Логопедическое открытое занятие дифференциация ж ш. Занятие по дифференциации звуков —. Дети стоят в кругу, логопед загадывает загадки

Тема: «Дифференциация звуков [Ж ] - [[Ш ] в словах, предложениях».

Цель: учить различать звуки [Ж ] - [Ш] в словах, предложениях.

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

1. Учить дифференцировать звуки [ж] и [ш] в словах и предложениях.

2. Развивать умение выделять слова со звуками [ж] и [ш].

3. Закрепить правило написания жи – ши.

4. Учить сопоставлять слова-паронимы по смыслу и звучанию, написанию.

5. Учить работать над деформированными предложениями.

6. Учить составлять предложения по схемам.

Коррекционно-развивающие:

1. развивать, обогащать и уточнять словарь.

2. Развивать и активизировать моторику артикуляционного аппарата.

3. Развивать мелкую моторику рук.

4. Развивать зрительное восприятие, память, внимание, мышление.

Воспитательные:

1. Вырабатывать умения обдумывать свои действия, осуществлять

решения в соответствии с заданными правилами.

2. Воспитывать самоконтроль.

3. Формировать эмоциональную направленность на получение в ходе игры совместного положительного результата.

4. Формировать мотивацию к учебной деятельности.

Оборудование: зеркала, елки, новогодние игрушки, компьютер.

Ход занятия.

    Организационный момент.

Логопед: Вот опять звенит звонок.

Начинается урок.

Встали ровно, подтянулись…

И друг другу улыбнулись.

II . Введение в тему занятия.

Логопед: А сейчас сядет тот, кто назовет слова со звуками [Ж ] и [Ш ].

(Ответы детей)

Логопед : Сели ровно, положили руки на парту, ноги должны касаться пола.

Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Сейчас возьмите зеркала, будем выполнять артикуляционные упражнения.

(Дети выполняют упр. «Заборчик», «Дудочка»)

Пальчиковая гимнастика.

Логопед : Теперь выполним упражнения «Шарик», «Флажок».

(Дети вслед за логопедом выполняют упражнения).

Работа над стихотворениями.

Логопед: А теперь давайте прочитаем стихотворение. Какой звук чаще других встречается в стихотворении?

Жаба жабе предложила

Ежевичный вкусный джем.

Ежевичный? – та спросила –

Ну, тогда, пожалуй, съем!

Дети: Звук [Ж].

Логопед: Обратите внимание, какие знаки препинания здесь встречаются?

Дети: Вопросительный знак, восклицательный знак, точка, тире.

Логопед : Прочитайте стихотворение, не забудьте про знаки.

(Дети читают)

Логопед: А теперь давайте прочитаем другое стихотворение. Какой звук чаще других встречается в стихотворении?

Трое маленьких мышат

В тишине ночной шуршат,

Если кошку вдруг услышат,

То шуршат они потише.

Дети : Звук [Ш].

(Дети читают)

Логопед: Ребята, кто из Вас догадался, надкакимизвуками мы сегодня будем работать?

Дети: Мы будем работать над звуками [Ж] и [Ш].

    Работа над темой занятия.

Логопед: Мы сегодня будем работать над звуками [Ж]-[Ш]. Тема сегодняшнего занятия: «Дифференциация звуков [Ж]-[Ш]».

Логопед: Откройте тетради, возьмите ручки, запишите число и тему занятия.

(Дети записывают в тетрадь число и тему.)

Логопед: К нам в гости пришли наши давние знакомые. Это гномики ЖИК и ШИК. Они принесли нам много разных заданий. Мы обязательно с ними справимся.

А теперь скажите, какой первый звук в имени ЖИК?

Дети: Звук [Ж].

Логопед: А теперь скажите, какой первый звук в имени ШИК?

Дети: Звук [Ш].

Логопед: Давайте дадим характеристику звуку [Ж].

Дети: Звук [Ж] – согласный твердый звонкий.

Логопед: Давайте дадим характеристику звуку [Ш].

Дети: Звук [Ш] – согласный твердый глухой.

Логопед: Что общего у звуков [Ж-Ш]?

Дети: Эти звуки согласные и всегда твердые.

Логопед: Чем различаются звуки [Ж-Ш]?

Дети: Звук [Ж] – звонкий, а звук [Ш] – глухой.

Логопед: Какой буквой на письме обозначается звук [Ж]?

Дети: Звук [Ж] обозначается на письме буквой «ЖЭ».

Логопед: Какой буквой на письме обозначается звук [Ш]?

Дети: Звук [Ш] обозначается на письме буквой «ША».

Логопед: Наши Гномики хотят поиграть с нами в игру «Звонкий-глухой». Я буду называть Вам слова, а вы, если слышите [Ж] – хлопаете в ладоши, а если слышите звук [Ш] – закрываете уши. Приготовились, начали…

Логопед: Сэтим заданием Вы справились хорошо, а теперь другое испытание. Кто скажет, какой скоро праздник?

Дети: Новый год!

Логопед: Правильно! На Новый год принято наряжать елку. Давайте поможем Жику и Шику нарядить елочки. На елку Жика повесим игрушки со звуком [Ж], а на елку Шика со звуком [Ш].

