Предложения с обращениями распространенные и нераспространенные. Нераспространенные и распространенные обращения
Обращение и его назначение. Распространенные обращения
Нам известно, что в русском языке встречается понятие осложненного простого предложения.
Усложняющие элементы на письме выделяются знаками препинания: чаще всего запятыми, но иногда используются и другие.
Осложнять предложение могут вводные слова, обращения, однородные, уточняющие или обособленные члены. Сегодня поговорим об обращении как об осложняющем элементе, его назначении в предложении.
Сам термин «обращение» точно отражает его суть.
Обращение - это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращена речь. Чаще всего оно имеет форму именительного падежа и произносится с особой, звательной интонацией.
Не случайно интонация имеет такое название «звательная». Всё дело в том, что в древнерусском языке было не шесть падежей, а семь. Как раз седьмой падеж назывался - звательный, т.е. он употреблялся при обращениях. До сих пор этот падеж сохранился в украинском языке, а из русского исчез. Но формы звательного падежа мы можем встретить в некоторых литературных произведениях.
Вспомните, например, как обращалась рыбка к старику из сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»? («Чего тебе надобно, старче?»). Поэт использовал в сказке форму звательного падежа.
Для того, чтобы не спутать обращение с подлежащим, которое тоже выражается формой именительного падежа, следует учитывать, что обращение не является членом предложения и не входит в грамматическую основу. Так же как и вводные слова или междометия, обращения не связаны с другими словами ни подчинительной, ни сочинительной связью. Они соотносятся по смыслу или со всем предложением, или с какой-либо его частью и служат для привлечения внимания собеседника к сообщению или для оценки сообщения. Обращения на письме выделяются запятыми или восклицательным знаком.
Например:
Прощай же, море, не забуду твоей торжественной красы. (А. Пушкин)
Обращение может стоять в начале, в середине или в конце предложения. Оно может употребляться и как самостоятельное предложение. Например, мы можем сказать: Например:
Ребята, подойдите сюда!
А можем с той же целью использовать предложение:
Чаще всего обращения употребляются в разговорной речи. В устной речи они служат для привлечения внимания собеседника к сообщению и одновременно для выражения отношения говорящего к собеседнику. Такие обращения выражаются существительными одушевленными, реже - прилагательными в значении таких существительных.
Например:
Тише, Лидочка, милая, тише! (Н. Чуковский)
Также при обращениях могут быть определения, выраженные чаще всего прилагательными и причастиями, притяжательными и указательными местоимениями, зависимыми существительными, числительными, иногда отдельным придаточным предложением. Такое обращение называют распространенным.
Например:
Уважаемые коллеги, поздравляем вас с профессиональным праздником!
Ты теперь не так уж будешь биться, сердце, тронутое холодком. (С. Есенин)
Распространенные обращения могут быть расчленены. Это свойственно разговорной речи или речи, воспроизводящей разговорную:
Например:
Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И. Крылов).
Нераспространенные обращения употребляются с целью выделить адресата из числа других, воспринимающих речь. А распространенные обращения не только называют адресата, но и характеризуют его, передают отношение к нему.
В поэтической речи в качестве обращения может выступать и существительное неодушевленное. Это один из приемов олицетворения.
Например:
Серебристая дорога, ты зовешь меня куда? (С. Есенин)
Существуют и своеобразные традиции в использовании обращений. Так, например, во многих странах общепринятые обращения не изменяются в течение веков, например в Великобритании - сэр и мисс, в Польше - пан и пани, в Италии - синьор и синьора, во Франции - месье и мадам и т.п. Есть ли традиционные обращения в нашей стране? Совсем недавно (по меркам истории) в нашей стране к женщине было принято обращаться «гражданка», а к мужчине - «гражданин», или «товарищ», невзирая, на пол собеседника.
Например:
Товарищ Петрова, выступите на собрании.
В настоящее время мы так уже не говорим. Но можем использовать, например, некоторые обращения, отражающие принадлежность к той или иной профессии.
Например, в медицине: доктор, сестра, няня;
Или традиционное обращение к женщинам и мужчинам: женщина, девушка, молодой человек, мужчина и т.п.
