Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с овз пример. Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) ребенка, обучающегося по программе VIII вида. й этап. Сентябрь – ноябрь
В связи с введением ФГОС ДО всё чаще приходится слышать такое понятие, как индивидуальная образовательная траектория ребёнка (далее ИОТ). Во ФГОС ДО про ИОТ говорится в п. 3.2.3. Там прописано, что построение ИОТ необходимо для индивидуализации образования и осуществляется на основе педагогической диагностики (мониторинга).
Что же это такое и как его создавать? Давайте попробуем с вами разобраться.
Индивидуальная образовательная траектория (далее ИОТ) — это это персональный путь реализации личностного потенциала каждого обучающегося в образовании. В качестве синонимов используются «вариативное обучение», «персонализированное обучение», «индивидуальный образовательный маршрут» и др.
Если использовать понятия, данные в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», то индивидуальная образовательная траектория (как и маршрут) представляют собой индивидуальный учебный план.
ИОТ призвана определить персональный путь реализации интеллектуального, эмоционального, коммуникативного потенциала личности дошкольника в рамках основной или адаптированной образовательной программы дошкольного образования.
Индивидуальная образовательная траектория как правило составляется для детей имеющих разные стартовые возможности. Исходя из этого можно выделить следующие виды ИОТ:
- ИОТ для детей, имеющих трудности в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования в силу недостатка развития познавательных процессов;
- ИОТ для детей с опережающими темпами развития;
- ИОТ для детей «группы риска», нуждающихся в коррекции поведения и /или эмоционально-волевой сферы;
- ИОТ для детей с соматической ослабленностью (повышенная утомляемость, сниженная работоспособность и т.д.);
- ИОТ для детей с ограниченными возможностями здоровья, о котором идёт речь в этой статье.
В настоящее время не существует единой утверждённой нормативными документами формы ИОТ. Поэтому я хочу предложить познакомится с тем вариантом ИОТ, который я использую в своей работе.
Структура ИОТ состоит из:
- Титульный лист , который включает в себя наименование учреждения, назначение программы, срок реализации, адресность программы, гриф утверждения руководителем, согласование с родителями и специалист, который является ответственным за реализацию ИОТ.
- Пояснительная записка. В ней необходимо отразить на основе какой образовательной программы составлена ИОТ, цели, задачи и планируемые результаты.
- Сведения об обучающемся. Данный раздел включает в себя: данные ребёнка (ФИО, возраст, посещаемая группа, степень адаптации, продолжительность посещения ребёнком ДОУ, характеристику ребёнка на момент составления образовательной траектории а и т.д.).
- Данные о прохождении ПМПК.
- Специальные условия получения образования.
- Индивидуальный учебный план.
- Расписание образовательной деятельности.
- Содержание ИОТ. Включает в себя 4 компонента: диагностический, воспитательный. коррекционно-развивающий, образовательный.
- Организация работы с родителями в рамках реализации ИОТ. Данный раздел отражает формы работы с родителями.
- Методическое обеспечение ИОТ . Этот раздел включает в себя: перечень методической литературы, дидактических игр, демонстрационных материалов и т.д.
Список литературы, используемый при подготовки статьи:
- Инклюзивная практика в дошкольном образовании: Пособие для педагогов в дошкольном учреждении/ Под ред. Т.В. Волосевич. — М., 2014.
- Интернет-
Дата публикации: 19.05.17
Доклад инструктора по физической культуре Н.В. Верещагиной
«Примерный индивидуальный образовательный маршрут развития ребёнка с ОВЗ в ОО «Физическое развитие»»
Уважаемые коллеги, хотелось бы представить вам примерный Индивидуальный Образовательный Маршрут (ИОМ) развития ребёнка с ОВЗ в ОО «Физическое развитие».
Учитывая то, что основная общеобразовательная программа дошкольной организации (ООП ДО) ориентирована на среднего воспитанника, возможно, что более слабые могут недостаточно хорошо ее усвоить, а наиболее способные потерять мотивацию к обучению, Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет планирование индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) дошкольника как новый подход к дошкольному образованию.
ИОМ разрабатывается:
– для детей, не усвоивших основную образовательную программу дошкольного образования
– для детей с ограниченными возможностями здоровья
– для детей с высоким уровнем физического развития
Составление ИОМ подразумевает эффективное применение всех педагогических ресурсов для достижения максимального результата в воспитании и развитии дошкольника.
Цель разработки и внедрения в программу обучения образовательного маршрута - это формирование в детском саду факторов, которые будут направлены на позитивную социализацию и социально-личностное развитие детей с ОВЗ.
Процедура разработки индивидуального маршрута ОО «Физическое развитие»
После проведения мониторинга качества освоения ООП ДО результаты обсуждаются на педагогическом совете. Педагогический совет рекомендует детей, показавших низкий (высокий) результат усвоения ООП ДО в образовательной области «Физическое развитие» рекомендует рассмотреть на психолого - медико-педагогической комиссии, которая формирует список детей, которым необходима индивидуальная образовательная траектория.
В части физического развития инструктор совместно с медицинскими работниками, воспитателями, другими специалистами ДОО, родителями (законными представителями), разрабатывают ИОМ (содержательный компонент), затем в календарном плане фиксируется разработанный способ его реализации (технология организации образовательного процесса).
Структура ИОМ
В структуру образовательного маршрута должны входить такие компоненты, как:
– целевой, который предполагает постановку конкретных целей, соответствующих новым стандартам;
– технологический, обуславливающий использование определенных педагогических технологий, методов и приемов;
– диагностический, определяющий комплекс диагностического инструментария;
– организационно - педагогический, определяющий условия и способы достижения поставленных целей;
– результативный, содержащий конечные результаты развития ребенка на момент перехода на школьное обучение.
- Введение , где объясняется причина составления индивидуального образовательного маршрута ребенка, общие сведения о ребенке на момент разработки ИОМ, цель, задачи, количество занятий ИОМ, форма проведения ИОМ.
- Диагностические данные на ребенка . Диагностика развития ребенка является основой выстраивания ИОМ. Наряду с диагностикой в процессе реализации ИОМ проводится мониторинг в работе с дошкольниками – это контроль с периодическим отслеживанием уровня развития ребенка с обязательной обратной связью. Мониторинг позволяет не просто регистрировать состояние развития ребенка в данный момент, но и дает материалы для сравнения, анализа и коррекции нарушений и отклонений в развитии . Цель педагогического мониторинга – обобщение и анализ информации о состоянии общего развития для осуществления оценки, планирования коррекционно – развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата.
- Оздоровительный маршрут ребенка включает индивидуальный двигательный режим, закаливающие процедуры, физическую нагрузку и лечебно-профилактические мероприятия для ребенка.
- Сетка занятости ребенка , где указывается последовательность введения ребенка в общую со всеми детьми деятельность;
- Ведется динамический лист наблюдения, где вносятся все изменения . Цель такого наблюдения – коррекция компонентов образовательного процесса, выбор оптимальных форм его организации. Имея представление о желаемом результате в виде конкретных критериев эффективности, в зависимости от результатов промежуточного обследования можно своевременно вносить изменения в ИОМ, для более качественного осуществления образовательного процесса и действенности его для ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья.