Игра «Наряди елочку».

(Дети достают из мешка игрушки и развешивают их по елочкам.)

Логопед: МОЛОДЦЫ!

А вот еще одно задание «Звуки, буквы называй – слово собирай».

Вы должны назвать первые звуки (на экране появятся буквы), составить слово. Со словом составить предложение.

Дети: Шапка – [Ш], буква «Ша»

Ананас – [А], буква «А»

Жираф – [Ж], буква «Жэ»

Осы - [О], буква «О»

Кран - [К], буква «Ка»

ШАЖОК

Малышсделал первый шажок.

Работа над ПАРОНИМАМИ.

Логопед: Ребята, внимательно послушайте предложения и найдите слова, которые отличаются только одним звуком.

У Саши красный ШАР.

У Миши сильный ЖАР.

Дети: ШАР-ЖАР

Логопед:

Дети:

По звучанию. В слове ШАР – [Ш], а в слове ЖАР – [Ж].

По написанию. В слове ШАР-буква «ША», а в слове ЖАР-буква «ЖЭ».

По значению. Шар –это… Жар - это…

Логопед:

У зайца длинные УШИ.

В траве живут УЖИ.

Дети: УШИ-УЖИ

Логопед: МОЛОДЦЫ! Правильно! Скажите, чем отличаются слова друг от друга?

Дети:

По звучанию. В слове УШИ – [Ш], а в слове УЖИ – [Ж]

По написанию. В слове УШИ-буква «ША», в слове УЖИ-буква «ЖЭ».

По значению. УШИ-это… УЖИ – это…

Логопед: Правильно, ребята!

Слова, сходные по звучанию, но различающиеся по смыслу называются ПАРОНИМЫ. Повторите.

Дети: ПАРОНИМЫ.

Логопед: А теперьзапишем в тетрадь эти слова.

(Обратить внимание на посадку, положение тетради…)

Слова запишем, а буквы «ша» и «жэ» подчеркнем. Скажите, какой карандаш нам понадобится?

Дети: Синий карандаш, т.к. эти звуки всегда твердые.

Физминутка.

Логопед: А теперь поиграем в игру «Один – много». Я буду называть предметы в единственном числе, а Вы во множественном.

(Дети называют слова во множественном числе)

Логопед: Кто догадался, почему некоторые слоги выделены красным цветом?Скажите, с какой орфограммой Вы здесь встретились?

Дети: Красный цвет опасный. Можно сделать ошибку.

ЖИ-ШИ пиши с буквой И.

Логопед: Ребята, давайте, с Вами выполним задания на карточках. Каждый выберет себе задание (одно из 3-х) и попытается его выполнить.

Работаем с ЖИ и ШИ.

1 уровень:

Ё .. к, .. р, ..шка, кув..н, пи.., ..ть

2 уровень:

У Ната.. ..вут чи.. и стри.. .

3 уровень:

У машы и мишы в чулане жыли мышы.

Зарядка для глаз

Логопед: Молодцы! Посмотрите, гномики приготовили нам загадки. Но загадки эти непростые, гномики зашифровали в них целые предложения. Давайте посмотрим на схемы и составим по ним предложения (На первой схеме: Маша, кран, груша. На второй схеме: бабушка, клубки, носки).

Дети: Маша моет грушу.

Бабушка вяжет носки.

Бабушка вяжет носки из разноцветной пряжи.

Логопед: Запишем в тетрадь эти предложения. А к доске пойдет…

(Работа на доске и в тетрадях).

Подчеркнем буквы синим карандашом.

Молодцы! Ребята, ЖИК и ШИК выполняли домашнее задание, составляли предложения. Посмотрите, все ли правильно у них получилось?

Шарф положил Женю в шерстяной шкаф.

Давайте исправим ошибки.

Дети : Женя положил шерстяной шарф в шкаф.

Логопед: У кожаного саквояжа в руках был пассажир.

Дети: У пассажира в руках был кожаный саквояж.

Логопед: Молодцы ребята, Вы справились с заданием.

Но опять новое испытание. Надо составить предложения, используя слова и картинки. Кто попытается это сделать? (Даны слова: Шура, собирала, и. Картинки: ежевика, крыжовник.

Дети: Шура собирала ежевику и крыжовник.

Логопед:

Дети: Шура –[Ш], ежевика – [Ж], крыжовник – [Ж].

Логопед: Давайте составим следующее предложение (Даны слова: шустрый, бежит, за. Картинки: жеребенок, лошадь).

Дети: Шустрый жеребенок бежит за лошадью.

Логопед: Назовите слова со звуками [Ж] и [Ш].

Дети: Шустрый –[Ш], жеребенок –[Ж], бежит –[Ж], за лошадью –[Ш].

    Итог занятия.

Ребята, мы сегодня выполнили очень много заданий. Гномики довольны Вашей работой.

Скажите, а Вам понравилось занятие?

Что понравилось больше всего?

Какие задания вызвали затруднения?

С каким настроением Вы уходите с занятия?

