Тайные причины и организаторы геноцида армян

Геноцид армян в Османской империи

Массовые убийства в 1894-1896 гг. состояли из трех основных эпизодов: резни в Сасуне, убийств армян по всей территории империи осенью и зимой 1895 года и резни в Стамбуле и в районе Вана, поводом для которой послужили протесты местных армян.

В районе Сасуна курдские вожди обложили данью армянское население. Одновременно османское правительство потребовало погашения задолженностей по государственным налогам, которые до того прощались, учитывая факты курдских грабежей. В начале 1894 года произошло восстание армян Сасуна. При подавлении восстания турецкими войсками и отрядами курдов было вырезано, по разным оценкам, от 3 до 10 и более тысяч армян.

Пик армянских погромов пришелся на период после 18 сентября 1895 года, когда в Баб Али, районе турецкой столицы Стамбула, где была расположена резиденция султана, прошла демонстрация протеста. В последовавших за разгоном демонстрации погромах погибло более 2000 армян. Начатая турками расправа над армянами Константинополя вылилась в тотальную резню армян по всей Малой Азии.

Летом следующего года группа армянских боевиков, представителей радикальной партии "Дашнакцутюн", предприняла попытку привлечь внимание Европы к невыносимому положению армянского населения, захватив Имперский Оттоманский Банк - центральный банк Турции. В урегулировании инцидента участвовал первый драгоман русского посольства В.Максимов. Он заверил, что великие державы окажут необходимое для проведения реформ давление на Высокую Порту, и дал слово, что участникам акции будет предоставлена возможность беспрепятственно покинуть страну на одном из европейских кораблей. Однако власти распорядились начать нападения на армян еще до того, как группа дашнаков покинула банк. В результате трехдневной резни погибли, по разным оценкам, от 5000 до 8700 человек .

В период 1894–1896 гг. в Османской империи было уничтожено, по разным данным, от 50 до 300 тысяч армян.

Установление младотурецкого режима и армянские погромы в Киликии

С целью установления в стране конституционного режима группой молодых турецких офицеров и правительственных чиновников была создана тайная организация, ставшая впоследствии основой партии "Иттихад ве теракки" (Единение и прогресс), также именуемая "младотурками". В конце июня 1908 года офицеры-младотурки подняли мятеж, который скоро перерос во всеобщее восстание: к младотуркам присоединились повстанцы-греки, македонцы, албанцы, болгары. Через месяц султан был вынужден пойти на значительные уступки, восстановить Конституцию, амнистировать главарей восстания и во многих вопросах следовать их указаниям.

Восстановление Конституции и новые законы означали конец традиционного превосходства мусульман над христианами, в частности, армянами. На первом этапе армяне поддержали младотурок, их лозунги о всеобщем равенстве и братстве народов империи нашли самый положительный отклик среди армянского населения. В армянонаселенных регионах проходили празднования по случаю установления нового порядка, порой довольно бурные, что вызывало дополнительную агрессию у лишившегося привилегированного положения мусульманского населения.

Новые законы позволили христианам носить оружие, что привело к активному вооружению армянской части населения. И армяне, и мусульмане обвиняли друг друга в массовом вооружении. Весной 1909 года началась новая волна антиармянских погромов в Киликии. Первые погромы произошли в Адане, затем погромы перекинулись на другие города Аданского и Алеппского вилайетов. Посланные для поддержания порядка войска младотурок из Румелии не только не защитили армян, но вместе с погромщиками приняли участие в грабежах и убийствах. Итог резни в Киликии - 20 тыс. погибших армян. Многие исследователи придерживаются мнения, что организаторами резни были младотурки или, по крайней мере, младотурецкие власти Аданайского вилайета.

С 1909 года младотурки начали кампанию насильственного отуречивания населения и запретили организации, связанные с нетурецкими этническими целями. Политика отуречивания была утверждена на конгрессах Иттихад 1910 и 1911 годов.

Первая мировая война и геноцид армян

По некоторым данным, геноцид армян готовился до войны. В феврале 1914 года (за четыре месяца до убийства Франца Фердинанда в Сараево) иттихадисты призвали бойкотировать армянские предприятия, а один из младотурецких лидеров, доктор Назым, отправился в поездку по Турции с целью лично проследить за осуществлением бойкота.

4 августа 1914 года было объявлено о мобилизации, а уже 18 августа стали поступать сообщения из Центральной Анатолии о проводимых под лозунгом "сбора средств для армии" грабежах имущества армян. Параллельно в разных районах страны власти разоружали армян, отбирая даже кухонные ножи. В октябре разбой и реквизиции шли полным ходом, начались аресты армянских политических деятелей, стали поступать первые сообщения об убийствах. Большинство призванных в армию армян были отправлены в специальные рабочие батальоны.

В начале декабря 1914 года турки начали наступление на Кавказском фронте, но в январе 1915 года, потерпев сокрушительное поражение в сражении под Сарыкамышем, были вынуждены отступить. Победе российской армии в значительной степени помогли действия армянских добровольцев из числа проживавших в Российской империи армян, что привело к распространению мнения о предательстве армян в целом. Отступающие турецкие войска обрушили всю злость от поражения на христианское население прифронтовых районов, вырезая на своем пути армян, ассирийцев, греков. Одновременно по всей стране продолжались аресты видных армян, нападения на армянские деревни.

В начале 1915 года состоялось тайное совещание младотурецких лидеров. Один из руководителей партии младотурок доктор Назим-бей произнес в его ходе следующую речь: "Армянский народ надо уничтожить в корне, чтобы ни одного армянина не осталось на нашей земле, и забылось само это имя. Сейчас идёт война, такого удобного случая больше не будет. Вмешательство великих держав и шумные протесты мировой прессы останутся незамеченными, а если они и узнают, то будут поставлены перед свершившимся фактом, и тем самым вопрос будет исчерпан" . Назим-бея поддержали другие участники совещания. Был составлен план поголовного истребления армян.

Генри Моргентау (1856-1946 гг.), посол США в Османской империи (1913-1916 гг.), позднее написал книгу о геноциде армян: "Истинной целью депортации было ограбление и уничтожение; это действительно является новым методом резни. Когда турецкие власти отдавали приказ об этих высылках, они фактически выносили смертный приговор целой нации" .

Позиция турецкой стороны состоит в том, что имел место армянский мятеж: во время первой мировой войны армяне встали на сторону России, записывались добровольцами в российскую армию, формировали армянские добровольческие дружины, которые воевали на Кавказской фронте вместе с русскими войсками.

Весной 1915 года полным ходом шло разоружение армян. В Алашкертской долине отряды турецких, курдских и черкесских иррегулярных войск вырезали армянские деревни, недалеко от Смирны (Измир) были перебиты призванные в армию греки, началась депортация армянского населения Зейтуна.

В первых числах апреля начались массовые убийства в армянских и ассирийских деревнях Ванского вилайета. В середине апреля в город Ван начали прибывать беженцы из окрестных сел, сообщая о том, что там происходит. Приглашенная на переговоры с администрацией вилайета армянская делегация была уничтожена турками. Узнав об этом, армяне Вана приняли решение защищаться и отказались сдавать оружие. Турецкие войска и отряды курдов осадили город, но все попытки сломить сопротивление армян успеха не имели. В мае передовые отряды русских войск и армянских добровольцев отбросили турок и сняли осаду Вана.

24 апреля 1915 года в Стамбуле были арестованы и затем уничтожены несколько сот самых видных представителей армянской интеллигенции: писателей, художников, адвокатов, представителей духовенства. Одновременно началась ликвидация армянских общин по всей территории Анатолии. 24 апреля вошло в историю армянского народа как черный день .

В июне 1915 года Энвер-паша, военный министр и фактический глава правительства Османской империи и министр внутренних дел Талаат-паша дают указание органам гражданской власти начать депортацию армян в Месопотамию. Данный приказ означал практически верную смерть - в Месопотамии земли бедные, имел место серьезный дефицит пресной воды, и сразу поселить там 1.5 миллиона человек невозможно.

Депортированных армян Трапезундского и Эрзрумского вилайетов погнали по долине Ефрата до ущелья Кемах. 8, 9, 10 июня 1915 года в ущелье беззащитные люди подверглись нападению турецких солдат и курдов. После ограбления почти все армяне были вырезаны, лишь немногие сумели спастись. На четвертый день был выслан "благородный" отряд, официально – чтобы "наказать" курдов. Этот отряд добил тех, кто остался в живых.

Осенью 1915 года по дорогам страны передвигались колонны изможденных и оборванных женщин и детей. Колонны депортированных стекались в Алеппо, откуда немногих выживших отправляли в пустыни Сирии, где большинство из них погибали.

Официальные власти Османской империи предпринимали попытки скрыть масштаб и конечную цель акции, но консулы иностранных государств и миссионеры посылали сообщения о происходящих в Турции зверствах. Это вынудило младотурок действовать осторожнее. В августе 1915 года, по совету немцев, турецкие власти запретили убивать армян в местах, где это могли увидеть американские консулы. В ноябре того же года Джемал-паша пытался отдать под трибунал директора и профессоров немецкого училища в Алеппо, благодаря которым миру стало известно о депортациях и резне армян в Киликии. В январе 1916 года был разослан циркуляр, запрещающий фотографировать тела погибших.

Весной 1916 года в связи с тяжелым положением на всех фронтах младотурки принимают решение ускорить процесс уничтожения. В него были включены прежде депортированные армяне, размещенные, как правило, в пустынных областях. Одновременно турецкие власти пресекают всякие попытки нейтральных стран оказать гуманитарную помощь погибающим в пустынях армянам.

