Что рассказать про букву. Сказка про букву А. Дарья Луч

У каждой буквы свое назначение и своя история. Зная ее, ребенок будет с большим интересом относиться к обучению. Для начала задайте вопрос: «Зачем людям буквы?»

Как появилась письменность?

Буквы нужны, чтобы мы могли записывать и читать слова и предложения. Без букв не было бы книг. Только представь себе мир без книг! Без них не было бы, ни компьютеров, ни телевизоров, ни кино, ни мультфильмов. А знаешь почему? Люди не смогли бы просто изобрести все эти замечательные вещи.

Давным-давно, они жили в пещерах и одевались в звериные шкуры. Чтобы добыть себе еду, они охотились и собирали разные плоды и коренья. Люди рисовали на стенах и сводах пещер животных, считая, что эти изображения помогут им в жизни. И они действительно помогли. Со временем рисунки стали использовать для того, чтобы рассказать о той или иной жизненной ситуации. С помощью изображений несложно записать одно предложение. Например, оставить своим домочадцам записку: «Ушел на охоту»

А теперь представь, сколько рисунков потребуется, чтобы запечатлеть большой рассказ о приключениях опытного охотника. Изображения становились меньше и проще, пока не превратились в причудливые черточки.

Когда появилась письменность в виде «черточек и ризок», люди уже покинули пещеры. Они строили дома, занимались сельским хозяйством, ремеслом и торговлей. Опыт и знания людей росли, их требовалось сохранить и передать потомкам, чтобы тем не пришлось снова возвращаться в пещеры. Кстати, каждый родитель хочет, чтобы его отпрыск хорошо учился, как раз для того, чтобы у ребенка был хороший дом, а не какая-нибудь пещера.

Нужно было придумать, что-нибудь получше, чем черточки и ризы. А раз есть необходимость, человек обязательно что-то изобретает. Буквы стали очень важным изобретением. У одних народов они появились раньше, у других позже.

Сначала азбука

Кто и когда придумал наши буквы? Их звали Кирилл и Мефодий, они были братьями. Произошло это очень давно, наша земля тогда называлась Киевской Русью. В те времена на ней не было ни одной церкви, а зная, какие они древние, ты можешь представить, как давно это было.

Кирилл и Мефодий жили в Византии – большом государстве, расположенном на территории нынешней Европы. Тогда в Византии уже существовала письменность, книги. Кирилл был ученым, знал науки, изучал иностранные языки и часто посещал разные страны. Услышав незнакомую речь, он быстро начинал ее понимать. Однажды царь Византии направил его в Моравию, где жили славяне. Кстати, русские тоже относятся к славянским народам. Жители Моравии, говорившие на славянском, были вынуждены писать на латыни или греческом, так как своих букв у них не было. Латинский язык знали немногие, поэтому для простых славян книги были недоступны.

Кирилл вместе со своим братом Мефодием много работал, чтобы из славянской речи выделить звуки и придумать для каждого звука букву. Они создали азбуку. Свое название она получила по первым буквам: «А» называлась «Аз», «Б» - «Буки». У других букв тоже были интересные названия, например, «Г» - глаголь, «Д» - добро, «Л» - люди, «С» - слово. Еще существовали такие буквы, как «пси», «кси», «ижица», «омега», «юс», «ферт». Со временем, русская речь изменилась и эти буквы стали не нужны. Некоторые из них убрал из азбуки царь Петр I, остальные исчезли в прошлом веке. Тогда же упростили и названия букв. Причиной тому – все те же изменения в языке. Если на старославянском говорили - «Аз», то сейчас на русском языке то же самое звучит, как «Я». Поэтому «А» стали называть просто «а», «Б» - «бэ». Все буквы разом решили называть не азбукой, а алфавитом, как в других странах.

Жили-были буквы. Было их 33. Они жили одной большой дружной семьёй в высоком-высоком домике, который назывался Алфавит.

