Конспект занятия по математике в старшей группе «Измерение длины. Конспект образовательной деятельности «Измерение

«Измерение длинны с помощью условной мерки»

Цели и задачи:

Способствовать закреплению навыков сравнения предметов по длине путем зрительного соотнесения, методом наложения и приложения;

Обеспечить знакомство с методом измерения длины – использование условной мерки:

Подвести детей к выводу, как длина мерки влияет на их количество, необходимое для измерения (чем больше мерка, тем меньше их требуется, и наоборот);

Обеспечить применение на практике навыка устного счета в пределах 5, соотнесения количества с условным обозначением множества.

Оборудование и материалы:

5 штук змеек разной длинны, одинаковые змейки и по нескольку фигур попугаев, слонов, обезьянок, мелкие игрушки – счетный материал. Карточки с точками (счет до 5), мерки разной длины, музыка для физкультминутки.

Ход занятия

    Оргмомент.

Ребята, мы отправляемся с вами в Африку. Смотрите, сколько африканских зверей нас встречает.

    Устный счет.

Давайте посчитаем. Сколько слонов? (обезьян, крокодилов и т.д)

А теперь поиграем, к каждому из вас прибегут звери (раздаю карточки)

- Догадайтесь, сколько у вас будет зверей(сколько точек, столько и зверей)

    Основная часть.

- Смотрите, кто это к нам ползет (змейка)

- Сколько их? Они одинаковые? Чем отличаются? (длинной)

- Это какая? (показываю на самую длинную и самую короткую)

- А давайте построим змеек по порядку: от самой длинной до самой короткой.

Физкультминутка.

- Слышите, кто это нас зовет? Да это же африканские звери. Они решили с нами поиграть. (проводится под музыку)

- Ребята, а самая длинная змейка мне сказала, что у нее есть друг удав, и он чем – то расстроен. Давайте пойдем посмотрим, что же у него случилось? (садимся за столы)

На столе у детей выкладываем удавов по количеству детей.

Знакомство с меркой .

Ребята, удав говорит, что он очень длинный, а вот какой он длинны, не знает. Но умный попугай подсказал удаву, что его можно измерить, например попугаями или слонами, или мартышками. Давайте поможем удаву. Вот, например, как правильно нужно мерить.(показываю, как правильно накладывать «мерки» от головы до кончика хвоста.

Индивидуальная работа.

Предлогаю каждому ребенку измерить удава в слонах, мартышках, попугаях.

Сколько слонов поместилось в удаве? (обезьянок, попугаев)

Кого больше поместилось? Кого меньше?

А почему слонов поместилось меньше, а попугаев больше?

Закрепление:

- Ребята, но ведь не всегда под рукой есть мартышки, слоны и попугаи. Поэтому можно измерить длину с помощью другой мерки, например, вот такой (картонной полоски)

- Давайте попробуем. (измерение мерки)

- Сколько у тебя получилось мерок? А у тебя?

- Почему тебе понадобилось больше мерок, а тебе меньше?

4.Самостоятельная работа на листах (по теме « Длиннее – короче»)

5. Итог НОД:

- Молодцы! Все с заданиями справились. Удав нам говорит большое спасибо!

Тема «Измерение длины»
Программа «От рождения до школы»
Возраст Подготовительная группа
Основная образоват.область «Познавательное развитие»
Интеграция с др.областями «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»
Форма проведения Совместная деятельность детей и взрослых
Цель Развитие познавательных и математических способностей
Воспитательные задачи Воспитывать дисциплинированность, умение слушать воспитателя, продолжать формировать умение быстро выполнять задания.
Развивающие задачи Развивать внимание, сообразительность, логическое мышление, воображение.

Образовательные задачи - Закрепить представления об измерении длины с помощью мерки и умение практически измерять длину отрезка заданной меркой;
- познакомить с см и м как общепринятыми единицами измерения длины, формировать умение использовать линейку для измерения длин отрезков;
- закрепить представления о сравнении групп предметов с помощью составления пар, сложении и вычитании, взаимосвязи целого и частей, составе числа 6.
Планируемый результат Научить использовать линейку для измерения длин отрезков.
Методы и приемы Словесный: объяснение, разъяснение;
Наглядный: показ;
Практический: упражнения, выполнение заданий.
Наглядные средства обучения Демонстрационный:белая полоска бумаги-40см, полоски-мерки: красная-10 см, синяя-8 см; метр(портняжный, складной,рулетка и т.д.); модель см; линейка.
Раздаточный: белая полоска бумаги-20 см;полоски-мерки: красная-5см, синяя-4см;линейка; листки с тремя отрезками5 см,2 см,4см.; звездочки.
Организация детей

Индивидуальная работа Напомнить Никите,как правильно пользоваться линейкой.
Словарная работа Сантиметр, метр, пядь, сажень,локоть, отрезок, длиннее, короче, «целое» и «сумма», шире, уже.
Предварительная работа Беседа об единицах измерения, о способах измерения длины.
Структура 1. Начало НОД: 1 мин.
2. Эксперимент: 5 мин.
3. Работа с раздаточным материалом: 6 мин.
4. Физминутка: 1 мин.
5. Измерение длин: 6 мин.
6. Физминутка:2 мин.
7. Повторение: 6 мин.
8. Итог занятия: 3 мин.

