Презентация урока для интерактивной доски по чтению (1 класс) на тему: Буква мягкий знак

Тема урока: «Буква Ь. Мягкий знак – показатель мягкости предшествующего согласного звука»

Формируемые УУД.

Познавательные : использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения языковых задач;находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква.

Регулятивные : начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу; следовать при выполнении заданий инструкциям учителя, описывающим стандартные действия.

Коммуникативные :

договариваться и приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию;

осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные : самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость

Ход урока

Слайд 1 1.Мотивация к учебной деятельности

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё на месте? Всё в порядке?

Книжка? Ручки? А тетрадки?

Теперь улыбнёмся друг другу. Желаю вам успехов, а успехи вы будете отмечать на своей «лестнице успешности».

2.Актуализация знаний.

Сколько букв мы уже изучили? Посчитайте по ленте букв.

Все ли изученные буквы обозначали какой-нибудь звук?

Какие буквы могут обозначать 2 звука?

Какая согласная буква обозначает один звук?

Слайд 2 - Какие гласные буквы обозначают мягкость согласного звука?

Когда буквы Е, Я обозначают 2 звука? А один?

3. Формулирование темы урока, постановка проблемы, цели урока

Слайд 3 -4

Прочитайте записку, которую мальчик оставил маме.

Верно ли он написал её или вы не согласны с написанием каких-то слов?

Слайд 5

Как вы думаете какая тема будет урока?

Какие цели мы поставим на урок?

Какую работу выполняет «мягкий знак»?

После каких букв стоит «мягкий знак»?

4. Работа по азбуке, стр.11

Как выглядит ь?

Почему нет заглавной буквы?

5 . Звуко – буквенный анализ слов «гусь», «гуси».

гусь-4 б., 3 з.

гуси -4 б., 4 з.

Составить звуковую схему слов.

Определите количество букв и звуков в словах?

Почему количество букв и звуков не совпадает?

Откройте секрет буквы «ь». (Ь звука не обозначает)

Слайд 6 -7

Мягкий знак – хитрый знак.
Не назвать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.

Вывод: «Мягкий знак» смягчает согласный звук и не обозначает звука.

6. Сказка «Фокусник».

Почему сказка называется «фокусник»?

Я начну рассказывать сказку, а вы продолжите.

Живёт в стране Грамматике известный фокусник. Зовут его Мягким знаком. Стоит ему подойти к какому-нибудь слову – и оно делается совершенно неузнаваемым…

«Ел» превращается в «ель».

Консервная «банка» - в теплую «баньку».

«Мел» - в «мель».

Похвастался Мягкий знак: -Я – самый волшебный!

Почему Мягкий знак хвастался? В чём секрет его фокуса?

Слайд 8 5.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Топай Мишка.

Хлопай Мишка.

Веселись со мной братишка.

Руки вверх, вперед и вниз,

Улыбайся и садись.

Дует ветер нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише…

Деревцо все выше, выше!

5.Закрепление нового

Сравнение слов.

(На слайде:)

Ел – ель

Банка – банька

Мел – мель

Кон – конь

В чём отличие слов 1 и 2 столбиков? (Количеством букв.)

В чём сходство? (Количеством звуков.)

Почему? («Мягкий знак» звука не передаёт.)

Что делает «мягкий знак» с впереди стоящим согласным? (Смягчает.)

6. Работа с текстом.

Чтение слов с «мягким знаком» в «Русской азбуке.» с. 11

Развитие словаря:

нет преград - нет никаких непреодолимых препятствий

лесные заросли – лес непроходимый, обильно заросший

Что ты узнал про лося?

Слайд 9 Работа над дикцией, памятью.

Ась-ась-ась – в речке плавает карась.

Арь-арь-арь – на стене висит фонарь.

Ель-ель-ель – мы купили карамель.

Ерь- ерь- ерь- волк опасный очень зверь.

Слайд 10 7. Рефлексия учебной деятельности

Что нового узнали на уроке? Что понравилось? В чём вы были успешны? Какие трудности были?

Пословица на доске:

Не гордис званием,

А гордис знанием.

Всё ли правильно написано?

В чём ошибка?

Как понимаете смысл пословицы?

Какими знаниями, полученными сегодня на уроке вы можете гордиться?

Что ещё узнали про «мягкий знак»?

Топай Мишка.

Хлопай Мишка.