Ты знаешь эти буквы? Вот они:

Буква «А» была самой главной, самой первой, она жила высоко-высоко, на самом верхнем этаже. Надо сказать, что в Алфавите этажи нумеровались сверху, а не снизу, как обычно. Поэтому буква «А» жила на 1 этаже. Остальные буквы жили пониже, а на самом низком, близком, тридцать третьем этаже жила-была последняя буква Алфавита – «Я».

Жили они жили, не тужили, и вот, однажды буква «Я» взбунтовалась. Она сказала: «Не желаю я больше тут жить, так низко! Я хочу быть первой! Я хочу быть главной! Ведь я не просто буква, а Я – целое слово! Я – это Я! Поэтому это я должна быть самой главной и Я должна быть самой первой!»

Возгордилась наша буква Я. Все другие буквы были очень дружелюбные, мирные, они не хотели спорить и сказали:

— Ну что же, раз ты хочешь быть самой главной, самой первой, то будь! Только знай: это непросто! Ты будешь помогать всем другим буквам, если вдруг у них что-то случится, и решать все вопросы, которые связаны с нашим домом – Алфавитом; проверять режим дня – кому во сколько проснуться, куда пойти, что сделать, что покушать и многое, многое другое… Сможешь?

– Ха! – сказала буква Я, – конечно, смогу, и нету тут ничего сложного.

И стала буква Я самая первая, главная, поселилась на самом верху Алфавита. А буква А уехала в отпуск.

Сидит буква Я довольная, отдыхает в большом кабинете. И вдруг прибегает к ней буква Ё.

– Ой-ой-ой! Помоги мне, буква Я, ты же главная! Помоги! Я потеряла свои две точечки и теперь, без точечек, я стала как буква Е. Теперь все вместо «мёд» говорят «мед», вместо «ёлка» — елка, вместо «ёжик» — ежик! Ничего не понятно! Помоги!

А буква Я не знает, что ей делать.

Тут же прибежала буква «Й».

– Ой, помоги мне буква Я, ты же теперь главная! У меня потерялась моя запятая и теперь я похожа на букву «И». Все сейчас говорят вместо «мой» — мои, вместо «твой» — твои. Всё перепуталось, помоги!

А «Я» сидит, чуть не плачет, не знает, что делать, где иcкать пропавшие точечки и запятую.

И тут прибегает ещё буква «Ы»:

– Ой, помоги, буква «Я», ты же сейчас главная! Я потеряла свою палочку! Теперь, без палочки, я похожа на «Ь», и все вместо «мы» говорят «мь», вместо «ты» – «ть». Что же делать?

Тут наша буква «Я» как разревелась:

– Ой, простите меня буквочки родные, дорогие! Не знаю я, что делать, как вам помочь! Захотела я быть самой главной, но не знала, что нужно так много знать и решать. Простите вы меня и отпустите!

Тогда буквы сразу простили задаваку букву «Я» и позвонили букве «А». Всё ей объяснили и попросили поскорее приехать и помочь им.

Буква «А» срочно прилетела на самолёте и стала помогать буквам. Побежала в квартиру к букве «Ё» и нашла её точечки в стиральной машинке, где она постирала их вместе с одеждой и оставила, не заметила.

Потом побежала в квартиру к букве «Й» и нашла её запятую под диваном, в самом дальнем уголке, куда она укатилась.

Потом срочно побежала искать палочку от буквы «Ы» и нашла её в огороде, где та стояла вместе с другими палочками у забора.

И снова все стали правильно говорить:

не елки, ёлки;
не мед, а мёд;
не твои, а твой;
не мои, а мой;
не ть, а ты;
не мь, а мы.

И во всем мире снова установился порядок, и в Алфавите тоже.

Буква «А» стала, как и была, первой, а буква «Я» — последней.

После первого года обучения, то есть, начиная со второго класса, Ваш ребёнок должен уметь рассказать всё про каждую букву.

Родители, как проверить знания ребёнка? Возьмите ручку или карандаш. Наугад выберите любую букву и попросите про неё рассказать. Ребёнок может не помнить наизусть, какой буква идёт по счёту и не проговаривать замечания к букве для взрослых. Но всё остальное он должен уметь рассказать без запинки. Около правильно рассказанной буквы ставите плюсик. В других вариантах - минус. Который превращается в плюс, когда Ваш малыш подучит и расскажет Вам всё в следующий раз.