Но общепринятой, всеми признанной системы обращений в русском языке нет. Часто используется безличная форма обращения:
Например, в транспорте: «Простите, какая следующая остановка?».
Или в незнакомом городе: «Скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Героев Сталинградской битвы?».
Теперь подведем краткие итоги:
1. Обращение - это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращена речь.
2. Оно выделяется интонационно в устной речи и знаками препинания на письме (чаще запятыми, в некоторых случаях - восклицательным знаком).
3. Обращение может стоять в начале, в середине или в конце предложения. Также оно может использоваться и как самостоятельное предложение.
4. Чаще всего обращения употребляются в разговорной речи и бывают выражены одушевленным или неодушевленным существительным в форме именительного падежа или прилагательными в значении одушевленных существительных.
5. Выделяют также распространенные обращения - это обращения с определением. Кроме того, перед обращением может использоваться частица О, которая от него запятой не отделяется, но междометие О (в значении «ах») отделяется запятой или восклицательным знаком.
6. В русском языке отсутствуют единообразные обращения к женщине и мужчине.
Список использованной литературы:
- Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: учебники для 5, 6, 7 кл. общеобразовательных учреждений; Научный ред. акад. РАО Н.М. Шанский. – М.: Просвещение.
- Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык: учебники для 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение.
- Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7, 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений /Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта, – М.: Дрофа.
- Львова С.И., Львов В.В. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7, 8 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина.
- Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. Учебник для 5-9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа.
- В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова, Г.К. Лидман–Орлова и др. Русский язык. Практика. Учебники для 5, 6, 7, 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М., Дрофа; Никитина Е.И.
- Русская речь. 5-9 классы. – М.: Дрофа.
- Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов А.Ю. и др. Русский язык: Учебники для 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение.
- Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 8 класс. М.: Просвещение, 2012
- Гольдин З.Д., Светлышева В.Н. Русский язык в таблицах. 5-11 классы: Справочное пособие. – М.: Дрофа, 2000
8 класс Русский язык Урок № _____
Дата ______________________
Тема: обращение распространенные и нераспространенные.
Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся об обращении; познакомить со способами выражения обращения, правилами выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме (выделительные знаки препинания); находить в предложении обращение, употреблять его с учётом речевой ситуации;
развивать логическое мышление и языковое чутье;
воспитывать умение работать в группе, внимательно слышать и слушать мнение другого человека; воспитывать любовь к родному языку, культуре.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: презентация, смайлики, музыкальное оформление
ХОД УРОКА
І. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Наш урок я хочу начать словами известного певца, актера, к сожалению, ушедшего из жизни в расцвете лет В.С.Высоцкого
Эпиграф
Мы рубим ступени... Ни шагу назад!
И от напряженья колени дрожат,
И сердце готово к вершине бежать из груди.
Весь мир на ладони! Ты счастлив на нем
И только немного завидуешь тем,
Другим, у которых вершина еще впереди.
В. Высоцкий
Учитель: Да, есть жизненные вершины, а мы будем путешествовать по страницам русского языка, и покорять нелегкие языковые вершины.
Отрывок из песни « ВЕРШИНА»
Поэтому я приглашаю Вас к сотрудничеству,соавторству, содружеству
Какая приставка в этих словах? (СО -)
Приставка со - означает вместе. Давайте весь урок будем вместе.
ll. Актуализация опорных знаний
Учитель: запишите
Классная работа
Вершина № 1 « Буквенный диктант»
Бесценный, исчезнуть, безграничный,беспринципный, беспризорник, разблокировать, беспорядок, бесконечный, развести, разболеться, разжалобить, безвластие.
Вершина № 2 Синтаксический диктант. « Крестики нолики»
Назывные предложения содержат в себе главный член предложения – сказуемое (0)
В определенно-личных предложениях сказуемое выражено 3 л. мн.ч
Однородными могут быть как главными так и второстепенные члены предложения
Однородные члены предложения это слова, которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову, выражаются обычно одной и той же частью речи
Определения могут быть однородными и неоднородными
В предложении может быть только один ряд однородных членов предложения
В предложении есть обобщающее слово. Всюду слышались звуки: за окном, в печи, над крышей.
lll. Мотивация учебной деятельности
Учитель: Ребята, посмотрите на предложение и определите тему урока
Сватовский край, ты вдохновляешь нас на великие дела: на создание картин и стихов, на научные открытия и спортивные достижения, на мужество и стойкость в защиту своей страны.
