Восстание ихэтуаней боксерское. «Боксерское Восстание» или Абсолютная жестокость в фотографиях

Пока шла война в Южной Африке и резонанс её слышался то в Персии, то в Афганистане, то в Марокко, и даже в Панаме и на островах Самоа, события на Дальнем Востоке развивались своим чередом. Закабаление и раздел Китая вызвали в стране мощное антиимпериалистическое народное движение.
В 1898-1899 гг. произошёл ряд местных вспышек. Начавшись в Шаньдуне, движение перекинулось на Чжили, Шанси и Манчжурию. В мае 1900 г. оно вылилось в большое народное восстание, известное под названием боксёрского.
В подавлении восстания участвовали вооруженные силы Германии, Великобритании, Франции, Японии, США, России, Италии и Австро-Венгрии.

В июне боксёры дошли до Пекина. 20 июня на улице Пекина был убит германский посланник Кеттелер. Вслед за тем боксёры подвергли осаде дипломатические миссии.
Тогда в Тяньцзине был сформирован двухтысячный сводный отряд, составленный из моряков стоявших там иностранных военных судов. Однако его попытка пробиться к Пекину потерпела неудачу. Зато военные корабли подвергли бомбардировке форты Дагу. 17 июня форты были заняты десантом.

В целях освобождения осаждённых миссий подготовлялась интервенция заинтересованных империалистических держав. Главным мотивом выступления была их боязнь потерять свои привилегии в Китае. Но какими силами подавить восстание? Сговориться на этот счёт оказалось не легко.
За переговорами скрывалась старая борьба за влияние в Китае. Ясно было, что кто "освободит" пекинский посольский квартал, тот и станет хозяином столицы.

Английская дипломатия предлагала поручить подавление боксёров японцам: она рассчитывала образовать из них в Пекине заслон против России. Японии весьма улыбался этот план: ей хотелось утвердиться в Пекине с санкции других держав.
Россия смотрела на японскую интервенцию резко отрицательно. В конце июня с помощью Германии ей удалось сорвать английское предложение.

После этого договорились на том, что все великие державы пошлют в Пекин свои контингенты. На пост главнокомандующего международной карательной экспедицией Вильгельм II предложил германского фельдмаршала Вальдерзее.
Россия приняла это предложение: она предпочитала германское командование и японскому и английскому. На русское же командование никогда не согласились бы ни Англия, ни Япония.
К России нехотя присоединилась и Франция. После этого и другим державам пришлось принять кандидатуру Вальдерзее. Кайзер был весьма польщён, что международным корпусом будет командовать его генерал.

27 июля, обращаясь к отправляющимся в Китай войскам, он публично призывал их учинить в Китае такую расправу, чтобы китайцы столь же твёрдо запомнили германское имя, как в своё время народы Европы сохранили в памяти имя гуннов и их вождя Аттилы.
Впрочем, когда германский фельдмаршал прибыл на театр военных действий, борьба с восстанием в основном уже была закончена.

Ещё до его прибытия из Тяньцзина на Пекин отправился международный экспедиционный корпус под предводительством русского генерала Линевича. Линевич разбил китайцев и 14 августа освободил миссии. Восстание было подавлено.
Китайское правительство покинуло Пекин к бежало в Сианьфу. Когда прибыл Вальдерзее, ему пришлось ограничить свою деятельность карательными экспедициями против мирных городов и деревень.
Иностранные офицеры подвергли варварскому грабежу пекинские дворцы; японцы перещеголяли всех, вывезя со своей добычей и китайский государственный серебряный фонд.

Русское правительство лишь с неохотою согласилось на интервенцию в Пекине. Оно опасалось, что появление иностранных войск усилит иноземное влияние в китайской столице.
Но в Манчжурии позиция России была иной. В июле боксёры совершили нападения на русские железные дороги, и после этого царское правительство ввело в Манчжурию свои войска. К середине октября вся Манчжурия была оккупирована русскими. Пекин, Тяньцзин и другие пункты провинции Чжили оказались оккупированными международным экспедиционным корпусом.

По просьбе китайского правительства начались мирные переговоры между Китаем и державами. Они закончились 7 сентября следующего, 1901 года подписанием заключительного протокола.
Этот акт возложил на Китай контрибуцию в 450 миллионов таэлей. Вместе с процентами это составляло около 1,5 миллиарда рублей. Тяжесть этого обязательства усугублялась тем, что китайские финансы за шесть лет до того, после войны 1894-1895 гг., уже были истощены уплатой контрибуции Японии.
Протокол этим не исчерпывался. Китай подвергался тяжёлым унижениям. Китайское правительство должно было казнить участников восстания, включая и высших сановников, воздвигнуть "искупительные памятники" пострадавшим иностранным дипломатам и т. д.

