Биография — Лермонтов Михаил Юрьевич. Михаил лермонтов

Михаил Юрьевич Лермонтов родился 3.10.1814 года в Москве, а умер у подножия горы Машук, расположенной недалеко от Пятигорска, 15.07.1841 года. Его прах в апреле следующего, 1842 года, был перевезен в Тарханы, в фамильный склеп. В этой статье представлена биография Лермонтова, основные вехи его жизни и творчества.

Происхождение М. Ю. Лермонтова

Он был сыном Юрия Петровича Лермонтова (годы жизни - 1787-1831), армейского капитана, и Марии Михайловны (годы жизни - 1795-1817), в девичестве Арсеньевой, единственной дочери и поэтому наследницы большого состояния Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, пензенской помещицы (годы жизни - 1773-1845), которая принадлежала к влиятельному и богатому роду Столыпиных.

Лермонтов по этому роду был в свойстве или родстве с Хастатовыми, Шах-Гиреями, Евреиновыми, Мещериновыми, Философовыми, а также с Алексеем Аркадьевичем Столыпиным, одним из своих лучших друзей по прозвищу Монго. Заключенный против воли бабушки по материнской линии брак был несчастливым и неравным; мальчик был вынужден расти в обстановке постоянных семейных раздоров.

После того как его родительница рано умерла, ее мать, женщина властная, умная и твердая, всю свою любовь перенесшая на внука, занялась сама его воспитанием, отстранив при этом полностью отца.

В творчестве Лермонтова отразились эти ранние впечатления от жизни в Тарханах в таких произведениях, как "Люди и страсти" (1830 год), "Странный человек" (написано в 1831 году), а также в стихотворениях "Эпитафия" (1832) и "Ужасная судьба отца и сына", созданном автором в 1831 году.

Родовые предания

Прямо или косвенно повлияли на него также родовые семейные предания. Род Лермонтовых, как считается, был основан Георгом (Юрием) Лермонтом, шотландским офицером, жившим в 17 веке. Он восходит к Томасу Рифмачу (13 век) - полулегендарному прорицателю и поэту из Шотландии.

Детство Лермонтова

Детство Михаила Юрьевича проходило в Пензенской губернии, в имении Тарханы, принадлежавшем бабушке мальчика. Сейчас здесь расположен музей Лермонтова. Будущий поэт получил домашнее столичное образование (его гувернером был француз, бонной являлась немка, а в более поздние годы преподавателем был назначен англичанин). Музей Лермонтова, как символ связи времен, бережно хранит посаженное Михаилом Лермонтовым дерево в усадьбе Тарханы, на берегу пруда.

С детства мальчик свободно владел немецким и французским языками. Еще ребенком он хорошо знал быт родной помещичьей усадьбы (в том числе и социальный), который он запечатлел в своих автобиографических драмах. Бабушка летом 1825 года повезла Михаила Юрьевича на Кавказ, на воды; впечатления его от горских народов и кавказской природы остались в раннем творчестве этого автора ("Кавказ", 1830 год, написанное в 1832 году стихотворение "Синие горы Кавказа, приветствую вас!..").

Переезд в Москву, учеба в пансионе

В 1827 году в Москву переезжает вся семья Михаила Юрьевича, и он покидает родительский дом. Лермонтова с сентября 1828 года зачисляют полупансионером в московский пансион, в 4-й класс, где он получает гуманитарное образование, пополняемое Михаилом Юрьевичем постоянным, систематическим чтением. Так продолжилось детство Лермонтова. Еще в Тарханах наметился острый интерес его к литературе и поэзии, в Москве наставниками мальчика становятся А. Ф. Мерзляков, А. З. Зиновьев и С. Е. Раич, который руководил литературным кружком в пансионе. В стихах юного поэта периода 1828-1830 годов есть следы воздействия Раича, "итальянской школы", а также поэзии К. Н. Батюшкова, но уже в пансионе складывается преимущественная ориентация этого автора на А. С. Пушкина, в частности, на байроническую поэму, а также на программу любомудров из журнала "Московский вестник". Именно байроническая поэма в ближайшие годы становится основной в раннем творчестве Михаила Юрьевича. В 1828-1829 годах он создает следующие произведения: "Два брата", "Олег", "Преступник", "Корсар".

Московский университет, первое увлечение

Вольные порядки пансиона в марте 1830 года вызвали недовольство самого царя Николая I (который весной посетил его), и по указу Сената это учебное заведение было преобразовано в гимназию. Лермонтов в 1830 году "по прошению" уклоняется и проводит все лето у Столыпиных, в усадьбе Середниково, находящейся под Москвой (с апреля по июль 1830 года); в том же году после успешной сдачи экзаменов он был зачислен студентом в Московский университет. К данному периоду относится и первое серьезное юношеское увлечение Лермонтова Е. А. Сушковой (годы жизни - 1812-1868), с которой Михаил Юрьевич познакомился у А. М. Верещагиной, своей приятельницы. Сушковой посвящен лирический "цикл" 1830 года (стихотворения "Нищий", "К Сушковой", "Ночь", "Стансы", "Подражание Байрону", "Я не люблю тебя: страстей" и др.).

Возлюбленные Лермонтова

Жизнь и творчество Лермонтова тесно связаны, поскольку в произведениях этого поэта во многом отражены его жизненные, в том числе любовные, впечатления.

По всей видимости, Михаил Юрьевич несколько позднее переживает еще более сильное чувство, хотя и кратковременное, к Н. Ф. Ивановой (годы жизни - 1813-1875), дочери Ф. Ф. Иванова, драматурга. Стихи цикла, посвященного ей ("Н. Ф. И...вой", "Романс к И...", "Н. Ф. И.", "К*" и др.), отличаются высокой драматичностью, включая мотивы гибели, любовной измены и т. п. В драме "Странный человек" также отразились общие контуры романа с этой девушкой.

Следующим адресатом стихов Михаила Юрьевича в начале 1830 годов была Лопухина (в замужестве Бахметева) Варвара Александровна (годы жизни - 1815-1851), сестра товарища Лермонтова по университету. У Михаила Юрьевича к ней чувство оказалось самым продолжительным и сильным; он, по мнению А. П. Шан-Гирея, близкого к поэту, сохранил его "до самой смерти своей". Варвара Александровна была прототипом и адресатом как в ранней лирике поэта ("К.Л.", "Она негордой красотою..." и др.), так и в поздних его творениях: "Валерик" или, например, посвящение к шестой редакции "Демона". Образ этот проходит через творчество Лермонтова в стихотворениях "Княгине Лиговской", "Нет, не тебя так пылко я люблю" и др.

