Известное крестьянское восстание в эпоху тан возглавлял. Смотреть что такое "Империя Тан" в других словарях. Последние годы царствования

См. также: Чиновники империи Тан, Высшие государственные органы империи Тан, Нэйгуань империи Тан, Двор императрицы (Империя Тан) и Двор наследника престола (Империя Тан) Цензорат империи Тан или Юшитай (кит. упр. 御史臺, пиньинь: yùshǐtái,… … Википедия

См. также: Чиновники империи Тан, Высшие государственные органы империи Тан, Нэйгуань империи Тан и Двор императрицы (Империя Тан) Двор наследника престола или Внутренние чиновники наследника престола (кит. упр. 太子內官, пиньинь: tàizǐ nèiguān … Википедия

Статья содержит ошибки и/или опечатки. Необходимо проверить содержание статьи на соответствие грамматическим нормам русского языка … Википедия

Империя Тан 唐朝 империя ← … Википедия

ТАН (Tang), династия в Древнем Китае (618 – 907). Возникла в ходе гражданской смуты, приведшей к падению в 616 династии Суй (см. СУЙ (династия)). Основана Ли Юанем (см. ЛИ ЮАНЬ), полководцем из Шаньси, в 618. Считается временем экономического,… … Энциклопедический словарь

Имя при рождении: кит. 唐寅 Дата рождения: 1470 год(1470) Место рождения: Сучжоу … Википедия

Тан, китайская императорская династия (618 907), основанная Ли Юанем. В царствование его сына Ли Ши миня страна была объединена (628) после окончательного подавления крестьянских восстаний и сепаратистских феодальных сил, укреплена центральная… … Большая советская энциклопедия

Великая Минская империя 大明 империя ← … Википедия

Taн Цзинсун кит. трад. 唐景崧, упр. 唐景嵩, пиньинь: Táng Jǐngsōng … Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Тан. Мор Тан венг. Than Mór … Википедия

Книги

  • Древний Китай , Маурицио Скарпари. Возраст цивилизации Древнего Китая, оказавшей огромное влияние на сопредельные страны и вообще на всю Восточную и Юго-Восточную Азию, исчисляется несколькими тысячелетиями. Интереснейшие…
  • Стальная роза , Горелик Елена. Что делать, если твой родной дядя - убийца и собирается с тобой расправиться по принципу "война всё спишет"?Правильно: защищаться. Защищаться любым способом. И - бежать, когда месть…

Высочайшего духовного подъема средневековая культура Китая достигла в период правления династии Тан (618-907) и Сун (960-1279). В это время философские суждения об устройстве мира превратились в тонко разработанную эстетическую систему, художники заняли почетные места в открытой в 10-м веке первой императорской Академии живописи. Танское искусство было проникнуто высоким созидательным пафосом. Архитектуре этой поры присущ дух ясной гармонии, праздничности, монументального величия форм. Танские города представляли собой мощные крепости, обнесенные стенами и рвами, прямоугольные в плане, с прямыми магистралями и кварталами, разделенными на отдельные участки - фоны. Каждый китайские город был обнесен стеной (иероглиф «чэн» означал и город, и стена), поэтому городские стены в Китае представляют собой уникальные тип архитектурных сооружений. Различают северный и южный стили городских укреплений. На севере стены возводили не только для защиты от врагов, но и от наводнений, по четырем углам стены и над воротами сооружались башни. В этих башнях жили солдаты. Ворота главных городов обычно защищали полукруглые внешние укрепления, в которых под прямым углом к открытым главным воротам находились внешние ворота. До появления современной артиллерии стены были неразрушимыми. На юге лишь немногие города могли строиться симметрично и с размахом, улицы были тесные. На севере у строителей было много свободного пространства, города выстраивались в форме прямоугольника, город делился на четыре части двумя прямыми, пересекающимися в центре улицами. На пересечении находилась трехэтажная смотровая башня с четырьмя воротами, чтобы в случае необходимости изолировать районы города. Для этой цели в башне располагались воины и огромный барабан, исполнявший роль городских часов. В городе не было разделения на богатые и бедные районы, дома стояли вперемешку. Размеры всех сооружений были строго регламентированы. Дворцы и храмы возводились по общему принципу: на деревянном каркасе из покрытых лаком опорных столбов, балок и узорных кронштейнов-доугун, на облицованных камнем высоких глинобитных платформах. Характерный облик зданиям придавала высокая черепичная, с загнутыми кверху углами, иногда двойная, с широкими выносами крыша. Приход буддизма в Китай не оказал значительного влияния на стиль китайских храмов. И даосские, и буддийские храмы строились по одному и тому же плану китайского дома, измененному для религиозных нужд. Китайская пагода имеет очень мало общего с индийскими буддийскими храмами-реликвариями (ступами). Ее форма добудийская - многоэтажная башня (обычно двухэтажная), с выступающими крышами. Различают северный и южный стиль китайской архитектуры (не всегда точно следующий за расположением памятников архитектуры). В южном стиле крыши очень изогнуты, коньки крыш часто усыпаны маленькими фигурками, изображающими во множестве даосских божеств и мифических животных. Карнизы и опоры украшены резьбой и орнаментацией. Северный стиль (еще одно название - дворцовый). Завиток крыши более мягкий и сравнивается с крышей шатра. Орнаментация менее пышная, маленькие и более стилизованные фигурки помещены только на коньках крыш.