Согласно статье 7, квартал, занимаемый иностранными миссиями в Пекине, предназначался для одних иностранцев и был поставлен под охрану иностранной специальной полиции; селиться в этом квартале китайцы не имели права.
В Китай в течение двух лет воспрещался ввоз оружия. Форты Дагу подлежали срытию. Россия приняла участие в мирных переговорах и подписала заключительный протокол. Однако русские войска не участвовали в карательных экспедициях германского фельдмаршала.

С августа 1900 г. германское правительство начало переговоры с Англией о совместной англо-германской гарантии территориальной целостности Китая и незыблемости принципа "открытых дверей" для торговли всех наций.
За этими дипломатическими формулами скрывалось на деле нечто иное. Германия подозревала Англию в намерении захватить Шанхай и вообще закрепить своё полумонопольное положение в бассейне Ян-Цзы.
Поэтому она и спешила связать соперника обещанием соблюдать территориальную неприкосновенность Китая и не нарушать принципа "открытых дверей".
Со своей стороны англичане, вступая в эти переговоры, хотели втянуть немцев в борьбу против русских в Манчжурии. Как только немцы это поняли, они отказались распространить свою гарантию на Манчжурию.

Оказалась изъятой из сферы действия соглашения, подписанного 16 октября 1900 г. Таким образом, новая попытка Англии подстрекнуть Германию на выступление против России опять не увенчалась успехом.
Германское правительство на это не шло: оно само усердно работало над тем, чтобы вынудить Англию и Японию ввязаться в борьбу против России.

Причины боксёрского восстания коренились в экономико-политическом противостоянии Китая и великих держав того времени, но в религиозном аспекте восстание выразилось во всеобщем протесте китайцев против иноземных религий, прежде всего, против христианства. Следует отметить, что и сами западные миссионеры иногда вели себя не лучшим образом в отношении китайцев, проявляя высокомерие и корыстолюбие, презрение и жестокость к местному населению. Поэтому восставшие относились к христианским проповедникам так же, как и к прочим иностранцам, то есть как к разорителям Китая, а к китайским христианам - как к предателям. Название восстания было дано европейцами по его эмблеме - сжатому кулаку.

Июнь года дал китайской земле первых православных мучеников. “Из 1000 человек православной паствы Русская Духовная миссия потеряла 300 человек; некоторые из них отреклись от Православия, но другие, в числе 222, явились святыми исповедниками и мучениками за веру Христову” . Приведем описания подвига некоторых из них со слов тогдашнего Начальника Духовной миссии архимандрита, впоследствии митрополита Иннокетия, и архимандрита Авраамия:

“Главным днем мученической смерти православных китайцев в Пекине было 11 июня г. Еще накануне по всем улицам были расклеены прокламации, призывавшие язычников к избиению христиан и угрожавшие смертью каждому, кто осмелится их укрывать. В ночь с 11 на 12 июня боксеры с горящими факелами, появившись во всех частях Пекина, нападали на христианские жилища, хватали несчастных христиан и истязали их, заставляя отречься от Христа. Многие, в ужасе перед истязаниями и смертью, отрекались от православия, чтобы спасти свою жизнь, и воскуряли фимиам перед идолами. Но другие, не страшась мучений, мужественно исповедывали Христа. Страшна была их участь. Им распарывали животы, отрубали головы, сжигали в жилищах. Розыски и истребление христиан продолжались и все последующие дни восстания. По истреблении жилищ христиан, их самих выводили за городские ворота в языческие кумирни боксеров, где производили им допрос и сжигали на кострах. По свидетельству самих язычников-очевидцев, некоторые из православных китайцев встречали смерть с изумительным самоотвержением. Православный катехизатор Павел Ван (нужно отметить, что как русская, так и английская транскрипция китайских имен далека от единообразия, и имена китайских новомучеников иногда встречаются в совершенно непохожем виде) умер мученически с молитвой на устах. Учительница миссионерской школы Ия Вэн была мучима дважды. В первый раз боксеры изрубили ее и полуживую забросали землей. Когда она очнулась, ее стоны услышал сторож (язычник) и перенес ее в свою будку. Но через несколько времени боксеры вновь схватили ее и на этот раз замучили до смерти. В обоих случаях Ия Вэн радостно исповедала Христа перед своими мучителями...

Среди пострадавших за Иисуса Христа были албазинцы. Климент Куй Лин, Матфей Хай Цюань, брат его Вит, Анна Жуй, и многие другие, не боясь убивающих тело, души же не могущих убить (Мф. 10:28), без страха встретили мучения и смерть за Спасителя мира, моля Бога о просвещении гонителей и о прощении им грехов...

