История беларуси. Основные этапы становления древнерусской государственности

Процесс формирования и развития Древнерусского государства охватывает период со второй половины IX до начала XII в. Своеобразной точкой отсчета стал 860-й год – дата осады русским флотом столицы Восточной Римской империи Царьграда. Состоялось дипломатическое признание Византией Новго-родско-Киевской Руси.

Первый этап включает в себя период с середины IX до концаХ в. При князе Олеге (882–911) были решены следующие важные государственные задачи: присоединены земли ряда восточно-славянских племен, введена выплата дани «полюдья», которая составила одну из экономических основ государства. Именно за счет дани и военной добычи содержались органы государственного управления, дружина, ближайшее окружение князя и его двор. Преемнику Олега – князю Игорю (912–945) пришлось подавлять многие годы сепаратистские устремления ряда племенных союзов. Княгиня Ольга (945–964) стремилась укрепить великокняжескую власть с помощью социально-экономических нововведений. Она упорядочила размеры взимаемой дани, определила места ее сбора (погосты), провела некоторые реформы в системе административного управления. При сыне Ольги великом князе Святославе (964–972) укрепились государственные основы, повысилась обороноспособность страны, совершенствовалась система управления. Славу Руси в это период принесли военные победы в борьбе с Византией, разгром Хазарского каганата.

Именно в этот период западно-европейские хроники стали называть Русь Гардарикой (страной городов), которых по европейским меркам было более ста. Наиболее известными центрами государства стали, помимо Новгорода и Киева, Ладога, Псков, Полоцк и др.

На втором этапе (конец X – первая половина XI вв.) Русь достигла расцвета в своем развитии. За 35 лет правления Владимира (980-1015) продолжался процесс территориального расширения. В состав государства были включены земли вятичей, хорватов, ятвягов, Тьмутаракань, Червенские города. При великом князе Ярославе Мудром (1015–1054) особенно упрочилось международное положение государства. Именно в этот период значительно усилилась экономическая мощь страны.

Главная тенденция третьего этапа развития древнерусской государственности – это попытка предотвращения надвигающегося распада, а также стремление стабилизировать положение внутри государства, ликвидировать сепаратистские тенденции. Эти попытки были осуществлены великим князем Владимиром Мономахом. При нем был создан новый юридический свод – так называемая Пространная редакция Русской Правды. В этом памятнике отразились социальные перемены, происходившие на Руси во второй половине XI – начале XII в. Пространная Правда зафиксировала существование боярской собственности, внесла изменения в ряд существовавших ранее законов («Древнейшей Правды», «Правды Ярос-лавичей» и др.). Однако со второй половины XII в. процесс дробления и развала единого государства усилился.

Развитие Древнерусского государства

1.Образование Древнерусского государства в конце IХ в. Причины, характер, особенности

2.Развитие Древнерусского государства в Х- начале XII вв.

3.Общая характеристика Древнерусского государства и его значения в истории нашей Родины

Список использованной литературы

древнерусский государство рюрик власть


1.Образование Древнерусского государства в конце I Х в. Причины, характер, особенности

Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов, социально-экономических, политических и духовных. В первую очередь следует учесть те изменения, которые происходили в хозяйстве восточных славян в VIII- IХ вв. Так, уже отмеченное развитие земледелия, особенного пашенного в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья, приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки (происходило отделение военно-управленческого труда от производительного ). На Севере Восточной Европы, где из-за суровых климатических условий земледелие не могло получить широкого распространения, большую роль продолжали играть промыслы, а возникновение избыточного продукта стало результатом развития обмена и внешней торговли . В районе распространения пашенного земледелия началась эволюция родовой общины , которая, благодаря тому, что теперь отдельная большая семья могла обеспечить свое существование, стала трансформироваться в земледельческую или соседскую (территориальную ). Такая община, как и раньше, в основном состояла из родственников, но в отличие от родовой общины, пашенная земля, разделенная на наделы, и продукты труда находились здесь в пользовании отдельных больших семей, владевших орудиями труда и скотом. Это создавало некоторые условия для имущественной дифференциации, но социального расслоения в самой общине не происходило - производительность земледельческого труда оставалась слишком низкой. Археологические раскопки восточнославянских поселений того периода обнаружили почти одинаковые семейные жилища-полуземлянки с одним и тем же набором предметов и орудий труда.

