Десять я определений кто я для мвд. Психологический тест "кто я"

Классификация четырёх «Я» человека.

Образ «я».

Человек с детства привыкает идентифицировать себя с определенной формой и принадлежностью к какому-либо виду. От своих родителей и окружающего мира он собирает информацию о самом себе, отвечающую на вопрос «какой я?». Потом у него закрепляется привычка оценивать себя и свои поступки. Вследствие этой самооценки, в уме формируется представление о себе или образ себя. Этот собирательный «я»-образ закрепляется в нём, трансформируется с годами и проецируется в его жизни. Так у человека создаётся персональный взгляд на себя, который и определяет в дальнейшем способ его взаимодействия с окружающим миром. Теперь свою личность он воспринимает умом через образ своего персонажа , который создаёт внутренний диалог и становится активным в уме. И тогда человек, как во сне , действует от лица этого персонажа и живёт уже не своей, а «чужой» жизнью, подобно высказыванию Шекспира: «вся жизнь театр и люди в ней актёры ». Такое отождествление похоже на вживание в роль или маску на лице и приносит тяжесть и запутанность жизни, в ущерб истинной самореализации человека.

Многие люди ошибочно считают этот образ своим личным «я » и не понимают, что это всего лишь иллюзорная картина в уме, состоящая из мыслей, а не они сами. Этот статичный образ изначально ложен, так как является энергетической структурой с информацией, хранимой в памяти, подобно программе в компьютере. А сам человек является живым существом и может не соответствовать чертам своего персонажа. Если, например, в образе записано, что « я – хороший », а его поведение показывает отклонение от этого правила, то включается внутренний обвинитель и судья, придумывающий наказание за это. Чтобы казаться хорошим и производить на окружающих впечатление «хорошего парня или девушки», он должен «вести себя порядочно и прилично», пряча своё естественное лицо. Человек, на самом деле, может быть и хорошим и плохим в разных ситуациях, но если он игнорирует проявление своей индивидуальности, то испытывает страдание от этого, живя по принципу: «как подумают обо мне другие ». Сила образа захватывает внимание человека и управляет им, заставляя жить в рамках границ своего персонажа. Вот так образ, словно тёмные очки на глазах, искажает видение себя и образует искусственное «я» человека.

Истинное Я

Следующее «Я», которое мы рассмотрим, указывает на некую часть нашего существа, которое называют высшим или истинным «Я». Его присутствие можно осознать и пережить в пробуждённом состоянии сознания, когда человек получает опыт единства с жизнью и со всем сущим. Происходит обнаружение своей истинной природы и иллюзорности мысленного «я», что позволяет отпустить этот образ и обрести реальное и безоценочное восприятие себя.

Так что же такое истинное «Я»? Почему его невозможно познать умом? Потому, что это Я Живое, а ум пытается охватить его мёртвыми знаниями и заточить в клетку мысленных форм. Это «Я» без «я », неуловимое, не ограниченное телом, вне понимания ума. Всё, из чего состоит наше тело и наш ум, является проявлением Жизни. Мы есть творение Жизни, которая живёт через нас и нами, даже без «нашего» ведома. Нам кажется, что это мы живём в телах, но наши тела в первую очередь принадлежат Жизни по факту творения. Также и мы сами сотворены Жизнью, кем бы мы себя ни считали (человеком, душой и т.д.). Не жизнь принадлежит нам, а мы принадлежим Жизни. Если наше сознание тоже её проявление, то значит Жизнь не только осознаётся, но и осознаёт через нас.

Мы и есть эта Жизнь и всегда являемся Ею, независимо от того, знаем об этом или нет. Эта Жизнь, обладающая разумом и сознанием, является нашим истинным «Я» и нашей сутью. Это «Я» не может быть личным или индивидуальным, так как Жизнь существует одна во всех, и она Единственная, что есть во вселенной. Эта Жизнь в красочных вариантах, творящая Собою все миры и живущая во всём, лишь одна Истинная и Реальная . Нет ничего и никого, кроме этой Жизни, самозабвенно играющей Сама с Собой. И Она пробуждает сознание человека, открывая в нём знание Себя.

Индивидуальное «Я»

Следующее «Я», которое мы рассмотрим, имеет отношение непосредственно к человеку, как к отдельному живому существу. Ведь каждый организм на земле имеет индивидуальное сознание и воспринимает реальность через одно тело и ум. Никто не живёт одновременно во многих телах. Значит этот звук «я» указывает на нечто, связанное с человеческим телом, то есть с его отдельным существом.

Это «Я» и есть сознание Жизни в организме , живущее в нём и осознающее Себя единицей творения. То есть, Жизнь, отождествлённая с человеческим телом, осознает Себя Человеком и создаёт человеческое сознание. Из чего следует, что «я – сознание» отдельного индивида принадлежит Жизни, и не является результатом действия человеческого ума или общества. Это «Я» можно осознать через ощущение собственного присутствия или чувство «Я есть ». Оно указывает на естество человека, как уникального и самобытного объекта живой природы .

На земле живёт около 7 миллиардов человек, и среди них нет одинаковых людей. Все не похожи и неповторимы уже от рождения. Каждый имеет свой набор биологических и психических качеств , сочетание которых в совокупности составляет индивидуальность человека. К этим качествам относятся: физические особенности, интеллект, темперамент, привычки, склонности, предпочтения, вкусы, мировоззрение и многое другое. Как из комбинаций девяти цифр получаются миллиарды чисел, так же из взаимодействия этих черт формируется бесчисленное многообразие индивидуальностей. Некоторые черты могут изменяться и усиливаться вследствие профессиональной и личной деятельности. И чем сильнее они проявлены в человеке, тем в большей степени говорят о его уникальности.

Индивидуальность – это встреча с самим собой , вход в реальную подлинность самого себя. Когда отпадает маска персоны, тогда обнаруживается подлинное лицо, и вместо притворного ложного «я» остаётся родное, живое «Я» своей индивидуальности. То есть, без этой маски, без действующего персонажа в уме, человек просто остаётся самим собой, настоящим и реальным, какой он есть на самом деле, с присущими ему качествами и чертами. Такое отождествление со своей индивидуальностью, позволяет проживать себя настоящего, «жить по – настоящему », ощущать «правильность» своего жизненного пути.