Среди мучеников и исповедников Христовых из китайцев особо славен священник Митрофан Цзи-Чун со всею своею семьею. Он родился в г. и 25 лет от роду принял посвящение в сан от рук Японского Епископа Николая... Митрофан был человек смирного характера, очень осторожный и молчаливый, миролюбивый и незадорный; когда случалась хотя бы и очень тяжелая обида, он не старался оправдывать себя. Он не хотел принимать священного сана и постоянно отказывался, говоря: “Малоспособный и малодобродетельный человек как осмелится принять этот великий сан?” Но, понуждаемый архимандритом Флавианом и убеждаемый учителем, повиновался, хотя и знал, что с принятием священства конец его не будет благоприятен. При арх. Флавиане свящ. Митрофан был ему помощником в переводе и проверке книг (речь идет о переводах богослужебных книг на китайский язык, выполнявшихся членами Русской Духовной Миссии; вместе с церквами боксеры сожгли и типографию, уничтожили шрифты и наборные доски). В продолжении пятнадцати лет он неутомимо служил Богу, терпя и от своих, и от внешних много обид и оскорблений, и наконец впал в тихое помешательство. После этого он более трех лет жил вне ограды Миссии, получая половину прежнего жалования. Во всю свою жизнь свящ. Митрофан не был любостяжательным, а многие злоупотребляли этим.

В г. 1 июня вечером здания Миссии были сожжены боксерами. Многие христиане, укрываясь от опасности, собрались в доме священника Митрофана. Среди собравшихся были и прежние недоброжелатели о. Митрофана, но он не гнал их. Видя, что некоторые малодушествуют, он укреплял их, говоря, что наступило время бедствий, и трудно избежать их. Сам он по нескольку раз в день ходил смотреть на сожженную церковь. 10-го июня вечером, часу в десятом, солдаты и боксеры окружили жилище о. Митрофана. В это время там было человек до семидесяти христиан; более сильные из них убежали, а о. Митрофан и многие другие, преимущественно женщины и дети, остались и были замучены. О. Митрофан сидел на дворе перед домом; боксеры искололи ему грудь, как соты, и он упал под финиковым деревом.

Соседи оттащили его тело на место, где была богадельня Миссии. Потом о. иеромонах Авраамий подобрал тело о. Митрофана, и в г., когда в первый раз совершался праздник в честь мучеников, оно вместе с другими положено было в храме мучеников под алтарем. На месте, где был замучен о. Митрофан в 1920-е г.г. поставлен крест, и в праздник мучеников туда заходит крестный ход и там совершается поминовение.

В семействе о. Митрофана были жена Татьяна из фамилии Ли, и три сына: старший Исаия, Сергей, и Иван. 10 июня вечером Татьяна спаслась от боксеров при помощи невесты своего сына Исаии, но на другой день, 11 числа утром, и вместе с другими, всего 19 человек... казнена была через отсечение головы на месте, где теперь “Треугольник” - богадельня для нищих. Исаия, 23 лет, служил в артиллерии. 7 июня боксеры казнили его через отсечение головы на большой улице около ворот Пин-цэ-мынь, так как раньше известно было, что он христианин. Мария, 19 лет, невеста Исаии, за два дня до боксерского погрома пришла в дом о. Митрофана, желая умереть в семье своего жениха... Сергей, сын о. Митрофана, трижды пытался убедить ее скрыться, но она отвечала: “Я родилась около церкви Пресвятой Богородицы, здесь и умру”, и осталась на месте, где была церковь. Вскоре пришли туда солдаты и боксеры, и она мученически скончалась, почитая смерть отшествием в место блаженного упокоения.

Ивану было тогда 8 лет. 10 июня вечером, когда убили его отца, боксеры разрубили ему плечи и отрубили пальцы на ногах; нос и уши были отрезаны. Невесте брата его Исаии удалось спасти его от смерти, и она спрятала его в отхожем месте. На вопрос людей, больно ли ему, он отвечал, что страдать за Христа не больно. Мальчишки издевались над ним... Иван просил у соседей воды, но они не только не дали ему, но и прогнали. Протасий Чан и Иродион Сюй, тогда еще не крещеные, свидетельствуют, что они видели этого мальчика с израненными плечами и ногами; раны были в вершок глубины, но он не чувствовал боли и, будучи опять взят боксерами, не обнаруживал страха и спокойно шел. Один старик выражал о нем сожаление, говоря: “Чем виноват мальчик? вина родителей, что он стал дьявольским последователем”. Другие поднимали его на смех и поносили, или просто бросали на него презрительные усмешки. Так он был веден, как агнец на заклание”.

