Армения 1915 год геноцид. «Декрет о “Турецкой Армении”». Факты о странах, признающих Геноцид армян и мемориал
Геноцид армян - причины, этапы, число жертв, итоги. Мировое признание - узнайте, какие страны признали Геноцид армян.
Ежегодно, 24 апреля миллионы армян по всему миру чтут память своих предков, погибших в страшнейшем событии, получившем название Геноцид армян. В память об этом кровопролитном событии было снято множество роликов, транслирующихся на главных каналах России и других стран, признавших геноцид. Среди множества снятых и показанных сюжетов, самым выделяющимся стал видеоклип, получивший название «Миллионы жизней» . В сюжет видеоклипа положена история армянского народа, без каких-либо искажений и извращений, вся боль, которую предки умерших несут с собой ежеминутно. В ролике приняли участие звезды мировой культуры, такие как , Монсеррат Кабалье, Мариам Мерабова, и многие другие.
Помимо данного ролика, в России на телевизионном канале ТНТ был показан , в котором приняли участие звезды канала. По всему миру, в странах, признавших геноцид, были проведены множество мероприятий, посвященных этой дате. Так, например, в одной из школ калифорнийского города Глендейл, прошло мероприятие, главным приглашенным гостем которого стала пережившая геноцид местная жительница, рассказавшая всем присутствующим свою историю выживания в то непростое время. В Париже были проведены мероприятия, призывающих помнить, почитать и скорбить вместе с армянским народом. Множество выставок, конференций, благотворительных вечеров, спортивных мероприятий, соревнований и концертов по всему миру были призваны почтить память погибших в том страшном событии.
Изучив многообразие форумов, можно сделать вывод, что большинство лишь приблизительно знают об этом происшествии, не углубляясь в исторические источники, делают кощунственные и неверные выводы. Множество историков до сих пор озадачены истинной причиной таких зверских событий, но едины в одном- зверство, с которой совершался данный геноцид, сравни лишь с другим масштабным геноцидом человечества- Холокостом.
Причины геноцида.
Просматривая большинство исторических источников и заметок, можно самостоятельно попробовать разобраться в причинах этого события. Ни для кого не секрет, что основополагающей причиной большинства войн, кровопролитий и геноцидов становилась вражда на почве религиозных разногласий. В настоящее время эта тема актуальна, хотя и во всем мире страны стараются быть цивилизованы, толерантны по отношению к представителем различных вероисповеданий. Сто лет назад тема веры и поклонения иному Богу могла стать толчком к кровопролитной войне, какой считается резня, устроенная в 1915 г. турками.
Османское государство, основанное в 1299 году, путем завоевания различных земель увеличивало свои владения, и после падения Константинополя в 1453 году стало именоваться Османской империей. Во времена правления Сулеймана Великолепного, Османская Империя достигла небывалых высот и стала самой крупной страной мира. Османская империя была государством, связующим Европу и Восток на протяжении более 6 веков. После подписания в 1924 году мирного договора империя получила официальное название «Турецкая республика» или попросту Турция. В истории Турции самым почитаемым и восхваленным правителем был Сулейман Великолепный. До сих пор в Турции существуют мечети и топкапы, принадлежащие членам семьи правящей династии османов. Снимается множество сериалов и кинокартин, описывающих события правления Сулеймана Великолепного. Отличительной чертой правления Сулеймана является отсутствие фанатичного презрения к другим вероисповеданиям, кроме мусульманства, так как империя считалась многонациональным и многоязычным государством. Но следует знать, что мусульмане считали представителей других вероисповеданий «второсортными людьми» и не давали никаких прав на достойную жизнь. Только после событий, произошедших при правлении Селима(одного из сыновей Сулеймана Великолепного), а именно после резни шиитов в 1514 году в восточной Анатолии, в которой погибло более сорока тысяч человек, отношение к иноверцам резко ухудшилось.
Также в середине 15 века произошло временное перемирие между Османской империей и Персией. Оба государства «перетягивали» армянскую землю, и в ходе перемирия было принято решение о том, что Османской империи была отдана западная часть земель, Персии-восточная. То, что происходило после этого события с армянским народом, нельзя назвать никак иначе, как гонения и переселения.
Агрессивные действия турок по отношению к армянскому народу начались в результате турецкого поражения в Первой Балканской войне. Турки были ошеломлены поражением и тем, что давно принадлежавшие им европейские владения, больше никакого отношения к Турции не имеют. Решение армян выступать на стороне противников Турции, положило начало многолетней вражде.
Многие историки считают, что «коренной» и основополагающей причиной резни, направленной на армянский народ, стали отнюдь не военные стратегии, а вероисповедание армянского народа. В 301 году армяне первые во всем мире приняли христианство, как государственную религию и исповедают ее до сих пор. К моменту столкновения взглядов армян и турецкого правительства от идеи Сулеймана Великолепного о принятии всех вер не осталось и следа. Турки стали фанатиками своей веры и не признавали иного бога, кроме Аллаха. Турецкие правители придерживались «идеи-фикс»: воссоединить всех тюрков на исторической Родине, и главной помехой этого воссоединения был армянский народ. Для достижения собственных целей и мечтаний, правление Османской империи приняло решение произвести этническую чистку, которая повлекла за собой необратимые последствия. Геноцид не стал событием и решением одного дня, к этому действу вели события не одного десятка лет. По неофициальным данным, пассивные действия против армянского народа берут свое начало в 1876 году во времена правления деспотичного султана Абдул-Хамида II . Также, изучая тонкости и подробности данного вопроса, необходимо знать о том факте, что правление Османской империи игнорировало все подписанные документы о мире и независимости армянского народа. Иными словами, столь кровопролитное, чудовищное преступление против целого армянского народа ничто иное, как блажь турецких правителей и способ доказать всему миру, что они все еще великая и могущественная держава, как и при Султане Сулеймане.
Таким образом, две основные причины возникновения геноцида армян тесно переплетены между собой:
- Вероисповедание. Армяне хотели исповедовать выбранную множество веков назад веру и не быть обращенными в религию против своей воли.
- Географическое местоположение земель. Армянский народ и Армянская республика находились на перипетии войны и были помехой для турок.
Этапы геноцида.
Говоря о любых масштабных событиях в истории, необходимо знать этапы, на которые эти события разделялись. Геноцид не является исключением и включает в себя несколько этапов и событий:
1 этап 1876-1914 гг.
