Что такое. Ксенофобия

Ксенофобия – это ненависть или навязчивая боязнь кого-либо или чего-либо незнакомого, непривычного, понимание всего чужого в качестве непостижимого, враждебного и небезопасного (например, расовая ксенофобия). Идея, вознесенная до ранга мировоззрения, может привести к враждебности, деля людей по национальности, религии или социальному статусу.

Термин ксенофобия является антонимом по отношению к слову толерантность. В биологии понятие «ксенофобия» – это один из важнейших механизмов выживания, направленный на сохранение себя в частности и своего вида в целом. Люди по своей природе изначально рождаются ксенофобами. Ведь младенец после рождения не приемлет никого, кроме матери.

Ксенофобия причины

Ряд ученых указывают на биологическую детерминанту ксенофобии личности. Это связано с тем, что у некоторых животных можно наблюдать феномен этологической изоляции – и неприязнь, которые проявляются в отношении подвидов и близких видов. Биологически это проявляется в запрете на образование смешанных пар.

Различия во внешности и характере представителей разных рас и субкультур более заметны, чем различия между разными представителями животного мира. Хотя все человечество на земле относится к одному виду – человек разумный или Homo sapiens.

Ксенофобия считается заразной. Ведь люди, часто страдающие от ксенофобии, также могут испытывать данный вид фобии по отношению к представителям другой расы, нации и последователям других религиозных воззрений. Однако не стоит путать проявления ксенофобии с ценностным выбором. Если воспитанный человек испытывает неприязнь к хамоватым людям и сводят свое общение с ними к минимуму, только по необходимости, это называется нормальным здоровым предпочтением личности.

Итак, главными объектами ксенофобии всегда считались чужестранцы или незнакомые личности, т.е. посторонние. Причина этого достаточно легко объяснима. Так сложилось исторически, что появление чужаков не приводило ни к чему хорошему. В более плохом случае они выдвигали притязания на пастбища, хозяйство, поля, женщин, а в лучшем – внедрялись в социум, неся за собой перемены. Неважно, были эти перемены хорошими или плохими, но чужаки угрожали определенному и слаженному строю жизни.

Сегодня проявления ксенофобии распространяются на довольно широкую сферу объектов. В зависимости от объекта воздействия ксенофобии, выделяют: этнофобии, которые обуславливают дискриминацию и предубежденность в отношении представителей другой расы или этноса; религиозная ксенофобия, обуславливающая предубежденность и страх в отношении последователей различных религий и верований; фобии в отношении коллективов людей, которые отличаются своими социальными, культурными, материальными и физическими признаками. В эту группу входит большое количество социальных фобий, из которых многие уже давно изучаются учеными и получили определенные, узнаваемые названия. Например, мигрантофобия – страх перед беженцами, предубежденность и дискриминация лиц, которые вынуждены были мигрировать со своей родины и искать убежище за рубежом. Гандикапизм – предубежденность против людей, имеющих физические недостатки и ограничения, эйджизм – предубежденность и страх, вызываемый возрастом человека, сексизм – дискриминация и предубеждение, основываемое на половой принадлежности и др. Число таких дискриминаций и предубеждений может резко вырасти в кризисных и экстремальных ситуациях. В этом случае ксенофобия приобретает массовый характер.

Человеческая устремленность к разделению мира на «чужих» и «своих» неистребима. Данная людская особенность опасна тем, что может быть употреблена в разных целях.

Ксенофобия и расизм

Расизм или расовая ксенофобия – это объединение воззрений, которые базируются на идеях об умственном и физическом неравенстве человеческих рас и на решающем воздействии расовых различий на историческое и культурное развитие.

Существует множество различных определений расизма. В одном источнике, утверждают, что расовые признаки определяют интеллект, способности, нравственные воззрения, поведенческие особенности и свойства характера отдельного индивида, а не социума в целом или конкретной социальной группы. Понятие расизм содержит в себе обязательное изначальное разделение людей на более низшие и высшие расы, из которых высшие являются творцами цивилизации и призваны управлять и доминировать над вторыми.

Ксенофобия имеет много обликов и проявлений. Расизм – это одно из проявлений фобии, приводящий к тяжелым необратимым последствиям в обществе и политическом устройстве государств. Расизм может не иметь ярко выраженного проявления. Так, например, существуют внешне вроде бы толерантные люди, но своего ребенка замуж за «не нашего» не захотят отдавать. Также существуют люди, которые ненавидят всех чужих, но только по-тихому, никак не проявляя свою неприязнь. Существует и другой тип людей, которые будут открыто проявлять свою неприязнь и ненависть.

Для всех перечисленных типов людей существует объединяющая их характеристика или отличительная особенность – они допускают для себя деление людей на «правильных» и «неправильных» (уродов), наряду с этим обязательно причисляя себя к первой категории. Данный параноидальный тип мышления, заключается в неприятии ничего плохого в собственной личности и стопроцентный перенос данного «плохого» на других, или на всех подряд, или на определенные социальные группы.

В связи с нынешней ситуацией, обусловленной интенсивным протеканием процессов глобализации, стиранием государственных границ, этнокультурных и лингвистических рамок, наиболее остро встают проблемные вопросы, связанные с расизмом, национальной дискриминацией и другими видами ксенофобии. Такие проблемы встают из-за различий в физиологических характеристиках людей, принадлежности тому или иному государству, языку общения. Эти проблемы еще больше обостряются, вследствие активного противостояния двух больших коллективов людей: тех, кто борется с любыми проявлениями ксенофобии, и тех, кто подвергается дискриминации.