Когда говорят о любви к себе, люди подчас не понимают, что имеется ввиду под этой фразой. Любить самого себя – значит ценить и выражать свою индивидуальность . То есть быть самим собой, ощущать свою значимость и жить в гармонии со своими чувствами и желаниями. Это и есть настоящее «Я» человека, обозначающее его живость (жизненность) и индивидуальность.

Личное «Я»

Итак, есть ещё одно значение «я», которое произносит человек, когда высказывает свои различные состояния. И в каждом случае меняется место его локализации в человеке, но воспринимается как единое «я». Например, когда он говорит: « я иду, я сижу или я рисую», то это «я» представляет человека как физическое тело. Когда он говорит: «я думаю, я понимаю», то «я» отождествляется с умом. Когда говорит «я чувствую, я хочу, я наслаждаюсь», то выражает его душу. А когда говорит « я могу, я намерен, я готов», то его «я» указывает на дух. Почему так скачет это человеческое «Я»? Потому, что человек – это трёхчастное существо, состоящее из духа, души и тела. И он не может существовать без какой – либо одной части. Человек – это не просто душа, живущая в теле, и не бесплотный дух, и не только разумный организм, а целостное существо, выражающее совокупность физических, душевых и духовных качеств посредством своей личности. То есть, когда человек говорит о своих действиях или состояниях, то он имеет в виду себя как личность или как живое лицо, обладающее именем.

Чтобы уяснить взаимосвязь личного «Я» с трёхчастной природой человека , возьмём для наглядности яблоко. Как и любое физическое тело, оно имеет форму, плотность и цвет. Его вкус может быть сладким или кислым, а мякоть иметь различный вкус и состав микроэлементов. Внутри него есть сердцевина с семенами. Мы видим, что яблоко – это не просто кожура или мякоть или сердцевина по отдельности, но оно также является целым фруктом. Только снаружи нам видна лишь кожура, обволакивающая форму и содержимое плода. Так же и личность человека подобна одежде, покрывающей его трёхчастную природу. Она, своего рода, живая витрина человека, представляющая его внутренний мир окружающим. Все его мысли и желания, чувства и эмоции, убеждения и взгляды, отношение к себе и к людям, отпечатываются в зеркале его личности и проецируются во внешнюю среду.

Личность, как феномен творения – это средство коммуникации, помогающее жить в обществе себе подобных. Она необходима для объединения обособленных индивидов в совместное общество – социум, в котором люди строят межличностные отношения. Обозначение «я – личность» по своей сути является живым внешним образом человека, олицетворяющим его самосознание. Каждый человек является одновременно и личностью и индивидуальностью . И назначение личности – быть выражением не мысленного образа «я», а своего внутреннего стержня – человеческой индивидуальности. Обнаружив и раскрыв её в себе, познав самого себя – человек становится индивидуальной Личностью (индивидуумом), выделяющейся из безличной массы социума. Выражение и реализация своей индивидуальности и есть предназначение человека в жизни.

Уровни «Я» сознания

Итак, подведём итоги и систематизируем все обозначения «я» в единую линию, соединяющую разные уровни человеческой природы. Мы увидели, что «Я» человека бывает умственным «я», телесным «я», душевным «я» и духовным «я».

  • На уровне ума – «Я» воспринимается в виде мысленного образа.
  • На уровне тела – «Я» ощущается как своя индивидуальность.
  • На уровне души – «Я» переживается как личность.
  • И на уровне духа – «Я» проживается как бытие.

Один и тот же символ «Я» на разных частотах энергии осознаётся образом «я», чувством «я», ощущением «я» и бытием «я». Это доказывает то, что существует единственное многомерное «Я», которое проявляется и осознаётся через человека. Таким образом, человеческое «я» – это самосознание Жизни как Субъекта личности.

Тайна «Я» заключается в том, что Жизнь в человеке это не просто энергия и сила, сотворившая его, но Сама является этим человеком и осознаёт Себя в нём.

«Я» – это Жизнь и Человек одновременно. С позиции Жизни – Я это То, что живёт и осознаёт себя человеком . А с позиции Человека – я есть тот, в ком пребываю Я (Жизнь).

@ Сергей Гейзер

Если взять всю психологическую практику, то две основные проблемы, с которыми приходится работать - это налаживание отношений и неуверенность в себе. Да и то, трудности в отношениях - это, как правило, следствие нарушенной самооценки. А стало быть каждый раз все сводится к тому, чтобы научить человека трезво смотреть на себя и свойства своей личности, примирить его с собой.

Но вот как раз здесь начинается самая путаница - что же считать собой, что взять за точку отсчета, когда в голове такая путаница? Это сродни вопросу о счастье - ответ вроде бы и очевиден, но не так прост, если задуматься серьезно.

Сложность этого вопроса состоит в том, что при взгляде внутрь себя, там обнаруживается сплошной кавардак. Интроверты знают свой мир чуть лучше экстравертов, но слишком склонны себя запутывать. Экстраверты вроде бы и способны взглянуть на себя по-простому, но находят внутри такую неразбериху, что быстро отказываются от этой затеи.

В итоге, те и другие вынуждены воспринимать себя как непознаваемую данность, как некую аморфную сущность, которая выражает себя в мыслях, чувствах и поступках. А постоянство ее реакций считают своим характером, своей индивидуальностью и очень радуются, когда эта неконтролируемая индивидуальность вызывает всеобщее одобрение, и настолько же глубоко огорчаются, когда она не находит у окружающих должного понимания.

Это и есть фундамент самооценки - насколько «Я» соответствую тому, что от меня ждут. Хотя вернее было бы сказать, что это не самооценка, а ее отсутствие, ведь если не я «сам» себя оцениваю, то это и не САМОоценка, да? Это - МЕНЯоценка…

Нас учат стремиться к этому соответствию, что приводит к весьма печальным последствиям. Вместо того, чтобы искать себе в жизни такое место, которое бы соответствовало нашей сущности, мы ищем способа переделать свою сущность под имеющиеся социальные требования и возможности. Отсюда и начинается внутренний разлад и указанная путаница - очень скоро человек вообще забывает, кто он есть, какой он есть и чего хочет от жизни.

То, что я о себе думаю - это не то, что я чувствую. То, что я чувствую - это не то, что я делаю. То, что я делаю, идет вразрез с тем, что я хочу о себе думать…

Я - это мое тело

Это самый наивный, но вполне естественный вариант самовосприятия. Свое тело мы каждый день видим во множестве зеркал, и всякий раз - о чудо! - оно демонстрирует безропотное подчинение нашей воле. Захотели поднять руку - подняли. Захотели скорчить гримасу - запросто. Тело самым непосредственным образом реагирует на позывы души, что и создает иллюзию нераздельности или даже тождественности с «Я».