Ни для кого не является секретом тот факт, что одной из веских причин начала русско-турецкой войны 1877-1878гг стало нечеловеческое и несправедливое отношение османов к этническому народу армян. Многие историки, занимающиеся изучением данного вопроса, констатируют тот факт, что начало гонений армян с их исторических земель османами, было вызвано ничем иным, как обычной, людской неприязнью. Также, османы не привыкли быть проигравшими и побежденными в каких-либо воинских сражениях. Поражение в русско-турецкой войне еще сильнее озлобило турок и армяне стали для них «красной тряпкой». В одной из газет Франции после событий первого этапа была опубликована заметка неизвестного автора, в которой значилось: «….со времен взятия Константинополя прошло более четырех веков, а турки как были кочевниками, живущими своими грабежами и убийствами, так и остались. Только все это усугубилось ничем не подкрепленными ненавистью и злобой, а также жалким закатом некогда великой империи»Следует знать, что во времена Султана Сулеймана все новости и публикации, разговоры и сплетни не только на османских базарах, но и со всех уголков Европы доносились визирям Османской империи. Эта «традиция» сохранилась, и о написанном в Париже тут же узнали Османские правители, которые были возмущены такой вопиющей несправедливостью и отсутствием поддержки со стороны Европы.
По результатам первой русско-турецкой войны был подписан Берлинский мирный договор, в котором значилось, что такие державы, как Россия, Англия, Германия, Франция и Италия отныне выступают «защитниками» и регуляторами всех политических и этнических вопросов армянского народа. Османы проигнорировали это соглашение, и в 1878 году тогда еще Османская Империя начала первый этап гонений и уничтожения неугодных армян. Первые упоминания о карательных операциях, датируются 1894-1896 гг. В результате погромов и убийств в Малой Азии погибшими считалось более 350 тысяч армян и не поддается исчислению сколько тысяч людей спаслись, выбрав для себя и своих семей спокойное существование вдали от османов.
2 этап 1909год.
Наслаждаясь совершенными и в какой-то мере победоносными действиями против целого народа, османы считали, что «победа» близка. Более 10 лет армянский народ жил, если это конечно можно так назвать, спокойно. Подобных этнических операций не наблюдалось, армяне не вырезались целыми семьями. Но в 1909 году это мнимое затишье и надежда на спокойную жизнь рухнули. С приходом к власти новых правителей Османской империи(в истории они именуются младотурками), армянский народ опять обрел страх за свою жизнь и за жизнь своего народа. Новая(или хорошо забытая старая) политика младотурков была направлена на полное уничтожение армянского народа. Турки чтили идеи своих отцов и дедов и начали свое правление с убийств и кровопролитий. Так в 1909 году в Адане было убито 30 тысяч человек и все они были представителями армянской этнической группы. Это действие усугубило отношение Европы к османам и ухудшило отношение со стороны стран, вызванных поддерживать армян. Все эти действия предвещали войну, но никто не мог подумать, к каким именно жестоким событиям это приведет. Османы после всех событий против целого народа ошибочно полагали, что испуганные граждане встанут на их сторону и забудут события не одного десятка лет. Последней каплей стал отказ армянских политических общин и организаций вставать на сторону Османской империи в войне против России. В ответ младотурки отдали приказ об этнической зачистки армянского народа и начали самый страшный этап в жизни и истории армян.3 этап 1915-1923 гг.
Самым жестоким, активным и, по мнению османов, действенным этапом геноцида является 3 период. Османские правители изначально сделали упор на уничтожение армянской знати-священников, банкиров, деятелей искусства. Было сделано это не случайно, по прагматичным подсчетам османов, уничтожив знать, они лишили возможности армянский народ быть услышанным и спасенным. В части Восточной Анатолии весь армянский народ был собран и «погнан» в лагеря. Эти лагеря позже сравнивались с еврейским лагерем Освенцим. Ведь условия существования и суть создания нисколько друг от друга не отличались. В течении нескольких месяцев там умерла большая часть армянского народа от голода, издевательств, от отсутствия условий к существованию и лечения болезней. В настоящее время на этой территории никто не живет, там ничего не растет и арабы считают это место проклятым, так как даже спустя сотню лет на поверхности земли то и дело появляются кости жертв, павших в то время.Этот дикий, жестокий способ уничтожения людей не был единственным применяемым. В других частях армяне были насильно посажены на баржи и корабли, после чего эти судна намеренно топились османами. В итоге еще тысячи человек были утоплены в водах Черного моря.
Еще одним способом истребления, было выбрано убийство каждого гражданина армянского народа. Курдскими отрядами было расстреляно множество людей, а их трупы выбрасывались в реку.
Благодаря выбору таких жестоких методов истребления армянского народа и граждан Армении , по официальным источникам число жертв насчитывает более 1.5 миллионов человек. В каждом историческом источнике и статье, посвященной этой теме, цифры меняются, поскольку однозначно и официально неизвестно, сколько народа пало из-за прихоти и злобы правителей османского государства.
Отмечается, что армянский народ до последнего не склонял голову и боролся за свои взгляды, свою свободу и свою независимость. Об этом противостоянии армян говорят битвы, произошедшие в Муса-Даге, где армяне держали оборону более пятидесяти дней; оборона городов Ван и Муш. В этих городах армяне продержались до появления на территории городов русской армии.
Армяне не могли смириться с такими зверскими методами, и уже после окончания всех военных действий, была создана операция по уничтожению османских правителей, принявших решение истребить неповинный народ. Так в 1921 и в 1922 годах армянскими воинами и патриотами были застрелены три паши, принявшие решение о геноциде.
Итоги и последствия.
Многие историки из сотни стран мира главным итогом этих кровопролитных действий считают сплоченность армянского народа после. В одной из израильских газет, в начале 2000х годов появилась статья, в которой автор сравнивал армянский и еврейский народы: «…нет в мире сплоченнее народов, чем армяне и евреи. Оба народа пережили в своей истории страшное и не пали. Они выстрадали и вымолили свою беззаботную жизнь».
Следует отметить, что турки и турецкое правительство на протяжении многих лет отрицали произошедшие события и называли факты искаженными, а армянский народ лгунами, желающими опорочить турок. Единственным фактом, препятствующим вступлению Турции в совет Европы, является нежелание признавать геноцид армянского народа.
В настоящее время считается, что нет ни одной армянской семьи, история которой никак не перекликается с геноцидом армян. Прабабушки и прадедушки, дальние родственники и просто члены семьи- хоть кто-то, но пострадал в том страшном событии. Поэтому для потомков тех самых армян и просто для армянского народа стало делом чести донести до человечества правду. С самого завершения армяне борются за признание геноцида во всем мире. Им важно не сочувствие, им важно признание того, что их почти истребили, а потом множество лет отрицали этот факт.
