Иерархия званий в науке. Должности, степени и звания в вузе. Отсрочка для аспирантов от призыва на военную службу

Означает получение одноимённого с этой позицией звания на период трудовых отношений. Однако в современной Российской Федерации (России) учёное звание является пожизненным, но присваивается лишь после отработки необходимого стажа в одноимённой (или эквивалентной) должности и выполнения ряда других формальных условий .

Учёные звания в России

Современное состояние

В настоящее время (2019 год) в России присваиваются два учёных звания: «доцент » и «профессор ». Эти термины суть общепринятые укорочения полного наименования званий, указывающего на сферу деятельности: «доцент по такой-то специальности», или «профессор по такой-то специальности», или «профессор РАН / РАО по такому-то отделению». Прочие титулы и понятия, относящиеся к занятым в научно-образовательной сфере лицам (доктор наук , членкор , научный сотрудник , ассистент и другие) учёными званиями не являются.

Изменения последних лет

До конца 2013 года присваивались учёные звания доцента по кафедре и профессора по кафедре (в основном, работникам высших учебных заведений, в том числе совместителям), доцента по специальности и профессора по специальности (в основном, сотрудникам НИИ, задействованным в подготовке кадров). До 2002 года работники НИИ могли также получить учёное звание старшего научного сотрудника (снс), требования к соискателям которого не включали наличие педагогического опыта; оно теперь соответствует доценту по специальности.

С декабря 2013 года звания профессора и доцента присваиваются только «по специальности», существовавшие звания к ним приравниваются. Одновременно усложнилась процедура. Так, одним из обязательных условий присвоения звания профессора теперь является наличие на протяжении не менее трёх лет звания доцента (ранее учёное звание профессора могло присваиваться лицам, не имевшим до этого звания вообще).

До конца 2013 года рассмотрением аттестационных дел соискателей званий занималась Высшая аттестационная комиссия (ВАК) при министерстве, именуемом «Минобрнауки » , затем - само министерство. При этом термин «Минобрнауки» изменил смысл в мае-июне 2018 года: если до указанного времени так обозначалось , то 15 мая данное министерство было реорганизовано , а с 18 июня сокращение «Минобрнауки » официально стало относиться к новосозданному Министерству науки и высшего образования РФ .

В 2015 году введено почётное учёное звание «Профессор Российской академии наук (РАН)», присуждаемое - с ограничением по возрасту - за заслуги в научной деятельности . Оно присваивается не контрольно-надзорными органами высшей школы, а Президиумом академии . Достижения носителей этого звания как исследователей обычно выше, чем у среднего университетского профессора, однако опыт преподавания может быть небольшим. В 2016 году аналогичное звание появилось в РАО .

История учёных званий в России

Учёные звания в Российской империи

Единственным учёным званием в Российской империи являлось, введённое Уставом 1804 , звание заслуженного профессора , даваемое после 25 лет службы в университете, обычно перед выходом на пенсию. Звание заслуженного профессора обеспечивало пожизненную пенсию.

В научно-образовательной системе Российской империи , устроенной по германскому образцу и оформившейся на рубеже XVIII-XIX вв., существовали преподавательские должности адъюнкта , экстраординарного профессора и ординарного профессора . Позднее, с 1863 года, вместо адъюнктов были введены штатные доценты , в 1884 году переименованные в приват-доцентов . Должность ординарного профессора соответствовала заведующему кафедрой , а экстраординарного - профессору; для занятия этих должностей была необходима докторская степень. Адъюнкты, или доценты, являлись помощниками и заместителями профессоров; изначально адъюнктами становились лица из числа студентов , но с 1835 г. требования к ним были повышены до наличия степени магистра , аналогичной нынешнему кандидату наук .

Как «учёные звания» наименования вышеупомянутых должностей в те годы в России не использовались, кроме разговорного употребления. Вместо этого, роль «званий» университетских преподавателей и исследователей играли определённые чины в рамках единой системы - Табели о рангах . При занятии преподавательской должности и при получении степени доктора присваивался соответствующий чин:

Учёные звания в Союзе ССР

Учёные звания и степени в СССР были вновь введены постановлением Совнаркома в 1934 году . Гратификационная система в части учёных званий была более обширна, чем сегодня , и включала 6 званий, по три для вузов и для НИИ: вузовскому званию профессора в НИИ соответствовало звание действительного члена научно-исследовательского учреждения , званию доцента - старший научный сотрудник, а званию ассистента - младший научный сотрудник. Таким образом, в это время в научных и образовательных учреждениях страны действовала полностью параллельная система из трёх градаций учёных званий: в НИИ - младший, старший научный сотрудник, действительный член учреждения; в вузах - ассистент, доцент, профессор.