Ксенофобия и экстремизм

Ксенофобия проявляется в страхе перед иностранцами, а также ненависти, неприязни ко всему чужому, незнакомому, непривычному, непостижимому, воспринимаемого в качестве опасности и поэтому считаемого враждебным. В тех случаях, когда ксенофобия возведена в ранг мировоззрения, тогда она будет выступать причиной национальной вражды, которая может делить людей по социальному (этнофобия) или религиозному признаку (религиозная ксенофобия).

Обычно, ксенофобы, стараются найти тысячу оправданий своему такому поведению, тем самым доказывая, что они страдают данной фобией. Люди, страдающие неприязнью и испытывающие ненависть к иностранцам, другим национальностям, основываются на подсознательном страхе, который может приводить к экстремистским проявлениям.

Ксенофобы характеризуются отсутствием толерантности к чужестранцам, людям, разговаривающим на иностранном языке. Ксенофобия зачастую не всегда бывает четко акцентирована, однако она однозначно не приветствуется властью в любом ее проявлении и окружающие, обычно, относятся негативно к любым формам ксенофобии.

Ксенофобия проявляется непринятием новых людей, отношением к новым событиям с опаской или враждебностью. Довольно часто, такое отношение не имеет под собой никаких оснований – это всего лишь субъективное мнение каждого и персональное мировоззрение.

Опасностью ксенофобии является ее перерождение в экстремизм. Влиянию экстремистского движения более подвержены неокрепшие умы подростков, а также обиженные «жизнью» люди, страдающие отклонениями в психике.

Ксенофобия наблюдается во всех странах мира и проявляется как на мировом уровне в целом, так и в отдельно взятых странах. Она, с одной стороны, выступает как выражение трайбализма, желанием в любом случае сохранить свои изначальные качества, а с другой — как своеобразная идеология, при помощи которой господствующие классы привлекают на борьбу социально уязвимые ряды населения с так называемыми «чужаками». При этом образ мифического врага демонстрируется в качестве основного держателя всевозможных пороков, наделяется всеми возможными негативными качествами.

Ксенофобия в любом ее проявлении, будь то расизм или антисемитизм – неотъемлемая часть любой разновидности экстремизма или фашизма. Для вызывания расового экстремизма правящие классы также используют гомофобию или неприязнь к культурным предпочтениям представителей других этносов. Какой из них будет ведущим, все зависит от политического расчета правящей элиты.

Итак, понятие экстремизм происходит от французского слова «крайний» и означает политическую направленность и приверженность в идеологии к крайним суждениям и действиям.

К факторам, способствующим возникновению экстремизма относят социальные и экономические кризисные ситуации, резкий спад уровня жизни основной массы народонаселения страны, деформации различных политических элементов и институтов, подавление правящей верхушки оппозиционных элементов при помощи тоталитаризма, преследование инакомыслия, чрезмерные политические амбиции партийных лидеров и т.д.

Экстремизм всегда выступает против уже устоявшихся и сложившихся социальных институтов и структур. С целью достижения положительного результата, экстремистские движения и организации применяют лозунги зажигательного и побудительного характера, призывы к действию, демагогию, проводят террористические акции, используют методы партизанской войны, провоцируют всевозможные беспорядки, гражданское неповиновение, страйки.

Лидеры экстремистских движений полностью отрицают любые компромиссы, соглашения или переговоры. В плане идеологии экстремизм отвергает всякое инакомыслие, при этом пытаясь утвердить свою концепцию идеологических, политических и религиозных взглядов при помощи жестких методов.

Экстремизм требует от своих последователей слепого подчинения, исполнения и реализация любых инструкций и приказов. Основной характеристикой экстремистов является то, что они опираются в своей идеологии не на разум, знания и опыт, а на эмоции, предрассудки людей, воздействуя на примитивные инстинкты и необразованность толпы.

Основная черта экстремизма — устремленность к охлократии, т.е. власти толпы. Различают несколько основных форм экстремизма: политическую, религиозную, экологическую и националистическую.

Примеры ксенофобии

Примеров ксенофобии в истории и сегодня достаточно много, но все они показывают одно, что ксенофобия ранее была абсолютно органичной вещью в социуме. С уверенностью можно утверждать, что одним из китов, на котором ранее держалось общество, была ксенофобия. Она содействовала в сохранности стабильности общественного строя и экономики, помогала сохранять неизменность и духовные ориентиры.

Для традиционного социума прошлых лет ксенофобия была совершенно обычным и нормальным состоянием. Однако, в процессе человеческого прогресса и развития, ксенофобия все более стала приобретать экстремальную направленность. Сегодня целью ксенофобии является не защита устоявшегося строя и привычного образа жизни, а уничтожение людей, глобальное порабощение одними субъектами других.

Ярчайшим примером ксенофобии в истории являются религиозные войны, например, Крестовый поход. Ведь Богу в сущности все равно, при помощи какого языка ему молятся и как его величают. Однако это и послужило основной причиной массового кровавого противостояния и сражения между католиками и протестантами. Неужели настолько важно двумя или тремя пальцами совершать крестное знамение?! Однако это тоже стало одним из поводов, спровоцировавших конфронтацию новообрядцев и старообрядцев в древней Руси после проведения церковной реформы.

