Краткая история развития психологии. Шпаргалка: История психологии

Общая психология

Введение в психологию

Все науки можно разделить на две большие группы:

1) точные: математика, физика, химия;

2) гуманитарные: история, литература, философия – это науки о человеке.

Общая задача гуманитарных наук: «Человек! Познай самого себя!»

Лучший учитель психологии – сама жизнь. Слово «психология» обозначает сложный и одновременно близкий каждому человеку мир явлений его внутренней жизни. Не изучая еще специальной науки, мы с детства говорили: «я хочу», «я думаю»…Мы рассуждаем о достоинствах и недостатках своей памяти, воли, способностей и характера, ума.

Характерная особенность психологии как науки та, что с ней человек знакомится задолго до систематического изучения. В практике живого общения люди постигают много психологических законов.

Можно сказать, что каждый человек – психолог. Т.К. без определенного запаса знаний и психолог. Опыта невозможно жить среди людей. Так, с детства мы уже умеем «читать» по внешним проявлениям – мимике, жестам, голосу, даже по дыханию и цвету лица – эмоциональное состояние других людей. Это все житейская психология.

В ней отражаются психологические знания, накопленные еще до появления науки, мы усваиваем не только благодаря собственному опыту, но и из таких источников, как худ. литература, пословицы и поговорки, сказки и мифы.

Однако житейские психологические знания приблизительны, расплывчаты и часто неверны. Попробуйте ответить: чем отличаются чувства от ощущений? Что такое темперамент, мышление?

Психология – наука о душе (псюхе – душа, логос - наука).

Психика, сознание – субъективный образ объективного мира.Психика – это наши ощущения и восприятия, память и мышление, фантазия, чувства и воля. Все эти психические процессы свойственны конкретному человеку, который имеет свой особый характер, способности, темперамент, который познает, общается, действует. Душа, психика – это внутренний мир личности, возникающий в процессе взаимодействия с окружающим миром, в процессе отражения этого мира.

Понятие «субъективный » имеет два значения: научное – субъективный образ объективной действительности означает, что это внутренняя, принадлежащая конкретному человеку картина мира, существующая именно в его мозгу. И житейское: когда говорят «Это ваше субъективное мнение» - хотят подчеркнуть пристрастность человека, зависимость его суждений и оценок от настроения, интересов, прошлого опыта.

Общая психология изучает законы человеческой психики, процессы и свойства личности, познавательную и практическую деятельность, темперамент, характер человека, его способности, преобладающие мотивы поведения, а также совокупность явлений.

Научная психология делится на ряд отраслей, которые исследуют различные виды деятельности человека.

1.Психология труда – изучает психологические особенности трудовой деятельности, профессиональные особенности человека…

2.Инженернаая психология – изучает особенности деятельности оператора в автоматизированных системах управления.

3. Авиационная психология – изучает психологические закономерности обучения и выполнения полетов.

4. Космическая – изучает особенности деятельности человека в условиях невесомости и пространственной дезориентации.

5. Педагогическая – изучает закономерности обучения и воспитания человека; отношения между педагогами и учениками, индивидуальные особенности учебно-воспитательной работы с детьми с отклонениями в психическом развитии.

Разделы пед.психологии:

Психология обучения, психология воспитания, психология учителя, психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми.

6. Юридическая психология изучает психологию поведения обвиняемого, свидетелей, требования к допросу, мотивы преступлений. Методы воспитания в исправительно-трудовой колонии с помощью принуждения, убеждения и т.д.

7. Военная психология – исследует человека в условиях боевых действий, взаимоотношения начальника и подчиненного, пропаганду и контрпропаганду.

8. Психология спорта – изучает особенности личности и деятельности спортсмена, психологические параметры тренированности, психологические факторы, связанные с соревнованиями.

9. Психология торговли – воздействия рекламы, индивидуальные, возрастные и другие особенности спроса, психологию покупателя, психологию моды.

10. Психология творчества – особенности творческой личности, факторы, стимулирующие творческую активность, роль интуиции.

11. Медицинская психология – изучает психологические аспекты деятельности врача и больного. Разделы медпсихологии :

1) нейропсихология – изучает соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами;

2) психофармакология – изучает влияние лекарственных средств на психическую деятельность больного;

3) психотерапия – изучает и использует средства психологического воздействия для лечения больного;

4) психопрофилактика и психогигиена – разрабатывают систему мероприятий для обеспечения психического здоровья людей.

12. Возрастная психология – изучает онтогенез психических процессов и психологических качеств личности. Разделы возрастной психологии:

Детская, психология подростка, юности, взрослого человека, геронтопсихология – изучают возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, факторы развития личности

13. Психология аномального развития или специальная психология имеет разделы:

1) патопсихология – исследует отклонения в процессе развития психики, распад личности при различных мозговых патологиях;

2) олигофренопсихология – наука о врожденной патологии мозга, психического и умственного развития;

3) сурдопсихология – психология формирования ребенка при серьезных дефектах слуха, вплоть до глухонемоты;

4) тифлопсихология – психология развития слабовидящих и незрячих.

14. Зоопсихология – изучает поведение животных.

15. Социальная психология (общественная) – изучает психические явления, возникающие в процессе взаимодействия людей в организованных и неорганизованных группах.

История развития психологии.

С древности потребности общественной жизни заставляли различать и учитывать в своих поступках особенности психического склада окружающих людей. Первоначально эти особенности объяснялись действиями души.

В представлениях первобытных людей душа четко не отделена от тела . Древние не могли объяснить причину обморока, сна, смерти. Они осмысляли многие жизненные явления следующим образом: душа – двойник человека; ее потребности и привычки, условия существования те же, что и у живых. Души умерших составляли сообщества, как живые. Живые люди и души мертвых взаимно зависимы.

