В полумраке прозрачный вьется огонек. «У камина» Афанасий Фет. Анализ стихотворения Фета «У камина»

Саша Черный (настоящее имя Александр Михайлович Гликберг) родился 1 октября 1880 года в городе Одесса. В семье провизора было 5 детей, двое из которых были Саши. Блондин и брюнет, «Белый» и «Черный». Так и появился псевдоним.
Мальчик стал гимназистом в возрасте десяти лет. Чтобы Саша смог поступить учиться вне «процентной нормы» для евреев, отец крестил его. Но учеба давалась Саше с трудом, его неоднократно отчисляли за неуспеваемость. В 15 лет мальчик сбежал из дома, начал бродяжничать и вскоре оказался без средств к существованию. Отец и мать перестали отвечать на его просьбы о помощи. О судьбе Саши случайно узнал журналист и написал об этом статью, которая попала в руки крупного житомирского чиновника К. Роше. Роше был растроган этой печальной историей, и взял юношу к себе в дом. Так Саша попал в Житомир.
Но и здесь будущий поэт гимназию не закончил, на этот раз - из-за конфликта с директором. Сашу призвали на воинскую службу, где он отслужил два года.
Далее Александр оказался в местечке Новоселицы (на границе с Австро-Венгрией), где поступил работать в местную таможню.
Вернувшись в Житомир, он начал работать в газете «Волынский вестник». Здесь напечатан его «Дневник резонёра», подписанный «Сам по себе». Однако газета быстро закрылась. Молодой человек, уже увлекшийся литературой, решает переехать в Петербург. Здесь Сашу приютили родные Константина Роше. Александр служил чиновником на Варшавской железной дороге. Его начальницей была Мария Ивановна Васильева. Несмотря на то, что она была старше Саши на несколько лет, они сблизились и в 1905 году поженились. Александр Гликберг оставил работу в конторе и целиком отдался литературному творчеству. Так он стал Сашей Черным.
Первое же его стихотворение «Чепуха», опубликованное под никому не известным псевдонимом, привело к закрытию журнала "Зритель", в котором оно было опубликовано, и распространилось в списках по всей стране. Стихи Саши Черного – и саркастические, и нежные, приобрели всероссийскую популярность. Корней Чуковский писал: «…получив свежий номер журнала, читатель, прежде всего, искал в нем стихи Саши Чёрного».
В 1906 году вышел в свет сборник стихов «Разные мотивы», который вскоре был запрещен цензурой из-за политической сатиры.
В 1910-1913 годах поэт писал детские книги.
В 1914 году Александр ушел на фронт, служил в 5-й армии рядовым при полевом лазарете и работал как прозаик. Однако, не выдержав ужасов войны, впал в депрессию и был помещен в госпиталь.
После Октябрьской революции осенью 1918 года Александр уехал в Прибалтику, а в 1920 году – в Германию. Некоторое время поэт жил в Италии, потом в Париже. На юге Франции провел он и последние годы жизни.
В эмиграции Саша работал в газетах и журналах, устраивал литературные вечера, ездил по Франции и Бельгии, выступал со стихами перед русскими слушателями, выпускал книги. Особое место в его творчестве теперь занимала проза, адресованная и взрослым, и детям.
Смерть Саши Черного была внезапной и неожиданной: рискуя жизнью, он помогал соседям тушить пожар, а потом, уже дома, у него произошел сердечный приступ. Умер Саша Черный во Франции в местечке Лаванду 5 июля 1932 года. Ему было всего 52 года.

Александр Михайлович Гликберг или как многим более известный Саша Черный – русский прозаик и великий поэт, творчество данного писателя относится к Серебряному веку. Больше всего ему славу принесли фельетоны, написанные в стихотворной форме. Родился поэт в городе Одесса 13 октября 1880 году, умер в возрасте 51 года 5 августа 1932 году во Франции.

