Петр 1 женился на евдокии. Трагическая судьба Евдокии Лопухиной — первой жены царя Петра I. Ах, эта свадьба

Петр Алексеевич Романов (официальные титулы: Петр I Великий, Отец Отечества) – выдающийся монарх, сумевший произвести глубочайшие преобразования в государстве российском. За период его правления страна вошла в число передовых европейских держав и обрела статус империи.

Среди его достижений – создание Сената, основание и строительство Санкт-Петербурга, территориальное деление России на губернии, а также усиление военной мощи страны, получение важного для экономики выхода к Балтийскому морю, активное использование в различных областях промышленности передового опыта европейских государств. Однако, по мнению ряда историков, необходимые стране реформы он проводил спешно, малопродуманно и крайне жестко, что привело, в частности, к сокращению населения страны на 20-40 процентов.

Детство

Будущий император появился на свет 9 июня 1672 года в Москве. Он стал 14-м ребенком царя Алексея Михайловича и первым из троих детей его второй супруги, крымско-татарской княжны Натальи Кирилловны Нарышкиной.


Когда Петру исполнилось 4 года, отец скончался от сердечного приступа. Ранее он объявил престолонаследником Федора, сына от первого брака с Марией Милославской, с детства имевшего слабое здоровье. Для матери Петра настали сложные времена, вместе с сыном она поселилась в Подмосковье.


Мальчик рос крепким, живым, любознательным и активным ребенком. Его воспитанием занимались няньки, образованием – дьяки. Хотя впоследствии он имел проблемы с грамотностью (к своему 12-летию еще не освоил русскую азбуку), но с малых лет знал немецкий язык и, обладая отличной памятью, позже освоил английский, голландский, французский языки. Кроме этого, он изучил множество ремесел, включая оружейное дело, столярное, токарное.


После кончины в 20-летнем возрасте царя Федора Алексеевича, не сделавшего распоряжений относительно наследника престола, родня его матери Марии Милославской, первой жены отца, посчитала, что новым царем должен стать следующий по старшинству ее 16-летний сын Иван, страдавший цингой и эпилепсией. Но боярский клан Нарышкиных при поддержке патриарха Иоакима выступил за кандидатуру своего ставленника – здорового царевича Петра, которому тогда исполнилось 10 лет.


В результате Стрелецкого бунта, когда были убиты многие родственники царицы-вдовы, монархами провозгласили обоих претендентов на престол. Иван был объявлен «старшим» из них, а полновластной правительницей, в силу их юного возраста, стала сестра Софья, полностью отстранившая от управления страной свою мачеху Нарышкину.

Царствование

Вначале Петра не особенно интересовали государственные дела. Он проводил время в Немецкой Слободе, где познакомился с будущими соратниками Францем Лефортом и Патриком Гордоном, а также с будущей своей фавориткой Анной Монс. Часто юноша бывал и в Подмосковье, где создал из своих сверстников так называемое «потешное войско» (для справки, в XVII веке «потеха» означало не забаву, а военные действия). Во время одной из таких «потех» Петру опалило лицо гранатой.


В 1698 году у него произошел конфликт с Софьей, не желавшей терять власть. В итоге повзрослевшие братья-соправители отправили сестру в монастырь и оставались вместе на престоле до кончины Ивана в 1696 году, хотя фактически старший брат еще раньше уступил все полномочия Петру.

В начальный период единоличного правления Петра власть была в руках князей Нарышкиных. Но, похоронив в 1694 году мать, он взял заботу о государстве на себя. Прежде всего он задался целью получить выход к Черному морю. В результате после постройки в флотилии в 1696-м была взята турецкая крепость Азов, но Керченский пролив остался под контролем османов.


В период 1697-98 гг. царь под именем бомбардира Петра Михайловича странствовал по Западной Европе, обзавелся важными знакомствами с главами государств и приобрел необходимые знания в кораблестроении и навигации.


Затем, заключив в 1700-м мир с турками, он решил отвоевать у Швеции доступ к Балтийскому морю. После ряда успешных операций были захвачены города в устье Невы и возведен город Санкт-Петербург, получивший статус столицы в 1712 году.

Северная война в деталях

Одновременно царь, отличавшийся целеустремленностью и сильной волей, проводил преобразования в управлении страной, рационализировал хозяйственную деятельность – обязывал купечество и дворянство развивать важные для страны отрасли промышленности, строить горные, металлургические, пороховые предприятия, возводить верфи, создавать мануфактуры.


Благодаря Петру в Москве было открыто артиллерийское, инженерное и медицинское училище, в Северной столице – учреждена Академия наук, школа морской гвардии. Он инициировал создание типографий, первой в стране газеты, музея Кунсткамера, общедоступного театра.

Во время военных операций государь никогда не отсиживался в безопасных крепостях, а лично возглавлял армию в боях за Азов 1695-96гг., во время Северной войны 1700-21гг., в ходе Прутского и Каспийского походов 1711 и 1722-23гг. соответственно. В эпоху Петра были основаны Омск, Семипалатинск, присоединен к России полуостров Камчатка.

Реформы Петра I

Военная реформа

Реформы военных сил стали основным плацдармом деятельности Петра Великого, «гражданские» реформы проводились на их базе и в мирное время. Главная цель – финансирование армии новыми людьми и ресурсами, создание военной промышленности.

К концу XVII века стрелецкое войско было распущено. Постепенно водится система рекрутской повинности, приглашаются иностранные солдаты. С 1705 года каждые 20 дворов должны были предоставить одного солдата – рекрута. При Петре срок службы не ограничивался, однако в армию мог отправиться крепостной крестьянин, и это освобождало его от зависимости.


Для управления делами флота и армии создаются Адмиралтейство и Военная коллегия. Активно строятся металлургические и текстильные заводы, верфи и корабли, открываются школы военных и морских специальностей: инженерные, навигационные и т.п. В 1716 году издается Военный устав, регламентирующий взаимоотношения внутри армии и поведение солдат и офицеров.


Итогом реформы стало масштабное (ок. 210 тыс. к концу правления Петра I) и современно оснащенное войско, подобного которому в России еще не было.

Реформа центрального управления

Постепенно (к 1704 г.) Петр I упразднил утратившую эффективность Боярскую думу. В 1699 году создана Ближняя канцелярия, отвечавшая за административно-финансовый контроль госучреждений. В 1711 году учрежден Сенат – высший государственный орган, объединивший ветви судебной, исполнительной и законодательной власти. Устаревшая система приказов заменяется системой коллегий, аналогом современных министерств. Всего было создано 13 коллегий, в т.ч. Синод (духовная коллегия). Во главе иерархии стоял Сенат, ему подчинялись все коллегии, а коллегиям, в свою очередь, администрации губерний и уездов. Реформа была завершена к 1724 году.

Реформа местного управления (областная)

Проходила параллельно с реформой центрального управления и делилась на два этапа. Необходимо было модернизировать устаревшую и запутанную систему деления государства на многочисленные уезды и независимые волости. Кроме того, Петр нуждался в дополнительном финансировании военных сил для Северной войны, чему могло поспособствовать укрепление вертикали власти на местах. В 1708 году территория государства была поделена на 8 губерний: Московскую, Ингерманландскую, Киевскую, Смоленскую, Архангелогородскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую. Позже их стало 10. Губернии подразделялись на уезды (от 17 до 77). Во главе губерний встали приближенные к царю военные чиновники. Главной задачей их являлся сбор рекрутов и ресурсов с населения.