Взрослый человек так и говорит - «Я иду», «Я ем», «Я дышу», «Я мерзну». И когда тело испытывает тот или иной дискомфорт, он констатирует - «Мне плохо, я страдаю». Но ведь на самом-то деле плохо не «Мне», а только моему телу…

Ребенок в первые месяцы жизни воспринимает свое тело, как что-то инородное, внешнее. Он играет со своими руками, как если бы они были погремушками, и только спустя некоторое время замечает разницу между своими конечностями и предметами окружающего мира. Взрослый человек может воскресить в памяти подобные переживания, по аналогии с ощущениями в отсиженной ноге, когда она вроде бы и есть, но воспринимается как чужая.

На самом деле, ощутить отдельность себя от своего тела довольно просто - нужно лишь настроиться на нужный лад и правильно сфокусировать внимание. Например, можно встать под холодный душ и пронаблюдать, что мерзнет именно тело, а «Я» при этом может оставаться в стороне и наблюдать за процессом. Возможно, поймать нужный настрой с первого раза не получится, но не с первого, так со второго - ничего сложного тут нет.

Провести такое отделение себя от своего тела очень важно и интересно, поскольку позволяет в дальнейшем относиться к телесному дискомфорту более философски и сохранять душевное равновесие, даже когда телу не вполне уютно. То есть, можно страдать от голода, а можно иметь в виду, что телу хочется перекусить, и при этом ничуть не страдать. Второй вариант несколько более конструктивен, да?

Еще здесь можно вспомнить про инстинкты, которые на генетическом уровне заложены в организм и никоим образом нам не подчиняются. То есть, мы конечно можем противостоять своим инстинктивным позывам, но власти над ними все равно не имеем, а само это противостояние добром не заканчиваются. Инстинкт - это голос самой жизни, и попытка его заглушить ведет к смерти.

Инстинкты неподвластны нашему «Я», мы можем лишь наблюдать их в явной или косвенной форме. Можно было бы сказать, что «Я» - это мои инстинкты, и это будет хорошей попыткой приблизиться к истине. Основы инстинктивного поведения заложены в нас природой, а не приобретены с воспитанием, поэтому им можно доверять - они не подведут, потому что выражают потребности того, чем вообще является человек.

Но все-таки «Я» - это не мои инстинкты и «Я» - это не мое тело. Физическая оболочка - это скорее одно из условий задачи, которую, придя в этот мир, все мы решаем. Суть же этой задачи и ключ к ее решению кроется в чем-то другом.

Я - это мой ум

Следующий и самый проблемный уровень непонимания - это отождествление себя со своими мыслями, с тем, что происходит на самой поверхности сознания. Здесь срабатывает тот же самый принцип восприятия - «Я есть то, что я контролирую». Способность управлять внутренним диалогом создает иллюзию того, что именно в этом и выражается моя самость, мое «Я». Ведь приписывать себе заслуги и гордиться ими можно только, если они были результатом выражения моей свободной воли, а не животного инстинкта или психологическим автоматизма.

В классической психологии есть понятие «Эго», которое считается центром сознательной части личности, и начинающие любители психологических изысканий легко впадают в заблуждение, что «Я» и Эго - это одно и то же. Но это весьма далеко от истины. Эго - это лишь адаптационный механизм, прослойка между внешним и внутренним миром. Его функция утилитарна, но по странному стечению обстоятельств именно Эго со всеми его противоречиями оказывается во главе угла, что и создает почву для всех психологических проблем.

Метафора из жизни. Мы знаем, что кораблем управляет капитан, и если бы корабль задался вопросом о том, где находится его «Я», то правильным ответом было бы «Я - это капитан» (оставим пока в стороне романтические представления о собственной душе корабля). Но затем происходит странная метаморфоза и корабль вдруг начинает считать, что он - это штурвал, ведь именно движения штурвала вызывают смену курса и таким образом как будто выражают свободу корабельной воли. Но не сошел ли этот корабль с ума? Не слишком ли он возгордился в этом своем штурвалоцентризме?

То же самое происходит каждый раз, когда человек отождествляет себя с потоком мыслей в своем сознании. Мысли - это лишь рябь на воде, результат дуновения ветра, но не сам ветер. Считать себя своими мыслями, ставить знак равенства между собой и своим Эго - это узаконенная форма сумасшествия.

На практике это приводит ко множеству житейских проблем, которые невозможно решить, не перейдя на следующий уровень осознанности. Это как раз та самая точка приложения сил, над которой бьются практикующие психологи, - нужно выбить пациента из его привычной уверенности, что быть человеком разумным значит быть человеком здоровым.

Психологи даже придумали специальный термин такой - рационализация, только используют его обычно в более узком значении - например, для описания такой формы психологической защиты, когда пациент высасывает из пальца рассудочное рациональное объяснение своему иррациональному поведению и таким образом избегает необходимости признать настоящую природу своих поступков.

То есть, вот совершает человек какое-нибудь безрассудство (изменяет жене, например), а затем, вместо того, чтобы смириться с тем фактом, что он действительно этого хотел, что этот поступок отражает настоящую его личность, он придумывает рациональное «объяснение», которое снимает с него ответственность и позволяет и дальше пребывать в счастливой иллюзии, что он добропорядочный муж. Он говорит - «Я это сделал, потому что…» - и дальше начинает врать. Это и есть рационализация - самообман через логическое обоснование своих поступков.

В более широком смысле, рассудочное восприятие себя приводит к такой внутренней позиции - «Я» есть то, что я о себе думаю, «Я» такой, каким я решил быть - и это самая несусветная глупость какая только может быть.

Например, человек, начитавшись умных статей на каком-нибудь сайте, проникается логичностью приведенных там рассуждений об относительности любых моральных оценок и говорит себе - «Отлично! С этого момента я буду считать, что в людях нет ничего доброго или злого, люди нейтральны, их нельзя судить» .

И сказав это, он считает дело сделанным: понял - значит изменился. Но как только близкий друг подсовывает ему большую свинью, он оказывается в подвешенном и весьма противоречивом состоянии - сволочью друга считать нельзя, ведь было же решено, что добра и зла нет, но в то же время простить его никак не получается - внутри все горит и хочется этого злейшего друга порвать на части.

