Методология, методы и методика криминологических исследований. Общенаучные и частнонаучные методы, используемые в криминологии

Методов познания

Криминологическое исследование – это один из видов социального исследования в его широком понимании. Оно осуществляется с использованием всех методов исследования общественных явлений. При этом учитываются особенности предмета и содержания криминологии.

Используются следующиеобщенаучные методы познания:

1) восхождение от абстрактного к конкретному;

2)гипотеза;

3) системно-структурный анализ;

4) исторический метод;

5) сравнение;

6) динамические и статистические методы.

1.Восхождение от абстрактного к конкретному. Этот метод познания предполагает определенный уровень теоретической подготовки исследователя, выдвижение гипотез, использование теоретических понятий и представлений, абстрактное мышление. Здесь важно иметь в виду два момента.

Первый – это то, что теоретическая, методологическая вооруженность предопределяет объем, глубину познания исследователя и его путь. Не следует каждый раз "танцевать от печки". Необходимо ознакомиться с тем, что было сделано ранее. С этой точки зрения особое значение имеет теоретическое знание о преступности, ее детерминации, эффективности тех или иных мер борьбы с ней. Не удается сформулировать научно-обоснованные положения тому, кто не овладел теорией криминологии и исходит только из обыденных представлений о преступности.

Вторая сторона проблемы – восхождения от абстрактного к конкретному – заключается в том, что следует постоянно помнить о недостаточной познанности явления "преступность" и процессов ее продуцирования. Кроме того, преступность постоянно изменяется. Поэтому в процессе исследований криминологу важно быть "открытой системой" и не стремиться "укладывать"новые данные в уже имеющиеся теоретические представления и схемы. Необходимо сопоставлять с ними, учитывать их, но надо быть готовым и обоснованно изменять эти схемы, теории. Творческое развитие всегда предполагает новые исследования, получение неизвестных ранее данных и осмысление соответствующих результатов. Без этого нет творческого развития теории.

2.Гипотеза. Она дает направление поиску, акцентирует внимание исследователя на тех или иных моментах действительности, позволяет целенаправленно вести изучение.

Гипотеза, во-первых, должна согласовываться с установленными в криминологии научно-обоснованными положениями; во-вторых, характеризоватьсяобоснованной вероятностью соответствующего предположения.

Отсюда следует, что не всякое предположение, строго говоря, является гипотезой. Обычно под гипотезой понимают такое предположение, которое заслуживает того, чтобы его проверили.

Выдвижение, формулирование гипотезы требуют оценки уже имеющихся теоретических и эмпирических данных, их соотнесения с предметом, объектом и задачами исследования. Эта работа проводится в процессе подготовки исследовательской программы.

Например, при изучении причин региональных различий преступности были выдвинуты следующие гипотезы:

а) различия преступности в краях, областях, республиках определяются частично разной степенью латентности преступности, т. е. ее отражением в уголовной статистике, и это заставило использовать методики выявления латентности преступности;

б) различия определяются экономическими, социально-культурными характеристиками регионов, что выявлялось путем изучения экономических, социальных, культурных условий жизни людей;

в) различия определяются характеристиками населения (в одних регионах больше, чем в других, ранее судимых, алкоголиков, социальных неудачников и т. д.), и соответственно исследовались процессы формирования населения региона, удельный вес лиц, ранее совершавших преступления, алкоголиков, не имевших постоянного источника дохода, и т. д.;

г) различия определяются состоянием социального контроля в регионах, в том числе правоохранительной деятельности. Соответственно выяснялось, как происходит процесс выявления, пресечения преступлений, привлечения к ответственности и наказания виновных, как функционируют контролирующие органы, как обеспечивается охрана общественного порядка и т.д.

3.Системный подход. Сейчас все чаще говорят о системном движении, которое включает наряду с системным подходом общую теорию систем, системный анализ, философское осмысление системности мира .

Этот метод предполагает рассмотрение изучаемого объекта (в нашем случае преступности и общества) как определенной сложно организованной системы, имеющей определенную структуру, содержащую известное количество взаимосвязанных элементов.

Известно, что автомобиль представляет собой систему, состоящую из определенным образом собранных деталей. Если его разобрать и, не убирая ни одной детали, все сложить вместе – это уже будет груда деталей, а не машина. А что такое преступность: множество преступлений или их система?

Как отмечается в литературе, "в самом общем виде систему принято понимать как комплекс взаимосвязанных элементов, образующих некую целостность" . Ранее проводившиеся исследования указывали на взаимосвязь преступности несовершеннолетних и рецидивной преступности, сложные взаимозависимости: разных преступлений и отдельных видов преступности.

В криминологии имеет значение взаимосвязь двух аспектов применения системно-структурного метода.

Во-первых, рассмотрение преступности как множества взаимодействующих преступлений и лиц, их совершающих, обнаружение взаимодействий между ними. При этом анализируется структура преступности, характеристики различных элементов, их взаимодействие.

Во-вторых, преступность исследуется в рамках более общей системы общества. Выявляются внешние связи преступности с различными характеристиками общества, выделяются среди них главные. В том числе причинные связи, т. е. порождающие преступность. При этом определяются особенности преступности и ее соотношение с другими системами, то, какую роль выполняет преступность как подсистема общества.

Преступность рассматривается в данном аспекте во взаимосвязи с иными негативными социальными отклонениями (пьянством, наркоманией, проституцией, теневой экономикой и др.), ив этом случае нередко ее анализ осуществляется в рамках выделения такой системы, как "Социальные отклонения" . Она "также рассматривается в связи с экономикой, политикой, иными сферами жизнедеятельности.

Все это анализируется в динамике, выявляется диалектика структуры преступности и ее взаимодействия с более общей системой – обществом и другими его структурами.

В процессе системно-структурного анализа обычно широко используются математические методы. В криминологии их применение еще недостаточно развито. Ограниченно используются методы математического моделирования. В то же время распространена практика проведения корреляционного, кластерного анализа и применения некоторых других математических методов с использованием электронно-вычислительных машин .

4.Исторический метод. Обеспечивает изучение преступности в историческом разрезе, в движении. При анализе преступности берется, как правило, длительный период, позволяющий вскрывать устойчивые характеристики и тенденции преступности, а также ее взаимосвязи с иными явлениями.