Веселись со мной братишка.

Руки вверх, вперед и вниз,

Улыбайся и садись.

Дует ветер нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише…

Деревцо все выше, выше!

5. Физминутка для глаз

1.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

Цель занятия: изучаем мягкий знак, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Лось Львица и лев Гусь Медведь

Повтори: Л. Напиши: Л.
Повтори: Р. Напиши: Р.

Повтори: РЬ. Как же написать «РЬ»? Если мы напишем только букву Р - получится «р», а нам надо - «рь».
Чтобы написать «рь», нужно после буквы Р написать вот такую букву Ь. Эта буква называется мягкий знак.
Напиши эту букву после буквы Р. Буква мягкий знак показывает, что читать надо не «р», а «рь».

Прочитай, что у тебя написано:

  • Если мягкий знак написать после буквы Л - получится «ль» (Напишите «ль»). Напиши: ль.
  • Если мягкий знак написать после буквы М - получится «мь» (Напишите «мь»). Напиши: мь.

Напиши: зь; нь.

На какую букву похож мягкий знак?

Рассмотри мягкий знак. Нашили букву Ь в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Продолжи фразу

В яме спит зимою длинной,
Но чуть солнце станет греть.
В путь за медом и малиной
Отправляется … (медведь).

Уж очень вид у них чудной:
У папы локоны волной,
А мама ходит стриженой.
За что она обижена?
Недаром часто злится
На всех мамаша … (львица).

Сказка про букву Ь

Отец и мать

Была весна. На ветке в лесу сидели две маленькие птички. Он и она.
- Спеть?! Спеть?! - спрашивает он.
- Спеть! Спеть! - отвечает она.
- Свить?! Свить?! - Это он уже про гнездо.
- Свить! Свить!
Через некоторое время у них появились птенцы.
- Пять! Пять! - радостно поет отец.
- Точь-в-точь! Точь-в- точь!! - Это он о том, что птенцы на него похожи.
А дети уже пищат:
- Пить! Пить! Есть! Есть!
Принес отец червячка. Спрашивает у матери:
- Дать? Дать?
А дети хором:
- Дать!!. Дать!!. Дать!!.- и ну рвать червяка на части.
- Жуть,- говорит отец.
Выросли птенцы и полетели из гнезда.
- Вернуть? - спрашивает отец.
- Пусть, пусть…- тихо ответила мать.

Загадки для детей на букву Ь

Кто приходит.
Кто уходит -
Все ее за ручку водят.
(Дверь)

Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко.
Рога раскинув широко.
(Лось)

Спит или купается,
Все не разувается:
День и ночь на ножках
Красные сапожки.
(Гусь)

Веселые стихи про букву Ь для детей

Буква Р перевернулась
- Мягким знаком обернулась.
(В. Степанов)

Нарисуем мягкий знак
Нежно капелькой вот так:
Букву капелька смягчит
- Слово мягко прозвучит.
(А. Шибаев)

Белка хвостик изогнула,
У пенечка отдохнула.
Распушила хвост, да так -
Стал похож на мягкий знак!
(Е. Тарлапан)

Мягкий знак живет беспечно,
Он без кепки ходит вечно.
(Л. Шибаев)

Все короче наша тень,
Это значит - скоро день.
Тень растет, уходит прочь,
Это значит - скоро ночь.
(В. Лунин)

Вьюга хлещет так и сяк,
Бьет в лицо крупой сыпучей,
Очень жесткой и колючей,
Несмотря на мягкий знак.
(Я. Аким)

Вьется недалечко
Реченька-река.
Маленькая речка,
Меньше ручейка:
Ни поплыть,
Ни нырнуть,
Только ножки
Окунуть чуть-чуть!

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Знакомство с буквой ь Подготовила учитель первой квалификационной категории МБОУ ООШ № 18 Козина Елена Павловна город Ковров

Цели: продолжить формирование умений работать с предложениями; формировать навык чтения слов с «Ь»-показателем мягкости согласных звуков; добиться осознания детьми того, что мягкий знак не обозначает звука; развивать фонематический слух, память,внимание,мышление; воспитывать интерес к чтению.

1.Организационный момент: Прозвенел звонок, Начинается урок!

Прочитайте слова: МЕЛ МЫЛ НИЛ НЫЛ -Сравните слова -Какие буквы обозначают мягкость согласного звука?