Родители были с еврейскими корнями, его папа работал агентом химической лаборатории и по совместительству провизором. Через некоторое время после рождения ребенка, семья решила перебраться жить в город Белая Церковь, где Саша и провел все свое детство.

У семьи было всего пять детей, при этом у двоих из них были одинаковые имена – Саша. Отличать детей с самого детства стали по прозвищам, светловолосого звали Саша Белый, а темноволосого Саша Черный. Именно из детского прозвища у Александра и появился в будущем псевдоним.

Мальчик очень сильно отличался от своих братьев и сестер, так как он любил постоянно фантазировать, что-то мастерить, проводить разнообразные опыты. За такое поведение ребенок достаточно часто получал от своего отца, так как тот был достаточно строгих нравов и не любил, когда дети в доме балуются.

К сожалению, его семья была малокультурной, хотя и жили они зажиточно. По поводу детства сам Саша говорил, что счастливым его точно никогда не назовешь, мальчик всегда рос нелюдимым и замкнутым ребенком. В гимназию, родителям пришлось крестить ребенка по православным традициям. Учиться там мальчик стал в 10 лет, но ему было очень сложно, за что несколько раз его отчисляли.

Через пять лет мальчик не выдержал постоянно накаленной обстановки дома и сбежал оттуда, вместе с этим забросив и обучение. На некоторое время мальчик переехал жить к своей родной тете по папиной линии, которая перевезла мальчика в Петербург и устроила его в гимназию для продолжения обучения, но и оттуда парня отчислили, из-за того, что он не сдал экзамен по алгебре.

Парень стал нищим, писал свои родителям и просил о финансовой помощи, но ответа от них он никогда не получал, дошло до того, что он занялся попрошайничеством. В 1898 году о мальчике узнал один молодой журналист Александр Яблонский, который выпустил о нем небольшой репортаж.

Крестный отец К. Роше и жизнь в Житомире

Эту статью прочел достаточно богатый гражданин из Житомира, который больше всего в жизни любил заниматься благотворительностью. Мужчина забрал ребенка себе, дав при этом ему хорошее образование и кров над головой.

Именно Роше привил Саше любовь к поэзии. Мужчина также помог устроиться молодому парню на работу небольшим чиновником в Службу сборов. По совместительству с работой, парень также стал увлеченно писать стихотворения.

огда наступил 1900 год, парень оказался призывником на военную службу, он отслужил два года в пехотном полку г. Житомир на должности вольноопределяющегося.
После армии парень стал налаживать сотрудничество с газетой «Волынский вестник», где в 1904 году впервые было опубликовано его произведение. Многих местных жителей оно очень заинтересовало.

Переезд в Петербург

К сожалению, через некоторое время газета была закрыта. Но Саша решил не прекращать свою творческую деятельность и переезжает в Петербург, где первое время он жил у родственников Роше и работал в железнодорожной налоговой службе.
Через некоторое время молодой человек стал сотрудничать с журналом «Зритель», после первого выпуска его стихотворений в этом журнале, парнем заинтересовались и другие издательства. Его популярность росла.

Личная жизнь

Саша Черный был женат один раз на Васильевой Марине Ивановне, женщина была полностью его противоположностью, и старше поэта не несколько лет, но несмотря на это они жили, душа в душу много лет, но так и не заимели детей.

Поэт и прозаик Саша Чёрный родился под именем Александра Михайловича Гликберг в довольно большой семье с пятью детьми. На удивление, двоих мальчиков звали одинаково - Саша, однако один имел светлые волосы и потому назывался «белым», а другой тёмные - его звали «чёрным». Таково происхождение псевдонима. Родился автор в Одессе, 13 октября 1880 года. Вскоре родители отдали мальчика в гимназию, однако судьба сложилась так, что Александр покинул свой дом и, оставшись совершенно нищим, стал попрошайничать на улице. Об одиноком и бедном мальчишке написали в газете. Этот рассказ до того тронул одного господина чиновника, К.К. Роше, что он решил взять юного Сашу к себе. Роше был человеком достаточно благородным и любил поэзию, что, безусловно, внесло свой вклад в характер будущего писателя.