В те дни приняли мученичество и инославные христиане. Погибло до 30 тыс. католиков и 2 тыс. протестантов; из 2500 протестантских миссионеров было убито 134, т.е. около 5 процентов. Как дань их памяти, приведем рассказ очевидца событий 9 июля г. у губернаторского дворца в Тайюане при большом стечении народа:

“Первым вывели мистера Фартинга, баптистского миссионера из Англии. Жена рвалась за ним, но он мягко отстранил ее и, сопровождаемый солдатами, пошел вперед и опустился на колени, не произнося ни слова. Голова его отлетела в сторону от одного удара тесака. За ним последовали мистер Ходдл, мистер Бэйнон, доктор Ловитт и доктор Уилсон; каждый был обезглавлен с первого удара. Но тут губернатор Ю Шин потерял терпение и приказал, чтобы охрана, вооруженная длинными саблями, помогла убить остальных. Следующими были мистер Стоукс, мистер Симпсон, и мистер Уайтхауз.

Когда с мужчинами было покончено, дошла очередь до женщин. Миссис Фартинг вела за руку двух детей, крепко прижимавшихся к ней, но солдаты развели их и с одного удара обезглавили мать. Палач отрубил головы детям, вполне проявив при этом свое мастерство; солдаты же оказались куда менее ловкими, и некоторые женщины, прежде чем умереть, получали удар за ударом. Миссис Ловитт была в очках; она держала за руку сына, когда ей рубили голову. Она говорила: “Мы все прииехали в Китай чтобы передать вам добрую весть о спасении через Иисуса Христа; мы не сделали вам ничего плохого. За что же вы нас?” Солдат забрал у нее очки и убил ее.

Когда разделались с протестантами, вывели католиков. Епископ, седой старик с длинной бородой, спросил губернатора, почему он устроил такое злодейство. Ответил ли ему губернатор, я не слыхал, но видел, как он вытащил саблю и наотмашь разрубил старику лицо: кровь ручьем лилась у него по бороде, когда ему рубили голову.

Сразу вслед за ним обезглавили священников и монахинь. Потом привели мистера Пигготта и его спутников из близлежащей окружной тюрьмы. Он все еще был в наручниках, как и мистер Робинсон. Он говорил, обращаясь к окружающим, вплоть до последней секунды, когда его обезглавили с одного удара. Мистер Робинсон принял смерть совершенно спокойно. Когда отрубили голову миссис Пигготт, она еще держала за руку сына: его убили тотчас вслед за ней. Потом убили остальных женщин, и еще двух девочек.

Всего в тот день обезглавили 45 европейцев; из них было 33 протестанта и 12 католиков. Изрядное число христиан-китайцев тут же разделили их участь. Успело стемнеть, пока дело было сделано, и тела оставили на месте до утра. За ночь их раздели, сняли часы и кольца. Наутро их вытащили к Южным Воротам, а головы в клетках выставили на городской стене. Все кругом удивлялись твердости и спокойствию иностранцев: ни у кого, кроме двух-трех малолетних детей, не было видно ни страха, ни слез”.

Восстание «ихэтуаней» - годов, антихристианское по своей сути, привело к появлению первых китайских мучеников-христиан: как католиков, так и православных. В году Русская Православная Церковь прославила в лике местночтимых святых 222 китайских мученика, пострадавших во время этого восстания. Сонм мучеников китайских возглавил священномученик Митрофан Цзи, первый православный китайский пастырь, принявший благодать священства при поставлении выдающимся русским миссионером, равноапостольным Николаем Японским. В память их установлено было совершать в день начала избиения христиан в Пекине, 11 июня (24 июня по новому стилю). Позже на месте их погребения была выстроена церковь.

Восстание «ихэтуаней» было рубежом для истории Православия в Китае. На крови святых мучеников возросла Православная Церковь в Поднебесной Империи. В году в Китае насчитывалось уже 32 православных храма, прихожанами которых были 6000 китайских христиан. Православная Церковь открывала миссионерские станы по всей территории Китая, как в городах, так и в глухих уголках провинций, занималась переводами, благотворительностью, создавала систему православного образования, книгоиздательством.

На месте подвига святых мучеников Боксерского восстания в Пекине установлен крест. День их памяти отмечается в православных календарях.

См. также

Первые христианские мученики из православных китайцев. “За Церковь”, 1936

В ноябре 1899 года в Китае вспыхнуло Ихэтуаньское восстание. Это народное выступление было направлено против иностранцев, заполонивших Поднебесную. Убийства европейских миссионеров привели к тому что западные державы объявили Китаю войну.