Вот вам и внутренний конфликт - на интеллектуальном уровне человек считает, что добра и зла нет, но на уровне своих эмоций продолжает с той же безаппеляционностью раздавать оценки направо и налево. И точно так же продолжает судить себя за каждый промах и восхвалять за каждую самую мелкую победу. Это и создает почву для неуверенности в себе - реальное поведение не соответствует рассудочным представлениям о самом себе, какое уж тут может быть к себе доверие?

Ум чрезвычайно изворотлив в этой своей игре, и потому психологи до боли зубовной не любят умников. Если интеллект пациента не очень изощрен, то вывести его на чистую воду относительно просто - его логика содержит в себе массу очевидных противоречий, обратив внимание на которые, можно довольно быстро привести человека к осознанию того, что он о себе ничего не знает, и заставить его изучать себя с нуля. А вот с умниками беда - их логика тоньше и глубже, и разрушить ее куда сложнее.

Точно так же большие трудности с людьми недалекими, но принципиальными - их вообще логикой не проймешь, она их не интересует, поскольку все их внутренние рационализации построены на слепой вере в некие правила и принципы. Это догматики, под которых копать еще сложнее, чем под умников. Ну да не о том наш разговор.

Итак, «Я» - это не мой ум, не то, что я о себе думаю, не то, что я считаю правильным и неправильным, не мои принципы, не мои взгляды, не то, что я решил и до чего додумался, - это все поверхностная чепуха, которой удовлетворяться никак нельзя. «Я» - это нечто другое, что находится гораздо глубже.

Я - это моя память

Вообще-то, память относится к сфере ума и сознания, но этот вариант самозаблуждения стоит того, чтобы быть рассмотренным отдельно.

Только что мы обсудили, как устроены рассудочные представления о самом себе и, к каким проблемам приводит отождествление себя с этими своими мнениями, мыслями, оценками и принципами. Остался только один вопрос - а где все эти размышлизмы хранятся? Ведь не придумывает их человек каждый раз заново?

Для этого у человека есть память - копилка, в которую складываются готовые решения для типовых ситуаций. Человек помнит о принятых ранее решениях и знает, что правильный человек - последовательный человек. Так его научили, и потому он изо всех сил стремится придерживаться однажды сформированных взглядов и очень стыдится, когда его уличают в непоследовательности.

Однако принципы и мнения всегда отстают от течения времени. Сформированные вчера, они уже не пригодны сегодня. Постоянство, определенность и предсказуемость поведения - успокаивают, дают ощутить почву под ногами и создают иллюзию уверенности в себе… но иллюзия эта рассыпается в прах при первом же столкновении с непредсказуемой и переменчивой реальностью.

Иметь характер и быть постоянным в своих взглядах считается достоинством, заслуживающим самого глубокого уважения. А отсутствие четкой жизненной позиции и гибкость во взглядах считается унизительным приспособленчеством.

Иметь характер - хорошо, не иметь его - плохо. «Я» - это постоянство моих взглядов и ценностей, «Я» - это мой характер, а мой характер - это и есть моя личность. Такую подпрограмму воспитание прописывает в каждом ребенке.

Поэтому и получается, что человек с самого раннего детства начинает взращивать, холить и лелеять свой характер. Из всего многообразия доступных черт, свойств, взглядов и принципов формируется уникальный букет индивидуальных признаков, которые собраны вместе для одной единственной цели - заслужить признание и уважение. Потому что характер - это хорошо, а хороший характер - еще лучше.

Помните ? Так вот, характер - это один из аспектов Персоны, это маска, которую мы предъявляем окружающим и - что гораздо опаснее! - самим себе. Мы верим в свой характер и до чертиков боимся его утратить, ведь в глубине души мы прекрасно понимаем, что весь наш эгоцентризм, вся наша психологическая защита от признания полной своей ничтожности в масштабах вселенной, построена на зыбкой почве памяти о самих себе. Отними у человека память, и что от него останется?

С точки зрения Эго, утрата памяти равносильна смерти, но умирает ли при этом мое «Я»? Если я лишусь памяти о самом себе, будет ли мое дальнейшее поведение тем же, что и раньше? Прийду ли я вновь к тем же взглядам и мнениям? Будет ли мой новый характер прежним, если формироваться он будет в других условиях? - Оставляю все эти вопросы вам для самостоятельных размышлений.

Я - это мои чувства

Прежде чем рассмотреть наш вопрос с этой позиции, нужно определиться с тем, о каких чувствах мы будем говорить. Если брать юнговскую концепцию психологических типов, то там есть интересный нюанс, на который важно сейчас обратить внимание. Есть у него там понятие преобладающей психической функции, одной из четырех - мышление, чувство, ощущение и интуиция. Первые две Юнг называет рациональными, вторую пару - иррациональными.

Вот тут и закавыка: Юнг говорит, что чувства рациональны! Точно так же, как рационально мышление. Разница между ними только в том, что мышление отвечает на вопрос «Правильно или неправильно?» , а чувства - на вопрос «Хорошо или плохо?» Мышление пытается дать логическую оценку, чувства - нравственную.

И вот в этом ключе очень интересно взглянуть на разницу женской и мужской психологии, ведь сфера чувств практически полностью принадлежит женщинам. Большая часть женщин, в качестве преобладающей психической функции имеют чувство, мужчины же более-менее равномерно распределяют между собой остальные три функции. Сейчас эту тему раскрывать будет не к месту, но именно здесь скрывается секрет того, что мужчины и женщины похожи на существ с разных планет.

А для обсуждаемого вопроса нам важно другое, другой тип чувств - иррациональные, те что не подчиняются никакой логике, не зависят от мышления, не поддаются волевому контролю. Те эмоции, которые возникают вопреки голосу разума и содержат в себе гораздо больше психической энергии, чем всякое, самое отточенное, мышление.

Прежде всего, сюда относятся базовые эмоции: гнев, страх, печаль и радость. Это те эмоции, что заложены в человека от природы и никак не зависят от воспитания. Действуя на манер психических гормонов, они задают общую тональность в реагировании на текущую ситуацию. Гнев требует активных действий, проявления агрессии, страх рекомендует спасаться бегством, печаль констатирует потерю, радость - обретение. Эти эмоции можно принимать или не принимать, но их нельзя контролировать - они часть нашей животной природы, которую мы пытаемся скомпенсировать воспитанием.