Второй этап (1719) – устройство губерний по шведскому образцу: губерния – провинция – дистрикт. После создания Главного магистрата, который также считался коллегией, в городах появился новый административный орган – магистрат (аналог мэрии или муниципалитета). Горожане начинают подразделяться на гильдии в зависимости от их финансового и социального положения.

Церковная реформа

Петр I намеревался снизить влияние Церкви и патриарха на государственную политику в финансовых и административных вопросах. Первым делом в 1700 году он запретил избирать нового патриарха после смерти патриарха Андриана, т.е. данная должность фактически была ликвидирована. Отныне царь должен был лично назначать главу Церкви.

О реформах Петра I кратко

Следующим шагом стала секуляризация церковных земель и человеческих ресурсов в пользу государства. Доходы церквей и монастырей отчислялись в государственный бюджет, откуда шло фиксированное жалование священнослужителям и монастырям.

Монастыри были взяты под строгий контроль Монастырского приказа. Без ведома этого органа запрещался постриг в монахи. Запрещалось строительство новых монастырей.

С созданием в 1711 году Сената вся деятельность Церкви (назначение глав храмов, строительство новых церквей и т.д.) перешла под его контроль. В 1975 году патриаршество упразднено полностью, всеми «духовными делами» отныне заведует Синод, подчиняющийся Сенату. Все 12 членом Синода перед вступлением в должность приносят присягу императору.

Прочие реформы

Среди других социально-политических преобразований Петра I:
  • Реформа культуры, подразумевавшая насаждение (и порой весьма жестокое) западных обычаев. В 1697 году в России разрешается продавать табак, со следующего года выходит указ об обязательном бритье. Меняется календарь, создается первый театр (1702) и музей (1714).
  • Реформа образования, проводимая с целью пополнения войска квалифицированными кадрами. После создания системы школы последовал указ об обязательном школьном образовании (кроме детей крепостных) и запрет на женитьбу для отпрысков дворян, не получивших образования.
  • Налоговая реформа, установившая подушную подать как основной налоговый источник пополнения казны.
  • Денежная реформа, заключавшаяся в снижении веса золотых и серебряных монет, введении в обращение медных монет.
  • Создание Табеля о рангах (1722) – таблица иерархии военных и гражданских чинов с их соответствием.
  • Указ о престолонаследии (1722), позволявший императору лично назначать преемника.

Легенды о Петре I

По разным причинам (в частности, из-за того, что остальные дети царя и он сам были, в отличие от Петра, физически слабыми) существовали легенды, что настоящим отцом императора являлся вовсе не Алексей Михайлович. По одной из версий отцовство приписывали русскому адмиралу, уроженцу Женевы, Францу Яковлевичу Лефорту, по другой – грузинскому великому князю, правившему в Кахетии, Ираклию I.

Имели место также слухи, что у Нарышкиной родилась очень слабенькая дочь, которую заменили крепким мальчиком из немецкой слободы, и даже утверждения, что вместо истинного помазанника божьего на престол взошел антихрист.


Более распространена теория подмены Петра во время пребывания в Великом посольстве. Ее сторонники приводят следующие аргументы: по возвращении в 1698 году царь начал вводить иноземные порядки (бритье бород, танцы и развлечения и др.); пытался найти тайную библиотеку Софьи Палеолог, о расположении которой знали только лица царской крови, но безуспешно; до возвращения Петра в Москву остатки стрелецкого войска были уничтожены в сражении, о котором не сохранилось никаких документальных сведений.

Личная жизнь Петра Первого: жены, дети, фаворитки

В 1689 году царевич женился на Евдокии Лопухиной – привлекательной и скромной дочери бывшего стряпчего, дослужившегося до должности государева стольника. Невесту выбрала Наталья Нарышкина – она рассудила, что хоть и бедный, но многочисленный род невестки упрочнит положение сына и поможет избавиться от регентши Софии. Кроме того, Прасковья, жена его единокровного брата Ивана, огорошила Наталью новостью о беременности, так что медлить было нельзя.


Но семейная жизнь будущего государя не задалась. Во-первых, мнением царевича при выборе невесты никто не поинтересовался. Во-вторых, девушка была старше Петра на 3 года, воспитана в ключе Домостроя и не разделяла интересов мужа. Вопреки ожиданиям Нарышкиной, верившей, что мудрая жена обуздает легкомысленный нрав ее сына, Петр продолжал проводить время с «корабликами». Так что расположение Нарышкиной по отношению к невестке быстро сменилось на презрение и ненависть ко всему роду Лопухиных.

В браке с Лопухиной у Петра Первого родились трое (по другой версии – двое) сыновей. Младшие дети умерли вскоре после появления на свет, но выжившего царевича Алексея растили в духе почтения к отцу.

В 1690 году Франц Лефорт познакомил Петра I с 18-летней Анной Монс, дочерью овдовевшей и обедневшей владелицы гостиницы из Немецкой слободки, бывшей любовницей Лефорта. Мать девушки не гнушалась «подкладывать» дочь под зажиточных мужчин, да и сама Анна не тяготилась подобной ролью.


Меркантильная распутная немка действительно покорила сердце Петра Великого. Их отношения продлились более десяти лет, по указу царевича Анне и ее матери возвели роскошный особняк в Немецкой слободке, фаворитке государя выделялось месячное довольствие в размере 708 рублей.

Вернувшись из Великого Посольства в 1698 году, государь первым делом навестил не законную супругу, а Анну. Через две недели после возвращения он сослал Евдокию в суздальский монастырь – к тому времени Наталья Нарышкина умерла, и больше никто не мог удержать своенравного царя в ненавистном ему браке. Государь стал жить с Анной Монс, после чего подданные нарекли девушку «погибелью земли русской», «монсихой».

В 1703 году выяснилось, что пока Петр I был в Великом Посольстве, у Монс начался адюльтер с высокопоставленным саксонцем. Убитый таким предательством, царь распорядился посадить Анну под домашний арест. Второй женой Петра I стала урожденная простолюдинка из Лифляндии Марта Скавронская, совершившая потрясающее по тем временам социальное восхождение. В 17 лет она стала женой шведского драгуна, а когда его войско потерпело поражение от солдат под командованием фельдмаршала Шереметева, она оказалась в услужении Александра Меньшикова. Там ее и заметил Петр Великий, сделал одной из своих любовниц, а потом приблизил к себе. В 1707 году Марта крестилась в православие и стала Екатериной. В 1711 году она стала женой государя.


Союз принес на свет 8 детей (по другим данным, 10), но большинство умерли в младенчестве или раннем детстве. Внебрачные дочери: Екатерина, Анна, Елизавета (будущая императрица), первый законнорожденный ребенок Наталья, Маргарита, первый сын Петр, Павел, Наталья-младшая. В некоторых неофициальных источниках встречаются сведения о двух мальчиках, самых первых детях Петра I и Екатерины, погибших в младенчестве, однако документального подтверждения их рождения нет.

В 1724-м государь короновал жену как императрицу. Через год он заподозрил ее в супружеской измене, казнил любовника камергера Виллима Монса и лично преподнес ей на блюде его голову.

У самого монарха тоже были романтические связи – с фрейлиной жены Марией Гамильтон, с 15-летней Авдотьей Ржевской, с Марией Матвеевой, а также с дочерью валашского государя Дмитрия Кантемира Марией. Относительно последней даже ходили слухи о замене ею царицы. Она вынашивала для Петра сына, но ребенок не выжил, и император к ней охладел. Несмотря на многочисленные связи на стороне, признанных императором бастардов не было.

