Конспект занятия в старшей группе (познавательное, художественно-эстетическое развитие): «Космическое приключение Лунтика. Конспект занятия НОД на тему «Космос» в старшей группе

Цель: уточнить и обобщить знания о космосе.

Задачи:

Образовательные :

  • Формировать понятие “космос”, “космическое пространство”, “солнечная система”;
  • Обогащать речевой словарь словами по теме;
  • Закрепить знания детей о планетах солнечной системы;
  • Учить определять самоцель.

Развивающие:

  • Развивать логическое мышление;
  • Развивать творческое воображение детей;
  • Совершенствовать навыки работы с клеем и кистью;
  • Развивать мелкую и общую моторику;
  • Учить четко, отвечать на поставленные вопросы.

Воспитательные:

  • Воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта;
  • Воспитывать чувство гордости за родную страну.

Материал:

  • Разрезные картинки с космическим сюжетом; воздушный шар голубого цвета, фломастер черный; интерактивная доска, ноутбук; фантастическая музыка в записи; листы белой бумаги по количеству детей, клей, кисти, салфетки для аппликации; звезда, бубен.

Предварительная работа: Беседа с детьми о предстоящем празднике 12 апреля – “День космонавтики”.

  • Рассматривание предметных картинок с изображением первых космонавтов, спутников Земли, космических станций.
  • Первоначальное знакомство с Вселенной, Солнцем и солнечной системой. Чтение стихотворений, сказок и рассказов о космосе.
  • Непосредственно образовательная деятельность

    Введение в тему занятия.

    Дидактическая игра “Разрезные картинки”.

    Цель : уметь составлять сюжет, развивать мышление, внимание, мелкую моторику.

    Описание игры: воспитатель готовит картинки, на которых изображен предмет или сюжет, связанный с темой занятия. На оборотной стороне каждой картинки наклеивается лист цветной бумаги, тогда у каждой картинки “рубашка” получается своего цвета. Затем картинки разрезаются на фрагменты, так чтобы количество фрагментов совпало с количеством детей. Фрагменты картинок раскладываются на столе лицевой стороной вверх.

    Ребята, давайте поиграем. У меня есть разрезные картинки. Скажите, как можно с ними поиграть?

    - (ответ детей)

    Чтобы собрать картинку в одно целое, нужно правильно подобрать фрагменты.

    Дети по одному выбирают фрагмент картинки. Подходят к столам с флажками одного цвета с картинкой. Собирают фрагмент в одно целое.

    Кто догадался, о чем сегодня мы будем говорить?

    - (ответ детей)

    Но прежде чем нам поговорить о космосе, ответьте, пожалуйста, мне на вопрос, в каком населенном пункте мы живем?

    - (ответ детей)

    Правильно мы живем в Новом Васюгане. А Новый Васюган находится в Томской области. А Томская область входит в состав России. А Россия одна из множества стран на нашей планете Земля.

    Планета Земля похожа на шар. Она круглая. И если мы выйдем из дома и будем двигаться только вперед, то через много-много времени вернемся снова к своему дому. Вот посмотрите, как я могу проделать этот путь на этом воздушном шарике, ведь он тоже круглый, как наша планета Земля. Я, поставлю фломастер на самой верхней точке, и поведу линию вниз. И вот, я вновь оказалась в той точке, откуда начала движение. Вот так и древние путешественники убедились, что наша планета Земля круглая.

    Что же тогда окружает нашу Землю?

    - (ответ детей)

    А что же еще находится в космосе?

    - (ответ детей)

    А мы можем, просто поглядев на небо увидеть с Земли планеты?

    - (ответ детей)

    Да, конечно, просто посмотрев на небо, мы не увидим с вами планет. Планеты и звезды можно увидеть с земли только в телескоп. Телескоп – это большая подзорная труба. И наблюдают за звездами и планетами в телескоп ученые, которых называют астрономы.

    Как называется подзорная труба, в которую смотрят на звезды?

    Как называют ученых, которые смотрят в телескоп?

    А мы сейчас с вами сможем увидеть далекие планеты?

    - (ответ детей)

    Правильно, мы сможет сделать телескоп из бумаги. У нас на столах разложено все, что нужно для работы.

    Показ воспитателя. Один край листа нужно намазать клеем и свернув лист трубочкой наложить другой конец листа. Аккуратно промокнуть салфеткой по всей длине получившейся трубы.

    Дети подходят к столам. Работа проходит стоя. Если дети нуждаются в помощи, воспитатель помогает. Дети выполняют работу под музыку. <Музыка1>

    Вот, теперь у каждого из вас есть свой телескоп. Приглашаю вас на свои места. Присаживайтесь на стульчики, мы будем наблюдать за звездным небом.

    Дети садятся напротив интерактивной доски. На экране появляются планеты. Гимнастика для глаз. Дети смотрят на планеты сначала одним глазом, затем воспитатель предлагает посмотреть на планеты другим глазом.

    Цель: тренировка мышц органов зрения.

    На экране появляются планеты. Звучит фантастическая музыка. <Музыка2> Воспитатель про каждую планету читает стихотворение.