У Фалеса, Гераклита душа трактуется как оживотворяющая людей и животных форма элементов, образующих первоначало мира (воздух, вода, огонь). Последовательное проведение этой идеи приводило древнегреческих философов к заключению о всеобщей одушевленности материи – форма материализма.

Но ученые того времени не могли объяснить, откуда берется абстрактное логическое мышление, нравственные качества личности…

Это создало предпосылки для развития идеалистических взглядов на психику, выдвинутых представителями рабовладельческого общества: Платон ввел понятие о частях души, выделив в качестве таковых: 1) разум, 2) мужество, 30 вожделение – разместил их в разных частях тела: голове, груди, брюшной полости. Платон – родоначальник дуализма в психологии, т.е. учение, трактующее материальное и духовное, тело и психику как 2 самостоятельных антагонистических начала.

Дуализм Платона преодолел его ученик Аристотель, возвративший психологическую мысль на естественную почву биологии и медицины. Аристотель в трактате «О душе» выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе.

В 17веке Рене Декарт ввел 2 понятия рефлекс и сознание. Но в своем учении он резко противопоставлял душу и тело. Он утверждал, что существуют 2 независимые субстанции: материя и дух. Поэтому это называется дуализмом.

1 этап – психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более 2 тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

2 этап – психология как наука о сознании. Возникает в 17 веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Психика была приравнена к сознанию. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

3 этап – психология как наука о поведении как совокупности извне наблюдаемых двигательных реакций человека. Возникает в 20 веке. Основоположник бихевиоризма – Дж. Уотсон. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть – поступки, реакции человека.

4 этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Функция психики состоит в отражении свойств и связей действительности и в регулировании на этой основе поведения и деятельности человека. Предметом изучения становятся психологические факты и законы.

История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879г. в основанной в Лейпциге немецким психологом В. Вундтом первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. В 1885г. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ.

Метод – (от греческого methodos) – путь исследования или познания – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

Методы, пути, средства, с помощью которых добываются научные факты, очень важны для любой науки. В любом научном исследовании осуществляется опыт, и тот, кто изучает, - субъект познания; а то, что он изучает – объект познания.

В психологии существует 2 основных метода :

Наблюдение и эксперимент

Наблюдение – основной эмпирический (опытный) метод психологического исследования,

состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений для изучения их и отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан.

Н., его точность зависит от знаний в исследуемой области и поставленной задачи. Н. характеризуется субъективностью , может создавать установку – готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвидении им определенного объекта (или ситуации). Отказ от преждевременных выводов, многократность Н., контроль со стороны других методов исследования позволяет обеспечить объективность метода Н.

Н. становится методом психического изучения лишь тогда, когда оно не ограничивается описанием внешних явлений, а осуществляет переход к объяснению психической природы этих явлений.

Сутьнаучного Н. – в научном объяснении причин зарегистрированных фактов;

Регистрацией фактов, их описанием занимаются житейские наблюдения .

Варианты наблюдения:

1) Внешнее - сбор данных о другом человеке, его поведении путем наблюдения за ним со стороны;

Кратко рассмотрим основные этапы возникновения и развития психологии как науки.

Рис. 1. Основные этапы становления и развития психологической науки

Истоки психологического знания лежат в античной философии. До начала XVIII века психология развивалась как наука о душе.

Демокрит (460 – 370 до н.э.) подходил к изучению души с материалистической точки зрения; он считал, что она состоит из подвижных атомов, является частицей природы и подчиняется ее законам.

Платон (428 – 348 до н.э.), основатель идеалистического направления в философии, считал, что душа нематериальна и бессмертна. Его учение заложило основы философской теории познания и определило ориентацию психологического знания на решение собственно философских, этических, педагогических и религиозных проблем.

Аристотель(384 – 322 до н.э.) является автором первой известной работы по психологии "О душе", в которой были систематизированы и развиты идеи античных философов о душе как о бестелесной сущности живого тела, посредством которой человек чувствует и мыслит.

В работах средневековых ученых Авиценны (980 – 1037), Леонардо да Винчи (1452 – 1519) и других раскрываются знания об анатомо-физиологических особенностях организма человека как одной из основ его психики.

Второй этап развития психологического знания – психология как наука о сознании, относится к "эпохе Нового времени" (XVII – XIX вв.).

В это время на формирование западной психологической мысли большое влияние оказали работы Рене Декарта (1596 – 1650), который изучал механизмы поведения человека и сравнивал их с законами механики; он же ввел понятие рефлекса – ответной реакции организма на раздражение.

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 – 1677), Джон Локк (1632 – 1704) и другие исследовали функционирование сознания, влияние на него эмоций, его связи с ощущениями, восприятием, памятью и т.д.

Начало третьего этапа – становление психологии как самостоятельной экспериментальной науки, относится к 60-70-м годам XIX века. Основателем экспериментальной психологии является Вильгельм Вундт (1832 – 1920), который в 1879 г. открыл первую психологическую лабораторию при Лейпцигском университете. В. Вундт изучал физиологию органов чувств и анатомию нервной системы, применяя в качестве основного метода интроспекцию.

Развивая идеи В. Вундта, Эдвард Бредфорд Титченер (1867 –1927) – основатель структурной психологии , считал основной задачей психологии изучение структуры сознания, его элементов и законов их объединения для выявления связи психологической структуры сознания с физиологической организацией человека.

Уильям Джеймс (1842 – 1910), основатель функциональной психологии , в противоположность приверженцам структурализма, считал предметом психологического исследования функции сознания в поведении, выступающего инструментом, с помощью которого организм адаптируется к окружающей среде.

К концу XIX – началу XX вв. в психологии оформились современные самостоятельные направления: гештальтпсихология, бихевиоризм, психоанализ.

