Стеклянными очами чего то ищет. «Безумие», анализ стихотворения Ф.И. Тютчева. Анализ стихотворения тютчева безумие. Анализ стихотворения Тютчева «Безумие»

Федор Иванович Тютчев за свою жизнь создал большое количество стихотворений. Одним из самых интересных и весьма загадочных является произведение, получившее название «Безумие». Вплоть до сегодняшнего дня существуют споры о толковании данного стихотворения. Литературоведы не могут прийти к общему мнению даже обсуждая сюжет.

Некоторые критики считают, что в произведении «Безумие» речь идет об определенных искателях воды. Другие литературоведы полагают, что данное произведение является своеобразным самокритичным высказыванием, созданным против натуральной философии Шеллинга и его покровителей. Существует и версия о том, что строки стихотворения указывают на присутствующие в душе поэта сомнения, он неуверен в своем личностном пророческом даре.

Как и во многих общеизвестных данных, истинная мысль скрывается где-то посередине. Крупицы основной мысли черпаются со всех направлений, они разбросаны по различным тематикам и вариантом толкований. Именно поэтому отрицать тот или иной предложенный критиками вариант будет неправильно.

Основная мысль стиха «Безумие»

Главная тематика произведения скрывается в самом названии – именно безумие даст ответ на этот вопрос. Первая треть девятнадцатого века отличается наличием данного направления у многих поэтов того времени. Раскрывалась данная тема совершенно по-разному и имела две основные кардинальные точки зрения.

Такая тема некоторыми читателями воспринималась как истинное проявление мудрости, которое позволяет изучить скрытые тайны настоящего бытия. Обычно за ними скрывались различные недуги, страшные трагедии, которые постигали постоянно мыслящего человека. Такое направление использовал в своих произведениях и Баратынский, написавший стихи под названием «Последняя смерть», «В безумье есть раздумье». Не исключил из своих произведений такую тематику и Александр Сергеевич Пушкин. Его знаменитый на весь мир шедевр, получивший название «Не дайте мне бог сойти сума…», отражает именно психологическую неустойчивость в момент написания, а также безысходность.

Ф. И. Тютчев раскрывает вышеописанную тематику по-своему, с совершенно новой стороны. В произведении понятие безумие ассоциируется с определенной беззаботностью, переполненной постоянным весельем. Радостные моменты совмещаются с определенным даром предвидения. Особенно интересен эпитет, указывающий на жалость, а также разнообразные противоречивые характеристики, образующие своеобразное единство мысли.

Там, где с землею обгорелой
Слился, как дым небесный свод, -
Там в беззаботности веселой
Безумье жалкое живет.
Под раскаленными лучами,
Зарывшись в пламенных песках,
Оно стеклянными очами
Чего-то ищет в облаках.
То вспрянет вдруг и, чутким ухом
Припав к растреснутой земле,
Чему-то внемлет жадным слухом
С довольством тайным на челе.
И мнит, что слышит струй кипенье,
Что слышит ток подземных вод,
И колыбельное их пенье,
И шумный из земли исход!..

Анализ произведения «Безумие»

Федор Иванович Тютчев создал сюжет стихотворения весьма уникальным образом. Он дает читателю ответы на многие вопросы. К примеру: «Что же на самом деле такое, это безумие?», «Что же лучше – болезнь или счастье?», «Что приводит людей к безумию?» и многое другое. Такие вопросы обязательно будут различимы читателем после прочтения первых строк шедевра.

Популярная тематика XIX века не позволила пройти мимо ни одному поэту того времени. Федор Тютчев создал поистине уникальные строки, которые существенно отличались от мыслей его современников. Автор отмечает, что одних людей наличие безумия пугает, а для других людей, лишение рассудка вследствие определенных причин. Это начало чего-то нового, которое обязательно приведет к полному счастью и удовлетворению.

Если более углубленно рассмотреть стихотворение, у читателя сразу же возникает необъяснимое ощущение недосказанности. Читателю совершенно непонятно, почему же человек, который только перешагнул тридцатилетний рубеж или только к нему приблизился, пишет произведения на такую разрушающую тематику. Следует отметить, что на момент написания, а именно в 1830 году, Федору Ивановичу Тютчеву было всего-навсего 27 лет. Тематика безумия относилась к определенному направлению, указывающему на состояние духа поэта, поэтому имела широкое распространение.

