Как называется элемент слога находящийся перед ядром. Смотреть что такое "слог" в других словарях. Виды слогов в русском языке

— фонетико-фонологическая единица, занимающая промежуточное положение между звуком и речевым тактом (см. Звуки речи, Артикуляция). Выделяется неск. признаков С. как фонетич. единицы. С т. зр. речедвигательного управления С. есть миним. цепочка звуков, внутри к-рой действуют правила коарти-куляции (напр., в рус. яз. наложение артикуляции последующего звука на артикуляцию предыдущего) и распределения длительностей. Предполагается, что С. реализуется не как последовательность составляющих его звуков, а как цельный артикуляционный комплекс, т. е. задается единым блоком иейрофизиологич. команд к мышцам (Л. А. Чистович). С т. зр. речевой аэродинамики С. есть миним. звуковой отрезок, на к-рый приходится нарастание и спад величины воздушного потока («дыхательный импульс»). В аку-стич, сигнале «дыхательному импульсу» соответствует восходяще-нисходящая дуга звукового давления («волна звучности»), В языках мира проявляются след. признаки С. как фонологич. единицы: а) ограниченность класса допустимых схем С. (напр., в араб. яз. допустимы лишь слоги вида «согласный + гласный» и «согласный + гласный + согласный»); б) простая структура внутрислоговых консонантных сочетаний, соответствующая принципу «волны звучности» (напр., в дат. яз. в конце слога допускаются лишь сочетания «сонорный 4- шумный»); в) наличие дистрибутивных ограничений, к-рые описываются в терминах слоговых позиций (напр., в нем. яз. звонкие шумные невозможны в конце слога); г) компенсаторные отношения по длительности между гласным и конечносло-говым согласным (напр., в швед. яз. за кратким гласным следует долгий согласный, а за долгим гласным — краткий согласный); д) зависимость места ударения от количеств, структуры С. (напр., в лат. яз. ударение падает на предпоследний слог, если он содержит долгий гласный илн оканчивается на согласный, и на 2-й слог от конца в прочих случаях); е) наличие слоговой просодии — тональной или тембровой (напр., слоговой сингармонизм- по мягкости/твердости в праслав. яз.); ж) тенденция к корреляции слогоразделов и грамматнч. границ (ее крайнее проявление — совпадение морфемы и слога, или моносиллабизм), такие морфолого-фонологич. единицы называют енллабемам и. Большинство языков обнаруживает фоиологич. признаки слоговости; в таких языках звуковые цепи образованы соположением слоговых «квантов», имеющих четко выраженную внутр. структуру, слогоделение здесь однозначно. К числу языков, в к-рых фонологич. признаки слога отсутствуют, относится современный русский. Рус. звуковые цепи основаны на чередовании вокалич. «вершин» н консонантных «склонов», слогоразделы в интервокальных комплексах согласных неопределенны ввиду невыраженности дистрибутивных схем С. (о-стрый/ос-трый/ост-рый). Существует также точка зрения, согласно к-рой слогоразделы в рус яз. всегда проходят после гласных (Л. В. Бондарко). При описании компонентной структуры С. консонантное начало (и и и ц и а л ь) обычно противопоставляется последующей части (рифм е), к-рая далее расчле- няется на ядро (вершину) и консонантный конец (финаль). Ядро С. может быть выражено гласным или сонантом (напр., чеш. vr-ba). С, имеющий начальный согласный, называется п р и-крытым, а не имеющий его — неприкрытым. С, имеющий конечный согласный, называется закрытым, а не имеющий его — открытым. По количеств, характеристике различают С. сильные, или «тяжелые» (рифма состоит из долгого гласного или краткого гласного 4- согласный), и с л а-б ы е, или «легкие» (рифма состоит из краткого гласного). О Лекомцева М. И., Типология структур слога в слав, языках, М., 1968; Бондарко Л. В., Звуковой строй совр. рус. языка, М., 1977; 3 и н д е р Л. Р., Общая фонетика, 2 изд., М., 1979; К о д з а-сов С. В., Муравьева И. А., Слог и ритмика слова в алюторском языке, в кн.: Публикации Отделения структурной и прикладной лингвистики МГУ. Филол. факультет, а. 9, М., 1980; К а с е в и ч В. Б., Фонологич. проблемы общего и вост. яззна-ния, М., 1983. С. В. Кодзасов.