Остальные эмоции можно назвать условными, на манер условных и безусловных рефлексов. Эти эмоции человек учится испытывать в течении жизни - это обида, злость, ревность, жалость, приязнь и неприязнь, любовь и ненависть… и тому подобное. В психологии эти эмоции иногда называют невротическими, поскольку они выражают искаженное восприятие реальности и являются признаком не вполне нормального функционирования психики. Здесь важна градация - чем интенсивнее эмоции из этого ряда, тем хуже у человека с головой.

Важно здесь то, что эти эмоции всегда находятся за рамками рассудочного контроля и возникают вне зависимости от того, что человек думает, что он считает правильным или неправильным, добрым или злым.

Например, воспитание учит человека осуждать агрессивность, называет такое поведение плохим, безнравственным и даже на спортивном ринге требует проявления спортивного азарта, а не чистой животной агрессии. Агрессия обществу опасна, потому что неуправляема. И вот, пройдя полный курс социальной подготовки и набрав проходной бал, человек оказывается в ситуации, где, например, какое-то хамло пролезает вперед очереди и забирает из под носа последние билеты на премьеру.

Возникновение агрессии в этой ситуации совершенно естественно, но воспитание требует от человека покорности и смирения - то есть, эмоция у него возникает, но выразить ее он себе позволить не может… потому что надо быть хорошим человеком, уравновешенным и добрым. А поскольку он так никогда и не проявлял агрессию в чистом виде, он даже начинает верить в искренность своей добродетели. Агрессивность подавляется, уходит в бессознательное, и человек перестает даже замечать, что она у него где-то там возникает.

Это и есть классическая форма конфликта между сознанием и бессознательным, от которого люди постепенно сходят с ума. Рассудок и сознание говорят одно, а эмоции и бессознательное твердят о противоположном. А поскольку силы тут далеко не равные, побеждает всегда бессознательное - либо подавленные эмоции находят себе выход вне рамок сознательного контроля, и за человеком приезжает милиция, либо личность просто раскалывается на части, и за ним приезжают санитары.

Так вот, утверждение, что «Я» - это мои эмоции или мое бессознательное, куда более верно, чем версия про рассудок или сознание. Ум наполнен абстрактными и показными рассуждениями, которые предъявляются окружающим, чтобы подтвердить и упрочить свое членство в социуме, а эмоции выражают настоящие взгляды человека - то, что он думает и чувствует на самом деле, то, какой он есть внутри, а не снаружи.

Однако и это не отвечает на наш вопрос. Знак равенства, поставленный между эмоциями и истинной сущностью человека, - это большой прорыв, это то самое достижение, за которое бьется каждый психолог с каждым пациентом. Признание природы и содержания своих чувств - это чертовски важно, но это не конец пути. Это та веха, с которой серьезное самопознание только начинается.

У Юнга самый первый и самый простой этап на пути индивидуации - это отделение себя от своей Персоны («Я» - это мои мысли о себе) и признание своей Тени («Я» - это мои настоящие чувства). У Кастанеды путь воина начинается с преодоления страха, что по своей сути то же самое. А весь фрейдовский психоанализ - это и есть детальное описание схватки с Тенью и преодоления невротических страхов.

Пройдя этот этап, человек наконец-то становится взрослым и самостоятельным. В его самооценке устанавливается равновесие, его суждения становятся взвешенными и трезвыми, его образ жизни заново выстраивается вокруг его настоящих пристрастий, он живет, как сам того пожелает, общается с тем, кто ему действительно интересен, он свободен от правил, потому что теперь он способен провозгласить свой собственный закон жизни.

И все-таки, это еще не конец пути… первый враг воина повержен, осталось еще три.

Я - это пустота

Переходим, как это назвал один из читателей, к дистиллированной философии: если все описанное выше - это не «Я», то где же все-таки его искать?

Здесь нам потребуется обратиться к собственной памяти и достать из нее самые давние проблески сознания, до которых только удастся дотянуться. Попробуйте вспомнить самые далекие образы из детства, еще обрывочные и туманные - в них и скрывается предмет наших поисков.

Важно то, что там, где есть воспоминания, присутствует и наше «Я», и чем более раннее воспоминание, чем меньше в нем посторонних мыслей, тем больше в нем чистого осознания.

Если удастся воскресить в памяти что-то из таких образов (а что тут сложного?!), обратите внимание, что давным-давно, еще в два-три года отроду, у вас уже было ваше «Я». Уже тогда вы ясно ощущали и осознавали себя и изнутри этой осознанности вы смотрели на окружающий мир. Не пытайтесь понять это умом - вспомните это! Погрузитесь в детские воспоминания и найдите в них свое «Я» - «Вы» уже там были.

Самые ранние и зыбкие воспоминания - эти вырванные из темноты безвременья островки осознанности содержат в себе важнейшее открытие - «Я есть!» Слов еще нет, мыслей еще нет, морали нет, но «Я» - уже есть!

Посмотрите на это «Я» повнимательнее - не находите в нем ничего странно знакомого? Если нет, достаньте из своей памяти яркие воспоминания трехлетней давности и найдите в них то же самое свое «Я». Отличается ли оно хоть чуть-чуть о того «Я», которое вы нашли в самом раннем детстве?

Если отсечь все лишнее и постороннее, есть ли хоть какое-то различие между тем «Я», которое у вас было в первые годы жизни, и тем, которое было в десять лет, в двадцать, в тридцать?… А сегодня? Отличается ли ваше нынешнее «Я» от вчерашнего?… Есть ли хоть какая-то разница между сегодняшним «Я» и тем «Я», которое вы обнаружили у себя детстве?

Наше истинное «Я» существует вне слов, понятий и смыслов, вне времени и пространства. Даже тогда, когда мы покидаем заветное для искателей истины здесь-и-сейчас, наше «Я» остается на своем месте.

Наше «Я» просто есть, оно не обладает никакими качествами и никаким характером, его невозможно описать и нельзя разделить, оно едино и неизменно на протяжении всей жизни. Его нельзя переделать или воспитать, его нельзя чему-либо научить, единственная его функция - осознание, и этим умением оно в совершенстве владеет с самого рождения.

Счастье человека в обретении этого неизменного «Я» с его спокойной созерцательностью. Осознание само по себе не судит и не дает никаких оценок - оно впитывает и принимает все происходящее вокруг без тревог и страхов. Оно наполнено до краев одним уже фактом своего существования, а боль и наслаждение, страдание и радости окружающего мира его не затрагивают, для него это лишь вспышки света на киноэкране.