Впоследствии перестали присваиваться звания действительного члена учреждения (не упоминается в «Положении о порядке… присвоения учёных званий», утверждённом в 1975 году ), затем младшего научного сотрудника и ассистента (нет в «Положении» 1989 года , введённом в действие с 1 июля 1990 г.) и - уже в постсоветский период - старшего научного сотрудника (отсутствует в «Положении» 2002 года ).

Звания младшего научного сотрудника и ассистента были близки по квалификационным требованиям и не предполагали обязательного наличия у претендента учёной степени. В 30-х годах эти звания присваивались лицам, успешно окончившим аспирантуру и ведущим научную или образовательную работу , но позже требование об окончании аспирантуры было отменено. В отличие от званий профессора, доцента и старшего научного сотрудника, утверждение в учёном звании ассистента или младшего научного сотрудника оформлялось приказом руководителя вуза/НИИ без участия ВАК СССР , а аттестаты, удостоверяющие присвоение этих учёных званий, не выдавались.

Учёные звания в религиозных учебных заведениях

Иностранные учёные звания

Общая характеристика ситуации

Правила присвоения учёных званий в разных странах различны и часто основаны на национальных традициях, хотя предпринимаются шаги к унификации . В отличие от России и стран бывшего СССР, в большинстве государств отсутствует выраженное разграничение одноименных должностей и званий: например, прием сотрудника на должность профессора в учебном заведении одновременно означает получение титула профессора. Общим является строгое дифференцирование степеней от званий - учёная степень документирует квалификацию сотрудника, а звание отражает его соответствие конкретной научно-педагогической должности.

Наименования званий во многих странах повторяют принятые в России термины доцент и профессор - с различными определениями: «заслуженный», «полный», «ординарный», «ассоциированный» и т. п.. В ряде стран учёными званиями также считаются ассистент, лектор, постдок. При этом «ассоциированный профессор» (associate professor) примерно соответствует российскому доценту, а «ассистент-профессор» (assistant professor) - просто научному сотруднику без звания. Достаточно подробные перечни ученых званий имеются в английском и итальянском разделах Википедии.

Признание иностранных званий в РФ

Неформальное установление соответствия профессионального уровня обладателей званий из разных стран затруднительно, так как в каждой стране есть свои «сильные» и «слабые» институты, а квалификация тоже индивидуальна. Гораздо информативнее в этом смысле Curriculum vitae конкретного ученого.

В юридической плоскости, признание в РФ званий, полученных за рубежом, осуществляется либо в соответствии с международными договорами о взаимном признании документов об ученых степенях и ученых званиях, либо в соответствии с распоряжением Правительства РФ «Об утверждении перечня иностранных образовательных организаций и научных организаций, которые выдают документы иностранных государств об ученых степенях и ученых званиях, признаваемые на территории Российской Федерации». В случае, если иностранные учёные звания не подпадают под условия вышеупомянутых договоров и распоряжения, вопрос о признании иностранных учёных званий решается в индивидуальном порядке (до своей реорганизации в 2018 году этим занималось Министерство образования и науки РФ ).

См. также

Примечания

  1. О порядке присвоения учёных званий (неопр.) . Сайт «Документы Правительства России» (10 декабря 2013). Проверено 1 октября 2017.
  2. Федеральный закон N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп.), п. 11 ст. 108 (неопр.) (2012).
  3. Приказ МВД РФ N 1258 "Об утверждении Порядка установления поощрительных выплат…" (неопр.) . Российская газета – Фед. вып. № 5687 (14) (2012).
  4. (неопр.) (1992).
  5. Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. N 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (неопр.) . Российская газета (15 мая 2018). Проверено 16 мая 2018.
  6. Об утверждении Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации
  7. Нормативные документы о звании «Профессор РАН» и о Координационном совете профессоров РАН (рус.) .
  8. Приказ об учреждении почетного звания «Профессор РАО» (неопр.) . Сайт РАО . Проверено 20 февраля 2018.

Ученые степени в России являются важными понятиями в научной деятельности, так как они устанавливают необходимую квалификационную последовательность в научных кругах. Первые научные степени в России начали присуждаться еще в конце далекого XVIII века Екатериной II. В настоящее время применяется двухступенчатая иерархия научных профессиональных уровней по образцу действующей в СССР градации ученых ступеней.

Что такое ученая степень

Ученой степенью в России называют определенную ступень квалификации ученого, форму аттестации научных работников, которая дает возможность устанавливать ранги «служителей науки» и последовательность этапов академической карьеры. Для ее получения в РФ необходима защита диссертации на соискание кандидата или доктора наук. В современности любому научному сотруднику известно, какие бывают ученые степени и в какой градации они находятся.