Лингвистический энциклопедический словарь. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СЛОГ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • СЛОГ в Большом энциклопедическом словаре:
  • СЛОГ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    минимальная произносительная (артикуляционная) единица речи, состоящая из одного или нескольких звуков, которые образуют тесное фонетической единство на основе единого выдыхательного …
  • СЛОГ в Энциклопедическом словаре:
    1. -а, мн. -и, -бв, м. Звук или сочетание звуков, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха. Делить слова на слоги. Читать …
  • СЛОГ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    миним. произносительная единица речи, состоящая из одного или неск. звуков, к-рые образуют тесное фонетич. единство. Открытый С. заканчивается гласным, закрытый …
  • СЛОГ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    сло"г, сло"ги, сло"га, слого"в, сло"гу, слога"м, сло"г, сло"ги, сло"гом, слога"ми, сло"ге, …
  • СЛОГ в Словаре лингвистических терминов:
    I. 1) В физиологическом отношении (со стороны образования) звук иди несколько звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха. 2) В акустическом …
  • СЛОГ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    сл"ога, м. 1) Звуки или сочетание звуков в слове, произносимые при одном выдохе. Читать по слогам. Делить слово на слоги. …
  • СЛОГ
    В нем лишь одна …
  • СЛОГ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Кирпичик …
  • СЛОГ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Часть …
  • СЛОГ в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: манера, язык, …
  • СЛОГ в Тезаурусе русского языка:
    Syn: манера, язык, …
  • СЛОГ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. речь, стиль, язык || бойкий слог, едкий слог, острый …
  • СЛОГ в словаре Синонимов русского языка:
    икт, перо, речь, силлабема, склад, стиль, эвфуизм, …
  • СЛОГ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    1. м. Звук или сочетание звуков в слове, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха (в лингвистике). 2. м. Способ, манера изложения …
  • СЛОГ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    слог, -а, мн. -и, …
  • СЛОГ в Орфографическом словаре:
    слог, -а, мн. -и, …
  • СЛОГ в Словаре русского языка Ожегова:
    2 == стиль 1 N3 Писать хорошим слогом. Высокий с. слог 1 звук или сочетание звуков, произносимые одним толчком выдыхаемого …
  • СЛОГ в Словаре Даля:
    см. слагать …
  • СЛОГ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    минимальная произносительная единица речи, состоящая из одного или нескольких звуков, которые образуют тесное фонетическое единство. Открытый слог заканчивается гласным, закрытый …
  • СЛОГ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    слога, мн. слоги, слогов, м. 1. Звук или сочетание звуков в слове, произносимые одним выдыхом (лингв.). Открытый слог (оканчивающийся на …

Слог - это минимальная фонетико-фонологическая единица, характеризующаяся наибольшей акустико-артикуляционной слитностью своих компонентов, то есть входящих в него звуков. Слог не имеет связи с формированием и выражением смысловых отношений. Это чисто произносительная единица. В слоге группируются звуки разной степени звучности, наиболее звучные – слогообразующие, остальные – неслоговые. В русском языке слоги обычно строятся по принципу восходящей звучности, и слогораздел в неконечных слогах чаще всего происходит после самого звучного звука. Типы слогов в русском языке: открытые (-та-) и закрытые (-ат-), прикрытые (–та-) и неприкрытые (–ата-).

В русском языке слогообразующим является гласный звук, поэтому в слове столько слогов, сколько в нём гласных: а-ри-я (3 слога), ма-як (2 слога), рейс (1 слог).

Слоги бывают открытыми (оканчиваются на гласный звук) и закрытыми (оканчиваются на согласный звук). Например, в слове ко-ро-на все слоги открытые, а в слове ар-буз оба слога закрытые.

Во всех языках существуют открытые слоги, но в некоторых, например, гавайском, закрытых слогов нет.

Слоги могут быть прикрытыми (начинаются с согласного) и неприкрытыми (начинаются с гласного). Например, в слове ар-буз первый слог неприкрытый, а второй прикрытый.

Для того, чтобы определить, сколько слогов в слове, применяют нехитрый прием, впервые показываемый учителями начальной школы детям. Для этого руку тыльной стороной подносят на близкое расстояние к подбородку и четко произносят нужное слово, считая, сколько раз подбородок коснется руки. Это число и будет количеством слогов.

Слог бывает значимой звуковой единицей (например, во вьетнамском языке) и фонетической единицей, формальным понятием.

Ессен писал, что слог не несёт смысла и не имеет каких-либо особых акустических характеристик.

Слоги существуют, так как:

  1. Слог - важная и явно вычленяемая в речевой интуиции единица.
  2. Слог - основная единица в стихосложении .

«Слоговые» (правополушарные) дети отражают слоговую структуру языка. Например слово мо-ло-ко у них ассоциируется с сочетанием слогов та-та-та .

