Какие голоса какое исполнение. Колоратурное сопрано и бас-профундо. Основные певческие голоса. Что на него влияет

В хоре выделяют четыре основные хоровые партии (голоса):

СОПРАНО (женский высокий) - S (Soprano)

АЛЬТ (женский низкий) - A (Alt, Alto)

ТЕНОР (мужской высокий) - T (Tenor)

БАС (мужской низкий) - B (Bass)

В свою очередь каждый из этих голосов может делиться еще на несколько, тогда это уже будет называться дивизи (divisi) - см. раздел Хоровые термины. И называться они будут, например, первые сопрано и вторые сопрано, первые басы и вторые басы и т.д.

Женские (сверху вниз): колоратурное сопрано, лирико-колоратурное сопрано, лирическое сопрано, драматическое сопрано, меццо-сопрано, контральто)

Мужские (сверху вниз): тенор, баритон, бас. Каждый из них может иметь разновидности.

Ниже мы рассмотрим каждый из голосов в отдельности. Для каждого бужет также голоса указан диапазон звучания. Т.к. этот вопрос интересует многих артистов хора, то мы вынесли эти данные еще и в отдельную таблицу. Но при этом хочется обратить внимание, что эти диапазоны применимы больше для профессиональных певцов-исполнителей, нежели чем для любителей.

В нашем терминологическом словарике мы позволили себе привести не все значения слов. Мы рассматриваем значения слова только со стороны вокального или хорового смысла (так например слово Альт может означать и Смычковый инструмент семейства скрипок - вот такие значения слов мы нескромно позволили себе опустить)

Итак, наш небольшой терминологический путеводитель по голосам. Термины располагаются по алфавиту.

АЛЬТ (лат. altus - высокий; в ср.-век. музыке исполнялся выше тенора, ведущего основной напев) -

1) Партия в хоре или анс., сост. из низких детских или средних и низких жен. голосов (меццо-сопрано - первые альты, контральто - вторые альты); диапазон от фа мал. окт. до фа 2-й окт. (выше - очень редко), наиболее употр. соль (ля) мал. окт. - ми-бемоль (ми) 2-й окт.

БАРИТОН (греч. - тяжелозвучный) - Средний по высоте муж. голос; диапазон ля-бемоль (соль) больш. окт. - ля-бемоль 1-й окт.; переходная регистров. нота ре-диез (ре) 1-й окт.

Различают Баритон лирический (по легкости звука приближающийся к тенору) и драматический (по широте и мощности близкий басу), с промежуточными оттенками между ними.

В хоре баритоны входят в партию первых басов; диапазон соль большой октавы - фа 1-й октавы (выше очень редко, преимущ. в унисон с тенорами)

БАС (итал. basso - низкий) -

Различают Басы высокий (кантанте - певучий), центральный и профундо (глубокий) - низкий (их еще называют Басы-октависты. Особая, редко встречающаяся, разновидность самого низкого баса; название Октависты обычно применяется к хоровым певцам (в сольном пении - бас-профундо). Октависты поют октавой ниже басов (в редчайших случаях спускаясь до фа контр-октавы). Октависты чаще всего применяется в аккордовом складе, при негромком звучании. Акустический эффект участия октавистов состоит в слиянии звуков аккорда, который по отношению к основному тону является как бы обертонами (поэтому всего естественнее употреблять Октавистов при пении оснований мажорных трезвучий). Применять Октавистов следует осторожно, считаясь с указаниями композитора и стилем произв.)

2) Партия в хоре или вок. ансамбле; составляется из баритонов и собственно басов; диапазон (без октавистов) фа большой октавы (ниже редко) - фа 1-й окт., наиболее употребительные соль большой октавы - ре (ми-бемоль) 1-й октавы. Применение октавистов расширяет диапазон басовой партии на октаву вниз. Басовая партия - гармонич. фундамент хора, отсюда необходимость ее интонац. устойчивости и звучности. В то же время она должна обладать подвижностью, гибкостью в динамич. отношении, что благоприятно и для чистоты интонирования.

ДИСКАНТ (от лат. dis - приставка, означающая расчленение, cantus - пение) -

2) Партия в хоре или вок. ансамбле, исполняемая высокими детскими голосами.

КОЛОРАТУРА (от лат. coloro - окрашиваю) - быстрые виртуозные пассажи (гаммы, арпеджии) и мелизмы, украшающие вокальную партию. Колоратура часто применялась в старинной хоровой музыке (начиная с эпохи Возрождения), у Баха, Генделя, в рус. церк. концерте XVIII в. В современных хоровых сочинениях иногда используется как изобразительный прием. Колоратура - также способность голоса к движению (отсюда термин - колоратурное сопрано). Виртуозная подвижность любого хорового голоса (в т. ч. и баса) желательна в каждом квалифицированном хоре; она помогает выработке легкости звучания, точности интонирования.

КОНТРАЛЬТО (итал. contralto - низкий женский голос; диапазон от фа малой октавы (ниже - редко и преимущ. в нар. хорах) до фа2. Переходные ноты ми1 (фа1), до-диез2 (ре)2; в хоре - партия вторых альтов. Иногда используется в унисон с тенорами как своеобразная вокальная краска или для поддержки высоких теноровых нот; т. к. при этом меняется тембр теноровой партии, последнее не может служить правилом, а скорее - исключением.

МЕЦЦО-СОПРАНО (итал. mezzo - средний) - средний женский голос. Диапазон ля мал. окт. - ля2 (выше редко). Различают высокое (лирическое) Меццо-сопрано, по характеру звучания приближающееся к сопрано, и низкое, приближающееся к контральто. Переходные регистровые ноты фа-диез1 (фа1) - ре-диез2 (ре2). В хоре Меццо-сопрано составляют партию 1-х альтов, в 3-голосном жен. хоре, в зависимости от конкретн. условий, включаются в партию 2-го или 3-го голоса.