Обращаюсь к методистам. Я знаю, что звуки пишутся в квадратных скобках, что после мягких звуков ставится апостроф, что слово лают дает вот такую звуковую схему - [ л а й , у т]. Но эта статья дана в помощь родителям для устного рассказа ребёнка родителю не филологу. Поэтому дано вот такое упрощенное изложение этого материала, без квадратных скобок и без апострофов.

А

  • 1-ая буква алфавита. В алфавите произносится А.
  • под ударением А и без ударения А.
  • если согласный звучит твёрдо и после него слышится звук А, пишем букву А (мал). Если согласный звучит мягко и после него слышится звук А, пишем букву Я (мял).
  • исключение - слова с ЧА-ЩА. Ведь Ч и Щ - согласные всегда мягкие, хочется после них написать Я, а нельзя.

Б

  • 2-ая буква алфавита. В алфавите произносится БЭ.
  • глухая пара П. (лбы - звук Б, лоб - звук П)
  • может быть мягким (БЬ) белка и твёрдым (Б) бочка.

В

  • 3-ья буква алфавита. В алфавите произносится ВЭ.
  • звонкий парный согласный по глухости-звонкости.
  • глухая пара Ф. (ловлю - звук В, лов - звук Ф)
  • может быть мягким (ВЬ) ловить и твёрдым (В) вол.

Г

  • 4-ая буква алфавита. В алфавите произносится ГЭ.
  • звонкий парный согласный по глухости-звонкости.
  • глухая пара К. (луга - звук Г, луг - звук К)
  • может быть мягким (ГЬ) герань и твёрдым (К) гол.

Д

  • 5-ая буква алфавита. В алфавите произносится ДЭ.
  • звонкий парный согласный по глухости-звонкости.
  • глухая пара Т. (плоды - звук Д, плод - звук Т)
  • может быть мягким (ДЬ) Дима и твёрдым (Д) Дана.

Е

  • 6-ая буква алфавита. В алфавите произносится (ЙЭ).
  • Звука Е не бывает. Буква Е может обозначать разные звуки в зависимости от её расположения в слове и ударения.

Вариант 1. Буква Е под ударением:

а) если Е стоит в начале слова (ель), после Ь и Ъ знака (подъели), после гласной (поездка), то она обозначает 2 звука ЙЭ

б) Любая йотированная буква обозначает 1 звук только 1 случае - если стоит после согласной (лес) . Поэтому в слове лес буква Е обозначает один звук Э.

Вариант 2. Буква Е не под ударением:

а) если Е стоит в начале слова (енот), после Ь и Ъ знака (подъезжать), после гласной (поезд), то она обозначает 2 звука - ЙИ.

Внимание для взрослых! Сложность. Лучше не обращать на эту позицию пристального внимания. Потому что на самом деле появляется звук - нечто среднее между И и Э. (редукция).

б) Любая йотированная буква обозначает 1 звук только 1 случае - если стоит после согласной (лесной) . Буква Е обозначает звук И.

Ё

  • 7-ая буква алфавита. В алфавите произносится ЙО.
  • Йотированный (то есть при произнесении этой буквы слышится Й).
  • Всегда ударный.
  • ВНИМАНИЕ! Нельзя ставить знак ударения на Ё, так как Ё - всегда ударная.
  • Звука Ё не бывает. Буква Ё может обозначать разные звуки в зависимости от её расположения в слове.

а) если Ё стоит в начале слова (ёжик), после Ь и Ъ знака (подъём), после гласной (поёт), то она обозначает 2 звука (ЙО)

б) Любая йотированная буква обозначает 1 звук только 1 случае - если стоит после согласной (пёс) . Буква Ё обозначает звук О.

Ж

  • 8-ая буква алфавита. В алфавите произносится ЖЭ.
  • звонкий парный согласный по глухости-звонкости.
  • Глухая пара Ш. (лужа - звук Ж, у луж - звук Ш)
  • Всегда твёрдый. Т.е. что бы после него ни стояло: гласная второго ряда (жир), мягкий знак (молодёжь) - звук произносится твёрдо.