Эта статья ещё далека от совершенства, и для её улучшения, по меньшей мере, нужно:

Сейчас Вы находитесь на странице словарной , поясняющей значение какого-то

Казалось бы, для любого человека, научившегося читать, нет ничего проще, чем разделить слова на слоги. На практике же оказывается, что это не такая уж и легкая задача, более того, чтобы правильно выполнить это задание, нужно знать некоторые нюансы. Если вдуматься, далеко не каждый сможет даже дать четкий ответ на простой вопрос: «Что такое слог?»

Так что же это такое - слог?

Как известно, каждое слово состоит из слогов, которые, в свою очередь, состоят из букв. Однако, чтобы сочетание букв было слогом, в нем обязательно должна присутствовать одна гласная, которая уже сама по себе может составлять слог. Принято считать, что слог - это самая меньшая произносимая единица речи или, проще говоря, звук/звукосочетание, произносимое за один выдох. Например, слово «я-бло-ко». Чтобы его произнести, необходимо трижды выдохнуть, а значит, это слово состоит из трех слогов.

В нашем языке один слог не может содержать более одной гласной. Поэтому сколько гласных в слове - столько и слогов. Гласные являются слоговыми звуками (создают слог), в тоже время согласные - неслоговыми (не могут образовать слог).

Теории слога

Существует целых четыре теории, пытающиеся объяснить, что такое слог.

  • Теория выдоха. Одна из самых древних. Согласно ей, количество слогов в слове равно количеству выдохов, делающихся при его произношении.
  • Акустическая теория. Она подразумевает, что слог - это сочетание звуков с большой и меньшей громкостью. Гласный - более громкий, поэтому он способен как самостоятельно формировать слог, так и притягивать к себе согласные, как менее громкие звуки.
  • Артикуляторная теория. В этой теории слог преподносится как результат мышечного напряжения, которое возрастает к гласному и спадает по направлению к согласному.
  • Динамическая теория. Объясняет слог как комплексное явление, на которое влияет ряд факторов, перечисленных в предыдущих теориях.

Стоит отметить, что каждая из вышеизложенных теорий имеет свои недостатки, впрочем, как и достоинства, и ни одна из них полностью так и не смогла охарактеризовать природу понятия «слог».

Виды слогов

Слово может состоять из разного количества слогов - от одного и более. Все зависит от гласных, например: «сон» - один слог, «сно-ви-де-ни-е» - пять. По этой категории они делятся на односложные и многосложные.

Если в составе слова - более одного слога, то на один из них падает ударение, и он называется ударным (при произношении выделяется длиной и силой звучания), а все прочие - безударными.

В зависимости от того, на какой звук оканчивается слог, они бывают открытыми (на гласный) и закрытыми (на согласный). Например слово «за-вод». В данном случае первый слог является открытым, так как заканчивается на гласную «а», второй же является закрытым из-за окончания на согласную «д».

Как правильно разделять слова по слогам?

Прежде всего, стоит уточнить, что не всегда разделение слов на фонетические слоги совпадает с разделением для переноса. Так, согласно правилам переноса, одну букву нельзя отделять, даже если она гласная и является слогом. Однако если слово разделить на слоги, согласно правилам деления, то гласная, не окруженная согласными, будет составлять один полноценный слог. Для примера: в слове «ю-ла» фонетически два слога, но при переносе это слово разделяться не будет.

Как и уточнялось выше, в слове ровно столько слогов, сколько и гласных. Один гласный звук может выступать в качестве слога, но если в нем более одного звука, то начинаться такой слог будет обязательно с согласного. Выше приведенный пример - слово «ю-ла» - делится именно таким образом, а не «юл-а». Данный пример демонстрирует, как второй гласный «а» притягивает «л» к себе.

Если в средине слова попадаются несколько согласных подряд, они относятся к следующему слогу. Данное правило распространяется и на случаи с одинаковыми согласными, и на случаи с разными неслоговыми звуками. Слово «о-тча-я-нный» иллюстрирует оба варианта. Буква «а» во втором слоге притянула к себе сочетание из разных согласных букв - «тч», а «ы» - двойное «нн». Из этого правила есть одно исключение - для непарных неслоговых звуков. Если первым в буквосочетании стоит звонкий согласный (й, ль, л, мь, м, нь, н, рь, р), то он отделяется вместе с предыдущим гласным. В слове «склян-ка» буква «н» относится к первому слогу, так как является непарным звонким согласным. А в предыдущем примере - «о-тча-я-нный» - «н» отошла к началу следующего слога, согласно общему правилу, так как была парным сонорным.