Вузовские академические степени бакалавра и магистра, заимствованные у европейской образовательной системы, не являются видами ученых степеней. К ним относятся только степени кандидата и доктора наук.

Ученые степени в порядке возрастания

Ученые степени в нашей стране отличаются от других видами, названиями, иерархией, а также тем, как присуждают научные степени в разных странах. Для любых отраслей наук и специальностей в европейских странах применяется трехступенчатая иерархия академической карьеры. В порядке возрастания элементы ее классификации выглядят следующим образом:

  1. Бакалавр;
  2. Магистр;
  3. Доктор философии.

Уровень "доктора философии" значит не пример отдельной отрасли знаний, а обобщает их в целом. Ступень доктора философии за рубежом является высшей из списка ступенью академической карьеры ученого и представляет собой аналог ученой степени российского доктора.

Под учеными степенями в России понимают двухступенчатую градацию этапов академической карьеры. Список видов в порядке возрастания российских научных ступеней:

  1. Кандидат наук;
  2. Доктор наук.

Условия присвоения степени

В настоящее время соискание степени кандидата наук, а также соискание степени доктора наук проводится посредством защиты самостоятельно проведенного диссертационного исследования путем выступления перед диссертационным советом. Он создается под руководством Высшей аттестационной комиссии при ВУЗе или ином учреждении. Каждый диссертационный совет обычно работает не более, чем с тремя специальностями. В его состав входит не менее 19 человек, более половины из которых являются сотрудниками учреждения, при котором он создан. Членами диссертационного совета могут быть только доктора наук.

Защита диссертации на соискание кандидата или доктора не обязательно должна быть из той же отрасли, в которой соискатель имеет образование, так как это не регламентировано специальным Положением, регулирующим данную деятельность.

Не существует определенного перечня запрещенных или разрешенных к защите отраслей, к примеру, для кандидата экономических наук. Для него возможно получение степеней в каждой отрасли, которую он выберет. В качестве примера, выпускник института правовых или социальных наук в технических специальностях также может обрести успех и защитить диссертационную работу. На практике часто бывает, что выпускник исторического факультета становится кандидатом физико-математических наук и впоследствии строит карьеру математика или инженера.

Обязательным условием является то, что автор диссертации на соискание степени любого уровня должен предоставить диплом о наличии высшего профессионального образования.

Что не является ученой степенью

Значения понятий учёных степеней и званий существенно различаются между собой, хотя их и часто путают. Звания означают позицию специалиста или преподавателя в ВУЗе и других научных организациях, квалификационную ступень в карьере научного работника. Таковыми являются доцент и профессор. Они присваиваются пожизненно за научно-педагогические заслуги специалистам ВУЗов и других организаций, специализирующихся на науке, по предоставленным этими организациями документам.

В присуждении ученых званий участвуют Высшая аттестационная комиссия и Министерство образования . Только звание профессора РАН присваивается Российской Академией нау к.

После присуждения определенного звания выдается аттестат.

Доцент и профессор - это не только ученые звания, аналогично именуются должности в ВУЗах, однако это не одно и то же. Зачастую у должность преподавателя зависит от вида ученой ступени. Как правило, специалиста, который занимает должность педагога и имеет степень кандидата наук, назначают доцентом, а специалисты степени доктора наук чаще всего занимают достаточно большие должности и являются профессорами. При этом получить должность доцента или профессора могут педагоги, еще не получившие такое звание. Поработав в определенной должности какое-то время, они могут быть выдвинуты на соответствующее звание. Бывает и наоборот: сотрудник, имеющий высокое звание, занимает более низкую должность.

Ученые степени в ВУЗах

В 2015 году Правительство РФ запустило проект, согласно которому был утвержден перечень ВУЗов, которые могут самостоятельно присуждать собственные ученые степени. В данный момент в него входит порядка 60 высших учебных заведений, которые относятся к:

  • Национальным исследовательским университетам;
  • Федеральным университетам;
  • Университетам из программы «5-100».

Эти ВУЗы должны обязательно соответствовать высокому качеству педагогической, научной работы и обладать минимум одним диссертационным советом. Это значит, что далеко не все учебные заведения имеют такую возможность. Первыми университетами, вошедшими в данный список, являются СПбГУ и МГУ (примеры названия – кандидат наук МГУ, доктор наук СПбГУ). Первым кандидатом наук СПбГУ стал Бахтиёр Алимджанов с диссертацией по истории в январе 2017 года. Остальные, вошедшие в список, учебные заведения могут проводить первые защиты только с сентября текущего года.

