью и не порождающий прав и обязанностей супругов – это:
a)+ фиктивный брак

365. Заключение брака производится со дня подачи заявления в органы ЗАГС по истечении:
a) +месяца

366. Укажите общественные отношения, составляющие предмет семейного права:
1. +личные (неимущественные) и имущественные

367. Круг лиц, связанный имущественными и личными неимущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления либо иной формы принятия детей на воспитание и признании способствовать укреплению развития семейных отношений - это:
b) +семья

369. Закон «О Браке и семье»
a) +устанавливает и регулирует брачно – семейные отношения в РК, а также гарантии их осуществления обеспечивает защиту прав и интересов семьи, определяя ее развитие приоритетным направлением государственной социальной

370.Возрастной возраст для вступающих в брак?
d) +с 18

371.Брак признается законным только;
a) +в государственных органах записи актов гражданского населения

372.Обстоятельство, при котором не может быть заключен брак:
a) +лицами, одно из которых зарегистрировано в другом браке

373. Расторжение брака при не согласии супруги невозможно:
d) +в течении первого года жизни ребенка

374.Расторжение брака в судебном порядке производится:
e) +Всле выше перечисленные варианты

375.Что не является собственностью каждого из супругов:
a) +имущество, каждого из супруга признанное их совместной собственностью

376. В какой форме заключается брачный договор.
e) + Письменная форма, подлежащая нотариальному удостоверению

377. Привлекаются ли к ответственности иностранцы, совершившие преступление за территорией РК?
1. +не привлекаются

378. Кто является преступником на территории РК?
a)+ граждане РК, лица без гражданства, иностранцы

379. Какое действие называется преступлением?
5. +действие, запрещенное законом

380. На какие преступления делятся все действии по характеру опасности?
e) +не особо тяжкие преступления, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления

381.Формальным источником уголовного права является:
a) +уголовный закон;

382. К основным принципам уголовного права не относится: ;
e) +принцип равенства сторон в уголовном судопроизводстве;

383. Предметом регулирования уголовного права является:
a) +уголовно-правовые отношения, возникающие в связи с совершением преступления;

384. Когда был принят Уголовный кодекс Республики Казахстан:
c) + 16 июля 1997 года;

385. Какой источник права имеет высшую юридическую силу и прямое действие в Республике Казахстан?
a) +Конституция РК;

386.Форма устройства государства Республика Казахстан:
b) + унитарная;

387.Какая форма правления провозглашена в Казахстане?
a) +президентская республика;

388.К какой ветви власти относится Президент РК? ;;
e) +ни к какой;

389. Кто решает вопрос о приобретении гражданства РК?
a) +Президент;

390. Какая из ниже перечисленных конституционных обязанностей не относится к иностранным гражданам?
a) +забота о сохранении исторического и культурного наследия;

391. На какой срок избирается Президент Республики Казахстан:

На семь лет;

392. Основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основы общественного строя и правовой статус человека, называется…

d+конституцией;

393. Светское госудаpство – это:

a) +госудаpство, в котоpом церковь отделена от государства, но оно допускает существование pазличных видов pелигий

394. Совокупность способов, приемов и средств осуществления политической власти – это…

e) + политический режим

395. Особый комплекс прав и свобод человека, гарантированных конституцией или законом и представляющих возможности самореализации человека в сфере культурной и научной жизни – это…

c) +культурные права

Совокупность естественных и неотчуждаемых основопологающих прав и свобод, принадлежащих человеку с рождения и не зависящих от его принадлежности к конкретному государству - это....

a)+ личные права

397. Когда была принята первая Конституция РК?

398. Нормативный правовой акт, который обладает высшей юридической силой и принимается представительными (законодательными) органами государственной власти в особом порядке:

c) + закон

399. Что такое Конституция?

a) + основной закон государства

400. Депутатом Маслихата может быть избран:

a) +гражданин РК, достигший двадцати лет

401. Филиал – организация, являющаяся частью другой организации

a) +юридического лица

402. Форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану) и, как правило, передаётся по наследству.)

Дисциплины по выбору являются вариативной (профильной) частью Стандарта об образовании бакалавра . Они дают возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков , определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей). Позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной юридической деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре . Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно.

Помимо этого как поступающему, так и студенту интересно - в какой форме и на каком курсе, уровне образования осуществляется специализация студентов, например, на «Гражданско-правовую » и «Уголовно-правовую »?

У каждого вуза могут быть свои нюансы деления направлений, но следует иметь в виду следующее. По направлению «Юриспруденция» Стандарт образования бакалавра один, поэтому все студенты получают одинаковый базовый уровень знаний и вполне способны начать трудиться в любой отрасли права. При текущем делении на бакалавриат и магистратуру специализация «в чистом виде» предполагается в магистратуре. Но определенная специализация возможна и в бакалавриате. Стандарт образования бакалавра использует термин: формирование профиля подготовки .

Вуз в рамках вариативной части программы бакалавриата правомочен давать больше занятий по тому или иному профилю (специализации). Также Стандартом образования бакалавра предусмотрено, что сам обучающийся может выбирать дисциплины, предусмотренные вариативной частью основной образовательной программой , а значит и специализироваться на тех вопросах, которые считает для себя важными. Отметим, что такие занятия после их выбора становятся обязательными к изучению. Это очень похоже на западные системы преподавания, построенные на такой же модульной системе, при которой студент выбирает по своему желанию ряд дисциплин.

Более того, вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ. При формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки. Таким образом и в рамках бакалавриата юрист уже выбирает свой будущий профиль,специализацию.

В любом случае целесообразно изначально (или на старших курсах) определиться со специализацией в зависимости от будущей профессии, так как не бывает юристов профессионально работающих одновременно во всех отраслях права.

Данный материал подготовлен на основе материалов книги Саблина Максима Тимуровича «Карьера юриста» . Подробнее об авторе можно узнать