    Меркурий

    Меркурий – ближайшая к Солнцу планета,
    Залит он лучами горячего света,
    Так много ему достается лучей,
    Что эта планета других горячей!
    Так быстро Меркурий бежит по орбите,
    Как будто торопит: Меня догоните!”

    Венера

    В честь богине красоты
    Названа, Венера, ты!
    В темных небесах сияешь,
    Красотой нас одаряешь.

    Земля

    От Солнца третья по счету планета,
    Наша Земля поменьше Звезды.
    Но ей хватает тепла и света,
    Чистого воздуха и воды.
    Жизнь на Земле – это разве не чудо?
    Бабочки, птицы, жучок на цветке...
    Жизнь на зе6мле вы найдете повсюду –
    В самом далеком, глухом уголку.

    Марс

    Марс – таинственная планета.
    Она по размерам чуть больше Луны,
    Из-за кроваво-красного цвета
    Назвали планету в честь бога войны.

    Юпитер

    Юпитер – больше всех планет,
    Но суши на планете нет.
    Повсюду жидкий водород
    И лютых холод круглый год!

    Сатурн

    Сатурн – красивая планета
    Желто-оранжевого цвета,
    И кольцами камней и льда
    Окружена она всегда.

    Уран

    Уран – лежебока, и встать ему лень,
    Подняться планете невмочь,
    Сорокалетие длится там день
    И сорокалетие – ночь.

    Нептун

    Планета Нептун от Земли далеко,
    Увидеть ее в телескоп нелегко,
    От Солнца по счету планета восьмая,
    Царит на ней вечно зима ледяная.

    Плутон

    Несется в пространстве далекий Плутон,
    Он Солнца лучами едва освящен.
    А чтоб не скучал в одиночестве он,
    с ним спутник летит под названьем Харон.

    Мы с вами увидели планеты Солнечной системы. Все планеты вращаются вокруг Солнца. Еще их называют Солнечная семья. Какие планеты вы запомнили?

    - (ответы детей)

    А вы знаете, что на Луне живет Звездочет, который считает планеты. Это такая игра. Предлагаю поиграть в “Звездочета”.

    Дети становятся в круг и произносят считалку, при этом передают друг другу звезду. Выбранный звездочет двигается под звук бубна подскоками за кругом. Как только бубен замолкает, звездочет останавливается и становится между двух детей, которые встают спинами друг к другу, и на счет раз-два-три – беги! – обегают в разных направлениях круг, стараясь первыми вернуться в исходную точку и забрать звезду у звездочета. Игра продолжается 3-4 раза.

    На Луне жил звездочет.
    Он планетам вел отсчет.
    Меркурий – раз, Венера – два,
    Три – Земля, четыре - Марс,
    Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,
    Семь – Уран, восьмой – Нептун,
    Девять – дальше всех Плутон...
    Кто не видит – выйди вон!

    Мы земляне и живем на планете Земля. Скажите мне, пожалуйста, кто-нибудь еще живет в космическом пространстве?

    - (ответы детей)

    Возможно, вы и правы, и в космосе действительно живут инопланетяне.

    Стук в дверь. Входит ребенок в костюме инопланетянина.

    Ребята, посмотрите, к нам прилетел инопланетный гость. Давайте поздороваемся.

    Мне кажется, что это еще не совсем взрослый инопланетянин, а еще ребенок. И, наверное, он, как и вы любит поиграть.

    - (инопл.) Я хочу загадать вам загадки.

    Среди поля голубого –
    Яркий блеск огня большого.
    Не спеша огонь тут ходит,
    Землю – матушку обходит,
    Светит весело в оконце.
    Ну конечно, это... (солнце).

    Ясными ночками
    Гуляет мама с дочками.
    Дочкам не твердит она:
    - Спать ложитесь, поздно! –
    Потому что мать – Луна,
    А дочурки... (звезды).

    Буква А, буква А –
    Алфавита голова.
    Знает Вова, знает Света,
    “А” похожа на... (ракету).

    - (инопл.) Я очень люблю танцевать. Потанцуйте со мной. Я станцую инопланетный танец, а вы повторяйте движения за мной. <Музыка3>

    Физ. минутка Танец инопланетянина.

    Цель: профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка.

    - (инопл.) Мне пора спешить домой, до свидания!

    Дети прощаются с инопланетным гостем.

    Ну вот, инопланетный гость улетел. А кто еще летает в космос?

    - (ответы детей)

    А кто знает, как звали первого космонавта?

    - (ответы детей)

    Солнечное утро 12 апреля 1961 года. Ракета стремительно рванула в небо, оставляя за собой огненный след сгорающего топлива. Так с космодрома Байконур стартовал первый в истории космический корабль с человеком на борту.

    Стихотворение читает ребенок.

    Первый космонавт.
    На космическом корабле
    Он летел в межпланетной мгле,
    Совершив вкруг Земли виток.
    А корабль назывался “Восток”.
    Его знает и любит каждый,
    Был он юный, сильный, отважный.
    Помним взгляд его добрый с прищуром,
    Его звали Гагарин Юра.

    На экране слайд-шоу на тему Космос. Под песню “Знаете, каким он парнем был...” музыка А. Пахмутовой. <Видео1>

    Список используемой литературы.