Успешная реализация данного проекта необходима для повышения престижа российской науки среди развитых мировых держав.

Основным интеллектуальным потенциалом государства являются научные кадры, сосредоточенные главным образом в академиях, научно-исследовательских институтах (НИИ) и вузах страны.

НИИ-учреждения, созданные специально для организации и проведения научных исследований и разработок.

Высшие учебные заведения (вузы) готовят бакалавров, специалистов и магистров, научные и педагогические кадры для различных отраслей экономики; ведут научную работу теоретического и прикладного характера, являющуюся основой подготовки кадров всех квалификационных уровней; осуществляют повышение квалификации преподавателей высшей и средней спецшколы и специалистов, занятых в различных отраслях промышленности, сельского хозяйства, культуры и др.

Научные степени доктора и кандидата наук присуждают, а ученые звания профессора, доцента и старшего научного сотрудника присваивают лицам, имеющим высшее образование, глубокие профессиональные знания и значительные достижения в определенной отрасли науки, в педагогической деятельности.

Доктор наук – научная степень. Присваивается ВАК при Кабинете Министров Украины лицам, имеющим ученую степень кандидата наук, как правило, по соответствующей отрасли наук и публично защитившим докторскую диссертацию в совете вуза или научного учреждения, которым предоставлено право приема и защиты докторских диссертаций. Диссертация на соискание ученой степени является квалифицированным научным трудом, выполненным лично в виде специально подготовленной рукописи или опубликованной научной монографии. Она содержит выдвинутые автором для публичной защиты научно обоснованные теоретические или экспериментальные результаты, научные положения, характерна единством содержания и свидетельствует о личном вкладе соискателя в науку. Диссертация на соискание доктора наук представляет собой крупный научный труд (объемом основного текста в пределах 250-300 страниц машинописного текста), в котором приведены выполненные автором исследования. Она должна отвечать одному из таких требований: а) получение новых научно-обоснованных результатов в определенной отрасли науки, которые в совокупности решают важную научную проблему; б) осуществление новых научно-обоснованных разработок в определенной отрасли науки, которые обеспечивают решение значительной прикладной проблемы.

Кандидат наук – первая ученая степень, присуждаемая с 1934 г. лицам с высшим образованием, сдавшим кандидатские экзамены и защитившим кандидатскую диссертацию. Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук представляет собой квалифицированный научный труд объемом основного текста в пределах 100-150 машинописных странниц (для общественных и гуманитарных наук 140-180 машинописных странниц), оформленных согласно Государственному стандарту. Она должна содержать проведенные автором исследования, отвечающие одному из таких требований: а) получение новых научно-обоснованных результатов, которые в совокупности решают конкретное научное задание, имеющее значение для определенной отрасли науки; б) получение новых научно-обоснованных или эксперементальных результатов, которые в совокупности являются существенными для развития конкретного направления для развития отрасли науки.

Профессор (от лат. Proffesor – преподавать) – ученое звание, должность преподавателя вуза. Звание профессора присваивается Аттестационной Коллегией Минобразования Украины. Ученое звание профессора присваивают докторам наук, работающим в вузах 3-4 уровня аккредитации и приравненных к ним заведениям последипломного образования, в научных учреждениях НАН Украины и ряде отраслевых академий, НИИ и приравненных к ним организациях, межотраслевых отраслевых научно-технических комплексах и межотраслевых объединениях на должностях заведующего кафедрой, профессора, ректора (проректора по учебной и научной работе). Это звание присваивается также лицам, работающим в должности заведующего (начальника) научно-исследовательским отделом, главного (ведущего) научного сотрудника или в должности директора, заместителя директора, ученого секретаря, имеющего ученое звание доцента, стаж педагогической (научной) работы не менее 5 лет, печатные научные и научно-педагогические труды (не менее10 трудов, в том числе монографии), опубликованные после защиты докторской диссертации, которые подготовили не менее 3 кандидатов наук и привлечены к педагогической деятельности.

Старший научный сотрудник – ученое звание и штатная должность в НИИ и вузах. Присваивается решением коллегии ВАК при Кабинете министров Украины.

Доцент (от лат. Dosens – обучающий), ученое звание и должность преподователей вузов ряда стран. Присваивается Аттестационной коллегией Минобразования и науки Украины.