В последние годы выделяются несколько пятилетних периодов, отражающих разные этапы жизни российского общества: социалистический разных периодов (наращивания темпов экономического, социального развития и период застоя), периоды перестройки и реформ.

При изучении региональных различий преступности применяетсясравнительно-исторический метод как разновидность исторического. При этом осуществляется: а) сравнение однотипных явлений на протяжении одного и того же периода (преступности несовершеннолетних, молодежи и т. д.) в разных регионах; б) сравнение одних и тех же характеристик в разные периоды в каждом из регионов.

5.Сравнительный метод используется также широко. Сравнивается преступность в разных государствах, в разных регионах государства, преступность лиц разного пола, возраста, социального положения и др. При этом появляется возможность получить новые данные о причинах преступности, ибо различия преступности накладываются на различия социально-экономических и других характеристик государств, регионов.

При использовании метода сходства устанавливаются повторяющиеся характеристики преступности и повторяющиеся условия жизни людей, совпадающие в пространственно-временном отношении с характеристиками преступности. Соответствующие совпадения служат основанием для дальнейшего исследования факта и механизма взаимосвязей этих условий и преступности.

При использовании метода различия устанавливаются те характеристики преступности, которые встречаются в одних государствах, регионах и не обнаруживаются в других. Такого рода материал также служит базой для выдвижения и проверки гипотез о причинной зависимости преступности от конкретных условий среды.

В криминологии сравнительный метод приобретает особое значение при выявлении специфики чего-либо.

Так, при изучении особенностей личностных характеристик преступников, условий их формирования и жизнедеятельности наряду с преступниками обязательно изучается так называемая контрольная группа. Например, для выяснения специфики правосознания несовершеннолетних преступников наряду с этими лицами опрашивались их ровесники, учившиеся в тех же учебных заведениях, но не совершавшие преступлений. Сравнение ответов этих двух групп опрошенных позволило выявить особенности позиции тех, кто совершал преступления. Без контрольной группы в таких случаях исследование проводить нельзя.

Подбор контрольной группы зависит от задач, которые решает исследователь. Например, в одном из исследований несовершеннолетних контрольной группой для несовершеннолетних преступников служили их ровесники-отличники. Автор сделал вывод о том, какие обстоятельства бывают связаны с преступным или весьма прилежным поведением.

6.Динамические и статистические методы широко используются в криминологических исследованиях. Особенно статистические методы, рассчитанные на исследования массовых явлений, одним из которых является преступность.

Динамические и статистические методы дают разное знание. Динамические закономерности – это закономерности развития. Их применение непосредственно ведет к обнаружению причинных зависимостей.

Например, в течение двадцати лет осуществлялось всестороннее изучение личностных характеристик и судьбы более ста сорока человек, которые в несовершеннолетнем возрасте совершили преступления. Первый этап исследования – это изучение испытуемых в возрасте 14–17 лет сразу после совершения преступления; второй – через десять лет; третий – еще через десять лет. Это позволило установить, с какими обстоятельствами было связано и как именно преступное поведение на первом этапе, рецидив преступлений в последующем у одних, исправление других, крайняя деморализация третьих .

Статистика, находя и измеряя общие свойства, устанавливает общие статистические закономерности, основанные на действии закона больших чисел. Она не объясняет внутренний механизм формирования закономерностей, не вычленяет причинные зависимости.

Поиск статистических закономерностей осуществляется путем нахождения и измерения общих свойств явлений. Например, статистически раньше было доказано, что среди рецидивистов от 60 до 80% совершали первые преступления в несовершеннолетнем возрасте. Но на чем основана эта статистическая закономерность? Она сама по себе не объясняет, почему происходит такое явление. Упоминавшееся длящееся изучение личности в-: ее взаимодействии с социальной средой позволило выявить механизм такого явления. Было показано, в каких именно обстоятельствах и с какими личностными характеристиками испытуемые становились рецидивистами, чем они отличались от исправившихся лиц.

Со статистическим исследованием всегда связан поиск закономерностей. Но установление их характера (причинного, связи состояний или иного) требует применения комплекса методов.

При статистическом исследовании используются обобщающие показатели; К ним предъявляются следующие основные требования:

а) изучаемая совокупность должна быть однородной по составу. Нельзя, например, сравнивать тяжкую преступность, регистрировавшуюся до 1 июля 1994 года и после этого времени, так как резко изменился крут тех деяний, которые законодатель после 1 июля 1994 года стал относить к тяжким;

б) изучаемая совокупность должна быть достаточно массовой, иначе на результат могут повлиять случайные отклонения. Поэтому криминологи не анализируют преступность в разрезе месяцев года, по кварталам. Если им необходимо выявить сезонные колебания преступности, то берется значительное количество лет и только тогда делается вывод о закономерностях сезонных колебаний преступности.

В процессе исследований нередко применяется выборочное наблюдение, но при этом важно обеспечить получение представительных (репрезентативных) данных .

План

1. Понятие методологии и методики.

2. Всеобщие методы исследования в криминологии.

3. Применение в криминологии общенаучных методов познания.

4. Специальные методы криминологических исследований.

5. Организация криминологического исследования.

1. Понятие методологии и методики . Источники № 2, с. 41-42; № 3, с. 27-28; 35-36; № 6, с. 34-35; № 7, с. 53-54.

Осуществление криминологических исследований предполагает знание методологии и методов, ведущих к реализации поставленной цели. Метод – это прием, способ исследования. Метод – система правил (требований), ориентирующих человека в его познавательной деятельности. Метод не произволен и не случаен. Он обусловливается содержанием поставленной цели.

Термин «методология» многозначен. Он употребляется в различных смыслах. Одни авторы под методологией понимают учение о методах познания. Другие – всю совокупность методов, применяемых в процессе познания. Третьи – не все методы, а лишь всеобщий, философский метод.

В качестве методологии выступают общие диалектические законы познания окружающего мира.

В криминологии нет единой методологической основы теорий причин преступности. Основу большинства из них составляют такие направления в философии, как позитивизм, прагматизм, эмпиризм, эклектизм. Поэтому параллельно существуют биологические, биосоциальные, социологические и социопсихологические теории причин преступности, мало связанные между собой.

