Духовный лидер исмаилитов. Ага-Хан – принц без королевства Духовный лидер мусульман-исмаилитов славится своими благотворительными проектами по всему миру. В то же время сам имам ведет светский образ жизни в Европе. Почему памирцы почитают Ага-Хана IV

Ага-хан IV. Европейский костюм, азиатский титул.
Фото Reuters

Этим летом Горно-Бадахшанская автономная область Таджикистана стала театром боевых действий, сопровождавшихся жертвами. Спецоперация была проведена правительственными войсками после покушения на генерала Абдулло Назарова. Примечательно, что в разрешение конфликтной ситуации вмешался человек, проживающий за тысячи километров от Горного Бадахшана, а в последний раз Таджикистан он посетил в ноябре 2008 года. Мы имеем в виду 75-летнего принца Ага-хана IV, главу (имама) всех исмаилитов мира, живущего между Парижем, Лондоном и другими фешенебельными местами Европы. Вмешательство Ага-хана в среднеазиатские дела объясняется тем, что жители Горного Бадахшана исповедуют исмаилизм, одно из ответвлений ислама шиитского толка.

Ага-хан не имя собственное, а титул, состоящий из двух турецко-персидских слов – ага (господин) и хан (повелитель). Он является не только духовным лидером разбросанной по миру общины, но и весьма состоятельным человеком. Президент Таджикистана Эмомали Рахмон обратился именно к нему с просьбой оказать срочное содействие в мирном урегулировании конфликта. Телефонный разговор между принцем и президентом состоялся 24 июля.

Дело в том, что памирцы не считают себя таджиками, которые в отличие от них придерживаются ислама суннитского толка и ханафитского мазхаба. Кроме того, жители Памира говорят на собственных языках – рушанском, ягнобском, язгулемском и других.

Имам на вес золота

Если бы кто-то приехал в город Бомбей (сегодня Мумбаи, Индия) 10 марта 1946 года и ему захотелось бы посетить крикетный стадион «Браберн», то он смог бы присутствовать на любопытном зрелище. Огромный стадион был переполнен до отказа, вероятно, на зрительских местах сидело не менее 100 тысяч человек. Но в тот день зрители собрались не на спортивный матч. В центре стадиона возвышалось необычное для этого места сооружение. Это были большие весы, на одной чаше которых сидел крупный мужчина в чалме, а на вторую чашу люди под руководством распорядителя вместо гирь сыпали золото, платину и драгоценные камни до тех пор, пока стрелки весов не уравнялись. Для справки: вес человека в чалме достигал 95 кг.

Скоро наш путешественник узнал бы, что взвешиваемый человек – это имам исмаилитов Ага-хан III, Султан Мухаммад-шах (1877–1957), персона, игравшая важную роль в политической жизни Британской Индии. Церемония взвешивания Ага-хана проходила примерно каждые четыре-пять лет. В 1946 году за кратковременное сидение на чаше весов Ага-хан получил подарок в золоте и драгоценностях, равный 2,5 млн. долл.

Однако официально значение церемонии весов объяснялось по-другому: Ага-хан, мол, на самом деле исполнял древний индийский религиозный ритуал, отмечая основные годовщины своего имамата. Собранные во время этих церемоний деньги он вкладывал в кооперативные предприятия, кредитные фонды и другие организации, помощью которых могли воспользоваться все исмаилиты. Это, может быть, и верно, однако газеты того времени, не только индийские, смаковали детали церемонии. Ага-хан приехал на стадион, одетый в длинную белую робу, расшитую серебряными узорами. Его сопровождали двое сыновей, Али-хан и Садруддин, а также его жена, которая носила белое сари, украшенное 1200 алмазами, стоимостью 45 тыс. фунтов стерлингов.

Следующее взвешивание состоялось в 1950 году, однако Ага-хан III понял, что этот архаичный обряд, напоминающий обычаи древних восточных сатрапов, больше не соответствует духу времени и выглядит оскорбительным для многомиллионных масс обездоленных в странах третьего мира. Поэтому, несмотря на попытки социального оправдания таких пышных ритуалов, сам виновник торжества объявил, что взвешивание 1950 года будет последним. Как раз в 1950 году личное имущество третьего Ага-хана оценивалось в 600 млн. фунтов стерлингов, что в то время соответствовало 2 млрд. долл.

Следующая церемония в Карачи (Пакистан) в 1954 году действительно была чисто символической, несмотря на то что имела дополнительное значение, поскольку почти совпадала (минус один год) с 70-летием имамата Ага-хана III.

Оцениваемый на вес золота и бриллиантов человек был дедушкой и предшественником ныне здравствующего Ага-хана IV, принца Карим-шаха, который родился 13 декабря 1936 года в Женеве и вступил в должность 11 июля 1957 года в возрасте 21 года. Церемония его интронизации состоялась не в Карачи, а в другом центре исмаилитского универсума – Дар-эс-Саламе, столице Танганьики (сегодня – Танзании) в Восточной Африке.

Хотя на этот раз не было взвешивания с помощью золотых слитков, церемония интронизации Карим-шаха была не менее торжественной и роскошной. На шею 21-летнего молодого человека была надета цепь, изготовленная из чистого золота, которая весила почти 3 кг и состояла из 49 пластинок, означавших, что новый имам – 49-й по счету с тех пор, как примерно 1400 лет тому назад в недрах шиитского ислама возникло вероисповедание исмаилитов.