Не менее ярким примером ксенофобии является фашизм и антисемитизм, который сопровождал идеологию Второй Мировой войны.

Ученые полагают, что ксенофобия будет развиваться и прогрессировать при условии нежелания людей принимать меры по ее устранению. Некоторые люди могут только прикрываться ксенофобией и тем самым объяснять свою неприязнь и проявления ненависти, при этом внося смуту в социум.

Ксенофобия – это навязчивый страх перед незнакомыми лицами; ненависть, нетерпимость к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному

Эта боязнь не обязательно имеет общественную поддержку или законодательную стимуляцию. Любая традиция, культурная норма, отличающаяся от норм в группе комфорта индивида, воспринимается как враждебная, вредящая и опасная для дальнейшей жизнедеятельности группы.

Ксенофоб болезненно воспринимает все новое и странное. Постоянно сравнивает нововведения с традициями, принятыми в его среде комфорта.

История

В процессе эволюции ксенофобию можно было рассматривать, как средство приспособления, выживания, сохранения своего генофонда и передачи его следующим поколениям. Во времена массовой колонизации и открытия новых земель чужеземцы привозили с собой диковинные вирусы, против которых у туземцев не было иммунитета. Никогда не знавшие болезней, аборигены тысячами гибли от неведомой заразы, против которой в их организме не существовало необходимых антител.

Однако в современном мире ксенофоб найдёт десятки других причин для объяснения своих мотивов и поступков.

Виды и формы ксенофобии

Распространенные ошибки:

  1. Ксенофобия – это расизм. Расизм – форма проявления ненависти к определенной расе, это понятие уже, чем ксенофобия – она подразумевает ненависть ко всему инородному.
  2. Ксенофобия – это национализм. Так нетерпимости придают более презентабельный вид. Разница: националисты не обязательно ненавидят представителей других народов, вероисповеданий, культур.

Скрытая

Человек не проявляет открытой агрессии, ограничиваясь общими фразами относительно народа, социальной группы, представителей профессии: «все женщины – глупые», «все цыгане – воры», «все танцоры мужчины – геи».«все танцоры мужчины – геи».

Агрессивная

В высказываниях ксенофоба будут призывы совершать силовую борьбу против темнокожих, русских, китайцев, мусульман, евреев, геев. На почве агрессии может зародиться экстремизм – приверженность к крайностям в решении проблем. Это – физическое уничтожение, правовая дискриминация.

Критерием классификации ксенофобии выступает направленность человеческого страха и агрессии:

  1. Направленность на расу, этнос.
  • Расизм – ненависть к представителям другой расы.
  • Антисемитизм – ненависть к евреям.
  • Этнофобия – непринятие других народов.
  • Синофобия – фобия, ненависть по отношению к китайцам.

2. Направленность на носителей другой веры. Исламофобия, как проявление страха перед носителями мусульманства.

  • Сексизм – дискриминация по половому признаку.
  • Гандикапизм – презрение, ненависть по отношению к лицам с ограниченными физическими возможностями.
  • Эйджизм – дискриминация по возрастному признаку.

Откуда берется страх к «чужакам»


Что такое ксенофобия

К сожалению, ненависть друг к другу всегда имеет место в жизни общества. Поводами к этому может стать то, что все люди разные, индивидуальные и, соответственно, поступки и взгляды на вещи отличаются.

Зачастую несходство мнений и приводит к ссорам. Такому феномену, как ненависть к человеку, отличающемуся чем-то от всех людей, даже дали название – ксенофобия.

Многие люди привыкли следовать стереотипам, мыслить примитивно и плыть по течению жизни. А вот в те моменты, когда в такой коллектив приходит человек со своими свежими мыслями и пытается их реализовать, тогда у всех остальных участников коллектива первым делом начинает проявляться яркая неприязнь к новичку.

Не исключено, что такая активность сотрудника рано или поздно вызовет ненависть со стороны его коллег. Ведь он ведет себя не так, как им хочется. Тут проявляется еще одна человеческая черта – эгоизм. И от этого никуда не деться, ведь по сути все люди рождаются эгоистами. Отсюда и вытекает запрограммированность людей завидовать и ненавидеть тех, у кого дела идут лучше, чем у них самих.

Признаки страха у ксенофобов

Ксенофобия проявляется тем, что человек воспринимает иностранцев или просто незнакомых людей в качестве врагов, представляющих опасность. В принципе распознать расстройство еще на самом начальном этапе можно довольно просто по следующим признакам:

  • человек боится на улицу, опасаясь столкнуться с проявлениями экстремизма;
  • у него возникает чувство дискомфорта при посторонних взглядах, например в общественном транспорте;
  • даже в очень затруднительном положении ксенофоб не может обратиться за помощью к незнакомым людям;
  • волнение или паника могут проявиться даже от звонка незнакомого человека;
  • возникновение панических атак при столкновении с незнакомцами, иностранцами и т.д.

Если у человека имеется ксенофобия, толерантность для него не существует. Нетерпимость может проявляться довольно ярко или совсем не выражено. Однако чаще всего люди стараются не демонстрировать свои националистические убеждения, так как в современном мире и обществе подобные взгляды не приветствуются.