Методическая разработка логопедического занятия

по дифференциации шипящих звуков

Тема: Дифференциация звуков Ш – Ж

Цели:

Коррекционное – развивающие: Закреплять умение различать звуки Ш - Ж на слух, в слогах, словах, предложениях, тексте. Уточнять характеристику звуков. Развивать умение соотносить звуки Ш – Ж с буквами Ж и Ш; звуко – буквенный анализ слов. Обогащать словарный запас. Развивать оральный праксис, мимическую мускулатуру, оперативную и слуховую память, внимание, логическое мышление, общую и мелкую моторику.

Коррекционно-образовательные: упражнять в подборе слов на заданный звук в определенной позиции; закреплять понятия, характеризующие звуки: глухой – звонкий согласный, всегда твердый согласный.

Коррекционно – развивающие: закреплять умение различать звуки [Ш] – [Ж] на слух, в слогах, словах, предложениях. Обогащать словарный запас. Развивать слуховую память, внимание, логическое мышление, общую и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные: создать положительное психоэмоциональное настроение, способствовать приобретению опыта подгрупповой работы. Развивать умение планировать и контролировать свои действия.

Оборудование: пиктограммы, индивидуальные зеркала, картинки с изображением шара, жирафа; профили звуков Ш и Ж; колокольчики; предметные картинки, в словах которых есть звуки Ш и Ж; схемы слов; слоговая таблица; наглядный материал к игре «Четвертый лишний»; карточки с буквами Ш и Ж; карточки «Корректурная проба», перфокарты.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Здравствуйте! Ребята, сегодня на нашем занятии присутствуют гости, поздоровайтесь. Они пришли посмотреть, как мы с вами занимаемся. Чтобы наше занятие было интересным и полезным, нам с вами надо потрудиться. Садитесь.

Ну и конечно, чтобы и настроение было у нас хорошее. Ведь у каждого человека настроение бывает разное: замечательное, плохое, отввратительное, тревожное, безоблачное, солнечное, грустное, ужасное и т.д. А давайте посмотрим на картины и определим настроения ребят. (Дети высказываются). Вы берите ту картинку с выражением лица, которая больше подходит вашему сегодняшнему настроению. Посмотрите на эти картинки (логопед показывает детям картинки с изображением разных эмоций). Какие настроения выражают эти лица? (Строгое и сердитое, огорченное и грустное, без эмоций, веселое и радостное). Выполнение мимических упражнений перед зеркалом.

Давайте, ребята, с таким хорошим настроением будем заниматься.

ша – шу – шо – шу

жа – жу – жа – жо

ши – ши – жи – жи

ши – ши – жи – жи

3.Сообщение темы занятия.

Вы догадались, какая тема нашего занятия? Сегодня мы будем с вами учиться различать звуки и буквы Ш - Ж

4 Сравнение звуков по артикуляции.

Взяли зеркала. Произнесем звук /ш/, /ж/.

В каком положении губы? (открыты, округлены и вытянуты вперед)

Как зубы? (сближены, между ними щель)

Где кончик языка ? (вверху, язык в форме чашечки)

Поймаем звук ладошкой. Какая воздушная струя ? (теплая, длительная, слабая)

Почему слабая? (воздушная струя проходит через преграду)

Если есть преграда, то это звук гласный или согласный ?

Похожи звуки по произношению?

Вывод: эти звуки произносятся с помощью преграды. Значит это звуки какие? (согласные)

Эти звуки всегда твердые.

А могут они быть мягкие (в русском языке - нет, только твердые)

Но чем же эти звуки отличаются? (руку на горлышко)

Вывод: ш - глухой, ж - звонкий (горло дрожит, связки работают)

Эти звуки парные по звонкости - глухости.

Дайте полную характеристику звука.

/ш/ - согласный, твердый, глухой. /ж/ - согласный, твердый, звонкий.

Ребята, как шипит змея? (Шшшш). Какой звук вы слышите? Ш.

(На доску вывешивается профиль звука Ш, рядом зачеркнутый колокольчик)

5. Характеристика звуков.

Звук Ш он какой? (согласный, глухой, всегда твердый; на письме обозначается буквой Ш). На, что похожа буква Ш? (на вилы, щетку) .

Звук Ж он какой? (согласный, звонкий, всегда твердый, на письме обозначается буквой Ж). На, что похожа буква Ж? (на жука) .

Звуки Ш – Ж парные, всегда твердые.

6.Артикуляционная гимнастика.

          Заборчик

          Трубочка (чередование)

        1. Кошка лакает молоко

          Вкусное варенье

        2. Достать языком нос.

7.Фонетическая зарядка.

Как жужжит шмель? [ж – ж – ж…]

Как шипит змея? [ш – ш – ш…]

8. Развитие фонематического слуха. Игра «Подними карточку»

Ребята, прослушайте слова, поднимите букву Ш или Ж, если в слове услышите звук Ш или Ж.

Речевой материал: жаба, жук, шуба, желуди, груша, шесть, шашки, желток, оружие, шалаш, шишка, жираф.