Монументальная буддийская скульптура танского времени отличается большой соразмерностью пропорций. Величавым спокойствием отличается гигантская статуя Будды Вайрочаны, высеченная в скалах Лунмэня. Живопись эпохи Тан достигла того же уровня, что и поэзия. В письменных источниках той эпохи перечисляются имена художников, указываются черты их стиля. Величайшим художником Дальнего Востока китайские и японские ценители считали У Даоцзы. Ли Сы-сунь и Ван Вэй считаются основателями северной и южной школ пейзажной живописи. Различие школ не в принадлежности художникам к определенным географическим районам Китая, а в манере письма. Последователи «северной школы» работают твердыми, сильными мазками, для «южной школы» характерна работа изящной и тонкой кистью. Но в связи с тем, что все шедевры танской живописи попадали в императорскую коллекцию, они погибли вместе с резиденцией императора в конце правления династии. В период династии Сун с 11 века Китай подвергся иноземным вторжениям, которые в 13 веке завершились монгольским завоеванием, что изменило мироощущение людей. Сунская архитектура приобрела более интимный и изысканный характер, стала восприниматься как часть природы.

Сунская живопись. Живопись, конечно, была известна и в более ранние эпохи. Ее начало относят к эпохе Хань, когда была изобретена кисть. Использование кисти для письма и живописи в Китае сделало эти два искусства неразрывно связанными. Иероглиф стал произведением искусства. Следствием беспрецедентного сближения каллиграфии, поэзии и живописи было то, что в живописичасто использовались литературные сюжеты. Живописцев было множество, круг тем очень широк. Наибольшим совершенством отличались пейзажные композиции, отразившие важнейшие натурфилософские представления. Учению конфуцианцев о добродетельном муже соответствовало изображение художником Ли Чэном одинокой сосны на краю ущелья. Сосна символически изображала ученого-чиновника, претерпевшего превратности придворной службы и стойко переносящего невзгоды судьбы. В 9-м веке под покровительством императора, каллиграфа и, поэта и живописца Хуэй-цзуна, последнего правителя Северной Сун, была создана Академия живописи. В императорской галерее были собраны лучшие полотна того времени (не менее 6 тыс. картин). После набегов варваров и бунтов, обрушившихся на империю в 1125 году, двор переместился в новую столицу Чжэцзян. Этот город располагался в одном из красивейших мест Китая. Окрестности Чжэнзяна стали неиссякаемым источником вдохновения китайских художников. Любимой формой изображения стал панорамный свиток, рисующий широкую перспективу. Один из великих живописцев эпохи Ся Гуй изображал Янцзы, все ее верхнее течение от диких гор на границе с Тибетом, до широких долин среднего течения. В южных городах Китая создавались комплексы маленьких приусадебных садов. С угасанием буддийских монастырей скульптура уступила место живописи. Сюжетами живописи 7-10 вв. были и образы буддийского рая, и сцены пиршеств, прогулок знатных красавиц. Под воздействием буддийской секты Чань сложилось творчество Ван Вэя (699-759), в пейзажной живописи которого наметились пути к поэтической интерпретации мира. В период династии Сун развитие получила монохромная живопись, отвечавшая новому пониманию пространства как символа безграничности мира. В 9-10 вв. сформировались основные жанры китайской живописи - шан-шуп, вэнъжэнъухуа и хуа-ияо. В соответствии с разнымихудожественными задачами канонизировались формы свитков. Горизонтальные свитки развертывали перед зрителями этап за этапом эпизоды мифов и легенд, бытовые сцены жизни дворца, города. Вертикальные давали возможность пейзажисту создать обобщенный образ природы. В 10-11 вв. возник тип картин, предназначенных для украшения вееров и настольных экранов. Идея единства мира здесь выражалась через его малый фрагмент. В 12-13 вв. грани между этими жанрами порой почти стирались

