Методы борьбы с современным нацизмом. Уроки борьбы с европейским фашизмом

Вопрос более чем насущный, и как мы уже говорили в статье , касающийся отнюдь не только Украины, поскольку аналогичные процессы, суть которых повсеместное сворачивание демократии, в той или иной форме идут по всему миру, и особенно на постсоветском пространстве. Причина тому, общий кризис капитализма, одним из ярких проявлений которого является глобальный экономический кризис, вот уже несколько лет цепко держащий в своих объятиях весь капиталистический мир.

Да, нам по телевизору о кризисе не говорят или почти не говорят. Буржуазия, чтобы не пугать население, давно использует ловкий прием, выдумывая, когда того требует ситуация, новые термины и внедряя их в сознание трудящихся, чтобы они не слишком нервничали и мало что понимали в происходящем.

Один из таких терминов, активно употребляемых буржуазными СМИ, чтобы скрыть экономический кризис, это «рецессия», означающий «относительно умеренный, некритический спад производства или замедление темпов экономического роста» . Вот только спад производства он и есть спад производства. А «критичен» он или «некритичен», не столь важно, важно, что он есть. Конкретные же цифры ни о чем не говорят – они, если нужно, легко «рисуются» и предназначены по большей части для «широкой публики», поскольку специалисты и господствующий класс отлично понимают, что происходит на самом деле.

Такого же рода и термин «стагнация», означающий небольшой рост производства (такой небольшой, что его никто, в реале не видит!). Но как ни назови, пытаясь скрыть очевидное, а промышленное производство – основа всякой экономики — падает, заводы закрываются, рабочих тысячами выбрасывают на улицу, зарплаты и социальные расходы сокращаются и пр. – а это все действия, которые осуществляет буржуазия только в случае экономических кризисов.

Буржуазия стала лишним звеном существующей системы общественного производства – вот в чем главная суть того этапа капитализма, в котором мы сейчас живем!

Господствующий класс напрочь оторвался от реальности и перестал видеть очевидное. Капиталисты оперируют теперь не реальной экономикой, как раньше, когда молодой капитализм был прогрессивным явлением общественной жизни, а виртуальной экономикой, т.е. экономикой, которой не существует в природе и которая никого не способна ни накормить, ни одеть-обуть. Буржуазия сегодня живет в иллюзорном мире. Те же кризисы буржуазные правительства и их аналитики-экономисты сегодня определяют не по объемам реального производства, без которого мир и дня не проживет, а по движению ВВП, повышения которого несложно добиться путем финансовых спекуляций или примитивного поднятия цен. Тем более что исчисляется ВВП в денежном эквиваленте, а не в количестве произведенной продукции или оказанных услуг. Но этот высосанный из пальца «рост ВВП» будет на бумаге, а не в реальном мире. В жизни же ситуация только ухудшается – заводы останавливаются, трудящие все более и более нищают.

Чувствуя, что почва уходит у него из-под ног, что его историческое время вышло, господствующий класс буржуазии всеми силами пытается удержаться на плаву и сохранить свое господство. Он повсеместно переходит к реакции, отлично осознавая, что у него теперь нет серьезной опоры даже в экономике, ведь он стал тем самым фактором, который мешает общественному производству развиваться дальше, тормозя прогресс производительных сил. Все объективные условия для гибели буржуазии созрели и спасает ее сейчас только отсутствие субъективных условий — разрозненность трудящихся, непонимание ими своих коренных целей и исторических задач. Но эти условия появятся обязательно, ибо таковы законы общественного развития, которые настоятельно требуют привести мировые производственные отношения в соответствии с уровнем развития мировых производительных сил. Если рабочий класс сможет объединить свои усилия и выступить против класса буржуазии единым фронтом, то капитализму не поможет уже ничто — он не продержится и дня.

Откуда следует прямой и самый насущный на настоящий момент времени вывод – объединение рабочего класса не только одной страны, но в рамках всего мира, преодоление всех расколов рабочего движения жизненно важно для борьбы за новое общество. Это сегодня самая главная задача, без решения которой буржуазию не победить и капитализм не уничтожить. И пока эта задача не будет решена, капитализм будет гнить и смердеть, отравляя все вокруг продуктами своего разложения.

Один из таких продуктов гниения капитализма – фашизм, который уже принес немало горя народам всего мира. Сегодня он вновь стоит на пороге многих капиталистических стран, угрожая человечеству новой мировой войной. И это не преувеличение. Стремление к внешней экспансии, территориальные захваты и развязывание империалистических войн это одна из главных целей всех или подавляющего большинства фашистских диктатур.

Империалистические войны и фашизм тесно связаны между собой. Оба этих явления есть следствие глубоких экономических проблем капиталистических стран в эпоху империализма. Причины Первой мировой войны общеизвестны — это битва за передел мира между крупнейшими империалистическими странами, дележ между ними рынков сырья и сбыта. Уже тогда проявились первые черты будущего фашизма, который в полную силу показал себя через два десятилетия. Исторически фашизм возник как результат «Великой Депрессии» — глубочайшего экономического кризиса 1929-1933 гг., из которого мировой империализм толком не мог выбраться более 10 лет. В 1937 году к тому же ведущие страны мира – США, Англию, Францию и др. поразил еще один экономический кризис, выходом из которого для мировой буржуазии и стала Вторая мировая война. Вот тогда народы мира воочию столкнулись с фашизмом, заплатив за это печальное «знакомство» страшную цену – десятки миллионов человеческих жизней.

В середине XX века человечеству удалось обуздать фашизм – первая в мире социалистическая страна СССР ценой громадных жертв советского народа остановила его победное шествие по миру. Но фашизм не исчез, он только затаился на время, потому что главная его причина и единственный его носитель – мировой финансовый капитал не был уничтожен и продолжал существовать.

После гибели СССР мировой финансовый капитал чрезвычайно усилился. Его агрессивность возросла в разы, и угроза новой империалистической мировой войны стала вполне реальной. Да, ядерное оружие это фактор, серьезно сдерживающий аппетиты империалистических хищников, но они нашли выход из этого положения — множество малых войн в разных концах света вполне позволяет империалистам добиваться тех же целей, только несколько другим способом. В условиях же глобального экономического кризиса расширение зон локальных конфликтов, которые и так идут, не прекращаясь, вот уже много десятилетий в разных регионах мира, в том числе на постсоветском пространстве, им только на руку. Афганистан, Палестина, Сирия, Ливия, Ирак, Карабах, Северный Кавказ на территории России и пр. Теперь вот мировой империализм зоной такого конфликта стремится сделать Украину. И сделает, если государственную власть на территории Украины окончательно приберут к рукам фашисты.

И пока политические процессы в этой стране развиваются, к сожалению, именно в этом направлении. Решение нового украинского правительства об образовании в Украине национальной гвардии, основой которой станут боевики «Правого сектора», означает, что этим фашиствующим бандитам новоявленная украинская власть решила придать государственный статус. А это более чем серьезно. Ведь одно дело пусть и вооруженные, но все-таки бандиты, т.е. незаконные вооруженные формирования, с которыми так или иначе государственная власть будет вынуждена вести борьбу. И совершенно другое дело, когда за бандитами стоит сила самого государства, когда все их действия принимают законный характер и вся правоохранительная система с ее следствием и судами к их услугам, когда их финансирует не частное лицо, пусть и располагающее солидными ресурсами, а целое государство, у которого финансовые возможности на порядок выше. Самое печальное в том, что значительная часть населения западных областей Украины поддерживает создание такой национальной гвардии и толпами идет записываться в нее, одурманенная лозунгами о «защите Отечества».

Да и в России не все обстоит гладко. Есть немало оснований полагать, что фашизация политического режима идет и в нашей стране. Причем инициаторам этого процесса не требуется устраивать майданы, они давно на российском политическом олимпе страны. А это на порядок серьезнее, чем возможное установление фашистской диктатуры на Украине. Ибо вкупе с колоссальными ресурсами и ядерным оружием Россия фашистская будет представлять серьезную угрозу не только для своего собственного трудового народа, но и для народов всего мира.

Можно ли что-то предпринять, чтобы остановить все эти негативные процессы? Могут ли что-то сделать прогрессивные силы на Украине и в России в существующих условиях, чтобы не допустить такого печального развития события?

Да, могут. Еще в 1935 году на VII Конгрессе Коммунистического интернационала, проходившем в г.Москве, было указано, что только создание единого рабочего и народного фронта борьбы за демократизацию общества способно остановить наступление фашизма. Задача единого фронта – сплочение вокруг пролетариата и его партии широких народных масс для борьбы с наступающим фашизмом и надвигающейся опасностью новой империалистической войны. В этот фронт должны войти все прогрессивные (по сравнению с наступающими силами реакции) политические силы страны, общественные организации, рабочие объединения, и в первую очередь профсоюзы.

Создание единого фронта прямо вытекает из классовой сущности самого явления «фашизм». Приход фашистов к власти не является простой сменой одного буржуазного правительства другим, а представляет собой замену буржуазно-демократической формы правления формой террористической диктатуры, угрожающей ликвидацией всех демократических завоеваний трудящихся и самым жестким режимом эксплуатации.

Потому в данных условиях вопрос об отношении коммунистической партии и рабочего класса к буржуазной демократии ставится следующим образом. Раз реакционные круги буржуазии стремятся уничтожить демократические права и свободы трудящихся, урезать права парламента, значит, борьба за демократию приобретает особое значение. Г.Дмитров, выступая с докладом на указанном Конгрессе Коминтерна, говорил, что «коммунисты не анархисты и им вовсе не безразлично, какой политический режим существует в данной стране: буржуазная диктатура в форме буржуазной демократии, хотя бы и с самыми урезанными демократическими правами и свободами, или буржуазная диктатура в ее открытой, фашисткой форме» .