Основателем гештальтпсихологии является Макс Вертгеймер (1880 – 1943); большой вклад в развитие данного направления внесли также Курт Коффка (1886 – 1941) и Вольфганг Кёлер (1887 – 1967). В рамках гештальтпсихологии психика изучается с точки зрения целостных структур (гештальтов ), свойства которых несводимы к сумме свойств их составляющих элементов.

Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение) – направление, основанное американским психологом Джоном Уотсоном (1878 – 1958), рассматривающее в качестве предмета психологии поведение индивида как внешне наблюдаемые реакции организма на стимулы (внешние воздействия со стороны среды), которые можно объективно зафиксировать.

Психоаналитическая концепция поведения человека разработана в трудах Зигмунда Фрейда (1856 – 1939) и получила дальнейшее развитие в работах Альфреда Адлера (1870 – 1937), Эриха Фромма (1900 – 1980), Эрика Эриксона (1902 – 1994) и др. В рамках данного направления разработана динамическая модель психики, включающей сознательную, подсознательную и бессознательную сферы.

Когнитивная психология (англ. cognitive psychology) возникла в начале 1960-х гг. и изучает когнитивные , то есть познавательные процессы человеческого сознания. Представители данного направления – Джером Брунер (род. в 1915), Жан Пиаже (1896 – 1980), Ноам Хомский (род. в 1928 г.) и другие исследуют проблемы памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способностей к принятию решений.

Представители гуманистической психологии Карл Роджерс (1902 – 1987), Абрахам Маслоу (1908 – 1970), Гордон Олпорт (1897 – 1967) разработали холистический (целостный) подход к изучению человеческого существования, особо акцентируя внимание на таких явлениях, как человеческий потенциал , творчество, свобода воли, самореализация. Гуманистическую психологию иногда называют "третьей силой", в отличие от двух более традиционных подходов психологии – психоанализа и бихевиоризма.

С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты, которые решались либо в плане идеализма, либо в плане материализма. Так, материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Но философ-идеалист Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи – вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий.

Великий философ Аристотель в трактате "О душе" выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность человека – ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому как "воск принимает оттиск печати без железа и золота". Ощущения оставляют след в виде представлений – образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым указав основные виды связей – ассоциации психических явлений.

Таким образом, I этап-психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап – психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

III этап – психология как наука о поведении. Возникает в XX веке: Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

IV этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году в основанной немецким психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. Вскоре, в 1885 году В.М.Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

2. Отрасли психологии

Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Так, особенности психики животных изучает зоопсихология. Психика человека изучается другими отраслями психологии: детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития. Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей). Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания. Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники. Авиационная, космическая психология анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта. Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. Патопсихология изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии. Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу, и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника. Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий.

Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования – факты, закономерности, механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию – с техническими науками, через педагогическую психологию – с педагогикой, через социальную психологию – с общественными и социальными науками и т. д.).

3. Задачи и место психологии в системе наук

Задачи психологии в основном сводятся к следующим:

  • научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;
  • научиться управлять ими;
  • использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли;
  • быть теоретической основой практики психологической службы.

Изучая закономерности психических явлений, психологи вскрывают сущность процесса отражения объективного мира в мозгу человека, выясняют, как регулируются действия человека, как развивается психическая деятельность и формируются психические свойства личности. Поскольку психика, сознание человека есть отражение объективной действительности, изучение психологических закономерностей означает прежде всего установление зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека. Но поскольку любая деятельность людей всегда закономерно обусловлена не только объективными условиями жизни и деятельности человека, но и иногда субъективными (отношения, установки человека, его личный опыт, выражающийся в знаниях, навыках и умениях, необходимых для этой деятельности), то перед психологией стоит задача выявления особенностей осуществления деятельности и ее результативности в зависимости от соотношения объективных условий и субъективных моментов.

Так, устанавливая закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятий, мышления, воображения, памяти), психология способствует научному построению процесса обучения, создавая возможность правильного определения содержания учебного материала, необходимого для усвоения тех или иных знаний, навыков и умений. Выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса.

Широкий спектр задач, решением которых заняты психологи, обусловливает, с одной стороны, необходимость взаимосвязей психологии с другими науками, участвующими в решении комплексных проблем, а с другой – выделение внутри самой психологической науки специальных отраслей, занятых решением психологических задач в той или иной сфере общества.

Каково же место психологии в системе наук?

Современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными – с другой, социальными – с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах. Известно, что философия и ее составная часть – теория познания (гносеология) решает вопрос об отношении психики к окружающему миру и трактует психику как отражение мира, подчеркивая, что материя первична, а сознание вторично. Психология же выясняет ту роль, которую играет психика в деятельности человека и его развитии (рис. 1).

Согласно классификации наук академика А. Кедрова психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.

Рис. 1 . Классификация А. Кедрова

Психология интегрирует все данные этих наук и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний.

4. Основные исторические этапы развития психологической науки

Первые представления о психике были связаны с анимизмом (лат . анима – дух, душа) – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.

Согласно древнегреческому философу Платону (427-347 гг. до н.э.), душа у человека существует, прежде чем она вступает в соединение с телом. Она есть образ и истечение мировой души. Душевные явления подразделяются Платоном на разум, мужество (в современном понимании – воля) и вожделения (мотивация). Разум размещается в голове, мужество – в груди, вожделение – в брюшной полости. Гармоническое единство разумного начала, благородных стремлений и вожделения придает целостность душевной жизни человека.

    возникновение и развитие психики;

    сознание человека как высшую форму психики

    обусловленность психики человека биологическими и социально - историческими факторами;

    нейрофизиологические основы психической деятельности;

    структуру психики человека

    закономерности формирования психических образов;

    отражательно-регуляционную сущность познавательных, волевых и эмо­циональных процессов

    индивидуально-психологические особенности личности;

    психологические особенности поведения человека в социальной среде;

    психологию конкретных видов человеческой деятельности.