З

  • 9-ая буква алфавита. В алфавите произносится ЗЭ.
  • звонкий парный согласный по глухости-звонкости.
  • Глухая пара С. (коза - звук З, много коз - звук С)
  • Может быть мягким (ЗЬ) зима и твёрдым (З) звон.

И

  • 10-ая буква алфавита. В алфавите произносится И.
  • гласный второго ряда, который обозначает мягкость согласного.
  • под ударением И и без ударения И.
  • Если согласный звучит мягко, и после него слышится звук И, пишем букву И (рис).
  • Исключение - слова с ЖИ-ШИ. Слышим Ы, а пишем И.

Й

  • 11-ая буква алфавита. В алфавите произносится И-краткое.
  • Всегда мягкий (нет твёрдой пары).

К

  • 12-ая буква алфавита. В алфавите произносится КА.
  • Звонкая пара Г. (кот - звук К, год - звук Г)
  • Может быть мягким (КЬ) кит и твёрдым (К) кот.

Л

  • 13-ая буква алфавита. В алфавите произносится ЭЛЬ.
  • всегда звонкий согласный. (Нет глухой пары.) По-научному - сонорный.
  • Может быть мягким (ЛЬ) лето и твёрдым (Л) лов.

М

  • 14-ая буква алфавита. В алфавите произносится ЭМ.
  • всегда звонкий согласный. (Нет глухой пары.) По-научному - сонорный.
  • Может быть мягким (МЬ) мир и твёрдым (М) мошка.

Н

  • 15-ая буква алфавита. В алфавите произносится ЭН.
  • всегда звонкий согласный. (Нет глухой пары.) По-научному - сонорный.
  • Может быть мягким (НЬ) небо и твёрдым (Н) нота.

О

  • 16-ая буква алфавита. В алфавите произносится О.
  • гласный первого ряда, который обозначает твёрдость согласного.
  • Под ударением звук О, а без ударения А.
  • Если согласный звучит твёрдо и после него слышится звук О, пишем букву О (нос). Если согласный звучит мягко и после него слышится звук О, пишем букву Ё (нёс). Исключение - слова шёл, шёлк.

П

  • 17-ая буква алфавита. В алфавите произносится ПЭ.
  • глухой парный согласный по глухости-звонкости.
  • звонкая пара Б. (почка - звук П, бочка - звук Б)
  • может быть мягким (ПЬ) пить и твёрдым (П) пони.

Р

  • 18-ая буква алфавита. В алфавите произносится ЭР.
  • всегда звонкий согласный. (Нет глухой пары.) По-научному - сонорный.
  • Может быть мягким (РЬ) река и твёрдым (Р) роль.

С

  • 19-ая буква алфавита. В алфавите произносится ЭС.
  • глухой парный согласный по глухости-звонкости.
  • звонкая пара З. (соя - звук С, Зоя - звук З)
  • может быть мягким (СЬ) Сеня и твёрдым (С) сон.

Т

  • 20-ая буква алфавита. В алфавите произносится ТЭ
  • глухой парный согласный по глухости-звонкости.
  • звонкая пара Д. (том - звук Т, дом - звук Д)
  • может быть мягким (ТЬ) Тёма и твёрдым (Т) тыква. .

У

  • 21-ая буква алфавита. В алфавите произносится У.
  • гласный первого ряда, который обозначает твёрдость согласного.
  • Под ударением У и без ударения У.
  • Если согласный звучит твёрдо и после него слышится звук У, пишем букву У (лук). Если согласный звучит мягко и после него слышится звук У, пишем букву Ю (люк).
  • Исключение - слова с ЧУ-ЩУ. Ведь Ч и Щ согласные всегда мягкие, хочется после них написать Ю, а нельзя.

Ф

  • 22-ая буква алфавита. В алфавите произносится ЭФ.
  • глухой парный согласный по глухости-звонкости.
  • Звонкая пара В. (Фаня- звук Ф, Ваня - звук В)
  • Может быть мягким (ФЬ) фильм и твёрдым (Ф) шкаф.