В 21 год Александр пошёл на службу рядовым, три года спустя стал работать в таможне. Летом 1904 года опубликовали «Дневник резонёра» в одной из газет города Житомира под псевдонимом «Сам по себе».

Год спустя Гликберг стал жить в Санкт-Петербурге, в котором началась череда публикаций работ в различных журналах: «Леший», «Зритель», «Альманах» и некоторые другие. Стихотворения нашли много положительных откликов среди читателей.

Впервые Александр Михайлович подписался как «Саша Чёрный» в 1905 году в свой сатире «Чепуха». Печать этого стихотворения послужила тому, что журнал отныне прекратил свою работу. Сборник автора запретили из-за цензуры.
С 26 до 28 лет поэт пробыл в Германии, обучаясь в немецком университете, а после вновь приехал в Петербург и стал сотрудничать с изданием «Сатирикон». Автором было выпущено несколько сборников стихотворений, его произведения публиковались в известных журналах и газетах, таких как «Современник», «Солнце России», «Киевская мысль» и некоторых других.

Александр Гликберг во время Первой мировой войны был на фронте в качестве рядового при лазарете.

В 18 году прошлого столетия поэт и прозаик покинул Россию. Поселился сначала в Литве, затем Берлине и Риме, а в 1924 году окончательно остановился в столице Франции, где стали издаваться его сборники. Пятью годами спустя, он купил небольшую территорию на юге страны, куда приезжали гостить русские деятели искусства.

В начале августа 1932 года Александр Михайлович скончался из-за сердечного приступа. Тому причиной послужил недавний пожар, в тушении которого поэт оказывал помощь своим соседям, но, придя домой, слёг и более оказался не в состоянии подняться.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Эрнст Теодор Амадей Гофман

    Э.Т.А. Гофман – немецкий писатель, который создал несколько сборников новел, две оперы, балет и много небольших музыкальных произведений. Именно благодаря ему в Варшаве появился симфонический оркестр.

  • Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович

    М. Е. Салтыков-Щедрин был рожден в Тверской губернии в 1826 году. В возрасте 10 лет он начал обучение в Московском дворянском институте

Афанасий Афанасьевич Фет

Тускнеют угли. В полумраке
Прозрачный вьется огонек.
Так плещет на багряном маке
Крылом лазурным мотылек.

Видений пестрых вереница
Влечет, усталый теша взгляд.
И неразгаданные лица
Из пепла серого глядят.

Встает ласкательно и дружно
Былое счастье и печаль,
И лжет душа, что ей не нужно
Всего, чего глубоко жаль.

Образ деревенской усадьбы как идеального пространства — главная тема фетовской лирики. В опоэтизированном мире, противостоящем диссонансам городской жизни, не места конфликтам, и плоды труда человеческого — господский дом и ухоженный сад — слиты с природой. Гармоничное окружение побуждает героя к творчеству: его чувствительной душе здесь слышнее «песни нежных муз».

Теплое, уютное и надежное прибежище — символика дома наполнена положительными коннотациями. Атрибутами «особой музыки домашнего быта» становятся детали интерьера: свечи, кресло, рояль, камин. Последний из образов вошел в заглавие стихотворения 1856 г. Оно начинается с лаконичной фоновой зарисовки, в которой выделяются гаснущие угли и слабый огонек, не способный рассеять полумрак комнаты.

Образ камина — отправная точка для раздумий лирического «я». Автор передает прихотливую траекторию движения мысли героя, которая начинается со сравнения неверных языков пламени с трепетом крыльев мотылька, присевшего на «багряный мак». Яркая ассоциация обогащается цветообозначениями с оттенками нежно-голубого и темно-красного. Она порождает целую череду «пестрых видений», несвязность которых подчеркивается эпитетом «неразгаданные». Из «серого пепла» каминной золы словно проглядывают лики прошлого.