Под методикой криминологических исследований понимают совокупность конкретных приемов, способов, средств сбора, обработки и анализа информации о преступности, ее причинах и условиях, личности преступника, мерах борьбы с ней.

2. Всеобщие методы исследования в криминологии. Источники № 1, с. 9-10; № 2, с. 41;№ 3, с. 36-44.

Методологическая основа криминологии – это те воззрения, которые предоставляет сознание для решения криминологических проблем. Общие мировоззренческие принципы определяются избираемой ученым концепцией видения окружающего мира. Сознание общества предоставляет определенные воззрения для решения криминологических проблем сначала на практико-прикладном, а затем и на теоретическом уровне.

Методологическая основа криминологических учений менялась с развитием общечеловеческой культуры и систем мировоззрения. Исторически методологическую основу криминологических мыслей, а затем и учений в разные периоды составляли религиозно-мифологические воззрения, философия, теология, логико-рационалистические рассуждения, позитивизм, диалектический материализм.

Современное криминологическое познание базируется на использовании общих диалектических законов познания окружающего мира: единства и борьбы противоположностей; взаимного перехода количественных и качественных изменений; отрицания отрицания, а также на использовании таких философских категорий, как количество и качество, внешнее и внутреннее, содержание и форма, необходимость и случайность, причина и следствие, общее, особенное и единичное и др.


Диалектические законы познания дают возможность вскрыть общие закономерности криминологии.

3. Применение в криминологии общенаучных методов познания. Источники № 3, с.44-50; № 5, с. 11-13.

Общенаучные методы познания – методы, используемые любой наукой. В криминологии применяются: метод восхождения от абстрактного к конкретному; гипотеза; системно-структурный анализ; исторический метод; сравнение; динамические и статистические методы.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному позволяет проникнуть в сущность исследуемого предмета, представить во взаимосвязи и взаимозависимости все его необходимые стороны и отношения. Восхождение от абстрактного к конкретному – это две взаимосвязанные и внутренне единые ступени движения познания. Познание начинается с исследования конкретного, с анализа и обобщения эмпирического материала. На этой ступени выделяются и исследуются наиболее общие, абстрактные понятия. Затем на основе наиболее общих понятий происходит объяснение всего богатства и многообразия конкретных явлений.

Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования, чтобы стать достоверной научной теорией.

Исторический метод – совокупность способов, приемов, процедур, используемых для ретроспективного изучения как самой криминологии, так и преступности, личности преступников и других элементов предмета криминологии. Данный метод предполагает рассмотрение изучаемого объекта за определенный период в движении и развитии. Он требует начинать исследование объекта с тех сторон, отношений, которые исторически предшествовали другим. Исторический метод позволяет воспроизвести логику возникновения, формирования и развития исследуемого явления, необходимую историческую связь между его сторонами.

4. Специальные методы криминологических исследований. Источники № 1, с. 85-88; № 3, с. 50-55; № 4, с. 17-24; № 6, с. 34-37; № 7, с. 53-64.

В криминологических исследованиях используются следующие специальные методы:

1. Социологические – опрос, изучение документов, наблюдение, эксперимент, метод экспертных оценок и т.д.

2. Статистические – статистическое наблюдение, выборочное наблюдение, закон больших чисел, сводка, группировка и т.д.

3. Экономические – экономический анализ и т.д.

4. Психологические – многофазовые личностные тесты и т.д.

5. Математические – формула определения уровня преступности, определение ошибки репрезентативности и т.д.

6. Кибернетические – моделирование, прогнозирование и т.д.

Остановимся на социологических и статистических методах.

Опрос – один из методов сбора криминологических данных, основанный на обращении опрашивающего лица к опрашиваемому (респонденту) с вопросами. Видами опроса являются интервью и анкетирование.

Интервью – вид опроса, характеризующий непосредственным устным обращением интервьюера к интервьюируемому.

Разновидности интервью: свободное (неформальное) и стандартизированное (формальное). Интервью может быть индивидуальным или групповым (коллективным). При групповом варианте мнение опрошенных учитывается по степени преобладания. Перечень вопросов, которые опрашивающий предполагает задать опрашиваемому называется интервью планом. Результаты интервью записываются и обрабатываются.

Колективное интервью может проводиться или с группой сотрудников прокуратуры, отделения милиции, или с группой осужденных в колонии, или с группой жителей отдельного района, города.

Анкетирование – вид опроса, основанного на определенном взаимодействии опрашивающего и опрашиваемого, при котором последний самостоятельно заполняет бланк, содержащий перечень вопросов (анкету). Анкеты бывают почтовые, раздаточные, экспрессные (быстрозаполнаяемые), в виде опросных листов (анкета умещающаюся на одном листе бумаги и содержащая, как правило, не более десяти вопросов).

Анкетный опрос может быть анонимный. Вопросы могут носить закрытый и открытый характер. Когда после вопросов ставятся варианты ответов: только “да”, “нет”, “не знаю”, вопросы являются закрытыми. Когда ответ на вопрос может быть дан в любой форме, вопрос является открытым.

Метод анализа документов. К документам относят письменную и графическую документацию, звуковые, визуальные и аудиовизуальные источники.

Уголовные дела – важнейший источник документальной информации. Изучение уголовного дела проводится по ряду направлений. Первое – о преступлениях, обстоятельствах совершения, классификация преступлений. Второе – исследование личости преступника. Третье – о мотивах, целях преступления, источниках, условиях формирования преступления, в том числе о прошлом поведении.

Наблюдение – метод сбора криминологической информации путем непосредственного восприятия и регистрации значимых явлений, процессов и событий. Различают включенное и невключенное наблюдение.

Включенное наблюдение имеет место тогда, когда наблюдатель включен в среду: производственную, бытовую и т.д., но не участвует в деятельности, наблюдение за которой осуществляется.

Невключенное наблюдение – наблюдение, которое ведется извне по отношению к среде, в которой имеют место изучаемые факты.

Метод наблюдения, анализ документов, интервью более применимы, когда приходится иметь дело не со статистическими категориями, а с малыми группами.