- Способы оценки успехов воспитанника - рекомендовано проводить оценку успехов освоения маршрута каждые три месяца или по окончании какого-либо образовательного блока или этапа.
Эффективная реализация ИОМ позволит обеспечить позитивную динамику в личностном развитии ребенка. Несомненно, такая работа потребует от педагога профессиональной компетентности и заинтересованности в процессе и результате своего труда.
Форма для оформления ИОМ дошкольника ОО «Физическое развитие»
Индивидуальный образовательный маршрут
ФИО ребенка______________________________________________________________________________________________
Дата рождения_____________________________________________________________________________________________
Дата начала ИОМ___________________________________________________________________________________________
Причина постановки на учет: _________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
Возраст на начало коррекционно - развивающей работы: ___________________________________________________________
Цель (ИОМ): открытие новых перспектив в усвоении ОПП ДОУ в образовательной области «Физическое развитие»
Задачи: выявить особые образовательные потребности ребенка; осуществлять индивидуальную педагогическую помощь ребенку; оказать помощь в адаптации к коллективу детей; способствовать усвоению ребенком образовательной программы дошкольного образования; развить в ребенке осознание своих возможностей; обеспечить позитивные сдвиги в физическом развитии ребенка, стимулировать раскрытие индивидуальных возможностей; оказать методическую помощь родителям детей, имеющих / ограниченные возможности здоровья/ /одаренных детей в области «Физическое развитие»/ ; вовлечение родителей в образовательный процесс ___________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________
Количество занятий в неделю:_________________________________________________________________________________
Форма проведения: организованная образовательная деятельность, индивидуальные занятия, игровая деятельность, совместная деятельность педагогов ДОО, родителей, детей; самостоятельная двигательная деятельность, беседы, презентации, ведение портфолио здоровья
___________________________________________________________________________________________________________
Ожидаемый результат:________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________
Форма работы с родителями: консультации, практикум, собеседование, обмен опытом._________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
Диагностика развития ребенка
Цель педагогического мониторинга – обобщение и анализ информации о состоянии общего и физического развития для осуществления оценки, планирования коррекционно-развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата.
Физическое развитие
Оценка психо-физических качеств: быстроты движений, силы, выносливости, ловкости, гибкости
_________________________________________________________________________________________________________________________
Соматическое развитие
Речевое развитие
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности развития познавательных процессов
Память___________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Внимание_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________
Восприятие_______________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мышление_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2
Календарное планирование индивидуального маршрута
Тема занятия, количество часов | Деятельность инструктора (используемые технологии, формы и методы) | Деятельность воспитателя | Возможность работы с другими специалистами | Направления работы с родителями |
||
Примерный индивидуальный маршрут развития ребенка с ОВЗ образовательная область «Физическое развитие»
ФИО ребенка _________________________
Дата рождения ________________________
Дата начала ИОМ _____________________
Возраст на начало ИОМ ________________
Заболевание: Астигматизм, II Макросоматик
Астигматизм - дефект зрения, связанный с нарушением формы хрусталика, роговицы или глаза, в результате чего человек теряет способность к четкому видению
Макросоматик (соматический тип, относящийся к крупному телосложению) – это такой тип конституции тела, который отличается широкой костной структурой и большими запасами подкожного жира.
Уровень развития: не соответствует возрасту
Проблема: Низкая двигательная активность, неохотно принимает участие в п/и – нет динамики.
Развитие физических качеств | Овладение ОВД | Индивидуальная работа инструктора, воспитателей | Работа с семьей |
Заметное отставание в показателях ОФК – Ловкость, быстрота, выносливость. Не умеет менять направления движения по сигналу, не вынослив, быстро устает, не согласованные движения рук и ног во время ходьбы и бега | Замедленность процесса освоения и выполнения ОВД (отстает от общего темпа выполнения упражнений, необходим отдельный показ упражнений, движений), нарушение общей моторики, функции равновесия. Положит динамика прослеживается в прыжках в длину (толчок, приземление), ловит мяч, не прижимая к груди. Допускает ошибки в основных элементах физ.упр.- лазание по гим. стенке (боится), прыжок с продвижением | Закрепление умения ходить и бегать, согласовывая движения рук и ног, прыгать, продвигаясь вперед отталкиваясь двумя ногами одновременно, приземляться мягко на полусогнутые ноги. Развивать ловкость (умение менять направление по сигналу, лазать по гим. лестнице удобным способом). Развитие глазомера – умение бросать мешочек в гориз. цель. Создавать мотивацию для вовлечения в подвижную игру, игровые упражнения. | Не пропускать занятия. Стимулирование двигательной активности ребенка совместными подвижными играми, длительными прогулками в парк или лес; покупка ребенку спортивного инвентаря (мячик, скакалка). Привлекать к совместным занятиям, развлечениям. |
Шаткина Ирина Павловна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МБДОУ "Центр развития ребенка – детский сад № 56"
Населённый пункт:
г. Северск, Томская область
Наименование материала:
методическая разработка
Тема:
"ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (средняя группа)"
Дата публикации:
12.05.2018
Раздел:
дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Центр развития ребенка – детский сад № 56»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (средняя группа)
на 2017 – 2018 учебный год
______________________________________________________________
ФИ ребенка
Группа № 6
Составила воспитатель
Шаткина Ирина Павловна
План индивидуальной работы
на 2017-2018 учебный год.
Задачи:
Способствовать развитию навыков коммуникации;
Развивать звукопроизношение, грамматически правильную речь;
Развивать память, внимание;
Развивать
мыслительные
вовлечение
наблюдения,
дидактические игры;
Развитие двигательных навыков и волевых качеств путём приобщения ребёнка к занятиям
Индивидуальная
работа проводится
коррекционно
педагогического
взаимодействия
специалистами
дошкольного
учреждения
основании
результатов индивидуальной речевой карты воспитанников, а также в соответствии с
индивидуальной программой, разработанной учителем – логопедом.
сентябрь 2017
1 неделя
Познавательное
развитие
«Собери пирамидку»: закрепить название цветов спектра,
порядковый счет.
Закреплять умение сравнивать два предмета по величине,
обозначать результаты сравнения словами.
развитие
Артикуляционная гимнастика с зеркалами: «улыбка»,
«забор», «часики», «варенье», «лошадка»
Повторить чистоговорки на звук «с». Игры с картинками на
эти звуки («Угадай и назови», «Назови цвет и предмет»)
Художественно-
эстетическое
развитие
Игра на муз. инструментах, с музыкальными игрушками:
умение угадывать на слух, какой инструмент звучит.
Закреплять умение лепить предметы круглой формы разной
величины.
Физическое
развитие
«Самый меткий»: тренировать в метании шариков в корзинку
Социально-
коммуникативное
развитие
Учить воспроизводить цепочку игровых действий с разными
видами игрушек
2 неделя
Познавательное
развитие
«Путешествие в зеленую страну»: закреплять
представление о зеленом цвете, развивать зрительное
внимание, активизировать словарь.
развитие
Рассказывание потешки «Водичка, водичка»;
сопровождать действия проговариванием слов.
Игры на развитие фонематического слуха: «Хлопушка»,
«Поймай звук».
Сдувать ватку (листик, бумажный цветок) с руки.
Художественно-
Повторить правила работы с ножницами; учить
эстетическое
развитие
правильно держать их, сжимая и разжимая кольца.