В июне 1916 года власти отправили в отставку губернатора Дер-Зора Али Суада, араба по национальности, за отказ уничтожать депортированных армян. На его место назначили Салиха Зеки, известного своей беспощадностью. С прибытием Зеки процесс уничтожения депортированных еще более ускорился.

К осени 1916 года в мире уже знали о массовой резне армян. Были неизвестны масштабы произошедшего, с некоторым недоверием воспринимались сообщения о зверствах турок, но то, что в Османской империи произошло нечто, доселе не виданное, было ясно. По требованию турецкого военного министра Энвера-паши из Константинополя был отозван немецкий посол граф Вольф-Меттерних: младотурки посчитали, что он слишком активно протестует против резни армян.

Президент США Вудроу Вильсон объявил 8 и 9 октября Днями помощи Армении: в эти дни вся страна собирала пожертвования в помощь армянским беженцам.

В 1917 году положение на Кавказском фронте кардинально изменилось. Февральская революция, неудачи на Восточном фронте, активная работа большевистских эмиссаров по разложению армии привели к резкому снижению боеспособности русской армии. После октябрьского переворота русское военное командование вынуждено было подписать перемирие с турками. Воспользовавшись последовавшим развалом фронта и беспорядочным отходом русских войск, в феврале 1918 года турецкие войска заняли Эрзрум, Карс и дошли до Батума. Наступающие турки беспощадно истребляли армян и ассирийцев. Единственным препятствием, хоть как-то сдерживающим продвижение турок, были армянские добровольческие отряды, прикрывающие отход тысяч беженцев.

30 октября 1918 года турецкое правительство подписало со странами Антанты Мудросское перемирие, по которому, среди прочего, турецкая сторона обязывалась вернуть депортированных армян, вывести войска из Закавказья и Киликии. В статьях, которые непосредственно затрагивали интересы Армении, говорилось, что все военнопленные и интернированные армяне должны быть собраны в Константинополе, чтобы без всяких условий их передали союзникам. Ст.24 имела следующее содержание: "В случае беспорядков в одном из армянских вилайетов союзники сохраняют за собой право занять часть его" .

После подписания договора новое турецкое правительство под давлением международной общественности начало судебные процессы в отношении организаторов геноцида. В 1919–1920 гг. в стране были образованы чрезвычайные военные трибуналы, которые расследовали преступления младотурок. К тому моменту вся младотурецкая верхушка находилась в бегах: Талаат, Энвер, Джемал и другие, прихватив партийную кассу, покинули Турцию. Их заочно приговорили к смерти, но подверглись наказанию лишь немногие преступники более низкого ранга.

Операция "Немезида"

В октябре 1919 года на IX съезде партии "Дашнакцутюн" в Ереване по инициативе Шаана Натали было принято решение о проведении карательной операции "Немезида". Был составлен список из 650 лиц, причастных к массовому убийству армян, из которых отобран 41 человек в качестве главных виновников. Для осуществления операции были сформированы Ответственный орган (руководитель - посланник Республики Армении в США Армен Гаро) и Особый фонд (руководитель - Шаан Сатчаклян).

В рамках операции "Немезида" в 1920- 1922 годах были выслежены и убиты Талаат-паша, Джемал-паша, Саид Халим и некоторые другие бежавшие от правосудия лидеры младотурок.

Энвер был убит в Средней Азии в стычке с отрядом красноармейцев под командованием армянина Мелкумова (бывшего члена Гнчакской партии). Доктор Назым и Джавид-бей (министр финансов младотурецкого правительства) были казнены в Турции по обвинению в участии в заговоре против Мустафы Кемаля, основателя Турецкой Республики.

Положение армян после Первой мировой войны

После Мудросского перемирия в Киликию начали возвращаться выжившие после погромов и депортаций армяне, привлеченные обещаниями союзников, в первую очередь Франции, оказать помощь в создании армянской автономии. Однако возникновение армянского государственного образования шло вразрез с планами кемалистов . Политика Франции, опасавшейся слишком резкого усиления Англии в регионе, менялась в сторону большей поддержки Турции в противовес Греции, которую поддерживала Англия.

В январе 1920 войска кемалистов начали операцию по уничтожению армян Киликии. После тяжелых и кровопролитных оборонительных боев, продолжавшихся в некоторых районах более года, немногие выжившие армяне были вынуждены эмигрировать, в основном в подмандатную французам Сирию.

В 1922–23 гг. в Лозанне (Швейцария) состоялась конференция по ближневосточному вопросу, в которой участвовали Великобритания, Франция, Италия, Греция, Турция и ряд других стран. Конференция завершилась подписанием серии договоров, среди которых был и мирный договор между Турецкой Республикой и союзными державами, определяющий границы современной Турции. В финальной редакции договора Армянский вопрос не упоминался вообще.

Данные о численности жертв

В августе 1915 года Энвер-паша сообщил о 300 000 погибших армян. В то же время, по данным германского миссионера Иоганнеса Лепсиуса, было убито около 1 миллиона армян. В 1919 году Лепсиус пересмотрел свою оценку до 1 100 000 человек. По его данным, только во время османского вторжения в Закавказье в 1918 году было убито от 50 до 100 тысяч армян. 20 декабря 1915 года консул Германии в Алеппо Рёсслер сообщил рейхсканцлеру, что, исходя из общей оценки армянского населения в 2,5 млн, число погибших, вполне вероятно, может достигать 800 000, возможно - выше. Одновременно он отметил, что если за основу оценки будет взята численность армянского населения в 1,5 млн человек, то число погибших следует пропорционально уменьшить (то есть оценка числа погибших будет составлять 480 000). Согласно подсчетам британского историка и культуролога Арнольда Тойнби, опубликованным в 1916 году, погибло около 600 000 армян. Немецкий миссионер-методист Эрнст Зоммер оценил число депортированных в 1 400 000 человек.

Современные оценки количества жертв разнятся от 200 000 (некоторые турецкие источники) до более 2 000 000 армян (некоторые армянские источники). Американский историк армянского происхождения Рональд Сюни указывает в качестве диапазона оценок цифры от нескольких сотен тысяч до 1,5 млн. По данным "Энциклопедии Османской империи", наиболее консервативные оценки указывают число жертв около 500 000, а наиболее высокой является оценка армянских учёных в 1,5 млн. Изданная израильским социологом и специалистом по истории геноцидов Израэлем Чарни "Энциклопедия геноцида" сообщает об уничтожении до 1,5 миллиона армян. По мнению американского историка Ричарда Ованнисяна, до последнего времени наиболее распространенной оценкой была цифра 1 500 000, однако в последнее время в результате политического давления Турции эта оценка пересматривается в сторону понижения.

Кроме того, согласно данным Иоганнеса Лепсиуса, от 250 000 до 300 000 армян было насильно обращено в ислам, что вызвало протесты некоторых мусульманских лидеров. Так, муфтий Кютахьи объявил насильственное обращение армян противоречащим исламу. Насильственное обращение в ислам преследовало политические цели разрушения армянской идентичности и уменьшения количества армян, чтобы подорвать основу для требований автономии или независимости со стороны армян.

Признание геноцида армян

Подкомиссия ООН по правам человека 18 июня 1987 год - Европарламент принял решение о признании Геноцида армян в Османской империи 1915-1917 годов и об обращении в Совет Европы для оказания давления на Турцию с целью признания геноцида.

18 июня 1987 года - Совет Европы принял решение, согласно которому отказ нынешней Турции признать геноцид армян 1915 года, осуществленного правительством младотурок, становится непреодолимым препятствием на пути вступления Турции в Совет Европы.

Италия - 33 итальянских города признали геноцид армянского народа в Османской Турции в 1915 году. Первым 17 июля 1997 года это сделал городской совет Баньокапальо. На сегодняшний день в их число вошли Луго, Фузиньяно, С.Азута Сул, Сантерно, Котиньола, Молароло, Русси, Конселиче, Кампонозара, Падова и др. Вопрос признания геноцида армян стоит в повестке дня итальянского парламента. Он был обсужден на заседании 3 апреля 2000 года.

Франция - 29 мая 1998 года Национальное собрание Франции приняло законопроект о признании геноцида армян в Османской империи в 1915 году.

7 ноября 2000 года за резолюцию о геноциде армян проголосовал сенат Франции. Сенаторы, однако, несколько изменили текст резолюции, заменив первоначальное "Франция официально признает факт проведения геноцида армян в Османской Турции" на "Франция официально признает, что армяне стали жертвой геноцида 1915 года". 18 января 2001 года Национальное собрание Франции единогласно приняло резолюцию, согласно которой Франция признает факт геноцида армян в Османской Турции в 1915-1923 гг.

22 декабря 2011 года нижняя палата парламента Франции одобрила проект закона об уголовном наказании за отрицание геноцида армян . 6 января занимавший пост президента Франции Николя Саркози направил законопроект на утверждение в сенат . Однако конституционная комиссия сената 18 января 2012 года отклонила законопроект об уголовной ответственности за отрицание геноцида армян , посчитав текст неприемлемым.

14 октября 2016 года Сенат Франции принял законопроект по криминализации отрицания всех преступлений, совершенных против человечества, указав среди них Геноцид армян в Османской империи .

Бельгия - в марте 1998 года сенат Бельгии принимает резолюцию, согласно которой признается факт геноцида армян в 1915 году в Османской Турции и обратился к правительству современной Турции также признать его.