В наше время

Выполняя функцию изоляции, ксенофобия мешает развитию конструктивного межкультурного диалога и тормозит прогресс человечества. Ее проявления чреваты насилием, конфликтами, конфронтациями, терроризмом. Здесь нас должны чрезвычайно беспокоить не только беспощадные террористические акты (Нью-Йорк, Кашмир, Иерусалим, Москва), но и войны, которых, к сожалению, в современном мире не стало меньше. Начиная с 1980-го года, и уже в новом тысячелетии были или еще идут войны почти в 30 странах мира. Особенно тревожит, что свыше 90% погибающих на этих войнах - гражданское мирное население.

После Второй мировой войны психологи, как и все остальное человечество, были ошеломлены ее последствиями. Осознание ответственности за результаты разрушительной деятельности людей и стремление исследовать ее побудительные причины, а также стремление осмыслить ужасный опыт человечества стали решающей мотивацией исследований авторитарности Теодором Адорно и его коллегами (Adorno et al. , 1950), предубеждений - Гордоном Олпортом (Allport , 1954), конформизма - Соломоном Ашем (Asch , 1955), человеческой деструктивности - Эрихом Фроммом (Fromm , 1973). Результаты этих эпохальных психологических работ заставили задуматься не одно поколение жителей Земли.

В начале третьего тысячелетия, когда появляется все больше поводов для беспокойства за будущее человечества, профессиональный и человеческий долг представителей гуманитарных профессий - пытаться решать реальные проблемы взаимоотношений между людьми и всеми средствами своих наук стремиться к достижению мира на Земле. Проблема природы человека, желание разгадать которую всегда было свойственно гуманитарным наукам, в XX столетии слилась с проблемой межчеловеческих отношений. В результате в контексте жесткой реальности XXI века исследование и профилактика социально опасных форм ксенофобии вышли на первый план и должны открывать перечень самых актуальных научных и практических задач современной психологии.

Какова же в обществе доля людей, о которых можно сказать, что они предрасположены к ксенофобии? Для того чтобы попытаться ответить на этот вопрос, обратимся к сфере межэтнических отношений. Именно здесь ксенофобия обретает наиболее законченное и нередко драматическое выражение, в связи с чем и является одной из центральных тем эмпирических исследований.

Представим некоторые результаты проведенных нами в середине 1990-х гг. в различных регионах Российской Федерации исследований этнической идентичности, включающих изучение ксенофобических установок в межэтнических отношениях у представителей различных национальностей (Солдатова , 1998).

На первый взгляд, они достаточно оптимистичны: число людей, позитивно настроенных на межэтническое взаимодействие в разных этнических группах, практически не опускалось ниже 70%, а в группе русских превышало 80%. Но отметим, что значительная часть этих людей была настроена амбивалентно, то есть одновременно с позитивными установками они продемонстрировали также и негативные. Кроме того, нельзя забывать о социальной желательности выбора «позитивной» позиции. И все же с большинством картина более-менее ясна - оно предпочло выбор «психологической нормы многообразия».

Как избавиться

Ксенофобия – естественный страх, но переход обычной осторожности перед чужаком к нетерпимости и физической расправе должен решаться, как одна их первоочередных социальных проблем государства.

  • Объединение с целью профилактической, образовательной работы . Совершается в рамках образовательного учреждения, места работы, внешкольных образовательных организациях.
  • Изучение неизвестного – культуры народа или группы людей, которые вызывают страх или ненависть. «Знание врага в лицо», понимание его жизни сблизит. То, что человек знает и понимает, вызывает меньший страх.
  • Сотрудничество органов власти и политиков в вопросах борьбы с ксенофобией. Страх может преодолеть общение с лидерами государства – их авторитетная оценка и компетентность заменят непонимание на знания и терпимость.
  • Помните! Никому нельзя запретить ненавидеть темнокожих, толстых, худых, инвалидов или армян, но пропаганда толерантности и терпимости должна сгладить иррациональный страх, не дать ему развиваться в агрессивные формы.
  • Идентификация, изучение и нейтрализация групп, призывающих к действию против определенных социальных и этнических групп.
  • Поддержка жертв проявлений экстремизма.
  • Осуждение ксенофобии . Пояснение ее деструктивности, иррациональности.
  • Выступление против митингов и собраний, разжигающих и пропагандирующих ксенофобию.
  • Воспитание терпимости в семье . Ребенок понимает внешние различия с раннего возраста. От среды воспитания зависит, будет ли он гордиться своей нацией, семьей, зародится ли в нем ненависть и страх к человеку, который отличается от него ростом, весом или цветом кожи.

Ксенофобия в разной мере свойственна каждому. В результате поиска альтернативы фобии перед всем чужим выявляется любопытство. Чувство, позволяющее изучать новое, а не бояться его.

Многие из нас не знают, что такое ксенофобия. Краткое ее определение означает навязчивый страх у человека перед незнакомыми лицами и людьми, вызывающими опасение. Нередко ксенофобией называют абсолютно любую неприязнь по отношению к чужеродному объекту, который является культурным наследием другого этноса или другой культурной группы, далекой от нашей национальности.

Ксенофобия - боязнь людей другой национальности

Определение понятия

Ксенофобия в современном мире встречается достаточно часто. В широком смысле это слово означает страх, который связан с людьми другой национальности. На подсознательном уровне человек боится не самого человека, а возможность утратить культурную идентичность и индивидуальность. Это не страх определенной другой национальности, а желание народа обеспечить своих близких безопасными условиями проживания без потери их индивидуальных характеристик.