Ответ: Я, думаю, тема урока « Обращение»
Учитель: Запишите в тетради тему урока. Обращение распространенное и нераспространенное. Знаки препинания при нем.
Учитель: определите задачи урока.
Повторить сведения об обращении
Узнать что-то новое об обращении
Научиться находить обращения в предложении
Правильно ставить знаки препинания при обращении
Развивать логическое мышление и речь
Обогащать словарный запас
Прививать целеустремленность и любовь к родному краю
l V. Изучение нового материала
Вершина № 3 « Теоретическая» Стр. 165 §40
А. Составить « Кластер» по теме « Обращение»
Б. Составить алгоритм постановки ЗП
АЛГОРИТМ
В. Представить теоретический материал, используя прием « Фишбоун»
Г. Дополнение учителя
В роли обращения обычно употребляется одушевленное существительное
В поэтической речи используется прием –олицетворения-обращение к предметам и явлениям
Например: Я вернусь к тебе, мой край родной!
Местоимения ты, вы не являются обращением. Однако иногда встречаются предложения, в которых местоимения (ты,вы) выступают в роли обращения.
Например : Эй, ты, просмотри вокруг!
Если обращение находится в конце предложения, то может стоять и вопросительный знак
Например: О чем ты воешь, ветр ночной?
Существуют этикетные обращения
Например: Здравствуй, Днепр широкий!
С добрым утром, город мой любимый!
Следует избегать просторечных обращений(мамаша, бабка, женщина), фамильярдных слов и выражений(дорогуша, красавица)
V. Закрепление материала
Вершина № 4 « Практическая»
Учитель: Ваша задача - найти в предложениях обращение, определить распространенное оно или нераспространенное. Обратить внимание на знаки препинания.
Соколко Лидия Васильевна родилась в селе Первомайское Сватовского района. По специальности художник-педагог
Мама! Вишня у нас
Под окном расцвела!
(Зимний день)
Н. Щепенко родился в 1915 году. Входил в состав общества писателей Украины. В его честь названо детское учрежление « Слобожанська криниця»
О Земля, мать наша родная! Нет во всем мире человека, которого бы ты не воодушевляла животворящими соками своими.
Сергей Кривонос, Сватовский поэт, автор поэтических сборников « Живые голоса», « Цветенье вишен» и др…
Стихи мои, взлетите выше в небо
И навестите дальние края.
Я в тех краях ни разу, может, не был,
Но там такие люди, как и я.
Ольга Фоменко , Сватовская поэтесса, сейчас на пенсии, живет возле нашей школы
Спасибо, мама, за терпенье
И знай, что я тобой живу.
Работа с учебником
Упражнение 267 А
l вариант – 1,2
ll вариант – 3,5
Творческая работа
Задание: преобразовать предложения, чтобы они были с обращением
Людям всей земли следует беречь и охранять памятники архитектуры.
Молодежь внимательно относится к людям старшего возраста.
Жители нашего города помнят историю Сватовского края.
Задание на опережение
Экскурсия по городу с использованием обращения
Уважаемые слушатели! Приглашаю Вас отправиться в путешествие по нашему Сватовскому краю.
Слайд № 1
В нашем городе проходит много культурных мероприятий. Мы знакомимся с интересными и творческими людьми.
Сватовчане! Уважайте традиции нашего края.
Слайд № 2
Уважаемые гости, в нашем городе есть прекрасные, удивительные места. Он имеет удивительно живописные уголки. Приезжие восхищаются его чистотой и жителями
Слайд № 3
Чтобы лучше знать историю нашего края в школе читается курс « Украинознание», « Этногеография».
Школьники! Изучайте историю родного края.
Сватовчане! Любите свой родной край!