История любви Петра Первого и Марии Гамильтон

Старший сын Петра I, царевич Алексей, был официальным наследником на престол, но в 1718-м (в 28 лет) был казнен по обвинению в заговоре против отца. Он действительно бежал за рубеж, чтобы просить помощи у правителей Австрии и Швеции, но был возвращен домой, лишен престолонаследия и, после разоблачительных показаний его любовницы Ефросиньи, осужден на смерть. Есть свидетельства, что Петр лично под пытками допрашивал сына перед судом.


Алексей Петрович оставил двух внуков – Наталью и Петра (будущий Петр II). В 14 лет правитель умер от оспы. Так прервалась мужская линия Романовых.

Смерть

В последние годы правления монарх, всю жизнь страдавший от приступов головной боли, имел также урологическое заболевание – камни в почках. Осенью 1724 года его болезнь обострилась, но, вопреки рекомендациям медиков, он не прекращал заниматься делами. Возвращаясь в ноябре из поездки в Новгородскую область, он помогал, стоя по пояс в воде Финского залива, вытаскивать севшее на мель судно, простудился и заболел воспалением легких.


В январе 1725 года Петр слег и очень страдал от страшной боли. Императрица все время находилась у постели умирающего супруга. Он скончался в феврале на ее руках. Вскрытие показало, что смерть императора наступила от воспаления мочевого пузыря, спровоцировавшего гангрену. Похоронили его в соборе Петропавловской крепости.

Краткое жизнеописание

Последняя русская царица, первая жена Петра I . Урожденная Авдотья Илларионовна Лопухина , дочь стрелецкого головы Иллариона (Федора) Авраамовича Лопухина. Семь лет была царицей, причем последней - после нее в России были только императрицы - но никто не запомнил ее сидящей на троне в шелках и парче. Отлученная от трона, могла бы возглавить бунт, но предпочла монастырское изгнание. Жила она долго, пережив мужа, детей и даже внуков. Под конец жизни ей предлагали корону, но она добровольно от нее отказалась, предпочтя остаться в памяти народа смиренной узницей и призраком на страницах истории.

Лопухины были близки к Нарышкиным, и царица Наталья Кирилловна , по совету брата Льва Кирилловича, выбрала Евдокию Лопухину (имя и отчество царской невесте поменяли перед свадьбой, что должно было отвести от нее порчу) в невесты сыну, стремясь опереться на влиятельный род, популярный в стрелецких войсках. Евдокия Лопухина воспитана в строгих традициях православия и Домостроя. Она была хороша собой и выбрана в качестве невесты матерью Петра без всякого согласования этого вопроса с женихом - да в то время согласия молодых и не требовалось - все решали родители новобрачных.

В феврале 1690 года у Лопухиной родился первый сын - царевич Алексей Петрович , в октябре 1691 года - второй сын, царевич Александр Петрович , вскоре умерший. Желая размеренной старозаветной московской жизни, она не хотела изменять привычного уклада, а это вело к возрастающей неприязни между супругами. Воспитанная по старине Евдокия не могла привлечь к себе молодого и энергичного мужа и понять причину его увлечений «марсовыми делами» и «нептуновыми потехами». Она не разделяла взглядов Петра и поэтому не могла простить мужу его постоянных отлучек из дома. Даже рождение сыновей не могло уже сблизить их. Охлаждение между супругами началось с 1692 года, когда Петр I познакомился в московской Немецкой слободе с дочерью торговца Анной Монс . Окончательно Петр I оставил жену в 1694 году после смерти своей матери. Лопухину пока еще называли царицей, она жила с сыном в Кремле, но ее родственники Лопухины, занимавшие видные государственные посты, уже попали в опалу. После возвращения Петра I из-за границы в 1698 году царица Евдокия была сослана Петром I в Суздальский Покровский монастырь и насильно пострижена в монахини под именем Елена .

В Манифесте 1718 года, изданном в связи с «делом царевича Алексея», Петр I сформулировал обвинения против бывшей царицы: «...за некоторые ее противности и подозрения». Лопухиной не было назначено содержание от казны; все необходимое она получала от родственников. В 1709 году Степан Глебов , в звании майора, оказался в Суздале по делам службы и заодно навестил свою сверстницу и давнюю знакомую Евдокию Лопухину. Глебов расспросил о ее жизни и рассказал о своем неудачном браке, длившемся шестнадцать лет и не приносящем ему никакой радости. После первого свидания он передал Евдокии две шкурки песцов, соболей и плотной парчи. Затем Глебов стал регулярно присылать несчастной красавице пищу. Шел год за годом, но их любовь все больше крепла и расцветала. Они мечтали, чтобы ее освободили, и они могли бы стать счастливой парой.

Во время следствия по делу Кикина и царевича Алексея было открыто и участие Евдокии Лопухиной в заговоре 1718 года. Лопухину обвинили в причастности к этому и допрашивали ее «с пристрастием», вынуждая давать показания и признания в тайной связи с майором С. Глебовым. В письме к Петру она призналась во всем и просила прощения, чтобы ей «безродною смертью не умереть». Жестоко казнив всех замешанных в деле, в том числе и С. Глебова, Петр ограничился переводом бывшей жены в Ладожский Успенский монастырь , где провела семь лет. При императрице Екатерине I Евдокия Лопухина была заточена в Шлиссельбурге и содержалась в строго секретном заключении как государственная преступница под именем «известной особы».

С воцарением Петра II , внука Евдокии, ее перевели в Москву в Новодевичий монастырь - ей было дано большое годовое содержание в 60 тысяч рублей и назначено особое обслуживание. Никакой роли при дворе Петра II Лопухина не играла. Император Петр II со своей любимой сестрой Натальей Алексеевной и теткой - молодой красавицей Елизаветой Петровной, в которую юный Петр был влюблен, обосновался в Кремлевском Дворце. Там его навещала бабушка Евдокия, однако царственным внучатам вскоре наскучили ее наставления, император Петр II, окружив бывшую затворницу почестями и обеспечив ее в денежном отношении, чего она была так долго лишена, считал свой долг тем самым исполненным. После смерти молодого императора Петра II и в связи с пресечением прямой линии Петра I кандидатура Евдокии Лопухиной даже рассматривалась Верховным тайным советом в качестве возможной претендентки на престол, но Лопухина от короны отказалась. Последние годы в Новодевичьем монастыре жила в палатах, которые впоследствии стали называться «лопухинскими».

Обласканная новой императрицей Анной Иоанновной , царица Евдокия Федоровна мирно почила 27 августа (9 сентября) 1731 года в Московском Новодевичьем монастыре, пережив близких потомков супруга-императора Петра I: его вторую державную супругу Екатерину I, детей от его второго брака, кроме цесаревны Елизаветы. А также всех своих детей, в том числе безвинно убиенного царевича Алексея и, наконец, неожиданную смерть единственного внука - императора Петра II (1730 г.). Погребена царица Евдокия Федоровна в Московском Новодевичьем монастыре у южной стены собора Смоленской иконы Божьей Матери.

Император Петр I Алексеевич был отцом 11 детей от двух браков. От первой супруги Лопухиной Евдокии Федоровны родились трое детей:

Алексей (1690-1718 гг.) Считался официальным наследником престола до ареста. Был женат с 1711 на принцессе Софии-Шарлотте Брауншвейг-Вольфенбиттельской, сестре Елизаветы, супруги императора Карла VI. Дети: Наталья (1714-1728 гг.) и Пётр (1715-1730 гг.), впоследствии император Пётр II.