Эта фобия, как правило, несет за собой некоторые особые последствия. Такой человек не получает соответствующей законодательной и общественной поддержки. Любая деятельность, культура, провождение свободного времени, которое отличается от нормы, может вызвать у человека настоящую боязнь.

Как правило, ксенофобия наносит непоправимый удар на человеческую психику. Все новое и необычное такой пациент воспринимает достаточно враждебно. Любые нововведения незнакомыми лицами ксенофоб может представить, как попытку враждебного поведения по отношению к его этнической группе. Подобная патология не только пагубно влияет на человеческую психику, но и выставляет всех чужеродных людей в качестве вероятных врагов, которые могут нанести вред конкретной этнической группе.

Определение понятия

Модели поведения

В процессе многочисленных исследований профессионалам удалось определить несколько моделей поведения и мышления ксенофоба с возможным объектом страха:

  • «я четко вижу его – он человек другой национальности, он чужак»;
  • «он не такой как я, значит, это опасно: неизвестно, каких неприятностей от него следует ожидать, я уверен, что ничего хорошего от нашего контакта не выйдет»;
  • «мне страшно, но я обязан защитить себя и своих близких».

В первой модели поведения не имеет значения, какими отличительными чертами обладает человек. Это может быть раса или какая-нибудь неспецифическая фигура, рост, черты лица и т.д. Ксенофоба может испугать любой признак незнакомого человека, которым не обладает он сам.

Вторая модель поведения отличается тем, что у больного проявляется непреодолимая боязнь перед лицами, непохожими на тех людей, которые окружают его ежедневно и не причиняют ему никакого вреда. Пациенты с такой моделью поведения убеждены, что чужой человек будет проявлять садизм, а, возможно, и терроризм по отношению к близким людям ксенофоба.

Третью модель поведения специалисты сравнивают с поведением матери, которая опекает своих детей. Пациент не просто наблюдает за тем, чтобы его близким ничего не угрожало, но еще и старается значительно сузить их контакт, дабы незнакомая личность не смогла нанести вред.

Сущность страха проявляется в неприязни любых различий, т. к. они могут стать причинами последующих проблем. Подобная боязнь лишает человека возможности разрешить эту проблему. Наоборот, она усиливает панику и делает невозможным избавление от страха перед незнакомцами. Еще одной особенностью ксенофобов является ярко выраженный этноцентризм. Такие люди видят единственный идеал людей. Все, кто на него не похож, автоматически относятся к группе под названием «враги».

Причины возникновения

Специалисты утверждают, что ксенофобия – это та болезнь, которая может быть заложена в человеке исторически. Как правило, на территорию одного государства пришельцы приходили не просто так. Обычно они приходили с целью завоевания новых территорий, ресурсов и даже пленников.

В современном мире подобное встречается достаточно редко.

Многие профессионалы называют биологической основой ксенофобии не просто боязнь иностранцев, но и потребность в защите себя и своих близких от вероятной опасности. Речь идет не только о семье и друзьях. Говорится в этом случае о целых народах, племенах и нациях. Защита тоже может быть самой разной:

  • физической;
  • моральной;
  • идеологической и т.д.

Этот навязчивый страх перед незнакомыми людьми может передаваться по наследству и возникать под влиянием окружающего общества. Если окружающие будут бояться иностранцев, то фобия будет переходить к этому человеку автоматически. Дело в том, что доказанный принцип «ингруппового фаворитизма» заставляет каждого человека отдавать предпочтение тем людям, которые входят в ближайшую социальную группу. В одном случае мы уважительно относимся к своим ближним и хорошо общаемся с незнакомыми людьми. Но если мы имеем хоть малейшие признаки ксенофобии, то уважительно относимся только к представителям своей социальной группы. Остальные окружающие не несут для нас какой-либо культурной ценности. Более того, они служат для нас в качестве врагов, против которых мы постоянно стараемся пойти, чтобы уберечь свой народ.

Нередко фиксируются довольно очевидные причины возникновения страха перед представителем чужого народа. В качестве такой причины можно назвать историю неблагоприятных взаимоотношений той или иной национальности.

У многих русских женщин была зафиксирована кавказофобия. Обычно такие женщины имеют горький опыт в отношениях со вспыльчивыми кавказскими мужчинами.

Нередко причиной появления страха перед иностранцами, особенно перед представителями восточных стран, является терроризм. С каждым днем фиксируется все больше случаев террористических нападений в общественных местах. Подобная опасность может вызвать панику и сильную боязнь. Такая фобия обычно передается из поколения в поколение. Причины появления ксенофобии могут заключаться в преобладании иностранцев на территории государства. Любая чужеродная и большая этническая группа на территории страны ведет к тому, что у коренного населения появится неприязнь к мигрантам.

Последней причиной возникновения ксенофобии является непонимание ужасных обычаев этого народа. Может пугать то, что многие народы поклоняются темным силам. В своих домах они хранят черепа близких и родственников. Все это в современном мире может вызвать шок и неприязнь не только к обычаям, но и к этносу в целом. Причины появления психологической фобии подобного характера могут быть самыми разными.

Разновидности

Ошибочным является мнение, что ксенофобия – это синоним расизма. Расизм представляет собой проявление неприязни к другим национальностям. Навязчивый страх перед незнакомыми лицами, которые отличаются от человека – это совсем другое.