Швейцария - в швейцарском парламенте периодически ставился вопрос признания геноцида армян 1915 года депутатской группой, которую возглавляла Ангелина Фанкеватзер.

16 декабря 2003 года парламент Швейцарии проголосовал за то, чтобы официально признать геноцидом убийства армян на востоке Турции во время Первой мировой войны и после ее окончания .

Россия - 14 апреля 1995 года Государственная дума приняла заявление, осуждающее организаторов геноцида армян 1915-1922 гг. и выражающее признательность армянскому народу, а также признающее 24 апреля Днем памяти жертв геноцида армян.

Канада - 23 апреля 1996 года, в преддверии 81-й годовщины геноцида армян, по представлению группы парламентариев Квебека, парламент Канады принимает резолюцию, осуждающую геноцид армян. "Палата общин, по случаю 81-й годовщины трагедии, унесшей жизни почти полутора миллионов армян, и в признание других преступлений против человечности принимает решение неделю с 20 по 27 апреля считать Неделей памяти жертв антигуманного отношения человека к человеку", - отмечается в резолюции.

Ливан - 3 апреля 1997 Национальное собрание Ливана приняло резолюцию, в которой признало 24 апреля Днем памяти трагической резни армянского народа. Резолюция призывает ливанский народ быть 24 апреля единым с армянским народом. 12 мая 2000 года парламент Ливана признал и осудил геноцид, осуществленный в 1915 году в отношении армянского народа Османскими властями.

Уругвай - 20 апреля 1965 года Главная ассамблея сената Уругвая и Палаты представителей приняла закон "О Дне памяти жертв геноцида армян".

Аргентина - 16 апреля 1998 года законодательный орган Буэнос-Айреса принял меморандум, в котором выразил солидарность с армянской общиной Аргентины, отмечающей 81-ю годовщину геноцида армян в Османской империи. 22 апреля 1998 года сенат Аргентины принял заявление, осуждающее геноцид любого рода, как преступление против человечности. В том же заявлении Сенат выражает свою солидарность со всеми национальными меньшинствами, ставшими жертвами геноцида, особенно подчеркивая свою озабоченность безнаказанностью организаторов геноцида. В основании заявления в качестве проявления геноцида приводятся примеры резни армянского, еврейского, курдского, палестинского, цыганского и многих народов Африки.

Греция - 25 апреля 1996 года парламент Греции принял решение о признании 24 апреля Днем памяти жертв геноцида армянского народа, осуществленного Османской Турцией в 1915 году.

Австралия - 17 апреля 1997 года парламент южно-австралийского штата Новый Уэльс принял резолюцию, в которой, идя навстречу местной армянской диаспоре, осудил события, произошедшие на территории Османской империи, квалифицировав их как первый в XX веке геноцид, признал 24 апреля Днем памяти армянских жертв и призвал австралийское правительство предпринять шаги к официальному признанию геноцида армян. 29 апреля 1998 года Законодательное собрание этого же штата приняло решение установить мемориальный обелиск в здании парламента в знак увековечивания памяти жертв геноцида армян 1915 года.

США - 4 октября 2000 года Комитетом по международным отношениям Конгресса США принята резолюция №596, признающая факт геноцида армянского народа в Турции в 1915-1923 годах.

В разное время признали геноцид армян 43 штата и округ Колумбия. В списке штатов: Аляска, Аризона, Арканзас, Калифорния, Колорадо, Коннектикут, Делавэр, Флорида, Джорджия, Гавайи, Айдахо, Иллинойс, Канзас, Кентукки, Луизиана, Мэн, Мэриленд, Массачусетс, Мичиган, Миннесота, Миссури, Монтана, Небраска, Невада, Нью-Гемпшир, Нью-Джерси, Нью-Мексико, Нью-Йорк, Северная Каролина, Южная Каролина, Северная Дакота, Огайо, Оклахома, Орегон, Пенсильвания, Род-Айленд, Теннесси, Техас, Юта, Вермонт, Вирджиния, Вашингтон, Висконсин, Индиана .

Швеция - 29 марта 2000 года парламент Швеции утвердил обращение парламентской комиссии по внешним отношениям, настаивающей на осуждении и признании геноцида армян 1915 года .

Словакия - 30 ноября 2004 года Национальное собрание Словакии признало факт геноцида армян .

Польша - 19 апреля 2005 года польский Сейм признал геноцид армян в Османской империи начала ХХ века. В заявлении парламента отмечалось, что "уважение памяти жертв этого преступления и его осуждение является обязанностью всего человечества, всех государств и людей доброй воли" .

Венесуэла - 14 июля 2005 парламент Венесуэлы объявил о своем признании геноцида армян, отметив: "Исполняется 90 лет со дня совершения первого в ХХ веке геноцида, который был заранее спланирован и осуществлен со стороны охваченных идеей пантюркизма младотурок по отношению к армянам, в результате чего погибло 1,5 миллиона человек" .

Литва - 15 декабря 2005 года Сейм Литвы принял резолюцию, осуждающую геноцид армян. "Сейм, осуждая совершенный в 1915 году турками в Османской империи факт геноцида армянского народа, призывает Турецкую Республику признать этот исторический факт", - говорилось в документе .

Чили - 6 июля 2007 года сенат Чили единогласно призвал правительство страны осудить проводившийся в отношении армянского народа геноцид. "Эти ужасные действия стали первой этнической чисткой ХХ века, и намного ранее, чем подобные действия получили свою юридическую формулировку, был зарегистрирован факт грубейшего нарушения прав человека армянского народа", - отмечалось в заявлении сената .

Боливия - 26 ноября 2014 года обе палаты боливийского парламента признали геноцид армян. "В ночь на 24 апреля 1915 года власти Османской империи, лидеры партии "Единение и прогресс" начали аресты и запланированную высылку представителей армянской интеллигенции, политических деятелей, ученых, писателей, деятелей культуры, духовенства, врачей, общественных деятелей и специалистов, а затем и массовую резню гражданского армянского населения на территории исторической Западной Армении и Анатолии", - говорилось в заявлении .

Германия - 2 июня 2016 года депутаты бундестага Германии одобрили резолюцию , которая признает геноцидом убийства армян в Османской империи. В тот же день Турция отозвала своего посла из Берлина .

Римско-католическая церковь - 12 апреля 2015 года глава римско-католической церкви Франциск в ходе мессы, посвященной 100-летней годовщине массовых убийств армян в Османской империи, назвал массовые убийства армян 1915 года первым геноцидом XX века : "В прошлом веке человечество пережило три массовых и беспрецедентных трагедии. Первая трагедия, которую многие рассматривают как "первый геноцид 20 века", ударила по армянскому народу".

Испания - геноцид армян признали 12 городов страны: 28 июля 2016 года городской совет Аликанты принял институциональную декларацию и публично осудил геноцид армянского народа в Османской Турции; 25 ноября 2015 года геноцид признал города Альсира.

Отрицание геноцида

Большинство стран мира на официальном уровне не признали геноцид армян. Активно отрицают сам факт геноцида армян власти Турецкой Республики, их поддерживают власти Азербайджана.

Власти Турции категорически отказываются признать факт геноцида. Турецкие историки отмечают, что события 1915 года ни в коем случае не были этническими чистками, а в результате столкновений от рук армян погибло большое число самих турок .

По мнению турецкой стороны, имел место армянский мятеж,и все операции по переселению армян диктовались военной необходимостью. Также турецкая сторона оспаривает численные данные о количестве погибших армян и подчеркивает значительное число жертв среди турецких войск и населения во время подавления мятежа.

В 2008 году премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган предложил правительству Армении создать совместную комиссию историков для изучения событий 1915 года. Турецкое правительство заявило, что готово открыть армянским историкам все архивы того периода. На данное предложение президент Армении Роберт Кочарян ответил, что развитие двусторонних отношений - дело правительств, а не историков, и предложил нормализацию отношений между двумя странами без каких-либо предусловий. Министр иностранных дел Армении Вардан Осканян в ответном заявлении отметил, что "вне Турции ученые - армяне, турки и другие, изучили эти проблемы и сделали собственные независимые выводы. Самое известное среди них - письмо премьер-министру Эрдогану от Международной ассоциации ученых геноцида в мае 2006 года, в котором они вместе и единодушно подтверждают факт геноцида и обращаются к турецкому правительству с просьбой признать ответственность предыдущего правительства" .

В начале декабря 2008 года турецкие профессора, ученые и некоторые эксперты начали собирать подписи под открытым письмом, в котором приносятся извинения армянскому народу. "Совесть не позволяет не признать великую беду османских армян в 1915 году", - говорится в письме.

Премьер-министр Турции Тайип Эрдоган выступил с критикой этой кампании. Глава турецкого правительства заявил, что "не приемлет подобные инициативы". "Мы не совершали этого преступления, нам не за что извиняться. Кто виноват, тот может принести извинения. Однако у Турецкой Республики, у турецкой нации таких проблем нет". Отмечая, что подобные инициативы интеллигенции мешают урегулированию вопросов между двумя государствами, премьер Франции сделал следующий вывод: "Эти кампании неправильны. Подходить к решению вопросов с благими намерениями - это одно, а извиняться - совсем другое. Это нелогично".

Республика Азербайджан проявила солидарность с позицией Турции и также отрицает факт геноцида армян. Гейдар Алиев заявил, говоря о геноциде, что ничего подобного не было, и все историки это знают .