Х

  • 23-ая буква алфавита. В алфавите произносится ХА.
  • Может быть мягким (ХЬ) хек и твёрдым (Х) хурма.

Ц

  • 24-ая буква алфавита. В алфавите произносится ЦЭ.
  • всегда глухой согласный (нет звонкой пары).
  • Всегда твёрдый согласный (нет мягкой пары)

Ч

  • 25-ая буква алфавита. В алфавите произносится ЧЭ.
  • всегда глухой согласный (нет звонкой пары).
  • Всегда мягкий.Т.е. что бы после него ни стояло: гласная первого ряда (час), согласный (точный), стоит ли он на конце слова (луч) - звук произносится мягко.

Ш

  • 26-ая буква алфавита. В алфавите произносится ША.
  • глухой парный согласный по глухости-звонкости.
  • Звонкая пара Ж. (Луша - звук Ш, лужа - звук ж) Всегда твёрдый. Т.е. что бы после него ни стояло: гласная второго ряда (ширь), мягкий знак (сушь) - звук произносится твёрдо.

Щ

  • 27-ая буква алфавита. В алфавите произносится ЩА.
  • всегда глухой согласный (нет звонкой пары).
  • Всегда мягкий.Т.е. что бы после него ни стояло: гласная первого ряда (пощада), согласный (мощный), стоит ли он на конце слова (овощ) - звук произносится мягко.

Ъ

  • 28-ая буква алфавита. В алфавите произносится ТВЁРДЫЙ ЗНАК.
  • буква называется - разделительный твёрдый знак.
  • Звука не обозначает.
  • Пишется только после согласной перед гласными Е,Ё, Ю,Я, НО! Только в том случае, если в слове появился звук Й. Сравните пары - сел - съел.

Ы

  • 29-ая буква алфавита. В алфавите произносится Ы.
  • гласный первого ряда, который обозначает твёрдость согласного.
  • Под ударением Ы и без ударения Ы.
  • Буква Ы почти никогда не стоит в начале слова.
  • Если согласный звучит твёрдо и после него слышится звук Ы, пишем букву Ы (сын).
  • Исключение - слова с ЖИ-ШИ. Ведь Ж и Ш согласные всегда твёрдые, хочется после них написать Ы, а нельзя.

ь

  • 30-ая буква алфавита. В алфавите произносится МЯГКИЙ ЗНАК.
  • У этой буквы двойная роль.

1)Ь - показатель мягкости. Если согласная буква звучит мягко, после неё не стоит гласная второго ряда и это не Ч, Щ Й, то значит после неё надо написать Ь. (конь, коньки). Есть слова с сочетаниями ЧК, ЧН, НЧ, елочк а, песочн ый птенч ик, которые пишутся без мягкого знака.

2) разделительный мягкий знак. Звука не обозначает. Пишется только после согласной перед гласными Е,Ё, Ю,Я, И. (ВНИМАНИЕ! Добавилась, в отличие от Ъ знака буква И) НО! Только в том случае, если в слове появился звук Й. Сравните пары - Коля - колья.

Э

  • 31-ая буква алфавита. В алфавите произносится Э.
  • Г ласный первого ряда, который обозначает твёрдость согласного.
  • Под ударением звук Э и без ударения Э.
  • Обычно буква пишется после гласных (поэт) или в начале слова (эхо).

Ю

  • 32-ая буква алфавита. В алфавите произносится (ЙУ).
  • Гласный второго ряда, который обозначает мягкость согласного.
  • Йотированный (то есть при произнесении этой буквы слышится Й).
  • Звука Ю не бывает. Буква Ю может обозначать разные звуки в зависимости от её расположения в слове. Ударение роли не играет.

а) если Ю стоит в начале слова (юла), после Ь и Ъ знака (пьют), после гласной (поют), то она обозначает 2 звука (ЙУ)

б) Любая йотированная буква обозначает 1 звук только 1 случае - если стоит после согласной (люк) . Буква Ю обозначает звук У.