Нельзя также сказать, что описание ксенофобии полностью совпадает с национализмом. Если во втором случае людей пугают представители других национальностей, вероисповеданий и культур, то значение ксенофобии говорит о том, что пациента могут пугать даже внешние отличительные характеристики.

Существуют различные виды ксенофобии, которые классифицируются по разным критериям. Есть 2 основные формы патологии, которые определяются по проявлениям.

  1. Скрытая форма.
  2. Агрессивная форма.

В первом случае человек доверяет стереотипам, что все цыгане являются ворами, но адекватно реагируют на появление этой народности поблизости.

Вторая разновидность достаточно опасна. Ксенофоб в таком случае может физически расправляться с евреями, темнокожими, мусульманами и всеми теми людьми, которые отличаются от него как внешне, так и внутренне. На почве чрезмерной агрессии нередко развивается экстремизм – борьба с проблемой самыми крайними методами ее решения. Экстремизм проявляется настоящей правовой дискриминацией по отношению ко всем мигрантам.

Еще одним критерием классификации ксенофобии является этническая группа, на которую направлена вся агрессия. Расизм – это ярко выявленная агрессия по отношению к прочим расам. Антисемитизмом в современном мире называют ненависть к евреям. Синофобия представляет собой патологический страх китайцев и других «узкоглазых» народов. Ксенофобию можно классифицировать по направленности группы общества.

  1. Сексизм – это дискриминация по половому признаку.
  2. Гандикапизм – это ненависть к людям с ограниченными возможностями.
  3. Эйджизм означает дискриминацию по возрастному признаку.

Существуют и другие разновидности ксенофобии, классифицируемые по другим признакам, но наиболее известные и распространенные виды указаны выше.

Сексизм нередко сопровождает ксенофобию

Борьба с фобией

Современная ситуация в государствах, которые входят в состав СНГ, разрешает говорить об активном развитии национальной нетерпимости.

Главным проявлением ксенофобии в современном мире является наличие физических увечий, нанесенных представителям других народностей. Достаточно часто доходит до того, что после серьезных побоев иностранцев приходится лечиться длительное время. Порой и вовсе народ убивает представителей народностей, которые отличаются культурой, внешним видом и т.д.

Чтобы стремительно ликвидировать экстремизм, нужно во всех учебных заведениях вводить специальные занятия, которые будут воспитывать национальную терпимость и толерантность. Датская школа давно практикует подобные уроки, пропала ксенофобия, исследования показали, что это произошло уже через пару лет после введения дисциплины.

Фобия опасна, т. к. порой она часто перерастает в более агрессивное явление – физическую расправу. Государство должно бороться с этим процессом регулярно.

Борьба с ксенофобией также заключается в самообразовании. Учебные заведения всегда должны всячески этому способствовать, чтобы устранить разные виды патологии в стране.

Для того чтобы переубедить ребенка в том, что другая национальность ничем не отличается от нашей, следует детально ознакомить его с культурой других наций. Раскрывать всегда следует только положительные стороны. Знание о том или ином этносе сближает всех людей. И даже если явление ксенофобии не исчезает, то значительно уменьшается его интенсивность.

Профилактические меры

Профилактика ксенофобии тоже должна быть своеобразной. Власти конкретной страны должны объяснить, что та или иная народность не опасна и отличается от местного населения немногим. Правительство должно устранить даже самый небольшой искусственный митинг, направленный против других народностей. Понятие этой патологии постепенно уйдет на второй план.

Профилактика фобии должна проводиться родителями в процессе воспитания малыша. Родительское слово дает ребенку установки на будущее отношение к другим людям.

Правильное поведение родителей - лучшая профилактика ксенофобии у ребенка

Заключительная часть

Ксенофобия, примеры которой шокируют, способствует тому, что сокращается миграция как нашего народа в другие государства, так и прочих стран к нам.

Чтобы ничего подобного не возникало, очень важна профилактика в садиках, школах и вузах.

Определение ксенофобия не является четким и доказанным, но факт наличия страха и презрения к другому народу зафиксирован неоднократно, поэтому бороться с проблемой необходимо.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Предпосылки

Биологическая основа ксенофобии

По мнению В. Р. Дольника, ксенофобия является сбоем генетического механизма, что объясняет её иррациональность и неподверженность рациональным доводам. Самоошибочное функционирование генетической программы также может быть генетически детерминировано .

Ксенофобия могла возникнуть как инструмент адаптации в процессе эволюции, который способствовал выживанию и передаче генов потомкам. Так, страх перед незнакомцами мог быть, среди прочего, основан на наблюдении, что чужаки могут быть разносчиками новых, а значит, очень опасных (из-за отсутствия нужных антител) для коренных жителей болезнетворных микроорганизмов .

История

В конце XX века и начале XXI века их вытесняют концепции «исламской угрозы» и «нашествия мигрантов». Однако встречаются и другие варианты использования концепций «великих ксенофобий», например, заявления о том, что «западная цивилизация» во главе с евреями преследует цель подавления «исламского мира» перед дальнейшим противостоянием с «желтой цивилизацией» .

Ксенофобия в России

По мнению руководителя аналитического отдела ВЦИОМ Леонтия Бызова, ксенофобские настроения всегда провоцировались ослаблением государственной власти . Руководитель центра по изучению ксенофобии Эмиль Паин отметил, что социальное неблагополучие играет существенную роль в формировании ксенофобии. По его мнению, это обусловлено лишь существенно меньшим уровнем недоброжелательности к мигрантам другой национальности среди предпринимателей .