Лирического субъекта захватывают воспоминания. Их эмоциональная насыщенность разнообразна, поэтому формула «счастье и печаль» объединяет два противоположных полюса, служащих источниками душевных волнений.

Финальное двустишие посвящено философскому обобщению жизненного опыта героя. Оценивая прошлое, лирический субъект вступает в противоречие с собственной душой, которая пытается отречься от дорогих сердцу воспоминаний. «Лжет», — бескомпромиссная оценка внутреннего порыва смягчается интонациями мягкой иронии, снисхождения к минутной слабости. Психологическая достоверность и тонкость в изображении эмоций — несомненные достоинства фетовского текста.

В позднем произведении «Прости! во мгле воспоминанья…» возникает сходная лирическая ситуация, которую отличает иное настроение и иносказательная наполненность. В этом случае тепло камина символизирует искреннюю любовь героини. Молчаливый вечер в гостях у возлюбленной остался горьким воспоминанием. Лирический субъект, осуждающий собственную холодность и юное честолюбие, напрасно кается в ошибках прошлого.

«У камина» Афанасий Фет

Тускнеют угли. В полумраке
Прозрачный вьется огонек.
Так плещет на багряном маке
Крылом лазурным мотылек.

Видений пестрых вереница
Влечет, усталый теша взгляд.
И неразгаданные лица
Из пепла серого глядят.

Встает ласкательно и дружно
Былое счастье и печаль,
И лжет душа, что ей не нужно
Всего, чего глубоко жаль.

Анализ стихотворения Фета «У камина»

Образ деревенской усадьбы как идеального пространства - главная тема фетовской лирики. В опоэтизированном мире, противостоящем диссонансам городской жизни, не места конфликтам, и плоды труда человеческого - господский дом и ухоженный сад - слиты с природой. Гармоничное окружение побуждает героя к творчеству: его чувствительной душе здесь слышнее «песни нежных муз».

Теплое, уютное и надежное прибежище - символика дома наполнена положительными коннотациями. Атрибутами «особой музыки домашнего быта» становятся детали интерьера: свечи, кресло, рояль, камин. Последний из образов вошел в заглавие стихотворения 1856 г. Оно начинается с лаконичной фоновой зарисовки, в которой выделяются гаснущие угли и слабый огонек, не способный рассеять полумрак комнаты.

Образ камина - отправная точка для раздумий лирического «я». Автор передает прихотливую траекторию движения мысли героя, которая начинается со сравнения неверных языков пламени с трепетом крыльев мотылька, присевшего на «багряный мак». Яркая ассоциация обогащается цветообозначениями с оттенками нежно-голубого и темно-красного. Она порождает целую череду «пестрых видений», несвязность которых подчеркивается эпитетом «неразгаданные». Из «серого пепла» каминной золы словно проглядывают лики прошлого.

Лирического субъекта захватывают воспоминания. Их эмоциональная насыщенность разнообразна, поэтому формула «счастье и печаль» объединяет два противоположных полюса, служащих источниками душевных волнений.

Финальное двустишие посвящено философскому обобщению жизненного опыта героя. Оценивая прошлое, лирический субъект вступает в противоречие с собственной душой, которая пытается отречься от дорогих сердцу воспоминаний. «Лжет», - бескомпромиссная оценка внутреннего порыва смягчается интонациями мягкой иронии, снисхождения к минутной слабости. Психологическая достоверность и тонкость в изображении эмоций - несомненные достоинства фетовского текста.

В позднем произведении «Прости! во мгле воспоминанья…» возникает сходная лирическая ситуация, которую отличает иное настроение и иносказательная наполненность. В этом случае тепло камина символизирует искреннюю любовь героини. Молчаливый вечер в гостях у возлюбленной остался горьким воспоминанием. Лирический субъект, осуждающий собственную холодность и юное честолюбие, напрасно кается в ошибках прошлого.