    1. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы / Авт.-сост. Т. А. Шорыгина, сост. М. Ю. Парамонова. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 128с.- (Библиотека Воспитателя).
    2. Скоролупова О. А. занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме “Покорение космоса”. - М.: ООО “Издательство Скрипторий 2003”, 2010. - 80с.

    Образовательные области: «Познание», «Коммуникация»,

    «Художественная литература», «Музыка», «Физическая культура»

    Предварительная работа: Беседа с детьми по подгруппам и индивидуальная на тему «Космос», рассматривание иллюстраций, игры с детьми в настольно- печатную игру « Звездное небо»,консультации с родителями.

    Задачи:

    1. Воспитывать у детей интерес к космонавтам; учить восхищаться их героическим трудом, гордиться тем, что первым космонавтом был русский человек. Расширять представление о космических полётах.

    2. Закреплять знания детей о том, что мы живём на планете Земля; в космосе есть другие планеты, звёзды, созвездия.

    3. Активизировать словарь прилагательными, обозначающими признаки предметов; совершенствовать умение согласовывать существительные с прилагательными.

    4. Обогащать музыкальное впечатление детей. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.

    5. Продолжать закреплять умение отгадывать кроссворд, разбивать слова на звуки.

    6. Совершенствовать навыки счёта в пределах 20, закреплять понимание отношений между числами.

    7. Продолжать развивать интерес детей художественной и познавательной литературе. Развивать творческую фантазию.

    8. Развивать ловкость и быстроту реакции, координацию движений.

    Материалы:

    1. Иллюстрации на тему «Космос» (портреты космонавтов, виды ракет, спутников, звёздное небо, схема планет).

    2. Запись песен о космонавтах («Я- Земля» В. Мурадели, Е. Долматов.)

    3. Бумажные ракеты по количеству детей.

    4. Макет с космонавтом и инопланетянами.

    Часть 1.

    Для положительного настроя детей на тему «Космос» провести игру «Ракеты».

    На столе разложены бумажные «ракеты» на одну- две меньше чем детей.

    Дети ходят по кругу, на слова «опоздавшим места нет» берут «ракеты».

    Ждут нас быстрые ракеты

    Для прогулок по планетам,

    На какую захотим,

    На такую полетим!

    Но в игре один секрет-

    Опоздавшим места нет.

    Игру повторить 2-3 раза, каждый раз убирать 1-2 «ракеты». Предложить детям посчитать сколько детей и сколько «ракет», на всех ли хватает «ракет», если нет то насколько меньше их.

    Беседа с детьми.

    Воспитатель . Ребята, а знаете вы какой скоро будет знаменательный день?

    Воспитатель: показывает портрет Ю. А. Гагарина и спрашивает:

    Знаете ли вы, кто это? Расскажите, что вы знаете о Ю. А. Гагарине.

    Дети : Ю.А.Гагарин был первым человеком, который полетел в космос.

    Он поднялся высоко – высоко над землёй на космическом корабле. Людей, которые летают в космос, называют лётчиками – космонавтами.

    Воспитатель: Читает рассказ «Первый в космосе» В. Бороздин.

    Воспитатель: Быть космонавтом не только почётно, но и очень трудно.

    Надо быть смелым, решительным, настойчивым, находчивым и самое главное всесторонне образованным.

    Воспитатель показывает на иллюстрацию с ракетой и рассказывает:

    « Космический корабль оснащён очень сложной аппаратурой, и её всю космонавт должен отлично знать, чтобы уметь на ней работать, а в случае поломки – срочно починить.

    Космонавты летают в космос для проведения научно- исследовательских работ; исследуют климат Земли, другие планеты, изучают, как ведут себя растения в невесомости, и проводят много других полезных исследований.

    Воспитатель вместе с детьми рассматривает иллюстрации.

    Вопросы к детям:

    1) Назовите первую женщину космонавта (Валентина Терешкова)

    2) Кто из космонавтов первым вышел в открытый космос (Алексей Леонов)

    3) Помните ли вы какие животные первыми полетели в космос? (собаки: Лайка, а затем Белка и Стрелка)

    Воспитатель : О космонавтах сложено много стихов и песен.

    Включает запись песни «Я – Земля» муз. В. Мурадели, слова Е. Долматова.

    Задает вопросы по тексту песни.

    Воспитатель предлагает детям отгадать кроссворд, задаёт загадки.

    Ответы на загадки дети должны разобрать на звуки. Кто умеет писать,самостоятельно вписывает ответы в кроссворд.

    1.Океан бездонный,

    Океан бескрайний,

    Безвоздушный, тёмный

    И необычайный,

    В нём живут Вселенные,

    Звёзды и кометы,

    Есть и обитаемые,

    Может быть планеты. (космос)

    2. На корабле воздушном,

    Космическом, послушном,

    Мы обгоняя ветер

    Несёмся на (ракете)

    3. Жёлтая тарелка

    На небе висит,

    Жёлтая тарелка

    Всем тепло дарит. (солнце)

    4. Ледяной летит объект,

    Хвост его полоска света,

    А зовут объект – (комета)

    5. Освещает ночью путь,

    Звёздам не даёт заснуть,

    Пусть все спят, ей не до сна,

    В небе не заснёт (луна)

    Часть 2.