Но многолетнее целенаправленное развитие рассудочной и расчетливой стороны психики приводит к тому, что центр тяжести смещается от истинного безмолвного «Я» к вечно испуганному и озабоченному Эго. И это превращает человека в бешеную обезьяну - существо, заблудившееся в своих страхах и сомнениях, мечущееся между своего Эго.

Человек забывает о том, кто он есть на самом деле и, чувствуя пустоту своего существования, пытается теперь обрести себя в своих мыслях, в своих принципах, в своих моральных ценностях, в своем характере, в своей индивидуальности, в своих достижениях и победах… и все тщетно.

Даже игра в саморазвитие тут никак не помогает, поскольку в действительности развивать просто нечего. Можно тренировать свой ум, оттачивать свой характер, причесывать свою систему ценностей и полировать свой нимб, но какое все это имеет отношение к неизменному «Я»? Всякая попытка себя улучшить ведет лишь к ухудшению ситуации - к укреплению Эго, к более глубокому отождествлению себя с тем, что точно не «Я».

От слов к делу

Что ж, всякая философия бесполезна, если ее нельзя применить на практике. Обычно все ждут четких инструкций о том, что именно нужно делать, типа 10 шагов к успеху и тому подобного. Но нужно помнить, что следование чужому, пусть даже и идеальному, плану никогда не приведет к цели. Изучение себя - это процесс творческий , в него обязательно нужно вложить СВОЮ душу, СВОЙ дух, СВОЙ опыт, СВОЮ интуицию. Невозможно обрести себя, следуя по чужим стопам.

Чужой опыт можно использовать, как отправную точку, чужие открытия - как маяки на прибрежных вершинах, но свой фарватер все равно придется искать самостоятельно.

Ну, а в практическом (и терапевтическом) смысле, хороша установка: «Я - это мои поступки». Реальные поступки не обманывают, как это делает изворотливый ум, и они не так расплывчаты, как чувства и эмоции. Каждый поступок, каждое реальное действие в реальном мире - это факт, это твердое и совершенно однозначное выражение сущности человека. Хотите узнать себя - изучайте свои поступки.

Понравилась публикация?

Поделитесь находкой!

Возможно, вас также заинтересует:

Давайте поговорим об этом!

Войти с помощью:



| Ответить Спрятать ответы ∧

Сколько себя помню, интерес к тому: "Кто Я? Как устроена?" - был всегда. И он не утолен до сих пор. Возможно это и привело меня к изучению Эннеаграммы, Дизайна Человека, Тета- Хилинг, Духовных Практик.

И чем глубже я погружаюсь в эту тему, тем больше осознаю: насколько она бездонная.

Эта картинка до сих пор у меня перед глазами.

А вот ощущения поблекли: память воспроизводит лишь их бледный отпечаток.

Мне лет восемь -девять. Я стою у окна, вслушиваясь в слова: Я – это…… Я!

И где- то, в глубине меня, зарождается что-то столь безмерное, не осязаемое, не имеющее границ и слов, чтобы присвоить этому хоть какое-то название, как-то описать. Ошеломленная, я растворяюсь, тону в этой грандиозности, не понимая имеет ли она ко мне какое- то отношение? Или я к ней?

Снова пробую каждую букву на вкус: " Я – ЭТО … Я!" пытаясь распознать смутно знакомое, но не узнанное мною, ощущение.

Это "Я" не было маленькой, стоящей у окна, девочкой. И все же я знала, что Я была ИМ!

Это детское воспоминание- мое самое яркое и продолжительное Восприятие своего Сущностного Начала.
Все последующие были лишь легким, мимолетным прикосновением.

В каждом из нас томится и просится наружу Знание:

"Кто же Я?"

Мы приходим в этот мир "чистым листом бумаги". Личность еще не сформирована.

И пока Сознание ребенка не вошло в свою полную силу, он ближе всего к ощущению своей Божественной Природы, к Слиянию со всем что есть! К своей Сущности!

Ребенок вырастает, и воспоминание, вытесненное в глубины Бессознательного, напоминает о себе лишь в редкие, счастливые моменты, Гармонии и Единства с природой, миром, другими людьми.
Но и оттуда, из глубины, оно все время теребит нас. Мы стремимся к нему – истово, страстно, большей частью – бессознательно.
Это и есть та самая наша Половинка, которую мы безуспешно пытаемся найти в другом!

С каждым прожитом годом над нами все больше властвует Личность!

Она сформирована убеждениями и верованиями наших предков, родителей, значимых для нас людей. Установками и правилами, царящими в социуме! Нашим собственным опытом!

Мы все больше ассоциируем себя с ней и с Любимыми Ролями своего Эго.
Впоследствии, именно это и рождает в нас сильнейший конфликт. С той лишь разницей, что одних он настигает чуть раньше, а других - позже.

Мы забыли про свое Сущностное Начало, свою Божественность, свою Безграничность, похоронив это Знание в глубинах Бессознательного.

И даже услышав об этом, часто остаемся на уровне умозрительных концепций, не пропуская это знание через свое Сердце.

Мы – похожи на актера, играющего в спектакле множество ролей. Спустя годы он уже и сам не может определить:
"А кто же Я?"

Вот здесь Я - отец семейства, наставляющий своего отпрыска на путь истинный.

А в этой роли Я - уставший от жизни менеджер: нереализованный, недовольный своим начальством, ненавидящий свою работу, не видящий дальнейших перспектив.

А сейчас - Я играю мачо, который хочет соблазнить понравившуюся женщину.

В следующей части спектакля под названием "Моя Жизнь", Я – виноватый и растерянный мужчина, который никак не выберет: "С кем же он хочет остаться?"

Отношения между этими ролями (и субличностями, которые к ним относятся), - не простые.
Отец семейства обвиняет нерешительного любовника в малодушии и безответственности перед близкими. Зато, менеджер – на его стороне. Жизнь такая безнадежно-унылая, что небольшие приключения необходимы.

Наша Личность дуальна и полна противоречий! Рано или поздно их противостояние обостряется

Мы сразу это ощущаем. Нарастает сильная неудовлетворенность при казалось бы внешнем благополучии (или его отсутствии). Уныние, тоска, апатия, безразличие, непонимание: "Чего же я на самом деле хочу?"
Иногда это - бессмысленные и нескончаемые войны с собой или своим окружением. Ощущение, что весь мир настроен против тебя.