Кроме сочетаний ЧУ-ЩУ, хочется написать Ю, а надо У. (щука)

Я

  • 33-ая буква алфавита. В алфавите произносится ЙА
  • Гласный второго ряда, который обозначает мягкость согласного.
  • Йотированный (то есть при произнесении этой буквы слышится Й).
  • Звука Я не бывает. Буква Я может обозначать разные звуки в зависимости от её расположения в слове и ударения.

Вариант 1. Буква Я под ударением:

а) если Я стоит в начале слова (яма), после Ь и Ъ знака (бурьян), после гласной (баян), то она обозначает 2 звука (ЙА)

б) Любая йотированная буква обозначает 1 звук только 1 случае - если стоит после согласной (вяз) . Буква Я под ударением обозначает звук А.

Вариант 2. Буква Я не под ударением:

а) если Я стоит в начале слова (ямщик), после Ь и Ъ знака (съязвить), после гласной (появление), то она обозначает 2 звука (ЙИ).

Внимание для взрослых! Сложность. Лучше не обращать на эту позицию пристального внимания. Потому что на самом деле появляется звук - нечто среднее между И и А. (редукция)

б) Любая йотированная буква обозначает 1 звук только 1 случае - если стоит после согласной (мясной). Буква Я без ударения обозначает звук И. Кроме сочетаний ЧА-ЩА, хочется написать Я, а надо А. (чаща)

Откуда, например, взялась буква «Й»? Кто вычеркивал из всех попавшихся под руку книг молоденькую букву «Ё»? Откуда у белорусов «Ў»? И что будет, если прочитать подряд полные названия кириллических букв?

Ответы на эти вопросы способны удивить даже самого скучного человека. И главное: а зачем нам вообще знать хоть что-нибудь о буквах? Пиши себе - а история дело специалистов.

Фото: udf. b y

Первооткрыватели букв

А ведь если осознать, что алфавит, этот фундамент любой культуры (да что там культуры, фундамент всего, что нас окружает, ибо без алфавита нет ни работы, ни учебы, ни простого задушевного общения, просто взяли - и придумали умные люди), если это осознать - то как-о по-другому начинаешь смотреть на роль личности в истории и на свою собственную роль.

Почему Карамзину или Дубовке можно целые буквы для целого народа придумывать, а мы - малюсенькую инновацию руководству предложить боимся?

Вот, к примеру, Кирилл и Мефодий из далеких Солоников взяли - да и приехали на Русь, в огромную непонятную страну без алфавита.

Это ж какой титанический труд: выучить язык, понять, как в нем комбинируются, вычленяются и сочленяются звуки, придумать буквы для этих звуков, да так, чтобы ими удобно было писать и их удобно было читать!

Их глаголица (знаете ли вы, что Кирилл придумал глаголицу, а не кириллицу? Кириллицу - это уже его ученики) - уникальный алфавит: он полностью искусственно придуман, составлен из трех христианских символов: креста, круга и треугольника.

Очень красивый, но неудобный в использовании алфавит.

Фото: newtheory.ru

Алфавит был прекрасен, но неудобен: при письме буквы сливались, путались, да и вообще выглядели нагромождением кругов и крестов.

И тогда появилась кириллица - легкое, быстрое письмо на основе греческого алфавита. Этот и красотой, и удобством вышел!

Фото: samlib.ru

И тут создатели алфавита слегка подшутили. А может, не подшутили, а зашифровали для нас послание. Попробуйте прочитать цельно, как текст, древние названия кириллических букв:

«Азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо - укъ фърътъ херъ. Цы, черве, шта ъра юсъ яти».

Перевод текста на современный язык впечатляет:

«Я знаю буквы. Письмо - это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям - постигайте мироздание! Несите слово убеждённо: знание - дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь!»

На Кирилле и его учениках процесс не остановился: многие прекрасные люди, помимо всего прочего, изобретали буквы. Историк Карамзин, к примеру, придумал букву «Ё», наш Владимир Дубовка - особенные буквы для белорусских аффрикат «ДЖ» и «ДЗ», а с нашим культовым «Ў» и вовсе детективная история вышла.