V l . Итог урока
Ребята, вот и покорили мы с вами языковые вершины. Друзья, прекрасен наш союз.- говорил О.С.Пушкин и я, работая с вами. Мне приятно было идти по ступеням к вершинам. На парте у вас лежит 2 вида смайликов. С их помощью скажите мне: какое у вас настроение от проведенного урока?
V ll . Прием « Незаконченное предложение»
- Обращение выражается ….. словом или ссч
В конце предложения с обращением может ставиться ….. ! или?
Обращения бывают ….. распространенные и нераспространенные
Частица О …. Не отделяется запятой от обращения
V lll. Домашнее задание: §40,41, упражнение 271 А (1-4)
Цель урока: Цель урока: 1. Систематизировать и обобщить знания об обращении. 2. Познакомить со способами выражения обращения, правилами выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме (выделительные знаки препинания). 3. Находить в предложении обращение, употреблять его с учётом речевой ситуации.
Запишите предложения. Укажите обращения. Какие они, распространённые или нераспространённые? Дай руку, Дельвиг, что ты спишь? Проснись, ленивец сонный! Прощай, письмо любви! Прощай: она велела… Ах ты, старый конюх, неразумный, Разгадаешь ли ты, старый, загадку?
АДРЕСАТ РЕЧИ: фамилия, имя, отчество лица фамилия, имя, отчество лица наименование лица по роду занятий, возрасту, полу, занимаемой должности, месту жительства, национальной принадлежности, родственным и иным отношениям наименование лица по роду занятий, возрасту, полу, занимаемой должности, месту жительства, национальной принадлежности, родственным и иным отношениям кличка животного кличка животного неодушевлённые предметы неодушевлённые предметы
Домашнее задание. Задание на выбор: 1. Понаблюдайте, как обращаются учителя, работающие в вашем классе, к ученикам. Сделайте вывод: когда учителя обращаются к вам по имени, а в каких случаях – по фамилии? Свои выводы запишите. 2. Из произведений А.С. Пушкина или Н.В. Гоголя выписать 5-7 предложений с обращениями. С какой целью используются данные обращения в тексте?
Основные задачи урока:
«8 класс Урок №71 -РМ»
8 класс
Мотивационный этап
Подумайте, что общего у предложений? Найдите соответствующую предложению схему, соедините ее стрелкой с предложением. Работа в парах. Время на работу – 3 мин.
Предложения | |
1) И вспомнил я отцовский дом, ущелье наше и кругом в тени рассыпанный аул. 2) На вершине гор лежали густые облака, не позволяющие различать их верхние очертания. 3) Горячим пламенем горел костер, бросая в темноту скупые блики света. 4) Далеко, в лесу, раздавались удары топора. 5) Для чего ты плачешь, звон свирели? | 1) как? , как именно ? , … . 2) где? , где именно ? , … . 3) , и … . 4) сущ., . 5) , . |
Операционно-деятельностный этап
Знакомство с § 36, стр. 164 – 165.
Задание: самостоятельно прочитать теоретическую часть, составить опорный конспект «Обращение». Работаем в группах. Каждая группа «сворачивает» информацию одного абзаца параграфа в схемы, символы, ключевые слова (кроме последнего абзаца на стр. 164). Время на работу – 3 мин.
Составление алгоритма.
Каким может быть алгоритм
Работа с текстом.
- «Казахстан», подчеркнуть в карточке.
Казахстан – суверенное государство, расположенное в центральной части Европы. Если взглянуть на территорию Казахстана из космоса, то мы увидим высокие, покрытые ледниками горы, холмы и возвышенности. Родина многих великих писателей: Кунанбаева и Дулатова, Сейфуллина и Майлина, Кудайбергенова и Ауэзова - Казахстан. Тысячи туристов приезжают в Казахстан, чтобы посетить один из красивейших заповедников - Баянаул. Я люблю тебя, мой Казахстан!
Конструирование предложений:
Хороша роза ранним утром когда на ней блестят капельки росы. Пусть ветры буйные несут привет нашим братьям за моря и океаны. Ах, белая березонька шумит своей листвой. Дождик щедрый и теплый напоит землю досыта. Не гремит гром не шумит ветер не мешают спать детке маленькой.