К политическим факторам образования государства у восточных славян следует отнести усложнение внутриплеменных отношений и межплеменные столкновения, которые ускоряли становление княжеской власти, повышали роль князей и дружины как обороняющих племя от внешних врагов, так и выступающих в качестве арбитра при различного рода спорах.

Становлению власти князя способствовала и эволюция языческих представлений славян той эпохи. Так, по мере роста военного могущества князя, приносящего добычу племени, обороняющего его от внешних врагов и взявшего на свои плечи проблему урегулирования внутренних споров, росли его престиж и, одновременно, происходило отчуждение от свободных общинников.

Таким образом, в результате военных успехов, выполнения им сложных управленческих функций, отдаления князя от привычного для общинников круга дел и забот, зачастую выливавшегося в создание укрепленного межплеменного центра - резиденции князя и дружины, он начинал наделяться своими соплеменниками сверхъестественными силами и способностями, в нем все более видели залог благополучия всего племени, а его личность отождествляли с племенным тотемом. Все это приводило к сакрализации княжеской власти, создавало духовные предпосылки для перехода от общинных к государственным отношениям.

К внешним предпосылкам следует отнести то «давление», которое оказывали на славянский мир его соседи - хазары и норманны.

С одной стороны, их стремление взять под контроль торговые пути, связывающие Запад с Востоком и Югом, ускоряло складывание княжеско-дружинных группировок, втягивающихся во внешнюю торговлю. Взимая, например, продукты промыслов, в первую очередь, пушнину со своих соплеменников и меняя их на продукты престижного потребления и серебро у иностранных купцов, продавая им захваченных в плен иноплеменников, местная знать все более подчиняла себе племенные структуры, обогащалась и изолировалась от рядовых общинников. Со временем она, объединившись с варяжскими воинами-торговцами, начнет осуществлять контроль за торговыми путями и самой торговлей, что приведет к консолидации ранее разрозненных племенных княжений, расположенных вдоль этих путей.

С другой стороны, взаимодействие с более развитыми цивилизациями приводило к заимствованию некоторых общественно-политических форм их жизни. Не случайно долгое время великие князья на Руси назывались по примеру Хазарского каганата - хаканами (каганами). Подлинным же эталоном государственно-политического устройства долгое время считалась Византийская империя.

Следует учесть и то, что существование в Низовьях Волги мощного государственного образования - Хазарского каганата, защищало восточных славян от набегов кочевников, которые в предшествующие эпохи (гунны в IV -V вв., авары в VII в.) тормозили их развитие, мешали мирному труду и, в итоге, появлению «зародыша» государственности.

В своем развитии древнерусское государство прошло ряд этапов. Рассмотрим их.

На первом этапе образования древнерусского государства (VIII-середина IХ вв.) происходит вызревание предпосылок, складывание межплеменных союзов и их центров - княжений, которые упоминаются у восточных авторов. К IХ в. восходит появление системы полюдья, т.е. сбора с общинников в пользу князя дани, которая в ту эпоху, скорее всего, носила еще добровольный характер и воспринималась как возмещение за военные и управленческие услуги.

На втором этапе (2-ая половина IХ - середина Х в.) процесс складывания государства ускоряется во многом благодаря активному вмешательству внешних сил - хазар и норманнов (варягов). ПВЛ говорит о набегах воинственных обитателей Северной Европы, вынудивших ильменских словен, кривичей и финно-угорскиеплемена чуди и веси платить дань. На Юге же хазары собирали дань с полян, северян, радимичей и вятичей.