Ученое звание доцента присваивают докторам и кандидатам наук, работающим в должностях доцента, профессора, заведующего кафедрой, ректора (проректора по учебной и научной работе), в вузах 3-4 уровня аккредитации и приравненных к ним заведениях последипломного образования. Претенденты на звания доцента должны успешно проработать в указанных должностях не менее года, иметь стаж педагогической работы в вузах не менее 3-х лет и пяти печатных научно-методических и научных трудов, которые используют в педагогической практике и опубликованы после защиты диссертации в ведущих (фаховых) научных изданиях Украины и других государств.

Особое место занимает членство в академии, позволяющее иметь академическое звание.

Академик – действительный член НАН Украины, академий государств и некоторых отраслевых академий. В НАН Украины существуют также звания почетный академик и иностранный член, в АН государств-почетный член. Членство в академии свидетельствует о признании больших достижений в развитии науки.

Член-корреспондент – академическое звание, практикуемое в странах СНГ и некоторых других странах. Избирается за выдающиеся успехи в развитии науки. Право на выдвижение кандидатов в члены-корреспонденты имеют научные учреждения, общественные организации и отдельные лица. Член- корреспондент избирается тайным голосованием в соответсвующих отделениях академий наук и утверждается общим собранием академии.

Нужна дипломная или курсовая работа? Компания « Универест.ру » специализируется в оказании образовательных услуг, делают качественно, быстро и не дорого все советую.

Для допуска к защите кандидатской диссертации, кроме того, нужно заранее сдать экзамены по специальности, иностранному языку и философии.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Доцент, профессор, академик, доктор наук. Что это значит?

    ✪ Что дает степень кандидата наук в жизни? // Алчность Знаний

    ✪ ЗАЧЕМ НАМ КАНДИДАТСКАЯ СТЕПЕНЬ? // Алчность Знаний

    ✪ Введение научных степеней в России - Елена Вишленкова

    ✪ РАБОТА В НАУКЕ - ПЛЮСЫ И МИНУСЫ // Алчность Знаний

    Субтитры

Учёные степени в мире

Учёные степени, присуждаемые в различных странах, существенно различаются по названиям, требованиям к квалификации, процедуре присуждения и/или утверждения.

Учёные степени в России

История

Присуждение ученых степеней изначально являлось одной из основных привилегий европейских университетов, отличавших их от иных научных и образовательных учреждений. Первой по времени возникновения и главной университетской учёной степенью являлась степень доктора , удостоверяющая высшую квалификацию аттестуемого и дававшая право на чтение лекций в любом университете (право ubique docendi ). К XVIII веку в Европе сложилась развёрнутая система учёных степеней, включавшая начальную и промежуточную степени бакалавра и магистра (присуждалась при окончании определённых ступеней обучения). Сходная иерархия перешла и в Россию с развитием в ней высшего образования по европейским образцам.

В России звания «магистр» вводится указом Александра I от 24 января 1803 года «Об устройстве училищ». Тогда же было введено звание доктор, а позднее и кандидат. Магистр занимал промежуточное положение между кандидатом (лицо, закончившее университет с отличием) и доктором. Магистерская степень давала право на чин титулярного советника (9 класс согласно Табели о рангах). Право «давать учёные степени или достоинства» предоставлялось пяти университетам: Московскому, Дерптскому (Юрьевский, позднее Тартуский), Казанскому и Харьковскому, а также руководствовавшемуся отдельным уставом Виленскому университету. Позднее право присуждать учёные степени получили университеты в Варшаве, Киеве, Санкт-Петербурге.

20 января 1819 года императорским указом было принято «Положение о производстве в ученые степени», унифицировавшее систему учёных степеней и требования к ним в заведениях, подведомственных Департаменту народного просвещения .

Присуждение учёной степени магистра осуществлялось после сдачи магистерского экзамена (состоявшего из устной и письменной частей) и защиты диссертации на собрании университетского факультета; в некоторых случаях требовалась также публичная лекция. Подготовка к магистерскому экзамену занимала до 4 лет, известны лишь единичные случаи подготовки к такому экзамену за два года. Таким образом, степень магистра начала XIX века приблизительно могла соответствовать кандидату наук .

Учёные степени в Российской империи давали право на получение чинов определённого класса . Первым законодательным актом, вводящим в России учёные степени (1803 г.), устанавливалось соответствие между ними и Табелью о рангах : если на государственную службу поступал кандидат, то он получал чин XII класса (губернский секретарь), магистр - IX (титулярный советник), доктор - VIII (коллежский асессор) .

Принципы и требования к научной аттестации в XIX веке были изложены в законах «Об устройстве училищ» (1803), «Положение о производстве в учёные степени» (1819), «Положения об испытании на учёные степени» (1837 и 1844). В 1864 году появилось «Положение об испытаниях на звание действительного студента и на учёные степени», сохранившееся в общих чертах неизменным до 1918 года .