Физическое
развитие
Учить стоять на одной ножке, сохраняя равновесие;
прыжки на двух ногах вместе.
Социально-
коммуникативное
развитие
Закреплять умение участвовать в игровых действиях.
Развивать дружеские взаимоотношения.
3 неделя
Познавательное
развитие
«Геометрическая мозаика»: закреплять умение называть
геометрические фигуры, способствовать развитию
внимания и воображения.
развитие
пословицы; уточнить знания о сезонных изменениях в
Игра «Угадай по звуку». Развитие слухового восприятия,
умение определять звуки в окружающей природе (идёт
дождь, шумят листья, жужжит жук).
Пальчиковая игра «Строим дом»: развивать мелкую
моторику рук и речь.
Художественно-
эстетическое
развитие
Развивать умение раскатывать из комочка нужную
форму, лепить предметы удлиненной формы,
сужающиеся к одному концу.
Физическое
развитие
«Пройди по узкой дорожке» - тренировать в ходьбе по
узкой дорожке с сохранением равновесия.
Социально-
коммуникативное
развитие
Развивать в игре дружеские взаимоотношения,
способствовать развитию коммуникативных навыков.
4 неделя
Познавательное
развитие
Учить различать фрукты, не путая с овощами. «Дай
такой же» «Что растет на дереве»
«Каждую бусинку – на свое место»: развивать мелкую
моторику, внимание, логическое мышление.
Закреплять умение сравнивать два предмета по
величине.
развитие
«Потопаем, похлопаем»: развитие слухового внимания
через различение звуков окружающей действительности.
«Ухо-нос»: развитие произвольного внимания и
самоконтроля.
«Расскажи сказку»: тренировать в рассказывании
знакомой сказки с опорой на наглядный материал.
Художественно-
эстетическое
развитие
Развивать умение работать кистью, закрашивать нужным
цветом фрукты.
пластмассовых мячей, развивать двигательную
активность.
Социально-
коммуникативное
развитие
октябрь
1 неделя
Познавательное
развитие
Выделение
признака
развивать логическое мышление, внимание.
сенсорное
развитие
«Разбери
перепутанные
варежки»: учить детей внимательно рассматривать предметы
и находить в них сходство и различие.
развитие
Д.упражнение «Подними шарик»- развивать речевое
Упражнять в произношении звука «З» в слогах и словах.
Учить произносить этот звук твердо и мягко.
Художественно-
эстетическое
развитие
Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук
через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание,
раскатывание).
Физическое
развитие
«Проворные мотальщики»: развитие сенсомоторной
координации, обучение выполнению движений двумя руками
одновременно.
Социально-
коммуникативное
развитие
формировать
использовать предметы-заместители, продолжать работу по
развитию и обогащению сюжета игры..
2 неделя
Познавательное
развитие
«Собери кубики» - развивать внимание, память, образное
мышление.
развитие
Учить детей составлять рассказ с опорой на вопросы
воспитателя и самостоятельно, включать в рассказ
описание персонажей, их действий.
Художественно-
эстетическое
развитие
Учить располагать на листе бумаги две ели рядом: одну
выше другой. Продолжать развивать цветовое
восприятие: умение находить среди 2-х оттенков
зеленого цвета темно-зеленый.
Физическое
развитие
Учить отбивать мяч правой и левой рукой: развивать
координацию движений, ловкость.
Социально-
коммуникативное
развитие
Игры с пластмассовым конструктором типа «Лего»:
развивать творчество, воображение, интеллектуальную
активность в конструктивной и игровой деятельности.
3 неделя
Познавательное
развитие
Д. игра «Что изменилось?»: развитие зрительной памяти.
«Сложи картинку» (времена года): учить собирать из
частей целое; закреплять знания о временах года.
«Лишняя картинка» на развитие мышления и
зрительного восприятия, умение обобщать.
развитие
Продолжать приучать внимательно слушать рассказ,
отвечать на вопросы полным ответом; учить
пересказывать, опираясь на модели, сохранять
последовательность событий. Словесная игра
«Доскажи».
Художественно-
эстетическое
развитие
Прослушивание звуков природы.
Физическое
развитие
«Пингвины» - прыжки на двух ногах с мешочком между
Социально-
коммуникативное
развитие
С. р игра «Детский сад». Развивать в игре дружеские
взаимоотношения, способствовать развитию
коммуникативных навыков, подбирать атрибуты к игре.
4 неделя
Познавательное
развитие
Д. игра «Чьи детки?»: закреплять знания о домашних и
диких животных, находить их детенышей.
«Найди, где спрятано»: учить ориентироваться в
пространстве; развивать внимание.
развитие
Чтение художественной литературы: учить слушать,
оценивать поступки героев, развивать память,
мышление, внимание.
«Опиши любимого животного»: продолжать учить
составлять небольшие рассказы, развивать речь.
Художественно-
эстетическое
развитие
Музыкальное упражнение «Кто как поет?»: развивать
творческие способности детей, учить передавать личные
образы, используя известные средства выразительности
Физическое
развитие
«Найди себе пару»: упражнять в беге, развивать
выносливость, ловкость. Метание мяча в вертикальную
Социально-
коммуникативное
развитие
выражать их.
ноябрь
1 неделя
Познавательное
Познакомить с домашними животными, частями тела, какой
«Найди фигурке место»: развитие зрительного восприятия и
произвольного внимания, обучение работе по образцу.
развитие
Разучивание скороговорок -
Цель: закреплять звукопроизношение поставленных звуков.
Художественно-
эстетическое
развитие
Работа по формированию мелкой моторики пальцев рук
(штриховка, работа с мелким материалом)
Цель: развитие навыков мелкой моторики, а также
формирование художественно – эстетических умений и
Физическое
развитие
П/и «Мячик» Цель: развитие общей моторики, чувства
ритма, умения прыгать на носочках. Координация речи с
движением
Социально-
коммуникативное
развитие
«Помоги другу одеться на прогулку» Цель: формирование
социо - коммуникативных умений и навыков, активизация
2 неделя
Познавательное
развитие
Д/и «Собери из частей», «Где спряталась игрушка?»,
«Один – много»
развитие
Рассмотри картинки и запомни их: развитие зрительной
памяти и умения называть то, что видел.
Д.упражнение «Подними шарик» - развивать речевое
Художественно-
эстетическое
развитие
Слушание музыкальных произведений.
Цель: развитие слухового восприятия
«Составь букет»: упражнять в составлении красивой
композиции из частей.
Физическое
развитие
Подвижная игра «Радуга-дуга».
Цель: развитие общей моторики, координации речи с
движением. Закрепление навыка бега с высоко
поднятыми коленями
Социально-
коммуникативное
развитие
Д/игра «Правда или нет».
Цель: формирование нравственных представлений,
правила поведения со взрослыми.
3 неделя
Познавательное
развитие
Дидактическая игра «Что сначала, что потом», «Когда
это бывает». Цель: расширение познавательной
активности.
Д.игра «Какого цвета не стало?»: учить детей определять
и точно называть цвет предметов, их оттенки.
развитие
Составление рассказа по теме «Осень». Цель: развитие
коммуникативных навыков, формирование лексико –
грамматической структуры слова, закрепление навыков
звукопроизношения.