I.Начало НОД -1 мин.
II. Эксперимент -5 мин.
III.Работа с раздаточным материалом.
IV.Физминутка
V.Измерение длин линейкой
VI. Физминутка
VII. Повторение
VIII. Итог занятия

Здравствуйте, ребята! Сегодня занятие буду вести я, Динара Ляуфировна. Сейчас попрошу вас сесть правильно и слушать меня внимательно. Договорились? За каждый правильный ответ, буду давать вот такие звездочки (показываю). Дополнительные звездочки будут за хорошее поведение. У кого звездочек будет больше, тот получит главный приз. Он здесь (показываю коробочку в подарочной упаковке. Затем я убираю коробку в шкаф, чтобы дети не отвлекались).
Ребята, сегодня мы вами научимся с вами измерять длину с помощью линейки, узнаем, что такое см и м.

А) Сейчас я хочу к себе позвать самого высокого мальчика и самую низкую девочку (имена).
Ребята, посмотрите на полу две полосы. Посмотрите внимательно и скажите, как вы думаете, какая полоска длиннее? (Индивидуально спрашиваю у неск. детей).
Правильно, они одинаковые по длине.
Сейчас проведем эксперимент.
Максим пройдет по этой полосе, Ксюша-по этой(показываю). Этот ряд будет считать, сколько шагов прошел Максим. Этот ряд будет считать, сколько прошла Ксюша. Сколько шагов получилось у Максима? А сколько шагов у Ксюши? У Максима больше шагов или у Ксюши?
А теперь подумайте, полоски одной длины, а количество шагов разное, почему же так получилось? Как ты думаешь, Никита? А ты как думаешь, Диляра?
Таким образом, сделаем с вами вывод: чем шире шаги, тем меньше кол-во шагов. У Максима были шаги шире,у него получилось меньше кол-во шагов. А у Ксюши шаги уже,поэтому у нее кол-во шагов получилось больше. Молодцы, ребята! Ксюше и Максиму вручаю звездочки за хорошую работу. Спасибо! Можете сесть за свои места.
(Затем даю звездочки детям, которые отвечали).
Б) Следующее задание такое.
На ваших столах лежат белая(20см),синяя(4см), красная(5 см) полоски. Сравните, пожалуйста, синюю и красную полоски. Какая полоска длиннее: красная или синяя? А каким способом вы измеряли, наложением или приложением? Очень хорошо. А сейчас измерьте с помощью красной полоски белую полоску. Сколько красных полосок вместилось в белую? Вера, сколько полосок у тебя вместилось? Хорошо. У всех так получилось? Замечательно! Запомните эту цифру.
Сейчас измерьте с помощью синей полоски белую. Сколько полосок вместилось? У всех одинаковое кол-во?
Каких полосок вместилось больше: красных или синих? Полина, как у тебя получилось?
Сделаем вывод: у нас получилось, что чем больше размер мерки, тем меньше результат измерения,т.е. красных полосок вместилось меньше, т.к. она длиннее. Молодцы, Ребята! (В ходе задания, выполняю его на доске. Подхожу к каждому ребенку, помогаю. За правильные ответы даю звездочки).

На прошлом занятии, вы познакомились с некоторыми мерками для измерения длины. Давайте вспомним, какими еще мерками можно измерять длины отрезков? (звездочки за правильный ответ).
Как вы думаете, одинаковый ли результат будет получаться при измерении у всех людей? Все верно, ребята.
Чтобы не было споров, люди договорились пользоваться мерками, которые не связаны с размерами человеческого тела, - они всегда одинаковые. Сегодня мы познакомимся с двумя такими мерками – метром и сантиметром.
(Демонстрирую модель метра и сантиметра).
Теперь отметьте зеленым карандашом(или простым) 1 см на своих линейках(показываю на доске на демонстр.линейке. объясняю, как правильно пользоваться линейкой).
Как вы думаете, какой из мерок удобнее измерять расстояние в комнате?
Первый ряд измеряет длину стола, второй-длину доски, третий-длину ковра(помогаю каждому ряду. У каждого ряда спрашиваю, сколько у них получилось. За правильные ответы даю звездочки). А теперь посмотрите задание №1. Какой меркой измеряет длину доски мальчик на картинке? Правильно, метром. А какой меркой удобнее измерять длину дорожки, по которой проползла улитка? Сантиметром. Сколько маленьких отрезков по 1 см уложилось в этой дорожке? Давайте проверим. Ясмина, сосчитай, пожалуйста. Хорошо. Дима, у тебя как получилось? У всех получилось 4 отрезка по 1 см? Молодцы, ребята.
На линейке отложены отрезки по 1 см. Числа 1,2,3 и т.д. показывают, сколько см отложено. Например, на моем отрезке шесть отрезков, значит здесь 6 см (показываю на доске на демонстр.линейке).
Давайте узнаем, сколько см проползла улитка? Денис, как правильно нужно приложить линейку? Никита, нужно держать линейку вот так(индивид.подход к детям).
Итак,ребята, сколько см проползла улитка? Молодцы, правильно, 5 см проползла улитка.