    Физкультминутка: « Передай хлопок»

    Дети встают в круг. Первый ребёнок делает хлопок перед собой, потом хлопает о ладонь соседа и так по кругу.

    Воспитатель вместе с детьми рассматривает звёздную карту.

    Задаёт вопросы.

    Найдите созвездие Большой Медведицы. Сколько звёзд в этом созвездии? (семь)

    Какая самая яркая звезда в Северном полушарии? (полярная)

    Сколько планет в солнечной системе? (семь)

    Какие вы знаете? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн,

    Уран, Нептун, Плутон.

    Воспитатель : А какие есть ещё звёзды и созвездия мы узнаем из стихотворения В П Лепилова «Космическая сказка»?

    Читает стихотворение.

    Воспитатель : Ребята, давайте с вами поиграем.

    Вносит макет с «космонавтом» и «инопланетянами»,

    С детьми рассматривают.

    Представьте, что вы космонавты. Вы прилетели на незнакомую планету, где вас встретили инопланетяне. Они не знают земного языка и вы должны жестами показать, что вы с планеты Земля, прилетели с миром.

    Дети импровизируют.

    После игры воспитатель подводит итог, что нового и интересного узнали дети.

    Самоанализ проведённого занятия.

    1.Задачи и цели данной образовательной деятельности были практически все выполнены.

    2. Все заданные образовательные области были реализованы.

    3.Удетей был интерес к данной теме, они активно отвечали на вопросы.

    4.У детей был эмоциональный –положительный настрой при прослушивании песни и при участии в игре.

    1.Стараться вызывать на диалог менее активных детей.

    2.Провести индивидуальную работу с детьми, которые не до конца освоили тему занятия.

    В технике рисование пластилином, аппликация, коллажирование.

    Программные задачи:

    Художественное творчество:

    Продолжать знакомить детей с техникой рисование пластилином,

    Развивать умения разрезать бумагу для получения различных геометрических фигур, составлять из этих фигур изображения разных предметов,

    Закреплять умение передавать в лепке выразительность образа,

    Формировать технические умения и навыки работы с различными материалами для лепки.

    Познание:

    Развивать восприятие цвета, формы, свойств предметов и материалов,

    Продолжать знакомить детей с различными геометрическими фигурами,

    Формировать умение использовать в качестве эталонов плоскостные и объемные формы.

    Коммуникация:

    Расширение представления детей о многообразии окружающего мира,

    Поощрение попыток детей делиться с педагогом и сверстниками разнообразными впечатлениями,

    Обогащение речи детей прилагательными характеризующими свойства качества предметов.

    Материалы:

    Для воспитателя: ноутбук, экран и проектор, образец работы, доска или мольберты для показа техники выполнения.

    Для детей: основа для композиции (лист цветного картона тёмно-синего или фиолетового цвета), пластилин, бусины, паетки, вырезки с космонавтами и космическими кораблями, клей.

    Ход занятия:

    В. - Здравствуйте, ребята. (здравствуйте)

    В. - Скажите, пожалуйста, какой праздник скоро приближается (День космонавтики), правильно, ребята, он отмечается 12 апреля. И я предлагаю вам сегодня вместе со мной не надолго отправится в космос, и увидеть все то, что видят космонавты и узнать, что же находится там за облаками нашей любимой планеты.

    Но для этого нужно крепко зажмурится и громко - громко сказать поехали! Три, четыре!

    (Гасится свет, на экране загораются слайды. Воспитатель рассказывает.)

    В необъятных просторах космоса вращается наша Земля.

    Она - одна из планет Солнечной системы. Солнечная система - это объединение планет и их спутников - вращающихся вокруг звезды - Солнца.

    Планет всего девять, все они разные. В глубокой космической мерзлоте, на границе солнечной системы, движутся планеты - небольшие тела изо льда, пыли и камней. А между орбитами Марса и Юпитера расположено большое скопление астероидов - каменных глыб.

    Земля - третья от Солнца планета.

    Она представляет собой огромный каменный шар, большая часть поверхности которого покрыта водой.

    Землю окружают слои воздуха, которые называются атмосферой.

    Наша планеты находится в постоянном движении: она вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца.

    Звезды кажутся нам из далека светящимися огоньками, потому что они находятся очень далеко. На самом деле каждая звезда - это гигантски газовый шар, подобный нашему солнцу, который излучает тепло и свет.

    Созвездие - это узор из звезд, создающих какую-либо фигуру.

    Первым человеком покорившим космос, был советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.

    Полет продолжался 1 час 48 минут. Корабль «Восток» совершил один оборот вокруг Земли.

    В космической ракете

    С названием «Восток»

    Он первым на планете

    Подняться к звездам смог.

    Поет об этом песни

    Весенняя капель:

    Навеки будут вместе

    Гагарин и апрель. В. Степанов.

    Для проведения некоторых исследований нужно, чтобы человек долгое время находился в космосе. Были придуманы космические дома - орбитальные станции. Спутники, запущенные человеком в космос присылают на Землю снимки нашей планеты и снимки космического пространства.

    Ребята, понравилось вам в космосе?

    Что особенно запомнилось?