Александр (1691-1692 гг.) Александр Петрович умер в 1692 году.

Павел (1693-1693 гг.) Родился и умер в 1693 году, отчего иногда существование третьего сына от Евдокии Лопухиной подвергается сомнению.

Лопухина Евдокия Федоровна

Первая жена Петра I- Лопухина Евдокия Федоровна

Лопухина Евдокия Федоровна родилась 30 июня 1670 г. Авдотья Илларионовна Лопухина, дочь стрелецкого головы Иллариона (Федора) Авраамовича Лопухина (позже - стольник и окольничий царя Алексея Михайловича). Имя и отчество царской невесте поменяли перед свадьбой, что должно было отвести от нее порчу (имя отцу дали по Федоровскому образу Божией Матери - святыни дома Романовых). Лопухины были близки к Нарышкиным, и царица Наталья Кирилловна сама выбрала Лопухину в невесты сыну, стремясь опереться на влиятельный род, популярный в стрелецких войсках. Лопухина, воспитанная в строгих традициях православия и Домостроя, была умна и хороша собой. Петр женился в 17 лет по старому обычаю на молодой красивой Евдокии Лопухиной. Венчание Петра I и Лопухиной состоялось 27 января 1689 г. в церкви Преображенского дворца под Москвой. Это был последний в истории России брак государя с соотечественницей.
В феврале 1690 г. у них родился царевич Алексей, а через год - Александр, который, правда, скончался в возрасте 1 года.
Первые годы супружества были относительно спокойными. Теремная воспитанница не имела никакого нравственного влияния на молодого царя – богатыря, который стремился в совершенно другой мир. Евдокия не могла следовать за ним. Петр постоянно покидал ее для любимых потех. Появилось охлаждение. Ее жалобы на то, что он оставляет ее, его раздражали. Петр стремился не видеть жены, чтобы не слышать ее жалоб. Неприязнь к жене перешла на ее родственников Лопухиных. И эта неприязнь была взаимной. Страшная ненависть у Лопухиных была к Лефорту, любимцу Петра. Однажды за обедом у Лефорта один из Лопухиных побранился с хозяином и кинулся на него. Петр за это надавал пощечин Лопухину.
Вскоре Петр сблизился с первой красавицей Немецкой слободы Анной Монс. По мнению Н. М. Костомарова, охлаждение семейных отношений произошло именно из-за этой связи царя, устроенной Ф. Лефортом со своей бывшей любовницей, чтобы укрепить своё влияние на молодого государя и способствовать реализации интересов иноземцев в России. Царь Пётр всей душой привязался к Анне, которая спустя короткое время с лёгкостью предала его.
Eвдокия Федоровна напрасно жаловалась на своё одиночество и в письмах к мужу призывала его к себе. Эти письма свидетельствуют о том, что царица тяжело переживала эту перемену, жаловалась своим родным, а те выражали неудовольствие поступками Петра, до которого доходили эти жалобы, но около 4-х лет Лопухиных не трогали.
В 1697 году, перед самым отъездом царя за границу, в связи с открытием заговора Соковнина, Цыклера и Пушкина был найден повод к ссылке отца царицы и его 2 братьев, бояр Сергея и Василия, воеводами подальше от Москвы - без каких-либо на то оснований. Петр не хотел, возвратившись из-за границы в Москву, застать здесь около сына постылую Евдокию. Он задумал избавиться от жены, уговорить ее постричься, а не согласиться – постричь насильно. В отсутствие Петра Евдокию уговаривали постричься добровольно. Она не согласилась.
«В 1698 году 25-го августа, в 6 часов пополудни, Петр I вернулся из-за границы, и в тот же вечер успел побывать в нескольких домах, в городе и в Немецкой слободе; навестил бояр, повидался с семейством Монс и на ночь удалился в Преображенское. Не посетил он только одной особы, которая нетерпеливее всех, между страхом и надеждою, ожидала его возвращения,- царицы своей Евдокии Феодоровны.
По указу государя ее продолжали убеждать добровольно удалиться в монастырь. Царица не соглашалась… Петр прибегнул к силе. Недели три спустя после его свидания с женою, царевна Наталья Алексеевна, исполняя волю брата, взяла от царицы ее сына – царевича Алексея, которому было 8 лет 7 месяцев. Из кремлевских палат Алексей отвезен в село Преображенское, а 25 сентября 1698 г., в самой простой карете, без свиты, Евдокия Феодоровна отправлена в Суздальский Покровский девичий монастырь».
Князь М. Щербатов писал: «…монарх и не имел к разводу сильных причин, по крайней мере, я их не вижу, окроме склонности его к Монсовой и сопротивлениям жены его к новым установлениям».
Вильбоа говорил: «Гордая царица не любила Меншикова, как безвестнаго простолюдина, взятого с улицы и из под пирожнаго лотка поставленнаго на ступенях трона. На ея презрение царский фаворит отвечал ненавистью и имел подвигнуть государя к ссылке и заточению Лопухиной».
Игуменья и старицы-монахини обрадовались ссылке царицы Евдокии. «То не милость и не жалованье к вам идет, пророчествовал Илларион,- идет к вам лютый огнь! Пожжет, да погубит он вас!»
Государыня приехала в Покровскую обитель в 1698 г., с западной стороны Благовещенской церкви для нее были выстроены особые покои.
В июне 1699 года, по именному царскому повелению, объявленному окольничим Семеном Языковым архимандриту Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Варлааму, Евдокия Феодоровна была пострижена иеромонахом Илларионом в келье старицы Маремьяны под именем инокини Елены.
Набожная царица ежедневно ходила к богослужениям, любила читать жития святых, благотворила нищим, делала щедрые вклады в монастыри. Напротив Святых врат обители в 1712 г. она выстроила зимний храм святителя Николая Чудотворца с приделом в честь преподобного Алексия, человека Божия, небесного покровителя ее сына-наследника царевича Алексея.
«Покровский монастырь расположен неправильною фигурой, обнесен не высокою каменною стенкой с 9-ю небольшими башнями; из-за стены виднеются кельи, над ними поднимается не пяти, а трехглавый (что случается редко) собор старинной архитектуры. На северной стороне во вдавшемся углу монастырской ограды, обращенной к горе, небольшая, но тенистая роща деревьев, высоко и широко раскинувших свои ветви.
В роще находится Царицын пруд (прежде назывался Лебяжий пруд); вправо от монастыря деревня Сельцо, за речкой другая – Коровино, влево городской посад… За рекою Каменкой, тянутся огороды Покровского монастыря. В роще толстые вязы и ветлы, в сажень и полторы в обхват; ветви их необыкновенно разрослись, и все тринадцать дерев, времен царицы, соединяют свои верхушки в огромный зеленый купол.
В средине рощи – густо сросшийся репейник, да терновник; вдоль монастырской ограды в стене ворота, или дверь в 2 ½ аршина вышины и 2 аршина ширины, заложенные кирпичом. Вдоль другой стены, среди терновника слабо протоптанная дорожка, ведущая к средине Царицына пруда. Пруд – это правильная четвероугольная яма саженей 30 в окружности, воды в ней нет, но по топкости дна, покрытого толстым слоем листьев, видно, что пруд пересыхает только летом. С боков – терновник да деревья, сверху куща ветвей – совершенно защищают это место от взгляда любопытных, но пруд Царицын посещают.
От реки до стены тянутся огороды, среди их виднеется сторожка. У реки подымаются несколько деревьев,- это кажется, остатки аллеи. С юго-восточной стороны монастыря – ворота; у ворот пруд матери-игуменьи, где водятся караси. Подле означенных святых ворот, была келья царицы Евдокии Феодоровны.
