10 правил общения со сверстниками. Правила этикета в начальной школе. Полезные советы, как научить ребенка общаться со сверстниками

Как только малыши приходят в школу, у них с порога начинаются всякие «почему» и «как». Как примут сверстники в классе, почему учительница кажется неприступной, что сделать, чтобы ей понравиться, как вести себя с соседом по парте… И тысячи других мелких и крупных вопросов, связанных с правилами поведения в школе. С некоторыми из них мы сейчас разберемся.

В школе существуют определенные правила, которые должны соблюдать все школьники и учителя. Это нужно для того, чтобы сделать учебу в школе делом приятным, удобным и комфортным для всех участников процесса. Поэтому давай с правилами поближе познакомимся.

Поведение в школе, в классе, на уроке

  • В школу лучше приходить за 10-15 минут до начала урока. В холодное время года ты сдаешь пальто или куртку в гардероб, переобуваешься в чистую обувь (во многих школах за этим строго следят). Затем идешь в класс, садишься за свою парту и готовишься к уроку. Если повезет, то ты еще успеешь поздороваться с одноклассниками и обсудить с ним последние новости, чтобы не делать этого во время урока.
  • Приходить нужно с выполненным домашним заданием и заполненным на две недели вперед дневником с записанными на каждый день заданиями. Если учительница попросит показать дневник, тебе не будет за него стыдно. Веди записи в дневнике и тетрадях по возможности аккуратно.
  • Все необходимые учебники, тетради, ручки и карандаши должны быть под рукой, поэтому портфель собирай с вечера. Тогда точно ничего не забудешь. Но, скорее всего, мама этот процесс уже взяла под контроль.
  • На время уроков обязательно выключай звук на , чтобы он не мешал внимательно слушать учителя. Если во время урока пришло SMS, прочитать его ты, конечно, украдкой можешь. Но отвечать на него лучше на перемене, чтобы не отвлекаться. Вдруг пропустишь мимо ушей объяснения учителя, потом дома будешь долго мучиться с выполнением задания.
  • Неприличные жесты и выражения недопустимы не только во время урока, но и в любое другое время. Даже если другие дети массово нарушают это правило и нецензурно ругаются в присутствии учителей. Если ты хочешь чувствовать себя человеком воспитанным, ты ни за что не позволишь себе подобных вещей ради собственного самоуважения. А когда ты сам себя уважаешь, то люди это чувствуют, перестают над тобой потешаться и тоже начинают уважать.
  • Без разрешения учителя или медсестры уходить с уроков нельзя.
  • Если ты пропустил несколько дней по болезни или другой уважительной причине, приноси в школу справку от врача или записку от мамы, где указана причина, по которой ты отсутствовал.
  • Когда в начале урока в класс входит учитель, нужно встать и поприветствовать его. Так же приветствуют входящего в класс директора школы или любого другого взрослого.
  • Во время урока нельзя разговаривать, вертеться по сторонам, мешать другим детям слушать объяснения учителя.
  • При необходимости выйти из класса (например, в туалет) подними руку, попроси разрешения выйти. Во всех случаях, когда на уроке ты хочешь задать вопрос учителю, поднимай руку.
  • Иногда учитель может тебя в том, что ты нарушаешь правила поведения на уроке. Такое бывает, когда твои одноклассники балуются, а потом говорят, что это не они, а ты виноват. Это, конечно, неприятно, но постарайся с учителем не спорить. Попытки доказать свою невиновность могут только усугубить ситуацию. Если такие случаи будут повторяться, то рано или поздно правда вылезет наружу, и настоящие виновники получат «на орехи».
  • Соблюдай чистоту и порядок на своей парте. Пусть на ней будет лежать то, что нужно на уроке. Все остальное лучше убрать.
  • Не отказывайся помочь учителю подготовить класс перед следующим уроком. Будет очень здорово, если ты сам догадаешься предложить такую помощь (раздать тетрадки, достать из шкафа книги и учебные наглядные пособия, вытереть доску и пр.).

Правила поведения на перемене в школе


За 45 минут урока ты наверняка устал сидеть, писать и слушать. И ты думаешь, что на перемене можно делать что угодно - носиться как угорелому, кричать и баловаться. Многие этим грешат, но это неправильно и даже может быть опасно. Чаще желание бегать по школьным коридорам одолевает мальчиков. Поэтому неудивительно, что они ходят по школе разукрашенные синяками, царапинами, бинтами и иногда даже носят гипс на руке. Но намного обиднее, когда жертвами школьных «ДТП» становятся девочки, которых толпа несущихся пацанов в буквальном смысле сбивает с ног.