Переезд в Петербург и военная карьера

Продолжаем описывать биографию велкиого русского поэта. В начале 1830 годов жизнь и творчество Лермонтова переходят на следующий этап. Разочарованный рутиной преподавания, Михаил Юрьевич в 1832 году оставляет университет и отправляется в Петербург (июль-август этого же года), надеясь продолжить в Петербургском университете свое образование; однако здесь ему отказались зачесть курсы, прослушанные в Москве. Для того чтобы не начинать заново обучение, поэт принимает не без колебаний совет родных избрать для себя военное поприще. Он сдает экзамены в ноябре 1832 года в Школу гвардейских прапорщиков и проводит в этом закрытом учебном заведении два "страшных года", где парады, дежурства, строевая служба почти не оставляли времени Лермонтову для творческой деятельности (быт этого места отразился в грубо натуралистической форме в юнкерских поэмах Михаила Юрьевича - "Уланша", "Петергофский праздник", "Гошпиталь", написанных в 1834 году). Тема эта оживает и в следующем, 1835 году, когда поэт был выпущен корнетом в Гусарский полк (это произошло в сентябре 1834 года). В это же время на свет появляется его поэма "Хаджи Арбек", Михаил Юрьевич отдает в цензуру драму "Маскарад" в первой редакции, работает над произведениями "Боярин Орша", "Сашка", начинает писать свой роман "Княгиня Лиговская".

Лермонтов Михаил Юрьевич получает возможность общаться с представителями литературных кругов Петербурга. Однако об этих контактах сведения скудны; известно о том, что он познакомился с И. И. Козловым, А. Н. Муравьевым, а также С. А. Раевским, близким к славянофильским кружкам, что способствовало росту и без того уже наметившегося интереса Лермонтова к проблемам национальной культуры и истории. Раевский, один из близких товарищей этого автора (пострадавший в 1837 году за распространение стихотворения "Смерть поэта"), был посвящен в процесс работы Михаила Юрьевича над произведением "Княгиня Лиговская" (начатым в 1836 году, но так и не законченным, опубликованном лишь в 1882 году), в котором одна из сюжетных линий основана на истории романа Лермонтова с Сушковой, вновь возобновившегося в то время.

"Смерть поэта"

Лермонтов Михаил Юрьевич в 1835-1836 годах не входит в ближайший круг А.С. Пушкина, с самим поэтом он также не знаком. Поэтому стихотворение "Смерть Поэта" (написанное в 1837 году, опубликованное - в 1858) получает тем более принципиальный характер. Лермонтов в своей речи представляет целое поколение, которое скорбело о гибели этого национального гения и бунтовало против загубивших его врагов. Произведение это моментально распространилось в различных списках и принесло широкую известность своему создателю. Поэт основную тяжесть вины перенес на общество, в частности, на его верхушку, так называемую "новую аристократию" (в его стихотворении - "надменные потомки"), которая не имела опоры в национальной культурной и исторической традиции и составляла ядро антипушкинской партии в столице, сохранившей и посмертную ненависть к нему. Завершающие стихотворение 16 строк (добавленные позднее, 7 февраля) при дворе были истолкованы как прямое "воззвание к революции". Лермонтова арестовали 18 февраля 1837 года; началось политическое дело о его названных "непозволительными" стихах. Под арестом создает несколько произведений Михаил Лермонтов: стихи "Сосед", "Узник" и др., положившие начало его "тюремной лирике" - блестящему циклу стихов, включающему такие произведения, как "Пленный рыцарь", "Соседка" (оба - в 1840 году) и другие.

Годы службы на Кавказе

В феврале 1837 года вышел приказ царя о переводе Лермонтова в Нижегородский драгунский полк в качестве прапорщика на Кавказ. Он выехал через Москву в марте. В дороге простудившись, Михаил Юрьевич для лечения был отправлен по пути следования в свой полк в Ставрополь, Кисловодск, Пятигорск (апрель - сентябрь 1837 года) и другие места. Лермонтова в ноябре послали в Тифлис, где возникли связи с группировавшейся вокруг А. Чавчавадзе (приходящегося тестем Грибоедову) культурной средой. Этот человек являлся одним из самых значительных представителей романтизма в Грузии. Михаил Юрьевич близко соприкасается с жизнью народа, видит быт русских солдат, казачьих станиц, различных народностей Кавказа. Все это отражает творчество Лермонтова, в частности, в элементах фольклора; в 1837 году поэт записывает сказку об Ашик-Керибе с одноименным названием, где стремится показать колорит восточной речи, психологию азербайджанского сказителя; в "Беглеце", "Казачьей колыбельной песне", "Дарах Терека" вырастает из фольклорной стихии народный характер с его этническими чертами. В Ставрополе и Пятигорске поэт встречается с Н. М. Сатиным, которого он знал по Московскому пансиону, а также доктором Н. В. Майером (в "Княжне Мери" его прототип - доктор Вернер) и Белинским; сходится близко с А. И. Одоевским, которому впоследствии посвятил стихотворение "Памяти А. И. Одоевского".

Каким был Лермонтов?

Михаил Юрьевич производил большое впечатление, о чем писал впоследствии в своих письмах Белинский. Люди так называемого "поколения 1820-х", декабристы в частности (Лорер, Назимов), ощущали, что поэт Лермонтов - представитель иного, зараженного социальным пессимизмом и скептицизмом поколения, скрывающего свой внутренний мир от окружающих под маской общественного индифферизма и иронии. У Михаила Юрьевича это нередко выражалось внешне в желании уклониться от разговоров на любые серьезные темы, в ироническом отношении к исповедальности и восторженности. Эта характеристика Лермонтова была отмечена многими современниками. Подобная манера держать себя в 1837 году оттолкнула от него поначалу Белинского, привыкшего в дружеских кружках к философским спорам. Для самого Лермонтова, между тем, эти разговоры и встречи стали богатым творческим материалом: он нашел возможность осмыслить, по контрасту, некоторые социально-психологические признаки поколения, к которому принадлежал. Результаты этого обобщает поэт Лермонтов в "Думе" и в образе Печорина.

Во время ссылки и особенно позднее раскрылось и другое, художественное дарование Михаила Юрьевича, который с самого детства увлекался живописью. Его кисти принадлежат картины маслом, акварели, жанровые сцены, рисунки-пейзажи, карикатуры и портреты, лучшие из которых связаны с кавказской тематикой.