Дифференциация заданий.
Рефлексия
Что объединяет обращение с обособленными членами предложения?
Просмотр содержимого документа
«8 класс Урок №71 Обращение»
8 класс | ||
Урок №71 | Обращение. Нераспространенные, распространенные обращения. |
|
Цели: | актуализировать уже имеющиеся знания по теме и мотивировать к дальнейшему изучению материала; научиться использовать распространенные обращения в речи; развивать умения обнаруживать обращение в тексте, определять способ его выражения, разграничивать обращение и подлежащее; развивать речь учащихся (обогащать словарный запас; усиливать коммуникативные свойства речи (экспрессивность, выразительность) через умение выразительно, с соблюдением звательной интонации читать предложения с обращениями); совершенствовать пунктуационную зоркость учащихся; выделять в информации главное, сравнивать, доказывать, «сворачивать» информацию в схемы, таблицы; способствовать воспитанию культуры умственного труда, коммуникативного общения в группе. |
|
Прогнозируемые результаты: | обобщают и систематизируют материал об обращении в виде опорной схемы, находят обращения в предложениях и выделяют знаками препинания, стремятся к овладению художественными образами и выразительными свойствами языка; |
|
Тип урока: | комбинированный |
|
Оборудование: | раздаточный материал, учебник, опорные таблицы |
|
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационно-мотивационный этап | Приветствие учащихся. Мотивация учебной деятельности. «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и может быть, я запомню. Сделай меня соучастником, и я пойму». (Китайская пословица) Выход на тему урока. Целеполагание. Прочитайте предложения на интерактивной доске. Подумайте, что общего у них? Найдите соответствующую предложению схему, соедините ее стрелкой с предложением. Работа в парах. Итак, что общего в предложениях? Прокомментируйте выбор соответствия схем и предложений. Почему, как вы утверждаете, нет схемы этого предложения? Что можно сказать о последнем предложении? Чем оно осложнено? Начертите схему, соответствующую предложению. Определите тему урока и учебные задачи. | Приветствуют учителя. Расшифровывают эпиграф к уроку Выполняют задание, комментируют выбор. Они простые, осложнены разными членами предложения. 1-е предложение соответствует схеме № 3, простое предложение, осложнено однородными членами предложения – дополнениями. 2-е предложение соответствует схеме № 4, простое предложение, осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом. 3-е предложение соответствует схеме № 5, простое предложение, осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. 4-е предложение соответствует схеме № 2, простое предложение, осложнено уточняющим обстоятельством места. Для 5-го предложения нет схемы. Схема №1 не соответствует пятому предложению, т.к. она показывает осложнение предложения уточняющими обстоятельствами. Предложение осложнено обращением. Выполняют схему пятого предложения. Определяют тему урока, формулируют цель и задачи урока. Тема: «Обращение». Узнать новую информацию об обращении, вспомнить значение, основные отличительные признаки обращения, использование в речи. Уметь находить в предложении обращение, правильно ставить знаки препинания. |
Операционно-деятельный этап | Составление кластера (ОК) Так как вы уже много знаете об обращении, то работу по углублению знаний проведем как самостоятельное знакомство с §50, стр. 304 – 307. Задание: самостоятельно прочитать теоретическую часть, составить опорный конспект «Обращение». Работаем в группах. Каждая группа «сворачивает» информацию параграфа в схемы, символы, ключевые слова. Время на работу – 5 мин. Проверка выполненной работы. Информация. Обращение – это слово или словосочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью. Обращение выражается формой именительного падежа существительных, прилагательных, причастий в значении существительных. Местоимения не могут быть обращениями. Обращения могут быть распространенными и нераспространенными. В поэзии обращениями могут быть неодушевленные существительные. Это один из приемов олицетворения. Обращение произносится с особой, звательной, интонацией. Оно может стоять в начале, середине и в конце предложения. Не является членом предложения. Обращение в предложении выделяется запятыми. Если обращение произносится с особым чувством и стоит перед предложением, то после него ставится восклицательный знак, а предложение начинается с большой буквы. Обращения употребляются в устной речи для привлечения внимания слушающего к сообщению. Они используются в разных стилях