МИКСТ (от лат. mixtus - смешанный) - регистр певческого голоса, переходный между грудным и головным (фальцет) регистрами; характерен большей мягкостью, легкостью по сравнению с грудным регистром и большей насыщенностью, звучностью, чем фальцет. В хорошо поставленном голосе необходимо смешение основных регистров (грудного и головного) на всем диапазоне, причем по направлению вверх увеличивается головное звучание. В Миксте у мужского голоса преобладает грудной характер звучания, у женского - головной. Роль Микста особенно важна у мужских голосов хора; в частности, у теноров звуки 1-й октавы должны быть микстовыми.

СОПРАНО (от итал. sopra - над, выше) -

1) Самый высокий женский, детский (также дискант) голос. Диапазон до1 - до3, изредка встречаются более высокие (соль3) и низкие (ля малой октавы) звуки. Имеется 3 основные разновидности Сопрано: драматическое (характерное полнотой и силой звучания), лирическое (более мягкое) и колоратурное (отличается подвижностью, способностью к высоким нотам, ярко выраженным вибрато; в хоре не находит применения). Существуют также промежуточные виды (лирико-драматическое и лирико-колоратурное). Переходные регистровые ноты ми1 - фа1 и фа2 (фа-диез2).

2) Самая высокая партия в хоре или вок. ансамбле, состоящая из лирических (первые Сопрано) и драматических (вторые Сопрано) голосов; диапазон до1 (ниже редко) - до3, наиболее употребляемые ре1 - соль2 (ля2).

Сопрановая партия - важнейшая в хоре, поскольку (в гомофонно-гармонич. музыке) ей чаще всего поручается мелодия; отсюда необходимость ее динамич. гибкости, подвижности, красоты тембра.

ТЕНОР (итал., от лат. teneo - держу) -

2) Высокий мужской певческий голос. Диапазон до малой октавы - до2; переходная регистровая нота (между грудным и головным регистрами) фа - фа-диез1. Нотируется в скрипичном ключе (октавой выше действительного звучания), в басовом и теноровом ключах.

Основные разновидности Т.: лирический (tenore di grazia), драматический (tenore di forza), а также средний между ними - меццо-характерный - и редкий Тенор-альтино (с развитым верхним регистром - выше до2). В хоре Тенора лирические и альтино составляют первую партию, остальные - вторую. Вследствие частого применения в хоре (особенно в мужских) высокой тесситуры важно умение теноров пользоваться фальцетом и микстом.

ФАЛЬЦЕТ (от итал. falso - ложный), фистула - один из регистров мужского певческого голоса (верхний), в котором используется лишь головной резонатор, изолированно от грудного; голосовые связки смыкаются неплотно и колеблются краями, в результате чего Фальцет звучит слабо, бесцветно. В сольном пении Фальцет упортебляется изредка как своеобразная краска. В хоровом пении Фальцет применяется при разучивании высоких нот, на PP, при задавании дирижером тона. Некоторst тенора, исполняя предельно высокие ноты, пользуются "озвученным" Фальцетом, приближающимся к миксту: такие голоса для хора очень полезны. Умение пользоваться Фальцетом для певцов (ради "экономии голоса") и для дирижера обязательно.

Таблица диапазонов певческих голосов:

Хоровые голоса:
Голос Диапазон
Колоратурное сопрано до1 - до3, изредка встречаются более высокие (соль3)
Лирическое сопрано
Драматическое сопрано до1 - до3, изредка встречаются более высокие (соль3) и низкие (ля малой октавы) звуки; наиболее употр. ре1 - соль2 (ля2)
Меццо-сопрано ля мал. окт. - ля2 (выше редко)
Контральто от фа мал. окт. (ниже - редко и преимущ. в нар. хорах) до фа2
Лирический тенор до мал. окт. - до2
Драматический тенор до мал. окт. - до2
Тенор-альтино тенор с развитым верхним регистром - выше до2
Баритон ля-бемоль (соль) больш. окт. - ля-бемоль 1-й окт.
Бас фа больш. окт. - фа 1-й окт.
Бас-профундо поют октавой ниже басов (в редчайших случаях спускаясь до фа контр-октавы)

Подборка и компоновка материалов подготовлена Федотовой Т.А.

Были использованы следующие издания: Романовский Н.В. Хоровой словарь. Крунтяева Т., Молокова Н. Словарь иностранных музыкальных терминов

Понятие «певческий голос» связано со способностью человека петь. В отличие от речи, звуки голоса певческого имеют точную высоту, могут долго длиться. Они проявляются на гласных. Пользоваться голосом певческим человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. Различают голос певческий. бытовой («не поставленный») и профессиональный («поставленный»).

Под постановкой голоса понимается приспособление и развитие его в целях профессионального использования. Такие качества голоса певческого., как яркость, красота, сила и длительность звучания, широта диапазона, гибкость, неутомляемость, во многом определяющиеся природными свойствами голосового аппарата могут быть развиты в процессе постановки голоса. Голос может быть поставлен для оперно-концертного пения, исполнения народных песен, эстрадного пения и т. д.

Определяющие качества голоса певческого - красота тембра и способность долго выдерживать звуки. Оперно-концертный голос должен быть хорошо слышным в больших залах, то есть обладать так называемой полётностью. Полётны звонкие, металличные голоса. Качество металличности и полётности определяется наличием в спектре голоса группы высоких обертонов, так называемой высокой певческой форманты. Округлость и мягкость звучания голоса зависят от усиления обертонов низкой части спектра. Высокая и низкая певческие форманты, а также вибрато (пульсация с частотой 5-6 раз в секунду) определяют красоту и льющийся характер голоса.

