Григорий распутин интересные факты. Григорий Распутин. Кем он был

Биография
Долгое время исторические сведения о Распутине были не доступны широкой публике. О нем можно было узнать только из Энциклопедического словаря: І Распутин (Новых) Григорий Ефимович(1872-1916), фаворит Николая2 и его жены Александры Федоровны. Выходец из крестьян Тобольской губернии, в молодости конокрад. Выдавая себя за Провидца и Исцелителя, проник в придворную среду и приобрел большое влияние на государственные дела. Убит в декабре 1916г. монархистами. Любопытствующие довольствовались лишь этой лаконичной характеристикой. Сейчас нам известно гораздо больше
Биографию Распутина можно разделить на два периода: жизнь до приезда в Петербург и после. О первом этапе жизни в Сибири известно немного. Он родился в селе Покровском Тобольской губернии, младший сын в зажиточной, по тем временам, крестьянской семье большой дом много земли, скотина, лошади. Распутины деревенское прозвище, закрепившееся за ними почти официально. Точное происхождение его неизвестно. Может быть, от слов "распутство", "распутье", а может, "распутывать". Характер отца это подтверждает- он и выпить не прочь, и живет с размахом, и по-деревенски смекалистый. Детьми особо не занимался, не заставлял постигать науки, так как больший толк видел в жизненной школе. Братья Михаил и Григорий живут привольно, их университеты - деревня, безграничные просторы полей и лесов. В них есть что-то животное, дикое, тесно переплетенное с почти фанатической православной верой. Но недолго они были вместе. Однажды играли они на берегу реки Туры, да доигрались, что оба в воду полетели. Река бурная, течение сильное, вода холодная, болезни не миновать. Михаила не спасли, а Григория "отмолили". Поправившись, он рассказывает, что сама Богородица явилась ему и приказала выздоравливать. Это потрясло всю деревню. Там, вдали от цивилизации, процветает истинная, непоколебимая вера. Простота нравов не мешает истово молиться, соблюдать все обряды, трепетно взывать к целительной силе природы. Грубая плотская реальность соседствует с самыми возвышенными духовными чувствами. После выздоровления Григорий часто размышляет над своим исцелением. Он уверен, что его благословили силы небесные. Так начинается его духовное становление.
Повзрослев, он все больше тянется к странствиям, к тем, кого называют "старцами", божьими людьми. Возможно, это результат захватывающих рассказов странников, находивших приют в доме Распутиных, а может быть, истинное призвание. Григорий внимает посланцам не от мира сего, широко открыв глаза. Его мечта стать таким же, как они. Он надоедает родителям разговорами о том, что Бог зовет его странствовать по белу свету и отец, согласившись, наконец, благословляет его. Григорий начинает с окрестных деревень, дивится всем тяготам и унижениям, которые выпадают на долю божьих людей.
В девятнадцать лет он женится на красавице Прасковье Дубровиной, которую встречает на празднике в храме. Первое время их семейная жизнь протекает мирно, но репутация Григория не так уж чиста, к тому же он глубоко переживает смерть первого ребенка. В 1892г. его обвинили в краже кольев из монастырской ограды и выслали на год из деревни. Это время он проводит в странствиях, совершает паломничество по святым местам, где обучается Священному Писанию и грамоте у старцев. Идет без определенной цели,от монастыря к монастырю, спит у монахов и крестьян, кормится по случаю с чужих столов, благодарит хозяев молитвами и предсказаниями. В 1893г. отправляется в Грецию, а по возвращении в Россию на Валаам, Соловки, в Оптину пустынь и другие святыни православной церкви. Во время кратких посещений родного дома он усердно занимается хозяйством и одновременно восстанавливает силы для отправления в новые скитания. Его посещения ознаменовались рождением троих детей: Дмитрия в1895г., Матрены (Марии) в1898 и Варвары в1900г.
Жизнь Распутина полна черных и белых полос. То он чист, как ангел, то бросается в крайности, дает волю своей широкой натуре. Для одних он ясновидец и целитель, для других он кающийся грешник, для третьих, таких же, как он, духовный учитель. Дурная слава, переплетенная со славой подвижника и старца, доходит до столицы. Его обвиняют в принадлежности к секте хлыстунов, но не найдя достаточных доказательств, дело закрывают.
Что привело "старца Григория" в Петербург? Возможно, более широкое поле деятельности. Не блеск столицы его влечет, а присутствие высших духовных лиц. Рядом с ними он мог бы совершенствовать талант целителя, истинно верующего. Он уверен, что действует по воле Господа.
Начинается второй этап. Весной 1903г. 34-летний Распутин прибывает в Санкт-Петербург. Вот некоторые основные даты этого периода.
1 ноября 1905г. Великие княгини Милица и Анастасия, дочери князя Николая Черногорского, устраивают неофициальную встречу Распутина с императором и императрицей в своем имении Знаменском.
15 ноября 1906г. Первая официальная встреча Распутина с Государем. Царь отмечает, что он "производит впечатление".
Октябрь 1907г. первое исцеление царевича.
Начало 1911г. поездка на Святую землю. Впечатления от нее Распутин описал в своих записках под названием "Мои мысли и размышления".
Лето 1911г. возвращение в С.-Пб.
1 сентября 1912г императорская семья выезжает в Польшу, в Беловежскую пущу.
2 октября резкое ухудшение здоровья цесаревича.
12 октября, полдень Императрица телеграфирует об этом Распутину, который молитвенно помогает. Ответ: "Болезнь не такая уж страшная. Не давай врачам изгаляться!".
В 1914г. Распутин поселяется в собственной квартире на ул. Гороховой, 64.
29 июня 1914г. покушение на Распутина.
2 января1915г. несчастный случай с А.Вырубовой, исцеление ее Распутиным.
22 ноября 1916г. заговор против Распутина.
Ночь с 16 на 17 декабря 1916г. убийство Г.Е.Распутина во дворце князя Юсупова.
Следует отметить, что Распутин чередовал жизнь в Петербурге с регулярным посещением Покровского, по крайней мере, раз в год он бывал дома. Там же он укрывался, как только его положение в обществе становилось неблагоприятным.
Приезд в Петербург.
Слава Распутина опередила его самого, слух о его подвижнической жизни дошел до столицы и стал известен высшим духовным чинам. По приезде в Петербург, благодаря рекомендательному письму, его принимает Его Святейшество Феофан, инспектор Духовной Академии, который видит в нем истинного сына русской земли, самобытного христианина, не церковного, а божьего человека. Распутин производит впечатление не только своей духовностью, но и внешностью. Наиболее ярко его описывает А.Труайя:
"Мужик высокого роста, худой, с длинными и прямыми волосами, клочковатой бородой, на лбу шрам. Лицо, изрезанное морщинами, широкий нос с раздувающимися ноздрями. Более всего привлекают внимание его глаза. Взгляд выдает магнетическую силу. Рубашка, стянутая на талии ремнем, не закрывает бедер. Широкие штаны заправлены в сапоги с высокими голенищами. Несмотря на деревенский стиль, он чувствует себя удобно и привольно в любом обществе" Безусловно, такой человек не мог остаться в столице незамеченным. Под покровительством епископской мантии владыки Феофана ему открывается доступ сначала в петербургские великосветские духовные кружки, затем через их влиятельных представительниц во дворец князя Николая Николаевича. Его репутацию подтвердила встреча с Иоанном Кронштадтским и то, что владыка Феофан был духовником императрицы.
Несомненно, Распутину не удалось бы так быстро пробиться в "верхи", если бы не было для этого соответствующих обстоятельств. Одним словом, ему повезло. Вот эти обстоятельства.
Во-первых, духовность императрицы, глубокая вера и доверие своему духовнику, имевшему в глазах ее не только личный, но и церковный авторитет. Не вызывал сомнения у императрицы Распутин еще и потому, что составлял именно то явление русской жизни, какое особенно привлекало императрицу, видевшую в его лице воплощение образов, с которыми она впервые ознакомилась в русской духовной литературе.
Во-вторых, характер Императора, его доверие жене и религиозность.
В третьих, церковные авторитеты искали способ потрясти сознание верующих, испорченное западным влиянием. В их глазах Распутин и был тем добрым гением, способным соединить верующих с небесами, а народ с царем.
Однако, для большинства людей Распутин не был "старцем". Это подтверждал его образ жизни, позволявший ему проживать в столице, посещать своих многочисленных знакомых, тогда как настоящие старцы живут в монастырях, уединяясь в своих келиях. Люди не знали, что о нем думать, так как многие его действия были для них необъяснимы: исцеления больных, загадочные предсказания, влияние на болезнь цесаревича.
Вот почему Петербург поначалу занял в отношении Распутина среднюю позицию, не имея полного представления о нем и предпочитая относиться к нему с доверием, чтобы "не согрешить" перед Богом, чем открыто порицать. Многие просто боялись Распутина и не отрицали его влияния на окружающих, но за неимением объяснений опасались осуждать его.
Отношение Распутина с Царской семьей.
Определяющим в отношении Царской семьи к Распутину было то, что он исцелял царевича. Как известно, наследник царевич Алексей Николаевич страдал гемофилией. Эта болезнь передалась по материнской линии и выражалась в плохом свертывании крови. Каждый ушиб мог привести к внутреннему кровоизлиянию, каждая рана могла стать опасной для жизни. Естественно, как любую мать, это мучает императрицу, она чувствует в этом свою вину и стремится искупить ее. Когда выяснилось, что Распутин, путем внушения, лучше справляется с проявлениями этой болезни, чем все доктора-специалисты, что создало для старца Григория совершенно особое положение. Императрица видит в нем человека, от которого, в прямом смысле этого слова, зависит жизнь ее горячо любимого сына.