речи. Выделите, что самое главное в информации? Что нового в информации об обращении вы узнали? Каким может быть алгоритм определения обращения? Попробуйте составить. Комментирование опорной схемы. Из упражнения №571 выписать два - три предложения, подтверждающие информацию опорного конспекта. Прочитать с соблюдением правильной интонации, доказать по алгоритму, что предложение осложнено обращением, объяснить постановку знаков препинания. Работа с текстом. Казахстан – суверенное государство, расположенное в центральной части Европы. Если взглянуть на территорию Казахстана из космоса, то мы увидим высокие, покрытые ледниками горы, холмы и возвышенности. Родина многих великих писателей: Кунанбаева и Дулатова, Сейфуллина и Майлина, Кудайбергенова и Ауэзова - Казахстан. Тысячи туристов приезжают в Казахстан, чтобы посетить один из красивейших заповедников - Баянаул. Я люблю тебя, мой Казахстан! - Определить синтаксическую роль слова «Казахстан», подчеркнуть в карточке. Доказать, опираясь на алгоритм, что в последнем предложении есть обращение. Переконструирование предложений. Перестройте записанные на доске предложения так, чтобы подлежащие стали обращением. Выполнить схемы к предложениям. Хороша роза ранним утром когда на ней блестят капельки росы. Пусть ветры буйные несут привет нашим братьям за моря и океаны. Ах, белая березонька шумит своей листвой. Дождик щедрый и теплый напоит землю досыта. Не гремит гром не шумит ветер не мешают спать детке маленькой. В чем испытывали затруднения? Сделайте вывод: что объединяет эти предложения? Дифференциация заданий. Группа более подготовленных учеников: создайте текст, используя обращения к другу, к родственнику, к учителю (на выбор); Группа менее подготовленных учеников: вставьте распространенные обращения в текст упр. 320. Выборочная проверка. Почему использовали именно эти обращения? Приведите аргументы, опираясь на тексты. Подвести учащихся к выводу: обращения используются в различных стилях речи в зависимости от ситуации. | Самостоятельная работа учащихся. Опорный конспект учащихся Значение. Словосочетание 2. Именительный падеж Сущ ., Местоимение Распр. Нераспр. Неодуш. сущ = Олицетворение Звательная интонация Член предложения Выделительные знаки: , ! Устная речь Все стили речи Понятие обращения, признаки, функции, знаки препинания при обращении. Виды обращений, употребление частиц и междометий с обращениями. Алгоритм. Это обращение, так как 1. Называет того, к кому обращаются с речью 2. Стоит в форме именительного падежа 3. Звательная интонация 4. Не является членом предложения Выписывают из упражнения два – три предложения, которые иллюстрируют любую часть опорного конспекта. Читают с соблюдением звательной интонации, по алгоритму доказывают, что предложение осложнено обращением, объясняют постановку знаков препинания. Взаимопроверка. Озвучивание результатов. Тема – Казахстан. Стиль – публицистический. Самостоятельная работа. Синтаксическая роль: подлежащее, определение, сказуемое, обстоятельство; в последнем предложении – обращение, не является членом предложения. Ответы учащихся. Самопроверка через ключ на доске. Проверяют свои записи предложений, схемы, корректируют работу. В этих предложениях обращения употреблены в художественном стиле, выражены именем существительным неодушевленным. Это олицетворения. Самостоятельная творческая деятельность учащихся. Используют обращения, исходя из стилевой принадлежности текста. |
Рефлексивно-оценочный этап | Рефлексия «Свободный микрофон» Что объединяет обращение с другими изученными темами в курсе 8 класса? Чем обращение отличается от них? Сравните предложения. Почему в одном предложении после «О» перед обращением стоит запятая, а другом предложении – нет? О, Даша, посмотри, как здесь красиво! Опять я ваш, о юные друзья! Как вы понимаете фразу Н.В.Гоголя «Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения»? | Осложняет предложения, как обособленные определения, обособленные обстоятельства, уточняющие члены предложения. Не является членом предложения. Видимо, главная причина в том, какой частью речи является «О». |
Домашнее задание | §50, стр. 304 – 307, выучить опорный конспект Продвинутый уровень: выписать из комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» 8-10 предложений с обращениями. Указать, чем выражены обращения, как они характеризуют говорящего и того, к кому обращаются с речью. Достаточный уровень: Упр. 576. | Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы |
Просмотр содержимого презентации
«Обращения»
ОБРАЩЕНИЕ
Слова или сочетания слов, называющие адресата речи (лицо, реже предмет).