До революции в научно-образовательной системе России существовали учёные степени действительного студента , кандидата (точнее, кандидата университета), магистра и доктора .

Состав и иерархия учёных степеней в XIX веке менялись. Первоначальной, действовавшей в 1803-1884 годы была триада «кандидат» - «магистр» - «доктор». По «Положению о производстве в учёные степени» (1819) триада дополнилась четвёртой (низшей) степенью «действительный студент ».

В настоящее время

Для получения степени кандидата или доктора наук необходимо подготовить диссертацию и защитить её на заседании диссертационного совета, созданного при вузе , НИИ или другом научном учреждении. Для защиты диссертации на соискание степени доктора в настоящее время необходимо иметь степень кандидата наук, защита диссертации на соискание степени доктора наук лицами, не имеющими степени кандидата, в соответствии с ныне действующим «Положением о порядке присуждения учёных степеней», не предусматривается. Следует заметить, что при этом соответствие или родственность отраслей наук и специальностей ранее полученных (последовательно) высшего образования, степени кандидата наук и соискаемой степени доктора наук фактически никак не регламентируется, кроме случаев соискания учёных степеней по медицинским, ветеринарным и юридическим наукам, которые возможны только при наличии у соискателя высшего медицинского, ветеринарного или юридического образования соответственно. Фактически на практике признаются вполне допустимыми и никак не ограничиваются ВАК случаи получения более высокой степени по отрасли наук и специальности, неродственной к уже имеющейся: например, кандидата экономических наук инженерами (математиками, химиками), степени доктора экономических наук кандидатами, например, технических и физико-математических наук и т. п. . Рассматривается возможность запрета получения учёной степени по медицинским и ветеринарным наукам лицами, не имеющими профильное образование в магистратуре или специалитете.

Аналогом учёной степени кандидата наук в большинстве стран является степень доктора философии (Ph.D.) и многочисленные, приравненные к ней степени. Приблизительным аналогом учёной степени доктора наук в странах с «одноступенчатой» системой (например, в США и Канаде) учёных степеней служит степень Doctor of Science (D.Sc.), в странах с «двухступенчатой» системой (например, в Германии) - габилитированный доктор.

Положение степеней бакалавра и магистра в России

До выполнения Болонских рекомендаций степени бакалавр и магистр в России относятся не к учёным степеням, а к квалификациям (степеням) выпускников образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Перечень отраслей наук и учёных степеней

Современные дискуссии

В настоящее время ведётся дискуссия относительно возможности передачи научно-квалификационных полномочий ВАКа учёным советам вузов и НИИ (в том числе негосударственных), как это сделано во многих западных странах . Противниками такой передачи высказывается мнение о неизбежной девальвации системы учёных степеней и званий в результате утраты государственного контроля над аттестацией научных и научно-педагогических кадров. Одним из следствий общественной дискуссии можно считать проект «Концепция модернизации системы аттестации научных кадров высшей квалификации в Российской Федерации», реализуемый Министерством образования и науки РФ .

В этом документе, наряду с положениями о передачи части полномочий ВАКа государственным и частным университетам, предусматривается возможность общественной профессиональной аттестации кадров высшей квалификации, не связанных с научной и научно-педагогической деятельностью. Предлагается существующий в ряде государств, но официально не утвержденный в России порядок присуждения профессиональных докторских степеней, аналогичных степеням, предусмотренным принятой ЮНЕСКО Международной стандартной классификации образования (МСКО ). Следует отметить, что эта новая для Минобрнауки РФ модель аттестации практически существует в России с 1998 года .

В феврале 2017 года Минобрнауки предложило разрешить получение учёных степеней по медицинским и ветеринарным отраслям наук только лицам, имеющим квалификацию магистра или специалиста, соответственно, в области медицины и ветеринарии. Начата процедура общественного обсуждения, которая завершится 16 апреля 2017 года .

Надбавка (доплата)

В России предусмотрены, в связи с законодательством , надбавки (доплата) к заработной плате и денежному довольствию при наличии у работника или военнослужащего учёной степени [ ] .

См. также

Примечания

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. N 842 "О порядке присуждения ученых степеней" (неопр.) . Российская газета (01.10.2013). Проверено 15 ноября 2016.
  2. Hawkins C. F. Write the MD Thesis // How To Do It. - 2-е издание. - London: British Medical Association, 1985. - ISBN 0-7279-0186-9 .

В определенной степени такой стереотипный образ соответствует действительности. И профессор, и академик – это научные звания, путь к которым труден и долог, потому и достигают такого положения, как правило, в почтенном возрасте. Но профессором можно быть в любом вузе или научно-исследовательском институте, а академиком – только в академии наук.