Кроме того, для Их Величеств Распутин был живым представителем народа, воплощением крестьянства, маленьким человеком. Их поражала его манера держать себя, которая по отношению к другому человеку считалась бы неприличной. Его деревенский говор, бесцеремонность, неуклюжесть - все это обращалось в его пользу. Его поведение было прямо противоположное манере придворных кругов, проникнутых единственной целью произвести выгодное впечатление на Государя. На фоне их притворства, его искренность и простодушие поражали своей естественностью и были неоспоримы. Они не были "деланными", это объясняется простыми представлениями Распутина о Царе, типичными для русского крестьянина. Для него Он источник милости и правды. Вот что пишет об этом князь Н.Д. Жевахов: " Любовь Распутина к Царю, граничащая с обожанием, была действительно непритворной, и в признании этого факта нет противоречий. Царь не мог не почувствовать этой любви, какую оценил вдвойне, потому что она исходила от того, кто являлся в Его глазах не только воплощением крестьянства, но и его духовной мощи" Он не обманывал доверие императора и постепенно "между Государем и Распутиным возникла связь на чисто религиозной почве: Государь видел в нем только "старца" и, подобно многим искренне религиозным людям, боялся нарушить эту связь малейшим недоверием к Распутину, чтобы не прогневать Бога. Эта связь все больше крепла и поддерживалась столько же убеждением в несомненной преданности Распутина, сколько, впоследствии, дурными слухами о его поведении, которым государь не верил,потому что они исходили от неверующих людей…".
После первой встречи с Распутиным Государь лишь отметил, что он "производит большое впечатление". Впоследствии он придерживался мнения, что Григорий- человек "чистой веры". Тем не менее, не так доверяя "старцу", как Александра Федоровна, Николай II поручает генералу В.Н.Дедюлину, коменданту дворца, и его помощнику подвергнуть Распутина пристрастному, но учтивому допросу. По их мнению, он мужик хитрый и фальшивый; дальнейшие отчеты секретных агентов сообщают о самозванце, лжепроповеднике, показывая, кем он является в реальной жизни. Члены Царской фамилии также пытаются открыть Государю глаза на происходящее. Он терпеливо внимает всему, но при этом не принимает никаких действий против Распутина. Что касается Императрицы, то она не верила толкам, все больше распространявшимся вокруг Распутина, так как считала их клеветой и отказывалась из-за этого лишиться человека, умевшего несколькими словами побеждать недуг ее сына. Несмотря на дальнейшие разоблачения, для Царской семьи (т.е. для Императора, императрицы и их детей) Распутин навсегда остался святым, и ничто не могло заставить их изменить это убеждение.
Влияние Распутина на политику.
Существует много версий относительно этого противоречивого вопроса. Перечислить все, наверное, невозможно. Остановимся лишь на основных и наиболее известных.
Первоначально своей близостью ко двору Распутин пользовался только для вмешательства в церковные дела, в чем ему помогали близкие отношения с Феофаном и Гермогеном. Но по мере того как слух о его влиянии распространяется, различные ловкие люди решают воспользоваться им для достижения своих целей. Это приводит к тому, что у Распутина организуются официальные приемы. Он обосновывается в квартире на ул. Гороховой, где принимает, как приходящих с материальными подношениями, так и нуждающихся в денежной помощи. Постепенно у самого Распутина, по мере его возвышения, начало развиваться честолюбие. Играть видную роль, быть почитаемым за всемогущую силу, быть на одной высоте с людьми, находящимися по общественному положению намного выше его, - все это подкрепляло его самолюбие, и он брался даже за такие дела, устройство которых не приносило ему личной выгоды. Так продолжалось до начала 1915г., когда "маленькие люди" стали использовать Распутина в личных целях для продвижения по службе, суля ему "великие блага" за проведение их к верхам власти. Одним из первых был князь Шаховской, добившийся через Распутина назначения министром торговли и промышленности. Естественно, подобная деятельность Распутина не могла не вызвать возмущения в революционно настроенном обществе, учитывая, что его личность воспринималась в основном негативно.
Однако, остается открытым вопрос, пользовались ли Распутиным люди только в личных целях или же он попадал в руки к агентам врагов России? Существует версия, что он являлся агентом Германии и был заодно с Императрицей в вопросе о сепаратном мире. Но вряд ли такой простой мужик как Распутин был способен на какие-то политические акции - это было бы слишком "заумно" для него, противоречило бы его натуре.
Фактически, Распутин прямого влияния на политику России не оказывал. Оно выражалось, во-первых, в пагубном, по мнению большинства современников, действии на императрицу, а через неё на Государя. Родзянко объясняет силу влияния Распутина его гипнотизерскими способностями: "Он силою своего гипнотизма внушил царице непоколебимую, ничем непобедимую веру в себя и в то, что он избранник божий, ниспосланный для спасения России". Этого же мнения придерживаются и другие политические деятели: М.Палеолог, Жевахов, иеромонах Илиодор и др. Во-вторых, влияние это проявлялось в письмах, где он давал советы или просто поддерживал Царя. Известны также его изречения и предсказания, в последствии подтвердившиеся: "Буду я, будет и Царь и Россия, а как меня не будет, не станет ни Царя, ни России"; 29 августа 1911г., стоя в толпе, мимо которой проезжал Столыпин, Распутин вдруг воскликнул: "Смерть пришла за ним, здесь она, здесь!"; предсказал он и свою смерть: "Убьют-то меня убьют, а месяца через три рухнет и Царский Трон".
Распутин никогда не пытался опровергнуть слова о своей силе у царей, а наоборот гордился этим и подтверждал своими делами: например, во время своих оргий хвастался, что царица вышивает для него рубашки и, таким образом сам давал повод сплетням. Он вел себя наивно и не предвидел последствий своих действий. Распутину не нужна была Царская власть, но одно его положение при Царе само по себе было завидным и стало причиной его собственного убийства.
Скорее всего, слова профессора С. С. Ольденбурга наиболее объективны: "Распутин сам ни на какое политическое влияние не претендовал, но для врагов Императора он оказался точкой приложения искусной клеветнической кампании, совершенно извратившей истинное положение вещей" Интересно, что противники монархии были и оппонентами Распутина. Больше всего нападок исходило от монархистов, видевших в нём "неугасимую лампаду в царских покоях" и причину всех бед России, как во внешней, так и во внутренней политике.
Справедливо будет, наверное, немного изменить известный афоризм и сказать: сколько людей, столько и суждений о Распутине.
Императрица отказывалась подчиняться судьбе. Она непрестанно говорила о невежестве врачей. Она обратилась к религии, и её молитвы были полны отчаяния, Сцена была готова для появления Распутина.
Великий князь Александр Михайлович.
Поистине, нет ничего более талантливого, чем талантливый русский мужик. Какой это своеобразный, какой самобытный тип! Распутин абсолютно честный и добрый человек, всегда желающий творить добро и охотно раздающий деньги нуждающимся.
Граф С.Ю.Витте
Если бы Государь послушался Распутина и заключил тот самый Брест-Литовский мир, то в России не было бы революции.
Зинаида Шаховская.
Первая революция и следующая за ней контрреволюционная эпоха обнаружила всю суть царской монархии, довела её до "последней черты", раскрыла всю её гнилость, весь цинизм и разврат царской шайки с чудовищным Распутиным во главе её, всё зверство семьи Романовых- этих погромщиков, заливших Россию кровью.
В.И.Ленин.
Без Распутина не было бы и Ленина.
А.Ф. Керенский.
Он весь словно выдуманный, в легенде жил, в легенде умер и в памяти легендой облечется. Полуграмотный мужик, царский советник, греховодник и молитвенник, оборотень с именем Божьим на устах.
Н.А.Тэффи.
Заключение
Существует, по крайней мере, три мифа о Распутине.
"Исчадие ада, корыстный человек, доведший со своим окружением Россию до краха"- таким предстаёт Распутин в первом мифе.
"Демон", "второй кардинал Ришелье", вечно пьяный и блудливый мужик с таинственной русской душой – это любимый миф зарубежных авторов.
"Талантливый русский мужик, спасавший Россию и царский трон и убитый масонами" - миф современности.
Кем же был Распутин на самом деле? "Хитрость и простодушие, подозрительность и детская доверчивость, суровые подвиги аскетизма и бесшабашный разгул, и над всем этим фанатическая преданность Царю и презрение к своему собрату-мужику всё это уживалось в его натуре, и, право, нужен или умысел, или недомыслие, чтобы приписывать Распутину преступления там, где сказывалось лишь проявление его мужицкой натуры"- вот, по моему слова, наиболее точно характеризующие личность Распутина.
Распутин не был святым, и в этом заключалась трагедия Царской семьи и России. Для тех, кто был им исцелен, он навсегда остался святым. Таким он был в глазах А. А. Вырубовой, предсказав ей несчастный брак, а затем, исцелив; таким был и в глазах Их Величеств, считавшихся с его благотворным влиянием на болезнь наследника цесаревича. У свидетелей его пьяных оргий, видевших его однажды в кабаке, отплясывающего "камаринскую" складывалось совершенно противоположное впечатление. Что же думали те, кто видел и то, и другое? Таких людей почти не было, потому что обе стороны исключали возможность присутствия в Распутине обеих крайностей. И только мы, оценивающие эту личность спустя более 80 лет, можем занять в отношении её справедливую позицию "золотой середины", учитывая оба взгляда. С одной стороны, Распутин был простым мужиком. Для него нет различия между Петербургом и деревней - везде он ведёт себя одинаково, игнорируя законы общества и элементарные правила приличия. С другой стороны, есть в его личности что-то интригующее, таинственное. Его странная религиозность, сочетающая жажду удовольствий с непреклонной верой, его физическая сила, наконец, "неистребимость" никаким ядом - все это невольно внушает трепет. Нет ли в этих чертах чего-то родного, близкого каждой русской душе? Наверное, в любом уголке России найдется подобный "Распутин", и каждый русский унаследовал какие-то его черты. Возможно, из-за этих качеств русские остаются непонятыми, "дикими" для других наций, и это ставит особняком нашу страну в мировом сообществе.
Распутина обвиняют во влиянии на политику и царя. Если бы он действительно обладал таковым, то его смерть должна была бы изменить ситуацию, однако этого не произошло, а страсти еще больше накалились и "выплеснулись" в революцию. Если имя Распутина так значительно в истории, почему тогда не замечаются нынешние новые «распутины», влияние которых в тысячу раз пагубнее и существеннее? Именно они являются разрушителями, а не простой русский мужик, для которого на первом месте всегда были не политические интриги, а вкусная еда да бабы.
Личность Распутина, рожденная временем, таинственно пришла, таинственно и исчезла, закрыв еще одну страницу истории России.