Тема урока: Буква Ь - показатель мягкости согласных звуков

Сказка «Про мягкий знак» Жили –были в азбуке буквы,разные - гласные,согласные. Ходили друг к другу в гости. Буквы жили - не тужили,потому что все дружили. И жила среди них одна буква, похожая на половинку буквы Ы,с которой никто не дружил.Буквам не нравилось, что она не обозначает звука. Что ты за буква?- возмущались они. Вот это буква Ь.(показываю её классу и говорю, что она называется «мягкий знак») Она не обозначала никакого звука, не умела говорить, молчала, и никто с ней не дружил, не разговаривал. Жилось мягкому знаку плохо, очень плохо.Как –то раз взялись буквы составлять слова.Это было их любимое занятие. Послушаем, что это за слова.Но они зашифрованы загадкой.

Стали буквы составлять слово ель. Ел –получается. Что-то у нас не получается!-говорили буквы.-Звук [ л ] в слове «ель» мягкий, а у нас твёрдый.- «И» говорит:-Встану я и обозначу мягкость «Л»,- и быстро пристроилась в конце. Что получилось? (Ели) Лучше я встану,-сказала «Я» (Еля) У нас опять ничего не получилось, ведь ты обозначаешь звук [ а ] – сказали буквы. Что же делать? Ребята подскажите! (Надо поставить Ь!) -Иди к нам,мягкий знак,- позвали буквы. Он с радостью согласился помочь буквам и быстро стал в конец. Что получилось? (Ель).Развеселились буквы,всем захотелось пригласить его в гости.

Работа по учебнику с. 45 Знакомство с новой буквой.

Буква Р перевернулась- Мягким знаком обернулась.

Конструирование буквы Ь

«Чтение» двухуровневых схем С.45 Вывод: буква Ь –показатель мягкости согласных звуков. Звукобуквенный анализ слов: мел мель угол уголь

Физкультминутка: Ласточка Ливень,ливень льёт везде. Рады птенчики в гнезде: Мама дома посидит, Никуда не улетит!

Закрепление пройденного. 1.Чтение слогов и слов по учебнику. 2.Чтение предложений. С.45

Задание на развитие речи. Найди слова, которые отличаются одним звуком. Мягкий знак, мягкий знак- Без него нельзя никак. Без него не написать Тридцать,двадцать,десять,пять. Вместо шесть получим шест, Вместо есть напишем ест. Уголками – угольки, Банка в баньку превратится. Вот что может получиться, Если будем забывать Мягкий знак в словах писать.

Спасибо! Молодцы!

Урок обучения грамоте в 1-м классе на тему "Буква Ь (мягкий знак). Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме"

Дедова Ирина Николаевна , учитель начальных классов

Цели :

  1. Познакомить с буквой Ь (мягкий знак). Раскрыть значение мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме;
  2. Совершенствовать технику чтения учащихся;
  3. Развивать словарный запас учащихся

Тип урока : урок изучения нового материала.

Вид урока : комбинированный.

Методы преподавания : информационно-сообщающий, стимулирующий, инструктивный.

Методы учения : репродуктивный, частично-поисковый.

Методы воспитания : выразительное изложение, беседа, творческие задания, создание проблемных ситуаций, игра.

Оборудование :

  1. рисунок с изображением мягкого знака,
  2. буквосочетания с мягким знаком;
  3. рисунки с изображением коня, лося;
  4. мяч;

Ход урока.

  1. Орг. момент.

У нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости посмотреть, чему вы научились. Повернулись к ним, поздоровались. Сели правильно, начинаем урок чтения.


2. Актуализация новых знаний.


  1. 1). Повторение о гласных буквах.
    - Посмотрите, ребята, у нас буквы потерялись. Давайте разгадаем, какие буквы, убежали. Кто вернет их на место?
    - Прочитайте пары слов:
    б…л – б…л (бал, бил) р…д – р…д (рад, ряд)
    - Какие буквы потерялись? А что это за буквы? (гласные)
    - Сравните, чем слова отличаются?

    Какие буквы на письме обозначают твёрдость согласного звука, а какие мягкость согласных звуков?

  2. Какие буквы имеют 2 звука?
  1. Изучение нового.
    1). Прочитаем буквосочетания на доске:

Ль, бь, зь, мь, вь, сь, пь, дь, нь, ть

Как произносится звук в этих буквосочетаниях?(мягко)

Что за буква? Кто узнает?