9.Корректурная проба (работа по карточкам)

Подчеркните букву Ж одной чертой, букву Ш - двумя:

ЖХШМЗСШЩЖЮХЦШСМЩТХ ЖШЧХЩЖШСЖХШЩЗШКУЖХ

чшжзщсшмищжцшпшмщх

ихжпштщшцжчшщптщшжсшитщ

10.Работа над дифференциацией звуков ш и ж на уровне слога.

Игра "Звуковая мозаика". - Как графически мы изображаем звуки Ш и Ж? (Ш -, Ж - ).

Сейчас я буду называть слоги, а вы выстроите из колокольчиков "звуковую дорожку ". В зависимости от того, какой звук вы услышите.

Ши, жо, уш, шли, жда, шок, жна, же.

- А теперь проверим, какой рисунок у вас получился. (). Парная проверка. Один ребёнок читает, а другой звенит в колокольчик, если это звонкий.

11. Игра «Четвертый лишний»

На доску вывешивается наглядный материал:

Кувшин, кошка, лошадь, жук;

Желудь, чашка, жук, жираф.

Учащимся предлагается найти лишнюю картинку.

12. Дифференциация Ш - Ж в словах.

Детям раздаются по 5 предметных картинок.

Ребята, выберите те картинки, в словах которых есть звуки Ш – Ж

13.Физминутка (под песенку «Если нравится тебе»).

Ша, ша – ша (хлопки).

Если нравится тебе, то делай так:

Жа – жа, жа (хлопки).

Если нравится тебе, то делай так:

Жу – жу, шу – шу (хлопки, топот).

Если нравится тебе, то делай так:

Шо – шо – шо, жо – жо (прыжки, приседания).

Если нравится тебе, то делай так:

Жо – жо, шо – шо – шо (приседания, прыжки).

14.Беговые дорожки.

(Перед каждым учеником лежит полоска, на которой обозначены дорожки, начало верхней дорожки обозначено желтым цветом, нижней – коричневым).

Логопед: Если в слове, которое я буду произносить, вы услышите звук [Ш], рисуйте коричневый кружок, если звук [Ж] – жёлтый кружок.

(Слова: 1-карандаш, 2-снежок, 3-утюжок, 4-шарф, 5-флажок, 6-шапка, 7-штаны, 8-дружок, 9- ошейник, 10- бережок).

15 . Работа с загадками. Звуко – буквенный анализ слов.

Взлетает вверх, как легкий пар.

Зовут его воздушный … (Шар)

Он высокий и пятнистый,

С длинной – длинной шеей.

И питается он листьями,

Листьями деревьев. (Жираф)

(Детям показываются картинки с изображением отгадок на загадки – шар, жираф) .

Какой первый звук в этих словах? Ш – Ж.

Дети составляют к данным словам соответствующую схему.

ЖИРАФ

16. Работа с предложениями.

Ребята, составьте предложения из данных слов- отгадок: шар, жираф.

(Мама мне купила большой, красный шар. Жираф живет в Африке.)

17. Работа с текстом по перфокартам.

(Детям раздаются перфокарты с текстом) .

Перед вами текст. Вставьте в слова пропущенные буквы Ш или Ж.

18. Игра «Послушай-назови»

Прослушать текст, назвать слова со звуком «ш», «ж».

Маленькому Жене пять лет. Бабушка купила ему мишку. Мишка был плюшевый, большой, мягкий. У Жени была тележка. Женя сажает мишку в тележку и катает его.

19.Игра «замени звук»

Я буду называть слово с одним звуком, а вы в ответ бросать мне мяч и называть слово с другим звуком.

Замените в словах звук «Ш» на звук «Ж».

Шар, шарит, шаль, Луша.

Замените звук «Ж» на звук «Ш».

Жить, сажа, мажет.

20.Итог занятия.

Вы сегодня хорошо потрудились. Со всеми заданиями справились. Молодцы!

Изменилось ли ваше настроение? Какое оно сейчас?

Тема: Дифференциация «Ж» - «Ш» в словах

Темы:

  1. Коррекционная -« Дифференциация «Ж» - «Ш» в словах»
  2. Грамматическая - «Согласные звуки «Ж» - «Ш», правило написания ЖИ, ШИ
  3. Лексическая - «Одежда»

Цели:

  1. Развивать умение дифференцировать звуки «Ж» - «Ш» в словах
  2. Развивать навык фонематического анализа и синтеза на материале слов различной звуковой структуры
  3. Активизировать предметный словарь по теме «Одежда»
  4. Развивать пространственную ориентировку
  5. Развивать мелкую моторику

Оборудование: предметные картинки, «пирамидки» для характеристики звука, звуковые линейки, предметы посуды, буквы, тетради, ручки.