Хочется побегать - иди на , там ты никому не будешь мешать и никого не травмируешь по неосторожности. На перемене можно прогуляться в библиотеку, сходить в столовую, туалет, подготовиться к следующему уроку, позвонить другу или маме. Спокойное поведение в перерывах между уроками говорит о том, что ты уважаешь окружающих тебя детей, взрослых и себя самого. Постарайся во время перемены отдохнуть и наберись сил перед предстоящим уроком. Соблюдай школьный порядок, не кричи, не участвуй в потасовках.

Школьными правилами на переменах запрещено:

  1. Толкаться.
  2. Использовать непристойные жесты и выражения.
  3. Швырять в других детей различные предметы.
  4. Драться.
  5. Бегать по лестницам, коридорам, рядом с оконными проемами или стеклянными витринами, съезжать по перилам лестницы или перегибаться через них. Вообще по ступенькам нужно ходить, держась правой стороны.
  6. Делать все, что может привести к травмам или поломке школьного инвентаря.
  7. Бегать. Тем более с острыми предметами в руках (ножницами, указкой, карандашами и ручками). Не хватало еще поранить других детей или себя самого.
  8. Садиться на подоконники, особенно если окна открыты. Это может быть очень опасным!

Взрослых или детей, которые идут впереди тебя по коридору или лестнице, можно попросить посторониться, если ты спешишь. Но ни в коем случае не обгонять. С работниками школы, родителями и учителями надо приостановиться и поздороваться при встрече.

Открывая и закрывая дверь, соблюдай осторожность. Не хлопай, не засовывай руку в проем. Не стоит задерживаться без особой надобности в туалете. Это не лучшее место для любых разговоров. Кстати, а ты руки после туалета помыл?

Когда ваш класс дежурит по школе, вы помогаете учителю следить за порядком на переменах. На время перемены из класса лучше выходить. Тем более, если об этом просит учитель. Как правило, это для того, чтобы открыть окна и проветрить класс. Во-первых, тебя не просквозит, а во-вторых, в проветренном помещении заниматься приятнее и легче.

Правила поведения в школьной столовой


Школьная столовая - место особенно большого скопления людей, так как за 15-20 минут перемены всем надо успеть перекусить. Чтобы каждый день это происходило без «приключений», особенно тщательно соблюдай правила:

  • Не торопись прибежать первым. Лучше сюда идти всем классом в определенное для него графиком время. Не спеши первым занять место за столом, даже если ты очень голоден. Не расталкивай ради этого других учеников.
  • Соблюдай очередь, это будет практичней и безопасней.
  • Идя по столовой, поглядывай под ноги и на тарелку, которую несешь. Старайся не поскользнуться и, тем более, не упасть.
  • Вымой руки перед тем, как сесть за стол.
  • Вилкой пользуйся осторожно, чтобы не ранить окружающих или себя.
  • Не проливай на себя или соседей горячий чай или суп.
  • За столом сиди прямо, не толкай соседей, не держи локти на столе. Можешь почитать статью на нашем сайте .
  • Посуду после еды каждый убирает за собой сам, относя ее на специально предназначенный для этого отдельный стол.

Наверняка у тебя уже голова пошла кругом от обилия правил и ограничений. И ты хочешь спросить - а как же это все запомнить? Есть несколько секретов.

  1. Когда общие правила этикета ты соблюдаешь каждый день, то любой полезный навык довольно быстро становится привычкой. Поэтому не надо держать свои хорошие манеры только для выхода «в свет». Играй в этикет дома - мама будет только рада, поверь. Этим ты себя так натренируешь, что сможешь произвести благоприятное впечатление о себе везде, где ты встречаешься с людьми.
  2. Начни изучать этикет с младшей сестрой или братом, другом. Ты ведь из этой статьи уже узнал достаточно, чтобы стать учителем этикета для тех, кто младше тебя. Обучая их, ты более продуктивно запоминаешь правила сам.
  3. Самый интересный. У тебя наверняка есть близкий человек, чьим мнением ты дорожишь, на кого хочешь равняться. И в первую очередь ты хочешь, чтобы именно на него производить приятное впечатление о себе. А теперь представь себе, что этот авторитетный для тебя человек постоянно наблюдает за тобой, где бы ты ни находился, будь то дом, двор, школа, библиотека или спортивная секция. В этом случае сто раз подумаешь, прежде чем намусорить в подъезде, посплетничать с подружкой или обидеть слабого. Это очень эффективный способ сделать из себя воспитанного человека с приятными манерами.

Кстати, внизу в комментариях к этой статье есть вопрос о школьной одежде. Даю ссылку на статью . Там очень интересно сравниваются деловой мир и школьный. У них есть довольно много общих черт на примере с одеждой. Так что быстренько оставляй комментарий к этой статье, жми кнопки соцсетей и переходи по ссылке к следующей статье. Поделись потом своими соображениями прямо под ней.