Криминологический эксперимент – метод получения информации о преступности, личности преступника, факторах и последствиях преступности, о мерах борьбы с ней посредством известного воздействия на них в управляемых или, как минимум, контролируемых условиях. Например, криминологический эксперимент по проверке зависимости объема уголовной преступности от интенсивности и масштабности мероприятий патрульно-постовой службы.

Вопрос о применении криминологических экспериментов является дискуссионным. Одни считают, что в криминологии он применяться не может. Другие утверждают, что его можно использовать лишь для проверки действия социально положительных факторов, эффективности профилактической работы. Третьи говорят о возможности и необходимости его применения, но при соблюдении определенных правил. В частности, недопустимо провоцировать преступление, воспроизводить причины и условия конкретного преступления. Кроме того, меры по борьбе с преступность должны базироваться на законе, общепринятых нормах морали и не нарушать прав и свобод, законных интересов человека и гражданина, национальных и религиозных чувств.

Экспертные оценки (от лат. expertus – опытный) – оценки процессов и явлений, основанные на суждениях специалистов. Эксперт – это квалифицированный специалист по конкретной криминологической проблеме или отрасли криминологической науки, привлекаемый для получения научно обоснованной оценки объекта криминологического исследования.

5.Организация криминологического исследования. Источники № 1, с. 88-90; № 3, с. 55-58; № 5, с. 14; № 6, с. 35.

Для проведения криминологических исследований разрабатывается программа. Программа преставляет собой научную основу всех исследовательских процедур на всех этапах исследования: подготовительном, рабочем, заключительном.

Проведение криминологического исследования предполагает последовательное решение следующих вопросов.

1) Формулирование проблемы, подлежащей исследованию, описание ее состояния с учетом анализа литературы и результатов прежних исследований, обоснование необходимости ее исследования.

Проблема – это объективно возникающее в процессе общественного развития противоречие между знанием и незнанием, которое предстоит устранить в результате его изучения. Проблема – это противоречие, осознаваемое криминологами как значимое для них несоответствие между существующим и должным, между целями и результатами деятельности.

2) Определение объекта, предмета, цели и задач исследования.

Объекты криминологического исследования – различные явления и процессы, происходящие в сфере правоприменительной деятельности.

Цель (цели) исследования – это тот конечный результат, который должен быть достигнут посредством его проведения. Цель исследования – это мысленное предвосхищение результата исследования, а также средств и путей его реализации. Цель исследования конкретизируется путем постановки задач.

3) Выдвижение гипотез. Гипотеза – утверждение о фактах, эмпирических связях или принципах функционирования и развития социальных явлений, не имеющее эмпирического или логического обоснования, либо признаваемое недостаточно объективным.

4) Определение места, времени, методов (методик), исполнителей и сроков проведения исследования с учетом его целей, задач и необходимости либо подтверждения, либо опровержения выдвинутых гипотез.

5) Подготовка к сбору информации. Она включает разработку инструментария криминологического исследования. Под инструментарием понимают анкеты, опросные листы, план-интервью; бланки-интервью; сетку контент-анализа (совокупность вопросов, подлежащих количественному изучению); программное обеспечение для обработки материалов исследования на компьютере; математический аппарат, используемый в исследовании.

6) Сбор эмпирического материала и его статистическая обработка. Эта работа осуществляется с помощью заранее подготовленных программированных документов самим исследователем или лицами по его поручению. Здесь важны не только методики получения данных, но и методики обработки полученных сведений. Статистическая обработка информации включает в себя сводку, группировку, составление таблиц, вычисление коэффициентов, индексов и других обобщающих показателей.

7) На заключительном этапе осуществляется анализ результатов криминологического исследования и подготовка выходных документов. Это этап творческой работы, завершаемый составлением справки или отчета с выводами и предложениями по улучшению деятельности субъектов предупреждения преступности. Результаты исследования используются для совершенствования законодательного регулирования правоохранительной деятельности, для обучения кадров, в правовой пропаганде. Формы внедрения результатов криминологических исследований во многом определяются задачами борьбы с преступностью.

Криминологию нельзя отнести к чисто юридической или социологической науке. Криминология как междисциплинарная, социально-правовая наука взаимодействует как с правовыми, так и с общественными дисциплинами.
Наиболее тесная связь к. с юридическими науками кри-минального цикла (уголовное, уголовно-исполнительное право, уголовный процесс), т. к. они используют общие понятия и термины; для практики расследования и судебного разбирательства уголовных дел имеют значение положения и выводы к. о причинах и условиях преступности, о личности преступника и др. К. связана с криминалистикой, которая разрабатывает технику, тактику и методику расследования преступлений с учетом" криминологических учений о преступности (ее детерминантах, личности преступника).
Связь к. с конституционным правом: многие положения Конституции РФ имеют непосредственное отношение к воспитанию граждан в духе уважения норм нравственности, закона и правил человеческого общежития.
Связь к. с административным правом обусловлена значением административно-правовых средств борьбы с правонарушениями (административное взыскане, предупреждение и пресечение), а также ролью административно-правовых норм в регулировании деятельности правоохранительных органов.
К., изучающая негативное явление в обществе - преступность, тесно связана с социологией, которая изучает
«Метод» - это прием, способ исследования. «Методика» - совокупность методов исследования. «Методология» - учение о путях, методах научного исследования чего-либо.
Криминология - социально-правовая наука - для ее методики характерно сочетание как юридического, так и социологического подхода к изучению своих объектов.
Социологический подход. Преступность рассматривается как следствие комплекса негативных социальных явлений в экономике, политике, духовной сфере, психологии, праве и т. д., а личность преступника - как совокупность негативных свойств и качеств индивида, образовавшихся в нем в результате многоаспектных взаимодействий с факторами реальной действительности.
Поведение человека в обществе рассматривается в единстве объективных (негативные явления, обусловли-вающие совершение преступления) и субъективных (черты самой личности, совершившей преступление, которые образовались в ней под влиянием объективного) факторов.
Базовый метод к. - метод диалектического познания. Всеобщий метод диалектического познания дает общее направление всему исследованию. Преступность, ее детерминанты, личность преступника изучаются в соответствии с законами диалектики: перехода количественных изменений в качественные и наоборот, отрицание отрицания. Категории необходимого и случайного, причины и следствия, возможности и действительности, содержания и формы, сущности и явления имеют большое значение тория развития криминологии, преступность, личность преступника, механизм преступного поведения, предупреждение, прогнозирование и планирование преступности.
В Особенной частирвется криминологическая характеристика отдельных видов преступлений по содержанию преступных деяний или по особенностям контингента преступников.
Содержание криминологии как науки - это исследование и оценка преступности, ее изменений, региональных и социально-групповых различий, их оценка; исследование и оценка процессов детерминации и причинности преступности, ее изменений и различий; разработка рекомендаций по борьбе с преступностью, а также методологии и методики криминологических исследований.
Детерминанты (причины и условия) преступности - совокупность социально-негативных экономических, демографических, идеологических, социально-психологических, политических, организационно-управленческих явлений, которые способствуют и непосредственно порождают, воспроизводят (детерминируют) преступность,
Предупреждение преступности-это специфическая область социального регулирования, управления и контроля, умеющая многоуровневый характер и преследующая цет1ь борьбы с преступностью на основе выявления и устранения ее причин и условий.
Криминология изучает предупреждение преступности как сложную динамическую систему. Ее функционирование связано с решением как общих задач социального развития, так и специализированных задач в области борьбы с негативными явлениями. для познания закономерностей появления и существования преступности, ее детерминанты, путей борьбы с ней.
Вся преступность - общее, отдельные ее виды и группы - особенное, конкретное преступление - единичное.
Наряду со всеобщим методом в к. применяются обще-научные методы: формальная логика, обобщение, абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, моделирование и др.
Методы сбора социально-правовой информации: опрос (в различных формах), изучение документов, наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности, библиографический и др.
Наиболее распространенным методом криминологических исследований является статистический метод (обобщение количественных данных о преступности, преступлениях, причинах и условиях, выявление закономерностей).