Ребята, мы очень долго занимались и нам нужно немного отдохнуть. Все выходим на коврик и встаем на четвереньки. Давайте мы с вами представим,что мы очень медленные улитки. Вы же знаете, что улитка очень долго ползет.
Кто так медленно ползет,
На себе свой дом везет?
Проползет еще немножко,
Высунет и спрячет рожки.
По листу, по ветке гибко
Очень медленно ползет улитка.
Молодцы! Теперь садимся за свои места и продолжаем занятие.

На ваших вас дожидаются ваши линейки. Сейчас они нам понадобятся. Посмотрите задание №2. Что же тут изображено? Верно. Это отрезки. Наша с вами небольшая задача, измерить их длину. Мне нужны помощники. На доске есть отрезки. Они точно такой же длины, что и в вашей тетради (вызываю к доске одного из детей).
(д.)будет измерять, а вы с своих тетрадях. Потом проверим (индивид.подход).
Давайте проверим. Сколько см получилось у тебя,Карина? А у тебя, Кирилл? Хорошо. А давайте сейчас узнаем, сколько см получилось у (ребенок у доски)? Значит, мы правильно измерили все три отрезка(звездочки).
Сейчас мы с вами проведем маленький эксперимент.
Какие геометрические фигуры нарисованы на доске?
Правильно. Точно такие же фигуры у вас в тетрадях.
Давайте вспомним, где у нас находятся стороны этих фигур? (каждую фигуру рассматриваем).
Как вы думаете, равны ли стороны этих фигур? Например, у треугольника стороны равны? А у квадрата? У прямоугольника?
Сейчас мы с вами узнаем.
(Разбиваю фигуры, которые на доске по деталям. Каждую отдельно. Прикладываю детали друг к другу). Посмотрите, ребята, каждая деталь имеет разную длину. Что же это значит? Это значит, что, например, у треугольника стороны разные. А что вы скажите о квадрате? Прямоугольнике?
Измерьте в своих тетрадях стороны геом.фигур и запишите результаты в клетку.
(даю время, помогаю).
Все справились с этим заданием? Хорошо.
Ребята,посмотрите задание №4. Как думаете, что нам нужно сделать? Что это такое?
правильно,это равенства и их нужно правильно составить.
Для начала нам нужно измерить длину каждого отрезка.
Измерьте длину самого большого отрезка и результат запишите в верхнем «окошечке».
Какие равентсва можно составить? (индивидуально спрашиваю у неск.детей. за правильный ответ-звездочка. Ответы записывают. Я показываю на доске).

Мы очень хорошо поработали. Думаю, мы заслуживаем отдыха.
Мы поставили пластинку
И выходим на разминку.
На зарядку, на зарядку,
На зарядку становись!
Начинаем бег на месте,
Финиш – метров через двести!
Раз-два, раз-два,
Раз-два, раз-два!
Хватит, хватит!
Прибежали!
Потянулись, подышали!
Еще чуть-чуть позанимаемся, и отдохнете подольше.

Сейчас посмотрите задание № 5. Смотрите, какие красивые картинки. Как вы думаете, что здесь нужно сделать? Здесь есть знаки > < =. Все правильно, нужно сравнить. Артем, скажи нам, пожалуйста, на первой картинке что изображено? Правильно. Где мячиков больше, где меньше? Значит, какой знак мы поставим? (показываю на доске знаки) Правильно. О следующей картинке нам скажет Егор. Скажи, пожалуйста, что изображено и какой знак нужно поставить? Почему? Будь внимателен. Правильно. Все согласны? Хорошо. И последняя картинка. Ростислав, скажи, пожалуйста, какой знак нужно поставить? Все правильно. Ребята, вы справились с этим заданием.
Задание №6 вы выполните с Ольгой Сергеевной после сна. А потом я проверю, как вы его выполнили.
(В случае если не уложусь во времени).

Ребята, сегодня мы с вами познакомились с новыми мерками. Давайте вспомним, какие это мерки? Правильно, метр и сантиметр. Для чего нам нужна такая мерка, как метр? А для чего нужен сантиметр? Никита, напомни нам, пожалуйста, как нужно правильно пользоваться линейкой? Молодцы!
Чтобы вы не забывали об этих мерках, измерьте дома длину стола, кровати, длину ваших книжек, которые у вас есть дома.
Я очень рада, что вы так внимательно меня слушали, вели себя хорошо, были такими активными. Как и обещала, самому активному и послушному, главный приз.
(определяем самого активного, умного и послушного. Остальным поощрительные призы).
Вы все очень умные, активные, послушные, но, как видите, (имя ребенка) был шустрее, быстрее всех.
Для вас я тоже приготовила поощрительные призы.
Всем спасибо и до новых встреч!

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад №54 «Журавушка»

города Чебоксары Чувашской республики

Конспект

непосредственно - образовательной деятельности по образовательной области «Познание»

Тема: «Измерение»

с детьми подготовительной группы

Разработала и провела:

Афонина Н.В.