Направление в форме безумия преподносилась читателю в виде своеобразной поэтической мысли, основанной на определенных мистических качествах и интуиции, не похожей на естественную. Весьма странным считается тот факт, что Тютчев почему-то приписал сюда эпитет «жалкое». После прочтения строк у читателя формируется ощущение, будто описанный лирический герой в недавнем времени пережил своеобразный Апокалипсис. Особенно на это указывает само начало произведения, где описываются обгорелая земля и небо в дыму.

Именно такой подход, используемый Федором Ивановичем, дает читателю четко представить, что происходит с личностью, которая своими глазами увидит. Как рушится под его ногами земля. Человеку просто-напросто ничего не остается, как воспринять вселенную именно такой, какая она есть на самом деле. С первого взгляда читателю кажется, что лирический герой счастлив и не испытывает каких-либо забот, но на самом же деле все обстоит совершенно по-иному. Безумец, представленный Тютчевым, словно переносит определенное наказание, которое он получил осознанно. Этот факт подтверждается строками, указывающими на то, что герой расположен под раскаленными лучами, закрываясь в пламенных песках.

Весьма интересна фраза, используемая автором произведения, «стеклянными очами». Здесь сразу же возникает вопрос: «К чему ведет использование данное метафоры?». Выражение, указывающее на остекленевший взгляд, показывает, что лирический герой сфокусирован, замер на определенном объекте или ситуации. Такая реакция у человека возникает после осознания какого-то потрясения и отрешение от существующей действительности. Лирический герой погружен в себя и находится в раздумьях над существующей жизненной проблемой.

Привлекает внимание и слово «мнит». Таким образом, автор старается выразить свое отношение к безумцу, напитанное иронией. По мнению поэта, лирический герой имеет мнимое ощущение, якобы он способен что-либо предвидеть в будущем. О таком направлении говорят многие строки, к примеру, «довольство тайное на челе», указывающее на посвящение в определенные тайны бытия, а также на невменяемость человеческой личности.

Особенности творчества Ф. И. Тютчева

Стихотворение под названием «Безумие» как в XIX веке, так и в настоящее время считается самым загадочным произведением девятнадцатого века. Многие критики бьются над его разгадкой и понастоящее время. До сих пор толком не известно, какова именно настоящая мысль, используемая автором. Еще больше усугубляют разгадку слова Федора Ивановича Тютчева, описывающие, что изреченная мысль и является на самом деле ложью. Ключей к разгадке много и каждый желает их найти.

Следует отметить, что спустя шесть лет после написания стихотворения «Безумец», Федор Иванович Тютчев пишет произведение, получившее название «Цицерон». Строки данного шедевра навевают о воспоминаниях, связанных с нашумевшим произведением о сумасшедшем лирическом герое.

Нужно понимать историю и значение слова юродивый. Именно на Руси юродивыми называли тех людей, которые имели наклонности к сумасшествию. Только такой человек способен по-настоящему ощутить счастье от обыденных вещей, не осознавая бренность простого земного бытия.

В произведении «Безумее» в качестве блаженного и сумасшедшего человека описывается личность, которая является вершителем судеб. Человек, который оказался в качестве свидетеля определенных высоких зрелищ и, опробовав бессмертие, получит определенную возможность обладать специфическим пророческим даром, а также летописцем великих мировых событий.

Следует обязательно отметить, что такое специфическое бремя также является тяжелой ношей. Не каждому дано в определенную эпоху постоянных перемен творить истинную историю, которую вряд ли можно сравнить с безмятежным весельем и беззаботностью. Именно в таком состоянии и находится главный лирический герой стихотворения, который расплачивается за свои поступки безумием, описанным в шедевре в роли определенной жалости.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что Федор Иванович Тютчев не видел особенного смысла в описываемом поэтическом безумии. Автор указывает на тот факт, что в настоящее время безумцев встречается огромное множество – они могут быть в числе как простых людей, так и личностью, творящей и регулирующей судьбы окружающих. И такое безумие непросто жалко или опасно, он страшно.