Причины и цели

В конце XIX столетия в Китае доживала свой век империя Цин. Несмотря на броское название, это государство не могло противостоять влиянию западных держав. Первыми в Пекине появились британцы. Они обосновались не только в столице, но и в стратегически важных портах. Европейцы больше всего были заинтересованы в собственном торговом влиянии в восточноазиатском регионе, которое сулило огромную прибыль.

С похожей проблемой столкнулась Япония. Во второй половине XIX века в этой стране начались реформы, призванные перестроить общество и экономику на западный манер. В Китае подобные преобразования провалились. Политика изоляционизма от европейцев также ни к чему не приводила.

Крестьянское недовольство

Сперва западные державы ограничивались торговыми привилегиями. Но в той же второй половине XIX столетия они стали захватывать китайские порты. Через них в страну хлынул поток чужестранцев-миссионеров, проповедовавших в том числе и христианство.

Все это не нравилось простому консервативному населению. Кроме того, в начале 1890 гг. крестьяне пострадали от нескольких засух и других природных катаклизмов, окончательно лишивших их и без того небольших хозяйств. Недовольство бедных слоев привело к тому, что в Поднебесной началось Ихэтуаньское восстание. В историографии оно также известно как Боксерское.

Стихийное восстание

Название «ихэтуани» закрепилось за членами сформировавшихся отрядов, участвовавших в борьбе против иностранцев. Поначалу этим формирования были разрозненными и стихийными, однако с течением временем они объединились в общее националистическое патриотическое движение. Ихэтуаньское восстание было в первую очередь направлено против иностранных миссионеров и китайцев-христиан. Члены отрядов практиковали мистические и религиозные обряды, заимствованные у традиционных китайских культов. Другим обязательным атрибутом восставших были регулярные занятия кулачными боями. Именно из-за этого их стали называть еще и «боксерами».

В ряды ихэтуаней вступали обедневшие ремесленники, разорившиеся крестьяне, солдаты, демобилизовавшиеся из армии и даже подростки с женщинами. Последний факт особенно удивлял европейцев, не привыкших видеть нечто подобное у себя на родине. Ихэтуаньское восстание (особенно на начальном этапе) не поддавалось чьему-либо управлению. В условиях наступившей анархии отряды часто нападали не только на иностранцев, но и на простые крестьянские селения. Такие рейды заканчивались грабежами. Отчасти поэтому многие жители Китая не поддерживали ихэтуаней.

Устав движения

У ихэтуаней был собственный свод из 10 правил, исполнение которых было обязательным. Этот устав был пронизан мистикой, которая являлась характерной чертой всего движения. Например, «боксеры» считали, что они обладают неуязвимостью по отношению к снарядам и пулям. Эта мысль даже была зафиксирована в уставе.

В то же время ихэтуани объясняли гибель своих соратников от пулевых ранений тем, что умереть может только тот восставший, который потерял веру в своих истинных богов. Такое предательство наказывалось тем, что духи отворачивались от солдата. Подобная логика позволяла сохранять в полных суеверных людей отрядах высокую дисциплину. Со временем среди «боксеров» было осуждено мародерство, которое наказывалось военачальниками. Любое награбленное добро (в том числе у иностранцев) солдаты должны были сдавать местным властям. К китайцам-христианам отношение оставалось принципиальным. Еретик должен был отказаться от своей новой веры, в противном случае его ждала гибель.

Консолидация правительства и восставших

Первые локальные выступления ихэтуаней произошли еще в 1897 году. Однако понадобилась еще пара лет для того, чтобы движение приобрело по-настоящему весомый масштаб. В ноябре 1899 года китайское правительство попыталось успокоить страну реформами, однако те провалились. Инициатор и вдохновитель нового курса император Гуансюй был отстранен от власти. Править стала его тетя Цыси. Она открыто поддержала восставших.

До этого в эпицентр выступлений на севере Китая была отправлена императорская армия. Она потерпела несколько поражений. В сложившихся обстоятельствах центральная власть и радикалы заключили перемирие и стали вести совместную войну против иностранцев. До этого цели Ихэтуаньского восстания заключались еще и в свержении правительства, ставшего на путь прозападных реформ. Теперь эти лозунги были убраны. К концу 1899 года количество восставших достигло 100 тысяч человек.

Пожар разгорается

Больше всего иностранцев было в Пекине, где, помимо всего, располагался еще и дипломатический квартал. Однако немалые европейские диаспоры были и в других городах: Ляояне, Гирине, Инкоу, Мукдене и т. д. Именно они стали основными центрами напряженности. Недовольные китайцы устраивали погромы и убийства миссионеров. Ихэтуаньское (Боксерское) восстание заставило отправить в Поднебесную подкрепления. Особенно активной в этом смысле была Россия, имевшая с Китаем огромную по протяженности границу.