    Как называются люди, летающие в космос на космических кораблях? (космонавты)

    Как звали первого в мире космонавта? (Юрий Гагарин)

    А как назывался корабль, поднявший его в небо? («Восход»)

    Какие вы молодцы ребята, так внимательно слушали.

    В. - Побывать в космосе, это большое событие, которое дарит множество впечатлений, а впечатления очень хорошо помогают творчеству. Поэтому я предлагаю вам сейчас сесть за столы, и вместе со мной слепить наш удивительный космос.

    (дети переходят в рабочую зону)

    Физминутка

    Чтобы в космос полететь, надо многое уметь.

    Быть здоровым не лениться, в школе хорошо учиться.

    И зарядку каждый день будем делать - нам не лень!

    Влево, вправо повернуться о опять назад вернуться,

    Приседать, поскакать и бежать, бежать, бежать.

    А потом все тише, тише походить - и сесть опять.

    В. - Ребята, давайте посмотрим, что лежит у нас на столах (звезды, космические корабли, пластилин, бусины, клей, фотографии Ю.Гагарина). Из все этого можно сделать целое космическое пространство, например от такое. (воспитатель демонстрирует детям образец)

    Сейчас я расскажу вам как сделать из пластилина вот такие планеты и кометы.

    Алгоритм выполнения работы.

    Выбираем главный объект (вырезка космонавта, космического корабля), приклеиваем в центр работы,

    Чтобы слепить из пластилина нашу планету нам понадобится 3 цвета: кусочек зеленого, белого, и синего. Смешиваем все три цвета так, чтобы на комочке появились разводы. Сплющиваем. Прикрепляем к работе.

    Чтобы сделать вот такие звезды и кометы наш пластилин нужно сначала прикрепить в то место где будет звезда, а потом просто оттянуть пальчиком кончики в стороны. Получаются вот такие лучи. Также выполняется и хвост кометы.

    Бусины и паетки помогут нам сделать наш космос ярким и сияющим, их мы вот так крепим на пластилин.

    Но, знайте что в космосе не обойтись без верного товарища и друга, поэтому работать вы сегодня будите парами, а в конце мы посмотрим чья же команда лучше всех справилась с работой.

    В. - Все понятно? Ну, тогда приступаем к работе.

    (самостоятельные деятельность детей)

    Во время работы звучит лёгкая музыка.

    В конце все работы выкладываются на ковре, получается космическое пространство.

    В. - Ребята давайте посмотрим на наш космос, какие замечательный работы у вас получились. И все это вы сделали своими руками.

    В. - Какая работа на ваш взгляд получилась самая интересная? Почему?

    В. - Понравились вам в космосе?

    В. - Ребята, я думаю, нашим космонавта бы очень понравились ваши работы, космос получился ка настоящий. Ну, а нам свами пора отправляться на Землю, ведь здесь на земле нас ждет еще много интересного.

    В ряду десятилетий, каждый год

    Мы метим новыми космическими вехами,

    Но помним: к звездам начался поход

    С гагаринского русского «Поехали!»

    Литература:

    Комплексные занятия, старшая группа, Н.В. Лабодина, Волгоград «Учитель», 2012 г.

    Энциклопедия дошкольника, Н.Н. Малофеева, М. «Росмен», 2007 г.

    Комплексные занятия по развитию речи, учебное пособие, Г.Я. Затулина, Педагогическое общество России, М., 2007 г.

    Воспитатель: Колдова Ольга Валериевна, г. Самара, МБДОУ № 12.
    Цель. Расширять знания детей о космосе, активизировать познавательный интерес, словарный запас по теме «Космос». Развивать мышление, воображение, фантазию, творческую и двигательную активность. Побуждать детей к совместной поисковой деятельности и умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.
    Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, музыка.
    Предварительная работа: чтение энциклопедии о космосе. Беседы о первом космонавте, животных, побывавших в космосе, звездах и планетах, Вселенной. Разучивание стихов.
    Материал, оборудование к занятию: демонстрационный материал (слайды о космосе, космонавтах, детские рисунки), модель солнечной системы. Музыкальное сопровождение: Ю. Антонов «Трава у дома»; ВИА «Зодиак».
    Ход работы.
    Воспитатель: Сегодня ребята мы с вами продолжим говорить о космосе.