В дуальном мире все подвергается Оценке:
Люблю- Не люблю
Хочу - Не Хочу
Правильный- Не правильный
Хороший – Не хороший
Белый - Черный

Не удивительно, что и у актера есть любимые роли и субличности.
Но есть и те, что ему не нравятся! Он стыдится их и хочет поскорее забыть! Вычеркнуть из своей жизни! Не видеть! Не слышать! Не чувствовать!
Так что, об объективности и беспристрастности в решении внутреннего конфликта говорить не приходится!

Куда проще согласится с любимой субличностью: "Это с другим/и не все в порядке!"

И так будет продолжаться до тех пор, пока не зародятся первые сомнения:
"Так ли уж виновато Зеркало? Ведь оно Отражает лишь то, что находится перед ним! И абсолютно беспристрастно показывает - как внутренний конфликт, так и его отсутствие!"

И это - первый шаг на Пути к Себе: Принятие всех своих частей и их объединение!

Каждая субличность была важна в определенный период вашей жизни. Каждая стремилась обеспечить Потребность, в которой вы остро нуждались в тот момент!
Возможно, это была Потребность в Спокойствии, Безопасности, Принятии, Любви или какая-то еще.

В НЛП есть правило:
Но этот Выбор - лучший лишь в определенном моменте времени!

Жизнь меняется! И то, что минуту назад (час/день/ год/ы..) вы определили как лучшее, может перестать быть таковым.
Приходит время делать новый Выбор!

И даже если вы поняли, что ошиблись, не корите себя! Не отвергайте субличность, которая имела к этому отношение!

За свою жизнь вы делаете огромное количество Выборов: удачных, и не очень! И Ценность последних ничуть не меньше!
Каждый Выбор обогащает вашу жизнь Опытом! И формирует вас, Нового!

Отнеситесь ко Всем своим субличностям, как любящая мама/ папа большого семейства. Вы же не отказываетесь от своих детей, даже если они ошибаются!

Каждому человеку присуща дуальность.

Это она заставляет нас двигаться от минуса- к плюсу и, наоборот. И как только мы доходим до края одного полюса, непреодолимая сила поворачивает наше движение вспять. Она же и дает посыл нашему Развитию, ведь с каждым разом мы движемся по все новой спирали Эволюции.У каждого есть Теневые Аспекты Личности, которые он не видит или не желает признать, вытеснив их в бессознательное!

Каждый наш Теневой Аспект таит и огромный Дар!

Но пока мы не признаем свою Тень, её необходимость на определенном этапе нашей Эволюции, мы не можем увидеть и принять этот Дар, и использовать его себе во Благо!
В любой нашей Тени спрятан огромный заряд энергии! И эта энергия нейтральна!
Это мы делаем ее положительной, или отрицательной по привычке Оценивать Всё и Вся.

Мы не в состоянии понять БОльшую картину происходящего, из той точки, в которой находимся. Но можем признать: Во всем, что с нами происходит, есть более Высокий Смысл!

Кто знает? Возможно, первым шагом к его постижению будет шаг к своей объединенной и многогранной Личности, признающей и ценящей все свои Аспекты.

К Личности, которая проделала огромную трансформационную работу в процессе своей Эволюции и смогла превратить свои Тени в свои Дары!

К Личности, которая готова открыться тому БОльшему, частью которого она является – своему Сущностному, Божественному Началу. И признать, что все мы на этом уровне - Единая Божественная Душа, живущая по Вселенским Космическим Законам, и проявляющая себя на Земле. благодаря множеству уникальных Личностей.

ВСЕГО ВАМ ДОБРОГО!

С БЛАГОДАРНОСТЬЮ! АРИНА

Содержимое:

крайне непросто, будь то запись в дневнике, ответ на вопрос при собеседовании или попытки жить счастливой и полноценной жизнью. Прежде всего необходимо ответить на этот вопрос для себя и только потом давать ответ другим людям. Ряд аспектов, из которых состоит личность, зависят от ваших философских взглядов, но есть некоторые базовые аспекты, которые позволяют дать определение самому себе. Например, выявите свои способности, увлечения, тип личности и главные ценности, чтобы лучше познать себя.

Шаги

1 Как понять свою личность и основные ценности

  1. 1 Пройдите тест на тип личности онлайн. Не все подобные тесты одинаково полезны, но некоторые из них многое подскажут вам о самом себе. Например, тесты по типологии Майерс-Бриггс позволят вам отнести себя к одному из двух вариантов в четырех категориях. Также можно пройти тест на Большую пятерку качеств.
    • Воспользуйтесь результатами. На основе результатов теста проще понять, как вы принимаете решения и какой личностью являетесь. Также проанализируйте, как вы взаимодействуете с людьми и как можете реагировать на определенные ситуации.
    • Например, если вы интроверт, то подобная информация поможет понять, почему вы ощущаете усталость после вечеринок и как лучше распределять собственные силы.
  2. 2 Рассмотрите свои крупнейшие достижения. Запишите три своих главных успеха. Что объединяет эти ситуации? Затем подумайте о своих главных неудачах. Что между ними общего?
  3. 3 Извлеките уроки. Рассмотрите свои достижения и неудачи, после чего проанализируйте действия и последствия, а также подумайте, как бы вы сейчас повели себя в тех ситуациях. Если одним из главных достижений является высшее образование, то для вас важны тяжелый труд и упорство. Если одной из главных неудач является измена девушке под воздействием алкоголя, то вы считаете, что злоупотребляете алкоголем и не держите слово, поэтому хотите изменить свое поведение.
  4. 4 Наблюдайте за людьми, которыми вы восхищаетесь. Кем вы восхищаетесь больше всего? Что вы в них находите? Какими качествами таких людей вы хотите обладать? Каковы их ценности? Наверняка эти ценности также близки вам.
  5. 5 Подумайте, что для вас важнее всего. Рассмотрите главные аспекты жизни, чтобы понять свои основные ценности. Это может быть семья или дружба.
    • Один из способов заключается в том, чтобы задать себе ряд вопросов. Например, чтобы бы вы спасли из дома в случае пожара (не считая родственников и домашних животных)? Как бы вы изменили мир, если бы у вас была подобная возможность? Чем вы увлекаетесь? Повторяющиеся темы и есть ваши главные ценности.
  6. 6 Трансформируйте полученные сведения в ценности. Например, вы осознали, что для вас важен упорный труд. Это значит, что он относится к вашим ценностям. Возможно, вы также заметили, насколько для вас важны умеренность и преданность, которые также являются основными ценностями.
  7. 7 Принимайте решения, исходя из собственных ценностей. Лелеять ценности в вакууме совсем не сложно. Гораздо сложнее обратить их в действия. Такие поступки и определяют вас как личность. Говорят, что лишь целостные личности живут в согласии со своими ценностями, поэтому важно принимать решения на основе таких ценностей, чтобы стать целостной личностью.
  8. 8 Позвольте ценностям определять вашу личность. Ваша личностная принадлежность и основные ценности определяют вектор ваших действий. Скажем, превыше всего вы цените семью. В таком случае вы предпочтете семью работе или прочим обязательствам. Но если вы цените работу, то легко решитесь не заводить семью и это будет обоснованным выбором. Действия определяют вас как личность.
    • Поймите, как ценности влияют на вашу личность, а затем попробуйте выразить это словами. К примеру, если превыше всего вы цените семью, то вас можно назвать "семейным человеком". Если же вы очень цените работу, то скажите "Я страстно увлечен своей работой".