Профессор

Профессор – это и научное звание, и должность, путь к которым лежит по определенной «карьерной лестнице». Звание неотделимо от человека, на должность назначают. Кандидата наук может занять должность доцента кафедры, но может оставаться ассистентом – или стать таковым, если перейдет на работу в другой вуз. Через несколько лет он получит звание доцента, и тогда он сможет претендовать на доцентскую должность в любом вузе.

Следующая ступень карьеры – должность профессора кафедры. Нет прямого запрета на назначение кандидатов наук на эту должность, но обычно ее занимают доктора наук. Так же, как и в случае с доцентом, через несколько лет работы на этой должности ученый может получить звание профессора, и для этого уже обязательна докторская степень. Профессорское звание дает право заведовать кафедрой.

Академик

До Октябрьской революции 1917 г. академиком в России назывался любой студент академического учебного заведения – например, университета. В советскую эпоху это звание было введено официально в другом значении, в котором оно и сейчас используется в Российской Федерации.

Академиком называется действительный член академии наук – организации, объединяющей ученых и организующей деятельность научного сообщества. Не следует путать такую академию с высшим учебным заведением, носящим подобное название – например, Российская академия музыки имен Гнесиных.

Теоретически, для того, чтобы стать академиком, профессором быть не обязательно, но в действительности такой чести чаще всего удостаиваются ученые, уже имеющие профессорское звание.

Первый шаг к званию академика – избрание членом-корреспондентом. За выдающиеся научные успехи ученого избирают членом-корреспондентом путем тайного голосования, которое проходит в соответствующем отделении академии, а затем общее собрание академии наук утверждает его избрание. Из числа членов-корреспондентов избирают академиков на общем собрании академии наук, и звание это присваивается пожизненно.

В настоящее время существует немало организаций, именующих себя академиями. Некоторые из них – например, Международная академия энергоинформационных наук – не имеют никакого отношения к настоящей науке. Их члены тоже именуют себя «академиками», но они не имеют на это никаких прав.

Носить звание академика могут только члены государственных академий. Таковых в России шесть: Российская академия наук (РАН), Российская академия медицинских наук (РАМН), Российская академия образования (РАО), Российская академия художеств (РАХ), Российская академия архитектуры и строительных наук (РААСН) и Российская академия сельскохозяйственных наук (РАСХН).

Источники:

  • Ученые степени и звания: кто есть кто

При академии художеств функционирует 4 учебных заведения: институт имени Сурикова, институт имени Репина и Московский и Санкт-Петербургский лицеи. Лицеи дают среднее образование и принимают в свои стены только школьников. А вот институты нацелены на более взрослую категорию и дают высшее образование.

Вам понадобится

  • Собственные работы, справка от окулиста.

Инструкция

В Московский академический художеств енный Российской художеств принимаются школьники в . Лицей отбирает детей, проявивших особые способности в изобразительном искусстве. Чтобы попасть , принесите домашние работы: рисунок с натуры, живопись с натуры или скульптура, . Если работы понравились – дело за последним: приносите заявление и ряд документов.

А вот примерный список требований, который предъявляет к своим абитуриентам Московский государственный академический имени Сурикова. Чтобы поступить в академию художеств , сдайте ЕГЭ. Какие предметы сдавать, зависит от факультета. Если поступаете на архитектуру – и русский, на графику, живопись и скульптуру – русский и литературу, а на искусствоведа – литературу, русский и историю.

Творческие (профильные) испытания. Самый многочисленный факультет института – живопись. К своим абитуриентам предъявляет требование предоставить работы по рисунку, живописи и композиции. Рисунок – это голова, обнаженная модель, наброски с натуры; живопись - натюрморт с натуры, пейзаж, портрет с ; композиция – работа тему.

Если вы видите себя , то от вас требуются работы по тем же категориям. Только в рисунке – голова должна быть гипсовая, в живописи – работы акварелью, а в композиции – рисунки с натуры архитектурных объектов.

После сдачи всех испытаний абитуриенты оцениваются по 100-балльной шкале. Набравшие больше всех баллов успешно поступают в институт. Чтобы быть зачисленным, напишите заявление на имя ректора и сдайте документ о среднем образовании, результаты ЕГЭ. В заявлении укажите ФИО, дату и место рождения, место жительства, паспортные данные, специальности, на которые претендуете, указав форму и условия обучения. Напишите и о наличии дипломов призера олимпиад (если есть) и о необходимости размещения в общежитии.

Полезный совет

Вам понадобится справка от окулиста с заключением "Цветоощущение - норма".