Китайское прикладное искусство периодов Тан и Сун стилистически тесно связано с развитием фарфора и керамики.

На протяжении средних веков вместе с усложнением представлений о мире и развитием древних даосских учений, синтезировавших в системе неоконфуцианства поклонение природе, приняло в Китае форму своеобразного поэтического пантеизма, а ее эстетизация привела к формированию пространственного мышления. Пантеистическое мировосприятие направило в единое русло разнообразные виды художественной деятельности. Китайские зодчие создали жанр пейзажной архитектуры, а в портретных изображениях художники стремились подчеркнуть приобщение человека к вечной жизни вселенной. Изобразительно-символический характер средневекового китайского стихотворения, дополняющего образный строй картины, требует высокого уровня каллиграфии, живописи и поэзии.

Методические рекомендации к разделу. Главным в рассматриваемом периоде является техника изготовления и духовные основы китайской живописи. Обратите внимание на отличие традиционной китайской живописи от европейской по следующим параметрам - живопись в Китае не может быть подведена под понятие «реализм» или «идеализм». Иное понимание пространства, чем в европейской живописи. Иное назначение подписи к изображению, слитность и неразрывность в художественном исполнении «трех совершенств».

Живопись эпохи Юань (1280-1368 гг.) В период владычества монгольской династии Юань в среде художников преобладали настроения уныния, ностальгии. Крупнейшие мастера нашли прибежище в южных провинциях. Монохромная живопись 14 века достигла небывалой изощренности и тонкости в передаче оттенков настроения. В картинах Ни Цзаня, Ван Мэна изображения дополнялись надписями, полными внутренней динамики, таящими в себе скрытый смысл.

Искусство эпохи Мин (1368-1644 гг.) В правление династии Мин Китай снова стал самостоятельной державой, страна переживала период обновления. Это была эпоха активного градостроительства, возведения больших и торжественных архитектурных и великолепных садово-парковых ансамблей, бурного развития ремесел.