Иногда буквосочетания согласных на письме означают несколько букв, но звучат как один звук. В таких случаях деление слова по слогам и деление для переноса будут отличаться. Поскольку сочетание означает один звук, то и разъединять эти буквы не следует при разделе на слоги. Однако при переносе такие буквосочетания разделяются. К примеру, в слове «и-зжо-га» три слога, однако при переносе это слово будет делиться как «изжо-га». Кроме буквосочетания «зж», произносимого как один длинный звук [ж:], это правило распространяется и на сочетания «тся»/«ться», в которых «тс»/ «тьс» звучат как [ц]. Например, правильно делить «у-чи-ться» не разрывая «тс», но при переносе будет «учить-ся».

Как уже было отмечено в предыдущем разделе, слог бывает открытым и закрытым. В русском языке закрытых слогов значительно меньше. Как правило, они находятся лишь в конце слова: «ха-кер». В редких случаях закрытые слоги могут оказаться в средине слова, при условии, что слог заканчивается на непарный сонорный: «сум-ка», но «бу-дка».

Как правильно разделять слова для переноса

Разобравшись с вопросом, что такое слог, какие бывают их виды, и как делить на них, стоит обратить снимание на правила переноса слов. Ведь при внешней похожести эти два процесса далеко не всегда приводят к одинаковому результату.

При разделении слова для переноса используются те же принципы, что и при обычном делении на слоги, но стоит обратить внимание на ряд нюансов.

Категорически запрещено отрывать одну букву от слова, даже если это образующая слог гласная. Этот запрет распространяется и на перенос группы согласных без гласной, с мягким знаком или й. К примеру, на слоги «а-ни-ме» делится так, а вот переносить его можно только таким образом: «ани-ме». В результате при переносе выходит два слога, хотя в действительности их три.

Если две и более согласных находятся рядом, их можно делить по своему усмотрению: «те-ксту-ра» или «тек-сту-ра».

При парных согласных, находящихся между гласными, их разделяют, кроме случаев, когда эти буквы являются частью корня на стыке с суффиксом или префиксом: «клас-сы», но «класс-ный». Тот же принцип касается согласной в конце корня слова перед суффиксом - от корня отрывать буквы при переносе, конечно, можно, но нежелательно: «киев-ский». Аналогично - в отношении приставки: последнюю согласную, входящую в ее состав, отрывать нельзя: «под-ползти». Если же корень начинается с гласной, можно либо все так же отделить саму приставку, либо вместе с ней перенести два слога корня: «без-аварийный», «безава-рийный».

Аббревиатуры переносить нельзя, а вот сложносокращенные слова можно, но только по составным.

Азбука по слогам

Слог имеет огромное практическое значение при обучении детей чтению. С самого начала ученики изучают буквы и слоги, которые из них можно комбинировать. А впоследствии из слогов дети учатся постепенно строить слова. Сначала детей обучают читать слова из простых открытых слогов - «ма», «мо», «му» и подобных, а вскоре задачу усложняют. Большинство букварей и методических пособий, посвященных данному вопросу, построены именно по этой методике.

Более того, специально для развития умения читать по слогам некоторые детские книжки выпускают с текстами, разделенными на слоги. Это облегчает процесс чтения и способствует доведению умения распознавать слоги до автоматизма.

Само по себе понятие "слог" является еще не до конца изученным предметом лингвистики. При этом его практическое значение сложно переоценить. Ведь эта маленькая частичка слова помогает не только обучиться чтению и правилам письма, но и помогает понять многие грамматические правила. Не стоит также забывать, что, благодаря слогу, существует поэзия. Ведь основные системы создания рифм основываются как раз на свойствах этой крошечной фонетико-фонологической единицы. И хотя существует масса теорий и исследований, посвященных ему, вопрос о том, что такое слог, остается открытым.

СЛОГ

1. Звук или сочетание звуков в слове, произносимые одним выдыхом (линг.). Открытый слог (оканчивающийся на гласный). Закрытый слог (оканчивающийся на согласный). Делить слова на слоги. 2 только ед. Стиль, манера писать или говорить, излагать свои мысли. Высокопарный слог. Статья написна прекрасным слогом. «- Позвольте, Петр Иванович, я расскажу… - Э, нет, позвольте уж я… вы уж и слога такого не имеете.» Гоголь . «К стихам идет высокий слог.» Вяземский .