Сыновья Ага-хана III, Али и Садруддин, отличались беззаботным и распущенным образом жизни, что побудило старого духовного лидера исключить сына Али из наследственной линии и назначить своим преемником внука Карима, с именем которого не было связано такое количество скандалов. Но, несмотря на эти скандалы и благодаря неимоверному богатству, семья нашла возможность заниматься благотворительностью и играть важную роль в политике и дипломатии сначала Британской Индии, а потом Пакистана.

Семь или двенадцать?

Посмотрим, как возник и развивался исмаилизм, насчитывающий около 20 млн. приверженцев в Пакистане, Индии, Восточной и Южной Африке, Центральной Азии, а также имеющий многочисленную диаспору в Европе и США. Исмаилизм – это ответвление от ислама шиитского толка. В этой разновидности ислама преобладает течение, названное «иснаъшарийя», то есть «приверженцы 12 Имамов», которые живут преимущественно в Иране и Азербайджане. Исмаилиты же принадлежат к течению «сабъийя», то есть к «приверженцам семи Имамов».

Мусульманская умма разделилась на суннитов и шиитов после того, как Пророк Мухаммед в 632 году н. э. умер, не оставив никаких указаний относительно своего преемника. Начался спор. Одна группа мусульман считала, что власть в общине должна принадлежать исключительно потомкам Пророка (ахл уль-байт, «людям из Дома»), то есть детям Фатимы, дочери Мухаммеда, и Али, его двоюродного брата. Право на имамат якобы было закреплено за родом Али божественным установлением (шиъат-у Али, «партия Али»), откуда произошло слово «шииты».

Шииты «12 Имамов» верят, что с известного момента Имам, наследник Али, чудесным образом ушел в «сокрытие», откуда правит миром через своих посланников. После «сокрытия» больше не было никакого «земного» Имама. По их мнению, «скрытым» Имамом стал 12-й, Мухаммад аль-Махди (868–?), который в положенное Аллахом время вернется на Землю именно как Махди (Мессия), чтобы восстановить мир и справедливость.

А вот как развивалось дело для исмаилитов. В 760 году Джафар ас-Садик, шестой шиитский Имам и правитель государства Фатимидов в Египте, лишил своего старшего сына Исмаила права законного наследования имамата, после чего вскоре, в 762 году, Исмаил погиб. Его приверженцы утверждали, что Исмаил не убит, а скрывается от врагов, и после определенного периода объявили его (седьмого в ряду преемства) «скрытым» Имамом, который в нужный момент объявится как Махди. По этой причине группа стала носить название исмаилитов. Некоторые приверженцы Исмаила, наоборот, считали, что он на самом деле умер, поэтому седьмым Имамом следует объявить его сына Мухаммеда, который скончался в 765 году. Со своей стороны, сторонники «12 Имамов» признали в качестве наследника Джафара ас-Садика его младшего сына, Мусу аль-Казима, и вели счет Имамов дальше. Обе группы верили, что Махди, согласно хадису (преданию), «наполнит землю правдой и справедливостью, подобно тому как она теперь наполнена несправедливостью и насилием».

В IX веке исмаилиты раскололись на фатимидов и карматов. После смерти в 1094 году фатимидского халифа аль-Мустансира исмаилиты еще раз раскололись на низаритов (восточных исмаилитов, которые теперь живут на Памире), поддерживавших приход к власти старшего сына аль-Мустансира – Низара, и на мусталитов, признающих Имамом фатимидского халифа аль-Мустали. К секте низаритов, кстати, принадлежали известные всему Ближнему Востоку ассасины, которые оставили след в таких словах, как итальянское assassino и французское assassin, то есть «убийца».

Надо сказать, что после «сокрытия» 7-го или 12-го Имамов, преемство (силсила) глав исмаилизма и шиизма в целом продолжалось на династической или иной основе. Однако новые имамы не имеют сакральной харизмы их предшественников и считаются скорее сафирами, или вакилами (посланниками) «скрытого» Имама. Таковым, например, многие в Иране считали аятоллу Рухоллу Хомейни, который тоже именовался Имамом.

Хан из Швейцарии

Титул «Ага-хан», который сегодня носят главы исмаилитов-низаритов, был установлен сравнительно недавно. В первой половине XIX века, когда низаритские имамы еще жили в Иране, почетный титул Ага-хана был присужден Ага Хасану Али-Шаху, 46-му сафиру исмаилитов, персидским монархом Фатх Али-Шахом Каджаром. Позднее, в 1887 году, генерал-губернатор Британской Индии граф Дафферин признал за Ага-ханом звание принца в знак благодарности за услуги, оказанные британцам во время афганской войны 1841–1842 годов и других военных операций. Таким образом, Хасан Али-хан стал первым Ага-ханом. После него этот титул получили Али-шах Ага-хан II, Султан Мухаммад-шах Ага-хан III, и его внук, ныне правящий принц Карим-шах аль-Хуссейни, Ага-хан IV, который одновременно является по силсиле 49-м имамом исмаилитов-низаритов.

Нынешний обладатель титула Ага-хана, Карим-шах, несомненно, сложная, противоречивая и многогранная личность. В молодости он вел расточительный и свободный образ жизни. Но при этом он образованный человек. Учился в школе Institut Le Rosey (Швейцария) и в 1959 году окончил с отличием Гарвардский университет (США) по специальности «история ислама». Однако в то же время он «подвизался» на крупных западных курортах, в увеселительных заведениях, на скачках и среди молодых восходящих кинозвезд. Но не терял из виду свои финансовые интересы. Одно из самых блестящих предприятий Ага-хана – курортный комплекс Коста Смеральда, размещенный на итальянском острове Сардиния. Здесь клан Ага-ханов скупил большие земельные участки на берегу моря и превратил их в дорогой и закрытый для широкого круга людей курорт.