Как известно из краткой биографии, Распутин родился в семье ямщика 9 января 1869 года в селе Покровское Тобольской губернии. Однако, по мнению многих биографов этой исторической личности, дата его рождения весьма противоречива, так как сам Распутин не единожды указывал разные данные и часто преувеличивал свой истинный возраст с целью соответствовать образу «святого старца».

В юности и ранней зрелости Григорий Распутин совершает путешествие по святым местам. По мнению исследователей, он совершал паломничество по причине частых болезней. После посещения Верхотурского монастыря и других святых мест России, горы Афон в Греции, а также Иерусалима, Распутин обратился к религии, поддерживая тесные контакты с монахами, странниками, целителями и представителями духовенства.

Петербургский период

В 1904 году как святой странник Распутин переехал в Петербург. По словам самого Григория Ефимовича к переезду его побудила цель спасения царевича Алексея, миссию о чем возложила на «старца» Богородица. В 1905 году странник, которого часто называли «святым», «божьим человеком» и «великим подвижником», знакомится с Николаем II и его семьей. Религиозный «старец» оказывает влияние на императорскую семью, в частности на императрицу Александру Федоровну, благодаря тому, что помогал в лечении наследника Алексея от неизлечимой тогда болезни – гемофилии.

С 1903 года в Петербурге начали распространяться слухи о порочных деяниях Распутина. Начинается преследование со стороны церкви и обвинения его в «хлыстовстве». В 1907 году Григорий Ефимович повторно обвиняется в распространении лжеучения, имеющего антицерковный характер, а также в создании общества последователей своих взглядов.

Последние годы

Из-за обвинений Распутин Григорий Ефимович вынужден покинуть Петербург. В этот период он посещает Иерусалим. Со временем дело о «хлыстовстве» снова открывают, но новый епископ Алексий снимает с него все обвинения. Очищение имени и репутации было недолгим, так как слухи об оргиях, происходивших в квартире Распутина на улице Гороховой в Петербурге, а также об актах колдовства и магии вызвали потребность в расследовании и открытии еще одного дела.

В 1914 году на Распутина было совершено покушение, после которого он вынужден лечится в Тюмени. Однако позже противникам «друга царской семьи», среди которых были Ф.Ф. Юсупов, В. М. Пуришкевич, великий князь Дмитрий Павлович, офицер британской разведки МИ-6 Освальд Рейнер, все-таки удается завершить задуманное – в 1916 году Распутин был убит.

Достижения и наследие исторической особы

Помимо своей проповеднической деятельности Распутин, биография которого весьма насыщена, активно участвовал в политической жизни России, оказывая влияние на мнение Николая II. Ему приписывают убеждение императора отказаться от участия в Балканской войне, что изменило сроки начала Первой мировой войны, и другие политические решения царя.

Мыслитель и политический деятель оставил по себе две книги «Житие опытного странника» (1907) и «Мои мысли и размышления» (1915), также его авторству приписывают более сотни политических, духовных, исторических предсказаний и пророчеств.

Другие варианты биографии

Тест по биографии

После прочтения краткой биографии Распутина советуем пройти этот тест.

Он не общественный деятель и не человек искусства, не знаменитый полководец, но известен всем, далеко за пределами родной страны. Он не написал симфонию, не сложил слова в поэму, на его счету больше грехов, чем добрых дел, но многие считают его святым. Родился он в крестьянской избе, но последние годы провел в невероятной роскоши питерских и московских знатных домов и даже стал первым другом последнего российского императора. Он жил, как мог и умер, как заслужил. Так кем же был Гришка Распутин, прозорливец и целитель или обманщик и тать?

Считается, что род Распутиных ведется еще с глубокой древности. Будто пришел в семнадцатом веке в деревеньку Покровское мужичок, по имени Изосим Федоров. Пришел, да и стал за пашню, то есть занялся крестьянством. К пришлым у нас относятся настороженно, потому и ему самому и детям его навеки «прилепили» прозвище – Распута, что означало «распутье», «перепутица». Давайте вместе выясним, кто такой Распутин и каким образом простому мужику удалось оставить столь глубокий след в мировой истории.

Григорий Распутин: биография сибирского юродивого

Исторические сведения о том, что в село Покровское в 1662 году пришел Изосим Федоров. Именно он был далеким предком Григория, который появится на свет несколько позже. Сохранилась дворовая перепись слободки Покровской за 1858 год, спустя почти двести лет, после означенных событий. Тогда там уже насчитывалось больше трех десятков душ с такой фамилией, среди которых и был отец Григория — Ефим. Ранним утром 9 января 1860 года, согласно метрике, в семье ямщика Распутина и его супруги Анны (Нюры) Паршуковой, родился мальчик.

Так как выкрестить ребеночка в тот же день не получилось, был подельник и батюшки не было в церкви, решено было провести обряд на следующий день, десятого. Согласно славянским православным святцам, имена детям давали по церковным праздникам. Как раз в этот день отмечался праздник богослова и философа Григория Нисского. Так Гришка Распутин и получил свое имя. По иронии судьбы, а может быть, согласно божьему замыслу, но тезка его прославился частыми, мощными и разрушительными, проповедями против разного рода любодеяния.

Ранние годы

Биография Распутина с ранних лет овеяна тайнами и загадками. В более зрелом возрасте он и сам не прочь был «навести туману», чтобы создать вокруг себя атмосферу таинственности. К примеру, поводу своего рождения, Григорий часто называл разные даты, в интервале 65-75 гг. девятнадцатого века. Обычно он прибавлял возраст, чтобы выглядеть более «старцем», чем было на самом деле. На самом деле, Гришенька рос слабеньким и болезненным и не было года, когда бы мать не думала, что и пятый ребенок в семье, а был именно таковым, отправится к праотцам, так и не порадовав родителей.

Страшнее всего проходили весны и осени, когда мальчонка мог не спать ночами больше месяца. Ученые считают, что возможно это было ранним признаком истерии, а может и шизофрении. Но доподлинных сведений на этот счет нет. С раннего детства он был выучен грамоте бабушкой да отцом, приписанным к почтовой службе. Слабенький и хилый мальчик проводил больше времени в обществе старушек, которые с радостью рассказывали ему истории из Святого Писания.

Становление личности: философия прегрешений и искупления

Многие и до наших дней задаются вопросом, кто это – Распутин, каким образом он стал именно тем, кем мы его знаем, какие пути привели его к предстоящему концу? Парень рос замкнутым и нелюдимым, смотрел всегда исподлобья, из-под косм спутанных черных волос. Однако к скотине имел особое расположение, потому и занимался в основном лошадьми и коровами. Достаточно было ему положить ладошку на шею разгоряченного коня, сказать пару слов полушепотом, как скотина сразу же успокаивалась.

В четырнадцать лет Григорий серьезно захворал, да так, что мать уже готовилась хоронить своего единственного выжившего сына. Вылечился он внезапно, как и слег. Поговаривали, будто сама Божья Матерь в головах его кровати помогла. Он заучивал тексты молитв наизусть, истово произнося их в полутемной светлице у лампадки. К двадцати годам Григорий Распутин, биография которого развивалась странными циклами, женился на крестьянке из соседней деревни, по имени Прасковья Федоровна Дубровина, что и родила ему трех отпрысков – двоих дочерей и сына.

Стоит узнать

Именно в это время он впервые отправляется в паломничество. Посетив Верхотурский монастырь, Распутин окончательно обращается к богу. Странствования на это не заканчиваются, он едет в Иерусалим поклониться святыням, в Грецию на гору Афон, ищет советов и поучений от высшего духовенства. Вернувшись домой, простой крестьянин, сын ямщика, да и сам ездовой, начинает впадать в крайности, напоминающие пограничные состояния. Он сперва погружается в разврат в кабаках, с гулящими бабами, вином и картами, пронзительными песнями и танцами в задымленном бреду. То бросается в собственноручно вырытую яму, где сидит и отмаливает свои грехи, открытый семи ветрам, палящему солнцу и проливным дождям.