б)гипотеза;

г) исторический метод;
д) сравнение;

Применение конкретно-социологических методов:
а) изучение документов;
б) опросы в форме анкетирования и интервью;
в) наблюдение;
г) эксперимент.
формы проявления и механизм действия общих законов функционирования и развития общества применительно к различным сферам его жизнедеятельности в разных исторических условиях.
Свзь к. с экономической наукой. Часть явлений и процессов, детерминирующих преступность, находятся в сфере экономики. Рыночная экономика во многом определяет преступность.
Тесно связана к. со статистикой, в особенности уголовной. К. тесно связана с психологией (исследования субъективных причин и условий преступности, мотивации и механизма индивидуального преступного поведения) К. связана с педагогикой (изучаются детерминанты преступности, связанные с недостатками воспитания личности в семье, школе и других видах социальной среды) демографией (влияния демографических процессов на преступность). К. связана и с другими неюридическими науками, например, с генетикой, психиатрией, прогностикой и т. д.
Таким образом, криминология, опираясь на знания многих наук, развивает и углубляет представления о преступности и преступлениях как следствиях тех негативных факторов, которые присущи современному общественному бытию. В свою очередь многие науки используют достижения криминологии.? 2) Применение в криминологии общенаучных методов познания
В к. используются следующие общенаучные методы познания:
а) восхождение от абстрактного к конкретному;
б)гипотеза;
в) системно-структурный анализ;
г) исторический метод;
д)сравнение;
е) динамический и статистический методы.
Восхождение от абстрактного к конкретному.
Этот метод предполагает теоретическую подготовленность, абстрактное мышление. При применении метода необходимо уметь эффективно использовать данные, полученные предшественниками.
Гипотеза дает направление исследованию, требуется проводить оценку уже имеющихся данных.
Системный метод. Изучаемый объект рассматривается как организованная система, состоящая из элементов, например преступность как множество взаимодействующих преступлений и их совершающих лиц.
Исторический метод - изучение преступности в историческом развитии.
Сравнительный метод - сравнивается преступность в разных государствах, в разных регионах государства, преступность лиц разного пола, возраста, социального положения.
Динамический и статистический методы. Д и - намические закономерности применяются для обнаружения причинных зависимостей.

Метод криминологии - это система способов (приемов, средств) наиболее эффективного познания предмета.

В криминологии используется комплекс различных методов, поскольку объекты криминологического исследования, как правило, многоаспектные, требующие комплексного, междисциплинарного подхода.

Сам метод должен быть нейтрален, следует применять такие научные инструменты и приборы, которые в процессе исследования не могут изменять этот объект.

В общем плане все научные методы можно разграничить по области применения, это:

Теоретические, применяемые для изучения свойств и отношений абстрактных объектов (числе, функций, переменных величин);

Эмпирические, применяемые для изучения реальных объектов (растений, планет и т.д.).

По ширине применения:

Общенаучные, которые применяются во всех науках;

Частнонаучные, применяемые в нескольких науках;

Специальные, применяемые только для одной науки.

Криминология не использует специальные методы. В криминологических исследования используются:

1. Основные философские законы - единства и борьбы противоположностей, который служит методологической базой для изучения личности преступника, в которой сочетаются позитивные и негативные качества и черты, а также для раскрытия причин конкретного преступления закон перехода количества в качество - объясняет новые качественные изменения преступности, их характеристику, динамику и существенные изменения в их структуре и т.д. Имеют место быть использованы и философские категории, как: причины и следствия; общего, особенного и единичного, необходимого и случайного, возможности и действительности, содержания и формы, сущности и явления, которые дают возможность исследовать и классифицировать причины преступности, преступников, мотивов преступлений, прогнозирование преступности и индивидуального преступного поведения, способствуют раскрытию содержания одноименных понятий в криминологии.

2. Общенаучные методы: историзма, обобщения, аналогии, системного анализа, анализа и синтеза, абстрагирования и др.

3. Частнонаучные методы: анкетный опрос, интервьюирование, анализа документов, тестирование, наблюдение, эксперимент, экспертная оценка, статистические, математические, правовые криминалистической экспертизы и др.

Кроме того, в процесс изучения преступности широко используются методы социологии, статистики, психологии, педагогики, прикладной математики и других наук. Применение тех или иных методов в криминологических исследованиях обуславливается прежде всего предметом, целями и задачами изучения объекта.