Психологические знания необходимы человеку для правильной орга­низации его взаимоотношений с другими людьми, эффективной орга­низации своей деятельности. Они нужны ему также для самоанализа и личностного самоусовершенствования. (1)

Этапы развития психологии

Психология, как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики

Сформировалась на базе материалистического взляда на мир. Основой современной российской психологии является закономерное осмысление теории отражения.

Психология,

как наука о поведении

Начинается в XX в. Задачи психологии - наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека. Мотивы, вызывающие поступки, не учитывались.

Психология,

как наука о сознании

Начинается в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

Психология, как наука о душе

Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека

История становления психологии как науки

Становление психологии как науки было тесно связано с развитием философии и естественных наук. Первые представления о психике сложились в первобытном обществе. Еще в глубокой древности люди обратили внимание на то, что существуют явления вещественные, материальные (предметы, природа, люди) и не вещественные (образы людей и предметов, воспоминания, переживания) - таинственные, но существующие самостоятельно, независимо от окружающего мира.

Так возникло представление о теле и душе, о материи и психике как самостоятельных началах.

Эти представления в дальнейшем явились основой принципиально противоположных философских направлений, между которыми велась постоянная борьба взглядов и подходов.

Мыслителями древности были сделаны первые попытки найти ответы на вопросы: что такое душа ? Каковы ее функции и свойства? Как она соотносится с телом?

Крупнейший философ древности Демокрит (V-IV вв. до н.э.) утверждает, что и душа состоит из атомов, со смертью тела умирает и душа. Душа - движущее начало, она материальна. Иное представление о сущности души развивает Платон (428-348 гг. до н.э.). Платон утверждает, что в основе всего лежат идеи, существующие сами по себе. Идеи образуют свой мир, ему противостоит мир материи. Между ними как посредник - мировая душа. По Платону человек не столько познает, сколько вспоминает то, что душа уже знала. Душа бессмертна, полагал Платон. Первый труд, посвященный душе, был создан Аристотелем (384-322 до н.э.). Его трактат «О душе» считается первым психологическим трудом.

Так сложился исторически первый этап становления психологии как науки о душе.

К началу XVII века , когда получили уже значительное развитие механики, некоторые области математики и естественных наук, были заложены методологические предпосылки понимания психологии как самостоятельной отрасли знаний. На смену психологии души приходит психология сознания. Душа начинает пониматься как сознание, деятельность которой непосредственно связана с работой мозга. В отличие от психологии души, основанной на простых рассуждениях, психология сознания основными источниками знаний считает самонаблюдение за своим внутренним миром. Такое специфическое познание получило название метода интроспекции («заглядывания внутрь»).

Становление психологических воззрений в этот период связано с деятельностью ряда ученых: Рене Декарта (1595-1650), Б. Спиноза (1632-1677), Д. Локк (1632-1704) и др.

Дальнейшее развитие наук, особенно естественных, в рамках которых разрабатывались объективные методы исследования, все более остро ставило вопрос о возможности объективного психологического исследования. Особую роль сыграли в этом отношении исследования физиологов и естествоиспытателей первой половины XIX в.

Большую роль в этом отношении сыграло эволюционное учение Ч. Дарвина (1809-1882). Появляется ряд фундаментальных исследований, посвященных общим закономерностям развития чувствительности и специально работе различных органов чувств (И. Мюллер, Э. Вебер, Г. Гельмгольц и др.). Особое значение для развития экспериментальной психологии приобрели работы Вебера, посвящен вопросу об отношении между приростом раздражения и ощущением Эти исследования были затем продолжены, обобщены и подвергну-ты математической обработке Г. Фехнером . Так были заложены основы экспериментального психофизического исследования . Эксперимент начинает очень быстро внедряться в изучение центральных психологических проблем. В 1879 г. открывается первая психологическая экспериментальная лаборатория в Германии (В. Вунд), в России (В. Бехтерев), экспериментальная работа начинает быстро расширяться, а психология становится самостоятельной экспериментальной наукой.

Внедрение в психологию эксперимента позволило по-новому поставить вопрос о методах психологического исследования, выдвинуть новые требования и критерии научности. В этот период определяются такие психологические понятия, как «душа», «сознательное и бессознательное», возникают некоторые научные концепции и, тем не менее, этот период часто называют периодом открытого кризиса.

Причин, приведших психологию к кризису , было немало: отрыв психологии от практики, использование интроспекции в качестве основного метода научного исследования, невозможность изменить ряд психологических проблем. Многие теоретические положения не были достаточно хорошо обоснованы и подтверждены экспериментально.

Кризис привел к краху сложившихся психологических воззрений. И именно в этот период начинают складываться новые направления, сыгравшие важную роль в становлении психологической науки. Наибольшую известность из них получили три: бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология. (3)

Предметом общей психологии являются особенности и механизмы функционирования психики. В процессе становления психологии как науки происходила динамика (изменение) предмета психологии.

Первый этап. Времена античности – предметом психологии является душа. В этот период складывается два основных направления в понимании природы души: идеалистическое и материалистическое. Основоположниками идеалистического направления были Сократ и Платон (душа – это начало бессмертное; это частица всемирного космоса или мира абсолютных идей, тело тленное. Материалистическое направление в понимании души разрабатывалось Демокритом, Анаксагором, Анаксименом, школой стоиков. Основная идея – душа материальна, состоит из атомов различных веществ. Родоначальником психологии считается Аристотель, который в своей работе «О Душе» обобщил имеющиеся на то время знания о душе, понимая под этим способ организации живого тела, он выделил три вида души: растительная душа, душа животная и душа разумная.