План занятия

I. Организационный момент

II. Основная часть

1. Упражнения на развитие пространственной ориентировки
2. Упражнения на выделение общего согласного звука в словах
3. Сообщение темы и цели занятия
4. Повторение характеристик звуков
5. Упражнение на определение наличия звуков «Ж», «Ш» в словах
6. Упражнение на определения места звуков «Ж», «Ш» в словах
7. Развитие порядкового звукового анализа
8. Комбинированное упражнение на развитие мелкой моторики и количественного звукового анализа
9. Выкладывание схемы слова «одежда»
10. Уточнение значения слов «справа», «слева», «между»
11. Физминутка с элементами психогимнастики
12. Игра «Найди буквы»
13. Чтение слогов с одновременным развитием пространственной ориентировки
14. Игра «Не ошибись»
15. Списывание слов в тетрадь

III. Итог занятия

Ход занятия

Примечания

Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас на занятии. Сегодня на занятии мы будем

Основная часть
Развитие пространственной ориентировки
Игра «Клоун»
- Поднимите вверх правую руку
- А теперь левую.
- Похлопайте правой рукой по левому плечу.
- А теперь левой рукой коснитесь кончика носа. Молодцы!
- Рассмотрите предметы, изображенные на слайде. Назовите предмет в правом верхнем углу; в левом нижнем углу; в правом нижнем углу; в левом верхнем углу.

Ученикам предъявляется слайд с картинками, расположенными в углах
Картинки: жираф, мыши, кошка, ежи

Упражнение на выделение общего согласного звука в словах
- Назовите общий согласный звук в словах «лыжи» «жаба» «кружок»
- Назовите общий согласный звук в словах «уши» «шалаш» «каша»

Звук «Ж »

Звук «Ш »

Сообщение темы и цели занятия
- Ребята, попробуйте догадаться, какие звуки мы будем различать сегодня на занятии.

Правильно. Тема нашего занятия «Звуки «Ж» - «Ш». Мы будем учиться различать эти звуки в словах

Звуки «_Ж_ » - «_Ш

Повторение характеристик звуков
Ж - согласный, звонкий, всегда твёрдый

Ш - согласный, глухой, всегда твёрдый

У каждого ученика по три пирамидки, с четырьмя гранями. На гранях пирамидок изображено:

  1. пирамидка - красный и синий круги
  2. пирамидка - колокольчик, зачеркнутый колокольчик
  3. пирамидка - камень и травка

Ученики поворачивают пирамидки нужной гранью. Таким образом дают характеристику звуков «_Ж_ » - «_Ш

Чтение слогов с одновременным подниманием рук.
Под каждым слогом прописаны буквы:
В - поднять вверх обе руки,
П - правую руку вверх,
Л - левую руку вверх

ЖА ШУ ШИ ЖА ШО ЖИ ЖУ
В Л В П Л П В

Слайд со слогами



Упражнение на определение наличия звуков «_Ж __» - «_Ш __» в словах: ложка, груша, ландыши, журнал, школа, лужа, шар, чашка, Женя, Даша

Ученики, услышав в слове звук «_Ш __» складывают руки в виде шарика (соединяют кончики пальцев). При наличии в слове звука «Ж» изображают жука: сжимают пальчики в кулачок, указательный и мизинец разводят в стороны

Упражнение на определение места звуков в названиях картинок: машина, нож, жук,

Развитие порядкового звукового анализа
- Какой по счету звук «Ж » в словах: ножи, кружка,
ужи
- Какой по счету звук «_Ш _» в словах: лягушка, мешок, шум

Учащиеся показывают ответ с помощь звуковых линеек

Упражнение на развитие мелкой моторики рук

Кулинары
- Мы тесто месили, мы тесто месили: нас тщательно все промесить попросили, но сколько не месим и сколько не мнем, комочки опять и опять достаем.

Определите количество звуков в словах
- Положите на левую ладонь столько горошин, сколько звуков в словах: шар, жара, горошина,

Положите на правую ладонь столько горошин сколько звуков в словах:

Ученики опускают руки в емкости с горохом, делают движения имитирующие работу рук при замешивании теста и проговаривают текст.

Отгадывание загадки. Выкладывание схемы слова
Змея на дерево вползла,
Собою дерево спасла:
Когда ветры налетели,
Она дерево согрела.
(Шарф)

Учащиеся, используя знаки звуков, выкладывают схему слова

Физминутка
Ножки, ножки (Показывают поочерёдно ноги)

Где вы были?
За дровами в лес ходили! (Притопы вправо и влево)
Ручки, ручки, где вы были? (Поворачивают и показывают руки)
Мы в лесу дрова рубили. (Движения руками - «Дровокол»)
Ух, ух, ух, ух!

Игра «Угадай, где буквы?»
На слайде имеется изображение одной буквы «И», остальных буквы закрыты предметами. Детям дается задание с помощью подсказки отгадать, где находятся заданные буквы.
- Буква «_Ж _» находится выше и правее буквы «И». Найдите букву Ж
- Буква «__Ш __» находится ниже и левее буквы «И». Скажите за каким предметом спряталась буква «Ш»

Прочитайте получившиеся слоги. Закрепление правила написания ЖИ, ШИ

Учащиеся называют предмет, за которым, по их мнению, спряталась заданная буква.

Игра «Не ошибись»
На слайде записаны слова, в которых пропущены буквы. Учащимся предлагается назвать пропущенную букву. Назвать одним словом.

Слова:
…илет, …уба, варе…ки, …орты, пи…ама, руба…ка

Списывание слов в тетрадь

Подведение итогов занятия
Чему учились на занятии?
Какое задание вам понравилось больше всего?

Конспект логопедического занятия в 1 классе VII вида.

Тема. «Дифференциация звуков [ш] - [ж] ».