воспитатель 1

2015

Цель: развитие у детей познавательных интересов.

Образовательные задачи:

Продолжать знакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка (сыпучесть), способность пропускать воду, фильтровать её; что песок состоит из очень мелких частиц - зёрнышек песчинок.

Развивающие задачи:

Развивать способности овладевать средствами познавательной деятельности способами обследования объекта, умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно - следственные связи. Расширять представления о песке, его качествах и особенностях. Стимулировать желание для самостоятельного исследования предметов и объектов неживой природы.

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к окружающему миру, учить детей испытывать чувство эмоционального удовлетворения от проделанной работы, развивать доброжелательность.

Активизация словаря:

Сыпучий, липкий, рыхлый, лупа, эксперименты, фокусы.

Методические приемы: - Загадывание загадки

Просмотр презентации на ноутбуке

Физкультминутка

Игра -фокус «Разноцветное чудо»

Материал:

Песок двух видов, пластмассовые бутылочки, формочки, палочки, коробочки, клеенки, воронки, вода, стаканчики, ложки, лупы, ноутбук, магнитофон.

Структура деятельности:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас очень интересное занятие, а на какую тему, вы узнаете сами, если отгадаете загадку:

«Он жёлтый и сыпучий

Во дворе насыпан кучей.

Если хочешь, можешь брать

Целый день в него играть».

Что это - ?

Дети: Песок

Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужен песок?

Дети: Для игр, посыпать дорожки зимой.

Воспитатель: Совершенно верно, ещё песок используют при строительстве дорог, зданий, при производстве посуды, стекла, в песочных часах. Где можно встретить песок?

Дети: В песочнице, на стройке, у речки, у моря.

Предлагаю вам посмотреть небольшую презентацию о том, где используется песок (просмотр презентации на ноутбуке).

Песок - кусочки породы. Песок получается когда распадается камень(показывает камень), под воздействием воды, природных условий, ледников. Существует самое большие залежи песка - это пустыни и морские берега, где обычно расположены пляжи. Песок может быть разноцветным (коричневым, желтым, белым и даже чёрным).

Воспитатель: Песок бывает морской и речной (показать и сравнить)

Чем отличается морской песок от речного? сегодня мы будем сравнивать свойства речного песка, с которым мы играли все лето и морского песка, который я привезла для вас с моря.

Воспитатель: У вас на столах много интересного и сейчас будем проводить опыты с песком. У вас на столах по 2 тарелочки с песком. Попробуйте угадать, где какой? Потрогайте его, как вы думаете?

Ответы детей.

Возьмём совочки и насыплем немного песка в коробочку (дети выполняют). Легко ли сыплется песок?

Дети: Легко.

Воспитатель: Потому - что песок сыпучий. Легко ли его брать? Т.е. он комком или нет? Песок рыхлый.

Воспитатель: А теперь возьмём вот такое приспособление, кто знает, как оно называется?

Дети: Увеличительное стекло.

Воспитатель: Правильно, так оно называется, потому - что увеличивает, а ещё можно сказать - лупа, линза.

Возьмём лупу и внимательно рассмотрим, из чего состоит песок?

Дети: Зёрнышек - песчинок.

Воспитатель: Как они выглядят?

Дети: Они маленькие, круглые, белые, жёлтые, прозрачные.

Воспитатель: Похожи ли они одна на другую? Чем похожи? Чем отличаются?

(Ответы детей)

Дети: У морского песка песчинки более мелкие, а у речного крупнее.

Воспитатель: В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседям».

Вывод: Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу.

Воспитатель: Давайте проведём ещё опыт. « Ветер». Что происходит с песчинками?

Дети: Они разлетелись, сдуваются, легко двигаются.

Воспитатель: А теперь я налью немного воды, смочу песок и опять создам ветер. Песчинки сдуваются?

Дети: Нет.

Воспитатель: Вывод: Сухие песчинки сдуваются, «убегают» от ветра, а мокрые нет.

Воспитатель : Надо выяснить имеет ли песок фору? Как это сделать?

Ответы детей.

Насыпьте песок в стаканчик. Легко?

А теперь зачерпните его ложкой. Поменялась ли его форма?

А как насыпать песок в маленькую бутылочку? Получается? Или нет? - возьмите воронку и попробуйте насыпать как можно аккуратнее..

Самостоятельная деятельность детей.

ВЫВОД: воспитатель делает вывод совместно с детьми. И так,…….

А теперь давайте немного отдохнём и проведем небольшую разминку.

(физкультминутка под аудиозапись)

Воспитатель: а теперь возьмите подносы со стаканчиками (два) и совочками. Насыпьте песок в два стаканчика, в один стаканчик налейте немного воды (смочите песок). А теперь возьмите палочку и воткните в сухой песок, а другую палочку в мокрый. В какой песок легче втыкается палочка? В мокрый или в сухой?

Дети: В сухой.