Тогда же в резолюциях Коминтерна было подчеркнуто, что недопустимо недооценивать серьезную опасность реакционных действий буржуазии, которая подготовляет приход фашистов к власти постепенно, раз за разом проводя все более жесткие мероприятия, по крохам урезая права и свободы трудящихся и усиливая репрессии против революционного и рабочего движения. Бороться с фашизмом следует уже на этих начальных этапах, ибо подобные действия буржуазных правительств облегчают приход фашистов к власти. «Кто не борется на этих подготовительных этапах против реакционных мероприятий буржуазии и против нарастающего фашизма, тот не в состоянии помешать, тот наоборот, облегчает победу фашизма » , — говорил Г.Дмитров.

Коминтерн особо подчеркивал связь фашизма и оппортунизма, указывая, что в некоторых европейских странах фашизм смог победить только потому, что было расколото рабочее движение, и назвал главную причину этого раскола – оппортунизм, который всегда в той или иной форме проповедует политику «классового сотрудничества» с буржуазией.

Выступать оппортунизм может в любой форме, но это всегда есть и будет буржуазная политика в рабочем движении, задача которой и идейно, и организационно расколоть единство пролетариата, и сделать его полностью неспособным на сопротивление наступающей буржуазии. Последнее как нельзя лучше доказали события конца XX века, когда многократно превосходящий по численности советский рабочий класс, одурманенный оппортунистической позднесоветской пропагандой, оказался неспособным противостоять наступающей буржуазной контрреволюции, разрушившей СССР и уничтоживший советский социализм.

О чрезвычайной опасности оппортунизма неоднократно предупреждал и Владимир Ильич Ленин. Еще в 1915 году в работе «Под чужим флагом» он разъяснил генетическую связь между оппортунизмом и национал-социализмом: «социал-национализм вырос из оппортунизма, и именно этот последний дал ему силу» . Здесь Ленин именует известный нам национал-социализм (нацизм, государственная идеология фашистской Германии) «социал-национализмом», но это одно и то же явление. Суть его — в соединение национализма и шовинизма с идеями мелкобуржуазного социализма, что кратко может быть сформулировано идеологемой — «социализм для одной нации», которой как раз и одурманивали пролетарские массы в фашистской Германии.

Ленин показал механизм рождения социал-национализма: «Каждое из многочисленных проявлений оппортунизма… во всех европейских странах были ручейками, которые все вместе «сразу» слились теперь в большую, хотя и очень мелководную – (а в скобках добавить: мутную и грязную) – социал-националистическую реку». Вот так, шаг за шагом делая уступки буржуазии и предавая пролетариат вроде бы в мелочах, под разными предлогами идя на маленькие компромиссы в идеологии, угождая то одним мелкобуржуазным слоям трудящихся, то другим (чтобы их «не отпугнуть» излишней революционностью!), откладывая на потом (на неизвестно когда!) борьбу за социализм и довольствуясь только борьбой за сиюминутные интересы трудящихся масс и пр., приходят оппортунисты к мелкобуржуазному социализму и национализму, законченным результатом соединения которых и является фашистская идеология — нацизм.

Как же так, не согласится с нами наивный читатель, ведь оппортунисты часто выступают за интернационализм? Как же они могут быть националистами? На что Ленин отвечает в той же самой работе: «Сторонник международности, не являющийся самым последовательным и решительным противником оппортунизма, есть мираж, не более того. Может быть отдельные лица такого типа могут искренне считать себя «международниками», но о людях судят не по тому, что они о себе думают, а по их политическому поведению: политическое поведение таких «международников», которые не являются последовательными и решительными противниками оппортунизма, всегда будет помощью или поддержкой течения националистов» .

Но окончательно коммунистический покров с них сорвали события на Украине и реакция на них российского правительства. Российские и украинские «коммунисты» просто-таки зашлись, иначе и не скажешь, в приступе великорусского национализма и буржуазного патриотизма, который и так охватил чуть ли не всю Россию. Вместо того чтобы разъяснять российским и украинским трудящимся, что происходит, объяснить им, что их наивную тягу к советскому прошлому (тягу, лишенную всякой классовой основы, ибо сущность СССР подавляющей массой бывшего советского населения так и не понята, за что нужно сказать отдельное «спасибо» нашим левым и «коммунистам»!) российская буржуазная власть использует для своих империалистических интересов, эти «коммунисты» и леваки оказались неспособными сами стоять на классовой позиции пролетариата. Они полностью солидаризировались с российской и украинской буржуазией в деле раскалывания рабочего класса, в разведении его по национальным квартирам, где потом буржуазии будет удобнее задавить его по одиночке.

Последнее есть наглядный пример того, о чем говорил Ленин, что «международность», т.е. интернационализм у оппортунистов только на словах, на деле же интернационализм у них всегда превращается в национализм, русский или украинский, несущественно. В данном конкретном случае вся эта оппортунистическая масса российских и украинских коммунистов фактически перешла на сторону русского национализма против украинского. Противопоставить всяким националистам пролетарский интернационализм они не смогли, ибо в корне не поняли, что это такое.

Эти так называемые коммунисты даже не сумели сообразить и, следовательно, разъяснить трудящимся, что никакой «дружбы народов» в классовом обществе не бывает и быть не может, потому что народы в классовом обществе НЕ ЕДИНЫ, что они разделены на классы, интересы которых и являются главным фактором всех происходящих в этих обществах процессов! О «дружбе народов» может идти речь только в условиях пролетарского государства, в условиях политической власти рабочего класса, когда действительно народы получают возможность свободно решать сами свою судьбу и когда право на самоопределение для них становится не фикцией, а реальностью. Тогда и только тогда разные народы, будучи истинно свободными от всякого национального угнетения и притеснения, могут жить спокойно и в мире друг с другом – дружить между собой, а не воевать, направляемые буржуазией, желающей отхватить лакомый кусок у соседа, как это происходит во всяких капиталистических обществах.

Вообще говоря, происходящее на Украине и реакция на эти события в России наглядно показывают, что все постсоветское коммунистическое движение потерпело полный крах, так и не сумев очиститься от позднесоветского оппортунизма, приведшего СССР к разрушению. Теме об уроках событий на Украине, ввиду ее особой важности, имеет смысл посвятить отдельную статью, поскольку нашим коммунистам давно пора уже сделать выводы из своих ошибок, а не повторять их вновь и вновь, раз за разом предавая свой трудовой народ, которому и надеяться-то больше не на кого. Пока же продолжим разговор о том, что могут и должны сделать все прогрессивные силы страны, чтобы не допустить установления фашисткой диктатуры.

Л.Сокольский, «Рабочий Путь»

Немецкие анархисты не ограничивались написанием толстенных книг. Хотя они представляли собой меньшую часть движения рабочего класса, чем в Италии, немецкие анархо-синдикалисты вносили свой вклад в агитацию - и борьбу - против нацистской угрозы. Эти отрывки извлечены из вышедшей в 1932 году брошюры «Через Хильдбургхаузен к Третьему Рейху! Национал-социализм и рабочий класс», которую написал X. В. Герхард (псевдоним доктора Герхарда Вартенберга (1904–1942), умершего в концлагере Заксенхаузен). Она была написана всего за несколько месяцев до прихода нацистов к власти. Название - малопонятная сейчас шутка, касающаяся усилий Гитлера по получению немецкого гражданства, чтобы получить возможность принять участие в выборах. Однако вполне ясен призыв к боевому отпору рабочего класса, чтобы нанести нацистам поражение на улицах.

Политические цели национал-социалистов кое в чём сильно изменились, но в одном их программа осталась неизменной: подход к проблемам общества с авторитарной позиции, ведущей к подчинению, дисциплине и слепому повиновению. Разумеется, старая монархия им предпочтительнее новой республики, и они особенно любят старую армию, которую они, видимо, взяли себе за образец, судя по тому, что они хотят нас снова довести до войны. Те, кто считает, что они преодолели восхищение старым милитаризмом, должны ознакомиться с мнением Гитлера о старой армии:

«Хороших качеств в старой армии было намного больше, чем в других учреждениях… не существует армий, призванных поддерживать мир, только призванные успешно вести войну. Вот тем и была хороша старая армия, что, по крайней мере, в этом организме, вне зависимости от того, что говорилось в Рейхстаге, мир видели таким, каким он есть и всегда будет». («Национал-социалистический ежемесячник», 1930, № 3).

Милитаризм, власть как мировоззрение - вот что такое национал-социализм. Даже если человечество развивалось в направлении от власти к большей личной свободе в обществе, гитлеровский лозунг - назад, назад:

«Не может быть системы, основанной на чём-то ином, кроме власти сверху вниз и ответственности снизу вверх, иначе какое-либо руководство невозможно, и мы оказываемся в анархистско- большевистских условиях».

Вождь нацистов сказал это в беседе с Отто Штрассером. Но, возможно, эти анархистско- большевистские условия всё же лучше Третьего Рейха? Это вопрос, который, видимо, не возникал перед герром Гитлером, так как он причисляет себя к «новому правящему классу», призванному управлять рабочими, которым нужно только «хлеба и зрелищ». Но Гитлер тут сильно ошибается; рабочие ещё выскажут своё мнение о Третьем Рейхе. […]

Враждебность нацистов к движению рабочего класса реальна. Мы видели, кроме того, что нацисты сделали всё возможное, дабы доказать, что они готовы управлять. Это значит, что их стремление к власти, их стремление к диктатуре над обществом также реально. Наконец, мы увидели, что они пожертвовали своими предполагаемыми социалистическими и националистическими целями, что они приспособились к буржуазному обществу, т. е. эти цели были только показными.