Подкрепления стали прибывать в Цинскую империю из Владивостока и Порт-Артура. На первом этапе восстания российскими силами в регионе командовал Евгений Алексеев. Позже его заменил Николай Линевич. Тем временем беспорядки в Китае становились все серьезнее. Чернь поджигала европейские храмы, в том числе и православные церкви, и школы. В конце мая огромная армия «боксеров» двинулась на Пекин. 11 июня это войско вошло в столицу и учинило страшное кровопролитие, жертвами которого стали многие иностранцы. Ихэтуаням удалось обогнать отряд американцев и англичан, который высадился в Тяньцзине и отправился на выручку соотечественникам в Пекине. Постепенно в конфликт оказались втянуты все державы, имевшие в Китае собственные сферы влияния. Это были США, Германия, Япония, Австро-Венгрия, Россия, Великобритания, Италия Франция Испания, Нидерланды и Бельгия.

Кровопролитие в Пекине

Какое-то время китайские власти, понимая, что на пороге большая война, пытались договориться с европейцами. Маневры цинского правительства между иностранными державами и восставшими не могли быть бесконечными. нужно было решить, чью сторону она примет окончательно. 21 июня она официально объявила войну европейцам и Японии. Решающим фактором, повлиявшим на ее решение, стал погром, учиненный ихэтуанями в посольском квартале Пекина за день до того. В ходе этой акции устрашения погиб немецкий посол в Китае.

Императрица пошла на союз с восставшими в первую очередь потому, что она боялась недовольных крестьян больше, чем иностранцев. Этот страх был обоснованным. Причины Ихэтуаньского восстания заключались в ненависти к христианам. В ночь на 24 июня 1900 года эта ярость привела к тому, что в Пекине были убиты все китайцы, исповедовавшие западную религию. Страшное событие стало известно в Европе как новая Позже жертвы той резни были канонизированы православной церковью.

Поражение восставших

2 августа союзные войска начали наступление на Пекин. 13 числа российские части появились в предместьях города. Императрица срочно покинула столицу и перебралась в Сиань. Ихэтуаньское восстание (Боксерское восстание) в Китае достигло своей кульминационной точки. Поражение недовольных в Пекине значило бы, что вся кампания против иностранцев обречена.

Штурм столицы начался 15 августа. Уже на следующий день Пекин оказался в руках держав-союзниц. Теперь главным очагом кровопролития стала Манчжурия. В октябре этот северный регион был полностью оккупирован российскими войсками. Эта операция окончательно подавила Ихэтуаньское восстание. Последствия иностранной интервенции были неясны ни китайскому правительству, ни странам-союзницам. Еще до того как восставшие потерпели окончательно поражение, европейские державы начали закулисный раздел цинского пирога.

Итоги

7 сентября 1901 года потерпевший поражение Китай заключил с западными державами так называемый «Заключительный протокол». Договор включал в себя положения, которые еще сильнее ухудшили положение Цинской империи. Китайское правительство обязывалось наказать всех лидеров мятежа, срыть несколько своих фортов, передать иностранцам 12 городов, запретить все организации, деятельность которых была направлена против европейцев.

Условия являлись кабальными, но у китайских властей не было никаких сил сопротивляться этим требованиям. Ихэтуаньское восстание, кратко говоря, сделало противоречия в регионе еще сильнее и сложнее. В конце концов, через 11 лет, они привели к падению императорской власти в Китае.

Учебник истории склонен преподносить события во фрагментарном формате. Последовательные параграфы делят историческую панораму на разрозненную информацию, отдельно описывая внешнюю политику, внутреннюю социально-экономическую обстановку, а величайшие достижения в культурной сфере обозначаются сухим перечислением. В итоге запоминаются несколько фактов из собственной истории, зачастую без дат и имен, но с четким пониманием - кто друг, а кто враг.

Собрать отдельные фрагменты в общую картину непросто. Но необходимо, чтобы объективно понимать логику исторического движения и подтекст ежедневных новостей. Приумножая научные знания, развивая художественные традиции, создавая мировые религии, человек за десятки тысяч исторических лет так и не научился жить без войны. могла бы стать символом человеческого гения созидания во имя войны.