Считается, что особый, собственный взгляд на грех и его природу вырабатывается у Григория именно тогда. Он решает, что только через грех, совершенный сознательно и вполне обдуманно, можно получить настоящее прощение и благодать от господа. Ведь как же можно покаяться, коли ничего ты не совершил? Это умозаключение и стало краеугольным камнем его учения. Выявление в себе еще и способностей прозорливца еще больше подстегивают уверенность Распутина в своей правоте.

Односельчане и родные никогда не понимали его душевных порывов, не знали еще, кто такой Григорий Распутин и что имя его вскоре будут произносить вместе с именами августейших особ государства. Над ним измывались и смеялись. Он и правда зачастую напоминал сумасшедшего. Он полностью отказался от мяса, мог месяцами не менять рубахи, не спать, бегать по деревне в мороз босиком и грозить кулаками Сатане, распевая хриплым голосом псалмы.

Зачастую, может, по стечению обстоятельств, жуткие вопли его о покаянии «пока беда не свалилась» и пророчества всяческих кар, завершались и правда плачевно. Люди умирали, крытые соломой домишки крестьян горели, скот болел и издыхал. Ну как тут было темным и необразованным людям не поверить в блаженность старца, которому было-то всего ничего, а годков чуть за двадцать от роду. Слава расходится быстро, потому Гришки вскоре появилось множество последователей, а еще больше последовательниц.

Григорий Ефимович Распутин в Петербурге

Что манило и влекло женщин самых разных социальных групп, что заставляло их ехать за сотни и тысячи верст, чтобы увидеть черноглазого, худого парня в грязно-белой рубахе и с немытыми лохмами спутанных волос, истово орущего в яме на заднем дворе своей избы, историки не понимают и сегодня. Однако взглянув на некоторые прижизненные фото, на тяжелый взгляд из-под густых черных бровей, даже в наше время многих пробивает дрожь. Благодаря такому магнетическому воздействию на людей и возвысился никому никому не известный мужик Распутин, краткая биография которого нами и рассматривается.

К началу нового двадцатого века решено было ехать на поклон в сам Киев, в Лавру, что он с успехом и сделал. По пути туда, да обратно Григорию удалось свести множество полезных знакомств. Возвращаясь, он надолго засел в Казани, где его привечал наставник духовной академии сам отец Михаил. Приблизительно в то же время он свел знакомство с патриархом Сергием, звавшимся в миру Иван Старогородский, а также архиепископом Феофан (Василием Быстровым).

Многие современные историки склоняются к мысли, что именно последний и сыграл ключевую роль в переезде Распутина в Санкт-Петербург. Он ввел «старца» в общество, свел с нужными людьми, в том числе и с православным епископом Гермогеном. Кстати, именно отец Феофан впервые рассказал о существовании «святого юродивого» дочерям черногорского князя Негоша, что вскоре стал королем. Милица и Анастасия, познакомившись с новым мессией, настолько прониклись, что внесли в уши императрице, будто это настоящее чудо.

Возжигатель царских лампад

Прибыв в начале 1900 года в Питер, Распутин и сам не представлял еще, чем это может закончиться для него. Но богатая и сытая жизнь ему нравилась, он любил красные шелковые рубахи, как у цыган, новенькие со скрипом сапоги, сладкие пирожные и хорошее вино. Сестры-черногорки свели Григория с царской четой в среду 1 ноября 1905 года, о чем имеется даже запись в дневнике у Николая Второго. Особенно глубокое впечатление «старец» произвел на Александру Федоровну, которую муж ласково называл Аликс.

Находясь вдали от родной стороны, фактически, в полной изоляции от всего, что знала и любила, женщина нашла в Распутине отдушину, голос истинного Бога. Огромную роль в этом сыграл и ген гемофилии, передающийся по женской линии, и унаследованный ею от матери. Ведь родившийся летом 1904 года наследник, цесаревич Алексей Николаевич, оказался болен этой страшной и неизлечимой болезнью. Императрица страдала, некий мистицизм и экзальтированность помогали ей бороться с частыми депрессиями и приступами паники.

История Распутина на этом только началась. Как бы там ни было, но общение со «старцем» благотворно влияло, как на нервную и раздражительную Аликс, так и на маленького Алешу. Тогда Григорий только входил в силу. Он написал прошение, чтобы к его фамилии присовокупили и вторую часть – Новых, чтобы избежать путаницы в родной деревне покровское. Что характерно, бессеребренником Распутина никак не назовешь. За годы жизни в Петербурге он выстроил на родине огромный дом в два этажа, у его супруги была швейная машинка, единственная на все село, дочки щеголяли в модных платьях и шляпках, пока и сами не перебрались в столицу.

Православие и хлыстовство

Еще за несколько лет до того, как сам император назначил Распутина «возжигателем царским лампад», а по сути, чуть ли не самым близким духовником монаршего семейства, в 1903 году, стали распространятся всевозможные слухи и сплетни о его нелицеприятных похождениях. Местный священник Петр Остроумов пишет в Тобольскую консисторию, будто Григорий странно ведет себя с женщинами, водит их толпою в баню, откуда потом раздаются неистовые вопли и истерические молитвы. Многие из этих дам оказались приезжими, прямиком из самого Петербурга. Святой отец говорит, что на Распутина оказали влияние, уже запрещенные на то время хлысты или христововеры, что прославились ночными радениями до экстаза и самобичеванием. В Покровске даже послали специального следователя, который ничего не обнаружил, хотя по правде говоря и не искал.

Только спустя четыре года, а именно в 1907-ом, на Распутина было впервые заведено уголовное дело по обвинению в хлыстовстве. Нерадивый первый следователь предоставил мало данных, не провел свою работу, как полагается, потому несоответствия в деле и заставили тобольского епископа возобновить расследование снова. Хотя и эти шаги ничего не дали и в мае 1907 года дело было сочтено исчерпанным и закрытым.

Интересно

После того, как первое дело о хлыстовстве, заведенное на Распутина, было полностью закрыто и даже как-то оправдало старца, сами папки с бумагами физически исчезли их тобольской консистории. Поиски ничего не дали, пока оно странным образом не отыскалось в Тюмени.

Об этом деле еще долго ходили слухи. Поговаривали, будто рассорившись с императорской четой, отомстить Распутину за годы жизни вне его милости, решила черногорка Милица. По другой версии, занялась этим другая сестра, Стана, муж которой Николай, сам долгое время дружил с монархами, но утратил влияние с появлением «старца». Историк Платонов утверждает, что все обвинения были сфабрикованы, а вот Боханов говорит, что история Григория – первый в мире случай, когда умело воспользовались черным PR-ом. Как же было на самом деле? Вся правда о Распутине, наверное, не откроется никогда.

Полицейский контроль: вторая часть Мерлезонского балета

В 1090 году за разгул, постоянный шум и дурные слухи, расползающиеся по Петербургу, словно чума, решено было выслать Гришку Распутина из столицы домой, в Тобольскую губернию. Нот приказ опоздал, «старец», будто правда предвидел события, сам поехал в Покровское. В 1910 он вернулся, ад еще и дочек с собой прихватил, отправив их учиться в гимназию. Тогда же за ним установили наблюдение, по приказу самого Столыпина.

На протяжении всего 1911 года царскую чету одолевали письмами и прошениями. Митрополит Святейшего Синода Антоний писал Николаю о тлетворном влиянии самого Распутина и его лживых речей, да и сам Феофан, который так опрометчиво «вытащил мужика из грязи» и сделал святым, обращался к Синоду, дабы выразить недовольство приближением Григория к монаршему семейству.

Более того, 16 декабря того же года, Распутин, приехал к Гермогену на Васильевский остров, умудрился поскандалить с ним и монахом Илиодором и даже подраться, со всей русской непосредственность. Тогда же «старец» покинул столицу и отправился в Иерусалим, после чего возвратился только в двадцатых числах января 1912 года. Тогда же за ним снова была установлена полицейская слежка, которая не снималась вплоть до смерти.

Уже в феврале сам Николай II лично приказал возобновить дело о хлыстовстве Распутина, чтобы расставить все точки над «i». Основываясь на полученных сведениях, бывший на то время председателем Третьей Государственной думы, Михаил Родзянко, человек чрезвычайно умный и прозорливый, рекомендовал царю прогнать «поганого крестьянина со двора». Однако все завершилось совсем иначе и все обвинения в ноябре 1912 года были сняты. Но поверили ли такому расследованию недруги Григория.

Вторая мировая и остракизм в прессе

Как ни крути, а уговорить императора не вмешиваться в балканский конфликт 1912-го года, смог только Распутин. Это действительно привело к отсрочке начала Первой Мировой войны. Григорий всегда считал, что разрушительные действия несут крестьянскому миру только горе и страдания, потому не считал боевые действия целесообразными. Он представлял именно крестьянство, какие бы одежки на него не надевали, он громко требовал улучшение подвоза хлеба в столицу.

Распутин считал, что Россия должна немедленно помириться с Германией и заключить с ней союз, путем отказа притязаний на Польшу и Прибалтику. Но все это уже не имело большого значения, люди перестали доверять «старцу», отношение к нему кардинально поменялось. Писатель Новоселов даже выпустил в том же году забавную книжицу, под названием «Григорий Распутин и мистическое распутство». Правда, весь тираж был тут же арестован, само сочинение запрещено, а типография, что его напечатала оштрафована на кругленькую сумму.