Мы можем заключить, что Третий Рейх значит ничто иное, как диктатуру для угнетения рабочих. Мы называем подобную диктатуру фашизмом, - он является признанным идеалом нацистов. Как сказал Фрик:

«Точно так же, как Муссолини уничтожил марксистов в Италии, мы должны добиться того же через диктатуру и террор».

«Марксизм» в понимании национал-социалистов означает, разумеется, рабочее движение вообще, будь то профсоюзы, ассоциации, партии и так далее, причём в нём необязательно должно присутствовать какое-то марксистское мировоззрение, оно может быть реформистским или, как в Испании или Италии, синдикалистским - фашизм нападает на всех. […]

Национал-социалистический террор

Несмотря на все социальные лозунги, национал-социалисты никогда не смогли бы вырасти в шестимиллионную партию, если бы они не подходили к своим оппонентам с орудиями самого убийственного террора. Как сказано в «Национал-социалистическом ежемесячнике» № 1 за 1930 год:

«Беспомощность буржуазных партий перед лицом марксистского наступления выразилась не только в отсутствии у них идей, но также и в отсутствии у них храбрости бросить вызов марксистским маршам своими собственными и защитить себя при необходимости против попыток террора».

Это явно сильно преувеличено, однако здесь есть крупица правды: буржуазия больше не могла играть роль самого главного хозяина, как раньше, от рабочего движения уже нельзя просто так избавиться - так что появилась нужда в партии, которая использовала бы социальные лозунги в своей пропаганде - и террор в борьбе.

Было установлено, что за последние несколько лет в Германии несколько сотен человек из разных партий стали жертвами нацистского террора, количество раненых исчисляется тысячами. «Тревога» заключает, что с апреля по июль 1930 года 21 человек погиб от рук нацистских банд и более 200 были серьёзно ранены. […]

«Кёльн, 22 января. Серьёзное политическое преступление произошло прошлым вечером на улице Паланцер в пригороде Зюльц. Группа коммунистов, которые беседовали на улице, была без всякой провокации атакована проходящими мимо национал-социалистами. Коммунисты стали защищаться. Во время драки национал-социалисты произвели ряд револьверных выстрелов. Один выстрел убил механика В. Хёшеля, принадлежащего к Коммунистической партии. Он оставляет четверых малолетних детей…»

Разумеется, терроризируемый рабочий класс также прибегает к актам мести, в чём его нельзя винить. Посему искать виновных в отдельных случаях - скучно. Суть дела в том, что подобные происшествия не случались в таком масштабе до 1929 года, что означает - они напрямую связаны с подъёмом НСДАП. […]

Призывать полицию бороться против национал-социалистического террора - ошибка, потому что полицейские силы наводнены носителями свастики, кроме того, государство не использует полицию так, как могло бы, ибо государство само смотрит на носителей свастики снизу вверх. […] За пределами нацистского рая в Тюрингии и Брауншвейге, множество нацистов состоит в полиции и армии. […] Мы как революционные рабочие должны из этого заключить, что полиция и армия, хотя их часто представляют как «республиканские» силы, не могут вести какую-либо борьбу против фашизма. Мы должны этим заняться сами. […]

Республиканский фашизм

Демократические партии при каждой возможности подчёркивают, что они отвергают национал- социализм и хотят править, руководствуясь либеральными принципами. Но можно сразу доказать - правительство Брюнинга и вся политика центристских партий указывают на то, что они хотят и рыбку съесть, и на ёлку влезть, что они и хотели бы избавиться от нацистов, однако уклоняются от того, чтобы им хоть как-то повредить, даже, в конце концов, прямо или опосредованно дают им преимущество. […]

Чрезвычайные меры 28 марта 1931 года свидетельствуют о крупном шаге в этом гибельном направлении. Предполагается, что они должны быть направлены против политических беспорядков и драк. Согласно им, даже частные собрания должны быть зарегистрированы в полиции, демонстрации - конечно, тоже. Как во времена Вильгельма, полиция вновь надзирает над собраниями и, разумеется, может их разгонять. Нарушения караются тремя месяцами тюрьмы. Столь же суровые приговоры предназначены тем, у кого есть оружие, наклейки, листовки и т. д. Организации могут быть распущены, газеты - запрещены, печатные материалы - конфискованы. Почти все маленькие «свободы» Веймарской конституции этим отменены, причём не каким-то решением Рейхстага, а подписью административных органов, после того, как они ловко дождались, пока Рейхстаг сделает перерыв в сессиях.

Разумеется, эти меры направлены не против национал-социалистов и их друзей, но в основном против революционного пролетариата. Чтобы это доказать, мы можем отметить упомянутые выше методы судов, которые должны внедрять эти меры. Уже в первые дни некоторые рабочие получили очень суровые приговоры просто за попытки проводить демонстрации и распространять объявления.

Разгром и разоружение рабочих, единственной антифашистской силы, культурная реакция наихудшего рода, скрытое предпочтение и потворство нацистам в административных органах, капитуляция перед их террором, принятие их требований - это ведущие к фашизму шаги, к которым нас подталкивают. Выдвинут ли Гитлера и Геббельса вперёд те, кто работают за кулисами, или же они оставят управление фашистской Германией так называемым демократическим партиям - не главный здесь вопрос. Самый главный вопрос - смогут ли рабочие удержать и расширить свои немногочисленные завоевания против наступления объединённой реакции, или же они потеряют все свои права. Это - борьба, в которой любое правительство будет против них, как бы оно ни называлось. В этой борьбе рабочий класс зависит только от собственной мощи.

Что такое национал-социализм?

Национал-социалисты утверждают, что их партия - это состоящее из самых разных людей движение, направленное на обновление Германии. Они, возможно, в какой-то степени правы, утверждая, что представляют все классы. Среди них есть и рабочие. Разочарованные, озлобленные, лишённые работы люди, которые надеются найти какое-то существование среди штурмовиков и т. д., могут быть в рядах рабочих национал-социалистов. Но не переоценивайте их число! Потому что, в конце концов, оно должно быть небольшим. Пока что на выборах рабочие партии сохраняли своих избирателей. Отношения между нацистами и рабочими становятся ещё более ясными, если поглядеть на некоторые цифры с выборов в рабочие советы. Среди транспортных рабочих Гамбурга нацисты получили целых 200 голосов из 6225 рабочих, в «Хохбане» - 187 из 1803 голосов. В фирме «Бринкман и Мергель» в Гамбурге нацисты получили только 50 из более чем 1000 голосов. […]

Хотя эти примеры показывают, что влияние нацистов среди трудящихся и рабочего класса минимально, надо также учесть, что на большинстве рабочих мест нацистская фракция даже не создавалась из-за отсутствия необходимых сил. Далее, мы пока что ничего не слышали о национал- социалистических профсоюзах, хотя национал-социалисты и создают независимые организации во всех сферах. Это многое позволяет понять. При этих условиях едва ли можно говорить о национал- социалистическом рабочем движении. В партии Гитлера рабочих не больше, чем в любой другой буржуазной партии. Даже в них попадаются рабочие и служащие, никак не снижающие реакционную природу этих партий. […]

Померанский дворянин, майор а. Д. ф. Бредов даже хочет мобилизовать всех своих коллег- аристократов, чтобы окончить эти «лишённые кайзера, ужасные времена». С негодованием он вопрошает - неужели в продолжение этой борьбы «часть аристократии желает быть безучастными зрителями и не признавать освободительные усилия «стальных шлемов» и национал-социалистов? Люди в этом движении - наши боевые отряды в битве с внутренним врагом…»

В конце концов, количество аристократов, которые безучастно наблюдали за событиями, не могло быть особенно большим, они почти все уже состоят в НСДАП или похожей организации. Пролетариат, к сожалению, не так сильно стремится защищать свои права…

Можно, конечно, предположить, что князья и дворяне навязывают своё участие партии, и им не так уж рады. Но те, кто знает, что со всеми этими людьми обращаются с большим уважением и что они часто занимают руководящие посты, особенно в СА, больше этому не поверят. Однако позиция НСДАП по отношению к высшему свету становится особенно явной в попытке газеты «Народный обозреватель» («Voelkischer Beobachter») изобразить принца Августа-Вильгельма в качестве «рабочего»: «Профессор - такой же рабочий, что и кузнец, продавец - такой же, как железнодорожник. Так что и сын принца, который ищет интеллектуальной деятельности, в политике или где-то ещё, может считать себя своим среди рабочих». НСДАП как защищающая князей и дворян гвардия - вот реальность. И такая деятельность, как стрижка купонов, получение прибыли от процентов, отдых на курортах и т. д., - это, конечно, работа. Иначе бы партия Гитлера не насчитывала бы такого количества промышленников и капиталистов среди своих друзей. […]

Пока что мы обсудили рабочих, фермеров, реакционеров из аристократии и промышленников. Учитывая, что сочувствующие нацистам рабочие - это только немногочисленные разочарованные и обозлённые рабочие или те, что всегда были реакционерами, и что другие классы никогда не смогли бы сформировать массовую партию, как это удалось нацистам, успех этой партии не может быть объяснён тем, что было пока что сказано. Между прочим, интересы и традиционные взгляды этих классов настолько разнонаправлены, что было бы трудно создать объединённое движение. Не хватает чего-то, что их объединяет. Это предлагает средний класс, особенно независимые ремесленники и торговцы, но также служащие, чиновники, представители свободных профессий и т. д. Мы не хотели бы недооценивать социальное значение этого класса. Против 14,4 млн. рабочих у нас в Германии, согласно переписи населения 1925 года, было 5,5 млн. людей, работающих не по найму, из которых 90 процентов можно считать мелкой буржуазией или мелкими владельцами, а также 5,3 млн. служащих и чиновников. Этот буржуазный средний класс оказался в [нацистском] движении потому, что его раздавливает между пролетариатом и корпоративным капиталом.