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Смотреть что такое "СЛОГ" в других словарях:

    слог - слог, а, мн. ч. и, ов … Русский орфографический словарь

    Слог это минимальная фонетико фонологическая единица, характеризующаяся наибольшей акустико артикуляционной слитностью своих компонентов, то есть входящих в него звуков. Слог не имеет связи с формированием и выражением смысловых отношений.… … Википедия

    Одно из самых простых, но научно наиболее трудно определяемых фонетических понятий. Как это ни странно на первый взгляд, но несомненно, что сознательное выделение С. предшествовало в истории человечества сознательному выделению отдельного звука.… … Литературная энциклопедия

    1. СЛОГ, а; мн. слоги, ов; м. Звук или сочетание звуков в слове, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха. Делить слова на слоги. Ударение на последнем слоге. Закрытый с. (оканчивающийся на согласный звук). Открытый с. (оканчивающийся на… … Энциклопедический словарь

    См. речь, стиль, язык бойкий слог, едкий слог, острый слог... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. слог манера, язык, стиль; речь; икт, склад, силлабема, перо, эвфуизм Словарь… … Словарь синонимов

    Слог - Слог фонетико фонологическая единица, занимающая промежуточное положение между звуком и речевым тактом (см. Звуки речи, Артикуляция). Выделяется несколько признаков слога как фонетической единицы. С точки зрения речедвигательного управления слог … Лингвистический энциклопедический словарь

    СЛОГ, а, мн. и, ов, муж. Звук или сочетание звуков, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха. Делить слова на слоги. Читать по слогам. Ударный с. Открытый с. (оканчивающийся на гласный звук). Закрытый с. (оканчивающийся на согласный звук).… … Толковый словарь Ожегова

    Минимальная произносительная единица речи, состоящая из одного или нескольких звуков, которые образуют тесное фонетическое единство. Открытый слог заканчивается гласным, закрытый согласным звуками … Большой Энциклопедический словарь

    СЛОГ 1, а, мн. и, ов, м. звук или сочетание звуков, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха. Делить слова на слоги. Читать по слогам. Ударный с. Открытый с. (оканчивающийся на гласный звук). Закрытый с. (оканчивающийся на согласный звук).… … Толковый словарь Ожегова

    СЛОГ 2, а, м. То же, что стиль 1 (в 3 знач.). Писать хорошим слогом. Высокий с. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Буква - фонема - звук речи - слог - слово. Алфавит китайского языка путунхуа , А. Алексахин , Буква - фонема - звук речи - слог - слово. Алфавит китайского языка путунхуа… Категория: Учебники, самоучители, пособия
  • Слоги. Выбери картинку по первому слог БА-, ВА-, МА-, СА-, ТА-. Развивающие игры-лото. ФГОС ДО , Васильева Е. В. , Развивающие игры для дошкольников "Слоги" помогут: - расширить предметный словарь; - развить фонематический слух, внимание, мышление, логику, скорость реакции; - научить различать слова по… Категория:

Содержание статьи

СЛОГ, последовательность звуковых сегментов, выступающая как единое произносительное и структурное целое, своего рода речевой квант. Носитель языка при скандировании способен членить речь на слоги: – Спар-так – чем-пи-он ! За этой способностью стоит интуитивное знание говорящим правил квантования звучащей речи, в системе же языка этим квантам соответствуют закономерно построенные цепочки фонем. Таким образом, слог является одновременно речевой (фонетической) и языковой (фонологической) единицей.

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП ОРГАНИЗАЦИИ СЛОГА

Предполагается, что в артикуляционной системе слог реализуется не как механическая сумма составляющих его звуков, а как цельный комплекс движений, т.е. задается единым блоком нейрофизиологических команд к мышцам (Л.А.Чистович).

При программировании произнесения внутри слога действуют так называемые правила коартикуляции, т.е. совмещения во времени неантагонистических признаков соседних звуков. В частности, артикуляция гласного накладывается на артикуляцию предшествующего согласного: так, в слове куб вытягивание губ, свойственное у , происходит уже на звуке к. Аналогичным образом, при «таймировании» (задании длительностей звуков) учитывается их положение в слоге: наличие комплекса согласных после гласного ведет к сокращению последнего, а отсутствие конечных согласных – к удлинению.

С точки зрения речевой аэродинамики слог есть минимальный звуковой отрезок, на который приходится нарастание и спад величины воздушного потока («дыхательный импульс»). В акустическом сигнале «дыхательному импульсу» отвечает восходяще-нисходящая дуга звукового давления – «волна звучности» (или сонорности).