Однако все это само по себе еще не объясняет, за счет чего уже много лет назад все предприятия Ага-хана приносили 1,5 млн. долл. дохода в год. Как считают многие аналитики, основная часть богатства Ага-ханов находится в тайных сейфах швейцарских или офшорных банков в виде ценных бумаг, которые могут быть предметом финансовых операций. Они-то и образуют истинную кладовую богатств, скрытых от всеобщего обозрения, поскольку широким массам неизвестно, какие акции каких предприятий хранятся в этих сейфах.

Позднее, став Ага-ханом, Карим-шах действительно вложил часть своих несметных богатств в социально-релевантные проекты, осуществляемые во многих странах, в том числе в государствах постсоветской Центральной Азии. Много внимания Ага-хан уделял социальным проблемам Пакистана. В Карачи ему принадлежит самая крупная и современная больница города. Под его руководством действует организация Aga Khan Development Network, в рамках которой функционирует ряд социально-экономических, образовательных и культурных учреждений. Ага-хан IV бывал и в России, где 30 апреля 2002 года встретился с президентом Владимиром Путиным. Кроме того, глава исмаилитов трижды (в 1995, 1998 и 2008 годах) посещал Горный Бадахшан в Таджикистане и направлял туда гуманитарную помощь. По словам Ага-хана, реальным вкладом в развитие образования в Таджикистане стало создание Университета Средней Азии в Хороге (административном центре Горного Бадахшана) и его филиалов в Киргизии и Казахстане. Вуз был учрежден в 2000 году правительствами трех республик и Фондом Ага-хана.

Исмаилиты проживают также в Синцзян-Уйгурском автономном районе. Однако попытки Ага-хана закрепиться на китайском Памире потерпели неудачу. Китайские власти вежливо, но твердо заявили ему, что не нуждаются в гуманитарной помощи.

В империи Ага-хана

Во время пребывания в Пакистане, где я работал журналистом, мне захотелось бросить взгляд и на «империю» Ага-хана, центр деятельности которого находится именно в этой стране. Я сконцентрировался на упомянутом Фонде Ага-хана (АКФ), который объединяет под своей опекой другие учреждения.

Штаб-квартира АКФ находится в Исламабаде, этом городе-недостройке, где единственный законченный квартал – правительственный. И там как раз расположено представительство АКФ. Оно размещается в центре одного из немногих бульваров Исламабада, Хаябан-е Сухраварди, названном в честь известного исламского философа XII века, прямо напротив многоцелевого зала Convention Center. Я явился туда, согласовав по телефону с секретарем встречу с директором отдела информации Матинуддином Шахси. Он сидел в современном светлом и просторном офисе, с кондиционером, за большим полукруглым письменным столом. Все это сильно отличалось от убогой обстановки обычных рабочих кабинетов в Пакистане. Сначала он детально расспрашивал обо мне, откуда я, какое у меня образование, какой я веры, на каких языках говорю. Я ответил ему обстоятельно, и он стал мне доказывать, что, несмотря на исмаилитскую подоплеку, АКФ – международная нерелигиозная общественная организация. Для большей убедительности своих слов Шахси назвал целый ряд сотрудников фонда, которые принадлежат к разным национальностям, исповедуют разные религии и говорят на разных языках.

Фонд существует и по сей день. В информационных бюллетенях говорится, что он был основан в Швейцарии в 1967 году. Деятельность организации заключается в поиске «устойчивых решений таких давних мировых проблем, как нищета, голод, неграмотность и болезни». На протяжении многих лет АКФ развивает идею «самодостаточности как одного из способов ослабления зависимости от внешних источников помощи». АКФ помогает тем, кому адресована его помощь, «развивать потенциал, повышать доверие к себе и приобретать опыт активного участия в разработке, осуществлении и обеспечении непрерывной деятельности программ».

АКФ располагает филиалами в 18 странах мира, преимущественно в Центральной Азии, на Ближнем Востоке, Восточной и Западной областях Африки, а также в Юго-Восточной Азии. А есть ли представительство АКФ в России? Оказывается, есть. Российский офис АКФ начал свою работу в 2007 году. А чем этот офис занимается? «В настоящее время фонд осуществляет проекты социальной помощи трудовым мигрантам, выходцам из стран СНГ Центрально-Азиатского региона в Москве и некоторых других регионов России», – говорится в бюллетенях фонда.

Наверное, в свете последних событий Ага-хан и сотрудники его фонда вновь обратят все свое внимание на Горный Бадахшан, чтобы вмешаться в трудную социальную и политическую обстановку в этом отдаленном регионе Таджикистана.

Духовный лидер мусульман шиитов исмаилитов Ага Хан призвал западные страны не игнорировать многогранность, которая присуща современному Исламу, и начать строить диалог с представителями, как суннитов, так и шиитов, сообщает TheIsmaili.org .

«Не замечать эту реальность сродни тому, чтобы игнорировать различия между католиками и протестантами на протяжении веков, или же пытаться разрешить гражданскую войну в Северной Ирландии без привлечения обеих христианских общин», - отметил в своем историческом обращении к объединенному собранию парламента Канады по приглашению премьер-министра страны Стивена Харпера.

Лидер исмаилитов подчеркнул, что отсутствие понимания концепции разнообразия в Исламе и внешнее вмешательство усиливает религиозный конфликт в некоторых частях мира.