В криминологии как эмпирической науке широко применяются такие методы, как наблюдение и эксперимент.

Наблюдение- это прямое восприятие свойств объекта, значимых с точки зрения целей исследования и их фиксация (описание). Наблюдение может быть прямым, то есть непосредственным, и косвенным, опосредованным, по вторичным признакам. В криминологии прямое наблюдение затруднено, так как многие важные факты часто не лежат на поверхности. Например, оценивать распространенность фактов телесных повреждений можно не только прямо, по количеству уголовных дел, но и косвенно, по соответствующей статистике медицинских учреждений.

Эксперимент - это изучение объекта в искусственно созданных, контролируемых и управляемых условиях. Проведение эксперимента в криминологии весьма затруднено. И не только вследствие сложности объектов исследования, но и прежде всего по этическим соображениям. Общество не может позволить криминологу искусственно создавать условия, способствующие совершению преступления.

К общенаучным можно отнести и такой быстроразвивающийся метод как моделирование. Когда реальный натурный эксперимент невозможен или слишком дорог, экспериментируют с моделями, реальными или абстрактными, например, проводят испытание моделей самолетов в аэродинамической трубе, математическое моделирование ядерного взрыва и др. В криминологии использование метода моделирования является весьма перспективным направлением, так как Экспериментирование прямое сталкивается со значительными трудностями.

Поскольку объект криминологии, как мы уже говорили, частично совпадает с объектами других социальных наук, то в криминологии могут применяться конкретные методы этих наук. Социологические методы, анализ первичной документации, опрос в форме беседы, интервью, анкетирование.

Социометрический метод - анализ внутригрупповых отношении;

Психологические методы - биографический, тестирование;

Статистические методы - статистическое наблюдение, методы выборки;

Статистический анализ - группировка, факторный анализ.

Криминологию принято разделять на ОБЩУЮ и ОСОБЕННУЮ части с последующим вычленением нескольких основных блоков и проблем, составляющих ее предмет. Одной из особенностей научных знаний является их логически упорядоченный, систематизированный характер. Имеет свою систему и криминология. Необходимо отметить, что система криминологии, как и любой другой науки, не является застывшей, раз и навсегда заданной по всем параметрам.

В общей части криминологии рассматривается преступность, причины преступности в целом и конкретного преступления, личность преступника, борьба с преступностью, а также изучается развитие самой криминологии.

Особенная часть криминологии складывается из блоков более или менее узких проблем преступности. Это так называемые частные криминологические теории, описывающие и объясняющие закономерности отдельных видов преступности и противодействия им: корыстная, насильственная, профессиональная, экономическая преступность, обусловленные алкоголизмом, наркоманией, проституцией, коррупцией и т. д.

В особенную часть криминологии также входят теории, освещающие влияние на преступность каких-либо конкретных факторов (круга факторов): поведения потерпевшего (виктимология), семьи (семейная криминология), состояния экономики.

Виктимология - наука о жертве. Потерпевший от преступления исследуется криминологией с точки зрения его предрасположенности стать жертвой преступного посягательства. Криминология выясняет психологические, социальные, профессиональные и другие особенности потерпевших от различных видов преступлений. Она изучает также жизненные ситуации, повышающие опасность стать жертвой преступления. Полученные результаты используются для выработки рекомендаций, направленных на предупреждение преступлений, а также на оказание социальной помощи потерпевшим.

Семья с криминологической точки зрения изучается в рамках семейной криминологии. При этом исследуется специфика преступлений, совершаемых на почве семейных конфликтов (внутрисемейные насилия), а также семейные факторы, способствующие различным видам преступности: насильственной, корыстной, рецидивной, преступности несовершеннолетних и молодежи.

Экономика в последнее время также стала изучаться криминологией. Анализируются различные стороны экономики, кризисные явления, которые обуславливают определенный круг преступлений, прежде всего корыстных.

Так называемые фоновые или сопутствующие преступности негативные общественные явления (наркомания, пьянство, алкоголизм, бродяжничество, проституция и т. д.) криминология рассматривает в той мере, в какой эти явления взаимосвязаны с процессом воспроизводства обществом преступлений.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Криминология

Санкт петербургский военный институт внутренних войск.. криминология.. курс лекций общая часть..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:


Криминология и профилактика преступлений: Курс лекций Пособие для юридических ВУЗов «Допущено Главным управлением кадров МВД России в качестве пособия для курсантов и слу

«Понятие криминологии, ее предмет и метод, связь с другими науками. История криминологии»
Содержание: Введение. Учебные вопросы (основная часть): 1. Понятие криминологии и ее задачи на современно

Понятие криминологии и ее задачи на современном этапе
Криминология (от лат. "кримен" - преступление и греч. "логос" - учение) - наука, изучающая преступность. Считается, что термин "криминология" ввёл в 18

Исследований
Задачи отечественной криминологии обозначаются общими задачами обществознания и конкретизируются задачами борьбы с преступностью на современном этапе развития нашего общества. Ими я

Предмет и метод криминологии и связь с другими науками
Предмет криминологии, сформировавшийся к настоящему времени, не был однозначен. По мере развития науки он уточнялся, понимался то в более узком, то в более широком плане. Далеко не

Причины и условия преступности
Изучение преступности, ее свойств и сущности в конечном счете необходимо для того, чтобы познать причины и условия ее существования, выявить закономерные связи с социальными условия

Место криминологии в системе наук, соотношение со смежными дисциплинами
Уяснив специфику объекта, предмета и методов криминологии, можно определить ее место в системе общественных наук и взаимоотношения с ними. По этому вопросу существуют три точки зрен

История развития криминологии в России, как науки и ее состояние в современный период
В 1802 г. в работе А.Н. Радищева «О законоположении» была обоснована необходимость изучения преступности, высказаны мысли о ее причинах и предложена программа сбора уголовно-статист

Научные школы и теории в зарубежной криминологии
Криминология как самостоятельная наука возникла XVIII веке, в недрах классической школы уголовного права. Понятие же «Криминология» возникло намного раньше, чем термин, употребленны

Теория факторов
Наиболее обширные статистические исследования различных областей социума (включая и криминальную) провел бельгийский профессор математики и астрономии Ламбер Адольф Жак Кегле (1796-

Экономическая теория
Основоположники рабочего движения: К. Маркс (1818 - 1883) и Ф. Энгельс (1820 – 1895), обогатили криминологическое учение радикальной концепцией воздействия на преступность.