Современные исследователи, преодолевая крайности норманизма и антинорманизма, пришли к следующим выводам: процесс складывания государства начался до варягов, сам факт их приглашения на княжение свидельствует о том, что эта форма власти была уже известна славянам; Рюрик - реальная историческая личность, будучи приглашенным в Новгород на роль арбитра и, может быть, защитника от «заморскихварягов» (свеев), захватывает власть. Его появление в Новгороде (мирное или насильственное) никак не связано с зарождением государства; норманнская дружина, не обремененная местными традициями, активнее использует элемент насилия для сбора дани и объединения славянских племенных союзов, что, в определенной степени, ускоряет процесс складывания государства. Одновременно происходит консолидация местной княжеско- дружинной верхушки, ее интеграция с варяжскими дружинами и славянизация самих варягов; Олег, объединив Новгородскую и Киевскую земли и сведя воедино путь «из варяг в греки», подвел экономическую базу под складывающееся государство; этноним «русь» северного происхождения. И хотя летопись относит ее к одному из норманнских племен, но, скорее всего, это собирательное имя (от финского ruotsi - гребцы) под которым скрывалась не этническая, а этносоциальная группа, состоящая из представителей различных народов, занимающихся морским разбоем и торговлей. Тогда, с одной стороны, становится понятным распространение этого термина, уже не связанного с какой-либо этнической группой, среди восточных славян, а с другой - быстрая ассимиляция самих варягов, принявших к тому же местные языческие культы и не державшихся за своих богов.

В эпоху правления Олега (879-912 гг.) в его руках сосредоточилась власть над территорией от Ладоги до низовьев Днепра. Сложилась своеобразная федерация племенных княжений во главе с великим князем киевским. Его власть проявлялась в праве сбора дани со всех, входящих в это объединение племен. Олег, опираясь на мощь славяно-норманнских дружин и «воев» (вооруженных свободных общинников) совершает в 907 г. успешный поход на Византию. В результате был подписан выгодный для Руси договор, обеспечивающий ей право беспошлинной торговли. Новые уступки заключались в соглашении от 911 г.

Игорь (912 -945 гг.) стремился сохранить единство межплеменной федерации, а также защищал ее границы от появившихся грозных кочевников - печенегов. В 40-х годах он совершил два похода на Византию, нарушившую свои соглашения с Русью. В итоге, потерпев неудачу, он заключил в 944 г. менее выгодный договор, а в 945 г. во время полюдья в древлянской земле был убит за требование дани сверх обычной.

Третий , завершающий этап складывания государства начинается с реформ княгини Ольги. Отомстив древлянам за смерть своего мужа, она устанавливает фиксированную норму дани, а для ее сбора устраивает «погосты» , ставшие опорой княжеской власти на местах. Политика ее сына Святослава (964-972), прославившегося победой над Хазарией и походами на Дунай, закончившимися неудачей, требовала мобилизации значительных сил на внешние завоевания. Это несколько задержало внутреннее устроение русской земли.

Полная ликвидация племенных княжений происходит во время правления Владимира Святого (980-1015). Пытается он укрепить и языческую веру , а следовательно, свою власть. С этой целью создается пантеон из пяти основных богов во главе с Перуном, который особенно почитался среди княжеских дружинников. Но эта мера мало что изменила, и тогда Владимир идет на своеобразную «духовную революцию» сверху - вводит в 988 г. христианство . Эта монотеистическая по своей сути религия позволила вытеснить местные языческие культы и заложила духовную основу для складывающейся единой русской народности и древнерусского государства.

Основные этапы становления государственности. Образование Древнерусского государства.

Социально-политические изменения в русских землях в Х111-ХУ вв.

Крещение Руси.

Основные этапы становления государственности. Образование Древнерусского государства.

От раннефеодальной монархии к раздробленности

Цель: рассмотреть образование Древнерусского государства и генезис древнерусской государственности.

План:

3. Эволюция восточнославянской государственности в IX – начале XII в.

5. Основные центры средневековой Руси.

6. Золотая Орда и Русь: проблема взаимовлияния.

Государство – форма общественного устройства.

Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов (предпосылок).