    Каждый человек знает, что такое космос. Космос – то же самое, что и Вселенная. Это пространство, которое мы видим вокруг нашей Земли, со всеми находящимися в нем небесными телами, разными частицами и излучением. Стройная система планет, которая вращается вокруг Солнца, хвостатые кометы, метеориты - все это космос.
    Людям всегда хотелось знать, есть ли жизнь на других планетах? А если есть, то кто там живет? Но чтобы это узнать, надо до планет долететь. А на чём сейчас мы сможем полететь в космос?
    Дети: На ракете.
    Воспитатель: Разработал теорию ракеты, продумал её устройство и то, как она будет двигаться замечательный учёный Константин Эдуардович Циолковский. И только много лет спустя другой ученый-конструктор Сергей Павлович Королёв смог сконструировать по теориям Циолковского ракету и первый космический спутник. Полетели в космос первыми собаки: Белка и Стрелка. И только после удачного их приземления,12 апреля 1961 года в космос поднялся человек - Юрий Алексеевич Гагарин, стал первым космонавтом. С тех пор 12 апреля наша страна отмечает праздник – День космонавтики.
    У космонавтов есть второй дом – в космосе. Космический дом особенный. Он называется орбитальная станция. Здесь космонавты живут и работают. Космический дом похож на огромную птицу, которая раскинула крылья и летит над землёй. Но крылья нужны не для полёта – это «домашняя электростанция». Блестящие пластины собирают солнечные лучи и превращают их в электрический ток, который питает все научные приборы, освещает и отапливает.
    В нашем городе есть Аэрокосмический университет, где учёные и студенты разрабатывают новые ракеты. И большой завод « Прогресс». На заводе строят ракеты и собирают двигатели к ним. Наш город − Самара считается космической столицей страны.
    А сейчас закройте глаза и представьте, что мы с вами собираемся в космическое путешествие (Звучит тихая спокойная музыка) - Представили? А какими же должны быть космонавты? Сейчас нам ребята расскажут.
    Дети:
    Чтец 1: Он пример для всех ребят,
    Его зовут героем.
    Гордо носит космонавт
    Звание такое.
    Чтобы космонавтом стать,
    Надо потрудиться:
    День с зарядки начинать,
    Хорошо учиться.

    Чтец 2: Показаться и врачу –
    Здесь экзамен строгий.
    Слабакам не по плечу
    Звездные дороги.
    На корабль могут взять
    Только сильных, ловких.
    И поэтому нельзя
    Здесь без тренировки.

    Чтец 3: Барокамера, бассейн,
    Где мы невесомы…
    Это космонавтам всем
    Хорошо знакомо.
    Вот кабину карусель
    Кружит круг за кругом.
    Не снаряд, а просто зверь
    Эта центрифуга.

    Чтец 4: Очень много предстоит
    Испытаний разных.
    Тот, кто в космос полетит,
    Их пройти обязан.
    Он профессии любой
    Должен знать секреты –
    Ведь на высоте такой
    Не спросить совета.

    Чтец 5: Мы пока что только дети,
    Но придёт желанный час -
    На космической ракете
    Дружно полетим на Марс!

    Воспитатель: В полёте космонавты должны следовать специальным космическим правилам. Что же это за правила?
    Дети:
    1. Космонавт, не забудь
    Во вселенную ты держишь путь.

    2. Главным правилом у нас
    Выполнять любой приказ.
    3. Космонавтом хочешь стать?
    Должен много-много знать.
    4. Любой космический маршрут
    Открыт для тех, кто любит труд.
    5. Только дружных звездолёт
    Может взять с собой в полёт.
    6. Скучных, хмурых и сердитых
    Не возьмём мы на (орбиту).

    Воспитатель: Космонавты должны много знать. Сейчас мы посмотрим, как много вы знаете. Я буду задавать вопросы, а вы на них отвечать.
    1. Что значит космос? - Пространство вокруг Земли, со всеми находящимися в нем небесными телами.
    2. Как звали первого в мире космонавта? - Юрий Алексеевич Гагарин.
    3. Когда наша страна отмечает день космонавтики? - 12 апреля.
    4. Как называется дом космонавтов? – орбитальная станция.
    5. Зачем он нужен? – космонавты там живут и работают.
    6. На что похож космический дом? – на огромную птицу.
    7. Как называется летательный аппарат, в котором летят в космос? - Космический корабль.
    8.Самый быстрый вид транспорта, созданный на Земле? - Ракета.
    9. Как называется костюм космонавта? - Скафандр.
    10. Как называется и животное, и созвездие? - Медведица.
    11. Как звали собак, которые первыми вернулись из космоса? - Белка и Стрелка.
    12. Какие планеты вы знаете? - Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Уран, Сатурн, Нептун, Плутон.
    13.Самая большая и горячая звезда во Вселенной? - Солнце.
    14. Как называется завод в Самаре на котором собирают ракеты?- «Прогресс».
    Воспитатель: Молодцы ребята на все вопросы ответили. Космонавтам нужен особый космический костюм – скафандр. Он защищает тело человека, позволяет дышать. Давайте представим и тоже сейчас наденем скафандры.
    Физкультминутка–игра «Скафандр космонавта».
    (Звучит музыка)
    - На голове у космонавтов шлем (наклоны и повороты головы).
    - Комбинезон должен быть удобным и не сковывать движения (повороты и наклоны корпуса).
    - Руки защищены перчатками (вращение кистями рук, сжатие и разжатие кистей).
    - Сапоги космонавта на очень плотной подошве (ходьба на месте, прыжки).
    - На спине за плечами ранец с важными устройствами и баллонами с воздухом (поднятие и опускание плеч, вдох-выдох)
    Воспитатель: Ну вот, мы почти готовы к полёту. Но для того чтобы полететь в космос нам нужна ракета. Давайте мы её сейчас соберём.
    Дети собирают ракету на ватмане из картонных геометрических фигур. В круги (иллюминаторы) клеят свои фотографии (звучит музыка).
    Воспитатель: Ракета наша готова. Покажите, что у вас получилось. А из каких геометрических фигур вы её собрали?
    Дети: Прямоугольник, круги, треугольники, трапеция.
    Воспитатель: Вот теперь всё к полёту готово. Начинаем обратный отсчёт.
    Дети: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0 - пуск! (звучит музыка дети убегают).