Второй этап XVII - XIX вв. – предметом психологии становится сознание . Под сознанием понималась способность человека ощущать, запоминать, мыслить. В XVII веке большую роль в изменении предмета психологии сыграли работы Р. Декарта. Он впервые обозначил психофизическую проблему, т.е. взаимосвязь души и тела. Он ввел понятие сознания и рефлекса. Основным методом изучения сознания была интра-спекция, разработал этот метод Дж. Локк.

XIX век – Вильгельм Вундт. Его подход назвали структуролизмом, т.к. Вундт основной задачей психологии считал изучение структуры сознания. Вундт считается родоначальником экспериментальной психологии. Вундт и сотрудники выделил 3 основных компонента сознания: ощущения, образы и чувства.

Американский психолог Уильям Джеймс основал другое направление в изучении сознания – функционализм (предназначение). Задачей психологии он считал изучение функций сознания. Основной функцией сознания он считал адаптацию.

Третий этап 1910-1920 годы – США – возникает бихевиоризм . Основоположником бихевиоризма считается Дж. Уотсон. Предметом психологии становится поведение . Суть бихевиоризма Уотсон выразил в формуле S > R, где S – внешние стимулы, R – ответная реакция или поведение. В классическом бихевиоризме отрицалась роль сознания в поведении. Считалось, что при формировании поведенческих навыков сознание не играет никакой роли, а навыки формируются путем механического многократного повторения одного и того же действия. Классический бихевиоризм не отрицает существование сознания. В 60-е годы из классического бихевиоризма возникает социобихевиоризм (А.Бандура) – отмечалась очень важная роль когнитивных структур, в частности процессов восприятия памяти и мышления.

Четвертый этап 1910 - 1920 годы – Европа. Предметом психологии становится психика . Возникают различные психологические направления и школы.

Психоанализ – основоположник З. Фрейд. Предметом являлась связь между сознанием и бессознательным. Фрейд описал структуру психики в своей теории бессознательного и впервые описал структуру личности: предсознание; сознание; бессознательность. Содержание бессознательного практически никогда не переходят в сознание, этому мешают защитные механизмы личности. Но иногда, в искаженном виде. это содержание может проявляться (например в сновидениях или оговорках).

Из классического психоанализа в 30-60 годы 20 века выделилось два основных направления: глубинная психология (К. Юнга) и аналитическая психология (А. Адлера). Юнг создал теорию о коллективном бессознательном, в которой описал структуру психики. Он выделил три компонента: Коллективное бессознательное или архаичная психика. Личное бессознательное которое включает в себя вытесненные травмирующие переживания, мысли и пр. Формируется в личном опыте. Сознание – те структуры, которые позволяют воспринимать, осознавать, запоминать и анализировать поступающую информацию. Юнг описал архитипы которыми обладает личность – это архитипы: Персона и Тень, Анима и Анимус, Самость.

Позиция Адлера. В концепции Адлера одним из ключевых понятий является комплекс неполноценности, который существенно влияет на личностное развитие и самоактуализацию личности. (Чужой реферат)

Представления о душе как предмете психологии.

Античная психология – система взглядов на психику, которая развивалась в рамках философских учений о душе.

Первобытное понимание души: это особо тонкий материальный предмет (начало), которое соединено с телом, но способно отделяться от тела. Душе приписывались голос, видимый облик, ничтожный вес, возможность быстро перемещаться в пространстве. Потеря сознания, обморок – временное отделение души от тела. Смерть – отступление души от тела.

В античности не было единого учения о душе. Два главных направления в понимании сущности души: материализм (Левкип, Демокрит, Эпикур, Лукреций, Стоики) и идеализм (Платон, Аристотель).

1. Демокрит Душа причина движения тела. Душа материальна и состоит из мелких круглых, особо подвижных атомов, рассеянных по всему организму. Душа продукт распределения атомов. Душа смертна. Ее обновление происходит с каждым дыханием (часть атомов входит, часть покидает тело).

Панпсихизм – душа принадлежит всем, даже мертвым телам. Больше всего атомов души у человека, но они есть и у камня.

Болезнь – это изменение пропорции атомов.

В органах чувств мелкие атомы ближе всего к внешнему миру, поэтому они приспособлены к внешнему восприятию. Особо благоприятное соотношение легких и тяжелых атомов в мозгу, он – место высших душевных функций, способности к познанию. Орган благородных страстей - сердце, чувственных желаний и вожделений – печень. Душа не существует вне тела. Она сама особое тело. Если душа движет телом, то она сама телесна, т.к. механизм действия души на тело мыслился как материальный процесс по типу толчка.

Разработка идей Демокрита у Эпикура и стоиков.

Эпикур – душу могут иметь только те существа, которые могут ощущать.

Стоики выделяли восемь частей души: управляющее начало (у человека – разум, у животных – инстинкт); зрение (пневма, распространяющаяся от управляющей части до глаз); обоняние; слух; осязание; вкус; воспроизводящая пневма, распростряняющаяся от управляющей части до органов деторождения; голос.

Управляющая часть помещается в голове.

Лукреций Кар – различает дух и душу. Душа – все то, что связано с телом; дух – душа души, особо тонкое материальное начало, ответственное за наиболее высшие проявления души.

Познание: Демокрит – темный род познания (ощущение, ограниченно в своих возможностях); светлый (мышление).

Восприятие – естественный физический процесс. От вещей отделяются тонкие пленочки, они суть формы или виды вещей, они ударяются о наши органы чувств, из которых истекают атомы души. Атомы души улавливают образы. Видим, слышим мы в следствии вхождения в нас эйдолов (образов).

Эпикур: указывает на целостную природу восприятия: все чувственные качества улавливаются не по отдельности, а в сопровождении с целым.

Стоики: ощущение – источник познания. Ничего прирожденного в душе нет. Душа – чистый лист папируса, на котором человек записывает свою первую мысль. Мышление – это продолжение ощущения. Это истинное, светлое, законное познание.

Демокрит : мышление – долее тонкий познавательный орган и схватывает атом, недоступный ощущению.