Этому импульсному принципу организации звукового потока соответствует универсальная тенденция распределения сегментов разных классов внутри слога: вершину (ядро) слога нормально образует гласный (как представитель класса наиболее громких звуков), а в сочетаниях согласных внутри слога более близкую позицию к ядру занимает сонорный (т.е. согласный типа r , l , n ), а более дальнюю – шумный (т.е. согласный типа p , t , f , s ). Сонорные обладают бóльшей акустической энергией, чем шумные; этим и определяется их бóльшая близость к гласному в естественно построенном слоге. Если условно обозначить класс гласных с помощью V, сонорных с помощью R, а шумных с помощью T, то указанную тенденцию можно сформулировать как предпочтение универсальной схемы TRVRT. Любой вкладывающийся в эту схему слог (RV, TV, TRV, TVRT и т.д.) соответствует принципу «волны звучности». Однако многие языки используют только часть потенциальных слоговых схем; с другой стороны, существуют языки, в которых принцип «восходяще-нисходящей звучности» нарушается.

СТРОЕНИЕ СЛОГА В ЯЗЫКАХ МИРА

Законы построения звуковых цепей в языках мира по большей части связаны именно со структурой слога (слоговая фонотактика). Есть и другие законы фонотактики, которые не связаны со слоговыми позициями (например, правила уподобления соседних согласных по глухости/звонкости). При описании структуры слога выделяется два уровня его членения на компоненты (составляющие). Выраженное согласным звуком, иначе говоря, консонантное начало (инициаль) противопоставляется последующей части (рифме), которая далее расчленяется на вокалическое (выраженное гласным звуком) ядро, называемое «вершиной», и консонантный конец (финаль). Например, структура слога полк такова:

Рифма как отдельный компонент выделяется по двум причинам.

Во-первых, она обычно используется как рифма в стихе

(п-олк – в-олк ). Имеется и собственно лингвистическая причина: так называемая «тяжесть» слога (а она во многих языках играет роль при расстановке ударения в слове) оценивается по структуре рифмы.

Слог, имеющий начальный согласный, называется прикрытым, а не имеющий его – неприкрытым. Слог, имеющий конечный согласный, называется закрытым, а не имеющий его – открытым.

Большинство языков мира имеют фиксированную слоговую структуру: возможные комбинации фонем в слоге жестко регламентированы. Наиболее простой является слоговая структура языков с открытым слогом и без комплексов согласных в инициали, т.е. допускающих только слоги типа CV и V, где символом C обозначен любой согласный звук. Таковы, например, полинезийские языки и южноамериканские языки семьи тупи-гуарани. В заимствованных словах закрытый слог устраняется здесь добавкой гласного: англ. coat > koti в маори.

Многие языки мира допускают слоги с одноконсонантной финалью. Таковы, в частности, финно-угорские, чукотско-камчатские (кроме ительменского), арабский, корейский и проч. В этих языках отсутствуют сочетания согласных в начале и конце слова, однако пары согласных внутри слова (между ними и проходит слогораздел) совершенно нормальны. Примеры из арабского: "солнце", c ub = zun "хлеб" (здесь знак = показывает слогораздел).

Среди перечисленных имеются языки, в которых правила формирования слоговой структуры требуют вставки выполняющего роль служебной фонемы нейтрального гласного (типа ) внутрь недопустимых сочетаний согласных, которые возникают при сложении морфем в слове. Пример из алюторского языка (Камчатка): "я его сжимаю" (плюс указывает морфемную границу). Здесь служебные (они отделены дефисом) вставлены между консонантными морфемами по стандартным правилам. Слоговая структура этого слова такова: .

Различные способы устранения недопустимых начальных сочетаний согласных часто наблюдаются в заимствованиях. Один из них состоит в упрощении начального сочетания, ср. эстонские формы: kool "школа", tool "стул". Другой способ состоит в добавлении начального гласного (это явление называется протеза). Примеры с теми же словами из андийского языка (Дагестан): "школа", ustul "стол".

Дальнейшее расширение репертуара допустимых слогов может идти по линии усложнения как инициали, так и финали. Наиболее типичные структуры хорошо согласуются с универсальным принципом «восходяще-нисходящей звучности», который предполагает цепочку «шумный + сонорный» для инициали и «сонорный + шумный» для финали. Однако далеко не все языки используют оба типа сочетаний согласных. Так, в большинстве дагестанских языков используются конечные сочетания -RT, а вот в начале слога допускается только один согласный. Соответственно, внутри слова возможны лишь трехконсонантные последовательности -RT = R- и -RT = T-. Примеры из арчинского языка: dump = li "мячом", marz = dut "чистый".

Пример языка, в котором активно использовались начальнослоговые последовательности TR-, дает древнерусский: , , , и т.д. (знаки и в древнерусском обозначали различные редуцированные гласные). Встречались также начальные сочетания фрикативных со взрывными (TT-): сп- , ст- , ск- ( , ) и их комбинации с сонорными (TTR-): , . При этом согласные в конце слога не допускались (закон открытого слога). Таким образом, древнерусский язык имел четкую слоговую структуру и звуковая цепь однозначно делилась на слоги. Такая организация звуковой цепи сохраняла свойства общеславянского языка.