Антропологическая теория
В общественном сознании криминальная антропология довольно прочно ассоциируется с именем Чезаре Ломброзо (1836-1909). Слава этого ученого вполне заслуженна - его научные выводы осно

Теория социальной дезорганизации
Эмиль Дюркгейм (1858-1917) один из основоположников, французской социологической школы, профессор Сорбонны и основатель периодического научного издания "L"Anne sociologoque", провел ряд с

Теория конституционального предрасположения
Начало XX в. ознаменовалось бурным развитием физиологии вообще и эндокринологии в частности. Ученые выяснили, что от работы желез внутренней секреции (гипофиза, щитовидной, паращито

Хромосомная теория
Генотип человека состоит из 46 хромосом, две из них -определяют пол: если они одинаковы (их условно обозначают латинскими символами "xv"), то пол женский, если набор хромо

Теория опасного состояния
В Х1Х в. Э. Ферри и Р. Гарофало разработали концепцию опасного состояния преступника, суть которой заключалась в том, что преступника надо не карать, а выводить из состояния повышен

Теория конфликта культур
В 1938 году появилась работа Торстона Селлина «Конфликт культур и преступность». Если Р. Мертон проанализировал конфликт между культурными ценностями и возможностями их получения, то Т. Селлин расс

Теория субкультур
А. Коэн еще более уменьшил масштаб социальных групп и рассмотрел особенности культурных ценностей криминальных объединений (банд, сообществ, группировок). В этих микрогруппах могут формиро

Теория интеракционизма
Джордж Герберт Мид рассматривал общественную жизнь как серию социальных ситуаций и типичных реакций людей на поведение окружающих (интеракций). По Д. Миду каждому индивиду общество

Теория стигматизации
«Стигма» в переводе с латинского означает клеймо. Из истории мы знаем, что клеймение преступников делало их изгоями, и такая мера борьбы с преступностью нередко инициировала новые с

Теория дифференцированной (дифференциальной) связи
Профессор Иллинойского университета Эдвин Сатерленд (1883-1950гг) внес свою лепту в развитие теории стигмы, однако наиболее значительным вкладом этого ученого в науку является созда

Понятие преступности и ее основные показатели
«Преступность включает в себя всю совокупность конкретных преступлений, совершённых в определённый период времени в данном обществе, но не является простой суммой этих прест

Основные показатели преступности
Преступность, как всякое явление объективного мира, обладает количественной и качественной характеристиками. Показателями количественной стороны преступности являются: сост

Латентность преступности
Латентность преступности -это свойство преступности, выражающееся в неполноте её официальной регистрации. L = N / n, где N - число деяний, содержа

Генезис преступности
Установление этапов возникновения преступности, т.е. социальных условий, в которых отношение многих людей к господствующим порядкам выражается в преступлениях, может быть предпринят

Историческая изменчивость преступности
Преступность - явление социальное. Это означает, что она обусловлена не биологической природой человека, хотя последняя может оказывать определенные криминогенные влияния на генезис

Заключение
Подводя итоги, можно утверждать, что генезис преступности имеет своей предпосылкой автономизацию индивида (личности) на основе частной собственности и рассогласования его социальных

«Причины и условия преступности и конкретного преступления»
Содержание: Введение. Учебные вопросы (основная часть): 1. Детерминация и причинность преступности. 2. Концепция причин преступн

Детерминация и причинность преступности
Проблема причин преступности является основной для криминологии, то или иное разрешение этой проблемы определяет научное содержание криминологической теории и ее практическое значен

Концепции причин преступности
Выявление причин преступности помогает познать сущность любого общественного и государственного устройства и, прежде всего, его пороки, обычно маскируемые власть придержащими.

Краткая характеристика состояния причинного комплекса
Существенные различия в городской и сельской преступности имевшие место в 1993 году (77,4%) за последние годы сгладились, и в настоящее время не обнаруживается по уровню статистичес

Самовоспроизводство преступности
Преступность как социальное явление вторична и производна от целостного состояния общества. Однако ее анализ свидетельствует о том, что уголовный мир уже сегодня способен сам воспроизводить преступ

Причины и условия конкретного преступления
Механизм преступного поведения включает в себя мотивацию совершения преступления, его планирование я исполнение, а также последствия. Преступное поведение, как правило, имеет своим началом

Ситуация и ее место в механизме конкретного преступления
Любое преступление совершается в определенной конкретной ситуации и само является ее необходимым элементом. (Мы обозначим такие ситуации как «криминальные».) Но механизм преступного

Виктимологический аспект конкретного преступления
Для того чтобы объективно исследовать механизм конкретного преступления, необходимо изучать не только преступника, но и его жертву. Многие преступления демонстрируют нам столь значи

«Личность преступника»
Содержание: Введение. Учебные вопросы (основная часть): 1. Понятие личности преступника и ее криминологическая характерис

Основная часть
1.Понятие личности преступника и ее криминологическая характеристика. Личность как целостное образование представляет собой социальное каче

Социальное и биологическое в личности преступника
Соотношение социального и биологического в личности привлекает значительное внимание биологов, социологов, медиков, юристов и др. Специфическим для криминологии основанием интереса

Заключение
Таким образом, личность человека - это целостная система социальных и психологических черт, свойств и качеств участника и носителя общественных отношений. В неё вхо

«Предупреждение преступности и конкретного преступления. Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью»
Содержание: Введение. Учебные вопросы (основная часть): 1. Понятие, значение и характеристика системы предупреждения преступности и ее ос

Понятие, значение и характеристика системы предупреждения преступности и ее основные элементы
На сегодняшний день предупреждение преступности - главное направление деятельности государства и общества в борьбе с этим социально-негативным явлением. Если уголовное нака

Понятие, цели и виды криминологических прогнозов и методика их составления
Под криминологическим прогнозированием, по мнению Г.А. Аванесова, следует понимать предвидение в области научных криминологических исследований (прогнозирование собственно науки), и предвиде