Страны, признавшие геноцид армян.
В настоящее время множество стран приняли резолюцию, признающую геноцид армян османами. К этим странам относятся:
Известен факт, что во время своего правления, Он предложил всем европейским странам последовать его примеру и примеру его государства. Также Саркази посоветовал Турции «…начать уважать себя и принять давно подтвержденный исторический факт». По словам Саркази, криминализация отрицания геноцида - очередной существенный шаг к признанию страшной трагедии, совершенной в 1915 году против всего армянского народа. Никакого ответа от стран-союзников не последовало, но по прошествии некоторого времени в различных странах стали приниматься и подписываться законопроекты, криминализирующие отрицание геноцида. Например, после подписания такого закона на Кипре, была введена такая мера наказания за отрицание геноцида, как лишение свободы сроком на 5 лет и штраф около 10000 евро.
По словам многих армян, живущих по всему миру, для них важен тот факт, что данное преступление не остается без внимания. Президент Армении говорит: «Своим несогласием и упорством армянский народ, возможно, предотвратил и предотвращает задатки геноцидов других народов».
78 комментариев
Геноцид армян — это физическое уничтожение христианского этнического армянского населения Османской империи, происходившее в период с весны 1915 года по осень 1916 года. В Османской империи проживало около 1,5 млн армян. Во время геноцида погибло по меньшей мере 664 тыс. человек. Есть предположения, что количество погибших могло достичь 1,2 млн человек. Армяне называют эти события «Мец Егерн» («Великое злодеяние») или «Агхет» («Катастрофа»).
Массовое уничтожение армян дало толчок происхождению термина «геноцид» и его кодификации в международном праве. Юрист Рафаэль Лемкин, автор термина «геноцид» и идейный лидер программы Организации Объединенных Наций (ООН) по борьбе с геноцидом, неоднократно заявлял, что его юношеские впечатления от газетных статей о преступлениях Османской империи против армян легли в основу его убеждений в необходимости предоставления юридической защиты национальным группам. Отчасти благодаря неустанным усилиям Лемкина в 1948 году Организация Объединенных Наций одобрила «Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него».
Большинство убийств 1915-1916 годов совершались властями Османской империи при поддержке вспомогательных войск и гражданских лиц. Правительство, контролируемое политической партией «Единение и прогресс» (представителей которой также называли младотурками), ставило перед собой целью укрепление мусульманского турецкого господства в Восточной Анатолии путем уничтожения многочисленного армянского населения в этом регионе.
Начиная с 1915-1916 годов османские власти проводили масштабные массовые расстрелы; также армяне погибали в ходе массовых депортаций из-за голода, обезвоживания, отсутствия крова и болезней. Кроме того, десятки тысяч армянских детей были насильно забраны из семей и обращены в ислам.
ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ
Армянские христиане являлись одной из многих значительных этнических групп Османской империи. В конце 1880-х годов некоторые армяне создавали политические организации, которые добивались получения большей автономии, что усиливало сомнения османских властей в лояльности широких слоев армянского населения, проживавшего на территории страны.
17 октября 1895 года армянские революционеры захватили Национальный банк в Константинополе, угрожая взорвать его вместе более чем со 100 заложниками, находящимися в здании банка, в случае отказа властей предоставить армянской общине региональную автономию. Хотя благодаря французскому вмешательству данный инцидент закончился мирно, османские власти провели серию погромов.
В общей сложности в 1894-1896 годах было убито по меньшей мере 80 тыс. армян.
МЛАДОТУРЕЦКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
В июле 1908 года фракция, которая именовала себя младотурками, захватила власть в столице Османской империи Константинополе. Младотурками являлись преимущественно офицеры и чиновники балканского происхождения, пришедшие в 1906 году к власти в тайном обществе, известном под названием «Единение и прогресс», и трансформировавшие его в политическое движение.
Младотурки стремились к введению либерального конституционного режима, не связанного с религией, который поставил бы в равные условия все народности. Младотурки считали, что немусульмане интегрировались бы в турецкую нацию, если бы были уверены, что такая политика приведет к модернизации и процветанию.
Вначале казалось, что новое правительство сможет устранить некоторые причины социального недовольства армянской общины. Но весной 1909 года армянские демонстрации с требованием об автономии переросли в насилие. В городе Адана и его окрестностях солдатами Османской армии, нерегулярными войсками и гражданскими лицами было убито 20 тыс. армян; от рук армян же погибло до 2 тыс. мусульман.
В период с 1909 по 1913 год активисты движения «Единение и прогресс» стали все сильнее склоняться к резко националистическому видению будущего Османской империи. Они отвергали идею полиэтнического «османского» государства и стремились к созданию культурно и этнически однородного турецкого общества. Многочисленное армянское население Восточной Анатолии являлось демографическим препятствием на пути к достижению этой цели. После нескольких лет политических потрясений 23 ноября 1913 года в результате государственного переворота лидеры партии «Единение и прогресс» получили диктаторскую власть.
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА
Массовые зверства и геноцид зачастую совершаются во время войны. Истребление армян было тесно взаимосвязано с событиями Первой мировой войны на Ближнем Востоке и на российской территории Кавказа. Османская империя официально вступила в войну в ноябре 1914 года на стороне Центральных держав (Германия и Австро-Венгрия), которые сражались против стран Антанты (Великобритания, Франция, Россия и Сербия).
24 апреля 1915 года, опасаясь высадки войск союзников на стратегически важном Галлипольском полуострове, османские власти арестовали в Константинополе и депортировали на восток 240 армянских деятелей. Сегодня армяне считают эту операцию началом геноцида. Османские власти утверждали, что армянские революционеры установили контакт с врагом и собирались оказать содействие высадке французских и британских войск. Когда страны Антанты, а также США, в то время еще сохранявшие нейтралитет, потребовали от Османской империи объяснений в связи с депортацией армян, она назвала свои действия мерами предосторожности.
Начиная с мая 1915 года правительство расширило масштабы депортаций, высылая гражданское армянское население, независимо от удаленности мест его проживания от зон боевых действий, в лагеря, расположенные в пустынных южных провинциях империи [на территории севера и востока современной Сирии, севера Саудовской Аравии и Ирака]. Многие конвоируемые группы отправлялись на юг из шести провинций Восточной Анатолии с высокой долей армянского населения — из Трабзона, Эрзурума, Битлиса, Вана, Диярбакыра, Мамурет-уль-Азиза, а также из провинции Мараш. В дальнейшем армян высылали практически из всех регионов империи.