Цель: развитие двигательной, познавательной и речевой активности в ходе учебной деятельности у детей младшего школьного возраста.

Задачи:

I. Образовательные.

1. Дифференцирование звуков [ш], [ж].

2. Закрепление навыков правильного произношения, фонематиче­ского анализа, синтеза.

3. Уточнение и расширение словаря учащихся.

II. Коррекционные.

1. Развивать ВПФ.

2. Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику.

3. Развивать коммуникативные функции у детей.

III. Воспитательные.

1. Формировать положительный эмоциональный настрой на логопедических занятиях на основе игрового момента.

2. Воспитывать желание учиться и развивать познавательный интерес.

3. Воспитывать культуру учебного процесса.

Форма проведения: подгрупповое занятие.

Оборудование : зеркала, компьютер, обучающее – развивающая программа «Учимся говорить правильно», предметные картинки, карточки с заданиями, картинки с профессиями.

План занятия

1. Организационный момент.

3. Объявление темы занятия.

6. Развитие фонематического слуха. Дифференциация звуков в словах. Звукослоговой и графический анализ слов.

7. Физ.минутка.

8. Лексико – грамматические упражнения.
9. Итог занятия.

Ход занятия.

1. Орг. момент

Дети проходят в кабинет, садятся за парты. Здороваются с логопедом и гостями.

Логопед: - Здравствуйте ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся.

Дети и гости здороваются друг с другом.

2. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: - Для того, чтобы наша речь была четкой и понятной,

Надо сделать язычку зарядку!

«Сказка о Весёлом Язычке».

Жил-был Весёлый Язычок в своем домике. Что это за домик?

В домике этом

Красные двери,

Рядом с дверями

Белые звери.

Любят зверюшки

Конфеты и плюшки.

Догадались? Этот домик - рот.

(При выполнении артикуляционной гимнастики, каждое упражнение повторяется

5 – 7 раз).

Двери в домике то открыва­ются, то закрываются. Вот так (рот закрыт, открыт). Непо­седливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из доми­ка (высунуть язык). Но нельзя далеко убегать из дома, давайте накажем непослушный язык (приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и, пошлёпывая губами, произносит звуки пя- пя- пя). Вот он вышел погреться на солнышке, от­дохнуть на крылечке (язык «лопаткой» на нижней губе). Подуллегкий ветерок, Язычок поежился (язык «стрелочкой»), спрятал­ся в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот за­крыть), А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим «д-д-д-д»). Язы­чок не скучал дома, напоил котенка молоком. Он лакал молоч­ко (водим языком по верхней губе сверху вниз, рот открыт), по­том котенок облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губки спра­ва налево, слева направо) и сладко зевнул (рот широко открыт). Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик-так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта). Котенок свернулся клубочком. «Пора и мне спать», - подумал Язычок.

3. Объявление темы занятия.

Логопед: Сегодня мы с вами будем продолжать различать в произношении и написании звуки Ж – Ш.

4. Закрепление учебных высказываний по характеристике звука.

Гласные или согласные звуки Ж – Ш? (ответы детей)

Твёрдые или мягкие эти согласные?

Какой из этих согласных звуков звонкий, а какой глухой? (ответы детей).

5. Проговаривание изолированных звуков.

Произнесём все вместе Ш –Ш- Ш .

Произнесём все вместе Ж –Ж -Ж (во время произнесения звука напоминается правильная артикуляция, кончик языка поднимается за верхние зубы, зубы почти сжаты, между ними только узенькая щелочка напоминая правильную) .

6. Развитие фонематического слуха. Дифференциация звуков в словах.

Звукослоговой и графический анализ слов.

Логопед: - Что бы узнавать насколько хорошо вы научились различать звук Ш – Ж, я приготовила для вас различные задания.

Работа с компьютером

Включатся обучающее – развивающая программа «Учимся говорить правильно», раздел «Речевые звуки», тема: «Звуки – двойняшки, игра: «Помести в ящик звуки «Ж», «Ш».

Физ.минутка для глаз.

Логопед: - С заданием на компьютере вы успешно справились, вы правильно различали звуки. Следующее задание будет посложней.

Послушай слова: ЖАР, ШАР.

Покажи картинку, которая подходит к слову ЖАР, ... ШАР.

- Повтори, что нарисовано на каждой картинке. Расскажи, что такое ЖАР и что такое ШАР.

В каком слове - ЖАР или ШАР - есть звук [ж]? В начале, в конце или в середине слова этот звук;

Какой первый звук в слове ШАР?

Назови все звуки по порядку в слове ЖАР, ... ШАР.

Какие буквы нужно написать в пустых клеточках?

Прочитай слова между картинками. Найди у себя на столе карточку со словом ШАР, ... ЖАР.

Какие буквы одинаковые в этих словах? А какие буквы в этих словах разные?

Напиши слово ШАР. Напиши слово ЖАР.

Придумай предложение с любым из этих слов.

жар шар

Аналогично выполнить задание со словами ЖУК - ШУМ, ЛУЖОК - ПУШОК.

.

у-жи у-ши

лу-жок Пу-шок

7. Физ.минутка.