Сперва нам надо поговорить о городском среднем классе. Раньше существовало множество ступеней между простым ремесленником и крупным производителем. Сейчас в большинстве отраслей существуют только мелкие мастерские и одна корпорация. Раньше можно было купить любой продукт во многих разных видах и ценовых категориях, сегодня существует несколько «торговых марок» с заранее определёнными ценами. Раньше было множество ступеней между маленькой лавкой и универсальным магазином в центре города. Теперь во всех частях города есть универмаги и магазины с единой ценовой политикой, и они принадлежат одной и той же корпорации. Сегодня многие фабрики открывают свои собственные магазины и поддерживают широкую систему продаж и кредитов. Домовладение было вначале сконцентрировано в руках крупных строительных корпораций, а затем, благодаря состоянию экономики, прибыльность недвижимости уменьшилась. Коллективные мастерские, потребительские кооперативы, книжные клубы, все формы коллективной организации лишают мелкую буржуазию возможности существовать. Хлебозавод медленно уничтожает пекаря, мороженое мясо и крупные бойни превращают мясника просто в торговца мясом, молочные фермы и молокозаводы работают в том же направлении, хозяева пивных становятся зависимы от пивзаводов. Экономическая жизнь во всё возрастающей степени организуется или монополиями, или коллективами, ниша для мелких лавочников и ремесленников исчезает. Подобный утопающий класс обычно обращается к радикальным учениям, чтобы бороться вместе с национал-социалистами против банков, против универсамов, и даже принимает путаный «социализм».

В сельской местности ситуация похожа. Аграрный кризис позволил антисемитским идеям и идеям о борьбе против республиканского государства распространиться среди фермеров. Они зашли настолько далеко, что взрывали бомбы и штурмовали финансовые учреждения, чтобы силой предотвратить аукционы. Эта напряжённая атмосфера в сельской местности Германии, разумеется, является богатой почвой для национал-социализма. […]

Борьба с фашизмом

Если пролетариат не хочет потерять все свои права, как это было во время действия законов о социализме, если он не хочет претерпеть те же несчастья, что выпали на долю нашим братьям в Италии и других странах, если рабочему движению вообще суждено существовать в будущем, то пролетариат должен вести энергичную борьбу против фашизма в различных его формах, но особенно против национал- социализма. Несмотря на то, что мы можем признавать товарища по классу и человека в отдельном национал-социалисте - рабочем, служащем, фермере или ремесленнике, мы должны вести беспощадную борьбу против движения в целом, против фюрера, против организованных действий нацистов, Мы видели в Тюрингии и Брауншвейге, что рабочий класс был лишён своих прав фанатичными реакционерами Фриком, Франценом и их друзьями, и даже безобидные республиканцы и пацифисты подверглись преследованиям. Это показывает нам, что нас ожидает в тот день, когда Третий Рейх обрушится на нас во всём своём великолепии. Тогда будет слишком поздно для противодействия, национал-социалисты используют государственный аппарат для безжалостной диктатуры, направленной против любых освободительных и социалистических начинаний.

Мы знаем, что интеллектуальные вожди этих разрозненных, деклассированных средних классов - это крупные промышленники и монархисты-реакционеры, которые также поддерживают направленную на это пропаганду. Мы особенно должны бороться с этими кукловодами, даже если они не так выходят на передний план в повседневной борьбе, как их марионетки Гитлер, Геббельс, Лей и т. д.

Единство и энергичная борьба на рабочем месте, на бирже труда и всюду, где сходятся пролетарские массы, являются посему первым необходимым условием победы над фашизмом.

Но что мы видим сегодня? Профсоюзные «шишки» душат любые забастовки, они позволяют нападению на уровень заработной платы происходить без какого бы то ни было сопротивления, социал- демократы и центральные профсоюзы продолжают поддерживать полуфашистское правительство Брюнинга. С другой стороны, Коммунистическая партия Германии (КПГ) обладает готовым решением всех вопросов, а именно: «Только под руководством КПГ может быть одержана победа». Партия и её группы- сателлиты верят, что обладают монополией на организацию пролетариата, и бросают рабочему классу связки полученных из Москвы случайных лозунгов, вместо того, чтобы извлекать лозунги из нужд и настроений масс. Революционная профсоюзная оппозиция (РПО) загоняет рабочих в зачастую безнадёжные столкновения посредством лживых отчётов и обмана, не имея возможности поддержать забастовщиков. Поэтому логично, что в столь трудные времена кризиса, как сейчас, 90 % всех стачек терпят неудачу. И это не изменить далёкими от правды отчётами в коммунистической прессе. К чему ещё может привести эта заблуждающаяся политика обеих партий, кроме как к упадку духа, разделению и озлоблению рабочих?

Мы, анархо-синдикалисты, не хотим никакой реформистской политики терпимости, но мы не хотим и авантюристской тактики РПО. Мы хотим единства между рабочими снизу, в борьбе, на рабочих местах, на биржах труда. Мы хотим вести хорошо подготовленную борьбу, которая всё ещё возможна, несмотря на кризис и безработицу; борьбу, которую рабочие сами хотят и которой сами руководят. Но для этого необходимы сильные, революционные, независимые профсоюзы, которые видят только интересы рабочих и не танцуют под дудку каких-то партийных «шишек» в Рейхстаге или в Москве. Такие боевые профсоюзы являются целью-анархо-синдикализма. […]

Объединённой борьбы на рабочем месте за экономические интересы рабочих, разумеется, недостаточно, чтобы нанести поражение фашизму. Потому что на рабочих местах, на биржах труда, на своих собраниях пролетариат не сталкивается с нацистами, особенно с их бригадами гражданской войны, штурмовиками. СА работает преимущественно на улицах. Террор этих мальчиков-убийц - самое опасное оружие фашизма. Мы должны особенно постараться нанести им поражение.

Вновь нужна массовая атака на трусливых молодчиков из СА, которые обычно решаются нападать только на отдельных людей или на небольшие группы. И вновь мы видим здесь наихудшие разделения. «Eiserne Front» [ «Железный фронт», СДПГ], прозванный в народе «Жестяным фронтом» или «Ржавым фронтом», действует отдельно от сил КПГ и других групп, и наоборот.

Давайте вспомним Контингент Ста 1923 года. Тогда пролетариат стоял вместе на рабочем месте, в целом, вне зависимости от партийной ориентации, и сформировал свою боевую армию, которая добилась заметных успехов в некоторых местах, но также иногда только играла в военные игры. Только такое единство в практической защите против фашизма сможет вновь отвести от немецкого пролетариат эту ужасную опасность. Только это единство, которое должно идти снизу, с рабочих мест, с бирж труда, из жилых кварталов, может вернуть пролетариату ту боевую мощь, которая ему столь отчаянно нужна. Так что долой особенные интересы партий в сопротивлении фашизму!

Ни пустые демонстрации, вроде тех, что проводит Жестяной фронт, ни отчаянные действия, индивидуальный террор вроде проводимого коммунистами во многим местах, не продвинут пролетариат в борьбе против фашизма. Вместо этого, борьба против СА должна проводиться планомерно и систематично, с использованием превосходящих сил, без ненужных военных игр. Принцип должен быть такой: никаких провокаций, никаких необоснованных нападений, но убеждённое преследование всех убийц и бандитов, которые пролили пролетарскую кровь или как-то ещё сделали себя непопулярными. Никаких ненужных вооружённых акций, никаких ненужных столкновений с государственными силами, но законные действия в порядке самозащиты. Никаких опрометчивых неожиданных нападений, но подробное наблюдение и надзор над врагом. С систематическим использованием пролетарских сил можно и должно будет вновь вытеснить фашизм с улиц и одержать над ним победу.

А если Гитлер вновь попробует предпринять ещё один путч, как в ноябре 1923 года, что тогда? Что делать, если мы вдруг обнаружим перед собой более или менее законное правительство Гитлера? Тогда может быть только один лозунг, который также имел успех в борьбе против Капповского путча в 1920-ом: всеобщая забастовка. Фашистское правительство должно быть свергнуто, как только оно возьмёт власть, иначе оно закрепится, захватит государство и установит диктатуру, как мы уже видели в Италии и многих других странах. Это будет означать время неисчислимых страданий для революционного пролетариата. В связи с этим, нам нужно сражаться с фашистским правительством, как только оно будет создано, при помощи сильнейшего оружия - всеобщей забастовки.

Многие рабочие думают, что фашизм всё равно неизбежен, так что нечего с ним бороться, он должен «загнать себя в тупик». Нет ничего более ошибочного или более опасного. Да, фашизм - это большая опасность, и никто не может сказать, не возглавят ли правительство в ближайшие несколько месяцев Гитлер, Фрик или Геринг. Но фашизм не обладает непобедимой силой. Лев Троцкий правильно назвал фашистов «человеческой пылью». И в самом деле, мы имеем дело со случайной смесью фермеров, мелких буржуа, бывших офицеров, определённых мелких рабочих групп и крупных капиталистов, с лишённой надежды и направления толпой без четкой программы или цели, с бессмысленной, ничтожной, лозунговой идеологией, с неразберихой, которую держит вместе только беспрецедентная нищета и неудачи в международных отношениях. При первом энергичном продвижении пролетариата весь этот кошмар рассеется.

Всеобщий фашистский террор свидетельствует не об их внутренней силе, а об их внутренней слабости; потому что, если бы национал-социализм был бы сильным и творческим экономически, социально и культурно, он смог бы себя утвердить, не прибегая к насилию. Но поскольку он составлен классами, которые распадаются и лишены голоса, он нуждается в терроре, чтобы его хоть кто-то услышал. Усиление террора всегда являлось знаком внутренней слабости.