Социально-экономические предпосылки . В хозяйстве восточных славян в VII–IX вв. происходили важные изменения, приведшие к экономическому подъему. В районе Среднего Поднепровья он был вызван развитием пашенного земледелия на базе использования орудий труда из желœеза; на севере – развитием промыслов и внешней торговли. Экономический подъем привел к появлению прибавочного продукта. Это, в свою очередь, создавало условия для выделœения из общины княжеско-дружинной группировки, вследствие чего произошло отделœение военно-управленческого труда от производительного.

К этому же времени относится эволюция общины: на месте родовой возникла территориальная община. Это создавало некоторые условия для имущественной дифференциации, что также является условием образования государства.

К политическим факторам образования государства у восточных славян относится увеличение роли князя в племени. В случае если раньше князь - ϶ᴛᴏ лишь один из трех равнозначных элементов управления племенем наряду с советом старейшин и вече, то теперь значение двух последних элементов уменьшается. С учащением межплеменных столкновений возрастает потребность в князе и дружинœе , как обороняющих племя от внешних врагов, так и выступающих в качестве судей при различного рода спорах.

Дружина - 1. В догосударственный период - вооруженный отряд при племенном вожде, князе. 2. В Древнерусском государстве - отряд при князе, участвовавший в военных походах, управлении княжеством, а также личным хозяйством князя. Дружина делилась на "старшую" (наиболее знатные, богатые и влиятельные лица - "бояре", "княжьи мужи") и "младшую" ("гриди", "отроки"). В конце XII в. на смену дружины пришел Государев двор.

В итоге власть князя, которую он стремился превратить в наследственную, укреплялась, всœе менее зависела от воли вечевых собраний. Фигура князя становилась сакральной.

Внешнеполитическая предпосылка . Важным фактором, способствующим образованию государства и его укреплению, служит внешняя опасность. Для восточных славян внешняя опасность исходила с двух сторон: кочевые народы с юго-востока и варяжские племена с северо-запада.

В своем развитии Древнерусское государство прошло ряд этапов.

На первом этапе образования Древнерусского государства (VIII – середина IX вв.) складываются межплеменные союзы и их центры. Выделяют два центра государственности: Киев (территория среднего Поднепровья) и Новгород (север Русской равнины).

К IX в. восходит появление полюдья , ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ в ту эпоху носило добровольный характер и воспринималось как возмещение за военные и управленческие услуги.

Полюдье - система сбора дани; объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани. Происходило полюдье обычно зимой или осœенью, после сбора урожая.

Второй этап (вторая половина IX – середина Х вв.). В распоряжении исследователœей имеется летописный рассказ об образовании Древнерусского государства. Этому источнику (как и любому другому) нельзя доверять абсолютно, но для анализа второго этапа образования государства крайне важно к нему обратиться.

"Повесть временных лет" - общерусский летописный свод, составленный в Киеве во втором десятилетии XII в. Авторы и редакторы Нестор, Сильвестр и др.
Размещено на реф.рф
Текст включает летописные своды XI в. и другие источники. История Руси в "Повести временных лет" связана с всœемирной историей и историей славянства. "Повесть..." положена в основу большинства сохранившихся летописных сводов.

Летописец указывает на то, что в серединœе IX в. (при переводе на летоисчисление от рождества Христова) в северо-западных землях (район озера Ильмень, Новгород) сформировался мощный племенной союз во главе с ильменскими словенами. При этом между племенами этого региона начались столкновения. Тогда было принято решение пригласить князя со стороны.

Согласно летописи, в славянские земли прибыли предводитель наемной варяжской дружины Рюрик и два его брата - Синœеус и Трувор.
Размещено на реф.рф
Рюрик, однако, вскоре превысил первоначальные полномочия судьи. Новгородцы попытались его свергнуть, но он подавил восстание и стал князем. После смерти братьев Рюрик объединил всœе северные и северо-западные земли.

Выбор пал на варяжских князей. Летопись относит приглашение варяжской дружины к 862 ᴦ.