Так как во время войны Османская империя была союзником Германии, многие немецкие офицеры, дипломаты и сотрудники гуманитарных служб становились свидетелями зверств, совершаемых по отношению к армянскому населению. Их реакция была различной: от ужаса и подачи официальных протестов до отдельных случаев негласной поддержки действий османских властей. Поколение немцев, переживших Первую мировую войну, хранило в памяти эти ужасные события в 1930-х и 1940-х годах, что повлияло на его восприятие нацистских гонений против евреев.
МАССОВЫЕ УБИЙСТВА И ДЕПОРТАЦИИ
Повинуясь приказам центрального правительства в Константинополе, региональные власти при пособничестве местного гражданского населения устраивали массовые расстрелы и депортации. Сотрудники военных органов и служб безопасности, а также их сторонники уничтожили большинство армянских мужчин трудоспособного возраста, а также тысячи женщин и детей.
Во время конвоируемых переходов по пустыне выжившие старики, женщины и дети подвергались самовольным нападениям со стороны местных властей, банд кочевников, преступных группировок и гражданских лиц. В ходе этих нападений происходили грабежи (например, жертв раздевали догола, забирали у них одежду и подвергали их досмотру полостей тела в поиске ценностей), совершались изнасилования, похищения молодых женщин и девушек, вымогательства, пытки и убийства.
Сотни тысяч армян погибли, так и не добравшись до назначенного лагеря. Многие из них были убиты или похищены, другие совершили самоубийства, также огромное количество армян погибло от голода, обезвоживания, отсутствия крова или болезней по пути к месту следования. В то время как некоторые жители страны стремились оказать помощь высланным армянам, гораздо больше рядовых граждан убивали или истязали конвоируемых.
ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ПРИКАЗЫ
Хотя термин «геноцид» появился лишь в 1944 году, большинство ученых сходятся во мнении, что массовые убийства армян соответствуют определению геноцида. Правительство, контролируемое партией «Единение и прогресс», пользовалось чрезвычайным военным положением в стране для проведения долгосрочной демографической политики, направленной на увеличение доли турецкого мусульманского населения в Анатолии за счет сокращения численности христианского населения (преимущественно армян, но также исповедовавших христианство ассирийцев). Османские, армянские, американские, британские, французские, немецкие и австрийские документы того времени свидетельствуют о том, что руководство партии «Единение и прогресс» преднамеренно истребляло армянское население Анатолии.
Партия «Единение и прогресс» отдавала приказы из Константинополя и обеспечивала их исполнение при помощи своих агентов в Специальной организации и местных административных органах. Кроме того, центральное правительство требовало ведения тщательного контроля и сбора данных о количестве депортированных армян, типе и количестве оставленных ими единиц жилья, а также числе высланных граждан, поступивших в лагеря.
Инициатива относительно тех или иных действий исходила от высших членов руководства партии «Единение и прогресс», ими же велась и координация действий. Центральными фигурами данной операции были Талаат-паша (министр внутренних дел), Исмаил Энвер-паша (военный министр), Бехаэддин Шакир (руководитель Специальной организации) и Мехмет Назим (руководитель службы демографического планирования).
Согласно постановлениям правительства, в определенных регионах доля армянского населения не должна была превышать 10 % (в некоторых регионах — не более 2 %), армяне могли проживать в поселениях, в состав которых входило не более 50 семей, в удалении как от Багдадской железной дороги, так и друг от друга. Чтобы выполнить эти требования, местные власти раз за разом проводили депортации населения. Армяне пересекали пустыню туда-обратно без необходимой одежды, продуктов питания и воды, страдая от палящего солнца днем и замерзая от холода ночью. Высланные армяне регулярно подвергались нападениям со стороны кочевников и своих собственных конвоиров. В результате под воздействием природных факторов и целенаправленного истребления численность депортированных армян значительно снизилась и стала соответствовать установленным нормам.
МОТИВЫ
Османский режим преследовал цели укрепления военных позиций страны и финансирования «отуречивания» Анатолии путем конфискации имущества убитых или депортированных армян. Возможность передела собственности также стимулировала широкие массы простых людей к участию в нападениях на своих соседей. Многие жители Османской империи считали армян зажиточными людьми, однако на самом деле значительная часть армянского населения жила бедно.
В некоторых случаях османские власти соглашались предоставить армянам право проживания на прежних территориях при условии принятия ими ислама. В то время как по вине властей Османской империи погибли тысячи армянских детей, они нередко пытались обратить детей в ислам и ассимилировать их в мусульманское, прежде всего турецкое, общество. Как правило, османские власти избегали проведения массовых депортаций из Стамбула и Измира, чтобы скрыть свои преступления от глаз иностранцев и извлечь экономическую выгоду из деятельности проживавших в этих городах армян в целях модернизации империи.
Хочу я жить в большой стране,
Нет такой, нужно ее создавать
Желание есть, главное управлять
И верно устану народ истреблять.
Тимур Валуа "Безумный король"
Эти события произошли в 1915 году, когда армянский народ подвергся геноциду, около 1.5 млн. людей было убито. Беззащитный народ был растерзан турками и кровожадными курдами.
Кровавой драме предшествовала целая цепочка событий, и до самого последнего времени бедный армянский народ все еще надеялся на спасение.
"Единство и Прогресс"?
Армянский народ жил в долинах, занимался земледелием, были удачливыми коммерсантами, были неплохие учителя и врачи. Часто они подвергались нападению курдов, которые сыграли ужасную роль во всех армянских погромах, в том числе и в 1915 году. Армения стратегически важная страна. За всю историю войн многие завоеватели пытались захватить Северный Кавказ, как важный географический объект. Тот же Тимур, когда двинул свою армию, на Северный Кавказ, расправлялся с народами проживающими на тех территориях, где ступала нога великого завоевателя, многие народы бежали (например, осетины) со свои исконных мест. Любая вынужденная миграция этносов в прошлом, в будущем послужит вооруженным этническим конфликтам.
Армения входила в состав Османской Империи, которая подобна колоссу на глиняных ногах доживала свои последние дни. Многие современники того времени говорили, что они не встречали ни одного армянина, который не знал бы турецкий язык. Это лишь показывает насколько тесно армянский народ был привязан к Османской империи.