Художественно-
эстетическое
развитие
Закреплять умения раскатывать предметы круглой и
овальной формы, детали прорабатывать пальцами.
Прослушивание звуков природы.
Физическое
развитие
Упражнение с массажным мячиком. Цель: развитие
тактильной чувствительности, чувства ритма.
Социально-
коммуникативное
развитие
С.р. игра «Семья»: закреплять умение действовать
согласно выбранной роли, уточнять знания о семье, об
обязанностях в семье каждого члена.
4 неделя
Познавательное
развитие
Д/и «Найди лишнее»,«Найди отличия», «Собери из
частей», «Помоги художнику» по лексическим темам.
Цель: обогащение знаний по лексическим темам,
активизация словаря и его расширение, речевой памяти.
развитие
Чтение художественной литературы. Р. Миннуллин «Ох
уж эти взрослые». Цель: приучать вслушиваться в ритм
поэтического текста, определять его тему, основную
идею; побуждать рассказывать о своем восприятии
конкретного поступка персонажа.
Художественно-
эстетическое
развитие
Деятельность в художественном уголке. Продолжать
учить рисовать на тему «Осень». Цель: воспитывать у
детей эмоциональное отношение к создаваемому образу
Физическое
развитие
Пальчиковая гимнастка «Если что».
Цель: координация речи с движением, развитие тонкой
моторики, внимания и памяти.
Социально-
коммуникативное
развитие
Учить выходить из конфликтных ситуаций мирным
путем, осознавать свои чувства, желания и понятно
выражать их. Игры с мыльными пузырями: создать
бодрое, веселое настроение, развивать воздушную
струю, учить играть вместе, не ссорясь.
декабрь
1 неделя
Познавательное
развитие
Закрепить
«Высокий-низкий».
Домино-вкладыши.
Мелкая моторика.
Д. игра на классификацию предметов. «Чей малыш». Цель:
закрепление названий животных и их детенышей
развитие
«Приметы зимы» - закрепление и пополнение знаний о
зимних приметах.
Д.игра «Загадай загадку» - учить составлять загадки о зиме
Художественно-
эстетическое
развитие
Вызвать интерес к теме изображения, учить рисовать
тычком, наносить рисунок по всей поверхности.
отличать животных по звуку
Физическое
развитие
движения в метании
Социально-
коммуникативное
Игра- драматизация «Что такое хорошо, что такое плохо»
Цель: закрепление и анализ поступков своих и товарищей.
развитие
2 неделя
Познавательное
развитие
Повторить понятия «Большой, поменьше, самый
маленький»
Д. игра «Посчитай птичек и назови»- закрепить умение
«Запомни названия и выложи картинки в таком же
порядке».
развитие
Упражнения в речевой зоне. Цель: учить четкому
произношению звуков, умение находить место звука в
Художественно-
эстетическое
развитие
«Птички летают»: развивать умение слышать смену
частей мелодии, реагировать на изменения сменой
движения.
Физическое
развитие
Упражнять в беге и приседании, построении в круг и
ходьбе по кругу.
Социально-
коммуникативное
развитие
3 неделя
Познавательное
развитие
Показ выполнения постройки,фиксируя внимание
последовательности.
Повторить «Круг, овал». Соотнесение цвета и формы.
развитие
в ряду звуков, слогов, слов.
Художественно-
эстетическое
развитие
Учить рисовать вертикальные и горизонтальные линии,
используя прием нанесения штрихов в одном
направлении, не выходя за контуры, прорисовывая
Физическое
развитие
«Самым ловким окажись»: продолжать развивать
ловкость, выносливость.
Социально-
коммуникативное
развитие
«Что такое дружба»: формировать понятия «друг»,
«дружба»; учить детей видеть, понимать, оценивать
чувства и поступки других, мотивировать и объяснять
свои суждения.
4 неделя
Познавательное
развитие
Расширять знание о праздниках. «Украсим елочку»,
«Подарок Деду Морозу» Понятия «длинный-короткий»,
«одинаковые по длине», «далеко-близко-около-рядом».
«Какую фигуру напоминает предмет»: повторить с
детьми названия геометрических фигур
развитие
«Назови ласково»: воспитывать желание использовать в
речи ласковые слова
Художественно-
эстетическое
развитие
Закреплять умение катать круги между ладонями и
соединять их.
«Волшебная кисть»: учить правильно пользоваться
Физическое
развитие
продвижением вперед. Подвижная игра «Два мороза».
Социально-
коммуникативное
развитие
Игра «Как Я поступаю» (актуализация поведения
ребенка в конкретных ситуациях).
январь
2 неделя
Познавательное
развитие
Закрепить знание о признаках зимы и зимних забавах.
«Какой признак времени года лишний?»
Слева-посередине-справа. Сравнение, установление
закономерностей. «Заплаточки». Цветовое лото. Мелкая
моторика
развитие
«Обезьянки в цирке» - повторять звуки, слоги на твердые
согласные. Учить произносить по подражанию «с», «з»,
Д. игра «Где находится птичка?» (употребление
предлогов около, над,под, в, к)
Художественно-
эстетическое
развитие
«Нарисуем зиму» .Предложить раскраски «Волшебница-
Физическое
развитие
«Веселый мяч»- отбивание мяча одной рукой об пол
Социально-
коммуникативное
развитие
Психогимнастические этюды на выражение разных
эмоциональных состояний
3 неделя
Познавательное
развитие
Расширять представление о животных, учить отличать
диких животных от домашних. «Покажи зверей», «Где
чей домик»
Ориентировка в пространстве: вверху, внизу,сзади,
Д. игра «Чего не хватает?» - развитие у ребенка
целостного восприятия предмета.
развитие
Вести диалог. Учить отвечать на вопросы 2-4 словами,
используя сюжетные картинки. «Запомни, назови».
Продолжать упражнять в правильном и четком
произнесении звука «ж», определять слова с этим
Художественно-
эстетическое
развитие
Учить вырезать по показу конусы и разные формы,
приклеивать.
Изотерапия «Ягоды для медведя». Предложить
трафареты с изображением диких животных для
обрисовывания и раскрашивания.
Физическое
развитие
Психогимнастика «Спящий котенок». Игровое
упражнение «Прыжки вверх с места».
Социально-
коммуникативное
развитие
«Общение со взрослыми»: закрепить знание о том, как
мы обращаемся ко взрослым, учить проявлять уважение,
не перебивать взрослых во время разговора.
4 неделя
Познавательное
развитие
Соотнесение формы предмета с геометрическими
фигурами. Домино-вкладыши.
Классификация по одному или двум признакам (цвет и
величина).
развитие
«Что забыл нарисовать художник?»
Д. игра «Скажи какая сказка?» Цель: активизация
словаря засчет подбора эпитетов. Интервью «Я люблю
зиму потому, что…»
Художественно-
эстетическое
развитие
Учить передавать предметы одной формы, но разной
величины. Вырабатывать навык регуляции размаха
движений. «Дорисуй»
«Составь узор» - составление узора из счетных палочек
Физическое
развитие
«Пройди – не задень» - ходьба между кубиками,
«Пробеги и не задень» - развитие ловкости движения.
Социально-
коммуникативное
развитие
«Как помириться?» - находить способы примирения и
выхода из конфликта без драки.