Организация конкретных криминологических исследований
Полное, всестороннее криминологическое исследование охватывает весь круг элементов,составляющих предмет криминологии: - изучение количественных и качественных характеристик престу

Заключение
Предупреждение преступности надо рассматривать в контексте учения о детерминантах преступности как особую область социального регулирования, часть (подсистему) общей и системы управ

Организация конкретного эмпирического исследования в криминологии (как и в любой другой науке) определяется научной проблемой, решить которую хочет исследователь. Предмет криминологии (обозначенный выше) определяет набор используемых методов, обеспечивая ее связь с другими науками. Это означает, что в криминологии используются методы, которые всегда или по большей своей части имеют общенаучный характер. Применяемые в криминологии общенаучные методы исследования приобретают некоторую специфику, обусловленную особенностями криминологической науки. Кроме того, в криминологии разработаны и широко применяются методы, специально ориентированные на познание специфических криминологических проблем. Применяемые только в криминологии методы принято называть методиками . Несмотря на их частный характер, они также имеют общенаучное значение, так как могут быть использованы в смежных с криминологией науках для изучения пограничных с криминологией проблем (например, проблемы отклоняющегося поведения и т.п.).

Общенаучные методы, применяемые в криминологии, - это описание, наблюдение, эксперимент, восхождение от абстрактного к конкретному, гипотеза, системно-структурный анализ, исторический метод, сравнение, динамические и статистические методы.

Описание . Это систематическое изложение сведений, характеризующих изучаемый объект в совокупности или какой-нибудь один из специально заданных его параметров. Например, описание феномена преступности несовершеннолетних, описание признаков, характеризующих преступный профессионализм и т.п.

Наблюдение . Это изучение предмета исследования непосредственно в процессе жизни. В криминологических исследованиях этот метод отличается своеобразием. Он используется при обследовании условий жизни лиц, совершивших преступления, при изучении процесса исправления и перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей, при анализе эффективности профилактических мер и т.п.

Различают три вида наблюдения: включенное, наблюдение-участие и самонаблюдение. Разница между ними состоит в степени активности наблюдающего лица. Особенно интересен, но имеет ограниченное применение метод включенного наблюдения, при котором наблюдатель выполняет роль участника наблюдаемой группы, являясь ее полноправным членом.

Самонаблюдение может осуществляться по заданию исследователя конкретной проблемы работником правоохранительных органов, судьей, адвокатом и т.п., приглашенными к участию в исследовании этой проблемы.

Эксперимент . Планируемое в научных целях воспроизведение какого-либо явления или события применимо в криминологии в весьма ограниченных масштабах. Нельзя, например, экспериментально воспроизвести преступное деяние. В то же время иногда сама жизнь ставит эксперименты, изучить которые обязан криминолог. Например, в ряде регионов РФ сейчас введен суд присяжных. Изучение эффективности его деятельности, воздействия его практики на состояние преступности - задача криминологии.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному . Научная абстракция означает отвлечение в процессе познания от несущественных сторон изучаемого явления с целью сосредоточения на его основных, существенных чертах. Научная абстракция - необходимая ступень в познании объективного мира. При этом важно и практически выявить, изучить, как научная абстракция соотносится с конкретными фактами, как она воплощается в действительности. Например, такой признак преступности, как общественная опасность, прослеживается применительно к конкретным видам преступлений, что наполняет абстрактное понятие конкретным содержанием.

Гипотеза . Любому научному исследованию предшествует построение гипотезы, т.е. научно обоснованного предположения, определяющего общее направление исследования. Например, для объяснения различий мужской и женской преступности могут быть проверены и эмпирически подтверждены или отвергнуты следующие гипотезы:

1) психофизиологические особенности мужского и женского населения;

2) разные социальные роли, типичные для мужского и женского населения;

3) разные способы проведения досуга;

4) более высокий образовательный уровень одной из изучаемых социальных групп и т.д.

Системный подход . Такой подход предполагает «рассмотрение изучаемого объекта (в нашем случае преступности и общества) как определенной сложно организованной системы, имеющей определенную структуру, содержащую известное количество взаимосвязанных элементов» 1 . Использование этого метода означает, что преступность рассматривается как социальное явление, которое анализируется во взаимодействии с социальной системой и ее структурными элементами (политикой, экономикой, культурой и др.).

Исторический метод . Этот метод используется для изучения преступности в развитии, с его помощью прослеживаются особенности развития преступности за определенный период времени. Например, не так давно Криминологической ассоциацией проведено исследование «Преступность в девяностых годах и некоторые аспекты законности борьбы с ней» (М., 1995 г.). В этом исследовании приведена общая характеристика изменений преступности в РФ за период 1990-1994 гг.

Сочетание исторического метода исследования и системного подхода позволило проследить влияние изменений в экономике, демографии, деятельности исправительно-трудовых учреждений и т.д. на преступность данного периода времени.

Разновидностью исторического метода является сравнительно-исторический, в ходе использования которого можно сравнить состояние преступности в целом или одних и тех же ее видов (например, корыстной, корыстно-насильственной, насильственной) в разные исторические периоды. Примером сравнительно-исторического исследования является проведенное под руководством Н.Ф.Кузнецовой исследование состояния преступности в г. Москве.

Динамический (длящийся, лонгитюдный) метод . Этот метод заключается в изучении одного и того же объекта в разные периоды. Временные интервалы изучения могут быть различны - 3-5, 10-15 лет и т.д., важно лишь, чтобы исследование велось по одному и тому же объекту и по одной и той же методике.

Трудоемкость этого метода; затруднения, возникающие с соблюдением требования изучения одного и того же объекта (массива) привели к тому, что он достаточно редко применяется в криминологических исследованиях. В то же время следует признать, что его использование позволяет вскрыть глубинные процессы развития наблюдаемого объекта, в том числе и причинные зависимости.

Отечественная криминология знает опыт применения динамического метода исследования. Результаты его применения представлены в работе «Опыт длящегося криминологического изучения личности во взаимодействии с социальной средой» (М., 1992 г.), в которой обобщены результаты изучения личности преступника, проведенного в 1977, 1981 и 1992 гг.