И почему бы фашизму не быть подверженным поражению, даже прежде чем он «загонит себя в тупик»? Только потому, что он господствует в разных странах Южной и Восточной Европы? Но это преимущественно аграрные страны со слабым пролетариатом. Фашизм смог там захватить власть зачастую после безуспешной революции (Венгрия, Италия).

В Германии у нас есть сильный пролетариат, закалённый в боях, не проигравший в последние несколько лет революции, и пролетарские организации по-прежнему сильны и не сломлены. Фашизм уже дважды начиная с 1918 года потерпел поражение при большом участии пролетариата в этом поражении: путч Каппа в 1920-ом и путч Гитлера в 1923-ем.

Поэтому в пролетарских кругах не должно быть никаких разговоров о «неизбежности» фашизма, о том, что он «должен загнать себя в тупик». Давайте обратим свой взор к Испании, где героически борющийся пролетариат, ведомый анархо-синдикализмом, не только сокрушил фашизм Примо де Риверы в 1930-ом, но и изгнал короля и иезуитов в апреле 1931-го. Давайте взглянем на Австрию, где пролетариат несмотря на манёвры социал-демократов, нанёс поражение фашизму хеймвера в 1930–1931 гг. и осудил его на осмеяние. Почему бы и немецкому пролетариату не быть способным на подобные действия?

Гитлер […] выдвигает свою кандидатуру на пост рейхспрезидента. Но было бы опасным обманом придавать слишком много значения результатам голосования. Решающим является не количество голосов, поданных за реакционера Гинденбурга или фашиста Гитлера, и не количество голосов за кандидата [коммунистов] Тельмана, но истинная боевая мощь пролетариата в его повседневной борьбе.

Так что - вперёд к убеждённой и объединённой борьбе против фашистской убийственной заразы! Долой партии и политиков, которые саботируют пролетарское единство в борьбе снизу! Это единство от самих масс, в деле, вот что такое анархо-синдикализм!

Из книги X. В. Герхарда «Через Хильдбургхаузен к Третьему Рейху! Национал-социализм и рабочий класс».

Как бы прелюдией к Второй мировой войне стала гражданская война в Испании 1936 года. Борьба с испанским фашизмом становится отправной точкой истории международного антифашистского движения.

Начало Второй мировой войны и оккупация агрессивными странами значительных территорий в Европе, Азии, Африке сопровождалось установлением т. наз. «нового порядка». Основным его содержанием было обеспечение господства захватчиков. Этот порядок базировался на беспощадном терроре и насилии. Оккупированные страны Европы и Азии испытали значительные территориальные изменения.

На карте мира появились новые государства: Словакия (в 1939 г.), Хорватия (1941 p.), Бирма (в 1944 г.), Индонезия (в 1945 г.). Но независимость этих государств была дискредитирована сотрудничеством с агрессорами.

Державы-союзники Германии, Италии, Японии получили значительные территориальные приобретения. Так, Венгрия получила Карпатскую Украину, Трансильванию, часть Словакии и Югославии, Румыния - Транснистрию, Болгария - часть Добруджи, Македонии, Фракии, Финляндия вернула потерянные в 1940 г. территории.

Оккупационная политика фашистов на территории Восточной Европы и СССР проводилась согласно с планом «Ост».

Оккупированные советские территории были разделены на три части. Тыловые районы немецких групп армий были переданы под управление военного командования, а другие подчинены «восточному министерству» во главе с Розенбергом и разделены на два рейхскомиссариата - «Остланд» (Прибалтика и большая часть Беларуси) и «Украина». Западноукраинские земли были присоединены к польскому «генерал-губернаторству».

Главными средствами, которыми фашисты пользовались в утверждении своего господства, были натравливания одних наций на другие и физическое их истребление. Такие народы, как цыгане, евреи, подлежали полному уничтожению.

С оккупированных территорий к Германии вывозились продовольствие и сырьё, другие материальные ценности.

Население на оккупированных территориях сначала вообще ничего не получало за свой труд, потом стало получать мизерные доли за работу на оккупантов. В ужасных условиях находились 5,5 млн. советских военнопленных, 3,5 млн. из них погибло.

Важным элементом в насаждении «нового порядка» были концентрационные лагеря, в которые отправляли всех недовольных. В Европе насчитывалось тридцать пять концлагерей. Наибольшие из них -Дахау, Бухенвальд, Майданек, Освенцим. Это были настоящие фабрики смерти. Там были уничтожены миллионы людей из разных стран.

Оккупационная политика Японии по форме была несколько иной, но суть сохранялась та же самая. Агрессивные устремления прикрывались лозунгами: «Создание процветающей Азии», «Освобождение Азии от белых колонизаторов». К образуемым оккупационным администрациям пытались привлечь лидеров национально-освободительных движений порабощенных народов.

После ввода «новых порядков» порабощённые народы Европы и Азии встали на борьбу против врага.

Что такое Фашизм? Значение и толкование слова fashizm, определение термина

2) Фашизм - - политическое течение, возникшее в капиталистических странах в период общего кризиса капитализма, выражающее интересы наиболее реакционных и агрессивных сил империалистической буржуазии. Идеология фашизма - вождизм, антидемократизм, антикоммунизм, крайний национализм, оправдание геноцида, всевластие государственной машины, крикливая демагогия для затушевывания обеспечения привилегий элиты. При своем становлении фашизм опирается на идеологию мелкой буржуазии. Методы фашизма - жесткая диктатура, применение крайних форм насилия и массового террора. В условиях общего кризиса капиталистического способа производства, глобальной диктатуры монополистического капитала, а также ряда кризисов глобального масштаба (демографического, социального, сырьевого, экологического и т.п.) возможность установления фашистской диктатуры в пределах всего земного шара становится реальной. Остановить ее может только объединение трудящихся всех стран с целью в дальнейшем вообще покончить с капитализмом и товарным способом производства, как исчерпавшими себя, и противопоставление идеологии фашистской идеологии пролетарской.

3) Фашизм - - (от итал.fascismo - пучок, связка, объединение) - вариант тоталитарного политического режима, особенностью которого является стремление к установлению жесткой, иерархически структурированной власти, проповедь беспрекословного подчинения авторитету вождя, оправдание применения крайних мер принуждения для обеспечения в стране стабильности и порядка, введение однопартийной системы, ставка на огосударствление всех сторон жизни и идеологическую монополию. Родиной фашизма является Италия и Германия. Он возник в 1919 году в Италии, в 20-30-е годы фашистские партии захватили власть в Италии и Германии, а также в других капиталистических странах и установили в них открыто террористическую диктатуру. Партия Муссолини взяла в качестве символа фасции - пучки прутьев с топором в середине, связанные ремнем, - знаки достоинства древнеримских магистратов. Идеология фашизма - это антидемократизм и антимарксизм. Все фашистские программные документы содержат тезис об идейном и фактическом банкротстве либерализма и социализма. Все фашистские идеологи - от Муссолини, Гитлера до Н.Устрялова - клеймили парламентскую демократию. Муссолини заявлял, что послевоенный опыт знаменует поражение либерализма. Русский идеолог фашизма Н.Устрялов проповедовал, что в России и Италии "можно править помимо и против всякой либеральной идеологии... Люди устали от свободы...есть другие слова, вызывающие обаяние, гораздо более величественно: порядок, иерархия, дисциплина". Политологи предпринимали не одну попытку дать классификацию признаков, вбирающих в себя такое явление как фашизм. Так или иначе, к ним можно отнести: абсолютизацию власти; ненависть или неприязнь к иным нациям; опора не на гражданское общество, а на авторитет вождя, его волю, силовые структуры и т.д. Одна из плодотворных попыток такого рода принадлежит российскому ученому В.Ядову. Он дал развернутую характеристику фашистской системы взглядов, выделил основные черты этой идеологии, которые совмещаются с принципами практического их осуществления и призваны удовлетворять определенные социальные интересы. К ним относятся: 1. Безусловная доминанта национального интереса над какими-либо иными, т.е. интернациональными или общечеловеческими. 2. Утверждение особой миссии данного народа (избранного, согласно философии Ницше) в создании справедливого порядка либо во всем мире, либо как минимум в зоне "геополитических интересов" данного народа. Отсюда - принцип разделения мира на сферы влияния, что составляло важный элемент известного пакта стран фашистской "оси". 3.Отвержение демократической системы как формы государственного устройства в пользу сильной диктаторской власти, каковая в интересах всей нации обеспечивает справедливый порядок и гарантирует благополучие всем слоям населения, включая малоимущих и нетрудоспособных (отсюда "социализм"). 4.Установление особого, национального кодекса нравственных и моральных принципов, решительное отвержение каких-либо общечеловеческих нравственных норм. 5. утверждение принципа использования силы (военной силы, репрессивного режима внутри страны и в зоне геополитических интересов данной нации) для подавления инакомыслия и тем более сопротивления установленному порядку путем практических действий. 6. безудержная демагогия как стиль пропаганды, т.е. обращение к обыденным интересам простых людей и обозначение в зависимости от ситуации национального противника (люди другой расы, иных политических взглядов, иного вероисповедания и т.д.). Постоянное фиксирование внимания на определенном (или нескольких) опасном противнике долженствует содействовать сплочению нации, утверждению общенациональной солидарности, освящаемой данной идеологией. 7. Наконец, культ харизматического лидера, вождя, каковой наделяется чертами прозорливости, данной свыше, безусловной преданностью национальным интересам, решительностью, неподкупностью и чувством безусловной справедливости в рамках национального кодекса нравственных принципов. Острота переживаемых социальных проблем порождает почву для фашизма. Если нация чувствует себя ущемленной, люди подавлены ощущением тревоги из-за наступающего хаоса, они не верят власть имущим, тогда есть реальные социально-психологические предпосылки для фашизма и экстремизма, как бы они не назывались.