Ихэтуаньское восстание

Конец XIX века окончательно соединил планету единым экономическим узлом. И взмах крыльев «финансовой бабочки» на лондонской бирже, породил крестьянские волнения в северной части китайских земель. Одна бедная провинция смогла втянуть в военный конфликт половину мира. Как такое возможно? Причин несколько (внешние, внутренние, стихийные):

1. Европейская колониальная экспансия. Промышленное развитие западной части света требовало новых рынков и источников прибыли. Эти проблемы решались за счет «цивилизационных коллег», не успевающих за техническим прогрессом. Проникновение в традиционный уклад китайского общества многочисленных европейских представителей, которые относились без уважения к местной культуре и традициям, вызывало заслуженную неприязнь со стороны коренного населения. Особенно тяжело изменения переживали жители северных провинций, где ускоренное строительство железных дорог и фабрик оставило без работы тысячи людей ручного труда. Дороги прокладывались по засеянным полям, жилым домам и деревенским кладбищам. Традиционная китайская промышленность разрушалась, избытком европейских, японских и американских промышленных товаров.

2. Поражение Китая в Первой опиумной войне 1842 г. Подписание унизительного договора, сделало Поднебесную империю западной полуколонией, неспособной вести самостоятельную политическую линию. Неуважительное отношение иностранцев усугублялось нерешительной внутренней политикой. Династия Цынь, создавшая и сохранившая многие архитектурные , не смогла уберечь свой народ от международной экспансии.

3. Засуха. Несколько неурожайных лет подряд и вспышка эпидемии холеры стали последней точкой. В народе все бедствия связывали с появлением «заморских дьяволов».

В таких условиях начали формироваться многочисленные повстанческие отряды: Ихэтуань, Ихэцюань, Иминьхуэй, Дадаохуэй и др. Борьба с иноземцами быстро достигла северо-восточных провинций. Члены отряда считали себя справедливыми войнами и священными борцами. Всех членов отряда объединяла ненависть к иностранцам.

Вскоре «Ихэтуань» стало общим названием для всего освободительного движения. Ряды его быстро пополнялись десятками тысяч беднейших крестьян, ремесленников, демобилизованных солдат, а также женщин и подростков. Народное ополчение имело свой устав, в котором были прописаны нормы правильного поведения для настоящего ихэтуаньца. Многие борцы соблюдали специфические религиозно-мистические ритуалы. Главные цели участников восстания корректировались на протяжении всей войны, но большинство склонялось к трем основным задачам:

1. Спасти страну от европейских захватчиков.

2. Изгнать или уничтожить всех иноверцев, включая китайцев-христиан.

3. Низложение династии Цын.

Дословный перевод отряда честности и справедливости - Ихэтуань - отряд и кулак. Трудности перевода трансформировали слово «кулак» в «бокс», что дало Ихэтуаньскому восстанию второе название - «Боксерское».

Провал реформ императора Гуансюя, породил недовольство в правящих кругах, которые поддержала вдовствующая императрица Цыси. Сегодня это имя известно, благодаря ее великолепной резиденции - , построенный задолго до описанных событий, но расцвет его пейзажной архитектуры обязан именно ей.

Основные события 1897–1902 гг.

Ноябрь 1897. На местах начинаются столкновения недовольных жителей с китайской армией и иностранными войсками, которые разоряют население, порой опустошая целые провинции.

Июнь 1898. Чиновники на местах уже не справляются с масштабом ситуации. Весь север страны вышел из-под контроля.

2 ноября 1899. Лидер движения ихэтуаней призвал всю страну к борьбе с оккупантами и династией Цин. Именно этот день считается началом Ихэтуаньского восстания. Количество борцов за свободу достигло порядка 100 000 человек.

Зима 1900. Масштаб движения и неопределенность во власти, вынуждают дипломатов и многочисленных миссионеров просить о военном подкреплении.

Май 1900. Ихэтуани сожгли несколько зданий, принадлежащих русской православной миссии. В ответ на антихристианские действия, Российская империя усиливает свое военное присутствие в Китае.

Июнь 1900. Ихэтуаньцы вошли в . Расправу над иностранными оккупантами, поддержала китайская армия. Западная пресса долго писала о бесчеловечных и беспричинных убийствах мирных христиан.

Август 1900. Коалиционные войска взяли Пекин. Самый большой дворцовый комплекс в мире - - стал жертвой боксерского восстания. Помимо бесчисленных человеческих жертв, пострадало художественное наследие мирового значения.

7 сентября 1901. Подписание «Боксёрского протокола» между китайским правительством и 11 странами.

Декабрь 1901. Российская армия уничтожила остатки отряда «честности и справедливости» в Маньчжурии, что считается окончанием народного сопротивления.

Императрица Цыси покинула столицу накануне штурма, бежав в город Сиань, более известный как место захоронения великого императора Шихуанди и его непревзойденной . Вслед за правительницей отступила армия, сдав Пекин без боя.

Ихэтуаньское восстание было подавлено, жизнь китайского народа значительно ухудшилась. Поднебесную империю обязали выплатить контрибуцию, казнить всех повстанцев и установили ряд военных ограничений. Еще до заключения мирного договора, начались раздоры в союзническом лагере, что создало предпосылки для русско-японской войны 1904 г.