Современный этикет - это целый комплекс правил поведения и хороших манер, который учит, как нужно знакомиться, здороваться, как вести себя в общественных местах, как ходить в гости, как правильно накрывать на стол и вести себя во время приема пищи и так далее. Правила этикета в школе начинают прививать с самого детства.

Общие для учащихся

1. В школу нужно приходить заранее, примерно за 15 минут до уроков.

2. Внешний вид должен соответствовать учебному заведению, одежда должна быть чистой и опрятной.

3. У учащегося с собой всегда должна быть сменная обувь, которую, как и верхнюю одежду, нужно снимать в школьном гардеробе.

4. Перед началом урока ученик должен подготовить все необходимое к предстоящему уроку, проверить наличие дневника, ручки, тетради, учебника и так далее.

5. Строго запрещено проносить на школьную территорию любой вид оружия, алкоголь, сигареты, наркотические и ядовитые вещества и тому подобное.

6. Нельзя без спроса покидать учебное заведение во время уроков и переменок. Пропуск занятий по уважительным причинам должен быть подтвержден справкой от врача (в случае болезни), либо объяснительной запиской от родителей.

7. Правила поведения учащегося в школе базируются на принципах уважения к более старшим по возрасту и заботливом отношении к учащимся младших классов.

8. Учащимся необходимо беречь и сохранять в первозданном виде школьное имущество, в том числе мебель, книги и так далее.

Поведение учащихся во время урока

Учащиеся непосредственно на самом уроке также должны соблюдать определенные правила вежливого поведения в школе. Как только преподаватель заходит в кабинет, ученики стоя приветствуют учителя либо другого взрослого, заглянувшего в класс. Во время урока вести себя нужно прилично, не шуметь, не кричать, не заниматься посторонними делами, тем более без разрешения не покидать свое рабочее место и не гулять по классу. В случае возникновения необходимости все же выйти из класса, предварительно необходимо спросить разрешения у учителя. Правила поведения детей в школе одинаковы абсолютно для всех. Если нужно о чем-либо спросить преподавателя, нужно поднять сначала руку, а не выкрикивать с места.

Такие простые правила

Ученик должен стараться выражать свои мысли при ответе четко, ясно и понятно, используя все необходимые для этого наглядные материалы. В день, когда в расписании занятий есть такой предмет, как физическая культура и здоровье, с собой необходимо иметь спортивную форму и обувь. Заходить в спортзал можно только с позволения учителя. Учащиеся, которые по различным причинам освобождены от уроков физкультуры, все равно должны быть в спортзале. Считается, что звонок в конце урока звенит для преподавателя, а учащиеся покидают класс после объявления учителя о завершении занятия.

Школьный этикет

Правила этикета в школе обязуют иметь это касается одежды, прически, разумного использования косметических средств и аксессуаров. Школьный этикет подразумевает доброжелательное отношение учащихся друг к другу. Вежливые учащиеся приветствуют и здороваются со всеми учителями, а не только с теми, с кем знакомы лично. Друг друга следует называть по имени, не использовать обидные прозвища.

Правила поведения учащегося в школе подразумевают также самодисциплину. Мусорить на территории учебного заведения (и не только) запрещается, для этого существуют урны. Культурно нужно вести себя не только на уроках, но и на переменах. Бегать, кричать и толкаться запрещается, следует осторожно вести себя на лестницах. Цивилизованно должны вести себя дети также в столовой, кушать только в отведенном для этого месте, а после трапезы убирать за собой посуду.

Правила этикета в начальной школе

Уроки этикета в начальной школе обязательно включаются в план по воспитательной работе с учащимися. Очень важно с самого детства прививать ребенку основы правильного поведения в той или иной ситуации. Неотъемлемой составляющей поведения должно быть взаимоуважение. Начиная с первого класса детей учат быть благодарными, знакомят со словами «спасибо» и «пожалуйста». Этикет предполагает уважительное отношение к старшим, обращение к которым должно быть обязательно на «Вы».

Существует также так называемый Если ребенок звонит своему преподавателю или классному руководителю, первым делом нужно поздороваться и назвать свое имя. В где обычно много людей, по телефону стоит разговаривать, не привлекая к себе большого внимания, а в таких местах, как музей, театр или кинозал, мобильник вообще лучше отключить.