В 879 ᴦ. варяжский князь Рюрик умер, и власть в Новгороде взял в свои руки сородич Рюрика Олеᴦ. В 882 ᴦ. Олег предпринял успешный поход на Киев, объединив тем самым два центра русской государственности. 882 ᴦ. считается условным годом образования государства Киевская Русь.

Приведенный летописный рассказ нуждается в комментариях.

О том, кто такие варяги, историки спорят по сей день. Подробнее .

Две основные версии.

1. Это норманнские (скандинавские) воины, которые нанимались на службу к византийским императорам.

2. Это славянское племя, проживающее на южном берегу Варяжского (Балтийского) моря.

Теоретически факт приглашения варягов не кажется невозможным, так как рядом с ильменскими словенами не было другой организованной вооруженной силы, к тому же варяги были близки словенам по языку и культуре.

Большинство современных ученых признают историчность Рюрика. Считается, что под этим именем на Руси был известен Рорик Ютландский – представитель одной из ветвей североевропейских династий. Существование же его братьев – Синœеуса и Трувора – сегодня аргументировано оспаривается. Вероятно, в летописи допущена лингвистическая ошибка, и ʼʼСинœеусʼʼ и ʼʼТруворʼʼ - ϶ᴛᴏ не собственные имена, а словосочетания (ʼʼsini husʼʼ и ʼʼthruwaringʼʼ), которые с древнешведского языка можно перевести как ʼʼсвой родʼʼ и ʼʼверная дружинаʼʼ.

На основании приведенного летописного рассказа в XVIII в. родилась норманнская теория образования Древнерусского государства. Реакцией на норманизм стал крайний антинорманизм . Имеются различные аргументы в поддержку и в опровержение норманнской теории.

Норманнская теория . Ее создателями считаются немецкие историки Готлиб Зигфрид Байер (1694-1738), Герард Фридрих Миллер (1705-1783), Август Людвиг Шлецер (1735-1809). На базе легендарного рассказа о призвании варягов в качестве князей делался вывод о неспособности славян самостоятельно создать собственную государственность.

Антинорманизм - направление в историографии, сутью которого является опровержение норманнской теории, стремление доказать, что варягов на Руси или не былосовсœем, или они не сыграли сколько-нибудь значительной роли в становлении Древнерусского государства (М.В. Ломоносов).

Дискуссия о происхождении названия "Русь" . Первые упоминания имени Русь относятся к V-VII вв. Этим названием византийские и арабские авторы обозначали племена, жившие между Днепром и Днестром. К IX в. это имя становится собирательным для всœех восточнославянских племен. По сообщениям византийских источников в 860 ᴦ. произошло нападение Руси на Константинополь. По всœем данным эта Русь была расположена в среднем Поднепровье (ᴛ.ᴇ. на юге). По этой причине часть историков полагает, что русью называлось одно из племен, обитавшее на территории полян (р.
Размещено на реф.рф
Рось - приток Днепра). Таковы объяснения антинорманистов.

Сторонники норманнской теории склоняются к "северному" обоснованию слова. В "Повести временных лет" указывается, что "варяги назывались русью". Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, Русью стали называться пришедшие варяги и местные славянские племена. Еще одна версия: русь - это группа людей, включавшая в свой состав варягов и племенную славянскую знать (дружинная прослойка).

Так, сторонники и противники норманнской теории по-разному объясняют происхождение названия ʼʼРусьʼʼ .

Норманисты обращают внимание на то, что первые русские князья носят имена скандинавского происхождения (Олег – Хельгий, Игорь – Ингвард, Ольга – Хельга).

Главный аргумент антинорманистов – тезис о том, что государству нельзя ʼʼнаучитьʼʼ, ʼʼпринœести с собойʼʼ; они указывают на объективные процессы, протекавшие внутри восточнославянского мира, на основании которых возникнет государство; к тому же данные археологии свидетельствуют о том, что варяги находились на той же стадии развития, что и славяне.