В общественном мнении Франции также превалируют тенденции в пользу того, чтобы инициировать организацию комиссии по изучению трагических событий 1915 года в Османской империи. Французский исследователь и писатель Ив Бенар на своем личном ресурсе Yvesbenard.fr призывает беспристрастных историков и политиков изучать оттоманские и армянские архивы и ответить на следующие вопросы:

  • Каково количество жертв армян во время Первой мировой войны?
  • Каково количество жертв армян, умерших во время переселения, и каким образом они умерли?
  • Сколько мирных турок были убиты "Дашнакцутюном" в течение того же периода, стали жертвами?
  • Был ли геноцид?

Ив Бенар считает, что имела место турецко-армянская трагедия, но не геноцид. И призывает к взаимному прощению и примирению между двумя народами и двумя государствами.

Примечания:

  1. Genocide // Online Etymology Dictionary.
  2. Spingola D. Raphael Lemkin and the Etymology of "Genocide" // Spingola D. The Ruling Elite: Death, Destruction, and Domination. Victoria: Trafford Publishing , 2014. P. 662-672.
  3. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него 9 декабря 1948 г. // Сборник международных договоров. Т.1, ч. 2. Универсальные договоры. ООН. N.Y., Geneve, 1994.
  4. Геноцид армян в Турции: краткий исторический обзор // Геноцид.ру, 06.08.2007.
  5. Берлинский трактат // Официальный сайт Исторического факультета МГУ.
  6. Кипрская конвенция // "Академик".
  7. Bénard Y. Génocide arménien, et si on nous avait menti? Essai. Paris, 2009.
  8. Кинросс Л. Расцвет и упадок Османской империи. М.: Крон-пресс, 1999.
  9. Геноцид армян, 1915 год // Армтаун, 22.04.2011.
  10. Джемал паша // Геноцид.ру.
  11. Красные. Часть двадцать девятая. Между кемалистами и большевиками // ArAcH.
  12. Швейцария признала убийства армян геноцидом // Русская служба Би-Би-Си, 17.12.2003.
  13. International Affirmation of the Armenian Genocide // Armenian National Institute. Washington; Штат Индиана США признал Геноцид армян // Hayernaysor.am, 06.11.2017.
  14. Кто признал геноцид армян 1915 года // Арменика.
  15. Решение парламента Словацкой республики // Genocide.org.ua .
  16. Poland Parliament Resolution // Armenian National Institute. Washington.
  17. Национальная Ассамблея Боливарианской Республики Венесуэла. Резолюция А-56 14.07.05 // Genocide.org.ua
  18. Lithuania Assembly Resolution // Armenian National Institute. Washington.
  19. Сенат Чили принял осуждающий геноцид армян документ // РИА "Новости", 06.06.2007.
  20. Боливия признает и осуждает геноцид армян // Сайт Музея-института геноцида армян, 01.12.2014.
  21. Türkei zieht Botschafter aus Berlin ab // Bild.de, 02.06.2016.
  22. Премьер Турции не собирается извиняться за геноцид армян // Известия, 18.12.2008.
  23. Эрдоган назвал позицию армянской диаспоры "дешевым политическим лоббингом" // Армтаун, 14.11.2008.
  24. Л.Сычева: Турция вчера и сегодня. Обоснованы ли претензии на роль лидера тюркского мира // ЦентрАзия, 24.06.2010.
  25. Геноцид армян: Турцией и Азербайджаном не признан // Радио Свобода, 17.02.2001.

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры

Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и WhatsApp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложениях WhatsApp и Telegram.

Армянский народ один из древнейших. Он пришёл из такой отдалённой древности, когда не было ещё французов, англичан, итальянцев, русских - не было даже римлян и эллинов. А армяне уже жили на своей земле. И это лишь потом, гораздо позднее, оказалось, что многие из армян живут на своей земле временно .

Хотели решить армянский вопрос наипростейшим способом

Долго рассказывать, как живший более трех тысяч лет на Армянском нагорье народ отстаивал себя в борьбе с многочисленными завоевателями. Как на армян шли ассирийцы, персы, римляне, парфяне, византийцы, туркмены, монголы, сельджуки, турки. Как не единожды страна с тёмно-зелёным и коричневым ландшафтом окрашивалась кровью её жителей.

Турки-османы начали завоевание Малой Азии и Балканского полуострова в XIV веке. В 1453 году турками был взят Константинополь и Византийская империя, Второй Рим, прекратила своё существование. К началу XVI века уже вся Передняя Азия была в руках турок, и, как писал поэт Валерий Брюсов, много времени отдавший изучению армянской истории и поэзии, «на нее спустился глубокий мрак дикости и невежества. Гораздо менее чем сельджуки и монголы, турки-османы были склонны к культурной жизни; их призвание было сокрушать и уничтожать, и тяжесть такого гнета пришлось увидеть всем завоёванным ими народам, в том числе - армянам».

А теперь перенесёмся сразу в начало ХХ века. В 1908 году в Турции к власти пришли свергнувшие султана Абдул Гамида II младотурки. Очень быстро они показали себя крайними националистами. И при Абдул Гамиде турки резали армян: в 1890-х годах было уничтожено 300 тысяч мирных беззащитных людей, эти избиения привели к тому, что ведущие державы мира начали обсуждать армянский вопрос - положение армян в Турции. Но новые турецкие правители решили действовать гораздо более решительнее, чем то делал султан.

Младотурки, руководимые Энвер-пашой, Талаат-беем, Джемаль-пашой, были одержимы сначала идеями панмусульманизма - весь мир только для мусульман! - а затем пантюркизма: самого лютого национализма, какой только можно себе представить. Им мерещилась Великая Турция, простирающаяся на значительную часть Европы и чуть ли не на всю Азию. И исполнение этих планов они захотели начать с истребления христиан-армян. Как султан Абдул Гамид, они хотели решить армянский вопрос наипростейшим способом, истребив весь армянский народ.

Цель депортации - ограбление и уничтожение

В начале 1915 года состоялось тайное совещание младотурецких лидеров. Ставшие потом известными выступления на этой сходке говорят сами за себя. Один из руководителей партии младотурок (партии «Иттихад ве Тераки») доктор Назым-бей говорил тогда: «Армянский народ надо уничтожить в корне, чтобы ни одного армянина не осталось на нашей земле (в Османской империи. - Ю.Ч. ) и забылось само это имя. Сейчас идёт война (Первая мировая. - Ю.Ч. ), такого удобного случая больше не будет. Вмешательство великих держав и шумные протесты мировой прессы останутся незамеченными, а если они и узнают, то будут поставлены перед совершившимся фактом, и тем самым вопрос будет исчерпан. На этот раз наши действия должны принять характер тотального истребления армян; необходимо уничтожить всех до единого... Я хочу, чтобы на этой земле турки и только турки жили и безраздельно господствовали. Пусть исчезнут все не турецкие элементы, к какой бы национальности и религии они не принадлежали».

В таком же каннибальском духе выступали и другие участники совещания. Тут и был составлен план поголовного истребления армян. Действия были хитрыми, методичными и беспощадными.

Вначале правительство под предлогом мобилизации в армию призвало на службу всех молодых армян. Но вскоре их быстро разоружили, перевели «в рабочие батальоны» и отдельными группами тайно расстреляли. 24 апреля 1915 года в Стамбуле были арестованы и затем вероломно уничтожены несколько сот самых видных представителей армянской интеллигенции: писателей, художников, адвокатов, представителей духовенства.

Так 24 апреля вошло в историю армянского народа как черный день. Ныне армяне всего мира каждый год вспоминают Мец Егерн - «Величайшее Злодеяние», причиненное их народу. В этот день Армянская церковь (армяне - христиане) молится о жертвах геноцида.

Покончив так с основной активной мужской частью населения, младотурки перешли к массовой резне женщин, детей и стариков. Всё шло под девизом мнимого переселения западных армян в Месопотамию (позднее подобную тактику будут использовать нацисты, уничтожая евреев). Турецкое правительство для отвода глаз официально заявляло будто оно, исходя из военных соображений, временно «изолирует» армян, депортируя их вглубь империи. Но это была ложь. И никто в это не верил.

Генри Моргентау (1856-1946), посол США в Османской империи (1913-1916 годы), позднее он написал книгу о геноциде армян, первом геноциде ХХ века: «Истинной целью депортации было ограбление и уничтожение; это действительно является новым методом резни. Когда турецкие власти отдавали приказ об этих высылках, они фактически выносили смертный приговор целой нации, они это прекрасно понимали и в разговорах со мною не делали особых попыток скрыть этот факт».

А вот несколько цифр, показывающих, что означала «депортация». Из 18 000 высланных эрзерумских армян добрались до места назначения лишь 150 человек. Из городов Харберд, Акн, Токат и Себастия были депортированы 19 000, из них осталось в живых всего 350 человек...

Он подбивал лошадиные подковы к ступням своих жертв

Армян просто и откровенно убивали. Причём, жестоко. Потеряв человеческий облик, турки топили свои жертвы в море и реках, душили дымом и жгли огнём в намеренно запертых домах, сбрасывали со скал, убивали после неслыханных пыток, глумлений и бесчинств.

Местные власти нанимали мясников, которые за ремесло убийцы, обращаясь с армянами, как со скотом, получали за свою работу по 1 фунту в день. Женщин связывали с детьми и бросали с большой высоты вниз. Людей кидали в глубокие колодцы или ямы, закапывали.

Многие иностранные наблюдатели рассказали в своих книгах - ссылки на них можно найти, например, в сборнике «Геноцид армян в Османской империи», изданной в Ереване в 1983 году - про жестокие избиения палками, вырванные глаза, ногти и волосы, отпиленные и отрубленные носы, руки, ноги и другие части тела, про прижигание калёным железом, подвешивание к потолку. Применялось всё, что только может вообразить себе изощрённая фантазия закоренелого убийцы.