Однако избавиться от нее полностью не удалось, а копии подпольно ходили из рук в руки. Иеромонах Илиодор, однажды вытянувший Распутина на свет божий, тоже решил принять участие в травле и опубликовал скандальные письма императрицы простому мужику. Скорее всего, это были подделки, но как говорят, осадок-то остался. Российским масонским Верховным Советом тоже была издана брошюра с разгромными статьями о юродивом. Ее тоже пытались запретить, но это не очень хорошо удавалось.

Истоки заговора: гибель и наследие «святого старца»

Нельзя сказать, что годы жизни Григория Распутина прошли зря, это было неправдой. Он оказал просто колоссальное влияние на процессы, происходящие как внутри страны, так и вне ее пределов. Уже к 1914 году созрел самый настоящий заговор против великого юродивого, который на короткой ноге с самим императором. Руководить им вызвался генерал Николай Николаевич, прямой внук Николая первого, а также Михаил Родзянко, много узнавший за время расследования дела святого. Первое покушение уже было не за горами.

В 14 году Распутин отправился с дочками и супругой в Покровское, чтобы провести несколько недель в раздумьях и молитвах. 12 июля по старому стилю, приехавшая к нему, якобы тоже для молитвы, мещанка Хиония Гусева из Царицына ударила Григория ножом прямо в живот, тяжело его ранив. В результате он выжил, пролечившись несколько месяцев в Тюменской больнице, а саму Гусеву признали сумасшедшей, полностью оправдали и отпустили с богом на все четыре стороны. Доказать ее связь с Илиодором Распутину так и не удалось.

Политическая ситуация: подоплека убийства

Газетная травля – мощный инструмент в руках умелого манипулятора. Почти весь 1916 год в прессе не прекращались регулярные разгромные статьи в адрес самого Григория Ефимовича, а также императрицы, которая так привечала. Писали разное, вплоть до того, будто светлейшая царица имеет греховную интимную связь с мужиком Распутиным. Да и сам чувствовал, что время его заканчивается, а жизнь подходит к логическому завершению. Наверное, потому твердил монаршей чете, будто живы они, пока и он невредим. Вопреки смешкам скептиком, как раз это пророчество старца сбылось.

Ситуация на политической арене мира сложилась неблагоприятная. Распутин умолял Николая не вступать в Первую мировую. Он старался убедить царя заключить с Германией сепаратный мир, что могло стать для Англии настоящим поражением. Потому со своей стороны, Лондон всеми силами пытался это предотвратить, к примеру, оказать воздействие на русского императора, посредством родственников, к примеру, братьев, дядьев и прочих. Великий князь Михаил Михайлович Романов, находящийся на то время в Лондоне, даже писал слезные письма.

Видя, что все это не имеет никакого действия, а царь все больше склоняется к мысли о выходе из войны, что для России могло стать идеальным решением проблемы. Такой расклад точно не устроил бы Британию, нужно было срочно что-то делать.

Да внутри страны отношение к юродивому кардинально изменилось. Виновен в этом был он сам. К шестнадцатому году он и вовсе позабыл, что такое благочестие, смирение или здоровый образ жизни. Денег он совсем не копил, все что получал – сразу же тратил. Выглядел как тать с большой дороги, шелковые рубахи залоснились грязными воротниками. Он мог звонить посреди ночи министрам, раздавая указания, которые к его же удивлению, поутру выполнялись. Когда война все же подошла к концу, он закомандовал ехать на фронт, чтобы благословить смелых воинов. На это Великий князь Николай Николаевич сказал, что тут же и повесит его на первой подвернувшейся березе.

Покушение: как умер Гришка Распутин

Ночью на семнадцатое декабря 1916 года развернулась драма, действующие лица которой прекрасно известны потомкам. Великий князь Дмитрий Романов, а вкупе с ним его приятель, а по слухам еще и любовник, Феликс Юсупов, поручик Сухотин, а также известный депутат Пуришкевич, позвали Распутина в гости, на вино и сладости в дом на Мойку. Говорят, будто все пирожные и «Мадерца», так любимая старцем, были щедро сдобрены цианидом. Но на него ничего не подействовало и тогда Юсупов выстрелил ему в спину.

Пока заговорщики решали, куда же деть тело, оно вдруг ожило, вскочило и побежало. Григорий, наверное, не желал спастись так никогда в жизни. Отравленный и раненный из пистолета, он пробежал весь большой двор, перемахнул через довольно высокий забор, но тут его настигли еще три пули. По свидетельству очевидцев, Григорий еще вращал глазами и лязгал страшно зубами. Мужика связали, окрутили шторой и бросили в замерзшую Неву. Когда через три дня труп выловили, в легких обнаружили воду, а это значит, что он был жив.

Захоронение Распутина и его эксгумация

Почти через две недели, первого января 1917 года тело Григория Распутина, великого юродивого, старца и Святого Черта было выловлено из проруби. Его было решено доставить в Чесменскую богадельню неподалеку от Петербурга, там Александра Федоровна думала попрощаться с верным своим другом. Но кроме нее никто не негодовал, а даже наоборот. Говорят, даже войска ликовали и выбрасывали вымпела и салюты, в честь такого знаменательного события.

Злоключения старца на это не закончились. Говорят, что никто не желал отпевать его, потому занялся этим монах Исидор, который по церковным правилам права служить заупокойную не имел. Сперва хотели отправить его на родину в Покровское, но царица приказала похоронить его на территории храма Серафима Саровского в Александровском парке Царского Села, который только начала строить Анна Вырубова.

После февральских революционных действий, тело Распутина было решено эксгумировать, чтобы максимально устранить его влияние на народные умы, тем более что похоронен он был в святом месте. Керенский приказал генералу Корнилу выкопать его, после чего гроб просто стоял в вагоне несколько дней, и только 11 марта был наконец-то сожжен. Очевидцы рассказывали, будто в огне крышка отлетела, а Гришка поднялся и сел, приведя всех присутствующих в ужас. После этого могила его осквернена была неоднократно.

Последствия гибели и след в истории

В двадцатых годах дом у семьи Распутиных конфисковали, а все хозяйство его сына Дмитрия национализировано. Жене Параше и дочке Варваре было запрещено участвовать в выборах, как «злостному элементу». Дочь Матрена, которая к счастью, к тому времени успела закончить учебу, иммигрировала в Париж, а затем переехала за океан в США. В тридцатые годы, все кроме Матрены, были схвачены и след их так и затерялся в сибирских дремучих лесах и снежных пустошах.

После смерти старца и вплоть до наших дней, мнения людей кардинально противоположны. Одни считают его настоящим святым, другие же плюют через левое плечо при одном упоминании его имени. Но то, что он был действительно большой знаковой фигурой в истории государства Русского, сомнений не вызывает ни у кого. Так что же оставил после себя прозорливец и юродивый?

Начиная с марта и по самый ноябрь 1917 года, театры взяли за моду ставить пьесы о Распутине, причем преимущественно разгромные и убийственно низкого пошиба и полупорнографического содержания: «Любовные похождения Гришки Распутина», «Торговый дом Романов, Распутин, Сухомлинов, Мясоедов, Протопопов и Ко», «Люди греха и крови (Царскосельские грешники)», «Святой чёрт (Распутин в аду)»,

  • В кино он впервые появился в драме «Темные силы - Григорий Распутин и его
  • сподвижники».
  • В 1915 году вышли исторические хроники, на которые тоже попал старец.
  • В 1960 году вышел художественный фильм «Ночь Распутина» одного французского режиссера с Эдмундом Пардом в главной роли.
  • В 1981 году, как раз за десятилетие до распада Советского Союза, на экраны выходит самая популярная лента о Распутине, под названием «Агония», которую снял скандальный режиссер Элем Климов.
  • В 2011 году в фильме о Гришке главную роль сыграл Жерар Депардье, причем очень даже неплохо сыграл, как бы прочувствовал образы.

Образ этого, действительно необычного мужика, который смог подняться в заоблачные дали, использовался неоднократно в музыке и живописи. К примеру, группа Boney M. В альбоме 78-го года озвучила настоящий хит с характерным названием Rasputin. Песни о нем есть у Жанны Бичевской и Геннадия Пономарева, Александра Малинина и даже трэш-группы «Коррозия металла». О нем есть упоминание в стихах Есенина и Николай Клюев не раз проводил аналогию меж старцем и собой. Но имело использование имени юродивого и коммерческое значение.

  • Водка Rasputin выпускается в Германии компанией Dethleffen.
  • Пиво с тем же именем продается на территории Нидерландов и США.
  • В Нью-Йорке есть ночной клуб и ресторан с тем же названием, а в Калифорнийском городке Энсио магазин Rasputin International Food.

Этот список можно продолжать очень долго, среди его пунктов можно обнаружить множество увеселительных и питейных заведений. Сейчас образ Распутина плотно ассоциируется с Россией, потому и имеет все шансы привлечь покупателей. Даже в экзотической таиландской Паттайе имеется ресторан русской кухни, что называется Rasputin.

Распутин, родившийся в сибирской деревне, был третьим ребенком Ефима Яковлевича Распутина, процветающего крестьянина и его жены Анны Егоровны.