Что такое безумие? Болезнь или счастье? Почему люди становятся безумцами? Отчего теряют рассудок? Эти вопросы могут появиться у любого, кто прочитает название стихотворения Федора Ивановича Тютчева «Безумие». Вообще, эта тема была не просто популярна в XIX веке: едва ли не каждый начинающий поэт обязательно затрагивал ее в своем творчестве. Как не вспомнить знаменитое стихотворение «Не дай мне бог сойти с ума...», написанное Александром Сергеевичем Пушкиным . Кого-то безумие пугало, кто-то считал, что, только лишившись рассудка, можно стать по-настоящему счастливым.

В любом случае, когда молодой человек, не перешагнувший еще порог тридцатилетия (а Тютчеву на момент написания этого стихотворения в 1830 году только исполнилось 27 лет), пишет о безумии, возникает закономерный вопрос: что побудило его обратиться к этой теме? Надо отметить, что тема безумия как некого высокого поэтического состояния духа была распространена в первой трети XIX века. При этом безумие проявлялось как форма поэтической и где-то даже мистической интуиции. Странно только, почему Тютчев наделяет безумие эпитетом «жалкое» .

Вообще, создается ощущение, что перед нами человек, переживший Апокалипсис, по крайней мере, начало стихотворения вызывает именно такую ассоциацию:

Там, где с Землею обгорелой
Слился, как дым, небесный свод...

Можно представить, что мог испытать человек, своими глазами видевший, как рушится земная твердь, и теперь ему ничего не остается, как пребывать в «беззаботности веселой» . Да, казалось бы, безумец счастлив и беззаботен. Но нет! Тютчевский безумец, словно перенося некое наказание («под раскаленными лучами, зарывшись в пламенных песках» ), «чего-то ищет в облаках» , причем «стеклянными очами» . Почему возникает такая метафора? Широко распространено выражение «остекленевший взгляд», т. е. замерший, сфокусировавшийся на чем-то. Обычно такая реакция возникает вследствие огромного потрясения или потому, что человек на какое-то время отрешился от действительности. Можно предположить, что и здесь герой до такой степени погружен в себя,

Что слышит ток подземных вод,
И шумный из земли исход!

Правда, словом "мнит " автор выражает, скорее, ироничное отношение к безумцу, возомни вшему себя способным якобы что-то предвидеть. Об этом говорит и «довольство тайное на челе» , говорящее как о посвященности в некие тайны бытия, так и о невменяемости безумца.

Стихотворение Тютчева было и остается одним из самых таинственных произведений XIX века. Многие критики уже второе столетие бьются над его разгадкой. Конечно, мы не сможем сказать определенно, какую именно идею хотел выразить автор. Ведь, по словам самого Тютчева, «мысль изреченная есть ложь» . И все-таки ключи к разгадке можно попробовать найти.

В 1836 году (через 6 лет после «Безумца») Тютчев написал стихотворение «Цицерон» , строчки из которого стали довольно известны и популярны:

Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!

На Руси блаженными часто называли юродивых, по сути, тех же сумасшедших. Ведь именно они могут быть по-настоящему счастливыми, так как не осознают бренности земного бытия. Но в стихотворении «Цицерон» «блаженного» «призвали всеблагие», т. е. вершители судеб. Став свидетелем «высоких зрелищ» и испив «из чаши их бессмертье», герой получает возможность стать если не пророком, то участником и летописцем великих исторических событий. Это тоже тяжелое бремя - в эпоху перемен творить историю, и вряд ли такое можно сравнить с «беззаботностью веселой», в которой пребывает герой «Безумца» и расплачивается этим самым безумием, причем «жалким». Можно предположить, что Тютчев не видел смысла в высоком поэтическом безумии. Ведь безумцев в нашей истории было немало, причем безумцев, что называется, высшего ранга, - тех, кто вел за собой толпы последователей, кто правил народом и вершил судьбы. Такое безумие уже не жалкое, оно страшное.

Кроме анализа «Безумия» есть другие сочинения:

  • Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!»
  • «Осенний вечер», анализ стихотворения Тютчева

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Фёдор Иванович Тютчев

Там, где с землею обгорелой
Слился, как дым, небесный свод,-
Там в беззаботности веселой
Безумье жалкое живет.