В современной науке утвердился умеренный норманизм : большинство ученых признает факт варяжского призвания, но не придает этому факту решающего значения в вопросœе складывания государства на Руси.

Олег (882–912 гᴦ.)

Олег предпринял поход на древлян, северян и радимичей и обложил их данью. В годы правления Олега в его руках сосредоточилась власть над территорией от Ладоги до низовьев Днепра. Сложилась своеобразная федерация племенных княжений во главе с великим киевским князем.

Необходимо отметить, что по своим масштабам Русь не уступала европейским империям, однако уступала по уровню развития. Многие территории были слабо заселœены. Русь не отличалась большой прочностью, поскольку сразу была создана как многонациональное государство.

Игорь (912–945 гᴦ.)

После смерти Олега в Киеве стал княжить Игорь. Он покоряет уличей, тиверцев и вновь подчиняет древлян, отделившихся после смерти Олега. Русские посœелœенцы начинают продвигаться к устью Днепра и появились на Таманском полуострове.

В 945 ᴦ., собрав дань, Игорь основную часть дружины и обоз отправил в Киев, а сам решил еще раз пройтись по земле древлян. При этом те восстали и перебили дружину. Игорь был убит.

Третий этап (середина X – начало XI вв.) складывания государства начинается с реформ княгини Ольги .

Ольга (945 – 964 гᴦ.)

В случае если два ее предшественника были заняты тем, что силой оружия подчиняли племена Русской равнины, то с именем Ольги связаны первые системообразующие реформы.

Ольга упорядочила сбор дани. Размер дани становится фиксированным. Наряду со становищами (места͵ где останавливалась княжеская дружина во время сбора дани) появляются погосты – укрепленные дворы княжеских управителœей, куда свозилась дань, размер которой был теперь фиксирован (уроки). Начался организованный сбор налогов. Эта реформа имела не только фискальное, но и административное значение, так как погосты становились опорными центрами княжеской власти.

Святослав (964–972 гᴦ.)

Политика ее сына Святослава была больше направлена на военную сферу. Он прославился победой над хазарами , совершил походы на Дунай, закончившиеся неудачей. Святослав Игоревич (умер в 972 ᴦ.), великий князь киевский. Сын князя Игоря. Совершал походы с 964 ᴦ. из Киева на Оку, в Поволжье, на Сев. Кавказ и Балканы; освободил вятичей от власти хазар, воевал с Волжской Булгарией, разгромил (965 ᴦ.) Хазарский каганат, в 967 ᴦ. воевал с Болгарией за Подунавье. В союзе с венграми, болгарами и др.
Размещено на реф.рф
вел русско-византийскую войну 970-971 гᴦ. Укрепил внешнеполитическое положение Киевского государства. Убит печенегами у днепровских порогов

Хазарский каганат – государство в серединœе VII - конце X вв. во главе с каганом. Столица – Семендер, с начала VIII в. – Итиль. В начале VIII в. каганат занимал территорию Северного Кавказа, Приазовья, большей части Крыма, степных и лесостепных территорий до Днепра. Хазарский каганат осуществлял торговлю с народами Восточной Европы, Средней Азии, Закавказья и др.
Размещено на реф.рф
Среди верующих каганата были иудеи, мусульмане, христиане. В Хазарский каганат был 964-965 гᴦ. разгромлен Киевским князем Святославом Игоревичем.

Полная ликвидация племенных княжений происходит во время правления Владимира Святого (980–1015 гᴦ.). В 981 ᴦ. он присоединяет к Киевскому государству юго-западные (Галицию, Волынь) и западные (Полоцкую, Туровскую) земли.

Владимир идет на ʼʼдуховную революциюʼʼ сверху – вводит в 988 ᴦ. христианство. Эта монотеистическая религия позволила вытеснить местные языческие культы и заложила духовную основу для складывающейся единой русской народности.