2 Как распознать свои страстные увлечения

  1. 1 Вспомните, что вам нравилось в детстве. Например, если вы любили разукрашивать, то вполне возможно, что у вас скрытая страсть к дизайну. Если вы любили строить из кубиков или набора конструктора, то ищите свое призвание в области архитектуры или строительства.
    • Думайте не только о том, что именно вы любили. Проанализируйте причины. Например, может оказаться, что вы играли кубиками, поскольку вам нравились ровные ряды и цвета, а значит вы цените порядок и организацию.
  2. 2 Чем бы вы занимались, если бы не стоял вопрос денег? На что бы вы тратили время, если бы вдруг унаследовали кучу денег и забыли о проблеме жилья и питания? Не ограничивайтесь лишь отдыхом на диване перед телевизором. Ушли бы с головой в хобби? Стали бы волонтером? Стали бы частым посетителем музеев и библиотек? Именно эти желания указывают на ваши страстные увлечения.
  3. 3 За каким занятием вы теряете ощущение времени? Какие дела поглощают вас настолько, что вы перестаете обращать внимание на ход часов? Именно такие занятия вы и любите больше всего.
  4. 4 Что вам не нравится? Знать свои антипатии так же важно, как и предпочтения. Прежде всего вы поймете, чего вам следует избегать в увлечениях и при выборе работы.
    • Какие занятия вы терпеть не можете? Какие именно аспекты вам не по душе? Почему? Ответы на эти вопросы помогут понять темы и аспекты, которые вам не нравятся. Возможно, вам совсем не нравится наводить порядок или работать в тесном контакте с людьми.
  5. 5 Найдите место для вещей, которые дарят вам вдохновение. Используйте дневник, плакат и даже стенд для вдохновляющих вещей. Записывайте цитаты, печатайте изображения, отмечайте идеи. В процессе наполнения стенда вы начнете замечать конкретные темы, которые соответствуют вашим увлечениям.
    • Используйте любые источники и материалы, будь то интернет, почтовые рассылки или старые журналы.
  6. 6 Проявляйте любознательность. Если вас интересует какой-либо вопрос, то не жалейте времени, чтобы собрать информацию о нем. Можно следовать конкретной идее и заметить, что вы увлекаетесь определенной темой. Интернет или библиотека помогут утолить ваше любопытство и найти нужные сведения.
  7. 7 Соглашайтесь. Не отказывайтесь от новых возможностей, которые преподносит жизнь. Например, соглашайтесь взяться за новое задание на работе. Не отказывайтесь от предложения друга найти новое развлечение. Человек не знает заранее, что ему понравится.
  8. 8 Исследуйте варианты. Пробуйте разные варианты, чтобы лучше понять себя. Отправляйтесь в библиотеку и читайте книги на интересующие вас темы. Записывайтесь на факультативны уроки, секции и кружки по интересам. При этом даже не обязательно выходить из дома. Сегодня утром попробуйте рисовать, а завтра наведите порядок в саду. Не закрывайте для себя двери возможностей.
  9. 9 Выражайте себя посредством увлечений. Покажите миру свою суть благодаря увлечениям. Они определяют вас как личность, поскольку задают вектор всей вашей жизни. Именно поэтому столь важно обнаружить свои увлечения. Если вы без ума от искусства, то начните создавать объекты искусства или помогайте талантливым творцам.

3 Как обнаружить свои способности

  1. 1 Определите аспекты, в которых вы успешны. С чем вы успешно справлялись в прошлом? Так, можно вспомнить о предметах, по которым у вас были отличные оценки. С какими просьбами к вам обращаются друзья и родственники по той причине, что вы хорошо справляетесь с определенной задачей? Подумайте, благодаря чему вы успешно выполняете такие просьбы.
    • Ваши способности являются частью личности, ведь люди часто отождествляют других с делами.
  2. 2 Какие навыки вы приобрели на работе? Некоторые виды задач позволяют развить определенные навыки, даже если вы не обращаете на них внимания. Например, при работе официантом в кафе быстрого питания вы учитесь быстро и эффективно решать возникающие проблемы.
    • Занятость в сфере общественного питания и торговли учит навыкам работы с людьми.
    • Аналогичным образом люди начинают отождествлять вас с основной работой. Мы проводим на работе значительную часть жизни, поэтому неудивительно, что работа становится частью нашей личности.
  3. 3 Пройдите тесты на определение способностей онлайн. Подобные тесты можно найти на разных веб-сайтах, включая сайты с вакансиями и заказами. Тесты позволяют определить способности в конкретных сферах и экстраполируют результаты на существующий рынок труда.
  4. 4 Спросите родных, друзей и коллег. Сверстники и близкие всегда помогут выделить конкретные навыки, которые даются вам лучше остальных. Также всегда можно обратиться с таким вопросом к начальнику, ведь он регулярно оценивает вашу работу. Спрашивайте у друзей и родных о свои талантах.
  5. 5 Описывайте себя по имеющимся способностям. Чем старше мы становимся, тем больше наши способности определяют нас в профессиональном плане. При поиске работы мы руководствуемся своими способностями и опытом. Такими нас видит мир. Человек может представлять собой нечто большее, но таланты и способности всегда являются неотъемлемой частью личности.