Но в чем же провинился армянский народ, за что подвергся таким страшным испытаниям? Почему доминирующая нация всегда старается ущемлять права национальных меньшинств? Если быть реалистами, то всегда заинтересованными людьми выступал класс имеющий и богатый, к примеру турецкие эфенди были самой богатой кастой того времени, а сам же турецкий народ малограмотный, типичный азиатский народ того времени. Создать образ врага и возбудить ненависть не представляет сложности. Но ведь каждый народ имеет право на свое существование и выживание, сохранение своей культуры и традиции.
Самое печальное, что история так ничему и научила, те же немцы осудили резню армян, но в итоге, что произошло в "Хрустальную ночь" и в лагерях Освенциму, Дахау описывать нет необходимости. Оглядываясь назад, мы находим, что уже в I веке нашей эры, геноциду подверглись около миллиона евреев, когда римские войска взяли Иерусалим, по законам того времени все жители города должны быть убиты. По словам Тацита в Иерусалиме проживало около 600 тыс. евреев, по словам другого историка Иосифа Флавия около 1 млн.
Армяне не были последними в "списке избранных", такую же участь готовили и грекам, болгарам. Последних хотели истребить как нацию, путем ассимиляции.
В то время во всей Передней Азии не было народа, который мог противостоять армянской образованности, они занимались ремеслами, торговлей, наводили мосты к европейскому прогрессу, были прекрасными медиками, учителями. Империя разваливалась, султаны не в состояние были управлять государством, их правление превращалось в агонию. Не могли они простить армянам, что их благосостояние растет, что армянский народ богатеет, что армянский народ повышает уровень образования в европейских учреждениях.
Турция действительно было очень слаба в то время, необходимо было отказаться от старых методов, но больше всего уязвлялось национальное достоинство, что турки не в состоянии проявлять самостоятельность для творения. И тут еще народ, который все время заявляет на весь мир, что он подвергается истреблению.
В 1878 году, на Берлинском конгрессе, под давлением Запада Турция должна была обеспечить нормальную жизнь христианскому населению в рамках империи, однако ничего Турция не выполнила.
Армяне каждодневно ждали истребления, правление султана Абдул-Гамида было кровавым. Когда в стране происходят внутриполитические кризисы, то по сути в некоторых частях страны ожидались восстания, для того чтобы их не было, народы не поднимали свою голову слишком высоко, империя постоянно сотрясалась от репрессий. Можно, если хотите провести аналогию с Россией, чтобы отвлечь народ от экономических и политических проблем, устраивались еврейские погромы. Для разжигания конфессиональной розни, армянам приписывали диверсии, мусульманский народ пришел в неистовство, когда в результате диверсий погибли многие "братья по вере". Опять хочется привести пример из Российской истории, когда было так называемо "Дело Бейлиса", когда еврея Бейлиса обвинили в ритуальном убийстве 12 летнего мальчика.
В 1906 году, в Салониках вспыхнула революция, в Албании, Фракии вспыхнули восстания, народы этих регионов стремились освободиться от османского ига. Турецкое правительство зашло в тупик. А в Македонии молодые турецкие офицеры подняли восстание, к ним присоединились генералы и многие духовные лидеры. Армию двинули в горы, и был выставлен ультиматум, что если правительство не сложит своих полномочий, войска войдут на Константинополь. Что самое примечательное, Абдул-Гамид потерпел фиаско и встал во главе революционного комитета. Этот военный мятеж по праву называют одним из самых удивительных. Мятежных офицеров и все само движение принято называть - младотурками.
В то светлое время греки, турки и армяне были как братья, вместе они радовались новым событиям и ждали перемен в жизни.
Важным моментом, является то, что страшные истребление послужили образованию армянской партии "Душнакцутюн", которая руководствовалась демократическими принципами. У этой партии было много общего с партией младотурков "Единство и прогресс", богатые армянские лидеры помогали тем, кто по сути как покажет история, просто рвался к власти. Важно и то, что армянский народ помогал младотуркам, когда люди Абдул-Гамида выискивали революционеров, армяне прятали их у себя. Помогая им, армяне верили и надеялись на лучшую жизнь, впоследствии младотурки отблагодарят их…в ущелье Кемах.
В 1911 году младотурки обманули армян и не дали им обещанные в парламенте 10 мест, но армяне смирились с этим, даже когда Турция вступила в 1914 году в первую мировую войну, армяне считали себя защитниками турецкого отечества.
Парламент был сформирован только из турков, не было ни арабов, ни греков, а уж тем более армян. Что творилось в Комитете, никто не мог знать. В Турции наступила диктатура, националистические умонастроения в турецком обществе росли. Наличие в правительстве людей не компетентных не могло дать стране развития.
Истребление по плану
- Седина твоих волос доверие внушает,
Многое знаешь, невежество отвергаешь.
Меня мучает проблема, ответ подскажи?
- Избавься от проблемы, не будет боли головы!
Тимур Валуа "Мудрость седины"
Как еще можно назвать, тягу к рождению империи, завоеванию мира? Использую лексическое богатство русского языка, можно подобрать массу слов, но остановимся на общепринятых - имперские амбиции или великодержавный шовинизм. К сожалению, если у человека есть тяга к созданию империи, даже если он ее не создаст, то не мало жизней будет положено в фундамент изначально непрочного здания.
Германия уже имела свои мысли насчет Турции, но непрекращающиеся бойни заставляли ее посылать своих представителей, дабы образумить правительство турков. Анвяр-паша, лидер младотурков поразил всех, показав какой он дилетант в политических делах, и кроме завоевания мира он более ничего не видел. Турецкий Александр Македонский уже видел границы будущей Турции рядом с Китаем.
Началась массовая агитация, призывы к этническому возрождению. Что-то из серии арийской нации, только в главной роли с турками. Борьба за национальное возрождение началась с энтузиазмом, поэтам заказывали стихи о мощи и силе турецкого народа, в Константинополе убрали вывески фирм на европейских языках, даже на немецком. Греческая и армянская пресса наказывалась штрафами, потом вообще ее закрыли. Город хотели сделать неким священным место всех турков.
Первых расправа ждала армян, как самый беззащитный народ, потом очередь должна была дойти до евреев и греков. Потом при проигрыше войны Германией, изгнать всех немцев. Не забыли и об арабах, но подумав решили все-таки забыть, потом что хоть и были дилетанты в политике, но проанализировав, что арабский мир не позволит дерзкого обращения с собой и может положить конец зарождающей призрачной империи турков, решили арабов не трогать. Безусловно, религиозный вопрос тоже играл свою роль, Коран запрещает мусульманам войну друг с другом, войну брата против брата, тот кто ударит своего брата, будет вечно гореть в аду. Законы религии отменить не возможно, если поступиться религией и пренебречь, то все замыслы пойдут крахом, а особенно в мире мусульманском, где для многих существуют только законы писаные в Коране. Таким образом, оставив арабов в покое, решив раз и навсегда покончить с наличием в своей стране христианской религией, власти приняли решение о депортации армян. Арестовав 600 человек армянской интеллигенции в Константинополе и выслав всех из Анатолии, турецкое правительство лишило армянский народ лидеров.