4) Фашизм - - крайне антидемократическое, радикально-экстремистское политическое течение, тяготеющее к установлению террористической диктатуры.

5) Фашизм - (от лат. "фашио" - пучок, связка, объединение) - идейно-политическое течение правоэкстремистского толка, прославляющее тоталитарное государство, вождизм и превосходство одной нации.

6) Фашизм - (итал. fascismo fascio пучок, связка, объединение) - категория для обозначения определенных типов тоталитарных политических движений, партий и режимов, возникших вскоре после окончания Первой мировой войны в странах Европы, а также соответствующей им идеологии. Важнейшей причиной развития этого феномена является глобальный долговременный кризис, поражающий все основные социальные группы общества. Ф. является попыткой быстрого и относительно эффективного выхода из кризиса. Но цена, которую общество соглашается платить за решение своих проблем новой фашистской элитой, является столь высокой, что приводит в конечном итоге к разложению и краху самого общества. Ф. - это определенная идеология национальной мобилизации и солидаризма, поиск "места под солнцем" для стран, проигравших Первую мировую войну. Это набор во многом мистических идеологий, по-новому организующих и структурирующих общество, это во многом мистический этатизм и государственный патернализм, это предельные из известных формы национализма и расизма. Это обязательное разделение любого социального целого по принципу "свой - чужой" с обязательной направленностью уничтожения всего "чужого", культивированием образа врага, ксенофобией, расизмом, милитаризмом. Это идеология мифологической ориентации на традиционные моральные ценности при тенденции к действительной их утрате. Ф. - это массовое политическое движение, и поэтому он с необходимостью порождает специфический технологический комплекс управления массовым поведением, стержнем которого является огромный агитационно-пропагандистский аппарат. От иных форм реакционных диктатур Ф. отличает наличие относительно широкой социальной поддержки в большинстве социальных слоев, каждому из которых лидеры Ф. обещают определенные социальные выгоды. Социальную базу фашистских движений и режимов составляют в первую очередь представители социальных групп, в наибольшей степени пострадавших от кризиса, поэтому в различных странах эта база может быть относительно различной, но это обязательно средние и низшие слои социальной структуры. Ф. Бауэр считает, что в Ф. проявился антагонизм средних классов по отношению к элите, их " бунт " против ущемления собственных интересов в период индустриализации. По мнению С. Липсета, социальной базой Ф. является экстремистская часть среднего класса. Ф. создает особый тип тоталитарной или авторитарной политической культуры, особый тип отношений между людьми в семье, в быту, на производстве, который проявляется в практике воздействия фашистской партии на все сферы общественной жизни. Общность черт, присущих Ф. как политическому движению и режиму, не исключает реализацию различных его форм, таких, как монархо - фашизм, военно-фашистские режимы и др.

7) Фашизм - - система политических идей, или реальная политическая практика, основанные на представлениях об интеллектуальном, моральном, историческом превосходстве одних рас или наций над другими.

8) Фашизм - Террористическая диктатура наиболее реакционной и агрессивной буржуазии. Фашизм уничтожает демократические права и свободы внутри страны, милитаризует государственный аппарат, общественную жизнь, проводит политику развязывания войны. Идеология фашизма - расизм и шовинизм. Впервые фашистский режим был установлен в 1922 в Италии; в 1933 фашисты пришли к власти в Германии; в 1939 - в Испании. Разгром гитлеровской Германии во второй мировой войне (1939-45) спас народы многих стран от фашистского рабства и подорвал силы реакции.

Политическое течение, возникшее в капиталистических странах в период общего кризиса капитализма, выражающее интересы наиболее реакционных и агрессивных сил империалистической буржуазии. Идеология фашизма - вождизм, антидемократизм, антикоммунизм, крайний национализм, оправдание геноцида, всевластие государственной машины, крикливая демагогия для затушевывания обеспечения привилегий элиты. При своем становлении фашизм опирается на идеологию мелкой буржуазии. Методы фашизма - жесткая диктатура, применение крайних форм насилия и массового террора. В условиях общего кризиса капиталистического способа производства, глобальной диктатуры монополистического капитала, а также ряда кризисов глобального масштаба (демографического, социального, сырьевого, экологического и т.п.) возможность установления фашистской диктатуры в пределах всего земного шара становится реальной. Остановить ее может только объединение трудящихся всех стран с целью в дальнейшем вообще покончить с капитализмом и товарным способом производства, как исчерпавшими себя, и противопоставление идеологии фашистской идеологии пролетарской.

- (от итал.fascismo - пучок, связка, объединение) - вариант тоталитарного политического режима, особенностью которого является стремление к установлению жесткой, иерархически структурированной власти, проповедь беспрекословного подчинения авторитету вождя, оправдание применения крайних мер принуждения для обеспечения в стране стабильности и порядка, введение однопартийной системы, ставка на огосударствление всех сторон жизни и идеологическую монополию. Родиной фашизма является Италия и Германия. Он возник в 1919 году в Италии, в 20-30-е годы фашистские партии захватили власть в Италии и Германии, а также в других капиталистических странах и установили в них открыто террористическую диктатуру. Партия Муссолини взяла в качестве символа фасции - пучки прутьев с топором в середине, связанные ремнем, - знаки достоинства древнеримских магистратов. Идеология фашизма - это антидемократизм и антимарксизм. Все фашистские программные документы содержат тезис об идейном и фактическом банкротстве либерализма и социализма. Все фашистские идеологи - от Муссолини, Гитлера до Н.Устрялова - клеймили парламентскую демократию. Муссолини заявлял, что послевоенный опыт знаменует поражение либерализма. Русский идеолог фашизма Н.Устрялов проповедовал, что в России и Италии "можно править помимо и против всякой либеральной идеологии... Люди устали от свободы...есть другие слова, вызывающие обаяние, гораздо более величественно: порядок, иерархия, дисциплина". Политологи предпринимали не одну попытку дать классификацию признаков, вбирающих в себя такое явление как фашизм. Так или иначе, к ним можно отнести: абсолютизацию власти; ненависть или неприязнь к иным нациям; опора не на гражданское общество, а на авторитет вождя, его волю, силовые структуры и т.д. Одна из плодотворных попыток такого рода принадлежит российскому ученому В.Ядову. Он дал развернутую характеристику фашистской системы взглядов, выделил основные черты этой идеологии, которые совмещаются с принципами практического их осуществления и призваны удовлетворять определенные социальные интересы. К ним относятся: 1. Безусловная доминанта национального интереса над какими-либо иными, т.е. интернациональными или общечеловеческими. 2. Утверждение особой миссии данного народа (избранного, согласно философии Ницше) в создании справедливого порядка либо во всем мире, либо как минимум в зоне "геополитических интересов" данного народа. Отсюда - принцип разделения мира на сферы влияния, что составляло важный элемент известного пакта стран фашистской "оси". 3.Отвержение демократической системы как формы государственного устройства в пользу сильной диктаторской власти, каковая в интересах всей нации обеспечивает справедливый порядок и гарантирует благополучие всем слоям населения, включая малоимущих и нетрудоспособных (отсюда "социализм"). 4.Установление особого, национального кодекса нравственных и моральных принципов, решительное отвержение каких-либо общечеловеческих нравственных норм. 5. утверждение принципа использования силы (военной силы, репрессивного режима внутри страны и в зоне геополитических интересов данной нации) для подавления инакомыслия и тем более сопротивления установленному порядку путем практических действий. 6. безудержная демагогия как стиль пропаганды, т.е. обращение к обыденным интересам простых людей и обозначение в зависимости от ситуации национального противника (люди другой расы, иных политических взглядов, иного вероисповедания и т.д.). Постоянное фиксирование внимания на определенном (или нескольких) опасном противнике долженствует содействовать сплочению нации, утверждению общенациональной солидарности, освящаемой данной идеологией. 7. Наконец, культ харизматического лидера, вождя, каковой наделяется чертами прозорливости, данной свыше, безусловной преданностью национальным интересам, решительностью, неподкупностью и чувством безусловной справедливости в рамках национального кодекса нравственных принципов. Острота переживаемых социальных проблем порождает почву для фашизма. Если нация чувствует себя ущемленной, люди подавлены ощущением тревоги из-за наступающего хаоса, они не верят власть имущим, тогда есть реальные социально-психологические предпосылки для фашизма и экстремизма, как бы они не назывались.

Крайне антидемократическое, радикально-экстремистское политическое течение, тяготеющее к установлению террористической диктатуры.

(от лат. "фашио" - пучок, связка, объединение) - идейно-политическое течение правоэкстремистского толка, прославляющее тоталитарное государство, вождизм и превосходство одной нации.

(итал. fascismo fascio пучок, связка, объединение) - категория для обозначения определенных типов тоталитарных политических движений, партий и режимов, возникших вскоре после окончания Первой мировой войны в странах Европы, а также соответствующей им идеологии. Важнейшей причиной развития этого феномена является глобальный долговременный кризис, поражающий все основные социальные группы общества. Ф. является попыткой быстрого и относительно эффективного выхода из кризиса. Но цена, которую общество соглашается платить за решение своих проблем новой фашистской элитой, является столь высокой, что приводит в конечном итоге к разложению и краху самого общества. Ф. - это определенная идеология национальной мобилизации и солидаризма, поиск "места под солнцем" для стран, проигравших Первую мировую войну. Это набор во многом мистических идеологий, по-новому организующих и структурирующих общество, это во многом мистический этатизм и государственный патернализм, это предельные из известных формы национализма и расизма. Это обязательное разделение любого социального целого по принципу "свой - чужой" с обязательной направленностью уничтожения всего "чужого", культивированием образа врага, ксенофобией, расизмом, милитаризмом. Это идеология мифологической ориентации на традиционные моральные ценности при тенденции к действительной их утрате. Ф. - это массовое политическое движение, и поэтому он с необходимостью порождает специфический технологический комплекс управления массовым поведением, стержнем которого является огромный агитационно-пропагандистский аппарат. От иных форм реакционных диктатур Ф. отличает наличие относительно широкой социальной поддержки в большинстве социальных слоев, каждому из которых лидеры Ф. обещают определенные социальные выгоды. Социальную базу фашистских движений и режимов составляют в первую очередь представители социальных групп, в наибольшей степени пострадавших от кризиса, поэтому в различных странах эта база может быть относительно различной, но это обязательно средние и низшие слои социальной структуры. Ф. Бауэр считает, что в Ф. проявился антагонизм средних классов по отношению к элите, их " бунт " против ущемления собственных интересов в период индустриализации. По мнению С. Липсета, социальной базой Ф. является экстремистская часть среднего класса. Ф. создает особый тип тоталитарной или авторитарной политической культуры, особый тип отношений между людьми в семье, в быту, на производстве, который проявляется в практике воздействия фашистской партии на все сферы общественной жизни. Общность черт, присущих Ф. как политическому движению и режиму, не исключает реализацию различных его форм, таких, как монархо - фашизм, военно-фашистские режимы и др.