Возвращение в Петербург

Дальнейшая биография Лермонтова отмечена следующими событиями. Ссылка Михаила Юрьевича через А. Х. Бенкендорфа хлопотами бабушки была сокращена. В октябре 1837 года вышел приказ о переводе поэта в Новгородскую губернию в Гродненский гусарский полк, а затем и в Царское Село. Михаил Юрьевич возвращается в январе 1838 года, а затем, с мая 1838 года, обосновывается в Петербурге. Годы литературной славы поэта приходятся на период с 1838 по 1841 годы. Его сразу же принимают в пушкинский литературный круг, где он сходится с П. А. Вяземским, В. А. Жуковским, В. А. Сологубом, П. А. Плетневым, ближе с В. Ф. Одоевским, а также Карамзиными, ставшими для него самой близкой культурной средой: он участвует в домашних развлечениях и спектаклях этой семьи, дружит с постоянными посетителями их салона - И. П. Мятлевым, Смирновой-Россет, Ростопчиной. Здесь же, у Карамзиных, поэт читал "Тучи" накануне своей последней ссылки. В 1840 году отдельными изданиями в Петербурге выходят "Герой нашего времени" и "Стихотворения" - единственный прижизненный поэтический сборник.

"Кружок шестнадцати"

В 1838-1840 годах Михаил Юрьевич входит в "Кружок шестнадцати" - молодежное аристократическое общество, члены которого - К. В. Браницкий-Корчак, А. Н. Долгорукий, И. С. Гагарин, Столыпин и др. Оно было объединено особыми законами поведения, а также политической оппозиционностью членов данного объединения. По некоторым данным, Лермонтов играет в этом кружке главенствующую роль.

Столкновение с Э. Барантом

Биография Лермонтова продолжается следующими событиями. На балу у графини Лаваль, состоявшемся в феврале 1840 года, произошло столкновение Михаила Юрьевича с Э. Барантом, сыном французского посланника. Поводом было светское соперничество этих двух людей, точнее, предпочтение поэта княгиней М. А. Щербатовой (которой посвятил Михаил Лермонтов стихи "На светские цепи", "Молитва" и, возможно, "Отчего"). Барант был увлечен этой женщиной, как и Михаил Юрьевич (в 1839-1840 годах). 18 февраля состоялась дуэль, которая закончилась примирением. Тем не менее Лермонтов был отдан военному суду; под арестом его посещают литературные знакомые и друзья, в том числе и Белинский. В это же время состоялось новое объяснение с Барантом, которое ухудшило ход дела.

Пятигорск, дуэль с Мартыновым

Биография Лермонтова продолжается. В апреле 1840 года поэта переводят в действующую армию на Кавказ. В июне он приезжает в Ставрополь, а уже в июле участвует в стычках с горцами в сражении под рекой Валерик.

В начале февраля 1841 года он приезжает в отпуск в Петербург и проводит в столице 3 месяца, после чего в апреле 1841 года возвращается на Кавказ. В мае поэт прибывает в Пятигорск для лечения минеральными водами, где находит общество прежних знакомых, в числе которых - Мартынов, товарищ поэта по Школе юнкеров. Шутки Лермонтова на одном из вечеров задели последнего, и вспыхнула ссора, повлекшая за собой вызов на дуэль, на которой Михаил Юрьевич был убит.

Значение творчества

Творчество этого поэта, продолжавшееся очень недолго (всего 13 лет - в период с 1828 по 1841 годы), явилось в послепушкинский период высшей точкой развития отечественной поэзии и открыло русской прозе новые пути. Основные даты Лермонтова составляют историю не только его жизни и творчества, но и развития литературы в нашей стране в те годы. С ним связывается такое понятие, как "1830 годы", характеризующееся увеличивающимся интересом к новейшим направлениям религиозной и идеалистической философии (Гегель, Шеллинг), а также углублением самоанализа общества, внимания к глубинным историческим процессам, диалектичности литературного мышления.

В период мрачной реакции Михаил Юрьевич выражал свой протест против общественного и политического гнета, призывал к борьбе, к действию, раскрывал существующее трагическое положение в государстве передовых мыслящих людей, указывал на то, что спасение находится лишь в народе. Этот поэт своим творчеством продолжил дело декабристов, подготовляя в новых исторических условиях путь, которым шли в 60-е годы революционные демократы, представители второго этапа освободительного движения в нашей стране. Добролюбов и Чернышевский, их вожди горячо любили поэзию Лермонтова, отмечали ее большую роль в истории общественной мысли и русской литературы нашей страны.

А романом "Герой нашего времени" Михаил Юрьевич пролагал дорогу таким писателям, как Иван Сергеевич Тургенев и Лев Николаевич Толстой.

Лермонтов Михаил Юрьевич (3(15) октября 1814 года - 15(27) июля 1841 года) - великий русский поэт.

Родился в Москве в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова (1787-1831) и Марии Михайловны Лермонтовой (1795-1817), урожденной Арсеньевой, единственной дочери и наследницы пензенской помещицы Е. А. Арсеньевой (1773-1845). Брак, заключенный против воли Арсеньевой, был неравным и несчастливым; мальчик рос в обстановке семейных несогласий. После ранней смерти матери Лермонтова бабушка сама занялась его воспитанием, полностью отстранив отца.

Детство Лермонтова прошло в имении Арсеньевой "Тарханы" Пензенской губернии. Мальчик получил столичное домашнее образование, с детства свободно владел французским и немецким языками. Летом 1825 бабушка повезла Лермонтова на воды на Кавказ; детские впечатления от кавказской природы и быта горских народов остались в его раннем творчестве ("Кавказ", 1830; "Синие горы Кавказа, приветствую вас!..", 1832). В 1827 семья переезжает в Москву, а в 1828 Лермонтов зачисляется полупансионером в 4-й класс Московского университетского благородного пансиона, где получает гуманитарное образование. Уже в Тарханах определился острый интерес Лермонтова к литературе и поэтическому творчеству. Уже в пансионе определяется преимущественная ориентация Лермонтова на А. С. Пушкина, байроническую поэму. Байроническая поэма становится основой раннего творчества Лермонтова. В 1828-1829 гг. он пишет поэмы "Корсар", "Преступник", "Олег", "Два брата" (опубликованы посмертно), "Последний сын вольности", "Измаил-Бей", "Демон". В центре байронической поэмы - герой, изгой и бунтарь, находящийся в войне с обществом и попирающий его социальные и нравственные нормы; над ним тяготеет "грех", преступление, обычно облеченное тайной и внешне предстающее как страдание.