«В последнее время, эта напряженность заметно возросла по своим масштабам и интенсивности, и была еще больше обострена внешним вмешательством. В Пакистане и Малайзии, в Ираке и Сирии, в Ливане и Бахрейне, в Йемене, Сомали и Афганистане это оборачивается бедой. Поэтому для не мусульман, которые имеют дело с Уммой, очень важно вступать в диалог, как с суннитами, так и с шиитами», - сказал он.

В своем обращении Ага Хана с печалью отметил тенденцию к росту экстремизма и нетерпимости в некоторых частях мира. «На самом деле, суровая реальность состоит в том, что религиозная враждебность и нетерпимость, кажется, усиливается во многих странах - от Центральноафриканской Республики до Южного Судана, Нигерии, Мьянмы, Филиппин и других стран - как между главными религиозными группами, так и внутри них», сказал он.

Его Высочество Ага Хан - это первый религиозный лидер, которому была предоставлена редкая привилегия обратиться с речью к объединенному собранию палат парламента Канады. В своей речи он описал веру как «силу, которая должна усилить наше беспокойство о мирской жизнедеятельности, охватить сопутствующие ей проблемы, и улучшить качество человеческой жизни». Говоря о взаимоотношениях между западным и исламским обществом, он назвал эти отношения «ключевыми в формировании глобальных отношений в наше время». Он утверждает, что столкновения цивилизаций, очень популярного сегодня выражения, просто не существует.

Глава исмаилитов высоко оценил усилия Канады по уменьшению нестабильности во всем мире, и подчеркнул значение сильного гражданского общества, образования и надлежащего государственного управления в усилении процесса развития обществ и смягчении конфликтных ситуаций

«Подытоживая, я верю, что гражданское общество является одной из самых влиятельных сил нашего времени, силой, которая будет иметь все большее всемирное влияние, охватывая все большее количество стран, влияя, изменяя, а иногда даже заменяя неэффективные режимы, - сказал он. - Я также верю, что гражданское общество во всем мире должно активно поощряться, и находиться под мудрой опекой тех, кто делает его работу наиболее успешной - Канада первая среди всех».

Премьер-министр Канады приветствовал Его Высочество Ага Хана как «большого друга и партнера Канады», добавив, что «когда Вы находитесь в Канаде, Вы находитесь у себя дома». В мае 2010 года Его Высочество Ага Хан был удостоен звания почетного гражданина Канады за свою роль в качестве «лидера в области международного развития, плюрализма и толерантности во всем мире».

Позже, духовный лидер исмаилитов и премьер-министр Канады подписали Протокол о взаимопонимании, который дает ясную структуру и стратегическое направление для многогранных и крепких отношений Канады с исмаилитским Имаматом. Протокол дает начало официальному процессу диалога, который позволит развиваться страновому сотрудничеству и всестороннему обсуждения вопросов, представляющих взаимный интерес, а также будет укреплять важное партнерство, которое Канада налаживало с Ага Ханом и его учреждениями в течение многих лет.

Помимо усилий по развитию, Его Высочество открыл несколько новых учреждений в Канаде, что берет начало в его восхищении успехами Канады в продвижении плюрализма, а также его желанием содействовать большему пониманию как внутри мусульманских сообществ, так и между этими сообществами и другими культурами. К этим новым учреждениям относятся Глобальный центр по плюрализму - совместная инициатива канадского правительства и исмаилитского имамата, и Делегация исмаилитского имамата в Оттаве.

В мае 2010 года премьер-министр Харпер и Его Высочество Ага Хан участвовали в церемонии основания Исмаилитского центра в Торонто и Музея Ага Хана - первого музея в Северной Америке, посвященного исключительно Исламскому искусству и культуре.

Принц Карим Ага Хан IV - духовным лидером исмаилитов всего мира. 13 декабря 2017 года в Душанбе члены секты исмаилитов праздновали «Мавлуди Муборак», торжество, посвященное 81-му дню рождения высокопоставленного имама. В их центре было организовано выступление известных таджикских исполнителей - Шухрата Сайнакова и Фируза Паллаева.

Для исмаилитов день рождения имама – не просто официальное торжество, это праздник, который они отмечают дома. Этот день празднуют во всех исмаилитских общинах мира.

В Москве в концертном зале "Россия" состоялся концерт, который продлился более пяти часов. Зрителей-мусульман развлекали артисты известной таджикской группы "Шамс", индийского дуэта "Салим — Сулейман", а также исполнители Радж Пандит, Сукрити Какар и Випул Мехта.

Итак, Шах Карим ал-Хусейн Ага Хан IV является 49-м наследным имамом мусульман-исмаилитов. Его считают прямым потомком Пророка Мухаммеда по родственной линии его кузена и зятя Али, первого имама и его жены Фатимы, дочери Пророка. Его Высочество Ага Хан стал имамом 11 июля 1957 года в возрасте 21 лет, унаследовав престол своего деда - сэра Султана Мухаммада Шаха Ага Хана. Шах Карим ал-Хусейни - сын принца Али Хана и принцессы Таджудавла, родился 13 декабря 1936 года в Женеве. Раннее детство прошло в Найроби (Кения), он учился в школе Ле Рози Швейцарии, затем в Гарвардском университете. Живет около Парижа в замке Аглемонт. У него три сына и дочь.

Возглавив Имамат в 1957 году, Ага Хан на протяжении вот уже 60 лет заботится о благополучии всех мусульман-исмаилитов мира, которые составляют более 20 миллионов человек и проживают в 25 странах, в основном, в странах Африки и Азии, в том числе Пакистане, Афганистане, Таджикистане и Иране. Большие общины есть также в США, Канаде и Великобритании.