Система политических идей, или реальная политическая практика, основанные на представлениях об интеллектуальном, моральном, историческом превосходстве одних рас или наций над другими.

Террористическая диктатура наиболее реакционной и агрессивной буржуазии. Фашизм уничтожает демократические права и свободы внутри страны, милитаризует государственный аппарат, общественную жизнь, проводит политику развязывания войны. Идеология фашизма - расизм и шовинизм. Впервые фашистский режим был установлен в 1922 в Италии; в 1933 фашисты пришли к власти в Германии; в 1939 - в Испании. Разгром гитлеровской Германии во второй мировой войне (1939-45) спас народы многих стран от фашистского рабства и подорвал силы реакции.

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Юрисдикция - 1) Компетенция судебных органов по рассмотрению гражданских, уголовных...

Код нашей кнопки.

Откуда берутся корни фашизма?

Чтобы понять, откуда берётся фашизм, необходимо сначала понять, что такое этот фашизм. Фашизм (итальянский fascismo от fascio – пучок, связка, объединение) оформился в 1919 году в Италии. Всё, что знает обычный человек сегодня об этом фашизме – это Муссолини, он же дуче, и чернорубашечники. Более просвещённый знает об агрессии в Абиссинии и на Балканах; возможно, добавит с вынужденным одобрением, что Муссолини придавил и почти уничтожил мафию. Знают, что была жёсткая однопартийная система, диктатура, - уже реже знают, что в программе не было геноцида. Насилие, жестокость, единомыслие, нетерпимость: знаем. Единство народа, счастье и процветание для него же, верность историческим традициям славного прошлого: как бы не знаем. И вообще нам меньше есть дела до фашистской Италии, у нас перед глазами встаёт гитлеровская Германия.

Национал-социалистическая рабочая партия Германии себя фашистской не считала и не называла. Основой программы было создание достойной жизни для всех трудящихся немцев. Что объявлялось невозможным без борьбы против повсеместного засилья еврейского капитала. Однопартийность, диктатура, репрессирование инакомыслящих. Декларировались чистота нравов, здоровая мораль, укрепление семьи, благо отечества превыше всего – т. е. патриотизм. Превосходство арийской расы: расизм и национализм. Объединение германского народа, возврат заселённых немцами территорий, отторгнутых в результате Первой Мировой войны. Геноцид, захватнические войны.

Для обычного человека фашизм выглядит так: черепа на чёрной форме эсесовцев, сожжение книг, факельные шествия штурмовиков, погромы, пикирующие бомбардировщики, танковые колонны, фанатизм, беспощадность, истребление евреев, концлагеря, комплекс национального превосходства, дисциплина, организованность, нетерпимость, мракобесие, идеологизация всех сторон жизни, тотальная милитаризация, претензия на мировое владычество. Борьба с безработицей и коррупцией, равенство перед эффективно действующим законом, разрыв унизительных и грабительских международных договоров и прочие возможные плюсы в расхожее понимание фашизма не включаются.

То есть: оперируя термином «фашизм», мы имеем дело не с реальным явлением во всём его объёме, а скорее с символом. Сугубо отрицательным. Если вы не фашист, конечно.

Как только явление сводится к символу, этот символ начинает получать расширенное толкование. Жестокость, диктатура, нетерпимость к инакомыслию, силовое решение проблем в самых разных масштабах, от мельчайших до мировых – всё это иногда называется фашизмом. От повешения малолетними хулиганами кошки – до очередного военного переворота в Латинской Америке.

Фашизм стал символом мирового злодейства вообще. Для советских детей, скажем, и Бармалей был фашистом. Проповедь расовой нетерпимости – фашизм. Уничтожение демократических свобод – фашизм. И т. д.

Но обычного убийцу-уголовника мы фашистом не называем. Может, он маньяк, садист, пьяный дурак. Для фашизма необходимо подбивать идеологическую базу и стремиться к масштабу: т. е. жестокость (с гуманной точки зрения неоправданная) должна рационально обосновываться и стремиться к приятию обществом, к узакониванию. Требовать смертной казни за мелкое воровство, например, - это уже вполне может быть названо фашизмом.

Ныне очень многие полагают, что немецкий фашизм и советский коммунизм – один чёрт, тоталитарной жестокости не меньше. И в родоначальники фашизма возводят Ленина – это лысый и картавый первым обосновал и ввёл массовые кровопролития и прочие прелести.

Мы наблюдаем стремление посадить символ на реальную и исторически близкую базу. Нам так понятнее.

Почему не Хаммурапи? Он жил раньше – 18 век до нашей эры. Жестокий. Завоеватель. Проливатель крови. Организация. Жестокие законы. Единство. Насилие. Уж всяко круче какого-нибудь парагвайского генерала.

Символ превращается в табличку-знак, типа, «Осторожно! Мины!» или «Не влезай – убьёт!» - и череп с костями. Правда, монтёр и сапёр лезут. У них работа такая.

Табличка – удобная вещь. Навесил – и всё ясно. Простейший способ понимания и оценки явлений: сводим то, что нужно понять, к уже понятному и известному, уже оценённому: по принципу подобия, по аналогии. Но:

Захваты заложников практиковались «всю дорогу» - от фараонов до Наполеона.

Древние китайцы устраивали такие массовые казни пленных, что куда там новому времени.

Святая инквизиция пытала и жгла людишек, как могла, а могла немелко.

Гильотина французской революции стригла головы «подозрительным» - только корзины оттаскивай.

Славный город Тир не сдался просвещённому ученику Аристотеля Александру – и был вырезан.

Разве не христианский священник запустил перед штурмом чудную фразу: «Убивайте всех подряд – Господь на том свете отсортирует своих»?

Тактику «выжженной земли» придумали фашисты?

Цезарь Борджиа был членом НСДАП?

Варфоломеевскую ночь организовало гестапо?

Чингиз-хан носил чёрный мундир?

Настольная книга Бен Ладена – «Майн кампф»?

Еврейские погромы в древних Александрии и Киеве устроили штурмовики Рема?

Про них тоже, про всех деятелей эпох прошедших, могут вдумчиво так сказать: «Да ведь это были те же фашисты!» И всё понятно. Фашизм – явление однозначно скомпрометированное, отрицательное, недопустимое, осуждённое всеми «достойными» людьми. Вот такие гадости и зверства ходят у нас после Второй Мировой войны под символом «фашизм».

Беда здесь только в одном. Всё, что ни делалось фашистами, может быть объявлено недопустимым на основании одного того, что оно делалось фашистами. Значит – фашизм. Это неважно, что ничего принципиально нового в сфере поступков фашисты не изобрели. Есть символ? Значит, общественное мнение застолбило за фашистами приоритет. И тем самым вывело поступок из сферы обращения приличных людей.

Лет восемь назад несколько чеченских «активистов» захватили в турецких водах теплоходик с российскими, в основном, гражданами. Объявили их заложниками и выставили требования. Турки почувствовали себя задетыми и отреагировали быстро. В сорок восемь часов вычислили и арестовали всех родственников этих террористов: или, господа террористы, сдаётесь без всяких условий – или взятые нами заложники ответят за все ваши действия. Результат – на удивление: курс к берегу и по трапу с руками за головой. Ай-яй-яй-яй-яй, так действовали фашисты! Но население сильно одобряло. Однако?..

В данном случае я ни к чему не призываю. Да вы с ума сошли, мы все – отъявленные гуманисты! Я просто констатирую. Что экстремальные средства бывают самыми эффективными в экстремальной обстановке. И приносят наилучший результат. И даже не это констатирую. А то, что население такие средства сильно одобряет. А их запрет – не сильно одобряет.

И не надо обвинять народ в фашизме. Надо, как бы это помягче, лояльнее относиться к некоторым способам добиваться справедливости в экстремальных условиях. И не отдавать «эксклюзивно» фашизму права на все подобные вопросы. Не то мы будем видеть фашизм там, где им и не пахнет. И любого благородного голливудского мстителя объявим фашистом.

Не надо безмерно раздвигать понятие символа «фашизм».

Но есть у фашизма основания и более серьёзные – на уровне общественном, политическом, социальном. О них и подавно стараются не говорить, отделываясь осуждающими заклинаниями. То есть обычная история: явление есть, а оснований для него нет, разве что глупость и порочность некоторых отдельных индивидуумов.

Что понимается под фашизмом? Расизм, тоталитаризм, жестокость, нетерпимость, при этом – равенство для своих, эдакий «внутренний социализм», с программным стремлением установить его для «всех расово чистых», всего народа, страны или даже за её пределы.