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/12/s_58c4f10519dc8/img_s584165_2_1.jpg)
- Собственные имена людей;
- названия лиц по степени родства, по положению в обществе, по профессии, занятию, должности, званию, по национальному или возрастному признаку, по взаимоотношениям людей и т. д.;
- названия или клички животных;
- названия предметов или явлений неживой природы, обычно в этом случае олицетворяемых;
- географические наименования и т. д.
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/12/s_58c4f10519dc8/img_s584165_2_2.jpg)
Обращения
выражаются
именами
существительными
в форме
именительного
падежа
субстантивированными
словами:
Жизнью пользуйся,
живущий.
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/12/s_58c4f10519dc8/img_s584165_2_3.jpg)
- Побудить собеседника слушать, привлечь внимание к сообщению
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/12/s_58c4f10519dc8/img_s584165_2_4.jpg)
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/12/s_58c4f10519dc8/img_s584165_2_5.jpg)
- нераспространённым
- распространённым определениями (согласованными, несогласованными, приложениями)
- Прощай, немытая Россия…
- Ты пахни в лицо, ветер с полудня !
- Тебе, Кавказ, суровый царь земли , Я посвящаю снова стих небрежный.
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/12/s_58c4f10519dc8/img_s584165_2_6.jpg)
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИЯХ
- Обращение выделяется ЗАПЯТЫМИ.
Поздравляю, товарищи, с благополучным прибытием!
- При усилении эмоциональности ставится восклицательный знак после обращения:
Откройся, мысль!
- Если после обращения имеется определение или приложение, то оно обособляется. Такое определение воспринимается как второе обращение:
Дедушка, миленький, где ж ты был?
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/12/s_58c4f10519dc8/img_s584165_2_7.jpg)
- Частицы О, АХ, А и другие, стоящие перед обращениями, от них не отделяются:
О мой милый, прекрасный сад.
Ах Надя, Наденька…
Смерть, а смерть, ещё мне там дашь сказать одно словечко?
- Если же перед обращением стоит междометие, то оно отделяется запятой или восклицательным знаком:
Ах, поля мои, хороши вы в печали своей.
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/12/s_58c4f10519dc8/img_s584165_2_8.jpg)
- ЧАСТИЦА имеет усилительное значение и от обращения интонационно не отделяется (не имеет самостоятельного ударения):
- О поле моё заветное, ты сейчас отдыхаешь после жатвы.
- МЕЖДОМЕТИЕ интонационно самостоятельно, ударно, после него имеется пауза:
- О, ветер! О, снежные бури!
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/12/s_58c4f10519dc8/img_s584165_2_9.jpg)
Вы любите осень?
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/12/s_58c4f10519dc8/img_s584165_2_10.jpg)
РАССТАВЬТЕ НЕДОСТАЮЩИЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ
Что с вами синий свитерок?
Что с вами, синий свитерок ?
О солнце раскалённое чрез меру угасни смилуйся над бедною землёй!
О солнце, раскалённое чрез меру, угасни , смилуйся над бедною землёй!
Дай коры мне о берёза!
Дай коры мне , о берёза !
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/12/s_58c4f10519dc8/img_s584165_2_11.jpg)
Принимаю тебя неудача
И удача тебе мой привет!
Принимаю тебя , неудача,
И , удача, тебе мой привет!
Куда так кумушка бежишь ты без оглядки?
Куда так , кумушка, бежишь ты без оглядки?
Возьмёмся за руки друзья
Чтоб не пропасть поодиночке.
Возьмёмся за руки , друзья,
Чтоб не пропасть поодиночке.