Наиболее крупная община исмаилитов находится в Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) Таджикистана.

Королева Великобритании Елизавета II присвоила Ага Хану титул Его Высочество, а шахиншах Ирана Мухаммад Реза Пехлави — титул Королевского высочества.

Американский журнал Forbes ежегодно включает Ага-Хана в список самых богатых королевских особ в мире, его состояние оценивается в 800 миллионов долларов. Глава исмаилитов ежегодно участвует в большом количестве благотворительных проектов по всему миру. Подразделения Организации Ага Хана по развитию занимаются финансированием проектов по строительству школ, больниц и других объектов в странах, где проживают общины исмаилитов.

Его Высочество Ага-Хан IV трижды посещал Таджикистан - в 1995, 1998 и 2011 годах. По некоторым данным, весной 2018 года планируется его очередной приезд.

Стоит напомнить, что 30 апреля 2002 года Владимир Путин встретился с имамом Ага Ханом IV, духовным и политическим главой исмаилитов. Ага Хан получил образование в Гарварде, он -- один из наиболее успешных инвесторов стран третьего мира и пользуется среди своих подданных такой же властью, как его предки в Средние века.

Исламские раскольники

Исмаилитское течение в исламе оформилось в первой половине IX века в Арабском халифате в качестве ответвления одной из двух крупнейших групп последователей Пророка -- шиитов. Шиитское направление ислама возникло еще в первые десятилетия после смерти пророка, когда возник вопрос о принципах передачи власти халифов. Мусульманская умма (община) тогда разделилась. Согласно одной точке зрения, власть должна была наследоваться потомками Пророка. Согласно другой, халифа должно было избирать войско. Поводом для окончательной ссоры стало убийство зятя и двоюродного брата Пророка, четвертого халифа Али и приход к власти рода Омейя.

Шииты (от "шиа" -- группа приверженцев) приняли политическую власть Омейядов, но отказались признать их в качестве духовных лидеров уммы. И выдвинули собственную династию духовных вождей -- имамов. Однако позднее конфликт вокруг принципов передачи власти возник и внутри шиитской общины. Сын седьмого имама Джафар ас-Садыка Исмаил умер, не успев унаследовать престол, и Джафар передал власть не сыну Исмаила и своему внуку Мухаммаду, а своему младшему брату Мусе Казиму. Большинство шиитов согласилось с этим решением. Однако незначительная группировка внутри общины продолжала считать легитимным наследником Мухаммада и почитала его отца Исмаила как святого, а себя называла исмаилитами. К политическим разногласиям добавились доктринальные. Центральной в учении исмаилитов стала идея беспрекословного подчинения имаму. Причем толкования Корана, исходившие от имама, признавались равными словам Пророка.

К концу IX века исмаилиты превратились в мощное религиозно-политическое движение, действовавшее почти по всему исламскому миру и сохранявшее завесу тайны над своей деятельностью. Секретность объяснялась главным образом тем, что исмаилитов преследовали и шииты, и халифы династии Омейядов. Сто лет спустя борьба исмаилитов увенчалась успехом. Воспользовавшись ослаблением Омейядов, они создали в Северной Африке собственное государство -- Фатимидский халифат, просуществовавший более 200 лет. Власть этой державы распространялась на огромную территорию от Сирии до Сицилии и Андалузии. Однако и исмаилитская община недолго оставалась единой.

Самый крупный раскол внутри нее произошел в конце XI века. Он вновь был связан с вопросом престолонаследия. После смерти халифа из династии Фатимидов и имама Ал-Мустансира его сыновья Низар и Мустали повздорили из-за престола. Победил младший Мустали, а Низар был вынужден покинуть халифат вместе со своими сторонниками. В результате возникли два крупнейших течения в исмаилизме, существующие по сей день -- низариты и мусталиты. Мусталиты сохранили власть над государством Фатимидов, а низариты вскоре создали свое небольшое государство на территории современного Ирана с центром в горной крепости Аламут.

Взлеты и падения
Хозяева Аламута не обладали значительной военной мощью. Но это не мешало им держать в страхе правителей соседних могущественных держав, в частности, султаната Сельджукидов. Исмаилиты, которым было не привыкать действовать в подполье, создали разветвленную террористическую сеть из фанатично преданных имаму воинов -- федаев. Ко всякому, кто представлял угрозу для исмаилитского государства, или просто отказывался платить выкуп по требованию имама, подсылались федаи, убивавшие сначала врага, а потом себя. Слухи о исмаилитских убийцах дошли и до средневековой Европы, где они были известны под именем асассинов. Это слово произошло от искаженного арабского "курильщик опиума" (считалось, что федаи шли на задание в состоянии наркотического опьянения) и в значении "убийца" вошло во многие европейские языки. Монгольское завоевание в XIII веке уничтожило государство с центром в Аламуте. Для низаритов наступила пора безвременья. Политическое единство общины было разрушено.

Большинство разрозненных групп низаритов потеряли связь с имамами, которые на протяжении пяти веков скрывались на юго-западе Ирана. Ситуация начала меняться только в XVIII столетии, когда исмаилитские имамы выдвинулись на первые роли в политике персидского государства. Тогда же персидские шахи пожаловали имамам титул "Ага Хан", что можно приблизительно перевести как "вождь" или "господин". Начался процесс восстановления связи между отдельными общинами исмаилитов. А следующий век стал временем их ренессанса. Центр имамата был перенесен в Бомбей, где издавна существовала мощная исмаилитская община. Этот шаг обеспечил дальнейший взлет политического влияния исмаилитов.