Источники:

  • Российская Академия Художеств

Становление новой системы образования сбило с толку многих. Непросто разобраться в ступенях высшего образования (бакалавриат, магистрат, специалитет), еще сложнее понять особенность ВУЗа по его наименованию и статусу. К примеру, вряд ли кто-то уверенно скажет, чем отличается университет от академии и почему исчезают институты.

Академия

Понятие «академия» возникло еще в бытность философа Платона. Как передает легенда, древний мыслитель любил прогуливаться по саду, называемому Академ. Позднее, учредив школу, Платон дал ей название «Академия». Она была чем-то вроде кружка по интересам. Ее предназначение - учить наукам, находящимся в одной узкой специализации - сохранилось и по сей день. Направление области, в которой преподаются знания, отражается в названии учреждения, например: «Уральская художественная академия».

Университет

Чуть выше по рангу занимает место университет. Главное его отличие от академии в том, что данный ВУЗ готовит специалистов широкого профиля, объединяя несколько факультетов по разным специальностям. В стенах одного учебного заведения можно встретить как будущих физиков или летчиков-испытателей, так и преподавателей пения или математики. Это не значит, что уровень знаний, которые преподносит университет, на порядок выше, чем программа академий.

Академии, как и университеты, имеют право на научно-исследовательскую деятельность, а также на методические разработки и их внедрение по своему профилю.

Перемены

Жизнь течет и меняется, вместе с тем вносит свои коррективы. Бывают случаи, когда человек поступает учиться в академию, а заканчивает университет. Переименование и смена статусов - явление не такое редкое, связанное с введенной обязанностью ВУЗов проходить периодическую переаттестацию и подтверждать количество специальностей (кафедр), по которым идет набор и обучение, а также статус преподавательского состава, который претендует на право готовить специалистов с высшим образованием.

Ежегодно пара-тройка ВУЗов из университета переходит в разряд академий, не сумев набрать нужное количество студентов или подтвердить выполнение образовательного стандарта по заявленным специальностям.

Влияет ли ранг ВУЗа, выпустившего специалиста в свет, на предпочтения работодателей? В подавляющем большинстве ответ однозначен - никак не влияет. Поэтому, выбирая свой путь после школьной скамьи, не стоит зацикливаться на статусе заведения, по сути, программа академии ни чем не будет отличаться от программы университета. Куда как важнее правильно определиться с направлением специализации.

Университетом имеет право называться любое высшее учебное учреждение, в котором ведется обучение специалистов в разных областях, не менее чем в семи отраслях научного знания. Этим он отличается от института, где обучение идет в одной профессиональной области.

Что такое институт?

Институтом (institutio в переводе с – «учреждение») называют высшее учебное и научное учреждение, в котором ведется обучение и научная работа в одной профессиональной области.
Примером может служить МАИ (Московский авиационный институт), где готовят специалистов широкого профиля, но только в одной профессиональной области авиастроения.

Свыше 55% преподавателей института должны отличаться учеными степенями. Также регламентирован объем научных исследований и выделенный под них . Институт - базовая единица в системе высшего образования, является наиболее распространенным типом высшего учебного заведения (вуза). Часто институтами называют военные и силовые образовательные учреждения. Руководит институтом директор или начальник института. Его выпускниками становятся и за исключением некоторых художественных или военных вузов.

Что такое университет?

Университетом (лат. universitas - «совокупность», «общность») называли в Средние века корпорацию преподавателей и учеников, которые жили в одном месте, осваивая науки в непосредственном общении друг с другом. В современном мире университетом называют вуз, в котором ведется научная и образовательная работа не менее чем в семи направлениях знания. В этом его основное отличие от института. Современные требования к университетам достаточно высоки: преподавательский состав должен применять инновационные методы обучения и проводить широкие научные исследования в обязательном порядке.
Научные исследования в университете должны проводиться по пяти научным отраслям. Объем финансирования исследований регламентирован на сумму в десять миллионов рублей за пять исследовательских лет.

Университет обычно делится на факультеты, а факультеты на кафедры. Соответственно административная структура университета состоит из ректора, проректоров и деканов, которые возглавляют факультеты. Дальше идут заведующие кафедр. Требования к научному университета выше, чем институтские: не менее 60% преподавательского состава должны иметь научную степень. Также на сто студентов должно приходиться как минимум четыре аспиранта.

Многие университеты действуют как огромные учебно-научно-практические комплексы, в состав которых входят целые институты и лаборатории. В России существует несколько типов государственных университетов: федеральные университеты, национальные исследовательские университеты и два университета с особым статусом - МГУ и СПбГУ.