Запретить язык, но придумать букву

Был такой ученый - Петр Алексеевич Бессонов. Если строго посмотреть - злой гений нашей истории. Крупный чиновник, славянофил, даже панславист. Человек, не признающий никаких других славян, опроча русских, он основывался не на голых эмоциях - на фактах.

Прежде чем отрицать право белорусов на самоопределение, он самым тщательнейшим образом белорусов изучил и кое-где даже описал.

Материала для наблюдений было у него предостаточно: Бессонов сменил десятки самых разных ответственных постов в Виленском образовании, входил в команду графа Муравьева, которая вплотную занималась русскими школами в Северо-Западном крае, при этом собирал белорусский фольклор (под этикеткой русского) и походя придумал букву «Ў» для обозначения специфического звука, свойственного белорусской мове.

Пётр Алексеевич Бессонов. Фото: be.wikipedia.org

Странный человек был Бессонов: букву придумал, а отличия белорусов от русских отрицал. Впрочем, он вообще был человеком непоследовательным: его научные работы по русскому фольклору, которыми, в силу высочайших должностей автора, была переполнена тогдашняя наука, представляют собой образцы буйной фантазии исследователя.

Он придумывал несуществующие песни и сказки, рассказывал о как будто бы свершившихся экспедициях, делал внезапные выводы из никогда не бывавших событий - словом, с ним даже никто не спорил, потому что как спорить с тем, чего нет?

Вдогонку за алфавитом

Никогда не поздно придумать букву. Благодарный народ, которому эта буква нужна, с радостью нововведение подхватит.

Буква «Э» у белорусов в алфавите появилась в 15 веке, «Й» - в конце 16 столетия (нам она была нужнее остальных, так как язык наш стремится к мелодичности и соразмерному чередованию гласных и согласных), а в русскую азбуку попала в 1735 году. Буква «Ё» придумана русскими в конце 18 столетия и подхвачена белорусами спустя сто лет, причем русские пользователи обрадовались букве не все и не сразу.

Академик Шишков, например, самолично вымарывал точечки из всех книг, поступавших в домашнюю библиотеку, и до сих пор в русской орфографии «Е» вместо «Ё» не считается ошибкой, а вот послушные и порядколюбивые белорусы постановили писать Ё - и не сопротивляться, и теперь наши школьники, если точечки не поставят, получат отметку на балл ниже.

Этой героической букве даже поставили памятник в Ульяновске.

Фото: strana.ru

А некоторые буквы из алфавитов на крутых поворотах истории выпадают. Так, Петр Первый первым «почистил» кириллицу и выбросил оттуда буквы «пси», «кси» и «омегу». Хотел было удалить еще ижицу и ферт, но они зачем-то были нужны священнослужителями, и под угрозами кары небесной Петр отступил.

Впрочем, ижица и ферт продержались в алфавите все равно недолго, ее писали все реже и реже, а в 1918 году и вовсе перестали в связи с массовым изгнанием религиозных текстов из массового чтения.

Считается, что ее отменили большевики вместе с ятем и фитой, но в знаменитой реформе 1918 года об ижице уже и реформаторы забыли, так она и умерла сама собой.

Кто-то никак не может упорядочить свой единственный алфавит, а белорусы никак не определяться, какой из возможных окончательно выбрать: мы являемся счастливыми обладателями кириллицы и «крапiвiнскага» правописания, кириллицы в варианте Бронислава Тарашкевича - и белорусской латинки, которая, между прочим, серьезно отличается от латинки польской или чешской.

Этот подзабытый, но, говорят, наиболее понятный нашему языку алфавит мы видим каждый день перед глазами: именно на белорусской латинке выполнены все надписи в отремонтированном минском метро и указатели в историческим центре.

Белорусская латинка воспринимается минчанами как родная.

Фото: vremya4e.com

Ну и что, спросите вы? Зачем нам знать историю букв?

Да хотя бы потому, что история букв - это всегда история людей, и вписать свое имя в историю можно в самом прямом смысле при помощи буквы.