Важное качество голоса певческого - его сила. Оперное пение требует сильного голоса, который может наполнять большой зал и быть слышным на фоне оркестрового сопровождения. Голос от природы имеет регистры. Под регистром понимается ряд однородных по тембру звуков, производящихся единым физиологическим механизмом. Звуки разных регистров звучат по-разному.

В мужском голосе выделяют грудной регистр в нижней части диапазона и фальцетный в верхней. Грудной регистр отличается силой и богатством звучаний. Фальцетный слаб и беден по тембру. В женском голосе различают грудной регистр, центральный, в котором совмещается головное и грудное звучание, и головной в верхней части диапазона, звучащий светло, открыто.

Профессиональный голос должен иметь диапазон в две октавы и звучать ровно на всём протяжении диапазона. Это достигается с помощью развития смешанного звучания, так называемого микста. Голоса классифицируются по тембру и высоте. Различают шесть основных типов голосов:

  • сопрано
  • меццо - сопрано
  • контральто
    • тенор
    • баритон
    • дискант

Колоратурное сопрано - самый высокий женский голос. (диапазон: до первой октавы - фа третьей октавы.) Голос очень хрупкий, изящный с беспредельным серебряным верхним регистром. Легкость позволяет исполнять сложнейшие рулады, широкие скачки, изящные мелизмы и невероятно бравурные пассажи. Оперные партии: Царица ночи (Волшебная флейта), Кукла (Сказки Гофмана), Снегурочка (Снегурочка).

Лирическое сопрано - (диапазон: до первой октавы - до, рэ третьей октавы.)Голос кантиленный, мягкий, ярко звучит на всем диапазоне. (Оперные партии: Виолетта (Травиата), Иоланта (Иоланта), Маргарита (Фауст).

Лирико - драматическое сопрано - более объемный,очень выразительный голос, в котором прекрасно сочетаются мягкость, кантилена и спинто. Оперные партии: Татьяна (Евгений Онегин.) Норма (Норма), Аида (Аида).

Драматическое сопрано - сильный, объемный, ярко тембральный голос. Это дает ему возможность петь всю партию на сильном эмоциональном накале. Оперные партии: Тоска (Тоска) ,Абигаиль (Набукко), Турандот (Турандот).

Меццо - сопрано - средний голос между сопрано и контральто.

Лирическое меццо - сопрано - светлый по тембру и цветом приближенный к сопрано. (диапазон: ля малой октавы - ля, си второй октавы). Оперные партии: (Амнерис (Аида), Эболи (Дон Карлос), Ганна (Майская ночь), Весна (Снегурочка)

Центральное меццо-сопрано - крупный, плотный,сильный голос. Оперные партии: Любаша (Царская невеста), Марфа (Хованщина), Азучена (Трубадур), Кармен (Кармен).

Колоратурное меццо-сопрано -очень редкий голос наделенный яркостью, гибкостью и подвижностью, что позволяет петь сложнейшие пассажи,фиоритуры и рулады. Оперные партии: Изабелла (Итальянка в Алжире), Розина (Севильский Цирюльник), Золушка (Золушка).

Контральто - самый низкий женский голос. Бархатный с шикарными грудными нотами. Оперные партии: Ратмир (Руслан и Людмила), Кончаковна (Князь Игорь), Ольга (Евгений Онегин), Ульрика (Бал маскарад).

Лирический тенор - серебристый, мягкий, очень подвижный с колоратурами голос (диапазон: от до первой - си, до третьей). Оперные партии: Ленский (Евгений Онегин), Левко (Майская ночь), Линдоро (Итальянка в Алжире) Граф Альмавива (Севильский Цирюльник). Лирико-драматический тенор - более спинтовый и плотный голос. Оперные партии: Альфред (Травиата), Герцог (Риголетто), Владимир Игоревич (Князь Игорь).

Драматический тенор - объемный, яркий, голос с металлом, по природе очень сильный.

Оперные партии: Герман (Пиковая Дама), Манрико (Трубадур), Туриду (Сельская честь), Калаф (Турандот).

Лирический баритон - высокий, яркий, подвижный голос. (диапазон: ля большой -ля первой октавы). Оперные партии: Фигаро (Севильский цирюльник), Дон Жуан(Дон Жуан), Дон Паскуале (Дон Паскуале), Валентин (фауст), Елецкий (Пиковая Дама).

Драматический баритон - бархатный, объемный, сильный по всему диапазону голос. Оперные партии: Амонасро (Аида), Яго (Отелло), Дагон (Самсон и Далила).

Бас - самый низкий мужской голос. (диапазон: до большой октавы -ре, ми первой октавы).

Высокий бас - обычно характерный, подвижный,комический. Оперные партии: Дон Базилио (Севильский цирюльник), Лепорелло (Дон Жуан), Малатеста (Дон Паскуале), Мустафа (Итальянка в Алжире).

Центральный бас - крупный, яркий, очень сочный голос, богатейший грудной регистр. Оперные партии: Борис Годунов (Борис Годунов), Мельник (Русалка), Филипп (Дон Карлос), Рене (Иоланта), Кончак (Князь Игорь).

Бас-профундо - очень низкий, грудной, объёмнейший голос. Используется чаще всего в церковно-хоровой музыке.

Диапазон голоса — это количество нот, которое способен спеть вокалист. От самой низкой ноты до самой высокой. Точнее, насколько певца могут растягиваться, чтобы сомкнуться наверху и внизу.

На педагог в первую очередь оценивает ваш певческий диапазон, когда дает характеристику голоса. Иметь широкий голосовой диапазон важно для хорошего исполнителя.

Какой у вас голос и диапазон?

В профессиональное пение, как и в большой спорт, не берут всех подряд. У будущего певца должна быть хорошая . Эластичность голосовых связок, данная природой. Именно она влияет на гибкость голоса и широту диапазона.

Однако, певческий диапазон можно развивать! Для этого и нужно знать, какой диапазон голоса у вас.