В марте 1830 Московский пансион по указу Сената он был преобразован в гимназию. В 1830 Лермонтов увольняется "по прошению" и проводит лето в подмосковной усадьбе Столыпиных Середниково; в том же году после сдачи экзаменов зачислен на нравственно-политическое отделение Московского университета. К этому времени относится первое сильное юношеское увлечение Лермонтова Е. А. Сушковой (1812-1868), с которой он познакомился у своей приятельницы А. М. Верещагиной. С Сушковой связан лирический "цикл" 1830 ["К Сушковой", "Нищий", "Стансы" ("Взгляни, как мой спокоен взор..."), "Ночь", "Подражание Байрону" ("У ног твоих не забывал..."), "Я не люблю тебя: страстей..."]. По-видимому, несколько позднее Лермонтов переживает еще более сильное, хотя и кратковременное чувство к Н. Ф. Ивановой (1813-1875), дочери драматурга Ф. Ф. Иванова. В эти годы (1830-1832) идет формирование личности поэта, и сменяющиеся любовные увлечения являются во многом попыткой личностного самоутверждения. Возникает жанр "отрывка" - лирического размышления, в центре которого определенный момент непрерывно идущего самоанализа и самоосмысления. Стихотворения 1830-1831 содержат и социальные мотивы и темы. Политическая лирика в прямом смысле Лермонтова редка; социально-политическая проблематика, как правило, выступает у него в системе философских и психологических размышлений. Это особенно заметно в лермонтовской лирике начала 1830-х гг. Московский университет жил философскими и политическими интересами, в нем функционировали студенческие кружки и общества (И. В. Станкевича, А. И. Герцена, В. Г. Белинского). О связи с ними Лермонтова нет сведений, однако он, возможно, разделял свойственный им дух политической оппозиции и даже принял участие в студенческой акции (изгнание из аудитории профессора М. Я. Малова). Эти идеи нашли у него выражение еще в "Жалобах турка" (1829) и серии стихов, посвященных европейским революциям 1830-1831 ["30 июля. (Париж) 1830 года", "10 июля. (1830)"], событиям Великой французской революции ("Из Андрея Шенье", 1830-1831) и эпохе пугачёвщины ("Предсказание", 1830). Так подготавливается проблематика первого прозаического опыта Лермонтова - романа "Вадим" (1832-1834) с широкой панорамой крестьянского восстания 1774-1775 гг.

Адресатом лирических стихов Лермонтова в этот период была В. А. Лопухина (1815-1851), в замужестве Бахметева, сестра товарища по университету Лермонтова. Чувство к ней Лермонтова оказалось самым сильным и продолжительным. Лопухина была адресатом или прототипом как в ранних стихах ["К Лермонтов" ("У ног других не забывал...", 1831), "Она не гордой красотою...", 1832, и другие], так и в поздних произведениях: "Валерик", посвящение к VI редакции "Демона"; образ ее проходит в стихотворении "Нет, не тебя так пылко я люблю", в "Княгине Литовской" (Вера).В 1830-1831 раннее лирическое творчество поэта достигает вершины; далее начинается спад.

После 1832 Лермонтов обращается к балладе ("Тростник", 1832; "Желанье" - "Отворите мне темницу", 1832; "Русалка", 1832) и прозе.

В поэмах Лермонтова в это время определяются как бы две тематические группы: одна тяготеет к средневековой русской истории ("Последний сын вольности", 1831; "Литвинка", 1832), другая - к экзотическим кавказским темам ("Измаил-Бей",1832; "Аул Бастуиджя". 1833-1834; "Хаджи-Абрек", 1833).

В 1832 Лермонтов оставляет Московский университет и переезжает в Петербург, надеясь продолжить образование в Петербургском университете; однако ему отказались зачесть прослушанные в Москве курсы. Чтобы не начинать обучение заново, Лермонтов принимает совет родных избрать военное поприще; в ноябре 1832 сдает экзамены в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и проводит два года в военно-учебном заведении, где строевая служба, дежурства, парады почти не оставляли времени для творческой деятельности (быт школы в грубо натуралистичном виде отразился в так называемых юнкерских поэмах - "Петергофский праздник", "Уланша", "Гошпиталь" - все 1834). Она оживляется в 1835, когда Лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк (сентябрь 1834); в этом же году выходит поэма "Хаджи Абрек" - первое выступление Лермонтов в печати (по преданию, рукопись была отнесена в журнал без ведома автора). Лермонтов отдает в цензуру первую редакцию драмы "Маскарад", работает над поэмами "Сашка", "Боярин Орша", начинает роман "Княгиня Лиговская". Известно о знакомстве Лермонтова с А. Н. Муравьёвым, И. И. Козловым и близкими к формирующимся славянофильским кружкам С. А. Раевским и А. А. Краевским. В романе "Княгиня Литовская" (1836; не окончен; опубликован в 1882) Лермонтов впервые обращается к социальному бытописанию, предвосхищающему "физиологии" 1840-х гг. Одновременно Лермонтов работает над "Маскарадом" (1835-1836), первым произведением, которое он считал достойным обнародования, трижды подавал в драматическую цензуру и дважды переделывал; драма, однако, была запрещена.

В период 1836-1837 гг. Лермонтов создает "Боярина Оршу" (1835-1836), первую оригинальную и зрелую поэму. Орша - первая попытка Лермонтова создать исторический характер - феодала эпохи Грозного, живущего законами боярской чести. Эта тема была продолжена в "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" (1838). Своего рода аналогом "Песни..." в лирике Лермонтова было "Бородино", отклик на 25-ю годовщину Бородинского сражения (1837) - "микро-эпос" о народной войне 1812.

В 1835-1836 Лермонтов еще не входит в ближайший пушкинский круг; с Пушкиным он также незнаком. Тем более принципиальный характер получает его стихотворение "Смерть Поэта" (1837; опубликовано 1858), написанное сразу же по получении известия о гибели Пушкина. 18 февраля 1837 Лермонтов был арестован; началось политическое дело о "непозволительных стихах". Под арестом Лермонтов пишет несколько стихотворений: "Сосед" ("Кто б ни был ты, печальный мой сосед"), "Узник", положивших начало блестящему "циклу" его "тюремной лирики": "Соседка", "Пленный рыцарь" (оба - 1840) и другие.