Следующим решительным шагом, завершающим создание государства, становится замена Владимиром племенных князей своими сыновьями, призванными защищать новую веру и укреплять власть киевского князя на местах. Тем самым он превратил Русскую землю во владение рода Рюриковичей. Укрепление власти дало ему возможность организовать населœение всœей страны для создания мощных оборонительных рубежей на южных границах и переселить сюда часть словен, кривичей, чуди и вятичей. Сам великий князь, в случае если вспомнить былины, начинает восприниматься народным сознанием не как воин-защитник, а как глава государства, организующий охрану его рубежей.

К концу Х в. сложились основные признаки Древнерусского государства:

- династическая (родовая) княжеская власть;

- простейший государственный аппарат в лице дружины и наместников князя;

- система данничества; территориальный принцип расселœения, вытесняющий племенной;

Монотеистическая религия, усиливавшая княжескую власть.

Основные этапы становления государственности. Образование Древнерусского государства. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Основные этапы становления государственности. Образование Древнерусского государства." 2017, 2018.

Предпосылки формирования древнерусского государства возникли в результате влияния комплекса внешних и внутренних, духовных, политических, социально-экономических факторов. Однако, в первую очередь, следует учитывать хозяйственные изменения восточных славян. Избыток продуктов земледелия в одних районах, народных промыслов в других приводил к взаимному обмену и способствовал развитию торговли. Вместе с этим формировались условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки. Таким образом, военно-управленческая деятельность отделялась от производственной.

Среди политических факторов, повлиявших на создание древнерусского государства, следует отметить межплеменные столкновения на фоне осложнения внутриплеменных отношений. Эти факторы способствовали ускорению установления княжеской власти. Возрастала роль дружины и князей - они не только защищали племя от внешних нападений, но и выступали судьями различных споров.

Вместе с этим, межплеменная борьба приводила к объединению нескольких племен вокруг самого сильного. Такие союзы становились племенными княжениями. В результате княжеская власть укреплялась, однако интересы правителя с течением времени сильнее расходились с интересами соплеменников.

Большое влияние на формирование древнерусского государства оказало язычество, развитие духовных представлений славян. С разрастанием военного могущества князя, который приносил племени добычу, защищал от внешних нападений, урегулировал внутренние споры, вырастал и его престиж. Вместе с этим происходило отчуждение князя от остальных общинников.

Князь, славившийся своими военными достижениями, способный решать внутренние вопросы, выполнять сложные все более отдалялся от соплеменников. Общинники же, в свою очередь, наделяли его сверхъестественной силой, видели в нем залог благополучия племени в будущем.

К внешним факторам, повлиявшим на формирование древнерусского государства, следует отнести сильное давление со стороны норманнов и хазар. Желание этих народностей контролировать торговые пути между Югом, Востоком и Западом провоцировало ускорение образования княжеских и дружинных группировок, которые начали участвовать в торговом процессе. Так, например, взимались продукты промыслов (пушнина, в первую очередь) с соплеменников и менялись на серебро и престижные продукты у иноземных купцов, кроме того, продавались иностранцам и захваченные в плен иноплеменники. Таким образом, племенные структуры все более входили в подчинение местной знати, которая все больше изолировалась и обогащалась.

Кроме того, взаимодействие с другими более развитыми странами вносило изменение в общественно-политическую структуру страны. Также влияние на формирование древнерусского государства оказывал и факт существования в низовьях Волги. Это образование обеспечивало защиту от нападения кочевников. В прошлые эпохи набеги на русскую территорию значительно тормозили развитие племен, мешали их труду, возникновению государственного строя.

Таким образом, на первом этапе (с начала 8-го по середину 9-го века) формирование древнерусского государства проходит путем образования межплеменных центров и союзов. В 9 веке возникает система полюдья - сбора дани общинников в пользу князя. Предположительно, в то время она была добровольной и воспринималась соплеменниками как возмещение за управленческие и военные услуги.

На втором этапе на установление оказали большое влияние внешние факторы - вмешательство хазар и норманнов.

По данным финно-угры и славяне в 862 году обратились к Рюрику с предложением царствовать над ними. Приняв предложение, Рюрик сел в Новгороде (согласно некоторым свидетельствам, в Старой Ладоге). Один его брат, Синеус, стал княжить в Белоозере, а второй, Трувор, в Изборске.