Святыя и главныя ворота в южной стене монастыря, растворяются только в торжественных случаях, над воротами очень маленькая Благовещенская церковь; здесь обыкновенно молилась царица Евдокия Феодоровна».
В эпоху ссылки царицы Евдокии во главе монастыря стояла игуменья Марфа (1682-1700 гг.), женщина, как и её предместницы, хозяйственная, деятельно пекшаяся о нуждах своей обители, келарем была старица Улея (Юлия), казначеей – старица Александра Тумская; приходо-расходные книги вела старица Мавра Протопопова. В руках этих четырех лиц было главное управление обширным монастырским хозяйством; помощниками им были монастырские стряпчие и приказные, советницами – соборные старицы: Елена Трегубова, Тарсила Чихачева, Евпраксия Блудова, Анисья Починина, Федосья Евстратова,- всё это были представительницы монастыря и будущие подруги – сожительницы царицы.
Царица Евдокия жила тихо; в первое время не оставляла монастыря; но потом, когда заметила, что Петр, занятый внутренними и внешними делами совершенно забыл о ней,- она стала скрытно выезжать из своего заточения с незначительной свитой. Ездила на богомолье в монастыри: Боголюбовский, Сновинский, Козьмин-Яхромский, Золотниковскую пустынь и некоторые другие.
Евдокия стала жить в монастыре мирянкой и, по собственному признанию, вступила в связь с С. Глебовым, приехавшим в Суздаль для рекрутского набора. Вместе со своим сыном, царевичем Алексеем, она стала ядром партии, враждебной Петру. Воспитанная в боярских кругах Евдокия была далека от тех великих преобразований, которые проводил на Руси ее муж. Оскорбленная новым положением, Евдокия привлекает на свою сторону недовольное реформами Петра духовенство и некоторые группы московских аристократических кругов.
Епископ Ростовский Досифей пророчествовал, что Евдокия Федоровна скоро опять будет царицей и поминал её в церквах «великой гocyдарыней». Другие предрекали, что Пётр примирится с женой и оставит Петербург и свои реформы. Так в Суздале вокруг Евдокии создается оппозиционный центр, который своей целью ставит низвержение правительства Петра I, передачу престола царевичу Алексею Петровичу и реставрацию старобоярской власти. Эта группа была тесно связана с царевичем Алексеем, который рос вдали от отца и его государственных дел, окруженный представителями кругов, ненавидящих все петровские навовведения.
26 сентября 1716 года Алексей бежал к австрийскому императору Карлу VI Габсбургу. Петровские сыщики нашли царевича и доставили в Москву. Малодушный царевич Алексей оговорил царевну Марью Алексеевну, а старушка царевна, испугавшись возможности пытки и казни выдала свои отношения с царицей Евлокией. Начавшееся следствие по «Делу царевича Алексея» привело в Суздаль.
Надсмотрщик Григорий Скорняков Писарев донес царю, что инокиня Елена в стенах уединенной обители живет совершенно свободно, что она самовольно назвалась прежним именем Евдокии, что во время литургии имя её, как царицы, упоминается после имени Государя, что она ходит в светлом платье и повелевает всеми, как государыня. В её кельях собирались на долгие и таинственные беседы Епископ Ростовский Досифей, духовник её пустынный, казначей монастыря, управитель его сурмин и некоторые из монахинь. Окружив себя людьми преданными, Евдокия отдала своё сердце генерал-майору Глебову, человеку безграмотному, но мужественному, предприимчивому, с красотой физической соединявшему ненависть к преобразованиям и нововведениям.
Все монахини и упомянутые в доносе лица под конвоем были отправлены в Преображенское. Еще с дороги царица послала повинную: в ней сознавала себя виновной в ношении светского платья, и с чувством собственного достоинства просила прощения, «дабы не умереть безгодною смертию». Начались пытки и допросы. Было дознано, что инокиня Елена держала себя постоянно гордо, непослушным грозила будущим государем Алексеем Петровичем; ее уличили в любви к Глебову, в том, что она любила проводить с ним вечера в продолжительных беседах. Открылось, что протопоп пустынный еще в 1707 г. представил Глебова инокине Елене, что старица Каптелина (Капитолина) была верной услужницей их, что епископ Досифей знал о возникшей дружбе; он же уговаривал Елену скинуть невольнические ризы. Досифей уверял, будто слышал разные голоса от чудотворцев, что Евдокия снова воцарится. Когда подходило указанное им время и слова святых не оправдывались, Епископ относил это к грехам покойного боярина, отца царицы, Феодора Лопухина, будто бы глубоко погрязшего в аду,- обещал за него молиться, брал на украшение храма Господня деньги, и ежегодно доносил, что его предстательством у алтаря всевышнего Лопухин вышел из ада по плечи, через год по пояс, через год по колена и т.д. Протопоп Пустынный показал, что епископ часто заходил к Суздальскому митрополиту Иллариону, что последний не раз укорял его в безвременном вечернем посещении Евдокии. «Еще ты человек молодой,- говорил Досифею Илларион,- и случаев всяких не знаешь». Царевна Марья Алексеевна, уличенная в переписке с Лопухиной, показала на Ростовского епископа, будто не раз он уверял ее в ночных видениях ему царевича Димитрия, при чем передавал пророчества св. Димитрия о близости смерти государя и проч.
Преданный пытке Досифей сознался, что во всех предсказаниях «лгал на святых напрасно».
10 февраля 1718 года царский следователь Скорняков-Писарев приехал в Суздаль и арестовал бывшую царицу Евдокию, застав ее в мирском одеянии. Пользуясь занятостью царя в государственных делах, а особенно поддержкой царедворцев и родни, которые были в оппозиции к реформам Петра, сняв с себя монашескую рясу, она облачилась в светскую одежду и вела мирской образ жизни.
Петр I, узнав о жизни своей супруги, вознегодовал, царь сам тогда направился в Суздаль, желая исследовать дело. Старинный путь из Москвы в Суздаль шел на Александрову слободу и Юрьев-Польский. «На рассвете Петр въехал в Покровскую обитель, – пишет историк М.И. Семевский, – все засуетилось, забегало, все оробело. Государь прямо бросился к брусчатым кельям царицы, застал на крылечке и в сенях разных богомольцев и богомолок, повелел водрузить колы да виселицы…»
В письме к Петру Евдокия во всём повинилась и просила только прощения, чтобы ей «безродною смертью не умереть». Пётр по отношению к Евдокии ограничился её переводом в Старо-Ладожский Успенский монастырь, где под страхом смертной казни с ней запрещено было кому-либо разговаривать.
В сочувствии к Евдокии Федоровне были уличены монахи и монахини суздальских монастырей, крутицкий митрополит Игнатий и многие другие. Вместе с Евдокией в Москву были отправлены на следствие 35 человек. Дело перекинулось во Владимир. И здесь было привлечено 150 человек. Следствие тянулось месяц. 16 марта 1718 года был вынесен приговор по «Суздальскому розыскному делу». Игумения Покровского монастыря Марфа, казначея Мариамна, монахиня Капитолина и несколько других монахинь были невинно осуждены и казнены на Красной площади в Москве в марте 1718 г.