В феврале 1837 был отдан высочайший приказ о переводе Лермонтова прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ; в марте он выехал через Москву. Простудившись в дороге, был оставлен для лечения (в Ставрополе, Пятигорске, Кисловодске; по пути следования в полк он "изъездил Линию всю вдоль, от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, в Кубе, в Шемахе, в Кахетии, одетый по-черкесски, с ружьем за плечами, ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов...", в ноябре был в Тифлисе. В 1837 он записывает народную сказку об Ашик-Керибе ("Ашик-Кериб"), стремясь передать колорит восточной речи и психологию "турецкого" сказителя; народный характер поэт раскрыл в "Дарах Терека", "Казачьей колыбельной песне", "Беглеце". В Пятигорске и Ставрополе он встречается с Н. М. Сатиным, знакомым ему по Московскому пансиону, Белинским, доктором Н. В. Майером (прототип доктора Вернера в "Княжне Мери"); знакомится со ссыльными декабристами (С. И. Кривцовым, В. М. Голицыным, В. Н. Лихаревым, М. А. Назимовым) и близко сходится с А. И. Одоевским ("Памяти А. И. Одоевского", 1830).

Во время ссылки и позднее особенно раскрылось художественное дарование Лермонтова, с детства увлекавшегося живописью. Ему принадлежат акварели, картины маслом, рисунки - пейзажи, жанровые сцены, портреты и карикатуры; лучшие из них связаны с кавказской темой. Кавказская ссылка была сокращена хлопотами бабушки через А. X. Бенкендорфа. В октябре 1837 был отдан приказ о переводе Лермонтова в Гродненский гусарский (в Новгородской губернии), а затем в лейб-гвардии Гусарский полк, стоявший в Царском Селе. Во 2-й пол. января 1838 Лермонтов возвращается в Петербург. 1838-1841 - годы его литературной славы. Он сразу же попадает в пушкинский литературный круг, знакомится с В.А. Жуковским, П. А. Вяземским, П. А. Плетнёвым, В. А. Соллогубом, принят в семействе Карамзиных. У Карамзиных Лермонтов накануне последней ссылки читал "Тучи". В 1840 в Петербурге отдельными изданиями выходят единственные прижизненные сборники "Стихотворения" и "Герой нашего времени".

Наследие Лермонтова к 1840 г. включало уже около 400 стихотворений, около 30 поэм, не считая драм и неоконченных прозаических сочинений. Подавляющее большинство произведений Лермонтова опубликовано посмертно. В 1838-1840 поэт входит в "Кружок шестнадцати" - аристократическое общество молодежи, частью из военной среды, объединенное законами корпоративного поведения и политической оппозиционностью участников. В этот период в его поэзии и прозе словно оживают пушкинские начала. Однако основы прозы (как и поэзии) Лермонтова, во многом противоположны пушкинским; ему не свойственны лаконизм пушкинской прозы и поэтика "гармонической точности" в поэзии. Близких отношений с пушкинским кругом у Лермонтова не складывается: и Жуковский, и Вяземский, и Плетнёв далеко не все принимают в его творчестве. Столь же "выборочно" принимают его и формирующиеся московские славянофильские кружки. Со своей стороны, Лермонтов присматривался к деятельности будущих славянофилов (А. С. Хомякова, Ю. Ф. Самарина), сохранял с ними личные связи, напечатал в "Москвитянине" (1841) балладу "Спор", но остался холоден к социально-философским основам их учения ("Родина", 1841). Наиболее прочные отношения устанавливаются у Лермонтова с журналом "Отечественные записки". Именно там появляется большинство прижизненных и посмертных публикаций лермонтовских стихов, а также "Бэла", "Фаталист", "Тамань".

В феврале 1840 на балу у графини Лаваль у Лермонтова произошло столкновение с сыном французского посланника Э. Барантом; непосредственным поводом было светское соперничество - предпочтение, отданное Лермонтову кн. М. А. Щербатовой, которой был заинтересован Барант и в 1839-1840 увлечен Лермонтов. Ссора, однако, переросла личные рамки и получила значение акта защиты национального достоинства. 18 февраля состоялась дуэль, окончившаяся примирением. Лермонтов тем не менее был предан военному суду; под арестом его навещают друзья и литературные знакомые. Под арестом состоялось новое объяснение Лермонтов с Барантом, ухудшившее ход дела. В апреле 1840 был отдан приказ о переводе поэта в Тенгинский пехотный полк в действующую армию на Кавказ. В июне он прибыл в Ставрополь, в главную квартиру командующего войсками Кавказской линии генерала П. X. Граббе, а в июле уже участвует в стычках с горцами и в кровопролитном сражении при р. Валерик.

В начале февраля 1841, получив двухмесячный отпуск, Лермонтов приезжает в Петербург. Его представляют к награде за храбрость, но Николай I отклоняет представление. Поэт проводит в столице 3 месяца окруженный вниманием; он полон творческих планов, рассчитывая получить отставку и отдаться литературной деятельности. Его интересует духовная жизнь Востока, с которой он соприкоснулся на Кавказе; в нескольких своих произведениях он касается проблем "восточного миросозерцания" ("Тамара", "Спор"). 14 апреля 1841, не получив отсрочки, Лермонтов возвращается на Кавказ. В мае он прибывает в Пятигорск и получает разрешение задержаться для лечения на минеральных водах. Здесь он пишет целый ряд стихотворений: "Сон", "Утес", "Они любили друг друга...", "Тамара", "Свиданье", "Листок", "Выхожу один я на дорогу...", "Морская царевна", "Пророк". В Пятигорске Лермонтов находит общество прежних знакомых, и в том числе своего товарища по Школе юнкеров Мартынова. На одном из вечеров в пятигорском семействе Верзилиных шутки Лермонтов задели Мартынова. Ссора повлекла за собой вызов; не придавая значения размолвке, Лермонтов принял его, не намереваясь стрелять в товарища, и был убит наповал. Похоронен в фамильном склепе в Тарханах.

Великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве 3 (15) октября 1814 года.
11 (23) октября был крещен. Его бабушка, Елизавета Алексеевна, была его крестной мамой.
По настоянию Елизаветы Алексеевны, бабушки, мальчика назвали Михаилом, в честь деда, Михаила Арсеньева.
Бабушка Михаила Юрьевича, по преданию, основала село в честь внука- Михайловское.