Под раскаленными лучами,
Зарывшись в пламенных песках,
Оно стеклянными очами
Чего-то ищет в облаках.

То вспрянет вдруг и, чутким ухом
Припав к растреснутой земле,
Чему-то внемлет жадным слухом
С довольством тайным на челе.

И мнит, что слышит струй кипенье,
Что слышит ток подземных вод,
И колыбельное их пенье,
И шумный из земли исход!

«Безумие» считается одним из самых загадочных стихотворений Тютчева. По сей день среди литературоведов не существует общепринятого его толкования. По мнению некоторых исследователей творчества поэта, речь в произведении идет об искателях воды. Другие утверждают, что Федор Иванович в тексте выступил против натурфилософии Шеллинга и ее приверженцев. Также есть версия, что стихотворение представляет собой самокритическое высказывание, посредством которого Тютчев облек в слова сомнения в собственном пророческом даре. Вероятно, как это нередко бывает, истина находится где-то посередине и ее крупицы разбросаны по всем наиболее известным вариантам толкования, поэтому не стоит полностью отрицать ни один из них.

Ключевая тема стихотворения заявлена в его заглавии - безумие. В первой трети девятнадцатого столетия поэты часто обращались к ней. Раскрывалась она с двух кардинально разных точек зрения. Безумие воспринималось либо в качестве настоящего проявления мудрости, позволяющего постичь сокровенные тайны бытия, либо как тяжелейший недуг, страшная трагедия для мыслящего человека. Первая трактовка встречается в стихотворении Баратынского «Последняя смерть»: «…С безумием граничит разуменье». Второй точки зрения придерживался Пушкин, что нашло отражение в знаменитом произведении «Не дай мне бог сойти с ума…». У Тютчева тема раскрыта по-новому. Безумие у него ассоциируется с веселой беззаботностью и даром предвидения. Кроме того, поэт наделяет его эпитетом «жалкое». С одной стороны - перечислены противоречивые характеристики, с другой - они все-таки образуют единство.

Действие стихотворения «Безумие» разворачивается в пустыне. Образ этот в лирике тютчевской эпохи имел несколько главных трактовок. Пустыня рассматривалась как место философского уединения, прибежище отшельников и пророков. Также она выступала в роли пространства, где вершился последний суд. Нередко ее воспринимали в качестве метафоры жизни как юдоли. В анализируемом тексте пустыня - одновременно и место финального суда (недаром в первых строках есть намеки на случившийся апокалипсис), и приют, обретенный безумием.

К одному из ключевых мотивов стихотворения - мотиву пророческого дара, свойственного поэту, Тютчев вернулся в позднем лирическом высказывании - «Иным достался от природы…» (1862). Небольшое произведение, состоящее всего из восьми строк, посвящено Фету.

/ / / Анализ стихотворения Тютчева «Безумие»

Стихотворная работа Федора Тютчева «Безумие» считается одной из самых необычных и самых загадочных. В творчестве поэта мало рифмованных четверостиший, которые были бы не расшифрованы литературными критиками и до сегодняшнего дня.

«Безумие» вызвало настоящий ажиотаж. Кто-то расценивал стихотворение самокритическим и считал, что Тютчев решил опровергнуть свой пророческий дар. Другая часть ценителей литературы вообразили, что поэт просто решил выступить против течения натурфилософии. В любой случае, в каждой из появившихся версий есть своя истина.

Уже в названии стихотворения можно уловить его основную тему – безумие. И опять-таки, трактовалось данное понятие абсолютно по-разному. В одном варианте безумцами считались мудрые люди, которые могли увидеть истину в самых обычных вещах. В другой трактовке безумие считалось тяжелым недугом, которое затмевало чистоту помыслов. Федор Тютчев связывает понятие безумства с даром предвиденья.

События в стихотворении разворачиваются в пустыне. И этому есть свое объяснение. Во-первых, пустыня ассоциировалась у поэта с тем уютным и укромным местом, где можно предаться размышлениям и побыть наедине с собой. С другой стороны, Тютчев называет пустыню местом для финального суда, который происходит в жизни каждого человека.

В своих последующих работах поэт еще не раз обращался к теме пророчества. И ярким подтверждением тому является стихотворение, посвященное А. Фету «Иным достался от природы …».