Эпикур: в отличии от ощущения мышление дает знание общего в виде понятий или общих представлений, позволяет охватить большее количество частных явлений (ощущение дает лишь единичные представления).

Мышление сходно по своим механизмам, в их основе лежит истечение образов от предметов.

Стоики: мышление – внешние (речевое, превращение внутренних мыслей во внешнее рассуждение); внутреннее (Соотнесение вещей в ситуации и умение правильно намечать соответствующее поведение).

Проблема чувств:

Демокрит: страдание (состояние которое противоречит природе); удовольствие (соответствие природе).

Удовольствие и страдание – критерии того к чему надо стремится или чего следует избегать. Цель жизни - –хорошее самочувствие и расположение духа. Чувства – помеха, лучше обходится без них.

Эпикур: человек должен жить в соответствии с удовольствием (свобода от телесных болезней и душевных тревог).

Стоики: учение об аффектах.

Аффект – это чрезмерные противоразумные, противоестественные движения души, связанные с неправильным представлением о вещах. Желание – неразумное возбуждение. Стоики насчитывали 26 аффектов. Четыре класса – удовольствие; неудовольствие; желание; страх. Аффекты вызываются внешними причинами.

Стадии нарастания аффективного состояния:

А) под влиянием внешних воздействий непроизвольно возникает телесный процесс (возбуждение). Аффекта нет без телесных проявлений.

Б) непроизвольно наступает мнение о том, что происходит и стремление действовать в соответствии с этим мнением.

В) включается разум. Его функция оценить воздействие с т. зр. Добра (блага) и зла для человека.

Если разум правильно судит о происходящем, то действия в соответствии с этим пониманием и правильный аффект. Если не правильная оценка происходящего, то аффект. Таким образом аффект- результат неправильной оценки событий.

Аффект не возникает без участия разума. Т.к. аффекта нет у животных, детей, слабоумных.

Борьба с аффектом:

1. Не дать аффекту принять внешнее выражение. Бороться с внешними выражениями страстей.

2. Не преувеличивать аффект воображением.

3. Оттянуть последний этап нарастания аффективного состояния (т.е. создать расстояние между аффектом и деятельностью в направлении аффекта).

4. Отвлечься на воспоминание другого рода.

5. Разоблачить действия на которые толкает аффект.

Проблема воли и характера:

Демокрит : жесткий детерминизм. Все существующее в мире подчинено необходимости. Поведение человека детерминируется нешними причинами.

Эпикур: самопроизвольное отклонение атомов. Отсюда человек обладает свободой воли. Он не только находится под воздействием внешних сил. Но и является действующим субъектом, смеющимся над судьбой.

Стоики: все в мире подчиняется закономерности, а человек – судьбе. Свобода заключается не в независимости от внешних обстоятельств, а в добровольном следовании необходимости. Отсюда проблема характера. Характер – нечто постоянное в человеке. Это своеобразие, которое отличает поступки одного человека от другого. Характер формируется в активном делании жизни. Главная роль в формировании характера принадлежит закаливанию духа долгими упражнениями, путем совершения поступков с помощью наблюдения поступков героев, размышления над ними.

Идеалистическая психология.

Платон : на него оказал влияние Сократ.

Идеи Сократа, перешедшие к Платону:

а) нематериальность и невещественность души. Душа – божественное начало, она бессмертна;

б) взгляды на нравственное поведение. Основание нравственного поведения – знание того, что такое благо. Добродетель состоит в знании добра; в) знание обладает активной силой, побуждает к действию. Знание спрятано в тайниках души, необходима помощь в выведении знания на свет божий 9маевтика).

Центральная философская проблема – учение об идеях.

Идеи – истинно сущее бытие, неизменяемое, вечное, не осуществленное в какой-либо субстанции. Они безвидны, незримы, существуют самостоятельно, независимо от чувственных вещей.

Материя – небытие, бесформенное незримое. Это ничто, которое может стать любой вещью, т.е. всем при соединении с определенной идеей.

Чувственный мир – материальные вещи, предметы, естественные и сделанные человеком.

Идеи – образцы, вещи – их подобия.

Душа – начало, посредствующее между миром идей и чувственных вещей. Она нечто первичное, возникающее прежде всех тел, властвует над всеми.

Человек – микрокосм, который подобен космосу в целом. Космос – некоторое одушевленное тело. У космоса есть своя душа (мировая душа). Индивидуальная душа человека – часть космической (мировой) души.

Космос – разумное существо – вместилище космического ума и тела.

Человек состоит из двух начал – тела и души. Тело состоит из огня, воздуха, воды и земли.

Душа не имеет материального носителя, она одинакова по природе с миром идей. Душа не есть идея, она причастна идеям.

Не тело управляет поведением человека, а все связывается благом и долгом.

Соотношение души и тела: душа не существует отдельно от тела, душа должна соответствовать телу. Они (душа и тело) должны быть соразмерны. Все зависит от души, а в самой душе от разума.

Три начала души (три слоя по близости к идеальному началу): вожделеющая (соединена с телом, обращена к чувственным вещам и телу); разумная (обращена к миру идей); аффективно-волевая (это средняя часть, обращена на мир человеческого поведения и поступков).

Вожделеющая душа обращена на ощущения и восприятия; разумная – на теоретические знания; аффективно-волевая – на мнения (мнение не дает знание причин – отсюда непостоянство).

Свойства каждой части души (добродетели):

Вожделеющая – умеренность (следование мере);

Разумная – мудрость;

Аффективно-волевая – мужество.

Динамизм душевного мира:

Разумное начало управляет телом и остальными частями души. Разум видит лучшее, а человек следует худшему. Душа – бессмертна. После смерти человека она отлетает и попадает на суд, на котором а зависимости от человеческих поступков она попадает в ад или переселяется в тело человека.