Детство и семья Михаила Юрьевича Лермонтова

Родители Михаила Юрьевича умерли, когда он был совсем маленьким. Его семьей была его бабушка по линии матери, которая растила его. Она старалась отдать внуку все, на что мог претендовать продолжитель рода Лермонтовых.
Михаил Юрьевич провел детство в поместье бабушки. Он рос в любви и заботе. Маленький Лермонтов часто болел. Больше всего Золотухой.
Вследствие своих болезней, Лермонтов был лишен многих детских забав. Он искал эти забавы в самом себе. Он мечтал.
Лермонтов влюбился, когда ему было 10 лет.

Воспитание и образование Лермонтова

В 1825 году Лермонтов начал учиться. Выбор учителей был неудачным. Поэтому, имея страсть к чтению, Лермонтов занялся самообразованием. Изучил несколько языков.
В возрасте 15 лет он сожалел о том, что не слышал в детстве русских народных сказок. Ему нравились персонажи и герои.
Своим воспитанием и образованием он обязан своей бабушке, Елизавете Алексеевне. В Москве она готовила его в Университетский благородный пансион. Притом, что сразу в четвертый класс!
Там, будущий поэт, обучился математике и грамотности. В результате- изучил четыре языка и играл на четырех музыкальных имнструментах. Он умел рукодельничать и увлекался живописью.
Михаил Лермонтов был в этом пансионе почти два года. Его образованием занимались Мерзляков и Зиновьев. Там развивался его интерес к литературе.
Он любил читать. Но был настолько одинок, что «ушел из внешнего мира», и создал в своем разуме свой собственный мир.

Елизавета Алексеевна — бабушка М. Ю. Лермонтова

Первые юношеские увлечения Михаила Юрьевича Лермонтова

Шестнадцатилетний Лермонтов был не особо интересен для юных барышень, и на свои чувства он не получал того же в ответ.
К его соседке, Вареньке Лопухиной, он питал глубокие чувства до конца жизни.
Первые юношеские увлечения Михаила Юрьевича Лермонтова начались летом, 1830 года, когда он акцентировался на личности Байрона. Ему нравилась его поэзия. Он находил себя схожим с ним.
Немного позже, поэт знакомится с Ивановой Натальей Федоровной. Для нее он посвящал стихи. От нее Лермонтов впервые почувствовал ответные чувства. Но, спустя немного времени, Иванова предпочла состоятельного соперника.
Михаила Лермонтова терзали негативные чувства от измен и неверности. Он писал стихи о том, насколько мучительными для него были эти переживания.
У Лермонтова было много противоречий. Он не мог определиться между любовью и поэзией. Одно другому создавало препятствия.

Учеба Лермонтова в Московском университете

В 1830 году Михаил Юрьевич становится студентом Московского университета.
За его стенами развивалась умственная жизнь. Михаил Лермонтов проявлял больше интереса к светскому обществу, чем к беседам товарищей. Он наблюдает за жизнью, какой она является в действительности.
У поэта прошли чувства доверия, дружбы и симпатии.
Лермонтов уважал университет больше, чем своих товарищей. Он учился среди восторженной молодежи. А его склад ума был иным. Время в университете дало Лермонтову большой толчок для его поэзии. Он становился более талантливым.
Михаилу нравилось посещать балы и маскарады. Там он мог радоваться.
В поэзии Лермонтова отражалась точность его настроений. Он словно «одевает маску» безразличия и презрения как самозащиту от душевных травм.
Учеба Лермонтова в Московском университете прошла всего год с лишним. Он был вынужден уйти из-за нехорошей истории с одним из профессоров.
В университете у Лермонтова произошли некоторые разногласия: где-то он был сверхначитан, а где-то не знал лексиконного материала.
И после пререканий с экзаменаторами ему поставили пометку: «Посоветовано уйти».

Гвардейское время

После школы Лермонтов также, как и прежде, жил увлечениями, но с упреками совести. Об этом он писал своей подруге и старался, чтобы никто не узнал.
Знающие Лермонтова люди, всегда считали его добрым и любящим. Но для него самого это казалось унизительным. Он старался выглядеть беспощадным, словно женских сердец, тираном.
Лермонтов мстил. Он помнил старые обиды. Спустя время, отомстил и Екатерине Сушковой. Да так, что даже расстроил ее брак с Лопухиным.
Позже он показал удивление о произошедшем. А потом объяснился, что не любит.
Михаил Лермонтов был равнодушен к службе.
Он был болен, когда узнал о смерти Пушкина. Каждый рассказывал ему свою версию произошедшего.

Но только врач Лермонтова правдиво рассказал ему о дуэли и смерти поэта Александра Пушкина.
Лермонтов был очень огорчен этим событием. Он написал произведение «Смерть Поэта». Это стихотворение вызвало похвалу Дантесу. Один из родственников Лермонтова стал упрекать его в этом. Тогда поэт разгневался и выгнал гостя. Он написал последние 16 строк…
Результатом было судебное разбирательство и арест.
За Лермонтова вступились друзья Пушкина и бабушка, у которой были связи.
Через время Лермонтов был переведен прапорщиком, как и прежде, на Кавказе. Поэт был в изгнании. Ему было много внимания, а также сочувствие и вражда.

Лермонтов. Ссылка на Кавказ

Первый раз Михаил Юрьевич был в ссылке на Кавказе всего несколько месяцев, благодаря его бабушке. Несмотря на то, что Лермонтов служил весьма недолго на Кавказе, он изменился нравственно. Основной темой его произведений был кавказский фольклор. И ему очень нравилась кавказская местность. Но здесь его почти не ценили и мало понимали. В нем были злость и горечь.
Возвращаясь в Петербургское общество, за Михаилом Лермонтовым начинают ухаживать любительницы знаменитостей. Поэт акцентирует образ, нравившийся ему еще в юности.
На Северном Кавказе Лермонтов писал о том, что ему присуще. То, что он переживал и чувствовал. Это все отражалось в его произведениях.
Именно в ссылке на Кавказе, Лермонтов стремился к реальному творчеству. Все окружающее его, оказывало влияние.