В 1720-м году дьяку Тайной Канцелярии Тимофею Палехину (находившемуся в Москве), именным указом, присланным из С.-Петербурга, из Тайной Канцелярии, велено было ехать во Владимир и в Суздаль «и в тех городах в монастырях и в прочих местах, о которых показано в приложенных при том указе копиях, и которые места по следованию его покажутся, о выезде из Суздаля из Покровского монастыря бывшей царицы, монахини Елены, и о приезде и о действах ее в тех местах, на каких подводах она ездила, и кто при ней были служители, и из каких чинов и кто ей в тех проездах чинил всякую помочь, о том о всем исследовать, и которые люди как духовного, так и мирского чина к тому приличатся, и их с накрепко: давно-ль у них такой случай учинился и чрез кого именно, или чрез какую письменную пересылку, и разговоры какие у них с бывшею царицею о чем были, или от кого о том слышали, и сколь давно и сами они в том согласии с ними были ль. Так же Владимирского ямщика Тимофея Степанова сына Тезикова, да Ивана Жиркина (а которого он города и из какого чина-не показано), которые от растриги Демида, что был Ростовский Епископ Досифей, присылываны в Москву к растриге ж Якову Игнатьеву, сыскав потомуж распросить о всем накрепко». См. .

С воцарением Екатерины I Евдокию Лопухину заточили в Шлиссельбургскую крепость. Когда же русский трон занял внук Евдокии Федоровны император Петр II в 1727 году, она была освобождена и поселилась в Москве в Новодевичьем монастыре.
Воцарение Петра II в 1727 году не сразу облегчило положение Евдокии Федоровны. Только спустя несколько месяцев она была перевезена в Москву и помещена в Новодевичьем монастыре. На ее содержание было определено 4500 руб. в год. По приезде Петра II в Москву сумма была увеличена до 60 тыс. руб. ежегодно, и император проявлял к ней знаки уважения. Затем она поселилась в Воскресенском монастыре в Mocкве; ей было назначено большое содержание и дан особый двор. Пётр II и Анна Ивановна относились к ней с полным уважением - как к царице.
Прожив здесь четыре года, 27 августа 1731 г. царица-инокиня преставилась и была погребена в Смоленском соборе обители.
Перед кончиной последние слова ее были: «Бог дал мне познать истинную цену величия и счастья земного».


Русская царица - Евдокия Лопухина

Калужская икона Божией Матери

«На этой иконе Богоматерь соблаговолила предстать в облике поразительно схожим с прижизненным портретом Царицы Евдокии в монашеских одеждах с раскрытой книгой, написанном во время её пребывания в Покровском монастыре почти за 40 лет до обретения сей святыни».
См. .

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Личное дело

Евдокия Федоровна Лопухина (1669—1731) родилась в селе Серебрено Мещовского уезда , в семье боярина Иллариона Лопухина. В соседнем Мещовске появилась на свет Евдокия Стрешнева, жена царя Михаила Федоровича, деда Петра I. Крещенная Прасковьей, Лопухина, вероятно, в честь Стрешневой позже сменила имя на более благозвучное — Евдокия. Ее отчество Илларионовна при венчании было изменено на Федоровна в честь святыни рода Романовых — Феодоровской иконы. Невесту 16-летнему Петру подбирала мать, царица Наталья Нарышкина. Ей нравилось, что Лопухины были союзниками Нарышкиных, а также то, что их род был многочисленным, популярным у стрельцов и небогатым. Венчание состоялось в январе 1689 года в церкви подмосковного Преображенского дворца. По словам историка Николая Костомарова, «по русским понятиям, женатый человек считался совершеннолетним, и Петр в глазах своего народа получил полное нравственное право избавить себя от опеки сестры», царевны Софьи, то есть стать полноправным правителем.

От брака с Лопухиной у Петра родились двое или трое сыновей: младшие, Александр и, возможно, Павел, умерли во младенчестве. Старший сын, царевич Алексей, появился на свет в 1690 году. После неудачной попытки переворота он скончался в Петропавловской крепости в 1718 году.

Вскоре после женитьбы Петр охладел к Лопухиной и сблизился в Немецкой слободе с рекомендованной Лефортом Анной Монс. После смерти в 1694 году своей матери, Натальи Кирилловны, царь перестал поддерживать с Лопухиной даже переписку. Ее родственники, занимавшие государственные должности, попали в опалу. В 1697 году после раскрытия заговора Соковнина, Цыклера и Пушкина, отец и два дяди царицы были сосланы подальше от Москвы простыми воеводами. В том же году Петр поручил своим приближенным уговорить Евдокию постричься в монахини, что давало бы ему право на новый брак. Она, однако, отказалась. В следующем году после повторного, уже личного отказа, Лопухину насильно отвезли в монастырь.

В традиционном для ссылки цариц Суздальско-Покровский монастыре ее постригли под именем Елены. Однако уже вскоре она стала жить как мирянка, и в 1709—1710 годах вступила в связь с майором Степаном Глебовым. В 1718 году вместе с любовником была арестована. После долгих допросов и пыток Глебов был казнен. Также были казнены и другие сторонники опальной царицы, включая суздальское духовенство. В июне 1718 года скончался ее сын, царевич Алексей. В декабре того же года был казнен брат Абрам Лопухин. Саму же Лопухину прилюдно выпороли кнутом и перевели в Ладожский Успенский монастырь, где она жила под строгим надзором до кончины Петра. В 1725 году Екатерина I, опасаясь претензий Евдокии на власть, отправила ее в Шлиссельбург, где держала в строго секретном заключении как государственную преступницу под именованием «известной особы».

После смерти Екатерины I и восшествия на престол своего внука Петра II Лопухина была выпущена из заточения и с почетом перевезена в Москву, где жила в Вознесенском и Новодевичьем монастырях. Верховный тайный Совет издал Указ о восстановлении чести и достоинства царицы с изъятием всех порочащих её документов. Ей было дано большое содержание и особый двор. Однако, никакой роли при дворе она не играла.

Скончалась в 1731 году, на год пережив Петра II. Новая императрица Анна Иоанновна относилась к Лопухиной уважительно и пришла на ее похороны. Похоронена Евдокия в соборной церкви Новодевичьего монастыря.

Чем знаменита

Воспитанная на «Домострое», Лопухина олицетворяла для противников петровских реформ святую старину. Богомольцы видели в ней истинную государыню, лишь волей судьбы отстраненную от престола. В первом, суздальском, заточении вела распутную жизнь, за что позднее была переведена в другой монастырь. После освобождения в 1727 году жила в Москве, пользуясь царскими почестями.

О чем надо знать

Евдокия Лопухина

В феврале 1720 года в Суздаль, где была пострижена в монахини Лопухина, приехал капитан-поручик Григорий Скорняков-Писарев. Он застал инокиню в мирском платье, в ее сундуках монашеского одеяния не оказалось. Также выяснилось, что Евдокия Лопухина имела несколько десятков слуг. Жила она исключительно на деньги родственников, местных светских и церковных властей и богомольцев. По подозрению в заговоре было арестовано сорок пять человек. По дороге в Москву постриженная царица написала царю покаянное письмо. Ее любовник, Глебов, «перенес пытку с героическим мужеством, отстаивая до последнего вздоха невиновность царицы Евдокии и защищая ее честь», — писал свидетель тех событий Н. П. Вильбуа в «Рассказах о русском дворе».