См. также

Напишите отзыв о статье "Ксенофобия"

Примечания

Литература

  • Противодействие ксенофобии и этнической дискриминации - М.: Московская Хельсинкская группа, 2006 (ошибоч.) , ISBN 5-98440-027-8
  • Панкадж Гемават. Мир 3.0: Глобальная интеграция без барьеров. - М .: Альпина Паблишер , 2013. - 415 с. - ISBN 978-5-9614-4438-4 .

Ссылки

  • Владимир Фридман
  • Александр Тарасов . .
  • Волков Ю. Г. , Барбашин М. Ю., Добаев И. П. , Кротов Д. В., Черноус В. В. Ксенофобия: вызов социальной безопасности на Юге России. Колл. монография. Отв. редактор Ю. Г. Волков. Ростов н/Д.: Изд-во СКНЦ ВШ, 2004. - 208 с.

Отрывок, характеризующий Ксенофобия

– О, Дон Жуан! О, змея! – послышались голоса.
– Вы не знаете, Болконский, – обратился Билибин к князю Андрею, – что все ужасы французской армии (я чуть было не сказал – русской армии) – ничто в сравнении с тем, что наделал между женщинами этот человек.
– La femme est la compagne de l"homme, [Женщина – подруга мужчины,] – произнес князь Ипполит и стал смотреть в лорнет на свои поднятые ноги.
Билибин и наши расхохотались, глядя в глаза Ипполиту. Князь Андрей видел, что этот Ипполит, которого он (должно было признаться) почти ревновал к своей жене, был шутом в этом обществе.
– Нет, я должен вас угостить Курагиным, – сказал Билибин тихо Болконскому. – Он прелестен, когда рассуждает о политике, надо видеть эту важность.
Он подсел к Ипполиту и, собрав на лбу свои складки, завел с ним разговор о политике. Князь Андрей и другие обступили обоих.
– Le cabinet de Berlin ne peut pas exprimer un sentiment d"alliance, – начал Ипполит, значительно оглядывая всех, – sans exprimer… comme dans sa derieniere note… vous comprenez… vous comprenez… et puis si sa Majeste l"Empereur ne deroge pas au principe de notre alliance… [Берлинский кабинет не может выразить свое мнение о союзе, не выражая… как в своей последней ноте… вы понимаете… вы понимаете… впрочем, если его величество император не изменит сущности нашего союза…]
– Attendez, je n"ai pas fini… – сказал он князю Андрею, хватая его за руку. – Je suppose que l"intervention sera plus forte que la non intervention. Et… – Он помолчал. – On ne pourra pas imputer a la fin de non recevoir notre depeche du 28 novembre. Voila comment tout cela finira. [Подождите, я не кончил. Я думаю, что вмешательство будет прочнее чем невмешательство И… Невозможно считать дело оконченным непринятием нашей депеши от 28 ноября. Чем то всё это кончится.]
И он отпустил руку Болконского, показывая тем, что теперь он совсем кончил.
– Demosthenes, je te reconnais au caillou que tu as cache dans ta bouche d"or! [Демосфен, я узнаю тебя по камешку, который ты скрываешь в своих золотых устах!] – сказал Билибин, y которого шапка волос подвинулась на голове от удовольствия.
Все засмеялись. Ипполит смеялся громче всех. Он, видимо, страдал, задыхался, но не мог удержаться от дикого смеха, растягивающего его всегда неподвижное лицо.
– Ну вот что, господа, – сказал Билибин, – Болконский мой гость в доме и здесь в Брюнне, и я хочу его угостить, сколько могу, всеми радостями здешней жизни. Ежели бы мы были в Брюнне, это было бы легко; но здесь, dans ce vilain trou morave [в этой скверной моравской дыре], это труднее, и я прошу у всех вас помощи. Il faut lui faire les honneurs de Brunn. [Надо ему показать Брюнн.] Вы возьмите на себя театр, я – общество, вы, Ипполит, разумеется, – женщин.
– Надо ему показать Амели, прелесть! – сказал один из наших, целуя кончики пальцев.
– Вообще этого кровожадного солдата, – сказал Билибин, – надо обратить к более человеколюбивым взглядам.
– Едва ли я воспользуюсь вашим гостеприимством, господа, и теперь мне пора ехать, – взглядывая на часы, сказал Болконский.
– Куда?
– К императору.
– О! о! о!
– Ну, до свидания, Болконский! До свидания, князь; приезжайте же обедать раньше, – пocлшaлиcь голоса. – Мы беремся за вас.
– Старайтесь как можно более расхваливать порядок в доставлении провианта и маршрутов, когда будете говорить с императором, – сказал Билибин, провожая до передней Болконского.
– И желал бы хвалить, но не могу, сколько знаю, – улыбаясь отвечал Болконский.
– Ну, вообще как можно больше говорите. Его страсть – аудиенции; а говорить сам он не любит и не умеет, как увидите.