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/12/s_58c4f10519dc8/img_s584165_2_12.jpg)
- Приезжай ты к нам соколик мой ясный мы тебе и лошадей вышлем на Песочное.
- И в это самое мгновенье не ты ли милое виденье в прозрачной темноте мелькнул?
- Спешу уведомить тебя душа Тряпичкин какие со мной чудеса.
- Приезжай милый дедушка Христом Богом тебя молю возьми меня отседа.
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/12/s_58c4f10519dc8/img_s584165_2_13.jpg)
Ключ к карточке 1
- Приезжай ты к нам , соколик мой ясный, мы тебе и лошадей вышлем на Песочное. (Из письма няни Егоровны Владимиру Дубровскому.)
- И в это самое мгновенье не ты ли , милое виденье, в прозрачной темноте мелькнул? (Из письма Татьяны к Онегину.)
- Спешу уведомить тебя , душа Тряпичкин, какие со мной чудеса. (Из письма Хлестакова.)
- Приезжай , милый дедушка, Христом Богом тебя молю , возьми меня отседа. (Из письма Ваньки Жукова.)
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/12/s_58c4f10519dc8/img_s584165_2_14.jpg)
- А по вечерам я всё чаще вспоминаю о тебе мой …
- Скажи мне добрый …
- А вы уважаемый …
- … это только тебе мой милый потому что только ты …
- … вам дорогие мои друзья с самым добрым …
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/12/s_58c4f10519dc8/img_s584165_2_15.jpg)
- А по вечерам я всё чаще вспоминаю о тебе , мой …
- Скажи мне , добрый …
- А вы , уважаемый …
- … это только тебе , мой милый, потому что только ты …
- Но если вы снова попробуете …
- … вам , дорогие мои друзья, с самым добрым …
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/12/s_58c4f10519dc8/img_s584165_2_16.jpg)
- Сыпь ты черёмуха снегом пойте вы птахи в лесу.
- Сыплет черёмуха снегом зелень в цвету и росе.
- Берёзка повсюду снилась нам ты вдали от родины любимой.
- И рано-раненько весною берёзка белая опять оделась новою листвою и стала землю украшать.
- Спой мне иволга песню пустынную.
- Уж очень осторожна иволга у гнезда.
- Принесли баян и рокот густых басов заполнил комнату.
- Про родимый край так баян сыграй чтоб жилось и пелось от души.
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/12/s_58c4f10519dc8/img_s584165_2_17.jpg)
Ключ к карточке 3
- Сыпь ты , черёмуха , снегом , пойте вы , птахи , в лесу.
- Сыплет черёмуха снегом зелень в цвету и росе.
- Берёзка , повсюду снилась нам ты вдали от родины любимой.
- И рано-раненько весною берёзка белая опять оделась новою листвою и стала землю украшать .
- Спой мне , иволга , песню пустынную.
- Уж очень осторожна иволга у гнезда.
- Принесли баян , и рокот густых басов заполнил комнату.
- Про родимый край так , баян , сыграй , чтоб жилось и пелось от души.
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/12/s_58c4f10519dc8/img_s584165_2_18.jpg)
- Летите прочь воспоминанья.
- Скажи болван чем ты оправдаешься?
- Хорошая любимая родная мы друг от друга далеко живём.
- Прекрасны вы поля земли родной.
- О поле поле кто тебя усеял мёртвыми костями?
- Забушуй же непогодушка разгуляйся Волга-матушка.
- Нина а Нин поди сюда.
- В минуту унынья о родина-мать я мыслью вперёд улетаю.
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/12/s_58c4f10519dc8/img_s584165_2_19.jpg)
- Летите прочь , воспоминанья .
- Скажи , болван, чем ты оправдаешься?
- Хорошая, любимая, родная, мы друг от друга далеко живём.
- Прекрасны вы , поля земли родной .
- О поле, поле, кто тебя усеял мёртвыми костями?
- Забушуй же , непогодушка, разгуляйся , Волга-матушка .
- Нина, а Нин, поди сюда.
- В минуту унынья , о родина-мать, я мыслью вперёд улетаю.