Генри Моргентау в книге «Трагедия армянского народа. История посла Моргентау» вспоминал 1919 год: «Я имел беседу с одним ответственным чиновником-турком, который рассказал мне о применяемых пытках. Он не скрывал, что правительство одобряет их, и, как и все турки из правящего класса, сам горячо одобрял такое обращение с ненавистной ему нацией. Этот чиновник сказал, что все эти подробности пыток обсуждались на ночном заседании в штаб-квартире «Единение и прогресс». Каждый новый метод причинения боли расценивался как превосходное открытие, и чиновники постоянно ломают головы над тем, чтобы изобрести какую-нибудь новую пытку. Он рассказал мне, что они даже обращались к отчетам испанской инквизиции... и переняли всё, что находили там. Он не сказал мне, кому достался приз в этом ужасном состязании, но прочная репутация, которую завоевал себе в Армении Джевдет-бей, вали Вана, даёт ему право на превосходство в невиданной подлости. По всей стране Джевдет был известен как «подковщик из Башкале», так как этот знаток по части пыток изобрёл то, что, конечно, было шедевром, лучшим из всего, известного ранее: именно он подбивал лошадиные подковы к ступням своих жертв-армян».

После подобных расправ некоторые турецкие губернаторы спешили телеграфировать-рапортовать в центр, что в управляемых ими округах уже не осталось ни одного армянина. Под шумок при этом вырезали не только армян, но и людей других национальностей, например, халдеев, айсоров, вся вина которых была лишь в том, что они не турки и попались под горячий нож.

Побывавший в 1916 году в Западной Армении французский публицист Анри Барби в своих путевых заметках отмечал: «Кто ни проезжает сейчас по опустошенной Армении не может не содрогаться, так необычайно много говорят эти бесконечные дали развалин и смерти. Нет ни одного дерева, ни одного утеса, ни одного клочка мха, который не был бы свидетелем избиений человека, который не был бы осквернён потоками пролитой крови. Нет ни одного протока, реки или речки, которая не несла бы к вечному забвению сотни, тысячи мёртвых тел. Нет ни одной пропасти, ни одного ущелья, которые не были бы могилами под открытым небом, в глубине которых не белели бы открытые груды скелетов, так как почти нигде убийцы не дали себе ни времени, ни труда хоронить свои жертвы.

В этих обширных областях, когда-то оживлённых цветущими армянскими поселениями, царствует сегодня разорение и безлюдие».

«Декрет о “Турецкой Армении”»

Свою политику геноцида армян младотурки, очевидно, хотели осуществить и в Восточной Армении и в Закавказье. К счастью, поражение Германии и союзной ей Турции в 1918 году вынудило их оставить Закавказье в покое.

Общее число жертв геноцида армян? При султане Абдул Гамиде погибло 350 тысяч человек, при младотурках - 1,5 миллиона. 800 тысяч армян-беженцев оказались на Кавказе, арабском Востоке, в Греции и других странах. Если в 1870 году в Западной Армении и Турции проживало около 3 миллионов армян, то в 1918 году - всего 200 тысяч.

Прав был посол Генри Моргентау. Он писал по свежим следам: «Я уверен, что во всей истории человечества нет стольких ужасающих фактов, как эта резня. Великие избиения и гонения, наблюдавшиеся в прошлом, кажутся почти незначительными по сравнению со страданиями армянской нации в 1915 году».

Знал ли мир об этих преступлениях? Да, знал. Как реагировал? Державы Антанты, считавшие армян своими союзниками в борьбе с турками, отделались опубликованием заявления (24 мая 1915 года), где возложили на правительство младотурков ответственность за резню армян. США даже такого заявления не сделали.

Горячо протестовали в печати Максим Горький, Валерий Брюсов, Юрий Веселовский в России, Анатоль Франс, Ромэн Ролан - во Франции, Джеймс Брайс - в Англии, Фритьоф Нансен - в Норвегии, революционные социал-демократы («тесняки») - в Болгарии (турки имели привычку резать в своих владениях и греков, и болгар, и сербов и других славян), Карл Либкнехт, Иоганнес Лепсиус, Иозеф Маркварт, Армин Вегнер - в Германии и многие другие прогрессивные деятели той поры почти во всех странах мира.

На стороне армян выступило и молодое Советское правительство в России. Оно 29 декабря 1917 года приняло «Декрет о “Турецкой Армении”». Этот документ подписал Владимир Ильич Ленин. Чрезвычайному комиссару по делам Кавказа Степану Шаумяну поручалось оказать всяческое содействие армянам-беженцам, «насильственно выселенным во время войны турецкими властями». По указанию Ленина тогда Советская Россия приютила десятки тысяч армян на Северном Кавказе, в Крыму и в других районах страны.

Больше 20-ти стран мира признали факт геноцида армян (в том числе за это проголосовал и Парламент Российской Федерации). В том же ряду обвинителей стоят: Совет Европы, Европарламент, подкомиссия ООН по предотвращению дискриминации и защите меньшинств, Комиссия ООН по военным преступлениям, Всемирный совет церквей и многие другие авторитетные организации.

В ряде стран ЕС (Бельгии и Швейцарии, к примеру) за отрицание исторического факта геноцида армян введена уголовная ответственность. В октябре 2006 года парламент Франции принял законопроект, в соответствии с которым отрицание геноцида армян станет уголовным преступлением, аналогичным отрицанию холокоста.

А вот современная Турция, спустя почти столетие, так и не признала ни факта геноцида, ни отдельных случаев массовых убийств. Тема геноцида армян все еще фактически в Турции подлежит табу. Более того, турки не ограничиваются отрицанием геноцида - они хотели бы стереть саму память об армянах в современной Турции. Так, к примеру, с турецких географических карт исчезли слова «Армянское нагорье», их заменило название «Восточная Анатолия».

За стремлением турецких властей отрицать все и вся стоят, прежде всего, опасения, что мировое сообщество может потребовать от Турции возмещения материального ущерба или даже возвращения Армении территорий. Ведь согласно конвенции ООН «О не применимости срока давности к военным преступлениям и преступления против человечности (от 26 ноября 1968 года), геноцид - преступление, срок ответственности за которое не истекает, сколько бы ни прошло времени с момента произошедших событий.

В 1453 году пал Константинополь, предзнаменовав начало истории Османской империи (до этого Османское государство), которой суждено было стать автором одного из самых ужасных злодеяний в истории человечества.

1915 - символ человеческой жестокости

На протяжении всей истории существования Османской империи на востоке страны проживали армяне, считавшие эту землю своим домом и исторической родиной. Однако мусульманское государство относилось к ним иначе.

Являясь одновременно и национальным и религиозным меньшинством, армяне воспринимались как “граждане второго сорта”. Их права не только не защищались, но и сами власти всячески способствовали угнетению армянского населения. Ситуация резко обострилась после русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

Поверженная империя не смирилась с продиктованными ей условиями, обратив весь свой гнев на христиан живущий на ее территории. Не случайно именно рядом с ними поселили мусульман изгнанных с Кавказа и из Балканских стран. Тесное соседство людей разных вероисповеданий и культур часто приводило к серьезным конфликтам.

Набеги на христианские деревни стали обыденным явлением. Власти же просто наблюдали. Начавшиеся протесты армян стали еще одним поводом для массовых арестов и убийств. Но это было лишь начало. Приближался 1915-й год ставший символом человеческой жестокости и безразличия, год окрашенный алой каской крови миллионов невинных жертв.

Геноцид армян в Османской империи

24 апреля 1915 - эта дата стала символом Великой скорби, скорби о потерянных жизнях и загубленных судьбах. В этот день был обезглавлен целый народ, стремящийся лишь к мирной жизни на земле своих предков.

Именно в этот день в Константинополе (Стамбул) начались аресты самых видных политических и общественных деятелей армянской элиты. Были арестованы политики, писатели, врачи, юристы, журналисты, музыканты - каждый, кто смог быть возглавить народ, стать его лидером на пути к сопротивлению.

Уже к концу мая более 800 самых влиятельных армян были полностью изолированы от общества и из них уже мало кто вернулся живым. Затем настала и очередь мирных жителей. Набеги на армянские поселения становились все чаще и беспощаднее. Женщины, старики, дети - меч в руках озлобленных и подстрекаемых властями «карателей» не щадил никого. И даже некому было защитить свой дом, ведь мужчины были призваны на службу в армию страны желающей лишь поскорее избавиться от них. Оставшихся в живых людей собирали в группы и, под предлогом защиты от вражеских нашествий, «переселяли».

Сколько людей осталось в дороге, и сколько их них, гонимые мечом и кнутом по бескрайним и бесплодным просторам Дер Зора добрались до места назначение где ждала их медленная смерть? Нет им счета. Масштабы задуманной властями операции по уничтожению целого народа под прикрытием войны были поистине огромны.

Геноцид армян готовился еще до войны, а ее начало стало рычагом для запуска беспощадной «машины смерти».

Еще в феврале 1914 г. начался бойкот армянских предприятий, затем последовали сборы имущества «для армии» и демобилизация. В январе 1915 года турецкая армия потерпела поражение в сражении под Сарыкамышем и отступила. Начали распространяться слухи, что успеху российской армии во многом способствовала добровольная помощь армян.

Отступающая армия обрушила свой гнев на местных христиан: армян, ассирийцев, греков. Набеги на поселения, массовые убийства и депортации продолжались вплоть до окончания первой мировой войны, однако по сути, геноцид продолжался и уже после капитуляции Турции и свержения младотурков.