На выходе император Франц только пристально вгляделся в лицо князя Андрея, стоявшего в назначенном месте между австрийскими офицерами, и кивнул ему своей длинной головой. Но после выхода вчерашний флигель адъютант с учтивостью передал Болконскому желание императора дать ему аудиенцию.
Император Франц принял его, стоя посредине комнаты. Перед тем как начинать разговор, князя Андрея поразило то, что император как будто смешался, не зная, что сказать, и покраснел.
– Скажите, когда началось сражение? – спросил он поспешно.
Князь Андрей отвечал. После этого вопроса следовали другие, столь же простые вопросы: «здоров ли Кутузов? как давно выехал он из Кремса?» и т. п. Император говорил с таким выражением, как будто вся цель его состояла только в том, чтобы сделать известное количество вопросов. Ответы же на эти вопросы, как было слишком очевидно, не могли интересовать его.
– В котором часу началось сражение? – спросил император.
– Не могу донести вашему величеству, в котором часу началось сражение с фронта, но в Дюренштейне, где я находился, войско начало атаку в 6 часу вечера, – сказал Болконский, оживляясь и при этом случае предполагая, что ему удастся представить уже готовое в его голове правдивое описание всего того, что он знал и видел.
Но император улыбнулся и перебил его:
– Сколько миль?
– Откуда и докуда, ваше величество?
– От Дюренштейна до Кремса?
– Три с половиною мили, ваше величество.
– Французы оставили левый берег?
– Как доносили лазутчики, в ночь на плотах переправились последние.
– Достаточно ли фуража в Кремсе?
– Фураж не был доставлен в том количестве…
Император перебил его.
– В котором часу убит генерал Шмит?…
– В семь часов, кажется.
– В 7 часов. Очень печально! Очень печально!
Император сказал, что он благодарит, и поклонился. Князь Андрей вышел и тотчас же со всех сторон был окружен придворными. Со всех сторон глядели на него ласковые глаза и слышались ласковые слова. Вчерашний флигель адъютант делал ему упреки, зачем он не остановился во дворце, и предлагал ему свой дом. Военный министр подошел, поздравляя его с орденом Марии Терезии З й степени, которым жаловал его император. Камергер императрицы приглашал его к ее величеству. Эрцгерцогиня тоже желала его видеть. Он не знал, кому отвечать, и несколько секунд собирался с мыслями. Русский посланник взял его за плечо, отвел к окну и стал говорить с ним.
Вопреки словам Билибина, известие, привезенное им, было принято радостно. Назначено было благодарственное молебствие. Кутузов был награжден Марией Терезией большого креста, и вся армия получила награды. Болконский получал приглашения со всех сторон и всё утро должен был делать визиты главным сановникам Австрии. Окончив свои визиты в пятом часу вечера, мысленно сочиняя письмо отцу о сражении и о своей поездке в Брюнн, князь Андрей возвращался домой к Билибину. У крыльца дома, занимаемого Билибиным, стояла до половины уложенная вещами бричка, и Франц, слуга Билибина, с трудом таща чемодан, вышел из двери.

Ксенофобия (xenos - чужой, рhobos - страх) - это (сначала) страх перед чужим, (а затем) нетерпимость, неприятие чужого.
Что понятно: человек всегда опасается, того, чего (или кого) не знает, не понимает.
В советских словарях иностранных слов определение понятия «Ксенофобия» отсутствует. В дореволюционном 1912 года, впрочем тоже, но там поясняются противоположенные слова «Ксеномания» - чрезмерное пристрастие ко всему чужому; и «ксеноман» - любитель всего чужого. Есть ещё «ксенократия» - господство чужеземцев, чужеземное владычество.

Как рассказывает Википедия , ксенофобия - прежде всего чувство, то есть субстанция, не подающаяся доводам рассудка, иррациональная. Присутствие ксенофобии у людей - дань их животному происхождению (человек ведь произошел от обезьяны, не так ли?), потому что у представителей фауны имеется так называемое явление этологической изоляции: невозможность или затруднение свободного скрещивания между особями одного вида.

Так что ксенофобией «больны» все люди (при наличие свободных кресел в городском транспорте каждый вновь входящий старается занять такое, а не подсесть к незнакомому человеку), но протекает «болезнь» по-разному. Кто-то «страдает» в легкой, практически незаметной, особенно в молодости, форме, другим неприязнь к чужому удается контролировать, третьи проявляют агрессию.

Ксенофобия часто имеет выборочный характер. Одни «чужие» не вызывают страха, агрессии, раздражения. Другие - наоборот. Тогда термин «ксенофобия» уточняется: антисемитизм - ненависть к евреям, русофобия - ненависть к русским, расизм - ненависть к людям другого цвета кожи.

Считается так же , что проявление ксенофобии в обществе тем сильнее, чем более неблагополучно оно в социальной сфере, то есть там, где выше процент бедных, обделенных, обиженных судьбой и государством, там и неприязнь к чужакам больше. Это тоже понятно. Иностранцы за счет своей мобильности, инициативности (а другие на чужбину не едут) часто живут лучше аборигенов, что вызывает зависть, злобу последних. В то же время сытые, обустроенные, защищенные законом и самим жизненным укладом люди более благодушны.

Ксенофобия - мощное оружие в руках власть предержащих. Направить негатив своих в чем-то ущемленных действительностью граждан против чужаков, которых обвинить в этой ущемленности легче легкого, а не по адресу жиреющих на народе чиновников - мечта любого государства, особенного того, в котором не развиты институты гражданского общества.

Антонимом «ксенофобии» является понятие «толерантность», то есть терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, внешности