В академическом пении есть общепринятая система с четкими границами певческого диапазона. Которой уже более 300 лет, на минуточку!

Тип голоса ЖЕНСКИЙ МУЖСКОЙ
ВЫСОКИЙ
  • колоратурное сопрано
  • сопрано
  • контртенор
  • тенор
СРЕДНИЙ меццо-сопрано баритон
НИЗКИЙ контральто (альт) бас

В эстрадном и джазовом пении отказались от какой-либо классификации голоса по диапазону. Потому что в современной поп, рок и соул музыке нет никаких границ и канонов, как в классике.

Например, в опере за определенным типом (диапазоном) голоса закреплен тембр и характер персонажа.

  • Лирическое сопрано чаще всего поет «приму», главную героиню, страдающую от любви.
  • Тенор — ее мечтательный возлюбленный.
  • Баритон или бас — злодей, который хочет их разлучить.
  • Меццо-сопрано — антогонист, соперница «примы», обязательно с драматичной судьбой.
  • Колоратуре чаще отдают мифических персонажей, вспомните хотя бы арию Царицы Ночи Моцарта.

Примерные границы певческих диапазонов в академическом вокале:Зная характер персонажа и его окраску голоса, композитор сочиняет оперные арии, которые подходят по высоте певцу с определенным певческим диапазоном.

В современном эстрадном, джазовом вокале диапазон не всегда соответствует музыке, которую вы поете. Можно менять тембр и характер звука, независимо от того, какой у вас диапазон. А также владеть певческим диапазоном в четыре октавы, но исполнять поп-песенки из трех нот.

Как определить свой диапазон голоса?

Узнать диапазон голоса и подобрать песни, которые походят вам по высоте, сможет . Однако, вы в силах сделать это сами. Определить с помощью тюнера , либо с инструментом, если знаете ноты.

Пойте распевки до тех пор, пока можете сомкнуть голосовые связки и издать хоть какой-то звук. Самые верхние и нижние ноты, которые вы способны извлечь, будут границами общего голосового диапазона.

Вот небольшая шкала, чтобы вы понимали, о чем речь:

  • 1-1,5 октавы — рабочий диапазон среднего начинающего вокалиста, у которого еще не разработан голос.
  • 2-2,5 октавы — певческий диапазон, с которым можно брать сложные красивые песни. У многих людей с гибким от природы голосом бывает диапазон в две октавы и без занятий вокалом.
  • 2,5-3 октавы — диапазон профессионального певца. Кстати, к певцам, которые работают в мюзиклах и поют в опере, есть требование иметь диапазон не меньше двух октав !
  • 3-3,5 и выше — диапазон ХОРОШЕГО профессионального певца.
  • 4-4,5 октавы — редкость среди вокалистов. Однако, все певцы стремятся к отметке в четыре октавы, и правдами-неправдами прибавляют себе пару нот на словах.
  • 5 октав и выше — большая редкость, голоса таких людей считают уникальными и частенько заносят в Книгу рекордов Гиннеса.

Можно ли увеличить вокальный диапазон?

Разговорный диапазон — это небольшой отрезок в пять-шесть нот. Его вы используете в повседневной речи. Разговорный диапазон называют «примарным». Голос звучит естественно и насыщенно в примарных нотах. Поэтому большинство певцов не поет, а как бы говорит под музыку, не напрягаясь. Есть вокальные техники по увеличению диапазона за счет примарных нот.

Рабочий певческий диапазон — отрезок голоса, где вокалист использует разработанные упражнениями ноты. Он гораздо шире разговорного, но тоже ограничен. Рабочий диапазон легко развить упражнениями и распевками.

Чаще всего, когда педагог по вокалу обещает увеличить ваш диапазон голоса, речь идет именно о рабочем диапазоне, а не о том, что заложен в вас природой.

Общий диапазон голоса — то количество звуков, которые вы способны извлечь, но которыми не пользуетесь в пении. От крайних нот наверху, близких к писку, и до грудных самых низких нот. Общий диапазон зависит от физиологии, данной от природы, и различается у большинства людей.

Расширить общий диапазон куда сложнее, чем рабочий. Однако, он меняется с возрастом в течении жизни. У детей диапазон меньше, а голос выше. В подростковом возрасте голос «ломается», грубеет. И окончательно формируется по тембру и диапазону к годам 30. В старческом возрасте связки теряют эластичность, и общий диапазон сокращается. Хотя рабочий может оставаться прежним.

Какие бывают певческие диапазоны на примере диапазона моего голоса:


Ну, и интересная особенность — когда вы работаете над краями общего диапазона , над самыми верхними нотами, средний регистр голоса укрепляется, начинает звучать лучше и плотнее.

Зачем знать, какой певческий диапазон у вас?

  1. Чтобы понимать , какие песни подходят вам. Выбрать песню в своем диапазоне и правильно подобрать стиль музыки. Например, для соула, r&b и рока необходимы голоса с высокими нотами, а значит, с широким вокальным диапазоном. В доказательство Ian Gillan, Aretha Franklin и Beyonce. Джаз и блюз — для голосов с плотными низкими нотами, как например, у Billie Holiday и Etta James . А вот фанк и поп-музыка отлично подойдут голосам с небольшим диапазоном, если вы обладаете ярким тембром в разговорном регистре.
  2. Чтобы найти свои переходные ноты. Переходные ноты находятся на стыке двух («головного» и «грудного»). Там, где голос «ломается», переходит от плотного звука к тонкому. У широкого диапазона таких «порогов» может быть больше двух.
  3. Чтобы знать, какая система упражнений и распевок вам подойдет. Лучше всего определит это педагог по вокалу. Но если вы занимаетесь пением самостоятельно, то информация о вашем певческом диапазоне пригодится, чтобы подобрать распевки для высокого или низкого голоса. Кстати, рекомендую распевки Мелиссы Кросс . Они разделены по типу голосов: бас, тенор, альт и сопрано, и созданы для эстрадного пения и экстрим-вокала.