  • Чтобы комфортно чувствовать себя на уроках, обязательно нужно выполнять заранее заданное на дом задание.
  • Школьный дневник лучше иметь заполненным на две недели вперед, вести его нужно аккуратно и держать на парте во время уроков.
  • Сумку или школьный рюкзак должны быть собраны заранее, обязательно проверить наличие учебников, тетрадей, ручек и карандашей и других необходимых вещей.
  • Мобильник во время занятий должен быть выключен или поставлен на беззвучный режим. Позвонить или отправить смс можно и на перемене.
  • Прилично вести себя нужно не только на уроках, но и на улице, дома и в общественных местах. Это не просто правила поведения учащегося в школе, которые нужно соблюдать, это должно стать неотъемлемой частью личности образованного современного человека.
  • Покидать школу без ведома и позволения учителя или медсестры строго-настрого запрещается.
  • Опрятным нужно быть всегда, чистоту следует поддерживать во всем, в своем внешнем виде, на рабочем месте.
  • В обязанности ученика входит дежурство в классе в порядке очереди. Выполнять эту обязанность стоит добросовестно.
  • На время перемены из класса лучше выйти и дать возможность учителю проветрить помещение. Это, кстати, очень хороший способ пройтись и размяться

Уроки этикета: в школе и в жизни

Этикет в школе - это не только свод правил, которые необходимо соблюдать в школьных стенах. В первую очередь это формирование и развитие навыков культурного общения, это уроки учтивости, внимательности и доброты. Эти качества просто необходимы для развития полноценной гармоничной личности в будущем.

Правила этикета в школе включают в себя правильное отношение к разным группам людей. Всем известно, что дам следует пропускать в первую очередь, а женщинам в положении, а также пожилым людям и инвалидам стоит уступать место в общественном транспорте. Этикет в школе и вне ее соблюдать следует также и взрослым, ведь именно на них в первую очередь равняются дети.

Чтобы учеба приносила полезные знания и радость общения, необходимо соблюдать определенные правила этикета в школе, которые сделают комфортным пребывание в стенах учебного заведения всех участников учебного процесса.

Ольга Чусовитина
Беседа «Правила этикета»

Правила этикета

Знают люди с детских лет,

«Что такое – этикет » .

Этикет – это волшебные правила , которые помогут тебе стать воспитанным, вежливым и дружелюбным человеком. Зная эти правила , ты сможешь более легко и просто общаться со своими друзьями, родителями, близкими и совсем незнакомыми тебе людьми. Без труда научишься, как правильно здороваться , дарить подарки и принимать их, как ходить в гости, говорить по телефону и многому другому…

Ну что, ты готов учиться? Тогда за дело!

Правила приветствия

Правила приветствия - очень важный шаг в изучении правил этикета . Ведь первое, что мы делаем при встрече со знакомым человеком - это приветствуем его.

Очень важно знать, что воспитанный человек никогда не ждет, что с ним поздороваются. Не давай опередить себя – делай это сам, особенно если встречаешь знакомого старше себя по возрасту.

Неприлично махать руками и кричать «во все воронье горло» , если люди, с которыми ты хотел бы поздороваться, находятся далеко от тебя. Достаточно будет, встретившись с ними взглядом, просто приветливо кивнуть им.

Никак нельзя назвать приветствием громкие, удивленные возгласы : «ба - кого я вижу» , «ну наконец-то» , «где ты пропадал» .

Не бойся лишний раз поздороваться с человеком, если повстречал его в течение дня не однажды. Поприветствуй его улыбкой, либо кивком головы, или легким взмахом руки.

Правила поведения за столом

Не клади на стол локти : они могут помешать соседу, да и занимают много места. Очень неприлично раскачиваться на стуле.

Не разговаривай с полным ртом – прожуй и проглоти, потом говори, не чавкай – старайся есть беззвучно.

Чтобы было легче жевать – не откусывай слишком больших кусков.

Клади на тарелку столько еды, сколько сможешь съесть.

Мясо, поданное большим куском, принято есть с вилкой и ножом : вилка - в левой руке, нож – в правой . Небольшими кусочками нарезаешь мясо, нож отлаживаешь в сторону, вилку берешь в правую руку – и ешь себе ! Такая манера еды демонстрирует воспитанность (тарелка выглядит более аккуратной) .

Не нужно есть ложкой то, что можно есть вилкой, а также не пользуйся ножом, если можно обойтись при помощи все той же вилки. Например, рыбу, котлету, заливное ножом не режут – отламывают вилкой небольшие кусочки.

Гарнир (картофель, овощи, макароны) набирай на вилку с помощью хлеба, а не с помощью пальцев.

Руки и губы вытирай салфетками, ни в коем случае руками, скатертью, либо одеждой.

Если тебе захотелось попробовать какое-то блюдо, находящееся вдалеке от тебя, не тянись к нему через весь стол, а попроси вежливо передать.

Из общей посуды накладывай еду не своей ложкой либо вилкой, а теми, что находятся на общем блюде.