Проявления души – познание как припоминание, как память. Припоминания – оживления знаний, которые душаимела до вселения в тело.

Ощущения не дают знания. Они стимулы для работы ума.

Платон различает мнение (нечто промежуточное между знанием и незнанием, это чувственное познание, низший вид знания); рассудок (относится к области идей, но при этом душа пользуется образами); разум (постижение идей, отрешенных от всякой чувственности. Душа направлена на сущее без образов).

Душа имела свое существование до земной жизни. Когда душа вспоминает идеи, она приходит в божественное исступление (Эрос).

Эрос – особое состояние, которое испытывает душа, влекущаяся к знанию, к истина.

Четыре стадии (формы) Эроса: тело (познание направленное на тело); душа; прекрасное; сама идея (чистая красота, вопрос о смысле жизни).

На душу можно влиять – правильное воспитание и обучение пробуждает в человеке хорошие задатки

Аристотель: это вершина античной мысли.

Критикует представления о душе как материальном субстрате. Душа – нечто принадлежащее телу, самая важная функция тела, это форма, которая существует в материи. Форма лежит не над материей, а в ней самой. Движение определяется формой, но не осуществляется не без плана, цели.

Соотношение души и тела: душа и тело связаны между собой, но не так как точка и с линией. Душу нельзя изучать отдельно от тела. Душа – форма тела. Это не материя, т.к. материя есть то из чего состоит вещь. Форма – суть вещи, она выражает стремление вещи к определенному существованию. Форма задает определенную линию развития. Душа – цель.

Виды форм души: растительная (вегетативная, питание, размножение, низшая); животная (ощущения, чувства); человеческая (разумное человеческое мышление).

Телу соответствует много функций – несколько душ. Не делить душу на части, она – целое. Силы души – части души только в логическом плане. Каждая последующая ступень включает функции предыдущей.

Душа человека – растительная – в ней нет ни добродетели, ни пороков, она обеспечивает телесное существование; животная – этические или волевые добродетели; человеческая – интеллектуальные добродетели (гордость, благородие, мудрость). Этим частям души соответствуют различные воспитания: растительная – физическое развитие; этические добродетели развиваются в процессе нравственного воспитания; интеллектуальная – развивается в ходе обучения.

Орган души – сердце.

Энтилехия – высшее осуществление всех функций среды (то что вложено в тело, как его цель).

Учение о познании: познавательные способности: ощущения и восприятия; память, воображение, мышление.

Невозможно знание без чувственного восприятия. Ощущение дает знание единичного (это его сущность). В ощущении душа воспринимает форму без материи. Ощущение осуществляется при помощи органов чувств. процесс ощущения – уподобление органа чувств предмету. Этот образ точно передает знание о предмете.

Пять модальностей ощущения : зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

Аристотель выделяет еще общие чувства, которые отражают общие качества вещей (движения, покой). Орган общего чувства – душа. Мы не только имеем, но и знаем, что мы ощущаем. Функция – общего чувства: сравнение характеристик одного и того же предмета.

Процесс ощущения – процесс колебания (движения) промежуточной среды, которая находится между предметом и органом чувств. Ощущение это страдательный процесс, процесс который вызывается объектом. Активность субъекта выражается в том, что человек способен видеть предмет под определенным ракурсом, с определенной стороны (направлять душу на объект).

Память – сохранение и воспроизведение чувственного знания, ощущения.

Три вида памяти: сохранение следов ощущений (сенсорная память, это низшая память, ей обладают все); сохранение образа восприятия, которое имеет знак прошлого (этот вид памяти имеют и животные); воспоминание сложных процессов воспроизведения прошлого опыта, которая предполагает активный поиск, активную работу (это высшая память, есть только у человека).

Память осуществляется при участии тела. Воспоминание опирается на работу определенных телесных механизмов. Память дает нам опыт (склад чувственного знания о действительности).

Воображение – способность создавать представления.

Мышление – процесс составления суждений.

Виды мышления – низшее (констатация, приспособленное к решению своих задач); высшее (логическое (научное), интуитивное, мудрость (знание самого важного и сокровенного).

В зависимости от направления мышление – практическое (умение правильно действовать в ситуации) и теоретическое (познание сути самих вещей).

Две функции практического ума: умение ставить цели; нахождение адекватных средств для достижения цели. Это важный инструмент поведения.

Учение о чувствах и аффектах:

Удовольствие – показатель благоприятного течения деятельности.

Страдание – трудности в течении деятельности.

Удовольствие побуждает действие, оно делает его точнее и продолжительнее. Разные виды деятельности – разные виды удовольствия. Телесные удовольствия необходимы, но они должны быть умеренны.

Аффект – состояние, при котором человек выходит за рамки своего обычного состояния. Аффектом он называет страсти или переживания.

Аффект – страдательное состояние:

А) аффект воздействует непреднамеренно, непроизвольно.

Б) он всегда связан с удовольствием или страданием.

В) в состоянии аффекта люди всегда меняют свои прежние решения.

Моральной оценке должен подвергаться не сам аффект, а поведение человека (в аффекте мы действуем, но поведение подчиняется не только аффекту, но и более высшим представлениям).

Учение о воле: развивается среди учения об этике. Проблема поступка и наказания за него.

Действия – непроизвольные (совершаются по причине, находящейся вне субъекта (по природе, по случаю, по необходимости, по принуждению), эти действия не подлежат юридической оценке); произвольные (причина действия лежит внутри субъекта (по привычке, по чувственному стремлению, оценка будущего, по разумному стремлению (сознательный выбор) – волевое действие).

Намерение основывается на взвешивании всех обстоятельств и расчете. Принятие намерения – характеристика произвольного действия.