Рабочий диапазон можно и нужно расширять. Для этого:

  • Пропевайте звуки за пределами разговорного регистра. Пойте больше распевок на неудобные верхние и нижние ноты, чтобы приучать голос работать иначе.
  • Берите сложные песни. Те, где мелодия выше или ниже рабочего диапазона. Тренируясь на таких композициях, можно быстро развить певческий диапазон.
  • Меняйте тональность. Пойте песню на полтона ниже и на полтона выше. А потом возвращайтесь в исходную тональность. Голосовой диапазон будет увеличиваться.
  • Работа с регистрами голоса также помогает расширять рабочий диапазон. Советую мой лайфхак для голоса — на разработку вокальных регистров.

Зачем развивать голосовой диапазон?

Чтобы петь больше красивых песен и обладать большими красками голоса! При неразвитом диапазоне песни у вокалиста будут однообразными, в пределах двух-трех нот.

Вот несколько примеров, каким общим диапазоном голоса обладают современные певцы и певицы:

  • Adele — 2,5 октавы
  • Sia — 3 октавы
  • Katy Perry — 3 октавы
  • Celine Dione — 3,1 октавы
  • Whitney Houston — 3,2 октавы
  • Madonna — 3,2 октавы
  • P!nk — 3,5 октавы
  • Ariana Grande — 4 октавы
  • Beyonce — 4 октавы
  • Christina Aguilera — 4 октавы
  • Полина Гагарина — 3,2 октавы
  • Пелагея — 3,5 октавы
  • Ани Лорак — 4 октавы
  • Sam Smith — 3 октавы
  • Justin Timberlake — 3,2 октавы
  • Ed Sheeran — 3,5 октавы
  • Michael Jackson — 4 октавы
  • Freddie Mercury — 4 октавы
  • Adam Levine — 4 октавы

Ну, теперь понятно, зачем развивать диапазон голоса, чтобы стать профессионалом?

Тогда открывайте мой . Это простое и эффективное упражнение для голоса мы используем с учениками уже много лет.

Вам понравится:

Основные вопросы

2.Хоровые партии и их составляющие.

3.Партия сопрано. Характеристика.

4.Партия альтов. Характеристика.

5.Партия теноров. Характеристика.

6.Партия баритонов.

7.Партия басов.

Цель: Изучение особенностей и специфики певческих голосов.

Введение

Основная классификация голосов (сопрано, альты, тенора, басы) сложилась в хоровом искусстве к XIV веку в процессе развития многоголосного пения. В XII- XIII веках появляется дискант (позднелатинское: расчленение, - пение). Голос исполняющий главную мелодию – стал называться тенором (от латинского - держать). Позднее к этим двум голосам присоединяется контртенор, который по мере надобности пел то выше, то ниже тенора. Однако очень скоро, в связи с усложнением тре­бований, которые предъявлялись к этому голосу в отношении его диапазона, он был разделен на два: бас (итал. - низкий) и альт (лат. - высокий) названный так потому, что он располагался выше тенора.

Значительно позже возникло разделение верхнего голоса на более высокий - сопрано (итал. - над) и менее высокий, который получил название среднего - меццо-сопрано. Альт в итальянской школе стал называться «контральто». Во многих партитурах старых итальянских мастеров сохраняется это название альта. Последним выделился в самостоятельный тип голоса баритон. Низкий тенор дал начало лирическому баритону, а высокий бас - драматическому.

В партитурах и клавирах обычно фиксируются только типовые наименования голосов.

Сопрано - колоратурные, лирические, драматические, лирико-колоратурные и лирико-драматические.

Меццо-сопрано - лирические и драматические.

Контральто.

Тенора - лирические, драматические, лирико-драматические, алътино, характерные.

Баритоны - лирические и драматические.

Басы - высокие, низкие и октависты (профундо).

Хоровые партии и их составляющие

Партия сопрано

Колоратурное сопрано - самый легкий и подвижный голос, при правильном голосообразовании имеет наиболее широкий диапазон от ля-си малой октавы до фа-соль III октавы. Средний регистр довольно слабый, верхний - сильный, светлый, блестящий. Партии колоратурных сопрано обычно виртуозны. Партия Антониды из оперы М. Глинки «Иван Сусанин», Мюзетты из оперы Дж. Пуччини «Богема», Виолетты из оперы Дж. Верди «Травиата» и др. Колоратурное сопрано отличается жесткостью звучания, плохо сливается в ансамбле с другими голосами и поэтому в хоре не используется.

Лирико-колоратурное сопрано при большом диапазоне и технической подвижности обладает мягкостью, напевностью, способностью сливаться с другими голосами. Наличие их в хоре придает хору звонкость и яркость тембру партии сопрано.

Лирическое сопрано имеет диапазон - до I октавы - до III октавы и отличается мягким, теплым звуком. Нижний регистр звучит довольно слабо, зато средний регистр - очень выразительный, динамичный, светлый. Ярко звучит верхний регистр, особенно от соль-до до си-бемоль II октавы. Наиболее типичной лирической сопрановой партией в русской оперной литературе является партия Татьяны в опере П. Чайковского«Евгений Онегин». Лирические сопрано очень хорошо сливаются с другими голосами и составляют основу верхнего голоса смешанного и женского хора.

Драматическое сопрано обладает большой силой и благодаря хорошо развитому грудному регистру может исполнять низкие звуки меццо-сопрано. Нижний и средний регистры звучат сочно и полно, верхний - сильно, насыщенно и ярко. Типичными партиями драматических сопрано в оперной литературе являются партии Аиды в одноименной опере Дж. Верди, Лизы - в опере П. Чайковского «Пиковая дама» и др.