Такие сладости, как торты и пирожные, не едят с руки, а отламывают ложечкой в тарелке.

И самое главное : необходимо обязательно поблагодарить того, кто готовил и подавал вам блюда, сказать волшебное «спасибо» !

Правила поведения за столом очень важны в современном мире. Праздничный стол, поход в кафе или ресторан, романтический или дружеский ужин не может обойтись без элементарных правил этикета .

Правила вежливости при разговоре

Так приятно, когда тебя внимательно слушают! Но знаешь ли ты, что слушать нужно тоже уметь!

Если к тебе кто-то обращается, а ты в это время чем-то занят, отложи на время свои дела и посмотри на собеседника , покажи ему свою готовность участия в разговоре.

Никогда не перебивай! Слушай внимательно и до конца. Твои замечания и подсказки собеседнику во время его разговора – неуместны.

Когда в разговоре участвуют несколько человек, тебе не стоит реагировать на речь, не обращенную к тебе.

Когда собеседник в твоем присутствии начинает вести себя бестактно, говорить резко и раздражительно, постарайся прекратить разговор, но мягко и без вызова.

Если ты слышишь, что в твоем присутствии начинают обсуждать и обзывать других, постарайся перевести разговор на другую тему.

Всегда помни, что долгий разговор очень утомителен для собеседника . Не будь излишне болтлив.

Поверь, твоему слушателю есть, что сказать, так дай ему возможность вступить в разговор.

Будь доброжелательным и внимательным к тому, с кем говоришь. Сумей вовремя завершить разговор, если видишь, что твой собеседник спешит , прежде чем он сам скажет тебе об этом. Постарайся поменять тему разговора, если заметил, что она неприятна для человека, либо неинтересна.

Чтобы не поставить своего слушателя в неловкое положение, не используй в разговоре слов, значения которых он может не знать, а также тех, смысл которых тебе самому не совсем ясен.

Чтобы не прослыть «сплетником» («сплетницей» , не критикуй и не обсуждай других людей. Об отсутствующих говорят только хорошо, либо лучше совсем ничего.

Некрасиво во время разговора размахивать руками (жестикулировать) . Выражайся точно и ясно и этого будет достаточно, чтобы собеседник без труда тебя понял.

Правила ведения беседы

Правила ведения беседы помогут тебе правильно начинать и вести разговор. Ты узнаешь, как заинтересовывать собеседника и не надоесть ему в процессе беседы . К тому же, эти правила сделают тебя еще более воспитанным и культурным, чем раньше.

Не хвастайся. Не унижай собеседника , стараясь его подколоть или возвыситься за его счет.

Если тебе задают вопросы - обязательно отвечай на них.

В компании невежливо шептаться с кем- то одним. Остальные могут подумать, что вы говорите о них гадости, либо могут предположить, что вы пренебрегаете ими.

Не вмешивайся в беседу двоих , когда они говорят наедине. В этот момент лучше всего деликатно удалиться.

Не имей привычки жаловаться. Образ постоянного нытика отталкивает людей.

Старайся запоминать, о чем вы говорили в прошлый раз, чтобы при новой встрече показать собеседнику , как он вам был интересен.

Не засоряй свою речь ругательствами, жаргонными и грубыми словами.

Старайся говорить не слишком громко, особенно в общественном месте. Поверь, слушают не того, кто громче кричит, а того кто умеет говорить интересно и умно.

Теперь ты знаешь правила ведения беседы , а значит теперь ты можешь поддержать любой разговор, будучи уверенным в том, что твой собеседник останется о тебе только хорошего мнения.

Правила дружбы

С кем ты проводишь большую часть своего времени? Конечно же, с друзьями. А знаешь ли ты о правилах дружбы ?

Если нет, то обязательно ознакомься с ними :

Всегда помогай своему товарищу : если умеешь что-то делать, научи и его этому; если товарищ попал в беду, помоги ему, чем сможешь.

Говори другу правду «в глаза» : если он в чем-то не прав – скажи ему об этом , либо похвали, когда он совершил хороший поступок. Останови товарища, если он делает что-то плохое.

Старайся не ссориться с друзьями, не спорь по пустякам. Не зазнавайся, если у тебя получается что-то лучше, чем у них. Не завидуй товарищам – нужно уметь радоваться их успехам. Если ты поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться .

Научись принимать помощь, советы и замечания от других ребят

Правила дружбы

Правила дружбы помогут тебе приобрести много друзей, которые будут счастливы с тобой дружить и проводить свое свободное время.

Есть такая пословица - «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей!»

Если ты действительно хочешь, чтобы у тебя было много друзей, прислушайся к нескольким советам :

Никогда не груби своим товарищам, не повышай на них голос. Не называй их обидными словами, не высмеивай их неудачи. Не давай им прозвищ, не унижай их – это обидно.