21 апреля 1915 года уже был составлен план истребления армян, его получили как военные так и гражданские лица.
24 апреля во всем мире будет отмечаться одна из самых трагичных дат в истории армянского народа - 100-летие геноцида. Иначе говоря, столетие кровавой бойни, развязанной против армянского народа.
Массовое уничтожение и депортация армянского населения Западной Армении, Киликии и других провинций Османской империи осуществлялись правящими кругами Турции в 1915–1923 годах. Политика геноцида в отношении армян была обусловлена рядом факторов. Ведущее значение среди них имела идеология панисламизма и пантюркизма, которую исповедовали правящие круги Османской империи. Воинствующая идеология панисламизма отличалась нетерпимостью в отношении немусульман, проповедовала откровенный шовинизм, призывала к отуречиванию всех нетурецких народов. Вступая в войну (Первую мировую), младотурецкое правительство Османской империи строило далеко идущие планы создания «Большого Турана». Имелось в виду присоединить к империи Закавказье, Северный Кавказ, Крым, Поволжье, Среднюю Азию. На пути к этой цели агрессорам надо было покончить прежде всего с армянским народом, противостоявшим захватническим планам пантюркистов.
Планы уничтожения армянского населения младотурки начали разрабатывать еще до начала мировой войны. В решениях съезда партии «Единение и прогресс» (Иттихад ве Теракки), состоявшегося в октябре 1911 года в Салониках, содержалось требование относительно отуречивания нетурецких народов империи. Вслед за этим политические и военные круги Турции пришли к решению осуществить геноцид армян во всей Османской империи. В начале 1914 года местным властям было направлено специальное предписание относительно мер, которые должны были быть предприняты в отношении армян. Тот факт, что предписание было разослано до начала войны, неопровержимо свидетельствует, что уничтожение армян было запланированной акцией, вовсе не обусловленной конкретной военной ситуацией.
Руководство партии «Единение и прогресс» неоднократно обсуждало вопрос о массовой депортации и резне армянского населения. В сентябре 1914 года на совещании под председательством министра внутренних дел Талаата был образован специальный орган - Исполнительный комитет трех, которому было поручено организовать избиение армянского населения; в его состав вошли главари младотурок Назим, Бехаэтдин Шакир и Шюкри. Замышляя чудовищное преступление, лидеры младотурок учитывали, что война предоставляет удобный случай для его осуществления. Назым прямо заявлял, что столь удобного случая может больше не быть, «вмешательство великих держав и протест газет не будут иметь никаких последствий, т. к. они станут перед свершившимся фактом, и тем самым вопрос будет решен… Наши действия должны быть направлены на уничтожение армян так, чтобы ни один из них не остался в живых».
С первых же дней войны в Турции развернулась оголтелая антиармянская пропаганда. Турецкому народу внушалось, что армяне не хотят служить в турецкой армии, что они готовы сотрудничать с врагом. Распространялись измышления о массовом дезертирстве армян из турецкой армии, о восстаниях армян, угрожавших тылу турецких войск, и т. д. Разнузданная шовинистическая пропаганда против армян особенно усилилась после первых серьезных поражений турецких войск на Кавказском фронте. В феврале 1915 года военный министр Энвер отдал приказ об уничтожении армян, служащих в турецкой армии. В начале войны в турецкую армию было призвано около 60 тыс. армян в возрасте 18–45 лет, т. е. наиболее боеспособная часть мужского населения. Этот приказ был выполнен с беспримерной жестокостью. А 24 апреля 1915 года был нанесен удар по армянской интеллигенции.
С мая по июнь 1915 года началась массовая депортация и резня армянского населения Западной Армении (вилайеты Ван, Эрзрум, Битлис, Харберд, Себастия, Диарбекир), Киликии, Западной Анатолии и других местностей. Осуществлявшаяся депортация армянского населения на деле преследовала цель его уничтожения. Подлинные цели депортации были известны и Германии, союзнице Турции. Германский консул в Трапезунде в июле 1915 года сообщал о депортации армян в этом вилайете и отмечал, что младотурки намерены таким образом положить конец армянскому вопросу.
Выводившиеся из мест своего постоянного проживания армяне сводились в караваны, которые направлялись вглубь империи, в Месопотамию и Сирию, где создавались специальные лагеря для них. Армяне уничтожались как в местах своего проживания, так и по пути в ссылку; их караваны подвергались нападениям турецкого сброда, курдских разбойничьих банд, охочих до добычи. Вследствие этого до мест назначения доходила небольшая часть депортированных армян. Но и дошедшие до пустынь Месопотамии не были в безопасности; известны случаи, когда депортированные армяне выводились из лагерей и вырезались тысячами в пустыне.
Отсутствие элементарных санитарных условий, голод, эпидемии являлись причиной гибели сотен тысяч людей. Действия турецких погромщиков отличались беспримерной жестокостью. Этого требовали лидеры младотурок. Так, министр внутренних дел Талаат в секретной телеграмме, отправленной губернатору Алеппо, требовал положить конец существованию армян, не обращать никакого внимания ни на возраст, ни на пол, ни на угрызения совести. Это требование неукоснительно выполнялось. Очевидцы событий, армяне, пережившие ужасы депортации и геноцида, оставили многочисленные описания неимоверных страданий, выпавших на долю армянского населения.
Варварскому истреблению подверглась и большая часть армянского населения Киликии. Резня армян продолжалась и в последующие годы. Были уничтожены тысячи армян, согнанных в южные регионы Османской империи и содержащихся в лагерях Рас-ул-Айна, Дейр-эз-Зора и др. Младотурки стремились осуществить геноцид армян и в Восточной Армении, где, помимо местного населения, скопились большие массы беженцев из Западной Армении. Совершив агрессию против Закавказья в 1918 году, турецкие войска учинили погромы и резню армян во многих местностях Восточной Армении и Азербайджана. Заняв в сентябре 1918 года Баку, турецкие интервенты вместе с кавказскими татарами организовали страшную резню местного армянского населения, убив 30 тысяч человек.