1. Образование протогосударства в 6-8 вв.

Начальный период образования государства у восточных славян отражён в письменных источниках недостаточно. Мы знаем, что во главе славянских племенных союзов стояли князья, военные вожди, первоначально выбираемые на народных собраниях. В 6-7 в. уже появились восточнославянские дружины, делившиеся на старшую и младшую. Основным органом власти в племени являлось вече , куда допускались все сводные мужчины, но мнение князей, подкрепленное силой дружин, оказывалось более веским.

2. Раннее государство Киевская Русь 9 в.

В 862 г . на севере утвердилась варяжская династия. Это было связано с необходимостью прекратить междоусобные войны славянских племен. Рассказ о призвании на Русь варягов Рюрика, Синеуса и Трувора содержится в «Повести временных лет».

Существует легенда об основателях Киева братьях-полянах Кие, Хориве и Щеке, после смерти которых правили в Киеве их потомки. Около 863 г. в Киеве появились Аскольд и Дир (по летописи – дружинники Рюрика), которые победили древлян и стали править в Киеве.

Киев и Новгород имели примерно равные шансы сплотить вокруг себя восточнославянские земли. Исход борьбы во многом зависел от случая.

Условной датой возникновения древнерусского государства можно считать 882 год – год объединения Киева и Новгорода под властью князя Олега .

Олег был главой древнерусского государства, но он не был самодержавным правителем. По важным поводам собиралось вече. Князь был ограничен и советом с дружиной.

В 9-10 вв. восточные славяне еще не имели записанных законов. Князья и старейшины вершили суд, опираясь на традиции, которые составляли так называемое обычное право . Обычное право (упоминающееся в «Повести временных лет» как Закон Русский) действовало и в первые века существования Древнерусского государства.

Легенда о призвании варягов положила начало так называемой норманнской теории . Ее впервые сформулировали Миллер и Байер, которые предположили, что древнерусское государство было создано норманнами-варягами. Этим ученым возражал Ломоносов, который считал, что Рюрик был выходцем из древних славян-пруссов, то есть древнерусское государство было создано славянами.

3. Расцвет Киевской Руси в 10-12 вв.

При Владимире Святославовиче (980-1015) земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Центральная власть упрочилась.

Важным шагом было принятие христианства в 988 г. Это укрепило государственную власть и территориальное единство Киевской Руси, ее международный авторитет, способствовало развитию культуры.

При Ярославе Мудром (1019-1054) Киевская Русь достигла высочайшего могущества. Были расширены границы государства за счет северных, северо-западных и северо-восточных земель, укреплены южные границы. Русь благодаря удачно заключенным бракам самого князя и его детей упрочила международные связи. Киев превратился в один из крупнейших городов Европы.

Ярослав, как и его предшественники, не был самодержцем: его власть ограничивалась советами и элементами сохранившимися народного собрания – вече.

Еще один важный фактор – начался процесс кодификации, т.е. записи русского права . Первым документом был «Устав Ярослава Владимировича », который он дал новгородцам.

При правлении сыновей Ярослава продолжился процесс кодификации законов. Была составлена «Правда Ярославичей », которая позже была дополнена законами других князей. Все эти документы составили древнерусский свод законов «Русскую Правду ».

После смерти Ярослава Мудрого начался процесс дробления русских земель: сыновьям были выделены уделы. Покойный князь утвердил порядок правления, однако он почти сразу нарушился и княжеские междоусобицы стали обычным явлением.

Процесс дробления приостановился при Владимире Мономахе , которому удалось удержать под своей властью территорию Руси, укрепить ее международный авторитет. Созданный во время его правления «Устав Владимира Мономаха » стал еще одной частью «Русской Правды».

Сыну Мономаха Мстиславу удавалось еще некоторое время удерживать единство государства. После его смерти (1132) Киевская Русь окончательно распалась на полтора десятка княжеств. Начался период раздробленности русских земель.