Не старайся кого-нибудь ударить или толкнуть, чтобы занять удобное для тебя место.

Не забывай здороваться со всеми своими друзьями. Даже с теми из них, кто совсем маленький. Дружить можно и нужно и с малышами, и с большими ребятами, и с мальчиками, и с девочками.

Если ты за что-либо обиделся на своего друга, постарайся поскорей простить ему свою обиду и помириться. Не злись!

Если твой друг попросил у тебя что-либо – никогда не жадничай, дай ему! Всегда делись с друзьями тем, что у тебя есть.

Будь обязательным! Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить их вовремя (когда попросил твой друг или когда ты сам пообещал) .

Не ябедничай по пустякам, но о серьезных проделках все же необходимо рассказать взрослым.

Правила дружбы должен знать каждый школьник - ведь они помогают найти друзей не только на время учебы, но и на всю жизнь.

Правила этикета - Как вести себя со взрослыми

А знаешь ли ты как вести себя с взрослыми? Всегда ли ты соблюдаешь эти правила ? Если ты будешь хорошо знать и выполнять эти правила , то тебя всегда будут считать воспитанным, культурным и интеллигентным ребенком.

Прежде всего, к взрослым принято обращаться на “вы”. Приветствия, которые ты употребляешь в общении с ровесниками и родственниками : “привет” и “пока” по отношению к посторонним тебе взрослым людям неуместны. Употребляйте вместо них такие, как : “здравствуйте” и “до свидания”.

Младшие должны всегда здороваться первыми, впрочем, как и с любыми знакомыми, не дожидаясь, пока они поприветствуют вас раньше.

По правилам мужчины (мальчики) при встрече друг с другом подают правую ладонь для рукопожатия. Если у тебя на руках надеты перчатки, не забудь перед приветствием снять ту, которой будешь здороваться.

Поцелуи и обнимания при встрече – это очень личное. Позволить себе такое приветствие ты можешь себе только с близкими и хорошо знакомыми людьми, при обоюдном согласии.

Нельзя вмешиваться в разговор взрослых и комментировать то, что они говорят друг другу. А уж если захотелось что-то непременно сказать или задать вопрос, нужно спросить разрешения.

Повторно встретив кого-то в течение дня не забывай о таких волшебных словах приветствия, как : “доброе утро”, “добрый день”, “добрый вечер” или “рад видеть тебя /вас снова”. Даже простого кивка головы и добродушной улыбки будет достаточно в данной ситуации.

Ну всё, теперь ты знаешь, как вести себя со взрослыми. Относись к взрослым и пожилым людям уважительно – это признак хорошего воспитания!

Если уже сейчас вы заметили, что ваш ребенок с нежеланием идет на уроки, ничего не рассказывает о школьной жизни и одноклассниках, никогда не обращается за помощью к ним, вполне возможно, он одинок. Подтвердить ваши опасения поможет классный руководитель ребенка.

Работая много лет в школе, часто сталкиваюсь с тем, что даже в больших классах некоторые дети остаются одинокими до самого выпускного вечера. Спустя годы они с неохотой вспоминают о школьной поре.

Что же делать, когда проблема уже очевидна? Бежать в школу и разбираться с недружелюбными одноклассниками? Давить на ребенка? А может перевести его в другой класс или школу? Давайте вместе искать выход в сложившейся ситуации.

Почему ребенок одинок

Для начала необходимо разобраться, по какой причине ребенок попал в список отверженных.

Чаще причинами школьного одиночества выделяют:

  • неуверенность в себе, застенчивость, замкнутость;
  • неопрятная или нестандартная внешность;
  • агрессивность или авторитарный стиль поведения;
  • иной социальный статус в сравнении с остальными ребятами (малообеспеченные и дети из семей с высоким доходом);
  • отсутствие навыков общения;
  • неблагополучная семья;
  • чувство превосходства над другими одноклассниками.

Список можно продолжать и более частными случаями, но проблема отвергнутости может усугубляться еще и тем, что сам ребенок и его родители винят в случившемся всех, но только не себя. Но мы, мудрые и любящие родители, не пойдем таким простым путем, а попытаемся помочь своему чаду стать популярным в классном коллективе.

Как обрести друзей

Правило 1: полюби себя сам

Российский менталитет почему-то не приемлет непохожесть людей: мы с любопытством оглядываемся на инвалидов, темнокожих, на людей с какими-то особенностями внешности. Но если взрослые в силу своей воспитанности и зрелости проявляют лишь интерес к таким особам, то дети подчас жестоки и агрессивны по отношению к «иным» сверстникам.