Благодаря сотрудничеству с английскими колониальными властями, имам Ага Хан III приобрел статус главного посредника между ними и индийскими мусульманами. Это позднее принесло ему рыцарское звание, тесные связи с элитой метрополии, политический вес как на Западе, так и на Востоке. При Ага Хане III община исмаилитов-низаритов окончательно обрела тот вид, в котором существует сегодня. По плану этого выдающегося организатора было унифицировано устройство исмаилитских общин, разбросанных по всему мусульманскому миру от Индии до Западной Африки и от гор Памира до Судана. Единая система управления превратила исмаилитское сообщество в своего рода транснациональное государство.

В относительно короткое время богатство исмаилитов значительно выросло, а вслед за ним повысилось и политическое влияние их имама. Пиком его карьеры как мирового политика стало избрание в 1937 году на пост президента Лиги наций (предшественницы ООН). Также Ага Хан принял активнейшее участие в создании сначала Мусульманской лиги, движения, объединявшего индийских мусульман, а затем и в создании государства Пакистан. Однако внутренние правила исмаилитской общины мало изменились со времен Средневековья. Абсолютная власть имамов осталась непоколебимой, также как их авторитет толкователей основ веры. Впрочем, исмаилитский лидер использовал этот авторитет совсем иначе, нежели его предки из Аламута. Он был склонен к реформированию жесткой религиозной доктрины, в частности, выступал за эмансипацию женщин. В известных пределах, разумеется.

Любимый внук
49-й имам исмаилитов-низаритов Ага Хан IV, который ныне управляет общиной, Шах Карим ал-Хусайни родился в пригороде Женевы 13 декабря 1936 года. Его отец, Али Хан, был младшим сыном имама Ага Хана III, а мать, Джоанна Барбара Йард Буллер, происходила из аристократического английского рода. Брак их не сложился. В конце 40-х годов Али Хан увлекся голливудской звездой Ритой Хейворт и родители развелись. Видимо, эта скандальная история и не позволила Али Хану стать преемником Ага Хана III. Как и положено, с юных лет при принце постоянно находился наставник, обучавший его основам веры.

Карим делал большие успехи и в 1943 году прошел испытание на собрании местной общины в Найроби, куда временно перебралась семья, и впервые руководил общим богослужением. В остальном будущий имам ничем не отличался от своих европейских ровесников, принадлежащих к аристократическому кругу, -- те же оловянные солдатики, а позднее -- футбол и теннис. Несмотря на основательное религиозное воспитание, никто и не думал прививать ему аскетизм или нетерпимость к образу жизни иноверцев. Кроме того, семья озаботилась тем, чтобы принц получил хорошее европейское образование. После окончания Второй мировой войны он вновь поселился в Швейцарии, где с успехом закончил одну из престижных школ, а затем изучал в Гарварде историю ислама и получил степень бакалавра. Когда в 1957 году умирающий Ага Хан III объявил Карима своим наследником, это удивило многих в исмаилитской общине, ведь тому было всего двадцать лет. Позже родственники объясняли такое решение имама тем, что он давно знал Карима и выделял его среди прочих представителей рода. Считается также, что у деда и внука сложились близкие человеческие отношения, назвать которые дружбой мешает только разница в возрасте. Сам Ага Хан III, объявляя свою последнюю волю, объяснял свой поступок необходимостью привлекать молодежь к политическим делам исмаилитского сообщества, высказавшись в том примерно духе, что новая эпоха требует новых людей.

Соперник Всемирного банка
Ага Хан IV действительно оказался человеком, который был в тот момент нужен исмаилитской общине. За время своего правления он сумел поднять ее влияние на такую высоту, которая была недостижима даже для его блистательного деда. Государство, которым он руководит, не обозначено ни на одной карте, а численность исмаилитов (15--20 млн. человек), хотя и сопоставима с населением небольшой европейской страны, по меркам исламского мира невелика. Однако Ага Хана принимают на самом высоком уровне, как признанного мирового политика, он принадлежит к числу богатейших людей планеты, и его имя почти не сходит со страниц западной прессы. Причина такого успеха коренится в таланте Ага Хана-бизнесмена.

Он раньше кого бы то ни было понял, что вложения в бедные страны могут оказаться исключительно выгодными. Причем в данном случае коммерческая выгода идет рука об руку с нравственной позицией: будучи плотью от плоти исламского мира, Ага Хан искренне стремиться сделать его процветающим. Вместе с имаматом в наследство Ага Хану IV досталась разветвленная и стройная система программ по модернизации и экономическому развитию исмаилитских общин. Ему удалось вывести ее на качественно новый уровень.

В 1967 году он основал Фонд Ага Хана (Aga Khan Foundation), впоследствии ставший ядром Организации Ага Хана по развитию (AKDN, Aga Khan Development Network). Главное отличие политики Ага Хана IV от принципов его деда заключается в том, что его инвестиционные программы распространяются не только на исмаилитские общины, но и на все население стран, где действуют структуры AKDN, вне зависимости от вероисповедания. На протяжении последних десятилетий AKDN является наиболее успешной среди всех мировых финансовых организаций, занимающихся проектами по развитию стран третьего мира. В отличие от таких финансовых монстров, как Всемирный Банк или Международный банк реконструкции и развития, AKDN никогда не вкладывала деньги в амбициозные макроэкономические проекты.