Воспитатель: сухой песок рыхлый, песчинки не склеяные, поэтому в сухой втыкать легче. А теперь я насыплю в пластмассовые стаканчики песок (одинаковое количество), но один стаканчик с песком я смочу водой. И теперь мы посмотрим, какой песок тяжелее. Мы взвесим сначала сухой песок, а потом мокрый.

Какой тяжелее?

Дети: Мокрый.

Воспитатель: Правильно, потому - что среди сухих песчинок прячется лёгкий воздух, а среди влажных - более тяжёлая вода.

Ребята, а теперь скажите мне, из какого песка получается куличик из сухого или мокрого?

Дети: Из мокрого.

Воспитатель: Правильно, влажный песок прекрасно сохраняет форму, поэтому из него легко лепить, на прогулке в песочнице вы это делаете много раз.

Ребята, а песок может фильтровать воду, т.е. чистить её. Вот посмотрите. (Воспитатель берёт грязную воду и пропускает её через песок).

Воспитатель: Что произошло с грязной водой, которую я налила в песок? Как она изменилась?

Дети: Стала чище, прозрачнее.

Воспитатель: Песок - это природный фильтр, он очищает воду.

А теперь давайте проведём ещё один опыт. В поднос песком ложечкой немного добавим воды и перемешаем. Что происходит?(ответ детей)

Дети: песок стал влажным, мокрым.

Воспитатель : а что произошло с водой?

Дети : она впиталась в песок.

Тоже самое проделаем с морским песком.

Дети : ………………….

Воспитатель: правильно …………………..

ВЫВОД: чем же отличается речной песок от морского?................ответы детей

Воспитатель : Кто знает: чем эксперимент отличается от фокуса?

Дети:……….

Воспитатель : Сегодня мы с вами провели много экспериментов с песком и в этом нам помогала вода. Давайте вспомним, что мы с вами знаем о воде?

Дети: прозрачная, не имеет вкуса, запаха, это жидкость, она течет и переливается, некоторые вещества в ней растворяются………и т.д.

А имеет ли вода цвет? Может ли она быть красной, синей или зеленой?

Дети: да.

Воспитатель: Как это сделать?......А можно ли это сделать с помощью магии? Сейчас я научу вас делать фокус, который так и называется «Разноцветное чудо»…………..(в бутылочку наливается простая вода и она прячется в волшебный мешочек; после нескольких энергичных движений и волшебных заклинаний она становится разноцветной).

Воспитатель: На сегодня наши исследования и игры закончились. Что вам особенно запомнилось? Нужно все убрать по местам Молодцы! Всем спасибо за работу.

АЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Сурмач Анна Александровна

Возраст детей: 6-7 лет

Количество детей: 10 человек

Группа: «Котята»

Дата проведения 15.01.15г.

2014-2015 уч.год.

План - конспект занятия.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • Формировать представление о новой единице измерения длины - метром; установить соотношение метра с другими единицами длины;

Развивающие задачи:

Воспитательные задачи:

Тип занятия: Комбинированное.

Оборудование и ТСО:

Использованная литература.

План проведения занятия:

  1. Организационный момент.
  1. Приветствие.
  1. Основная часть.
  1. Вступительная беседа.
  • Разминка
  • Счет от 10 и до 1.
  1. Музыкальная физминутка
  • Вопросы по теме.
  • Практическая работа в парах.
  1. Практическая часть занятия.
  • Работа с карточками.
  1. Закрепление нового материала.
  • Музыкальная физминутка.
  • Вопросы и ответы.
  1. Заключительная часть.
  • Подведение итогов занятия.
  • Оценка работы детей.

Приложение № 1.

Приложение № 2.

Приложение № 3.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  1. Приветствие.

  1. Основная часть.
  1. Вступительная беседа.
  1. Повторение ранее пройденного материала.
  • Разминка.

Дети: Короче линейки.

Дети: Тоньше веревки.

Дети: Легче арбуза

Дети: Младше сестры

  • Счет от 10 до 1.

Дети: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1.

Педагог: Вот мы и в море.

  1. Музыкальная физминутка. (Звучит музыка моря.)

Море очень широко,

Море очень глубоко.

Рыбки там живут, друзья,

(Выполняют движение «Рыбка».)

А вот воду пить - нельзя.

  • Вопросы по теме.

(

Дети: При помощи линейке.

(Ответы детей, если есть.)

(Ответы детей.)

Дети: Метром.

  • Практическая работа в парах.

Дети разбиваются на пары и измеряют высоту бумажных пальм, которые прикреплены вдоль стены. Метр есть у каждой пары.

Дети: Начало.

Дети: Здесь написано число один и буква м.

Педагог: Число 1 обозначает - один, а буква м - метр. Таким образом, высота пальм ровна 1 метру.

Дети: Что такое 1 метр?

Педагог: Новая единица измерения, при помощи которой измеряют предметы разной длины или высоты.

Ребята, измеряя метром пальмы, приходят к выводу, что высота деревьев одинаковая - 1 м.

Педагог: Молодцы ребята мы с вами помогли жителям острова.

А теперь нам пора возвращаться. Дадим обратный отсчёт от 10 до 1.

Дети: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1.

Педагог: Вот мы и в море.