Когда ваш ребенок страдает от своей индивидуальности, поможет ему только уверенность в себе. «Где ж ее взять, если малыш вбил себе в голову, что он некрасивый, толстый и т.д.», - спросите вы. Черпать уверенность будем в вашей любви к сыну (дочери). Если с рождения он чувствует всеобщее семейное обожание, то ему и в голову не придет стесняться высокого роста или торчащих ушей. Ребенок будет чувствовать себя тем, кем вы его видите. Ну а если все-таки в классе начнут обидно дразнить, приведите ему пример знаменитостей, которые свою неординарную внешность превратили в преимущество.

Правило 2: хочешь иметь друзей, будь другом сам

По закону бумеранга мы относимся к людям так, как относятся к нам они. Посоветуйте ребенку самому проявлять инициативу в построении дружбы.

Особенно это важно, когда школьник попадает в новый коллектив. Если месяц-два присматриваться к одноклассникам и ждать, когда тобой кто-то заинтересуется и полюбит как друга, можно потерять время и так и не дождаться.

Действовать лучше по следующему алгоритму:

  • день-два наблюдаем за коллективом и примечаем в классе несколько групп по интересам,
  • выбираем ту группу ребят, с которой бы хотелось общаться дальше,
  • в выбранной группе выделяем того, кто при разговоре смотрит в глаза, часто улыбается и смеется, общается не только с членами группы, но и с остальными,
  • обращаемся к такому ребенку с какой-то просьбой или предложением, делимся знаниями по общим интересам,
  • далее действуем по обстоятельствам, развивая приятельские отношения с выбранным одноклассником и остальными.

Особой популярностью в классах обладают добрые, отзывчивые ребята, готовые прийти на помощь. Посоветуйте ребенку предлагать свою поддержку по случаю и не стараться быть конкурентом для остальных.

Правило 3: вырабатываем дружелюбную манеру держаться

Согласитесь, что улыбчивые, приветливые люди не остаются одинокими. Научите ребенка правильной дружелюбной манере: прямая осанка, руки и ноги не скрещены, ладони на виду, на лице улыбка и приятное выражение лица, взгляд в глаза. Это будет первым шагом к общению.

Правило 4: развиваем навыки ведения беседы

Хорошо, если ваш ребенок общительный от природы. А если нет, не стоит огорчаться: застенчивого человека можно научить навыкам общения. Для этого проигрывайте разные ситуации с сыном (дочерью) дома. Малышу отлично подойдут сюжетно-ролевые игры «В гостях», «В школе», «В детском саду» и другие.

Ваш воспитанник должен уметь правильно начать разговор, развить тему для общения, выразить одобрение или отрицание, задать вопросы. Беседуйте с ним на разные темы, обсуждайте просмотренный фильм, прочитанную сказку. Психологи даже советуют записывать такие беседы на видео, вместе с ребенком просматривать их, анализировать и меняться ролями в таком диалоге. Видеозапись дает возможность ребенку со стороны увидеть свои ошибки в построении беседы.

Правило 5: учимся управлять своими эмоциями

Нападкам со стороны сверстников подвергаются те дети, которые не могут совладать c эмоциями. Иными словами, дразня таких детей, обидчики словно черпают у них энергию и наслаждаются их слабостью.

В одном из классов я часто наблюдала, как мальчишки дразнили одного второклассника Юру. В ответ он дико кричал, размахивал руками и догонял одноклассников. Когда я спросила, почему они обижают Юру, мальчики ответили: «Ну а зачем он так истерит?» То есть реакция второклассника просто забавляла детей.

Что делать в таких случаях

Таким как Юра нужно научиться беречь свое энергетическое поле. Поясню. Психологи давно утверждают, что каждый человек имеет свое биополе. Когда мы оскорбляем другого человека, наша отрицательная энергия устремляется в биополе другого человека и делает в нем воображаемую «дыру». Обиженный бумерангом отправляет свою отрицательную энергию вам. Получается, что страдают при этом биополя обоих: и обидчика, и обиженного.

Чтобы не стать жертвой, достаточно сказать два слова: «Сам такой!» Слова действуют волшебным образом: посланная отрицательная энергия не успевает разрушить ваше биополе, а возвращается к своему адресату зеркальным образом. При этом нет истерик, оскорблений и драк. Научите этому приему вашего воспитанника - проверено, действует!

Правило 6: развиваем лидерские навыки

Не все рождены быть вожаками, большая часть людей являются ведомыми и чувствуют себя при этом самодостаточно. Тем не менее, ряд лидерских навыков никогда не помешает в жизни.

Первый навык - уметь первым выдвигать новые идеи и затеи . Часто застенчивые дети имеют даже лучшие задумки, чем признанные в коллективе лидеры, но они просто не решаются высказать их. Задача родителей - предоставлять ребенку дома самому делать выбор и строить какие-то планы. Это умение позволит самоутвердиться среди сверстников.