Однако позднее, в результате утраты редуцированных гласных, в русском и других славянских языках возникли разнообразнейшие сочетания согласных. Примеры сочетаний в начале и конце слова в польском и русском языках: drgn ac "вздрогнуть", pstrag "форель", glu pstw "глупостей"; вздр огнуть, Пск ов; черств , Волжск. Отсутствие строгой структурированности консонантных последовательностей характерно и для ряда других языков мира (абхазо-адыгские и картвельские языки Кавказа, индейские языки Северной Америки). Примеры сложных начальных сочетаний в грузинском языке: brdz ola "борьба", t"k"b ili "сладкий".

Языки со сложными консонантными комплексами в начале и конце слова имеют обычно и весьма разнообразные срединные сочетания (русские примеры: бедств енный , мудрств овать ). Во многих таких случаях однозначное проведение границы между слогами невозможно. Даже предложенный польским лингвистом Е.Куриловичем принцип, в соответствии с которым слогораздел должен давать сочетания, типичные для начала и конца слова, исключает лишь часть возможных членений: для русского языка допускаются, например, членения ве=сна и вес=на ; о=стрый , ос=трый и ост=рый. Интуиция носителей языка также не дает здесь однозначного решения. Однако существует и точка зрения (Л.В.Бондарко), согласно которой слогораздел в русском слове всегда проходит после гласного.

Из сравнения слоговой фонотактики в разных языках мира следует вывод, что имеется два разных способа организации звукового потока, которые можно условно назвать «квантовым» и «волновым» (С.В.Кодзасов, И.А.Муравьева). «Квантовая» речь основана на сложении слоговых цепочек со строго фиксированной внутренней структурой и четко заданными границами. «Волновая» речь основана на чередовании вокалических «вершин» и консонантных «провалов»; при этом структуры консонантных сочетаний являются неопределенными, а границы нисходящего и восходящего склонов соседних слоговых импульсов – размытыми. Языки типа русского относятся к «волновым», тогда как языки, которые рассматривались до него, являются «квантовыми».

Однако провести четкое различие между языками первого и второго типа удается не всегда. Основные европейские языки занимают промежуточное положение. Например, в английском языке корневые морфемы имеют относительно простую базовую структуру конечнослоговых комплексов – это в основном сочетания сонорного с шумным (bulk, since, band, ink) или двух глухих шумных (mist, apt). Однако концы словоформ часто бывают отягощены сложными конечными сочетаниями, возникающими в результате прибавления консонантных аффиксов – th, -s, -d: sixth, tenths, twelfths, plunged, glimpsed. Такие сочетания не описываются простыми общими законами. Более ограниченную сочетаемость мы находим в немецком и французском языках, но и здесь представлены конечные комплексы, не характерные для языков со строгой структурой слога (нем. sagt, Angst; фр. prendre, ventre).

Тенденции организации конца и начала слога не симметричны. Если одни языки подчиняются закону открытого слога, то другие языки, напротив, не допускают неприкрытого слога. Универсальным нейтральным слогом необходимо признать слог структуры CV; такие слоги наиболее частотны в любом языке. При этом языки различаются по тому, насколько употребительны в них неприкрытые слоги. Так, для славянских языков этот тип слога не столь типичен. Некоторые из слов праславянского языка, которые начинались с гласных, в нынешних языках получили протетические согласные (ср. ст.-сл. – рус. ягненок , ст.-сл. – рус. восемь ). Для русских корней характерно почти полное отсутствие так называемых зияний, т.е. сочетаний гласных, не разделенных согласным (типа паук ). Однако при возникновении зияний в производных словах они не устраняются (научить , наигрывать ), т.е. системного запрета на неприкрытость слога нет. В то же время существуют языки, в которых слог обязательно прикрыт согласным. Если морфема в исходной форме не имеет начального согласного и при построении слова он не присоединяется слева, то используются разные техники устранения неприкрытости слога. Например, в алюторском языке начальный гласный слова прикрывается гортанной смычкой, а в срединных сочетаниях гласных устраняется один из членов: "он говорит" > , ga + iv + lin "он сказал" > givlin . В других языках может использоваться иная техника устранения зияний – вставка глайдовых согласных (j , w , ).

Однако существуют языки с гораздо большей терпимостью к неприкрытым слогам, и в таких языках допустимы длинные цепочки одногласных слогов. Таковы языки банту (пример из камба: koioauai "это невыносимо") и полинезийские языки (пример из маори: tuuaaumu "заклинание").