Новая власть осудила действия предыдущей, под трибунал попали основные организаторы преступлений. Но даже приговоренные к смерти, многие из них избежали наказания, сбежав из страны где на самом деле их и не хотели осуждать. Все расследования преступлений, совершенных под покровом военных действий преследовали лишь одну цель: успокоить мировую общественность, которая, несмотря на попытки турецких властей скрыть истинное положение дел в стране, уже знала о том что же произошло на само деле.

Во многом благодаря мужеству послов и общественных деятелей европейских стран мир узнал о величайшем злодеянии начала XX века. Передовая общественность требовала наказания для преступников.

Но истинное наказание пришло от самих жертв. В октябре 1919 г. по инициативе активиста партии "Дашнакцутюн" Шаана Натали было принято решение об организации карательной операции "Немезида”. В рамках данной операции по всему миру были выслежены и убиты Талеат-паша, Джемал-паша, Саид Халим и другие бежавшие от правосудия преступники.

Но на сама операция стали символом возмездия. Согомон Тейлиряна, потерявший всю семью во время геноцида, 15 марта 1921 в районе Шарлоттенбург застрелил человека отнявшего у него дом и родных Талеата-пашу. И прямо в зале суда Тейлиряна был оправдан. Мир не признал вину человека отомстившего за покалеченную судьбу целого народа.

Геноцид 1915 года - вечная память!

Но, несмотря на многочисленные осуждения, мир до сих пор не готов полностью освободить себя от оков и впустить в свой дом всю горечь одного из величайших злодеяний в истории человечества.

Такие страны как Франция, Бельгия, Аргентина, Россия, Уругвай признали и осудили геноцид армян на территории Османской империи. Но один из важнейших игроков мировой политической арены США продолжает обходить стороной столь важную тему, спекулируя ею для влияния на современную Турцию (пока армянский геноцид признали лишь несколько штатов).

И, главное, факт геноцида отрицает само Турецкое государство, правопреемник Османской империи. Но факты не изменить, историю не переписать, и 1 500 000 голосов невинных жертв не умолкнут никогда. Рано или поздно мир склонится перед историей, ведь несмотря на слова Гитлера ознаменовавшие начало Холокоста (“А кто теперь помнит об уничтожении армян”), на самом деле “ничто не забыто, никто не забыт”.

Каждый год 24 апреля армяне будут подниматься на высоту Цицернакаберда принося с собой живые цветы в дань уважение жертвам “великого злодеяния” и будет гореть вечный огонь факелов в руках нового поколения.

О перспективах разрешения конфликта в , обострении армяно-азербайджанских отношений, об истории Армении и армяно-турецких отношений политический обозреватель сайт Саид Гафуров беседует с политологом Андреем Епифанцевым.

Источник: фотоархив сайт

Геноцид армян

Давай сразу начнем с конфликтной темы… Т ы мне сразу скажи, а вообще геноцид турками армян был или нет? Я знаю, что ты на эту тему писал много и разбирался в этой теме.

— Несомненно то, что в 1915 году в Турции была резня и что такие вещи не должны никогда повторяться. Мой же личный подход состоит в том, что официальная армянская позиция, согласно которой это был геноцид, вызванный страшной ненавистью турок к армянам, не верна по ряду позиций.

Во-первых, совершенно очевидно, что причиной произошедшего во многом явились сами армяне, устроившие перед этим восстание. Которое началось еще задолго до 1915 года.

Все это тянулось с конца XIX века и охватывало, в том числе, и Россию. Дашнакам было все равно, кого взрывать, турецких чиновников или князя Голицына.

Во-вторых, важно знать и то, что у нас обычно не показывают: армяне, по сути, вели себя как те же самые турки — устраивали этнические чистки, резню и так далее. И если всю имеющуюся информацию соединить вместе, получится комплексная картина происшедшего.

У турок есть свой музей геноцида, посвященный территории, которую с помощью английского золота и российского оружия "освободили" армянские дошнакские подразделения. Их командиры действительно рапортовали, что там не осталось ни одного турка. Другое дело, что дашнаков тогда спровоцировали на выступление англичане. И, к слову, турецкий суд в Стамбуле еще при султане осудил организаторов массовых преступлений против армян. Правда, заочно. То есть, факт массового преступления имел место.

— Конечно. И сами турки этого не отрицают, они приносят соболезнования. Но они не называют случившееся геноцидом. С точки зрения международного права, есть Конвенция о предотвращении геноцида, подписанная, в том числе, Арменией и Россией. В ней обозначено, кто имеет право признавать преступление геноцидом — это суд в Гааге, и только он.

Ни Армения, ни зарубежная армянская диаспора ни разу не обращалась в этот суд. Почему? Потому что понимают, что доказать этот геноцид в терминах юридических, исторических они не смогут. Более того все международные суды — Европейский суд по правам человека, Французский юстиционный суд и так далее, когда армянская диаспора пыталась поднять этот вопрос в них, ей отказывали. Только начиная с прошлого октября таких судов было три — и все армянская сторона проиграла.

Вернемся в первую половину ХХ века: уже тогда было очевидно, что и турецкая, и армянская стороны прибегали к этническим чисткам. Два американских миссионера, которых послал конгресс после поражения Османской империи, увидели картину этнической чистки, устроенной именно армянами.

Мы сами видели в 1918-м, и в 1920 году, пока еще не установилась прочно cоветская власть, либо армянские, либо азербайджанские чистки. Поэтому как только исчез "фактор СССР", тут же получили Нагорный Карабах и те же самые чистки. Сегодня же эта территория зачищена по максимуму. В Азербайджане практически не осталось армян, а в Карабахе и Армении — азербайджанцев.

Позиции турок и азербайджанцев принципиально разные

А в Стамбуле между тем большая армянская колония, есть церкви. Это, кстати, аргумент против геноцида.

— Позиции турок и азербайджанцев принципиально разные. На этническом уровне, на бытовом. Между Арменией и Турцией сейчас не существует реального территориального конфликта, а с азербайджанцами он есть. Во-вторых, одни события были 100 лет назад, а другие — сегодня. В-третьих, турки ставили перед собой цель не уничтожить армян физически, а призвать их к лояльности, пусть и диким средствами.

Поэтому в стране сохранилось много армян, которых попытались отуречить, так сказать, исламизировать, но они внутри себя остались армянами. Сохранилась часть армян, которых переселили подальше от зоны боев. После Второй мировой войны Турция стала восстанавливать армянские храмы.

Сейчас армяне активно едут на заработки в Турцию. В турецком правительстве были министры — армяне, что невозможно в Азербайджане. Конфликт сейчас идет по совершенно конкретным поводам — и главное это земля. Вариант компромисса, который предлагает Азербайджан: автономия высокой степени, но в составе Азербайджана. Так сказать, армяне должны стать Азербайджаном. Армяне на это категорически не согласны — это будет опять резня, лишение прав и так далее.

Есть, безусловно, и другие варианты урегулирования, например, как это было сделано в Боснии. Стороны создали очень сложное государство, состоящее из двух автономных образований со своими правами, армией и так далее. Но этот вариант сторонами даже не рассматривается.

Моногосударства, государства, созданные на основании этнического проекта, — это тупик. Вопрос в следующем: история не конечна, она продолжается. Для некоторых государств очень важно получить доминирование своего народа на этой земле. И после того, как оно будет обеспечено, уже можно развивать проект дальше, привлекая другие народы, но уже на основе какой-то подчиненности. На самом деле армяне сейчас, после распада Советского Союза, и азербайджанцы, по сути, находятся на этом этапе.

Есть ли у проблемы Нагорного Карабаха какое-то решение?

Азербайджанская официальная линия: армяне наши братья, они должны вернуться, на то есть все необходимые гарантии, пусть оставят нам только внешнюю оборону и международные дела. Все остальное останется у них, включая вопросы безопасности. А какова позиция Армении?

Здесь все наталкивается на то, что у Армении и армянского общества это позиция исторической земли — "это наша историческая земля, и все тут". Два будет государства, одно будет государство, не важно. Мы свою историческую землю не отдадим. Мы скорее умрем или уйдем оттуда, но мы в Азербайджане жить не будем. Никто не говорит, что народы не могут ошибаться. В том числе и армяне. И в дальнейшем, когда убедятся в своей ошибке, они, вероятно, придут к другому мнению.

Армянское общество сегодня, на самом деле, очень сильно разделено. Есть диаспоры, есть армяне Армении. Очень сильная поляризация, больше, чем в нашем обществе, олигархии, очень большой разброс между западниками и русофилами. Но в отношении Карабаха в нем существует полный консенсус. Диаспора тратит деньги на Карабах, идет мощное лоббирование интересов карабахских армян на Западе. Национально-патриотический подъем сохраняется, он подогревается и будет долгое время сохраняться.

Но все национальные проекты имеют свой момент истины. В нагорнокарабахском вопросе ни для одной из сторон этот момент истины пока не наступил. Армянская и азербайджанская стороны пока еще стоят на максималистских позициях, каждая из элит убедила свой народ, что победа возможна только на максималистских позициях, только выполнением всех наших требований. "Мы — все, наш противник — ничего".

Люди, по сути, стали заложниками этой ситуации, отыграть назад уже сложно. И перед теми же посредниками, которые работают в Минской группе, стоит сложная задача: уговорить элиту, чтобы они обернулись к народу и сказали — нет, ребята, мы должны снижать планку. Поэтому и не наблюдается прогресса.