февраль
1 неделя
Познавательное
развитие
Сравнение
знакомых
предметов
геометрическими
фигурами. «Заплаточки». Мелкая моторика.
Познакомить с классификацией посуды.
Развитие умения ориентироваться в пространстве по схеме
«Как пройти к зайке?»
развитие
Игра «На кого я похож?» (сравнение с растением, животным,
предметом). Игра «Угадай по звуку». Развитие слухового
восприятия, умение определять звуки в окружающей
действительности (стучат карандашом, играют мячом).
Художественно-
эстетическое
развитие
Учить изображать предметы прямоугольной формы,
располагая их на всем листе бумаги. Закреплять прием
закрашивания.
Физическое
развитие
Метать различные предметы и мячи на дальность с места из
различных положений. Правильно выполнять основные
движения в метании
Социально-
коммуникативное
развитие
решение!»
(обучение
самостоятельно принимать решение).
2 неделя
Познавательное
развитие
Познакомить со средством передвижения. «Автомобиль»
«Найди такую же машину»
Повторить понятия «Широкий, поуже, еще уже, самый
развитие
«Выложи серию сюжетных картинок и составь рассказ»;
Художественно-
эстетическое
развитие
Продолжать учить рисовать разные формы на листе
бумаги(овал, круг, прямоугольник).
Учить соединять концы столбика для получения кольца,
учить соединять все фигуры вместе. Арт-терапия
«снежинки» (пластилин).
Физическое
развитие
Игра «Мои ручки-ножки-носик».
Социально-
коммуникативное
развитие
Игра «Мне нравится в себе» (осмысление ребенком
своих положительных и отрицательных качеств).
3 неделя
Познавательное
развитие
Расширить кругозор о классификации инструментов.
«Кто что делает» ,«Инструменты».
Повторить «Слева, посередине, справа». Развитие
зрительного внимания. Соотнесение цвета и формы.
Мелкая моторика.
развитие
«Хлопни на звук «ц». Продолжать учить различать звуки
в ряду звуков, слогов, слов.
Учить отвечать на вопросы по картинке
Художественно-
эстетическое
развитие
Продолжать учить лепить из нескольких частей,
закрепляя приемы раскатывания, прижимания,
вытягивания..
Физическое
развитие
Психогимнастика «Кошка с котятами и собака».
Социально-
коммуникативное
развитие
Игра «Лото эмоций» («Что случилось с мышкой?»).
4 неделя
Познавательное
развитие
Расширять знания о праздниках – день Защитника
Отечества.
Выделение лишнего признака. «Угадай, что убрали»
развитие
Продолжать учить договаривать стихи, сказки, потешки
за воспитателем (книги Чуковского, Барто, Михалкова).
Художественно-
эстетическое
развитие
Учить соединять правильно детали, чтобы получился
образ и приклеить. Продолжаем собирать из частей одно
целое. Закреплять умение рисовать туловище, ноги, руки,
учить закрашивать в правильном направлении.
Физическое
развитие
Прыжки на одной ноге, на двух на месте. Прыжки с
продвижением вперед. Подвижная игра «Два мороза»..
Социально-
коммуникативное
развитие
Игра «Как Я поступаю» (актуализация поведения
ребенка в конкретных ситуациях).
март
1 неделя
Познавательное
развитие
Д/и «Моя семья». Цель: закрепить знания домашнего адреса,
имен родителей и их места работы.
развивать
воображение
представлять
предметы
схематическим изображениям
развитие
Описание картины из серии «У бабушки в гостях». Цель:
расширять кругозор ребёнка, называть существенные детали.
Дидактическая игра «Скажи, какой?» Цель: закреплять
умения подбирать слова признаки о маме.
Художественно-
эстетическое
развитие
«Спрячь мышку» Цель: закреплять у детей представления о
шести цветах.
Конструирование
постройки
выполнять постройку по схеме.
Закрепить умение обрезать углы у квадрата.
Цель: умение
правильно работать с ножницами.
Физическое
развитие
Упражнять
прокатывании
предметами,
подталкивая его двумя руками снизу и не отпуская далеко от
Социально-
коммуникативное
развитие
Формировать
готовность
совместной
деятельности,
развивать
д о го в а р и в ат ь с я,
самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками
2 неделя
Познавательное
развитие
Д/упр. «Назови действия, которые происходят весной».
Задачи: знать признаки весны, уметь заканчивать
предложение, называя соответствующее действие.
Д. игра «На что похоже». Цель: развивать воображение
детей, учить представлять себе предметы по их
схематическим изображениям
Продолжать учить определять и называть
местоположение предмета (слева, справа и пр.).
развитие
Беседа с Артемом и Андреем о приметах весны (по
картинкам) – развивать речевую активность, учить
составлять предложения по картинкам. Дидактическая
игра «Скажи, какой?» Цель: закреплять умения
подбирать слова признаки о весне.
С Артемом, Ритой, Андреем работать над
звукопроизношением: учить проговаривать чистоговорку.
Художественно-
эстетическое
развитие
Рассматривание весенних иллюстраций и фото,
прослушивание отрывка музыки П.И. Чайковского
«Времена года. Весна».
Продолжать закреплять умение держать карандаши и
проводить ломаные линии.
Физическое
развитие
«Пройди – не задень» - ходьба между кубиками.
Прокати мяч» - прокатывание мяча по прямой.
Социально-
коммуникативное
развитие
Ситуативная беседа «Общение со взрослыми». Цель:
закрепить знание о том, как мы обращаемся ко взрослым,
учить проявлять уважение, не перебивать взрослых во
время разговора
3 неделя
Познавательное
развитие
Д.игра «Четвертый лишний» - повторить домашних и
диких животных.
Закрепить порядковый счет, понятие длиннее – короче
развитие
Составлять
описательный
животном
использованием плана-схемы.
«Назови животное ласково»
- продолжать воспитывать
любовь к животным.
звука «ш».
Художественно-
эстетическое
развитие
Продолжать
закреплять
карандаши
проводить ломаные линии.
Физическое
развитие
Перенеси – не урони» - упражнение: донести мяч или
кубик до корзины
Социально-
коммуникативное
развитие
в разных ситуациях.
4 неделя
Познавательное
развитие
построена
Закреплять знания о геометрических фигурах.
Вспомнить и повторить «Профессия моих родителей».
развитие
«Узнай птицу по описанию» Закреплять умение
узнавать птицу по характерным признакам.
«Назови птицу
ласково»
- продолжать
воспитывать
любовь к птицам.
С Артемом, Ритой, Андреем выучить скороговорку со
звуком «ш» Игра «Сердитый гусь». Цель: закрепление
звука «ш».
Художественно-
эстетическое
развитие
Инд.раб. по рисованию «Обведи по точкам» Цель: учить
рисовать рисунок по точкам, доводить задуманное до
Предложить
раскраски по
«Перелетные
Совершенствовать
карандашами.
Физическое
развитие
Учить ползать, пролезать, подлезать, перелезать через
предметы.
Социально-
коммуникативное
развитие
«Над чужой бедой не смейся» - знакомить с поведением
в разных ситуациях.
Апрель
1 неделя
Познавательное
развитие
Д/и «Полезно-вредно» - закрепление знаний детей о
факторах окружающей среды, влияющих на здоровье.