В результате геноцида армян, осуществленного младотурками, только в 1915–1916 годах погибло 1,5 млн человек. Около 600 тысяч армян стали беженцами; они рассеялись по многим странам мира, пополнив собой уже имеющиеся и образовав новые армянские общины. Образовалась армянская диаспора (Спюрк). В результате геноцида Западная Армения лишилась своего исконного населения. Лидеры младотурок не скрывали своего удовлетворения по поводу успешного осуществления задуманного злодеяния: германские дипломаты в Турции сообщали своему правительству, что уже в августе 1915 года министр внутренних дел Талаат цинично заявил, что «действия в отношении армян в основном осуществлены и армянского вопроса больше не существует».
Сравнительная легкость, с которой турецким погромщикам удалось осуществить геноцид армян Османской империи, объясняется отчасти неподготовленностью армянского населения, а также армянских политических партий к надвигавшейся угрозе истребления. Во многом облегчила действия погромщиков мобилизация в турецкую армию наиболее боеспособной части армянского населения - мужчин, а также ликвидация армянской интеллигенции Константинополя. Определенную роль сыграло и то обстоятельство, что в некоторых общественных и клерикальных кругах западных армян считали, что неподчинение турецким властям, отдававшим приказы о депортации, может привести лишь к увеличению числа жертв.
Однако в некоторых местностях армянское население оказало турецким вандалам упорное сопротивление. Армяне Вана, прибегнув к самообороне, успешно отразили атаки врага, удерживали город в своих руках до прихода русских войск и армянских добровольцев. Вооруженное сопротивление во много раз превосходящим силам противника оказали армяне Шапин Гарахисара, Муша, Сасуна, Шатаха. Сорок дней продолжалась эпопея защитников горы Муса в Суетии. Самооборона армян в 1915 году - героическая страница национально-освободительной борьбы народа.
Во время агрессии против Армении в 1918 году турки, заняв Караклис, учинили резню армянского населении, убив несколько тысяч человек.
В ходе турецко-армянской войны 1920 года турецкие войска заняли Александрополь. Продолжая политику своих предшественников - младотурок, кемалисты стремились организовать геноцид в Восточной Армении, где, помимо местного населения, скопились массы беженцев из Западной Армении. В Александрополе и селах уезда турецкие оккупанты чинили зверства, уничтожали мирное армянское население, грабили имущество. В Ревком Советской Армении поступали сведения о бесчинствах кемалистов. В одном из донесений говорилось: «В Александропольском уезде и Ахалкалакском районе вырезано около 30 селений, часть успевших спастись находится в самом бедственном положении». В других сообщениях описывалось положение сел Александропольского уезда: «Все села ограблены, нет ни крова, ни зерна, ни одежды, ни топлива. Улицы сел переполнены трупами. Все это дополняют еще голод и холод, уносящие одни жертвы за другими… Вдобавок аскеры и хулиганы насмехаются над своими пленными и стараются еще более зверскими средствами наказывать народ, радуясь и получая от этого удовольствие. Они подвергают разным мучениям родителей, заставляют их отдавать в руки палачей своих 8–9-летних девочек…»
В январе 1921 года правительство Советской Армении выразило комиссару иностранных дел Турции протест в связи с тем, что турецкие войска в Александропольском уезде производят «непрерывные насилия, грабежи и убийства над мирным трудовым населением…». Жертвами бесчинств турецких оккупантов стали десятки тысяч армян. Александропольскому уезду оккупанты нанесли также громадный материальный ущерб.
В 1918–1920 годах ареной погромов и резни армянского населения стал город Шуши, центр Карабаха. В сентябре 1918 года турецкие войска, поддерживаемые азербайджанскими мусаватистами, двинулись на Шуши. Разоряя по пути армянские села и уничтожая их население, 25 сентября 1918 года турецкие войска заняли Шуши. Но вскоре, после поражения Турции в Первой мировой войне, были вынуждены покинуть его. В декабре того же года в Шуши вступили англичане. Вскоре генерал-губернатором Карабаха был назначен мусаватист Хосров-бек Султанов. С помощью турецких военных инструкторов он сформировал ударные курдские отряды, которые вместе с частями мусаватистской армии были размещены в армянской части Шуши. Силы погромщиков постоянно пополнялись, в городе было много турецких офицеров. В июне 1919 года произошли первые погромы армян Шуши; в ночь на 5 июня в городе и окрестных селах было убито не менее 500 армян. 23 марта 1920 года турецко-мусаватистские банды учинили страшный погром армянского населения Шуши, убив свыше 30 тысяч человек и предав огню армянскую часть города.
Армяне Киликии, уцелевшие после геноцида 1915–1916 годов и нашедшие прибежище в других странах, после поражения Турции стали возвращаться на родину. Согласно обусловленному союзниками разделу зон влияния Киликия была включена в сферу влияния Франции. В 1919 году в Киликии проживало 120–130 тысяч армян; возвращение армян продолжалось, и к 1920 году их численность достигла 160 тысяч. Командование французских войск, расположенных в Киликии, не предприняло мер по обеспечению безопасности армянского населения; на местах сохранились турецкие власти, мусульмане не были разоружены. Этим воспользовались кемалисты, начавшие расправу над армянским населением. В январе 1920 года в ходе 20-дневных погромов погибло 11 тысяч армян - жителей Маваша, остальные армяне ушли в Сирию. Вскоре турки осадили Аджн, где армянское население к этому времени едва насчитывало 6 тысяч человек. Армяне Аджна оказали турецким войскам упорное сопротивление, длившееся 7 месяцев, но в октябре туркам удалось взять город. Около 400 защитников Аджна сумели прорваться сквозь кольцо осады и уйти.
В начале 1920 года в Алеппо перебрались остатки армянского населения Урфы - около 6 тыс. человек.
1 апреля 1920 года кемалистские войска осадили Айнтап. Благодаря 15-дневной героической обороне айнтапские армяне избежали резни. Но после того как французские войска покинули Киликию, армяне Айнтапа в конце 1921 года переселились в Сирию. В 1920 году кемалисты уничтожили остатки армянского населения Зейтуна. Т. е. кемалисты завершили начатое младотурками уничтожение армянского населения Киликии.