Хоровая партия первых сопрано составляется в основном из лирических сопрано . Более тяжелые голоса помещаются в партии третьих сопрано. Общий диапазон партий сопрано: до I октавы - до III октавы. Рабочий диапазон- ми-бемоль-ми I октавы- си-бемоль II октавы. Зона примарных звуков - си-до I октавы. Переходные ноты ми-фа I октавы и ми-бемоль - фа-диез II октавы. Нижний регистр включая переходные ноты, у сопрано слабый, приглушенный. Наиболее естественно в этой тесситуре звучание альтов. Пример: С. Танеев «Серенада».

Иногда в партии сопрано используется си, си-бемоль малой октавы. Однако это относится к тем случаям, когда сопрано поют в унисон с альтами. Пример: Дж. Верди «Реквием» (Agnus Dei).

Верхний регистр у сопрано звучит ярко, блестяще, виртуозно. Пример: М. Глинка «Славься» из оперы «Иван Сусанин», М. Коваль «Казнь Пугачева» из оратории «Емельян Пугачев». В среднем регистре сопрано звучит легко, подвижно. Пример: И.С. Бах «Месса си-минор №11. Хор». Партии сопрано легче удается постепенное движение по звукам диатонической гаммы и труднее исполнение пассажей и фигурации с хроматизмами и скачками. Пример: Н. Римский-Корсаков, хор из оперы «Золотой петушок».

Так как партия сопрано очень часто выполняет функцию основного мелодического голоса, встает особая проблема качественного комплектования этой партии. Сопрано должно обязательно обладать ярким, красивым тембром. Тембр партии сопрано оказывает решающее влияние на общую звучность хора.

Партия альтов

Партия альтов состоит из меццо-сопрано и контральто .

Лирическое меццо-сопрано выделяется красивым грудным тембром. Они могут достигать большой подвижности и колоратурной гибкости (Партия Розины из оперы Россини «Севильский цирюльник»)

Драматическое меццо-сопрано - голос менее подвижный и отличается ярким грудным звучанием в низком регистре.

Партия I альтов состоит из лирических меццо-сопрано. Лучшая зона звучания: до I октавы - ре II октавы. Партия II альтов состоит из драматических меццо-сопрано и контральто. Наиболее выразительным и динамичным звучит эта партия от соль малой октавы до си I октавы. Технически она менее подвижна. Исключение, пример: (И.С. Бах «Месса си минор №20. Хор»). Подобные произведения в хоровой литературе не единичны. Унисон альтовой партии дает ровное, полное, насыщенное звучание на протяжении всего рабочего диапазона от соль малой октавы до ми II октавы.

Однако в произведении И. Баха, Л. Бетховена, Дж. Верди, Н. Римского-Корсакова, А. Гречанинова, Вик. Калинникова, Д. Шостаковича, С. Прокофьева, и многих других композиторов соль малой октавы используется не реже чем ля, и фа II октавы (Д. Шостакович «Девятое января», Л. Бетховен «Месса ре-мажор», «Gloria»).

К сожалению, драматические меццо-сопрано и контральто - голоса редкие и партия альтов комплектуется из лирических голосов, поэтому нижняя часть диапазона звучит слабо. Переходные ноты у альтов ми -фа-диез I октавы и до - ре-диез II октавы. Зона примарного звучания альтов - соль-ля I октавы.

Партия теноров

Тенора - высокие мужские голоса. Тенора-альтино - самые высокие, легкие и подвижные голоса с диапазоном от ре - ми малой октавы до ми - фа II октавы. (Звездочет в опере «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова). Тенор-альтино - голос редкий и наличие их в хоре способствует достижению яркой, звонкой, легкой звучности в верхнем регистре теноровой партии.

Лирические тенора имеют мягкий задушевный тембр (партия Ленского в опере «Евгений Онегин» П. Чайковского, партия Альмавивы в опере «Севильский цирюльник» Дж. Россини). Общий диапазон: до малой октавы - до II октавы. Рабочий диапазон - ми малой октавы - ля -си-бемоль I октавы .

Драматические тенора отличаются большой силой звучания в верхнем регистре и полнотой, насыщенностью в нижнем (партия Хозе в «Кармен» Ж. Визе, Германа в «Пиковой даме» П. Чайковского, Садко в одноименной опере Н. Римского-Корсакова, Отелло в опере Дж. Верди и др.).

Основу хоровой партии I теноров составляют лирические тенора, II теноров - драматические. Общий диапазон до малой октавы - до II октавывы. Переходные ноты - ми-бемоль - фа-диез I октавы. Зона примарного звучания си-бемоль малой октавы –до1 октавы.

Партия баритонов

Драматический баритон - голос большой силы, ярко и мощно звучит на всём диапазоне. В опере чаще воплощает сильные характеры - это либо патриоты: Князь Игорь («Князь Игорь» Бородина), Богдан Хмельницкий («Богдан Хмельницкий» Данькевича), Андрей Болконский («Война и мир» Прокофьева), либо рабы своей любви и ревности, зависти, мести: Грязной («Царская невеста» Римского-Корсакова), Риголетто («Риголетто» Верди), Мазепа («Мазепа» Чайковского), Демон («Демон» Рубинштейна), Яго («Отелло» Верди), Алеко («Отелло» Верди).

Лирико-драматичесикй баритон может исполнять как лирические, так и другие партии (роли Фигаро, Бориса Годунова, Руслана и Алеко были написаны авторами для драматического баритона, но после исполнения их Шаляпиным стали исполняться и басами).