Как показывает опыт, такие вложения уходят в песок и абсолютно бессмысленны, поскольку средства, распределяемые местными правительствами, либо разворовываются, либо расходуются крайне бестолково. Кроме того, AKDN лишь в крайних случаях практикует традиционные для западных благотворительных организаций поставки гуманитарной помощи, которые в лучшем случае играют роль паллиатива и неспособны даже в малой степени повлиять на ситуацию с бедностью и снизить связанную с ней социальную напряженность. И при этом, зачастую, вызывают у местного населения не благодарность, а ненависть к благотворителю.

Созданная Ага Ханом структура придерживается принципиально иной стратегии. AKDN, как правило, обходится без помощи органов государственной власти и предпочитает работать на уровне отдельных городов, деревень или хозяйств. При этом деньги идут не на создание потемкинских деревень в виде высокотехнологичных производств в странах, где даже электричество есть далеко не везде, а на развитие традиционных отраслей хозяйства, будь то пчеловодство или изготовление джутовых мешков.

Единственной целью инвестиционных программ является создание условий, в которых отдельные хозяйства могли бы обрести самостоятельность и при этом занять собственную нишу на рынке. Эта цель достигается предоставлением дешевых кредитов, что особенно важно в странах, где банковская система или находится в зачаточном состоянии или полностью отсутствует, поставками инвентаря, строительством локальных электростанций и других элементов инфраструктуры. Можно сказать, что Ага Хан IV является обладателем своеобразного финансового "ноу хау" в области помощи странам Третьего мира.

В отличие от западных кредитов, его схема действительно работает и достигает реальной цели. Многие на Западе уже это поняли. Не случайно на протяжении последнего десятилетия все больше европейских стран, стремящихся оказать помощь своим бывшим колониям, предпочитают делать это не напрямую, а через структуры AKDN. Если судить по состоявшейся в конце апреля (2002 год) встрече президента Путина с Ага Ханом в Москве, российское руководство также проявляет интерес к сотрудничеству с исмаилитским имамом. Ведь современный исмаилизм в идейном плане жестко противостоит ваххабитам, а инвестиционные программы AKDN способствуют ликвидации социальной базы исламского радикализма. Понятно, почему Путин призвал Ага Хана расширить деятельность в Средней Азии и в мусульманских регионах России.

"Spiegel": Ваше высочество, в своем из вестном выступлении папа Бенедикт процитировал императора Мануила, сказавшего:" Покажи мне, что нового принес Мухаммад и ты увидишь только злое и бесчеловечное...", что, как известно вызвало бурную реакцию в мусульманском мире. Какова Ваша реакция на нее?

Ага Хан: Я очень встревожен этим случаем, ибо он принес изрядную сумятицу в мусульманский мир. У нас сегодня и без того хватает недопонимания между религиями, происходит деградация межрелигиозных взаимоотношений. Я полагаю, что нам не следует подкидывать еще больше дров в костер и без того непростой ситуации.

Но Бенедикт XVI явно дистанциировал себя самого от процитированных слов средневекового императора. Позиция лично папы - поддержание диалога между религиями и посему он несколько раз высказывал свое почтение мировым религиям, исламу в том числе.

- Так что же произошло- досадная ошибка, либо понтифик был неправильно понят?

Я не могу и не хочу выносить подобие вердикта по этому вопросу. Это будет неразумно для меня утверждать, что я знаю, что папа имел в виду. Но средневековье, насколько мне известно - это период острых богословских споров между исламом и христианской Византией. знаменательное время, и слова императора нельзя выхватывать из контекста этого времени. Хотя тема выступления папы была совершенно другая - соотношение между верой и разумом, гармоничное сочетание которых, по мнению понтифика, означает исключение всякой связи между религиями.

- Вы согласны с этим утверждением?

- Если делать акцент на том, что папское выступление было посвящено вере и разуму, то я думаю, что ее обсуждение в этом контексте будет очень конструктивным как для исламского, так и неисламского мира. Я могу даже сказать о своей двойственной реакции на это выступление - да, с одной стороны, я вижу деградацию межрелигиозных взаимоотношений, но с другой я вижу шанс. Шанс поговорить о важном и серьезном вопросе - взаимосвязи между логикой и верой.

Если папа пригласит Вас и других религиозных лидеров к диалогу по проблеме веры, разума и насилия, Вы примете такое приглашение?

Да, разумеется. Я должен однако заметить. что экуменическая дискуссия в определенный момент сталкивается с известными ограничениями. Вот почему я предпочел бы разговор на основе некоего общего космополитического этического базиса, увязываемого со всеми великими религиями мира.

- В исламе есть проблемы с рациональным мышлением?

Вовсе нет. Мало того, я скажу, что среди всех авраамических религий ислам, пожалуй, единственная, уделяющая такое внимание знанию. Целью является понимание Божественного плана творения и таким образом эта религия преисполнена логики. Ислам - это религия разума.

- Каковы, по Вашему, корни современного терроризма?

Нерешенные политические конфликты, общий застой и прежде всего, культурное невежество Терроризм никоим образом не имеет богословского обоснования.

- О каких конфликтах Вы говорите?

Например, о ближневосточном и кашмирском. Они вот уже десятилетиями так и остаются неразрешенными.Их последствия продолжают разрастаться словно раковая опухоль. А это заболевание, как вы знаете. если не излечено на ранней стадии, может оказаться неизлечимым. Так и затягивание разрешения конфликтов создает питательную среду для террора.

Возникает вопрос также о распространении религии мечом.. Все религии мира на протяжении своей истории обращались к насилию с целью либо защитить, либо распространить самих себя через посредство военных действий. Но ислам никогда не призывал к этому, наша религия - религия мира.

- "Запад должен выступить против остального мира," - пишет профессор Хантингтон в своей книге о столкновении цивилизаций. Возможен ли такой конфликт?