А что мы имеем сегодня в «цивилизованных странах первого мира»? Интернационализм, открытость общества, демократия, терпимость, гуманизм. Хорошо, хорошо, это очень хорошо. А что мы имеем из этого хорошо? Великое переселение народов из Азии и Африки в Европу и США. При всеобщем снижении уровня рождаемости европейских народов несколько ниже уровня простого воспроизводства – при рождаемости иммигрантов гораздо выше уровня воспроизводства – при продолжении иммиграции – мы имеем замещение европейского этноса азиатскими и африканскими. Тенденция ясна и однозначна, европейцы скоро будут в меньшинстве в родных странах. Количество смешанных браков продолжает расти, это естественно, а поскольку растворяется меньшее в большем, а не наоборот – «белые люди» сегодня на верном пути к «самоисчезновению». Это – первое.

Второе. Общество свободного предпринимательства во главу угла своей повседневной деятельности ставит прибыль. А для этого надо снижать себестоимость. А для этого нужны дешёвые рабочие руки. А для этого нужны иммигранты. А ещё для этого нужно переносить производство в дешёвые страны. Что мы и имеем. Оставляя без работы своих.

А поскольку мы долго угнетали расово меньших, а теперь мы за равенство, то при прочих равных всё лучшее, ту же работу, надо предоставить представителю меньшинства (это пока ещё меньшинства) – и он своё право на это знает и оберегает, не дай – заклеймит тебя «расистом» так, что не отмоешься, общественное мнение и суд будут на его стороне.

Гомосексуалисты и лесбиянки ничем не хуже гетеросексуалов. Более того, они – сексуальное меньшинство, а права меньшинства мы, демократы, должны оберегать в первую очередь: их ведь мало, бедненьких, они и так страдают. Детей не рожают? Это их право. Других вовлекают? Если те взрослые – это их право. Скажешь слово против – ты сексшовинист, плохой человек, позор тебе. Тебе, мужчине, физически неприятен педераст? Ах ты мразь, тебе руки не подадут, ты не должен так думать. То есть: норма и патология не просто уравнены в правах, но у патологии ещё и моральное преимущество.

Садиста-убийцу казнить нельзя. Надо содержать его в тюрьме, хорошо кормить, водить гулять, предоставлять ему возможности заниматься спортом и смотреть телевизор. А вы, честные люди, в том числе родственники убитых, должны содержать его на свои деньги: платить налоги – это святое.

Торговца наркотиками (того же убийцу) казнить тоже нельзя: мы гуманисты, а он человек, его право на жизнь священно. Поить! Кормить! Гулять!

Дети вне брака – нормально, брак без детей – нормально, сожительство вне брака – нормально, семь браков – нормально, однополые браки – нормально.

Все знают бандита и убийцу, но свидетелей его дружки пристрелили, адвокат получил кучу бабок и суд не сумел доказать его вину – нормально, убийца торжествует, он объявлен честным. А если ты пристрелил его сам – будешь сидеть, если только его подельники тебя в тюрьме не прирежут, а их всё равно не казнят.

И если капиталист сумел пролоббировать закон и сунуть взятки всем чиновникам, и после этого заставляет других ишачить за гроши, - это нормально, это уважаемый член общества. Россия за последние пятнадцать лет полной грудью нюхнула капитализма и перестала видеть его в белых одеждах и с раздаваемым хлебцем под мышкой.

Есть это всё и многое другое? А куда денешься.

Ну так фашизм – форма реакции на всё это.

Экстремистская форма реакции на негативные процессы в современных цивилизованных обществах.

Капиталисты богатеют, а народ голодает? Гадов повесить, добро раздать! (Потому и «красно-коричневые», что коммунисты и фашисты здесь исключительно слиты, в одном лице.)

Азеры захватили рынки? Отметелить и выгнать в Азербайджан, пусть наших не прижимают! (Увы, не встаёт вопрос, почему азеры захватили рынки, а русские не сделали этого в собственном доме.)

Убийц – расстреливать! Наркоторговцев – вешать! За воровство – рубить руку! (Не подумайте обо мне ничего плохого, но в странах шариата это очень помогает.)

Инородцы всё больше мест захватывают? Долой, вон отсюда инородцев.

Святость семейного очага! Прижучить гомосеков! Больше детей!

Всё больше больных, задохликов, очкариков, астматиков? Культ здоровья, силы, спорта, кулака!

Через демократию имеем те гадости, что имеем? Долой такую демократию! А, они телевидение захватили, к власти присосались, народ оболванили? Так силой их сметём, раз иначе не понимают!

Вот примерно такие мотивы протеста.

Фашизм как крайняя агрессивная форма социального протеста на негативные явления в демократическом обществе, где гуманизм там и сям перерастает во вседозволенность, попустительство и раздолбайство.

(Не забудем, что германский национал-социализм возник как реакция на обнищание, угнетение и унижение народа в свободном, цивилизованном, демократическом государстве.)

Грустно, граждане.

Почему именно фашизм?

Общество находится в духовном кризисе. В идеологическом кризисе. Годами тщетно пытается родить национальную идею. Чтоб, значит, единой идеей сплотить народ и ввести в светлое завтра. Где народ, где завтра? Не получается.

А фашизм – вполне готовая идея. Объединятся, бороться, искоренять недостатки прямейшим и кратчайшим способом.

Когда всё в порядке с национальной идеей? Когда есть общие для всех трудности и общие для всех дела, которые не решить поодиночке. Создание своего государства. Борьба за его независимость. Отражение агрессии. Собственная экспансия. Борьба с силами природы в период подъёма становления и подъёма страны.

То есть: когда есть с кем-чем бороться и за что бороться, и это невозможно поодиночке, а можно только сообща. Есть враг: будь то природа, захватчики или национальная раздробленность.

Что ныне? Все люди – братья, границы – незыблемы (интересно, они действительно полагают, что бывают вечные границы?), природу – беречь, научно-техническая оснащённость – выше уровня несовершенной морали тех, кто этой мощью владеет, безработного – подкормим, больного – подлечим, хочешь богатеть – имеешь свободу богатеть. В налаженном процветающем обществе осталось тебе, братец, только добиваться личного благосостояния и собственной карьеры. Твои права личности превыше всего. В таких условиях национальная идея растворяется, как утренний туман. Других твой счёт в банке и твоя карьера не волнуют: позавидовать могут, кусок у тебя перехватить могут, а вот никакого одухотворённого подъёма получить ну никак не могут.

И возникают наркомания, сексуальная раскрепощённость и пофигизм: не трогайте меня - и подите к чёрту.

Фашизм как идея наведения порядка, установления справедливости за всё хорошее привлекателен для своих приверженцев за неимением лучшей внятной и мощной идеи.

Образ врага. Человеку нужен враг.

Группа идентифицирует себя через противопоставление себя же другой группе – будь то биологической, этнической, территориальной, социальной или половой. Я гетеросексуал означает – я не гомосексуал. Я русский – не немец, не татарин, не грузин. Я рабочий – не предприниматель, не инженер, не бухгалтер, не артист.

Для возникновения в группе сильного корпоративного духа и корпоративной идеи противопоставление должно быть сильным - должно наличествовать противопоставление с противоположной стороны. Должна быть угроза группе. Угроза объединяет. Угроза указывает и проясняет цель – собраться плотнее, объёдинить усилия, противостоять, выжить, победить. Если угрозы нет – она может быть выдумана.

Поскольку человек – существо системное, системообразующее, образ врага в его сознании запрограммирован. Должны быть «мы» и «они». «Мы» осознаём свою общность через противопоставление «им». И мы хоть в чём-то, но лучше, правее, достойнее, имеем основание гордится «собой» по сравнению с «ними». Негры, евреи, неверные, туземцы, гомики, коммунисты, капиталисты, пацаны из другого двора, соседи по квартире.

А если тебе с младенчества вбивают, что все равны, ты немного теряешься. Ты бедный, ты дурак, или неудачник, или безвестен, и никто тебе не виноват. Да? Зато вместе мы – сила, понял? Сила? А против кого? Против кого дружить? Сейчас найдём.

Фашизм решает проблему с гениальной простотой. Во всем виноваты евреи. Все неарийцы – ниже нас. Евреев истребить, неарийцев подчинить и поставить ниже себя. Всё лучшее – нам. И тогда всё будет хорошо. Потому что мы достойны. Аргументы? Фигня, щас найдём.

Фашизм удовлетворяет потребности иметь врага. Заведомо менее достойного, чем ты. Виноватого в твоих бедах. А главное – объединяющего твою группу в силу, придающего смысл её агрессивным действиям.

1.Фашизм даёт простой и категорический идеал.

2.Фашизм даёт надличностную цель/ценность. (Сходно с предыдущим)

3.Пока система здорова, пока она растёт, пока она на подъёме – она стремится расширить пространство своего наличия. Фашизм всегда экспансивен. Психологии индивидуума это льстит.

4.Высокий энергетизм. В системе фашизма индивидуумы могут натворить такого, что в иной системе им и не предвидится. Сажал цветочки, преподавал в школе музыку – форма! марш! оружие! война! груды руин – отбой. Что, всего пять лет прошло?! Мир содрогнулся и перевернулся! И снова до восьмидесяти лет цветочки сажать и Баха слушать.

5.А человек, повторяем как всегда, стремится к максимальным ощущениям и максимальным действиям.

Замечание на полях.

Но поскольку фашизм скомпрометировал себя до крайности, и многие реальные идейные искатели и борцы его чураются, как дурной болезни и обвинения в людоедстве – существует масса разновидностей реального фашизма, отмежёвывающихся от его символики и терминологии. Таковы практически все формы сегодняшних экстремистских движений. Они называются движениями левокоммунистическими, радикально-социалистическими, радикально-исламистскими или просто национально-осводительными. Расширяя понятия фашизма как символа – всё это один чёрт.