развитие
Артикуляционная гимнастика «Чистим зубки» - развитие
артикуляционного аппарата.
«Узнай сказку по иллюстрациям». Цель: закрепить
воображение, мышление, речь
Художественно-
эстетическое
развитие
«Послушаем тишину». Цель: развитие речевого
творчества, концентрации детского внимания.
Продуктивная деятельность: лепка из пластилина
«Таблетки для куклы».
Физическое
развитие
Прыжки вверх с места. Цель: развивать прыгучесть,
умение концентрировать мышечные усилия, сочетая
силу с быстротой.
Социально-
коммуникативное
развитие
Сюжетно-ролевая игра «На приеме у врача» Цель:
продолжать формирование представлений о профессии
2 неделя
Познавательное
развитие
«Посчитай зверей, найди нужную ракету».
Рассматривание изображений различных космических
объектов
Дидактическая игра: танграмм «Ракета»
Цель: учить
складывать картинку по образцу
развитие
Артикуляционная гимнастика: упражнение «Заведи
мотор у ракеты"
Цель: воспитание правильного
звукопроизношения. «Скажи со словом «космический»
Цель: развитие мышления, сообразительности,
воспитание умения подбирать нужные по смыслу слова.
Художественно-
эстетическое
развитие
Раскрашивание картинок про космос по образцу. Инд.
работа в выкладывании ракеты из счетных палочек.
Цель: развитие мелкой моторики.
Физическое
развитие
Игровое упражнение «Обручи Сатурна»
формировать умение катать обручи друг другу.
Социально-
коммуникативное
развитие
Сюжетно-ролевая игра «Космическое путешествие»
Цель: побуждать детей более широко и творчески
использовать в игре знания о космосе, продолжать
развивать самостоятельность в создании игровой среды.
3 неделя
Познавательное
развитие
Рассматривание и сравнение листьев деревьев (по форме,
размеру, цвету)
«Сравни деревья по высоте» (упражнять в сравнении
двух предметов по высоте, обозначая словами: высокий -
низкий; выше – ниже)
развитие
Повторение пословиц о деревьях и кустарниках.
Закрепить названия деревьев, их строение, внешние
признаки; учить детей различать деревья по внешним
признакам; развивать словарь по данной теме.
Художественно-
эстетическое
развитие
Упражнение «Обведем кленовый лист по точкам и
раскрасим»
Оформление книжек-самоделок про деревья и
кустарники.
Физическое
развитие
Бросание мяча вверх и ловля (не менее 3 -4 раз).
Социально-
коммуникативное
развитие
Напомнить детям о том, что нужно помогать друг другу,
как вежливо надо обращаться с просьбой и благодарить.
Сюжетные игры по выбору детей.
4 неделя
Познавательное
развитие
«Составь растение с помощью блоков Дьенеша».
развитие
Д/и «Какие есть цветы?». Цель: учить узнавать предметы
по описанию.
Проговаривание чистоговорки «Зы-зы-зы- у нас выросли
Художественно-
эстетическое
развитие
Д/и «Собери цветок». Цель: развитие мелкой моторики,
воображения.
«Цветы небывалой красоты." Цель: учить детей рисовать
одуванчики, используя метод тычка.
Физическое
развитие
Пробежать «змейкой» между кеглями, расставленными в
ряд; пройти по бревну, неся на голове мешочек с песком.
Социально-
коммуникативное
развитие
«Садовник» Цель: формировать у детей умение
организовывать игру, выступать в роли ведущих и
водящих, начала досуговых компетенций.
1 неделя
Познавательное
развитие
Расширять представление детей о военной технике,
развивать конструкторские навыки, упражнять в
создании схем будущих построек. «Назови фигуры, из
которых состоит военная постройка». Закреплять знания
о геометрических фигурах.
развитие
Повторить стихи и пословицы о мире. Развивать
мышление детей, способность аргументировать свои
высказывания.
Художественно-
эстетическое
развитие
Инд. раб. по рисованию «Обведи по точкам» Цель: учить
рисовать рисунок по точкам, доводить задуманное до
Предложить детям раскраски по теме «Военная
техника». Совершенствовать навыки работы с
карандашами и мелками.
Физическое
развитие
Упражнять в ходьбе с перешагиванием через шнуры,
перебрасывании мяча друг другу, перелезании через
Социально-
коммуникативное
развитие
Формировать умение выполнять с помощью взрослого
несколько игровых действий, объединенных сюжетной
канвой; действовать в импровизации самостоятельно.
Воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство
коллективизма.
2 неделя
Познавательное
развитие
Д/и «Какой формы части машины?». Закреплять знания
детей о частях машины, их форме. Дидактическая игра
профессию»
управляет
самолетом,
поездом, кораблем и т.д.)
«Ориентировка на листе бумаги»
Цель: Закрепление
середина.
развитие
человеку
Цель: Совершенствовать
знания детей о необходимости машин в жизни человека;
умение рассуждать, высказывать свое мнение, упражнять
в составлении рассказа.
Художественно-
эстетическое
развитие
Закрепление навыков рисования овалов и кругов, линий.
«Лепка автомобиля» Цель: Формирование умений лепки
машины из раскатанных шаров. Задачи: продолжать
учить лепить предмет, состоящий из нескольких частей
одинаковой формы, но разной величины.
Физическое
развитие
Игровое упражнение: «Путешествие с мячом» Цель:
развивать технику ведения и приёма мяча с соблюдением
правил безопасности: упражнять в перебрасывании друг
Социально-
коммуникативное
развитие
«Правила поведения в общественном транспорте»
формировать
культурного
поведения
общественном транспорте.
3 неделя
Познавательное
развитие
«Сосчитай
насекомых»
закрепить
порядковый
умение соотносить цифру с количеством предметов.
картинку»
упражнять
составлении
целой картинки из отдельных частей.
развитие
Логоритмика «Как муравьишка дом солнышка
искал» Цель: коррекция речевых нарушений путем
развития двигательной сферы в сочетании с музыкой и
словом. Проговаривание скороговорок со звуком «Ж».
Художественно-
эстетическое
развитие
«Дорисуй бабочку» - развивать моторику рук.
Физическое
развитие
Закрепить умение ходить по бревну, сохраняя
равновесие.
Социально-
коммуникативное
развитие
маленькие
развивать
способность сочувствовать и сопереживать, воспитывать
бережное отношение к насекомым.
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»
Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника
Ф. И. О. ребенка …………………..
Дата рождения……………….. . Класс 6 Программа VIII вида
Организация коррекционно-развивающей работы, проведенной ранее: обучается в данной школе со второго полугодия 5 класса (второй год).
Особенности физического развития имеет статус «ребенок-инвалид»до июля 2020года, состоит на «Д» учете у окулиста (сх.косоглазие), имеет подготовительную группу здоровья по физкультуре.
Особенности психического развития
Познавательная сфера: не усваивает программный материал по математике и трудовому обучению. Геометрический материал не усваивает. Испытывает трудности при разучивании новых упражнений, плохо ориентируется в пространстве. Предметы гуманитарного цикла девочка усваивает лучше: читает правильно, осознанно, целыми словами. Хорошо заучивает наизусть стихи. Самоконтроль низкий. Работоспособность и утомляемость средняя.