— Бертольд Брехт писал: "Национализмом не накормишь голодные желудки". Азербайджанцы правильно говорят, что наиболее пострадавшим от конфликта является простой армянский народ. Элита наживается на военных поставках, а жизнь простых людей тем временем становится все хуже: Карабах — бедная земля.

— И Армения — не богатая земля. Но пока из варианта "пушки или масло" люди выбирают пушки. На мой взгляд, решение карабахского кризиса возможно. И это решение заключается в разделе Карабаха. Если просто разделить Карабах, хотя я понимаю, что это сложно, но тем не менее: одну часть одним, другую часть — другим.

Узаконить, сказать: "Международное сообщество принимает именно этот вариант". Возможно, посчитать процентное соотношение населения на момент 1988 или 1994 года. Разделить, затвердить границы и сказать, что любой, кто развяжет конфликт, который будет нарушать сложившийся статус-кво будет наказан. Вопрос решится сам собой.

Подготовил к публикации Сергей Валентинов

Беседовал


Проблема геноцида: "Армяне и турки вели себя одинаково"

Просмотров: 603

§ 1. Начало Первой мировой войны. Ход военных действий на Кавказском фронте

Первого августа 1914 г. началась Первая мировая война. Война велась между коалициями: Антантой (Англия, Франция, Россия) и Тройственным Союзом (Германия, Австро-Венгрия, Турция) за передел сфер влияния в мире. В войне добровольно или вынужденно приняли участие большинство государств мира, почему и война получила своё название.

Османская Турция стремилась в ходе войны осуществить программу «Панктюркизма» - присоединить территории, населённые тюркскими народами, включая Закавказье, южные регионы России и Среднюю Азию до Алтая. В свою очередь Россия стремилась присоединить территорию Западной Армении, захватить проливы Босфор и Дарданеллы и выйти к Средиземному морю. Боевые действия между двумя коалициями развернулись на многих фронтах в Европе, Азии и Африке.

На кавказском фронте турки сосредоточили 300 тысячную армию во главе с военным министром Энвером. В октябре 1914 г. турецкие войска повели наступление и сумели захватить некоторые приграничные территории, а также вторглись в западные области Ирана. В зимние месяцы в ходе боёв под Сарыкамышем русские войска разгромили превосходящие турецкие силы и выбили их из Ирана. В течение 1915 г. военные действия продолжались с переменным успехом. В начале 1916 г. русские войска развернули масштабное наступление и, разгромив противника, захватили Баязет, Муш, Алашкерт, крупный город Эрзерум и важный порт на черноморском побережье Трапизон. За 1917 г. активных военных действий на Кавказском фронте не произошло. Деморализованные турецкие войска не пытались предпринять новое наступление, а Февральская и Октябрьская революции 1917 г. в России и смены правительства не дали русскому командованию возможности развить наступление. Пятого декабря 1917 г. между русским и турецким командованием было заключено перемирие.

§ 2. Армянское добровольческое движение. Армянские батальоны

Армянский народ принял активное усастие в Первой мировой войне на стороне стран Антанты. В России в армию было призвано около 200 тысяч армян. В армиях других стран воевали более 50 000 армян. Так как завоевательные планы царизма совпадали с стремлением армянского народа освободить территории Западной Армении от турецкого ига, армянские политические партии вели активную пропаганду по организации добровольческих отрядов общей численностью около 10-ти тысяч человек.

Первым отрядом командовал выдающийся руководитель освободительного движения, национальный герой Андраник Озанян, получивший в последствии звание генерала русской армии. Командирами других отрядов были Дро, Амазасп, Кери, Вардан, Аршак Джанполадян, Овсеп Аргутян и др. Командиром VI отряда впоследствии стал Гайк Бжшкян - Гай, известный впоследствии командир Красной Армии. В отряды записывались армяне - добровольцы из различных регионов России и даже из других стран. Армянские отряды проявили мужество и участвовали во всех крупных сражениях по освобождению Западной Армении.

Царское правительство поначалу всячески поощряло добровольческое движение армян, пока поражение турецких армий не стало очевидным. Опасаясь, что армянские отряды могут послужить основой для национальной армии, командование Кавказского фронта летом 1916 г. переформировало добровольческие отряды в 5 стрелковый батальон русской армии.

§ 3. Геноцид армян 1915 г. в Османской империи

В 1915-1918 гг. младотурецкое правительство Турции запланировало и осуществило геноцид армянского населения в Османской империи. В итоге насильственного выселения армян с исторической родины и массовых убийств погибло 1,5 миллиона человек.

Ещё в 1911 г. в Салониках на тайном совещании партии «Младотурок» было принято решение отуречить всех подданных мусульманской веры, а всех христиан – уничтожить. С началом Первой мировой войны младотурецкое правительство решило воспользоваться благоприятной международной ситуацией и осуществить давно задуманное.

Геноцид был осуществлён по определённому плану. Во-первых, призвали в армию военнообязанных мужчин, чтобы лишить армянское население возможности сопротивления. Их использовали как рабочие отряды и постепенно уничтожили. Во-вторых, была уничтожена армянская интеллигенция, которая могла организовать и возглавить сопротивление армянского населения. В марте-апреле 1915 г. было арестовано более 600 человек: депутаты парламента Оник Врамян и Григор Зохрап, писатели Варужан, Сиаманто, Рубен Севак, композитор и музыковед Комитас. По пути к месту ссылки они подвергались оскорблениям и унижениям. Многие из них погибли в пути, оставшиеся в живых впоследствии были зверски убиты. 24 апреля 1915 г. младотурецкие власти казнили 20 политзаключённых армян. Очевидец этих зверств известный композитор Комитас лишился рассудка.

После этого младотурецкие власти приступили к выселению и уничтожению уже беззащитных детей, стариков и женщин. Вся собственность армян была разграблена. По дороге к месту ссылки армяне подвергались новым зверствам: ослабевших убивали, женщин насиловали или похищали для гаремов, дети гибли от голода и жажды. Из общего количества сосланных армян к месту ссылки – пустыня Дер-эл-Зор в Месопотамии – добралась едва десятая часть. Из 2,5 миллионов армянского населения Османского империи 1,5 миллиона было уничтожено, а остальные разбрелись по всему свету.

Часть армянского населения смогла спастись благодаря помощи русских войск и, бросив всё, бежали с родных мест в пределы Российской империи. Часть армянских беженцев нашла спасение в арабских странах, в Иране и в других странах. Многие из них после поражения Турецких войск вернулись на родину, но подверглись новым зверствам и уничтожению. Около 200 тысяч армян насильственно были отуречены. Многие тысячи армянских сирот были спасены американскими благотворительными и миссионерскими организациями, действующими на Ближнем Востоке.

После поражения в войне и бегства младотурецких главарей, новое правительство Османской Турции в 1920 г. провело расследование преступлений прежнего правительства. За планирование и осуществление геноцида армян военный трибунал в Константинополе признал виновным и заочно приговорил к смертной казни Талеата (премьер-министр), Энвера (военный министр), Джемаля (министр внутренних дел) и Бехаэддина Шакира (секретарь ЦК партии Младотурок). Их приговор был приведён в исполнение армянскими мстителями.

Младотурецкие лидеры после поражения в войне бежали из Турции и нашли приют в Германии и других странах. Но уйти от мщения им не удалось.

Согомон Тейлерян 15 марта 1921 г. в Берлине застрелил Талеата. Германский суд, рассмотрев дело, оправдал Тейлеряна.

Петрос Тер-Петросян и Арташес Геворкян убили Джемаля в Тифлисе 25 июля 1922 г.

Аршавир Шикарян и Арам Ерканян 17 апреля 1922 г. в Берлине застрелили Бехаэддина Шакира.

Энвер был убит в августе 1922 г. в Средней Азии.

§ 4. Героическая самооборона армянского населения

В ходе геноцида 1915 г. армянское население некоторых областей путём героической самообороны смогло спастись или погибло с честью - с оружием в руках.

Больше месяца героически оборонялись жители города Ван и близлежащих сёл против регулярных турецких войск. Руководили самообороной Арменак Екарян, Арам Манукян, Панос Терлемазян и др. Все армянские политические партии действовали согласованно. От окончательной гибели их спасло наступление русской армии на Ван в мае 1915 г. Из-за вынужденного отступления русских войск, 200 тысяч жителей Ванского вилайета также были вынуждены вместе с русскими войсками покинуть родину, чтобы спастись от новой резни.

Почти год оборонялись горцы Сасуна против регулярных турецких войск. Кольцо осады постепенно сжималось, и большая часть населения была вырезана. От окончательного уничтожения спасло сасунцев вступление русской армии в Муш в феврале 1916 г. Из 50-ти тысячного населения Сасуна спаслась примерно десятая часть, и та была вынуждена покинуть родину и переселиться в пределы Российской империи.

Армянское население городка Шапин - Гараисар, получив приказ о переселении, взялось за оружие и укрепилось в близлежащей полуразрушенной крепости. 27 дней армяне отбивали атаки регулярных турецких сил. Когда продовольствие и боеприпасы были уже на исходе, было решено попытаться прорваться из окружения. Спаслось около тысячи человек. Оставшиеся были зверски убиты.