Гулак-Артемовский (19в)

Камилло Эверарди (19в)

Маттиа Баттистини

Антонио Котоньи

Иван Александрович Мельников

Павел Лисициан - лирический баритон

Юрий Гуляев - лирико-драматический баритон

Тита Руффо - драматический баритон

Дмитрий Хворостовский

Владимир Петров - белорусский певец

Жилюк – белорусский певец

Виктор Скоробогатов - белорусский певец

Партия басов

Басы – низкие мужские голоса. К хоровой партии относятся баритоны (греч. Barytonos тяжелозвучный). Лирический баритон тяготеет к тенору, а драматический – к басу. (Партия Онегина в одноименной опере П. Чайковского, партия Елецкого в опере «Пиковая дама» П. Чайковского, партия князя Игоря в одноименной опере А. Бородина. В хорах обычно баритоны поют в партии I басов (или II теноров).

Диапазон баритонов от ля большой октавы до ля-бемоль I октавы. Зона переходных нот -до- ми-бемоль I октавы, примарные звуки -соль -ля малой октавы.

Высокие басы отличаются от баритонов большей мягкостью, ком­пактностью звучания в средней и верхней части диапазона.

Общий диапазон басов ми-фа большой октавы - ми-фа I октавы. Переходные ноты - си-бемоль малой октавы - до-диез I октавы. Зона примарного звучания - ми - фа-диез малой октавы. В среднем и высоком регистре басы могут исполнять весьма успешно подвижные партии (Бах «Месса си-минор № 17. Хор»). В этих регистрах где басы звучат выразительно и динамично обычно основной мелодический материал излагается в партии басов (Г. Свиридов «Героям Перекопской битвы», «Патетическая оратория»).

В низком регистре пассажи и фиоритуры басам обычно пишутся редко. Примеры сложных для исполнения басовых партий: В. Мурадели «Красная Песня», А. Пащенко «В темном лесе».

Особую группу партии II басов составляют октависты. В хоре их бывает один-два Это очень низкие басы, тяжелые, малоподвижные голоса. Их диапазон от ля контроктавы до до I октавы, но используются только низкие звуки, редко фа контроктавы*.

Примеры использования басов-октавистов: Ю. Сахновский «Ковыль», Вик. Калинников «Утром зорька», А. Гречанинов «Эхо». Октависты используются только в произведениях a cappella и придают звучанию хора особую окраску, глубину и полноту. Наилучший эффект звучания октавы в нюансе от pianissimo до mezzo-forte. Октава используется в основном на выдержанных педальных звуках или при плавном поступенном движении.

«Контр-фа»было высечено на могильном камне октависта придворной капеллы Телегина(начало 19века)

Бас - самый низкий и мощный из мужских голосов, имеет несколько видов.

Бас-баритон - самый высокий из басов, похож на драматический баритон, но звучит массивнее, особенно внизу. Диапазон - от G (иногда F) большой октавы до G1; «рабочая середина» - от В большой до D1. Переходные звуки у басов варьируются от А -В (малой) до Cl - EIS1.

Образы, воплощаемые басом, в большинстве своём, герои средних лет, чаще-пожилые. Среди них немало положительных, величественных фигур.

Партии баса-баритона:

Мефистофель («Фауст» Гуно)

Сусанин («Иван Сусанин» Глинки)

Досифей («Хованщина» Мусоргского)

Басы-баритоны:

Ф.И. Шаляпин * Евгений Hecтеров Центральные басы - самая многочисленная группа - имеют диапазон от E.S-Е большой до F1. Наиболее звучный и мощный - центр, отсюда и его название. Чаще в репертуаре центрального баса верхний отрезок диапазона остаётся без употребления (он может звучать и слабее и более напряжённо). «Рабочая середина» - G - А большой - В малой - С1.Образы:

Папагено («Волшебная флейта» Моцарта)

Фарлаф («Руслан и Людмила» Глинки)

Мельник («Русалка» Даргомыжского)

Кончак («Князь Игорь» Бородина)

Варяжский гость («Садко» Римского-Корсакова)

Певцы, обладатели центральных басов:

Г. и А.Пироговы

Марк Рейзен

В.Р.Петров Бас-профундо или низкий бас - редкий голос с диапазоном от А контроктавы или С большой до C-D1 (его партии часто исполняют центральные басы, а их партии - басы-баритоны).

Максим Михайлов

Поль Робсон

Характерным басом или басом-буффо может быть любой из басов, чаще это певцы, у которых наиболее выразителен какой-либо один участок диапазона.

Оперные партии характерного баса:

Бартоло («Севильский цирюльник» Россини)

Скула («Князь Игорь» Бородина)

Каленик («Майская ночь» Римского-Корсакова)

Цунига («Кармен» Бизе)

Старый князь Болконский («Война и мир» Прокофьева)

Партии buffo хорошо удавались Шаляпину, Паторжинскому, Чернобаеву.

Специфической особенностью мужских голосов является т.н. фальцетный звук, очень похожий тембром на женский голос. До открытия, которое сделал Дюпре, этим звуком пользовались все тенора, беря звуком выше AS1 (в народе фальцет обозначают словом «фистула»). Фальцет удобнее на Е, И, Ы, У. Существует ещё приём пения, присущий всем мужским голосам, это пение «mezzo voce» -вполголоса. Женским голосам это почти не свойственно.

У баса наибольшая амплитуда, колебания звука, что и даёт ему большую силу, большую возможность контрастов динамики, чем у других голосов, например, рр у баса (особенно при фальцете) может быть такое, как и у сопрано, зато какая огромная разница в forte у этих голосов.

К л ю ч е в ы е с л о в а

К о р о т к и е в ы в о д ы

Благодаря этой работе можно получить необходимые сведения: о типе каждого голоса, их возможностях, подробную характеристику.

К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы

1.В каком веке в хоровом искусстве появляются классификации голосов?

4.Как фиксируются в партитурах и клавирах типы наименований голосов (хоровые и сольные)?

5.Какие виды сопрано существуют?

6.Каковы виды басов?