Прямая речь:

«И была принцесса лицом изрядная, токмо ума посреднего и нравом не сходная к своему супругу, отчего все счастие свое потеряла и весь род свой сгубила. Правда, сначала любовь между ими, царем Петром и супругою его, была изрядная, но продолжалася разве токмо год. К тому же царица Наталья Кирилловна невестку свою возненавидела и желала больше видеть с мужем ее в несогласии, нежели в любви. И так дошло до конца такого, что от сего супружества последовали в государстве Российском великие дела, которы были уже явны на весь свет», — писал Борис Куракин в «Гистории о царе Петре Алексеевиче» . О роде Лопухиных он высказался так: «Люди злые, скупые ябедники, умов самых низких и не знающие нимало в обхождении дворовом… И того к часу все их возненавидели и стали рассуждать, что ежели придут в милость, то всех погубят и государством завладеют. И, коротко сказать, от всех были возненавидимы и все им зла искали или опасность от них имели».

4 факта о Евдокии Лопухиной

  • Евдокия Лопухина стала последней русской (неиноземной) супругой российского монарха.
  • Помимо Лопухиной в том же 1698 году Петр постриг в монахини двух своих сестер Марфу и Феодосию за сочувствие к царевне Софье. Архимандрита обители за отказ в постриге Лопухиной взяли под стражу.
  • Содержания Евдокие в Суздале назначено от казны не было — Лопухину «кормили» родственники. «Здесь ведь ничего нет: все гнилое. Хоть я вам и прискушна, да что же делать. Покамест жива, пожалуйста, поите, да кормите, да одевайте, нищую», — писала им опальная царица.
  • Любовник Лопухиной Степан Глебов после страшных пыток был посажен на кол и, прежде чем умереть, мучился 14 часов. По некоторым указаниям, Евдокию заставили присутствовать при казни и не давали закрывать глаза и отворачиваться.

Царица Евдокия в опале
Историк Вячеслав Козляков написал книгу-реквием допетровской России