В молодости Григорий пошел по стопам своего отца: у него был крестьянский ненасытный аппетит к работе, употреблению крепких горячительных напитков и веселому времяпрепровождению с легко соглашающимися на все женщинами. В 20-летнем возрасте Распутин женился на местной девушке по имени Прасковья Дубровина. У них родилось четверо детей. Примерно в 1900 году он стал членом еретической религиозной секты, которая была известна под названием "хлыщи". Хлыщи считали, что человек должен вначале согрешить, а потом уже искупать свои грехи. У них было множество разнообразных и странных сексуальных традиций и обрядов. Из-за конфликтов с представителями традиционной церкви Распутин был вынужден покинуть свою родную деревню. Он прошел через всю Россию, зарабатывая на пропитание излечением больных и посвящая целые толпы женщин в обряды "хлыщей". К 1905 году он осел в Санкт-Петербурге, где слухи о его "чудесной" способности излечивать людей, страдающих от самых тяжелых и страшных болезней, дошли до царской семьи. Распутин предстал перед царем Николаем и царицей Александрой. Их сын Алексей страдал от гемофилии. Распутин действительно сумел каким-то образом облегчить страдания мальчика. Это тут же сделало его знаменитым и привело к его необычайному возвышению при царском дворе. К Распутину особенно благоволила царица Александра. Распутин шокировал высший свет Петербурга своими дикими и скандальными выходками. В 1916 году Распутин пал жертвой заговора, устроенного группой дворян. Они сначала напоили Распутина отравленным вином, а затем выстрелили в него несколько раз из пистолета. После этого Распутина связали и бросили в Неву, где он и утонул.

Распутин был, вне всякого сомнения, одним из наиболее удачливых сексуальных авантюристов в истории. Сексуальная активность его была просто невероятной. Дочь Распутина Мария рассказывала позже, что 32-сантиметровый половой член ее отца, казалось, просто-таки "излучал" активность. Когда Распутин был еще мальчиком, эта великолепная часть его тела всегда приводила в восторг местных девушек и женщин, с которыми он голым купался в деревенском пруду. По-настоящему же ввела Распутина в мир секса Ирина Даниловна Кубасова, молодая и красивая жена генерала русской армии. Чтобы соблазнить 16-летнего Распутина, она призвала на помощь шестерых своих служанок, которые сумели завлечь его в ее спальню. После этого Распутин стал активно прибегать к услугам молодых женщин, живущих в его деревне. Не перестал он делать это и после женитьбы на Прасковье. Вскоре он стал членом секты хлыщей, которые не только не запрещали, но и, наоборот, всячески приветствовали активное услаждение плоти. Вскоре после этого Распутин отправился в свое длительное путешествие по России, в ходе которого он всегда находил огромное количество женщин, готовых участвовать с ним в его необычных сексуальных обрядах. Эти обряды, собственно, являлись обыкновенными оргиями со сменой партнеров. Проводить эти обряды можно было везде - "в лесу, в сарае или в доме любого из участников". Теория Распутина о том, что грехи можно искупать с помощью секса, дали возможность впервые по настоящему наслаждаться этой стороной человеческой жизни тысячам крестьянок, несмотря на грязный и неряшливый внешний вид "святого развратника". Даже утонченные дамы Санкт-Петербурга стали позже жертвами сексуальной власти Распутина. Его биограф Роберт Масси отметил: "Заниматься сексом с этим немытым крестьянином, у которого была неряшливая борода и грязные руки, было чем-то абсолютно новым, ранее неведомым и необычайно волнующим. Дамы собирались в его квартире и ждали в очереди приглашения в его постель, которую сам Распутин называл "святая святых". Распутин стал таким модным и приобрел такую известность, что даже мужья женщин, с которыми он уже переспал, нисколько не стесняясь, хвастались друг другу о том, что их жены уже "были с этим невероятным Распутиным". Практически в любой момент Распутина можно было найти в зале, где он сидел окруженный своими "ученицами". Одна из них обычно сидела у него на коленях. Он гладил ее волосы и шептал ей в ухо что-то о "таинственном воскресении". Затем он начинал петь. Песню тут же подхватили все присутствующие. Вскоре все начали танцевать какой-то дикий и безумный танец. За этим начались походы в другую комнату к тому месту, где стояла "святая святых". На одном из таких занятий Распутин вдруг ярко и подробно стал рассказывать о сексуальной жизни лошадей. Затем он грубо схватил за плечо одну из "учениц" и сказал: "Пойдем, моя красивая кобыла".

Даже в том, как погиб Распутин, можно найти сексуальный подтекст. Его убийство спланировали и осуществили люди, которые весьма ревниво относились к власти и положению при дворе, которыми наслаждался Распутин. Его пригласили на поздний ужин, где угостили его отравленной едой и отравленным вином. Один из убийц, Феликс Юсупов, имел гомосексуальные склонности. Он неоднократно пытался сблизиться с Распутиным, но это ему так и не удалось. Когда Распутин стал терять сознание от начинающего действовать яда, Юсупов вначале изнасиловал его, а затем выстрелил в него четыре раза из пистолета. Распутин упал на пол, но был жив. Григория Распутина затем кастрировали. Его отрезанный половой член нашел позже слуга. Он передал его служанке, которая, по последним данным, еще в 1968 году жила в Париже. В полированной деревянной коробке она хранила орган, который стал похож на "...черный перезревший банан длиной примерно в 30 сантиметров..."

Невозможно даже примерно подсчитать количество женщин, с которыми у Распутина были сексуальные отношения. Среди них были знатные дамы и служанки, жены военных и проститутки, актрисы и крестьянки. Самой терпеливой из всех этих женщин, безусловно, была жена Распутина Прасковья, которая никогда не жаловалась на супружескую неверность своего мужа. На все вопросы, касающиеся сексуального поведения своего мужа, она спокойно и терпеливо говорила: "Сил у него на всех хватит".

Григорий Распутин

30 декабря 1916 года в Петербурге был зверски убит выходец из крестьян, друг семьи последнего российского императора Николая II Григорий Распутин.

Среди многочисленных имен русских пророков и ясновидцев вряд ли найдется такое, которое было бы столь широко известно в нашей стране и за ее пределами, как имя Григория Распутина . И вряд ли отыщется другое имя из этого ряда, вокруг которого была бы сплетена столь же густая сеть загадок и легенд.

Григорий Ефимович Распутин

На исходе XX века нам открылось немало тайн русской истории, правда, большинство из них относятся к так называемому советскому периоду. Но и преддверие этого периода, а жизнь Распутина, как известно, оборвалась в самом конце 1916 года, сегодня предстает перед нами все отчетливее. И, конечно же, без личности Григория Распутина, без раскрытия истинной сути его пророчеств и провидческого дара картина той относительно недавней эпохи будет неполной. Документы, их тщательный анализ, сопоставление самых разных свидетельств и прочих источников дают возможность развеять туман, скрывающий от нас образ Распутина.
В середине 19 века крестьянин из села Покровского Тобольской губернии Ефим Яковлевич Распутин возрастом в двадцать лет женился на двадцатидвухлетней девице Анне Васильевне Паршиковой. Жена неоднократно рожала дочерей, но они умирали. Умер и первый мальчик Андрей. Из переписи населения села за 1897 год известно, что десятого января 1869 года (день Григория Нисского по юлианскому календарю) у нее родился второй сын, названный в честь календарного святого.

В метрической книге Покровской слободы в части первой «О родившихся» записано: «Ефима Яковлевича Распутина и его жены Анны Васильевны вероисповедания православного родился сын Григорий». Крещен он был 10 января. Восприемниками (крестными) были дядя Матфей Яковлевич Распутин и девица Агафья Ивановна Алемасова. Имя младенец получил по существовавшей традиции нарекать ребёнка именем того святого, в день которого был рожден или крещен. День крещения Григория Распутина — 10 января, день празднования памяти святителя Григория Нисского.

Однако метрических книг сельской церкви не сохранилось, а в дальнейшем Распутин всегда называл разные даты своего рождения, скрывая реальный возраст, поэтому точный день и год появления на свет Распутина до сих пор неизвестны.

Отец Распутина поначалу много пил, но затем взялся за ум и обзавелся хозяйством.

По рассказам односельчан, он был мужиком умным и справным: имел восьмикомнатную избу, двенадцать коров, восемь лошадей и занимался частным извозом. В общем, не бедствовал. Да и само село Покровское считалось в уезде и по губернии - относительно соседских деревень - богатым селом, так как сибиряки не знали бедности Европейской России, не знали крепостного права и отличались чувством собственного достоинства и независимостью.

Зимой он подрабатывал ямщиком, летом же пахал землю, рыбачил и разгружал баржи.

О матери Распутина сведений сохранилось до скудости мало. Она умерла, когда Григорию не исполнилось и восемнадцати лет. После ее смерти Распутин рассказывал, что она часто является ему во сне и зовет к себе, предвещая, что умрет он, не дожив до ее возраста. Она умерла, едва перевалив пятидесятилетний рубеж, Распутин же погиб в возрасте сорока семи лет.

Юный Григорий был тщедушным и мечтательным, однако продлилось это недолго - едва возмужав, он начал драться со сверстниками и родителями, гулять (однажды умудрился пропить на ярмарке телегу с сеном и лошадьми, после чего шел домой восемьдесят верст пешком). Односельчане вспоминали, что уже в юности он обладал мощным сексуальным магнетизмом. Гришку не раз заставали с девками и били.