Первая и последняя дуэль Лермонтова

После первой ссылки у Лермонтова накопилось достаточно произведений.
Он стал популярным писателем России и начал общаться с друзьями Пушкина.
В 1840 году Михаил Лермонтов был приглашен на бал к одной графине. Там он вступил в спор с сыном французского посла, где тот вызвал Лермонтова на дуэль. 18 февраля (1 марта) они вдвоем бились на шпагах, но у Михаила Юрьевича Лермонтова переломился клинок. Пришлось перейти на пистолеты. Барант стрелял первым и промахнулся. А Лермонтов разрядил пистолет и выстрелил с сторону.
Участники разъехались.
За то, что не было сообщено о дуэли, Лермонтова арестовали. Соперник привлечен к суду не был.
По многим расследованиям, Лермонтов был переведен обратно на Кавказ.
Вторая ссылка значительно отличалась от первой, где он мог жить спокойно. Сейчас же ему полагалось участвовать в военных действиях.

Приехав в Пятигорск, Лермонтов поссорился с майором в отставке, Николаем Мартыновым.
Одна из причин дуэли Лермонтова- неуместные и обидные шутки в его сторону.
В «Записках декабриста» Н. И. Лорер писал, что Лермонтов неуместно и обидно шутил в присутствии дам и насмехался над Мартыновым.
И тогда, вышедший из терпения, Мартынов, сказал, что знает, как заставить Лермонтова замолчать. Лермонтов же заявлял, что ничьих угроз не боится.
Мартынов много прощал поэту обидные шутки, разговаривал с ним об этом, но Лермонтов все равно шутил.
Своим поведением и своими словами он спровоцировал с ним дуэль.
15 июля (27 июля) 1841 года Лермонтов выстрелил вверх, а Мартынов в грудь поэту.

Присутствовавший на дуэли секундант сказал, что для своих друзей и близких Михаил Юрьевич Лермонтов был простым и добродушным. Но для остальных- задирой.
Несмотря на хлопоты друзей, после смерти, Лермонтова не похоронили по церковным обрядам. Многие из высшего общества говорили, что туда ему и дорога.
Николай I сказал: «Собаке- собачья смерть». Также, как говорила когда-то бабушка Лермонтова о своем муже.
Позже Николай I сообщил, что убит тот, кто мог бы заменить Пушкина.
Многие пришли проводить поэта в последний путь. После гибели на дуэли его гроб несли те, у кого он служил.

В ночь со второго на третье октября 1814 года, в Москве, в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова и девятнадцатилетней Марии Михайловны (в девичестве Арсеньевой) родился мальчик, названный Михаилом, которому судьба уготовила великое, но драматичное будущее.

Михаил Юрьевич по линии отца – шотландец, по линии матери – русский.

В Шотландии, там, где Твид сливается с Лидером, целы ещё развалины замка Эрсильдоун, которые и теперь носят название Лермонтовой башни. Самый отдалённый предок Лермонтов в 1061 году был вождём у короля Малькольма и участвовал в борьбе против Макбета, вдохновившего великого Шекспира, драмой которого и теперь восхищаются и поражаются зрители всех культурно развитых стран.

Брак родителей будущего поэта, заключённый против воли матери невесты, пензенской помещицы Елизаветы Алексеевной Арсеньевой, счастливым назвать было трудно.

В 1817 году мать Михаила умерла. Отец не был допущен к мальчику и всё детство Миша провёл под опекой бабушки, которая его безумно любила, не жалела никаких средств на его воспитание. Бабушку Миша любил, но близким по душе человеком для внука она так и не стала.

Что такое жить без родителей – подробно рассказывать об этом не стоит. Этот факт, и взаимная вражда между бабушкой и отцом будущего поэта, причиняли ребёнку немалые страдания, и в конечном итоге всё это сказалось на его характере, состоянии души. Миша много болел, испытал немало телесных мучений.

Он нередко погружался в нереальный мир мечтаний и грёз, волнений и грусти.

С целью оздоровления в 1825 году бабушка повезла внука на Северный Кавказ, на лечение минеральными водами. Чудесные картины открылись Лермонтову на Кавказе. Он всей душой полюбил этот дивный край.

В 1827 году Михаил Лермонтов с бабушкой, Елизаветой Алексеевной едет в Москву, на учебу. В 1828 году Михаил поступает в Благородный университетский пансион. Преподаватели (по большей части профессора Московского университета) оказались выше всяких похвал.

В 1829 году М.Ю.Лермонтов блестяще заканчивает свой курс в Благородном пансионе.

Бабушка отвоевала Михаила у отца до шестнадцатилетнего возраста. Отец терпеливо выдерживал этот срок. Ранее он редко виделся с сыном. Но в Москве, во время обучения мальчика в пансионе, Юрий Петрович часто его встречал и нередко принимал даже участие в его занятиях, очень сблизился с ним и решил не уступать сына бабушке.

Началась борьба. Бабушка не желала расставаться со своим любимцем, напоминала ему об одиночестве, о том, что она не переживёт разлуку, что жизнь её будет бесцельна, если он оставит её и уедет к отцу. Мише жаль было и бабушку и отца; он страшно волновался, был крайне раздражителен; но чувство сострадания к старушке взяло верх, — и он остался у бабушки. Отец, взволнованный, потрясённый этим, уехал из Москвы в свою деревню и там вскоре скончался.

Тогда из-под пера Михаила Юрьевича вылилась горькая эпитафия. Шестнадцатилетний юноша разочаровался в людях, — у него появляется ряд мрачных стихотворений. Он убеждается в том, что окружающий мир не соответствует его заветным думам, и, оглядываясь на своё короткое прошедшее и видя ясно настоящее, говорит: «Я чувствую себя одиноким среди людей; в уме своём я создал мир иной и образов иных существованье».

В это время он, вглядываясь зорче в себя, находит, что он отмечен судьбой, что мир земной ему тесен, — и начинает жить исключительно своим внутренним миром, своим вдохновением и любовью к природе, чем и живёт недолгие годы. Молодому человеку и тогда уже казалось, что всё ему изменяет, лишь лиры звуки не изменить… вдохновенье спасает от мелочных забот. Он в глубине души верит, что его «ум не по пустякам к чему-то тайному стремится».

Весной 1830 года М.Ю.Лермонтов поступает в Московский университет, но он остаётся там недолго. В 1832 году будущий поэт, против своих желаний, втянут был в историю с одним из профессоров, а потому оставил университет и Москву и переехал с бабушкой в Санкт-Петербург.

В Петербургском университете ему предложили начать занятия опять с первого курса. Это показалось юноше утомительным и скучным, и он поступил в школу гвардейских юнкеров.

Строгая дисциплина и определённая пустота жизни волновали его. Военное удальство не захватывало Михаила — в душе он был совершенно другим. У молодого человека было немало врагов, так как зачастую его едкие насмешки, остроты, резкие, как бритва, раздражали. Вдохновение, поэтические грёзы спасали его и тут. Он уходил в своё творчество, только тогда и был самим собой. Жизнь тянулась однообразно, но время летело быстро.