Биография царицы Евдокии - это, прежде всего, книга о цене петровских преобразований. За описанием масштабов свершений и количества жертв, историки редко добираются до рассказа о том, как ломались в это время человеческие судьбы. И в этом отношении, пример первой жены Петра Великого наиболее показателен. Представительница древнего рода, оставленная в Москве и заточенная в ссылке, пережившая казнь сына и смерть внука, десятилетиями находившаяся в опале и ставшая влиятельной персоной после смерти мужа, - как это не похоже на судьбы «птенцов гнезда Петрова».

~~~~~~~~~~~



Парсуна с изображением Евдокии Лопухиной, XVIII век


Историк Вячеслав Козляков пишет фактически реквием допетровской России, он недвусмысленно на это намекает, называя книгу «Плач по Московскому царству».

«Русская планета» с разрешения издательства «Молодая гвардия» публикует фрагмент книги Вячеслава Козлякова «Царица Евдокия, или Плач по Московскому царству», посвященный ее ссылке на Ладоге.

Петр I уезжал с царевичем Алексеем Петровичем из Москвы в Петербург, оставляя после себя белокаменный столб, устрашавший зримыми последствиями чудовищных расправ. Два дня спустя после отъезда царя, 20 марта, по другой дороге, на Новгород, увезли из Москвы царицу Евдокию, отправленную в Успенский монастырь в Старой Ладоге. «Горькое житие» в Покровском монастыре она теперь могла вспоминать как лучшие времена, не зная, что еще ждет ее впереди. Царь Петр не хотел больше случайностей, он должен был быть уверен, что первая жена останется в монахинях в монастыре, а вокруг нее не будет тех, кто мечтает о возвращении к прошлому. Ведь он искренне был убежден в вине царевича Алексея, подпавшего под ненужное влияние «монахинь» и «монахов», а среди них и царицы Евдокии, и епископа Досифея, и других лиц, привлеченных к Суздальскому розыску. Петр I ценил людей мерилом государственной пользы, поэтому монахи и церковь у него находились на одном из последних мест. На это еще накладывалась старая история с патриархом Никоном. Царь Петр думал, что тот мешал править его отцу - царю Алексею Михайловичу.

Историк Сергей Михайлович Соловьев привел примечательный разговор царя с Петром Толстым, главным помощником в следствии по делу царевича Алексея: «Когда б не монахиня, не монах и не Кикин, Алексей не дерзнул бы на такое неслыханное зло, - говорил Петр I в своем окружении, мучаясь своим выбором. - Ой, бородачи! Многому злу корень - старцы и попы; отец мой имел дело с одним бородачом, а я - с тысячами. Бог - сердцеведец и судья вероломцам. Я хотел ему блага, а он всегдашний мой противник». В ответ Толстой предлагал «обрезать перья и поубавить пуха старцам». «Не будут летать скоро, скоро!» - отвечал Петр. Конечно, царь знал, о чем говорил. Дальнейшее последовательное подчинение церкви государству, создание Синода были тоже отдаленно связаны с делом царевича Алексея и царицы Евдокии. Переступив через казнь епископа Досифея, царь уже не останавливался, а все иерархи, недовольные положением церкви, оказались устрашены.

«Пользу» от монастырей царь Петр нашел в том, чтобы превращать их в тюрьмы. С 1718 года бывшая царица становится монастырской пленницей; отныне она - только старица Елена. Находиться она должна была под охраной специально откомандированной роты солдат. Объяснить выбор Старой Ладоги как места заключения царицы Евдокии можно близостью города к Петербургу. Ладожская крепость к концу XVII века только называлась крепостью. Даже к началу Северной войны там царствовала разруха. По росписи воевод при передаче управления городом в 1687 году все деревянные укрепления в Ладоге разваливались: «Город Ладога каменный, башни и прясла стоят без кровли и без починки многие лета, и в башнях мосты от дождя и от снегу все огнили и провалились... а пушечные припасы и ружейная казна стоит в деревянном анбаре, и на том анбаре кровля худа, и тот анбар огнил, а город деревянной стоит без кровли, и от мокроты все валится врознь».

Не лучше должны были обстоять дела и в более позднее время, когда успехи Северной войны отодвинули угрозу Ладоге со стороны шведов. Если уж не нашлось средств починить городскую крепость, то что было говорить о ладожских монастырях?! Буквально первая проблема, которая возникла у тюремщиков старицы Елены, состояла в том, что вся территория монастыря была как на юру, через нее свободно можно было проходить любому человеку. Правда, после смерти царевича Алексея и всех близких людей бывшей царицы никто не стремился увидеться с ней, передать ей письмо, подарок или просто привет на словах. Осталась только делопроизводственная переписка по поводу деталей охраны «известной персоны», но никаких личных документов старицы Елены, ее собственных писем и грамоток, относящихся к этому времени, нет. Поэтому ее жизнь в Ладожском монастыре восстанавливается словно по отражению в зеркале, да и то, образно говоря, стоящему в дальней комнате.


Успенский собор в Старой Ладоге


Распоряжаться делами охраны старицы Елены царь Петр поручил самому доверенному человеку - Александру Даниловичу Меншикову, наместнику всей Ингерманландии, как стали называться земли вокруг Санкт-Петербурга. Князь Меншиков избежал личного участия в московском розыске, но не приходится сомневаться, что, окажись он в Москве вместе с другими петровскими «министрами», он, если бы понадобилось, подписал бы все смертные приговоры. Несмотря на то, что «светлейший» и его жена сами когда-то покровительствовали казненному епископу Досифею. Это значит, что Суздальский розыск коснулся напрямую и самого светлейшего и ему хотелось загладить свою возможную вину перед Петром и царицей Екатериной I. Враждебное отношение царя Петра к первой жене светлейший князь, конечно же, разделял: ведь бывшая царица помнила и другие времена - Преображенского денщика Меншикова. Поэтому старица Елена была его неприятельницей.

Сказывались и политические расчеты, в которых Меншиков тоже был мастер. Выбранный царем Петром I в 1718 году новый наследник - царевич Петр Петрович - прожил недолго, и у царя и царицы не осталось потомства по мужской линии. Храня верность царице Екатерине Алексеевне, Меншиков сначала сделал ставку на ее воцарение. Но он должен был понимать, что живы дети царевича Алексея, внуки царицы Евдокии. Не случайно так тревожно было в Санкт-Петербурге после смерти Петра в январе 1725 года, при передаче власти императрице Екатерине I. Потом, правда, последует еще один политический разворот: светлейший князь Меншиков, напротив, будет стремиться выдать замуж свою дочь за царевича Петра Алексеевича - будущего императора Петра II, и царица Евдокия ему снова понадобится. Но обо всем по порядку.


«Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», Николай Ге, 1871 год


О старице Елене, как и при отсылке ее в Покровский монастырь в сентябре 1698 года, никто не позаботился. Место для тюрьмы назначили, солдат определили, а инструкцию, как кормить-поить, не выдали. Ровно месяц длилось ее скорбное путешествие из Москвы в Ладогу под охраной Преображенского подпоручика Федора Новокщенова. 19 апреля 1718 года старица Елена оказалась в месте своего заточения в Успенском Ладожском монастыре. Единственной из прежнего окружения, кому позволили остаться рядом, была карлица Агафья, она продолжала помогать бывшей царице. В спешке Новокщенову даже не определили сменщика, и первое время он сам вынужден был задержаться на службе в Ладоге, пока туда не прибыл капитан Семен Маслов.

У Маслова на руках уже была подробная инструкция, как охранять старицу Елену, подписанная князем Александром Меншиковым 20 мая 1718 года. Первым пунктом требовалось принять бывшую царицу у гвардейского офицера и «во всем содержании ее поступать не оплошно». Было выдано распоряжение об организации «караулу при ней и около всего монастыря». Для этого в Ладогу определялся капрал из другой тюрьмы в Шлиссельбурге и отсылалась дюжина Преображенских солдат.

Наконец-то было сказано, где брать съестные припасы (с характерной оговоркой, чтобы не было ничего лишнего): «Потребные ей припасы, без которых пробыть невозможно, без излишества, брать от ладожского ландрата Подчерткова, о чем к нему указ послан». Указ ладожскому ландрату заготовили, а отправить забыли; охраннику какое-то время пришлось кормить бывшую царицу за свой счет. Инструкция князя Меншикова устанавливала особый режим во всем монастыре; следуя букве этого документа, надо было запретить вход и выход из монастыря не только старице Елене, но и другим монахиням и священникам, становившимся такими же пленниками. От капитана Маслова требовалось «иметь доброе око, чтобы каким потаенным образом ей царице и сущим в монастыре монахиням, также и она к монахиням никаких, ни к кому, ни о чем писем отнюдь не имели, чего опасаясь под потерянием живота, смотреть неусыпно». Маслов должен был «во всем вышеизложенном ея бывшей царицы содержания поступать не оплошно, и дабы от несмотрения чего непотребного не учинилось».


Парсуна с изображением Евдокии Лопухиной в монашеском облачении, XVIII век


Несколько месяцев жизни старицы Елены прошли под строгими караулами, пока, видимо, рутина жизни не взяла свое. Надо было заботиться о самом насущном; монастырские припасы и деньги капитана Маслова быстро истощались. Пришлось Маслову запрашивать даже свечи, ладан, церковное вино и пшеничную муку для выпекания просфор, так как монастырская жизнь остановилась. «Для ея особы», как называл капитан старицу Елену в переписке с ладожским ландратом, тоже требовалось немало: «круп гречневых, уксусу, соли, икры зернистой или паюсной, луку». Надо было оборудовать поварню, чтобы готовить еду; для этого надзиратель просил «бочки, квасные кадки, ушаты, ведра, чаши хлебные, блюда деревянные» и так далее. В середине лета, заранее, капитан Маслов напоминал и о необходимости заготовки дров на зиму. Службу свою он знал хорошо, только вот канцелярские служители волокитили дело: они всё искали в походной канцелярии князя Меншикова, где же затерялся нужный указ ладожскому ландрату. А время шло.

Первая зима старицы Елены в Ладоге была тяжелой. В январе 1719 года капитан Маслов доносил князю Меншикову: «Бывшая царица монахиня Елена поставлена в кельях того монастыря наставницы, и те кельи непокойны, высоки и студены, от чего имеет в ногах болезнь, просит милосердия, дабы повелено было построить келию низкую». Это действительно было заточение, усугублявшееся тем, что, в отличие от Суздаля, бывшая царица не могла даже ходить на службу в церковь. Прошел еще один год, а царица Евдокия по-прежнему продолжала просить о переводе в новую келью: «...потому что в сие зимнее время от стужи и от угару зело изнуревается и одержима сильною болезнию». И в тюрьме бывшая царица могла добиваться своего и не отступила, построив-таки эту келью на свои деньги.

Известный Григорий Скорняков-Писарев, которому было поручено распоряжаться имуществом лиц, осужденных по Суздальскому розыску 1718 года, продал «серебро и протчие вещи» бывшей царицы Евдокии, выручив 833 рубля 5 копеек. Этих денег, присланных в 1719 году ладожскому ландрату Подчерткову, хватило, чтобы построить не только кельи царице Евдокии, но и иеромонашескую келью и караульные помещения для офицера и солдат «за монастырем». Получается, что до этого оказались брошенными на произвол не только царица Евдокия, но и ее охрана, о «покоях» для которой тоже пришлось позаботиться самой пленнице.


Петр II и княжна Наталья Алексеевна - внуки Евдокии Лопухиной, Луи Каравак, 1722 год


На то, чтобы возобновить полный порядок монастырской жизни в Успенском Ладожском монастыре, у старицы Елены тоже ушло много времени. Сначала один за другим умерли жившие там два престарелых иеромонаха. Кровля на древнем, главном храме Успения обвалилась от ветров, и потоки воды проникали в алтарь. Лишь в январе 1723 года последовал указ Синода об отправке в Ладожский монастырь к старице Елене иеромонаха Клеоника «для священнослужения и духовности». Иеромонах Клеоник был обязан пребывать в монастыре «неотлучно». Он присягнул «по званию своему поступать воздержно и трезвенно, со всяким благоговением и подобающим искусством, подозрительных и возбраненных действ, которые Священным Писанием и святыми правилами отречены и его императорского величества указами запрещены, отнюдь не творить».

Капитан Семен Маслов так и оставался привязан к месту своей службы в Ладоге на все время пребывания там старицы Елены. Со временем они должны были как-то приспособиться друг к другу, ведь Маслов был единственным человеком, помимо карлицы Агафьи, кому дозволялось входить в келью старицы Елены. Он всем распоряжался в монастыре, следил за караулами и за тем, как кормили и поили небольшой отряд солдат, охранявших бывшую царицу. Маслов передавал просьбы начальству о нехитрых нуждах пленницы, может быть, рассказывал ей что-то о том, что делается в миру. Если это еще продолжало интересовать старицу Елену. От него ли узнала она или, скорее, услышав многодневный погребальный звон над Старой Ладогой, догадалась о смерти Петра I 28 января 1725 года. Трудно даже вообразить, что она пережила в тот момент. Но времена мечтаний о возвращении во дворец для нее давно прошли, и бывшей царице приходилось думать о том, чтобы не стало еще хуже.

Козляков В. Н. Царица Евдокия, или Плач по Московскому царству - М.: Молодая гвардия, 2014