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме "Планета моих фантазий".

    Автор: Щукина Людмила Александровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 174», г. Воронеж
    Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи детей старшего и подготовительного возраста по теме «Планета моих фантазий». Данный материал будет полезен воспитателям старшей, подготовительной группы. Это конспект занятия по развитию речи, направленного на развитие связной речи посредством составления рассказов.

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме: "Планета моих фантазий"

    Цель: развивать связную речь посредством составления рассказов.
    Образовательные задачи:
    - составлять связные рассказы, используя мнемотаблицы;
    - закрепить четкость дикции при проговаривании чистоговорок;
    - выявлять умение образовывать сравнительную степень прилагательных.
    Воспитательные задачи:
    -воспитывать чувство патриотизма, гордость за свою страну, чувство доброжелательности к жителям других планет.
    - воспитывать навыки позитивного поведения в процессе игры.
    Разгадывание загадок по теме.
    Приемы:
    музыкальное сопровождение;
    вопросы детям, направленные на установление причинно-следственных связей;
    развивающие упражнения («Центрифуга», «Космические лучики» игровые приемы (введение детей в игровую ситуацию)
    словесные игры («Скажи наоборот», «Хвастунишки»)
    художественное слово (чистоговорки, загадки).
    Методы:
    словесные (беседа, составление рассказа);
    наглядные (карта солнечной системы, поделки детей по теме «Космос», слайды);
    практические (выкладывание схемы слова.),
    игровые (имитация действий и движений)
    Демонстрационный материал: карта солнечной системы, планеты, созвездия, обручи, музыкальные композиции группы «Space», компьютерная презентация.
    Раздаточный материал: картинки с изображением продуктов питания, карточки со схемой слова.
    Оформление зала: модель солнечной системы, космические тела, планеты.

    Ход НОД
    Зал украшен по теме "Космос". Дети под музыку входят в зал.
    Воспитатель: Добрый день ребята и уважаемые гости. Я вас всех очень рада видеть. Мы с вами любим путешествовать по разным местам. И сегодня я снова приглашаю вас в одно неизведанное нами место. Вы догадаетесь, куда мы отправимся, если отгадаете загадки.
    Загадка № 1. Белые цветочки на синем платочке вечером расцветают, а утром увядают. (небо, звезды)
    Загадка № 2. Из какого ковшика не пьют, не едят, а только на него глядят? (Большая Медведица)
    Загадка № 3. Желтая тарелка на небе лежит, желтая тарелка нам тепло дарит (солнце)
    Загадка № 4. У бабушки над избушкой висит хлеба краюшка, собаки лают, достать не могут (месяц)
    Загадка № 5. Вокруг родной матушки девять детушек кругами ходят (планеты Солнечной системы)
    Загадка № 6. Состоит из точек свет, полна горница планет (космос)
    Воспитатель: Летать человек мечтал с давних пор, об этом говорится во многих сказках. Вспомните сказочных героев, которые летали?
    Ответы детей.
    Воспитатель: Космос всегда интересовал человека. Есть ли воздух на других планетах? Есть ли жизнь? Космонавты, чтобы полететь в космос очень долго готовятся. Каким должен быть космонавт?
    Ответы детей.
    Воспитатель: Мы с вами тоже пройдем курс подготовки. Всем кто отправляется в полет нужно знать, как устроена галактика.
    1.Как называется планета, на которой мы живем? (Земля)
    2.Сколько времени нужно Земле, чтобы совершить один оборот вокруг Солнца?
    3.Куда лететь дальше с Луны на Землю, или с Земли на Луну?
    4. Какие планеты входят в Солнечную систему?
    5. Почему вращаясь вокруг Солнца, планеты не сталкиваются и не натыкаются друг на друга?
    6. Какая планета самая большая? А самая маленькая?

    7. Добавьте нужное слово:
    а) в космосе летает – (космонавт)
    б) звезды наблюдает – (астроном)
    в) предсказывает судьбу по звездам – (астролог)
    Воспитатель: Молодцы, первый этап вы прошли успешно. Испытания очень серьезные, но все космонавты справляются с ними легко. Как вы думаете почему?
    Ответы детей: Тренируются.
    Воспитатель: Вы все, наверное, знаете, как настоящие космонавты тренируются в специальных центрифугах, подготавливая свой организм к перегрузкам. Чтобы быть готовым к полету мы проведем тренировку. У нас нет центрифуг, но мы можем организовать сами.
    -Чтобы в космос полететь, надо многое уметь.
    Разложить обручи. Дети встают в обручи.
    Состязание "Центрифуга" звучит музыкальная композиция группы «Space»

    Воспитатель: Ребята, вы молодцы. Я думаю, мы сможем отправиться в космос. А теперь вспомните и скажите, в чем еще трудность жизни на космическом корабле, какое состояние испытывают космонавты?
    Ответы детей: Невесомость.
    Воспитатель: Путь нам предстоит длинный, давайте перекусим. Присаживайтесь к столу. Перед вами еда. Выложите схему слова.
    Воспитатель: Давайте посмотрим, какую космическую еду нам приготовили ученые и врачи. В условиях невесомости трудно принимать пищу, чтобы она не улетела, не растеклась по кораблю, еду хранят в тюбиках.
    На тюбиках нарисованы 1, 2 или 3 полоски. Вы должны, назвать пищу, в названии которой 1, 2 или 3 слога (работа по определению слогов в словах: суп, борщ, мясо, котлета, гуляш, кисель, компот, вода.)