Медвежата в чаще жили».

Медвежата в чаще жили, головой своей крутили:

Вот так и вот так, еще эдак, еще так,

Медвежата мед искали, дружно дерево качали:

Вот так и вот так, дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили и из речки воду пили:

Вот так и вот так, они из речки воду пили,

А потом они плясали дружно лапы поднимали

Вот так и вот так, дружно лапы поднимали.

Дети имитируют игры медвежат.

8. Лексико –грамматические упражнения.

«Игра с мячом».

Логопед: Показывается картинка с профессией (сапожник, швея, пожарный, шахтёр, шофёр, художник) . Бросается мяч и задаётся вопрос: - Какая профессия изображена. Ученик кидает мяч и называет профессию.

Также задаются вопросы: - Что делает на работе сапожник? Швея… и т. д.

Какой звук встречается «Ж » или «Ш» в слове сапожник? Швея… и т. д.

9. Итог занятия.

Какие звуки различали сегодня на занятии?- Чем отличаются звуки в произношении? (ж – звонкий, ш – глухой).

10. Оценка работы детей на занятии.

Благодарю детей за хорошую работу на занятии (поименно). Прощаемся с гостями и дети выходят из кабинета.

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

детский сад компенсирующего вида № 1472

ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Конспект

открытого индивидуального логопедического

занятия по развитию произносительной стороны речи

Тема занятия: Дифференциация звуков [ж], [ш].

Учитель – логопед: Галушкина М.В.

Москва, 2011

Тема: Дифференциация звуков [ж], [ш]

Цель: Дифференциация звуков [ж] и [ш], подготовка артикуляционного аппарата к воспроизведению звука [р]

Задачи:

Образовательные:

Учить дифференцировать звуки [ж] и [ш] в словах и предложениях;

2)Развивать фонематическое восприятие: умение выделять на слух слова со звуками [ж] и [ш];

3)Совершенствовать умения правильно произносить одно- , двух- и трехсложные слова с одним стечением согласных;

4)Формировать навык слогового анализа слов;

Коррекционные

1) Развивать и активизировать моторику артикуляционного аппарата;

2) Развивать мелкую моторику рук;

3) Развивать зрительное восприятие, память, внимание, мышление.

Воспитательные :

1)Соблюдать правила поведения на занятии;

2) Воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу.

Оборудование:

предметные картинки для дифференциации звуков [ж] и [ш] в словах и предложениях;

предметные картинки для слогового анализа слов; большое зеркало.

Речевой материал:

1.Ряд слов для развития фонематического восприятия, дифференциации звуков [ж] и [ш] на слух:

Шайба, журнал, петушок, швабра, жадность, кожаный, лампа, жираф, ложе, жалкий, желтый, кувшин, журавль, дружный, школа, лимон, наживка, шмель, дождик, чашка.

2.Слова для дифференциации звуков [ж] и [ш] и работы над слоговойструктурой слова:

животикам, живот, ушами, поможет, снежок;

желуди, шляпа, ландыши, шиповник;

подушка, машина, ножницы, шкаф;

подснежник, жук, пиджак, лошадь.

3.Предложения для дифференциации звуков [ж] и [ш]:

В лукошке вишни. Женя едет на машине.

У Наташи вкусная ежевика. Хороши наши лыжи.

У Жанны большой флажок.

Миша и Маша кушают баклажаны.

4.Слова для слогового анализа:

душ, жилет, мешок, лыжи, шуба, ковш, шлем, шапка.

План – конспект

Организационный момент (создание положительной мотивации к занятию).

Логопед загадывает загадки.

Его поймал я на цветке,

Зажал, как следует в руке.

Жужжит он: «Попрошу без рук,

Я не железный, я же – … (ЖУК)»

Правильно, это жук, с какого звука начинается слово жук? …Правильно, со звука [ж].

Слушай еще одну загадку:

Отворилась тихо дверь,

И вошел усатый зверь.

Сел у печки, жмурясь сладко

И умылся серой лапкой.

Кто это? Кошка. Какой звук я выделяю в слове кош ка?Правильно, звук [ш].

Как ты думаешь, с какими звуками мы будем сегодня играть?

Да мы будем с тобой играть со звуками [ж] и [ш].

Уточнение артикуляции. Сравнительная характеристика звуков [ш] и [ж].

Логопед. Давай произнесем звук [ш], а теперь [ж].

Как ты думаешь, чем похожи эти звуки?

Правильно, при произнесении этих звуков губы вытянуты вперед и округлены, между верхними и нижними зубами - расстояние, широкий кончик языка - «чашечкой» за верхними зубами, боковые края языка плотно прижаты к верхним зубам.

Логопед. Чем они отличаются? Положим ладошку на горлышко и произнесем снова эти звуки.

Когда произносим звук [ш] - горлышко молчит, а когда звук [ж] - дрожит.

Умница, мы с тобой сравнили звуки, а сейчас давай немножко разомнем наши пальчики, поиграем с тобой в игру «Кошка»

Пальчиковая гимнастика «Кошка»

Мягко кошка посмотри, разжимает коготки, (Ребенок сжимает и разжимает кулачки)

И тихонько их сжимает, мышку так она пугает.