Эмоционально-волевая сфера: не конфликтная, прислушивается к мнению учителя, не плаксива, может смеяться по минимальному поводу и без повода. Не может себя самостоятельно настроить на урок. Поручения и инструкции к действию от учителя выполняет.
Поведенческая сфера: Очень низкая социальная ориентировка. Девочка забывает, где и что из вещей у неё находится. Не может самостоятельно следить за своим внешним видом, приводить в порядок прическу, соблюдать личную гигиену девушки. У девочки навязчивая привычка «из носа - в рот», и девочка этого не стесняется. Активно участвует в конкурсах.
Инициатор индивидуального образовательного маршрута:
Администрация образовательного учреждения (обоснование – ИПР).
Цель, задачи: социальная адаптация ребёнка с ОВЗ в обществе.
* Формирование ЗУН по предметам с учётом возможностей ребёнка;
* коррекция ВПФ: развитие наглядно – образного мышления и речи, формирование зрительного и слухового восприятия, тренировка процессов памяти.
* корректировка программы по ПТО – психологическая коррекция мотивации к труду.
Сроки 2014 -2015 учебный год.
Формы взаимодействия с родителями:
Индивидуальные беседы и консультации: О необходимости обучения по индивидуальной программе по математике и ПТО; о необходимости формирования социально-бытовых навыков в семье и об особенностях воспитания ребенка- инвалида.
Открытые занятия;
Совместные занятия родителей и ребенка: Выполнение домашнего задания. Закрепление полученных знаний на уроках СБО в домашней обстановке.
Лабораторная работа с родителями;
Тематические родительские собрания: «Родителям о наказании детей»
Тренинги;
Другое _______________________________________________________
Формы работы родителя с ребенком
№ п/п |
Содержание |
Сроки |
Ориентировка во дворе дома |
2014-2015 учебный год |
|
Формирование гигиенических умений и навыков |
2014-2015 учебный год |
|
Развитие умения занять себя в отсутствии взрослых дома |
2014-2015 учебный год |
|
Умение выполнять покупки в магазине |
2014-2015 учебный год |
Круг специалистов
Специалист |
Содержание |
Сроки / результат |
Педагог - психолог |
||
Учитель - логопед |
Занятия по коррекции нарушений письма и чтения путём: Развития фонематических процессов; Развития навыков языкового анализа и синтеза; Уточнения и расширения лексического словаря; Развития грамматического строя речи; Развития связной речи, коммуникативных навыков общения; Развития моторных функций. |
2014-2015 учебный год С с сентября 2014г. года по май 2015г. групповые занятия 2 раза в неделю: среда, пятница. 26.12.2014г.- динамика положительная. 27.04.2015г.- динамика положительная. |
Учитель- дефектолог |
Индивидуально – коррекционные занятия по развитию ВПФ. Коррекции познавательной деятельности. |
2014-2015 учебный год Индивидуальная форма работы дала положительные результаты. Восполнение пробелов в ЗУН – по математике имеет положительный результат. Научилась решать задачи на движение, освоила табличное умножение и деление. |
Учитель ПТО («швейное дело») |
Развитие ориентировочной и планирующей деятельности; Развитие мелкой моторики, координации движений; Формирование эмоционально-волевых качеств и положительной мотивации к труду. Умение переносить рабочие приемы в новые условия труда. |
2014-2015 учебный год Справилась с программным материалом за 5 класс, ликвидирована задолжность за 5 класс на оценку «удовлетворительно». Самостоятельные и практические работы выполнила на «3».Небольшая положительная динамика по всем показателям и критериям коррекционно-развивающей деятельности. Ориентировочная и планирующая деятельность на среднем уровне; Мелкая моторика и координация движений на среднем уровне; Умение переносить рабочие приемы в новые условия труда на низком уровне |
Учитель математики |
Развитие учебных навыков; - формирование элементарных математических представлений, навыков чтения, с учётом психофизиологических особенностей обучающегося; - уточнение и обогащение представлений о себе и окружающем мире; - развитие пространственно-временных представлений; - повышение уровня общего и речевого развития; - формирование нравственных качеств; - охранительный режим жизнедеятельности. |
Положительная динамика. С контрольными работами за 5 класс справилась на «4» и «3». С контрольными работами за 6 класс справилась на «3». |
Педагог дополнительного образования |
Элементарные навыки работы на ПК. («Смайлик»); Знание необходимых правил дорожного движения «Дорожная азбука» Развитие мелкой моторики рук («Творчество») |
2014-2015 учебный год Положительная динамика при пользовании ПК Результаты тестирования по ПДД: «средний уровень». Положительная динамика |
Социальный педагог |
Формирование культуры поведения в социуме |
Положительная динамика |
Оценка результатов: «швейное дело»: незначительная положительная динамика.
Для родителей: толерантное отношение к ребенку и создание положительного психологического микроклимата в семье.
Для педагогов __________________________________________________________
Для узких специалистов: учитель-логопед – продолжить работу по коррекции нарушений письма и чтения.
Зам. директора. по УВР:
Учитель ПТО:
Учитель математики:
Учитель – дефектолог:
Учитель – логопед:
Индивидуальный образовательный маршрут
Ученика 1 класса
1.1 Пояснительная записка
В школе обучается 3 детей, имеющие инвалидность (опорно-двигательная система). Данные обучающиеся социально адаптированы, интеллектуально развиты. Таким ребятам рекомендован индивидуальный подход на уроках физической культуры. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети-инвалиды, либо дети, имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии. Особую трудность вызывают дети, которым рекомендовано обучение в классах VII вида, данных обучающихся в начальных классах нашей школы - 2 человека.
Обучение этих детей ведется в общеобразовательном классе. Основной проблемой неуспеваемости детей с ОВЗ является несоответствие интеллектуальной системы ребенка системе обучения в школе. В настоящее время общеизвестно, что дети с ЗПР, не получившие специальной психолого-педагогической помощи в дошкольном детстве, в школе уже с первого класса становятся неуспевающими учениками. Количественно эта группа детей самая большая по сравнению с любой другой детской группой с патологией в развитии. К тому же она имеет тенденцию к постоянному росту, чему есть объективные причины.
В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273 (далее - Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") установлено: «… содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой , а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида». В связи с этим в ОО разработана адаптированная основная образовательная программа для детей с ОВЗ, обучающихся в форме очного обучения.
Основной целью является создание в школе гуманной педагогической среды с целью социально - персональной реабилитации детей с ОВЗ и последующей их интеграции в современном социально - экономическом и культурно - нравственном пространстве.
Индивидуальный образовательный маршрут предусматривает решение основных задач:
Обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
Организация качественной коррекционно-реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
Создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ;
Расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ.
Ожидаемые конечные результаты
Обеспечение базового уровня образования для обучающихся с ОВЗ.
Реализуется на первой ступени образования- 4 года:
Вторая ступень - основное общее образование - 5лет.
1.2 Принципы разработки и реализации
1. Принцип гуманизации - предполагает осуществление личностно-ориентированного подхода, направленного на общее развитие личности с ОВЗ, его социализацию, максимальную интеграцию в современную жизнь.
2. Принцип индивидуального подхода - предполагает необходимость определения индивидуальной цели воспитания и обучения, отбора содержания, выбора форм и методов обучения для каждого ребенка с ОВЗ с учетом его профессиональных и образовательных потребностей, возможностей и условий воспитания.