Вскоре Распутин начал воровать, за что едва не был выслан в Восточную Сибирь. Однажды его избили за очередную кражу - да так сильно, что Гришка, по словам сельчан, сделался «странным и тупым». Сам же Распутин утверждал, что после удара колом в грудь он находился на пороге смерти и испытал «радость страдания». Травма не прошла бесследно - Распутин бросил пить, курить.

Девятнадцати лет от роду Григорий Распутин женился на Прасковье Дубровиной, светловолосой и черноглазой девушке из соседнего села. Она была старше мужа на четыре года, но брак их, несмотря на полную приключений жизнь Григория, оказался счастливым. Распутин постоянно заботился о жене и о детях - двух дочерях и сыне.


Однако мирские страсти и пороки не были чужды и Григорию. По словам односельчан (к которым, правда, надо относиться очень осторожно), натура у Григория была буйно-разгульная: наряду с богоугодными делами он угонял лошадей в пьяном виде, любил подраться, сквернословил, словом, женитьба его не остепенила. "Гришка-вор” звали его за глаза. "Сено украсть, чужие дрова увезти - было его дело. Шибко дебоширил и кутил... Сколько раз бивали его: выталкивали в шею, как надоедливого пьянчугу, ругавшегося отборными словами”.

Переходя от крестьянского труда к крестьянскому разгулу, прожил Григорий в родном Покровском до двадцати восьми лет, пока внутренний голос не призвал его к другой жизни, к жизни странника. В 1892 году Григорий отправился в уездный городок Верхотурск (Пермская губерния), в Николаевский мужской монастырь, где хранились мощи святого Симеона Верхотурского, поклониться которым приезжали богомольцы со всей России.

Распутин относил себя к разряду тех людей, которых в России издавна называли "старцами", "странниками". Это чисто российское явление, и источник его - в трагической истории русского народа.
Голод, холод, мор, жестокость царского чиновника - извечные спутники русского мужика. Откуда, от кого ждать утешения? Только от тех, на кого даже всесильная власть, не признавая собственных законов, не решалась поднять руку, - от людей не от мира сего, от странников, юродивых и ясновидящих. В народном сознании - это Божьи люди.
В страданиях, в тяжких муках выходившая из средневековья страна, не ведавшая, что ждет ее впереди, суеверно смотрела на этих удивительных людей - странников, калик перехожих, не страшившихся ничего и никого, осмелившихся громко говорить правду. Частенько странников называли старцами, хотя по тогдашним понятиям и тридцатилетний человек порой мог считаться стариком.

Распутин со своим земляком и другом Михаилом Печеркиным отправился в Афон, а оттуда в Иерусалим. Большую часть пути они прошли пешком, немало претерпев тягот. Но страдания, духовные и телесные, окупились сторицей, когда они своими глазами увидели и Гефсиманский сад, и Масличную гору (Елеон), и Гроб Господень, и Вифлеем.

Гроб Господень
Вернувшись в Россию, Распутин продолжал странствовать. Был в Киеве, Троице-Сергиеве, на Соловках, в Валааме, Сарове, Почаеве, в Оптиной пустыни , в Нилове, Святых Горах, то есть во всех местах, сколько-нибудь знаменитых своей святостью.

Оптина Пустынь

Родные смеялись над ним. Он не ел мяса и сладостей, слышал разные голоса, проходил пешком из Сибири до Петербурга и обратно, питался подаянием. Весной у него случались обострения - он не спал многие дни подряд, пел песни, грозил кулаками Сатане и бегал по морозу в одной рубахе.

Его пророчества заключались в призывах к покаянию, «пока не пришла беда». Иногда по чистому совпадению беды случалась прямо на следующий день (горели избы, болел скот, умирали люди) - и крестьяне начали верить, что блаженный мужик обладает даром предвидения. У него появились последователи.

В возрасте 33 лет Григорий начинает штурмовать Петербург. Заручившись рекомендациями провинциальных священников, он селится у ректора Духовной академии епископа Сергия - будущего сталинского патриарха.

Патриарх Сергий

Тот, впечатленный экзотическим персонажем, представляет «старца» (долгие годы пеших скитаний придали молодому Распутину вид старика) сильным мира сего. Так начался путь «божьего человека» к славе.

Первым громким пророчеством Распутина было предсказание гибели наших кораблей при Цусиме. Возможно, он взял это из газетных новостей, сообщавших, что эскадра старых кораблей вышла навстречу современному японскому флоту без соблюдения мер секретности.

Русская эскадра в Цусимском сражении

Он отговорил безвольных монархов от побега в Англию (говорят, те уже собирали вещи), что, скорее всего, спасло бы их от смерти и направило бы историю России в другое русло. В следующий раз он подарил Романовым чудотворную икону (найденную у них после расстрела), потом якобы исцелил царевича Алексея, больного гемофилией, облегчил боли дочери Столыпина, раненой террористами.

Распутин и царевич Алексей

Лохматый мужик навсегда завладел сердцами и умами августейшей четы. Император лично устраивает Григорию смену неблагозвучной фамилии на «Новых» (которая, впрочем, не прижилась). Вскоре Распутин-Новых приобретает еще один рычаг влияния при дворе - боготворившую «старца» юную фрейлину Анну Вырубову (близкую подругу царицы).

Анна Александровна Вырубова

Он становится духовником Романовых и приезжает к царю в любое время без записи на аудиенцию. При дворе Григорий был всегда «в образе», но вне политической сцены полностью преображался. Купив себе в Покровском новый дом, он возил туда знатных питерских поклонниц. Там «старец» надевал дорогие одежды, становился самодоволен, сплетничал о царе и вельможах.

дом Распутина в Покровском

Каждый день он демонстрировал царице (которую называл «мамой») чудеса: предсказывал погоду или точное время возвращения царя домой. Именно тогда Распутин сделал свое самое знаменитое предсказание: «Пока я жив, будет жить и династия». Растущая власть Распутина не устраивала двор.

дом на ул. Гороховой где жил Рспутин

Против него возбуждались дела, но всякий раз «старец» очень удачно покидал столицу, отправляясь то домой в Покровское, то в паломничество в Святую землю. В 1911 году против Распутина выступил Синод. Епископ Гермоген (десять лет назад отчисливший из духовной семинарии некоего Иосифа Джугашвили) пытался изгнать дьявола из Григория и публично бил его крестом по голове.

За Распутиным было установлено полицейское наблюдение, не прекращавшееся до самой его смерти. Читать и писать Распутин научился лишь в Петербурге. После себя оставил лишь короткие записки, исполненные страшными каракулями. Денег Распутин не копил, то голодая, то швыряясь ими направо и налево. Он всерьез влиял на внешнюю политику страны, дважды уговорив Николая не начинать войну на Балканах (внушая царю, что немцы - опасная сила, а «братушки», т. е. славяне, - свиньи).

Когда Первая мировая война все же началась, Распутин выразил желание прибыть на фронт для благословения солдат. Командующий войсками великий князь Николай Николаевич пообещал повесить его на ближайшем дереве.

В ответ Распутин разродился очередным пророчеством о том, что Россия не выиграет войну до тех пор, пока во главе армии не встанет самодержец (имевший военное образование, но показавший себя бездарным стратегом). Царь, конечно же, возглавил армию. С известными для истории последствиями. Политики активно критиковали царицу - «немецкую шпионку», не забывая и о Распутине.

Именно тогда был создан образ «серого кардинала», решающего все государственные вопросы, хотя на самом деле власть Распутина была далека от абсолютной. Немецкие цеппелины разбрасывали над окопами листовки, где кайзер опирался на народ, а Николай II - на половой орган Распутина.

Священники тоже не отставали. Было объявлено, что убийство Гришки - благо, за которое «сорок грехов снимется».

29 июля 1914 года душевнобольная Хиония Гусева ударила Распутина ножом в живот, прокричав при этом: «Я убила Антихриста!». Рана была смертельной, но Распутин выкарабкался. По воспоминаниям дочери с тех пор он изменился - стал быстро уставать и принимал от болей опиум.

Убийство Распутина


Григорий Ефимович Распутин

Немаловажную роль в стремительном взлёте Григория Ефимовича сыграл его дар целителя. Цесаревич Алексей болел гемофилией. У него не сворачивалась кровь, и любой мелкий порез мог закончиться фатально. Распутин же обладал способностью останавливать кровь. Он садился возле поранившегося наследника престола, тихо шептал какие-то слова, и ранка переставала кровоточить. Врачи ничего подобного сделать не могли, а поэтому старец стал незаменимым человеком для царской семьи.

Однако возвышение пришлого человека вызвало чувство недовольства у многих знатных людей. Этому в немалой степени способствовало поведение самого Григория Ефимовича. Жизнь он вёл распутную (согласно фамилии) и кардинально влиял на судьбоносные для России решения. То есть старец не отличался скромностью и не хотел довольствоваться ролью придворного лекаря. Таким образом, он сам подписал себе приговор, который всем известен как убийство Распутина.

Заговорщики

В конце 1916 года против царского фаворита возник заговор. В число заговорщиков вошли влиятельные и знатные персоны. Это были: великий князь Дмитрий Павлович Романов (двоюродный брат императора), князь Юсупов Феликс Феликсович, депутат Государственной думы Пуришкевич Владимир Митрофанович, а также поручик Преображенского полка Сергей Михайлович Сухотин и военный врач Станислав Сергеевич Лазоверт.