Оно все-таки как-то гуманнее, чем изобретать автоматы, динамиты или ядерные бомбы.

VELVET: Анна Северинец

Жили-были буквы. Было их 33. Они жили одной большой дружной семьёй в высоком-высоком домике, который назывался Алфавит.

Ты знаешь эти буквы? Вот они:

Буква «А» была самой главной, самой первой, она жила высоко-высоко, на самом верхнем этаже. Надо сказать, что в Алфавите этажи нумеровались сверху, а не снизу, как обычно. Поэтому буква «А» жила на 1 этаже. Остальные буквы жили пониже, а на самом низком, близком, тридцать третьем этаже жила-была последняя буква Алфавита – «Я».

Жили они жили, не тужили, и вот, однажды буква «Я» взбунтовалась. Она сказала: «Не желаю я больше тут жить, так низко! Я хочу быть первой! Я хочу быть главной! Ведь я не просто буква, а Я – целое слово! Я – это Я! Поэтому это я должна быть самой главной и Я должна быть самой первой!»

Возгордилась наша буква Я. Все другие буквы были очень дружелюбные, мирные, они не хотели спорить и сказали:

— Ну что же, раз ты хочешь быть самой главной, самой первой, то будь! Только знай: это непросто! Ты будешь помогать всем другим буквам, если вдруг у них что-то случится, и решать все вопросы, которые связаны с нашим домом – Алфавитом; проверять режим дня – кому во сколько проснуться, куда пойти, что сделать, что покушать и многое, многое другое… Сможешь?

– Ха! – сказала буква Я, – конечно, смогу, и нету тут ничего сложного.

И стала буква Я самая первая, главная, поселилась на самом верху Алфавита. А буква А уехала в отпуск.

Сидит буква Я довольная, отдыхает в большом кабинете. И вдруг прибегает к ней буква Ё.

– Ой-ой-ой! Помоги мне, буква Я, ты же главная! Помоги! Я потеряла свои две точечки и теперь, без точечек, я стала как буква Е. Теперь все вместо «мёд» говорят «мед», вместо «ёлка» - елка, вместо «ёжик» - ежик! Ничего не понятно! Помоги!

А буква Я не знает, что ей делать.

Тут же прибежала буква «Й».

– Ой, помоги мне буква Я, ты же теперь главная! У меня потерялась моя запятая и теперь я похожа на букву «И». Все сейчас говорят вместо «мой» - мои, вместо «твой» - твои. Всё перепуталось, помоги!

А «Я» сидит, чуть не плачет, не знает, что делать, где иcкать пропавшие точечки и запятую.

И тут прибегает ещё буква «Ы»:

– Ой, помоги, буква «Я», ты же сейчас главная! Я потеряла свою палочку! Теперь, без палочки, я похожа на «Ь», и все вместо «мы» говорят «мь», вместо «ты» – «ть». Что же делать?

Тут наша буква «Я» как разревелась:

– Ой, простите меня буквочки родные, дорогие! Не знаю я, что делать, как вам помочь! Захотела я быть самой главной, но не знала, что нужно так много знать и решать. Простите вы меня и отпустите!

Тогда буквы сразу простили задаваку букву «Я» и позвонили букве «А». Всё ей объяснили и попросили поскорее приехать и помочь им.

Буква «А» срочно прилетела на самолёте и стала помогать буквам. Побежала в квартиру к букве «Ё» и нашла её точечки в стиральной машинке, где она постирала их вместе с одеждой и оставила, не заметила.

Потом побежала в квартиру к букве «Й» и нашла её запятую под диваном, в самом дальнем уголке, куда она укатилась.

Потом срочно побежала искать палочку от буквы «Ы» и нашла её в огороде, где та стояла вместе с другими палочками у забора.

И снова все стали правильно говорить:

не елки, ёлки;
не мед, а мёд;
не твои, а твой;
не мои, а мой;
не ть, а ты;
не мь, а мы.

И во всем мире снова установился порядок, и в Алфавите тоже.

Буква «А» стала, как и была, первой, а буква «Я» - последней.