Иногда сонорный бывает отделен от ближайшего гласного шумным согласным; стандартная схема слога при этом нарушается. В этом случае сонорный может стать вершиной дополнительного слога: он произносится более звучно, чем обычно («вокализуется»). Примеры из русского языка: театр , корабль (в квадратных скобках дана фонетическая транскрипция, в ней слоговое произношение согласного обозначается кружочком снизу). Примеры из английского языка: little , written . В русском и английском языке сонорные никогда не являются единственными (а тем самым ударными) слогоносителями в слове, однако существуют языки, в которых слоговой сонорный выступает как вершина единственного слога (таковы, в частности, чешский, сербский и др. славянские языки). Примеры из чешского: srp "серп", smrt "смерть", vlk "волк". Эти слоговые сонорные восходят к праславянскому языку, а в нем, как предполагается, они отражают соответствующие звуки праиндоевропейского языка.

СЛОГ В СТРУКТУРЕ ЯЗЫКА

Структура слога и ударение.

Ритмическая схема слова в качестве основы имеет слоговую структуру. Фонетическое выделение одного из слогов делает его ритмической вершиной – носителем словесного ударения. Природа этого выделения в разных языках различна, однако имеются случаи, когда размещение ударения зависит от так называемой «тяжести» слогов. Если рифма состоит из одного лишь краткого гласного, то слог является «легким», «тяжелыми» же являются слоги, содержащие консонантную финаль или же имеющие долгий гласный в качестве ядра. Обычно «тяжесть» слога имеет значение в том случае, когда выбор ударения ориентирован на начало или конец слова. Примером является латинский язык, который имеет ударение на предпоследнем слоге, если он является тяжелым; в противном случае ударение размещается на втором слоге от конца независимо от его тяжести: natú:ra "природа", но né:bula "туман"; modéstus "скромный", но ásinus "осел" (знаком «:» обозначена долгота гласного звука).

Слог и слово.

В большинстве языков минимальной единицей ритмико-слоговой организации речи является слово. Нарушающий эту закономерность тип ритмико-слоговой структуры обнаруживает французский язык, который в качестве минимальной ритмической единицы имеет синтагму – грамматически и семантически объединенную группу слов. Ритмической вершиной синтагмы является ее последний слог, тогда как неконечные слова в составе синтагмы ударения не имеют. Синтагма объединяется не только ударением, но и отсутствием ориентации на границы морфологических слов при слогоделении – внутри нее происходит свободное слоговое перераспределение звуков, относящихся к разным словам, например, C"est une autre affaire "Это другое дело". (Это явление называется слоговым переразложением.) Такой тип ритмико-слоговой организации речи является редким исключением – обычно границы слова совпадают со слоговыми границами.

Моносиллабические языки.

В большинстве языков мира членение слова на минимальные значимые единицы (морфемы) и на слоги не скоррелировано. Ср. морфологическое и слоговое строение русского слова отыскалась : от+иск+а+л+а+сь [а=тыc=ка=лас"]. Границы морфем и слогов здесь не соотнесены: части одной морфемы оказываются внутри разных слогов, соединяясь с частями соседних морфем, т.е. имеет место слоговое переразложение морфем. Однако имеется особый тип языков (морфосиллабические, или моносиллабические), в которых морфема и слог совпадают. Сюда относятся языки Юго-Восточной Азии (китайский, вьетнамский и др.), на которых говорит значительная часть населения земного шара.

Слог моносиллабических языков имеет строгую структуру, которая описывается специфическим образом. Инициаль (она в большинстве языков этого типа может быть реализована не более чем одним согласным) противопоставляется финали. Финаль подразделяется на медиаль (ее представляют полугласные "змея" ("длинный" + "червяк"); fu = mu "родители" ("отец" + "мать"); "портфель" ("кожа" + "обертка").

Ограниченность звукового материала компенсируется также наличием в моносиллабических языках тональных смыслоразличительных противопоставлений. Тон характеризует слог как целое, реализуясь на всем его протяжении. Число тонов различается по языкам и диалектам. Так, в пекинском диалекте китайского языка имеются четыре тона. Например, слог так меняет значение в соответствии с тоном произнесения: "терять"(высокий ровный тон), "десять"(восходящий тон), "история" (нисходяще-восходящий тон), "дело" (нисходящий тон).

Тон является не единственным просодическим признаком, который может характеризовать слог как целое; ко всем сегментам слога могут относиться также и тембровые признаки типа палатализованности, веляризованности, фарингализованности.