Пример героической самообороны показали защитники Муса-Лера. Получив приказ о выселении, 5-ти тысячное армянское население семи сёл области Суетия (на берегу Средиземного моря, близ Антиохии) решило защищаться и укрепилось на горе Муса. Руководили самообороной Тигран Андреасян и др. Полтора месяца шли неравные бои с вооружёнными артиллерией турецкими войсками. С французского крейсера «Гишен» заметили призыв армян о помощи, и 10 сентября 1915 г. оставшиеся в живых 4 058 армян были переправлены в Египет на французских и английских судах. История этой героической самообороны описана в романе австрийского писателя Франца Верфеля «40 дней Муса-Дага».

Последним очагом героизма была самооборона населения армянского квартала города Эдесия, продолжавшаяся с 29 сентября по 15 ноября 1915 года. Все мужчины погибли с оружием в руках, а оставшиеся в живых 15 тысяч женщин и детей младотурецкие власти сослали в пустыни Месопотамии.

Иностранцы, ставшие очевидцами геноцида 1915-1916 гг., осудили это преступление и оставили описания осуществлённых по отношению к армянскому населению зверств младотурецких властей. Они же опровергли ложные обвинения турецких властей о якобы восстании армян. Свой голос против первого в истории XX века геноцида и происходящих зверств подняли Иоганн Лепсиус, Анатоль Франс, Генри Моргентау, Максим Горький, Валерий Брюсов и многие другие. В наши дни парламенты многих стран уже признали и осудили совершённый младотурками геноцид армянского народа.

§ 5. Последствия геноцида

В ходе Геноцида 1915 г. было варварски истреблено армянское население на своей исторической родине. Ответственность за Геноцид армянского населения лежит на руководителях партии «Младотурок». Премьер-министр Турции Талеат впоследствии с цинизмом заявлял, что не существует более «Армянского вопроса», так как больше нет армян, и что он за три месяца сделал больше для решения «Армянского вопроса», чем султан Абдул-Гамид за 30 лет своего правления.

В истреблении армянского населения активно участвовали и курдские племена, стремясь захватить армянские территории и разграбить имущество армян. Германское правительство и командование также ответственны за геноцид армян. Многие германские офицеры командовали турецкими частями, принимавшими участие в геноциде. Державы Антанты также виноваты в произошедшем. Они ничего не сделали, чтобы остановить массовое истребление армянского населения младотурецкими властями.

В ходе геноцида было уничтожено более 2-х тысяч армянских деревень, столько же церквей и монастырей, армянские кварталы более 60 городов. Младотурецкое правительство присвоило разграбленные у армянского населения ценности и вклады.

После Геноцида 1915 г. в Западной Армении практически не осталось армянского населения.

§ 6. Культура Армении в конце XIX и начале XX века

До Геноцида 1915 г. армянская культура переживала значительный подъём. Это было связано с подъёмом освободительного движения, пробуждением национального самосознания, развитием капиталистических отношений как в самой Армении, так и в тех странах, где компактно проживало значительное число армянского населения. Разделённость Армении на две части - Западную и Восточную - нашло своё отражение в развитии двух независимых направлений в армянской культуре: западноармянской и восточноармянской. Крупными центрами армянской культуры являлись Москва, Петербург, Тифлис, Баку, Константинополь, Измир, Венеция, Париж и другие города, где сконцентрировалась значительная часть армянской интеллигенции.

Огромный вклад в развитие армянской культуры внесли армянские учебные заведения. В Восточной Армении, в городских центрах Закавказья и Северного Кавказа и в некоторых городах России (Ростов-на-Дону, Астрахань) в начале XX века действовало около 300 армянских школ, мужских и женских гимназий. В некоторых сельских местностях действовали начальные школы, где учили читать, писать и считать, а также русскому языку.

Около 400 армянских школ различных уровней действовало в городах Западной Армении и крупных городах Османской империи. Армянские школы не получали какой-либо государственной дотации ни в Российской империи, ни тем более в Османской Турции. Эти школы существовали благодаря материальной поддержке Армянской Апостольской Церкви, различных общественных организаций и отдельных меценатов. Наиболее известными среди армянских учебных заведений являлись школа Нерсисян в Тифлисе, духовная семинария Геворкян в Эчмиадзине, школа Мурад-Рафаэлян в Венеции и Лазаревский институт в Москве.

Развитие образования во многом способствовало дальнейшему развитию армянской периодики. В начале XX века издавалось около 300 армянских газет и журналов различных политических направлений. Некоторые из них издавались армянскими национальными партиями, такие как: «Дрошак», «Гнчак», «Пролетариат» и т. д. Кроме того, издавались газеты и журналы общественно-политического и культурного направления.

Основными центрами армянской периодики в конце XIX и в начале XX века стали Константинополь и Тифлис. Наибольшей популярностью пользовались издаваемые в Тифлисе газета «Мшак» (ред. Гр. Арцруни), журнал «Мурч» (ред. Ав. Арасханянц), в Константинополе - газета «Мегу» (ред. Арутюн Свачян), газета «Масис» (ред. Карапет Утуджян). Степанос Назарянц издавал в Москве журнал «Хюсисапайл» (Северное сияние).

Армянская литература в конце XIX века и в начале XX века переживала бурный расцвет. Появилась плеяда талантливых поэтов и романистов как в Восточной, так и в Западной Армении. Основными мотивами их творчества были патриотизм и мечта увидеть родину объединённой и свободной. Не случайно многие из армянских писателей в своём творчестве обращались к героическим страницам богатой армянской истории, как к примеру для вдохновения в борьбе за объединение и независимость страны. Благодаря их творчеству оформились два независимых литературных языка: восточно-армянский и западно-армянский. На восточно-армянском языке писали поэты Рафаэл Патканян, Ованес Ованисян, Ваан Терян, поэты-прозаики Аветик Исаакян, Газарос Агаян, Перч Прошян, драматург Габриэль Сундукян, новеллисты Нардос, Мурацан и другие. На западно-армянском языке сочиняли свои произведения поэты Петрос Дурян, Мисак Мецаренц, Сиаманто, Даниэл Варудан, поэт, прозаик и драматург Левон Шант, новеллист Григор Зохрап, великий сатирик Акоп Паронян и другие.

Неизгладимый след в армянской литературе этого периода оставили поэт-прозаик Ованес Туманян и романист Раффи.

В своём творчестве О. Туманян переработал множество народных легенд и преданий, воспел национальные традиции, быт и обычаи народа. Наиболее известными его произведениями являются поэмы «Ануш», «Маро», легенды «Ахтмар», «Падение Тмкаберда» и другие.

Раффи известен как автор исторических романов «Самвел», «Джалалэддин», «Хэнт» и др. Большим успехом пользовался среди современников его роман «Кайцер» (Искры), где явно слышался призыв к армянскому народу самому встать на борьбу за освобождение своей родины, не особо надеясь на помощь держав.

Значительных успехов достигли общественные науки. Профессор Лазаревского института Мкртич Эмин издал древнеармянские источники в русском переводе. Эти же источники во французском переводе были изданы в Париже на средства известного армянского мецената, премьер-министра Египта Нубар-паши. Член когрегации Мхитаристов отец Гевонд Алишан написал капитальные труды по истории Армении, дал подробный перечень и описание сохранившихся исторических памятников, многие из которых впоследствии были уничтожены. Григор Халатян впервые издал полную историю Армении на русском языке. Гарегин Срвандзтян, путешествуя по регионам Западной и Восточной Армении, собрал огромные ценности по армянскому фольклору. Ему принадлежит честь обнаружения записи и первого издания текста армянского средневекового эпоса «Сасунци Давид». Исследованиями в области народного фольклора и древнеармянской литературы занимался знаменитый учёный Манук Абегян. Известный филолог, языковед Грачья Ачарян исследовал словарный фонд армянского языка и провёл сравнения и сопоставления армянского языка с другими индоевропейскими языками.

Знаменитый историк Николай Адонц в 1909 г., написал и издал на русском языке исследование по истории средневековой Армении, армяно-византийских отношений. Его капитальный труд «Армения в эпоху Юстиниана», изданная в 1909 г., не потеряла своего значения до сих пор. Известный историк и филолог Лео (Аракел Бабаханян) написал труды по различным вопросам армянской истории и литературы, а также собрал и осуществил издание документов, относящихся к «Армянскому вопросу».

Развивалось армянское музыкальное искусство. Творчество народных гусанов на новую высоту подняли гусан Дживани, гусан Шерам и др. На сцене появились армянские композиторы, получившие классическое образование. Тигран Чухаджян написал первую армянскую оперу «Аршак Второй». Композитор Армен Тигранян написал оперу «Ануш» на тему одноименной поэмы Ованеса Туманяна. Известный композитор, музыковед Комитас положил начало научного исследования народного музыкального фольклора, записал музыку и слова 3-х тысяч народных песен. Комитас выступил с концертами и лекциями во многих Европейских странах, ознакомив европейцев с самобытным армянским народным музыкальным искусством.

Конец XIX и начало XX века ознаменовались также дальнейшим развитием армянской живописи. Знаменитым живописцем был известный маринист Ованес Айвазовский (1817-1900). Он жил и творил в Феодосии (в Крыму), и большинство его произведений посвящены морской тематике. Наиболее известны его картины «Девятый вал», «Ной спускается с горы Арарат», «Озеро Севан», «Резня армян в Трапизоне в 1895 г.» и др.

Выдающимися живописцами были Геворг Башинджагян, Панос Терлемезян, Вардгес Суренянц.

Вардгес Суренянц кроме станковой живописи занимался также и росписной живописью, расписал множество армянских церквей в разных городах России. Наиболее известны его картины «Шамирам и Ара Прекрасный», «Саломе». Копия его картины «Армянская Мадонна» сегодня украшает новый кафедральный собор в Ереване. Вперёд