Ф.Ф. Юсупов


Князь Юсупов с женой Ириной
Именно в доме Юсуповых было совершено убийство Распутина

Существует также мнение, что членом заговора являлся офицер британской разведки Освальд Райнер. Уже в XXI веке с подачи "Би-би-си" возникло мнение, что заговор организовали англичане. Якобы они боялись, что старец уговорит императора заключить мир с Германией. В этом случае вся мощь немецкой машины обрушилась бы на Туманный Альбион.

Освальд Райнер

Как вещало "Би-би-си", Освальд Райнер знал князя Юсупова с детских лет. У них были хорошие дружеские отношения. Поэтому британец без труда уговорил великосветского вельможу организовать заговор. При этом английский разведчик присутствовал при убийстве царского фаворита и даже, якобы, сделал контрольный выстрел ему в голову. Всё это мало похоже на правду хотя бы потому, что ни один из заговорщиков впоследствии ни единым словом не упомянул о причастности британца к заговору. Да и такого понятия как "контрольный выстрел" вообще не было.

Дмитрий Павлович Романов



Великий князь Дмитрий Павлович Романов (слева)
и Пуришкевич Владимир Митрофанович

К тому же нужно учитывать менталитет людей, живших 100 лет тому назад. Убийство всемогущего старца считалось делом русских людей. Князь Юсупов из благородных побуждений никогда бы не позволил своему английскому другу присутствовать при казни царского фаворита. В любом случае это было уголовное преступление, а, следовательно, могло последовать и наказание. А этого князь никак не мог допустить по отношению к подданному другой страны.

Таким образом, можно заключить, что заговорщиков насчитывалось всего 5, и все они были русскими людьми. В их душах горело благородное желание спасти царскую фамилию и Россию от происков недоброжелателей. Виновником же всех зол считался Григорий Ефимович. Заговорщики наивно полагали, что, убив старца, они изменят неотвратимый ход истории. Однако время показало, что эти люди глубоко ошибались.

Хронология убийства Распутина

Убийство Распутина произошло в ночь на 17 декабря 1916 года . Местом преступления стал дом князей Юсуповых в Санкт-Петербурге на Мойке.

В нём приготовили подвальную комнату. Поставили кресла, стол, а на него водрузили самовар. В тарелки наложили пирожные, миндальные и шоколадные печенья. В каждое из них добавили большую дозу цианистого калия. Рядом на отдельном столике поставили поднос с бутылками вина и рюмками. Растопили камин, бросили на пол медвежью шкуру и отправились за жертвой.

Поехал за Григорием Ефимовичем князь Юсупов, а за рулём автомобиля сидел врач Лазоверт. Повод для визита был надуманный. Якобы жена Феликса Ирина хотела познакомиться со старцем. Князь предварительно созвонился с ним и договорился о встрече. Поэтому когда машина прибыла на Гороховую улицу, где жил фаворит царской семьи, Феликса уже ждали.

Распутин, одетый в роскошную шубу, вышел из дома и сел в автомобиль. Тот тут же тронулся, и уже после полуночи троица вернулась на Мойку к дому Юсуповых. Оставшиеся заговорщики собрались в комнате на 2-м этаже. Они зажгли везде свет, включили патефон и изображали шумную веселящуюся компанию.

В.М. Пуришкевич, поручик С.М. Сухотин, Ф.Ф. Юсупов

Феликс пояснил старцу, что у жены гости. Они скоро должны уйти, а пока можно подождать в нижней комнате. При этом князь извинился, сославшись на своих родителей. Те терпеть не могли царского фаворита. Старец об этом знал, поэтому ничуть не удивился, оказавшись в подвальном помещении, похожем на каземат.

Здесь гостю предложили откушать сладости, стоящие на столе. Григорий Ефимович пирожные любил, поэтому с удовольствием их съел. Но ничего не произошло. Цианистый калий по непонятным причинам не оказал на организм старца никакого воздействия. Как будто того защищали сверхъестественные силы.


Григорий Ефимович в домашней обстановке

После пирожных гость выпил мадеры и стал выказывать нетерпение по поводу отсутствия Ирины. Юсупов выразил желание сходить наверх и узнать, когда же, наконец, уйдут гости. Он покинул подвальное помещение и поднялся к заговорщикам, которые с нетерпением ожидали благой вести. Но Феликс их разочаровал и поверг в состояние недоумения.

Однако казнь необходимо было совершить, поэтому благородный князь взял браунинг и вернулся в подвальную комнату. Зайдя в помещение, он тут же выстрелил в сидящего за столом Распутина. Тот грохнулся с кресла на пол и затих. Появились остальные заговорщики и внимательно осмотрели старца. Григорий Ефимович не был убит, но пуля, попавшая в грудь, ранила его смертельно.

Насладившись видом агонизирующего тела, вся компания вышла из комнаты, потушив в ней свет и закрыв дверь. Через некоторое время князь Юсупов спустился вниз, чтобы проверить, не умер ли уже старец. Он прошёл в подвальное помещение, подошёл к лежащему без движений Григорию Ефимовичу. Тело было ещё тёплое, но не вызывало сомнения, что душа уже отделилась от него.

Феликс собрался звать остальных, чтобы загрузить убитого в автомобиль и вывезти с территории дома. Как вдруг веки старца дрогнули и открылись. Распутин пронизывающим взглядом в упор уставился на своего убийцу.

Далее случилось невероятное. Старец вскочил на ноги, дико закричал и впился пальцами в горло Юсупова. Он душил и непрестанно повторял имя князя. Тот впал в неописуемый ужас и попытался высвободиться. Началась борьба. Наконец князю удалось вырваться из цепких объятий Григория Ефимовича. Тот при этом упал на пол. В его руке остался погон с княжеского военного мундира.

Феликс выбежал из комнаты и бросился наверх за подмогой. Заговорщики устремились вниз и увидели бегущего к выходу из дома старца. Входная дверь была заперта, но смертельно раненый человек толкнул её рукой, и та раскрылась. Распутин оказался во дворе и побежал по снегу к воротам. Если бы он очутился на улице, то для заговорщиков это означало бы конец.

Вдогонку за убегающим бросился Пуришкевич. Он выстрелил тому в спину один раз, затем второй, но промахнулся. Надо отметить, что Владимир Митрофанович считался отменным стрелком. Со ста шагов он попадал в серебряный рубль, а тут не смог попасть в широкую спину с 30-ти. Старец уже был возле ворот, когда Пуришкевич тщательно прицелился и выстрелил третий раз. Пуля наконец-то достигла цели. Она попала в шею Григория Ефимовича, и тот остановился. Затем прозвучал 4-й выстрел. Кусок раскалённого свинца пробил голову старца, и смертельно раненый человек рухнул на землю.

К телу подбежали заговорщики и поспешно перенесли его в дом. Однако громкие выстрелы в ночи привлекли полицию. К дому прибыл городовой, чтобы выяснить их причину. Ему сказали, что стреляли в Распутина, и блюститель закона ретировался, не приняв никаких мер.

После этого тело старца положили в закрытый автомобиль. Но получивший смертельные ранения человек всё ещё подавал признаки жизни. Он хрипел, а зрачок открытого левого глаза вращался.

В машину сели великий князь Дмитрий Павлович, доктор Лазоверт и поручик Сухотин. Они увезли тело на Малую Невку и сбросили его в прорубь. На этом долгое и мучительное убийство Распутина закончилось.

Заключение

Когда следственные органы через 3 дня извлекли труп из Невы, то вскрытие показало, что старец прожил под водой ещё 7 минут.

Поразительная живучесть организма Григория Ефимовича и в наши дни вселяет в души людей суеверный ужас.

Царица Александра Фёдоровна повелела похоронить убитого в дальнем углу парка в Царском селе. Также было дано распоряжение построить мавзолей. Рядом с временной могилой установили деревянную часовню. Члены царской семьи бывали там каждую неделю и молились за душу невинно убиенного мученика.

После Февральской революции 1917 года труп Григория Ефимовича изъяли из могилы, отвезли в Политехнический институт и сожгли в топке его котельной.

котельная, где было кремировано тело Распутина

Что же касается судьбы заговорщиков, то они стали чрезвычайно популярны в народе. Однако убийц во все времена наказывали независимо от мотивов и побуждений.

Великий князь Дмитрий Павлович был отослан в войска генерала Баратова. Они выполняли союзнический долг в Персии. Это, кстати, спасло жизнь члену дома Романовых. Когда в России разразилась революция, великого князя не было в Петрограде.

Феликса Юсупова сослали в одно из его имений. В 1918 году князь вместе с женой Ириной покинул Россию. При этом из всего огромного состояния он взял крохи. Это драгоценности и картины. Общая их стоимость оценивалась в несколько сотен тысяч царских рублей. Всё остальное было разграблено и разворовано восставшим народом.

Что же касается Пуришкевича, Лазоверта и Сухотина, то против них все обвинения были сняты. Тут свою роль сыграла и Февральская революция, и личность убитого ими человека. Несомненно только одно - это убийство очень сильно подняло их авторитет и престиж.

Убийство Распутина во все времена вызывало много предположений, догадок и гипотез. В этом деле немало тёмных пятен. Особое же недоумение вызывает поразительная живучесть старца. Его не могли взять цианистый калий и пули. Всё это придаёт преступлению мистическую составляющую. Такое вполне можно допустить с учётом того, что материализм уже давно не является основополагающим учением, отрицающим всё необычное и сверхъестественное, живущее бок о бок с нами.

Статью написал Владимир Чернов