Восстановителем государственного единства Китая опять оказался Север. В 581 г. престол бывшего Северо-Вэйского государства перешел в руки полководца Ян Цзяня, который основал династию Суй (581—618 гг.). При втором и последнем императоре Суйской династии Ян Гуане был построен Великий канал, соединивший бассейны Хуанхэ и Янцзы, укреплена и реконструирована Великая Китайская стена.
Однако чрезмерная роскошь и расточительность двора, агрессивная внешняя политика истощили финансы государства. Обострившиеся социальные противоречия привели к вспышке народных восстаний и мятежей.
В 618 г. военачальник Ли Юань свергнул Ян Гуана и объявил себя императором. Новая династия получила название Тан (618—906 гг.).
В 626 г. второй сын Ли Юаня вступил на престол под именем Тай-цзуна (626—649 гг.). Его двадцатитрехлетнее царствование стало временем, когда новая империя приобрела законченный вид. При Тай-цзуне сформировался всеобъемлющий кодекс законов. Уложения, касавшиеся организации чиновничества, достигли полноты и отточенности, впоследствии уже непревзойденных. До мелочей расписанная система бюрократического надзора послужила образцом для последующих династий и сопредельных государств. В Китае наступил мир и порядок.
Второй выдающейся личностью эпохи Тан была императрица У-хоу. А третьей — император Сюань-цзун. Его долгое правление (713—756 гг.) принесло империи еще сорок лет мира. Царствование Сюань-цзуна стало временем наивысшего подъема Танской империи. Это было время невиданного блеска придворной жизни, расцвета танских столиц, замечательных достижений в литературе и искусстве.
Танскую эпоху обычно делят на два периода. Первый — с 20-х гг. VII в. примерно до середины VIII в. — характеризовался внутренним прогрессом и расцветом внешнего могущества империи. Второй — с середины VIII в. до распада империи в начале Х в. — ознаменовался постепенным политическим упадком, децентрализацией и непрестанным нажимом кочевников.
В VII и VIII вв. Китай под властью танских императоров был, вероятно, самой могущественной, цивилизованной и лучше всех управляемой страной в мире. В это время был достигнут не только высокий уровень культуры, но также и высокий уровень благополучия всего народа.
Политический строй танского Китая сохранял черты древнекитайских деспотий. Власть императора — «Сына Неба» — была неограниченной. Императору помогал совет, в который входили некоторые высшие придворные сановники и министры шести ведомств. Кроме того, существовали специальные управления (приказы).
В Танской империи имелись три столицы: Чанъань, Лоян и Тайюань, в каждой из них правил наместник. Вся администрация находилась в Чанъани.
Страна делилась на провинции, области и уезды. Во главе каждой из этих административных единиц стоял назначенный императором чиновник. Уезды делились на сельские округа. Низшей единицей являлась сельская община — пятидворка во главе со старостой.
Социальная организация Танской империи строилась на принципе сословного деления. Основными сословиями считались: богуань («служилые чины»), включающее всю совокупность гражданских и военных чинов и лянминь («добрый народ») — крестьяне. Помимо этих двух сословий существовал «подлый народ» (цзяньминь), так именовались тогда рабы.
В первый период, особенно в VII в., наблюдался подъем сельского хозяйства и ремесел. Расширялась внутренняя и внешняя торговля. Танская эпоха была периодом замечательного расцвета китайской науки и культуры. Появилась ксилография — книгопечатание с гравированных досок, порох стал применяться в военных целях, широко развилось историописание. Танские поэты подняли искусство стихосложения на небывалую высоту, оставшуюся недосягаемой для всех последующих столетий. Конфуцианская этика становится образом жизни.
Но постепенно в могущественной Танской державе нарастают кризисные явления. В VIII в. происходит ослабление надельной системы и централизации, усиление политической раздробленности страны. Китай теряет свои позиции на западе и севере.
В конце 755 г. поднял мятеж могущественный губернатор северо-восточной окраины империи Ань Лу-шань. Лавиной прокатилось его 160-тысячное воинство по равнине Хуанхэ. Столицы пали практически без боя. Восстание Ань Лу-шаня нанесло империи непоправимый ущерб. С этого времени она неотвратимо шла к своей гибели.
В 60—70-х гг. VIII в. постепенно осуществлялась реформа налогового обложения. По предложению первого министра Ян Яня все прежние налоги и повинности были заменены единым налогом с имущества. Была узаконена свободная купля-продажа земли. Она знаменовала официальное признание упадка надельной системы и победу частной земельной собственности.
В IX в. ухудшилось финансовое положение империи. Резко вздорожал рис. В 873 г. в междуречье Янцзы и Хуанхэ разразилась страшная засуха. Тысячи людей были обречены на голод. Доведенные до отчаяния жители сел стали собираться в отряды и совершать нападения на уездные и областные центры, усадьбы помещиков и монастырей.
Окончательно свело на нет власть династии второе великое восстание — восстание Хуан Чао (881—884 гг.). Император стал марионеткой в руках враждующих военачальников и провинциальных губернаторов, воевавших друг с другом и разделивших империю между собой.
Северный Китай был захвачен кочевниками-киданями. В стране возникали мелкие государства и княжества, а их властители, борясь друг с другом, претендовали на трон Сына Неба. С 906 по 960 гг. на севере Китая сменяют друг друга пять династий, три из которых были основаны тюрками, а на юге возникает десять независимых царств. В китайской историографии это время получило название «Эпохи пяти династий и десяти царств».