Содержание:

Чаще всего, тембром является окраска звука, который исходит от определенного человека. Бывает, некоторые люди могут узнать по нему своего знакомого. Определение типа тембра голоса и работа с ним является очень интересным и увлекательным занятием.

Тембр голоса – яркость звука, его индивидуальность, передаваемая во время звукопроизношения. Его звучание определяется основным тоном и дополнительными звуками (обертонами). Чем их больше – тем живее и красочнее будет .

Что такое тембр голоса и от чего он зависит?

Тембр – это окраска звука, его яркость, теплота и индивидуальность. Звучание голоса определяется основным тоном и строем звуков (обертонами). Насыщенность обертонов придает звуковой гамме сочность и яркость. Тембр человеческого голоса зависит от строения голосовых связок. Встретит двух людей с совершенно одинаковыми звучаниями голоса — большая редкость. Улучшить окраску своего голоса — нелегкая задача. Но человек может это сделать, выполняя определенные упражнения. Для этого подойдут занятия с преподавателем по . Или занятия в домашних условиях.

Тембральная окраска зависит от объема горлового резонатора, плотности смыкания связок, формы и объема трахеи. Звучание голоса нередко свидетельствует о работе всего человеческого организма. Его индивидуальность определяется строением речевых органов и состоянием нервной системы. Работая в разных режимах, голосовой аппарат придает тембру различные вариации.

На тембр влияет также осанка, насколько человек полон сил и скорость речи. То есть чем она медленнее, тем голос богаче. Осанка ощутимо влияет на произношение слов. Хорошая осанка является залогом хорошего дыхания. А правильное дыхание – залог красивого голоса.

Какие виды бывают?

Наиболее привлекательным считается тембр голоса, для которого характерна правильная модуляция, как по низким, так и по высоким нотам. По факту, при правильном подходе можно поставить любой голос. И, следовательно, придать ему профессиональное звучание. Что бы это сделать, следует научиться управлять эмоциональной окраской, а также – частотностью голоса. Это сделать несложно, при наличии специалиста по .

Для того, чтобы определить свой собственный тембр, следует знать какие виды тембров существуют:

1. Мужские

Лучано Паваротти — итальянский оперный лирический тенор

Фёдор Шаляпин — известный певец (высокий бас)

3) Баритон

Этот тембр – средний по . Как и тенор, подразделяется на драматический и лирический.

Константин Кинчев — солист группы «Алиса», драматический баритон

2. Женские

1) Сопрано

Очень высокий тембр. Существует лирическое, драматическое, колоратурное.

Сара Брайтман — английская певица, сопрано

2) Контральто

Бейонсе — популярная американская певица (контральто)

Для простоты используют и обыденное подразделение:

  • Золотой
  • Серебряный
  • Медный
  • Бархатный

2. Обычная классификация:

  • Твердый
  • Мягкий
  • Слабый
  • Тяжелый
  • Жесткий
  • Холодный
  • Мелодический
  • Приятный
  • Мягкий
  • Металлический
  • Глухой

Ирина Забияка, обладательница низкого тембра голоса среди женской половины человечества

Определение тембра голоса и его изменение

Скорее всего, определить его будет практически невозможно из-за отсутствия определенных знаний и навыков. Хотя в домашних условиях вы можете предположительно отнести его к одному из перечисленных видов.

1. Спектрометр

Наиболее достоверные данные можно получить, используя специальный прибор – спектрометр. Эта аппаратура изучает исходящий звук, затем – правильно классифицирует его. Он состоит из специального микрофона и усилителя звука. Его принцип состоит в расчленении звука на составляющие посредством акустических фильтров. Весь процесс можно наблюдать на приборном дисплее. Затем прибор исследует произнесенный звук, так как именно формат речи оказывает существенное влияние на степень различия голоса. В большинстве случаев, аппарат распознает первые три произнесенные согласные звука.

2. Специалист

Вам желательно заранее определить тембр голоса, чтобы подобрать подходящие упражнения для совершенствования голоса. Педагог подбирает специальные произведения с разным положением звуков по высоте (тесситура). Это позволит подобрать необходимую высоту для конкретного человека. Пропев песни, имеющие разные октавы нот, можно узнать в каком месте вы поете свободно, а в каком с напряжением голосовых связок. Человек индивидуален и каждому свойственен свой набор нот определенной высоты. Лишь умелый педагог сможет определить ваш тембр голоса и диапазон, смотря на пение ваших нот определенной октавы.

Многие люди хотели бы изменить звучание своего голоса. Это касается, прежде всего, выступающих и людей, которым приходится говорить длительное время. Будь то , актер, радио-ведущий, диктор или певец.

Поскольку, тембр зависит от особенностей организма каждого человека, то кардинально изменить звучание представляется невозможным. Но, можно придать ему необходимую окраску, добавив высокие ровные тона. Для этого предназначены упражнения, например, на произнесение мягкого фрикативного «г ».

Что на него влияет?

1. Курение

У курящего с большим стажем тембр становиться значительно ниже.

2. Недосыпание, неудовлетворенность в жизни

Стоит понимать, что настроение, как хорошее, так и плохое, влияет на тембр.

3. Простуда, переохлаждение

Очевидно, нужно заботиться о своем здоровье: избегать холода, по возможности не пить ледяные напитки и отказаться от мороженного.

4. Подростковый период

Рекомендуем вам заниматься плаванием для укрепления мышц, которые поддерживают правильную осанку. В комплексе с голосовыми упражнениями, это приносит неплохие результаты. Многое зависит и от продолжительности сна. Некоторые солисты театра утверждают, если лечь спать до полуночи, и проснуться до 11 утра, то голос звучит заметно лучше в этот день!

Если человек внутренне спокоен и расслаблен, его голос звучит пышнее. Научитесь входить в состояние гармонии, оставаться при этом бодрым! И тогда ваш голос будет звучать максимально ярко, а ваша скорость будет естественной.