  1. Практическая часть занятия.
  • Работа с карточками. (Приложение№ 3)

Педагог: Путь не близкий. Выполним задание. Ребята на специально подготовленных карточках вам необходимо: обвезти пальму по шаблону, раскрасить ее и измерьте высоту. (Дети выполняют задание самостоятельно)

Педагог: Молодцы ребята, пришло время отдохнуть.

6. Закрепление нового материала.

  • Музыкальная физминутка. (Звучит музыка моря.)

Море очень широко,

(Дети широко разводят руки в сторону.)

Море очень глубоко.

(Приседают, коснувшись руками пола.)

Рыбки там живут, друзья,

(Выполняют движение «Рыбка».)

А вот воду пить - нельзя.

(Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)

  • Вопросы и ответы.

Педагог: Ну вот, ребята наше путешествие подошло к концу.

Педагог: Что нового мы сегодня узнали?

Дети: Познакомились с метром, и научились измеряться высоту предметов с его помощью.

  1. Заключительная часть.

Подведение итогов занятия.

Педагог расспрашивает детей, что запомнилось на занятии, что понравилось? Кому трудно? Какие задания хотели бы выполнить еще раз?

Оценка работы детей.

Приложение № 2.

Приложение № 1.

Приложение № 3.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект открытого занятия Тема: «Измерение высоты условной меркой»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «СОЗВЕЗДИЕ»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР

План-конспект открытого занятия

Тема: «Измерение высоты условной меркой»

Педагог дополнительного образования

Сурмач Анна Александровна

Возраст детей: 6-7 лет

Количество детей: 10 человек

Группа: «Котята»

Дата проведения 15.01.15г.

2014-2015 уч.год.

План – конспект занятия.

Тема занятия: Измерение высоты условной меркой.

Цель: познакомить детей с новой единицей измерения - метром.

Задачи:

Образовательные задачи:

    Формировать представление о новой единице измерения длины – метром; установить соотношение метра с другими единицами длины;

    Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги.

    Формировать умение сравнивать предметы по высоте (высокий - низкий).

    Закрепить основные понятия «длиннее - короче», «толще - тоньше», «тяжелее -легче», «старше - младше».

    Совершенствовать навык детей в счете в пределах 10.

Развивающие задачи:

    Развивать связную речь, умение обобщать, делать выводы, высказывать свое мнение;

    Развивать зрительную и слуховую память, логическое мышление.

Воспитательные задачи:

    Воспитывать интерес к математическим занятиям.

    Воспитывать умение сотрудничать, соблюдать правила работы в коллективе.

Тип занятия: Комбинированное.

Вид занятия: Практическое занятие.

Форма работы: Групповая, индивидуальная.

Оборудование и ТСО: метр, линейка, рулетка, пальмы, нарисованные на ватмане, карточки, раздаточный материал, музыкальный центр, демонстрационный материал.

Элементы технологии: личностно-ориентированной, игровой, здоровьесберегающей, информационно-коммуникационной, дифференцированного обучения.

Использованная литература.

    Петерсон Л.Г, Кочемасова Е.Е. «Игралочка» Москва, 2004 г.

    Белошистая А.В. «Формирование и развитие математических способностей у дошкольников» ВЛАДОС, 2003г.

    Березина Р.Л., Михайлова З.А. «Формирование элементарных представлений у дошкольников» Просвещение, 1988г.

План проведения занятия:

    Организационный момент.

    Приветствие.

    Проверка готовности обучающихся к занятию.

    Основная часть.

    Вступительная беседа.

    Повторение ранее пройденного материала.

    Разминка

    Работа с графическими карточками

    Счет от 10 и до 1.

    Музыкальная физминутка

    Знакомство с новым материалом.

    Вопросы по теме.

    Практическая работа в парах.

    Практическая часть занятия.

    Работа с карточками.

    Закрепление нового материала.

    Музыкальная физминутка.

    Вопросы и ответы.

    Заключительная часть.

    Подведение итогов занятия.

    Оценка работы детей.

Приложение № 1.

Приложение № 2.

Приложение № 3.

Ход занятия:

    Организационный момент.

    Приветствие.

    Проверка готовности обучающихся к занятию.

Педагог: Здравствуйте мои друзья (руки вперед) .

1, 2, 3, 4, 5 (загибают пальцы рук) .

Вместе мы в кругу опять (берутся за руки) .

Будем дружно мы играть (ходят по кругу)

И заданья выполнять (ребята останавливаются и отпускают руки).

Дети присаживаются на свои места.

    Основная часть.

    Вступительная беседа.

Педагог: Ребята вы любите путешествовать.

Педагог: Тогда, дайте все вместе отправимся с вами в путешествие по морю.

    Повторение ранее пройденного материала.

    Разминка.

Педагог: Но с начало проведем разминку:

Педагог: Если линейка длиннее карандаша, то карандаш…

Дети: Короче линейки.

Педагог: Если веревка толще нитки, то нитка…

Дети: Тоньше веревки.

Педагог: Если арбуз тяжелее ананаса, то ананас…

Дети: Легче арбуза

Педагог: Если сестра старше брата, то брат

Дети: Младше сестры

Педагог: Молодцы! Команда готова. А на чем же мы отправимся в плаванье?