В ноябре 1834 года Лермонтов окончил юнкерскую школу и был произведён в корнеты лейб-гвардии гусарского полка, стоявшего в Царском Селе. В это время без его воли появилась на страницах журнала «Библиотека для чтения» его поэма «Хаджи Абрек».

В военном кругу Михаила Юрьевича уже знали как поэта, но общая известность пришла к нему в январе 1837 года.

Это было сложное время — Лермонтов был крайне неспокоен, когда скорбная весть (умер раненый на дуэли Дантесом поэт Пушкин) дошла до него. Случившееся глубоко потрясло его. Начинающий поэт горячо любил Пушкина с детства, и горькая весть всколыхнула его душу, и он бросил светскому обществу свой железный стих, облитый желчью, который стал впоследствии известен всем и каждому: «Погиб поэт…».

Дошло стихотворение и до императора Николая I. Великий князь Михаил Павлович также прочитал его. Он, улыбаясь, сказал: «Эх, как же он (Лермонтов) расходился».

Слава пришла, но поэта из корнетов лейб-гвардии гусарского полка перевели прапорщиком в Нижегородский драгунский полк, стоявший на Кавказе, куда он и должен был удалиться.

Опять пред Лермонтовым восстаёт родной его душе Кавказ, опять блистает вечными снегами пред его очами уходящий в облака Эльбрус – Шат-гора. Дивные образы, чудные поэтические мечты захватывают его душу, и он пишет много, быстро, вдохновенно. Там написана была и его замечательная эпическая «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Слава поэта растёт; но он всё больше и больше чувствует своё одиночество и дальше отходит от людей. Бабушка ходатайствует о своём любимце, его возвращают снова в Петербург, определяют в Гродненский гусарский полк, потом переводят в тот же, в котором он служил до ссылки. Идут 1839 и начало 1840 года. В свет выходят и принимаются с восторгом многие его крупные произведения в стихах и прозе.

И вдруг в начале 1840 года, новая неприятная история для М.Ю.Лермонтова: незначительный разговор, бывший на балу у графини Лаваль с Барантом, сыном французского посланника при русском дворе, привёл к тому, что Барант вызвал Лермонтова на дуэль. Дуэль эта окончилась ничем, — Лермонтов выстрелил в воздух, и противники остались целы и невредимы.

Но поэта снова отправили на Кавказ, куда перевели его в Тенгинский пехотный полк. В апреле он покинул столицу и поехал в милые ему горы, на этот раз с грустью расставаясь с Петербургом. Тоска и тяжёлые предчувствия давили его сердце.

В этом, 1840 году, Лермонтов принимал участие в военной экспедиции против горцев, где отличился храбростью при речке Валерик и там же написал и поэму под этим названием. В тот год из-под его пера вышло несколько поэм и два новых рассказа: «Максим Максимович» и «Княжна Мэри».

В конце 1840 года, по ходатайству бабушки, Михаилу Юрьевичу был разрешён отпуск в Петербург, где он провел определённое время, а затем снова поехал в свой полк, на Кавказ, побыв проездом несколько недель в Москве. Это была последняя его поездка в горы, где через несколько месяцев у подошвы мохнатого, как персидская шапка, Машука, близ Пятигорска, 15 июля 1841 года вечером, в страшную грозу, он был убит на дуэли капитаном Мартыновым.

Так закатилось ещё одно «солнце русской поэзии» — как убит был и гений Пушкин, такая же участь постигла и Михаила Лермонтова.

Предлагаем вашему вниманию краткую биографию Лермонтова – крупнейшего русского поэта. великих людей интересны тем, что потратив всего несколько минут, вы можете узнать главные моменты жизни интересующей вас личности.

Тем более, когда речь идет о таком человеке, как Лермонтов. Ведь за свои 26 лет он написал такие гениальные произведения, которые позволили ему стать классиком и одним из самых выдающихся поэтов России, войдя в золотой фонд .

Итак, перед вами краткая биография Михаила Лермонтова.

Михаил Юрьевич Лермонтов

Краткая биография Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) – великий русский поэт, прозаик, драматург, художник. Его творчество оказало огромное влияние, как на современников, так и на последующие поколения молодых людей.

К слову сказать, Лермонтов самостоятельно изучал английский язык для того, чтобы читать в оригинале любимого им Байрона.

Однако биография Лермонтова пошла по нестандартному пути.

Вскоре, после столкновения с реакционной профессурой, Михаил Юрьевич был вынужден покинуть университет и поступить в Петербургскую школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. В 1834, по окончании школы, был назначен в лейб-гвардии гусарский полк.

Творческая биография Лермонтова

Имя Михаила Лермонтова моментально прогремело по всей после того, как он написал потрясающее по своей глубине стихотворение «Смерть поэта».

Этот стих стал криком души отчаявшегося поэта, когда он узнал о смерти , которого боготворил.

Вместе со славой пришли и беды. За «бунтарский стих» Лермонтова отправили в его первую ссылку. Однако от этого его биография приобрела новые краски.

Кавказ, куда был сослан поэт, произвел неизгладимое впечатление на живой ум гения. Его отпечаток виден практически во всех произведениях.

Стараниями бабушки Михаила, которая имела связи с приближенным к императору , Лермонтову через несколько месяц разрешается вернуться с Кавказа.

Однако за дуэль с сыном французского посла Э. Барантом поэт второй раз отправляется в ссылку, и снова на Кавказ. Это происходит в 1840.

Именно тогда он принимает непосредственное участие в военных действиях, где проявляет себя, по свидетельству офицеров, чрезвычайно мужественным и отважным воином.

Произведения Лермонтова

Самыми известными произведениями Лермонтова являются роман «Герой нашего времени», поэмы «Демон», «Мцыри», «Песня про купца Калашникова», стихи «Парус», «Смерть поэта» и многие другие.

Все эти произведения вошли в золотой фонд литературного наследия России.

Смерть Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов был убит на дуэли, которая произошла в Пятигорске. Дела обстояли так. Поэт возвращался из ссылки, и по дороге встретил своего давнишнего знакомого – Николая Мартынова.

На этом биография Лермонтова заканчивается, однако его наследие живет и вдохновляет множество людей по всему миру до сих пор.

Если вам нравятся краткие биографии, и просто интересные факты – подписывайтесь на . С нами всегда интересно.