Звука не обозначает, может только показать

- Эта буква мягкий знак обозначает мягкость согласного звук

4 . Сообщение темы и цели урока.

Тема нашего урока посвящена очень интересной и хитрой букве, которая называется мягкий знак
Цель нашего урока познакомиться с буквой ь; узнаем какую работу он выполняет; будем учиться читать слова с новой буквой

– Чтобы узнать все про ь, давайте понаблюдаем за ним.

Прочитайте слова. Что они обозначают?
1) Звуковой анализ слов мел – мель

Сколько слогов в словах?

Сколько букв и сколько звуков в словах? (мел - 3б,3зв.,

А в слове мель - 4б, 3 зв.)

Почему звуков меньше, чем букв? Может кто знает?

Ь - буква-помощница, которая сама разговаривать не умеет, звука не образует не читается никак, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласные читаются мягко.

Составим схемы. Кто мне хочет помочь?

Мел - мель

Чем отличаются эти схемы? (последними звуками: один мягкий, другой твердый)

Как произносится последний звук?
- Какой вывод можно сделать? (ь звука не образует).
- Зачем нужна такая буква, которая не обозначает никакого звука

Учебник с135 слово гуси – гусь (разбор)

5. физкультминутка « Буратино

  1. Отгадайте загадки:

Он стройный и красивый,

У него густая грива. (конь)

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко (лось)

2). Чтение в Азбуке с.135 рассказ про лося.
- Откройте Азбуку с. Давайте прочитаем рассказ.

О ком этот рассказ?

Давайте придумаем название(озаглавим) текст. « Лесной житель»

Сколько предложений в этом рассказе? (4)

Как вы понимаете предложение «Для лося нет преград»

С чем его сравнивают? (ветром)

Чем питается лось? (зеленью, солью)

Задание найдите и прочитайте слова с мягким знаком на конце?

7. Самостоятельная работа НА ДОСКЕ ПОЯВЛЯЮТСЯ ИЛЛЮСТРАЦИИ ЖИВОТНЫХ: ЛОСЯ, КОНЯ

1).Составить схемы слов (в тетради) , сделать звуко – буквенный анализ слов

1 в. - лось

2 в. – конь

б) Звукобуквенный анализ слова “ЛОСЬ”

- Сколько слогов в слове ЛОСЬ ? Конь

Сколько букв? - Сколько звуков? - Почему звуков меньше, чем букв?

(Буква Ь не обозначает звука, поэтому в слове букв больше, чем звуков).

Придумать предложение со словом лось

8. Закрепление изученного.

На доске (одной половины) : жар, ел, кон, мыл
- Добавьте к данному слову ь, прочитаем слова которые получатся,

Жарь, ель, конь, мыль

Чем отличаются слова? В первых словах согласный на конце слова твёрдый, а в словах других – мягкий. Мягкость согласного на письме обозначается Ь. Чем ещё отличаются слова? Они отличаются значением.

Изменилось значение слова? Важно ли на конце писать ь?

Мягкий знак – хитрый знак.
О себе он скажет так:
«Я волшебник. Захочу –
Появлюсь и превращу
Мел, которым пишут в школе,
В мель, опасную на море,
Угол в уголь, брата в брать...
Так что, всем несдобровать –
Тем, кто вздумает лениться,
Без старания учиться.
Так что, дети не ленитесь
И примерно все трудитесь.
И тогда могу сказать:
Все получите вы пять

8. Игра «Превращение слов» (кидаю мяч)


Я вам буду говорить слова, которые обозначают несколько предметов, а вы должны будете сказать слово, которое обозначает один предмет.
Лоси, кони, гуси, медведи, тетради, двери, звери, тени, ночи.

Работа в учебнике с. 136

  1. чтение слов столбиками;
  2. чтение рассказа, постановка вопросов по содержанию детьми.

Поставьте вопросы по тексту?


9. Итог урока.
Возвращаемся к задачам, которые ставили в начале урока.
- С какой новой буквой познакомились?
- Звук она обозначает?
- Какова роль ь?
-Догадайтесь, какое слово я задумала? В этом слове 1 слог, 4букв, 3 звуков (это большое животное - лось)

Почему букв больше? (Мягкий знак звука не образует)

Для чего нужен мягкий знак?

Какие слова с мягким знаком вы запомнили?
- Что на уроке было особенно интересным?
- В чём испытали трудность?