Поздняя античность:

Преображение проблемы души: 1. Интерес к самопознанию. Задача изучения внутреннего мира имеющего гораздо более высшие ценности (Августин). 2. Сильный интерес к описанию особых состояний души (сон, экстаз, одержимость). 3. Решающей частью души является не разум (как у древних), а воля и чувства. Проблема свободы воли.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

Объект, предмет и задачи психологии.

Предмет психологии - этопсихика как высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем.

Предметом психологии является человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции; закономерности становления и функционирования психики человека: его способности отражать мир, познавать его и регулировать свое взаимодействие с ним.

Предмет психологии понимается различно в течение истории и с позиции различных направлений психологии.

· Душа (все исследователи до начала XVIII века)

· Явления сознания

· Непосредственный опыт субъекта

· Приспособляемость

· Происхождение психических деятельностей

· Поведение

· Бессознательное

· Процессы переработки информации и результаты этих процессов

· Личный опыт человека

Объект психологии - этозакономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных. Эта форма жизнедеятельности в связи с ее многоплановостью может изучаться в самых разнообразных аспектах, которые исследуются различными отраслями психологической науки.

Они имеют в качестве своегообъекта: нормы и патологию в психике человека; виды конкретной деятельности, развитие психики человека и животных; отношение человека к природе и обществу и др.

Основная задача психологии как науки - раскрытие законов возникновения, развития и протекания психической деятельности человека, становление его психических свойств, выявление жизненного значения психики и тем самым оказание помощи при её овладении, целенаправленное её формирование соответственно потребностям общества.

Конкретные задачи психологии:

Выяснение природы и сущности психической деятельности и её связи с мозгом, функцией которого и является эта деятельность, её отношение к объективному миру.

Изучение возникновения и развития психической деятельности в процессе биологической эволюции животных и общественно-исторического развития человеческой жизни. Выяснение общего и отличного в психике людей и животных, особенностей сознания человека в различных общественных условиях жизни.



Изучение возникновения и развития психики ребёнка, а также выявление поступательного превращения ребёнка в сознательную личность; выявление, как в процессе обучения и воспитания формируются его психологические особенности.

Исследование структуры психической деятельности человека, основных форм её проявления и их взаимосвязи.

Изучение возникновения ощущений, восприятия, внимания и других отражений объективной реальности и как они регулируют эту реальность.

Раскрытие психологических основ обучения и воспитания, изучение качеств и свойств личности учителя.

Выявление и изучение психологических особенностей различных видов производственных, технических, творческих и других видов деятельности людей.

Изучение особенностей психической деятельности взрослых и детей с дефектами мозга и органов чувств.

Понятие психики.

Психика - это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Из данного определения следует ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявления психики. Во-первых, психика - это свойство только живой материи. Причем не просто живой материи, а высокоорганизованной живой материи. Следовательно, не всякая живая материя обладает этим свойством, а лишь та, которая обладает специфическими органами, обусловливающими возможность существования психики.

Во-вторых, главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир. Что это означает? Буквально это значит следующее: высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем ее мире. В то же время получение информации связано с созданием этой высокоорганизованной материей определенного психического, т. е. субъективного по своей природе и идеалистического (нематериального) по своей сути образа, который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира.

В-третьих, получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, что в целом определяет возможность относительно длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействия объектов окружающей среды.

Возникновение психологии как науки. История развития психологического знания.

С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты, которые решались либо в плане идеализма, либо в плане материализма. Так, материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Но философ-идеалист Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи – вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий. Великий философ Аристотель в трактате "О душе" выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность человека – ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому как "воск принимает оттиск печати без железа и золота". Ощущения оставляют след в виде представлений – образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым указав основные виды связей – ассоциации психических явлений. Таким образом, I этап-психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. II этап – психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. III этап – психология как наука о поведении. Возникает в XX веке: Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались). IV этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году в основанной немецким психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. Вскоре, в 1885 году В. М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

История психологии - одна их немногих комплексных дисциплин, синтезирующих знания по отдельным областям и проблемам психологии. История психологии позволяет понять логику становления психологии, причины изменения ее предмета, ведущей проблематики. История психологии учит не только факторам, но и мышлению, умению понять и адекватно оценить отдельные психологические явления и концепции. Логика научного знания, анализ формирования новых методов и подходов к изучению психики доказывают, что появление экспериментальной психологии и методологический аппарат психологии были определены и отрефлексированы учеными.

История психологии изучает закономерности формирования и развития взглядов на психику на основе анализа различных подходов к пониманию ее природы, функций, генезиса. Психология связана с различными областями науки и культуры. С самого своего возникновения она была ориентирована на философию и на протяжении нескольких столетий фактически была одним из разделов этой науки. Связь с философией не прерывалась на протяжении всего периода существования психологии как науки, то ослаблялась (как в начале XIX в.), то опять усиливалась (как в середине XX в.).

Не меньшее влияние на психологию оказало и оказывает развитие естествознания и медицины. Также в работах многих ученых просматривается связь с этнографией, социологией, теорией культуры, искусствоведением, математикой, логикой, языкознанием.

В истории психологии используются историко-генетический метод, согласно которому изучение идет прошлого невозможного без учета общей логики развития науки в определенный исторический период, и историко-функциональный метод, благодаря которому анализируется преемственность высказываемых идей. Большое значение имеют биографический метод, позволяющий выявлять возможные причины и условия формирования научных взглядов ученого, а также метод систематизации психологических высказываний.

Источниками для истории психологии служат прежде всего труды ученых, активные материалы, воспоминания об их жизни и деятельности, а также анализ историко-социологических материалов и даже художественной литературы, помогающей воссоздать дух определенного времени.

До последней четверти XIX столетия философы изучали человеческую природу, основываясь на собственном, весьма ограниченном опыте, с помощью размышлений, интуиции и обобщений. Перемены стали возможны, когда философы стали пользоваться средствами, которые уже успешно применялись в биологии и других естественных науках.