- Если и говорить о конфликте, это будет конфликт невежеств. Конфликт опасный и разрушительный.

- И какая из сторон за него в ответе?

Обе. Но в первую очередь западный мир. Вы полагаете, что современник 21 века должен много знать об исламе. Но вы помотрите на систему образования на Западе -полноценные знания об исламской цивилизации в ней отсутствуют. Что было известно о шиизме до иранской революции? Что бьло известно о ваххабизме до Талибана? Ничего. Мы должны преодолеть подобное положение вещей. Чем стрелять друг в друга, лучше научиться друг друга слушать. И это будет величайшим достижением нашей цивилизации.

Среди наименее демократических и наиболее отсталых стран мира преобладают страны с преимущественно мусульманским населением. Неужели демократия и ислам, как многие утверждают несовместимы?

Давайте, прежде всего, честно посмотрим на вещи. Многим политическим лидерам достались в наследство проблемы, напрямую не имеющие отношения к религии. Принятие инновационных управленческих решений требует времени. И уже сейчас заметно, что среди стран с наибольшим экономическим ростом есть и мусульманские страны. Но вот, что касается роста демократии... Мои личные демократические убеждения основываются отнюдь не на греческих или римских философах, но на том, что произошло 1400 лет назад. Это принципы, лежащие в основе моей религии. При жизни Пророка (мир ему) процесс политических консультаций шел непрерывно. И первый имам шиитов, кузен и зять пророка Али подчеркивал:" Нет большей чести чем знание, нет большей силы чем терпение, и не более надежной основы, чем совещание (шура)."

"SPIEGEL" (Перевод )

ДУШАНБЕ, 11 июл - Sputnik. Духовный лидер исмаилитов мира принц Ага-Хан IV 11 июля отмечает алмазный юбилей - 60-ю годовщину в качестве 49-го наследного имама (духовного лидера) мусульман шиитов исмаилитов всего мира, сообщает пресс-служба Организации Ага Хана по развитию (АКДН).

В 1957 году после смерти Ага-Хана III принц Карим был провозглашен Ага-Ханом IV, унаследовав титул имама исмаилитов-низаритов. В том же году королева Великобритании Елизавета II присвоила ему титулование - Высочество, а в 1959 году шахиншах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви - Королевское высочество.

В честь этого события состоится мероприятие для Ага Хана и лидеров исмаилитского сообщества. Исмаилиты всего мира проведут церемонию, приуроченную к этой дате.

"Это празднование объединит исмаилитское сообщество и партнеров Организации Ага Хана по развитию (АКДН) во всём мире, а также руководителей правительств и религиозных сообществ в более чем 25 странах мира", - говорится в пресс-релизе АКДН.

Принц Карим Ага-Хан IV родился 13 декабря 1936 года в Швейцарии. Имам мусульманской общины исмаилитов-низаритов, он имеет около 15 миллионов последователей в более чем 25-ти странах.

Члены семьи Ага-Хана считаются прямыми потомками пророка Мухаммеда. Один из предков семьи был персидский король Фетх Али-Шах, от которого они и унаследовали титул принцев и принцесс.

В школьные годы будущий глава исмаилитов учился в Institut Le Rosey в Швейцарии. Затем он поступил в Гарвардский университет , который с отличием закончил в 1959 году по специальности «История ислама».

Принц Ага Хан IV является наследным имамом общины исмаилитов. Исмаилизм - совокупность религиозных движений в шиитской ветви ислама, восходящих к концу VIII века. Каждое движение имеет свою иерархию имамов. Титул главы самой крупной и известной общины исмаилитов - Ага-хан - передается по наследству.

Обязанности принца Ага-Хана IV как имама включают не только толкование вопросов веры исмаилитской общины, члены которой проживают в индустриально развивающихся странах, но и взаимоувязывание веры с современными реалиями.

Организация Ага Хана IV по развитию, штаб-квартира которой находится в Париже, была основана Имаматом Исмаилитов в 1967 году. В настоящее время ее филиалы расположены в Канаде, Великобритании, Швейцарии, Пакистане и Таджикистане.

По инициативе Ага-Хана в различных странах были открыты школы, университеты, учреждены различные гранты, в том числе знаменитая премия по архитектуре.

В Таджикистане Фонд Ага Хана владеет контрольным пакетом акций компаний Pamir Energy и Tcell и гостиницей в Душанбе. На средства фонда реализуется строительство школ, больниц и университета в Хороге.

Во время гражданской войны в Таджикистане организация Ага Хана бесплатно снабжала Горно-Бадахшанскую автономную область и другие районы республики продовольствием. В 1993 году, когда военные действия достигли Дарвазского района ГБАО, Ага Хан призвал Совет сил самообороны Памира сложить оружие. В 2000 году Организация открыла в Хороге Университет Центральной Азии.

Принц является создателем и спонсором благотворительных проектов во многих странах, в том числе в Центральной Азии. Под его руководством действует организация Aga Khan Development Network, в рамках которой функционирует ряд социально-экономических, образовательных и культурных учреждений.

В апреле Ага-Хан IV посетил Москву. Духовный лидер общины исмаилитов-низаритов принц Карим Ага-Хан IV в ходе встречи с главой МИД России Сергеем Лавровым заявил, что сотрудничество с Москвой является ключевым для Центральной Азии.

"Этот визит в Москву важен для меня, сотрудничество с Россией является критически важным не только для моего сообщества, но и для всей Центральной Азии, где мы сейчас создаем совместные институты, которые будут иметь большое значение для региона", - подчеркнул Карим Ага-Хан.