Кошка ходит тихо-тихо, что не слышно даже скрипа, (Пальчики поочередно «здороваются»)

Только мышка не зевает, вмиг от кошки убегает. (Пальчики отскакивают друг от друга)

Молодец, наши пальчики хорошо потрудились, а сейчас потрудится наш язычок.

Артикуляционная гимнастика :

«Грибок» , «Лошадка», «Гармошка», «Моторчик» .

Зрительный контроль со стороны логопеда, использование большого зеркала, ребенок выполняет упражнения, направленные на подготовку органов артикуляции к произнесению звука [р]. Логопед дает рекомендации ребенку.

«Грибок» – нужно улыбнуться, показать зубы, присосать широкий язык к небу, рот раскрыть как можно шире, так чтобы ножка «грибка» натянулась. «Лошадка» – сделать упражнение «грибок», максимально открыть рот, не отрывая языка от неба. Затем щелкнуть языком. «Гармошка» – сделать упражнение «грибок», максимально открыть рот, не отрывая языка от неба, затем закрыть его. «Моторчик» – Логопед просит ребенка улыбнуться, широко открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, произнося громко, отрывисто, многократно, не опуская кончик языка: дддддд.

Игра «Поймай звук»

Язычок наш отлично поработал. А сейчас посмотри, кто у меня. Кошка и жук. Возьми жука в правую руку, а кошку в левую. Я буду произносить слова со звуками [ш] и [ж].

Если я произнесу слово со звуком [ш], ты поднимешь и опустишь картинку с кошкой, а если я произнесу слово со звуком [ж], что ты сделаешь? Да, ты поднимешь и опустишь картинку со звуком [ж]. Итак, начали:

«Шайба, журнал, петушок, швабра, жадность, кожаный, лампа, жираф, ложе, жалкий, желтый, кувшин, журавль, дружный, школа, лимон, наживка, шмель, дождик, чашка».

Молодец, хорошо справилась с заданием, поймала все слова со звуками [ш] и [ж].

Игра «Добавь слово»

Послушай меня внимательно. Сейчас я буду читать тебе маленькие стихотворения. Я начну предложение, а ты его закончишь, добавишь слово, которое подходит.

И бежит Айболит к бегемотикам,

И хлопает их по… (животикам).

К. Чуковский

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе… (живот).

И беседовал с ужами, заяц хлопая …(ушами)

Жук упал и встать не может,

Ждет он, кто ему… (поможет).

С. Маршак

Как на тоненький ледок выпал беленький …(снежок)

Прицепившись к задней шине,

Мишка едет на… (машине).

Игра «Четвертый лишний»

А сейчас давай поиграем с тобой в игру, которая называется «Четвертый лишний»

Перед тобой четыре картинки, в названиях этих картинок спрятаны звуки, одна из картинок лишняя. Ты должна назвать каждую картинку, найти лишнюю и сказать, почему она лишняя.

Итак, начали:

Картинки: подснежник, жук, пиджак, лошадь. Какая картинка лишняя, почему?

В слове лошадь звук [ш] находится в начале, середине или конце слова?

Картинки: желуди, шляпа, ландыши, шиповник. Какая картинка лишняя, почему?

В слове желуди звук [ж] находится в начале, середине или конце слова?

Картинки: подушка, машина, ножницы, шкаф. Какая картинка лишняя, почему?

В слове ножницы звук [ж] находится в начале, середине или конце слова?

Хорошо справилась с заданием, нашла все лишние предметы.

Игра «Закончи предложение»

Я начну произносить предложение, а ты закончишь его, с помощью картинок, которые я тебе буду показывать.

В лукошке…вишни. Повтори все предложение, что получилось. Правильно.

Женя едет на …машине. Повтори все предложение.

У Наташи вкусная …ежевика. Повтори все предложение.

Хороши наши…лыжи. Повтори все предложение.

У Жанны большой…флажок. Повтори все предложение.

Миша и Маша кушают …баклажаны. Повтори все предложение.

Умница, закончила и повторила все предложения правильно.

Игра «Поделим слова на слоги»

Посмотри – это кошка, это жук. Логопед выкладывает картинки на стол. Давай определим, сколько слогов в слове кошка, сколько слогов в слове жук. Правильно, в слове кошка два слога, а в слове жук – один слог. Сейчас я буду показывать тебе картинки. Ты должна посмотреть на картинку, назвать ее и определить, сколько слогов в слове. Если в слове один слог, ты положишь картинку рядом с жуком, а если два слога, куда положишь картинку? Правильно, рядом с кошкой.

Давай попробуем.

Душ. Сколько слогов в слове душ? Куда положишь картинку? И т.д.

Слова для деления на слоги: душ, жилет, мешок, лыжи, шуба, ковш, шлем, шапка.

Умница, все слова разделила правильно на слоги и правильно разложила, с двумя слогами около кошечки, с одним слогом около жука.

Подведение итога занятия

С какими звуками мы сегодня играли? Чем они похожи, чем отличаются?

Что делали сегодня на занятии? В какие игры играли?

Придумай слова со звуком [ш] , со звуком [ж].