Учителя также могут помочь детям преодолевать нерешительность, устраивая специальные игры: «Волшебный стул», «Комплименты» и др. Речь идет об игровых занятиях, где ребята дают друг другу ласковые имена, говорят приятные слова, подчеркивают лучшие качества. Такие игры демонстрируют стеснительным детям, что к ним хорошо относятся.

Второй навык - умение говорить «нет» . Некоторые ребята, стремясь завоевать дружбу одноклассников, во всем уступают им. Такое поведение может иметь весьма опасные последствия. Научить противостоять чужому давлению может метод проигрывания реальных ситуаций с последующей видеозаписью, описанный выше.

И напоследок несколько простых советов. Содействуйте общению ребенка со сверстниками, приглашайте их в гости, позволяйте ему задержаться на репетициях, школьных секциях и т.д. Помогите ребенку найти друзей по интересам на различных кружках, в центрах развития и т.д. Будьте сами примером настоящего друга.

Как складываются твои отношения со сверстниками, во многом зависит только от тебя. Конечно же, для создания авторитета всегда будут важны твои знания и умения, твой внешний вид, чувство юмора. Но умение себя вести, быть тактичным и внимательным с окружающими всё-таки является едва ли не самым важным. Ты можешь многое уметь и знать, но если не научишься принятому общению с людь-ми, они не захотят тебя ни слушать, ни восхищаться твоими достижениями.

В общении не может быть незначительных мелочей. Каждому человеку в любом возрасте приятно общаться с вежливым, воспитанным и предупредительным человеком.

Некрасиво, к примеру, заглядывать без разрешения в тетрадь своего соседа по парте. Нельзя читать чужие письма, личные дневники. Невежливо стоять за спиной у человека, который работает на компьютере.

Даже если в написанном письме (на бумаге или на компьютере) нет ничего секретного, не каждому приятно, чтобы кто-то читал слова, предназначенные для другого человека.

Некоторые ребята в общении почему-то не называют друг друга по именам, а придумывают своим одноклассникам различные прозвища. Чаще всего школьные прозвища образовываются, конечно же, от фамилии. Например, Скворцов, Степанов, Белов, Фролов и Морозов автоматически становятся в школе просто Скворцом, Стёпой, Белым, Фролом и Морозом. Одни ребята гордятся своим прозвищем, а другим совершенно безразлично, как их называют.

Но есть немало впечатлительных и застенчивых детей, которые болезненно переживают и даже страдают от подобного к ним обращения и очень стыдятся своего про-звища. Бывает даже, что от подобных страданий и огорчений у них происходят нервные срывы. Нередки случаи, когда обидные прозвища и сложные отношения со сверстниками становятся причиной заикания. А некоторые близорукие ребята отказываются носить очки только по той причине, что их станут дразнить очкариками или ботаниками.

Многим ребятам даже и в голову не приходит, что их одноклассник из-за данного ему прозвища переживает и плачет.

Конечно, только очень неумным и злым людям доставляет удовольствие причинять другому обиды. Чаще всего ребята делают это не со зла. Но прежде чем награждать кого-либо прозвищем, вспомни, что у человека есть имя. Для каждого из нас имя значит очень многое. Родители долго его выбирали, надеясь, что оно принесёт их ребёнку удачу в жизни. Некрасиво и невежливо называть своих друзей по фамилии или заменять имя глупым или обидным прозвищем.

Для того чтобы у тебя складывались хорошие отношения с друзьями и одноклассниками, обрати внимание на эти советы.

Правила общения с одноклассниками

Проявляй внимание к своим друзьям и одноклассникам, старайся, чтобы твои слова и поступки не обидели их;

Никогда не смейся над физическими недостатками лю-дей;

Всегда и во всём помогай младшим и слабым;

Не забывай поблагодарить за оказанную тебе услугу;

Не придумывай никому обидных прозвищ;

Если ты сам страдаешь от привязавшегося к тебе прозвища, не отзывайся на него; может, тогда твой обидчик вспомнит твоё имя;

Если товарищ одолжил тебе что-либо, отдай ему это в обещанный срок, не дожидаясь, пока он тебе об этом напомнит;

Всегда выполняй данные тобой обещания;

Никогда не обещай того, чего выполнить не сможешь;

Дорожи своим словом: твои друзья должны знать, что на тебя во всём можно положиться, что ты всегда держишь слово;

Всегда будь точным: неточность — это прежде всего невежливость;

Никогда не подслушивай чужие разговоры и не читай чужие письма;

Никогда не проявляй к людям неуважения, бесцеремонности, дерзости, грубости или хамства.