    Воспитатель: Приглашаю вас в полёт на планету Альфа-бета, которая находится в другой галактике. Прошу экипаж занять свои места на корабле, у вас написаны цифры занимайте соответствующее место.
    Перед полетом все вместе произносим чистоговорку: Мы летим все на планету, на планету Альфа бету. Космонавты не боятся и вперед к звезде стремятся. 3, 2, 1- Пуск! Поехали!
    Звучит музыкальная композиция группы «Space»
    Слайды
    Воспитатель: Посмотрите ребята, мы с вами в солнечной системе: это наша галактика. В центре нашей галактики расположена большая звезда – Солнце. Вокруг Солнца движутся девять планет.


    1. Первая, ближе всех к Солнцу расположена самая маленькая планета Меркурий. Днем здесь очень жарко, ночью – очень холодно. На этой планете нечем дышать. Ни один человек не ступал на планету Меркурий.


    2.Следующая от Солнца планета Венера. На ней очень жарко. Ее сложно увидеть, так как она закрыта облаками.


    3.Третья от Солнца планета, на ней живем мы с вами – это Земля. Единственная планета в Солнечной системе, на которой есть жизнь.


    4. Четвертая от Солнца планета Марс – красноватая звезда. Раньше люди думали, что на этой планете есть живые существа, но они ошибались.


    5. Пятая самая большая планета – Юпитер состоит из жидкости и газа.


    6. Планета Сатурн шестая от Солнца. Сатурн – красивая планета желто-оранжевого цвета, и кольцами камней и льда окружена она всегда.


    7. Самые удаленные от Солнца планеты, а значит на них очень холодно и людям малоизвестные Уран изо льда и газа с полосками. Вращается лежа на боку.


    8. Восьмая планета синего цвета – Нептун – больше Урана. Царит на ней вечно зима ледяная.


    9. Дальше всех от Солнца находится Плутон. Это серая планета поменьше Нептуна.


    Воспитатель: Вот мы прибыли на планету. Как вы думаете, что это за планета? Кого мы можем встретить на новой планете? Но, ведь земляне ничего не знают о планете Альфа-бета. Кто хочет пофантазировать и составить рассказ инопланетянина?
    Рассказы детей. (каждый рассказывает о своей планете)


    Воспитатель: Но инопланетяне ничего не знают о нас и нашей планете. Давайте им расскажем о ней, а помогут нам картинки.
    Составление рассказа Землян о своей планете.
    1. Какую форму имеет наша планета и как называется?


    Дети: Наша планета Земля имеет форму шара.
    2. Почему на Земле происходит смена времен года?


    На нашей планете происходит смена времен года: зима, весна, лето и осень. Потому что Земля вращается вокруг Солнца.

    3.Почему происходит смена дня и ночи?


    На Земле происходит смена дня и ночи. Утром светит солнце, а ночью на небе появляются луна и звезды. Потому что Земля вращается вокруг своей оси.

    4. Что есть на Земле?


    На Земле есть горы, леса, реки и поля.

    5. Кто обитает на нашей планете?


    На нашей планете обитают звери, птицы, рыбы, насекомые.

    6. Кто живет на планете?


    На планете Земля живут дети разных национальностей. У них различный цвет кожи. И говорят они на разных языках.

    Воспитатель: А сейчас давайте общаться в парах. Выйдет Землянин и инопланетянин. Вы должны дополнить рассказ друг друга (общение в диалоге.)
    Игра "Скажи наоборот"
    Землянин: У нас сейчас весна.
    Инопланетянин: А у нас зима.
    Землянин: У нас наступил день.
    Инопланетянин: А у нас ночь.
    Игра «Хвастунишки» А теперь похвастаемся
    Землянин: Наша планета красивая,
    Инопланетянин: а наша еще красивее.
    Землянин: У нас моря глубокие,
    Инопланетянин: а у нас еще глубже
    Землянин: Наши горы высокие,
    Инопланетянин : а у нас - выше.
    Землянин: Наш хлеб вкусный,
    Инопланетянин: а у нас вкуснее.
    Землянин: Наши реки чистые,
    Инопланетянин : а наши чище.
    Землянин: Наши солдаты смелые,
    Инопланетянин : а наши смелее.
    Воспитатель: Инопланетяне и Земляне подружились. И сейчас мы придумаем, как лучше сохранить в памяти эту встречу двух миров.
    Дети предлагают.
    Давайте представим себя теплыми космическими лучиками.
    " Космические лучики" (дети встают в круг, протягивают правую руку в центр, касаясь слегка пальцами друг друга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым космическим лучиком.) Звучит музыкальная композиция группы «Space»,
    Воспитатель: Нам пора прощаться и возвращаться на родную Землю. До свидания! Занимайте свои места на корабле, мы отправляемся в путь! Три, два, один –Пуск! Звучит музыкальная композиция группы «Space».