Дети: На лодке, катере, пароходе, самолете и т.д.

    Работа с графическими карточками. (Приложение № 1)

Педагог: Ребята, если каждый из вас выполнит индивидуальное задание, мы узнаем, на чем отправимся в путь.

Дети: Мы отправимся на корабле.

Педагог: Молодцы, быстро справились с этим заданием.

    Счет от 10 до 1.

Педагог: Итак, отправляемся, начнем отсчет от 10 до 1.

Дети: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1.

Педагог: Вот мы и в море.

    Музыкальная физминутка. (Звучит музыка моря.)

Море очень широко,

(Дети широко разводят руки в сторону.)

Море очень глубоко.

(Приседают, коснувшись руками пола.)

Рыбки там живут, друзья,

(Выполняют движение «Рыбка».)

А вот воду пить - нельзя.

(Разводят руки в сторону, приподняв плечи)

Педагог: Мы уже подплываем к острову, на нем растут цветы и пальмы.

    Знакомство с новым материалом.

    Вопросы по теме.

(На доске появляется изображение острова)

Педагог: Ребята, как вы думаете, на что похож остров, на который мы приплыли.

Дети: На отрезок. (Приложение №2)

Педагог: Верно ребята, жители этого острова любят выращивать цветы и пальмы.

Педагог: Если мы с вами сравним пальмы по высоте. Что мы можем о них сказать?

Дети: Пальмы высокие и низкие.

Педагог: Молодцы, ребята. Но вот беда выросли, на разных концах острова самые высокие пальмы, а жители теперь и спорят, какая пальма выше. Мы можем им помочь?

Педагог: При помощи какого инструмента мы можем измерить высоту пальмы?

Дети: При помощи линейке.

Педагог: Нет, ребята, пальмы гораздо выше, чем наша линейка. А какие приборы, для измерения высоты, вы еще знаете?

(Ответы детей, если есть.)

Педагог: Для измерения высоты предметов люди придумали метр и рулетку.

Педагог: Подумайте и скажите, какие предметы удобнее измерять линейкой (метром, рулеткой) и почему? (Ответы детей.)

Педагог: Молодцы ребята. Так чем мы можем воспользоваться, для измерения высоты пальм?

Дети: Метром.

    Практическая работа в парах.

Дети разбиваются на пары и измеряют высоту бумажных пальм, которые прикреплены вдоль стены. Метр есть у каждой пары.

Педагог: Ребята возьмите в руки метр и найдите ноль. Что обозначает ноль.

Дети: Начало.

Педагог: Приложите метр таким образом, чтобы основание пальмы и ноль совпали. Педагог: Молодцы ребята, теперь один из вас начинает раскручивать метр, соединив вершину пальмы с каким-то числом на метре. Что за число у вас получилось.

Ортаңғы тобының

ұйымдастырылған оқу қызметінің

техникалық картасы

Технологическая карта №

организованной учебной деятельности

средняя группа

Күні. Дата: 28.12.2015г

Тәрбиеші. Воспитатель : Николаева С.Н.

Білім беру саласы. Образовательная область: Познание

Бөлімдері. Раздел: ФЭМП

Тақырыбы. Тема: «Измерение длины с помощью условной мерки»

Мақсаты Цель: : Учить детей измерять длину двух предметов с помощью условной мерки. Упражнять в сравнении двух групп предметов до 4 - д.и. «Кому сколько?»

Учить различать понятия: «вчера», «сегодня», «завтра», правильно пользоваться словами.

Жабдықтар. Оборудование: коробка с сюрпризом,конверты.

Билингвиадық компонент. Билингвальный компонент: ұзақ – длинный, қысқа – короткий.

Сөздiк жұмыс: вчера, сегодня, завтра, условная мерка.

Қызметтік кезең

Этапы деятельности

Тәрбиешінің ұйымдастырушылық қызметі

Управленческие действия воспитателя

Балалардың қызметі

Деятельность детей

Мотивациялық- қозғаушылық

Мотивационно-побудительный

Воспитатель предлагает детям встать в круг.

Воспитатель сообщает детям:

Сегодня утром к нам приходил почтальон и оставил нам письма от королевы всех наук – Математики и коробку с сюрпризами для вас. Но на коробке написано, что пока дети не выполнят все задания, коробку открывать нельзя.

Воспитатель предлагает детям выполнить задания, которые спрятаны в конвертах и посмотреть, что спрятано в коробочке с сюрпризом.

Образуют круг.

Проявляют интерес к коробочке сюрпризов.

Соглашаются выполнять задания.

Ұйымдастыру –іздестіру

Организационно -поисковый

Воспитатель предлагает детям сесть за столы и посмотреть на письма, которые прислала королева Математика.

Посмотрите внимательно и скажите, сколько писем принес почтальон?

Предлагает открыть первый конверт с заданием.

Какого он цвета?

(каждый конверт обозначен цифрой)

Воспитатель рассказывает, что в конверте лежит карта секретная.