Традиционная закрытость восточного общества, бережное отношение к своему культурному наследию, несравнимое трудолюбие помогли сохранить великий . Уникальная страна, существующая со времен Древнего Мира, смогла занять лидирующие позиции в век высоких технологий, благодаря своей мудрости.

Проведя ряд военных реформ и изменений в сфере образования, великая восточная империя смогла победить врага и восстановить свои позиции в регионе. Тысячелетняя история Китая знала много захватчиков и войн, но всегда восстанавливалась, потому что умела следить за полетом бабочки.

Ихэтуаньское восстание - восстание ихэтуаней (буквально - «отрядов гармонии и справедливости») против иностранного вмешательства в экономику, внутреннюю политику и религиозную жизнь Китая с 1898 года (официально о начале восстания было объявлено в 1899 году) по 1901 год. Сначала пользовалось поддержкой властей Китая, но через некоторое время императрица Цы Си перешла на сторону Альянса восьми держав, который и подавил восстание. Отдельные выступления продолжались вплоть до конца 1902 года.
Участники боксерского восстания

Зимой 1899 года в Китай начали прибывать подкрепления российских войск, вслед за чем начались учения и маневры. Ихэтуани сожгли храм и школу русской православной миссии на севере Китая, отец Сергий спасся и бежал в Россию. В городах Ляоян, Инкоу, Гирин и Куанчэнцзы прошли массовые манифестации китайцев, а в Мукдене произошла череда убийств и нападений на иностранцев и китайцев-христиан.
Церковь, сожженная восставшими

Российская империя в связи с антихристианскими погромами направляла в Китай все больше войск. 12 мая 1900 года из Порт-Артура и Владивостока на север Цинской империи прибыло подкрепление.
Русские солдаты в Китае

2 июня началась осада европейских концессий в Тяньцзине.
Ихэтуани в Тяньцзине

Китайские христианские беженцы, собранные Отцом Куиллуксом в Апостольскую Миссию во время бомбардировки Тяньцзиня, Китай

20 июня 1900 года ихэтуани начали осаду посольского квартала в Пекине. Артиллерия повстанцев открыла огонь по дипломатическим посольствам европейских государств, где находилось около 900 гражданских лиц и 525 солдат.
Блокпосты в Посольском квартале, Пекин 1900

Забаррикадированные ворота британской Дипломатической миссии

Усиленная наружная стена

Британские морские пехотинцы охраняют Дипломатическую миссию

Укрепленная пагода на территории Дипломатической миссии

Дом в Британской миссии, сигнальщики на крыше

Разрушенные дома в британском посольстве

Мост, соединяющий Французскую миссию с железнодорожной станцией - место ожесточенных боев с восставшими. Пекин 1900

7 июня. 21 июня того же года империя Цин официально объявила войну союзным государствам. Была издана «Декларация о войне»: «Иностранцы ведут себя агрессивно по отношению к нам, нарушают нашу территориальную целостность, топчут наш народ и забирают силой нашу собственность… К тому же они угнетают наш народ или богохульствуют над нашими богами. Простой народ терпит небывалые притеснения, и каждый из них весьма мстителен. Поэтому отважные последователи-ихэтуани сжигают церкви и убивают христиан».
Императрица Цы Си

На это тут же отреагировали все государства, имевшие «сферы влияния» в Китае. К берегам Китая отправился Императорский флот Японии под командованием Хэйхатиро Того, российский Тихоокеанский флот, Королевский военно-морской флот Великобритании, ВМС США, ВМФ Франции и несколько военных кораблей Австро-Венгрии.
Японские войска в Китае

Британские войска в Китае

Французские войска маршируют через Lo-Ко-Чао.

27 июля, кайзер Германии Вильгельм II принимает решение об отправке германских войск в Китай. Перед экспедиционными войсками он произнёс торжественную речь: «Как некогда гунны под водительством Аттилы стяжали себе незабываемую в истории репутацию, так же пусть и Китаю станет известна Германия, чтобы ни один китаец впредь не смел косо взглянуть на немца». Командование германскими войсками, направленными в Китай, возлагалось на бывшего начальника генерального штаба Германской империи Альфреда фон Вальдерзее. Позже он возглавил все коалиционные силы в Китае.
Немецкий военный флот прибывает в Китай для подавления восстания.

Празднование дня рождения германского императора на "SMS Gefion" в Китае во время боксерского восстания

Граф Альфред Людвиг Генрих Карл граф фон Вальдерзе инспектирует американские войска

Европейские войска в Китае

Китайские наемники в рядах европейских армий, Пекин 1900