3. Принцип системности - обеспечивает единство образования, диагностики, коррекции и развития учащихся с ОВЗ, т. е. системный подход к анализу особенностей их развития и коррекции нарушений, а также всесторонний многоуровневый подход к решению проблем ребёнка;
4. Принцип интегрированного подхода - предполагает интеграцию обучения и коррекции путем включения в рабочую учебную программу коррекционной составляющей, ориентированной на первичные дефекты, представленные в структуре нарушений развития учащегося.
5. Принцип непрерывности - гарантирует непрерывность педагогической помощи учащимся с ОВЗ до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
6. Принцип комплексного взаимодействия всех участников образовательного процесса в ходе реализации АОП - предполагает постоянное сотрудничество педагогов, психолога, администрации ОУ, медицинских работников и других специалистов для наиболее успешной реализации цели обучения учащегося с ОВЗ по АОП.
7. Принцип приоритета самостоятельных форм образовательной деятельности - предполагает максимальную активность и самостоятельность учащегося в ходе обучения.
1.3 Условия реализации
Организационные условия
Данная программа предусматривает как вариативные формы обучения, так и различные варианты специального сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе по общей образовательной программе или по индивидуальной программе; с использованием надомной и (или) дистанционной форм обучения.
Психолого-педагогическое обеспечение включает:
Оптимальный режим учебных нагрузок;
Коррекционную направленность учебно-воспитательного процесса;
Учёт индивидуальных особенностей ребёнка;
Соблюдение комфортного психоэмоционального режима;
Использование современных педагогических технологий;
Оздоровительный и охранительный режим;
Укрепление физического и психического здоровья;
Профилактику физических, умственных и психологических перегрузок
обучающихся;
Соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм;
Участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях.
Данная работа обеспечивается взаимодействием следующих специалистов и педагогов:
Педагог-психолог;
Социальный педагог;
Учителя- предметники;
Классный руководитель;
Медсестра.
Медсестра контролирует соблюдение требований СанПин 2.4.2.2821-10.
Педагог - психолог проводит диагностику эмоциональной сферы, эстетических и познавательных потребностей и оказывает п омощь ребенку и родителям (законным представителям) в решении сложных социально-эмоциональных проблем.
Совместно с социальным педагогом, педагогом - психологом и медсестрой комплексное психолого-педагогическое и медико-социального сопровождения учащихся с целью создания условий для их наиболее полной самоорганизации и освоения образовательных программ осуществляет классный руководитель и учителя - предметники.
Программно-методическое обеспечение:
УМК и рабочие программы по учебным предметам;
Диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога
Цифровые образовательные ресурсы.
Кадровое обеспечение:
Обучение детей с ОВЗ осуществляют педагоги и специалисты соответствующей квалификации, имеющие специализированное образование, прошедшие обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки. Уровень квалификации для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности.
Материально-техническое обеспечение:
Наличие откидных пандусов и специально оборудованных учебных мест;
Приобретение универсальных цифровых планшетов для обучения детей с ОВЗ;
Установка полов без перепадов и порогов;
Расширение дверных проемов и установка поручней на путях движения.
Информационное обеспечение
Создание информационной образовательной среды для дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
Создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.
Содержание рабочих программ по учебным предметам
Рабочие программы для учащихся с ОВЗ составляются на основе примерных программ по предметам. Они соответствуют требованию ФКГОС и ФГОС . Программы определяют цели и задачи изучения предмета, возможные уровни освоения учебного материала, критерии и способы оценки образовательных результатов. Количество часов, отведенное на изучение программного материала, планируется исходя из индивидуального учебного плана.
Педагогические технологии, формы и методы обучения
и воспитания детей с ОВЗ
1. Технологии современного традиционного обучения.
Традиционное обучение предусматривает классно-урочную организацию обучения, которая позволяет обеспечить:
Систематический характер обучения;
Логически правильное изучение учебного материала;
и оптимизировать затраты ресурсов при обучении.
2. Технологии на основе личностной ориентации образовательного процесса. Эта группа педагогических технологий характеризуется ориентацией на свойства личности, ее формирование и развитие в соответствии с природными способностями человека, максимальной реализацией возможностей детей. Она представлена технологиями педагогики сотрудничества, реализующими гуманно-личностный подход к ребенку, применяющими активизирующий и развивающий дидактический комплекс, осуществляющими педагогизацию окружающей среды. Работа с применением данных технологий обеспечивает наиболее полное погружение учащихся в педагогический процесс, «проживание» в себе особенностей такого взаимодействия участников педагогического процесса, которое характеризуется гуманно-личностный и более того, индивидуальный подход к ребенку.
3. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Реализуют принцип активности ребенка в образовательном процессе, осуществляется мотивация, осознанность потреблений в усвоении знаний и умений, достигается соответствие социальным запросам учащихся, их родителей и социального окружения.
В группу этих технологий входят игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативная технология элементы которых реализуют педагоги школы.
4. Игровые технологии (в основном познавательные и деловые игры) широко применяются на всех уровнях обучения, поскольку они являются универсальным способом передачи опыта старших поколений, а в структуру игры как деятельности органично входят целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов, в которых личность реализует себя как субъект деятельности.
5. Проблемное обучение - такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мысленных способностей обучающихся. Проблемное обучение является важной подготовительной ступенькой к достижению компетентности как прогнозируемого уровня образованности, подготовке к решению учебных и жизненных задач.
6. Информационные (компьютерные) технологии обеспечивают развитие умений работать с информацией, развивают коммуникативные способности учащихся, формируют исследовательские умения, умения принимать оптимальные решения, позволяют каждому работать в оптимальном темпе и на оптимальном для него содержания. Тем самым происходит подготовка учащихся к жизни в информационном обществе и освоению профессиональных образовательных программ.
Аттестация учащихся
Аттестация учащихся с ОВЗ проводится в форме:
Текущей и промежуточной аттестации в соответствии с локальными нормативными акта
Государственной (итоговой аттестации) в соответствие с нормативными документами по проведению ГИА и ЕГЭ.
Индивидуальный учебный план 1 класс
Предметы | Кол-во час По уч. плану | На дому | В классе | ФИО учителя | заочно |
Русский язык | |||||
Лит. чт. | |||||
Математика | |||||
Окр. мир | |||||
Музыка | 0,25 | 0,75 |
|||
Изобр. Иск. | 0,25 | 0,75 |
|||
Технология | 0,25 | 0,75 |
|||
Физическая культура | 0,25 | 0,75 |
2.1 Ожидаемые результаты внедрения программы:
Уменьшение количества учащихся со стойкими проблемами в обучении и личностном развитии;
Формирование эффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей с ОВЗ;
Включение в систему коррекционной работы школы взаимодействия с другими организациями;
Повышение профессионального уровня педагогического коллектива по проблемам коррекционной работы с учащимися с ОВЗ.
В образовательном учреждении созданы комфортные и доступные среды в обучении, развитии и воспитании детей с ОВЗ:
Способствующей качественному и доступному образованию;
Предоставляющей совместное обучение детей с ОВЗ и детей, не имеющих нарушений развития;
Обеспечивающей социальную адаптацию и интеграцию в социуме детей с ограниченными возможностями здоровья.