Сможете её запомнить – сможете открыть второй конверт”.

Воспитатель предлагает детям запомнить карту.

Воспитатель на несколько секунд (до 10 секунд) показывает карту детям.

Молодцы, справились с этим заданием. Следующее задание в письме, которое расположено между синим и белым конвертами. Какой это конверт?

Предлагает детям карточки с изображением предметов.

Предлагает мальчикам взять карточку, где изображено 3

предмета, а девочкам – 4 предмета.

Воспитатель предлагает посмотреть следующее задание.

Какой конверт расположен справа от конверта с цифрой 2?

Воспитатель открывает третий конверт и достаёт две длинные ленты разного цвета.

Сообщает детям, что королева математики просит детей измерить эти ленты и выбрать самую длинную.

А как мы можем их измерить?

Конечно можно и на глаз, и линейкой, а я вам предлагаю использовать вот такую палочку. Она будет у нас условной меркой.

Этой меркой мы будем измерять длину ленты.

Показ воспитателя измерения меркой.

Ребята это очень важно и мы должны обязательно это запомнить!

Первое правило: берём мерку и прикладываем её к самому краю ленты, смотрите, я даже пальчиком провела, чтобы был ровный край мерки с лентой, чтобы не сбиться со счета мерок, мы должны на каждую мерку откладывать фишку, потом другую мерку прикладываем к концу первой, мерки касаются, друг друга это второе правило.

Когда последнюю мерку отложим, тогда мы посчитаем фишки и узнаем, сколько мерок вошло в длину нашей ленты.

Что мы сейчас делали с помощью мерки?

Затем воспитатель показывает три ленты и предлагает выбрать ту, которая равна 3 фишкам.

Воспитатель предлагает посмотреть, что в следующем письме.

А следующее письмо у нас синего цвета. Какая цифра на синем конверте?

Воспитатель сообщает детям, что королева математики просит правильно ответить на вопросы:

День, который наступил – называется …...

День, который уже закончился – …….

А день, который ещё только будет – ……

Читает стихотворение:

«Сегодня, завтра и вчера».

Воспитатель сообщает, что это еще не все вопросы, которые приготовила королева Математики.

Какое сейчас время года?

Перечисли все зимние месяцы?

Сейчас утро или вечер?

Какие еще части суток вы знаете?

Сегодня вторник, а завтра?

Кто стоит справа от тебя?

Кто стоит сзади?

Рассматривают конверты, называют сколько их.

Слушают задание.

Дети по памяти выкладывают на чистых листах то же самое, а затем рассказывают, что и где у них расположено.

Например: В центре – синий круг; в левом верхнем углу жёлтый квадрат; в левом нижнем углу зелёный треугольник; в правом верхнем углу красный прямоугольник; в правом нижнем углу жёлтый круг.

Нах о дят нужный конверт.

Выполняют отсчёт предметов на карточках выбирают нужную.

Находят нужный конверт.

Высказывают свои мнения.

Смотрят и запоминают, как правильно измерять длину, с помощью условной мерки.

Отвечают на вопрос.

Дети измеряют ленты с помощья условной мерки – палочки и выбирают нужную ленту.

Называют цифру.

Отвечают на вопросы.

Сегодня, завтра и вчера,

Ну что за странные слова?

Они мне отвечают,

Что время означают.

Ты каждый день встречаешь,

Сегодня он с тобой.

Он главный, настоящий,

Сегодня – он герой!

Он – есть! Его потрогай,

Погладь его рукой.

Котенком он мурлыкнет

И очень громко крикнет:

«Я здесь, сейчас, я – твой!»

А завтра так неясно,

Загадочно, прекрасно,

Его ждешь не напрасно.

Оно ведь только будет,

И новый день разбудит

Нам солнышко, смеясь…

Что будет, если завтра…

Ты в зоопарк пойдешь?

Кого ты там увидишь?

Когда домой придешь?

Ответа нет. Как можно

Узнать про то, что будет?

Про это осторожно

Мне солнышко расскажет,

Когда меня разбудит.

Завтра…

Про то, что было, знают все,

Секрета в этом нет.

Оно прошло, оно – Вчера,

И этот день – как след,

Что остается позади

На мокром берегу,

Когда к реке купаться

Я босиком бегу.

Вчера пришел ко мне сосед –

Котенка подарил.

Играл котенок и шалил,

Пил молоко в обед.

Того сегодня – нет,

А завтра будет завтра,

Ему большой привет!

Отвечают на вопросы.

Рефлексивті –түзетушілік

Рефлективно -корригирующий

Воспитатель сообщает детям, что все задания выполнены и дети могут посмотреть, что лежит в коробочке сюрпризов.

Воспитатель одевает всем детям медальки от королевы Математики.

Открывают коробку и находят медальки от королевы Математике

Күтілетін нәтиже. Прогнозируемый результат.

Жанғыртады. Воспроизводит: названия геометрических фигур.

Түсінеді. Понимает: представления о понятиях: «вчера», «сегодня», «завтра»,.

Қолданады. Применяет: измерять длину двух предметов с помощью условной мерки; сравнивать группы предметов в пределах 4.