Последним эпизодом трагедии армянского народа стала резня армян в западных регионах Турции, в ходе греко-турецкой войны 1919–1922 годов. В августе - сентябре 1921 года турецкие войска добились перелома в ходе военных действий и повели общее наступление против греческих войск. 9 сентября турки ворвались в Измир и учинили резню греческого и армянского населения. Турки потопили стоявшие в гавани Измира корабли, на которых находились армянские и греческие беженцы, преимущественно женщины, старики, дети…
Осуществленный в Турции геноцид армян нанес громадный ущерб материальной и духовной культуре армянского народа. В 1915–1923 и последующие годы были уничтожены тысячи армянских рукописей, хранившихся в армянских монастырях, разрушены сотни исторических и архитектурных памятников, осквернены святыни народа. Пережитая трагедия отразилась на всех сторонах жизни и общественного поведения армянского народа, прочно осела в его исторической памяти.
Прогрессивное общественное мнение мира осудило злодейское преступление турецких погромщиков, пытавшихся уничтожить один из древнейших цивилизованных народов мира. Общественно-политические деятели, ученые, деятели культуры многих стран заклеймили геноцид, квалифицируя его как тягчайшее преступление против человечества, приняли участие в осуществлении гуманитарной помощи армянскому народу, в частности беженцам, нашедшим пристанище во многих странах мира. После поражения Турции в Первой мировой войне лидеры партии младотурок были обвинены в том, что втянули Турцию в пагубную для нее войну, и преданы суду. Среди предъявленных военным преступникам обвинений были организация и осуществление резни армян Османской империи. Однако смертный приговор в отношении ряда лидеров младотурок был вынесен заочно, т. к. после поражения Турции им удалось бежать из страны. Смертный приговор в отношении некоторых из них (Талиат, Бехаэтдин Шакир, Джемал-паша, Саид Халим и др.) был впоследствии приведен в исполнение армянскими народными мстителями.
После Второй мировой войны геноцид был квалифицирован как тягчайшее преступление против человечества. В основу правовых документов о геноциде легли принципы, разработанные международным военным трибуналом в Нюрнберге, судившим главных военных преступников гитлеровской Германии. В дальнейшем ООН приняла ряд решений относительно геноцида, основными из которых являются Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948) и Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества (1968).
В 1989 году Верховный Совет Армянской ССР принял закон, которым геноцид армян в Западной Армении и Турции осужден как преступление, направленное против человечества. Верховный Совет Армянской ССР обратился к Верховному Совету СССР с просьбой о принятии решения, осуждающего геноцид армян в Турции. В Декларации о независимости Армении, принятой Верховным Советом Армянской ССР 23 августа 1990 года, провозглашается, что «Республика Армения поддерживает дело международного признания геноцида армян 1915 года в Османской Турции и Западной Армении».
http://www.pulsosetii.ru/article/4430
Турецкий геноцид армян 1915 года, организованный на территории Османской империи, стал одним из самых ужасных событий своей эпохи. Представители подверглись депортациям, в ходе которых погибли сотни тысяч или даже миллионы человек (в зависимости от оценок). Эта кампания по истреблению армян сегодня признается геноцидом большинством стран всего мирового сообщества. В самой Турции с такой формулировкой не согласны.
Предпосылки
У массовых убийств и депортаций в Османской империи были разные предпосылки и причины. 1915 года был обусловлен неравноправным положением самих армян и этнического турецкого большинства страны. Население дискредитировалось не только по национальному, но и религиозному признаку. Армяне были христианами и имели свою независимую церковь. Турки же являлись суннитами.
У немусульманского населения был статус зимми. Люди, подпадавшие под это определение, не имели права носить оружие и выступать в суде в качестве свидетелей. Они должны были платить высокие налоги. Армяне, по большей своей части, жили бедно. В основном они занимались сельским хозяйством на родных землях. Однако среди турецкого большинства был распространен стереотип успешного и хитрого армянина-коммерсанта и т. д. Такие ярлыки только усугубляли ненависть обывателей к этому этническому меньшинству. Эти сложные взаимоотношения можно сравнить с распространенным антисемитизмом во многих странах того времени.
В кавказских провинциях Османской империи ситуация ухудшалась еще и по причине того, что эти земли после войн с Россией заполоняли беженцы-мусульмане, которые из-за своей бытовой неустроенности постоянно вступали в конфликт с местными армянами. Так или иначе, но турецкое общество находилось во взвинченном состоянии. Оно было готово принять предстоящий геноцид армян (1915). Причины этой трагедии заключались в глубоком расколе и неприязни между двумя народами. Нужна была только искра, которая бы разожгла огромный пожар.
Начало Первой мировой войны
В результате вооруженного переворота в 1908 году в Османской империи к власти пришла партия Иттихат ("Единение и прогресс"). Ее члены называли себя младотурками. Новое правительство стало спешно искать идеологию, на которой можно было бы построить свое государство. За основу был принят пантюркизм и турецкий национализм - идеи, которые не предполагали ничего хорошего для армян и других этнических меньшинств.
В 1914 году Османская империя на волне своего нового политического курса заключила союз с кайзеровской Германией. Согласно договору, державы договорились обеспечить Турции выход на Кавказ, где жили многочисленные мусульманские народы. Но в этом же регионе находились и христиане-армяне.
Убийства лидеров младотурок
15 марта 1921 года в Берлине армянин на глазах множества свидетелей убил Талаата-пашу, скрывавшегося в Европе под вымышленным именем. Стрелявшего тут же арестовала немецкая полиция. Начался суд. Тейлиряна вызвались защищать лучшие адвокаты Германии. Процесс привел к широкому общественному резонансу. На слушаниях вновь были озвучены многочисленные факты геноцида армян в Османской империи. Тейлиряна сенсационно оправдали. После этого он эмигрировал в США, где и скончался в 1960 году.
Другой важной жертвой операции «Немезис» стал Ахмед Джемаль-паша, который был убит в Тифлисе в 1922-м. В том же году другой член триумвирата Энвер погиб во время боев с Красной армией в современном Таджикистане. Он бежал в Среднюю Азию, где некоторое время был активным участником басмаческого движения.
Правовая оценка
Следует отметить, что термин «геноцид» появился в юридическом лексиконе гораздо позже описываемых событий. Слово возникло в 1943 году и первоначально означало массовые убийства евреев нацистскими властями Третьего рейха. Через несколько лет термин был закреплен официально согласно конвенции только что созданной ООН. Уже позже события в Османской империи были признаны как геноцид армян в 1915 году. В частности, это было сделано Европарламентом и ООН.
В 1995 году резня армян в Османской империи была признана геноцидом в Российской Федерации. Сегодня этой же точки зрения придерживается большинство штатов США, почти все страны Европы и Южной Америки. Но есть и страны, где отрицают геноцид армян (1915). Причины, кратко говоря, остаются политическими. В первую очередь в списке этих государствах находится современная Турция и Азербайджан.